Понятие государственной власти и виды – 27. Государственная власть: понятие и виды.

Виды государственной власти

Определение 1

Государственная власть представляет собой форму политической власти, которая является руководящим началом общества, осуществляет деятельность от имени народа на всей государственной территории.

Для получения власти статуса государственной необходимо наличия аппарата управления, функционала по изданию и доведению до общества норм поведения.

О видах государственной власти и ее разновидностях размышляют ученые теоретики права. Существуют сторонники теории, что государственная власти представляет собой социальную власть в особом ее проявлении. Особый характер социального проявления государственной власти складывается при наличии двух составляющих:

  • во-первых, наличием особых органов управления;
  • во-вторых, социально неоднородного общества, требующего единения.

Государственная власть всегда проявляется в условиях обозначенных и принятых границ в территориальном смысле. Считается, что именно государственная власть в своих видах способна привнести развитие в общественные институты.

Другие ученые отмечают, что государственная власть в своем проявлении отлична от социальной власти, имеет свои специфические признаки:

  • Только у государственной власти имеются полномочия на принятие общеобязательных правил поведения, границ дозволенного поведения;
  • Только государственная власть имеет механизмы государственного принуждения.

Основная классификация видов государственной власти

После того, как мы определили основные границы государственной власти, следует указать на виды власти (некоторые ученые отмечают, что под видами государственной власти следует понимать виды органов государственной власти):

  1. Законодательная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию, которых входит издание нормативно-правовых актов по всем аспектам общественных отношений, проявляющихся как в дозволении, так и в запретах поведения общества.

  2. Исполнительная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию которых входит правоприменительная деятельность. Органы исполнительной власти дополняют законодательную в части соблюдения принятых норм. Они являются своего рода «блюстителями» порядка.

  3. Судебная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, которые, в случае нарушения дозволенных правил поведения, имеют полномочия по пресечению дальнейших нарушений.

Данные виды государственной власти являются гарантом сохранения стабильности в обществе. Однако выделяют также и прочие виды государственной власти, давая им несколько иную характеристику:

  • Верховная власть. В соответствии с данной классификацией видов государственной власти, к верховной власти относят – аристократию, монархию и демократию.
  • Управленческая власть. Здесь также дается обобщенное понятие о возможности и полномочиях власти воздействовать и контролировать общества (как в целом, так и в частности – на каждого индивида).
  • Публичная власть. Она как бы выделяется из общества. Данный вид власти обозначен для того, чтобы отграничить гсударственную власть от общественного строя.
  • Символическая власть. Она тесно связана с социальным аспектом, формируя восприятие и оценку происходящих в государстве событий.

Пожалуй, следует выделить и еще одну классификацию видов власти, которую по некоторым основаниям приравнивают к государственной.

Дополнительная классификация видов государственной власти

Так, к законодательной, исполнительной и судебной видам власти общество добавляет еще две:

  • Средства массовой информации, которые действуют независимо от иных органов государственной власти, при этом освещают и обозначают проблемы общества, призывая государственную власть обратить на данные проблемы внимание или осуждают государственную власть за отсутствие достаточного внимания к тем или иных проблемам общества.
  • Церковь. Ее также называют ветвью власти, поскольку помимо правил поведения устанавливаемых в нормативно-правовых актах, существует мораль общественного поведения. Трактовку такой морали осуществляет церковь. Она также призвана обращать внимание государства на те или иные проблемы общества.

Оговоримся, что данная классификация наличествует только в доктрине государства и права, нормативно данное деление видов государственной власти нигде не обозначено.

Замечание 1

Рассмотрев вопрос видов государственной власти отметим, что органы государственной власти представляют собой лишь коллектив, которому общество делегировало осуществлять государственные функции в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

spravochnick.ru

Понятие и виды государственной власти.

Поделись с друзьями

Государственная власть – это руководство обществом с помощью государственного аппарата, опирающегося на легализованное принуждение, осуществляемое с целью реализации воли доминирующих социальных сил.

Она обладает рядом особенностей, позволяющих отграничить ее от иных видов социальной власти. 1. Ей присуще верховенство над всеми другими видами власти внутри страны и независимость, самостоятельность на международной арене. 2. Особенностью государственной власти выступает ее легитимность, т. е. признание народом данной власти, ее структур и вера в то, что именно эта власть является лучшей. 3. Государственная власть характеризуется легальностью, означающей законное избрание ее народом и возможность использовать средства принуждения в отношении всего общества. 4. Субъект и объект государственной власти не совпадают, что особенно характерно для классового общества, в котором властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, а подвластными – все остальное население. В условиях демократического общества наблюдаются сближение субъекта и объекта власти. 5. Государственной власти свойственно единство, т. е. способность формулировать общезначимые стратегические цели, определять способы их достижения. 6. Государственная власть проявляется в деятельности государственных органов, учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти – судебными и исполнительными.

Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.

Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд, Конституционный суд).

students-library.com

Государственная власть: понятие, признаки и виды

Федеральное агентство по образованию

Факультет параллельной подготовки

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Теория государства и права»

Тема: Государственная власть: понятие, признаки и виды

Иркутск, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Понятие и виды социальной власти

ГЛАВА 2.Особенности государственной власти

2.1 Понятие и признаки государственной власти

2.2. Виды государственной власти и их взаимосвязь

2.3Формы и способы осуществления государственной власти

ГЛАВА 3. Легализация и легитимация государственной власти

ГЛАВА 4. Единство государственной власти и разделение властей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственной власти и ее особенностей.Актуальность настоящей работы обусловлена с одной стороны большим интересом к теме «Понятие и особенности государственной власти» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Почти весь объем внимания ученого сообщества достается политической, государственной власти, в связи, с чем складывается впечатление, что это единственное и всепроникающее властное явление. Остальные виды власти остаются в тени и их изучение гораздо менее востребовано в научно — исследовательском плане.

Феномен власти во все времена вызывал большой интерес у представителей практически всех гуманитарных наук. И это не удивительно, если принять во внимание, что достаточно не просто найти более распространенную форму человеческих отношений, но в то же время столь таинственную среди других механизмов социального взаимодействия. Редкие формы человеческого общения выступают предметом столь оживленных дискуссий и диаметрально противоположных оценок в их понимании, и именно к ним относится власть.Я перед собой ставлю задачу исследования понятий и видов социальной власти, особенностей государственной власти, соединения и разделения властей. При этом объект исследования в нашей курсовой работе является понятия и признаки государственной власти, а предметом исследования методы осуществления государственной власти.

Власть – это право и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле.[1] Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств авторитета, воли, права, насилия. Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Государственная власть является важным звеном в системе государства.

ГЛАВА 1. Понятие и виды социальной власти

Сложившееся в науке многообразие теоретических представлений о социальной власти привело к множеству принципиально различных ее определений и пониманий. Действительно, социальная власть — это такой многогранный и всепроникающий феномен, проявления которого мы находим практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Ученые различных областей гуманитарного знания разрабатывают понятие социальной власти в частности, пытаются создать оригинальные теории социальной власти. В итоге сложилось большое количество подобных концепций, но к единому мнению по поводу понятия власти их авторы так и не пришли. Более того, данное понятие оказалось сущностное оспариваемым, что порождает прямо противоположные его трактовки.

Социальная власть есть общественная сила, выросшая на основе соглашения. Ее назначение состоит в точном выполнении обязанностей и функций, вытекающих из данного соглашения. В этом смысле социальная власть вторична по отношению к обществу, она — его порождение, носящее инструментальный характер и служащее средством упорядочивания общественных отношений.

Социальная власть – одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирую

mirznanii.com

Власть и ее виды. Понятие государственной власти

Поделись с друзьями

Социальная власть существует в любой устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом. Это — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Принято выделять следующие признаки социальной власти.

1.Власть – это явление социальное (общественное).

2. Власть существует в рамках особых общественных отношений – властеотношений. Субъектами таких отношений могут быть только люди, а не вещи либо животные.

3. Осуществление власти представляет собой интеллектуально-волевой процесс. В связи с этим лица с пороками в сознании и воле не могут быть субъектами властеотношений.

4. Власть воплощается в разнообразных социальных учреждениях и институтах.

5. Власть должна обладать собственными ресурсами, осуществляться специфическими методами и в соответствующих формах.

Сложность и многоаспектный характер власти порождают множество подходов к ее определению (теологический, антропологический, психологический, поведенческий, системно-функциональный и др.). В юридической литературе власть принято трактовать как возможность одного субъекта оказывать воздействие на поведение других, используя различные методы и средства.

Власть можно классифицировать по различным основаниям. По социальному уровню различают: власть в масштабе всего общества; власть внутри коллектива; власть в отношениях между индивидами. Кроме того, власть подразделяется на политическую (государственная, партийная) и неполитическую (родительская, власть в трудовом коллективе). В зависимости от методов осуществления и способа организации власть можно подразделить на демократическую и недемократическую.

Государственная власть является разновидностью политической власти. Однако отдельные ученые отождествляют понятия политическая и государственная власть (проф. М.И. Байтин). Более верным, на наш взгляд, представляется разграничение этих понятий, поскольку государственная власть обладает рядом специфических, только ей присущих признаков.

Государственная власть:

1) публична, то есть осуществляется специальным аппаратом управления. Решения власти обеспечиваются наличием специального аппарата принуждения;

2) суверенна, что означает ее независимость на международной арене и верховенство внутри страны;

3) универсальна, поскольку распространяет свою силу на всю территорию и на все население;

4) обладает монополией на издание общеобязательных актов юридического характера;

5) характеризуется легитимностью и легальностью.

Легитимность и легальность власти — понятия не совпадающие. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой.

students-library.com

1. Понятие, признаки и виды органов государственной власти

Орган государства – это звено государственного аппарата, реализующее то иное направление государственной деятельности и наделённое в этой связи властными полномочиями. Государственные органы являются одним из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.

Признаки органа государства:

Во-первых, это самостоятельный элемент механизма государства, неотъемлемая часть единого государственного организма;

Во-вторых, действует от имени государства и по его поручению;

В-третьих, он образован и функционирует на основе нормативно-правовых документов;

В-четвертых, выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя соответствующие формы и методы;

В-пятых, он состоит из государственных служащих и подразделений, скрепленных единством целей;

В-шестых, действует на определенной территории.

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться следующим образом:

Во-первых, по порядку образования – на органы, избираемые непосредственно народом, и органы, формируемые другими государственными органами;

Во-вторых, по форме реализации государственной деятельности – на законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

Согласно принципу разделения государственной власти органы государства подразделяются на законодательные, исполнительные, судебные. В соответствии с иерархией различают органы федеральные, республиканские, местные. В зависимости от характера подчинённости существуют органы исключительно «вертикального» подчинения и органы «двойного», «вертикально-горизонтального» подчинения.

Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определённую группу подобных органов, а также всю их систему в целом.

Государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Она образуется и функционирует на основе общих принципов, под которыми понимаются исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию системы государственных органов.

Главное, определяющее качество системы государственных органов РФ – её единство. Оно обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти. Единство системы государственных органов России проявляется:

Во-первых, в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов;

Во-вторых, в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости; в рамках, установленных государством, одни органы единой системы властвования избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчётны другим; между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

СЛАЙД 54

studfiles.net

Понятие, сущность, признаки и виды власти. Особенности государственной власти

Рассмотрим понятие, сущность, признаки и виды власти, а также изучим особенности государственной власти.

Власть отражает способность некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение иного субъекта для реализации собственных интересов или интересов других лиц.

Власть характеризуется совокупностью важных признаков.

Во-первых, власть – это явление социальное, то есть общественное.

Во-вторых, она является неотъемлемым признаком общества на всех этапах его развития.

Общество представляет собой сложноорганизованную систему в виде социального организма, которая постоянно нуждается в управлении и упорядочении, направленном на поддержание системы в нормальном состоянии.

С точки зрения генезиса именно необходимость управления обществом предопределяет появление такого феномена, который описывается понятием «власть».

При этом следует отметить, что она выступает средством именно социального управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, например, техническим, то есть управлением технической системой (например, мотоциклом). Таким образом, понятие «управление» – явление более широкое, нежели понятие «власть», которая представляет собой исключительно социальный феномен.

В-третьих, сущность власти проявляется в том, что она может функционировать только в рамках общественного отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами.

В-четвертых, её реализация представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс от властвующего субъекта должен быть осознан подвластным, прежде чем определить его волю и поведение.

В-пятых, властные общественные отношения являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение – это двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой – подвластным.

В-шестых, важнейшим признаком власти является её опора на силу. Именно наличие силы предопределяет положение субъекта в качестве властвующего. Её сила может иметь разнообразные источники: физическая сила, сила оружия, интеллекта, авторитета, убеждения, красоты и т. п.

В-седьмых, сознательное подчинение является условием её наличия в определенном отношении над определенным субъектом.

Существуют различные подходы и основания для классификации и выделения отдельных видов власти.

В зависимости от социального уровня власти различают следующие виды власти: власть в масштабе всего общества; власть внутри определенного коллектива; власть в отношении между двумя индивидами.

В зависимости от масштаба возможного воздействия власть можно подразделить на следующие виды: политическую и неполитическую. Политическая власть может выступить средством решения политических задач и защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической силы являются:

– власть одной социальной группы над другой;

– государственная власть;

– власть партийная, а также иных политических организаций и движений;

– власть политических лидеров.

В зависимости от способа организации и реализации власть может быть двух видов: демократической или недемократической.

К особенностям государственной власти следует отнести следующие обстоятельства:

– государственная сила опирается на специальный аппарат;

– она имеет публичную сущность;

– осуществляется специальным профессиональным аппаратом, который отделен от общества;

– она является суверенной;

– она является универсальной;

– она принимает общеобязательные юридические нормы.

Таким образом, власть представляет собой специфическое общественное явление, обладающее набором характерных признаков.

lecu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *