виды, цели и задачи :: BusinessMan.ru
Любая деятельность в сфере политики осуществляется группами людей, объединенных общей целью и нормами поведения, принятыми у них. В результате таких действий идеология, политвзгляды и убеждения получают материальную форму существования, воплощаются в жизнь. Эти организации называются политическими, о них более подробно будет рассказано в данной статье.
Что такое политическая организация?
Если говорить простыми словами, то политические организации – это разновидность общественных объединений, целью которых является реализация политических убеждений и интересов, а также взаимоотношения с органами власти.
Среди особенностей подобных сообществ можно назвать внутреннюю устойчивость, дисциплинированность и четкую иерархию. В них есть руководитель, лидер, а также ряд приближенных к нему лиц. Помимо этих людей такие организации имеют сторонников и членов, численность которых довольно устойчива и документально зафиксирована. Также они имеют пассивных и активных сторонников. Активные принимают непосредственное участие в жизни объединения, состоят в нем. А также выражают свои убеждения и взгляды открыто на мероприятиях. Пассивные готовы поддержать организацию на выборах, но не участвуют в ее повседневной жизни.
Виды политических организаций
Классифицировать политические организации можно по множеству признаков. Например, если разделять их по отношению к государству, то они бывают:
- Государственные – непосредственно само правительство, органы центральной власти и местного самоуправления.
- Негосударственные – к ним относятся общественно-политические организации, политические партии, движения и другие сообщества.
Следующим параметром для классификации можно назвать социальный признак, согласно которому объединения политического характера делятся по классовому составу либо по национальному.
Но это далеко не все разновидности, на которые можно подразделить такие организации. Их можно распределить и по степени политизированности: либо полностью политические, например партии, либо сообщества граждан, имеющие интересы из других сфер жизни. Также их можно разделять по идеологическому признаку – коммунистические, либеральные, консервативные и многие другие. По степени распространения политические организации бывают международные, внутригосударственные и внутристрановедческие.Что такое социально-политическая организация?
В науке понятие политического движения определяется как сообщество граждан, ставящее перед собой цель оказать влияние на принятие изменений, касающихся социальной сферы, либо, наоборот, противодействовать им. Социально-политические организации выполняют конкретные цели и задачи, возникающие в ходе осуществления власти в политической сфере. Среди их функций можно обозначить установление социальных взаимодействий, определение порядка желаемого и достижимого для той или иной группы, владение информацией о возможности разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки организации.
Общественно-политическая организация — что это?
В любой стране с демократическим строем неотъемлемой частью являются общественно-политические организации. Они возникают благодаря гражданскому волеизъявлению и выступают как сила, оказывающая какое-либо влияние на органы власти. От общественного движения такие сообщества отличаются наличием фиксированного членства.
ВЛКСМ как пример политической организации
Типичным примером стандартной политической организации может являться ВЛКСМ. Расшифровка – Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи. Созданный как союзник и помощник для компартии, ВЛКСМ являлся именно общественно-политической организацией, не ставящей перед собой задачу борьбы за власть. Ленинский комсомол практически с первого дня своего существования активно включился в трудовую, хозяйственную, научную, военную и прочую деятельность страны и оказал огромное, чаще всего позитивное влияние на эти сферы жизни.
ВЛКСМ, расшифровка названия которого включает в себя слово «всесоюзный», показывает, насколько эта организация была распространена. Можно судить о ее роли в жизни каждого советского молодого человека.
Следует отметить, что ВЛКСМ в качестве молодежной организации сохранился и до наших дней, правда, не в таком масштабе, как раньше. Идею коммунистического движения для молодых людей сохранила и продолжила КПРФ. Однако изменилось название: сначала это был СКМ – Союз коммунистической молодежи, а с 2011 года движение носит название ЛКСМ – прибавилось слово «ленинский». Но также если в советские времена ВЛКСМ считался резервом для КПСС, а членство в нем было обязательным, то аналогичные современные политические организации не носят обязательного характера и вряд ли оказывают какое-то серьезное влияние на политическую жизнь государства. Скорее это просто дань памяти, сохранение традиций прошлых лет.
Политические организации в России
На момент конца 2015 года в России зарегистрировано 77 партий, и это наибольшее число официально зарегистрированных политических организаций за всю историю государства. Представлен почти весь спектр идеологических позиций: от крайне левых до крайне правых убеждений. Политические организации представляют собой как партии, так и общественные движения и организации. Среди всего их многообразия можно встретить и провластные, и оппозиционные сообщества, и даже экстремистские, запрещенные законом.
Политические организации России представлены в органах государственной власти несколькими партиями, каждая из которых имеет свое число депутатов. Их самое большое число принадлежит партии «Единая Россия», на втором месте – КПРФ, следом за ними — партия «Справедливая Россия» и либерал-демократы из ЛДПР, которых скорее можно назвать консерваторами, нежели либералами.
businessman.ru
Пуляк А.В. Молодёжные политические организации в Российской Федерации
Пуляк Александр Владимирович
Северо-Западный Институт Управления, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы
студент 1 курса
Pulyak Aleksandr Vladimirovich
North-West Institute of Management, Russian presidential Academy of National Economy and Public Administration
1st year student, Faculty of Public Service
Библиографическая ссылка на статью:
Пуляк А.В. Молодёжные политические организации в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14488 (дата обращения: 26.03.2019).
Вступление.
В данной работе была предпринята попытка разобраться в достаточно малоосвещённой теме молодёжных политических организаций в РФ, а также ответить на несколько важных вопросов: С какой целью создаются молодёжные организации? Формируют ли представление о гражданском обществе у молодёжи или же являются одним из способов вхождения во власть? Какие характерные черты имеют современные молодёжные партии?
Актуальность исследования молодёжных политических организаций в РФ обусловлена необходимостью построения новой политической системы, а также формирования представлений о гражданском обществе среди населения. Нынешняя система молодёжных движений, сложившаяся после 2005 года, достаточно сложна и неэффективна, однако внутри неё уже запущены механизмы трансформации, которые, в конечном счёте, создадут новую систему политических отношений молодёжи и власти. Изучение нынешней, переходной фазы, позволит разбираться в молодёжных движениях в целом, а в дальнейшим, и прогнозировать ситуацию.
Объектом работы является система молодёжных политических движений в Российской Федерации.
Предметом исследования являются наиболее известные молодёжные организации России и их активность в политической системе.
Целью научной работы является анализ активности молодёжных политических движений. В связи с этим мной планируется решить следующие исследовательские задачи:
- Рассмотреть основные политические молодёжные организации РФ, с точки зрения их деятельности.
- Представить краткую характеристику каждого из движений, по авторской методологии.
- Типологизировать молодёжные политические движения в России.
- Выделить общие тенденции развития молодёжных политических организаций.
- Определить периоды активности молодёжных движений.
- Дать оценку активности молодёжных движений в российском сегменте интернета.
- Охарактеризовать российскую политическую систему молодёжных организаций.
Методы исследования:
Контентный анализ, социологические и экспертные опросы, статистическая обработка данных, изучение материала научных изданий по проблеме.
Крупнейшие молодёжные политические организации в РФ.
В настоящее время в России существует достаточно небольшое количество крупных молодёжных политических объединений. Не считая региональных организаций на данный момент в РФ можно отметить лишь несколько действительно крупных организаций. В данной статье будут рассматриваться лишь некоторые, самые характерные или крупные из них.
Весна
Евразийский союз молодёжи.
Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи РФ (ЛКСМ РФ).
Молодая гвардия.
Молодёжная организация ЛДПР.
Молодёжное яблоко.
Краткая характеристика.
Весна.
Численность: около ста человек.
Активность: вероятнее всего переживает пик активности на данный момент. Чаще всего проводит немногочисленные мероприятия, широко освещаемые их собственной прессой в социальных сетях.
Евразийский союз молодёжи.
Численность: от одной (вероятное кол-во участников, вычисленное на основе данных о ячейках и подразделениях ЕСМ по России) до 25 тысяч человек (явно завышенное число, часто указываемое в СМИ руководителями ЕСМ).
Активность: пик активности пришёлся на 2005 – 2011 годы. В настоящее время практически не проводит собственных масштабных проектов.
ЛКСМ РФ.
Численность: приблизительно 3 тысячи человек по всей России.
Активность: ориентируется на военно-патриотические проекты и митинги-демонстрации, проводимые под эгидой КПРФ. За последние несколько лет активно разворачивают свою деятельность на фоне усиливающихся проСоветских настроений в РФ.
Молодая гвардия.
Численность: 100 тысяч человек (по заверениям Михаила Черепанова.), вероятнее всего около пяти тысяч. Данный вывод сделан на основе анализа групп актива молодой гвардии в социальных сетях и данных полученных от руководителей региональных отделений.
Активность: проекты Молодой Гвардии связаны в первую очередь с вовлечением молодёжи в государственные проекты, также эта организация является главной кузницей кадров для Единой России.
Молодёжная организация ЛДПР.
Численность: от пятисот до тысячи человек.
Активность: политических акций как таковых практически не проводит, позиционирует свою деятельность как правозащитную. Часто проводит встречи молодёжи с депутатами Государственной Думы от фракции ЛДПР.
Молодёжное яблоко.
Численность: от тысячи до двух тысяч человек.
Активность: молодёжная организация, имеющая самое обширное по разнообразию поле деятельности. Являясь внутрипартийным объединением фракции «Яблоко» отстаивает интересы материнской партии.
Система молодёжных политических организаций в РФ.
Представленные выше партии являются типичными и достаточно популярными молодёжными политическими организациями в России. Однако спектр таких организаций гораздо шире. Перечислять малочисленные и малоотличающиеся друг от друга молодёжные объединения смысла не имеет, достаточно будет обозначить их общности или категории.
По отношению к власти:
Партии власти.
Сюда относятся объединения созданные с подачи непосредственно руководителей государственной власти или партией Единая Россия.
Их характерными чертами можно назвать 1) наличие достаточно крупного административного ресурса 2) отсутствие чётко определённой идеологии 3) ориентированность на отстаивание интересов власти 4) антиоппозиционность 5) мотивационный характер вовлечения членов, основанный на личной корысти 6) недолговечность.
Яркими примерами таких организаций являются или являлись: Молодая гвардия, Наши, Россия молодая.
Деятельность этих партий позволяет при помощи СМИ создавать облик оппозиционера-врага и во многом формировать общественное мнение. Возможно, такие объединения могут быть эффективны на ранних этапах «оранжевых» революций, однако на серьёзную поддержку во время волнений власть рассчитывать не может, ввиду недостаточной идеологизированности данных организаций.
Партии провластные.
Такие организации создаются либо лишь при косвенном участии власти, либо силами имеющими курс на сближение с ней.
Провластные партии 1) имеют отличную от официальной идеологию 2) агрессивно антиоппозиционны 3) не согласны с властью в вопросах не критичных, однако негласно поддерживаемых населением 4) малочисленны 5) недолговечны.
Примерами таких партий служат: Еврозийский союз молодёжи, Родина, Движение против незаконной эмиграции.
Трудно обозначить специфику деятельности таких объединений. Возможно, такие проекты отстаивают, пусть и завуалированно, интересы вполне конкретных политиков, таких как например Александр Дугин и Александр Поткин. Главной проблемой данных организаций является отсутствие возможностей для реализации амбиций молодёжи, путь во власть для членов подобных партий фактически закрыт.
Партии псевдо оппозиции.
Здесь представлены достаточно крупные молодёжные объединения, созданные при непосредственном участии части фракций Государственной Думы.
Эти молодёжные организации 1) являются молодёжными дублёрами родительских партий 2) отстаивают партийные интересы 3) идеологизированы, однако лишь номинально 4) стабильны и устойчивы 5) умеренно, декларировано опозиционны.
Партии: ЛКСМ РФ, молодёжная организация ЛДПР, Молодёжное яблоко.
Такие объединения своей деятельностью оттягивают часть протестного потенциала у действительно оппозиционных партий и направляют его в безопасное для власти русло. В связи с достаточной известностью и распространённостью по России блокируют развитие действительно левых и либеральных партий.
Партии оппозиции.
Объединения оппозиционные весьма разнородны и объединены только лишь антагонистическим положением к власти.
Оппозиционные молодёжные партии 1) чаще всего создаются конкретным лицом 2) активизируются в периоды протестных настроений 3) не имеют чёткой программы 4) малочисленны 5) крайне недолговечны 6) чрезвычайно разобщены.
В России представителями «реальной» оппозиции можно назвать: Мы, Я думаю, АКМ.
Деятельность таких партий направлена в первую очередь на традиционную критику нынешней власти и зачастую не несёт созидательного аспекта. В настоящий момент оппозиционные организации не пользуются достаточной поддержкой населения, а потому достаточно быстро исчезают. Возможным решением проблемы могло бы стать создание блока таких партий, однако все попытки, проводимые до этого момента, неизменно проваливались.
По идеологии:
Выделять молодёжные политические организации, основываясь на их идеологической окраске, не имеет смысла, так как на стратегию поведения партии это влияет лишь в незначительной степени.
Новшества современных молодёжных политических организаций.
В целом, к общероссийским тенденциям в области молодёжных политических организаций можно отнести:
— Активное использование интернет и медиа-пространства. Появляются карликовые молодёжные организации, ведущие свою деятельность исключительно виртуально: через живые журналы и социальные сети. Причём поле их деятельности ограничено крупными мегаполисами с развитой интернет структурой. Примерами таких партий могут служить: ныне не существующие «Идущие без Путина», «Мы», а также действующие: студенческое движение «Я думаю» и внепартийное молодёжное объединение «Весна», разворачивающее свою деятельность в Санкт-Петербурге.
— Попытки создания молодёжных организаций базирующихся на административных или финансовых ресурсах. Такие партии быстро создаются и за короткий срок собирают вокруг себя большое кол-во сторонников. Однако в случае прекращения поступления ресурсов эти объединения точно с такой же скоростью распадаются, не оставляя после себя никаких следов. Это например ныне мёртвые движения «Оборона», «Наши», «Идущие вместе».
— Молодёжь утрачивает интерес к политике, остаются и даже усиливаются аполитичные настроения в центральных регионах. Власть, напротив, начинает обращать внимание на молодёжные организации и справедливо расценивает их как значимую силу в политической борьбе.
Рисунок 1. Инфографик «Молодёжные движения»
Исследование.
Проведённое мною исследование делится на два этапа: первый этап – выявление наиболее упоминаемого и популярного молодёжного движения в русскоязычном сегменте интернета, второй этап – проведение социологического опроса с целью выяснения отношения граждан к политическим молодёжным движениям.
I этап.
Исследование по поисковым системам.
Яндекс – доля в русскоязычном поисковом рынке – 54,1%
С помощью внутреннего сервиса “WordStat” поисковой системы «Яндекс» были получены следующие результаты (рис.2).
Рисунок 2. Среднемесячное кол-во запросов по поисковой сети «Яндекс»
Rambler – доля в русскоязычном поисковом рынке – 0,9%
Внутренний сервис “WordStat” поисковой системы “Rambler” дал следующий результат (рис.3).
Рисунок 3. Среднемесячное кол-во запросов по поисковой сети «Rambler»
Поисковые системы “Google” доля 35% и “Search.Mail.ru” доля 8,3% данных о поисковых запросах по ключевым словам не предоставляют. Однако на основе кол-ва совпадающих с запросом страниц и сервиса “Google Trands” можно предположить, что кол-во запросов по исследуемым молодёжным движениям ничтожно.
Исследование внутри социальных сетей
«Вконтакте» — доля в русскоязычном рынке социальных сетей – 46,67%, результаты (рис.4).
Рисунок 4. Кол-во членов в официальной группе сообществ социальной сети «Вконтакте»
«Facebook» — доля в русскоязычном рынке социальных сетей – 28,64%, результаты (рис.5).
Рисунок 5. Кол-во участников в группах социальной сети «Facebook»
«Одноклассники» – доля в русскоязычном рынке социальных сетей – 14,56%, результаты (рис.6).
Рисунок 6. Суммарное кол-во участников в группах социальной сети «Одноклассники»
Общая активность движения в интернете
Формула для расчёта мной была использована следующая:
(100Z + S + 10P)/10000
Где Z – среднемесячное кол-во запросов по поисковым системам.
S – суммарное кол-во участников в социальных сетях.
P – среднемесячное кол-во посещений сайта движения.
Полученные результаты отмечены на рис.7.
Рисунок 7. Индекс активности молодёжных движений в интернете
Значительно активнее в интернете ведёт себя молодёжная организация «Единой России» «Молодая Гвардия», это обеспечивается, во-первых, достаточно широким освещением деятельности движения на крупных новостных порталах, в том числе и государственных, во-вторых, активным созданием новостного контента, и, наконец, в-третьих, наличием грамотной политики продвижения организации в интернете.
ЛКСМ РФ не имеет основательной базы внутри российских социальных сетей, однако за счёт частых поисковых запросов, а также упоминанию в новостных медиа порталах занимает первое место по активности в интернете среди формально негосударственных молодёжных движений.
Петербургское движение «Весна», имеющее в своём составе не более тридцати членов, неожиданно, опережает крупнейшие молодёжные партии по своей активности в интернете. Это объясняется разительно отличным от прочих видом партии. Движение «Весна» ориентировано в первую очередь на интернет аудиторию, основную свою деятельность оно проводит внутри виртуального пространства. Небольшие мероприятия, индивидуальные, достаточно резонансные, акции. Данный вид молодёжных движений набирает популярность в России, и постепенно занимает свою нишу среди прочих молодёжных движений.
II этап.
С целью изучения общественного мнения в вопросе молодёжных движений, мной был проведён социологический опрос, ширина охвата 203 человека, в возрасте от 14 до 46 лет. Полученные результаты представлены ниже.
Более половины опрошенных (52,1%) считают, что обществу необходимы молодёжные движения, однако такие организации не должны носить политический характер.
21,5% респондентов указывают, что молодёжные движения так же нужны, но они, напротив, должны быть в первую очередь политическими.
16% называют молодёжные движения инструментами конкретных политических лиц и партий.
Около десяти процентов (9,7) считают, что молодёжные движения не играют никакой значимой роли в жизни общества.
Таким образом, большинство респондентов (68,8%) скорее негативно относятся к деятельности молодёжных политических движений и не видят в них практического смысла для всего общества в целом.
Самым известным движением является Молодая Гвардия, с ним знакомо 68% опрошенных.
Следом размещается молодёжная организация ЛДПР с 26,4% процентами.
Евразийский союз знаком 24% респондентам.
Молодёжное яблоко (14,45), ЛКСМ РФ (12%) и движение Весна (9,6%) известны лишь небольшой доли участников опроса. Несмотря на то, что ЛКСМ РФ и «Весна» ведут достаточно активную деятельность в интернете, эти организации не имеют широкой известности среди населения.
20 % населения незнакомы ни с одним молодёжным движением, что составляет достаточно серьёзную цифру.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что интернет, на данном этапе развития, является лишь вспомогательным инструментом молодёжных организаций. А новый вид молодёжных политических движений, базирующийся, в первую очередь, на интернет пространстве, пока не может соперничать с традиционными молодёжными структурами.
Активность молодёжных движений.
Рисунок 8.Кол-во мероприятий за период с августа 2011 по февраль 2016
Изучая хронологию мероприятий различных молодёжных политических организаций (рис.8) можно сделать вывод о цикличности периодов активности молодёжных движений.
Условно существуют два типа циклов: «предвыборные» и «кризисные». «Предвыборные» в свою очередь делятся на «длинные» и «короткие».
«Длинные предвыборные» циклы длятся пять лет и связанны с выборами в государственную думу, активность молодёжных движений незначительно возрастает, однако после самих выборов быстро возвращается к прежним значениям.
«Короткие предвыборные» циклы имеют срок президентских выборов и напрямую связанны с ними. Всплеск активности молодёжных движений значительный и сохраняется на протяжении достаточно длительного периода времени.
«Кризисные» циклы чаще всего совпадают с экономическими или политическими кризисами. Экономический кризис подхлёстывает социальную активность молодёжи, заставляя её активнее участвовать в политической жизни общества. Во время же политических кризисов молодёжные политические организации используются как орудия борьбы за власть. Пик таких циклов чрезвычайно кратковременен и во многом зависит от действий государственного аппарата.
Вне пиков циклов активность молодёжных движений спадает и носит скорее формальный характер (рис.9). Это доказывает, что молодёжные движения ориентированы в первую очередь на работу с внешней средой. Внутренние мероприятия с молодёжью проводятся гораздо реже и с меньшим размахом.
Рисунок 9. Циклы активности молодёжных политических организаций
Заключение
Молодёжным движениям России только предстоит пройти этап институализации и интеграции в политическую сферу общества. Большинство молодёжных политических организаций не способно реализовывать крупные проекты и действуют только в рамках ограниченного сообщества. Это объясняется достаточно негативным отношением населения к политике в целом, а также низкой заинтересованностью молодёжи в политических движениях.
Несмотря на широкое и практически повсеместное распространение Интернета, он до сих пор не стал альтернативой более традиционных методов агитации. Телевидение, массовые демонстрации и прямая работа с гражданами оказываются значительно эффективнее.
Молодёжные движения, несомненно, способствуют наиболее полному представлению молодых людей о гражданском обществе, однако в России, ввиду не распространённости таких организаций их влияние на общее положение дел минимально.
Желание руководителей молодёжных организаций использовать актив движения для реализации конкретных политических задач в интересах материнской партии или сторонних лиц, общее нежелание молодёжи участвовать в политической жизни страны, практически полное отсутствие реальной законотворческой силы у организаций подобного рода – всё это не позволяет молодёжным политическим движениям стать достаточно значимыми фигурами в современном обществе.
Возможно, через некоторое время молодёжные движения смогут действительно влиять на государственную власть и отстаивать интересы тех для кого они и создавались, однако на настоящий момент положение дел оставляет желать лучшего.
1) Труд и право: Прил. к журн. “Б-чка профсоюз. активиста”. 2009, № 21 : Демографическая политика и молодежь
Библиографический список
- Труд и право: Прил. к журн. “Б-чка профсоюз. активиста”. 2009, № 21 : Демографическая политика и молодежь
- Елишев С. О., Молодежь как объект социализации и манипуляций : монография / С. О. Елишев. – Москва : МАКС Пресс, 2013. – 180, [1] с. : схем. ; 20 см. – Библиогр.: с. 173-180
- Савельев В. А., Горячая молодежь России : Лидеры. Организации и движения. Тактика уличных битв. Контакты : настольная кн.-справ / Савельев В. А. – Москва : Кванта, 2006. – 287 с.
- Коряковцева О. А., Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активизации молодежи в постсоветской России / О. А. Коряковцева; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО “Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского”. – Ярославль : Ярославский гос. пед. ун-т, 2010. – 232 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Пуляк Александр Владимирович»
human.snauka.ru
1 | Общероссийская политическая общественная организация «Российская христианско-демократическая партия» | 29.12.97 |
2 | Общероссийское общественное политическое движение «Трудовая Россия» | 29.12.97 |
3 | Общественная организация «Политическая партия «Автомобильный клуб России» | 30.01.98 |
4 | Союз общественных объединений «Российское движение за новый социализм» | 06.02.98 |
5 | Общероссийская общественная политическая организация «Ассоциация работников правоохранительных органов Российской Федерации» | 20.02.98 |
6 | Общественно-политическое движение «Общероссийский земский союз «ЗЕМСТВО” | 20.02.98 |
7 | Общероссийское политическое движение «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» | 05.03.98 |
8 | Общероссийская политическая организация «Союз офицеров» | 05.03.98 |
9 | Общероссийское общественно-политическое движение женщин России | 05.03.98 |
10 | Общероссийская общественная организация (политическая партия) «Крестьянская партия России» | 20.03.98 |
11 | Общероссийская политическая общественная организация «Партия самоуправления трудящихся» | 20.03.98 |
12 | Общероссийское политическое общественное движение «Честь и Родина» | 03.04.98 |
13 | Общероссийская политическая общественная организация «Российская народно-республиканская партия» | 03.04.98 |
14 | Общероссийское общественно-политическое движение «Российский прогрессивный союз» | 03.04.98 |
15 | Общероссийское политическое общественное движение «Социал-патриотическое движение «Держава» (СПД «Держава») | 10.04.98 |
16 | Общероссийское политическое общественное движение «Консервативное движение России» | 24.04.98 |
17 | Общественно-политическая организация «Либерально-демократическая партия России» | 07.05.98 |
18 | Общероссийское общественное политическое движение «Альтернатива» | 07.05.98 |
19 | Общероссийское общественно-политическое движение «Народно-патриотический союз молодежи» | 07.05.98 |
20 | Общероссийская общественная политическая организация «Православная партия России» | 07.05.98 |
21 | Общероссийская политическая общественная организация «Регионы России» | 15.05.98 |
22 | Общероссийское общественное политическое движение «Общественное согласие» | 22.05.98 |
23 | Российское политическое общественное движение «Союз реалистов» | 22.05.98 |
24 | Общероссийская общественная организация (политическая партия) Российский общенародный союз | 22.05.98 |
25 | Общероссийская общественно-политическая организация «Народно-патриотическая партия» | 22.05.98 |
26 | Общероссийская общественная политическая организация «Конгресс русских общин» | 22.05.98 |
27 | Общероссийская общественная организация — политическая партия «Демократическая партия России» | 29.05.98 |
28 | Общероссийская общественная организация — политическая партия «Аграрная партия России» | 29.05.98 |
29 | Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия» | 29.05.98 |
30 | Общероссийская общественная политическая организация «Партия пенсионеров» | 29.05.98 |
31 | Общероссийское общественное политическое движение «Вперед, Россия!» | 29.05.98 |
32 | Общероссийское общественное политическое движение «Моя семья» | 05.06.98 |
33 | Общероссийская общественная политическая организация «Союзная партия возрождения России» | 05.06.98 |
34 | Общероссийское общественно-политическое движение «Слово и дело» | 05.06.98 |
35 | Общероссийская политическая общественная организация «Коммунистическая партия Российской Федерации» | 11.06.98 |
36 | Общероссийское общественное политическое движение «Ассамблея национально-демократических и патриотических сил» | 11.06.98 |
37 | Российское общественно-политическое движение «Российское общенародное движение» (РОД) | 11.06.98 |
38 | Всероссийский общественный политический союз «Движение женщин за здоровье нации» | 11.06.98 |
39 | Общероссийская общественная организация, политическая партия «Социалистическая партия трудящихся» | 19.06.98 |
40 | Общероссийское политическое общественное движение «Социал-демократическая ассоциация Российской Федерации» | 19.06.98 |
41 | Общероссийское общественно-политическое движение «Женский объединенный союз» | 19.06.98 |
42 | Общероссийская общественная политическая организация «Социалистическая партия России» (СПР) | 19.06.98 |
43 | Всероссийское общественно-политическое движение «Народно-патриотическое движение «Возрождение державы» | 25.06.98 |
44 | Общероссийское общественно-политическое движение «Союз труда» | 25.06.98 |
45 | Общероссийская общественная организация «Политическая партия «Демократический выбор «России» | 25.06.98 |
46 | Общероссийская политическая общественная организация «Объединение «ЯБЛОКО» | 25.06.98 |
47 | Общественная организация «Всероссийская политическая партия народа» | 25.06.98 |
48 | Общероссийская политическая общественная организация «Российские налогоплательщики» | 25.06.98 |
49 | Всероссийское общественно-политическое движение «Союз налогоплательщиков России» | 03.07.98 |
50 | Общероссийское общественно-политическое движение «Образование — будущее России» | 10.07.98 |
51 | Всероссийское общественно-политическое движение «Духовное наследие» | 10.07.98 |
52 | Общероссийская общественная политическая организация «Союз соотечественников «Отчизна» | 10.07.98 |
53 | Общероссийское общественно-политическое движение «Жуковское движение «Жизнь» | 10.07.98 |
54 | Общероссийское общественно-политическое движение «Союз» | 10.07.98 |
55 | Общероссийское общественное политическое движение «Женщины России» | 16.07.98 |
56 | Общероссийское политическое общественное движение «Реформы — новый курс» | 16.07.98 |
57 | Общероссийская общественная политическая организация «Социалистическая народная партия России» | 16.07.98 |
58 | Общероссийское политическое общественное движение «Демократическая Россия» | 29.07.98 |
59 | Общероссийская общественно-политическая организация «Свободная партия России» | 03.08.98 |
60 | Общероссийское общественно-политическое движение «Возрождение» | 07.08.98 |
61 | Общероссийское политическое общественное движение «Союз народовластия и труда» | 13.08.98 |
62 | Общероссийская политическая общественная организация «Русская партия» | 13.08.98 |
63 | Общероссийское общественно-политическое движение «Фронт национального спасения» (ФНС) | 20.08.98 |
64 | Общероссийское политическое общественное движение «Коммунисты, трудовая Россия — за Советский Союз» | 20.08.98 |
65 | Общероссийская политическая общественная организация «Партия российских регионов» | 27.08.98 |
66 | Политическая общественная организация «Российское Земское Движение» | 27.08.98 |
67 | Общероссийская политическая общественная организация (политическая партия) «Экологическая партия России «Кедр» (зеленые)» | 31.08.98 |
68 | Общероссийское политическое общественное движение «Путь надежды» | 18.09.98 |
69 | Общероссийская политическая общественная организация «Российская коммунистическая рабочая партия» (РКРП) | 25.09.98 |
70 | Общероссийское политическое общественное движение в поддержку местного самоуправления «Российский союз местного самоуправления» (РСМС) | 25.09.98 |
71 | Общероссийская общественно-политическая организация — партия «Демократическая Россия» | 30.09.98 |
72 | Политическая общественная организация «Российская партия защиты женщин» | 30.09.98 |
73 | Общероссийское коммунистическое общественное политическое движение (ОКОПД) | 30.09.98 |
74 | Общероссийское политическое общественное движение «Союз «Живое кольцо» | 09.10.98 |
75 | Общероссийская политическая общественная организация — партия «Народный Союз» | 09.10.98 |
76 | Общероссийская общественная политическая организация «Российский союз свободной молодежи» | 09.10.98 |
77 | Общероссийская общественно-политическая организация «Партия российского единства и согласия» | 14.10.98 |
78 | Общероссийская общественная политическая организация «Партия консолидации» | 14.10.98 |
79 | Российская общественная политическая организация содействия патриотическому воспитанию граждан «Надежда России» (НР) | 14.10.98 |
80 | Общероссийская политическая общественная организация «Республиканская партия Российской Федерации» | 23.10.98 |
81 | Общероссийская общественная организация «Политическая партия «Союз христианских демократов России» | 23.10.98 |
82 | Общероссийское общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства» | 23.10.98 |
83 | Общероссийская общественная политическая организация «Юристы за права и достойную жизнь человека» | 30.10.98 |
84 | Общероссийское общественное политическое движение «За гражданское достоинство» | 06.11.98 |
85 | Общероссийская политическая общественная организация «Партия свободных предпринимателей» | 13.11.98 |
86 | Общероссийская политическая общественная организация «Партия духовного возрождения России» (ПДВР) | 13.11.98 |
87 | Общероссийское политическое общественное движение «Сыны России» | 13.11.98 |
88 | Общероссийское политическое общественное движение «Социальная помощь и поддержка» | 13.11.98 |
89 | Общероссийская политическая общественная организация — «Консервативная партия России» | 20.11.98 |
90 | Общероссийская политическая общественная организация — политическая партия «Российская партия социальной демократии» | 20.11.98 |
91 | Общероссийское политическое общественное движение «Шахтеры России» | 20.11.98 |
92 | Общероссийское политическое общественное движение «НУР» | 20.11.98 |
93 | Общероссийское молодежное политическое движение «Лебедь» | 20.11.98 |
94 | Общероссийское политическое общественное движение «Духовно-патриотическое единство граждан России» | 20.11.98 |
95 | Общероссийская политическая общественная организация «Союз Христианское Возрождение» | 20.11.98 |
96 | Общероссийское политическое общественное движение «Российское патриотическое народное движение» (ОПОД РПНД) | 20.11.98 |
97 | Общероссийская политическая общественная организация «Рабочая партия России» | 20.11.98 |
98 | Общероссийская политическая общественная организация «Свободные демократы России» | 27.11.98 |
99 | Общероссийское политическое общественное движение матерей «За социальную справедливость» | 27.11.98 |
100 | Общероссийское политическое общественное движение «Российское движение «Поколение свободы» | 07.12.98 |
101 | Общероссийское политическое общественное движение «Стабильность и прогресс» | 07.12.98 |
102 | Общероссийское политическое общественное движение «Промышленный союз» | 07.12.98 |
103 | Общероссийское политическое общественное движение «Движение среднего класса» | 07.12.98 |
104 | Общероссийская общественная политическая организация «Партия гражданской инициативы» | 07.12.98 |
105 | Общероссийская политическая общественная организация «Партия экономической свободы» | 07.12.98 |
106 | Общероссийское политическое общественное движение «Русский общенациональный союз» | 07.12.98 |
107 | Общероссийское политическое общественное движение «Молодые социал-демократы России» | 07.12.98 |
108 | Общероссийское политическое общественное движение «В поддержку независимых депутатов» | 07.12.98 |
109 | Общероссийская политическая общественная организация «Русская социалистическая партия» | 07.12.98 |
110 | Общероссийское политическое общественное движение «Родное Отечество» | 11.12.98 |
111 | Общероссийское политическое общественное движение «Польза, честь и слава» | 11.12.98 |
112 | Общероссийское политическое общественное движение «Советская Родина» | 11.12.98 |
113 | Общероссийское политическое общественное движение «За равноправие и справедливость» | 11.12.98 |
114 | Общероссийская политическая общественная организация «За политический центризм в России» | 11.12.98 |
115 | Общероссийская политическая общественная организация «Российская гражданская партия» | 11.12.98 |
116 | Общероссийское политическое общественное движение «Всероссийский исламский конгресс» | 11.12.98 |
117 | Общероссийское политическое общественное движение «Рефах» — «Благоденствие» | 17.12.98 |
118 | Общероссийское политическое общественное движение «Инженерный прогресс России» | 17.12.98 |
119 | Общероссийское политическое общественное движение «Россия Молодая» | 17.12.98 |
120 | Общероссийское политическое общественное движение «Консервативно-патриотическое движение России» | 17.12.98 |
121 | Общероссийское общественное политическое движение «Консервативное движение «Новая сила» | 17.12.98 |
122 | Общероссийская политическая общественная организация «Российское Морское Собрание» | 17.12.98 |
123 | Общероссийская политическая общественная организация «Российская объединенная промышленная партия» — РОПП | 17.12.98 |
124 | Общероссийская политическая общественная организация «ОБЩЕЕ ДЕЛО» | 17.12.98 |
125 | Общероссийское политическое общественное движение «Межнациональный союз» | 17.12.98 |
126 | Общероссийская политическая общественная организация «Партия мира и единства» | 17.12.98 |
127 | Общероссийская политическая общественная организация «Российский молодежный конгресс» | 18.12.98 |
128 | Общероссийское политическое общественное движение «Спас» | 18.12.98 |
129 | Общероссийское политическое общественное движение «Союз «ГАМАЮН» | 18.12.98 |
130 | Общероссийское политическое общественное движение «Славянский Собор России» | 18.12.98 |
131 | Общероссийское политическое общественное движение «За Веру и Отечество» | 18.12.98 |
132 | Общероссийская политическая общественная организация «Социально-федералистская партия России» (СФПР) | 18.12.98 |
133 | Общероссийское политическое общественное движение «Новые левые» | 18.12.98 |
134 | Общероссийская политическая общественная организация «Союз «Молодые республиканцы» | 18.12.98 |
135 | Общероссийское политическое общественное движение «Объединенный демократический центр» | 18.12.98 |
136 | Общероссийская политическая общественная организация «Всероссийский союз поддержки и содействия малому и среднему бизнесу» | 18.12.98 |
137 | Российское политическое общественное движение «Социал-демократы» | 18.12.98 |
138 | Общероссийская политическая общественная организация «Отечество» | 19.12.98 |
139 | Общероссийская политическая общественная организация «Российская Консервативная Партия Предпринимателей» | 19.12.98 |
socarchive.narod.ru
МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК АГЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК АГЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
Бучкова Алла Ивановна
аспирант Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва
E-mail: [email protected]
На современном этапе в результате процессов глобализации, повышения уровня миграции и социальной мобильности увеличивается число социализирующих агентов, появляются новые агенты политической социализации. Так, сегодня на процесс политической социализации молодежи все большее влияние начинают оказывать молодежные общественно-политические организации. Они представляют собой ориентированные на молодежную аудиторию общественные объединения, но с политическими целями и задачами. Это определяет актуальность изучения особенностей организации и функционирования молодежных движений общественно-политической направленности как агентов политической социализации.
Современные молодежные общественно-политические организации России направлены на активное вовлечение молодого поколения в социальные и политические процессы, и, следовательно, в определенной степени оказывают влияние на политическую социализацию молодежи. Членами таких организаций являются молодые люди до 30 лет, кроме того, и руководящий состав подобных движений представлен молодежью.
Особенность молодежных общественно-политических организаций заключается в том, что они не только нацелены на отстаивание специфических интересов и потребностей молодежи как социальной группы, но также претендуют на активное участие в политической жизни страны, наряду с взрослыми гражданами. Молодежные общественно-политические движения не только содействуют первоначальному включению молодежи в политику в качестве полноправных субъектов, успешно конкурирующих со взрослыми, и формируют первоначальные навыки политического участия, они также часто обеспечивают политические партии и общественно-политические организации будущими сторонниками, избирателями, а также полноценными кадрами.
Кратко остановимся на истории создания современных молодежных общественно-политических движений в Российской Федерации.
В конце XIX— начале XXвека в России появились первые организации учащейся, студенческой, рабочей и других групп молодежи (например, Южно-российская группа учащихся средних школ (1902), скаутские организации (1909), московский Союз рабочей молодежи «3-й интернационал» (1917)). Создание в 1918 г. РКСМ открыло новый этап в развитии молодежных движений. Это была первая молодежная общественно-политическая организация в России.
Однако широко и открыто вопрос о формах молодежных движений в России стал обсуждаться только с середины 80-х годов XXвека, в условиях начавшейся в стране перестройки, демократизации общества. После принятия в 1991 г. решения о самороспуске ВЛКСМ стартовал новый демократический этап развития молодежных общественно-политических организаций в России.
Начинается активное формирование множества новых молодежных объединений, по существу завершившееся к середине 90-х годов [6, с. 727—728]. Во второй половине 1990-х годов появляется ряд молодежных крыльев политических партий (например, Молодежный союз Демократической партии России), молодежные политические организации, не связанные с политическими партиями или общественно-политическими организациями (например, Российский союз молодежи), а также отстаивающие исключительно политические интересы молодежи (например, Молодежная партия России, Общественно-политическое движение молодежи).
В начале 2000-х годов увеличивается число молодежных организаций различной направленности. После событий, связанных с выборами Президента Украины в 2004 году, получивших название «оранжевой» революции, активное участие в которых приняла молодежь, российская политическая элита стала уделять больше внимания политической социализации молодого поколения граждан России, в том числе и через создание молодежных движений политического окраса. В том же направлении ведет свою деятельность и оппозиция [5, с. 304—305]. В результате в 2005—2006 гг. в связи с существовавшей «оранжевой» угрозой активно развиваются молодежные общественно-политические движения, часть из которых являются провластными объединениями (например, «НАШИ», «Россия Молодая»), а также молодежными крыльями оппозиционных партий (например, Всероссийский Молодежный Центр ЛДПР, «Молодежное Яблоко — молодые демократы»). Последние тенденции заключаются в возрастании роли независимых молодежных объединений общественно-политической направленности, началом формирования молодежных политических партий. Такие молодежные общественно-политические движения активно используют современные технологии менеджмента, кроме этого они ориентированы на выражение интересов молодежи как социальной группы в целом, что содействует увеличению числа их сторонников. Данные организации впервые становятся полноправным субъектом политической жизни, а, следовательно, новым агентом политической социализации молодого поколения в России. С другой стороны, на современном этапе уровень доверия к такого рода организациям довольно низкий, а значит, они пока не являются значимыми агентами политической социализации.
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что наибольший интерес молодого россиянина сегодня вызывают многочисленные неформальные движения (хакеры, рокеры, скинхеды, панки, байкеры, блогеры, рэперы, фаны, члены неформальных групп пользователей социальных сетей), часто выходящие за рамки одной страны. Современные движения и организации политической направленности вызывают интерес у незначительного числа молодежи современной России [1, с. 193].
Подчас неформальные группы и молодежная субкультура могут играть альтернативную роль по отношению к прежним агентам политической социализации (семье, средствам массовой информации, ближайшему социальному окружению, школе), активно знакомя индивида с альтернативными политическими (или аполитичными) представлениями [4, с. 130—132].
В чем же заключается роль молодежных организации в политической социализации молодого поколения на современном этапе? В социологическом исследовании «Механизмы политической социализации современной молодежи России», проведенном при поддержке Научно-исследовательской лаборатории социальных проблем современного общества социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, отдельный блок вопросов был посвящен источникам политического просвещения и информирования молодых людей. В результате средства массовой коммуникации, прежде всего Интернет, были выделены как наиболее актуальные для молодежи агенты политической социализации. К тому же было установлено, что на современном этапе политические партии и молодежные общественно-политические организации не участвуют в формировании актуальной политической повестки страны или же делают это опосредованно, через средства массовой информации [3, с. 84—87].
С другой стороны, наличие молодых людей, которые проявляют интерес к деятельности молодежных общественно-политических движений, говорит о высоком социализационном потенциале данных объединений в современной России. При этом использование Интернет-пространства, функционирование молодежных объединений на основе принципов существования неформальных групп с опорой на различные молодежные субкультуры способноповысить роль молодежных общественно-политических организаций какагентов политической социализации.
Для этого также необходимо учитывать потребности и опираться на ценности современной молодежи. Тем более, что молодежь России интересуют политические процессы, происходящие в обществе. В целом самореализация выступает в качестве основного идеала для российской молодежи. Кроме того в молодежной среде преобладает такой общественно-значимый мотив как желание изменить уровень жизни в лучшую сторону. Этот мотив выделен 65 % опрошенных молодых людей.
Данные социологического опроса также позволили выделить наиболее интересные молодежи формы политического участия. Это участие в дискуссиях, получение достоверной информации о политике и ее анализ, а также голосование на выборах всех уровней. Данные формы должны обязательно быть представлены в предлагаемых программах функционирования молодежных общественно-политических объединений.
Ключевой задачей молодежных организаций как агентов политической социализации должно стать формирование новых потенциальных лидеров, обладающих необходимыми способностями и набором профессиональных качеств [7].
Таким образом, мы установили, что в России на современном этапе молодежные объединения политической направленности не оказывают существенного влияния на процесс политической социализации молодежи. С другой стороны, именно они содержат в себе достаточный потенциал для формирования политической культуры молодого поколения. Для того, чтобы молодые люди вступали в молодежные движения, и не только вступали, но и становились их активными членами, следует создавать необходимые условия. Речь идет об интеграции элементов молодежной субкультуры, использовании ресурсов Интернета, реализации потребности молодых людей в самореализации и их желания изменить жизнь к лучшему. Молодежные общественно-политические организации должны в первую очередь быть модными и интересными, что будет привлекать молодежь, а также создавать возможность для проявления молодым поколением активности и инициативы. Знание и использование данных механизмов функционирования молодежных объединений позволит повысить их роль и значение в процессе политической социализации молодежи в современной России [2, с. 29].
Список литературы:
- Бучкова А.И. Политическая социализация молодежи в условиях модернизации политической системы России (факторы и агенты) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2012. № 2. — С. 182—199.
- Бучкова А.И. Политическая социализация молодежи современной России в контексте деятельности молодежных общественно-политических организаций // Политика и общество. 2012. № 7. — С. 23—31.
- Бучкова А.И. Процесс политической социализации молодежи в современной России (результаты социологических исследований) // Социология. 2012. № 1. — С. 81—90.
- Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.
- Политическая социализация российских граждан в период трансформации / Под. ред. Е.Б. Шестопал. М.: Некоммерческое партнерство «Новый хронограф», 2008. — 552 с.
- Политическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 / Нац. обществ. — науч. Фонд; Рук. Проекта Г.Ю. Семигин; Науч.-ред. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999. — 750 с. [1].
- Тихонов А.В., Устинкин С.В. Современные молодежные организации как агенты политической социализации [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — Электрон. журн. — 2008. — Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/polit53.html, свободный. — Загл. с экрана.
sibac.info
Молодёжные политические организации России — это… Что такое Молодёжные политические организации России?
- Молодёжные политические организации России
- Перечень молодёжных политических организаций России
Молодёжные отделения политических партий
Молодёжные отделения политических организаций
Внепартийные молодёжные движения и организации
Демократические
- Всероссийское движение «Ура!»
- Идущие без Путина
- Оборона
Левые
Благотворительные молодёжные движения
Проправительственные пропутинские молодёжные движения и организации
Прочие движения и организации, которые обычно относят к молодёжным
- В 1990-х годах Б. Немцов создал партию под названием «Россия молодая». Несмотря на название, она не являлась молодёжной организацией.
- Некоторые исследователи относят к молодёжным объединениям запрещённую ныне Национал-большевистскую партию (НБП). Однако она не является молодёжной, а объединяет лиц любого возраста. Тем не менее значительная часть актива этой партии — молодые люди.
См. также
Литература
Ссылки
Категория:- Молодёжные политические организации России
Wikimedia Foundation. 2010.
- Молодая гвардия Единой России
- Статья (жанр журналистики)
Смотреть что такое «Молодёжные политические организации России» в других словарях:
Молодежные политические организации России — Перечень молодёжных политических организаций России Содержание 1 Выступающие в поддержку Владимира Путина 2 Молодёжные отде … Википедия
Политические партии России — Политика Портал:Политика Россия … Википедия
Международные молодёжные дебаты — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Международные молодёжные дебаты в странах Центральной и Восточной Европы конкурс, который п … Википедия
Молодёжный левый фронт — российское объединение левых молодёжных организаций и левых СМИ. Идея объединения возникла после успешного совместного проведения акций «Антикапитализм». Организация не имела индивидуального руководства, имелся лишь коллегиальный руководящий… … Википедия
Молодёжное Яблоко — Молодые демократы Логот … Википедия
Молодёжь — Молодёжь это особая социально возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей,… … Википедия
Молодёжный жилой комплекс — Памятная табличка на первом в стране жилом здании МЖК (г. Королёв, пр. Королёва, д. 18/6). Молодёжный жилой комплекс (МЖК) социальное движение, существовавшее в … Википедия
Молодёжный жилищный комплекс — МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и… … Википедия
Молодёжный жилой — МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и… … Википедия
Молодёжное движение — борьба молодёжи (См. Молодёжь) за удовлетворение её социально экономических и политических требований, а также её участие в общеполитической борьбе. В М. д. в классово антагонистическом обществе существуют различные направления,… … Большая советская энциклопедия
dic.academic.ru
ТОП 10: |
Значительное развитие общественные организации и движения получили в буржуазном обществе, особенно с выходом на историческую арену рабочего класса — людей, освобожденных от крепостной феодальной зависимости и получивших по закону свободу объединятся в различные общественные организации. С помощью организованных общественных движений самой различной направленности рабочий класс добивался ощутимых результатов в борьбе за улучшение условий своей жизни, за социальные свободы и политические права. “На новый уровень своего развития поднялись общественные организации и движения после Второй мировой войны. Они стали массовыми. Этому способствовало усиление демократической тенденции в общественно-политической жизни народов, подъем национально-политической жизни народов, подъем национально-освободительной борьбы, и особенно борьбы за мир, против угрозы новой мировой войны. Сегодня размах деятельности общественных, негосударственных организаций и массовых движений такой, что ими охватываются почти все стороны жизни человеческого общества. В них состоят сотни миллионов людей, они оказывают мощное влияние на международные отношения, на внутриполитические процессы государств” Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов.-2-е изд. Испр. И доп. — М.: Академический Проект, 2005. С. 286.. В связи с течением времени происходят крушения прежних идеалов, происходят пропаганды, в первую очередь по средствам СМИ. Так же меняются мировоззрения людей, взгляды на былое могут резко измениться в противоположную сторону, так как в жизни все непостоянно. Происходило разрушение молодежных организаций, в первую очередь, ВЛКСМ. При всех недостатках в работе комсомола в советское время, это была организация, сплачивающая молодежь, защищающая ее интересы, организующая юношей и девушек на полезные и интересные дела. Создание новых общественно-политических организаций, решение местных и локальных проблем укрепляют чувство взаимопонимания, способствует росту авторитета организаций. Общественные организации характеризуются системой связей и схожестью интересов входящих в нее членов, способом выработки и принятия решений для реализации общих целей. В России существуют движения такие как: ЛДПР во главе с одним из основателей В.В. Жириновским, “Яблоко” (Г.А. Явлинский) и т.д. В настоящее время наиболее массовыми движениями являются: движение «зеленых», антиглобалистов, антивоенное, женское, движение демократической молодежи и другие. Все эти движения международные. В каждой стране действует немало массовых движений национального масштаба, отражающих конкретную обстановку, складывающуюся в ней. Много общественных движений и организаций в последние годы возникло на территории бывшего СССР, в том числе на территории России. Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов. Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более раз народны по своему социальному составу. Они возникают как от классовой, так и на классово-подобной и межклассовой основе. Так, если рабочее движение является классовым, то профсоюзное движение — межклассовым. Объединения, организации возникают, как правило, спонтанно в связи с возникновением у граждан конкретного интереса и потребности в его реализации. Так возникают различные организации предпринимателей, ассоциации фермеров, благотворительные и иные организации. Какая-то часть этих организаций при удовлетворении соответствующей потребности может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится постоянно действующей, набирающей со временем силу и авторитет. Заключение Происходит рост и усиление роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику. Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями, но независимые общественно-политические движения не вступают в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Люди на добровольной основе объединяются в ассоциации (объединения, союзы, организации, центры, клубы, фонды и т.д.), объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, культурных, правовых и многих других ценностей и интересов граждан. Специфика всех этих ассоциаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самыми гражданами. Эти ассоциации существуют автономно от государства, но в рамках действующих законов в государстве. Таким образом, деятельность общественных организаций и движений является реальным показателем процесса становления демократизации политической системы, гражданского общества, а так же развития самоуправления. 58 вопрос. Человек по своей природе любознателен. С помощью своих органов чувств он воспринимает окружающие его явления, познает их в ходе общения с другими людьми, пытается как-то понять, объяснить хотя бы самому себе причины происходящего, оценить его пользу или вред для себя и других. Политика, политические явления и процессы тоже вызывают у человека определенный интерес, то или иное к ним субъективное отношение. Знакомясь с историей своей страны и других стран, он начинает как-то относиться к прошлой политике и политическим феноменам, у него могут появиться политические желания и даже притязания на будущее. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. Если признать политику и политические явления объективной реальностью, то надо признать и наличие у людей соответствующей субъективной реакции на них, именуемой политическим сознанием. Последнее — неизбежный спутник политики и политических процессов. Политическое сознание — важный элемент духовной жизни человеческого сообщества. Оно в известном смысле противоположно материи, но органично связано с нею. Политическое сознание обычно не существует в «чистом» виде, а тесно взаимосвязано с другими видами и формами осознания действительности. Так, достаточно часто политическое сознание переплетается с моральными воззрениями, поскольку люди оценивают политику и политические явления через призму моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости. А с правосознанием политическое сознание частично пересекается, поскольку многие политические отношения регулируются правом, многогранная деятельность государства опосредуется правом. Нередко и отношение к праву определяется политическими взглядами. Таким образом, политическое сознание — это система взглядов, понятий, представлений’ установок и чувств, выражающих субъективное отношение человека к действующим или желаемым политике и политическим явлениям. Из данного определения вытекает, во-первых, что политическое сознание системно, поскольку отражает систему политических явлений (прежде всего политическую систему), а во-вторых, что это сложное структурное образование. Первый, рациональный элемент политического сознания — политическая идеология. Она включает в себя идеи, понятия, представления о политике, политической власти, государстве и др. К политической идеологии можно, отнести и рассуждение о политике умудренного жизнью человека, и сочинение М. Вебера «Национальное государство и народнохозяйственная политика». Правовая идеология — самый мобильный и эффективный элемент политического сознания. Вторым структурным элементом политического сознания является политическая психология— чувства, эмоции, настроения (эмоциональный элемент). Эмоции органически включаются в структуру политического сознания, ибо человек не может руководствоваться в политической сфере только мышлением, т. е. рациональным элементом. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер поведения политического субъекта (например, удовлетворенность или неудовлетворенность конкретного человека социальной политикой государства). В отличие от политической идеологии психология распространяется в обществе, как правило, стихийно, ее информационной базой могут быть слухи, неверно понятые политические явления и др. Вместе с тем ее роль в политическом сознании нельзя недооценивать. Третьим структурным элементом политического сознания выступают мотивы поведения, внутренняя установка и готовность действовать — поведенческий элемент. Он аккумулирует в себе политическую идеологию и политическую психологию, непосредственно смыкается с волевой позицией человека, с прочными убеждениями, с психологической стороной практической деятельности по достижению поставленной цели. Идеологический и психологический элементы служат своего рода идейно-психологической основой, предпосылкой деятельности, а поведенческий — непосредственным внутренним ее стимулом. Значение политического сознания в политической жизни общества переоценить трудно. Оно не только отражает политические явления и процессы, но и создает политическую реальность. Не будет преувеличением сказать, что все политические действия и процессы начинаются в головах людей. Без глубокого осознания и осмысления не может быть серьезной политики. Кроме того, всякого рода реформаторам нелишне помнить, что изменить ценностные ориентиры, направленность политического сознания, разрушить вековые стереотипы и традиции не проще, а в чем-то даже сложнее, чем саму материальную действительность. Политическое сознание может опережать общественную практику, прогнозировать развитие событий и тем самым выступать стимулирующим политическую деятельность фактором. Если же оно в искаженном виде отражает социальную действительность, то может привести к волюнтаризму в политике: политический субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется субъективными желаниями, принимая произвольные решения.
|
infopedia.su
ТОП 10: |
В то время как на Западе кипели политические страсти, российские самодержцы с помощью послушно исполнявшей их волю полицейско-бюрократической машины, наоборот, делали все, чтобы искусственно деполитизировать общественную жизнь страны, превратив политику, идеологию, искусство и даже историю в монопольную собственность императора и правительственных канцелярий. Поистине убийственно звучал вывод французского маркиза А. де Кюстина, посетившего Россию в 1839 г.: здесь нет свободы, а значит, нет жизни. Конечно, неверно было бы считать, что в России вообще не было никаких демократических традиций. Вспомним хотя бы о вечевых народных собраниях в Новгороде и Пскове, общинных демократических порядках в русской деревне, казачьем самоуправлении. На сословно-представительных Земских соборах XVI – XVII вв., где обсуждались важнейшие вопросы государственной жизни вплоть до избрания некоторых русских царей, правом голоса обладали не только бояре и дворяне, но и представители городской посадской верхушки и даже незакрепощенных крестьян. Не случайно идея созыва Земского собора была популярна в некоторых общественных кругах России вплоть до начала XX в., когда этот лозунг уступил место призывам к созыву Учредительного собрания. Однако нельзя отрицать, что самодержавная система либо уничтожила, либо сильно деформировала эти остатки былой демократии, которую пришлось воссоздавать в XX в. практически заново. А.И.Герцен очень верно заметил однажды, что у народа, лишенного свободы, литература – это единственная трибуна, с которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Именно литература заменяла в России в конце XVIII – XIX вв. политические партии, хотя в условиях, когда в стране существовала жесткая цензура, такая замена, конечно же, не могла быть равноценной. Для тех же немногих смельчаков, которые отваживались открыто говорить и писать о свободе, а тем более активно бороться за нее, оставались тогда лишь две дороги – в эмиграцию или в тайные антиправительственные общества со всеми вытекавшими отсюда последствиями вплоть до Петропавловской крепости, Сибири и даже виселицы. В подобных условиях реальная инициатива в проведении либеральных реформ могла принадлежать в России только самой власти, руководствовавшейся, однако, не интересами народа, а великодержавными амбициями, желанием не отстать от западных соседей, а также интересами узкого слоя дворян, составлявших главную социальную опору самодержавия и упорно цеплявшихся за свои права и привилегии. Вполне понятно поэтому, что так называемый “правительственный либерализм” начала XIX в., нашедший отражение в проектах М.М.Сперанского, сначала инициированных, а затем положенных под сукно Александром I, носил ограниченный и непоследовательный характер. Не решился на отмену крепостничества и следующий русский царь, Николай I, считавший, что хотя крепостное [c.71]право – это явное зло, но прикоснуться к нему в тогдашней России “было бы делом еще более гибельным”. Народ в России, по образному выражению Пушкина, в основном еще “безмолвствовал”, если не считать крестьянских волнений (в первой половине XIX в. их было около 3 тыс.), в ходе которых вопрос о кардинальном изменении общественно-политического строя в стране, однако, даже не ставился. Что же касается узкого слоя образованных, широко мыслящих дворян и разночинной интеллигенции, то все их попытки достучаться до власть имущих или поднять руку на существовавший в Российской империи порядок вещей оставались безрезультатными. Об этом свидетельствовала трагическая судьба декабристов, петрашевцев, Белинского, Герцена, Чернышевского и других передовых людей России, хотя за немногочисленными исключениями они не были сторонниками революционных потрясений и цареубийства. Можно до бесконечности спорить о том, готова или не готова была наша страна в XIX в. к радикальным экономическим и общественно-политическим преобразованиям. Одни считают, что самодержавие еще не изжило себя, а политическая свобода принесла бы народу лишь анархию и разорение. Другие, наоборот, полагают, что именно промедление с назревшими реформами в конце концов и погубило династию Романовых. Думается, что последние все же ближе к истине, хотя у нас нет никаких оснований идеализировать состояние тогдашнего российского общества. Так или иначе, после бесславного для России окончания Крымской войны жизнь заставила ее правящие “верхи” во главе с императором Александром II пойти в 60 – 70-х годах XIX в. на проведение целой серии реформ (их часто называют великими), резко ускорившими процесс модернизации страны. По российским меркам это был настоящий прорыв в направлении создания основ гражданского общества. Отмена крепостного права, земская, судебная, военная и ряд других реформ значительно продвинули Россию по пути прогресса. В стране быстрыми темпами пошел промышленный переворот, значительно ускорился процесс урбанизации, положительные сдвиги происходили в сельском хозяйстве, росла грамотность населения. Вместе с тем в России сохранялись многочисленные остатки крепостничества, сословные привилегии, дисбаланс между различными секторами экономики. Народные массы страдали от нищеты и бесправия. Острые формы принимал конфликт между властью и интеллигенцией. О конституции и парламенте по-прежнему можно было только мечтать. Революционеры попробовали подтолкнуть процесс модернизации России террористическими методами, убив 1 марта 1881 г. Александра II. Однако этот антигуманный акт не принес ожидаемого результата: он не всколыхнул народ и не испугал нового царя, Александра III. Скорее наоборот: в России началась корректировка великих реформ в консервативном направлении, хотя об их отмене не было и речи, а процесс адаптации к новым, посткрепостническим реалиям российской жизни успешно продолжался. Генеральная линия на модернизацию страны пересмотру не подлежала.
Революция 1905-1907годов. Причина революции 1905 г. — обострение внутриполитической обстановки. Социальная напряженность была спровоцирована пережитками крепостничества, сохранением помещичьего землевладения, отсутствием свобод, аграрным перенаселением центра, национальным вопросом, быстрым ростом капитализма, неразрешенностью крестьянского и рабочего вопроса. Поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. и экономический кризис 1900-1908 гг. усугубили ситуацию. В 1904 г. либералы предложили ввести конституцию в России, ограничив самодержавие путем созыва народного представительства. Николай II сделал публичное заявление о несогласии с введением конституции. Толчком к началу революционных событий стала стачка рабочих Путиловского завода в Петербурге. На 9 января 1905 г. было назначено мирное шествие к Зимнему дворцу с целью подачи петиции на имя царя, в которой содержались требования демократических перемен в России. Демонстрантов, возглавляемых священником Г.Гапоном, встретили войска, по участникам мирного шествия был открыт огонь. Бессмысленная и жестокая расправа усилила революционные настроения в стране. В апреле 1905 г. в Лондоне состоялся III съезд левого крыла РСДРП. Решались вопросы о характере революции, о вооруженном восстании, временном правительстве, отношении к крестьянству. Правое крыло — меньшевики, собравшиеся на отдельной конференции, определили революцию по характеру и движущим силам как буржуазную. Была поставлена задача перехода власти в руки буржуазии и создание парламентской республики. Требования рабочих были частично удовлетворены. 6 октября 1905 г. началась стачка в Москве на Казанской железной дороге, ставшая 15 октября всероссийской. Выдвинуты требования демократических свобод, 8-часового рабочего дня. 17 октября Николай II подписал манифест, который провозглашал политические свободы и обещал свободу выборов в Государственную Думу. Под влиянием эсеров и либералов в августе 1905 г. был организован Всероссийский крестьянский союз, выступающий за мирные методы борьбы. Однако к осени участники союза объявили о присоединении к всеобщей забастовке. Крестьяне требовали раздела помещичьих земель. 7 декабря 1905 г. Моссовет призвал к политической стачке, которая переросла в восстание, возглавляемое большевиками. Организаторы и участники восстания были арестованы и осуждены. Та же участь постигла восстания в других регионах России. Революция 1905 г. определяется как буржуазно-демократическая, так как ее задачи — свержение самодержавия, ликвидация помещичьего землевладения, уничтожение сословного строя, установление демократической республики.
|
infopedia.su