По происхождению потребности можно разделить на – Раздел V. Понятие потребностей и их классификация

Классификация потребностей и мотивов | PSYERA

Человек является частью огромной системы, которая включает в себя природу, общество, материальный и духовный мир. Он связан со всем этим бесконечно многообразными отношениями, определяющими условия его социального бытия. Зависимость человека от этих жизненно важных условий выражается в факте существования у него большого множества потребностей и мотивов.

Потребности можно классифицировать по различным основаниям. По степени притягательности выделяют позитивные и негативные мотивы. Первые будут побуждать организм к приближению или достижению некоторого объекта, а вторые — к избеганию. Примером позитивного мотива может служить мотив достижения, а негативного — мотив избегания неудач.

По критерию постоянства выделяют постоянные (потребность в кислороде), устойчивые (потребность в общении), циклические (потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные (потребность в поедании мела у женщин в период вынашивания ребенка).

По интенсивности субъективного переживания потребностного состояния (особенно при невозможности реализации потребности) потребности можно разделить на сильные и слабые.

По преобладанию ориентации на результат деятельности (например, труд) или на сам процесс ее выполнения (например, игра) выделяют процессуальные и результативные потребности.

В зависимости от происхождения потребности подразделяются на биогенные и социогенные. Биогенные направлены на удовлетворение нужд организма. Лишение человека возможности их удовлетворения приводит к физической смерти. Сюда относится потребность в пище, в воде, в физических условиях существования (тепле, солнце, воздухе, определенном атмосферном давлении и др.), половая потребность, потребность в самосохранении и др. Перечисленные потребности во многом биологически обусловлены, то есть их существование предопределено генетически. Это не значит, что они являются врожденными. Генетически задается лишь способность человека испытывать беспредметное состояние нуждаемости в чем-либо (пище, воде, тепле), то есть эмоциональная окраска потребности. Все остальные ее компоненты (предмет, способ удовлетворения, цикл, норма насыщения) возникают в процессе обучения и воспитания.

Социогенные потребности целиком и полностью являются продуктом обучения и воспитания. Они не могут возникнуть вне человеческого общества и характерны только для людей. Их значительно больше, чем биогенных, и они очень индивидуализированы. Сюда относятся такие потребности: в славе, в общении, во власти, в любви, в эмоциональном контакте, в уважении, в красоте и др. Они направлены на удовлетворение нужд личности. В ситуации задержки или невозможности их удовлетворения человек страдает как личность. При значительном ограничении возможности удовлетворения наиболее значимых социогенных потребностей наблюдается сильнейшая невротизация личности, сопровождающаяся чувством потери смысла жизни.

В зависимости от характера и уровня осознаваемости потребности и мотивы подразделяются на осознаваемые, частично осознаваемые, неадекватно осознаваемые и неосознаваемые. К осознаваемым относятся такие потребности, в которых человек отчетливо осознает все структурные компоненты. Они являются одновременно и произвольными, то есть человек хорошо управляет ими. Уровень осознания компонентов потребностей может быть неполным, что характерно для частично осознаваемых потребностей. Это снижает уровень их произвольности. Неадекватно осознаваемые потребности отличаются тем, что человек неправильно (искаженно) осознает отдельные их компоненты. Возможности их произвольной регуляции становятся еще более низкими. Минимальный уровень осознаваемости характерен для неосознаваемых потребностей. В данном случае может выделяться лишь эмоциональный компонент потребности — некоторое беспредметное хотение, которое называется влечением. Влечения вообще трудно поддаются произвольной регуляции. Психологической причиной снижения уровня осознаваемости потребностей или его искажения является их незрелость или несоответствие нравственным убеждениям личности. Поэтому они чаще встречаются у детей и подростков.

В результате развития потребностно-мотивационной сферы человека возникает целостная система потребностей и соответствующих им мотивов. Она построена по иерархическому принципу, где каждая потребность занимает свое определенное место. Ее можно представить в форме пирамиды, вершину которой занимает одна или несколько наиболее сильных, значимых, устойчивых и трудно насыщаемых потребностей. Они определяют личностную направленность человека и смысл его жизни. Это положение могут занимать самые разнообразные потребности. В соответствии с этим выделяются типы направленности личности. Второе ранговое положение занимают менее сильные, менее значимые и менее устойчивые потребности. Каждому последующему ранговому положению соответствует более низкий уровень силы, значимости и устойчивости потребностей. Основание этой пирамиды занимают личностно малозначимые потребности.

Система потребностей функционирует как единое целое. Поэтому удовлетворение любой из потребностей осуществляется через соотнесение со всеми другими, особенно вышестоящими потребностями. Иерархически построенная структура потребностно-мотивационной сферы делает процесс мотивации поведения произвольным и осознаваемым, что является одним из критериев личностной зрелости. Структура потребностно-мотивационной сферы отличается индивидуальной неповторимостью по таким параметрам, как широта, гибкость, содержание ведущих потребностей и мотивов и др. Можно выделить множество ее вариантов, каждому из которых будет соответствовать определенный тип личности. Знание структуры потребностно-мотивационной сферы является важнейшим условием эффективной работы с людьми: в управлении, в бизнесе, в профориентации, в политике и т.д.

Важнейшее место в структуре мотивации поведения человека занимает механизм волевой регуляции, когда он должен действовать не по внутреннему побуждению («хочу»), а по необходимости («надо»). Механизмы воли актуализируются в ситуациях, связанных с преодолением объективных или субъективных препятствий (преград), затрудняющих реализацию жизненно важных целей и задач. К объективным относятся всевозможные внешние препятствия, обстоятельства и условия, к субъективным — внутренние факторы (усталость, отсутствие интереса, наличие конкурирующих мотивов, непонимание смысла предстоящего действия и т.п.). Ситуации необходимости и преодоления характерны для общественной жизни, то есть являются исключительно социальными. Поэтому воля по своему происхождению представляется социальной.

Проблема воли относится к числу наиболее сложных, загадочных и плохо изученных. Особый интерес представляет вопрос о том, как объяснить парадоксальную возможность человека действовать вопреки собственным желаниям. В разные времена ученые пытались искать эту движущую силу либо вне человека (в Боге, в дьяволе, в других людях), либо в нем самом. Интересную теоретическую концепцию воли выдвинул отечественный ученый В.А. Иванников, который объяснил волевые акты через механизм смыслообразования.

Поскольку отсутствие достаточной мотивации делает невозможным осуществление действия, в этих условиях субъект придает ему дополнительный личностный смысл, то есть связывает с другими возможными потребностями и мотивами. В результате этого акта действие становится полимотивированным, что и придает ему необходимый энергетический потенциал. Например, при отсутствии непосредственного интереса к учебному предмету, студент заставляет себя выполнять соответствующие задания, апеллируя к необходимости успешной сдачи экзамена, получения стипендии, получения высшего образования, порадовать своих родителей и др. Подобные смыслообразующие внутренние действия и составляют сущность механизма волевой регуляции. Их очень много: обесценивание конкурирующего мотива, апелляция к социальным ролям и позициям, представление всевозможных результатов предстоящего действия, соединение предстоящего действия с высшими нравственными ценностями субъекта, обращение к символам и ритуалам, обращение к жребию, идентификация с значимым человеком (идолом), мысленное изменение ситуации выполнения действия, ориентация на мнение и поведение большинства других, мысленная ориентация на оценки значимых людей и др. Система этих приемов составляет технику волевого акта. По своему происхождению они представляют собой преобразованные внешние смысло-образующие содействия. Смыслообразующее побуждение, адресованное самому себе, по сущности идентично побуждению, направленному на другого человека.

В относительно простых и достаточно привычных ситуациях преодоления препятствия работа приемов волевой регуляции протекает на неосознаваемом уровне. Наиболее отчетливо они актуализируются в сознании в ситуациях сложных и ответственных волевых решений. Развитие воли предполагает овладение максимально широким набором приемов смыслообразования, а также воспитание возможно более разнообразной по содержанию и зрелой по структуре системы мотивов. Знание сущности механизма волевой регуляции важно не только для воспитания, но и для эффективного управления людьми. Для того чтобы побудить человека к действию или решению, необходимо помочь ему понять его смысл, то есть вписать предстоящее действие в максимально широкий смысловой контекст. Психологически грамотное побуждение другого человека к определенному действию — это содействие его смыслообразующим процессам.

psyera.ru

Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные.

Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. К числу биологических относится и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.

Социальные потребности— это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви.

Идеальные потребности— это потребности познания окружающего мира в целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

 К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).

 К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

 Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществчеловеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна.

Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз.

Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах .

Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.

Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

Внутренне и внешнее организ. мотивация.

Различают внутреннюю и внешнюю мотивации. При внутренней мотивации награду за свои действия человек, что называется, «имеет в самом себе»: чувство собственной компетенции, уверенность в своих силах и намерениях, удовлетворение от своего труда, самореализации. Внутреннюю мотивацию усиливает положительная обратная связь в форме похвалы, одобрения и т.п. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.

Можно выделить следующие особенности внешней и внутренней мотивации:

внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — качества;

если внешняя мотивация (как позитивная, так и негативная) не достигает «порогового» значения или снимается вообще, внутренняя мотивация усиливается;

при замене внутренней мотивации внешней первая, как правило, уменьшается;

рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

Рассмотрим наиболее популярную концепцию мотивации, автором которой является Абрахам Маслоу.

А. Маслоу определил мотивацию как внутреннее поведение, побуждающее индивида предпринимать какие-либо действия, и сгенерировал основные идеи, которые, по его мнению, определяют человеческое поведение.

1. Потребности людей бесконечны: как только человек удовлетворяет одни потребности, у него появляются другие.

2. Удовлетворенные потребности теряют мотивирующую силу.

3. Неудовлетворенные потребности побуждают человека к действию.

4. Потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости.

 

 

Вопрос 45

Факторы, влияющие на принятие решения. Стили мотивации. Самооценка личности. Мотивация на успех и мотивация избегания неудач.

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Функции самооценки:

Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора

Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности

Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

 

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

Самооценка может быть адекватной и не адекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушает гармоничность в развитии его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

 

Индивиды, у которых преобладает мотивация к успеху, предпочитают средний или низкий уровень риска. Им свойственно избегать высокого риска. При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако они много работают для достижения успеха, стремятся к успеху. Индивиды с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.

 

Индивиды, у которых преобладает мотив избегания неудач, предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У них, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчастными случаями. И они чаще попадают в подобные неприятности. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения.

 

Стили мотивации по Личко

1. Управляемый стиль – при возникновении потребности, человек анализирует внешние и внутренние факторы и только после этого принимает решение, выраженная волевая регуляция.

2. Импульсивный стиль – склонность действовать по первому побуждению, без обдумывания последствий ( стиль укороченной мотивации, потребность есть, цель есть, а мотиваторы человек не учитывает). Слабость волевого контроля, может быть при утомлении, аффекте, заолевании ЦНС.

 

Черты личности, влияющие на особенности мотивации.

Особенности локус контроля: внешний и внутренний – контроль подкрепления.

Внутренний – человек считает, что успех зависит тот него самого

Внешний – опирается на обстоятельства

 

Самооценка

Самооценка определяет уровень притязаний личности. Она всегда сопряжена с оценкой других.

Завышенная и заниженная самооценка

 

Высокая :

1) Человек ориентирован на успех, связана с «+» эмоциями

2) Человек ставит более дальние и масштабные цели

 

Низкая:

1) Мотивация на избегание неудач, связана с «-» эмоциями

2) Интерес д-ти падает, довольствуется ближайшими целями

 

Вопрос 46

Свойства мотивационной сферы. Полимотивация. Борьба мотивов.

Св-ва:

1)широта — чем больше мотивов у человека,тем более развита мотивационная сфера.

2)гибкость — человек для удовлетворения мотивов высокого ур-ня способен использовать разные мотивы более низкого ур-ня.разнообразие средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность.

3)иерархиезированность — у человека мотивы находятся в соподчинённом отношении.это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с чем одни диспозиции имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие – подчиненное, второстепенное. Одни используются чаще, другие — реже.

 

Полимотивация:

школа Узнадзе — одному мотиву соответствует 1 цель(деят-ть) — мономотивационная позиция.

 

существует 1 ведущий мотив(смыслообразующий),который побуждает,направляет поведение и мотивы — стимулы, которые играют роль дополнительной стимуляции деятельности.

 

поведение обусловлено одновременно несколькими мотивами.

 

При «борьбе мотивов» человек может решать разные задачи: действовать или не действовать, быть или не быть, обещать или не обещать и т. д., т. е. сказать себе или другим «да» или «нет».

Борьба мотивов:

1)стремление/стремление — выбор между двумя привлекательными объектами.

2)стремление/избегание — внутренний конфликт между объектами.

3)избегание/избегание — сложен выбор, когда человек понимает, что «и так плохо, и так плохо», и ему приходится выбирать из нескольких зол меньшее.

во всех состояних возникает состояние когнитивного диссонансы(неудовлетворительность,стремление оправдать свой выбор.

Человек преодолевает его:

1)подчёркивает плюсы выбранного объекта или преуменьшает его отриц черты.

2)может оттягивать принятие решения,советоваться,может отказаться от выбора и использ вспомогат мотиваторы(орел решка).

 

Вопрос 47

Психоаналитические подходы и направленность личности (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм).

 

 

1. Направленность в прошлое, настоящее, будущее – истоки, причины поведения

2. Проактивность/реактивность – поведние направлено внутренними факторами или причинами / д-ия, поступки зависят от внешних обстоятельств

3. Гомеостаз/гетеростаз — если индивидом движет стремление снизить напряжение, сохранить равновесие, то его поведение имеет цель сохранение гомеостаза / Если личность направлена на самореализацию, то поступки личности подчиняются гетеростатичному напряжению

З. Фрейд

1) Ид – основная структура, с ид человек рождается – я хочу. Неважна окружающая реальность, функционирует по принципу удовольствия. Вся энергия от ид , основной источник потребности

2) Эго – структура, которая появляется с возрастом, подчинена реальности, выполняет функцию телехранителя для ид и эго служит потребностям ид, согласовывая их с реальностью.

3) Супер- эго – вырастает из эго , является носителем этики, морали, табу, запретов. Про идеал. Стремится к совершенству.

Направленность в прошлое, проактивна

 

Юнг

1) коллективное бессознательное – архетипы, психические паттерны поведения, склонность поступать определенным образом

Когда человек рождается, архетип активируется, эмоциональные переживания возникают вокруг данной темы – комплекс.

2) Личностное бессознательное представлено комплексами

3) Эго – это то, что мы осознаем, может быть регулировано

Центральный архетип – самость, вокруг него все архетипы

 

Самость проявляется на уровне селф, идентичности и я-концепции.

 

Поведение человека направлено коллективным бессознательным, но при этом человек стремится к индивидуализации

 

К. Хорни

Базовая тревога – движение против родителей – ребенок не принимается , от людей (изоляция)

Направлена в прошлое, проактивна, гомеостатична

 

А. Адлер

 

Человек рождается беспомощным, чувство неполноценности в сравнении с окружающими

Стремление к превосходству, к совершенству

Направлена в прошлое, проактивна, гомеостатична

 

Э. Фромм

 

Человек освободился от полной зависимости от природы, приобрел свободу, но на самом деле стал одиноким. Чувство одиночесва.

Человек уходит в конформизм, зависимость и даже рабство.

Основное предназначение – найти настоящее Я , а не быть использованным обществом. Чувствовать себя связанным с другими узами братсва.

В прошлое, проактивна, гомеостатична

 

 

Вопрос 48

Проблема мотивации в бихевиоризме. Направленность личности в гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу). Проблема мотивации в бихевиоризме.

 

Бихевиоризм

 

Уотсон, Скинер

Стимул – реакция – Уотсон

 

Основой активности индивида является потребность.

1)врожденные (моргание, чихание, сосание)

2)приобретенные

 

Если врожденные реакции не помогают, тогда реакция носит неспецефический характер

Если реакция была успешна, напряжение уменьшается, то вероятность повторения увеличивается

 

Подкрепление( Скинер)

1. «+» подкрепление – основная цель – закрепить

2. «-» подкрепление – закрепить отсутствие реакции

«+» более продуктивнее, чем «-»

 

Процесс выработки поведения, 2 условия:

1. Потребность

2. Подкрепление S-V-R (толмен)

V – внутренние процессы: цели и убеждения личности

 

Гуманистическая психология

Основа- экзестенцианолизм – представление о самоценности индивида, целен сам по себе. Человека необходимо принимать таким , какой он есть. Имеет право на выбор своего пути. Рациональное познание невозможно

 

Роджерс считал, что человек постоянно набирает опыт, личность не нужно контролировать, нужно просто наблюдать. Человеку следует опираться на свои чувства.

Стремление к саморазвитию, самореализации, самоактуализации.

Основная задача – приблизить Я идиальное к Я реальному

 




infopedia.su

Уровни удовлетворения потребностей.

Производство Уровни удовлетворения потребностей.

просмотров — 1591

Классификация потребностей, основные уровни удовлетворения потребностей.

Поскольку потребности человека множественны и разнообразны, то в научной литературе существует довольно большое количество подход к классификации видов потребностей. Рассмотрим только некоторые из них.

1. По происхождению потребности можно разделить на естественные и культурные:

2. По объекту потребностей всœе их многообразие можно разделить на три группы: биологические, социальные и духовные.

Как видно из рисунка, эта классификация принципиально отличается от предыдущей тем, что в ней выделяются в качестве отдельного типа социальные потребности.

Биологические (естественные) потребности – всœеобщие первичные потребности, которые выражаются в жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделœения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

В отличие от биологических социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества. Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить всœе проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

· Потребности для других — ϶ᴛᴏ потребности, выражающие родовую сущность человека. Это потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме – в потребности жертвовать собой во имя другого человека. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя».

· Потребность «для себя» — ϶ᴛᴏ потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них бывают реализованы.

· Потребности «вместе с другими» — ϶ᴛᴏ группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.

Духовные потребности. Как мы отмечали выше, любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом. Предметом духовной потребности является духовность. Духовность — ϶ᴛᴏ стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целœей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура – субстанция духовности, в ней – квинтэссенция духовного опыта человечества. Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке. Искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия тоже выступают предметом духовных потребностей. Важно отметить, что если первые две группы потребностей (биологические и социальные) можно удовлетворить в полном объеме, то удовлетворение духовных потребностей – процесс бесконечный.

3. Наиболее распространенной является классификация потребностей, осуществленная А.Маслоу. Принципиальное отличие ее состоит в том, что в ней не просто выделяются отдельные виды потребностей – они располагаются в иерархическом порядке:

· физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;

· экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально: существование): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;

· социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

· престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

· духовные: в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории А. Маслоу первые два типа потребностей – первичные (врожденные), а следующие три — вторичные (приобретенные). Эти группы составляют иерархическую структуру, ᴛ.ᴇ. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.

А. Маслоу утверждает, что любой человек удовлетворяет свои потребности, начиная с первичных и поднимаясь вверх по иерархии. Это не означает, однако, что низшие потребности должны быть полностью удовлетворены прежде, чем станут важны другие потребности. По А. Маслоу, особое значение высшим потребностям человек придает лишь с годами, так что вряд ли потребность в самовыражении становится доминантной ранее, чем в среднем возрасте. Некоторые люди, согласно А. Маслоу, не могут превзойти в своем развитии определœенный уровень и выбирают стиль жизни, соответствующий удовлетворению только потребностей низших уровней.

Несмотря на то, что иерархия Маслоу внешне весьма привлекательна и пользуется популярностью, она вызывает ряд критических замечаний.

1. Неясно, как осуществляется переход с одного уровня на другой.

2. Можно указать на поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не согласуется с теорией А. Маслоу. Так, предполагая, что долг принадлежит одному из высших уровней, иерархия игнорирует тот факт, что люди готовы умереть, выполняя долг, и часто ставят гордость выше безопасности или физиологической потребности. В любом случае намеренное действие управляется не только «потребностями», но также и убеждениями человека.

ПОДУМАЙТЕ: какие примеры из истории, литературы или собственного жизненного опыта вы могли привести в опровержение теории А. Маслоу.

4. Наконец, крайне важно привести еще одну классификацию, которая разделяют потребности по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всœестороннем гармоническом развитии личности. На этом основании можно выделить: разумные и неразумные (извращенные) потребности.

· Разумные потребности — ϶ᴛᴏ потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всœех сторон общественной жизни.

· Неразумные потребности – такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их массовости приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всœех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до употребления наркотиков. Извращенными (вредоносными) называют те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода «человек».

Описание классификаций потребностей можно было продолжить, но даже из предложенных следует несколько выводов:

1. Потребности человека чрезвычайно многообразны

2. Различные потребности связаны между собой очень сложным и нелинœейным способом: нельзя сказать, что только удовлетворив одну потребность можно приступить к удовлетворению другой.

3. Различные виды потребностей в разные периоды человеческой жизни и в различных ситуациях составляют всякий раз новую, особую конфигурацию, иерархию

4. Важным остается вопрос об уровне удовлетворения той или иной потребности.

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определœен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целœесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. По этой причине затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения.

Итак, потребность это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что крайне важно для поддержания его организма и развития личности.

Развитие общества ведет к постепенному повышению потребностей. Это означает, что с течением времени у людей постоянно растет представление о том наборе потребляемых благ, который они считают «нормальным».

С одной стороны, растет стандарт каждого типа потребностей. К примеру, первобытные люди желали, прежде всœего, иметь много пищи. Современный же человек, как правило, озабочен не тем, чтобы не умереть от голода, а тем, чтобы его пища была вкусной и разнообразной.

С другой стороны, по мере удовлетворения чисто материальных потребностей (особенно, самых насущных) усиливается значимость духовных и социальных потребностей. Так, при выборе работы в современных развитых странах человек всœе сильнее озабочен не столько тем, чтобы получать высокую заработную плату (которая позволяла бы изысканно питаться и одеваться), сколько тем, чтобы работа носила творческий характер, позволяла человека самореализоваться.

Потребностная сфера человека — ϶ᴛᴏ динамичное образование. Потребности и мотивы могут различаться не только от человека к человеку, но и от ситуации к ситуации. При этом со временем не только может меняться сила отдельных потребностей, на смену одним потребностям могут приходить другие.


Читайте также


  • — Уровни удовлетворения потребностей.

    Классификация потребностей, основные уровни удовлетворения потребностей. Поскольку потребности человека множественны и разнообразны, то в научной литературе существует довольно большое количество подход к классификации видов потребностей. Рассмотрим только… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *