Политика цен – , —

Ценовая политика — это… Что такое Ценовая политика?

Ценова́я поли́тика — это принципы и методики определения цен на товары и услуги.

Выделяют микро- (на уровне фирмы) и макро- (в сфере государственного регулирования цен и тарифов) уровни формирования цен.

Ценовая политика фирмы

Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает Ценовую стратегию и тактику ценообразования. Ценовая стратегия предполагает позиционирование предлагаемого продукта на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и построению стратегии (матрица Ансоффа, матрица БКГ, матрица Портера). Также в рамках ценовой стратегии выбираются используемые методики определения (установления) цены, а также формы ценовой дискриминации[1].

В дальнейшем в рамках реализации стратегии разрабатываются тактические мероприятия (для стимулирования продаж), включая системы ценовых скидок и неценовых поощрений покупателей.

В ходе реализации ценовой политики руководство фирмы должно корректировать непосредственные мероприятия и следить за временем изменения стратегии. Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли. Определение цен товаров и услуг является одной из важнейших проблем любого предприятия, так как оптимальная цена может обеспечить его финансовое благополучие. Проводимая политика цен во многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров или услуг. Она формируется в тесной связи с планированием производства товаров или услуг, выявлением запросов потребителей, стимулированием продаж. Цена должна устанавливаться таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворять нужды и потребности покупателей, а с другой — способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов. Ценовая политика направлена на установление таких цен товаров и услуг в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, которые позволят получить запланированный предприятием объем прибыли и решить другие стратегические и оперативные задачи.

В рамках общей политики ценообразования решения принимаются в соответствии с положением на целевом рынке предприятия, методами и структурой маркетинга. Общая ценовая политика предусматривает осуществление скоординированных действий, направленных на достижение долго- и краткосрочных целей предприятия. При этом его руководство определяет общую ценовую политику, увязывая в интегрированную систему отдельные решения: взаимосвязь цен товаров в рамках номенклатуры фирмы, частоту использования специальных скидок и изменения цен, соотношение цен с ценами конкурентов, выбор метода установления цен новых товаров.

Определение политики ценообразования базируется на основе следующих вопросов:

  • какую цену мог бы заплатить за товар покупатель;
  • как влияет на объем продаж изменение цены;
  • каковы составляющие компоненты издержек;
  • каков характер конкуренции в сегменте рынка;
  • каким должен быть уровень пороговой цены (минимальной), обеспечивающий безубыточность фирмы;
  • какую скидку можно предоставить покупателям;
  • повлияют ли на увеличение объема продаж доставка товара и другие дополнительные услуги.

Общая политика предприятия в итоге должна быть направлена на удовлетворение конкретных потребностей человека. Однако, если потребитель колеблется, какому товару отдать предпочтение, основываясь зачастую на неосознанных соображениях, предприятие посредством проведения активной сбытовой политики должно попытаться повлиять на его выбор в пользу своей продукции. Поэтому определение ценовой политики представляет собой одно из важнейших направлений практической деятельности предприятия, так как при любых условиях недопустимо устанавливать цены без серьёзного анализа возможных последствий каждого из вариантов решения данного вопроса.

Ценовая политика отражает общие цели фирмы, которые она стремится достичь, формируя цены своей продукции. Политика цен — это общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг.

С помощью различных методов ценообразования устанавливают конкретную цену в зависимости от определенных обстоятельств или поставленных целей. Для принятия окончательного решения по ценам менеджер должен рассмотреть все предлагаемые варианты расчета цен. В процессе установления цены продукции предприятие (фирма) должно четко определить цели, которые оно хочет достичь. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цены новой продукции. К возможным целям ценовой политики относятся:

  • обеспечение выживаемости фирмы;
  • максимизация текущей прибыли;
  • завоевание лидерства по показателю «доля рынка»;
  • завоевание лидерства по показателю «качество продукции»;
  • политика «снятия сливок»;
  • краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции.

При анализе цены конкурента основное внимание должно быть обращено на систему скидок, которые он предоставляет. В мировой практике насчитывается около 20 видов скидок с цены:

  • Бонусные скидки за оборот даются постоянным покупателям в зависимости от оборота продаж.
  • Прогрессивные скидки предоставляются покупателю за количество, объем покупки, серийность.
  • Товарообменный зачёт или скидка предоставляется за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара.
  • Экспортная скидка при продаже товара на экспорт.
  • Функциональные скидки или скидки в сфере торговли предоставляются производителям службами товародвижения за выполнение определенных функций.
  • Специальные скидки даются продавцом тем покупателям, в которых продавец более заинтересован.
  • Скрытые скидки предоставляются покупателю в виде бесплатных образцов (пробников и пр.).

Ценовая политика государства

На уровне экономической системы устанавливаются общие принципы формирования цен в стране (административно или на основе рыночного механизма). В дальнейшем правительство может вмешиваться в ценообразование отдельных предприятий как в рамках антимонопольной политики (тарифная политика), так и в рамках поддержания стабильности цен (ценовые ограничения).

Государственная тарифная политика

Данный вид политики реализуется в рамках антимонопольной деятельности и поддержки конкуренции на рынках. Как правило, тарифная (ценовая) политика используется при регулировании естественных монополий.

Ценовые ограничения

Используются правительством для удержания инфляции (во Франции в 1960-е годы в рамках индикативного планирования), а также для поддержания малоимущих граждан в условиях высокой инфляции (ограничения на рост цен на товары первой необходимости).

См. также

Литература

  • Дейли Дж. Л. Эффективное ценообразование — основа конкурентного преимущества. — М.: ИД «Вильямс», 2004.
  • Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х тт. — СПб.: Экономическая школа, 1999.
Учебные пособия
  • Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы. — М.: Финстатинформ, 1995
Предыдущее издание: Нэгл Т. Г., Холден Р. К. Стратегия и тактика ценообразования / 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001
  • Тарасевич В. М. Ценовая политика предприятия. — СПб.: Питер, 2003
  • Евдокимова Т. Г., Маховикова Г. А., Желтякова И. А., Переверзева С. В. Теория и практика управления ценами. — СПб.: Нева, 2004
  • Липсиц И. В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации) / 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2004
Предыдущее издание: Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование / 2-е изд. — М.: Издательство БЕК, 2002
  • Нэгл Т. Г. Стратегия и тактика ценообразования / 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004
  • Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В. Е. Есипова. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2005
  • Паршин В. Ф. Ценовая политика предприятия: пособие / В. Ф. Паршин. — Минск: Выш. шк., 2010. — 336 с.

Ссылки

gooper.ru — информационный ресурс, отражающий ценовую политику стран мира. На сайте собраны цены на корзину продуктов и услуг.

Примечания

  1. Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997.

dic.academic.ru

2.Ценовая политика организации.

Ценовая политика предприятия — понятие многоплановое, Предприятие не просто устанавливает ту или иную цену, оно созда­ет свою систему ценообразования, охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции, в которой учитывает различия в издержках производства и сбыта для отдельных категорий потребителей и для разных географических регионов, специфику в уровнях спроса; сезонность потребления товара и многие другие факторы. Кроме того, деятельность предприятия осуществляется в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения.

Ценовая политика предприятия (организации) — это деятельность ее руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач фирмы.

Разработка ценовой политики включает этапы:

•  выработки целей ценообразования;

•  анализа ценообразующих факторов;

•  выбора метода ценообразования;

•  принятия решения об уровне цены.

Каждый шаг установления цены сопряжен с определенными проблемами, о которых вдумчивый предприниматель должен заранее.

Процедура разработки ценовой политики должна включать анализ факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации: требования нормативно-правовых актов, последствия принятия тех или иных государственных решений в области ценообразования, ценовую политику и стратегию конкурентов.

Ценовая политика заключается в установлении таких цен, которые бы удовлетворяли не только продавцов, но и конечных потребителей товаров и услуг.

3.Классификация и виды цен

Классификация цен по различным признакам отражает их подразделение на отдельные виды.

— Виды цен в зависимости от сфер торговли: на цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово — сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

Обычно по оптовым ценам предприятия — производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Закупочные цены — это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие, как уже было упомянуто, виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально — вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

— По степени и способу регулирования цены разделяются на следующие группы:

Жесткофиксированные, твердые  цены  назначаются органами  ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под  названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают  монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. Система государственного ценообразования широко использовалась в Советском Союзе. В основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которым прибавляется нормативная прибыль или из которых вычитается государственная ценовая дотация.

Регулируемые  цены  называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.

Регулирование цен по величине может также проводиться путем утверждения государственными органами предельного уровня  рентабельности (прибыльности), что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Договорные цены — это цены, величина которых определена предваряющим актом купли — продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны,    ценности     для   потребителей    дополнительной  единицы приобретаемого   блага  и,    с   другой   стороны,   издержкам производства  и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

В экономическом анализе, планировании и статистике наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как их иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. В этих же целях иногда применяются реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и  относительные (сравнимые) цены, то есть цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом  регионе. С этой целью устанавливается отношение цен. Чаще всего определяется отношение цен взаимозаменяемых товаров, именуемых субститутами.

В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто определяется предельный уровень таких новых цен в виде лимитных цен.

Применительно к объектам строительной индустрии на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов затрат на создание и оснащение. Такую цену принято называть сметной стоимостью, так как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта.

В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем,  ожидаемыми.

studfiles.net

1.3 Государственная политика цен

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ [1]в ведении государства находятся основы ценовой политики. На основании этого положения органы исполнительной власти РФ обеспечивают реализацию государственной ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.

Государственная политика цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроль над их соблюдением. По своей сути государственная политика цен представляет совокупность исходных принципов и методов достижения поставленных и декларируемых’ государством задач в области формирования и установления цен.

Чтобы осуществлять государственную политику цен, необходимо проводить квалифицированный анализ практики формирования и действия цен, их регулирования, контролировать соблюдение государственной дисциплины цен, своевременно предвидеть и вводить меры по ограничению негативных последствий монополистической деятельности, опираясь при этом на антимонопольное законодательство.

Государственная ценовая политика является частью общей экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особое значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время, способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне — это Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы. На федеральном уровне в составе Министерства экономического развития и торговли РФ функционируют специализированные структуры, занимающиеся вопросами ценообразования — департамент цен и государственных закупок, а также департамент тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка.

Будучи центральным органом федеральной исполнительной власти, департамент цен и государственных закупок осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основные действия: разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен. А так же совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики — управления или комитеты по ценовой политике.

Органы ценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль над ценами.

Основные направления государственной ценовой политики в России на текущий период и ближайшую перспективу определяются Правительством РФ, при этом упор делается на свободное рыночное ценообразование и создание условий для развития конкуренции на товарных рынках России. Последнее являете условием повышения эффективности рыночной экономики

На основе законодательных и нормативных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования цен, Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования на отдельные виды продукции и услуг.

Регулирование цен может применяться на продукцию и услуги, производимые государственными организациями или другими юридическими лицами, имущество которых или большая часть уставного капитала находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальной собственности. Под государственным воздействием находится продукция оборонного значения.

В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Контроль над соблюдением порядка применения регулируемых цен Контроль за ценами — это система мер, направленных на обеспечение исполнения законодательства в области ценообразования Российской Федерации и ее субъектов в сфере ценообразования и государственного регулирования цен, выявление правонарушений с целью их пресечения и виновных лиц с целью недопущения противоправных действий.

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.

К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне — Министерство экономического развития и торговли РФ, на уровне субъектов РФ — орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль над ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне — орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль над соблюдением порядка применения цен и тарифов.

Нарушение порядка применения цен и тарифов — это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий, ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля: документов и иной информации, необходимой для проведения проверки.

Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций. Они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов. Если необходимо, принимают решения о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере. В ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов; привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.

Полномочия органов контроля цен местного самоуправления распространятся только на субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся в муниципальной собственности.

Проверяемые предприятия обязаны представить всю необходимую информацию органам контроля. Сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные органами, осуществляющими контроль над соблюдением порядка применения цен, не подлежат разглашению.

При выявлении нарушений порядка применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством нормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции.

По итогам проверки составляются акты проверки, которые в свою очередь являются основанием для принятия органами контроля решений о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа. Взыскание названных санкций и штрафа по решению органов контроля цен осуществляют налоговые органы.

Решения органов контроля цен могут быть обжалованы предприятиями в суде или арбитражном суде.

Методы государственного регулирования цен

Государственное влияние на цены может быть прямым и косвенным.

Прямое регулирование цен представляет собой административное вмешательство государства в процесс формирования уровня, структуры и динамики цен. К методам прямого регулирования цен относят:

  • установление фиксированного уровня цены, а также порядка и размера ее изменения;

  • установление предельных или минимальных цен;

  • установление минимальных, фиксированных или предельных коэффициентов изменения цен, нормативных уровней рентабельности, уровней снабженческо-сбытовых (оптовых), торговых надбавок и наценок;

  • введение порядка декларирования цен;

  • общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные товары;

  • установление рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных цен.

Прямое регулирование цен государственными органами носит ограниченный характер, охватывая преимущественно цены на продукцию, товары и услуги в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение, сельское хозяйство). При этом особое внимание уделяется предотвращению развития монополизма, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого продукта или особыми правами собственника.

Косвенное воздействие на процесс ценообразования, уровень цен, их динамику осуществляется на уровне экономики через систему экономических рычагов путем регулирования не самих цен, а факторов, которые влияют на них. К косвенным методам регулирования цен относят:

  • действующую систему налогообложения – количество налогов, их ставки, порядок расчета и включения в цену. Налоги существенно влияют на уровень цен, способствуя их росту и ограничивая объем потребления населения;

  • уровень процентных ставок рефинансирования Центрального банка и условия кредитования. Рост ставок приводит к росту цен, т. к. оплата процентов за пользование займом включается в себестоимость продукции, работ, услуг или возмещается за счет прибыли. Одновременно динамика цен оказывает влияние на уровень ставок, т. к. инфляция приводит к росту потребностей предприятий в оборотных средствах, увеличивая спрос на кредит, что ведет к увеличению ставок;

  • торговая политика государства – ставки экспортно-импортных пошлин, соотношение между ними. С одной стороны, размер ставок напрямую влияет на уровень цен, т. к. величина пошлины включается в состав цены, а с другой стороны, с помощью таможенных пошлин регулируется объем и структура экспорта и импорта, т. е. предложение на рынке, что влияет на уровень рыночных цен;

  • обменный курс валют, установленный Центральным банком. Экономика России тесно связана с мировой и в силу сложившихся условий зависит от курсов основных валют. Поэтому обесценивание рубля приводит к инфляционным процессам в стране – пример тому финансовый кризис августа 1998 г.;

  • регулирование государственных расходов, заработной платы в государственном секторе, пенсионного обеспечения, размеров пособий, стипендий и др. Их повышение, не обеспеченное соответствующей товарной массой, созданной внутри страны, приводит к увеличению денежной массы и повышению цен;

  • политика государства в области инвестиций, субсидий, льгот, государственных заказов и закупок, осуществление экономических и социальных программ. Действия государства оказывают влияние на состояние производства и объем потребления, что будет влиять на уровень цен;

  • введение административных ограничений и запретов, антимонопольное законодательство.

Степень государственного регулирования цен зависит от состояния экономики. Как правило, оно усиливается в периоды кризисных ситуаций, т. к. возникает необходимость быстрой перестройки экономики. По мере выхода из кризиса и стабилизации влияние государства на цены ослабевает, сокращается сфера государственного регулирования и происходит постепенное расширение сферы свободного ценообразования.

Прямые методы контроля над ценами должны сочетаться с косвенными методами, нельзя их противопоставлять, так как, и те и другие помогают решать определенные задачи. Эффективность применения различных методов зависит от правильного выбора условий их применения. В зависимости от ситуации в экономике регулирование цен может носить антикризисный или антиинфляционный характер. В России на современном этапе требуется решение обеих проблем – необходимо преодолевать кризисное состояние экономики и не допустить при этом нового витка инфляции. Сложность ситуации заключается в том, что рычаги, с помощью которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост и платежеспособность населения.

studfiles.net

2. Политика ценообразования на предприятии

Формирование цены на конкретный товар является важнейшей составляющей товарной политики предприятия. Разработкой ценовой политики на предприятии занимаются высшие должностные лица, так как уровень цен на товары в конечном итоге определяет и основные финансово-экономические результаты деятельности фирмы. Следовательно, цена должна быть установлена на таком уровне, чтобы возместить затраты и обеспечить получение определенной прибыли.

1. Выбор цели и постановка задач по ценообразова-нию

2. Определение спроса

3. Оценка издержек производства

4. Анализ цен конкурентов

5. Выбор метода ценообразования

6. Установление окончательной цены

Последовательность разработки и расчета цены

Ценообразование — это процесс установления цены на конкретный товар. Зная, из каких элементов состоит цена, можно говорить о процессе образования цены, т.е. о ценообразовании. Как и любой процесс, он состоит из нескольких этапов, последовательно осуществляемых один за другим (рис. 18.2)

Выбор цели. Фирма должна прежде всего определить, какую цель она ставит при производстве и продаже конкретного товара. Когда четко определены цели и положение товара на рынке, проще и легче сформировать комплекс маркетинга и установить цену. Начинать надо с выбора цели. Можно выделить три основные цели ценовой политики маркетинга:

обеспечение сбыта (или выживаемости),

максимизация прибыли,

удержание рынка.

1) Обеспечение сбыта — главная цель фирм, осуществляющих деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Эту цель фирмы выбирают в тех случаях, когда, во-первых, ценовой спрос потребителей эластичен; во-вторых, фирма желает добиться максимального роста сбыта и увеличения общей прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара; в-третьих, фирма предполагает, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта; в-четвертых, если низкие цены отталкивают конкурентов; в-пятых, когда существует большой рынок потребителей.

Для достижения поставленной цели используются заниженные цены — цены проникновения («penetration»), они предназначены для захвата большей доли рынка и способствуют увеличению объема сбыта.

2) Цель, основанная на максимизации прибыли, имеет несколько разновидностей. Например, фирма стремится к достижению стабильно высокого уровня прибыли (на год или ряд лет).

Такая цель ставится не только компанией, имеющей устойчивое положение на рынке, но и фирмой, не слишком уверенной в своем будущем, однако пытающейся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. Разновидностями цели, основанной на максимизации прибыли, могут быть:

• установление фирмой стабильного на несколько лет дохода, соответствующего размеру средней прибыли,

• расчет роста цены, а, следовательно, и прибыли в связи с ростом капиталовложений;

• стремление к быстрому получению первоначальной прибыли, если компания не уверена в благоприятном развитии бизнеса или ей не хватает денежных средств.

3) Цель, основанная на удержании рынка, состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. При этом фирма принимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы. Компании тщательно следят за ситуацией на рынке, динамикой цен, появлением новых товаров, действиями конкурентов. Они не допускают чрезмерного завышения или занижения цен на продукцию и стремятся снижать издержки производства и сбыта.

Определение спроса. Следующим этапом установления цены является определение спроса. Невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар. Высокая или низкая цена, назначенная фирмой, немедленно отразится на спросе на товар.

Зависимость между ценой и соответствующим ей уровнем спроса отражена кривой спроса, которая показывает, что чем выше цена, тем ниже спрос. При прочих равных условиях покупатель с ограниченным бюджетом откажется от потребления товара с высокой ценой, если ему будет предоставлен выбор альтернативных товаров. Однако это соотношение будет другим, если речь идет о сбыте престижных товаров, когда рост цен вызван улучшением качества, большим соответствием моде и инфляцией.

Различия в подходах к определению спроса обусловливаются типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между спросом и ценой, а также обоснованность спроса при 7 той цене, которую установила фирма. С появлением конкурентов кривая спроса будет меняться под влиянием ценовой политики других фирм.

Устанавливая величину спроса на свой товар, фирма должна провести его оценку при разных ценах и попытаться выяснить причины его изменения. На величину спроса влияют следующие факторы: потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки и т.п. Спрос по-разному реагирует на цену: степень его чувствительности к изменению цены показывает коэффициент эластичности спроса, который при определении спроса необходимо рассчитать.

Анализ издержек. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, которую может установить фирма. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Это важно учитывать если фирма снижает цены. Тогда появляется реальная угроза понести убытки из-за установления цен ниже издержек. Такую политику фирма может проводить только в короткий период проникновения на рынок.

Не свидетельствуют о хорошо продуманной политике цен и частые их пересмотры, вызванные колебаниями издержек и спроса. Целесообразнее учитывать издержки по нормативам.

Кроме этого, не следует забывать о предельных (граничных) показателях. Во-первых, оценивают граничные издержки и граничный доход. Во-вторых, определяют объем продукции, который позволит продать все те единицы, для которых граничный доход больше граничных издержек.

Анализ цен конкурентов. Существенное влияние на цену оказывает поведение конкурентов и цены на их продукцию. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров. С этой целью делаются сравнительные покупки, в результате которых проводится анализ цен, товаров и качества. Фирма может использовать полученную информацию как исходную для ценообразования и определения своего места среди конкурентов.

Выбор метода ценообразования. Пройдя все указанные этапы, фирма может приступить к определению цены на товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Возможны три варианта установления уровня цены: минимальный уровень, определяемый затратами; максимальный уровень, сформированный спросом; оптимальный уровень цены с учетом как издержек производства, так и потребительского спроса.

В зависимости от особенностей товара, размеров и финансовой мощи фирмы-продавца, а также целей, которые она ставит, для расчета цены могут быть использованы различные методы. Выделяют три основных метода ценообразования:

1. На основе полных (или только прямых) издержек производства.

2. На основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли.

3. На основе «ощущаемой ценности» товара.

Суть метода, основанного на определении полных издержек, состоит в суммировании совокупных издержек -переменных (прямых) плюс постоянные (накладные) расходы — и прибыли, которую фирма рассчитывает получить. Суть метода, основанного на прямых издержках, состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки к прибыли. При этом постоянные расходы как расходы предприятия в целом не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной» или «маржинальной» прибыли.

Другой метод ценообразования, основанный на издержках, ориентируется на получение целевой прибыли. В этом случае цена сразу устанавливается фирмой исходя из желаемого размера прибыли. Однако для возмещения издержек производства необходимо реализовать определенный объем продукции по данной цене или же по более высокой цене, но в меньшем количестве. Здесь особенно важна ценовая эластичность спроса. Используя данный метод ценообразования, фирма должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объемы продаж, позволяющие возместить валовые издержки и получить целевую прибыль. Основой такого расчета является построение графика безубыточности.

Расчет цены на основе «ощущаемой ценности» товара является одним из самых оригинальных методов ценообразования, широко применяемым в развитых странах. При расчете цен по этому методу затратные ориентиры уступают место восприятию товара покупателем. Для того чтобы усилить ценность товара, продавец использует неценовые меры воздействия: предоставляет сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям, право пользоваться товарной маркой фирмы в случае перепродажи и т.д. Цена только подтверждает покупателю ценность товара.

Установление окончательной цены — заключительный этап ценообразования. Остановив свой выбор на одной из перечисленных методик, фирма может приступить к расчету (установлению) цены, которая должна учитывать психологическое восприятие покупателем товара фирмы. Например, для многих потребителей единственная информация о качестве товара заключена в цене, и она служит показателем качества. Главная задача фирмы — продать всю производственную продукцию. Для этого обычно сначала устанавливается цена для потребителей неэластичного спроса (на который не очень влияет уровень цен), а затем припомощи диверсификации цен «отлавливаются» покупатели эластичного спроса.

studfiles.net

Ценовая политика — Википедия. Что такое Ценовая политика

Ценова́я поли́тика — это принципы и методики определения цен на товары и услуги.

Выделяют микро- (на уровне фирмы) и макро- (в сфере государственного регулирования цен и тарифов) уровни формирования цен.

Ценовая политика фирмы

Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования. Ценовая стратегия предполагает позиционирование предлагаемого продукта на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и построению стратегии (матрица Ансоффа, матрица БКГ, матрица Портера). Также в рамках ценовой стратегии выбираются используемые методики определения (установления) цены, а также формы ценовой дискриминации[1].

В дальнейшем в рамках реализации стратегии разрабатываются тактические мероприятия (для стимулирования продаж), включая системы ценовых скидок и неценовых поощрений покупателей.

В ходе реализации ценовой политики руководство фирмы должно корректировать непосредственные мероприятия и следить за временем изменения стратегии. Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли. Определение цен товаров и услуг является одной из важнейших проблем любого предприятия, так как оптимальная цена может обеспечить его финансовое благополучие. Проводимая политика цен во многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров или услуг. Она формируется в тесной связи с планированием производства товаров или услуг, выявлением запросов потребителей, стимулированием продаж. Цена должна устанавливаться таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворять нужды и потребности покупателей, а с другой — способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов. Ценовая политика направлена на установление таких цен товаров и услуг в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, которые позволят получить запланированный предприятием объём прибыли и решить другие стратегические и оперативные задачи.

В рамках общей политики ценообразования решения принимаются в соответствии с положением на целевом рынке предприятия, методами и структурой маркетинга. Общая ценовая политика предусматривает осуществление скоординированных действий, направленных на достижение долго- и краткосрочных целей предприятия. При этом его руководство определяет общую ценовую политику, увязывая в интегрированную систему отдельные решения: взаимосвязь цен товаров в рамках номенклатуры фирмы, частоту использования специальных скидок и изменения цен, соотношение цен с ценами конкурентов, выбор метода установления цен новых товаров.

Определение политики ценообразования базируется на основе следующих вопросов:

  • какую цену мог бы заплатить за товар покупатель;
  • как влияет на объём продаж изменение цены;
  • каковы составляющие компоненты издержек;
  • каков характер конкуренции в сегменте рынка;
  • каким должен быть уровень пороговой цены (минимальной), обеспечивающий безубыточность фирмы;
  • какую скидку можно предоставить покупателям;
  • повлияют ли на увеличение объёма продаж доставка товара и другие дополнительные услуги.

Общая политика предприятия в итоге должна быть направлена на удовлетворение конкретных потребностей человека. Однако, если потребитель колеблется, какому товару отдать предпочтение, основываясь зачастую на неосознанных соображениях, предприятие посредством проведения активной сбытовой политики должно попытаться повлиять на его выбор в пользу своей продукции. Поэтому определение ценовой политики представляет собой одно из важнейших направлений практической деятельности предприятия, так как при любых условиях недопустимо устанавливать цены без серьёзного анализа возможных последствий каждого из вариантов решения данного вопроса.

Ценовая политика отражает общие цели фирмы, которые она стремится достичь, формируя цены своей продукции. Политика цен — это общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг.

С помощью различных методов ценообразования устанавливают конкретную цену в зависимости от определенных обстоятельств или поставленных целей. Для принятия окончательного решения по ценам менеджер должен рассмотреть все предлагаемые варианты расчета цен. В процессе установления цены продукции предприятие (фирма) должно четко определить цели, которые оно хочет достичь. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цены новой продукции. К возможным целям ценовой политики относятся:

  • обеспечение выживаемости фирмы;
  • максимизация текущей прибыли;
  • завоевание лидерства по показателю «доля рынка»;
  • завоевание лидерства по показателю «качество продукции»;
  • политика «снятия сливок»;
  • краткосрочное увеличение объёмов сбыта продукции.

При анализе цены конкурента основное внимание должно быть обращено на систему скидок, которые он предоставляет. В мировой практике насчитывается около 20 видов скидок с цены:

  • Бонусные скидки за оборот даются постоянным покупателям в зависимости от оборота продаж.
  • Прогрессивные скидки предоставляются покупателю за количество, объём покупки, серийность.
  • Товарообменный зачёт или скидка предоставляется за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара.
  • Экспортная скидка при продаже товара на экспорт.
  • Функциональные скидки или скидки в сфере торговли предоставляются производителям службами товародвижения за выполнение определённых функций.
  • Специальные скидки даются продавцом тем покупателям, в которых продавец более заинтересован.
  • Скрытые скидки предоставляются покупателю в виде бесплатных образцов (пробников и пр.).

Ценовая политика государства

На уровне экономической системы устанавливаются общие принципы формирования цен в стране (административно или на основе рыночного механизма). В дальнейшем правительство может вмешиваться в ценообразование отдельных предприятий как в рамках антимонопольной политики (тарифная политика), так и в рамках поддержания стабильности цен (ценовые ограничения).

Государственная тарифная политика

Данный вид политики реализуется в рамках антимонопольной деятельности и поддержки конкуренции на рынках. Как правило, тарифная (ценовая) политика используется при регулировании естественных монополий.

Ценовые ограничения

Используются правительством для удержания инфляции (во Франции в 1960-е годы в рамках индикативного планирования), а также для поддержания малоимущих граждан в условиях высокой инфляции (ограничения на рост цен на товары первой необходимости).

См. также

Литература

  • Дейли Дж. Л. Эффективное ценообразование — основа конкурентного преимущества. — М.: ИД «Вильямс», 2004.
  • Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х тт. — СПб.: Экономическая школа, 1999.
Учебные пособия
  • Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы. — М.: Финстатинформ, 1995
Предыдущее издание: Нэгл Т. Г., Холден Р. К. Стратегия и тактика ценообразования / 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001
  • Тарасевич В. М. Ценовая политика предприятия. — СПб.: Питер, 2003
  • Евдокимова Т. Г., Маховикова Г. А., Желтякова И. А., Переверзева С. В. Теория и практика управления ценами. — СПб.: Нева, 2004
  • Липсиц И. В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации) / 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2004
Предыдущее издание: Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование / 2-е изд. — М.: Издательство БЕК, 2002
  • Нэгл Т. Г. Стратегия и тактика ценообразования / 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004
  • Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В. Е. Есипова. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2005
  • Паршин В. Ф. Ценовая политика предприятия: пособие / В. Ф. Паршин. — Минск: Выш. шк., 2010. — 336 с.

Примечания

  1. Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997.

wiki.sc

Цена и ценовая политика

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ СПО «Беловский политехнический колледж»

ЦЕНА И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ

Курсовой проект

КР 230105.00 ЭО.00.00 ПЗ

Студент гр. ВТ 06-3з

______________Е.А.Бирючкова

Руководитель

______________Н.Ю.Гаус

Нормоконтролер

______________ Н.Ю.Гаус

Белово 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Цена

1.1 Цена и её функции

1.2 Классификация цен

1.3 Цены и факторы ценообразования

2 Ценовая политика

2.1 Ценовая стратегия

2.2 Методы ценообразования

3 Расчёт и динамика экономических показателей работы предприятий

4 Предложения по улучшению экономических показателей

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Экономика– наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг и распределяет их среди различных групп людей. В зависимости от уровня рассматриваемых экономических проблем.

Предприятие – основное звено экономики.

Именно предприятие является производителем товаров и услуг, важнейшим рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к цене выпускаемой продукции.

Цена в современной экономике—это не только индикатор соотношения спроса и предложения, на который должна ориентироваться фирма, но прежде всего—важнейший элемент маркетинга фирмы. Но на смену ценовой конкуренции приходит конкуренция качества и дополнительных услуг для потребителя. Стабильность цен и рыночных условий оказывается для фирмы привлекательнее, чем предполагаемые выгоды от изменения цен. Насколько, интересно, подходит этот тезис для российской действительности?

Научно-технические достижения усилили тенденцию внимания потребителей к качеству продукции. Одновременно повысились внимание общества к экологии и общая культура потребления. В результате произошла дифференциация спроса, вызвавшая дальнейшее повышение требований к качеству и обслуживанию потребителя. А так как на российских рынках насыщенность рынка ниже, чем, скажем в Европе, а также ниже и средний уровень доходов по сравнению с европейскими, то и гораздо выше ценовая чувствительность потребителей. Таким образом для нашей страны вопрос ценообразования более чем актуален.

Цель курсовой работы — изучение цены и ее понятие, рассмотрение стратегии в управлении ценами.

Задачи выполнения курсовой работы:

Приобретение умения ставить и решать конкретные экономические вопросы развития отросли (предприятия).

Приобретение необходимых навыков в использовании статистических отчетов справочников, литературных источников в качестве материалов для экономических расчетов и технико-экономического обоснования развития отрасли (предприятия).

Научиться самостоятельно делать обобщения, выводы, обосновывать конкретные предложения по улучшению технико- экономических показателей работы отрасли (предприятия).

Курсовая работа состоит из трёх частей. Первая часть работы содержит общие сведения об издержках предприятия и расчёте себестоимости, а также рассматриваются основные подходы в ценообразовании. Во второй части говорится о ценах на продукцию, о функциях цен и целях ценообразования. Третья часть посвящена разработке, расчётам и динамике экономических показателей предприятия.

1 ЦЕНА

1.1 Цена и её функции

Цена является основным регулятором экономической системы, поскольку она влияет на распределение факторов производства. Цена на товары и услуги — главный показатель рыночного спроса; воздействуя на конкурентное положение предприятия и его долю рынка, цена оказывает решающее влияние на доход и прибыль предприятия.

Термин «стоимость» впервые начал использоваться в переводах сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, и лишь в 30-е гг. XX в. он стал приобретать нормативный характер. Эта норма стала обязательной для советских экономистов, в соответствии с ней были также отредактированы новые переводы А. Смита, Д. Рикардо и Дж. С. Милля. С помощью термина «стоимость» была осуществлена привязка данной категории к догматическому положению о том, что стоимость означает овеществленный в товаре труд, и ничего больше. Сторона полезности при этом полностью исключается из рассмотрерния, и всей теории придается ярко выраженный затратный характер». На протяжении веков теория ценности разрабатывалась в рамках общего, не дифференцированного знания. Философы, богословы, финансисты и правоведы стремились найти некую эмпирически ненаблюдаемую сущность, субстанцию, первооснову реальных цен. Эту первооснову называли «справедливой ценой» (justumpretium – лат.), «внутренней» (intrinsic — англ.) или «естественной» (naturale — лат.) ценностью вещей. В русле этих поисков лежит и гипотеза о «застывшем» или «овеществленном в товаре труде» как субстанции.

В процессе исследования цены как категории появилось немало замечательных идей, оказавших влияние на становление и развитие экономической науки, однако объяснить реальное явление цены посредством ее «отклонения» от некой метафизической субстанции не удалось. При этом цены некоторых факторов производства (капитала, земли) и услуг были объявлены иррациональными. Все это обусловило кризис теории ценности.

Отказавшись от поиска субстанции цены, ученые от теории ценности перешли к теории цены. Последняя исходит из предпосылки, что рыночные цены — результат взаимодействия спроса и предложения. По словам С. Франка, «На самые цены… кроме спроса и предложения и наряду с ними не действуют никакие факторы: все возможные факторы образования цен действуют через посредство спроса и предложения, и действия их учитываются в действии последних».

Следует также отметить, что А. Смит использовал понятие ценности в двояком значении: ценность в потреблении (valueinuse) и ценность в обмене (valueinexchange). Однако использование одного и того же термина «ценность» в столь различных значениях привело к путанице и бесплодным дискуссиям и вскоре было отброшено. Понятие «ценность в потреблении» было вытеснено термином «полезность», а понятие «ценность в обмене» стало рассматриваться как синоним цены.

Стоимостной подход к определению цены был сформулирован в работах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса и др. К. Маркс в своем труде «Капитал» дал следующее определение цены: «Цена — денежное выражение стоимости». По мнению К. Маркса, его учение о двойственном характере труда позволяет объяснить многие экономические явления. Однако отечественная наука советского периода, признавая это положение, тем не менее исключила цену, НТП, конкурентоспособность товара, моральный износ из числа явлений, имеющих двойственную природу.

Однофакторная модель цены К. Маркса привела к отрицательному результату, названному «затратным синдромом». Категория стоимости в определении К. Маркса оказалась малосодержательной и чрезмерно простой и в то же время несущей в себе массу неопределенности и практической неприменимости в качестве основы цены реального товара, на что неоднократно указывалось в работах основоположников трудовой теории стоимости.

Ф. Энгельс в конце своей жизни пришел к убеждению, что стоимость как абстрактная категория не отражает субстанции цены уже потому, что она есть количественная сторона труда, исключающая результативность последнего.

В модели К. Маркса налицо противоречие: с одной стороны, товар — это выражение труда, с другой — полезная вещь, ценность. Однако на рынке покупатель платит одну цену, а не две — одну по затратам труда, другую по его результатам. Рыночная цена как бы объединяет эти два фактора, несмотря на их противоречивость.

В настоящее время получила распространение гипотеза о неантагонистическом характере теории стоимости и теории ценности. Обе эти теории не исключают, а дополняют друг друга, что позволяет решить проблему, стоящую перед экономической наукой на протяжении всей ее истории, а именно определить, что лежит в основе цены — стоимость (затраты труда) или потребительная стоимость (его результаты). Для обоснования этого подхода необходимо из совокупности теоретических положении различных концепций выделить только те, которые имеют научное основание.

Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие:

цена — издержки производителя + искусство менеджера:

цена — количество денег, уплачиваемых за данный товар.

Возможно, что наиболее полное определение цены, приведено в работе Е. И. Пунина: «Цена конкретного товара — денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время».

Экономическая сущность цены позволяет выделить следующие ее функции:

информационная — предоставление информации об уровне цен для принятия хозяйственных решений;

стимулирующая — ориентация предприятий на применение наиболее экономичных методов производства и рациональное использование ресурсов;

распределительная — распределение доходов посредством цен;

балансирующая — установление рыночного равновесия между спросом и предложением посредством цен.

учётная — отражение общественно необходимых затрат труда на выпуск и реализацию продукции.

1.2 Классификация цен

Взаимозависимость цен, входящих в единую систему, определяется двумя важнейшими условиями: во-первых, все цены формируются на единой методологической основе — на законах стоимости, предложения и спроса; во-вторых, все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятель ность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны.

mirznanii.com

Политика цен и её сущность

Поиск Лекций

Содержание

§ 1. Цена. Понятие спроса и предложения. Рыночное равновесие…..……..….2

§ 2. Политика цен и её сущность…………………………………………………3

§ 3. Ценнообразовательные факторы……………………………………………5

§ 4. Виды цен………………………………………………………………………6

§ 5. Методы установки цен и ценовая конкуренция……………………………8

§ 6. Ценовые стратегии и системы скидок………………………………………9

Список использованной литературы……………………………………………15

Понятие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Цена – это денежное выражение ценности (значимости) товара, услуги, фактора производства в процессе обмена. Ценность товара, услуги, фактора производства определяется как факторами спроса, так и факторами предложения, что проявляется в установлении рыночной цены.

Цена является для предприятия важным показателем, влияющим на величину его выручки и прибыли, жизнеспособность, а также на структуру производства, долю фирмы на рынке. Уровни цен некоторых товаров (нефть, сталь и т.д.) оказывают сильное влияние не только на экономику самих предприятий, но и на экономику, как своей страны, так и других стран. Цена влияет на установление отношений между предприятием и покупателями его товара. Варьируя свои цены, предприятие стремится удержать имеющихся или привлечь новых покупателей своих товаров. Цена является важным инструментом маркетинга предприятия и действует в тесной взаимосвязи с другими его элементами.

Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

В экономике, экономическое равновесие, характеризует состояние в котором экономические силы сбалансированы и в отсутствие внешних воздействий (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём (англ. equilibrium quantity) — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

 

Политика цен и её сущность

Различают активную и пассивную политику цен предприятий.

При активной политике цен предприятие пытается, используя свою цену, реализовать все рыночные возможности и гибко реагировать на изменение цен конкурентами. В этом контексте цена является важной частью маркетинговой политики предприятия. С помощью цен предприятие может завоевать ту или иную долю рынка конкурентов и получить большую прибыль.

При пассивной политике иен цена не является важной частью маркетинга предприятия. Предприятие опасается реакции конкурентов на свое изменение цен, поэтому в отношении цен следует исключительно за ценовым лидером. Предприятие готово согласиться на длительное время со своей долей рынка.

Цели, которые предприятие может поставить при разработке политики цен, различны. К ним можно отнести: максимизацию выручки; получение заказов; получение средней нормы прибыли; получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка; компенсацию всех затрат, понесенных предприятием по данному товару; проникновение на рынок; вытеснение конкурентов; недопущение потенциальных конкурентов на рынок; сохранение или увеличение своей доли рынка;

освоение новых сегментов рынка; продвижение на рынок всех товаров, связанных между собой; улучшение загрузки производственной мощности; обеспечение выживаемости фирмы на конкретном этапе и др. Несмотря на то что в реализации той или иной из перечисленных выше целей участвуют и другие маркетинговые инструменты, важная роль принадлежит цене. В последние годы возрастает роль цен в получении заказов, увеличении прибыли и уменьшается – в максимизации выручки.

Факторы, влияющие на политику цен предприятия. На политику цен предприятия влияет множество факторов, из которых важнейшими являются: тип рынка товара, эластичность спроса, затраты и прочие факторы.

На политику цен предприятия оказывает влияние и инфляция. Она умень-шает покупательную способность денег,, причиняет ущерб людям, имеющим фиксированный доход, ухудшает конкурентоспособность товаров в международной торговле (экспорт становятся относительна дороже, а импорт — дешевле).

Налоги также являются фактором, воздействующим на политику цен. Чем выше налог», тем выше затраты и цены, тем ниже объем продаж и прибыль предприятия.

Роль политики цен предприятия в реализации его целей зависит и от степени вмешательства государственных органов в процессы ценообразования.


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *