Политические партии и движения и их классификация – . , —

Политические партии и движения, классификация. — КиберПедия

Политическая партия — организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к достижению определённых политических целей.

Основы классификации Виды партий
Идеологическая направленность Социал-демократические, коммунистические, консервативные, либеральные, клерикальные
Участие в существовании власти Правящая и оппозиция
Характер членства Кадровые и массовые партии
Шкала политического спектра Левые, правые, центристские
Способ деятельности Реформистские и революционные

 

Роль партий и движений в современной России.(И)

Политические партии играют не малую роль в жизни общества, а так же составляют опору для демократии.Члены той или иной партии предлагают свои варианты для решения тех или иных проблем в государстве, партии предлагают лучшие и варианты для решения проблемы, что способствует внешнему и внутреннему совершенствованию государства.

 

Законодательное регулирование деятельности партий в РФ.

4 апреля 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г.N 28-ФЗ»О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях». Этот документ значительно упрощает процедуру создания и регистрации политических партий. В десятки раз снижена минимальная численность организации – теперь партии достаточно иметь 500 зарегистрированных членов, чтобы подать заявку на регистрацию в Министерство Юстиции.
Кроме того, новое законодательство значительно облегчает саму процедуру регистрации партий, упрощает обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий.

 

Роль СМИ в политической жизни общества.

Средства массовой информации — это организации (издательства, теле- и радиокомпании), основными целями деятельности которых являются сбор, обработкаи публикация различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.

 

Функция Сущность
Информационная Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях
Формирование общественного мнения Скрытое навязывание мнения людям, через ненавязчивые оценки, комментарии
Образование и социализация граждан Предоставление населению таких сведений, которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов.
Контроль за действиями власти Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления.
Выражение общественных интересов Выделение актуальных проблем для общества, что информирует о реальном настроении населения.
Объединение граждан Мобилизация граждан на единые действия.

 



Влияние СМИ на позиции избирателя во время предварительных кампаний.

Ни одна партия не сможет привлечь внимание без СМИ, что делает СМИ важной частью политической жизни общества. Участие СМИ так же в том, что люди, не способны самостоятельно оценивать ситуацию, опираются на позиции СМИ.

Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Характер информации: правдивая, полуправдивая, фальсификация, дезинформация.

 

Политический процесс.

Политический процесс – цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; процесс, направленный на решение той или иной политической проблемы; формы функционирования политической системы общества,эволюционирующие в пространстве и времени.

Классификация:
•По масштабам: внутриполитический, внешнеполитический
• По значению для общества: базовый (характеризует действие всей политической системы как механизма формирования и развития политической власти ), частный (экономико-политические, политико-правовые, культурно-политические )
• По публичности решений: открытый, закрытый (скрытый, теневой)

 

Особенности политического процесса в России.

(И)

Особенности:
• Нерасчленённость политики и экономики, социальных и личных отношений (политика не отделена от других сфер жизни),
• Отсутствие консенсуса (согласие) между участниками политической жизни (конфликтность политических процессов),
•Неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей,
•Отсутствие интеграции среди участников процессов (отсутствие единой коммуникационной системы),
•Активный политический стиль, навязывание обществу нововведений со стороны правительства,
•Высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты,
•Лидеры, для сохранения власти, обращаются за помощью в более развитые страны, что пораждает зависимость от финансовой поддержки.



cyberpedia.su

23. Полит партии и движения функции, классификации, отличия.

Партия — организационная сила, объединяющая людей одного политического направления для мобилизации общественного мнения по определенным целям, для участия в органах власти или для ориентации властей на достижение своих требований. Политические движения представляют собой форму общественного движения, имеющего цель изменить или закрепить существующие условия. Политическое движение может стать базой для возникновения партий. Функции политических партий: 1) партия является связующим звеном между гражданским обществом и государством. 2) партии осуществляют аккумуляцию интересов больших социальных групп. 3) партии осуществляют постановку коллективных целей для всего общества. 4) партии занимаются разработкой идеологии и политических доктрин. Типология политических партий. Партии бывают «кадровые» и «массовые». В свою очередь, массовые партии подразделяются на три вида: 1)представительные партии западного типа 2)коммунистические, 3)популистские. Партии также различаются и по отношению к общественному строю: -консервативные, стремящиеся сохранить общество в неизменном виде;

-реакционные, ориентирующие на возвращение прошлого; -реформаторские, ориентирующиеся на изменение общества посредством реформ; -революционные, стремящиеся радикально изменить общественную систему в целом.

24.Гражданское общество — свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека, т.е высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Признаки гражданского общества: 1)равенство прав и свобод всех людей; 2)гарантированная юридическая защита прав и свобод человека; 3)экономическая независимость индивидов; 4)свобода граждан в образовании партий и гражданских движений; Структура гражданского общества.

Гражданское общество имеет сложную структуру, для которой характерно наличие развитых горизонтальных и вертикальных связей. Развитое гражданское общество создает условия для свободы и самореализации личности, удовлетворения разнообразных интересов и потребностей людей, предопределяет демократический и правовой характер государства.

25.Предмет и метод конституционного права Российской Федерации.

Конституц.право — Основная отрасль всей системы права.

Предмет:1)Обществ.отношения,вытекающие из основ констит.строя,из правового статуса личности,Федеративного устройсва России. 2)обществ.отношения,выражающие принципы организации и деятельности органов гос.власти и местного самоуправления.

Метод-совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов и способов юридич.воздействия на спец область обществ.отношений(метод обязания)

26.Порядок пересмотра Конституции рф и принятие конституционных поправок. Толкование Конституции.

Статья 134. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135 1.Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. 2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. 3.Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Статья 136 Поправки к главам 3 – 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Статья 137 1.Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно – правового статуса субъекта РФ. 2.В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. 1. Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции РФ. 2. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. 3. Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) РФ — России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран. 4. Совет Министров — Правительство РФ со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства РФ, установленные Конституцией РФ, и впредь именуется — Правительство РФ. 5. Суды в РФ осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.

После вступления в силу Конституции судьи всех судов РФ сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.

6. Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.

До приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

studfiles.net

Лекция 11 Политические партии и партийные системы. Общественные организации и движения.

  1. Политические партии, их сущность и функции.

  2. Партийные системы.

  3. Общественные организации и движения.

1. Политические партии, их сущность и функции.

В жизни современного общества значительное место принадлежит политическим партиям. Слово «партия» – латинского происхождения (partis — часть). Предшественники современных партий – английские тори и виги XVII–XVIII вв., появившиеся в эпоху, когда субъектами политики были только верхи общества. Эти партии напоминали скорее политические кланы, группировавшиеся вокруг лидеров и боровшиеся за влияние при королевском дворе. Война США за независимость, Великая французская революция и последовавшие события в Европе и Америке сделали партии к концу XIX в. обязательным элементом общественной жизни. К концу XIX – началу ХХ в. сложился классический тип партии с массовым членством, сетью местных организаций, периодическими съездами, уставом и членскими взносами. Роль партии возрастала по мере расширения избирательного права и вовлечения в политику широких масс.

Существуют различные подходы к определению политической партии. Одни понимают партию как преимущественно идеологическое объединение, другие связывают ее с избирательным процессом, третьи (марксисты) видят в ней представителя определенного класса. Можно принять за основу наиболее взвешенное, нейтральное определение: политическая партия – это наиболее активная и организованная группа граждан, их добровольный союз, связанный идеологической общностью и стремящийся к обладанию властью в государстве.

Власть – конечная цель любой партии. Какие бы задачи ни ставила партия, будь то построение коммунизма или охрана окружающей среды, она добивается их с помощью борьбы за власть, формирования собственного правительства или включения в коалиционное правительство своих представителей. Придя к власти, партия стремится использовать всю государственную мощь в интересах тех сил, которые она представляет. Этим партия отличается от общественных организаций и движений, лоббистских формирований, которые тоже активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание политической власти в государстве.

К основным признакам политических партий относят: их активное участие в политической борьбе; наличие членства; определенной социаьной базы; политической программы и устава; общих интересов и идеологических взглядов объединившихся в партию людей; наличие одного или нескольких лидеров. В демократическом обществе партии являются самым важным звеном, связующим народ, парламент и правительство. Именно через партии государственные органы обращаются к массам за поддержкой, а массы влияют на формирование и работу парламента и правительства.

В истории становления партий Макс Вебер выделяет три этапа: аристократическая группировка, политический клуб, массовая партия. Сейчас такая классификация партий в политологии общепризнанна. Но вместе с тем все три стадии прошли только две английские партии – консервативная (тори) и либеральная (виги). Большинство же современных партий возникло стразу в виде массовых партий. Клубы отличались от аристократических группировок не только социальной базой (у первых – буржуазия, у вторых – землевладельческая аристократия), но и прочностью идеологических связей, более устойчивой структурой, более широким радиусом деятельности. А вот массовые партии, появившиеся в Европе и Америке во 2-й половине XIX в., отличались от клубов тем, что были ориентированы на поиск путей массового влияния как в парламентской, так и во внепарламентской деятельности. Первая такая партия была основана в Великобритании в 1861 г. под названием «Либеральное объединение регистрации выборов» (в нее затем трансформировалась партия вигов), а через 2 года, в 1863 г., в Германии была основана вторая массовая партия в мире – «Всеобщий германский союз» (считается первой в мире рабочей, социал-демократической партией). Главной причиной становления массовых партий является расширение избирательного права.

Классификация политических партий очень разнообразна. Здесь многое зависит от критериев. Если за критерий брать характер и задачи партии, то все партии сводятся к следующим типам: революционные, выступающие за глубокие изменения в обществе; реформистские, выступающие за умеренные изменения и не посягающие на основы существующего порядка; консервативные, стоящие за сохранение всего этого строя; и реакционные, ставящие задачу восстановления старых структур и порядков. Марксистский анализ подразделяет партии по классовым критериям, выделяя буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии. В зависимости от участия во власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные. По размещению на шкале политического спектра партии делят на правые, центристские и левые, а между ними выделяют правоцентристские и левоцентристские. По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные.

Основными чертами политической партии являются:

  • наличие партийной организации, аппарата, руководящих органов, массовой базы рядовых членов партии;

  • разработанная программа или политическая платформа, дающая представление об основных целях партии;

  • активное участие в борьбе за власть в государстве как решающее средство реализации программных целей;

  • широкая пропагандистская деятельность партии среди различных слоев населения с целью удержать максимальную часть избирателей под своим влиянием.

В современных условиях политические партии выполняют следующие функции:

  • формирование и обоснование интересов больших гражданских групп;

  • разработка идеологии, политических программ;

  • участие в образовании политических систем;

  • участие в борьбе за власть в государстве и в ее осуществлении;

  • формирование общественного мнения и политическое просвещение общества или его части;

  • подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата.

Часть функций партий выполняют политические организации и движения, группы давления.

Оставаясь важным субъектом политики, партии в странах развитой демократии в начале XXI века претерпевают определенную эволюцию. Некоторые крупные партии утратили свою социальную базу, о чем говорит сокращение численности их членов, рост числа тех граждан, которые голосуют то за одну, то за другую партию. Основная причина – партии не всегда оказываются на высоте при решении проблем, стоящих перед обществом. Кроме того, вследствие возрастания роли СМИ, особенно телевидения, государственные и политические деятели получают все бОльшую возможность вступать в контакт с избирателями без посредничества партий. И все же партии остаются одной из активных форм выражения общественного мнения.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *