Полевое наблюдение это – , — —

Содержание

Полевое исследование (наблюдение) — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

Полевое исследование (наблюдение)

  В отличие от уже описанных экспериментального и квазиэкспериментального методов исследования, полевое исследование или наблюдение характеризуется подробным, глубоким и всесторонним изучением поведения любого количества людей в местах их естественной жизнедеятельности. Вместо работы с переменными и наблюдения за происходящими вследствие этого изменениями наблюдатель собирает и регистрирует столько информации, сколько возможно из развертывания сложившейся ситуации, не пытаясь при этом влиять на сами события. Люди, ставшие объектом изучения, могут осознавать либо не осознавать присутствие исследователя или сами цели исследования.
  В других случаях исследователь может стать включенным наблюдателем, т. е. активно участвовать в происходящих событиях и в то же время регистрировать поведение тех, в чьем окружении он находится. Вот в каком детективном духе описывает эту ситуацию Роберт Чалдини: “Наблюдение в качестве участника — это специальный подход, при применении которого исследователь играет роль шпиона. Скрывая свою личность и намерение, исследователь внедряется в интересующее его общество и становится членом группы, которую намеревается изучать” (Чалдини Р., 1999, с. 13).

  Является ли наблюдение включенным или нет, оно всегда — ключевой момент полевого исследования. Поскольку наблюдение людей является для большинства из нас делом обычным, то часто трудно понять, насколько сложно это делать специально, с научными целями. Сложность этого занятия обусловлена рядом причин. Первая: исследователь должен в совершенстве знать свое окружение и с поведением какого рода ему придется иметь дело. Вторая: наблюдатель должен решить для себя, поведение какого вида и уровня он будет фиксировать. Необходимо ли ему наблюдать поведение масс людей ( демонстрации, митинги и т.д.) или же ему нужно следить за выражением лиц, интонациями голоса, взглядами. Все это нужно спланировать заранее.
  Выбор типов поведения, естественно, зависит от тех вопросов, на которые исследователь хочет получить ответы. Полевые исследователи не могут специально создавать условия, но они должны заранее сформулировать вопросы и гипотезы. Без них полевое наблюдение увязнет в бесконечном множестве разноречивых событий, в потоках различной информации.
  Когда выбраны для наблюдения типы поведения, исследователь должен продумать вопрос о специальных методах регистрации необходимой информации. В этом случае он получает возможность проявить творческий подход, точно так же, как в том случае, когда он работает в эксперименте с независимыми переменными. Правда, одним творчеством здесь не обойтись, часто уже предварительно собранные данные требуют оценить надежность выбранных приемов наблюдения и привести их в соответствие с имеющимися условиями. В полевом исследовании понятие надежности часто зависит от уверенности, что различные наблюдатели регистрируют одни и те же типы и уровни поведения, причем одинаковыми способами. Без этого вся система кодирования информации будет просто отражать пристрастия и пред-почтения наблюдателей и не сможет стать основой для объективных научных выводов.
  К сказанному добавим, что полевые исследования не ограничиваются только наблюдением повседневного поведения людей в привычных местах. Они могут проводиться также в экзотических, необычных либо экстремальных условиях. Например, в дальних экспедициях, под водой, в воздухе и даже в космосе (Stewart R., 1988).
  Таким образом, основным достоинством полевого исследования-наблюдения является его реализм, жизненность. Исследование всегда сосредоточено на наблюдении событий, естественным образом происходящих в реальной жизни. Т. к. большинство полевых исследований продолжается довольно длительное время, то они дают столько и такой информации, сколько и какой нельзя получить в короткий период экспериментального и квазиэкспериментального исследования. К тому же, благодаря большой продолжительности исследования, у наблюдателей имеется возможность отбирать несколько типов информации разного рода, обусловленных ситуацией. Многосторонние измерения, сделанные для того, чтобы одновременно отрабатывать несколько концепций, дают возможность с большей уверенностью делать заключения, чем если бы было сделано измерение только одного параметра.
  Вместе с тем, хотя успешно проведенное полевое исследование предоставляет богатую информацию, отсутствие контроля за условиями исследования порождает определенные проблемы. Как уже отмечалось, невозможность работать с независимыми переменными и использовать принцип случайности затрудняет возможность каких-либо твердых, определенных заключений о причинноследственных отношениях в происходящих событиях. Как и в квазиэксперименте, использование некоторых статистических приемов расширяет возможности полевого исследования-наблюдения, но для вынесения твердых, неоспоримых суждений все же требуется наличие контролируемого плана исследования.
  Другая потенциальная проблема полевого исследования кроется в том, что участники могут быть осведомлены, что их поведение изучается. А когда люди знают, что за ними наблюдают, то на их поведение влияет ожидание оценки. Как и в других методах исследования, влияние, оказываемое самим исследователем, здесь еще в большей мере создает проблемы. Особенно, если исследователь является включенным наблюдателем.
  В заключение отметим, что полевое наблюдение позволяет исследователю полноценно изучать последовательность событий, протекающих в естественных условиях. Этот метод — не всегда лучший способ проверки гипотез определенного типа (причинно-следственных), но он служит неисчерпаемым источником информации, которая затем может стать основой для выдвижения гипотез и более строгой эксперимен-тальной проверки.

txtb.ru

Естественное или полевое наблюдение это что такое Естественное или полевое наблюдение: определение — Психология.НЭС

Читать PDF

Использование естественно-исторического наблюдения как способа оздоровления детской психики в период

Газиева Л.Л.

В статье раскрыта одна из сторон феноменов времени: значение наблюдения за эволюционными процессами в природе как механизма компенсации неврозов у детей, взаимодействие мифо-утопических феноменов детс

Читать PDF

О роли наблюдения: психолого-педагогические и методико-биологические аспекты

Крыштоп В.А.

Статья посвящена теоретическому анализу психолого-педагогических и методико-биологических аспектов проблемы влияния средств обучения на развитие интеллектуальных умений школьников, особенное внимание

Читать PDF

Методы наблюдения и психосемантические методы исследования группового процесса в учебно-терапевтичес

Дмитриева Т.В.

В статье представлены результаты теоретического и практического исследования по оценке группового процесса в динамических учебно-терапевтических группах, в которых проходили подготовку групповые психо

Читать PDF

Включенное наблюдение как метод исследования социально-перцептивных факторов оценки служебно-боевых

Винокуров Игорь Борисович

В статье рассматриваются возможности использования метода включенного наблюдения при изучении социального восприятия сотрудников спецподразделений полиции в служебно-боевых ситуациях.

Читать PDF

Психолого-педагогические наблюдения за аффективно-волевой и когнитивной принципиальностью человека:

Дудко В.А.

Автор статьи считает, что в качестве механизмов регуляции поведения человека можно рассматривать аффективно-волевую и когнитивную принципиальность.

Читать PDF

Метод наблюдения в контекcте постнеклассической психологии

Екинцев Владислав Иванович

В статье представлен анализ становления метода наблюдения. Рассматриваются возможности метода наблюдения в постнеклассической науке, варианты решения проблемы объективности наблюдения.

Читать PDF

Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы ау

Мазалова С. Л., Алмазова О. В.

Читать PDF

Об эмоциональных состояниях, возникающих при наблюдении разнонаправленных движений

Тюрин Павел Трофимович

Обсуждается феномен субъективных переживаний, возникающий при восприятии центробежного и центростремительного движения.

Читать PDF

Полевой эксперимент в прикладных исследованиях

Мануильская Ксения Максимовна

Kseniya M. Manuilskaya in “Field Experiment in Applied Research“ is analyzing the concepts of German sociologists in this area.

Читать PDF

Мотивы сохранения беременности (по данным наблюдения клинического психолога)

Рабовалюк Любовь Николаевна, Кравцова Наталья Александровна

Изложены результаты эмпирического исследования мотивов сохранения беременности.

Читать PDF

Спонтанны ли решения в спонтанных группах? (включенное наблюдение за принятием решений в спонтанных

Жуков Андрей Андреевич

В ходе исследования необходимо было выявить основные типы когнитивных продуктов групповой коммуникации при реальном принятии решения.

vocabulary.ru

2.4.3.6. Полевое, лабораторное и лабораторно–полевое наблюдение

Полевое наблюдение проводится в естественных для наблюдаемых условиях, в реальной жизненной ситуации (дома, в школьном классе, в цехе, в помещении для собраний и т.д.). Привычная обстановка, в которой изучается группа, сказывается как на действиях наблюдаемых, так и на правильном понимании их поведения. Однако следует отметить ряд следующих недостатков. Полевые условия не всегда создают благоприятные условия для работы исследователя, могут возникнуть ситуации, когда некоторые наблюдаемые могут пропасть из поля зрения исследователя, какие–нибудь внешние обстоятельства могут затруднить фиксацию происходящего или могут возникнуть внешние факторы, не характерные для данной проблемной ситуации (например, временные перебои с поставкой деталей и т.д.). Обычно оно применяется в разведывательных и аналитических исследованиях и имеет очень широкое распространение.

Лабораторное наблюдение, осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях. Наблюдаемых приглашают в специально оборудованные классы или отдельные помещения, где организуют их деятельность, результаты которой наблюдатель фиксирует. Например, моделируя деловую игру по какой–нибудь проблематике, исследователь фиксирует поведение участников, мотивы их деятельности, реакцию и многое другое. Если требуется высокая тщательность и подробность в описании наблюдаемых процессов, то для фиксации результатов используются технические средства (магнитофон, фото–, кино–, телеоборудование). Но необходимо учитывать, что сам факт проведения лабораторного наблюдения, непривычная обстановка может определенным образом исказить информацию и снизить ее объективность. Обычно оно применяется в исследованиях экспериментального плана и главным образом заключается в фиксации изменений, которые произошли в результате воздействия на наблюдаемых экспериментальных фактов.

Классическим примером лабораторного наблюдения является хоуторнский эксперимент, о котором уже говорилось выше. Группа, за которой велось наблюдение, помещалась в различные условия, а в результате наблюдений делались выводы о влиянии условий труда на его производительность (16, т. 2, с.156).

Лабораторно-полевое наблюдение — вид сбора социологической информации, который осуществляется в естественных условиях, но с отдельными ограничениями. В данном случае предпринимается попытка снять недостатки, присущие как полевому, так и лабораторному наблюдению.

2.4.3.7. Систематическое и случайное (несистематическое) наблюдение

Систематическое наблюдение позволяет выявить динамику процессов и явлений, происходящих в изучаемом коллективе. Для него характерна регулярность фиксации результатов в течение определенного периода времени. Наблюдение может быть непрерывным, длительным (ежедневным) или проводиться в циклическом режиме (еженедельно, ежемесячно, раз в декаду, квартал и т.п.).

Систематическое наблюдение обычно проводится по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков. Регламент регистрации фактов при эпизодическом наблюдении программой наблюдения обычно строго не фиксируется, хотя наблюдатель рассчитывает получить их в какой–либо момент исследования. Объектом наблюдения могут быть: а) определенные социальные группы в различные моменты изучаемого процесса; б) определенный процесс в различных социальных группах; в) определенный процесс в определенной группе.

Недостатком такого вида сбора информации является трудность операционализации и сравнения данных за различные сроки, так как возникает риск сделать социологический вывод на основе разнопорядковых данных. Систематическое наблюдение широко применяется во всех исследованиях. Чаще всего используется как основной метод сбора первичных социологических данных при монографическом изучении одного локализованного объекта (например, группы семей, коллектива, жителей поселка).

Случайное (несистематическое) наблюдение связано с изучением заранее не запланированного явления, события, ситуации. При таком наблюдении единицы наблюдения заранее не определяются и фиксируются интересные по мнению исследователя факты. Порядок такого наблюдения не регламентирован его программой. Особым видом случайного наблюдения выступает фиксация событий, которые хотя и происходят в рамках запланированного объекта наблюдения, но не предусмотрены карточкой наблюдения. Например, при изучении социальной активности населения исследователь может столкнуться с деятельностью каких-нибудь неформальных объединений и зафиксировать их характеристики, представляющие научный интерес.

“От случайного наблюдения, — как указывает Э.П. Петров, — следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации запланированного наблюдения. Выявление такого рода фактов — основная задача неструктурированного наблюдения за заранее определенной ситуацией, но оно может происходить и в процессе контролируемого наблюдения. Так, фиксируя содержание труда по заранее разработанной программе в карточке, социолог может обнаружить, что не все факты, касающиеся процесса труда, нашли в ней отражение. Как самостоятельная процедура сбора первичной информации случайное наблюдение обычное не планируется” (16, т.2, с.156).

Случайное наблюдение обычно не бывает самостоятельной процедурой исследования и чаще всего встречается в разведывательных исследованиях для формулировки гипотез предстоящего планомерного исследования или для контроля и пополнения данных, полученных иными видами социологического исследования.

studfiles.net

Полевые методы (непосредственное наблюдение)

Обычно непосредственное наблюдение пространственного поведения  человека  предпочтительнее лабораторных  исследований, но оно значительно более трудоемко. Весьма непросто отыскать соответствующие условия при которых можно неоднократно наблюдать и фиксировать свободное общение одних и тех же людей, причем в неофициальной и нерабочей обстановке. Наилучшие возможности  здесь  предоставляют  клубы  (спортивные,  игровые  и т.п.), кафе, бары, бани и подобные им места неформального общения людей, где постоянно собираются одни и те же люди. Но все эти формы неформально организованного досуга в нашей стране крайне редуцированы.

Принципиальное описание. Полевые наблюдения используют стандартные  этологические  методы.  Это  наблюдение  поведения людей в процессе их профессиональной деятельности дает, конечно, сильно ограниченную информацию, особенно , если ставится вопрос

о  пространственном  поведении.  Поэтому  везде  далее  внимание акцентируется на свободном общении ладей в группе. В полевых исследованиях  не  изучается  поведение  отдельного  человека,  но всегда его взаимодействие в группе. В простейшем случае исследуется взаимодействия одного индивида с другими в группе и их связь с различными психологическими характеристиками индивидов и особенностями социальной среды. Наблюдения взаимодействий  индивидов проводят на улицах  или  в  помещении, при общении стоя или сидя (причем учитывая интерьер и расположение крупной мебели или каких-то других объектов поблизости от наблюдаемой группы, которые могут влиять на их пространственное поведение).

Обычно исследуются территориальное поведение, персональное пространство и границы его у индивидов определенного возраста,

пола, социального статуса, индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей. Как показывают исследования, очень важно фиксировать не только расстояния между людьми и акты невербального поведения, сопровождающие общение, но и характер использования предметов интерьера: взаимное расположение стульев, усаживание за столом или в креслах при разговоре (напротив, рядом или под углом друг к другу) .следует

отметить и то, используется ли какой-либо предмет в качестве символа, обозначавшего границы между собеседниками, персонализирующего это место.

Поэтому, помимо этологических, к полевым методам относится и особая группа наблюдений, имеющих целью исследование персонализацию  среды.  Для  того,  чтобы  выявить  сам  факт

персонализации среды и описать ее уровень, необходимо дать описание места (территории), принадлежащего данному человеку. Такое описание должно быть стандартизированным, чтобы имелась возможность сопоставлять разные уровни персонализации одним человеком или несколькими людьми.

Основное  условие  для  осуществления  полевых  наблюдений:

выбор стандартной ситуации общения группы или пары. Это предполагает  возможность  многократного  или  продолжительного

наблюдения.  Как  правило,  ситуации  нерегламентированного

свободного общения достаточно коротки и чистое время наблюдения составляет не более 5-20 мин, в лучшем случае – до одного часа. Необходимо проведение определенного числа сеансов наблюдений за одними и теми же парами индивидов или группами (обычно 5-10

сеансов по 5-15 мин, так, чтобы суммарное время наблюдения одного человека составляло в чистом виде не менее часа.

Наблюдение и регистрация обычно проводятся открыто. Исследователь  располагается  на  некотором  удалении  от  группы (удобно расстояние 5-7 и до 10 м, тогда люди склонны забывать о факте наблюдения или не обращать на него внимания, а мимика и жесты видны отчетливо. Наблюдаемые могут быть поставлены в известность о проводящемся исследовании, но истинные цели работы при этом не раскрываются.

В  полевых  исследованиях  пространственного  поведения  всегда важны  чисто  этологические  параметры.  Наиболее  значимы  для

сопоставления с проксемическими данными: (1) направление взгляда, (2) частота  быстрых  и  (3) длительных  взглядов,  (4) характер  и интенсивность  жестикуляции,  (5) мимическое  выражение  эмоций, (6) позы, принимаемые во время общения.

Вообще проксемические полевые методы, в отличие от имитационных  и  лабораторных,  практически  не  используются

отдельно от других этологических методов: организация пространственных отношений между индивидами всегда должна изучаться в контексте самого социального взаимодействия, его целей и условий. В противном случае, изучая «в чистом виде» вопрос о том, как распространяются друг относительно друга люди в битком набитом  автобусе  и  на  участках  в  садовых  товариществах,  мы получим удивительно разные результаты.

Регистрация наблюдений проводится на стандартных бланках (составляются  обычные  этограммы).  Классифицируются  и шифруются необходимые акты поведения с нужным уровнем дробности. Каждый индивид на этограмме обозначается под своим именем или номером. Выбирается средняя длительность интервала наблюдения. Удобно делать ее кратной 5 минутам и впоследствии

акты  поведения  нормировать  по  этому  интервалу  (длительность одной минуты оказывается слишком маленькой дам описания структуры общения у взрослых, но она вполне приемлема для описания поведения детей). В рамках выбранной длительности сеанса принимается один из двух вариантов регистрации поведения интервальный или непрерывный.

Интервальная регистрация поведения своего рода покадровая

съемка, называемая еще методом «моментального сканирования» (Altman,  1974).  Выбирается  интервал  времени   «момент сканирования» обычно от 5 сек до 1-2 мин, который необходим для полной и точной фиксации исследуемого вида поведения у одного индивида. В течение этого времени наблюдаются все члены группы, а на наблюдение каждого из них отводится не более 2-5 сек, всегда в одном определенном порядке друг за другом. После окончания одного «момента наблюдения» исследователь ждет начала следующего момента  и вновь повторяет процедуру. Он сам устанавливает интервалы,  исходя  из  содержательных  соображений;  часто  удобно при наблюдении детей установить интервал в 2-3 мин, взрослых – 510 мин. Весь сеанс наблюдений состоит из совокупности таких «квантированных кадров». Метод «моментального сканирования» позволяет  довольно  полно  описать  структуру  повседневного поведения каждого члена группы и частотные характеристики поведения.

При  сплошной  регистрации  поведения  фиксируются  все  до

одного  акты  поведения  одновременно  всех  членов  группы.  Такая задача становится выполнимой только в том случае, если группа невелика по размеру (чаще это пара или тройка) или выбранные для анализа виды поведения не слишком мелкие и их всего 2-3. Но даже в этом случае приходится чаще работать вдвоем. В то же время сплошная регистрация предпочтительнее интервальной.

Объектами наблюдения выступают небольшие группы из 4-10, редко больше, членов, общение которых непринужденно. Члены группы регулярно собираются вместе и их общение друг с другом имеет  для  каждого  самостоятельную  ценность.  Могут  изучаться также и группы на стадии формирования, а также группы с регламентированными взаимоотношениями членов (например, бригады  рабочих,  научные  лаборатории).  В  качестве  объекта

выступают также пары близких людей. Пространственное поведение отдельного человека исследуется только в контексте его внутригрупповых отношений.

Примеры тестов. Почти все проксемические измерения производятся в контексте наблюдения поведения группы в целом; они весьма просты, но требуют значительного времени.

1. Измерение персонального пространства. С помощью наблюдения оцениваются параметры персонального пространства каждого члена группы во время общения. Визуально определяется расстояние спереди, сбоку и сзади до ближайшего соседа наблюдаемого индивида в данный момент. Здесь лучше использовать интервальную регистрацию с достаточно  большим интервалом, так как во время общения подвижность людей снижена. Через каждые 2-5

мин фиксируются расстояния между членами группы в течение как можно более короткого времени в пределах этого интервала (лучше уложиться в 1-2 сек). Желательно для каждого человека измерять одномоментно 3 расстояния до трёх его ближайших соседей спереди, сбору и сзади. Поскольку не всегда другие окружают человека со всех сторон,  то  при  одновременной  регистрации  сразу  трёх  расстояний

(если они есть) может быть дополнительно получена информация о предпочтениях индивидом той или иной позиции при групповых взаимодействиях. Кто-то в группе будет предпочитать держаться в центре, кто-то сбоку или на периферии. Поэтому число измерений по всем трём направлениям у каждого индивида в конце наблюдений окажется разным.

Необходимо не менее 10 (лучше 20) измерений по каждому из трех направлений, чтобы уменьшить ошибку измерения, поскольку расстояние оценивается на глаз. Обычно разговаривающие располагаются близко друг от друга и ошибка в измерении расстояния составляет  около  10  см.  Желательна  предварительная  тренировка

наблюдателя и поиск «линеек». Можно соотносить свои оценки с «естественными» шкалами, например, с размерами частей тела человека (видимый размер руки в области плеча в среднем составляет

10-15 см, головы 20 см, плеч – 40-50 см; ширина и длина стула равна

40 см; подобные реперы можно выбрать для себя заранее).

Измеренные по трём радиусам расстояния позволяют довольно точно  оценить  площадь  персонального  пространства  индивида  с

соответствующей статистической ошибкой (см. рис. 8).

Рис.  8  Построение  границ  персонального  пространства индивида по трем значениям индивидуальной дистанции. Площадь персонального пространства не включает площадь сечения тела индивида; при измерениях с использованием миллиметровки это следует учитывать.

Площадь эллипса, определяющая размеры персонального пространства индивида, вычисляется по среднему значению его длинной оси как сумме средних значений до переднего и заднего ближайших соседей и по удвоенному значению короткой оси, соответствующей среднему расстоянию до соседа сбоку (см.: Koger,

1976). Таким образом, каждый индивид может быть охарактеризован четырьмя  проксемическими  параметрами:  (1) средней

индивидуальной  дистанцией  спереди,  (2) сбоку  и  (3) сзади,  и (4) площадью  персонального  пространства.  Эти  характеристики индивидуальны и связаны с рядом черт личности (общительность, доминирование, тревожность, эмоциональность) и типом темперамента.

2.  Пространственная  близость.  Структура  аффилиативных

связей в группе может быть достаточно хорошо описана в результате анализа расстояний по критерию близости-удаленности. Тест основан на том, что расстояние между людьми, меньшее 1 метра, явно свидетельствует о взаимном проникновении в персональное пространство друг друга и, как следствие, о взаимном предпочтении этих людей. (По известной гипотезе Х. Куммера пространственная близость отражает социальную связанность индивидов.)

Регистрация при интервальном сканировании группы взаимного расположения индивидов на расстоянии меньше 1 м и больше 1 м позволяет построить граф пространственных предпочтений в группе и  оценить,  тем  самым,  по  формальным  или  количественным критериям социальные связи в ней (см., напр: Хевик, Гледич, 1977; Плюснин, Слободская, 1984; 1987).

Здесь можно использовать результаты измерений методом измерения персонального пространства (если проводилась персональная регистрация, т.е. кто конкретно есть ближайший сосед спереди, сзади и сбоку в данный момент у данного индивида), или проводить специальное наблюдение. Тогда его можно совместить с другим простым тестом 3.

3.  Расстояние  коммуникативной  активности.  Измеряется

расстояние, на котором данный человек предпочитает общаться с другими.  Поскольку  здесь  необходимо  фиксировать  расстояние между двумя людьми в тот момент, когда индивид обращается к другому (т.е. является инициатором коммуникации), то применяется не, интервальная, а сплошная регистрация. Процедура и измерения производятся так же, как и в случае метода (1). Помимо расстояния регистрируется и реципиент, поэтому здесь проксемические характеристики сочетаются с аффилиативными характеристиками. В силу этого тест может быть использован при социометрическом анализе группы.

4. Центр коммуникации. Для оценки социальной структуры группы часто необходимо исследовать вопрос, кто и как часто является центром коммуникации, т.е. человеком, к которому обращаются сразу два или более членов группы и который находится в центре общения (рассказывает сразу нескольким людям). Регистрация таких моментов может быть дополнена «съемом» важной проксемической информации: отмечаются расстояния от индивида центра коммуникации до остальных участников. Если измерения расстояний персонифицированы, то число регистрируемых параметров увеличивается вдвое. Тест позволяет количественно охарактеризовать коммуникативную активность и предпочитаемые пространственные связи каждого члена группы.

Проксемические и коммуникативные данные, полученные в этом тесте,  тесно  коррелируют  с  таким  важным  параметром,  как

зрительный  контакт.  В  групповых  коммуникациях  в  процессе

принятия решения организаторы деятельности (лидеры) находятся в центре группы и в центре внимания, поскольку поддерживают зрительный контакт с большинством членов группы. Это объясняет тот факт, что лидеры получают большее число взглядов со стороны партнеров, чем остальные. Таким образом, они являются центрами

внимания. Показано, в частности, что в инструментальной и профессиональной деятельности, при общении в непринужденной обстановке, больше взглядов получают инициативные лидеры, тогда как в условиях конкуренции или в неопределенной угрожающей ситуации лидеры-агрессоры (Koger, 1976).

Также  могут  быть  построены  ориентированные  графы

пространственных и коммуникативных предпочтений, которые позволяют количественно оценить степень интеграции, связности и центрированности группы. Несколько изученных групп одного типа (из одной сферы общественного производства) или группы разных функциональных типов могут быть сопоставлены затем по структурным параметрам их графов (см. специально методологию расчётов у: Хевик, Гледич.1977).

5. Взаимное распределение членов группы во время общения. На первый взгляд кажется совершенно незначимым, каким образом люди располагаются друг относительно друга в пространстве (в комнате,  конференц-зале,  во  время  движения  по  улице,  в  походе, возле костра и т.д.). На самом деле, как показали и эксперименты с животными и наблюдения людей, это может быть весьма точной характеристикой индивидуально-психологических особенностей человека и его социометрического статуса. Особенно ценные результаты могут быть получены при использовании этого метода для  описания  процесса  становления  группы  от  момента  ее

возникновения до консолидации.

Существо теста заключается в том, что через определенные интервалы времени 3-5 мин на предварительно подготовленном плане помещения, где проводится наблюдение, отмечают места расположения всех членов группы и расстояния между ними (производится картирование; точный план позволяет измерять расстояния при последующей обработке). При использовании нескольких цветов на один план могут быть нанесены распределение людей в течение 3-5 последовательных моментов времени. Если регистрация ведется часто (1-2 раза в день, например), то такого количества «моментальных фиксаций» за один сеанс достаточно. Необходимо  отмечать  изменения  в  интерьере  или  особенностях среды, если распределение регистрируется в полевых условиях, следует выбрать устойчивый «центр скопления», например, костер, вокруг которого все собираются до или после еды, особенные точки пространства,  которые  могут  служить  «центрами  скопления» (большое дерево, скамья).

В результате исследователь получает «развертку» всего процесса развития групповых отношений (предпочтений-избеганий), на которую могут быть «наложены» многие другие данные.

6. Персонализация среды (организация индивидуальной территории в пределах группы). Особенности территориального поведения и персонализации среды членами группы могут быть объективно зафиксированы с помощью стандартизированных описаний «мест поведения» группы. Предварительно выбирается уровень  дробности,  который  будет  принят  при  описании.

Составляется перечень предметов и действий, с помощью которых члены данной группы обозначают границы своей территории и осуществляют персонализацию. Затем проводится описание «места поведения» группы и ее членов. Таких стандартных проксемических описаний может быть проведено от одного до нескольких, в зависимости от исследовательской задачи.

7. Границы группы. Очерчивание границ территории группы дело весьма трудоемкое. Если изучаются границы подростковых банд, группировок, детских стай, групп взрослых, т.е. относительно небольших  и  сплоченных  социальных  единиц,   то  можно использовать этологическое наблюдение за деятельностью таких единиц, в процессе которой они время от времени свои границы обозначают и подтверждают. Например, враждующие городские группы часто обозначают свои границы мелом на стенах домов, а группы завсегдатаев баров определенными действиями и комментариями, в случае, если кто-то по незнанию или намеренно пытается эти границы нарушить (см.: Altman, Chemers, 1980).

Однако при изучении границ общин или, например, границ охотничьих территорий членов сообщества, т.е. в тех случаях, когда прямое наблюдение вообще неэффективно или нереально, хорошие результаты дают опросы, составленные с применением вопросов, которые учитывают особенности пространственного поведения человека. Например, с помощью таких опросов руководство СевероЗападных территорий Канады составило очень подробные карты индивидуальных и родовых охотничьих территорий атапасков и инуитов; оказалось, что их границы постоянны в течение нескольких последних поколений. Аналогичное исследование было проведено нами в Якутии и Эвенкии: территории охотничьих участков семей или родов стабильны в течение по крайней мере нескольких поколений.

Описанные простые полевые, лабораторные и имитационные тесты могут применяться в «батарее», совместно друг с другом для

изучения одной и той же группы людей. Поскольку каждый, даже

самый простой тест, приходится проводить отдельно, при работе в одиночку можно применять последовательно несколько тестов друг за другом. Работая вдвоем и проводя тесты одновременно, можно получить существенно больший объем информации благодаря одновременному использованию вместе с проксемическими и других

этологических методик, например таких, которые ; позволяют описать поведенческую  структуру  группы  по  основным  видам взаимодействий. Большое значение имеет частотная храктеристика поведения. Кроме того, как показывает практика, очень большой интерес представляют результаты сопоставления характеристик пространственного  поведения  человека  с  его  чертами  личности.

Наиболее отчетлива связь с темпераментом и наследственно обусловленными психологическими свойствами.

Благодарности

Я благодарен к.м.н. Е.Р. Слободской за многие существенные замечания, сделанные при подготовке работы, и В.Н. Гришаевой за техническую помощь.

 Материал взят из книги Пространственное поведение человека (Ю.М. Плюснин)

studik.net

Полевое наблюдение — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Полевое наблюдение

Cтраница 1

Полевые наблюдения по методу естественных потенциалов сводятся к измерению потенциометрами разности потенциалов между отдельными точками земной поверхности в районе поиска полезных ископаемых. Измерения разности потенциалов ведутся по отдельным профилям в местах ожидаемого оруденения при помощи двух неполяризующихся электродов. В двух соседних точках профиля на некотором расстоянии в землю вставляются неполяризующиеся медные электроды ( электрод состоит из медного стержня, опущенного в концентрированный раствор медного купороса, налитого в пористый сосуд), которые подключаются специальным проводом к потенциометру. По данным измерений вычисляются потенциалы всех точек планшета, составляются карты изолиний и другие документы для анализа результатов.  [1]

Полевые наблюдения за состоянием заложенных в шурфы образцов пленок после двух-трехлетнего пребывания в различных почвенно-климатических условиях ( Средней Азии, Якутии, Центральной полосе) показали следующее: нестабилизированные полиэтиленовые пленки не имели каких-либо повреждений в условиях Средней Азии ( Голодная степь и Каракумы), Якутии и Средней полосы Советского Союза. В шурфе торфяно-болотистой почвы Московской области пленка на глубине 0 15 — 0 3 и 0 7 — 0 8 м была повреждена водяными крысами.  [2]

Полевые наблюдения должны проводиться с точностью, определяемой Инструкцией по электроразведке для каждого конкретного метода. Повторные наблюдения производятся в процессе основных измерений систематически через определенное число точек, определяемое для каждого метода Инструкцией по электроразведке, а также при незакономерных, не согласующихся с соседними данных измерений.  [3]

Тщательные полевые наблюдения над некоторыми вредными насекомыми показали, что, хотя численность вредителя колеблется в более или менее определенных пределах, свидетельствуя этим, что естественное регулирование численности данного вида действительно происходит, в среде обитания вредителя отсутствуют явные биотические факторы, такие, как естественные враги, внутривидовая и межвидовая конкуренция за пищу или жизненное пространство или недостаток запасов пищи, возникший благодаря насекомым. Была отмечена, однако, хорошая корреляция такого естественного регулирования [26, 27, 437, 438] с изменениями погоды. Поэтому был сделан вывод, что плотность популяций этих видов определяется главным образом условиями погоды. Таким образом, если в течение части каждого года или в течение нескольких лет подряд условия погоды благоприятны для роста популяции этих видов, то плотность их популяций увеличивается. В последующем условия погоды становятся неблагоприятными, плотность популяции уменьшается вследствие высокой смертности, обусловленной истощением кормовых ресурсов.  [4]

Все полевые наблюдения подробно записываются в специальные полевые книжки.  [5]

Материалы полевых наблюдений и лабораторных исследований к записке не прикладываются, но должно быть указано, в какой организации они хранятся.  [6]

Технология полевых наблюдений СЛБО включает создание на поверхности Земли двух пространственных систем: апертуры приема и синтезированной апертуры излучения сейсмических волн. Для реализации бокового обзора эти апертуры располагают за пределами площади исследования.  [7]

Процесс полевых наблюдений сво штся к следующим операциям: установке аппаратуры, требующей 3 — 5 мин. Так как установка прибора и наблюдения занимают небольшой промежуток времени, производительность магнитной съемки с магнитными вариометрами зависит от скорости передвижения н процессе сьемки. При детальной съемке она определяется скоростью пеших переходов, при маршрутной съемке — скоростью передвижения конного транспорта или автотранспорта.  [8]

Технология полевых наблюдений СЛБО включает создание на поверхности Земли двух пространственных систем: апертуры приема и синтезированной апертуры излучения сейсмических волн. Для реализации бокового обзора эти апертуры располагают за пределами площади исследования.  [9]

Что касается полевых наблюдений, то в фитопатологии и динамике популяций в энтомологии все больше внимания уделяется ( количественной эпидемиологии. Но нам нужно еще больше измерений — измерений нарастания болезни, измерений распространения болезни, измерений наземных, измерений аэрофотосъемкой, измерений всего шроцесса эллфитотии или дижшики популяций с начала-до конца. Все модели, все уравнения и параметры приводят к лишенным смысла анализам, пока не будет олреде лен объект анализа.  [10]

Во время полевых наблюдений за ностоком мы обнаружили, что его поверхностные разрастания обладают большой водоудерживающей способностью.  [11]

Дискретность материалов полевых наблюдений за влажностью обуславливает то, что точность определения непрерывной функции распределения этой случайной величины ограничена частотой наблюдений за влагозапасами. Очевидно, что интервалы времени между смежными измерениями должны выбираться с учетом биологических особенностей культуры и продолжительности фаз ее развития. Для большинства сельскохозяйственных культур этот период, по-видимому, может не превышать одну декаду.  [12]

Обработка результатов полевых наблюдений включает: приведение данных наблюдений ЭДС ( в милливольтах) на выходе магнито-индукционного датчика ( МИД), обозначаемой Я2 к единичному току; построение графиков Я2 / / вдоль профилей наблюдений, карт графиков Hy.  [13]

Интерпретация результатов полевых наблюдений ( в основном качественная) заключается в выделении локальных аномалий от проводящих геологических объектов, увязке аномалий и аномальных зон с зонами тектонических нарушений, рудными зонами, пластами графитизированных пород. Форма и элементы залегания ( направления падения и простирания) объекта оцениваются по форме графиков. В ряде случаев проводится полуколичественная интерпретация — оценка мощности и глубины залегания объекта.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Глава 6 Наблюдение

31

6.1. Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации

Наблюдение — это метод сбора первичной информации путем пассив­ной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств (т. е. метод основывается на визуальном и слуховом восприя­тии явлений).

Обыденное наблюдение — это непроизвольная деятельность людей, связанная с получением информации о мире, способ познания мира (для философов наблюдение — это начальный этап процесса позна­ния: от восприятия и наблюдения — к описанию, предположению, его обоснованию и проверке).

Научное наблюдение отличается от обыденного своей целенаправ­ленностью (намерением получить специфическую информацию для поставленных целей исследования), системностью, планомерностью и наличием процедуры контроля. Однако термин «наблюдение» еще не стал однозначным. В некоторых социальных науках (социологии, статистике, демографии) под наблюдением понимается любая проце­дура полевого исследования (в том числе опрос), т. е. любая процеду­ра, не связанная с получением данных из вторичных источников.

Назначение наблюдения:

1. Является инструментом сбора информации непосредственно в ходе изучаемого процесса, явления, ситуации (для качественного анализа). Например, изучается процесс выбора товара покупателем.

2. Является инструментом сбора информации для предварительного представления об объекте (когда не имеется четкого представления о предмете исследования и его цель сводится к конкретизации проблематики и формированию рабочих гипотез).

3. Является инструментом сбора информации для подтверждения данных, полученных с помощью других методов сбора информации. Например, при наличии определенного ответа на вопрос анкеты респондент в реальной ситуации может поступить иначе, подобный результат наблюдения ставит под сомнение достоверность ответов на вопрос и корректность анкеты как инструмента исследования.

4. Служит источником дополнительных сведений для пояснения результатов, полученных с помощью других методов сбора информации.

5. Является инструментом сбора информации для описания распространенности явления или ситуации (ассортимент товаров в торговой точке, выбор марки товара), применение метода наблюдения в статистическом обследовании ограничено из-за требования репрезентативности обследуемой совокупности.

6. Является инструментом сбора информации о поведении потребителей, которое люди не имеют желания запоминать (или не в состоянии запомнить, например дети).

7. Является инструментом определения качественных характеристик инструментария при пилотажных исследованиях, особенно в сочетании с методом опроса.

В случаях когда наблюдение выступает как самостоятельный метод сбора первичной информации, сложно добиться репрезентативности выборки по отношению к генеральной совокупности.

Требуемые условия для проведения наблюдения:

— Короткий отрезок времени, чтобы изменения в окружающей об­становке не повлияли на изучаемое поведение, явление.

— Наиболее значимые характеристики условий и ситуаций, в которых осуществляется наблюдение, также должны фиксироваться.

— Наблюдаемые процессы должны быть по своей природе доступны для наблюдения и происходить на публике (открытое поведение). Например в магазине, на улице, в офисе.

С помощью наблюдения можно исследовать не только поведение покупателей в магазине, персонала, предоставляющего услуги потре­бителям, но и другие процессы. Например, как люди используют те или иные товары (укладывают прическу, готовят завтрак, подстри­гают газоны и т. д.). Результаты могут быть использованы для созда­ния новых модификаций товаров, улучшения сервиса, системы распределения и продвижения (новые темы для рекламных кампаний).

Формы осуществления процесса наблюдения

Наблюдение является достаточно гибким методом сбора информации, так как может осуществляться исследователями в различных формах. Для группировки различных вариантов осуществления процесса на­блюдения могут использоваться следующие классификационные признаки:

— характер окружающей обстановки;

— место исследователя в изучаемом процессе;

— способ восприятия объекта наблюдения;

— степень стандартизации наблюдения;

— степень открытости процесса наблюдения;

— характер наблюдаемых событий;

— регулярность проведения наблюдения.

Выяснить степень разнообразия форм наблюдения позволяет табл. 6.1.

Таблица 6.1 Формы наблюдения

Классификацион­ный признак

Формы наблюдения

Характер

окружающей

обстановки

Полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации

Лабораторное наблюдение — проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет сохранять стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование

Лабораторно-полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающими недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения

Место исследователя в изучаемом процессе (указываются полярные формы, однако на практике могут использоваться переходные

варианты)

Наблюдения с непосредственным участием исследователя (включенное наблюдение) — наблюдатель сам участвует в ситуации, он одновременно сам влияет на ситуацию и, в свою очередь, подвергается ее влиянию. Такая форма позволяет скорректировать объективность выводов наблюдателя за счет улучшения понимания им наблюдаемых процессов

Наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе (невключенное наблюдение) — наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, на него влияющие

Способ

восприятия

объекта

наблюдения

Персональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются непосредственно наблюдателем

Неперсональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов, что позволяет снизить субъективность восприятия событий

Степень

стандартизации

наблюдения

Структурированное (контролируемое) наблюдение — в этом случае используются бланки наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса или ситуации, остальные элементы поведения игнорируются

Свободное (неструктурированное) наблюдение — осуществляется наблюдение всех элементов поведения без заранее заданной схемы

Степень

открытости

процесса

наблюдения

Открытое наблюдение — наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом

Скрытое наблюдение — наблюдаемым не известно о проводимом исследовании

Характер наблюдаемых

событий

Прямое наблюдение — наблюдение проводится непосредственно за поведением

Непрямое (косвенное) наблюдение— наблюдение проводится за результатами поведения

Регулярность проведения наблюдения

Систематическое наблюдение — проводится на регулярной основе, что позволяет выявить тенденции процессов

Эпизодическое наблюдение — не имеет четко установленного регламента регистрации событий

Однократное наблюдение — исследование выполняется в соответствии с поставленными целями однократно, более эта схема исследования не используется

Случайное наблюдение — наблюдение заранее незапланированного явления, как самостоятельная процедура сбора первичной информации обычно не планируется. Между тем зачастую становится уникальным поводом для пересмотра маркетинговых решений предприятия

Формы наблюдений по характеру окружающей обстановки

Необходимость контролировать внешние условия проведения на­блюдения определяет вариант формы наблюдения в соответствии с ха­рактером окружающей обстановки. Лабораторные наблюдения позво­ляют исследователям полностью контролировать условия проведения исследования, а также предоставляют больше возможностей для ис­пользования специальной аппаратуры. Создавая наиболее благоприят­ные условия для осуществления наблюдения, исследователи сокращают сроки и стоимость его проведения. Однако сам факт приглашения наблюдаемых в специально отведенное для наблюдения помещение,

новая обстановка могут повлиять на естественность поведения участников исследования, что несколько исказит информацию, снизит ее объективность. Например, участники наблюдения могут потратить гораздо больше времени на выбор марки товара, чем они это делают в естественной ситуации. Либо, наоборот, сочтя «неприличным» тщательное рассмотрение образцов товара или не желая показаться излишне дотошными и навязчивыми при получении консультации у торгового персонала, сократят процедуру выбора марки. Поэтому проведение исследования в полевых условиях может оказаться более целесообразным, преимуществом в этом случае является естественность наблюдаемого поведения. К сожалению, полевые наблюдения имеют серьезный недостаток — на участников исследования могут ока­зывать воздействие различные внешние факторы, в том числе случайного характера, не имеющие к изучаемому процессу прямого отноше­ния. Например, в какой-то момент может не оказаться в торговом зале самого товара, в отношении которого изучается поведение потребителей. Наплыв посетителей в магазине в часы пик может помешать покупателям изучить все варианты предложения товара или рассмотреть упаковку новой марки товара; покупатели, не выносящие толкотни, скорее всего, ограничат свой выбор наиболее привычными вариантами. В реальных условиях может случиться и так, что в магазине (кафе или другом заведении, где проходит исследование) какой-то период времени совсем не будет посетителей, за которыми планировалось наблюдение. Нивелируя недостатки полевых и лабораторных форм, можно использовать комбинированный вариант — лабораторно-полевое наблюдение. В этом случае исследование проводится в естественных условиях и принимается ряд мер по сохранению их стабильности в течение некоторого времени. При проведении лабораторно-полевого наблюдения исследователям необходимо заручиться поддержкой администрации организации, в которой планируется наблюдение, чтобы, например, обеспечить наличие необходимого количества товара в тор­говом зале или другими способами поддерживать неизменность условий наблюдения.

Формы наблюдений по месту исследователя в наблюдаемом процессе

В зависимости от места исследователя в наблюдаемом процессе мож­но выделить несколько градаций степени «включенности» наблюда­теля. Максимальная степень участия наблюдателя в наблюдаемом процессе присутствует в такой форме включенного наблюдения, когда исследователь наравне с наблюдаемыми участвует в изучаемом процессе (активное участие). В этом случае наблюдатель «внедряется» в изучаемый объект, находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности и наблюдаемом процессе. При изучении процесса потребления некоторых товаров, например алкогольных напитков, активное участие может оказаться предпочтительнее, однако оно по своей природе исключает массовость наблюдения, а его результаты не поддаются количественному выражению. Как особая разновидность включенного наблюдения может рассматриваться самонаблюдение. Наименьшая степень включения наблюдателя в изучаемый процесс (пассивное участие) допускает его контакт с наблюдаемыми в той мере, в которой его вынуждает ситуация. Например, как и другие посетители магазина, выбирает товар, стоит в очере­ди в кассу.

Наблюдение, осуществляемое наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе, называется невключенным. В этом случае наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сто­ронние факторы, на него влияющие.

Формы наблюдений по способу восприятия объекта

По способу восприятия объекта наблюдения выделяют персональные и неперсональные наблюдения. Персональное наблюдение предполагает, что наблюдаемые события фиксируются лично наблюдателем, при неперсональном наблюдении наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов. Это дает исследователям значительные преиму­щества, так как позволяет избавиться от селективного отбора объектов наблюдения, снизить субъективность восприятия событий, получить дополнительную или более точную информацию, снизить трудоемкость сбора информации. Во многих случаях использование приборов более функционально и удобно, чем персональное наблюдение. Например, изучение предпочтений членов семьи в отношении телевизион­ных передач гораздо проще осуществить с помощью аудиметра.

Формы наблюдений по степени стандартизации процесса

В зависимости от степени стандартизации процесса наблюдения выделяют структурированные (стандартизованные, структурализованные, стандартизированные) и неструктурированные (нестандартизованные, неструктурализованные, нестандартизированные, свободные) наблюдения.

Структурированное наблюдение использует формализованную про­цедуру, в которой заранее выделяются элементы изучаемой ситуации, что предполагает хорошее предварительное знание предмета исследо­вания. Как правило, эта форма наблюдения используется исследовате­лями для описания предмета исследования или проверки выдвинутых гипотез, а также для уточнения или проверки результатов, получен­ных другими методами.

Свободное (неструктурированное) наблюдение осуществляет сбор информации обо всех элементах поведения без заранее заданной схемы.

Чаще всего такая форма востребована для сбора информации с целью формирования представления о проблемной ситуации. Неструктури­рованную форму целесообразно совмещать с неперсональным наблюдением, так как использование техники облегчает задачу фиксирования всех видов поведения.

Подробнее о специфике процедур структурированного и неструктурированного наблюдения рассказывается в одном из последующих разделов.

формы наблюдений по степени открытости исследования

Трактовка скрытой и открытой форм наблюдения может быть связана с местом наблюдателя в исследуемом процессе. Например, ряд источ­ников считает, что включенное наблюдение подразделяется на скрытое (когда наблюдатель не раскрывает истинных целей своего присутствия) и открытое (когда наблюдаемым известны цели и задачи исследования).

Е. П. Голубков и Г. А. Черчилль отмечают варианты форм наблюде­ния по степени открытости исследования без привязки к включенному наблюдению. Такая точка зрения соответствует и нашему представлению.

Открытым может считаться наблюдение, когда наблюдаемые знают о проходящем исследовании, при этом если наблюдение проводится в общественных местах (например, в магазине или на улице), необязательно оповещать их о целях проводящегося наблюдения. Раскрытие целей наблюдения может быть необходимым при более тесном сотрудничестве. Например при изучении стиля жизни; в этом случае, как правило, используется включенное наблюдение, и по этическим сооб­ражениям, чтобы участники наблюдения не испытывали опасений в от­ношении намерений исследователей, цели наблюдения должны быть раскрыты. Для создания условий для сотрудничества необходимость ознакомить участников наблюдения с целями исследования возника­ет и в других случаях. Например, когда исследование проводится в домашней обстановке, как это происходит при «ревизии» запасов потребителей в холодильнике или в кладовке.

Скрытое наблюдение не предполагает раскрытия инкогнито наблюдателя, участники наблюдения неосведомлены о проходящем наблюдении. В этом случае исследователь может избавиться от так называемого «эффекта наблюдения», правда, сталкивается с другими проблемами. Если ведется персональное наблюдение, то довольно сложно полностью скрыть его. Кроме того, как указывает Г. А. Черчилль, существует этическая проблема. Однако если исследователь руководствуется суще­ствующим Кодексом проведения маркетинговых исследований и предпримет все меры к неразглашению рабочих материалов исследования и сохранению анонимности участников наблюдения, то проблему можно считать исчерпанной. В практике полевых исследований встреча­ются ситуации, когда после наблюдения его участникам необходимо йадать некоторые вопросы, т. е. используется комбинированный метод сбора информации. В этом случае невозможно скрыть от наблюдаемых сам факт исследования. Для достижения целей наблюдения может быть целесообразнее сначала провести скрытое наблюдение, а затем объяснить цели своего исследования и показать полученные результаты, чтобы наблюдаемый мог убедиться лично, что сделанные Записи не ущемляют его прав.

Формы наблюдений по характеру наблюдаемых событий

Прямое наблюдение — наблюдение проводится непосредственно за поведением. Непрямое (косвенное) наблюдение — наблюдение про­водится за результатами поведения, т. е. наблюдаются физические доказательства свершения некоторых событий. В качестве результатов Поведения потребителей могут рассматриваться мусор, запасы това­ров, чеки и др. Примером косвенного наблюдения является исследование запасов, например продуктов в холодильнике потребителей или на полке кладовой; подобное наблюдение позволяет установить, какие марки товаров и в каком объеме покупаются каждым из обследуемых домашних хозяйств. Информация с магазинных чеков также яв­ляется результатом косвенного наблюдения, на основании которой можно сделать выводы о структуре и объеме покупок потребителей, какие товары (или марки) присутствуют в так называемой «потребительской связке», т. е. покупаются одновременно.

формы наблюдений по регулярности сбора данных

В зависимости от регулярности проведения процедуры наблюдения выделяют систематическое, эпизодическое и единичное наблюдение.

Систематическое наблюдение предполагает использование строго регламентированного графика выполнения процедуры наблюдения. Например, участники исследования могут ежедневно в специальных дневниках регистрировать сделанные за день покупки, аудиметр постоянно фиксирует информацию о просматриваемых передачах каж­дым из членов наблюдаемой семьи. Систематическое наблюдение по­зволяет выявить динамику изучаемых процессов.

Эпизодическое наблюдение не имеет четко установленного регла­мента регистрации событий. В качестве частного случая эпизодического наблюдения можно рассматривать единичное наблюдение, про­водимое повторно без четко спланированного регламента. Например, желая оценить качество работы персонала магазина, администрация может проводить эпизодическое наблюдение их деятельности один-два раза в месяц. Повторное исследование может при этом использовать уточненную процедуру наблюдения.

Однократное наблюдение проводится в течение запланированного периода времени в соответствии с поставленными целями единовре­менно, после окончания сбора данных разработанная процедура на­блюдения не используется повторно.

Основные характеристики наблюдения

Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации обладает рядом достоинств и недостатков, которые необходимо знать, чтобы правильно применять данный метод и грамотно выбрать его форму. Обобщенные характеристики наблюдения как метода сбора маркетин­говой информации представлены в табл. 6.2.

Анализ таблицы позволяет установить наиболее предпочтительные формы наблюдения, которые помогают нивелировать некоторые не­достатки метода. Например, осуществление наблюдения с помощью технических приборов лишено недостатков, связанных с селективным отбором объектов наблюдения, субъективностью восприятия наблю­даемых событий; видеокамеру легче замаскировать, чем самого наблю­дателя, чтобы избавиться от эффекта наблюдения. Пожалуй, наибо­лее серьезным недостатком является низкая репрезентативность этого метода. Однако для некоторых исследований эта проблема решается. Например, при использовании метода дневников.

Таблица 6.2

Основные характеристики наблюдения как метода сбора маркетинговой информации

Достоинства

Недостатки

• Независимость хода исследования от объекта наблюдения, от его желания участвовать в этом процессе и способности выражать свои мысли (отсутствует и языковой барьер)

• Высокая объективность, так как наблюдению подвергаются только фактически произошедшие события, нет зависимости от возможностей памяти или компетенции наблюдаемых людей

• Возможность восприятия неосознанного поведения людей

• Возможность учета окружающей обстановки

• Возможность регистрировать событие в момент его возникновения (прямая регистрация событий)

• Отсутствие непосредственного взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым, поэтому снижается вероятность искажения информации в силу влияния исследователя или в силу желания респондента выглядеть лучше

• Возможность отделить факты от вымысла (от того, как респондент представляет себе это действие)

• Низкая репрезентативность, так как невозможно обеспечить случайный порядок составления выборки

• Селективный отбор объектов наблюдения (наблюдатель из общей массы выберет какие-то

отдельные объекты)

• Субъективность восприятия наблюдаемых событий (наблюдатель может воспринять определенные жесты или мимику неправильно под влиянием собственного видения ситуации и мировоззрения, смешивать результаты наблюдения и выводы, что особенно характерно для свободного наблюдения)

• Наличие эффекта наблюдения (неестественное поведение перед камерой, когда она замечена наблюдаемыми)

• Невозможность наблюдения многих факторов

• Ограниченность времени наблюдения временем свершаемого события

studfiles.net

ВКЛЮЧЕННОЕ ПОЛЕВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Количество просмотров публикации ВКЛЮЧЕННОЕ ПОЛЕВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — 192

Полевое исследование

Н. Смелзер.
Размещено на реф.рф
Социология. Глава 1.

Неструктурированное наблюдение

Наблюдатель опирается лишь на общий, принципиальный план наблюдения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обычно предшествует основному, более глубокому этапу исследования. Все, что попадает в поле зрения исследователя, подробно заносится в дневник наблюдения.

Дополнительный материал

В США первые крупные исследования социальных условий проводили ученые, которые наблюдали поведение людей в ситуациях реальной жизни. Этот метод, известный под названием полевого исследования, впервые был применен в 20-х годах нашего столетия представителями «Чикагской школы», которая (как нам уже известно) господствовала в американской социологии до 40-х годов. И сегодня полевое исследование по-прежнему служит одним из главных методов социологического анализа.

Полевое исследование имеет по крайней мере одно преимущество по сравнению с методом выборочного опроса. При опросœе исследователь просит людей вспомнить, как они вели себя или что они чувствовали в определœенное время. В результате полученные данные оторваны от реальной жизни опрошенных. С помощью полевого метода исследователи могут решить эту проблему: они находятся на месте действия и осуществляют непосредственное наблюдение за тем, что их интересует. К примеру, студент-социолог, который является членом футбольной команды колледжа и может непосредственно наблюдать, как игроки прибегают к допингу, конечно же, получит более обоснованные данные, чем тот, который просто спрашивает игроков насчет употребления допинговых средств.

В силу этих причин информация, собранная на базе полевого исследования, должна быть более достоверной, чем данные опроса. Вместе с тем, поскольку полевые исследования обычно охватывают какую-то одну ситуацию, их результаты также носят ограниченный характер.
Размещено на реф.рф
По этой причине исследование употребления допинга членами одной футбольной команды способно многое сказать именно о данной команде, но было бы опасно на базе этих сведений пытаться сделать обобщенный вывод о всœех футбольных командах.

…….

В отличие от лабораторного эксперимента проведение полевого наблюдения часто не связаны с проверкой гипотезы. Исследователь стремится понять реальную социальную ситуацию и вовлеченных в нее людей. По этой причине он сам отправляется в тюрьмы, бары, закоулки, конторы и т.п. Другими словами, включенное полевое наблюдение проводится в обстановке, где обычно проявляется исследуемое поведение. Хотя на начальном этапе работы «в поле» об исследователœе может сложиться предвзятое мнение, обычно он старается ослабить такое впечатление. К примеру, Уайт (1943), проводивший классическое исследование итальянских трущоб, пояснил, что сначала он старался наблюдать всœе вокруг — ничего нельзя было упустить, поскольку, как ему представлялось, он не определил самые важные задачи исследования. При этом по мере ознакомления исследователя с людьми и с ситуацией зарождаются некоторые гипотезы. Οʜᴎ бывают проверены в процессе работы «в поле» или стать темой для дальнейшего исследования.

Одна из самых трудных задач включенного полевого исследования — наблюдение событий без воздействия на них. Само присутствие исследователя может изменить ситуацию. К примеру, ученый, живущий в городской трущобе, наверное, обладает более высоким уровнем образования, чем люди, которых он изучает. У них может возникнуть представление, что он принадлежит к более состоятельному классу, и это. возможно, вызовет почтение или враждебность с их стороны. Трудно избежать этой проблемы и потому, что полевые исследователи выступают то в роли участников событий, то наблюдателœей. Умение сочетать эти роли имеет решающее значение. Роль участника позволяет понять опыт других людей и завоевать их доверие. Но необходима и роль наблюдателя, чтобы сохранить беспристрастность и объективность.

Обычно предполагается, что любые изменения, вызванные присутствием исследователя, со временем уменьшаются. При этом они не исчезают полностью. К примеру, даже год спустя один из участников исследования Уайта признал, что присутствие социолога мешало ему вести себя естественно. «Теперь, когда я что-то делаю, — рассказывал он, — я вынужден думать о том, что вас интересует в моем делœе».

Подобно любой науке, социология стремится к обобщениям. При этом возможность обобщения результатов полевых исследований должна быть ограничена не только из-за вероятности воздействия исследователя на поведение людей, но и тем, что обстановка, выбранная для исследования, не всœегда типична для других условий и, следовательно, не может служить основой для обобщения. Решение этих проблем связано с трудностями. Спорные вопросы, возникающие в этих случаях, придают особую важность соответствующей подготовке перед началом полевого исследования.

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *