Политические режимы современности – Тема 11 Политические режимы современности

Тема 11 Политические режимы современности

  1. Политический режим: понятие и классификация.

  2. Характеристика основных типов политических режимов.

Основные категории: политический режим, тоталитарный режим (тоталитаризм), авторитарный режим (авторитаризм), демократический режим (демократия).

I. Политический режим: понятие и классификация.

Термин “политический режим” появился в 1960-1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина “политический режим”. “Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства”.

Некоторые авторы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. “Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима”. В. С. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.

Понимая так форму государства, он дает определение её трех элементов: “Форма правления – это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма государственного устройства – это административно- территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.

Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе”.

Другие авторы политический режим к одному из элементов формы государства не относят. “Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления”.

Первая точка зрения стала ведущей в теории государства и права.

Необходимо заметить, что при характеристике формы того, или иного государства, полный ответ можно дать лишь тогда, и только тогда, когда мы рассматриваем форму государства учитывая все три элемента вместе, т.е. форму правления (организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением), форму государственного устройства (территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями) и политический режим (методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует то, что без рассмотрения политического режима, нельзя до конца понять, форму того или иного государственного образования.

“С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием”.

По определению Юридического Словаря политическим режимом называют “в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти. Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании”.

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. Так в рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга. “В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев”.

Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу “испорченности человеческой натуры”, её форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму”.

По учению Платона, появление частной собственности ведёт к тимократии, т.е. к господству сильных воинов. Тимократия представляет собой крито-спартанский тип государства. Этот тип государства, может постепенно, превратиться в олигархию. Олигархия, основанная на имущественном цензе и власти богатых, со временем может превратиться в демократию. Да, именно демократию Платон считал одной из “испорченных” (!!!) форм государства. И наконец, “демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры в “неразбавленном виде” может вырождаться в свою противоположность – тиранию”. Тирания – самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства, тиран захватывает власть от имени народа и выступает как “ставленник народа”.

Античный философ Аристотель – ученик Платона, имел свои взгляды. Он делил государства “по двум критериям: по числу правящих лиц (один, немногие, большинство) и по целям (правильные государства, где власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные – личные выгоды”. Т.е. по тому, в чьих руках власть и по тому, как эта власть используется.

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. “О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие:

способы и порядок формирования органов государственной власти,

порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений,

степень гарантированности прав и свобод граждан,

роль права в жизни общества и решении государственных дел,

место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,

основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов”.

Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующие определение: политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Классификация политических режимов представляет собой большой интерес и имеет большое значение для теории государства и права.

Политических режимов очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств. “Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов – деление их на демократические и недемократические политические режимы”. В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из политических режимов следующие три:

демократический,

авторитарный,

тоталитарный.

Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.

Хотя тоталитарный политический режим считают крайней формой авторитарного, необходимо рассмотреть его как отдельный политический режим. Тоталитаризм явление особенное и важное, а поэтому и рассматривать его необходимо тщательно и отдельно от других режимов. Все политические режимы, в той или иной мере зависят друг от друга, т.к. в всегда возможны трансформации одних режимов в другие.

studfiles.net

23. Современные государственные (политические) режимы.

Политический режим складывается в результате взаимодействия всех элементов политической системы (политических институтов, политических отношений, политических норм и политической культуры).

В современной политологии выделяют различные типы политических режимов. В качестве критериев классификации политических режимов чаще всего используются такие признаки, как: наличие или отсутствие свободы политического выбора, степень и реальное выражение плюрализма интересов, методы властвования, принципы взаимоотношений государства и гражданского общества, уровень политических свобод, наличие оппозиции, тип политической культуры и другие.

Исходя из этого выделяют три основных типа политических режимов:

  • демократический, для которого характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма;

  • авторитарный, характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике;

  • тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма.

Безусловно, в реальной политической жизни указанные типы политических режимов в чистом виде встречаются редко. Их классификация необходима для сравнительной характеристики методов и способов осуществления власти. Каждый из них имеет свои разновидности.

Кроме того, возможны режимы смешанного и переходного типов, в частности: авторитарно-демократический, демократически-авторитарный, анархо-демократический, жестко-авторитарный, автократический, смешанный, монократический или диктаторский, военно-авторитарный, фашистский, теократии, военно-бюрократический, коммунистический.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищённость её законных прав и интересов. Режим демократического государства выражается в следующем:

1. Такой режим представляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

2. Реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству.

3. Данный режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.

4. В демократическом государстве личность защищена от беззакония, так как её права находятся под постоянной охраной органов правосудия.

5. Демократический режим является следствием реального разделения властей.

6. Демократическая власть одинаково учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения.

7. Демократичные методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения.

8. Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, другие общественные организации, объединения, самодеятельные коллективы, которые поддерживают политику государства.

9. Демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными и национальными группами людей.

studfiles.net

Тема 7. Политические режимы современности.

1. «Политический режим» как категория политологии.

Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует среду и условия политической жизни общества, другими словами — определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Это понятие отражает реальную картину политической власти в той или иной стране.

Приведенное определение политического режима дает самое общее представление о данном понятий. Для более широкого и конкретного представления о политическом режиме в определенной стране необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Как возник данный политический режим? Имеется в виду организация и проведение выборов в органы политической власти. Е. Вятр отмечает, что характер и содержание формирующегося политического режима определяются соревновательностью выборов, которые предполагают свободу «выставлять свою кандидатуру… Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальный механизм честной игры».

2. Какие политические группировки находятся у власти? Это раскрывает цели, которые данные группировки преследуют. Если власть принадлежит представителям демократических сил, то ставятся задачи демократизации общественной жизни. Если властвуют представители военной элиты, экстремистских кругов, тогда преследуются иные цели.

3. Каким методам политического господства отдается предпочтение демократическим или насильственным? Другими словами, политическая жизнь может характеризоваться признанием народа высшим источником власти. Но она может характеризоваться и политическим насилием, репрессиями против инакомыслящих, манипулированием сознанием людей с помощью разного рода мифов и ложной информации.

4. Какие партии добиваются прихода к политической власти (коммунистические, либеральные, демократические и т.д.)? Цели, которые ставят политические партии, во многом определяют тип политического режима в той или иной стране.

5. Допускается ли существование политической оппозиции и в какой мере? Ее существование предполагает свободу мнений, независимость средств массовой информации, критику и контроль деятельности властвующих структур, выдвижение альтернативных программ экономического и политического развития страны. Оппозиция может требовать отставки правительства и проведения новых выборов. Таким образом, факт наличия или отсутствия политической оппозиции является важным обстоятельством в определении типа политического режима.

3. Каково положение личности в данной стране? В первую очередь речь идет об уровне и фактической реализуемости института прав и свобод граждан, о правах человека, гарантирующих индивидуальную свободу, возможность активного участия в управлении государством, право на собственность, предпринимательскую деятельность, свободу распоряжения рабочей силой. Речь также идет о достойном уровне жизни, социальной защищенности и духовном развитии личности. Очевидно, что степень осуществления прав человека в том или ином государстве является одним из существенных показателей, позволяющих классифицировать политические режимы.

Отмеченные положения рассматриваются как основные (фактически их больше)

подразделяются на две большие группы: демократические и недемократические. В свою очередь, недемократические включают в себя два типа — тоталитарные и авторитарные.

Одним из материально-практических измерений власти, раскрывающим то, как она реально функционирует, является политический режим. Иначе говоря, коль скоро политический режим раскрывает и выражает функциональную сторону политической власти, то им охватывается почти весь спектр политически жизни общества. Исторический опыт показывает, что значительное изменение, а тем более радикальная смена политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно круто меняют всю внутреннюю и внешнюю политику государства. Необходимо помнить и то, что политический режим весьма подвижен и динамичен. Вызвано это, видимо, тем, что он связан не столько с формой политической власти (которая более устойчива), сколько с ее содержанием.

В учебной и научной литературе под политическим режимом длительное время понимают методы и способы осуществления политической власти. Однако такое определение страдает односторонностью, не отражает суть политического режима, его динамизм и многогранность. Правда, способы и методы осуществления политической власти имеют прямое отношение к политическому режиму, по сами по себе эти методы, их конкретные виды и содержание зависят от соотношения, взаимодействия и противоборства различных политических сил в стране, от политической ситуации, которая складывается в каждый отрезок времени в результате функционирования различных политических институтов (деятельности консервативных, либеральных, социал-демократических и марксистских партий и т. д.). Наконец, прогрессивность или реакционность политического режима определяется через призму демократии.

Следовательно, политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое создается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки анализируемого феномена

1. Политический режим свидетельствует о том, как, какими методами в стране осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, если применяется только правовое принуждение и в установленной законом процессуальной форме, то налицо прогрессивный режим. Когда же на первый план выходят неправовые методы (террор, насилие), то в стране складывается реакционный политический режим.

2. Суть политического режима заключается в том, что это итоговое политическое состояние (политическая ситуация) в данной стране, возникающее как результат функционирования всех элементов (институтов) ее политической системы. Итоговое политическое состояние подвижно, изменчиво. Отсюда много возможных вариантов политического режима. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил, где достигается согласие основных элементов политической системы по коренным интересам общества, устанавливается стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется или в сторону прогресса и демократии, или в сторону антидемократизма

3. Демократия служит главным критерием оценки политического режима

это соотношение в пользу демократии, есть основания говорить о демократическом режиме. Если наоборот — появляются признаки авторитарного режима. Когда «доза «демократии нечеткая — налицо смешанные режимы.

Среди современных видов политических режимов все большее распространение получает демократический политический режим. Ему присущи следующие устойчивые признаки. Высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах жизни. Значит, важнейшая особенность демократической организации власти — органическое сочетание народовластия с личной свободой.

Одним из основополагающих принципов демократического политического режима является принцип большинства Он составляет суть доктрины народного суверенитета, в соответствии с которой народ провозглашается первоисточником власти. В основе демократической государственности лежит принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. К принципам демократической организации власти относятся многопартийность, свободные демократические выборы при равенстве всех в избирательных правах.

Авторитарный политический режим не без оснований подразделяется на жесткий и умеренный. Верховная государственная власть здесь принадлежит элите либо диктатору и его окружению. Власть осуществляется жесткими методами насилия, часто неправового. Жесткий авторитарный режим не считается с основными правами и свободами граждан, подавляет политическую оппозицию, запрещает деятельность оппозиционных партий. В умеренный авторитарный режим в определенных дозах проникают демократия и законность.

Тоталитарный политический режим, был характерен, прежде всего, для бывших социалистических государств. Верховная власть при нем обычно принадлежит диктатору и его ближайшему окружению. Осуществляется власть методами массового насилия в условиях беззакония и произвола. При тоталитарном режиме происходит полное огосударствление общества, всех его сфер, в том числе экономической.

Тоталитаризму присущи однопартийная система и массированная лживая пропаганда Согласно этой пропаганде насилие применяется только против врагов народа, а в действительности этим врагом становится сам народ.

Самым реакционным является фашистский политический режим. Термин «фашизм» итальянского происхождения и переводится как связка, объединение. Это открытая террористическая диктатура реакционных сил, отрицающая всякую демократию и законность. Для фашизма характерны крайний шовинизм и расизм,, развязывание захватнических воин для порабощения низших наций и народов.

В литературе тоталитаризм и фашизм нередко отождествляют. Сходство между ними действительно есть, но имеется и принципиальное различие: они создаются и функционируют на различной экономической основе. Однако, как свидетельствует исторический опыт, реальная политическая власть в стране может отличаться от провозглашенной в конституции формы правления. Достаточно напомнить, что и в США, и в бывшем СССР форма правления была одинаковой — республиканская, но реальная политическая власть — различной. Следовательно, чтобы иметь точное представление о политической жизни той или иной страны, недостаточно знать только о провозглашенной в ней форме правления, необходимо еще выяснить, какой политический режим в ней господствует.

Демократический политический режим

Понятие «демократия» (от греч. demos — народ и kratos -власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, то есть непосредственная демократия, — это лишь идеал. Реальная демократия есть власть людей, избранных народом. Она называется представительной демократией. Это обстоятельство следует иметь в виду при рассмотрении демократического политического режима.

Данный режим характеризуется следующими чертами.

1. Источником власти в демократическом государстве является народ. Он избирает своих представителей, наделяя их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Те ли избранники оказываются не теми, кого хотели бы видеть в органах власти избиратели, то положение можно исправить только при следующем голосовании. Закон в условиях демократии защищает не только граждан от произвола власти, но и власть от граждан. Ошибки депутата (если при этом он не нарушил закона) или потеря им авторитета не являются поводом для его отзыва.

2. Политическая власть имеет в условиях демократии легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами. Действуя в рамках законов, государство наделяет вместе с тем граждан широчайшими возможностями реализации своих интересов и потребностей. Для демократического политического режима характерен принцип — разрешено все, что не запрещено законом. Поэтому в демократических странах столь широкой является хозяйственная инициатива граждан во всех отраслях экономики инициатива создания всевозможных объединений, организаций, фондов и т.д., что само по себе свидетельствует о высокой степени развития гражданского общества.

3. Для демократического режима характерно разделение властей. Это означает отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти. Высший законодательный орган страны парламент наделен исключительным правом издавать законы. В известном смысле этот орган власти играет, верховенствующую роль, и, следовательно, существует потенциальная опасность чрезмерной концентрации в нем политической власти. Поэтому в условиях демократическою политического режима три ветви политической власти уравновешивают друг друга. В частности, высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право лишь законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Президент имеет право вето на решения, принимаемые законодательными органами. Высший судебный орган наделен правом определять, соответствие издаваемых законов конституции государства.

4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений. Это влияние проявляется в форме поддержки или критики в средствах массовой информации, в демонстрациях или лоббистской деятельности, в участии в предвыборных кампаниях. Политическое участие парода в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией.

5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, соревновательность политических партий в их влиянии на парод, а также существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его. Осуществляя свою миссию, оппозиция выступает с критикой власти через деятельность своих фракций и блоков в парламентах, в средствах массовой информации.

6. И, наконец, демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека.

К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан. Проблемы прав человека находятся в центре внимания мировой общественности. Действует около 50 политико-правовых документов, которые провозглашают права человека и закрепляют их юридически. Среди них Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Африканская хартия прав человека и народов (1984 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство человека видов обращения и наказания (1984 г.), Парижская хартия для новой Европы (1990 г.). Правовые нормы, права и свободы человека провозглашены в этих и других документах.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный режим характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Понятие «тоталитаризм» означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его с политической лексикой. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии с 1933 г.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность. К ним относятся следующие.

Высокая концентрация власти, гипертрофия руководящего аппарата, ее проникновение во все сферы жизни общества. В тоталитарном сознании проблемы «власть и общество» не существует:

1.Власть и народ мыслятся как единое, неразделимое целое. Актуальными становятся совсем другие проблемы, а именно: власть и народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ — против враждебного внешнего окружения. Как это ни парадоксально, но в условиях тоталитаризма народ, реально отрешенный от власти, верит, что власть выражает его интересы глубже и полнее, чем он сам смог бы это сделать.

2.Для тоталитарных режимов характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер. Сеть партийных ячеек этой партии пронизывает все производственно-организационные структуры общества, направляя их деятельность и осуществляя контроль.

3. Идеологизация всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии — рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и др.), которая оправдывает все средства. Данная идеология включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.), которые отражают силу магических символов.

4. Тоталитаризм характеризуется монополией власти на информацию, полным контролем за средствами массовой информации. Вся информация имеет одностороннюю направленность — прославление существующего строя, его достижений. С помощью средств массово информации решается задача подъема энтузиазма масс для выполнения целей, которые ставит тоталитарный режим.

5. Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы — армия, полиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти.

6. Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей системами насилия. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходят массовые убийства ни в чем неповинных людей. В тоталитарном обществе действует тщательно разработанный репрессивный аппарат. С его помощью насаждаются страх за личную судьбу и членов семьи, подозрительность и доноси, поощряются анонимки. Делается все для того, чтобы в стране не возникало инакомыслия и оппозиции. С помощью силовых и карательных Органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

7. Как общее для всех тоталитарных режимов следует, отметить, что они функционируют в соответствии с принципом запрещено все, кроме того, что «приказано властью». Руководствуясь этим принципом, общество осуществляло воспитание человека. Тоталитаризму нужна в высшей мере скромная личность, скромная во всем: в желаниях, в одежде, поведении. Культивируется стремление не выделяться, быть как все. Подавляется появление индивидуальности, оригинальности в суждениях; широкое распространение получают доносительство, угодничество, лицемерие.

Таковы основные общие черты тоталитарных политических режимов, что и дает основание для объединения их в одну группу.

Изучение общих черт тоталитарных политических режимов и особенностей, различных их форм, несомненно, делает более доступным понимание условий и путей возникновения тоталитарных режимов, принесших столько горя человечеству. Тоталитарные режимы существенно затормозили прогресс экономического и социального развития в странах, где эти режимы были господствующими. Изучение данного вопроса привлекало многих выдающихся ученых — политологов, экономистов, историков, психологов, социологов и др. В развитие его большой вклад внесли работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944 г.), X Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951 г.), К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тотальная диктатура и демократия», Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1958 г.) и др. Практически все исследователи приходят к выводу, что предпосылки тоталитаризма многообразны и проистекают из разных сфер общественной жизни: хозяйственной, политической, социальной. В их основе — мировоззренческие предпосылки и психологические факторы. И что особенно важно, в каждой из стран, в которых возник тоталитарный политический режим, наряду с общими предпосылками (характерными для всех тоталитарных стран), имелись и свои, специфические, характерные лишь для данной страны.

Авторитарный политический режим

Авторитарный (от дат. autoritas — власть) режим — государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет диктатура одного лица или группы. При этом, однако, государственный контроль не распространяется на неполитические сферы: экономику, культуру, религию и т.д.

Исторический опыт показывает, что авторитарный режим возникает, как правило, в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Поскольку такие ситуации в развитии мирового сообщества — явление весьма частое, то, очевидно, что авторитаризм относится к достаточно распространенным политическим режимам. Много примеров авторитарного режима знают и история, и современность. В частности, во второй половине XX в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки. В СССР после 1953 г. начинается превращение тоталитарного режима в авторитарный.

Чрезвычайные условия, в которых «стартует» авторитарный политический режим, определяют и основную выдвигаемую им цель — навести в стране порядок, обеспечить нормальные условия жизни общества. Данная цель, в свою очередь, определяет средства ее достижения (прежде всего это концентрация политической власти в едином центре), а также возможности и состояние всех сфер общественной жизни и всех социальных слоев.

Поскольку конкретные условия возникновения авторитарных режимов различны, постольку каждый из них имеет свои отличительные характеристики. В нашу задачу входит, так же как и при изучении демократического и тоталитарного режимов, выделить общие черты, присушив всем авторитарным режимам, и специфические особенности, позволяющие говорить о различных типах авторитаризма. Кроме того, необходимо рассмотреть отличие авторитаризма от тоталитаризма.

К общим чертам авторитарных политических режимов относятся следующие:

1. Отчуждение парода от власти. Ее носителем является либо один человек, либо группа. Это могут бить харизматический лидер, монарх, военная хунта, диктаторы, популистские лидеры. Им принадлежит неограниченная и неконтролируемая обществом власть. Авторитарное общество порождает глубокую пропасть между народом и политической властью. Возведения мостов через эту пропасть избегают и государство, и народ.

2. Отсутствие единой идеологии. Авторитарные лидеры (в отличие от тоталитарных) не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям, они берут на себя задачу спасти общество, находящееся на краю пропасти, после чего, по их утверждению, они готовы отдать власть.

3. Опора на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости заставить непокорных повиноваться. Однако данный режим не прибегает к массовым репрессиям, как это происходит при тоталитаризме. Более того, он может пользоваться популярностью у населения, особенно если положительные результаты его активности вполне очевидны.

4. Монополизация політики. Вся политическая деятельность становится исключительной функцией политической власти. Соответственно запрещены все иные субъекты политики: политическая оппозиция, политические партии и другие общественные организации, В отдельных случаях при авторитаризме допускается ограниченное число профсоюзов и политических партий, но они действуют под строгим контролем власти.

5. Отказ от полного, тотального контроля над обществом. Авторитарный режим в своем наиболее развитом виде основан на принципе — «разрешено все, кроме политики». Власть, отказывается от нереальных претензий на всеобщий контроль и оставляет под своим полным контролем лишь несколько зон: собственную безопасность, национальную оборону, общественный порядок, внешнюю политику. Кроме того, политическая власть активно вмешивается в организацию социального обеспечения и выработку общей стратегии развития. Экономика, культура, религия, частная жизнь остаются вне государственного контроля.

6. Формирование правящей элиты не демократическим путем, а посредством назначений сверху. В результате окружение авторитарного лидера подбирается на основе личных симпатий и преданности вождю, а не в соответствии с деловыми качествами и способностями.

Таковы общие черты, присущие всем авторитарным режимам. Однако эти режимы имеют и специфические черты, в соответствии с которыми проводятся их дифференциация и типология. Приведем типологию авторитарных режимов:

1. Военное правление. Власть захватывают военные. Политическая деятельность либо вообще запрещается, либо резко ограничивается. Так, с приходом в 1973 г. к власти в Чили военной хунты во главе с Пиночетом все партии были запрещены, примером авторитарного режима данного типа, который хотя и допускал существование политических партии, но при этом их деятельность ограничивал, является Польша при маршале Пилсудском.

2. Теократический авторитарный режим. Этот тип означает сосредоточение политической власти в руках фанатичного религиозного клана. Такой режим установился в Иране после революции 1979 г. Правда, по сумме характеристик теократический режим весьма похож на тоталитарный.

З.Персонифицированный режим, когда власть принадлежит политическому лидеру, безсильность институтов власти (кроме полиции). Такие режимы крайне недолговечны, ибо не позволяют лидеру находиться у власти достаточно продолжительное время.

4. Монархические авторитарные режимы. Существуют в Иордании, Марокко, Саудовской Аравии и др.

5. Неоавторитарные режимы отличаются допущением массовых партий (например, в Мексике), существованием оппозиции, выборов. Однако результаты выборов фальсифицируются.

Изучив три основных вида политических режимов: демократический, тоталитарный и авторитарный, можно ответить достаточно полно па вопрос, чем отличается авторитарный режим от тоталитарного.

Во-первых, одно из различий связано с пониманием цели, которую преследует режим. Тоталитаризм связан, как правило, с утопической идеей. Например, «третий рейх» намеревался существовать тысячу лет. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Как уже было отмечено, их цель — выполнить конкретную задачу, а именно вывести страну из тупика. Например, когда в итоге 20-и лет авторитарного режима Пиночета страна была выведена из экономического кризиса, хунта во главе с Пиночетом не препятствовала проведению всеобщих выборов главы государства и парламента.

Во-вторых, если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, свободных от государственного контроля. Принцип тоталитарного общества, как уже было отмечено, — «разрешено то, что приказано властью», а авторитарного — «разрешено то, что не имеет отношения к политике».

В-третьих, в тоталитарном обществе осуществляется систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

В-четвертых, в тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от народа — послушание и скромности. При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от общества — послушание и профессионализм.

studfiles.net

Тема 1.4 Политическая система общества. Политические режимы современности

1. Политическая система: структура, функции и типология.

Американский математик Норберт Винер, заложивший основы кибернетики, под системой понимал совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих целостность. А его соотечественник политолог Т. Парсонс перенес данное понятие уже на рассмотрение общества. Он выделял такие признаки систем, как:

  • наличие нескольких элементов или единиц;

  • наличие определенного принципа связи между элементами;

  • разнокачественность данных элементов;

  • наличие относительной границы между системой и окружающей средой.

Т. Парсонс представлял общество, как взаимодействие нескольких подсистем, которые находятся во взаимодействии, выполняют определенные функции, реагируют на требования среды или самих подсистем и тем самым обеспечивают жизнедеятельность общества. Нарастающее внимание к системному характеру политики закрепило термин «политическая система» в политологии в середине XX века для описания властных отношений.

В широком смысле под политической системой понимают все политические отношения субъектов по поводу политической власти. В более узком смысле выделяют институциональный и системный подходы. Институциональный подход под политической системой понимает совокупность государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, через которые реализуется власть. Более широко распространен системный подход, который рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей и ресурсов.

Политическая система как механизм власти, обеспечивающий функционирование единого социального организма, представляет собой многие подсистемы, структуры и процессы, через которые она взаимодействует с ними и выступает по отношению к ним доминирующим фактором. По мере развития и усложнения общественной жизни структура политической системы модифицируется.

Структурными компонентами (подсистемами) политической системы являются:

1. Институциональная подсистема, состоящая из общественно-политических институтов и организаций. Главное место принадлежит государству, которое обладает максимальной политической властью.

2. Нормативно-регулятивная подсистема, основу которой составляет право, выступающее главным нормативным регулятором всех общественных отношений. В праве выражается государственная воля, установленная властью.

3. Коммуникативная подсистема, состоит из политических отношений и режима. Она включает в себя формы и принципы взаимодействия внутри системы и между политическими системами других стран.

4. Культурная подсистема, включающая политическую культуру и политическое сознание.

5. Идеологическая подсистема, т.е. совокупность политических идей, теорий, лозунгов, формирующих различные общественно-политические институты.

Жизнедеятельность политической системы проявляется через выполняемые ею функции, в которых выражается социальная сущность и предназначение политической системы. К приоритетным функциям относятся: мобилизация, консолидация, легитимация, сохранение системы, регулирование политических отношений, выработка правил политической деятельности, политическая социализация, политическое рекрутирование.

Политическая система, являясь сложным, богатым по содержанию явлением, подлежит классификации по различным критериям. Так, марксисты, исходя из формационного подхода к типологии обществ, различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общества. Западные ученые выделяют открытые и закрытые политические системы. В соответствии с типом политического режима политические системы делятся: на демократические, авторитарные и тоталитарные. В зависимости от типа общества и уровня его развития выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные политические системы. По шкале политической культуры выделяют четыре ее типа – англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный и тоталитарный. По содержанию и формам управления различают – либеральные демократии, коммунистические, традиционные, популистские и авторитарно-консервативные политические системы. Можно упомянуть и другие типологии: по стилю правления или по типу государства.

studfiles.net

Политические системы и режимы в современном мире

Лекции по политологии: Лекция № 6: «Политические системы и режимы»

Политические системы и режимы в современном мире

  1. Сущность, структура и функции политической системы

  2. Политические режимы и их современная типология

  3. Формирование новой политической системы в современной России

Политическая система – система власти и управления, представленная совокупностью государственных и общественно-политических организаций, осуществляющих власть и управление всеми сферами жизни общества(экономикой, социальными отношениями, национальными отношениями, культурой, наукой, демографическими процессами и т.д.). Именно в этом сущность политической системы.

Структура политической системы

Во все времена в структуру входило и входит государство – главный институт государственной власти. Кроме государства носителем государственной власти являются так же политические партии.

Правящий класс определяет основное содержание и направление политики, вектор общественного развития. В нашей стране в начале 90-х гг. пришел новый слой, вектор изменился на 180 градусов от постройки социализма к постройке капитализма. Сейчас у нас буржуазное государство.

Со сменой правящего слоя меняется политика, культура.

Власть не может быть реализована без идеологии

Каждый новый класс, когда он приходит к власти, принимает новую конституцию, новые законы, закрепляющие его права на власть.

Функции политической системы:

  1. Реализация государственной власти и управление экономикой(хозяйственно-организационная функция), социальной сферой, культурой, наукой, образованием.

  2. В социальной политике – защита данного социально-экономического и государственного строя, господствующих отношений собственности, общественного порядка, государственной безопасности – Охранная функция.

  3. Духовно-идеологическая функция. Формирование политического сознания, политической культуры, общественного мнения при помощи СМИ

  4. Законотворческая и законодательная. Госдума каждый год разрабатывает десятки законов – это законотворческая функция. Но законы нужно еще принимать и заставлять людей их исполнять. Это уже функция суда, органов надзора и т.д. Государство имеет право на легитимное принуждение по отношению к тем, кто не выполняет законы.

  5. Коммуникативная функция – налаживание деловых конструктивных отношений между ветвями власти. На Западе давно установились деловые конструктивные отношения, в России только налаживают диалог между правящей элитой и оппозицией. Задача состоит в том, чтобы именно наладить конструктивный диалог между ветвями власти, не доводить его до конфронтации как в 1993 году. Были 2 концепции: плавный переход в рыночной экономике (Хасбулатов) и шоковая терапия (обвальное опускание цен) В результате шоковой терапии произошел обвал с промышленности, наукоемком производстве и т.д. получился шок без терапии. Сейчас многие ученые выступают против подобной концепции.

Политический режим

Политический режим – это совокупность различных принципов, форм и методов реализации политической власти. Именно от принципов, форм и методов, от механизмов зависит формирование того или иного политического режима.

Принцип единовластие ведет к таким политическим режимам, как монархия, тирания, абсолютизм и т.д.

Другой принцип – принцип коллективной организации власти. Соответственно и формы, методы другие: соотношение интересов, убеждение, диалог, дискуссии. На основе этого принципа возникают республики(парламентские, президентские, смешанные). Возникает демократический режим.

Ученые выделяют три типа режимов:

  1. демократический

  2. тоталитарный(им особенно прославился XX век)

  3. авторитарный(= режим личной власти)

  1. демократический режим

  • Принцип народовластия. Народ – основной источник власти. Свобода выбора, свобода волеизлияния – решать какая политическая сила/партия будет у власти

  • Парламент – представительный орган власти, он же законодательный. Законы согласуются, при их составлении обсуждаются и учитываются интересы различных социальных групп

  • Принцип разделения властей: исполнительная, законодательная, судебная. Законодательная власть выше исполнительной, она ее контролирует. Если возникают конфликты, то судебные органы их решают.

  • Многопартийность

  • Гарантия свобод

  • Наличие легальной оппозиции, право меньшинства на легальную оппозицию( то есть в рамках закона)

Такой политический режим утвердился в большинстве стран Западной Европы(Франции, Италии, Испании, Греции и т.д.) а также в Австралии, Японии, Канаде, США. Имеется в виду в первую очередь механизм организация власти, принципы, формы и методы.

  1. Тоталитарный режим

Означает тотальный(всеобщий) контроль правящей партии во всех сферах жизни общества.

  • Взращивание правящей партии в государственные структуры: идеология, культура, общественные организации и т.д.

  • Монополия политической власти одной партии

  • Экономический этап – в экономике господствуют методы администрировании и командования. Методы директивного контроля.

  • Разгон политической оппозиции и ее запрет, расправа с политическими противниками.

  • Монополия одной политической идеологии(нацизм, марксизм и т.д.) осуждение инакомыслия. Культ верховной власти, культ вождя( культ Гитлера, культ Сталина)

Формы и методы совпадают – это дает основание сказать, что тоталитарный режим сформировался в XX век в фашисткой Италии, Германии, в Советах. С натяжкой к КНДР, на Кубе. Но при этом у всех этих стран есть принципиальные различия:

  • экономическая основа

  • социальная основа

  • идеология

  • нравственная основа

  • судьба

  • цели внутренней и внешней политики

  • роль в истории

Поэтому ставить все эти страны в один ряд аморально и ненаучно.

-3-

studfiles.net

Тема 2.2. Политические режимы современности

Задания для самостоятельной работы

  1. Определите соотношение понятий «политическая система» и «политический режим».

  2. Рассмотрите типологию политических режимов и укажите ее основания.

  3. Дайте сравнительную характеристику тоталитарного, авторитарного и демократического режимов.

  4. *Сравните современные теории демократии и определите их плюсы и минусы.

План практического занятия для студентов очной формы обучения

  1. Политические режимы как способы функционирования и система методов осуществления государственной власти.

  2. Типология политических режимов.

  3. Динамика политических режимов: изменение направленности и методов осуществления власти.

Темы сообщений:

  1. Плюралистическая демократия: баланс групповых интересов.

  2. Отличительные черты авторитаризма. Конструктивные возможности авторитарных политических режимов.

  3. Элитарная демократия и корпоративизм.

  4. Основные черты и разновидности тоталитарных режимов.

  5. Сравнительный анализ политических режимов.

  6. Политический режим и модернизация общества.

Рекомендации по подготовке кпрактическому занятию

Данный семинар проводится по теме № 2.2 «Политические режимы современности». Целью семинарского занятия является: изучение основных типов политических режимов, рассмотрение и политологический анализ сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов.

Особое внимание необходимо обратить на изучение таких понятий как: политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

Выполняя первое задание, аргументируйте тезис о том, что функционирующая политическая система создает в обществе определенный политический режим.

При выполнении второго задания укажите критерии, используемые для определения политического режима в конкретной стране.

Сравнивая демократический и недемократические режимы, объясните, чем обусловлено утверждение того или иного режима в конкретной стране. Ответ проиллюстрируйте историческими примерами.

Рассматривая современные теории демократии (элитистской, плюралистической, партиципаторной и др.), выделите в них общие и отличительные черты, сведя их в таблицу. Оцените возможность применения этих теорий при анализе политического режима современной России.

При подготовке к практическому занятию следует использовать литературу, рекомендованную к теме № 2.2. Особое внимание обратить на изучение указанных в рекомендациях первоисточников.

Рекомендуемые источники

Первоисточники

  1. Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. — М., 1996.

  2. Даль Р. Демократия и ее критики / Пер. с англ. — М., 2003.

  3. Токвиль А. Демократия в Америке. — М., 1992.

  4. Хайек Ф. Дорога к рабству / Пер. с англ. — М, 1992;

  5. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия/Пер. с англ. — М, 1992.

Основная литература

  1. Политология: Учебник / Под ред. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2009.

Дополнительная литература

  1. Демократия / Сост. С. Сироткин. — М., 2001.

  2. Зидентоп Л. Демократия в Европе / Пер. с англ. — М., 2001

  3. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефективных демократиях // Полис. 2002. №1,2.

  4. Политология: Учебник – М.: Дело, 2002.

  5. Стур Дж. Дж. Открывая демократию заново // Полис. 2003. .№ 5.

  6. Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики // Полис. 2001. № 3,4,5.

  7. Эйзенштадт Ш. Н. Парадокс демократических режимов: хрупкость и изменяемость// Полис. 2002. № 2,3.

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Какую сторону деятельности государства и политической сис­темы выражает понятие «политический режим»?

  2. Что лежит в основе классификации политических режимов?

  3. Какие исторические и политические условия приводят обще­ство к тоталитаризму? Каковы его главные черты?

  4. Какие социальные слои общества и почему становятся опорой тоталитарных режимов?

  5. Почему многие тоталитарные политические системы смогли просуществовать сравнительно долго и пользовались массовой под­держкой?

  6. Объясните, в чем разница между тоталитарным и авторитар­ным режимами: общее и особенное.

  7. Чем отличается «новый авторитаризм» от классических воен­ных режимов?

  8. Каковы основные принципы демократического политического режима?

  9. Существует точка зрения, что народ далеко не всегда бывает «подготовлен» к демократии и что в этих условиях целесообразнее на определенный период иметь «просвещенный авторитаризм», кото­рый подведет массы к ней. Как Вы относитесь к таким взглядам? Каковы возможные позитивные и негативные последствия подобного развития событий?

  10. Существуют ли отрицательные стороны такой формы соци­альной организации, как демократия? В чем они состоят и можно ли их преодолеть?

studfiles.net

Лекция: ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

 

1. Характерные черты и разновидности тоталитаризма.

2. Авторитаризм.

3. Демократия: понятие, возникновение, особенности современной демократии.

 

Однако в современном мире можно выделить пять основных типов режимов:

• западные полиархии

• новые демократии

• восточноазиатские режимы

• исламские режимы

• военные режимы

Западные полиархии

Понятие «западные полиархии» фактически относится к режимам, о кото­рых раньше говорили как о либеральных демократиях или просто демократиях. Это системы, изначальным географическим ареалом которых были Северная Америка, Западная Европа и Австралия. Хантингтон усматривал в этих режимах продукт первых двух «волн» демократизации, из которых первая при­шлась на период между 1828 и 1926 годами и такие страны, как США, Франция и Великобритания, а вторая — на 1943—1962 годы, захватив Западную Германию, Италию, Японию и Индию. Хотя процесс становления этих систем шел через де­мократизацию и либерализацию, термин «полиархия» в данном слу­чае все же представляется более предпочтительным, чем «либеральная демокра­тия», и на то есть две причины. Во-первых, в понятии «либеральная демократия» очень многое скорее от политического идеала, нежели от действительности: так или иначе, в этот термин подчас вкладывается уж очень широкое значение. Во-вторых, говоря «полиархия», мы подразумеваем, что означаемые этим термином системы в чем-то существенно важном пока еще не достигли этого демократичес­кого идеала.

Понятие «полиархия» было введено Далем и Линдбломом в работе «Политика, экономика и благосос­тояние» (1953), а затем было развито Далем в работе «Полиархия: участие и оппозиция» (1971). По мнению этих авторов, полиархические режимы отличаются той или иной комбина­цией двух главных факторов.



1. В них достигнут относительно высокий уровень толерантности к оппозиции, достаточный для того, чтобы общество тем самым могло удерживать власть от поползновений к произволу. На практике это обеспе­чивается состязательной партийной системой, конституционно гарантированными и надежно защищенными гражданскими свободами, энергичным и здоровым граж­данским обществом.

2. Полиархии предоставляют обществу достаточно широкие возможности для участия в политической жизни, — здесь высок уровень полити­ческой активности. Достигается это через четко отработанную избирательную сис­тему, позволяющую гражданам контролировать и, если необходимо, смещать неугодных поли­тиков. Однако и Линдблом (1977), и Даль (1985) признавали тот факт, что полиархии находятся под чрезмерным влиянием больших корпораций. Поэтому сами они иногда предпочитали говорить о «деформированной полиархии».

В этом последнем варианте понятие «полиархия» может быть использовано для описания все более увеличивающегося числа режимов по всему миру. Вообще ка­кие-то полиархические черты присущи всем государствам, практикующим много­партийные выборы. При этом западные полиархии отличаются явно выраженной спецификой — не только представительной демократией и капиталистической эко­номической организацией, но также культурной и идеологической ориентацией, проистекающей из западного либерализма.

Главное в этом на­следии — глубоко укоренившаяся приверженность принципу индивидуализма. Фи­лософия индивидуализма, наиболее характерная для Запада ценность, исходит из уникальности каждого человека и утверждает, что общество должно быть органи­зовано так, чтобы наилучшим образом отвечать интересам и потребностям состав­ляющих его индивидов. На политическую культуру западных полиархий эта фило­софия оказала множественное воздействие. Мы и по сей день видим ее проявления и в том совершенно особом внимании, которое здесь уделяется проблеме прав человека (возможно даже к умалению его обязанностей), и во всеобщей вере в спасительность конкуренции и свободы выбора как в экономике, так и в политике, и в обыкновении с недоверием и опаской относиться ко всякой власти как к воз­можной угрозе свободе индивида.

Однако нельзя сказать, что западные полиархии скроены на один манер. Одни из них тяготеют к централизации и мажоритарному правлению, другие — к фраг­ментации и рассредоточению власти. В этой связи Лиспхарт (1990, 1999) писал о необходимости различать «мажоритарные» и «консенсусные демократии».

Мажоритарные демократии организованы на принципах парламентаризма в соответствии с так называемой вестминстерской моделью.Самый яркий пример здесь — это, конечно же, Великобритания, но многие черты этой модели мы также видим в политических системах Новой Зеландии, Австралии, Канады, Израиля и Индии. Мажоритарные системы обычно ассоциируются с лю­бым или всеми из следующих принципов:

• однопартийным правительством

• неполным разделением власти между исполнительной и законодательной вет­вями

• однопалатным парламентом либо парламентом с ограниченными прерогати­вами верхней палаты

• двухпартийной системой

• электоральной системой одномандатных округов, в которых претенденту до­статочно набрать простое большинство голосов

• унитарным или централизованным правительством

• неписаной или слабокодифицированной конституцией и принципом парла­ментского суверенитета.

В отличие от этой модели другим западным полиархиям присуще рассредоточение власти по всему спектру правительственных и партийных институтов. В США система правления зиждет­ся на строгом распределении власти между ин­ститутами государства, совершенно четко прописанном в соответствующих статьях консти­туции.

В других странах, особенно в конти­нентальной Европе, за конечным политичес­ким консенсусом стоят отношения между партиями — с их переговорами, «торгом» и «дележом власти». В Бельгии, Австрии и Швейцарии получила развитие система согласительной демократии,более всего подходящая для об­ществ с глубокими религиозными, идеологи­ческими, культурными, региональными и другими различиями. Консенсусные или плю­ралистические тенденции часто ассоцииру­ются со следующими принципами:

•коалиционным правительством

•разделением власти между исполнитель­ной и законодательной властью

•парламентом с четко выраженной двух­палатной системой

•многопартийной системой

•пропорциональным представительством

•кодифицированной (писанной) конституцией

Как ни классифицировать политические системы, нужно понимать, что вооб­ще-то каждый полиархический режим, а на самом деле всякий режим вообще, — уникален и потому единичен и исключителен. Американская исключительность,например, во многом идет о того, что у страны не было своего феодализма, но был опыт миграции, расширения границ и устройства поселений. Все это и объясняет нам, почему политическая культура США столь индивидуали­стична, почему (уникальный момент среди западных полиархий) страна продемон­стрировала такой иммунитет в отношении социалистического или любого другого такого же типа. В США также самый высокий среди западных систем уровень религиозности среди населения, и это единственная политическая систе­ма, в которой христианский фундаментализм стал серьезной политической силой.

Еще более сложный случай представляет собой Индия. В культурном, религиозном и философском отношении страну никак невозможно отнести к Западу. В отличие от «раз­витых» полиархий Европы и Северной Америки это преимущественно аграрная страна с уров­нем грамотности, едва превышающем 50% на­селения. Получив независимость в 1947 г., Ин­дия являла собой типичную полиархию, кото­рая достаточно легко пережила даже «чрезвы­чайное положение», введенное Индирой Ганди в конце 1970-х годов. Политическая стабильность Индии, очевидно, объясняется общекастовой политикой Индийского Национального Конгресса и той, можно сказать, «мисти­кой», что всегда окружала династию Неру—Ганди: сегодня, когда обоих этих фак­торов уже нет, Индия эволюционирует, можно полагать, к модели согласительной демократии.

 

Новые демократии

Новая волна демократизации в мире, согласно Хантингтону, началась в 1994 г. свержением правых правительств в Греции, Португалии и Испании, затем вырази­лась в заметном ослаблении позиций военных диктаторов в Латинской Америке и завершилась, самое главное, крахом коммунизма. Восточноевропейские революции 1989—1991 годов вызвали к жизни процессы демократизации, в ходе которых многое заимствовалось от западной либеральной модели. Главным здесь было вве­дение многопартийных выборов в политике и начало рыночных реформ в эконо­мике.

Можно утверждать, что прежние коммунисти­ческие режимы претерпевают переходный период, который со временем выведет их на модель западных полиархий. На сегодняшний день, однако, эти системы лучше относить к какому-то особому, промежуточному, типу. Прежде всего, нужно сказать, что бремя коммунистического прошлого невозможно изжить, образно говоря, за ночь. Кроме того, сам переходный период в этих странах принес новые проблемы, не имеющие ничего общего с проблемами западных обществ. Эти режимы определяют как новые демократииили полудемократии.

Еще один ряд проблем связан с процессом экономической перестройки. «Шоковая терапия», сопровождавшая по рецептам Международного валютного фонда переход от центрального планирования к свободному капитализму, из-за роста без­работицы и инфляции существенно ухудшила положение многих слоев общества и усилила социальное неравенство. Сравнительно с бурными временами начала 90-х годов темпы экономической либерализации сегодня резко замедлились — во мно­гом из-за отрицательной реакции общества на рыночные реформы, выражающейся и в поддержке коммунистических или националистических по своей окраске партий.

Наконец, еще один круг проблем здесь связан со слабостью государственной влас­ти, особенно заметной перед лицом центробежных сил, в коммунистические вре­мена подавлявшихся. Это видно в повсеместном возрождении эт­нических и национальных противоречий. В 1992 г. перестала существовать Чехосло­вакия, разделившись на Чехию и Словакию. Но наиболее драматичные формы национально-этнический конфликт принял в Югославии, где он вызвал самую настоящую войну между Сербией и Хорватией в 1991 г. и гражданскую вой­ну в Боснии в 1992—1996 годах.

Посткоммунистические режимы, разумеется, тоже неодинаковы. Главные различия здесь пролегают между индустриально развитыми и живущими «позападно­му» странами Центральной Европы — Чехией, Венгрией и Польшей, с одной сто­роны, и более отсталыми «восточными» странами — Румынией, Болгарией, Украиной и в каких-то отношениях Россией. В первой группе рыночные реформы прошли быстро и относи­тельно гладко; во второй они были неполными, шли с большими трениями и, в конце концов, вызвали серьезные политические противоречия.

 

Восточноазиатские режимы

Совершенно нельзя исключать того, что начавшийся на исходе XX в. подъем Восточной Азии, в конце концов, может оказаться даже куда более важным глобаль­но-историческим процессом, чем крах коммунизма. За это время центр мировой экономики заметно сдвинулся с Запада на Восток. Уже в последние два десятиле­тия XX в. показатели экономического роста на западной «окраине» Тихоокеанско­го региона в два-четыре раза превышали показатели развитых экономик Европы и Северной Америки. А сегодня Китай по темпам экономического роста первый в мире.

Куда меньше говорят об особой восточноазиатской политической системе. Традиционно считали, что модернизация равно­значна вестернизации. В переводе на политический язык это означало идею о том, промышленный капитализм и либеральная демократия всегда идут нога в ногу. Сторонники этого взгляда указывают, в частности, на политический прогресс в Японии, после того как США ушли отсюда, оставив стране конституцию 1946 г., а также на успешное введение в течение 1980—1990-х годов многопартийных электо­ральных систем в таких странах, как Таиланд, Южная Корея и Тайвань. Этот под­ход, однако, не принимает во внимание того, что даже и полиархические институты в Азии функционируют не так, как на Запа­де: слишком существенны различия между куль­турами, сформировавшимися под влиянием кон­фуцианства, и культурами, сформированными западным индивидуализмом. Приходится при­знать, что особые азиатские ценности,резко от­личные от западных, все же существуют.

В том или ином отношении все восточноазиатские режимы имеют что-то общее:

1. Они всегда организованы в большей сте­пени вокруг экономических, нежели поли­тических целей; их главная задача — содей­ствовать экономическому росту и благосос­тоянию, а не расширять тот круг индивиду­альных прав и свобод, который мы видим на Западе. Этот сугубый прагматизм с очевид­ностью прослеживается в экономической ис­тории пяти «тигров» Восточной и Юго-Вос­точной Азии — Южной Кореи, Тайваня, Гон­конга, Сингапура и Малайзии. Но его же мы видим и в бурном развитии китайской эко­номики с конца 1970-х годов, и это при той коммунистической монополии на власть, ко­торая существует в Китае.

2. В этих си­стемах укоренена идея «сильного» правитель­ства — уважение к государству и всегда достаточно высокий уровень поддержки правящей в данный момент партии.

3. Руководитель и лидер здесь в принципе пользуются уважением по конфуциан­ской традиции лояльности, дисциплины и долга: на западный взгляд, во всем этом даже можно усмотреть какие-то скрытые, а то и открытые, тенденции к тоталита­ризму.

4. Наконец, здесь много думают об обществе и социальных связях — семья же является вообще центральным элементом этой традиции. В итоге складывается то, что японцы называют «групповым мышлением» с его закрытостью в отношении таких идей, как индивидуализм и права человека в их западном понимании.

Как и другие системы, восточноазиатские режимы неодинаковы. Здесь проявляются культурные различия между Китаем (вместе с родственными ему Тайванем и Гонконгом), Японией и такими этнически смешанными государствами, как Син­гапур и Малайзия. Интересно, что в Сингапуре неудачей закончились попытки внедрения конфуцианских программ в школах — планы эти пришлось оставить из-за опасения вызвать недовольство со стороны малайского и индийского населения. Похожая ситуация имела место и в Малайзии, где также делалось все, чтобы огра­ничить китайское влияние и еще больше укрепить и без того явно выраженные исламские элементы национальной культуры. Переход Китая на путь капиталисти­ческого развития во многом затушевал, но отнюдь не разрешил всех этих противо­речий.

Исламские режимы

Подъем ислама как политической силы оказал глубочайшее воздействие на сферу политики в Северной Африке, части Азии и на Ближнем Востоке. В отдельных случаях воинствующие мусульманские движения взяли на себя роль рупора инте­ресов городской бедноты из-за повсеместного разочарования в марксизме-лени­низме и именно этим бросили вызов существующим режимам. В других случаях сами режимы создавались или воссоздавались на основе ислама. Чисто исламским государством со времени своего возникновения в 1932 г. является Саудовская Ара­вия. В Иране революция 1979 г. привела к созданию исламской республики во главе с аятоллой Хомейни— пример, которому позже последовали Судан и Пакистан.

Ислам, однако, не является и никогда не являлся просто религией. Это скорее целостный образ жизни, определяющий нормы этического, политического и экономического поведения как людей, так и государств. «Путь ислама» основывается на учении пророка Мухаммеда, как оно изложено в Коране, почитаемом всеми мусульманами в качестве слова Божьего, и также суннах — «проложенном пути», то есть соблюдаемых правоверным мусульманином обычаях, восходящих к жизни самого Пророка.

Политический ислам стремится к созданию теократического государства, в котором политические и всякие иные отношения были бы подчинены «высшим» принципам веры. Однако существуют самые разные его течения, подчас резко отличающиеся друг от друга: от непримиримого фундаментализма до форм, вполне совместимых с политическим плюрализмом.

Фундаменталистская версия ислама обычно ассоциируется с Ираном. Здесь до конца своей жизни во главе клерикального управления обществом стоял аятолла Хомейни, возглавлявший Исламский революционный совет — орган, представляв­ший пятнадцать высших лиц церковной иерархии страны. Хотя в стране был уч­режден и всенародно избираемый парламент в виде Исламской консультативной ассамблеи, все законы подлежали одобрению Совета по защите конституции, сле­дившего за их соответствием принципам ислама.

После смерти Хомейни в 1989 г. его преемник Хашеми Рафсанджани перешел к более прагматичной и менее идео­логизированной политике, шариатское правоздесь до сих пор остается гос­подствующим правовым и моральным кодексом. С еще большей силой революци­онный фундаментализм заявил о себе в Афганистане, где режим Талибан в 1997— 2001 годах ввел чисто теократическое правление, исключив женщин из образования, экономики и вообще общественной жиз­ни. Не менее важную роль фундаментализм иг­рает в Саудовской Аравии, где он также приоб­рел абсолютистские оттенки, хотя консерватив­ный суннитский режим страны отличается куда более мягкими формами, нежели революцион­ный популизм шиитского Ирана. Однако сами мусульмане не принимают всех этих оценок исламских режимов как «фундаменталистских», видя в них лишь про­явление извечного западного предубеждения против «экзотического» и «деспотичного» Востока. Примером того, что ислам вполне совместим с политическим плюрализмом, служит Малайзия. Хотя ислам здесь является официальной государственной религией и высший правитель страны выступает одно­временно главой и государства и церкви, в стране сложилось нечто вроде «направляемой» демократии, где власть в рамках многопар­тийной системы принадлежит Объединенной национальной организации малайцев во гла­ве с премьер-министром доктором Махатхиром.

Военные режимы

В то время как большинство политических систем формируется под воздействием той или иной комбинации политических, экономических, культурных и идеологических факторов, в мире остаются и такие режимы, которые опираются на чисто военную силу, систематическое принуждение и репрессии, — военные режи­мы. Их относят к более широкой категории «авторитарных». Авторитаризм военно­го образца всегда был распространен в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии. В период после Второй мировой войны военные диктатуры также образовались в Испании, Португалии и Греции. Как правило, в военном режиме власть переходит в руки военных в соответствии с их положением в иерархии военного командования; при этом действие традиционных политичес­ких и конституционных учреждений приостанавливается, а все институты, через которые может быть выражена публичная оппозиция, такие, как парламент и прес­са, подвергаются ослаблению или запрету.

Хотя все формы военного правления глубоко репрессивны, между ними есть и свои различия. В некоторых диктатурах армия присваивает себе прямой контроль над правительством. Классическим выражением этой разновидности является военная хунта. Как показывает история Ла­тинской Америки, это форма коллективного во­енного правления, где все решается советом ко­мандования, обычно представляющего три рода войск (сухопутные, морские и военновоздушные).

Другая форма военного режима — это личная диктатура при военной поддержке. В хунте или режиме выделяется один человек, часто при этом имеет место культ личности и стремление сформировать власть харизматичес­кого толка. Примерами могут служить генерал Пападопулос в Греции периода 1974— 1980-х годов, генерал Пиночет в Чили после военного переворота 1973 г. и генерал Абача в Нигерии периода 1993—1998 годов.

Наконец, мы видим военные диктату­ры, где главным фактором является общая позиция армии, сам же генералитет предпочитает оставаться в тени и лишь «дергать за ниточки». Именно такую карти­ну, к примеру, являла собой Бразилия после Второй мировой войны, где армия, дабы придать системе большую легитимность, предпочла сохранить деление на политические и военные органы власти.

 

Политический режим — совокупность средств и методов реализации властных отношений в обществе, определяющая степень свободы и правовое положение личности. Самым общим критерием классификации политических режимов является степень регламентации политической властью сфер жизнедеятельности общества: жесткая регламентация всех сфер общества — тоталитарный режим; жесткая регламентация только политической сферы и относительно свободное развитие других сфер — авторитарный режим; правовая регламентация всех сфер жизнедеятельности общества — демократия.

Термин “тоталитаризм” происходит от средневекового латинского слова “ totalis”, что означает “весь”, “целый”, “полный”. Тоталитаризм предполагает отчуждение народа от политической власти и собственности, поглощение государством общества и индивида ( включая быт и интимную жизнь), полное отчуждение граждан от индивидуальной духовной сферы в результате ее огосударствления.

Существует единственная массовая партия; монопольно существующая признанная всеми идеология; монополия на средства массовой информации; монополия на средства вооруженной борьбы; террористический контроль со стороны политической полиции; централизованная система контроля и управления экономикой; вождизм. Самой характерной чертой является — идеократичность (букв. власть идей) — национальная, коммунистическая, религиозная идеи.

Авторитарный режим возникает, как правило, когда происходит слом старых социально-экономических институтов общества и развивается поляризация сил в процессе перехода от традиционных структур к индустриальным. При авторитарном режиме действуют определенные демократические элементы и структуры: выборы, борьба политических партий в парламенте и т.д. Однако политические права граждан и общественно-политических организаций сужены, серьезная легальная оппозиция режиму запрещена, политическое поведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентированы. Допускается дозированное инакомыслие. Может эволюционировать к демократии при наличии определенной сферы гражданского общества.

Различают традиционные абсолютистские монархии, традиционные авторитарные режимы олигархического типа, гегемонистский авторитаризм новой олигархии.

“Демократия” (греч. — власть народа), эволюция термина “демократия” обусловлена развитием человеческого общества: первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан, однако уже в античности она считалась “худшей формой правления” (Аристотель). Новый этап в развитии концепции демократии начался с Великой Французской революции — демократия стала рассматриваться как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.

Социальную основу современной демократии составляет сформировавшееся гражданское общество — общество экономически независимых субъектов собственников. Представительные органы государственной власти и местного самоуправления избираются населением путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Функционирует многопартийная система (партии парламентского типа), наличие оппозиционных партий. Решения принимаются большинством, но уважаются права меньшинства, разделение властей. Провозглашается и юридически гарантируется равноправие граждан, права человека и гражданина рассматриваются как высшая ценность, а их гарантия и защита — как главная функция государства.

 

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *