Понятие и принципы законности – Понятие и принципы законности. Понятие правопорядка.

Содержание

Понятие и принципы законности. Понятие правопорядка.

Законность — это неуклонное соблюдение норм права всеми субъектами (участниками) общественных отношений (граждана­ми, организациями, государственными органами, должностны­ми лицами). Для более полного понимания законности необхо­димо выявление характеризующих ее принципов (руководящих начал), к которым можно отнести следующие.

Верховенство закона. Это главный принцип законности. Он означает, что закон обладает высшей юридической силой по отношению к любым другим актам. В данном случае «закон» употребляется в родовом значении и подразумевает, что к зако­нам относится и Конституция как основной закон (даже если это не указано в ней), имеющая высшую юридическую силу пе­ред другими законами. Поэтому только закон может устанавли­вать юридическую силу других актов, а также самих законовдруг перед другом. Принцип верховенства законов не исключает существование законов различной юридической силы, которая определяется самими законами.

Верховенство закона означает и необходимость его принятия законодательным (представительным) органом государства или референдумом (всенародным голосованием). Оно выражается в том, что ключевые общественные отношения должны регулиро­ваться только законами, принимаемыми в сложной процедуре, обеспечивающей его тщательную подготовку. Тем самым обес­печивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежная юридическая защищенность.

Принцип верховенства закона также предполагает, что он со­блюдается и законодателем при принятии законов. Поскольку законы касаются жизни и деятельности множества субъектов права, а некоторые из них — каждого человека, законы (Консти­туция) должны приниматься в строгом соответствии с законно же установленными правилами. В сфере законотворчества не может быть «мелких» нарушений. Любое нарушение, допущен­ное при принятии законов (нарушение порядка рассмотрения за­конопроекта в различных чтениях, порядка согласования феде­ральных законов с органами законодательной власти субъектов РФ и др.), означает отступление от принципа законности, сни­жает авторитет и исполнение такого закона и повышает вероят­ность признания его неконституционным, подлежащим отмене.

Верховенство закона означает такое его положение, когда вы­раженные в нем устои общества оставались бы стабильными, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения под­чинялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», — указывается в ст. 15 Конституции Рос­сии. Данная норма означает обязанность соблюдать и подзакон­ные акты, соответствующие законам.

Всеобщность. В соответствии с данным принципом любой закон должен единообразно реализовываться на всей террито­рии государства при осуществлении любой деятельности и в от­ношении любого лица: бедного или богатого, работающего на начальственной должности, подчиненного или безработного, атеиста или верующего и т. д. Это не исключает особенностей действия законов, которые установлены в них самих.

Общественная польза. Данный принцип означает, что долж­ны приниматься тольк о те зак оны, которые продиктованы потреб­ностями развития общества, а не корыстными и иными субъектив­ными представлениями отдельных государственных деятелей.

Недопустимость противопоставления законности и целе­сообразности. Наличие данного принципа обусловлено объективным отставанием изменения отдельных положений закона илипринятия новых законов от изменения и появления новых обще­ственных отношений либо, напротив, «забеганием» закона вперед сложившихся общественных отношений (например, возложение обязанности платить за коммунальные услуги в размере, превы­шающем размер пенсии). Его соблюдение становится особенно актуальным в обществах переходного периода, когда появляетсясоблазн отступить от требований закона «в духе времени», «в ин­тересах дела», «для сохранения курса реформ» и по другим по­добным соображениям «нецелесообразности» соблюдения закона. Однако любая целесообразность допустима только в случае, если не противоречит закону. Кроме того, почти всегда кажущееся про­тиворечие законности и целесообразности может быть преодоле­но применением аналогии закона или аналогии права. Но для это­го требуется высокая юридическая квалификация.

Нужно помнить, что законность — принцип всего права, зна­чение и смысл которого выходят далеко за пределы представле­ний отдельного человека, нередко юридически малограмотного. Решение вопроса о целесообразности изменения или, наоборот, неизменности правового регулирования — исключительная ком­петенция органа, который принял соответствующий акт. Поэто­му любые оправдания нарушающей закон целесообразности, особенно в масштабах всего государства, создают угрозу право­порядку, являются свидетельством низкой правовой культуры и склонности к произволу, недооценки последствий нарушения закона, стремления к безответственности за свои решения.

Неотвратимость ответственности за нарушение закона. Данный принцип одновременно является и принципом юриди­ческой ответственности, что лишь подчеркивает его правовое значение. Неотвратимость ответственности за нарушение закона позволяет воплощать законность в общественной практике и поддерживать ее, без чего она останется отвлеченной теоретико-юридической конструкцией.

ПРАВОПОРЯДОК

С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок). Практически правопоря­док — это реализованная законность, состояние упорядоченных на основе норм права общественных отношений. Он представляет собой цель правового регулирования, для которого прини­маются законы и иные нормативные правовые акты, осуществ­ляется совершенствование законодательства.

Правопорядок всегда вторичен по отношению к законности. Поэтому укрепление законности, реализация ее принципов в полном объеме неизбежно укрепляет и правопорядок. В свою очередь, чем слабее реализуются принципы законности, тем сла­бее правопорядок и сильнее произвол, тем ниже защищенность прав и свобод граждан, уровень их личной безопасности.

Правопорядок нельзя понимать в отрыве от объективных ус­ловий существования государства и общественной практики. Его социально-правовая ценность определяется влиянием на по­ложение подавляющего большинства населения. Конкретное же содержание правопорядка зависит от многих факторов: истори­ческих условий, экономической ситуации в стране, правовой культуры населения, политического режима и др.

Однако на существующие в обществе отношения воздейству­ют не только правовые, но и другие социальные нормы. Кроме того, не все принятые нормы права сразу начинают реализовы-ваться в конкретных правоотношениях. Некоторые из них без­действуют, но не потому, что их отказываются исполнять, а потому, что их невозможно исполнить из-за отсутствия обще­ственных отношений, которые они должны регулировать, либо из-за чрезмерно сложных условий их реализации. Например, ст. 93 Конституции направлена на регулирование отношений, возникающих при отрешении от должности Президента. Но по­рядок этого отрешения практически нереализуем, так как в нем участвует четыре органа государственной власти, состоящие в том числе из должностных лиц, которые назначены или предло­жены на должность самим Президентом, а на всю процедуру от­решения отведено всего три месяца. Подобные нормы хотя ни­чего и не регулируют, тем не менее оказывают заметное влияние на общественные отношения в ходе функционирования системы государственной власти.

Следовательно, в обществе имеются отношения, подвергаю­щиеся регулированию иными, помимо правовых, социальными нормами, а также нормы права, не регулирующие общественные отношения. Они выходят за рамки правопорядка, понимаемого как система отношений, основанных на реализации принципов законности. Относительная самостоятельность данных отноше­ний и норм объективна, однако они не могут противопоставляться друг другу. И те и другие существуют в одном и том же обществе, неизбежно пересекаются и не являются статичными. С течением времени меняются нормы права, в соответствии с ними меняется и правопорядок. Не остаются неизменными и некоторые социальные нормы. Отдельные общественные отно­шения перестают регулироваться нормами права, другие, напро­тив, включаются в предмет правового регулирования.

Таким образом, в обществе всегда имеются нормы и отноше­ния, не составляющие правопорядок. Они в сочетании с право­порядком образуют и формируют такое социальное явление, как общественный порядок, т. е. всю систему существующих в об­ществе социальных норм и отношений между самыми различ­ными субъектами, основанную на согласовании их интересов и обусловливающую прогрессивное развитие личности и обще­ства. Общественный порядок и правопорядок соотносятся друг с другом как целое с частью.

Правомерное поведение— это поступки человека, которые не противоречат правовым нормам. Правомерное поведение со­ответствует законности и не нарушает правопорядок. Любое го­сударство должно быть заинтересовано в правомерном поведе­нии своих граждан и всячески поддерживать его.

Именно в правомерном поведение проявляется активность большей части членов общества. Однако проявления правомер­ного поведения могут быть различны. В юридической литературе обычно выделяют четыре вида правомерного поведения: ак­тивное, обычное, пассивное и пограничное. Данные виды пра­вомерного поведения расположены в порядке убывания актив­ности в его осуществлении.

Активное правомерное поведение характеризуется осоз­нанной и целенаправленной деятельностью для достижения какого-либо полезного результата. Человек, пользуясь своими правами и свободами и исполняя обязанности, стремится достигнуть максимально возможного, нередко действуя не толь­ко в личных, но и в общих (коллективных, семейных и т. п.) ин­тересах. Такие люди независимо от своего материального по­ложения уверены в себе, обладают гражданской смелостью, нередко выдвигаются кандидатами в депутаты, представителямикакого-либо коллектива, требуют исполнения правовых актов от окружающих, часто обращаются с заявлениями и предложения­ми в различные органы и организации, открыто критикуют без­законие. Но критерий выделения такого поведения состоит не в том, что человек проявляет активность всегда и везде, а в полез­ных результатах такой активности. Социально активному пове­дению способствует признание государством широкого объема конституционных прав и свобод, прежде всего таких, как свобо­да предпринимательства, право быть избранным в органы влас­ти, свобода творчества, слова, преподавания и труда, реализуе­мых по усмотрению каждого, что не исключает единство взглядов, мнений и действий подавляющего большинства граж­дан по основным вопросам общественной и государственной жизни.

Обычное правомерное поведение свойственно людям, для которых оно является способом удовлетворения прежде всего индивидуальных интересов. Такие люди, как правило, законо­послушны, добросовестно работают и подрабатывают, имеют какое-либо увлечение, следят за политическими событиями, де­лают карьеру, но далеко не всегда открыто заявляют о своем не­согласии с беззаконием (на демонстрациях, в печати, перед на­чальством и др.), поскольку не видят здесь личной выгоды и считают это напрасной тратой времени и сил.

Обычное правомерное поведение свойственно гражданам, согласным с существующим политическим режимом. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы людей с таким поведе­нием было больше. Иногда такое поведение называют «привыч­ным», поскольку человек, обычно с молодости, усваивает его стереотипы и долгие годы следует им в силу привычки, «кон­формистским» (приспособившимся, заимствованным), посколь­ку люди с таким поведением соблюдают закон, «как другие». К радикальным изменениям государственного и общественного строя такие люди, как правило, не готовы, поскольку не привык­ли мыслить и действовать самостоятельно и нестандартно.

Пассивное правомерное поведение проявляется в том, что человек сознательно уклоняется от использования некоторых прав и свобод, даже если они принесут ему материальную выго­ду. Зачастую оно направлено на удовлетворение сугубо личных, приземленных запросов. Мотивы такого поведения различны: лень, вредные привычки, низкий культурный уровень, песси­мизм, неуверенность в своих силах и собственном будущем, бо­язнь трудностей и т. п. Пассивное правомерное поведение не­редко свойственно людям, столкнувшимся с беззаконием и психологически сломленным им.

Люди с пассивным правомерным поведением без крайней нужды не будут получать специальное образование или работать (т. е. реализовывать права на образование и на труд ), вступать в брак, заниматься творческой деятельностью и т. д. Они, как пра­вило, испытывают в жизни существенные материальные затруд -нения, завидуют тем, кто побогаче, критически оценивают дея­тельность государства, но редко знакомы с содержанием Конституции и законов, не бывают активны в общественной жизни, довольствуются имевшимися или доставшимися без их активного участия благами. Таких людей обычно называют «обывателями».

Пограничное правомерное поведение получило такое на­звание потому, что находится на грани правомерного и неправо­мерного поведения. Люди с таким поведением соблюдают пра­вовые нормы не потому, что согласны с ними, а из-за боязни понести ответственность за их нарушение. Не следует считать, что они меньше других людей с правомерным поведением зна­комы с правовыми актами. Среди них немало тех, которые зна­ют их достаточно хорошо. Но при неприятии правовых норм они не переходят на активное правомерное поведение, которому свойственна аргументированная критика законов и деятель­ность, направленная на их изменение. Вместо этого они выбира­ют исполнение не устраивающих их законов в минимальном масштабе. Людям с таким поведением свойственны попытки злоупотребления своими правами, эгоизм, зависть к любым общим и чужим благам, агрессивность, заносчивость, высокомер­ное отношение к подчиненным, двуличность и трусость. Они больше других склонны к совершению правонарушений и, какправило, рано или поздно, особенно в обществе переходного пе­риода, совершают их.

Вопросы для самопроверки

1. Какова связь между государством и правом?

2. Перечислите и раскройте содержание основных учений о праве.

3. Назовите наиболее характерные признаки права.

4. Что понимается под принципами и функциями права?

5. Назовите основные виды источников права.

6. Каковы особенности нормативных правовых актов?

7. Какие правовые семьи выделяются современными представителями науки теории государства и права?

studfiles.net

Законность: понятие, содержание, принципы, гарантии — Вопросы на госэкзамен по ТГП

Принцип единства

Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности

В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос — руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д.

Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности

Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры «воздаяния за деяния» (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой. «Мир еще никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить одним наказанием» (К. Маркс).

Принцип верховенства закона

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение — непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.

Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности

Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц — это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

В ст. 18 подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип взаимосвязи законности и культурности

Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм — это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной личности, формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

Презумпция невиновности

Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда. Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве.

jurkom74.ru

Понятие и принципы законности.

Законность— это 1) господство за­конов в общественной жизни, то есть правовой режим, при кото­ром нормативные предписания осуществляются всеми участни­ками правовых отношений. 2) соблюдение всеми субъектам права законов и подзаконных актов.Сущность законности заключается в неуклонном и точном строгом соблюдении исполнении и применении законов и подзаконных актов действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

В содержание законности включают два элемента: наличие за­конов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности. Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.

Значение законности состоит в том, что законность противосто­ит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государ­ство от анархии, общество от насилия. Отсутствие законности по­рождает широкий административный произвол и всеобщее беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех его формах и ведет к де­градации общества.

Принципы законности — принципи­альные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относят всеобщ­ность законности, верховенство закона, единство законности и це­лесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость от­ветственности и контроль за реализацией закона:

Всеобщность законности означает равенство всех перед закономнезависимо от социального положения, благосостояния, нацио­нальности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

Единство законности — понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на территории всей страны. (Законность не может бытькалужской или казанской, она должна быть единой всероссий­ской).

Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общест­венных отношений. Все другие нормативные акты являются под­оконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Этот принцип направлен против создания ведомственных норма­тивных актов, не соответствующих законам, и самочинных рас­поряжений должностных лиц.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразностиозначает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность за­ключается в неукоснительной реализации требований законов.

Неразрывная связь законности с культурой состоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законыи правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реа­лизации.

Неотвратимость ответственности. Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с не­избежностью наказания. На практике реализация этого принципа должна проявляться в повышении раскрываемости преступлений и своевременном рассмотрении административных, уголовных и гражданских дел. Виновные в совершении преступлений должны понести адекватное содеянному наказание.

Контроль за реализацией законов. Выполнение этого прин­ципа заключается в осуществлении контроля за деятельностьюгосударственных органов, должностных лиц и правоохранитель­ной системы в целом в форме прокурорского и конституцион­ного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порож­дает беззаконие.

Гарантированность прав и свобод личности – выражается в конституционной обязанности государства защитить прав и свободы человека и гражданина.

studfiles.net

Законность: понятие и принципы. Дискуссионные вопросы законности — Проблемы теории государства и права

Принцип единства

Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон — «калужской» или «казанской», а только единой всероссийской. Законность — «не земледелие». Соответственно и прокуратура, призванная осуществлять надзор за единообразным пониманием и соблюдением законности, должна иметь централизованное подчинение и не зависеть от местных властей. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности

В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос — руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности (идеологической, политической, прагматической) недопустимо. Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д.

В гражданском праве есть немало диспозитивных норм, которые предполагают выбор субъектом того или иного варианта поведения, исходя из личной целесообразности. Но это — «разрешенная» целесообразность, не имеющая ничего общего с ее противопоставлением законности. Именно таково одно из обязательных условий построения правового государства. Строгое следование закону полезно и целесообразно. Еще римляне говорили: «Кто живет по закону, тот никому не вредит»; «Что законно, то и справедливо».

Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности

Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры «воздаяния за деяния» (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой. «Мир еще никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить одним наказанием» (К. Маркс).

Принцип верховенства закона

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение — непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.

Верховенство закона объясняется тем, что он является прямым выражением воли народа — единственного источника власти, имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке и только законодательными (представительными) органами. Ни один монарх, царь, король, президент не вправе, как уже говорилось, издавать законы. Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности

Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц — это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

В ст. 18 подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип взаимосвязи законности и культурности

Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм — это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной личности, формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

Презумпция невиновности

Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда. Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве.

jurkom74.ru

Понятие и принципы законности. — Теория государства и права – курс лекций

Поделись с друзьями

     Законность определяется как одновременно принцип, режим и метод государственного управления и регулирования  в обществе, связанная с изданием, применением права  и контролем за  осуществлением права.

     Структурно законность состоит из двух юридических процессов-действий – правотворчества и реализации права. Хотя ряд ученых  не считают правотворчество (законотворчество) элементом законности, полагая законотворчество в качестве предпосылки законности. Законность также предполагает позитивную реализацию права всеми субъектами права.  Законность является определенным состоянием регулирования  общественных отношений, состоянием правомерной  деятельности.  Деятельность субъектов права  при этом должна соответствовать норме права (закону).

     Законность – это идея, требование, режим и состояние правомерного соблюдения, исполнения, использования и применения права.

     Законность означает точное действие юридических норм во времени, в пространстве, по кругу лиц в соответствии с их юридической силой. Законность является «общественно-политическим режимом жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц».Термином «законность» также обозначается «позитивное (положительное) отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни людей».

     Условия законности образует определенная социальная среда, ее качественное состояние, обусловленное правовой культурой. В силу объективного действия права в обществе  и отношения к реализации права субъектов права сознательное и положительное отношение к правовой действительности называется правозаконностью.

     Состояние  законности обычно связывается с реализацией и принципом верховенства закона. При характеристике законности имеет особое значение характеристика содержания права (ценностно-правовая значимость). Режим законности связан с реальным обеспечением прежде всего основных прав и свобод человека, непротиворечивостью и беспробельностью права, правомерной  реализацией права. Термин «законность» происходит от  понятия «закон», который в качестве источника (формы) права занимает особое место в правовом регулировании, обладая рядом особых свойств. Но под законностью понимается исполнение не только законов, но и других правовых норм, принятых на основании закона, в дополнение  к нему, при условии непротиворечивости иных норм нормам законов. Это определение является попыткой соединения широкого (соблюдение законов и подзаконных актов) и узкого (соблюдение только законов) понимания законности.

      Законность – означает, прежде всего, соответствие поведения субъектов права законам (правомерная реализация), за нарушение которых предусматривается юридическая ответственность (негативная реализация  права по применению государством  санкций негативного характера – штрафных, карательных, правовосстановительных). Необходимо разграничивать принципы и требования законности (правовые предписания), реализация которых делает поведение правозаконным. Требования законности показывают идеологическую направленность содержания правовых норм, эти требования конкретно связаны с деятельностью субъектов в определенных сферах (отраслях права). Каждый из принципов законности может быть представлен  как совокупность требований (например, законы должны соответствовать Конституции, подзаконные акты должны соответствовать законам и т.д.).

     Принципы законности:

1. Принцип верховенства законности –  означает главенство, прямое действие и высшую юридическую силу закона в системе других источников права. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности. Конституционный Суд, Прокуратура и другие правоприменительные органы осуществляют контроль за исполнением законности.  Принцип законности должен распространяться  на все правовые формы деятельности – правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, правореализационную. Принцип верховенства закона означает, что, прежде всего,  должны исполняться законы и исполняться в соответствии с нормами закона во всех случаях, когда закон подлежит применению;

2.                      Принцип единства законности  предполагает одинаковое понимание и применение  закона на всей территории его действия. Единообразное понимание и применение  закона  составляет режим законности.  Единство законности  означает единство всех форм правовой деятельности, их согласованность между собой (правотворчество, правоприменение, правоохрана). Единство законности означает не только одинаковое (единообразное) действие закона по территории, но и по субъектам. Обеспечение всеобщности (единства)  правовых предписаний – задача  государства, его правореализационной функции. Единство законности основывается  на точном осуществлении законодательных установлений всеми субъектами права при  наличии соответствующего контроля законности со стороны государства (режим законности). Единство законности исключает какой-либо произвол со стороны субъектов права;

3.                      Целесообразность законности – означает связь законности с целесообразностью. Целесообразность не должна исключать законности, но должна всегда находиться в рамках законности. Целесообразность  законности означает необходимость выбора варианта действия в соответствии с вариантами, не запрещенными нормами права. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность, она предполагает достижение общественной пользы и является вариантами содержательной характеристики законов.  Закон действуют до тех пор, пока не отменен. Законы считаются целесообразными и подлежащими применению, включая их отмену, изменение и дополнение. Необходимо своевременно устранять расхождения закона с реальной жизнью, учитывать в содержании законов реальные позитивные потребности общества;

4.                      Принцип реальности законности означает  реализацию фактического исполнения правовых предписаний в деятельности субъектов права, неотвратимость ответственности за правонарушения. Содержание законов должно соответствовать объективным потребностям общественного развития. Нормативной основой законности являются правовые законы. Недостаточно формально-юридического установления законности, необходимо фактическое осуществление провозглашаемых форм права, единство формы и содержания (например, соответствие фактической и юридической конституции). Реальность законности обеспечивают гарантии законности – юридические, экономические, политические и др.;

5.                      Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина означает невозможность реализации прав личности без законности, так как законность выступает их гарантией, а также наличие развитой системы прав и свобод личности является показателем состояния законности в обществе. Данный принцип означает наличие в обществе средств и условий, обеспечивающих соблюдение законов, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека, интересов государства и общества в целом;

6.                      Принцип неразрывной связи законности с культурой означает зависимость  законности от состояния культуры в целом и от правовой культуры в частности. Соблюдение и активная реализация права является в тоже время существенным условием и показателем уровня культурности общества. Чем выше уровень культуры, тем выше уровень законности. Функции права во многом реализовываются в условиях законности. Законность выступает важнейшей предпосылкой реализации права;

7.                      Принцип постоянной реализации законности означает состояние неотвратимости наступления ответственности за правонарушения, а, следовательно, и за нарушение режима и состояния законности. Законность в состоянии постоянной реализации является реальностью права, важнейшей социальной ценностью, основным методом регулирования социальных отношений. Борьба с правонарушениями, правовая идеология и культура призваны поддерживать действенность  реализации данного принципа.

students-library.com

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ


⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 55Следующая ⇒

Законность и ее принципы являются объектом пристального внимания ученых-юристов. В теории государства и права относительно их соотношения сформулирована методологическая аксиома: принципы – это содержание, а категория «законность» – форма их выражения. На основе этого метода и ведутся научные исследования различных аспектов рассматриваемого феномена. В результате чего в правоведении сложилась самостоятельная теория законности, в рамках которой существуют различные определения данного явления. Проведем их краткий анализ.

В учебной и монографической литературе нет единства мнений и трактовке этой правовой категории. Например, В.В. Борисов дает следующее определение: «Законность – демократический принцип Советской власти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения советских законов; провозглашенные права и свободы граждан, их организаций, их законные интересы гарантируются, и обеспечивается выполнение возложенных на них обязанностей, реализация ответственности; точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государственными и общественными мерами».

В других источниках интерпретировано сходное по сути определение законности как принципа. На наш взгляд, законность как принцип представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков. В характеристиках законности как метода государственного руководства обществом, как режима, состояния и т.д. фактически речь идет о строгом и неуклонном соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм. Вместе с тем в последние годы в отечественной теории государства и права предпринимаются попытки

)Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977. С. 332.

по-новому сформулировать определение законности. Так, Н.В. Витрук пишет: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве», В.Н. Кудрявцев: «Законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»2.

Приведенные суждения о понятии законности являются следствием исследования отдельных аспектов данной проблемы с применением конкретных методов познания, что способствовало формированию такого многообразия определений законности. В своей совокупности все эти аспекты образуют методологическую основу научной разработки законности как сложного политико-правового явления.

Сама по себе идея системного подхода к законности не нова. Однако в общетеоретическом плане нелишне выяснить, что следует понимать под словом «аспект». В юридической литературе термин «аспект» имеет различное значение – свойство, фактор, качество, сторона. По мнению автора, аспект – это способ отражения существенных особенностей социально-экономических процессов посредством категории «законность».

В этой связи можно выделить два типа аспектов.

1. Внутренние отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К их числу относятся определения законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния.

2. Внешние определяют место и роль законности в системе ценностей, которые используются для познания и объяснения окружающей действительности.

На наш взгляд, к внешним аспектам, определяющим сущность и содержание данного понятия, можно отнести следующие: социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический и юридический.

Социально-экономический аспект определяет объективную природу законности, формирует условия и предпосылки ее становления и развития как самостоятельного явления политико-правовой действи-

)Витрук Н.В. Законность, понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и коне гиту циопнос правосудие// Общая теория государства и права. Академический курс 1) 2 т. / Под ред. М.11 Марченко. М., 1998. С. 15.

2Кудрявцев К II Законность содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации. М., 1998. С. 4.

тельности, исключает возможность субъективно-идеалистического истолкования идеи и принципов законности. Он как бы материализует идею законности на практике.

Исследование политико-идеологического аспекта имеет принципиальное значение для понимания законности как закономерности общественного развития. Он обусловливает мировоззренческую основу теории законности. В качестве примера можно привести диаметрально противоположную оценку, данную различными учеными-юристами, событиям августа – сентября 1991 г. и октября 1993 г.

Поэтому с точки зрения политико-идеологического аспекта в содержание понятия «законность» вводится ее системообразующий принцип – недопустимость противопоставления законности и целесообразности. С учетом данного подхода законность выступает не только в качестве критерия оценки политико-правовых деяний в плане их соответствия или несоответствия целям и задачам развития общества, но и как специфическая закономерность выполняет функцию их упорядочения.

Исходя из этой посылки, можно дать следующее определение. Законность – обусловленная закономерностями общественного развития политико-правовая форма, обеспечивающая процесс движения общества к состоянию правомерности путем разрешения противоречий между политико-экономической целесообразностью и ценностями права, выраженными в действующем законодательстве.

Духовные устои народа всегда имели непреходящее значение. Не является исключением и современное состояние правовой мысли. В этом плане законность – одна из универсальных категорий теории государства и права, которая способна аккумулировать в своем содержании социально-экономические, политико-идеологические, нравственные и собственно юридические ценности посредством реализации идеи справедливости.

Одним из условий претворения в жизнь идеи справедливости, заключенной в содержании законности, выступает категория долга как следствие проявления определенного уровня правового сознания, выраженного в действующем законодательстве в виде юридической обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых обществом к поведению своих граждан в интересах их же собственного благополучия.

Таким образом, с нравственной точки зрения законность – юридическая форма выражения идеи справедливости путем формирования у индивида потребности строгого следования предписаниям права.

Целью любого исследования в правоведении является определение юридической природы изучаемого феномена. Для успешного решения

поставленной задачи, как нам представляется, необходимо прежде всего уяснить логико-семантическое значение слова законность». Оно заключается в том, что существительные подобной группы произ-водны от сравнительного прилагательного «законный» и указывают на процесс движения к цели. Поэтому история становления и реализации идеи законности на практике выражается следующей формулой: по справедливости – по закону – законность.

С учетом изложенного можно дать краткую характеристику собственно юридического содержания проблемы законности, которая, как правило, начинается с анализа правовых предпосылок и условий зарождения и развития данного политико-правового явления. К ним можно отнести следующие:

1. Наличие государствообразующих органов, выполняющих право-творческую и правоохранительную функции.

2. Действующая система правовых предписаний, отражающих закономерности развития общества, направленная на упорядочение общественных отношений и обеспечение соответствующего состояния правопорядка.

3. Достижение обществом определенного уровня правовой культуры и правосознания, позволяющего ставить задачу по формированию идеи законности и претворению ее в жизнь.

Главное в любой теоретической конструкции – определение сущности исследуемого явления. В нашем случае мы исходим из предпосылки, что сущностью законности является требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений.

Но здесь возникает проблема: как толковать и осуществлять данную правовую установку.

На наш взгляд, ее нельзя понимать буквально, так как это приведет к отождествлению понятий законности и реализации права. В данном случае указанное выше системообразующее требование выражает движение к цели – достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Поэтому законность характеризует не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например формирование правового государства и гражданского общества.

Такое понимание сущности законности позволяет говорить о ее содержании как системном образовании, имеющем сложную элементарную структуру, посредством которой в понятии законности обобщаются предметы – носители признаков описываемого явления. В своем единстве они образуют объем категории «законность», а ее анализ позволяет выявить признаки законности.

К элементам содержания категории «законность» относятся:

1. Совокупность идей, взглядов и принципов. Они составляют теоретико-методологическое содержание, мировоззренческую основу теории законности, посредством которых осуществляется объединение смысла и назначение данной категории в системе правовых явлений.

2. Системообразующее требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного и общественного развития.

3. Цель – формирование правового государства и движение к состоянию правомерности. Она достигается в процессе реализации требования точного соблюдения действующего законодательства.

4. Нормативная основа законности – право, без которого она немыслима.

5. Мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности. Данный элемент является связующим звеном во всей теоретической конструкции. Именно посредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношений происходит материализация идей законности.

6. Средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.

На основе всех этих элементов можно сформулировать существенные признаки законности:

• Причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве.

• Всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения.

• Высокая степень абстракции, которая объясняется собирательным содержанием категории «законность».

• Объективный характер законности.

• Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния.

• Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства.

Исходя из этого законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений.

Проведенный анализ законности не дает ответов на ряд вопросов, в частности, не определяет субъектов законности, пределы действия законности, не говорит о том, что считать нарушением законности и т.д. Все они в той или иной мере связаны с проблемой соотношения законности с реализацией юридических норм и правопорядком. В монографической и учебной литературе предлагались те или иные варианты ответов на эти дискуссионные темы (Н.Г. Александров, М.С. Строго-вич, Д.А. Керимов и др.).

При ответе на данные вопросы следует, на наш взгляд, исходить из логико-семантической конструкции категории «законность» и юридической практики, что позволяет назвать субъектами законности всех участников общерегулятивных правоотношений. Поскольку право – юридико-нормативное основание законности, то, следовательно, оно посредством действующего законодательства определяет круг субъектов правовых отношений, па которых распространяется требование законности. Нельзя также забывать о всеобщности и общеобязательности законности. Юридическая практика (критерий истинности) идет именно по этому пути.

Отдельные авторы выражают озабоченность относительно необоснованного расширения субъектов законности, полагая, что тем самым «нивелируется повышенная опасность нарушения закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином»2. На наш взгляд, это все же недостаточное основание для исключения из числа субъектов законности граждан и других лиц, так как дифференциация и конкретизация наказания не является прямой функцией законности, она только предполагает неотвратимость наказания.

В качестве самостоятельного элемента законности выступает требование точного и неуклонного соблюдения действующего законодательства. Именно нормативные правовые акты фиксируют круг субъектов законности, а также вид и меру наказания на основании квалифицирующих признаков совершенного правонарушения. Субъектам принадлежит еще одна функция – определять пределы действия законности.

До принятия нового Гражданского кодекса РФ границы функционирования законности четко регламентировались юридическими нормами, которые относили к этим границам законные интересы и потреб-

См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О взыскании налогов, сборов, штрафов и оценке актов налоговых и таможенных органон» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. № 3. С. 25–37; Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 1995 Ст. 1,2, 6,8 и др

2Витрук Н.В. Указ. соч. С. 509.

ности, субъективные права и обязанности. В настоящее время статья 5 ГК РФ расширяет их круг и вводит также обычай делового оборота:

«Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются».

Что касается вопроса о том, что считать нарушением законности, то, как нам представляется, здесь следует согласиться с мнением Н.В. Вит-рука, который полагает, что не всякое нарушение закона есть нарушение законности. Но аргументация авторской позиции основана не на особенностях субъектов законности, а на логико-семантической интерпретации категории законности.

Существительное законность образовано от сравнительного прилагательного законный, и оно указывает не на состояние, а на процесс или движение. Причем слово «законность» употребляется в значении множественного числа. Не случайно его антонимом выступает термин «беззаконие». Логическая конструкция законности представляет собой не менее высокую степень абстракции, чем право. А содержание его многоаспектно и собирательно.

Следовательно, нарушением законности являются не единичные факты нарушения юридической нормы – это только предпосылка, а их совокупность, когда можно говорить о беззаконии применительно к конкретным правоотношениям. Однако следует подчеркнуть, что юридическая практика идет по другому пути. Она считает любое нарушение правовой нормы нарушением законности.

В качестве подтверждения сделанных выводов относительно содержания понятия законности могут быть использованы ее принципы. Принципы – это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. Они обусловлены закономерностями общественного развития.

С этой точки зрения принципы законности опосредованно регулируют социальные отношения и выражают устоявшиеся в обществе взгляды на содержание нормативно-правовых актов, а следовательно, на необходимость их строгого соблюдения и исполнения всеми участниками правовых отношений.

В юридической литературе приводится различное количество принципов законности. На наш взгляд, наиболее адекватно отражают

суть рассматриваемого явления следующие: 1) единство законности;

2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь законности и культурности.

Единство законности – основополагающий принцип. В известном письме «О «двойном» подчинении и законности» В.И. Ленин писал:

«Есть ли высокомерие в том взгляде, что законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик? …Законность должна быть одна, и основным злом во всей нашей жизни и во всей нашей некультурности является попустительство исконно русского взгляда и привычки полудикарей, желающих сохранить законность калужскую в

отличие от законности казанской» .

Для претворения в жизнь принципа единой законности в стране должны сложиться соответствующие социально-экономические и политико-юридические предпосылки. Наиболее важными из них являются такие, как надлежащие материальные условия, которые бы значительно улучшили жизненный уровень населения Российской Федерации, авторитетная легитимная государственная власть, реализующая в своей деятельности идеи и принципы законности, динамичная политическая и правовая системы общества. Именно степень общности этих условий и институтов определяет единство законности и ее эффективность.

Содержание данного принципа составляет также всеобщность и общеобязательность требований соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми субъектами правовых отношений, единообразное толкование юридических критериев оценки поведения субъектов и их равенства перед законом.

Значение принципа единства законности состоит в выравнивании правового регулирования социальных отношений независимо от видов нормативно-правовых актов, участников правоотношений и характера объектов воздействия. Фактически речь идет о стремлении достичь равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения его в жизнь зависит реальное состояние законности.

Гарантированность основных прав и свобод человека – один из важнейших принципов не только законности, но и Права. Его роль в решении задачи по повышению уровня законности обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией в повседнев-

Ленин В И Ноли собр соч. Т. 45 С 198

ной действительности. Кроме того, надо принимать во внимание и то обстоятельство, что эта сфера отношений является предметом политической и идеологической борьбы как внутри страны, так и на международной арене.

Социальную основу этого принципа составляет идея всеобщей защиты индивида и необходимости обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей. На теоретико-эмпирическом уровне задача состоит в том, чтобы найти разумное сочетание частных и публичных интересов во взаимоотношениях типа: человек – общество – гражданин – государство; определить пределы их правового регулирования. При этом важно учитывать весь спектр вопросов – национальных, демографических, экономических, политико-идеологических и собственно юридических.

Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение подчеркивает юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по обеспечению правопорядка в стране. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватно содеянному наказание. Причем государство применяет меры принуждения и строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему законодательству, решая при этом и воспитательные задачи.

Существенное значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в соответствии с нормами права предоставляет возможность принять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.

Для такого утверждения существуют конкретные предпосылки: динамизм развития социальных процессов опережает их законодательное упорядочение; наличие пробелов в праве; коллизионность норм права;

не всегда отвечающий требованиям времени профессионализм работников правоохранительных органов; политическая нестабильность в стране и др.

Нравственная природа законности наиболее концентрированное выражение находит в ее взаимосвязи с культурой. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения в духовной сфере. Общая и правовая культура – это морально-этическая основа законности. Но и законность, в свою очередь, является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.

2. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ

Вопрос о гарантиях – сложная и самостоятельная проблема в рамках единой теории законности. Это то звено, которое переводит идею законности из области научных рассуждений в практическую сферу деятельности человека, общества и государства. Здесь проявляется все многообразие аспектов законности,, определяющих содержание процесса упорядочения общественных отношений.

Данный вывод подтверждается негативными результатами проводимых в Российской Федерации реформ. Более того, события августа – сентября 1991 г. и октября 1993 г. показали всю слабость гарантий законности как института российской демократии. Он не сработал в очередной раз, когда встал вопрос о власти. Вес это выдвигает перед юридической наукой сложную задачу не только теоретической разработки концепции законности, но и создания надежного механизма ее претворения в жизнь.

При ответе на вопрос, что такое гарантии законности, необходимо иметь и пиду некоторые существенные особенности рассматриваемой проблемы – се зависимость как от объективных, так и субъективных факторов. Несмотря на то что условия и средства обеспечения законности носят объективный характер, они определяются политико-пра-цоиой природой законности, а их содержание и количественный состав во многом зависят и от специфики конкретных обстоятельств – места и времени применения, решаемых задач и т.д.

Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, обеспечивающая процесс реализации законности и формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократии.

Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей, существующих в обществе. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся: экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные; ко второму – собственно юридические.

Определяющее значение среди них имеют экономические и политические: различные виды форм собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитие экономики, уровень занятости населения в общественно полезном труде, состояние политической системы, идеология, уровень стабильности в обществе, состояние культуры. Именно неблагополучие положения в этих сферах создает питательную среду для криминализации общества, роста преступности.

Проводимые в стране преобразования по-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантий обеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатах деятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции морально-этических ценностей и национальных традиций. Совесть, честь, доброта, порядочность, сострадание имеют непреходящее значение. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь и преданность Отечеству.

Если в обществе острый дефицит культуры, духовности, то научно обоснованное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы морали и права, исторические традиции и обычаи. В конечном счете это приносит невосполнимый вред государству и личности.

Забвение морально-этических основ развития страны ведет к ее экономической и политической деградации. Поэтому справедливо замечание, что нравственно-духовные начала в любом процессе имеют функциональное первенство по отношению к экономике и политике. Это необходимые, но не единственные условия обеспечения законности.

Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер по укреплению законности. Последние, являясь непосредственными способами обеспечения законности, в то же время про-изводны от первых; специальные гарантии должны быть закреплены в нормативно-правовых актах.

Таким образом, юридические гарантии законности – это обусловленная особенностями социально-экономического строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.

В связи с изменением форм собственности новое гражданское законодательство России существенно изменяет условия обеспечения законности в сфере имущественных отношений путем введения обычая делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Это позволяет в рамках специально-юридических гарантий законности выделить два самостоятельных типа:

1. Правовые – они предусмотрены действующим законодательством и носят всеобщий характер.

2. Договорные – они обусловлены нормативными актами, регулирующими сферу договорных отношений, распространяют свое действие только на участников, которые заключили договор или присоединились к нему.

В литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав юридических гарантий законности. Укажем наиболее значимые из них: а) полнота и эффективность юридических норм; б) высокий уровень надзора за реализацией требований законности; в) эффективность мер юридической ответственности и защиты, способствующих восстановлению нарушенных прав граждан; г) высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; д) постоянное со-\ вершенствование юридической деятельности; е) развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны.

ОШИБКИ В ПРАВЕ

Ошибка в праве (юридическая ошибка) – обусловленный непреднамеренным и неправильным действием (бездействием) негативный результат, который препятствует достижению поставленной цели и требует юридического разбирательства.

В законодательстве РФ и научной литературе называются различные признаки ошибок в праве. Из всего их многообразия проанализируем наиболее существенные, которце определяют юридическую природу ошибки. На наш взгляд, к ним относятся:

• Ошибка – это негативный результат (фрагмент, эпизод) как следствие неправильного волевого действия социального субъекта, неразрывно связанного с реализацией прав и свобод личности, ее законных интересов.

• Ошибка должна быть существенной, т.е. не позволяющей человеку реализовать свои права, свободы и законные интересы.

• Ошибка – •«объективно противоправное» явление социальной действительности. Противоправность ошибки не связана с нарушением норм права, а заключается в том, что она препятствует достижению тех целей общественного развития, которые закреплены в законодательстве.

• Ошибка в праве требует проведения соответствующего юридического разбирательства, что предполагает признание и исправление ошибки в соответствии с установленным законом порядком*.

• Ошибка носит непреднамеренный характер и способствует созданию условий наступления неблагоприятных последствий для участников правоотношений.

Юридическая ошибка – результат (фрагмент, эпизод), который реализуется человеком в правовой сфере. И чем она богаче и разнообразнее, тем больше вероятность наступления ошибки.

• См Президент исправляет ошибку//Российская газета 1996 10 сект.

Но как определить границы правовой сферы? Это – самая сложная и важная с методологической точки зрения задача. От правильного выбора пределов относимости ошибки к правовым явлениям зависит четкость и научность определения феномена ошибок в праве. И здесь оценивающим критерием истинности может выступить практика.

Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений указывает такие параметры: «Пресекательные сроки, закрепленные в трудовом законодательстве, не только игнорировали возможность судебной ошибки, но и, по сути, лишали суд права на ее исправление. Допущенным отступлением от норм гражданского процесса были ухудшены возможности рабочих и служащих по защите их трудовых прав в порядке надзорного судопроизводства».

По этому пути пошел и законодатель. Например, статья 18 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». А гражданское законодательство следующим образом определяет основания возникновения гражданских прав и обязанностей: «Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства, порождают гражданские права и обязанности»2.

Гражданское и арбитражное процессуальное законодательство расширяет пределы относимости ошибки к правовым явлениям до законных интересов. Так, в статье 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ записано: «Задачами судопроизводства в арбитражном суде являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности».

Важным методологическим средством уточнения юридической природы феномена ошибок в праве выступает их типология. Категория

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «О проверке конституционности нравопримснитслыюй практики но делам о восстановлении на работе, сложившейся на основании части четвертой статьи 90 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, части пятой статьи 211 КЗоТ РФ и пункта 27* постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля! 98-1 г. №3 «О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 № 30. Ст. 1809.

2 Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей М , 1995. Ч. 1. Ст. 8. С. 379.

«тип» довольно широко применяется общей теорией государства и права для характеристики различных политико-правовых явлений, на» пример: типы государства, типы права, типы правосознания и т.д.

Но при этом не следует смешивать типологию с эмпирической классификацией. Как правило, классификация непосредственно связана с наблюдаемыми признаками, а типы представляют собой определенную теоретическую конструкцию, отражающую существенные свойства характеризуемых явлений. Таким образом, типология предполагает теоретическое моделирование сущности политико-правового феномена, в основе которой лежит систематизация заданного многообразия сходных явлений.

С учетом изложенного и в качестве основания деления юридических ошибок по типам может быть использована категория «цель». Именно мотивированная волевая деятельность человека является важнейшей сущностпой чертой, которая позволяет судить об ее итогах. В правоведении называют два вида поведения – правомерное и право-нарушение. Поэтому можно выделить следующие типы ошибок в праве – ошибки, допускаемые в пределах правомерного поведения, и ошибки, совершаемые в границах правонарушения.

Для последнего типа ошибок характерен один существенный признак, который выделяет законодательная и правоприменительная практика – заведомо противоправное деяние*. Хотя в Уголовном кодексе Российской Федерации нет специальной статьи, посвященной понятию ошибки, тем не менее эта тема довольно обстоятельно изучена в уголовном праве. Но и в уголовно-правовой литературе нет единства взглядов относительно определения ошибки2.

Важное место в вопросе выявления юридической природы ошибок принадлежит их классификации. В основе любой градации лежит, как правило, видимый признак характеризуемого феномена. Классификация правовых явлений способствует более точному определению границ их применения. Используя данное методологическое правило, можно, на наш взгляд, выделить следующие виды ошибок:

См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Отв. ред. Л.В. Наумов. М., 1999. Ст. 142.

2 См.: Трашшн Л.Н. Учение о составе преступления. М., 1946. С. 136–147; Он же. Состав преступления но советскому уголовному нраву. М., 1951. С. 319–323; Кириченко К.Ф. Значение ошибки но советскому уголовному нраву. М„ 1952; Пионтковский Л.Л. Учение о преступлении но советскому уголовному нраву. М., 1961. С. 401–409; Коптя-коваЛ.И. Понятие ошибок в советском уголовном нраве и их классификация// Проблемы нрава, социалистической государственности и социального управления. Свердловск, 1978. С. 103–107; Якушин В.А. Ошибка и ее уголовно-правовое значение. Казань, 1988;

Опже. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. Тольятти, 1998. С. 242– 251; Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. Тольятти, 1998. С. 65–76.

1. По степени определенности:

• мнимые ошибки, которые, как правило, не установлены, а только предполагаются;

• фактические – реально зафиксированы в установленном порядке и к ним принимаются меры по исправлению.

2. По типу:

• ошибки, допущенные в границах правомерного поведения;

• ошибки, совершенные в пределах правонарушения.

3. По юридической значимости:

• незначительные, которые не влияют на конечный результат;

• существенные (материальные) – препятствуют реализации участникам отношений своих законных интересов и потребностей, а также не позволяют достичь конкретных целей.

4. По относимости ошибок в профессиональной юридической деятельности:

• доктринальные ошибки; которые, как правило, служат теоретическим оправданием беззакония. Примером подобного рода ошибок является концепция «правовых» и «неправовых» законов, которая применялась властью для обоснования своих действий в октябре 1993 г.

• законодательные ошибки;

• правоприменительные ошибки;


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Понятие и принципы законности. Понятие законности — Мегаобучалка

Понятие законности. Вопрос о понятии законности, как и многие другие вопросы теории права, тоже относится к числу дискуссионных. В научной и учебной литературе даются самые разные определения законности, однако чаще всего под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами: органами государства, должностными лицами, государственными и негосударственными организациями, гражданами. Вместе с тем в литературе обращается внимание на то, что законность – достаточно сложное и многогранное явление, поскольку может выступать в различных качествах.

Во-первых, законность может выступать в качестве правового принципа. В этом качестве она может быть принципом организации и деятельности государственного аппарата, принципом государственного управления, принципом права, принципом правотворчества, принципом применения права, принципом юридической ответственности.

Во-вторых, она может выступать в качестве метода государственного руководства обществом. В этом качестве законность характеризует деятельность органов государства и должностных лиц, которая основывается на действующем законодательстве и протекает в строгом соответствии с нормами позитивного права.

В-третьих, она может выступать в качестве политико-правового режима общественной жизни. В этом качестве законность выступает как определенный порядок[90], который выражается в господстве в государстве и обществе права и закона, строгом и неуклонном соблюдении и исполнении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений.

В современной теории государства и права законность чаще всего рассматривается как политико-правовой режим общественной жизни, который выражается в точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов и подзаконных нормативных актов всеми участниками общественных отношений, всеми субъектами права. Вместе с тем на этот счет существуют и другие мнения. Так, одни полагают, что под законностью следует понимать соблюдение и исполнение всеми субъектами только законов, поскольку подзаконные нормативные акты могут не соответствовать закону, противоречить ему. Другие же исходят из того, что понятием «законность» должно охватываться соблюдение и исполнение законов и подзаконных нормативных актов только должностными лицами, поскольку несоблюдение и неисполнение законов и подзаконных нормативных актов гражданами и их организациями – это просто правонарушение, но не нарушение законности.



На наш взгляд, понимание законности как политико-правового режима общественной жизни, который выражается в точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами права, в основе своей является правильным. Более узкие трактовки законности, при которых законность ограничивается соблюдением и исполнением только законов или деятельностью лишь должностных лиц оставляют за пределами законности огромный массив законодательства, а также значительное число субъектов права. Нормы позитивного права, в каких бы нормативно-правовых актах они не содержались, обязательны для всех. Поэтому исключать из содержания законности соблюдение и исполнение подзаконных нормативных актов под тем предлогом, что они могут не соответствовать закону, противоречить ему, нет достаточных оснований. К тому же, если подзаконный нормативный акт противоречит закону, применяется, как известно, закон. А это значит, что никто не вправе требовать соблюдения и исполнения нормативного правового акта, противоречащего закону. Здесь действует один из важнейших принципов законности – принцип верховенства закона.

Нет достаточных оснований исключать из содержания законности также соблюдение и исполнение норм права гражданами, точнее физическими лицами. Нарушение норм права гражданами (физическими лицами) – это тоже нарушение законности, ибо законы государства обязательны не только для должностных лиц, но и для граждан. Безусловно, режим законности в государстве зависит в первую очередь от поведения должностных лиц, которые как представители государства обязаны строго и неуклонно соблюдать и исполнять нормы права. Однако это вовсе не означает, что такая же обязанность не лежит на гражданах и их организациях. Как совершенно верно отмечается в литературе, «сужение круга субъектов законности разрушает идею ее всеобщности, общеобязательности правовых предписаний, равенства всех перед законом, что на деле приводит к размыванию режима законности»[91].

Вместе с тем понимание законности как политико-правового режима общественной жизни, который выражается в точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами права, нуждается все-таки в некоторых уточнениях. Во-первых, строгому и неуклонному соблюдению и исполнению подлежат не только законы и подзаконные нормативные акты, но и все источники права, действующие в данном государстве. А это значит, что понятием «законность» должно охватываться соблюдение и исполнение всех норм позитивного права независимо от того, в каких источниках они содержатся. Во-вторых, законность, как отмечается в литературе, раскрывает содержание позитивного права под углом зрения его практического осуществления, его реализации[92]. В связи с этим содержанием законности должны охватываться не только соблюдение и исполнение норм права, но также их использование и применение, иначе говоря, все формы реализации права. Причем и соблюдение, и исполнение, и использование, и применение права должны осуществляться в точном соответствии с предписаниями правовых норм, т. е. надлежащим образом. Учитывая все это, законность может быть определена как политико-правовой режим общественной жизни, который выражается в надлежащей реализации норм позитивного права всеми субъектами.

Исходя из данного определения, представляется возможным выделить следующие признаки законности.

Во-первых, это определенный режим. Это политико-правовой режим общественной жизни, режим, который устанавливается в обществе применительно к действию и реализации норм позитивного права.

Во-вторых, это такой политико-правовой режим общественной жизни, который выражается в надлежащей реализации норм позитивного права, а именно: в неукоснительном соблюдении правовых запретов, должном исполнении юридических обязанностей, использовании субъективных прав, не допускающем злоупотребление ими, надлежащем применении правовых норм компетентными органами. Надлежащая реализация правовых норм создает все необходимые условия для господства права и закона в обществе, поскольку право и закон действуют тогда, когда они исполняются, реализуются.

В-третьих, это такой политико-правовой режим общественной жизни, который выражается в надлежащей реализации норм позитивного права всеми без исключения субъектами: и органами государства, и должностными лицами, и различными организациями, и физическими лицами. Особое значение для режима законности имеет надлежащая реализация правовых норм органами государства и должностными лицами. Осуществляя надзор и контроль над реализацией правовых норм организациями и физическими лицами, они сами не должны нарушать нормы права, неукоснительно следуя их предписаниям, ибо ненадлежащее исполнение органами государства и должностными лицами своих юридических обязанностей, а также злоупотребление предоставленными им полномочиями способны нанести непоправимый ущерб режиму законности.

В-четвертых, это политико-правовой режим, который обеспечивается, гарантируется государством. Государство, устанавливая нормы позитивного права, должно, как уже не раз отмечалось, гарантировать их, что способствует обеспечению режима законности. Кроме того, государство должно принимать все меры по укреплению законности и создавать для нее необходимые гарантии.

Рассматривая законность как политико-правовой режим общественной жизни, выражающийся в надлежащей реализации норм позитивного права всеми субъектами, необходимо вместе с тем отметить, что в настоящее время многими авторами высказывается идея о том, что содержанием законности должны охватываться не только надлежащая реализация норм позитивного права, но также и создание законов, соответствующих праву. Поскольку закон, установленный государством, может оказаться неправовым, требование законности, по их мнению, должно быть распространено также на сферу правотворчества, что будет способствовать созданию правовых законов. Безусловно, создание и принятие правовых законов является принципиально важным, поскольку это предохраняет общество от узаконенного произвола. Но надо ли включать в содержание законности создание правовых законов? Думается, что нет. Как известно, термин «законность» является производным от термина «закон» и несет определенную смысловую нагрузку. «Законный» – значит соответствующий закону, не противоречащий ему. Отсюда законность предполагает, прежде всего, строгое и неуклонное соблюдение и исполнение законов государства. А вот должны ли законы государства быть правовыми – это не вопрос законности. Это, скорее, вопрос правопорядка, поскольку подлинный правопорядок предполагает установление порядка, основанного на праве и правовых законах. В сфере правотворчества режим законности предполагает не создание и принятие правовых законов, а соблюдение и исполнение правотворческими органами правовых норм, регулирующих правотворческую деятельность, т. е. надлежащую реализацию правовых норм в этой сфере.

Кроме того, законность как политико-правовой режим общественной жизни не связана с действием только правовых законов. Она появляется тогда, когда возникает позитивное право и известна с древнейших времен. Еще Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной формы – политии, а в Великой Хартии Вольностей 1215 г. было записано, что ни один свободный человек не может быть арестован, заключен в тюрьму, лишен владения, изгнан из страны иначе как по законному приговору и по закону государства[93]. Другое дело, что законность – исторически преходящее явление, и в различных исторических условиях, в государствах с разными политическими режимами она наполняется различным содержанием. В условиях гражданского общества и правового государства она должна выступать не просто как законность, а как правовая законность[94].

Принципы законности. Определение законности как политико-правового режима общественной жизни, выражающегося в надлежащей реализации норм позитивного права всеми субъектами, высвечивает суть законности, но не раскрывает ее содержания. Чтобы получить представление о содержании законности, а значит и более глубокое представление о ней самой, необходимо рассмотреть ее основополагающие принципы, которые одновременно можно считать и ее основными требованиями[95]. В литературе называются самые разные принципы законности. К наиболее важным из них, как представляется, следует отнести: всеобщность законности, единство законности, верховенство закона, приоритет международного права, недопустимость отступления от закона под предлогом целесообразности, недопустимость произвола в деятельности должностных лиц, неотвратимость юридической ответственности.

Принцип всеобщности законности означает, что соблюдать и исполнять законы государства обязаны все без исключения субъекты права. Так, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ говорится: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». При этом под законами имеются в виду не только нормативные акты, обладающие высшей юридической силой, а все действующие нормы позитивного права. Иногда принцип всеобщности законности рассматривается как принцип равенства всех перед законом или как принцип обязательности законности.

Принцип единства законности заключается в том, что, несмотря на многообразие действующих в государстве нормативно-правовых актов и других источников права, законность в масштабах всей страны должна быть единой. Еще В. И. Ленин в письме «О «двойном» подчинении и законности» обращал внимание на то, что «законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик»[96]. Единство законности обусловлено тем, что право – это единая система норм, осуществляющая единообразное регулирование основных общественных отношений на всей территории страны. Даже в федеративных государствах, где наряду с федеральной системой законодательства существуют также региональные системы законодательства, сохраняется единообразное регулирование важнейших общественных отношений, поскольку региональное законодательство не должно противоречить федеральному. Коль скоро право представляет собой единую в масштабах страны систему норм, осуществляющую единообразное регулирование основных общественных отношений, то соблюдение, исполнение, а также применение норм права должно быть единообразным. И хотя нормы позитивного права устанавливаются различными нормативно-правовыми актами, это не должно создавать разнобоя в правовом регулировании, поскольку между нормативными актами существует известная соподчиненность, согласно которой нормативные акты меньшей юридической силы должны соответствовать нормативным актам более высокой юридической силы. Если же между нормативными актами возникают противоречия, они снимаются устанавливаемыми на эти случаи коллизионными нормами. Кроме того, нормативные акты, противоречащие вышестоящим нормативным актам, подлежат отмене.

Принцип единства законности, к сожалению, не всегда должным образом претворяется в жизнь. Так, например, в нашей стране до сих пор не устранены противоречия между федеральным и региональным законодательством, вследствие чего в ряде субъектов Российской Федерации продолжают действовать нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству и даже Конституции РФ. Это создает разнобой в правовом регулировании и подрывает основы законности.

Принцип верховенства закона проявляется в том, что в государстве должны господствовать законы, а в правовом государстве – правовые законы. Законы, как отмечалось ранее, содержат первичные нормы права. Они создают основу режима законности в стране. Поэтому ни один подзаконный нормативный акт не должен противоречить закону. Если же подзаконный нормативный акт вступает в противоречие с законом, действует и применяется закон, а само издание подобных подзаконных актов должно рассматриваться как нарушение режима законности.

Принцип приоритета международного права закреплен в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где, как уже не раз отмечалось, говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В этой связи в государстве не должны приниматься законы, противоречащие международным договорам РФ. Если же такое противоречие все-таки возникло, то при применении права предпочтение должно отдаваться международным договорам.

Принцип недопустимости отступления от закона под предлогом целесообразности состоит в том, что нельзя обходить закон, отступать от него под тем предлогом, что закон якобы устарел, перестал быть эффективным и поэтому его применение нецелесообразно. Пока закон действует, он обязателен к применению. Поэтому правоприменительные органы не вправе судить о целесообразности или нецелесообразности закона, а должны отыскивать наиболее целесообразное решение в рамках действующего закона, но не за его пределами. В противном случае будет иметь место нарушение режима законности.

Принцип недопустимости произвола в деятельности должностных лиц состоит в том, что должностные лица, принимая властные решения, должны руководствоваться не личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями и требованиями морали, учитывая при этом интересы государства, общества, каждого отдельного человека.

Принцип неотвратимости юридической ответственности, о котором уже говорилось в предыдущей главе, применительно к режиму законности выражается в том, что компетентные государственные органы, не должны оставлять без внимания ни одно правонарушение и своевременно привлекать правонарушителей к ответственности. В противном случае в обществе начинает складываться атмосфера вседозволенности и безнаказанности, что отнюдь не способствует укреплению режима законности.

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *