Понятие и структура – Лекция 1. Понятия «система» и «структура».

Лекция 1. Понятия «система» и «структура».

План:

  1. Философская трактовка понятий «система» и «структура».

  2. Область применения этих понятия.

Литература:

1. Различные типы словарей.

2. Литература по курсу.

1. Кажущаяся на первый взгляд ясность таит  в себе существенные противоречия. Само понятие «система» относится к числу таких терминов, которые интуитивно понятны всем, но мало кто может пояснить их смысловое наполнение. Результат взаимосвязи элементов в системах принципиально отличается от простой суммы их индивидуальных качеств; правило неизменности суммы от перемены мест слагаемых здесь не работает.

На физико-химическом уровне развития материи явление системности можно проиллюстрировать на примере свойств химически однородных веществ (алмаз и графит; неустойчивое низкомолекулярное вещество и макромолекулярные высокопрочные полимеры). На биохимическом уровне – различием между «неживой» и «живой» материей, а также многообразием форм жизни, основанных на единых законах генетики. На общественном уровне – различием между организацией примитивных обществ и высокоорганизованных социальных систем.

Любопытно, что представители различных дисциплин, пытаясь дать определение понятию «система», приходят к схожим выводам. Так, к примеру, американский культуролог Р.Л. Карнейро определил систему как «совокупность структурно и функционально взаимосоотнесенных элементов, соединенных в действующее целое. Система – нечто большее, чем образующие ее элементы; она есть последнее плюс … их взаимоотношения» (Карнейро Р.Л. Культурный процесс. / В сб. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. – СПБ.: Университетская книга, 1997. – С. 422).

И Л.Н. Гумилев также отмечает: «… реально существующим фактором системы являются не предметы, а связи между ними, хотя они не имеют ни массы, ни веса, ни температуры». (Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М.: “Институт ДИ-ДИК”, 1997. – С. 444).

При этом в социальных науках существует еще одно основополагающее понятие, на первый взгляд тождественное понятию «система». Это понятие – «структура». Словари трактуют данное понятие следующим образом:

Структура это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях(Большой энциклопедический словарь. – М., 1991. Аналогично: Философский энциклопедический словарь. – М, 1989; 1997 и др.).

Таким образом, структура – это та же система, но без уникальных свойств целого. Иначе говоря, тот случай, где свойства целого равны сумме свойств составляющих его элементов. Отсюда же выводится обоснование качественного перехода от простой структурности к более сложной по отношению к ней системности.

В литературе выделяют также статические и динамические С. Статические С. относительно устойчивы к изменениям, стабильны и равновесны. Примером статической С. может выступать таксономия растений К. Линнея. Устойчивость и равновесие статических С. выражается в сохранении наличного состояния в течение определенного времени. В динамических С. структура со временем изменяется. По характеру взаимоотношений со средой выделяют закрытые и открытые С. Закрытые С. физически изолированы от окружающей среды. Все статические С. являются закрытыми, что не исключает присутствия динамических процессов в закрытых С.

Система– это такая совокупность элементов или частей, в которых существует их взаимное влияние и взаимное качественное преобразование. Система всегда унитарна, т.е. представляет собой единое целое, из которого нельзя отнять ни одного элемента, не изменив качества всего целого. Важнейшая особенность системы со сложной структурой — это

иерархичность структур,наличие по крайней мере нескольких уровней строения или организации. Система считается тем более высокоорганизованной и совершенной, чем сильнее в ней проявляется принцип иерархии ее подсистем или структурных уровней, чем строже в ней действует принцип субординации ее частей. Таким образом, каждая система состоит из элементов, упорядоченных определенным образом и связанных определенными отношениями. Каждый объект природы — это сложное образование , оно состоит из каких-то частей, т.е. является системой. Наши знания о природе, отражающие реальные явления и предметы природы, также состоят из частей — из отдельных представлений, суждений, понятий, теорий и т.п.Часть– это относительно самостоятельный компонент, входящий в состав системы.
Целое
– какая-то определенная система, состоящая из взаимосвязанных частей и имеющая такие свойства, которые у частей отсутствуют. Элемент — это относительно неделимая часть целого.

Принятая в повседневной практике трактовка понятий элемент, связь, цель и другие не всегда совпадает с их значением как специальных терминов системного описания и анализа объектов. Поэтому рассмотрим основные понятия, помогающие уточнять представление о системе. Понятия, входящие в определение системы, тесно связаны между собой, и, по мнению Л. Фон Берталанфи, не могут быть определены независимо, а определяются, как правило, одно через другое, уточняя друг друга, и поэтому принятую здесь последовательность их изложения следует считать условной.

Под элементомпринято понимать простейшую, неделимую часть системы. Однако ответить на вопрос, что является такой частью, не всегда просто. Например, в качестве элементов стола можно назвать ножки, ящики, крышку и т. д., а можно — атомы, молекулы, в зависимости от того какая задача стоит перед исследователем. В системе управления компанией элементами можно считать подразделения аппарата управления, а можно — каждого сотрудника или каждую выполняемую операцию.

Поэтому в теории систем принято следующее определение: элемент — это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели [6, С. 24.].

Систему можно расчленять на элементы различными способами в зависимости от формулировки задачи, цели и ее уточнения в процессе проведения системного исследования. При необходимости можно изменять принцип расчленения, выделять другие элементы и получать с помощью нового расчленения более адекватное представление об анализируемом объекте или проблемной ситуации.

Компоненты и подсистемы.Нередко термин элемент используют в более широком смысле, особенно в тех случаях, когда система не может быть сразу разделена на составляющие, являющиеся пределом ее членения. Однако при многоуровневом расчленении системы лучше использовать другие термины, принятые в теории систем: сложные системы принято вначале делить на подсистемы или на компоненты.

Понятие подсистема подразумевает, что выделяется часть системы, обладающая ее свойствами, и в частности имеющая свою цель или подцель, на достижение которой ориентирована подсистема, а также другие свойства — целостности, коммуникативности и т. п., определяемые закономерностями систем.

Если же части системы не обладают такими свойствами, а представляют собой просто совокупности однородных элементов, то такие части принято называть компонентами.

Связь.Это понятие входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение ее целостных свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы.

Связь определяют как ограничение степени свободы элементов.Действительно, элементы, вступая во взаимодействие (связь) друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.

В определениях системы термины связьиотношениеобычно используются как синонимы. Однако существуют разные точки зрения: одни исследователи считают связь частным случаем отношения; другие — напротив, отношение рассматривают как частный случай связи; третьи — предлагают понятие связь применять для описания статики системы, ее структуры, а понятием отношение характеризовать некоторые действия в процессе функционирования (динамики) системы.

Структура.Система может быть представлена простым перечислением элементов иличерным ящиком(моделью «вход — выход»). Однако чаще всего при исследовании объекта такого представления недостаточно, так как требуется выяснить, что собой представляет объект, что в нем обеспечивает выполнение поставленной цели, получение требуемых результатов. В этих случаях систему отображают путем расчленения на подсистемы, компоненты, элементы с взаимосвязями, которые могут носить различный характер, и вводят понятие структуры.

Понятие структура имеет несколько отличающиеся принятые определения, хотя смысл их практически тождественен. Например, в БСЭ дается одновременно два определения данному понятию. Первое — структура (от лат. structura — строение, расположение) —определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей системы; строение, устройство чего-либо.Второе —совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Основное различие данных определений состоит в том, что первое из них характерно для представления систем в статике, а второе подчеркивает сохранение основных свойств системы в динамике. Эта неоднозначность в определении важнейшего понятия подчеркивает объективную сложность формирования понятийного аппарата теории систем.

Одна и та же система может быть представлена разными структурами в зависимости от стадии познания объектов или процессов, от аспекта их рассмотрения, цели создания. При этом по мере развития исследований или в ходе проектирования структура системы может изменяться.

 

studfiles.net

3. Понятие структуры системы.

Структура системы – совокупность элементов системы и связей между ними в виде множества. Структура системы

означает строение, расположение, порядок и отражает определенные взаимосвязи, взаимоположение составных частей системы, т.е. ее устройства и не учитывает множества свойств (состояний) ее элементов.

Система может быть представлена простым перечислением элементов, однако чаще всего при исследовании объекта такого представления недостаточно, т.к. требуется выяснить, что представляет собой объект и что обеспечивает выполнение поставленных целей.

О

Внешняя среда

дна и та же система может быть представлена разными структурами в зависимости от стадии познания объектов, от аспектов рассмотрения, от целей создания. В ходе проектирования структура может изменяться.

Вышестоящие органы 1

Вышестоящие органы N

Ресурсы

Система производства

Продукция

обратная связь

Рис. 2. Структура системы

Понятие элемента системы. По определению элемент – это составная часть сложного целого. В нашем понятии сложное целое – это система, которая представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов.

Элемент – часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей. Неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учета в пределах модели данной системы его внутреннего строения.

Сам элемент характеризуется только его внешними прояв­лениями в виде связей и взаимосвязей с остальными элемен­тами и внешней средой.

Понятие связи. Связь – совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы. Установить связь между двумя элементами – это значит выявить наличие зависимостей их свойств. Зависимость свойств элементов может иметь односторонний и двусторонний характер.

Взаимосвязи – совокупность двухсторонних зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы.

Взаимодействие – совокупность взаимосвязей и взаимоотношений между свойствами элементов, когда они приобретают характер взаимосодействия друг другу.

Понятие внешней среды. Система существует среди других материальных или нематериальных объектов, которые не вошли в систему и объединяются поняти­ем «внешняя среда» – объекты внешней среды. Вход характеризует воздействие внешней среды на систему, выход – воздействие системы на внешнюю среду.

По сути дела, очерчивание или выявление системы есть разделение некоторой области материального мира на две части, одна из которых рассматривается как система – объект анализа (синтеза), а другая – как внешняя среда.

Внешняя среда – набор существующих в пространстве и во времени объектов (систем), которые, как предполагается, оказывают действие на систему.

Внешняя среда – это совокупность естественных и искусственных систем, для которых данная система не является функциональной подсистемой.

Типы структур

Рассмотрим ряд типовых структур систем, использующихся при описании организационно-экономических, производственных и технических объектов.

Обычно понятие «структура» связывают с графическим отображением элементов и их связей. Однако структура может быть представлена и в матричной форме, форме теоретико-множественного описания, с помощью языка топологии, алгебры и других средств моделирования систем [11].

Линейная (последовательная) структура (рис. 8) характеризуется тем, что каждая вершина связана с двумя соседними При выходе из строя хотя бы одного элемента (связи) структура разрушается. Примером такой структуры является конвейер.

Кольцевая структура (рис. 9) отличается замкнутостью, любые два элемента обладают двумя направлениями связи. Это повышает скорость общения, делает структуру более живучей.

Сотовая структура (рис. 10) характеризуется наличием резервных связей, что повышает надежность (живучесть) функционирования структуры, но приводит к повышению ее стоимости.

Многосвязная структура (рис. 11) имеет структуру полного графа. Надежность функционирования максимальная, эффективность функционирования высокая за счет наличия кратчайших путей, стоимость — максимальная.

Звездная структура (рис. 12) имеет центральный узел, который выполняет роль центра, все остальные элементы системы являются подчиненными.

Графовая структура (рис. 13) используется обычно при описании производственно-технологических систем.

Сетевая структура (сеть) — разновидность графовой структуры, представляющая собой декомпозицию системы во времени.

Например, сетевая структура может отображать порядок действия технической системы (телефонная сеть, электрическая сеть и т. п.), этапы деятельности человека (при производстве продукции — сетевой график, при проектировании — сетевая модель, при планировании — сетевая модель, сетевой план и т. д.).

Иерархическая структура получила наиболее широкое распространение при проектировании систем управления, чем выше уровень иерархии, тем меньшим числом связей обладают его элементы. Все элементы кроме верхнего и нижнего уровней обладают как командными, так и подчиненными функциями управления.

Иерархические структуры представляют собой декомпозицию системы в пространстве. Все вершины (узлы) и связи (дуги, ребра) существуют в этих структурах одновременно (не разнесены во времени).

Иерархические структуры, в которых каждый элемент нижележащего уровня подчинен одному узлу (одной вершине) вышестоящего (и это справедливо для всех уровней иерархии), называют древовидными структурами (структурами типа «дерева»; структурами, на которых выполняются отношения древесного порядка, иерархическими структурами с сильными связями) (рис 14, а).

Структуры, в которых элемент нижележащего уровня может быть подчинен двум и более узлам (вершинам) вышестоящего уровня, называют иерархическими структурами со слабыми связями (рис 14, б).

В виде иерархических структур представляются конструкции сложных технических изделий и комплексов, структуры классификаторов и словарей, структуры целей и функций, производственные структуры, организационные структуры предприятий.

В общем случае термин иерархия шире, он означает соподчиненность, порядок подчинения низших по должности и чину лиц высшим, возник как наименование «служебной лестницы» в религии, широко применяется для характеристики взаимоотношений в аппарате управления государством, армией и т.д., затем концепция иерархии была распространена на любой согласованный по подчиненности порядок объектов.

Таким образом, в иерархических структурах важно лишь выделение уровней соподчиненности, а между уровнями и компонентами в пределах уровня могут быть любые взаимоотношения. В соответствии с этим существуют структуры, использующие иерархический принцип, но имеющие специфические особенности, и их целесообразно выделить особо.

studfiles.net

1. Понятие и структура общества

Первые человекоподобные существа появились 2-3млн лет назад. Современные виды появились значительно позже, примерно 40 т.л. назад. Само же человеческое общество появилось еще позднее.

Причины постепенной трансформации человечества в общество:

1)Запрет инцеста, т.е. запрет брака между близкими родственниками, т.к. инцест вызывал вырождение. Данное мнение более распространено среди восточных ученых.

2)Переход к систематическому занятию трудовой деятельностью (человек не только присваивает, но сам производит, следовательно, привило к появлению социума — социального объединения). Распространенное мнения среди отечественных ученых.

В это период происходит становление сознания, появляется язык, потребность в общении, языка, передаче накопленных знаний из поколения в поколение, совершенствование орудий труда. Это свидетельствует о качественном изменение человека — приближение к современному.

Согласно диалектико-материалиастической теории, понятие и структура общества возникли в результате естественного развития, они не навязаны извне. ГП являются атрибутами человеческого общества, их правовая трактовка невозможна без понятия и структуры общества.

Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой форму жизнедеятельности индивидов, обладающих сознанием, объединенных общностью потребностей и интересов, и находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом.

Человеческое общество состоит из индивидов (каждый человек является индивидом), но это не единственные его члены. Общественные потребности ведут к обособлению еще и отдельных групп индивидов, например семьи, классы, народности, нации, профессиональные группировки и т.д. Эти элементы общества постоянно взаимодействуют, т.е. в обществе образуется определенная структура с определенными закономерностями взаимодействия.

С философской точки зрения, структура – закономерные связи между элементами некой системы.

В качестве крупных элементов человеческого общества, определяющую его структуру, выделяют относительно обособившиеся друг от друга сферы человеческой деятельности:

  1. Экономическая. Охватывает отношения по производству или получению, обмену и распределению материальных благ (вещи, продукты).

  2. Социальная. Охватывает отношения по воспроизводству социальных качеств человека (важная роль социализации через общение, без него человек не совершит перехода из биологического существа в социальное).

Общение происходит в рамках различных социальных групп (каждый из нас является членом многих одновременно). Причины возникновения социальных групп могут носить естественный, материальный или духовный характер. Примерами могут служить кровные родственники (семья, род), единая территория также может служить причиной объединения (территория общины-государства, страны), единый язык, традиции, мышление, обычаи (народности, нации).

Функционирование этих объединений, взаимодействие с отдельными индивидами влекут социальную социализацию.

  1. Кратологическая. Отношения, связанные с управлением отдельными людьми, их группами и обществом в целом.

Взаимодействие отношений требует определенного согласования, упорядоченности, опирающейся на власть, а если ее нет, то не возможен процесс социализации (наступит хаос и пойдет процесс возвращения к первобытному обществу).

Любое общество нуждается во власти, примиряющей, улаживающей разногласия в обществе.

Эту сферу называют, как правило, политической, но это ошибка, т.к. рассматривается структура общества любого времени, а когда говорят о политике, имеют в виду общество, знакомое с Г и П.

  1. Духовная. Охватывает отношения по производству, воспроизводству и распространению человеческого сознания.

Одно из качественных отличий человека как социального существа — сознание.

Самое маленькое общество не может существовать без порядка. Любой порядок – стабильность, повторяемость отношений человечества. Этого можно добиться только при опоре на социальные нормы (продукт духовной сферы). Поэтому интерес юридических наук направлен на духовную сферу, как источник порядка.

Все сферы жизни общества постоянно взаимодействуют друг с другом. Связи, возникающие у них, имеют определенный характер.

Перечисленные сферы не равнозначны. Согласно материалистическому подходу, выделяют основополагающую сферу и подчиненные ей сферы. В любом обществе базисом является экономическая сфера (индивид не может жить без обеспечения своего существования, это осуществляется с помощью производства). Производственные отношения, входят в экономическую сферу – экономический базис (определение дали Маркс и Энгельс). Отношения в обществе носят материально-объективный характер, их системы не зависят от воли и желания отдельных индивидов, но люди стремятся к определенным достижениям задач, и они определяются уровнем развития производственных сил.

Но на эти отношения могут повлиять люди в определенной степени, т.к. люди преследуют, вступая в них, определенные цели (воля), следовательно, воздействуя на человеческое сознание, можно влиять на эти отношения.

Экономический базис определяет характер всех иных отношений в обществе.

Те отношения, которые включены в остальные сферы, объединены термином – общественная настройка (надстроечные отношения). Суда относятся социальная, духовная и кратосферы.

Особенности надстройки:

  • Они идеологичны (перед тем, как сложиться, проходит через сознание людей). Именно на идеологические отношения можно воздействовать в большей степени, поддаются управлению и регулированию.

  • Содержание, в конечном счете, определяются экономическим базисом (не могут быть более развитыми, чем экономический базис). Оно не может быть больше базиса.

  • Обладают относительной самостоятельностью по сравнению с экономическим базисом (с их помощью можно оказывать на него влияние, следовательно, существует обратная связь).

Структуру человеческого общества можно рассмотреть и под другими углами: в качестве самостоятельной системы можно взять социальную, духовную, кратосферу.

studfiles.net

3. Логическая структура понятия

Понятие представляет собой отражение единой мысли существенных признаков предмета. Оно может распространяться на один, несколько групп (класс) однородных предметов и явлений, обладающих одинаковыми признаками. Исходя из этого, в структуре каждого понятия нужно разделять две стороны: содержание и объем.

Содержание понятия— это совокупность существенных признаков предмета, мыслимого в понятии. Так, содержанием понятия «человек» является общественное существо, способное производить орудия труда. А содержанием понятия «государство» выступает власть экономически господствующих социальных сил и т.д.

Для раскрытия содержания необходимо путем сравнения установить признаки, которые необходимы и достаточны для выделения данного предмета и выяснения его отношения к другим предметам.

Объемом понятияназывается совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Например, объем понятий «растение», «животное», «товар» выражает всю безграничную совокупность соответствующих предметов реальной действительности.

Другие понятия имеют гораздо более узкий объем, например, «планеты солнечной системы», «экономически развитые страны», «справедливые войны» и т.д.

Совокупность предметов, на которые распространяется данное понятие, составляет логический класс предметов. Логический класс — это такая совокупность предметов, которые имеют общие признаки, вследствие чего они выражаются общим понятием. Логический класс и объем соответствующего понятия совпадают. Например, класс реактивных самолетов, класс позвоночных животных, класс землеройных машин — эти совокупности однородных предметов составляют объем соответствующих понятий.

Логические классы предметов бывают менее широкие и более широкие, ограниченные и безграничные.

Так, класс химических элементов или класс грузовых автомобилей ограничены определенным числом, а класс деревьев — безграничен, ибо он включает все деревья, которые росли, растут и будут произрастать на нашей земле.

Более широкий логический класс может включать в себя, другие, менее широкие. В такой трактовке более широкий класс называется высшим, подчиняющим менее широкие, низшие классы. К примеру, класс «частные науки» выше класса «гуманитарные науки», класс космических тел выше класса звезд и т.д. Следует иметь в виду, что если два общих понятия по своим объемам находятся в отношении подчинения, т.е. объем одного понятия входит в объем другого, тогда более широкое по объему понятие (подчиняющее) называется родовым. А подчиненное понятие выступает в качестве видового. Например, понятие «государство» будет родом, а понятие «Российское государство» — видом; понятие «несправедливый мир» есть вид родового понятия «мир». Необходимо отметить, что «род» и «вид» — категории соотносительные.

4. Виды понятий

В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды. Для наглядности представим их в виде схемы, а затем последовательно рассмотрим каждый вид более подробно.

Единичныминазываются понятия, в которых мыслится один предмет (например, «великий русский писатель Александр Николаевич Островский», «Организация Объединенных Наций», «столица России» и другие).

Общимназывается понятие, в котором мыслится множество предметов (например, «столица», «государство», «правовед», «экономист» и другие). Общие понятия могут бытьрегистрирующимиинерегистрирующими.

Регистрирующиминазываются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например, «участник Великой Отечественной войны», «народный депутат России» и другие).

Нерегистрирующимназывается общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, «человек», «философ», «ученый» и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми(пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: «вечный двигатель», «русалка», «леший» и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: «древнегреческий философ», «термоядерная электростанция». Такие понятия не являются нулевыми.

Конкретные— это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: «академия», «студент», «романс», «дом», «поэма А. Блока «Двенадцать» и др.

Абстрактные— это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: «смелость», «добросовестность», «храбрость», «синева», «тождество» и др.

Относительные— это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: » родители «-» дети «,» учитель «- «ученик «,» начальник «-» подчиненный «,» истец «-» ответчик » и др.

Безотносительные— это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета: «фермер», «правило», «деревня», «человек» и др.

Положительные— это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: «принципиальность», «благородный поступок», «живущий по средствам», «успевающий студент» и др.

Отрицательныминазываются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, «некрасивый поступок», «некрашеный дом», «некошеный луг» и др.). В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» или «без» («бес «): «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок» и др. В словах иностранного происхождения — чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «агностицизм», «аморальный» и др.

Собирательныминазываются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: «лес», «созвездие», «роща», «студенческий строительный отряд» и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.

Несобирательные— это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: «дерево», «звезда», «студент» и др.

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Например, понятие «невнимательность» — общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

studfiles.net

Понятие «Состав» и «структура» — Мегаобучалка

Структура — это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональ­ность между составляющими ее элементами. Структура находится в тесной взаимосвязи с составом системы, определяется им и сама, в свою очередь, в значительной степени его определяет.

Состав заключает в себе декомпозицию системы, расчленение единого целого на составляющие элементы. Структура, напротив, обеспечивает композицию системы, со­единение отдельных составляющих в единое целое. Она устанавливает роль, место и на­значение элементов в системе, их расположение и взаимоотношение между собой, харак­тер, формы и степень влияния на другие элементы.

Очевидно, что определенный состав организации предопределяет возможные вари­анты формирование ее структуры. Выделяются два направления формирования рацио­нальной структуры организации:

1. Рациональная структура в рамках данного компонентного состава. Состав в этом случае является исходным, а структура — производная от него.

2. Рационализация структуры за пределами существующего компонентного состава, если это является целесообразным для функционирования организации. Состав и структура организации определяются исходя из установленных целей, функционального назначе­ния и условий деятельности организации.

Классификация межкомпонентных связей может быть осуществлена по следую­щим признакам:

­ по направленности воздействия: прямые и обратные;

­ по роли и месту в структуре могут быть выделены: основные, дополняющие, дублирующие, контрольные и корректирующие связи;

­ по характеру воздействия выделяют положительные, отрицательные и нейтральные связи;

­ по пространственной ориентации существуют вертикальные и горизонтальные связи;

­ по прерывистости связи делятся на непрерывные и дискретные;

­ по вариабельности связи могут быть представлены как инвариантные и вариабельные.



Внутрисистемные межкомпонентные связи составляют структуру организации, од­нако сами по себе не определяют ее строения. Основой строения структуры является соединение — узел связи со всей совокупностью входящих и исходящих из него каналов. Соединение устанавливает связь данного узлового элемента с другими элемен­тами системы. Основные типы соединений приведены на рис. 8.2.1. На основе этих видов соединений может быть построено большое количество разнообразных структур.

Выделяются три основных направления классификации структур:

­ по способу связи;

­ по содержанию и функциональному назначению;

­ по объектам формирования.

Способ связи элементов определяет строение структуры, ее организационную фор­му. Содержательная сторона связей существенного значения не имеет. Определяющим для отнесения структуры к той или иной классификационной группе является ответ на вопрос, каким образом соединены между собой отдельные компоненты системы?

 

 

 

Рис. 8.2.1. Типы соединений

 

Формирование любых сколь угодно сложных структур основывается на опреде­ленных базовых типах конфигурации. Простые структуры имеют строение какой-то опре­деленной базовой конфигурации. Сложные — формируются на основе нескольких таких конфигураций. Основные типы конфигураций приведены на рис. 8.2.2.

Гибкость — это способность структуры реагировать на изменение ситуации путем соответствующего изменения своей организационной формы при сохранении сущест­вующей качественной определенности и своего функционального назначения. Структуры, не обладающие такой способностью, называются жесткими.

Гибкость структуры может проявляться:

­ в вариабельности связей, соединений и конфигураций;

­ в обеспечении заменяемости отдельных структурных блоков, а также их функционирования по дискретной схеме;

­ в формировании вторичного контура структурных связей: дополняющих, дублирующих, контрольных и корректирующих;

­ в усилении среднего звена структуры;

в широком развитии периферийных связей

 

Рис. 8.2.2. Типы конфигурации структур

­ .

Гибкие структуры обладают способностью адаптироваться к изменяющейся ситуа­ции и поэтому обладают большей живучестью, чем жесткие.

megaobuchalka.ru

Понятие и структура описания


ТОП 10:

Процедура систематизации эмпирического материала, завер­шающаяся его системным и целостным изложением, называется описанием. Характерная особенность описания состоит в том, что оно преследует цель изложения системной информации о каком- либо явлении, процессе, событии, составляющем объект исследо­вания. В этом качестве могут выступать действующее законода­тельство либо исторические памятники права; правотворческая, правоприменительная, правоохранительная и иная деятельность органов государства, органов местного самоуправления; отдель­ные правовые институты и отрасли права; правовой статус граж­дан и иных субъектов права; порядок реализации норм права в конкретных правоотношениях; эффективность действия норм права и др.

Описание отвечает на вопрос «что есть или что было?». Тем са­мым оно остается в пределах эмпирического уровня познания. Описанию органически противопоказаны рассуждения о причи­нах возникновения и развития исследуемого, о соотношении су­щего и должного, закономерного и случайного. Словом, ответы на вопросы «почему?», «по каким причинам?» не входят в компетен­цию данной процедуры научного познания, что и отличает ее от аргументирования, объяснения и других процедур теоретического познания, ориентированных на поиск и раскрытие общего, устой­чивого, необходимого и закономерного.

Ограничение описания эмпирическим уровнем, однако, не умаляет его научной ценности.

Во-первых, с помощью описаний вводятся в научный оборот сведения о каких-либо явлениях, событиях, имеющих определен­ную научную или практическую ценность. Например, сведения об исторических событиях, нормативных правовых актах, иных юри­дических документах, юридически значимых действиях имеют большую научную ценность, поскольку благодаря этим сведениям представляется возможным знать, что имело место в действитель­ности и каким образом происходили те или иные события.

Во-вторых, в форме описания чаще всего излагаются результа­ты социальных правовых исследований. В ходе таких исследова­ний удается получить системную и научно обоснованную инфор­мацию о реализации норм права в конкретных правоотношениях, о состоянии правового сознания населения и должностных лиц, о причинах правонарушений, неэффективного действия норм пра­ва, а также иные сведения о политико-правовой практике совре­менного общества и государства. Ценность подобной информа­ции состоит в том, что она содержит сведения о комплексном дей­ствии исследуемого явления, его реальной связи с другими социальными правовыми факторами, которые иным путем полу­чить нельзя. Кроме того, социальные правовые исследования яв­ляются единственно надежным способом получения достоверных сведений о состоянии правового сознания граждан и должност­ных лиц, их оценках действующего права, интересах, мотивах и потребностях, иных компонентах социально-психологического механизма реализации норм права.

В-третьих, описание используется для изложения сведений об исследуемом предмете, содержащихся в разных источниках. Ред­кий правовой институт (за исключением, может быть, институ­тов уголовного права) в совокупности всех составляющих его норм права содержится в одном источнике, одном нормативном правовой акте. Чаще всего для уяснения его содержания прихо­дится обращаться к ряду самых различных нормативных актов — федеральным законам, законам субъектов РФ, указам Президен­та РФ, постановлениям Правительства РФ, актам иных право­творческих органов. Поэтому чтобы иметь полные и системные представления о соответствующем правовом институте, прихо­дится действующие нормы приводить в определенную систему и описывать их в виде обзора, комментария, части монографии. В юридической литературе нередко излагаются обзоры взглядов правоведов по какой-либо проблеме правоведения или практиче­скому вопросу, результаты сравнительного изучения зарубежного законодательства, история развития права, его отдельных компо­нентов.

В-четвертых, описание применяется для компактного изложе­ния основных положений какого-либо законодательного или на­учного источника. Подобного рода описания содержатся в рефе­ратах, авторефератах, аннотациях, комментариях к законодатель­ству, монографических и иных работах. Основная цель таких описаний — ознакомить заинтересованных лиц с новым законо­дательным актом, научной работой, раскрыть основное содержа­ние источника, объяснить суть законодательных нововведений и порядка их реализации в конкретных отношениях.

Таким образом, описание нельзя представлять как вспомога­тельный этап в научном познании, который поглощается другими исследовательскими процедурами. Более того, описание как про­цедура подлинно научного познания не сводится к механическому переложению материалов других источников. Это глубоко творче­ский этап научного исследования, связанный с решением таких вопросов, как выбор стиля описания, отбор фактов, отделение су­щественного от второстепенного, последовательность и логич­ность, четкость и ясность изложения материала, органическая связанность описания с другими компонентами диссертационно­го или монографического исследования.

Описание состоит из трех стадий: 1) сбора и анализа эмпири­ческого материала; 2) его систематизации; 3) изложения получен­ных результатов.

Сбор и анализ эмпирического материала ведется с применени­ем методов толкования норм права, социальных правовых иссле­дований, критики исторических источников и других методов, применяемых в правоведении для данных целей и способных обеспечить сбор достоверной, объективной информации.

Сложной и ответственной предстает стадия систематизации со­бранных фактов. Нужно не просто собрать и последовательно из­ложить соответствующие сведения, а провести обстоятельный анализ собранной информации, с тем чтобы установить, что в ис­следуемом процессе, явлении было главным, ведущим, что состав­ляет его суть, а что имеет случайный, второстепенный характер. В письменном тексте можно изложить только основное. Погоня за излишней детализацией, изложением частных вопросов может за­вуалировать главные процессы, привести к тому, что, как говорит народная мудрость, за деревьями не будет видно леса.

В процессе аналитической обработки собранной информации целесообразно использовать методы аннотирования, рубрициро­вания и статистического обобщения.

Методом аннотирования рекомендуется фиксировать наиболее важные сведения из первичного документа, обращая первостепен­ное внимание на суть описываемых в нем событий, явлений. Ре­ферирование используется для более обстоятельного описания до­кумента, научной работы, иного письменного источника. В рефе­рате наряду с описанием сути события, явления могут отражаться и другие значимые положения. В целом реферат должен отразить основное содержание реферируемого документа, подобно тому, как автореферат диссертации дает достаточно верное представ­ление о ее содержании.

При множественности источников возникает потребность в их приведении в определенную систему. Без подобной процедуры весьма трудно запомнить все источники и содержащиеся в них высказывания о предмете исследования. Автор рискует утратить значительную часть ценной информации и в итоге описать иссле­дуемый предмет схематично, поверхностно и неполно. В таких случаях проводится систематизация информации посредством рубрицирования и статистического обобщения.

Метод рубрицирования сводится к разработке предметного клас­сификатора. Автор подразделяет исследуемую тему на ряд вопро­сов и отражает каждый вопрос в классификаторе в виде отдельной рубрики. Далее во всех документах после их прочтения выделяют­ся темы, отвечающие назначению рубрик классификатора. Таким образом, многообразная информация письменных источников оказывается систематизированной по определенным рубрикам- темам, что делает ее обозримой и удобной для последующего ана­лиза и обобщения.

Одинаковые сообщения ряда источников по одному и тому же вопросу могут быть изложены в форме общего вывода. Например, автор, анализируя законы субъектов РФ по вопросам образова­ния, приходит к выводу, что большая их часть принята в соответ­ствии со ст. 71 и 72 Конституции РФ и не содержит норм по во­просам, отнесенным к компетенции Федерации, что значительная часть субъектов РФ устанавливает дополнительные региональные льготы участникам образовательных отношений. Такие общие вы­воды позволяют «сжать» информацию и привести ее «к общему знаменателю», заменив множество положений одним.

Еще большими возможностями для уплотнения информации обладает статистическое обобщение, благодаря которому удается зафиксировать устойчивые тенденции в состоянии или развитии явлений, процессов, определить их количественные и качествен­ные характеристики, а также эмпирические связи между отдель­ными явлениями (факторами). К наиболее простым способам ста­тистического обобщения, применяемого для целей описания, от­носят методы группировок, индексов, динамических рядов. Так, описывая криминогенную ситуацию в Российской Федерации, исследователи использовали количественные и качественные по­казатели состояния, структуры и динамики преступности за ряд лет, а также корреляционные связи, характеризующие интенсив­ность воздействия на этот процесс отдельных криминогенных факторов. В результате представилось возможным не только опи­сать предмет исследования, но и составить прогноз развития кри­миногенной ситуации на последующие три года.

Правила описания

В процессе описания следует руководствоваться следующими правилами.

1. Описание имеет предметом какой-либо ограниченный фраг­мент социальной правовой практики или юридической науки, обусловленный задачами исследования. Поэтому предмет описа­ния следует четко обозначать в заголовке работы либо ее соответст­вующей части. Заголовок должен быть релевантен предмету опи­сания. По необходимости в нем рекомендуется указывать про­странственные и временные координаты исследуемого фрагмента. Например, обзор законодательства субъектов РФ по вопросам трудового права не может иметь заголовка вроде «Законодательст­во по вопросам трудового права». Такой заголовок чрезмерно ши­рок. Законодательство по вопросам трудового права могут прини­мать и зарубежные страны, а также федеральные органы государ­ственной власти России. Поэтому в данном случае заголовок должен содержать сведения об органах, принявших исследуемые законодательные акты. Заголовки исторических обзоров должны также содержать сведения о периоде исследования.

Четкий заголовок описания важен не только читателю, но и (прежде всего) самому автору. Будучи действенным ориентиром, заголовок требует от автора предметного и целенаправленного описания соответствующего материала. Нельзя признать право­мерными случаи, когда заголовок не соответствует содержанию материала, а необходимый по предмету диссертации вопрос заме­няется либо дополняется изложением другого вопроса или осве­щается лишь частично, например, когда под заголовком «Меха­низм действия правовых ограничений» излагаются лишь сведения о психологическом механизме действия правовых ограничений.

2. Описание призвано вводить в научный оборот фактологиче­ский материал, так или иначе связанный с решением соответст­вующей научной проблемы и обоснованием сформулированных положений. Фактические данные, слабо связанные с темой иссле­дования и никак не способствующие решению других ее вопросов, должны безжалостно исключаться из текста. Так, инородными для темы исследования являются описания вопросов методологии на­учного познания, сведенные к повторению общеизвестных поло­жений. Овладение методологией научного познания входит в про­цесс профессионального обучения исследователя, который лучше оставлять за рамками исследования. Описание исследуемого предмета должно быть ориентирова­но на изложение его сущности и содержания. Необходимость со­блюдения данного требования обусловлена несколькими обстоя­тельствами.

Во-первых, каждое явление, событие, процесс являются на­столько сложными и многообразными, что их полное описание невозможно. В целях «сжатия» информации приходится жертво­вать деталями, обратив первостепенное внимание на главное.

Во-вторых, нет необходимости в обстоятельном описании де­талей, не имеющих непосредственного доказательственного зна­чения для обоснования выводов, полученных исследователем, ибо описание всегда подчинено задачам теоретического анализа. В ра­боту включается все то, что может быть полезным в деле обосно­вания новизны исследования.

В-третьих, необходимым условием лучшего вхождения читате­лей в тему являются четкие сведения о сущности и содержании исследуемого явления и на уровне сущего, и на уровне должного.

3. Описание должно иметь надлежащий научный уровень и про­водиться с использованием понятийного аппарата правовой науки. Научное описание правовых явлений и процессов, правовой дея­тельности государства тем и отличается от публицистики, что пра­воведы четко и неукоснительно придерживаются юридической терминологии и в отличие от журналистов и политологов, в част­ности, не называют Председателя Государственной Думы спике­ром, не делят палаты Совета Федерации на верхнюю и нижнюю, судебные решения по уголовным делам называют приговором, а не вердиктом, не признают ежегодные послания Президента РФ законодательным актом. Терминологическая чистота не только свидетельствует о высоком профессионализме автора, но и явля­ется необходимым условием правильного понимания описания другими авторами.

4. Описание должно быть объективным. Исследователь не впра­ве приписывать явлениям и процессам качества, которыми они не обладают, равно как и отрицать наличие свойств, им присущих. Чтобы избежать ошибок в описании содержания и действия зако­нов, правотворческой и правоприменительной деятельности орга­нов государства, автор должен не только провести анализ дейст­вующих актов по соответствующему вопросу, но и ознакомиться с соответствующими актами официального и неофициального тол­кования, а также научными публикациями. Только комплексный анализ различных источников позволяет увидеть проблемы, кото­рые имеются по исследуемому вопросу, достойно оценить предла­гаемые пути их решения и выбрать обоснованный, лишенный за­блуждений вариант описания.

5. Объективность, обоснованность описаний необходимо под­тверждать ссылками на соответствующие нормативные правовые акты и иные источники. При этом:

6. тексты нормативных правовых актов рекомендуется брать из официальных источников, обращая первостепенное внимание на то, чтобы текст отражал действующую редакцию акта, а не какую- либо ее предшествующую и измененную версию;

7. статистические данные лучше брать из первоисточника, официально публикуемых статистических обзоров, официальных отчетов соответствующих органов, организаций, из публикаций авторов, получивших соответствующий материал и осуществив­ших его статистическое обобщение. Надлежит также делать ссыл­ку на источник, из которого были заимствованы соответствующие цифровые данные.

Особенно нужно остерегаться статистических и иных данных, содержащихся в публицистических работах и не имеющих отсы­лок к соответствующим источникам. Впечатляющие и весьма убе­дительные цифры, хорошо вписывающиеся в канву описания, мо­гут оказаться просто «лукавыми» данными, не имеющими ничего общего с действительным положением дел.

В описании, как и в любой иной форме изложения научных знаний, не следует допускать логических противоречий. Если автор описания что-либо утверждает, то он не может отрицать этого в том же самом источнике. Поиск и устранение логических проти­воречий — занятие не из легких. Не всегда удается выявить и уда­лить из описания логические противоречия. Так, автор одной из работ убеждает читателей в том, что в Российской Федерации пол­но и последовательно реализуется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Далее он прихо­дит к выводу, что в Российской Федерации действует пять вла­стей: президентская, законодательная, исполнительная, судебная и контрольная. Но наличие пяти ветвей власти никак не назовешь последовательной реализацией принципа, предусматривающего разделение государственной власти лишь на три ветви.




infopedia.su

2. Понятие, его сущность, структура и виды

Билет № 2

Понятие, его сущность и структура.

Понятие — это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чём предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. В существенных признаках раскрывается суть предмета.

Для образования понятия необходимы следующие логические приемы:

1. Анализ – мысленное расчленение предметов на его составные части и выделение в них признаков.

2. Синтез – мысленное соединение существенных признаков в единое целое

3. Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по их признакам.

4. Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков и отвлечение от других

5. Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии

Содержание понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Содержание:

а) Положительное (понятия, мыслящие предметы, содержание которых составляет сущность предметов «ненастье», «говорящий по-английски») или отрицательное (понятия, в которых указывается на наличие или отсутствие у предметов свойств «непьющий»)

полож – грамотный, порядок, верующий, безделушка

отриц – неграмотный, ассиметрия, беспорядок

б) Конкретное (понятия, в которых мыслятся самостоятельно существующие предметы) или абстрактное (понятия, в которых мысляться признаки предмета, взятые отдельно от него)

конкр – книга, свидетель, государство

абстр – смелость, ответственность, дружба

в) Собирательное (группа однородных предметов мыслится как единое целое) или несобирательное (понятия, содержание которых можно отнести к каждому элементу класса)

собир – коллектив, полк, созвездие

несоб – звезда, государство, район

г) Относительное (понятия, в которых мыслятся несуществующие самостоятельно предметы) и безотносительное (понятия, в которых мысляться существующие самостоятельно предметы)

отн – родители\дети, начальник\подчиненный

безотн – студент, государство, закон

Объемом понятия называется множество предметов, которое мыслится в понятии.

Объём:

а) Общий — в нём больше чем один предмет. Регестрирующие (общие понятие, которые содержат конечное число предметов мысли) и нерегестрируемый (число бесконечно)

звезда, планета, государство

рег – участники Великой Отечественной войны

нерег – человек, следователь, указ

б) Единичный — в нём один предмет

Солнечная система, ООН, человечество

в) Нулевой — в нём нет реальных предметов.

вечный двигатель, баба-яга.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *