Понятие и особенности международной ответственности – 24. Понятие международно-правовой ответственности.

24. Понятие международно-правовой ответственности.

Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного пра­ва и восстановления нарушенных прав и отношений. Она вы­ступает в качестве особого инструмента регулирования между­народных отношений и гаранта функционирования междуна­родного права.

Ответственность можно рассматривать как непременную обязанность, обусловленную неправомерным поведением. Как заявила в 1928 г. Постоянная палата международного правосу­дия (предшественница Международного Суда ООН), принци­пом международного права и, более того, общей правовой кон­цепцией является признание того, что любое нарушение взято­го на себя обязательства влечет за собой обязанность возмес­тить ущерб. Иначе говоря, это является непременным следст­вием несоблюдения договоров, в связи с чем нет необходимости оговаривать это в самом договоре.

Из данного положения вытекает следующее: 1) обязанность нести ответственность за международные правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права; 2) в международном праве нет деления ответственности на дого­ворную и деликтную. Независимо от того, закреплено это в до­говоре или нет, любое его нарушение влечет за собой право требовать возмещения, с одной стороны, и обязанность отве­чать за свои действия — с другой.

Нормы, касающиеся ответственности в международном праве, составляют особый международно-правовой институт. В основном это обычные нормы, а также нормы, рассредоточен­ные по отдельным договорам. Комиссия международного права ООН, занимающаяся подготовкой проекта статей об ответст­венности, подчеркнула, что вопрос об ответственности — один из тех, для которых кодификация может сыграть особо важную роль. При разработке проекта она разбила всю проблему на три части: «происхождение международной ответственности», «содержание, форма и степень международной ответственности», «урегулирование споров».

Международно-правовая ответственность — обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязатель­ства, или обязанность возместить ущерб в результате пра­вомерных действий, если это предусмотрено договором.

Институт ответственности является общим, институтом международного права, его нормы призваны обес­печить охрану правопорядка во всех сферах межгосударствен­ных отношений.

25. Основания международно-правовой ответственности.

Ответственность наступает при наличии определенных ос­нований, понимаемых в двух значениях — на основе чего и за что возникает ответственность.

Исходя из этого, различаются юридические и фактические основания ответственности. Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С дру­гой — если в поведении субъекта нет признаков правонаруше­ния, то постановка вопроса об ответственности также исключа­ется.

Юридические основания. Это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе кото­рых определенное поведение квалифицируется как междуна­родное правонарушение.

Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фик­сирующих обязательные для государства правила поведения.

Ими являются договоры, обычаи, решения международных су­дов и арбитражей, обязательные акты международных органи­заций,, некоторые акты международных конференций и сове­щаний, отдельные односторонние акты государств международ­но-правового характера.

Договор и обычай содержат обязательные правила поведе­ния как традиционные источники международного права.

Акты международных организаций могут являться юри­дическим основанием ответственности в виде резолюций, по­становлений, деклараций, если им придается обязательный ха­рактер. Таковы, например, правила процедуры, решения о бюд­жете и распределении взносов, о приеме в организацию и ис­ключении из нее, акты толкования общепризнанных норм ме­ждународного права, а также регламенты, правила, стандарты в рамках ряда специализированных учреждений ООН.

Обязательства государств могут вытекать не только из нор­мативных актов, но и из актов применения права. Такими акта­ми являются, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности, о применении принудительных мер, решения международных судов, арбит­ражей и трибуналов—Суд устанавливает факт правонаруше­ния, определяет виды и формы ответственности государства-нарушителя. При этом он не создает новые нормы, но в его решении содержатся определенные обязанности нарушителя и права потерпевшего государства индивидуального характера — для данных государств и для конкретных ситуаций.

В отдельных случаях юридическим основанием междуна­родно-правовой ответственности-государства могут быть его односторонние акты, посредством которых оно принимает на себя международные обязательства и которые признаются дру­гими государствами (провозглашение свободы транзита через его территорию, установление определенной ширины террито­риальных вод, разрешение иностранным судам ловли рыбы в морской экономической зоне, использование ресурсов конти­нентального шельфа и т. д.). В таких случаях государство не вправе до завершения соответствующих действий других госу­дарств либо без предварительного уведомления прекращать одностороннее обязательство.

Фактические основания ответственности. Как уже отме­чалось, фактическое основание есть то, за что наступает ответ­ственность. В силу этого необходимо четко установить элемен­ты международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. Государство —- это единый социальный организм, все функ­ции которого осуществляются через систему государственных органов. Поэтому, решая вопрос о вменении поведения государ­ству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответ­ственность. Статья 5 проекта статей формулирует общее пра­вило: «Поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассмат­ривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве таково­го, как деяние этого государства». Следовательно, какая-либо инстанция должна иметь статус органа государства, определе­ние же системы таких органов относится к внутренней компе­тенции каждого государства.

Последующие статьи проекта конкретизируют общее пра­вило и устанавливают, что не имеет значения, к какай власти принадлежит орган государства — учредительной, законода­тельной, исполнительной, судебной или иной, а также какой — международный или внутригосударственный — характер име­ют эти функции.

Исходя из этих общих положений, можно отметить сле­дующие наиболее характерные случаи.

Применительно к законодательству государства Постоян­ная палата международного правосудия в одном из судебных разбирательств отметила как само собой разумеющееся, что государство, принявшее определенное международное обяза­тельство, непременно должно внести в законодательство по­правки. Это означает, что оно навлекает на себя ответствен­ность как в случае издания противоречащих обязательствам законов, так и при отсутствии необходимых актов. Согласно ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров государство «не может ссылаться на положения своего внут­реннего права в качестве оправдания для невыполнения им до­говора».

В равной мере государство несет ответственность за дей­ствия своих исполнительных органов, прежде всего правитель­ства. Это могут быть неправомерные решения либо действия должностных лиц, наносящие ущерб иностранной собственно­сти либо гражданам.

Следует четко разграничивать случаи ответственности хо­зяйственных, политических, общественных и других организа­ций, не являющихся органами государства и не действующих от его имени. Международной практике известны случаи, когда суды пытались возлагать на государство ответственность за деятельность хозяйственных организаций.

Государство не отвечает по обязательствам хозяйственных организаций, так же как последние не отвечают по обязатель­ствам государства.

Принимаемое какой-либо судебной инстанцией решение является решением органа государства. Государство может упол­номочить судебные органы применять договоры. Однако если суды выносят решения в нарушение международных обяза­тельств или отказываются применить договор либо не могут сделать это в силу непринятия необходимых законодательных изменений, само государство становится ответственным за на­рушение договора. Международная практика знает примеры ответственности федеративных государств за действия властей субъектов федерации. В каждой конкретной ситуации все за­висит от статуса субъектов. И если они имеют определенные права в области внешних отношений, могут принимать на себя международные обязательства, то они, следовательно, несут ответственность за них.

Следовательно, общая концепция такова: государство не­сет ответственность за действия всех своих органов, а также за действия отдельных официальных лиц, осуществляющих пре­рогативы государственной власти, и за непринятие необходи­мых мер против правонарушений находящихся под его юрис­дикцией лиц.

Кроме того, по некоторым договорам на государство возла­гается ответственность за всю национальную деятельность — как органов государства, так и любых физических и юридиче­ских лиц. Такое правило устанавливают, например, ст. 6—7 Договора о принципах деятельности государств по исследова­нию и использованию космического пространства и небесных тел 1967 г., в соответствии с которыми государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный как государст­венными, так и частными космическими объектами.

Решение вопроса о том, является ли конкретное деяние государства нарушением международных обязательств и фак­тическим основанием ответственности, зависит от наличия в нем необходимых признаков правонарушения.

studfiles.net

Вопрос 293. Особенности международно-правовой ответственности — Мегаобучалка

Институт международно-правовой ответственности является основополагающим институтом международного права. Нормы данного института призваны обеспечить охрану правопорядка во всех сферах межгосударственных отношений.

Международно-правовая ответственность — это неблагоприятные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства. Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фиксирующих обязательные для государства

правила поведения. Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.

Международное правонарушение — это противоправное поведение (действие или бездействие) субъекта международного права, в силу чего нарушаются нормы международного права и международные обязательства этого субъекта, наносящие другому субъекту или международному сообществу в целом ущерб материального или нематериального характера (например, акты агрессии, нарушение обязательств по договорам и др.).

Таким образом, структурными элементами международного правонарушения являются: действие или бездействие субъекта (субъектов) международного права, нарушающее действующие нормы международных договоров и международные обычаи; причинение ущерба или вреда другому субъекту (субъектам) международного права; причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями.

В теории международного права нет единого мнения о применимости в этой правовой системе понятия вины. В международном праве предусмотрены и случаи ответственности за совершение определенных действий, которые сами по себе являются правомерными, что привело к появлению правовой концепции абсолютной ответственности за невиновное причинение вреда. К актам такого рода относится Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года, статья 11 которой устанавливает, что запускающее государство «несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности земли или воздушному судну в полете». Данный тип ответственности не является общим принципом ответственности и существует только в договорном праве, то есть абсолютная ответственность не распространяется на случаи, не регламентированные специальными договорами.



В зависимости от степени опасности все международные правонарушения можно разделить на три большие группы: международные преступления; уголовные преступления международного характера; международные деликты.

Международное преступление — это особо опасное международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы всего международного сообщества, грубо попирающее основные принципы международного права, представляющее угрозу международному миру и безопасности и всему человечеству. К числу международных преступлений относятся: агрессия, геноцид, апартеид, колониализм, военные преступления, преступления против мира и человечности.

Уголовное преступление международного характера — это деяние, имеющее международно-общественную значимость, посягающее на интересы нескольких, многих или всех государств (например, международный терроризм, незаконный оборот наркотических веществ и др.).

Международные деликты — это противоправные действия, наносящие ущерб ограниченному кругу субъектов международного права (например, отдельному государству). В этом случае отношения ответственности возникают между государством-правонарушителем и пострадавшим государством.

Общая концепция ответственности государств такова, что государство несет ответственность за действия всех своих органов (независимо от принадлежности к законодательной, исполнительной, судебной или иной конституционной власти), а также за действия отдельных официальных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, и за непринятие необходимых мер против правонарушений со стороны находящихся под его юрисдикцией лиц.

Государства и другие субъекты международного права несут политическую и материальную ответственность, а физические лица — международную уголовную

ответственность. Официальный статус лица (глава государства или правительства) не освобождает его от уголовной ответственности.

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и довольно часто сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенными формами этого вида ответственности являются реторсии, репрессалии (невооруженные), сатисфакция (удовлетворение), ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.

Реторсии — это принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, понимаемые как ответ на недружественные действия (например, запрещение въезда в страну).

Репрессалии — это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права (например, разрыв дипломатических отношений).

Сатисфакция — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству (например, официальное принесение извинения).

Ресторация предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Санкции — это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю международными организациями, группой государств.

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации (возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами), реституции (возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника) и субституции (как разновидность реституции представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества).

Международные организации также могут нести как политическую, так и материальную ответственность (со специфическими особенностями), объем и пределы которой зависят от объема правосубъектности и природы международных организаций.

Физические лица, совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера и другие международные правонарушения (деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения, а также национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают. За совершение отдельных преступлений, например за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна.

Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства.

Международное право исходит из неприменения срока давности к ответственности за международные преступления.

Главный принцип, которого придерживаются практически все государства, состоит в неотвратимости наказания за совершение международного правонарушения, особенно международного преступления («Либо выдай, либо суди»).

Поскольку в международных отношениях нет каких-либо надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение международно-правовых норм в основном осуществляется субъектами на добровольной основе. Но международное право предусматривает и возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм.

См. №286

megaobuchalka.ru

Виды и формы международно-правовой ответственности государств — Международное публичное право

Санкции — это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др.

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены ст. 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей. Так было в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.

Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба. Например, в 90-х годах XX в. были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак обязан был отвести свои войска от территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное и химическое оружие; на территории Ирака международные инспекции наблюдали за ликвидацией ракетного оружия Ирака, за передвижением его войск и вооружений и т. д. Вполне понятно, что такие санкции могут вводиться и осуществляться по решению Совета Безопасности ООН в рамках ст. 41 и 42 Устава ООН, включая экономические и иные санкции, вплоть до полной экономической блокады, перерыва экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав.

К реторсиям относятся:

  • отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт;
  • выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;
  • запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства, и т. д.

Репрессалии (невооруженные) — это правомерные принудительные действия одного государства против другою государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

Репрессалии могут выражаться:

  • в приостановлении или разрыве дипломатических отношений;
  • введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Сатисфакция может быть выражена в виде:

  • официального принесения извинения;
  • выражения сожаления или сочувствия;
  • заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем;
  • оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д.

Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.

Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который представляет собой нанесенное государству оскорбление. Такие виды вреда, как правило, носят символический характер и возникают из самого факта нарушения обязательства независимо от его материальных последствий для соответствующего государства.

Сатисфакция не должна носить карательного характера или предусматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать формы, унизительные для ответственного государства.

Таким образом, сатисфакция преследует три цели:

  1. принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния;
  2. наказание виновных;
  3. принятие мер к предотвращению повторения нарушения.

Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

jurkom74.ru

25.Понятие, цели, функции, специфика международно-правовой ответственности (мпо).

Право международной ответственности — отрасль МП, принципы и нормы которой определяют для субъектов МП юридические последствия международно-противоправного деяния, а также причинения ущерба в результате деятельности, не запрещенной МП.

МПО—это неблагоприятные юридические последствия, наступающие для субъектов МП в результате нарушенного им международного обязательства.

Проект закона об ответственности разрабатывается с 1956 г. и ещё не разработан.

!!!Вопросы ответственности регулируются — Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 56/83 от 12 декабря 2001 г «Ответственность гос-в за МПД».

Договорное регулирование — Конвенция «О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» от 29 марта 1972 г. Венская Конвенция «О гражданской ответственности за ядерный ущерб» от 21 мая 1963 г.

По степени общественной опасности и неблагоприятных последствий для нарушителей

— на 1 месте стоят международные преступления: апартеид; агрессия; геноцид; экоцид; военные преступления; преступления против мира и человечности;

— на 2 месте: уголовные преступления международного характера: международный терроризм; захват воздушных судов и создание помех для безопасности гражданской авиации; захват заложников; пиратство, в том числе интеллектуальной собственности; работорговля и другие факты использования людей; легализация преступных доходов (отмывание), фальшивомонетчество.

— 3 место: международные деликты: поломка авиаприборов, а реально перегон автотранспорта; нарушение торговых обязательств и пр.

Цели МПО

1) сдерживать потенциального правонарушителя

2) побудить правонарушителя выполнять свои обязанности надлежащим образом

3) предоставить потерпевшему возмещение за причиненный ущерб

4) воздействовать на будущее поведение субъектов в интересах добросовестного выполнения своих обязательств

Функции международной правовой ответственности:

1. Правовосстановительная или репарационная функция.

2. Карательная / репрессивная.

Специфика:

1) Нет международных актов, но есть проект с 1969 г. об ответственности государств и конвенция 1972 г.

2) МПО—это институт, который отличается от ответственности во ВП, есть деление по отраслевым режимам ответственности: а) международное арбитражное право; б) дипломатическое.

3) На практике принято акцентировать внимание не на наказании нарушителя, сколько на восстановлении прав потерпевшего.

4) Это институт прогрессивного характера, т.е. средства принуждения могут быть применены не только в силу коллективных мер, но и в индивидуальном порядке.

26.Основания мпо государств.

Вопросы ответственности регулируются — Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 56/83 от 12 декабря 2001 г «Ответственность гос-в за МПД».

Основания ответственности—это то, на основе чего и за что возникает ответственность.

Различаются юридические и фактические основания ответственности.

Юридическое основание—это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определённое поведение квалифицируется как международное правонарушение.

Статья 4 проекта статей об ответственности гласит: «Деяние гос-ва м.б. квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании МП. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния как правомерного согласно внутригосударственному праву».

Юридические основания могут содержаться в любых источниках МП.

Фактическое основание состоит из 2 элементов:

а) действие или бездействие,

б) такое действие или бездействие представляет собой нарушение международного обязательства этого государства

Основанием МПО субъекта МП является совершение им международного правонарушения. Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм МП и нанесению ущерба или вреда, недопустимы, как и ссылки на незнание МП или на неправильное их истолкование или применение должностными лицами государства.

Ответственность государства может наступить:

1) За принятие закона или др. нормативного акта, противоречащего нормам международного договора, участником которого оно является, или, наоборот, за непринятие закона, которое оно было обязано принять в соответствии со своими международными обязательствами и которое предотвратило бы противоправное событие или действие.

2) Ответственность государства возникает и за бездействие органов власти в случаях, когда своевременное вмешательство властей могло бы предотвратить неправомерные действия.

3) В результате предпринятых на его (или с его) территории противоправных действий иного государства или его органов против третьего государства или группы государств. Но, если эти действия были произведены без ведома и согласия государства, то оно несет ответственность только в случае, если его органы не проявили должной внимательности и не пресекли эти действия.

4) При превышении полномочий государственными органами или должностными лицами государства, его ФЛ или ЮЛ (компенсации подлежит ущерб, нанесенный иностранному судну, остановленному в открытом море военным кораблем при отсутствии оснований, перечисленных в Конвенциях об открытом море и по морскому праву.

5) За действия государственных органов, воинских частей и подразделений, военных кораблей и военных летательных аппаратов во время вооружённых конфликтов, когда в результате этих действий нарушаются нормы Женевской конвенции о защите жертв войны и др. международных конвенций, относящихся к средствам и методам ведения войны.

studfiles.net

Виды и формы международной ответственности

Форма международно-правовой ответственности — способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия вследствие совершенного им международного правонарушения. Различают две формы международно-правовой ответственности — нематериальную и материальную.

Нематериальная (политическая, моральная) ответственность может осуществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективных санкций. Сатисфакция — удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесении извинения и т. д.

Репрессалии — ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом (например, задержание иностранного рыболовецкого судна за браконьерство).

От репрессалии следует отличать реторсию — ответную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление).

Коллективные санкции в отношении международного правонарушителя могут приниматься только на основании решения Совета Безопасности ООН. Они могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в применении вооруженной силы, временном ограничении суверенитета. Если в отношении репрессалий действует принцип соразмерности, то на санкции они не распространяются.

Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субституции, ресторации). Репарация — возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Реституция — восстановление положения до причинения ущерба. Субституция — замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т. п. сходными и равноценными предметами. Ресторация — восстановление государством-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее был известен такой, вид материальной ответственности, как контрибуция: взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек.

Исключительно на основе договоров возникает такая разновидность материальной ответственности, как абсолютная или объективная ответственность. Речь идет об ответственности, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, т. е. за ущерб, причиненный в процессе правомерной деятельности. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответственности (максимальная компенсационная сумма).

Международно-правовые средства разрешения международных споров

Термин «международные споры» употребляется в узком и широком смысле.

Во-первых, это ситуация, которая характеризуется конкретными участниками, достаточно четкими взаимными претензиями, определенным предметом. Во-вторых — любые конфликтные межгосударственные отношения.

В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются понятия «спор» и «ситуация». Спор имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. «Ситуация» — более широкое понятие, чем «спор». Споры делятся на юридические и политические. Здесь учитывается то, какие моменты преобладают в споре: юридические или политические.

Международные юридические споры разрешаются средствами арбитража и суда, политические споры разрешаются государствами путем переговоров. В соответствии с нормами международного права все государства обязаны разрешать возникающие между ними разногласия Л мирными средствами.

Мирные средства делятся на:

1) согласительные средства — спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения.

Переговоры — прямой контакт сторон в целях достижения взаимно приемлемого соглашения. Как правило, споры решаются по дипломатическим каналам. Переговоры могут проводиться и на конференциях, а также путем обмена посланиями.

Консультации — разновидность переговоров, отличающаяся меньшей формальностью. Зачастую предшествует приговорам.

Добрые услуги — деятельность третьей стороны по установлению прямого контакта между спорящими. Может оказывать как государство, так его должностное лицо или организация. Согласие на оказание добрых услуг должно быть получено у всех участников спора.

Посредничество — способ решения спора, при котором третья сторона участвует в целях согласования взаимных претензий и внесения собственных, приемлемых для сторон предложений. Посредниками могут быть как государства, так и международные органы и организации, а также отдельные лица. Особенность посредничества — неформальность и конфиденциальность. Предложения посредника необязательны для сторон.

Установление фактов — процедура, Применяемая в случаях, необходимых для установления фактов, лежащих в основе спора, в частности: установление фактов нарушения соглашений. Обычно создается комиссия по установлению фактов.

Примирение сочетает в себе установление фактов и посредничество. Обычно осуществляется согласительной комиссией;

2) судебные средства. Если при согласительной процедуре главное состоит в достижении соглашения между сторонами, основанное на их взаимной воле, то при судебном разрешении стороны основывают соглашение на императиве суда.

Норма международного права — это юридически обязательное правило поведения общего характера, созданное субъектами современного международного права. Процесс создания норм международного права отличается от процесса создания внутригосударственных норм. В международном правообразовании не существует законодательных органов, которые бы занимались правотворчеством. Субъекты международного права самостоятельно устанавливают те или иные правовые нормы в качестве международно-правовых. Формообразование в международном праве носит согласительный характер. Соглашение субъектов международного права может быть явно выражено или молчаливо. В первом случае мы имеем дело с договорными нормами, во втором — с обычными нормами.

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям.

1. По своей юридической силе:

  • императивные (jus cogens) — устанавливают четкие, конкретные пределы поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению их изменять. Они могут изменяться принятием новой нормы jus cogens;

  • диспозитивные — нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств.

2. По сфере действия:

  • универсальные нормы регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства государств мира. Таковы, например, положения Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.;

  • региональные нормы регламентируют отношения с участием государств, принадлежащих к одному географическому региону. Примером таких норм является Договор о Европейском союзе 1992 г. Региональные нормы исторически предшествовали универсальным.

Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы; локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права.

3. По характеру воздействия:

4. По функциям в системе:

  • материальные;

  • процессуальные: к таким нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права.

5. По источнику:

Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности международных органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

Принцип неприменения силы. Устав ООН установил цепь: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН.

Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Принцип уважения прав человека. Здесь важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех…». Этот принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один — о гражданских и политических правах, другой — об экономических, социальных и культурных правах.

Принцип суверенного равенства. Государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету. Каждое государство имеет право устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями.

Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения.

Принцип территориальной целостности. Территория служит материальной основой государства, является необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.

Принцип нерушимости границ. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.

Принцип сотрудничества. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их систем. Основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в различных областях.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному правузакрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права.

studfiles.net

5. Особенности ответственности международных организаций

Ответственность международных организаций носит специфический характер. Объем и пределы ответственности международных организаций неодинаковы. Они зависят от объема правосубъектности и природы международных организаций.

В ряде договоров содержатся положения об ответственности международных организаций. Например, ст. 57 Устава ООН предусматривает ответственность специализированных учреждений ООН в соответствующих областях: экономической, социальной, культурной и др.

Международные организации могут выступать субъектами ответственности по международному праву и международному частному праву. Чтобы организация несла ответственность, необходимы наличие ее вины, нарушение обязательства, предусмотренного нормой международного права, а также причинение вреда или ущерба.

Международные организации могут нести как политическую, так и материальную ответственность. Например, политическая ответственность может наступить в случае принятия международной организацией дискриминационных решений, ущемляющих суверенные права государства или затрагивающих его суверенитет, за нарушение соглашения о штаб-квартире с государством пребывания или соглашений о сотрудничестве с другими субъектами международного права.

Материальная ответственность международной организации может наступить за нанесение ущерба в процессе деятельности (например, в космическом пространстве), за невыполнение международных обязательств, в которой стороной является эта организация; за нанесение ущерба источником повышенной опасности; за нарушение контрактов; несоблюдение санитарных норм и др.

Международная организация несет ответственность за противоправные действия ее исполнительных органов и персонала. Так, в 1957-1965 гг. ООН заключила соглашения с Бельгией, Грецией, Италией, Люксембургом и Швейцарией о возмещении ущерба, причиненного гражданам этих стран и имуществу этих граждан вследствие операций Вооруженных сил ООН в Конго.

В 2002 г. Комиссия международного права ООН приступила к разработке темы «Ответственность международных организаций».

6. Международная уголовная ответственность физических лиц

Физические лица, совершившие международные преступления, преступления международного характера и иные международные правонарушения (международные деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности. Основанием для их привлечения являются действующие международные договоры, которые предусматривают наказания за совершенные правонарушения, а также национальное законодательство государств, гражданами которых они являются или на территориях которых они постоянно проживают.

За совершение отдельных преступлений, например, за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна. Так, в 1990 г. группа советских граждан угнала в Карачи рейсовый самолет Аэрофлота. Террористы сдались местному спецназу и были осуждены к пожизненному заключению.

В отношении физических лиц действуют положения Конвенции о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений, конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам. Главное заключается в том, чтобы в отношении преступников действовал принцип неотвратимости наказания за совершенное международное правонарушение особенно за международные преступления.

В середине 90-х гг. ХХ в. были созданы два международных уголовных трибунала. Один – для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии. Другой – для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные преступления, совершенные на территории соседних государств. Эти трибуналы осуществляют судебное преследование физических лиц, ответственных за убийство, истребление порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и другие бесчеловечные акты.

Международная конференция 17 июня 1998 г. в Риме приняла Устав Международного уголовного суда. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. Согласно ст. 5 Устава Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: 1) геноцида; 2) против человечности; 3) военных преступлений.

studfiles.net

98. Международно-правовая ответственность государств. Особенности ответственности международных организаций.

Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить вред, причиненный правомерными действиями, если это предусмотрено договором.

Международно-правовая ответственность является необходимым юридическим механизмом обеспечения соблюдения международно-правовых норм. Данный механизм является регулятором международно-правовых отношений.

Международно-правовая ответственность является общим институтом для международного права, нормы данного института обеспечивают соблюдение правопорядка во всех областях международных отношений. Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против международного мира и безопасности.

Международно-правовая ответственность наступает при наличии оснований ответственности. Основания международной ответственности подразделяются на юридические и фактические.

Юридические основания – это совокупность международно-правовых актов, в соответствии с которыми определенные действия, поведение субъектов международного права квалифицируются как международное правонарушение. Фактические основания – это деяния, за которые наступает международно-правовая ответственность. Неправомерные деяния выступают в форме действия или бездействия. Элементами международно-правовой ответственности являются субъект и противоправное поведение.

Субъектами международно-правовой ответственности являются субъекты международного права. Ответственность за международно-противоправные деяния, совершенные органами государства, расценивается как ответственность за деяния государства независимого от того, какие функции выполняли эти органы. Государство также несет ответственность за непринятие мер против правонарушений находящихся под его юрисдикцией лиц.

Противоправность поведения – это возникшее противоречие между международно-правовой нормой и деянием государства. Противоправность выражается в нарушении любого международного обязательства государством в форме действия или бездействия.

В результате противоправного деяния государство причиняет ущерб кому-либо. Ущерб может быть материальным и нематериальным. При совершении международно-противоправного деяния государство проявляет свою волю, которая носит неправомерный, т. е. виновный, характер.

Для наступления ответственности необходима причинная связь между противоправным деянием и причиненным ущербом.

Виды и формы международной правовой ответственности государств

В международном праве выделяют два вида ответственности: материальную и политическую. Данные виды ответственности выражаются в разнообразных формах.

Материальная ответственность возникает вслед-ствиенарушения нормы международного права, а также наступления имущественного ущерба. Политическая ответственность возникает вследствие нарушения нормы международного права, охраняющей интересы другого субъекта.

Политическая и материальная ответственность может возникать одновременно в результате совершения одного и того же правонарушения. Политическая ответственность возникает непосредственно из-за факта нарушения нормы международного права, а материальная ответственность – из-за возникшего имущественного ущерба. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб.

Комиссия международного права ООН в проекте статей об ответственности государств выделила в качестве форм ответственности: реституцию, компенсацию, сатисфакцию.

Согласно ст. 35, 36 Проекта статей об ответственности государств реституция – это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества.

Компенсация – это возмещение любого оцени-мого ущерба, понесенного потерпевшим государством, включает в себя упущенную выгоду. Реституция существует в форме восстановления прежнего правового состояния, включает в себя несение издержек в связи с этим. Компенсируется ущерб, причиненный противоправным деянием, который не покрывается реституцией. Компенсация выражается в форме выплаты денег за причиненный вред.

Сатисфакция – это удовлетворение нематериальных требований потерпевшего государства для возмещения вреда, причиненного его политическим интересам. Сатисфакция выражается в форме выражения сожаления, признания неправомерности своих действий. Выделяют чрезвычайную сатисфакцию (т. е. временное ограничение суверенитета и правоспособности государства), которая может выражаться в формах приостановления деятельности государственных органов и реорганизации политической системы и т. д.

Также в международном праве выделяют чрезвычайную репарацию, т. е. ограничение государства в правомочиях на пользование своими материальными ресурсами.

Политическая ответственность может быть выражена в форме сатисфакций, репрессалий (т. е. ответных насильственных действий, осуществляемых пострадавшим субъектом), реторсии (т. е. ответных акций в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения).

Материальная ответственность может выражаться в форме реституции, компенсации.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *