Позитивные санкции в российском праве и правомерное поведение граждан Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
128
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
УДК 347.4
ПОЗИТИВНЫЕ САНКЦИИ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ И ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН
POSITIVE SANCTIONS IN RUSSIAN LAW AND CITIZENS’
LAWFUL BEHAVIOR
© 2015 Магомедханов М. М.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Magomedkhanov M. М.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В исследовании говорится о механизмах формирования правоисполнительного поведения граждан и влиянии на них позитивных (поощрительных) санкций российского права. Отслежена диалектическая взаимосвязь позитивных санкций с правомерным поведением граждан.
Abstract. The article deals with the mechanisms of developing the citizens’ behavior complying with rights and the influence of positive (stimulatory) sanctions of the Russian rights on them. The author tracks the dialectical interrelation between the positive sanctions and lawful citizens’ behavior.
Rezjume. V issledovanii govoritsja o mehanizmah formirovanija pravoispolnitel’nogo povedenija grazhdan i ih vlijanii na nih pozitivnye (pooshhritel’nye) sankcij rossijskogo prava. Otslezhena dialekticheskaja vzaimosvjaz’ pozitivnyh sankcij s pravomernym povedeniem grazhdan.
Ключевые слова: позитивные (поощрительные) санкции, законность, правопорядок, правосознание, правовая культура, правомерное поведение, механизм формирования правомерного поведения, заражение, внушение, подражание и т. д.
Keywords: positive (stimulatory) sanctions, legality, rule of law, juridical consciousness, juridical culture, lawful behavior, mechanism of developing the lawful behavior, infection, reprimand, imitation.
Kljuchevye slova: pozitivnye (pooshhritel’nye) sankcii, zakonnost’, pravoporjadok, pravosoznanie, pravovaja kul’tura, pravomernoe povedenie, mehanizm formirovanija pravomernogo povedenija, zarazhenie, vnushenie, po-drazhanie i t.d.
В нашей стране проблема детерминации правомерного поведения граждан наличием позитивных (поощрительных) санкций в действующем праве является актуальной и достаточно злободневной. Это связано с полноценной научной неразработанностью смысла и содержания позитивных санкций с точки зрения их влияния на процесс обеспечения должного, правомерного поведения граждан. Тем более, вопрос обеспечения должного поведения всегда является крайне важным для любого общества, включая российское. Ведь каждодневно все мы становимся очевидцами того, что в нашем обществе и государстве постсоветского времени гармоничное сосуществование граждан полиэтничного и поликонфессионального государства, действие их на основе существующего права является весьма проблематичным. Более того, о позитивных санкциях и их роли в обеспечении правомерного поведения и как инструменте обеспечения законности и правопорядка говорилось разве что на уровне диспутов и небольших по объёму научных статьях. Серьёзных
монографических и диссертационных исследований, в которых рассматривалась взаимосвязь позитивных санкций и правомерного поведения граждан почти не проводилось.
Если сказать лаконично, то актуальность настоящего исследования связана необходимостью проведения научного анализа с целью достижения в обществе такого проявления поведения граждан, что оно станет неким новым качественным состоянием его правомерности, тождественным привычкам каждого законопослушного гражданина. Этим обусловлена актуальность исследования и необходимость её научной разработки.Следует отметить, что уже в названии публикации можно заметить дихотомию (двойственность), связанную, с одной стороны, выявлением природы и значения позитивных санкций в российском праве и, с другой — их взаимосвязью с обеспечением должного, правомерного поведения значительного числа российских граждан.
Говоря о наличии позитивных санкций в российском праве, следует заметить, что так уже
Общественные и гуманитарные науки
• ••
129
сложилось в советское и постсоветское время, что само понятие «санкция» в юриспруденции всегда ассоциировалось с негативным смыслом. То есть подразумевалось применение в отношении лица, совершившего правонарушение, мер государственно-властного характера, обязывающих соответствующий субъект нести бремя негативных последствий как результат своего противоправного поведения. Такой подход укоренился как на обыденном, так и теоретическом уровнях правосознания. То есть и рядовые граждане, и работники правоохранительных и правоприменительных органов, и почти все представители научной юридической общественности связывали объём и содержание категории «санкция» с негативными последствиями, наступающими в отношении лица, совершившего правонарушение. Между тем, незначительная часть учёных-юристов, как в советское, так и постсоветское время связывали слово «санкция» с позитивным смыслом, то есть применение таких санкций означало поощрение соответствующего положительного, законом одобряемого поведения. То есть, когда речь идёт о позитивных санкциях, говорить о сколько-нибудь значимых негативных последствиях не стоит, поскольку позитивные санкции имеют стимулирующий характер и ориентированы на генерацию позитивного (положительного) поведения у граждан. Но такие представления о санкциях не просто не закрепились в массовом общественном правосознании, но и остались законодателем не оценёнными в полном объёме. Это произошло по той простой причине, что и в советское, и в постсоветское историческое время в теории права и государства традиционно отстаивалась идея о негативных последствиях для правонарушителя при реализации потенциала негативных санкций, например, уголовного и административного права.
На самом деле почти всегда, когда речь идёт о санкциях норм права правосознание у многих граждан, ориентировано на негативные последствия, наступающие в их отношении, поскольку итог их реализации, как правило, всегда связан с бременем несения правонарушителем негативных, отрицательных для себя последствий.
Согласимся с тем, что правомерное поведение граждан можно обеспечить, используя самые разные психологические инструменты. К их числу можно отнести: а) страх перед наступлением отрицательных для субъекта правонарушения последствий как результат применения негативных санкций; б) совершенно сознательное, осознанное соблюдение норм действующего права. Для этой категории граждан нормы права, как правило, корреспондируются с нормами морали и являются универсальными и непререкаемыми ценностями:
в) автоматизм правоисполнения, как результат правильного воспитания и полученного юридического образования; г) наличие широкого спектра позитивных санкций в разных отраслях российского права, которые своей положительностью будут стимулировать законопослушное поведение
у граждан; д) так называемое психологическое заражение, когда нормы права исполняются благодаря тому, что они исполняются многими, а субъект исполнения в буквальном смысле заражается под воздействием поведения этой группы людей; е) так называемое психологическое внушение — случаи, когда субъект правомерного поведения, добровольно соблюдающий нормы действующего права, поступает законно, так как он, являясь субъектом образовательного и воспитательного процесса, получил как рецепиент знания о ценности, значимости и необходимости исполнения норм действующего права. Эти установки самовнушаются некоторыми субъектами как базовые, необходимые для исполнения, так как обрели в их сознании статус непререкаемой ценности. Таким образом, правовые нормы-ценности становятся частью индивидуального их поведения, а в своей совокупности образуют объём и содержание таких категорий, как «правопорядок» и «законность». Вместе с тем в результате осуществления образовательного и воспитательного процессов каждый законопослушный гражданин может себе внушить, что соблюдение норм действующего права, во-первых, является его обязанностью, во-вторых, соблюдение такого порядка принесёт ему лично и обществу только благо; в-третьих, соблюдение норм права является обязанностью не только для него лично, но и для всех субъектов, находящихся на территории России; в-четвёртых, соблюдение норм права при обильном наличии в действующем праве позитивных санкций может «принести» ему поощрение.
Многие сознательные граждане соблюдают нормы действующего права из-за страха перед процессом применения в их отношении негативных санкций. Ведь бремя несения вредных, отрицательных последствий не несёт в себе для человека ничего положительного. А человек по своей разумной, рациональной природе устроен таким образом, чтобы обходить в жизни «острые углы», каковыми являются правонарушения. Их допущение, как известно, во многих случаях влечёт за собой кару, справедливое возмездие со стороны правоприменителя. Такая реакция со стороны работников правоохранительных и правоприменительных органов является вполне прогнозируемой, ибо это требование закона, а их профессиональный долг — в добросовестном исполнении всех предписаний законов, норм действующего права.
Самой главной проблемой современного российского правоведения является вопрос о том, как преодолеть в поведенческом плане инстинкт толпы, когда огромное число граждан, игнорируя нормы действующего права, совершают противоправные, порой, преступные деяния, при этом не остерегаясь процесса наступления негативных по их отношению последствий со стороны правоприменительных органов. Выход в таких случаях есть. Необходимо в обязательном порядке привлечь к разным видам юридической ответствен-
130
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
ности (в зависимости от тяжести совершённого деяния) всех правонарушителей. При ином исходе дела у них преступная модель поведения может войти в привычку, а затем в характер, что в конечном итоге предопределит их судьбу.
Подытоживая сказанное, сформулируем несколько обобщающих выводов, суть которых сводится к следующему:
а) позитивные (поощрительные) санкции необходимы в материальных и процессуальных отраслях российского права наравне с негативными, прежде всего, потому, что как позитивные, так и негативные санкции в своей основе ориентированы на обеспечение в условиях российского общества торжества законности и должного правопорядка;
б) необходимость всё большего вкрапления позитивных санкций в содержание ныне действующих норм российского права связана с тем, что в количественном соотношении негативных санкций в принятых нормативно-правовых актах предостаточно, в то время как поощрительных явно недостаточно. Необходим своеобразный баланс между позитивными и негативными санкциями, между поощрительными и наказывающими санкциями. Это потребует от законодателя приложения огромных усилий в направлении изменения содержания действующих норм права, но, тем не менее, такая работа является необходимой и жизненно оправданной;
в) позитивные санкции оказывают благотворное влияние на поведение граждан, являются своеобразным катализатором его изменения в сторону соблюдения гражданами норм действующего права, борьбы значительного их числа с процессами аномии права и правового нигилизма;
г) между позитивными санкциями в праве, процессом их применения соответствующими
правоохранительными и правоприменительными органами и обеспечением правомерного поведения граждан в обществе и государстве существует тесная диалектическая взаимосвязь. Она детерминирована позитивными ожиданиями граждан во всех случаях проявления их правомерного поведения, то есть тогда, когда они вступают в различные правоотношения, урегулированные существующими отраслями российского права;
д) необходимость обеспечения постоянного, каждодневного проявления гражданами правомерного поведения связана со стремлением власти обеспечить в обществе и государстве необходимый или должный правопорядок. Такой порядок является гарантом обеспечения гармонизации отношений между людьми, уважения каждым человеком и гражданином прав и охраняемых законом интересов друг друга, их сосуществования на основе личной свободы. Вместе с тем такое положение дел является проявлением определённого уровня их правосознания, требующего от государства и общества повышения уровня правосознания граждан, их правовой культуры, проведения адекватных мероприятий по борьбе с аномией действующего права и правовым нигилизмом;
е) зная составляющие механизма формирования правомерного поведения граждан (заражение, внушение и подражание) необходимо усилить профилактическую работу соответствующих субъектов образовательного и воспитательного процесса в направлении привития подрастающему поколению знаний о ценности и значимости норм действующего в стране права, охраняемого с его помощью правопорядка и торжестве правового закона. Только такая работа сегодня повысит ценность и значимость в глазах общества не только негативных, но и позитивных санкций.
Статья поступила в редакцию 12.10.2014 г.
cyberleninka.ru
К вопросу о позитивных санкциях в административном праве (Соколов А.Ю., Лакаев О.А.)
Все статьи К вопросу о позитивных санкциях в административном праве (Соколов А.Ю., Лакаев О.А.)
Нормы административного права регулируют широкий спектр общественных отношений во многих областях человеческой деятельности, включая материальное производство, социально-культурную и административно-политическую деятельность. Широта охвата административно-правовыми нормами разнообразных социальных связей обусловливает использование органами исполнительной власти и отдельными государственными служащими многочисленных методов управленческой деятельности, среди которых можно выделить такие, как убеждение и стимулирование.
Рассматриваемые основные методы государственно-управленческой деятельности предполагают возможность применения к объекту управления иных, чем принуждение, мер воздействия — позитивных санкций в виде заранее обусловленного поощрения или поощрения по усмотрению субъекта государственного управления. В данном случае проявляется типичный признак государственного управления — наличие у субъекта управления обширных дискреционных полномочий.
Широкому применению позитивных санкций способствует и творчески организующий характер административно-правовых норм <1>, при помощи которых организуются и внедряются совершенно новые отношения либо оптимизируются существующие. Поощрение по административному праву находит применение даже там, где уже задействован метод принуждения и решается вопрос о назначении негативных санкций.
———————————
<1> Конин Н.М. Административное право: Учебник. М., 2006. 448 с.
В рамках внешнеуправленческих отношений поощрительные санкции реализуются в деятельности органов исполнительной власти и отдельных государственных служащих данных органов в сфере их взаимодействия с гражданами и организациями, общественными и религиозными объединениями. Они применяются во многих отраслях и сферах государственного управления, включая экономические отрасли (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство), социально-культурные отрасли (здравоохранение, культура, наука, образование, спорт), а также в области административно-политической деятельности.
В сельском хозяйстве, например, поощрительной санкцией будет являться поддержка органами государственного управления тех производителей сельскохозяйственной продукции, которые пожелают осуществлять ее производство в неблагоприятных для этого климатических условиях. Реализация данного поощрения направлена на обеспечение занятости сельского населения и повышение уровня его доходов <2>.
———————————
<2> Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 27.
В отраслях науки в качестве позитивной санкции за научную активность и достигнутые результаты научной деятельности используется присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук, присвоение ученых званий доцента и профессора как показателя заслуг ученого, что санкционируется Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки России. Материальные поощрительные санкции в данной сфере выражаются в присуждении грантов, передаваемых научным и научно-педагогическим работникам, другим физическим лицам, а также научным организациям, образовательным организациям высшего образования, другим юридическим лицам в целях продвижения и развития их научных разработок <3>.
———————————
<3> Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
Законодательство о физической культуре и спорте предусматривает массу поощрительных санкций для спортивных волонтеров, спортивных судей в связи с их участием в обеспечении спортивной деятельности, а также для самих спортсменов. В качестве показателя их достижений в спорте устанавливаются поощрения в виде спортивных званий (мастер спорта России международного класса, мастер спорта России, гроссмейстер России), а также многочисленных спортивных разрядов, вручения кубков и медалей участникам спортивных соревнований <4>.
———————————
<4> Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
В Указе Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы» <5> перечислены государственные награды за достижения во всех областях человеческой деятельности в виде высших званий, орденов, знаков отличия, медалей и почетных званий Российской Федерации (Герой Российской Федерации, заслуженный артист Российской Федерации, заслуженный архитектор Российской Федерации, заслуженный конструктор Российской Федерации, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации и многие другие).
———————————
<5> СЗ РФ. 2010. N 37. Ст. 4643.
В административно-политической сфере часто используется поощрение граждан за выполнение гражданского долга. В частности, гражданам может быть назначено вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Граждане, оказавшие помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей, могут быть поощрены и иным образом <6>.
———————————
<6> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
На основании норм административного права могут поощряться сложные субъекты, такие как города. Например, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 9 мая 2006 г. N 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» <7> указанное звание присваивается городам Российской Федерации, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм, в т.ч. городам Российской Федерации, которым присвоено звание «город-герой».
———————————
<7> СЗ РФ. 2006. N 20. Ст. 2158.
Внутриорганизационные отношения, регулируемые нормами административного права, предполагают влекущее юридические последствия внутрисистемное взаимодействие организационно соподчиненных субъектов в структуре аппарата органов публичной власти и подведомственных им организаций. Позитивные санкции в данной сфере отношений реализуются в виде различных форм материального, морального и организационного поощрения или стимулирования деятельности государственных служащих, что характерно для всего законодательства о государственной службе, включая федеральные законы о государственной гражданской службе, прокуратуре, Следственном комитете Российской Федерации, службе в органах внутренних дел, службе в таможенных органах и др. Как правило, позитивные санкции применяются здесь в рамках служебно-дисциплинарных отношений, поскольку добросовестное исполнение служебных обязанностей, за которое применяется поощрение, — показатель служебной дисциплины. Дисциплина в любой организации, в т.ч. в органе публичной власти, предполагает две формы реализации санкций — позитивную и негативную, что лишний раз подтверждает тезис о парности категорий — поощрения и наказания.
Поощрительные меры применяются к государственному служащему при позитивной оценке его труда для стимулирования дальнейшей успешной служебной деятельности, исполнения должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне, повышения мотивации к труду.
В законодательстве о государственной службе нормы о поощрении систематизируются в одной статье нормативного акта посредством их перечисления и установления порядка назначения. В отношении ранее названных форм поощрения следует отметить, что законодатель предполагает применение и кумулятивных позитивных санкций. Так, представитель нанимателя в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <8> обязан одновременно назначать поощрительные санкции и материального, и морального характера. Речь идет об объявлении благодарности с выплатой единовременного поощрения, а также о награждении почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка.
———————————
<8> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
Изучение государственно-служебного законодательства позволило установить, что среди поощрительных санкций исключительно морального характера называются присвоение почетных званий РФ, награждение знаками отличия РФ, награждение орденами и медалями РФ, ведомственными медалями («За верность служебному долгу», «Ветеран следственных органов» и другими медалями в системе Следственного комитета РФ), занесение на Доску почета, в Книгу почета, награждение нагрудными знаками («За безупречную службу в прокуратуре РФ», «Почетный работник прокуратуры РФ», «Почетный сотрудник Следственного комитета РФ»).
В числе позитивных санкций материального характера, помимо названных, можно выделить такие меры, как награждение подарком, именным оружием, выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
Организационные поощрительные санкции призваны обеспечить добросовестное исполнение государственными служащими своих служебных обязанностей, безупречную и эффективную службу механизмами карьерного роста. Среди них следует назвать досрочное присвоение очередного специального звания или присвоение специального звания на одну ступень выше очередного в системе Следственного комитета РФ и органов внутренних дел, досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного в органах и организациях прокуратуры. Вместе с тем можно вести речь и о смешанном характере подобных поощрительных санкций ввиду того, что, например, досрочное присвоение очередного специального звания предполагает и материальные последствия — увеличение размера оклада государственного служащего.
Поощрительные санкции, предусмотренные для государственных служащих, не всегда исчерпывающим образом перечисляются законодателем в списке мер поощрения. Содержание государственно-служебного законодательства показывает и иные примеры поощрительных мер, в первую очередь организационного характера. В частности, к ним можно отнести включение государственного гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. Данная мера применяется по итогам аттестации в течение одного месяца после ее проведения, если служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв. Таким образом, данное законодательное установление стимулирует служащего не снижать к себе требований, поддерживать необходимый уровень квалификации, позволяя воплотить в действительность перспективу карьерного роста.
Среди санкций, применяемых в служебно-дисциплинарных отношениях, следует выделить и те, которые носят условно поощрительный характер ввиду постделиктного их применения. Реализации таких санкций предшествует наложение на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Основанием же применения позитивной санкции в данном случае является заслуженное постделиктное поведение правонарушителя, если иметь в виду, что за определенные достижения по службе дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно до истечения одного года со дня его применения, что, собственно, и следует рассматривать как позитивную санкцию. Такая мера поощрения указана в ч. 9 ст. 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Хотя в данной норме и не указано фактическое основание применения данной санкции, однако очевидно, что досрочное снятие взыскания возможно, если государственный служащий изменил свое отношение к службе и исполнению обязанностей, возложенных на него должностным регламентом.
В качестве внутриорганизационных отношений, урегулированных нормами административного права, следует рассматривать и те, которые реализуются внутри образовательных организаций между управленческим персоналом и обучающимися. Аналогично отношениям, связанным с внутриорганизационной деятельностью государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, здесь также имеют место поощрительные санкции за успехи обучающихся, достигнутые ими и зафиксированные органами внутреннего управления образовательной организации. Соответствующие поощрительные санкции являются структурным элементом правовых норм, содержащихся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» <9>, а также подзаконных и локальных нормативных правовых актах, регулирующих образовательные отношения.
———————————
<9> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
К числу типичных поощрительных санкций в образовательной сфере следует отнести:
1) перевод с платного обучения на бесплатное, фактическим основанием применения которого является отсутствие академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения в случае сдачи экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку «отлично» <10>;
2) вручение медали «За особые успехи в учении», если лицо завершило освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошло государственную итоговую аттестацию и имеет итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом;
3) назначение государственной академической стипендии студентам в случае отсутствия у них по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно» и академической задолженности <11>;
4) присуждение именных стипендий. Например, таковые присуждаются курсантам и слушателям федеральных казенных образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний, добившимся успехов в профессиональном обучении (как в целом по курсу обучения, так и по отдельным дисциплинам) и научно-исследовательской работе <12>.
———————————
<10> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное». URL: http://www.rg.ru/2013/07/25/minobrnauki-dok.html (дата обращения: 01.11.2014).
<11> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 139 «Об установлении требований к студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которым назначается государственная академическая стипендия». URL: http://www.rg.ru/2014/03/14/forma-dok.html (дата обращения: 01.11.2014).
<12> Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23 июня 2014 г. N 328 «Об учреждении именных стипендий для курсантов и слушателей федеральных казенных образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний». URL: http://www.rg.ru/2014/08/20/fsin-dok.html (дата обращения: 01.11.2014).
Перечисленные и иные поощрительные санкции, являющиеся действенным инструментом государственного управления и административно-правового регулирования в сфере образования, призваны стимулировать возникновение потребности в освоении образовательных программ, повысить уровень знаний обучающихся.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о широком применении поощрительных санкций по административному праву, что обусловлено их многообразием, разносторонней направленностью, объемом предмета административно-правового регулирования, охватом нормами административного права практически всех сторон жизнедеятельности общества. Установление в законодательстве позитивных санкций призвано стимулировать не просто правомерное, но, более того, социально полезное, заслуженное поведение участников административных правоотношений, способствовать достижению ими сверхрезультатов, воспитанию в них созидательных установок.
Литература
1. Конин Н.М. Административное право: Учебник. М.: Велби; Проспект, 2006. 448 с.
xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
Формальная и неформальная позитивная санкция
Так или иначе, каждый из нас зависит от общества, в котором он существует. Конечно, проявляется это не в полной конформности тех или иных индивидов, ведь у всех есть свое мнение и взгляд на тот или иной вопрос. Однако очень часто общественность способна влиять на поведение личности, формировать и изменять ее отношение к собственным поступкам. Такое явление характеризуется возможностью тех или иных представителей социума реагировать на что-либо с помощью санкций.
Они могут быть самыми разными: позитивными и негативными, формальными и неформальными, правовыми и моральными и так далее. Во многом это зависит от того, в чем именно заключается поступок индивида.
Например, для многих из нас наиболее приятной является неформальная позитивная санкция. В чем же заключается ее суть? Прежде всего, стоит сказать, что позитивными могут быть как неформальные санкции, так и формальные. Первые имеют место быть, например, на месте работы человека. Можно привести следующий пример: офисный работник заключил несколько выгодных сделок – начальство за это выдало грамоту, повысило в должности и подняло ему заработную плату. Этот факт был запечатлен в определенных документах, то есть официально. Поэтому в данном случае мы видим формальную позитивную санкцию.
Собственно, неформальная позитивная санкция
Однако помимо официального одобрения со стороны начальства (или государства), человек получит похвалу от своих сослуживцев, друзей, родственников. Это будет проявляться в словесном одобрении, пожатии руки, объятиях и так далее. Таким образом, со стороны социума будет даваться неформальная позитивная санкция. Она не находит вещественного проявления, однако для большинства из индивидов является более значимой, чем даже повышение заработной платы.
Существует огромное количество ситуаций, по отношению к которым могут быть применены неформальные позитивные санкции. Примеры будут приведены далее.
- Молодой человек перевел старушку через дорогу. Похвалу и одобрение он получил как со стороны пожилой женщины, так и со стороны прохожих. Он услышит благодарность в свой адрес.
- Девушка уступила в автобусе место ветерану войны. Неформальная позитивная санкция получит свое проявление в словесной благодарности и пожелании счастья.
- Мальчик снял с дерева котенка. Хозяева животного не только похвалят его, но и сообщат о хорошем поступке его родителям. При этом и те и другие, скорее всего, угостят ребенка чаем с тортом, что также будет являться санкцией неформальной (несмотря на вещественное проявление одобрения его поступка).
Таким образом, можно проследить, что данный вид поощрения действий того или иного индивида наиболее часто проявляется в простых бытовых ситуациях.
Однако, как и в случае с повышением заработной платы, формальные позитивные санкции могут сосуществовать с неформальными. Например, человек получил медаль за отвагу во время боевых действий. Наряду с официальной похвалой со стороны государства, он получит одобрение от окружающих, всеобщий почет и уважение.
Итак, можно говорить о том, что формальные и неформальные позитивные санкции могут быть применены к одному и тому же поступку.
fb.ru
Санкции являются мощнейшим стимулятором для экономики России
Последний раз я обсуждал санкции к России в марте, когда действительно были опасения нечто серьезного – принудительная блокировки или экспроприация государственных или коммерческих активов, размещенных в западной юрисдикции или торговый протекционизм – ограничения на импорт из России нефти и газа. Что изменилось за 4 месяца, ведь каждый день шоумены из США и ЕС вводят очередные санкции? Насколько все серьезно? Слежу за развитием событий, но за 4 месяца не нашел ни одной санкции, которые бы были вредны и деструктивны для России в долгосрочном периоде. Но все по порядку. Санкции в отношении физических лиц. Заморозка счетов, запрет на въезд в США и ЕС, запрет на бизнес и владение активов на западе. По состоянию на 30 июля затронули почти всех топ чиновников в России, за исключением Путина, Медведева, Лаврова, Шойгу и Чуркина (по понятным причинам для сохранения дипломатических каналов). Также коснулись нескольких ключевых олигархов и топ менеджеров гос.компаний. Санкции исключительно полезные и положительны, как для чиновников, так и для России. Если бы их не было, то стоило придумать аналогичные санкции самим. Не вижу никаких проблем.Потому, что представляя интересы страны, правильнее хранить деньги не в Европе или США, а в российских банках, покупать акции не Apple, а российских компаний, развивать собственные курорты и создавать условия для роста и прогресса российского бизнеса, а не иностранного. Это силовое принуждение к патриотизму. Не хочешь работать в интересах своей страны добровольно – получай принудительные ограничения. В принципе, аналогичные процессы в России были инициированы еще в 2012 году, так что они могут оказать только пользу.Если раньше у некоторых чиновников и бизнесменов сохранялась иллюзия, что при распаде режима в России они смогут сохранить свои капиталы и свободу на западе, то теперь стало очевидно, что все далеко не так. Опыт смены политического режима и перевороты в Югославии, Ираке, Египте, Ливии, Украине и многих других странах показывает, что правящей элите еще никогда не удалось сохранить свои капиталы. В лучшем случае теряли активы и садились за решетку, в худшем просто казнили. Удерживаться и балансировать получается только, если есть сильная поддержка от национального бизнеса и народа. Поэтому санкции такого рода консолидируют чиновников для работы в интересах страны, осознавая, что только в системе, которую ты контролируешь сможешь сохранить активы и свободу. А для этого необходимо работать в интересах народа и национального бизнеса. Санкции в отношении торговли. Эмбарго на поставки оружия в Россию, запрет на поставки в Россию товаров двойного назначения, предназначающихся для военного сектора, а также ограничение доступа России к технологиям в нефтегазе. Тоже исключительно положительный момент. Импортозамещение. Последние 20 лет Россия играла роль такого инертного кита, мирно слизывая нефтедоллары с трубы, забывая про диверсификацию экономики. На самом деле, если обратить внимание на структуру экономики стран, где высокую долю в экспорте занимает нефтегаз, то можно заметить, что в этих странах сильно депревированы и недоразвиты другие отрасли экономики. Не буду углубляться в детали, т.к. это отдельная и весьма обширна тема. Но это можно наблюдать почти по всех странах с выбранными критериями. Причина в том, что бизнес идет всегда по пути наименьшего сопротивления. В мире нет более маржинальной отрасли, чем нефтегаз. Просто не существует. Если бы не было налогов на нефтегаз и экспортных пошлин, то маржинальность компаний могла бы достигать фантастических 70-80%. На втором месте по маржинальности ИТ индустрия (преимущественно софт и интернет услуги) и фармацевтика (производство лекарств). Если бизнес дает маржу прибыли под 80% (без учета налогов на отрасль), то зачем развивать, например, тяжелую промышленность со средней нормой маржинальности в 5-7% (да и то, если повезет). Зачем брать на себя риски за столь скромное вознаграждение? Тяжелая промышленность еще может развиваться, обслуживая нефтегазовые компании, но не более. Аналогично с другими низкорентабельными секторами экономики. Деньги всегда идут туда, где наибольшая прибыль. Если в стране есть нефть и газ, то именно эта отрасль доминирует и все остальное подавлено. Если в стране отсутствует сырье, то люди, чтобы выживать и достойно жить вынуждены развивать другие сектора экономики (Япония, Германия, Швейцария, Швеция), даже если они дают существенно более низкое вознаграждение. Если взять тот же Китай. От хорошей жизни они чтоли понастроили столько фабрик и заводов, которые работают практически без прибыли? Если бы Китай был богат на сырье, то не стал бы мировым мега заводом. Но США и ЕС на самом деле очень помогли России со своими санкциями, ускоряя процесс импортозамещения. Этот тот мобилизационный триггер, которого стране не хватало. Просто так взять и начать работать, брать на себя риски в бизнесе никто не захочет. Но когда каналы отрубают, то хочешь – не хочешь, а обстоятельства заставляют действовать. США как бы намекают – вставайте ленивые жирные свиньи, начинайте развивать другие отрасли экономики. Не хотите сами, мы вас заставим. В принципе, известно, на что есть спрос в России, также известно, как и что нужно производить. Осталось купить, либо создать технологии самим и запустить процесс. Санкции в отношении торговли создают как раз те условия на положительные трансформации в экономике, которые бы привели к диверсификации отраслей в стране, снижению зависимости от импорта, повышению конкурентоспособности национальной промышленности. Эмбарго на оружие и комплектующие не вызовет критических сбоев, т.к. исторически так сложилось, что еще со времен СССР и холодной войны оборонка была отраслью, так называемого, замкнутого цикла, где почти все производилось внутри СССР. За исключением электронных компонентов, все остальное уже в ближайшие год-два можно развернуть в России. Что касается технологий в нефтедобыче (речь идет о технологиях для глубоководного бурения, добычи сланцевой нефти и освоения арктического шельфа), то необходимо иметь конкретное представление о текущих и потенциальных потребностях нефтегазовой индустрии. Около 25% комплектующих и оборудования иностранного. Однако, учитывая масштаб бизнеса и объем ресурсов не составит особого труда обойти ограничения. Нефтегаз — это же не какой то ранимый и беззащитный малый бизнес. Это целые империи по могуществу сравнимые с государствами. Так что найдут выход. Санкции такого рода вижу положительными для макроэкономического развития России в ближайшие 3-5 лет. Финансовые санкции. Запрет на фондирование со сроком обращения свыше 90 дней для российских банков и компаний. Запрет на размещение акций и облигаций российских банков и компаний в ЕС и США. Ну а здесь какие проблемы? Зачем размещать акции в США, когда можно размещать на Московской бирже? Аналогично с облигациями. Закрываете свой рынок капитала? Ну и замечательно, тогда будем развивать и использовать собственный рынок капитала. У Российских банков и компаний свыше 600 млрд долл внешних долгов + еще около 200 млрд, записанные на оффорные, но подконтрольные компании. Уже очевидно, что по мере истечения сроков займов, рефинансирование будет происходить в других валютах. Снижение внешних долгов практически автоматически будет повышать внутренние долги, тем самым российская финансовая система выиграет. Это вызовет дефицит ликвидности в российской банковской системе, повышая спрос на рубли (курс рубля вырастет), ЦБ может изменить денежно-кредитную политику, удовлетворяя избыточный спрос на рублевые кредиты в момент рефинансирования валютных. Ограничения за западные рынки капитала стимулирует развитие российской финансовой системы. Не сразу и не так просто. Но в долгосрочном плане изменения положительные. Негативный эффект для компаний из-за роста процентных ставок по сравнению с долларовыми и евро заимствованиями будет компенсирован в макроэкономическом плане за счет развития российских банков. Снижение прибыли компаний будет компенсировано ростом прибыли банков. Но не обязательно, что прибыль компаний упадет. Например, по нефтегазу эффективность капитальных инвестиций оставляет желать лучшего. Компании купаются в сверхприбылях и поэтому разбрасывают деньги куда попало. Далеко не все инвестиции используются на полную мощность и пространство для оптимизации инвест.активности имеется. Норма амортизации понижена. Ее можно увеличить без риска для стабильности и безопасности добывающих и производственных мощностей. Например, заменять оборудование не через 5 лет, а через 6 или 7 лет. Это не считая традиционных распилов, когда на тендерах участвуют аффилированные компании по завышенным ценам относительно рынка. В принципе, только на амортизационных вычетах можно как раз компенсировать эффект роста процентных ставок. Причем на эффективности бизнеса в худшую сторону это не скажется. Подводя итоги. Санкции положительны во всех отношениях и являются мощнейшей дозой стимуляторов для экономики. В краткосрочной перспективе пертурбации возможны, но в долгосрочной перспективе очевиден явно положительный эффект. В некотором роде США и ЕС в последние 4 месяца сделали для России больше полезного, чем российские чиновники за последние несколько лет. 1. Консолидация российских чиновников в интересах страны с полным разрушением иллюзий относительно безопасности западной юрисдикции для удержания активов. Будут теперь более активно работать во благо России, понимая, что только Россия сможет защитить их активы и свободу. 2. Сплочение народа перед внешней угрозой и агрессией запада. Мобилизационная экономика всегда намного эффективнее мирной. Рост патриотизма в обществе. 3. Импортозамещение и диверсификация экономики. Принудительная стимуляция развития других секторов экономики, когда ввели запрет на продажу некоторой категории продукции. Хочешь – не хочешь, но в связи с обстоятельствами придется вертеться и суетиться, развивая собственную промышленность. Очень положительный момент. 4. Развитие российской финансовой системы за счет роста спроса на рублевые займы из-за принудительного закрытия долгосрочных лимитов в евро, долларах, иенах и фунтах. Также же развитие за счет улучшения качества и спектра финансовых услуг, когда размещений акций и облигаций будет происходить не в Лондоне или Нью Йорке, а в Москве. 5. Наконец-то удастся полностью побороть отток капитала из РФ, когда произойдет массовая репатриация иностранных активов со стороны всех контрагентов. Чиновники и олигархи из-за опасения заморозки средств. Компании и банки на траектории сокращения долларовые и евродолгов и рефинансирования в рублях или другой валюте. ЦБ будет сокращать свои валютные резервы в долларах и евро. Вероятно будет создан пул долгосрочных инвестиционных гос.облигаций сроком на 10-15 лет для масштабных инвестиционных проектов в России. 6. Курс рубля на фоне всех этих событий через несколько лет может укрепиться. Хотя это плохо для экспорта, но обычно благоприятно воздействует на держателей активов и фин.систему. 7. При этом стоит отметить, что санкции приводят к снижению спроса на продукцию стран ЕС и США, как ответная реакция российских компаний и населения на политическую и экономическую травлю России. Большинство воздержутся от покупок европейских товаров, либо выберут аналоги, но произведенные в других странах. 8. Санкции серьезно ударяют по доверию к западной фин.системе, т.к. заморозка активов и закрытие лимитов теперь происходят в одностороннем порядке за пол часа. Фин.система по сути держится лишь на одном доверии. Когда имеет место быть столь экстремальный волюнтаризм, то позиции доллара начнут сдаваться. Никто не захочет иметь долгосрочных вложений в долларовых инструментах, т.к. не знаешь, что взбредёт в голову очередным сумасшедшим чиновникам. А эти процессы малопредсказуемы и скоротечны. Как вообще можно держать там активы, когда все так быстро меняется и не знаешь – заморозят у тебя завтра активы или нет? Это может быть началом краха долларовой империи. 9. В конечном итоге срыв пелены наивности с глаз относительно иллюзий, что на западе друзья и партнеры. Всякие эти бессмысленные «перезагрузки с США». Смертельно задушить Россию в дружеских объятиях у них теперь не получится. Теперь враг детектирован, методы воздействия понятны и дешифрованы. Как действовать тоже понятно.
Как видно, санкции – это как доктор прописал. Хотя возникает такое ощущение, что американские и еврочиновники какие то дурные, либо завербованы российской контрразведкой. Санкции настолько удивительно вписываются в долгосрочную программу экономического развития России, при этом подавляя западную фин.систему и нанося урон экономике ЕС из-за снижения спроса на их продукцию.Вместо того, чтобы наоборот открывать границы для финансового капитала, они закрывают их. Обычно инвестбанки борются за каждого клиента за размещение акций и облигаций, а тут просто блокирует окно. А кто теперь будет удерживать активы на западе, если средства замораживаются, блокируются? Западная система страдает в условиях делевереджа и находится на грани коллапса. Россия направляла сотни миллиардов долларов в Еврозону и США. Теперь они сами закрыли эти каналы. Если не изменяет память, за 2010-2013 года Россия в Еврозону направила больше денег (в плане увеличения долговой нагрузки), чем все страны Еврозоны вместе взятые между собой. Т.е. страны Еврозоны в совокупности сокращали кредитование и Россия единственная в Евразии, кто могла на сверх большие суммы обеспечить спрос на кредиты, подправляя балансы европейских банков в условиях делевереджа. Еврочиновники решили теперь отсасывать у демократичной Украины, которая и 5 млрд евро спроса не сможет сгенировать по сравнению с сотнями миллиардов в России? Вместо того, чтобы открывать рынки сбыта для товаров, они закрывают их. Пострадает не только военная и аэрокосмическая отрасли в ЕС и США, но и другие, т.к. как уже говорил в ответ на травлю России население и компании просто откажутся от большинства европейских товаров и перестанут активно гонять на отдых в Европу. Ну не идиоты эти самодуры в США и ЕС? Какие санкции могли быть губительными для России? 1. Разрыв корреспондентских отношений, клиринговых и расчетно-кассовых операций, что могло бы вызвать кризис ликвидности и заблокировать деятельность экспортеров и компаний, завязанных на внешнем финансировании, заблокировать торговое финансирование. 2. Торговый протекционизм. Ограничения или запрет на импорт из России нефти, газа и другого сырья. 3. Принудительная экспроприация или заморозка активов компаний или государства. А пока очередное шоу, губительное для самих шоуменов. Риски для России ограничиваются краткосрочным периодом при переориентации бизнеса и государства на новую парадигму взаимоотношений с сумасбродами из США и ЕС. В долгосрочном плане тенденции очень даже положительные. Ирония в том, что чем дальше – тем больше урона для сумасбродов и больше пользы для России.
spydell
Подписывайтесь на нас в Instagram:https://www.instagram.com/ruposters_ru/
ruposters.ru
Социальная санкция — это что такое? Виды, примеры
Слово «санкции» сейчас у всех на слуху, и значение этого слова уже понятно многим. Однако словосочетание «социальная санкция» — это малоизвестный социологический термин, и он может поставить в тупик. Кто же и на что накладывает санкции в этом случае?
Понятие о санкциях
Сам термин происходит от латинского sanctio (строжайшее постановление). В праве санкция рассматривается как элемент правовой нормы, который предусматривает негативные последствия для лица, нарушившего правила, установленные в такой норме. Понятие социальных санкций имеет схожее значение. Когда речь идет о социальной санкции, то, соответственно, подразумевается нарушение социальной нормы.
Социальный контроль и социальные санкции
Устойчивость социальной системы, сохранность социальной стабильности, появление положительных изменений в обществе обеспечиваются таким механизмом, как социальный контроль. Санкции и нормы – его составные элементы.
Общество и окружающие люди задают индивиду правила социального поведения и осуществляют социальный контроль, контролируя соблюдение социального поведения. Социальный контроль по своей сути — это подчинение человека социальной группе, обществу, он подразумевает следование социальным нормам. Осуществляется контроль через принуждение, общественное мнение, социальные институты, давление группы.
Социальная санкция — это самое важное средство социального контроля. В сочетании с социальными нормами они образуют механизм социального контроля. В более широком смысле социальная санкция — это все меры и средства, которые направлены на приведение индивида к норме социальной группы, стимулируют его иметь определенное поведение и определяют отношение к совершаемым действиям.
Внешний социальный контроль
Внешний контроль является сочетанием механизмов и институтов, контролирующих деятельность людей и обеспечивающих следование социальным нормам. Его подразделяют на формальный и неформальный. Формальный контроль заключается в положительной или негативной реакции со стороны официальных органов. В его основе лежат акты, имеющие юридическую и административную силу: законы, указы, постановления. Его действие распространяется на всех граждан страны. Неформальный контроль основан на реакциях окружающих: одобрении или неодобрении. Он не закреплен в официальной форме и не является эффективным в большой группе.
Внешний контроль может включать в себя изоляцию (содержание в тюрьме), обособление (неполную изоляцию, содержание в колонии, больнице), реабилитацию (помощь в возвращении к нормальной жизни).
Внутренний социальный контроль
Если социальный контроль слишком сильный и мелочный, это может привести к негативным результатам. Индивид может потерять контроль над собственным поведением, самостоятельность, инициативу. Поэтому очень важно наличие у человека внутреннего социального контроля, или самоконтроля. Человек сам согласует свое поведение с принятыми нормами. Механизмы этого контроля — чувство вины и совесть.
Социальные нормы
Социальные нормы – это общепринятые стандарты, которые обеспечивают упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия социальных групп и индивидов. Они направлены на регламентирование того, что говорят, думают, делают люди в конкретных ситуациях. Нормы являются эталонами не только для общества, но и для конкретных социальных групп.
Социальные нормы не зафиксированы документально, и зачастую являются неписанными правилами. К признакам социальных норм относят:
- Общезначимость. Распространяется на группу или на общество в целом, но не может распространяться только на одного или нескольких членов группы.
- Возможность применения группой или обществом одобрения, порицания, наград, наказаний, санкций.
- Наличие субъективной стороны. Индивид сам принимает решение, принимать или нет социальные нормы группы или общества.
- Взаимозависимость. Все нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Социальные нормы могут противоречить друг другу, и это создает личностный и социальный конфликт.
- Масштабность. По масштабу нормы делятся на социальные и групповые.
Виды социальных норм
Социальные нормы делятся на:
- Нормы права – установленные и охраняемые государством формальные правила поведения. К нормам права относят социальные табу (педофилия, каннибализм, убийство).
- Нормы морали – представления общества о манерах, морали, этикете. Эти нормы работают благодаря внутренним убеждениям индивида, общественному мнению, мерам общественного воздействия. Моральные нормы не однородны во всем обществе, и определенная социальная группа может иметь нормы, противоречащие нормам общества в целом.
- Нормы обычаев – традиции и обычаи, которые сложились в обществе и регулярно повторяются всей социальной группой. Следование им имеет в своей основе привычку. К таким нормам относят обычаи, традиции, ритуалы, обряды.
- Нормы организаций – правила поведения внутри организаций, которые отображены в их уставах, положениях, правилах, распространяются на работников или членов, и охраняются при помощи мер общественного воздействия. Такие нормы действуют в профсоюзах, политических партиях, клубах, компаниях.
Виды социальных санкций
Социальные санкции бывают четырех типов: позитивные и негативные, формальные и неформальные.
- Негативная социальная санкция — это наказание за нежелательные действия. Она направлена против человека, который отступил от принятых социальных норм.
- Позитивные санкции — поощрение за действия, одобряемые обществом, направленные на поддержку индивида, следующего нормам.
- Формальные социальные санкции – исходят от официальных, общественных, государственных органов.
- Неформальные санкции – являются реакцией членов социальной группы.
Все типы санкций образуют несколько сочетаний. Рассмотрим эти сочетания и примеры социальных санкций.
- Формальные позитивные – публичное одобрение со стороны официальных организаций (награды, титулы, премии, ученые степени, грамоты).
- Неформальные позитивные – публичное одобрение, выраженное в похвале, комплименте, улыбке и т. п.
- Формальные негативные – наказания, предусмотренные законом (штрафы, арест, тюремное заключение, увольнение и т. п.)
- Неформальные негативные – замечания, насмешки, жалоба, клевета и др.
Эффективность санкций
Позитивные санкции оказывают большее влияние, чем негативные. Одновременно с этим неформальные санкции являются наиболее действенными, по сравнению с формальными. Для человека личные отношения, признание, стыд и боязнь осуждения являются большими стимулами, чем штрафы и награды.
Если в социальной группе, обществе, есть согласие относительно применения санкций, они постоянны и неизменны и существуют достаточно продолжительное время, то они наиболее эффективны. Однако существование такой вещи, как социальная санкция, — это не гарантия эффективности социального контроля. Во многом она зависит от особенностей конкретного человека и от того, стремится ли он к признанию и безопасности.
Санкциям подвергаются люди, чье поведение признается обществом или социальной группой как отклоняющееся от норм и неприемлемое. Вид применяемых санкций и приемлемость их использования в определенной ситуации зависят от характера отклонения от социальных норм и от степени социального и психологического развития группы.
fb.ru