Почему они названы неотчуждаемыми – Какие права и свободы являются основными? Почему они названы неотчуждаемыми? Зачем об этом нужно говорить в Основном законе страны?

НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ ПРАВА — это… Что такое НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ ПРАВА?


НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ ПРАВА
— конституционная характеристика основных прав, призванная оттенить их естественный, неотъемлемый характер, принадлежность человеку от рождения. Неотчуждаемый характер прав и свобод указывает на то, что каждый человек по самому факту рождения обладает определенным равным набором прав и свобод, которые составляют внутреннюю структуру личности. Права и свободы в этом смысле есть атрибут личности, ее неотъемлемое качество. Они определяют все возможные проявления человеческого существования и могут быть утрачены полностью только в случае смерти человека. Отсюда все эти права и свободы именуются «естественными», имманентно присущими каждому человеку. В то же время человек своими действиями может приобретать права, которые по отношению к нему и его естественной природе носят внешний, навязанный характер.
В течение его жизни такие права могут приобретаться, изменяться и прекращать свое действие. Все такие приобретенные (не «естественные») права обязаны своим возникновением не природе человека, а организации жизни людей. В отличие от таких прав, естественные права неотчуждаемы. Даже если фактически они по каким-либо причинам (к примеру, в результате действий неправового характера, неосознаваемых действий носителя прав) отчуждаются от их носителя, то юридически они не могут быть признаны утраченными. Свойство неотчуждаемых за ними остается при любых обстоятельствах. С формально-юридической точки зрения Н.п. носят абсолютный (эвентуальный) характер. Свойство неотчуждаемости означает, что человек как обладатель таких прав не может неправомерно освободиться от обладания такими правами. Иное входило бы в противоречие с природой человека, нарушало бы его естественное состояние. С этим, в частности, связан запрет эвтаназии.

Перечень Н.п. и свобод исторически изменчив. Д. Локк к таким правам относил право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство; Спиноза вел речь о праве на существование и деятельность, на свободу совести и мысли. Действующая российская Конституция вслед за современными европейскими конституциями существенно расширила перечень Н.п., отнеся к ним право на жизнь, на свободу, на охрану достоинства, на равенство, свободу совести, вероисповедания, свободу мысли и слова, право на защиту своих прав и др.

(В.Ч.)

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец. 2002.

  • НЕОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРИЯ (ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ)
  • НЕОТЧУЖДАЕМЫЙ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД

Смотреть что такое «НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ ПРАВА» в других словарях:

  • НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ — комплекс принадлежащих человеку от рождения прав и свобод, определяющий его правоспособность и меру личной автономии по отношению к действиям других лиц или общественных институтов. Н. п. л. в современной социально политической мысли являются… …   Современный философский словарь

  • Права человека — это определенные возможности (свободы) человека, необходимые для его существования и развития в конкретно исторических условиях, объективно определяемые достигнутым уровнем развития человечества и закрепленные в качестве международных стандартов …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • Права и свободы человека и гражданина — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права …   Википедия

  • Права и свободы — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права …   Википедия

  • Права и свободы человека — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права …   Википедия

  • Права личности — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права …   Википедия

  • Права человека — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п …   Википедия

  • Права человека и гражданина — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права …   Википедия

  • Гражданские права и свободы — (англ. civil rights and freedoms) основа конституционно правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества. Основные Г.п. и с. находятся под пристальным вниманием… …   Энциклопедия права

  • Гражданские права и свободы — (англ. civil rights and freedoms) основа конституционно правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества. Основные Г.п. и с. находятся под пристальным вниманием… …   Большой юридический словарь


constitutional_law_russia.academic.ru

Юридический словарь — значение слова Неотчуждаемые Права

— конституционная характеристика основных прав, призванная оттенить их естественный, неотъемлемый характер, принадлежность человеку от рождения. Неотчуждаемый характер прав и свобод указывает на то, что каждый человек по самому факту рождения обладает определенным равным набором прав и свобод, которые составляют внутреннюю структуру личности. Права и свободы в этом смысле есть атрибут личности, ее неотъемлемое качество. Они определяют все возможные проявления человеческого существования и могут быть утрачены полностью только в случае смерти человека. Отсюда все эти права и свободы именуются «естественными», имманентно присущими каждому человеку. В то же время человек своими действиями может приобретать права, которые по отношению к нему и его естественной природе носят внешний, навязанный характер. В течение его жизни такие права могут приобретаться, изменяться и прекращать свое действие. Все такие приобретенные (не «естественные») права обязаны своим возникновением не природе человека, а организации жизни людей. В отличие от таких прав, естественные права неотчуждаемы. Даже если фактически они по каким-либо причинам (к примеру, в результате действий неправового характера, неосознаваемых действий носителя прав) отчуждаются от их носителя, то юридически они не могут быть признаны утраченными. Свойство неотчуждаемых за ними остается при любых обстоятельствах. С формально-юридической точки зрения Н.п. носят абсолютный (эвентуальный) характер. Свойство неотчуждаемости означает, что человек как обладатель таких прав не может неправомерно освободиться от обладания такими правами. Иное входило бы в противоречие с природой человека, нарушало бы его естественное состояние. С этим, в частности, связан запрет эвтаназии. Перечень Н.п. и свобод исторически изменчив. Д. Локк к таким правам относил право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство; Спиноза вел речь о праве на существование и деятельность, на свободу совести и мысли. Действующая российская Конституция вслед за современными европейскими конституциями существенно расширила перечень Н.п., отнеся к ним право на жизнь, на свободу, на охрану достоинства, на равенство, свободу совести, вероисповедания, свободу мысли и слова, право на защиту своих прав и др. (В.Ч.)

Смотреть значение Неотчуждаемые Права в других словарях

Права Мн. — 1. Документ, удостоверяющий официальное разрешение на вождение транспортного средства.
Толковый словарь Ефремовой

Гражданские Права И Свободы — основа конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, экономической. Социальной и культурной жизни……..
Политический словарь

Знак Охраны Авторского Права — – помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы “С” в окружности; имени (наименования) обладателя исключительный авторских……..

Политический словарь

Информационные Права Граждан — – совокупность прав граждан в области поиска, получения и распространения любой информации, не противоречащей Всеобщей Декларации прав человека, Европейской Конвенции……..
Политический словарь

Права И Свободы Человека — — совокупность социально-политических, экономических и иных норм, определяющих фундаментальные основы демократического и гуманистического статуса личности,……..
Политический словарь

Права Женщин — — выделяемые идеологией феминизма в отдельную категорию права и свободы человека, гарантированные Всеобщей декларацией прав человека ООН и конституцией. Декларируется,……..
Политический словарь

Права Животных — — эфемерные права, выделяемые некоторыми людьми в целях заполнения в своей жизни некоторой пустоты, что является своего рода эскапизмом — уходом от реальности и её……..
Политический словарь

Права И Обязанности — — рефлективные понятия для обозначения норм и долженствований, регулирующих стандарты социального и индивидуального поведения, взаимозависимости свобод и ответственности……..
Политический словарь

Права Политических Меньшинств — — совокупность прав меньшинств, которые в силу своих этнических, религиозных, идейно-политических, сексуально-поведенческих и т.д. признаков отличны от основной массы……..
Политический словарь

Права Человека — — права, прописанные во Всеобщей декларации прав человека ООН. Декларируется, что такие права являются независимыми от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических……..

Политический словарь

Абсолютные Права — субъективные
права, носителям которых противостоит определенное число обязанных лиц. Обязанность, соответствующая АБСОЛЮТНЫМ ПРАВАМ, всегда состоит в воздержании……..
Экономический словарь

Абсолютные Права Собственности — — это те
права, которые определены безотносительно соглашений между отдельными экономическими агентами.
Экономический словарь

Акт Отказа От Права — QUIT-CLAIM DEEDТип
документа, по к-рому одно
лицо передает другому какие-либо или все правовые
титулы и
интересы, к-рые передающее лицо имеет в описываемом имуществе,……..
Экономический словарь

Акт Передачи Права — DEED OF ASSIGNMENTПисьменный документ, назначающий ПРАВОПРЕЕМНИКА (как правило, трастовую компанию) для ведения дел неплатежеспособного предприятия и определяющий полномочия……..
Экономический словарь

Акция: Общие Права Владельца — — см.
ОБЩИЕ
ПРАВА ВЛАДЕЛЬЦА АКЦИЙ.
Экономический словарь

Аналогия Права — права и обязанности договаривающихся сторон, основанные на общих принципах гражданского законодательства и критериев справедливости и порядочности.
Экономический словарь

Антропологическая Школа Права — — одно из направлений в науке уголовного
права, возникла в 70-х гг XIX в. в Италии. Основоположником А.ш. является итальянский
врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909……..
Экономический словарь

Ассоциация Международного Права — — международная неправительственная
научная организация, созданная и Брюсселе в 1873 г А м п. имеет консультативный
статус при ЖОСОС, ЮНЕСКО, ИМО,
ЮНКТАД. Согласно……..
Экономический словарь

Ассоциация Страхового Права — общественная организация в РФ, занимающаяся объединением усилий юристов в области страхового права, а также страховщиков по применению действующего законодательства……..
Экономический словарь

Без Всего, Исключая Все Права — Продажа ценных бумаг без дивидендов, прав, гарантий и любых иных привилегий, связанных с этими ценными бумагами.
Экономический словарь

Без Отказа От Права — NONWAIVERУсловие о том, что неудачная попытка использовать вытекающее из контракта право не будет считаться окончательным отказом от права
Экономический словарь

Без Права — условие покупки акций без предоставления покупателю права первоочередного приобретения акций новых выпусков.
Экономический словарь

Без Права На Дивиденд — EX-DIVIDENDБез
права получения
дивиденда. По пятидневной схеме поставки (за
исключением случаев, когда биржей установлено иное)
акции продаются без дивиденда……..
Экономический словарь

Без Права На Дивиденды — Буквально означает «без дивиденда». Покупатель акций, обозначенных как бездивидендные, не имеет права на получение объявленных дивидендов.
Экономический словарь

Без Права На Купон — EX-COUPONБез права на получение следующего купона. Из облигаций, продаваемых `без права на купон`, очередной купон уже изъят
Экономический словарь

Без Права На Процент — EX-INTERESTБез выплаты процента. Это значит, что купон на получение следующей выплаты процента изъят. Данный термин особенно часто используется по отношению к именным облигациям
Экономический словарь

Без Права Оборота — без
права обращения
требования к предыдущему владельцу данного финансового
инструмента в случае
отказа нынешнего владельца платить.
Экономический словарь

Без Права Подписки — обозначение акций на фондовом рынке, из цены которых исключена сумма, уплачиваемая за право подписки, иными словами, владелец акций не обладает правом участия в подписке.
Экономический словарь

Без Права Приобретения Новых Выпусков — обозначение акций на фондовом рынке, которые котируются без права приобретения новых выпусков в случае, если их цена не предполагает наличия права приобретать акции……..
Экономический словарь

Без Права Протеста — означает, что лицо, подписавшее долговое обязательство, а также его гаранты освобождают кредитора от необходимости опротестовывать данный документ в случае неоплаты……..
Экономический словарь

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

Неотчуждаемые Права это … Юридический словарь трактовка термина

— конституционная характеристика основных прав, призванная оттенить их естественный, неотъемлемыйхарактер, принадлежность человеку от рождения. Неотчуждаемый характер прав и свобод указывает на то, что каждый человек по самому факту рождения обладает определенным равным набором прав и свобод, которые составляют внутреннюю структуру личности. Права и свободы в этом смысле есть атрибут личности, ее неотъемлемое качество. Они определяют все возможные проявления человеческого существования и могут быть утрачены полностью только в случае смерти человека. Отсюда все эти права и свободы именуются «естественными», имманентно присущими каждому человеку. В то же время человек своими действиями может приобретать права, которые по отношению к нему и его естественной природе носят внешний, навязанный характер. В течение его жизни такие права могут приобретаться, изменяться и прекращать свое действие. Все такие приобретенные (не «естественные») права обязаны своим возникновением не природе человека, а организации жизни людей. В отличие от таких прав, естественные права неотчуждаемы. Даже если фактически они по каким-либо причинам (к примеру, в результате действий неправового характера, неосознаваемых действий носителя прав) отчуждаются от их носителя, то юридически они не могут быть признаны утраченными. Свойство неотчуждаемых за ними остается при любых обстоятельствах. С формально-юридической точки зрения Н.п. носят абсолютный (эвентуальный) характер. Свойство неотчуждаемости означает, что человек как обладатель таких прав не может неправомерно освободиться от обладания такими правами. Иное входило бы в противоречие с природой человека, нарушало бы его естественное состояние. С этим, в частности, связан запрет эвтаназии. Перечень Н.п. и свобод исторически изменчив. Д. Локк к таким правам относил право на жизнь, владениеимуществом, свободу и равенство; Спиноза вел речь о праве на существование и деятельность, на свободу совести и мысли. Действующая российская Конституция вслед за современными европейскими конституциями существенно расширила перечень Н.п., отнеся к ним право на жизнь, на свободу, на охрану достоинства, на равенство, свободу совести, вероисповедания, свободу мысли и слова, право на защиту своих прав и др. (В.Ч.)

vslovare.info

НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ ПРАВА это что такое НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ ПРАВА: определение — Право.НЭС

НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ ПРАВА

конституционная характеристика основных прав, призванная оттенить их естественный, неотъемлемый характер, принадлежность человеку от рождения. Неотчуждаемый характер прав и свобод указывает на то, что каждый человек по самому факту рождения обладает определенным равным набором прав и свобод, которые составляют внутреннюю структуру личности. Права и свободы в этом смысле есть атрибут личности, ее неотъемлемое качество. Они определяют все возможные проявления человеческого существования и могут быть утрачены полностью только в случае смерти человека. Отсюда все эти права и свободы именуются «естественными», имманентно присущими каждому человеку. В то же время человек своими действиями может приобретать права, которые по отношению к нему и его естественной природе носят внешний, навязанный характер. В течение его жизни такие права могут приобретаться, изменяться и прекращать свое действие. Все такие приобретенные (не «естественные») права обязаны своим возникновением не природе человека, а организации жизни людей. В отличие от таких прав, естественные права неотчуждаемы. Даже если фактически они по каким-либо причинам (к примеру, в результате действий неправового характера, неосознаваемых действий носителя прав) отчуждаются от их носителя, то юридически они не могут быть признаны утраченными. Свойство неотчуждаемых за ними остается при любых обстоятельствах. С формально-юридической точки зрения Н.п. носят абсолютный (эвентуальный) характер. Свойство неотчуждаемости означает, что человек как обладатель таких прав не может неправомерно освободиться от обладания такими правами. Иное входило бы в противоречие с природой человека, нарушало бы его естественное состояние. С этим, в частности, связан запрет эвтаназии.

Перечень Н.п. и свобод исторически изменчив. Д. Локк к таким правам относил право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство; Спиноза вел речь о праве на существование и деятельность, на свободу совести и мысли. Действующая российская Конституция вслед за современными европейскими конституциями существенно расширила перечень Н.п., отнеся к ним право на жизнь, на свободу, на охрану достоинства, на равенство, свободу совести, вероисповедания, свободу мысли и слова, право на защиту своих прав и др.

(В.Ч.)

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

determiner.ru

Право авторства // К вопросу о неотчуждаемости личного неимущественного права

Коллеги, в рамках моих статей, посвященных вопросам авторского права, предлагаю обсудить довольно интересный юридический вопрос – вопрос не отчуждаемости права авторства.

Как известно, одним из главных неимущественных прав, возникающих у автора в связи с созданием произведения науки, литературы и искусства, является право авторства.  Напомню, право авторства определяется в п. 1 ст. 1265 ГК РФ как право признаваться автором произведения.

В юридической науке право авторства обычно характеризуется, как «юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц».

По общему правилу принято считать, что право авторства неотделимо от личности автора. Оно может принадлежать только действительному создателю произведения и является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству. Более того от данного права нельзя отказаться, данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли это произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. При этом для признания лица автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальностей или чьего-либо согласия.

А что если поставить под сомнение концепцию неотчуждаемости права авторства?

Так, несмотря на всю очевидность неотчуждаемости права авторства, применение данных положений на практике все же не всегда однозначно.

Например, ни для кого не секрет, что не всегда лицо, указанное в качестве автора произведения, является таковым. К примеру, весьма распространенным в последнее время случаем стала покупка дипломной работы или диссертации, либо другого научного или литературного произведения. Делается это вполне осознанно как продавцом, так и покупателем произведения.

Очевидно, — в таких случаях фактически речь идет о передаче авторства и авторского имени.

Хотя, необходимо отметить, что с точки зрения закона это недопустимо, поскольку отказ от этих прав ничтожен.

Подобная проблема возникает и в тех случаях, когда передача авторских прав происходит «по должности».

На практике зачастую возникают такие ситуации когда, к примеру, для публичных выступлений руководителей разного ранга используется интеллектуальный труд так называемых спичрайтеров, основная задача которых как раз и состоит в том, чтобы создать произведение и передать его своему руководителю.

Однако, несмотря на мою заинтересованность данной теорией, для меня все же наиболее соответствующей действительности, и скорее единственно верной, представляется точка зрения, при которой указание в договоре условия о передаче личных неимущественных прав, включая право авторства и права на имя, влечет признание договора недействительным по причине противоречия закону.

Видимо, такие проблемы следует рассматривать не только и не столько с правовой, сколько с моральной точки зрения.

А как считаете вы, коллеги, допустимо ли отчуждение права авторства?

zakon.ru

Концепция неотчуждаемости естественных прав человека и русская юридическая мысль (Куницын А.С.)

Все статьи Концепция неотчуждаемости естественных прав человека и русская юридическая мысль (Куницын А.С.)

Положение о том, что современное право не может мыслиться вне и помимо человека (при том что не человек — для права, а право — для человека), в настоящее время выступает в качестве неоспоримого конституционно-правового факта. «Сегодня, — как верно считает профессор В.И. Крусс, — философия и наука права должны изучать человека, поскольку он есть высшая конституционная ценность и обладатель неотчуждаемых прав и свобод вкупе с непогашаемыми обязанностями» <1>.
———————————
<1> Крусс В.И. Доктринальные инновации в контексте конституционализации российской правовой системы // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 4. С. 2.

Учение о естественном праве, о прирожденных и неотчуждаемых правах человека является наследием античной и христианской мысли. Но только Новому времени было дано выдвинуть эту идею, со страстью осмыслить и превратить, по выражению немецкого философа Э. Кассирера (1874 — 1945), в «настоящее моральное евангелие» <2>.
———————————
<2> Кассирер Э. Философия Просвещения. М.: РОССПЭН, 2004. С. 275.

Согласно учению о естественном праве каждому человеку присущи права, выражающие его разумную природу и предшествующие появлению социальной организации. Естественные права человека исходят от Бога, от природы. Корни их заложены в вечной и неизменной метафизической глубине человеческой природы, являясь ее непосредственным выражением. Каждый обладает ими по естественному факту рождения, «vom Rechte das mit uns geboren ist» (по праву, которое родилось вместе с нами. И. Гете, «Фауст»).
Естественные, прирожденные права человека неотчуждаемы, так как даны человеку не государством, не обществом. Они не зависят от государственного признания и законодательного закрепления, призваны ограждать человека от произвола тех, кто посягает на его свободу, и поэтому никто не может их отобрать, оставаясь в пространстве права.
Положение о неотчуждаемости прав человека занимает прочное место в современной зарубежной и отечественной юриспруденции в качестве ведущего постулата теории естественного права и одного из главных свойств естественных прав человека. У современных российских правоведов есть определенные достижения в освоении теории естественных прав человека, в том числе и наработки в исследовании неотчуждаемости как понятия и свойства указанных прав <3>. Вместе с тем нельзя не отметить, что проблематика естественных прав человека в современной российской юриспруденции продолжает оставаться одной из дискуссионных, вызывающих неоднозначное к себе отношение. Подчеркивается, например, что «в литературе нет абсолютного единства даже относительно конституционной новеллы 1993 г. о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Высказываются суждения о воплощении в данном подходе «западных теорий либерализма», что приводит к неверной расстановке конституционных приоритетов» <4>. Обращается также внимание на то, что «в философско-правовой литературе по-разному интерпретируется соотношение понятий «естественное право» и «права человека» <5>.
———————————
<3> См., напр.: Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита: теоретические проблемы. СПб., 1996; Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека: учеб. пособие. СПб., 2001; Гасанов К.К. Основные права человека: вопросы неотчуждаемости. М., 2003; Стремоухов А.В., Гасанов К.К. Свойства основных прав человека как правовое явление // История государства и права. 2003. N 6. С. 32 — 35; и др.
<4> Матейкович М.С. Личность и государство: от противостояния к сотрудничеству (по мотивам одной статьи Д.Л. Златопольского) // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 22.
<5> Рагимов А.Т. Особенности юридической природы прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 8. С. 16.

Думается, что перспективы дальнейших научных исследований в этом направлении в значительной мере будут зависеть от хода и результатов дискуссии по вопросу о признании самого факта существования неотчуждаемости естественных прав человека.
В современной российской юридической науке, с одной стороны, неотчуждаемость прав человека воспринимается как одна из правовых аксиом, с другой стороны, не прекращаются попытки отрицания подобной аксиомы. В позитивистской системе классификации прав человека их прирожденный и неотчуждаемый характер традиционно отвергается <6>. В качестве примера подобного рода воззрений можно привести следующий вывод современных российских правоведов: «…положения о неотчуждаемых правах — это не более чем мифологема, весьма далекая от истинного положения дел. Неотчуждаемых (или неотъемлемых) прав и свобод никогда, нигде не было, нет и не будет» <7>.
———————————
<6> Подробнее об этом см., напр.: Чиркин В.Е. Современные проблемы российского конституционализма: переосмысление ценностей // Вестник Международного университета (Москва). Серия: Право. Вып. IV. 2000. С. 45 — 68; Лапаева В.В. К дискуссии о концепциях российской демократии // Российское правосудие. 2006. N 6. С. 84 — 99; Гунин Д.И., Черданцев А.Ф. Не отчуждаемы ли «неотчуждаемые» права и свободы человека? // Правоведение. 2012. N 2. С. 102 — 112; Варламова Н.В. Политическая философия утилитаризма и доктрина прав человека // Государство и право. 2012. N 9. С. 93 — 97; и др.
<7> Гунин Д.И., Черданцев А.Ф. Не отчуждаемы ли «неотчуждаемые» права и свободы человека? // Правоведение. 2012. N 2. С. 103.

По авторитетной оценке Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, профессора В.Д. Зорькина, «использование в Конституции РФ естественно-правовой конструкции прирожденных и неотчуждаемых прав человека понадобилось для того, чтобы преодолеть инерцию доминировавшего в советский период легистского подхода к праву, отождествлявшего право с любым велением официальной власти. Однако инерция эта оказалась настолько сильна, что даже через 15 лет после введения в действие новой российской Конституции в нашей юридической науке (если уже не в теории права, то в значительной мере в отраслевых дисциплинах), а также в учебной литературе по-прежнему доминирует сформулированное еще А.Я. Вышинским понимание права как совокупности норм, установленных государством и снабженных мерами государственного принуждения. Приверженцы таких взглядов заявляют, что естественно-правовой подход означает искусственное противопоставление позитивного закона и правового закона, законности и правовой законности, а на практике ведет якобы к дестабилизации общественной обстановки, ослабляет регулятивную роль закона, формирует нигилистическое отношение к закону и праву» <8>.
———————————
<8> Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010. С. 115 — 116.

Спорность ряда положений, неоднозначность подходов к трактовке и оценке рассматриваемой проблемы делает целесообразным обращение к научному наследию российской юридической классики. Труды выдающихся отечественных правоведов представляют собой наше национальное интеллектуальное достояние. Они могут оказать неоценимую помощь в поисках достойных ответов на самые суровые вызовы современности.
Идея о том, что «личность принадлежит Богу и поэтому должна быть в государстве оберегаема как неприкосновенное «Божье имущество»… что всякое государственное насилие над бытием человека, над его лежащею под всем его земным и духовным достоянием личностью есть кража со взломом…» <9>, идея о праве, основанном на неотъемлемых и неотчуждаемых правах личности как единственном пути к социальной справедливости, были всегда укоренены в отечественной правовой культуре.
———————————
<9> Степун Ф.А. О свободе // Новый град. Париж, 1938. N 13. С. 16.

Кредо российских поборников естественного права со всей отчетливостью было выражено видным правоведом В.Н. Дурденевским (1889 — 1963): «Мы… полагаем, что сила и непреходящая заслуга доктрины естественного права заключаются как в неизменном ее идеализме, в выдвижении ею в праве начала высшей справедливости, так и в провозглашении прав индивида — особенно ярком в XVIII в.; в признании личности самоцелью, субъектом par excellence и субъективных прав — ее атрибутом, из ее естества вытекающим» <10>.
———————————
<10> Дурденевский В.Н. Субъективное право и его основное разделение // Правоведение. 1994. N 3. С. 91.

Следуя идейным установкам великих учителей естественного права, выдающиеся философы и правоведы, представлявшие отечественную естественно-правовую мысль, отстаивали прирожденность, неотъемлемость и неотчуждаемость естественных прав и свобод человека, торжество личности как над властью, желающей управлять с помощью насилия, так и над массами при их попытках использовать право большинства для нарушения прав меньшинства <11>.
———————————
<11> Подробнее см.: Новгородцев П.И. Лекции по истории новой философии права XVI — XIX вв. М., 1912. С. 213 — 232; 285 — 300.

Выступая не только от своего имени, выдающийся философ Н.А. Бердяев (1874 — 1948) в статье, опубликованной в знаменитом сборнике «Проблемы идеализма», утверждал: «Мы отрицаем этико-правовой принцип «народного суверенитета» и противополагаем ему принцип неотчуждаемых личных прав» <12>.
———————————
<12> Бердяев Н.А. Этическая проблема в свете философского идеализма // Проблемы идеализма: сборник статей. М., 1902. С. 118.

Как бы в развитие данного утверждения выдающийся российский мыслитель П.Б. Струве (1870 — 1944) счел необходимым сделать следующее разъяснение: «В идее и практике таких прав, на наш взгляд, раскрывается и весь глубокий философский смысл, и все огромное практическое значение знаменитого учения об естественном праве, лежащего в основе всякого истинного либерализма. Естественное право есть не только идеальное или желаемое право, призываемое или идущее на смену действующего или положительного права; оно есть право абсолютное, коренящееся в этическом понятии личности и ее самоопределения и служащее мерилом для всякого положительного права. Последнее своим согласием с абсолютным правом должно показать свою правомерность» <13>.
———————————
<13> Струве Б.П. В чем же истинный национализм? // Избранные сочинения. М., 1999. С. 25.

В рецензии на книгу Г.Д. Гурвича (1894 — 1965) <14> выдающийся правовед П.И. Новгородцев (1866 — 1924), в целом положительно оценив анализ политической доктрины Руссо, проведенный молодым автором, вместе с тем задался вопросом, можно ли считать, «что учение Руссо не исключает, а напротив — утверждает неотчуждаемые права личности?» С точки зрения П.И. Новгородцева, данное положение «автору не удалось доказать по той простой причине, что его и нельзя доказать. Неотчуждаемые права по самой своей идее независимы от государства; они принадлежат лицам как таковым, в их противоположении обществу, и общая воля над ними не властна: это именно и значит, что они не отчуждаемы, неотъемлемы. Между тем у Руссо человек подчиняет общей воле «свою личность и всю свою мощь». Это — отчуждение «без остатка», полное и всецелое. Конечно, это не абсолютизм произвола, а абсолютизм права, но все же абсолютизм. Это — абсолютизм правового государства, поглощающего неотчуждаемые права и воздвигающего над ними власть безусловной и отвлеченной правовой нормы» <15>. Принципиально важное значение для понимания рассматриваемой проблемы имеет вывод П.И. Новгородцева о том, что идея неотчуждаемых прав человека есть одно из выражений дуализма права положительного и естественного, власти и права и что «этот дуализм по существу неустраним» <16>.
———————————
<14> См.: Новгородцев П.И. Рец. на кн.: Г. Гурвич. Руссо и Декларация прав. Идея неотъемлемых прав индивида в политической доктрине Руссо. Пг., 1918 // Русская книга. 1921. N 4. С. 5.
<15> Там же. С. 5.
<16> Там же. С. 5.

Особую позицию по вопросу о естественных, неотъемлемых и неотчуждаемых правах человека занимал выдающийся русский мыслитель Б.Н. Чичерин (1828 — 1904). Прежде всего следует отметить, что он не отрицал вообще существование указанных прав. Вместе с тем он действительно не признавал учения о неотъемлемых и неотчуждаемых правах человека, которые государство должно только охранять, но которых оно не смеет касаться, т.е. существующих вне и помимо государства.
В понимании Чичерина «свобода не может считаться неприкосновенным правом, ибо закон всегда ее касается, ограничивая ее во имя чужой свободы и общественной пользы, и судьей этих ограничений может быть только сам закон как высшее начало, а не подчиненное ему лицо… Таким образом, нет ни одного человеческого права, которое было бы безусловно неприкосновенным». Вместе с тем он был уверен в том, что «свобода коренится в самой природе человека, а потому, возможно, полное ее развитие составляет одну из целей государства» <17>. «Нет, не дарование и не наделение, а признание за человеком прав, — убеждал он, — составляет коренное начало правоведения» <18>.
———————————
<17> Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Кн. 1: Общее государственное право. М., 2006. С. 36, 37.
<18> Чичерин Б.Н. Психологическая теория права // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. 55. С. 376.

В фундаментальной пятитомной «Истории политических учений» Чичерин, с одной стороны, подверг критическому анализу учение представителей индивидуальной школы (Т. Пейн и др.), с другой стороны, выразил несогласие с теорией утилитаризма, сторонники которой (И. Бентам и др.) признавали абсолютность государства и относительность права, отрицали неотъемлемые и неотчуждаемые права человека.
По мысли Чичерина, «свобода, как абсолютное, то есть неотчуждаемое и неотъемлемое право, размеры и пределы которого определяются не гражданскими постановлениями общественной власти, а теоретическим сознанием лиц, есть начало анархическое» <19>. Вместе с тем «свобода, — доказывал он, — составляет одно из существенных определений самой природы человека. Поэтому она не создается, а признается законом» <20>.
———————————
<19> Чичерин Б.Н. История политических учений. Ч. 3. Новое время. М., 1874. С. 123.
<20> Там же. С. 124.

Можно утверждать, что в данном вопросе особенно наглядно проявилось свойственное правовым воззрениям Б.Н. Чичерина стремление преодолеть односторонность и противоречивость некоторых направлений правовой мысли, избежать крайностей индивидуалистического анархизма и деспотизма государства, достичь оптимального соотношения полюсов свободы и власти.
Думается, что позиция Б.Н. Чичерина в современных условиях представляется наиболее реалистичной и перспективной. Очевидно, что как абсолютное признание, так и абсолютное отрицание неотчуждаемости прав и свобод человека представляют собой крайние точки зрения. Следовательно, к поиску оптимального решения необходимо подходить на основе принципа «золотой середины» (по определению некоторых авторов, принципа «оптимума»). Принцип «золотой середины» восходит еще к античным временам, но примечательно, что в последнее время к нему наметился определенный интерес со стороны российских правоведов <21>.
———————————
<21> Подробнее об этом см.: Ягофаров Д.А., Ягофарова И.Д. Три концепции соотношения государства и личности в контексте проблем прав человека // Академический юридический журнал. 2001. N 3. С. 16 — 21; Бернацкий Г.Г. Что является высшей ценностью в обществе и государстве? // История. Право. Политика. 2011. N 1. С. 61 — 66; Куницын А.С. Принцип «золотой середины» в методологии российского правоведения // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 12. В 3 т. Т. 1. М., 2012. С. 231 — 237; Гаджиев Г.А. Онтология права (критическое исследование юридического концепта действительности). М., 2013. С. 200 — 205 и др.

«Правило «золотой середины», — утверждает судья Конституционного Суда РФ, профессор Г.А. Гаджиев, — это древняя идея, превратившаяся в праве в общеправовой принцип пропорциональности…» Данный принцип «выражает также идею согласия, компромисса, рождающегося из юридического спора» <22>.
———————————
<22> Гаджиев Г.А. Онтология права (критическое исследование юридического концепта действительности). М., 2013. С. 203.

Достижение подобных компромиссов предполагает обоснование третьего, срединного пути как антитезы «крайностям», выбор третьего варианта, «снимающего» оппозицию двух предыдущих. Так что вопреки древнему латинскому изречению Tertium non datur — «третье не дано» — осмелимся утверждать, что третье все-таки дано.
«Итак, изменить можно все, кроме врожденных и неотъемлемых прав человека» — эти слова Томаса Джефферсона избрал в качестве эпиграфа к своей книге «Бегство от свободы» известный немецко-американский психолог и философ Э. Фромм (1900 — 1980) <23>. С указанными словами выдающегося мыслителя и государственного деятеля США нельзя не согласиться, но только после определенного дополнения, продиктованного опытом прошедших столетий: но и эти права при определенных условиях тоже могут быть изменяемы, пренебрегаемы и нарушаемы свободной волей людей, не всегда способных понять и оценить их значение.
———————————
<23> Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989. С. 5.

Литература

1. Бердяев Н.А. Этическая проблема в свете философского идеализма // Проблемы идеализма: сборник статей. М., 1902. С. 91 — 136.
2. Гаджиев Г.А. Онтология права (критическое исследование юридического концепта действительности). М., 2013.
3. Гасанов К.К. Основные права человека: вопросы неотчуждаемости. М., 2003.
4. Гунин Д.И., Черданцев А.Ф. Не отчуждаемы ли «неотчуждаемые» права и свободы человека? // Правоведение. 2012. N 2. С. 102 — 112.
5. Гурвич Г.Д. Руссо и Декларация прав. Идея неотъемлемых прав индивида в политической доктрине Руссо. Пг., 1918.
6. Дурденевский В.М. Субъективное право и его основное разделение // Правоведение. 1994. N 3. С. 78 — 95.
7. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010.
8. Крусс В.И. Доктринальные инновации в контексте конституционализации российской правовой системы // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 4. С. 2 — 11.
9. Матейкович М.С. Личность и государство: от противостояния к сотрудничеству (по мотивам одной статьи Д.Л. Златопольского) // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 22 — 26.
10. Новгородцев П.И. Лекции по истории новой философии права XVI — XIX вв. М., 1912.
11. Рагимов А.Т. Особенности юридической природы прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 8. С. 15 — 21.
12. Струве П.Б. В чем же истинный национализм? // Избранные сочинения. М., 1999. С. 13 — 44.
13. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Кн. 1: Общее государственное право. М., 2006.
14. Чичерин Б.Н. История политических учений. Ч. 3. Новое время. М., 1874.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Понятие естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека. Правовой статус личности

Естественные права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Эта формула означает приоритет прав человека перед всеми иными нормами человеческого общения. Государство, общество, законодатель не вправе посягать на общепризнанные права человека, ибо они имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты.

Государство не «дарует» естественные права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. Если государство игнорирует естественные права человека, или более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).

Естественным правам и свободам человека присущи следующие признаки:

а) – они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

б) – складываются объективно и не зависят от государственного признания;

в) – принадлежат человеку от рождения;

г) – имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер;

д) – признаются высшей социальной ценностью;

ж) – их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

Наиболее важными естественными правами и свободами человека являются: право на жизнь; личная свобода и свобода вероисповедания; право на достойный образ жизни, защиту чести, достоинства, доброго имени; свобода мысли, выражения мнений и убеждений; право на выбор места жительства, и т.д.

Таким образом, права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера.

Каждый человек, независимо от своего социального происхождения и положения в обществе, является носителем естественных и равных прав, которые не могут быть у него отобраны государством или отчуждены каким-либо иным способом. Признание, соблюдение и защита прав человека — обязанность государства.



Права и свободы человека — важнейший и неотъемлемый элемент правового статуса личности.

Правовой статус — система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

а) правовые нормы;

б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

в) основные права, свободы и обязанности;

г) законные интересы;

д) гражданство;

е) юридическая ответственность;

ж) правовые принципы;

з) правоотношения.

В зависимости от перечисленных критериев различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус.

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно.

Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.

Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

Общий правовой статус у всех один, специальных — множество, в зависимости от особенностей правового положения отдельных категорий людей, а индивидуальных ровно столько, сколько физических лиц, проживающих на территории определенного государства.

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *