Полномочия органов власти в ЕГЭ по обществознанию
Полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема. Кажется, что нужно выучить всю Конституцию РФ, чтобы справиться с ней. Но не стоит паниковать! Сейчас я расскажу несколько секретов, как разобраться в этой теме. Прочитаете статью — и сможете решать задания на полномочия органов власти в ЕГЭ без ошибок.
Полномочия органов власти в ЕГЭПочему полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема?
Теория по полномочиям органов государственной власти вызывает сложности у школьников, которые сдают ЕГЭ по обществознанию. Она очень обширна. Поэтому некоторые полномочия вам все-таки придется выучить.
Рассматриваемая теория относится к блоку «политика» и встречается в 14 задании ЕГЭ по обществознанию. Там просят соотнести орган государственной власти и функцию, которую он выполняет. Еще эта теория может встретиться во второй части.
Эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности. На карантине у вас появилось дополнительное время — не упустите его!
Какие полномочия органов власти в ЕГЭ необходимо знать?
Для начала нужно разобраться, полномочия каких органов власти могут встретиться в ЕГЭ по обществознанию.
Теория разделения властей
Разбор полномочий необходимо начать с теории разделения властей. Здесь всё очень просто! Власть делится на три основные ветви — законодательную, судебную и исполнительную. Каждой ветви соответствуют конкретные органы государственной власти, которые к ней относятся. Ни одна из ветвей власти не возглавляет другую, но находится с ней в определенных взаимоотношениях.
- Законодательная ветвь: Федеральное Собрание, состоящие из двух палат. Верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума.
- Исполнительная ветвь: принадлежит Правительство РФ, а также различные министерства и ведомства.
- Судебная ветвь: Верховный суд и Конституционный суд.
Еще необходимо обратить внимание на полномочия Президента РФ. Он не относится ни к одной из ветвей власти, но чьи полномочия также встречаются на экзамене.
Совет Федерации
Итак, начнём с законодательной ветви, а именно с Совета Федерации. Попытаемся понять, чем он занимается, с помощью рассуждений.
В Совете Федерации сидят представители субъектов РФ. Значит, он будет заниматься вопросами, связанными с субъектами. Отсюда первое полномочие — он утверждает изменение границ между субъектами РФ.
Кроме того, Совет Федерации больше, чем Государственная Дума связан с Президентом. Именно он одобряет многие его решения. Значит, утверждение чрезвычайного и военного положения, решение вопроса об использовании вооруженных сил за рубежом будут относиться к полномочиям Совета Федерации.
К тому же, именно Совет Федерации назначает выборы президента и отрешает его от должности (при наличии серьезного основания). Наконец, Совет Федерации назначает на должность судей Верховного и Конституционного суда, а также Генерального прокурора.
Государственная Дума
Перейдём к нижней палате парламента — Государственной Думе. Если Совет Федерации более тесно связан с Президентом, то Государственная Дума — с Правительством. Именно поэтому Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение председателя Правительства. Отсюда вытекает следующее полномочие — решение вопроса о доверии правительству.
Председатель Государственной думы В.В. Володин (2020)Также Госдума может выдвигать обвинения против Президента. Мы уже знаем, что отрешение Президента от должности — это полномочие Совета Федерации, но такое серьезное решение должно приниматься коллективно и по серьезным основаниям. Поэтому именно Госдума предъявляет президенту конкретное обвинение.
Кстати, раз уж мы говорим об обвинениях, нельзя не упомянуть амнистию. Безусловно, в головах у выпускников путаница с двумя понятиями: амнистией и помилованием. Оба понятия обозначают досрочное освобождение виновного лица. Воспользуемся лайфхаком. Амнистия — освобождение большого количества людей. Следовательно, для этого потребуется много участников — 450 депутатов Государственной Думы. Помилование — дарование свободы одному конкретному человеку, поэтому осуществляет его также одно лицо – Президент. Здесь действует принцип: один человек освобождает одного, много человек освобождают многих.
Также необходимо запомнить, что Государственная Дума назначает Председателя Центрального банка, Председателя счетной палаты, а также Уполномоченного по правам человека. Подытожим полномочия Государственной Думы и Совета Федерации для лучшего запоминания с помощью таблицы.
Государственная Дума | Совет Федерации |
Назначает: — председателя Центрального Банка — Председателя счетной палаты — Уполномоченного по правам человека | Назначает: — выборы президента — судей Конституционного и Верховного суда — Генерального прокурора
|
Исполняет функции: — дает согласие Президенту на назначение председателя правительства — занимается решением вопроса о доверии правительству — объявляет амнистии — выдвигает обвинения против Президента | Исполняет функции: — утверждает изменение границ между субъектами — утверждает указы президента о военном, чрезвычайном положении — занимается решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил — отрешает Президента от должности |
Правительство РФ
Исполнительная ветвь, а конкретно Правительство РФ занимается реализацией предписаний, принятых законодательной ветвью власти. Именно отсюда следуют полномочия Правительства РФ. Безусловно, можно выучить все нужные статьи из Конституции, но это будет неэффективно, да и времени потребует много. Поэтому альтернативный способ — это опираться на слова — маркеры.
Председатель Правительства России М.В. Мишустин (2020)Если в задании вам встречаются слова «обеспечение» и «мера» — речь 100% идет о полномочиях Правительства. Если вы видите слова «осуществление» и «проведение», вероятно, речь также идет о Правительстве. Ведь именно Правительство как исполнительный орган власти занимается осуществлением тех решений, которые были приняты другими органами власти. То есть, к полномочиям Правительства РФ будут относиться следующие:
- обеспечение проведения единой финансовой политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
- осуществление управления федеральной собственностью
- меры по обеспечению обороны страны
- меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка
Еще Правительство РФ занимается разработкой федерального бюджета. И здесь вновь воспользуемся методом рассуждения: именно Правительству РФ нужны деньги для реализации политики, приведения решения в жизнь. Получается, тот, кто использует бюджет, его и разрабатывает.
Президент РФ
У Президента РФ много полномочий. В Конституции РФ им посвящена целая глава. Можно просто выучить эту главу от корки до корки, но мы используем альтернативный подход, который позволит быстрее и эффективней запомнить полномочия Президента. Давайте структурируем все полномочия, разделив их на несколько областей: полномочия в военной сфере, в отношении законодательной власти и исполнительной власти, полномочия, которые относятся к особым компетенциям.
Президент России В.В. Путин (2020)Полномочия Президента в военной сфере
В данной области Президент РФ является верховным главнокомандующим. Он утверждает военную доктрину, вводит на территории страны военное и чрезвычайное положение (при утверждении Совета Федерации).
Полномочия в отношении законодательной и исполнительной власти
В отношении законодательной власти Президент имеет ряд важнейших полномочий. Он подписывает принятые парламентом законы и даже может их не одобрить (наложить вето), тогда закон придется рассматривать повторно. Кроме того, Президент может распустить нижнюю палату парламента — Государственную Думу. Однако сделать это не так просто.
Не менее сильное влияние Президент оказывает и на исполнительную власть. Он обладает полномочием по роспуску Правительства (правда в обоих случаях роспуска потребуется согласование с другими органами власти). Президент назначает Председателя Правительства, а также издает указы и распоряжения, которые необходимо исполнять, поскольку они являются подзаконными актами.
Особые полномочия
Есть полномочия Президента, которые сложно отнести к предыдущим категориям. Так, в его исключительной компетенции находится выдача государственных наград, гражданства, осуществление помилования, подписание международных договоров.
Полномочия органов власти в ЕГЭ: пример задания
Теперь рассмотрим, как полномочия органов власти могут встретиться в ЕГЭ. Например, возьмем 14 задание ЕГЭ по обществознанию.
ФУНКЦИИ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |
А) осуществление помилования. Сразу вспоминаем главный принцип — один человек освобождает одного (помилование), много человек освобождают многих (амнистия). Значит это полномочие Президента РФ. | 1)Президент РФ |
Б) осуществление управления федеральной собственностью. Ориентируемся на слово-маркер «осуществление», которое указывает на то, что это полномочие Правительства | 2) Совет Федерации |
В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации. Это, как мы уже знаем полномочие Государственной Думы | 3) Государственная Дума |
Г) разработка федерального бюджета. Кто реализует бюджет, тот его и разрабатывает. Соответственно, это полномочие Правительства РФ | 4) Правительство РФ |
Д) назначать выборы Президента РФ. Полномочие Совета Федерации, так как именно этот орган власти больше всего связан с президентом |
Ответ: 14342
Как видите, запомнить полномочия органов государственной власти в ЕГЭ не так сложно. Главное — знать некоторые секреты и лайфхаки, чтобы не приходилось учить Конституцию наизусть.
Узнать такие лайфхаки для других заданий ЕГЭ можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности. На карантине у вас появилось дополнительное время — не упустите его!
виды и какими полномочиями наделены
Конституция Российской Федерации является основным нормативным актом в стране, определяющим фундамент государственного строя. Этот документ был принят в 1993 году в ходе референдума. Важной особенностью Конституции является ее высшая юридическая сила.
На практике это означает, что вся действующая в стране нормативно-правовая база не должна ей не соответствовать. Если же документ не соответствует Конституции, то его действие может быть отменено как полностью, так и в части.
В Основном Законе РФ, кроме прочего, четко прописываются порядок формирования, полномочия и статус органов публичной власти. Этот момент является наиболее важным, поскольку от их функционирования зависит стабильность и жизнеспособность всей политической системы и государства в целом.
Что и кто является органами власти
Структурно Конституция РФ состоит из нескольких частей. Так, следует выделить Преамбулу, первый раздел и второй раздел. При этом именно первый раздел и содержит в себе подавляющее большинство конституционных норм. Он состоит из 9 глав.
Среди них следует выделить главы 4-7 Конституции. Именно они содержат нормы, регулирующие порядок образования и осуществления деятельности органами власти в РФ.
Так, согласно действующему законодательству выделяются три их вида: законодательная, исполнительная и судебная. Все они имеют свои функции и полномочия, а также формально осуществляют свою деятельность независимо друг от друга.
Кроме этого, отдельно следует выделить Президента РФ. Согласно Конституции РФ он не относится к какому-либо органу государственной власти, при этом его полномочия имеют признаки каждой из них. Особый правовой статус Президента не является уникальным только для нашей страны, однако нельзя не отметить, что полномочия этого должностного лица весьма обширные.
Важно! Довольно распространенным является утверждение о наличии «четвертой ветви власти». Так иногда называют СМИ. Однако это не более, чем расхожее выражение, поскольку никаких властных полномочий за средствами массовой информации не закреплено.
Кроме этого, Конституция РФ отдельно выделяет прокуратуру, а ее полномочия устанавливаются нормами той же главы, где и прописаны полномочия судебной власти. Однако прокуратура это особый орган, на который возлагается обязанность по контролю исполнения законодательства.
Также Конституция вводит понятие местного самоуправления. Однако воспринимать местное самоуправление в качестве отдельной ветви власти не стоит.
Под ним следует понимать процедуры самостоятельного решения тех или иных вопросов локального характера населением. Как правило, это выражается в виде формирования и осуществления деятельности специально созданных органов местного самоуправления
В контексте данной статьи прокуратура и местное самоуправление рассматриваться не будут.
Президент РФ
Институту президентства посвящена 4 глава Основного Закона (ст. ст. 80-93).
Так, Президент является главой государства. Именно он задает вектор и является ключевой фигурой при осуществлении как внутренней, так и внешней политики страны. Следует отметить, что Президент имеет представительские функции, то есть он как внутри государства, так и на международной арене представляет всю Российскую Федерацию в целом.
Справка! Официально на Главу государства возлагается и функция Верховного Главнокомандующего. На практике это означает, что ему в полной мере подчинены Вооруженные Силы.
Президент во многом влияет на формирование органов исполнительной власти. Так, именно он назначает Главу Правительства, который, в свою очередь, формирует кабинет министров. При этом он вправе принять решение и о полном прекращении полномочий уже действующего кабинета. В отдельных случаях, которые прямо предусмотрены действующим законодательством, Президент вправе распустить Парламент страны.
Кроме этого, Глава государства напрямую или опосредованно влияет на назначение практически всех высших должностных лиц страны.
Также в нашей стране Президент имеет право инициативы законодательного характера. Так, у него имеются полномочия вносить законопроекты. Также именно за Президентом остается последнее слово при принятии тех или иных законов. Нормативный акт не может возыметь действия, если он не одобрен руководителем страны.
Также Президент страны издает распоряжения и указы. Они имеют обязательный характер и должны исполняться на всей территории всех субъектов страны.
Отдельно следует выделить право Президента осуществлять помилование лиц, которые осуждены судом за совершение уголовных преступлений. В этих целях в каждом субъекте Федерации существуют специальные комиссии по помилованию, которые рассматривают соответствующие прошения. Помилование не является реабилитирующим основанием при освобождении от отбывания наказания, при этом являясь актом гуманизма со стороны государства по отношению к помилованному лицу.
Конституция РФ предъявляет определенные требования к лицу, которое может занимать высший пост в стране. Так, им может быть гражданин нашей страны, который достиг возраста 35 лет. Президент выбирается в ходе всеобщего голосования граждан. Срок его полномочий не может превышать 6 лет. При этом установлено, что гражданин не может занимать данный пост более, чем 2 раза подряд.
Законодательная власть
Законодательная власть в нашей стране представлена Парламентом. Российский Парламент называется Федеральное Собрание. Он имеет представительный характер. Членами Парламента являются депутаты и сенаторы. Депутаты выбираются населением на выборах. Сенаторы представляют интересы конкретных регионов.
Федеральное Собрание состоит из двух палат.
Первая:Государственная Дума. В ее составе 450 депутатов. Каждый депутат наделен правом законодательной инициативы. Именно в Думе формируются и проходят первые чтения новые законопроекты.
Важно! Депутаты Госдумы принадлежат к той или иной фракции – политической партии, представители которой прошли на выборах.
Кроме прочего, к полномочиям Государственной Думы относят:
- дачу разрешения на назначение руководителя кабинета министров, а также решение о доверии аппарату Правительства в целом;
- назначение главы Центробанка, Счетной палаты, а также части ее аудиторов;
- объявление вотума недоверия Главе государства;
- объявление амнистии.
Конституция устанавливает, что депутатом Госдумы может быть лицо, имеющее гражданство РФ, в возрасте не менее 21 года. Депутаты выбираются гражданами в ходе голосования на срок не менее 5 лет.
В случаях, определенных законодательно, у Думы имеется право самороспуска.
Вторая палата: Совет Федерации.
Совет Федерации рассматривает законопроекты, принятые Государственной Думой.
Кроме этого, Конституция устанавливает следующие полномочия данного органа:
- назначение выборов Главы государства;
- утверждение решений Президента о введении экстренных мер, а также определение возможности об использовании армии за пределами страны;
- прекращение деятельности Президента РФ;
- назначение на должность отдельных судей, а также Генерального прокурора.
В состав Совфеда входят по два представителя от каждого региона страны, представляющих разные ветви власти (кроме судебной). Срок полномочий сенатора зависит от срока его полномочий на региональном уровне.
Исполнительная власть
Полнота исполнительной власти закрепляется за Правительством РФ. Его председателя назначает Президент (при согласии Госдумы). Премьер-министр формирует собственный кабинет министров, утверждаемый Главой государства.
К основным полномочиям Правительства следует отнести:
- обеспечение и исполнение федерального бюджета;
- осуществление мер по осуществлению политики единообразия в области финансов, здравоохранения, образования, правоохранительной деятельности, обороны, социальной сферы.
Правительство издает постановления и распоряжения. Они являются подзаконными нормативными актами, направленным на реализацию исполнения иных нормативных актов.
Правительство вправе принять решение об уходе в отставку. Это может быть осуществлено как добровольно, так и по решению Президента. В этом случае оно полностью слагает свои полномочия Кроме этого, Председатель может принять решение об отставке отдельных федеральных властей, например, министров.Также Председатель назначает их на должность иных лиц без сложения полномочий всего Правительства.
Судебная власть
Судебная система в РФ является отдельной ветвью власти. Она осуществляет правосудие. Система судов в РФ довольно обширна, однако в контексте данной статьи следует рассмотреть высшие судебные органы страны.
- Конституционный суд. В его составе заседают 19 судей. Задачей данного суда является проверка соответствия нормам Конституции того или иного нормативного акта. Она осуществляется по жалобам граждан и должностных лиц. Также Конституционный суд осуществляет толкование Основного Закона и систематизирует соответствующую правоприменительную практику.
- Верховный суд. Данный суд является высшим органом по рассмотрению большинства дел, являясь, по сути, конечной инстанцией. Кроме этого, Верховный суд осуществляет надзор за нижестоящими судебными органами, а также приводит разъяснения спорных моментов в законодательстве и систематизирует правоприменительную практику.
Ранее существовал Высший арбитражный суд, который являлся конечной инстанцией при рассмотрении споров, вытекающих из экономических правоотношений, однако в настоящее время соответствующие дела подсудны коллегии Верховного суда.
Также Конституция определяет требования к судьям. По общему правилу ими могут быть граждане РФ в возрасте старше 25 лет, имеющие профессиональное юридическое образование. Кроме этого, важным критерием при отборе является наличие опыта работы в сфере практической юриспруденции не менее 5 лет. Судьи на момент своих полномочий являются неприкосновенными и независимыми от третьих лиц или иных органов власти.
К кандидатурам, претендующим на должность судей высших судов, предъявляются и иные требования, определенные законодательством.
Государственная власть в стране осуществляется Президентом, Парламентом, Правительством, а также судами. Их полномочия, а также порядок формирования отражены в соответствующих законодательных актах.
Полезное видео
Подробнее о полномочиях органов власти по Конституции РФ смотрите в видео:
Высшие органы государственной власти РФ — Студопедия
Высшие органы государственной власти РФ:
— Президент Российской Федерации;
— Совет Федерации Федерального Собрания;
— Государственная Дума Федерального Собрания;
— Правительство Российской Федерации.
1. Особый порядок формирования (Президент избирается всенародно, Правительство формируется Президентом при участии Гос.Думы).
2. Каждый орган государства и органы местного самоуправления действуют в рамках установленных правом полномочий (Фед. Собрание – законодательные функции, Правительство – исполнительные, Верховный Суд и Высший Арбитражный – судебные).
3. Каждый орган государства имеет полномочия, закрепленные законодательно (Президент – Конституция).
4. Каждый орган государства имеет определенную структуру (Фед. Собрание – из совета федерации и гос.думы).
5. Органы гос-ва работают в особом порядке (Фед. Собрание действует в сессионном порядке).
6. Каждый гос. орган издает присущие ему нормативные правовые акты (Фед. Собрание – законы и постановления, Президент – указы и распоряжения, Правительство – постановления и распоряжения).
Единство гос. власти олицетворяет Президент РФ. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом страны. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
Проекты федеральных законов вносятся сначала в Государственную Думу. Принятый в Государственной Думе федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. После одобрения федерального закона Советом Федерации он считается окончательно принятым.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются от различных политических партий, общественных движений либо как независимые кандидаты сроком на 4 года и работают на профессиональной постоянной основе.
Правительство Российской Федерации в определенных ею пределах возглавляет единую систему исполнительной власти в стране, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя правительства и федеральных министров.
29. Система органов государственной власти РФ. Правоведение. Шпаргалка
29. Система органов государственной власти РФ
Конституцией в ст. 10 закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Это влечет за собой создание государственных органов, представляющих каждую из ветвей власти (п. 2 ст. 11 Конституции РФ). Статья 11 Конституции РФ, п. 1 гласит, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
На федеральном уровне система государственных органов выглядит следующим образом:
1) законодательная власть – Федеральное Собрание РФ является высшим представительным, постоянно действующим органом РФ. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно Основная функция – формирование законодательства страны;
2) исполнительная власть – Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства – Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Основное направление деятельности – исполнение законодательных актов. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; управляет федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;
3) судебная власть – Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Генеральная Прокуратура РФ. Главная задача – обеспечение легитимности, осуществление правосудия на основании законов и в определенной законом форме.
Центральное место в политической системе принадлежит главе государства – Президенту РФ. Согласно ст. 80 Конституции Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Особенностью государственной системы власти Российской Федерации является тот факт, что Президент России входит в структуру государственной власти, но в то же время он не включен в систему разделения властей. Главной его задачей является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов ветвей власти.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждено
Президентом Российской Федерации
Путин В.
28 июня 2000 г.
I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Концепция внешней политики Российской Федерации — это система взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России.
Правовую основу данной концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти во внешней политике, общепризнанные принципы и нормы международного права, международных договоров Российской Федерации, а также Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г.
Международная ситуация, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переоценки общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с некоторым укреплением международных позиций Российской Федерации налицо и негативные тенденции. Определенные планы связаны с установлением новых, равноправных и взаимовыгодных партнерских отношений России с остальным миром, как это предусмотрено в Основных принципах Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденных Директивой No.284-рп Президента РФ от 23 апреля 1993 г. и другими документами не обоснованы.
Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности и общества. В рамках этого процесса основные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
Обеспечить надежную безопасность страны, сохранить и укрепить ее суверенитет и территориальную целостность, добиться прочных и престижных позиций в мировом сообществе, наиболее полно соответствующих интересам Российской Федерации как великой державы, как одной из самых влиятельные центры современного мира, необходимые для роста его политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
Влияние на общие мировые процессы с целью формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, построенного на общепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего, цели и принципы ООН.N. Хартия о равноправных и партнерских отношениях между государствами;
Создавать благоприятные внешние условия для устойчивого развития России, улучшения ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя и соблюдения прав и свобод личности;
Формировать пояс добрососедства по периметру границ России, способствовать устранению существующих и предотвращать возникновение потенциальных очагов напряженности и конфликтов в регионах, прилегающих к Российской Федерации;
Искать согласие и совпадающие интересы с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, и на этой основе выстраивать систему партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры. международного сотрудничества;
Всемерно отстаивать права и интересы граждан России и соотечественников за рубежом; и
Содействовать позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризировать русский язык и культуру народов России в зарубежных государствах.
II. СОВРЕМЕННЫЙ МИР И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современный мир претерпевает фундаментальные и динамичные изменения, которые глубоко затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан. Россия — активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех сферах жизнедеятельности и поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, Россия оказывает значительное влияние на формирование нового мирового порядка.
Трансформация международных отношений, прекращение конфронтации, неуклонное устранение последствий «холодной войны» и продвижение российских реформ существенно расширили возможности сотрудничества на мировой арене. Угроза глобального ядерного конфликта сведена к минимуму. Хотя военная мощь по-прежнему сохраняет значение в отношениях между государствами, все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы.На первый план в качестве основных составляющих национального могущества Российской Федерации выступают ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень объединения научных и производственных ресурсов, концентрация финансовых ресурсов. капитал и диверсификация экономических связей. Подавляющее большинство государств твердо придерживаются рыночных методов управления экономикой и демократических ценностей. Крупный прорыв в ряде ключевых областей научно-технического прогресса, ведущий к формированию единой всемирной информационной среды, углублению и диверсификации международных экономических связей, придает глобальный характер взаимозависимости государств.Создаются предпосылки для построения более стабильной и устойчивой к кризисам мировой структуры.
В то же время в международной сфере возникают новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Наблюдается растущая тенденция к установлению однополярной структуры мира с экономическим и силовым доминированием Соединенных Штатов. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты и форумы ограниченного состава, а также на ослабление роли США.N. Совет Безопасности.
Стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, спровоцировать напряженность и гонку вооружений, обострить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Использование силовых методов в обход существующих международно-правовых механизмов не может устранить глубокие социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и может только подорвать основы правопорядка.
Россия будет стремиться к созданию многополярной системы международных отношений, действительно отражающей разнообразие современного мира с его большим разнообразием интересов.
Учет взаимных интересов — гарантия эффективности и надежности такого мироустройства. Мировой порядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.
Интересы России напрямую связаны и с другими тенденциями, такими как:
Глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями для социально-экономического прогресса, расширением человеческих контактов эта тенденция порождает новые опасности, особенно для экономически слабых государств, и увеличивает вероятность масштабных финансово-экономических кризисов.Растет риск зависимости экономической системы и информационной среды Российской Федерации от внешнего воздействия;
Усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике («Группа восьми», МВФ, Всемирный банк и др.), Вызванное объективным ростом взаимозависимости государств и необходимостью усиления управления мировая финансово-экономическая система в современных условиях;
Развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке.Интегрированные ассоциации приобретают все большее значение в мировой экономике и становятся важным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества;
Военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности, в евроатлантическом регионе, нередко носят избирательный и ограниченный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений порождают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела.Проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки приобретает серьезные масштабы. Нерегулируемые или потенциальные региональные и местные вооруженные конфликты создают угрозу международному миру и безопасности. Рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия начинают оказывать значительное влияние на глобальную и региональную стабильность.
Угрозы, связанные с этими тенденциями, усугубляются ограниченностью ресурсного обеспечения внешней политики Российской Федерации, что затрудняет отстаивание ее внешнеэкономических интересов и сужает рамки ее информационного и культурного влияния за рубежом.
И все же у Российской Федерации есть реальный потенциал для обеспечения себе достойного места в мире. Решающее значение в этом отношении имеют дальнейшее укрепление государственности России, консолидация гражданского общества и быстрый переход к стабильному экономическому росту.
За последнее десятилетие Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате радикальных преобразований в стране; Россия значительно продвинулась по пути интеграции в систему мирохозяйственных связей; он присоединился к ряду влиятельных международных организаций и институтов.Своими активными усилиями России удалось укрепить свои позиции по ряду основных направлений на мировой арене.
Российская Федерация проводит независимую и конструктивную внешнюю политику. Он основан на последовательности и предсказуемости, на взаимовыгодном прагматизме. Эта политика максимально прозрачна; он учитывает законные интересы других государств и направлен на поиск совместных решений.
Россия — надежный партнер в международных отношениях.Его конструктивная роль в решении острых международных проблем общепризнана.
Отличительной чертой внешней политики России является ее сбалансированность. Это было предопределено геополитическим положением России как одной из крупнейших евразийских держав, требующей оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимную взаимодополняемость внешнеполитической деятельности как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
III. ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Успешная внешняя политика Российской Федерации должна основываться на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями достижения этих целей. Концентрация политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должна быть соразмерной их реальной значимости для национальных интересов России, а масштабы участия в международных делах должны быть адекватны реальному вкладу в укрепление страны. позиции.Многообразие и сложность международных проблем, наличие кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетов каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Требуется повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета России и ее национальной экономики в условиях глобализации.
- Формирование нового мирового порядка
Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах справедливости, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества.Такая система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и других областях.
Организация Объединенных Наций должна оставаться главным центром регулирования международных отношений в XXI веке. Российская Федерация будет решительно противодействовать попыткам принизить роль Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности в мировых делах.
Усиление консолидирующей роли ООН в мире предполагает:
Строгое соблюдение основополагающих принципов U.N. Устав, включая сохранение статуса постоянных членов Совета Безопасности ООН;
Рациональная реформа Организации Объединенных Наций, направленная на разработку механизма быстрого реагирования на мировые события, включая повышение ее потенциала по предотвращению и урегулированию кризисов и конфликтов.
Дальнейшее повышение эффективности Совета Безопасности ООН, который несет основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, и расширение представительства этого органа за счет включения в его состав новых постоянных членов, в первую очередь, авторитетных развивающихся стран.Реформа Организации Объединенных Наций должна основываться на неизменном праве вето всех постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Россия придает большое значение своему участию в «восьмерке» наиболее промышленно развитых государств. Рассматривая механизм консультаций и согласования позиций по важнейшим проблемам современности как одно из важных средств отстаивания и продвижения своих внешнеполитических интересов, Российская Федерация намерена наращивать сотрудничество с партнерами по этому форуму.
2. Укрепление международной безопасности
Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях с одновременным укреплением стратегической и региональной стабильности. С этой целью Российская Федерация: неуклонно выполняет взятые на себя обязательства в соответствии с договорами и соглашениями в области ограничения и сокращения вооружений, а также участие в переговорной разработке и заключении новых соглашений, отвечающих как ее национальным интересам. и интересы безопасности других государств;
Россия готова дать согласие на дальнейшее сокращение своего ядерного потенциала на основе двусторонних соглашений с Соединенными Штатами Америки, а в многостороннем формате — с участием других ядерных держав при условии достижения стратегической стабильности в ядерной сфере. не расстраивайся.Россия будет добиваться сохранения и соблюдения Договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны — краеугольного камня стратегической стабильности. Реализация планов США по созданию национальной системы противоракетной обороны неизбежно вынудит Российскую Федерацию принять адекватные меры для поддержания своей национальной безопасности на должном уровне;
Россия подтверждает свой неизменный курс на совместное с другими государствами участие в предотвращении распространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также соответствующих материалов и технологий.Российская Федерация является ярым сторонником укрепления и развития соответствующих международных режимов, в том числе создания Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий. Российская Федерация твердо придерживается своих обязательств по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и настоятельно призывает все страны мира присоединиться к нему;
Россия уделяет особое внимание такому аспекту укрепления стратегической стабильности, как обеспечение информационной безопасности;
Россия намерена и дальше способствовать укреплению региональной стабильности, участвуя в процессах сокращения и ограничения обычных вооруженных сил, а также принимая меры доверия в МИ
.Минобороны РФ
Домой Миссия MOD Задачи ВС РФ
Учитывая сдвиги во внешней политике последних лет и новые приоритеты национальной безопасности, у Вооруженных сил России теперь есть совершенно новый набор целей, которые можно разбить на следующие четыре основных измерения:
- Сдерживание военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации
- Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации
- Проведение невоенных операций по обеспечению соблюдения
- Использование военной силы
Специфика происходящих глобальных военно-политических сдвигов позволяет трансмутировать вышеупомянутые цели.Понятно, что существующие горячие вопросы национальной безопасности кажутся всеобъемлющими и многомерными по своему характеру.
Вооруженные Силы России сдерживают военные и военно-политические угрозы, а также обеспечивают национальную безопасность, выполняя следующие задачи:
- отслеживает рост военно-политической напряженности и раскрывает подготовку к войне с нападением на Российскую Федерацию и / или ее союзников;
- , поддерживающий M9, статус, оперативную готовность и мобилизационную готовность стратегических ядерных сил и соответствующие средства поддержки для обеспечения их функциональности и удобства использования; поддержание готовности систем С2 к нанесению желаемых потерь агрессору в любых условиях;
- поддержание оперативного потенциала, боевой и мобилизационной готовности и обучение сил общего назначения мирного времени на достаточно высоком уровне для отражения местной агрессии;
- обеспечение готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных усилий по поставке страны на военную основу;
- принимает меры по обеспечению территориальной обороны.
- Поддержка экономических и политических интересов России распадается на следующие задачи:
- обеспечение безопасности граждан России в зонах боевых действий и политической или иной нестабильности;
- создание благоприятных условий для экономической деятельности государства и правительства в России;
- защита национальных интересов России в территориальных водах, континентальном шельфе, исключительных экономических зонах и Мировом океане;
- проводит разномасштабные правоприменительные операции по указанию Президента России для защиты жизненно важных национальных экономических и политических интересов;
- постановка и проведение операций информационного противовеса.
Вооруженные силы России могут проводить следующие операции по принуждению к мирному времени:
- выполнение взятых на себя обязательств согласно соответствующим международным договорным обязательствам и межправительственным соглашениям;
- борьба с международным терроризмом, политическим экстремизмом и сепаратизмом; предотвращение и пресечение диверсионной деятельности и террористических актов;
- частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание оперативной готовности средств ядерного сдерживания;
- проводит операции по поддержанию мира / принуждению к миру под мандатом ООН / СНГ, действуя либо в составе коалиции, созданной международной организацией с участием России, либо на разовой основе;
- обеспечение режима военного / чрезвычайного положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с директивами Главного командования Российской Федерации;
- «Охрана государственных границ Российской Федерации в воздушной и подводной среде»;
- обеспечение соблюдения международных санкций, введенных Советом Безопасности ООН;
- предотвращение стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, устранение их последствий.
Применение силы для обеспечения безопасности Российской Федерации.
ВС РФ обучены непосредственно участвовать в следующих видах вооруженных конфликтов:
ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ
Форма конфликта, ведущаяся для разрешения политических, этнических, религиозных, территориальных и других различий с использованием оружия, при этом страна (страны), участвующие в соответствующих военных операциях, не позволяют эскалации напряженности до особого статуса широко известный как война.Подробнее В вооруженном конфликте противоборствующие стороны обычно преследуют местные военные и политические цели.
Война между двумя или более странами, преследующая ограниченные политические цели, когда боевые действия обычно ведутся в пределах границ воюющих сторон. В первую очередь это касается (территориальных, экономических, политических и других) интересов вовлеченных стран.
Локальную войну могут вести оперативные группы, развернутые в зоне конфликта, с возможностью их наращивания за счет подкреплений, переброшенных / переброшенных из других районов для проведения ограниченного стратегического развертывания вооруженных сил страны.
При определенных обстоятельствах локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну. Скрыть
МЕСТНАЯ ВОЙНА
Война между двумя или более странами, преследующая ограниченные политические цели, когда боевые действия обычно ведутся в пределах границ воюющих сторон. Более того, это в первую очередь затрагивает (территориальные, экономические, политические и другие) интересы вовлеченных стран.
Локальную войну могут вести оперативные группы, развернутые в зоне конфликта, с возможностью их наращивания за счет подкреплений, переброшенных / переброшенных из других районов для проведения ограниченного стратегического развертывания вооруженных сил страны.
При определенных обстоятельствах локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну. Скрыть
РЕГИОНАЛЬНАЯ ВОЙНА
Война, в которой участвуют две или более стран (группы стран) данного региона, действующие с использованием национальных или коалиционных вооруженных сил, командующих как обычными, так и ядерными возможностями в пределах одного региона, ограниченного водами морей / океанов и воздушно-космическим пространством, при этом противоборствующие стороны преследуют важнейшие военные и политические цели.Региональная война требует полноценного развертывания вооруженных сил и экономического потенциала, а также более активного задействования материальных ресурсов и морального мужества, доступных воюющим странам. Если какие-либо страны, обладающие ядерным оружием, или их союзники участвуют в региональной войне, такая война может быть связана с угрозой / риском применения ядерного оружия в конечном итоге. Скрыть
БОЛЬШАЯ ВОЙНА
Война между коалициями стран или более крупными мировыми державами.Он может быть спровоцирован эскалацией вооруженного конфликта, локальной или региональной войны в результате эффективного вовлечения значительного числа стран из разных регионов мира. Подробнее В крупномасштабной войне противоборствующие стороны будут преследовать радикальные военные и политические цели. Это потребует от стран-участниц мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и морального мужества.
Современное российское оборонное планирование, хотя и отражает реалистичное восприятие текущих ресурсов и возможностей России, основано на предположении, что российские вооруженные силы вместе с другими национальными войсками должны быть готовы к отражению агрессии и разгрому агрессора.Кроме того, Вооруженные Силы России должны быть готовы к ведению активных (наступательных и оборонительных) операций при любом сценарии развязывания и ведения вооруженных конфликтов в условиях массового применения противником современного и перспективного летального оружия, создания разнообразных ОМУ. без исключения. Скрыть
Вооруженные силы России обучены непосредственно участвовать в следующих типах вооруженных конфликтов:
- эффективно ведет два одновременных вооруженных конфликта любого типа в мирное время или в чрезвычайной ситуации, используя готовые силы, поддерживая потенциал стратегического сдерживания, поддерживая готовность сил (других войск) и воздерживаясь от призыва подкреплений.Кроме того, российские Вооруженные силы должны обладать способностью проводить миротворческие миссии, действуя либо в составе многонационального контингента, либо без посторонней помощи;
- осуществляют стратегическое развертывание, чтобы сдержать эскалацию напряженности путем обеспечения доступности стратегических средств сдерживания и маневрирования готовых сил в случае возрастающих военно-политических и стратегических угроз.
- отражал воздушно-космическую агрессию в военное время с помощью имеющихся сил и одновременно вел две локальные войны после завершения полномасштабного стратегического развертывания Вооруженных сил России.
Классификационные уровни, используемые в Российской Федерации
Уровни классификации, используемые в Российской ФедерацииФАС | Интеллект | Мировые агентства | Россия ||||| Поиск | Присоединяйтесь к ФАС
Уровней классификации, используемых в России Федерация
Российская Федерация имеет медленно предприняли реорганизацию своей бюрократической системы, чтобы быть более отзывчивыми к текущим условиям. Система защиты и государственной классификации секреты, зависящие от закрытых городов и авторитетных центральное управление не могло удовлетворить потребности созданы открытыми городами и децентрализованной властью.В июле 1993 года новый закон установил основу для классификации информация в РФ. Этот новый закон заимствует из старой системы государственной тайны, но включает методы для приспособить изменения в соответствии с потребностями возникающее и более открытое общество. Закон о государственной тайне Российской Федерации не в отличие от Исполнительного указа США 12958, определяющего Национальный Информация о безопасности. Как и Указ, российский Закон определяет три уровня классификации и области информация, которая может быть засекречена.Закон также запрещает классификацию информации вне определены области классифицируемой информации и устанавливает процедуры рассекречивания.С 1993 года правительство России принимает «правительственные постановления», в которых подробно точнее, как работает эта новая система государственной тайны и кто может определять, какая информация засекречена. Закон гласит, что должно быть общее правительство. «список», определяющий, какие виды информации классифицируются и что этот список должен быть опубликован в открытой печати.Список сведений, считающихся государственной тайной [Указ № 1203] был подписан Президентом Ельциным 30 ноября 1995 года. Новый список составлен Межведомственной комиссией по Защита государственной тайны (далее — «межведомственная комиссия»), и основывалась на более подробные списки, разработанные каждым министерством.
В сентябре 1995 г. Постановлением Правительства № 870. утверждены правила классификации Информация. Это новое решение легло в основу назначая каждый уровень классификации, ответственность каждый глава министерства утверждает то, что засекречено, создание экспертных комиссий в рамках каждого министерство, чтобы определить, что следует классифицировать, правила для распространения списков классифицируемых работа с секретной информацией и процедуры для просмотр списков на валюту.Эти правила важны потому что эти списки являются центральным элементом русского Система государственной тайны в том смысле, что они точно определяют, что информация классифицируется вместе с соответствующими уровень классификации. Все списки предоставляются межведомственная комиссия, отвечающая за составление общего правительственного списка и обеспечение того, чтобы списки разных министерств не противоречат друг другу. Три уровня классификации:- Особой важности — высший уровень классификации и относится к информации, которая, если она будет опубликована, вызовет ущерб всей РФ.
- Совершенно секретно относится к информация, которая в случае разглашения нанесет ущерб конкретное министерство или отрасль экономики.
- Секрет для всех остальных секретов информация, которая в случае разглашения нанесет ущерб предприятие, учреждение или конкретная организация.
Источники и методы
ФАС | Интеллект | Мировые агентства | Россия ||||| Поиск | Присоединяйтесь к ФАС
http://www.fas.org/irp/world/russia/class.htm
Поддерживается Стивеном Афтергудом
Создано Джоном Пайком
Обновлено 27 ноября 1997 г. 8:30:36
.