4. Политические режимы в разных странах
Политический режим — это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.
Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:
— характер и мера осуществления власти;
— взаимоотношения общества и власти;
— механизм формирования власти;
— роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;
— роль идеологии в жизни общества;
— характер существующих в обществе запретов;
— соотношение прав и свобод граждан;
— характер политического лидерства;
— роль политических партий;
— положение средств массовой информации;
— роль и значение органов подавления;
— соотношение между законодательной и исполнительной властью;
— тип политического поведения.
Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:
— тоталитарные;
— авторитарные;
— демократические.
Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов.
В тоталитарном обществе в основе механизма политической власти лежит система насильственного политического господства, которая характеризуется полным подчинением общества, его экономической, политической, духовной, социальной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый политическим лидером, вождем.
Главные ресурсы механизма тоталитарного управления обществом — страх и слепая вера. Отношения тоталитарной власти и её механизм строятся по принципу: «Запрещено всё, кроме того, что приказано».
Авторитарная политическая власть занимает промежуточное положение между демократической и тоталитарной властью.
С тоталитарной властью её объединяет диктаторский, не ограниченный законами характер властвования, с демократической — наличие автономных, нерегулируемых властью общественных сфер, например, частной жизни людей и экономики, сохранение отдельных элементов гражданского общества. Авторитарная власть по своей сущности — это неограниченная власть одного человека или группы лиц, которая характеризуется чрезмерным централизмом в управлении, нетерпимостью к политической оппозиции, опорой на силу, но допускающая автономию личности и общества в неполитических сферах их жизнедеятельности.
Механизм функционирования авторитарной власти опирается на силу. Власть может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких кругов населения страны, однако она обладает достаточно весомой силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению. Отношения этой власти с обществом строится по принципу: «Разрешено всё, кроме политики».
Один из основных типов политической власти — демократическая власть. Она воплощает в себе идеи самоуправления и партиципации (участия). Это по существу представительная демократическая власть, которая базируется на либеральных ценностях и принципе плюрализма. В действительности она существует в двух своих основных формах:
— в форме президентского правления, в которой верховная власть принадлежит президенту страны, избираемому всенародным голосованием, парламентом либо каким-нибудь особым институтом;
— в форме парламентаризма — системы правления, основанной на верховенстве власти парламента, делегированной ему народом.
Рассматривая политические режимы, следует обратить внимание на следующий фактор. Чем менее демократичный характер носит режим, тем больше сходства в его проявлениях в различных странах, и наоборот, чем больше демократичности, тем больше различий. Особенно похожи тоталитарные режимы, независимо от того, на какой почве они рождаются: социализма или фашизма.
В авторитарных режимах наблюдается уже гораздо больше различий. Выделяют четыре основных вида авторитарных режимов: тирания, абсолютистские диктатуры, военные режимы и однопартийные режимы. Все формы авторитаризма, за исключением династического правления, не имеют легальных механизмов преемственности власти. Поэтому ее передача из одних рук в другие осуществляется бюрократическим путем, нередко путем переворотов с использованием насилия.
Демократические режимы также имеют существенные различия в зависимости от особенностей социально-экономического и политического развития страны, национальных традиций, религиозных верований и так далее. В зависимости от того, кто имеет приоритет — личность, социальная группа или народ, выделяют модели: индивидуалистические, плюралистические и коллективистские.
Выделяют также исторические формы демократии: античная демократия, феодальная демократия, буржуазная демократия, различия между которыми обусловлены, в первую очередь, особенностями развития общества на различных этапах его существования. В настоящее время общество осознает, что и современные формы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У. Черчиллем: «Демократия — очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего».
власть правительственный политический
Заключение
Понятие власти является одним из центральных в политологической науке и даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических объединений, движений и процессов, самой политики.
Власть в общесоциологическом понимании предполагает способность отдельного индивида или группы людей с помощью различных средств и методов утверждать в сфере социальных отношений собственную волю. Без властных отношений невозможно функционирование общества в целом, а также его элементов, их организация и взаимодействие.
В зависимости от содержания власти трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов.
Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику.
Таким образом, в данной работе рассмотрено понятие власти. В контрольной работе были решены следующие задачи:
— охарактеризована структура общественно-политической власти;
— описана власть как общественное явление;
— отражена политическую власть;
— рассмотрены политические режимы в разных странах.
Список использованных источников
1. Белов Г.А. Политология: Курс лекций. — М.: ЧеРо, 2009.
2. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. — М.: Аспект Пресс, 2003.
3. Гаджиев К.С. Политология: учебник для высших учебных заведений. — М.: Логос, 2004.
4. Ирхин Ю.В. Политология: Учебник. — М.: Экзамен, 2006.
5. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. — М.: Приор, 2004.
6. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов. — 3-е изд., пераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
7. Политология: Учебное пособие для техн. вузов / Под ред. М.В. Василика. — 4-е изд., перераб. и доп. — С-Пб.: Пионер, 2005.
8. Политология: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ, 2000.
studfiles.net
Введение.
В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX — начала XX в.
Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим — управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.
В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.
Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.
Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
по тому, в чьих руках власть
по тому, как эта власть используется
Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая и разнообразная нравственная природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.
Нравственная природа авторитарного режима – это, наоборот, навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и правом. Эта идеология соединяется силой государства, гарантируется его репрессивными органами и стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности тоталитарное, государство активно и прямо вторгается вне принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.
Анализ различными школами политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов — деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Типология политических режимов:
демократический политический режим
авторитарный политический режим
тоталитарный политический режим
studfiles.net
Политические режимы в зарубежных странах — Конституционное (государственное) право зарубежных стран
Поделись с друзьямиВ настоящее время в отечественной науке конституционного права понятия государственного и политического режимов, как правило, различаются. Под государственным режимом обычно понимают формы, методы и способы осуществления государственной власти. Политический режим рассматривается как более широкое понятие — как функциональная характеристика всей политической системы, определяемая методами и способами осуществления политической власти, в том числе государственной, партийной, общественной.
На всем протяжении своего существования западные государства прибегали к двум основным методам властвования (управления конкретной человеческой общностью), которые на разных этапах осуществлялись либо в более или менее чистом виде, либо сочетались, — авторитарному и демократическому.
Характерным свойством демократического метода является то, что управление человеческой общностью осуществляется по воле большинства ее участников. Демократическая общность создает систему учреждений, с помощью которой выявляется и осуществляется воля большинства, оформленная в виде соответствующих актов. Демократия может быть политической и не политической, государственной и не государственной, но при этом она всегда представляет собой правление по воле большинства. При демократии меньшинство участвует в принятии решений, выдвигает свои альтернативные предложения и борется за их принятие, но когда решение принято по воле большинства, меньшинство обязано выполнять содержащиеся в нем предписания, правила поведения.
Характерным признаком недемократического (авторитарного) метода является то, что управление человеческой общностью осуществляется либо единолично, либо небольшой группой. Люди, составляющие эту общность, участия в управлении не принимают. Волевые решения, принимаемые авторитарным руководством, осуществляются, как правило, насильственно, через соответствующий аппарат принуждения.
Демократия представляет собой определенную форму государства: правление по воле большинства предполагает наличие учреждений, с помощью которых эта воля формулируется в виде законов и осуществляется.
Первоначальной государственной формой демократии была непосредственная (или прямая) демократия, зародившаяся в античных городах-государствах. Эта форма демократии не знала представительных учреждений, т.к. все вопросы управления государством решались непосредственно всеми свободными гражданами в народном собрании. В настоящее время непосредственная демократия как форма управления в общегосударственных масштабах не применяется нигде, она сохраняется лишь в трех горных кантонах Швейцарии, жители которых ежегодно собираются на народные собрания. В некоторых странах (США, Италия, Франция, Швейцария) действуют отдельные институты непосредственной демократии, такие, как референдум, плебисцит, народная инициатива, но наличие этих институтов никак не меняет представительного характера современной демократии.
Современная демократия является прежде всего представительной. Это означает, что воля большинства в центре и на местах (в соответствующих административно-территориальных единицах — провинциях, департаментах, префектурах, общинах и т.д.) формируется и выражается центральными (парламенты, учредительные собрания) и местными (муниципалитеты) представительными учреждениями.
Для демократии как политического режима характерны такие существенные признаки, как:
а) наличие центральных и местных представительных учреждений, формируемых на основе всеобщих выборов и наделенных реальными полномочиями;
б) реальное осуществление свободных выборов;
в) законность и легальное существование различных партий, профсоюзных, молодежных, женских и других общественных организаций;
г) реальные возможности для деятельности оппозиционных партий.
3. Демократия предполагает провозглашение равноправия (предоставление всем гражданам юридически одинакового правового положения).
students-library.com
Политические режимы в зарубежных странах
Считается, что термин «политический режим» впервые был введен профессором И.Д.Левиным в 1947 г., свои взгляды он впоследствии изложил в монографии «Современная буржуазная наука государственного права», изданной в 1961 г. С его точки зрения политический режим – это состояние демократии в обществе, которое характеризуется тремя признаками:
1) правовое положение личности;
2) правовое положение политических партий;
3) выборность представительных органов и глав государства.
Политический режим оценивался исследователями по-разному. Например, профессор А.И. Денисов полагал, что политический режим характеризует не форму, а именно сущность государства. А профессор А.А. Мишин характеризовал политический режим как совокупность методов осуществления политической (и прежде всего государственной) власти. Интересные изменения о политическом режиме произошли во взглядах Б.А. Стародубского. Сначала он отождествлял политический режим с государственным строем. Затем он стал политический режим определять как форму правления: президентский или парламентский режим. И в 1998 г. в журнальном отклике на новый учебник В.Е. Чиркина он косвенно признает, что политический режим является одним из элементов формы государства. Интересно высказывание о политическом режиме профессора М.Ф.Чудакова. Его он определяет как совокупность реальных средств и методов, при помощи которых осуществляется власть в конкретном государстве.
Проблемы политического режима активно изучаются государствоведами, а также историками, философами и политологами. Поэтому в отечественной науке по-разному классифицируются виды политических режимов. У государствоведов, например, политический режим делится на демократический, авторитарный и тоталитарный, которые, в свою очередь можно подразделить на определенные разновидности.
Для демократического режима характерно признание народа в качестве источника власти, его право участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.
К недемократическим режимам относятся авторитарные и тоталитарные режимы.
В авторитарном государстве нет единой государственной идеологии, но она зачастую заменяется «идеологическими конструкциями теории национального интереса, идеями патриотизма …». Может быть разрешена деятельность нескольких политических партий, но при условии их лояльности к партии правящей. Количество таких партий, как правило, весьма небольшое, оппозиционность их формальна.
Тоталитарный режим характеризуется однопартийностью, наличием единственной идеологии, отсутствием признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина со стороны государства, т.к. суд не является независимым, отсутствуют независимые средства массовой информации, а также возможность создавать профессиональные союзы и иные независимые организации.
ЗМІСТ
studies.in.ua