Получение взятки считается оконченным с какого момента – , , ,

Содержание

Проблемы квалификации получения взятки по моменту его окончания



Одним из наиболее актуальных вопросов квалификации преступлений, охватываемых понятием «взяточночетсво», является вопрос о моменте окончания получения, дачи взятки, посредничества во взяточничестве. Оценка данного вопроса по-прежнему является неоднозначной как в теории, так и на практике, несмотря на принятие Пленумом Верховного Суда Российской Федерации постановления от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (далее — Постановление Пленума ВС РФ № 24), в котором даны новые разъяснения относительно момента окончания различных форм взяточничества.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВС РФ № 24 получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получило ли указанное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

Несмотря на то, что Пленумом Верховного суда обозначена правовая позиция относительно момента окончания преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, ряд авторов, в том числе, Ю. Пудовочкин, настаивают на том, чтобы признавать указанное преступление оконченным с момента, когда у получателя незаконного вознаграждения появляется реальная возможность пользоваться или распоряжаться переданными ценностями по своему усмотрению. Основным аргументом рассматриваемого подхода является положение о том, что получение взятки — это корыстное преступление, следовательно, преступление не следует признавать оконченным, пока у лица не появится возможность реализовать корыстную цель [12, с. 97].

При таких обстоятельствах представляется обоснованной позиция, изложенная в Постановлении № 24, поскольку по конструкции рассматриваемый состав преступления сформулирован как формальный, основным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти и реализацию интересов службы, а не отношения собственности.

Неоднозначно в теории и на практике решается вопрос об установлении момента окончания получения взятки в значительном, крупном, особо крупном размерах при получении лицом части ценностей, не составляющих значительного, крупного, особо крупного размера, хотя предполагалось получить их в соответствующем размере.

Так, Архангельским областным судом как оконченное преступление квалифицировано получение взятки оперативным уполномоченным отдела по борьбе с экономическими преступлениями на потребительском рынке, финансово-кредитной сфере и сфере оборота водных биологических, в крупном размере, когда за совершение незаконных действий по прекращению проверки в отношении предпринимателя В. он получил только часть оговоренной суммы взятки, после чего был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Такой подход соответствует положениям абзацу 2 пункта 10 Постановления № 24.

Однако, необходимо отметить, что существует 3 различных точки зрения по данному вопросу.

Во-первых, по мнению А.В. Грошева и многих других исследователей содеянное следует квалифицировать как оконченное преступление, совершенное в значительном, крупном, особо крупном размере, с момента принятия хотя бы части, если предполагалось получение ценностей в соответствующем размере. Сторонники указанного подхода исходят из общего правила определения момента окончания преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ [7, с. 94].

Исследователи, придерживающиеся второй точки зрения, полагают, что содеянное требует квалификации по совокупности преступлений: как покушение на преступление в значительном, крупном, особо крупном размере и оконченное преступление в размере фактически переданных ценностей. Данный вариант основан на том, что состав преступления является формальным, размер взятки является объективным признаком, для признания преступления оконченным требуется, чтобы должностное лицо приняло взятку в значительном, крупном, особо крупном размере. В то же время, поскольку содеянное содержит признаки оконченного преступления, помимо покушения требуется еще квалификация преступления как оконченного в размере фактически полученных ценностей.

Согласно третьей точке зрения, как указывают А.О. Безверхов, Л. Боровых, В. Степанов, В. Шумихин, Н. Чудин, Н. Лопашенко, В.Н. Щепельков, М. Любавина, имеет место покушение на преступление, совершенное в значительном, крупном, особо крупном размере. Дополнительной квалификации не требуется. Третий вариант также аргументирован тем, что размер взятки — это объективный признак, следовательно, преступление не является оконченным до тех пор, пока должностное лицо не приняло ценности в соответствующем размере [19, с. 4].

В судебной практике на уровне решений Верховного Суда РФ встречались два первых варианта, в доктрине доминирующей является правовая позиция, соответствующая третьему варианту.

В этой связи представляет интерес еще один вопрос, связанный с особенностью такого предмета взяточничества, как оказание услуг имущественного характера. Это определение размера в случае, когда услуга до конца не выполнена. Несмотря на то, что Пленум прямого ответа на данный вопрос не дает, тем не менее, из подхода к установлению момента окончания преступления можно заключить, что размер взятки будет определяться стоимостью услуги в целом. Эта логика, по мнению В.Ф. Щепелькова и ряда других авторов, представляется неприемлемой для исчисления размера взятки и была неоднократно подвергнута критике.

В то же время, в соответствии с позицией ВС РФ в случае, когда должностному лицу предмет взятки передавался в виде фальшивых денежных средств, действия взяткополучателя подлежат квалификации как покушение на взятку в том размере, на который был направлен умысел виновного.

Как отмечает Л.И. Фарберова, поддельные банкноты не являются законным средством платежа, в связи с чем не могут находиться в денежном обращении, поскольку лишены экономических свойств, присущих действительным деньгам [15, с. 79]. Р. Шарапов поддерживает такую правовую позицию, усиливая ее тем, что поддельным денежным знакам в силу их ничтожности для финансового оборота не представляется возможным дать легальную денежную оценку, необходимую для рассмотрения дел о взяточничестве и обязательную для определения размера взятки, непосредственно влияющего на квалификацию [17, с. 37].

Впервые Пленумом ВС РФ дано разъяснение относительно момента окончания взяточничества, совершаемого под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Согласно пункту 13 Постановления получение или дача взятки, в том числе через посредника, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом. Однако данный подход нередко подвергается критике в литературе.

Так, по мнению Б.В. Волженкина, ввиду того, что в такой ситуации взятка как таковая субъекту не давалась, его действия необходимо квалифицировать лишь как покушение на получение взятки [5, с. 118]. Поскольку предмет рассматриваемого преступления является одним из объективных признаков состава, получение взятки надлежит считать оконченным посягательством только при условии, если должностное лицо приняло незаконное имущественное вознаграждение, переданное ему именно от взяткодателя, т. е. лица, в действиях которого имеются все признаки состава дачи взятки. Если должностное лицо принимает имущественное вознаграждение, которое оно считает взяткой, от субъекта, в действительности не являющегося взяткодателем, а только имитирующего дачу взятки и не имеющего умысла на подкуп чиновника в целях совершения последним действий (бездействия) по службе (таковым является лицо, участвующее в ОРМ), передаваемые ценности нельзя считать взяткой. Вместе с тем, позиция Верховного Суда по данному вопросу сформирована, хотя и не является бесспорной.

Как следует из судебной практики, гораздо сложнее дифференцировать изобличение взяткополучателя в ходе правомерных оперативно-розыскных мероприятий и провокационно-подстрекательских действий, организованных сотрудниками правоохранительных органов. Сотрудники, как правило, действуют с целью пресечения коррупционной деятельности лица, в отношении которого поступала информация о ранее полученных им взятках. Однако суды не признают ОРМ обоснованным и правомерным в случае, если с требованием о передаче взятки выступило само должностное лицо, но было установлено, что «благоприятная» для таких действий обстановка организована с участием оперативных работников. Такие действия признаются провокационно-подстрекательскими.

Помимо прочего, немало вопросов возникает при квалификации продолжаемого взяточничества, в частности, при следующих обстоятельствах: если должностное лицо, получив от взяткодателя незаконное вознаграждение в оговоренном размере за совершение определенного деяния, требует повысить размер взятки и взяткодатель, согласившись с предъявленным требованием, передал дополнительное вознаграждение.

Рассматриваемая ситуация порождает правоприменительную дилемму, требующую выбора между совокупной квалификацией и констатацией признаков продолжаемого преступления. П.С. Яни, Т.А. Николенко полагают, что в данной ситуации отсутствуют признаки продолжаемого преступления, а имеет место совокупность преступлений, поскольку состав преступления объективно и субъективно завершен с момента получения взятки, соответствующей первоначальной договоренности. Однако авторы не учитывают, что требование дополнительного незаконного вознаграждения может быть спланировано взяткополучателем изначально, и кроме того, желание взяткополучателя получить дополнительное вознаграждение нельзя расценивать как новый умысел на получение взятки. Указанные обстоятельства свидетельствуют об определенной динамике первоначального умысла, которая остается в его рамках [20, с. 25].

Иначе следует квалифицировать действия взяткополучателя, который после получения взятки в заранее определенном размере сообщает взяткодателю о том, что для совершения действия (бездействия), в котором заинтересован взяткодатель, необходимо дать взятку другому должностному лицу. В этом случае получение чиновником дополнительного незаконного вознаграждения для передачи другому должностному лицу является результатом формирования нового умысла, а значит, это деяние должно получить самостоятельную уголовно-правовую оценку:

1) как посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), если должностное лицо, получившее вторую взятку, передало ее другому взяткополучателю;

2) как мошенничество (ст. 159 УК РФ), если информация о необходимости подкупить еще одно должностное лицо является ложной и сообщается с целью похитить дополнительное незаконное вознаграждение. В этом случае имеет место так называемое «мнимое посредничество» во взяточничестве; правила его квалификации изложены в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда № 24

Таким образом, в статье рассмотрены проблемы квалификации преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 290 УК РФ по моменту его окончания. Подводя итог, необходимо отметить, что рассматриваемые преступления подлежат квалификации с учетом формальной конструкции состава, а также основного объекта, независимо от правил квалификации иных преступлений, в частности, различных форм хищения, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Основные вопросы квалификации рассматриваемого деяния изложены высшей судебной инстанцией в Постановлении Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» от 9 июля 2013 г. № 24.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: фед. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 24 (ред. от 03.12.2013) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // БВС РФ. 2013. № 9.
  3. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005. 423 с.
  4. Грошев А.В. Ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа по УК РФ // Уголовная политика в сфере обеспечения безопасности здоровья населения, общественной нравственности и иных социально-значимых интересов: материалы II научно-практической конференции, 25 мая 2013. Ч. I. М, 2013. С. 92-95.
  5. Краюшкина Я.В. Момент окончания взяточничества / Я.В. Краюшкина // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2016. № 2. С. 62–64.
  6. Кулагин А.Н. Особенности квалификации продолжаемого взяточничества // Уголовная политика: теория и практика. 2016. № 2. C. 173-176.
  7. Пудовочкин Ю. Е. Получение взятки как корыстное преступление // Уголовное право. 2013. № 5. С. 97-99.
  8. Скоморохов С. А. Момент окончания взятки и коммерческого подкупа и посредничества в них // Вестник ЮГУ. 2015. № 2 (38). С. 219-220.
  9. Фарберова Л.И. Получение взятки в виде денег: уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации // Законодательство и экономика. 2014. № 5. 78 — 81.
  10. Шарапов Р.Д. Момент окончания взяточничества // Криминалистъ. 2016. № 1. C. 35-38.
  11. Щепельков В.Ф. Позиции пленума верховного суда российской федерации относительно момента окончания получения, дачи взятки, посредничества во взяточничестве, коммерческого подкупа // Криминалистъ. 2014. № 1(14). C. 3-9.
  12. Яни П.С. Новые вопросы квалификации взяточничества // Законность. 2014. № 9. С. 22 — 27.

Основные термины (генерируются автоматически): должностное лицо, получение взятки, крупный размер, размер взятки, УК РФ, оконченное преступление, судебная практика, Верховный Суд, правовая позиция, дополнительное незаконное вознаграждение.

moluch.ru

7. С какого момента преступления получение взятки (ст. 290 ук рф) и дача взятки (ст. 291 ук рф) считаются оконченными:

1) с момента предложения взятки;

2) с момента дачи взятки;

3) с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки;

4) получение взятки — с момента принятия должностным лицом, дача взятки- с момента предложения взятки;

5) получение взятки — с момента принятия должностным лицом, дача взятки- с момента вручения должностному лицу.

8. Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и решите в каких случаях отсутствуют признаки вымогательства взятки:

1) требование взятки под угрозой лишения премии;

2) требование взятки под угрозой возбудить уголовное дело в отношении лица совершившего преступление;

3) требование взятки под угрозой увольнения с работы;

4) требование взятки под угрозой наложить штраф на владельца предприятия по надуманным основаниям;

5)умышленная задержка повышения очередного звания или должности;

6) умышленная задержка предоставления квартиры очереднику.

9. В каких случаях лицо давшее взятку освобождается от уголовной ответственности:

1) если должностное лицо не выполнило действий в пользу взяткодателя;

2) если взяткодатель потребовал вернуть ему данную им взятку;

3) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное, дело о даче им взятки;

4) если лицо предало огласке факт даче им взятки большому кругу лиц;

5) если лицо добровольно сообщило вышестоящему должностному лицу, о том, что его подчиненному была дана взятка.

10. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст. 288 ук рф (Присвоение полномочий должностного лица):

1)любое физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 летнего возраста;

2) частное лицо, достигшее 16 летнего возраста;

3) только должностное лицо;

4) лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой либо иной организации;

5) государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

1Тема изучается самостоятельно.

2Тема изучается самостоятельно.

3Литература отмеченная значком * имеется в фондах библиотеки ПФ РАП

4Литература отмеченная значком * имеется в фондах библиотеки ПФ РАП

5Литература отмеченная значком * имеется в фондах библиотеки ПФ РАП

6Литература отмеченная значком * имеется в фондах библиотеки ПФ РАП

7Литература отмеченная значком * имеется в фондах библиотеки ПФ РАП

8Литература отмеченная значком * имеется в фондах библиотеки ПФ РАП

studfiles.net

Получение взятки (ст. 290 УК РФ). Получение взятки должностным лицом :: BusinessMan.ru

Взяточничество считается одним из древнейших и самых распространенных коррупционных явлений. За незаконные вознаграждения выдаются лицензии, обеспечивается подписание выгодных контрактов, формируются нужные результаты экспертиз, ограничивается свобода конкуренции и пр. Рассмотрим далее, какая предусмотрена ответственность за получение взятки.

Актуальность проблемы

Получение взятки в РФ расценивается как корыстное служебное преступление. Суть деяния заключается в принятии уполномоченным сотрудником от других субъектов заведомо незаконного материального вознаграждения. Существуют разные виды получения взяток. Принятие незаконного вознаграждения может осуществляться виновным лично либо с помощью посредника. В отечественном законодательстве наказывается как получение взятки (ст. 290 УК РФ), так и ее дача (норма 291 Кодекса). В обеих нормах предусматриваются общие и квалифицирующие признаки преступления. Соответственно, наказание назначается с принятием их во внимание.

Характеристика преступления

Получение взятки (ст. 290 УК РФ) предполагает принятие служащим денежных средств, ценных бумаг, прочего имущества либо выгод за бездействия/действия в пользу субъекта, передающего эти объекты, или лиц, представляемых им, если они входят в полномочия этого сотрудника или он в силу своего положения может поспособствовать таким действиям/бездействиям. Наказание предусматривается и в том случае, если за незаконное вознаграждение виновный обещает покровительство либо попустительство по службе. Данные деяния образуют общий состав получения взятки. Он устанавливается в ч. 1 указанной выше нормы.

Отягчающие обстоятельства

Ужесточение наказания предусматривается за получение взятки должностным субъектом за осуществление незаконных действий/бездействий. Часть третья устанавливает санкции за преступление, совершенное сотрудником государственного федерального или регионального органа власти, а также главой местной структуры самоуправления. К особо квалифицированным видам получения незаконного вознаграждения относят совершение деяния:

  1. Группой субъектов по предварительной договоренности.
  2. Неоднократно.
  3. Сопряженного с вымогательством вознаграждения.
  4. В крупном размере.

Преступления, предусмотренные в части первой, в этой связи считаются деяниями средней тяжести, в частях 2 и 3 — тяжкими, в ч. 4 — особо тяжкими.

Специфика

Получение взятки УК РФ относит к преступлениям против интересов госслужбы, государственной власти. Это деяние является посягательством на нормальное функционирование аппарата госуправления. В качестве одного из ключевых принципов его работы выступает публично-правовой, законный порядок оплаты труда его сотрудников. Они не имеют права принимать от организаций и граждан никакие вознаграждения (деньги, подарки, ссуды, оплату отдыха или развлечений, компенсацию транспортных расходов и так далее), связанные с исполнением ими своих обязанностей.

Получение взятки УК расценивает как элемент, разлагающий нормальную работу административного аппарата. Это преступление дискредитирует управленческие и властные структуры муниципальных и государственных институтов, подрывает их авторитет, ставит под сомнение их компетентность. Такого рода посягательства дают представление о продажности уполномоченных органов, возможности решать вопросы посредством подкупа служащих. Зачастую получение взятки должностным лицом связано с попустительством или прямым содействием ОПГ, хищениями, контрабандой, незаконным оборотом запрещенных веществ и предметов, налоговыми преступлениями, препятствованием свободной предпринимательской деятельности и прочими деяниями. Это, несомненно, усиливает общественную опасность рассматриваемого посягательства.

Предмет

В качестве него могут выступать разнообразные материальные ценности:

  1. Денежные средства (инвалюта в том числе).
  2. Ценные бумаги.
  3. Промышленные и продовольственные товары.
  4. Недвижимость и так далее.

Передаваться могут также разные выгоды, услуги имущественного характера, которые оказываются виновному субъекту бесплатно, при том, что они должны быть оплачены, либо по слишком заниженной цене. К примеру, получение взятки должностным лицом может выражаться в принятии денег якобы в долг, в заключении фиктивных трудовых контрактов с последующей выплатой средств за якобы выполненную работу, оказанную помощь и пр.

Деятельность по совместительству

По действующему законодательству, муниципальным и государственным служащим запрещено выполнять какую-либо оплачиваемую работу, за исключением научной, педагогической или другой творческой, получать гонорары за выступления и публикации в качестве сотрудников органов управления. Вместе с этим нарушение данного ограничения само по себе не может выступать автоматически как получение взятки. Преступление будет иметь место только в том случае, если работа не выполнялась фактически либо оплаченные действия состояли в исполнении обычных служебных обязанностей.

Объективная часть

В норме 290 УК РФ получение взятки предполагает ответные:

  1. Бездействия/действия в пользу передающего или представляемых им субъектов, которые входят в служебные полномочия принимающего.
  2. Пособничество в осуществлении или неосуществлении мероприятий.
  3. Покровительство по службе или попустительство.
  4. Незаконные бездействия/действия в пользу передающего или субъектов, которых он представляет.

В первом случае получение взятки осуществляется за правомерные последующие поведенческие акты виновного. Такими бездействиями/действиями не нарушаются его служебные обязанности. Они не выходят за пределы его полномочий. Другими словами, данные поведенческие акты виновный имел право или был обязан совершить.

Служебный статус

Должностное положение субъекта определяется не только его юридическими возможностями, касающимися круга обязанностей и прав. Они вменяются ему в силу его профессиональной деятельности. Служебный статус предполагает и фактические возможности, которые вытекают из авторитета той должности, которую занимает субъект в госоргане, местной структуре власти, муниципальном учреждении, воинском формировании, а также из связей, возникающих при выполнении им своих обязанностей. Используя их, виновный может за определенное вознаграждение повлиять или иным образом поспособствовать совершению или не совершению выгодного для дающего взятку субъекта действия другим сотрудником. При этом последний даже может ничего не знать о преступлении.

Разъяснения ВС

В своем Постановлении №3 от 30 марта 1990 г. Суд поясняет, что к субъектам, которые не обладали необходимыми полномочиями для выполнения за вознаграждение действий, выгодных для передающего ценности гражданина, но ввиду своего служебного положения могли предпринять меры, способствующие их совершению другими сотрудниками, должно применяться наказание за получение взятки. Статья закона распространяется, в частности, на:

  • Консультантов.
  • Референтов.
  • Секретарей.
  • Помощников ответственных служащих.
  • Инспекторов.
  • Начальников канцелярий и прочих.

Указанные субъекты не принимают окончательного решения по тому или иному вопросу, интересующему передающих вознаграждение граждан. Однако от действий, совершаемых этими служащими, в значительной степени может зависеть разрешение той или иной ситуации. Использование только родственных, дружественных отношений для достижения необходимого результата для субъекта, передавшего вознаграждение, не будет выступать как злоупотребление служебным статусом. Это, в свою очередь, исключает наказание за получение взятки.

Попустительство и покровительство

Как правило, конкретные действия виновного субъекта не оговариваются специально. Тем не менее, участники незаконной сделки понимают, что получение взятки предполагает удовлетворение интересов передающего вознаграждение субъекта или других людей, которых он представляет. Попустительство либо покровительство в итоге выразится в тех или иных бездействиях/действиях виновного служащего. Взяточничество такого типа имеет место, как правило, при получении систематических подношений от подконтрольных или подчиненных работников. Это обуславливается тем, что вышестоящий сотрудник постоянно разрешает ситуации, затрагивающие интересы нижестоящих служащих. При этом последние, разумеется, заинтересованы в создании наиболее благоприятных для них условий.

Получение взятки при не обсуждаемом дальнейшем поведении служащего за попустительство либо покровительство характерно для коррумпированного административного аппарата муниципальных или государственных структур, различных органов власти. В качестве одного из примеров выступает случай, когда представители ОПГ в определенной степени «берут на содержание» сотрудников указанных учреждений, предполагая, что те при необходимости будут действовать в их интересах.

Незаконные поведенческие акты

О них говорится в части второй ст. 290. Незаконными считаются бездействия/действия, которые выходят за пределы служебных полномочий сотрудника. К ним также относят поведенческие акты, которые включены в компетенцию должностного лица, однако при данных обстоятельствах для их совершения не было оснований. Другими словами, незаконные действия/бездействия представляют собой поведение, связанное с нарушением служебных обязанностей.

Важный момент

Преступление будет считаться завершенным с момента получения (принятия) служащим хотя бы части вознаграждения. При этом не имеет значения, выполнил ли он оговоренное действие либо нет, собирался его совершить или нет. В данном случае важно, чтобы выгоды либо ценности были приняты гражданином именно в качестве должностного лица, способного лично или посредством влияния на других служащих обеспечить удовлетворение нужд субъекта, передающего предметы, или граждан, которых он представляет.

Последствия

Само бездействие/действие, которое совершается за вознаграждение, находится за пределами состава рассматриваемого преступления. В этой связи оно должно квалифицироваться отдельно. В некоторых случаях субъект, используя свой служебный статус, совершает действия, которые сами по себе выступают как преступление. К примеру, сотрудник за вознаграждение предоставляет поддельный документ, выносит заведомо необоснованный приговор, освобождает от уголовного наказания, фальсифицирует доказательства, пособничает контрабанде, хищению, нарушает установленный законом порядок и пр. В таких случаях ответственность наступает по совокупности статей.

Субъективная часть

Получение взятки является умышленным преступлением. Оно совершается по корыстным мотивам. Должностное лицо, получающее взятку, понимает, что выгоды и ценности передаются и предоставляются ему незаконно за совершение им впоследствии бездействий/действий, относящихся к его обязанностям или за способствование к их осуществлению другими сотрудниками.

В случае когда виновный субъект при принятии ценностей вводит в заблуждение граждан, их передающих, создавая видимость правомерности их предоставления, содеянное не попадает под рассматриваемую норму. Например, должностное лицо может говорить о том, что передача предметов выступает как оплата за услугу, оказанную учреждением, выполненную им работу. Такие деяния квалифицируются как мошеннические действия с использованием служебного положения. В качестве субъекта может выступать только должностное лицо. Все прочие субъекты, которые участвуют в совершении рассматриваемого преступления, в том числе те, которые выдают себя за служащих, являются соучастниками, организаторами или пособниками.

Квалифицирующий признак

Отдельно в рассматриваемой статье предусмотрено наказание для госслужащих федеральных или региональных органов, а также глав местной администрации. Эти субъекты считаются специальными. В действовавшем ранее УК в качестве квалифицирующего признака выступало получение взятки служащим, занимавшим ответственное положение. Данное понятие носило исключительно оценочный характер и достаточно широко толковалось на практике. В настоящее время определение лиц, которые занимают госдолжность в РФ, раскрыто в примечаниях к ст. 285, а также в ФЗ, регламентирующем основы госслужбы, и Указе Президента от 11 января 1995 г.

Вымогательство

В Постановлении Пленума ВС оно определяется как требование служащим вознаграждения под угрозой совершения действий, способных причинить вред интересам дающего взятку. Вымогательство может выражаться также в умышленном создании таких условий, при которых гражданин вынужден предоставить материальные ценности виновному во избежание негативных последствий для себя.

В любом из указанных случаев субъект дает взятку для того, чтобы защитить либо обеспечить реализацию собственных законных интересов, которые поставлены под угрозу. Если передающий вознаграждение заинтересован в неправомерных действиях/бездействиях служащего, стремится уклониться от наказания, получить незаслуженные льготы и пр., то вымогательство не будет иметь место.

Служащий, требующий взятку, может прямо не высказывать какие-либо угрозы. Он может просто умышленно не исполнять тех или иных действий, которые не только мог, но и обязан был совершить. Подобным поведением должностное лицо нарушает законные интересы взяткодателя. Последний, таким образом, вынужден добиться надлежащих действий или бездействий от служащего путем предоставления ему вознаграждения.

Крупный размер

Он определяется в денежном выражении. Стоимость переданных предметов устанавливается в соответствии с ценами на продукцию, тарифами на работы/услуги, валютным курсом, действовавшими на момент совершения деяния. В случае если определить стоимость указанным способом не представляется возможным, привлекается эксперт, дающий свою оценку. Если субъект виновен в получении взятки в размере, превышающем 300 МРОТ, то к нему применяется п. «г». ч. 4 рассматриваемой нормы. Вознаграждение может быть получено субъектом частями. Если эти эпизоды выступают как элементы одного преступления, деяние также квалифицируется по п. «г» ч. 4.

Заключение

В случае совершения деяния в соучастии квалифицирующие обстоятельства, которые характеризуют повышенную социальную опасность, должны вменяться в вину и соисполнителям, и подстрекателям, и организаторам, и пособникам, если указанные признаки были охвачены их умыслом. Речь, в частности, идет о случаях, предусмотренных частью четвертой ст. 290 (крупный размер, вымогательство, предварительный сговор и пр.). Вместе с этим обстоятельства, которые характеризуют непосредственно личность соучастника, ни при каких обстоятельствах не могут учитываться в процессе квалификации деяний других соучастников. К таким характеристикам, например, относят неоднократность совершения незаконного поступка.

businessman.ru

С какого момента считается оконченным получение взятки

Комментарий к статье 291

1. Новый УК внес несколько уточнений в формулировку этого состава, традиционно

сохранив при этом значительно меньшее число квалифицирующих признаков по сравнению

с ответственностью взяткополучателя, а также значительно меньший размер наказания

за это преступление. И то и другое объясняется тем, что субъектом этого преступления

являются не должностные лица.

2.

Уголовный кодекс РФ Статья 204

Статья 204 УК РФ:

1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением — наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2.

Статья 339

1. Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана —

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

2.

С какого момента считается оконченным получение взятки

70. СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ И ЕГО РАЗГРАНИЧЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ДОКУМЕНТАМИ

Объектом преступления является нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.

Предмет преступления – официальные документы, т.

megatranslation.ru

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента когда

2. Оконченное преступление

Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного УК (ч. 1 ст. 29). Момент окончания преступления является различным в зависимости от конструкции состава преступления. Для одних преступлений характерно, что они считаются оконченными лишь при наступлении определенных общественно опасных последствий. Таковы, в частности, преступления, предусмотренные ст.

Не в свой карман — взяткой не считается

Постановление Пленума Верховного суда РФ (ВС) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», обсуждавшееся с весны, сегодня было принято (см. файл). Редакционная комиссия выбрала варианты решений из альтернатив, которые были в редакции проекта от 13 июня (см. здесь ). Учтены были многие замечания Генпрокуратуры. В частности, Пленум ВС согласился не считать взяткой получение имущественных выгод в пользу третьего лица – например, для бюджетного учреждения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от Коммерческий подкуп, как и получение взятки, считается оконченным составом преступления с момента получения или передачи предмета подкупа.

Органами следствия Шушканов и Шагалиев, выполняющие управленческие функции в Пермских городских электрических сетях (ПГЭС), обвинялись в незаконном получении денег (коммерческом подкупе) за совершение действий (изменение технических условий электроснабжения организаций) в интересах Пермского филиала АКБ «Транскапиталбанка» в связи с занимаемым ими служебным положением, по предварительному сговору, организованной группой и сопряженном с вымогательством.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г.

Определение СК Верховного Суда РФ от 8 сентября 1998 г. Коммерческий подкуп, как и получение взятки, считается оконченным составом преступления с момента получения или передачи предмета подкупа (Извлечение)

Органами следствия Шушканов и Шагалиев, выполняющие управленческие функции в Пермских городских электрических сетях (ПГЭС), обвинялись в незаконном получении денег (коммерческом подкупе) за совершение действий (изменение технических условий электроснабжения организаций) в интересах Пермского филиала АКБ «Транскапиталбанка» в связи с занимаемым ими служебным положением, по предварительному сговору, организованной группой и сопряженном с вымогательством.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Перми от 15 августа 1997 г.

Получение взятки (cm, 290 УК).

Уголовная ответственность может возникнуть не только из-за действий меди­цинских работников, нарушающих профессиональные обязанности, но и в связи с преступлением против государственной власти, интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Однако преступления данной группы вопреки укрепившемуся мнению имеют во многих случаях косвенное отношение к врачебной деятельности.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента когда

Состав дачи взятки по своей законодательной конструкции формальный. Преступление считается оконченным с момента передачи виновным взятки должностному лицу или хотя бы части взятки. Если вручение взятки по независящим от взяткодателя причинам не состоялось (должностное лицо отвергло предлагаемую взятку), то содеянное образует покушение на дачу взятки (ч.3 ст.30 и ст.291 УК).

С субъективной стороны дача взятки характеризуется только прямым умыслом.

Получение и дача взятки, а равно незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом

В мае 2007 года граждане Узбекистана отец и сын — Санакуловы обратились в Представительство УВКБ ООН в Республике Казахстан. 11 мая 2007 года им были выданы сертификаты лица, ищущих убежища. Впоследствии данные лица.

Налоговый орган обратился в суд к Х. с иском о взыскании задолженности по налогу на имущество за прошедшие три налоговых периода (три года). До обращения в суд с исковым заявлением налоговый орган обращался с.

Супруги А обратились к застройщику с целью приобретения коттеджа для проживания.

Понятие оконченного преступления. Определение момента окончания преступления в зависимости от конструкции состава.

1. Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.

3. Уголовная ответственность за неоконченное преступление наступает по статье настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за оконченное преступление, со ссылкой на статью 30 настоящего Кодекса.

jursait.ru

7. С какого момента преступления получение взятки (ст. 290 ук рф) и дача взятки (ст. 291 ук рф) считаются оконченными:

1) с момента предложения взятки;

2) с момента дачи взятки;

3) с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки;

4) получение взятки — с момента принятия должностным лицом, дача взятки- с момента предложения взятки;

5) получение взятки — с момента принятия должностным лицом, дача взятки- с момента вручения должностному лицу.

8. Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и решите в каких случаях отсутствуют признаки вымогательства взятки:

1) требование взятки под угрозой лишения премии;

2) требование взятки под угрозой возбудить уголовное дело в отношении лица совершившего преступление;

3) требование взятки под угрозой увольнения с работы;

4) требование взятки под угрозой наложить штраф на владельца предприятия по надуманным основаниям;

5)умышленная задержка повышения очередного звания или должности;

6) умышленная задержка предоставления квартиры очереднику.

9. В каких случаях лицо давшее взятку освобождается от уголовной ответственности:

1) если должностное лицо не выполнило действий в пользу взяткодателя;

2) если взяткодатель потребовал вернуть ему данную им взятку;

3) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное, дело о даче им взятки;

4) если лицо предало огласке факт даче им взятки большому кругу лиц;

5) если лицо добровольно сообщило вышестоящему должностному лицу, о том, что его подчиненному была дана взятка.

10. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст. 288 ук рф (Присвоение полномочий должностного лица):

1)любое физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 летнего возраста;

2) частное лицо, достигшее 16 летнего возраста;

3) только должностное лицо;

4) лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой либо иной организации;

5) государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

1Тема изучается самостоятельно.

2Тема изучается самостоятельно.

3Литература отмеченная значком * имеется в фондах библиотеки ПФ РАП

4Литература отмеченная значком * имеется в фондах библиотеки ПФ РАП

5Литература отмеченная значком * имеется в фондах библиотеки ПФ РАП

6Литература отмеченная значком * имеется в фондах библиотеки ПФ РАП

7Литература отмеченная значком * имеется в фондах библиотеки ПФ РАП

8Литература отмеченная значком * имеется в фондах библиотеки ПФ РАП

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *