Политическая функция это – Политическая функция — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Политическая функция — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Политическая функция

Cтраница 1

Политическая функция включает обеспечение социального партнерства и политической стабильности в обществе за счет снятия напряженности в обществе, продуцирующейся различиями в уровне жизни населения.  [1]

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.  [2]

Политическая функция социальной защиты способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные объективные различия в уровне жизни различных слоев населения.  [3]

Помимо политических функций государство осуществляет также экономические функции.  [4]

Земства были лишены каких-либо политических функций, и по закону сфера деятельности земств ограничивалась исключительно вопросами местного значения. В ведение земству отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, даже постройка церквей, содержание местных тюрем и домов для умалишенных.  [5]

Земства были лишены каких-либо политических функций.  [6]

Помимо собственно культурных функций, образование выполняет в обществе также экономические, социальные и политические функции. Различные формы подготовки кадров ( начиная со школы) поставляют хозяйственной системе работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и ориентациями.  [7]

В то же время, государственная организация общества в ее политической функции направлена на стратегическую задачу обеспечения долговременного существования данного строя, и на решение этой задачи работают многие политические структуры. Однако общество должно поддаваться реорганизации, изменению. Если политическая система закрывает все возможности доступа к власти новым стратам коррекций в распределении прибавочного продукта, она дает тем самым основание тем, кто ставит под угрозу ее законность и указывает на насильственно-принудительный характер. Вместе с проявлением насильственного господства в обществе возрастает значение и потребность в легитимации для господствующих слоев. Религия в такой ситуации должна изыскать способ установления долгосрочных связей с существующей политической системой. Исторические модели этих связей многообразны и зависят как от степени взаимопроникновения общества и государства, так и от степени организованности религиозных систем, но задача одна — обеспечить лояльность масс по отношению к государственному строю.  [8]

Нарастание репрессий вело к тому, что ведомство Семена Годунова стало приобретать все более широкие политические функции.  [9]

Троцкий также вносит предложение: считая, что после сложения 4 членами ЦК ответственных политических функций, выход их из ЦК не вытекает из сложившегося положения и грозит стать точкой отправления раскола в партии, ЦК предлагает им оставаться в составе руководящего учреждения партии, сохраняя за ними право свободной агитации против принятого ЦК решения.  [10]

Выполнение обязанностей Генерального секретаря и заместителя Генерального секретаря несовместимо с осуществлением каких бы то ни было

политических функций. Ни Генеральный секретарь, ни любой заместитель Генерального секретаря не могут занимать какую-либо иную должность или выполнять какую-либо иную работу без одобрения Административного совета.  [11]

Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами, которые ему необходимы для выполнения экономических и политических функций. В состав государственных финансов входят: государственный бюджет ( будет рассмотрен далее), внебюджетные фонды, государственный кредит. Государственные финансы функционируют на разных уровнях управления: общегосударственном, региональном, местном.  [12]

Важной составляющей финансовой системы РБ являются государственные финансы, которые должны обеспечивать государство денежными средствами для выполнения экономических, социальных и политических функций

.  [13]

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство ( в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.  [14]

Принятие Закона СССР о Т.к., в котором определены их основные права и обязанности, полномочия в управлении и выполнении ими экономических, социальных и политических функций, служит отражением возрастающей их роли в развитом социалистическом обществе ( см. Полномочия трудового коллектива, разд. Новый закон отражает взятый партией курс на дальнейшее всемерное развертывание социалистической демократии, на то, чтобы каждый труженик чувствовал себя подлинным хозяином на своем предприятии и представителем всей страны.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Функции политической системы

Способности политической системы

Политическая система является самостоятельным организмом, политическая система имеет собственные возможности, либо, говоря условно, способностями. Политологи американского происхождения Д. Истон, Г. Алмонд назвали следующие основные способности:

  1. регулятивная, которая касается управления поведением индивидов и групп, то есть ведение норм, действие администрации и т.п.;
  2. экстракционная, которая связывается с добычей необходимых для собственного функционирования экономических и иных ресурсов;
  3. дистрибутивная, выраженная в способности распределения и перераспределения ресурсов, благ, услуг, знаков отличия и прочего;
  4. реагирующая, которая связана с необходимостью непрерывно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон достаточно обоснованно добавил пятую, такую же существенную, а возможно, важнейшую способность: самостоятельной регуляции, которая характеризует внутреннюю, выделенную на себя управляемость.

Способности осуществляются в функциях системы политики, или по-другому, в главных ее разновидностях деятельности. Последние определены ролью, которую объективно призывается играть система политики в общественной сфере. А именно: обеспечить сосуществование этого общества в форме единого самостоятельно управляемого организма социума.

Функции политической системы

Замечание 1

Функциональный подход анализа системы политики вмещает в себя уровни: рассмотрение взаимного действия системы с обществом в целом, в ее внутренней жизнедеятельности, в ее охране и адаптации. Конечно же, они являются взаимосвязанными, они взаимно проникают, и в реальной жизни в основном представляют стороны (аспекты) разнообразных видов деятельности институтов политики.

Функции системы политики, которые обращаются в большей степени к иным подсистемам общества:

  1. Обеспечение власти политики конкретной социальной группы либо большинства членов этого общества, государства. Система политики есть институциональная, упорядоченная, закрепленная нормами, форма бытия власти. Через институты, которые образуют систему политики, реализуется легитимация власти, реализуется монополизация издания законов, которые имеют общеобязательный характер, и применение мер принуждения в их исполнении. Система политики, по мнению Г. Алмонда, — это легитимная, удерживающая порядок либо трансформирующая система в обществе.
  2. Политическая система, то есть управляющая система. Она урегулирует общественные отношения, занимается управлением разнообразными областями жизнедеятельности людей в интересах конкретных социальных групп либо большинства населения. Объем функций управления, формы, масштабы и методологии управленческой деятельности институтов политики находятся в зависимости от типов систем общества. Таким, сфера влияния институтов политики в современных развитых странах капиталистического типа на экономику является более узким, чем в государствах социалистической направленности.

    Эта особенность обусловливается двумя обстоятельствами. В позитивном плане: в идеале социализм предполагает, сознательное массовое творчество. Политика в форме организации массовой деятельности призывается здесь становиться важным фактором прогресса исторического типа. В действительности негативная роль политики и институтов в государствах, которые сделали социалистический выбор, стала деформированной, чрезмерной. Институты политики в большей мере поглощали общество, так как его организации социума не развиваются в значительной степени, и уступают собственные роли структурам государства.

  3. Система политики исполняет функцию интеграцию в обществе: обеспечивает конкретное единство всех групп социума и уровней населения, потому как это является необходимым для сохранения статуса общества. Она соединяет данные группы социума и слои вокруг общих социальных, политических целей, а так же ценностей, что задает возможности реализации как интересы систематики в целом, так и интересы конкретных групп. Политическая система, по мнению П. Шаран, является системой взаимного действия, встречающейся во всех независящих обществах, выполняющая функцию их адаптации и интеграции при помощи применения либо угрозы применения какого-то легитимного принуждения.

  4. Одна из важных функций политической системы — воссоздание важнейших политических условий для прогрессии и функционирования экономики, то есть правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение одного пространства экономики, проведение политики налогового типа, урегулирование финансовой системы и т.д.
  5. Защита этого общества, ее членов от различного рода разрушающих воздействий — внутренних и внешних. Речь заходит о защите от элементов деструкции, включив группы криминального типа, которые приобрели в настоящее время международный характер, от внешних агрессивных факторов — военного, экономического, идеологического, информационного, наконец, от катастрофы в экологической сфере.

    Восхождение на следующий внутренний уровень функционального системного анализа — представляется рассмотрением видов ее деятельности, которые сопряжены с реализацией отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с Р.-Ж. Щварценберг и П. Шаран соединяют их в группировку функций конверсии, то есть преобразующих. Речь пойдет о тех преобразовательных воздействиях, которые реализуют институты на «входе и выходе» системы:

    • агрегация и артикуляция интересов, что обозначено процессом выражения, предъявления и обобщения интересов социума при разработке политических решений;
    • нормотворчество, то есть разработка системы норм и правил;
    • использование норм и правил;
    • контроль над соблюдением правил и норм;
    • политическая коммуникация.

Три последние функции являются сферой деятельности институтов власти государства. Функция «5» в значительной мере осуществляется негосударственными организациями, в том числе и партийными ячейками.

spravochnick.ru

Политическая функция государства

Правительство Российской Федерации

Государственный Университет-

Высшая  Школа Экономики

Нижегородский филиал 
 
 

Факультет Права

Кафедра конституционного и административного  права

Эссе

По дисциплине

Теория  государства и  права

На тему

«Политическая функция государства» 
 
 

Выполнила студентка группы 10Ю-3

Сорокина  Н.Б.

Научный руководитель:

Доцент

Тенилова  Т.Л.


 
 

Нижний  Новгород 2010

       Теория государства и права, как наука, направлена на изучение государства с различных сторон и аспектов. Государство — это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, создающая право, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций1. Изучение государства, как социального института, это познание его возникновения и развития. Наука теория государства и права для описания, прогнозирования и объяснения деятельности государства использует понятие «функции государства».

Функции государства  – это главные направления  деятельности государства по управлению обществом.2 В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение — их исчезновением. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние — деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость, как производителей, так и потребителей социальных благ.

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей, материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

Автор данной работы полагает, что одной из самых важных функций государства является политическая функция. Она, в отличие от остальных функций государства, может одновременно являться как внешней, так и внутренней функцией. Автор в своей работе подробно изучил  политическую функцию государства, ее значение и сферы ее действия.

Безусловно, все  функции государства носят политический характер, однако в политической области  действует целая система политических институтов, учреждений государственных  органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это, прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.

 Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют: 

  1. реализация  волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества).
 
  1. обеспечение государственного суверенитета, определение  правового положения конкретных территорий и управление ими.
 
  1. официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство  представляет собой юридическую  личность, субъект права. Вместе с  тем осуществление функции обеспечения  народовластия предполагает наличие  правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства  от общества, ответственность перед  ним.
 
  1. защита  конституционного строя, которая реализуется  как специальными органами (Конституционным  судом), так и непосредственно  народом, путем осуществления права  на сопротивление любой попытке  насильственного изменения или  устранения существующего конституционного строя. 
 

Правотворчество это одна из самых важных задач. Правотворчество — это деятельность государственных органов (в случае референдума — всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.     Основными принципами правотворчества в нашем государстве выступают следующие:  

  1. Народный  характер правотворчества. Государство, стремящееся стать правовым, в своей законодательной деятельности должно быть тесно связано со своим народом, с самыми широкими слоями населения. «К основным законам демократии принадлежит и тот, в силу которого власть издавать законы должна принадлежать и народу»3. Народный характер правотворчества проявляется в том, что, во-первых, законодательные органы состоят из народных депутатов, представляющих население; во-вторых, все субъекты правотворческой деятельности в своих нормативно-правовых актах выражают интересы граждан.
 
  1. Демократизм правотворчества. Он проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а также в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности. Получает распространение практика всенародного обсуждения законопроектов. Наиболее важные законопроекты могут выноситься на всенародное голосование (референдум), что является наиболее ярким проявлением демократизма правотворчества.
 
  1. Научный характер правотворчества и его связь  с правоприменительной практикой. Правотворческие органы при разработке и издании юридических норм изучают  социально-экономическую и иную ситуацию, объективные потребности  развития, необходимость и целесообразность юридического урегулирования общественных отношений. Только в этом случае правовые нормы будут научно обоснованными, а потому эффективными.
 
  1. Законность  правотворчества. Она выражается в  том, что все действия субъектов  правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах  и прежде всего на Конституции. Законность правотворчества предполагает скрупулезное соблюдение регламента законодательных  органов, процедуры обсуждения, порядка  опубликования нормативно-правовых актов.
 

Следующая задача политической функции – это обеспечение внутреннего и внешнего суверенитета. Суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны, то есть ее самостоятельность в своей деятельности, ее полноправие в жизни общества в пределах своей территории (внутренний суверенитет) и независимость во взаимоотношениях с другими государствами на политической арене (внешний суверенитет)4.

Иными словами, суверенитет означает, что все  правила на территории данного государства  устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью  другого государства.

В современном  международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие  национального суверенитета, понимаемого  как право каждой нации на самоопределение5. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, т.е. он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития6.

 
Однако принцип национального  суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право  на государственный суверенитет  на определённом историческом этапе  становится правом нации, которое может  реализовываться нацией, как в  форме создания собственного государства, так и путём вхождения в  состав более крупного государственного образования7.

 В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определенной мере осознается, что необходимо «комплексное переосмысление и переоценка понятия «суверенитет» как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии»8. Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение9.

Следующая задача политической функции — это защита конституционного строя нашей страны, защита прав и свобод граждан через специальные органы государственной власти. Конституционный строй – это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, которые устанавливаются и защищаются конституцией и другими конституционными актами Российской Федерации10. Автор работы полагает, что ярким примером защиты конституционного строя РФ является указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, в котором утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В числе национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу закреплены: развитие демократии и гражданского общества; повышение конкурентоспособности национальной экономики; обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; превращение Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

 Автор работы  считает, что главной целью  современного Российского государства  должно  стать формирование гражданского  общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Политическая же функция государства направлена на создание жизнеспособного демократического общества, что необходимо для современного государства. Однако на данном этапе развития, на котором находится Российская Федерация, это не возможно. Политическая функция создает определенную атмосферу , позволяющую развиваться другим основным направлениям деятельность государства, поэтому она является одной из самых ключевых функций государства по управлению обществом. 
 
 

Список литературы: 

 

  1. Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31.
 
  1. Монтескье Ш. Л. О духе законов. СПб., 1900. С. 17
 
  1. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993: Изд-во Моск. Коммерч. ун-та
 
  1. Теория  государства и права / под ред. В.К.Бабаева. – М.: Юрист, 1999.
  2. Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. — М.: Изд. ИМО, 1963. — С. 192.
 
  1. Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии).—М.,:Юрид. лит., 1978. — С. 3-4, 18-19.

stud24.ru

Функции политологии

Предназначение и роль политологии находят свое проявление в вы полняемых ею функциях:

Гносеологическая (познавательная) функция. Сущность данной функции в адекватном отражении политической реальности, раскрытии закономерностей политического развития, выработке систематизированных знаний о политике. Как и любая другая наука, политология должна описать, объяснить и прогнозировать развитие явлений и процессов. В контексте политической науки речь идет о политических явлениях и процессах.

Аксиологическая (оценочная) функция — политическая наука дает оценку политическому строю, режимам, институтам, политическим решениям и политическому поведению. Эту функцию не следует подменять классовым подходом и превращать политологию в разновидность идеологии. Аксиологическая функция политологии, как и любой другой общественной науки, определяется спецификой социального познания, которое своими выводами и прогнозами задевает определенные социальные интересы. Аксиологическая функция ориентирована на признание общечеловеческих гуманистических ценностей, на человеческое измерение политики.

Функция политической социализации связана с формированием политической культуры, определенного типа человека политического. Само содержание политической науки ориентирует на развитие рационально-критического мышления, на формирование гражданина, а не подданного. Политическая наука формирует гражданственность и демократическую культуру населения.

Функция рационализации политической жизни. Выполняя эту функцию, политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ, обосновывает необходимость и направленность преобразований. Политология, вырабатывая политические технологии, дает рекомендации по разрешению социально-политических конфликтов, проведению избирательных кампаний, формированию политического имиджа лидеров и т. д.

Мотивационно-регулятивная функция связана с непосредственным влиянием политического знания на политическое поведение людей. Степень научной мотивации политических действий и политического поведения — важнейший показатель уровня развития политической культуры.

Функции, которые выполняет политология, раскрывают ее роль в жизни современного общества. Политология способствует рационализации политической деятельности и формированию гражданина, который обладает необходимыми знаниями для рационально-критического анализа политической жизни

5. Понятие политики

Слово «политика» возникает в середине I тысячелетия до «, э. Оно происходит от греческого слова — polis, что означает город-государство. Политика в античности понималась как искусство управления полисом (государством), то есть множеством людей, живущих совместно и имеющих различные интересы.

Политика — это сложное общественное явление. Для анализа политики можно применить следующее английские понятия, наиболее точно отражающие ее различные аспекты: polity — политические институты, деятельность которых закрепляется правовыми нормами и политическими традициями; policy — политический курс, связанный с конкретными общественным» интересами, ценностными ориентациями, с технологиями принятия политических решений; politics — конкретное «делание политики», определенные политические процессы, которые имеют волевые, интеллектуальные, социально-психологические формы. Политику можно рассматривать следующим образом; а) как сферу общественной жизни; б) один из видов социальной активности — политическая деятельность; в) тип социальных отношений. Аристотель видал в политике высшее проявление человеческой социальности. Человек — ивотное политическое, то есть общественное, как считал Аристотель. Полис — это «вполне завершенное и совершенное общение». Такое понимание политики называют коммуникационным.

Политика возникает на определенном этапе развития общества, когда происходит разложение первобытного строя, усложняется социальная структура, возникает и усиливается экономическое неравенство. В таком обществе формируются новые механизмы властных отношений, появляется господство одних социальных групп над другими. Однако, политическая власть должна была выразить не только интересы экономически господствующих социальных сил, но и интересы целого, то есть общества, через опосредованное согласование социальных, классовых интересов. Так появляются государство и право.

Политика становилась искусством управления сложно дифференцированным сообществом, разделенным на антагонистические интересы. Задача политики состояла в обеспечении целостности и эффективности функционирования общества путем организации управления, регулирования и контроля его деятельности как целого, которое состоит из социальных слоев и классов, имеющих различные интересы. Сущность политического заключается в социальном господстве одних групп над другими с помощью механизма социального господства. Поэтому важнейшим в политике становится овладение главным в механизме Социальною господства — государством. М. Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Политика — явление динамическое, она носит процессуальный характер. Это процесс подготовки, принятия и реализации необходимых общества решений. В политическом процессе определяются цели политик, принимаются решения; происходит мобилизация ресурсов и организация масс для достижения поставленных целей; регулируется политическая деятельность и осуществляется контроль за ней, осуществляется анализ полученных результатов и определяются новые цели политики. Таким образом, политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации и использования власти и управления социальными процессами в государственно-организованном сообществе.

Политика обладает сложной структурой:

организационный компонент политики — это политические институты как центры управления и регулирования общественными процессами, например: правительство, парламент, президент, партии, средства массовой информации;

политические отношения, которые выражают устойчивые взаимосвязи между субъектами политики. Это могут быть отношения господства и подчинения, соперничества и сотрудничества, конфликта и согласия, конфронтации и баланса интересов;

содержательным компонентом политики являются политические ценности, цели, мотивы политической деятельности, политические проблемы, механизмы принятия решений. Этот содержательный компонент связан со сферой политической культуры, политического сознания и с политической деятельностью;

политическое сознание, которое функционирует на уровне политической идеологии и политической психологии;

политические процессы, которые связаны с выработкой и принятием обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Все это составляет политическое пространство в его системном единстве и многообразии. Политика как особая сфера социальности выполняет многообразные функции в обществе. Это выражение и защита социально-значимых интересов различных слоев и групп общества и национально-государственного интереса в целом. Важнейшей функцией политики является структурирование и институирование политической системы общества, 1С функциям политики относятся: управление и руководство политическим процессом в интересах конкретных политических субъектов и всего общества; интеграция различных слоев общества и поиск баланса социальных интересов; предотвращение и регулирование социальных конфликтов; формирование политического сознания граждан; определение социально значимых для всего общества целей и мобилизация ресурсов для достижения этих целей. Основной функцией политики является интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности. Политика как сфера деятельности и поведения, связанных с властью, организацией, управлением в рамках государственно-организованных сообществ, занимает особое место в человеческой жизни. Политика является особым аспектом социального бытия, связанным с организацией и координацией действий ради достижения согласованных целей. В широком смысле политика — «это борьба за организацию человеческих возможностей» (американский политолог Д. Хелд).

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *