Понятие и виды принципов налогового права – 10. Принципы налогового права.

Содержание

их понятие и правовое значение.

Поделись с друзьями

Основные принципы налогового права: их понятие и правовое значение.

Принципы налогового права – это его основные начала, исходные положения.

Правовые принципы — это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание и закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Они обладают рядом свойств, что ставит их в один ряд с другими системообразующими факторами, такими как предмет и метод правового регулирования общественных отношений.

Во-первых, принципы права— это сквозные «идеи», пронизывающие право. Однако указанные начала не представляют собой нечто абстрактное. Напротив, они являются не чем иным, как идеологическим отражением потребностей общественного развития. В них получают выражение не только основы права, но и закономерности социально-экономической жизни общества.

Во-вторых, правовые принципы должны быть реально выражены в самом праве либо прямо вытекать из нормы права. В ст. 3 НК РФ нашли свое непосредственное отражение основные начала законодательства о налогах и сборах. Те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов. Они являются лишь идеями правосознания, научными выводами. Обычно принципы выступают в виде норм.

В-третьих, будучи нормами права, принципы выполняют регулятивную функцию, т. е. непосредственно регулируют общественные отношения. В частности, принципы налогового права применяются, если есть пробелы в налоговом законодательстве и возникает необходимость в применении аналогии права. Вместе с тем в НК РФ отсутствует правило о применении налогового законодательства по аналогии.

Впервые принципы налогового права на законодательном уровне были закреплены в статье 3 НК РФ и определяются как основные начала законодательства о налогах и сборах.

Классификация принципов налогового права.

В общей теории права принято подразделять принципы на общие и специфические. Кроме того, в правовой науке выделяют принципы правовых институтов. К числу общих принципов можно отнести: принцип законности, принцип справедливости, принцип юридического равенства, принцип социальной свободы и др. Что касается принципов правовых институтов, то в данной сфере исследователи сталкиваются с большими сложностями не только теоретического порядка. В юридической литературе дискуссионным до сих пор является вопрос об определении понятия «правовой институт». Нет ясности на этот счет и в действующем законодательстве о налогах и сборах.

Значительные трудности возникают при определении отраслевых принципов, особенно тех, которые по каким-либо причинам не получили закрепление в действующем законодательстве. Не обошли эту сложную тему и представители налогового права.

Ряд ученых считает необходимым различать: принципы налогового права; принципы налоговой системы; принципы налога; принципы налогового законодательства. Безусловно, указанная классификация принципов имеет право на существование. В ее основе лежат различия между такими понятиями, как «право», «законодательство», «система», «налог». Однако следует поставить вопрос: не используются ли разные критерии при построении данной классификации ? По мнению специалистов, в классификации, независимо от того, в какой области науки или практики она применяется, надо различать четыре основных элемента: объект и цели классификации, классификационные признаки и единицы. Кроме того, сложно и проблематично развести правовые принципы налогового права по конкретным классификационным рядам.

1. Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2. Принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.

3. Принцип справедливости — учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства.

4. Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.

5. Принцип отрицания обратной силы закона — законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.

6. Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.

7. Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.

8. Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

9. Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

students-library.com

Принципы налогового права и налогообложения :: SYL.ru

Принципы налогового права РФ представляют собой комплекс фундаментальных положений, посредством которых регулируется специфический вид отношений. К ним относят различные властно-распорядительные, государственные, имущественные связи. Рассмотрим далее принципы налогового права и налогообложения.

Законодательная база

Принципы налогового права РФ заложены в первую очередь в Конституции. В частности, рассматриваемую сферу регулируют статьи 57 в п. 3, 71 и 132. Общие принципы налогового права установлены в НК (в части первой). Кроме этого регулирование данной сферы осуществляется посредством федеральных законов. Согласно ст. 2 НК регламентируются властные отношения, касающиеся установления, введения и взимания обязательных платежей в бюджет, а также взаимодействия, имеющие место в ходе осуществления контроля и установления ответственности нарушителям законодательных норм.

Понятие принципов налогового права

В юридических изданиях в качестве них признаются фундаментальные идеи и начала, которые выражают суть норм, действующих в данной отрасти, а также главные направления государственного влияния в сфере регулирования соответствующих отношений. Система принципов налогового права включает в себя общеобязательные первичные нормативные положения. Они отличаются высшей степенью императивности, определяют содержание института. Эти положения выступают в качестве критериев законности поведения участников отношений.

Основные принципы налогового права

Выделяют следующие фундаментальные положения:

  1. Законность.
  2. Всеобщность и равенство.
  3. Справедливость.
  4. Публичность целей взимания.
  5. Единство системы налогообложения.
  6. Установление платежей в соответствии с законодательными требованиями.
  7. Презумпция толкования в пользу плательщика неустранимых противоречий, сомнений, неясностей норм.
  8. Определенность обязанности.
  9. Единство экономического пространства и налоговой политики страны.

Законность

Все принципы российского налогового права сформулированы во исполнение требований нормативных актов. Законность выступает в качестве базового положения. Оно опирается на конституционный запрет ограничения свобод и юридических возможностей гражданина, за исключением ряда случаев. Налогообложение выступает в качестве ограничения прав собственности. Они закреплены в ст. 35. Однако данное ограничение основывается на законе и в широком смысле ориентировано на реализацию прав, обязанностей, полномочий госорганов. В НК установлено, что каждому лицу надлежит отчислять определенные суммы в бюджет. При этом закон указывает на то, что эти платежи должны осуществляться только на законных основаниях. Это означает, что ни на какого субъекта не может накладываться обязанность уплачивать неправомерно установленные суммы, не предусмотренные в НК или определенные иным порядком, чем в Кодексе.

Всеобщность и равенство

Эти принципы налогового права, как и предыдущий, также имеют конституционное закрепление. В частности, в ст. 57 установлено, что на каждого возлагается обязанность по уплате сборов и прочих установленных сумм. Основные принципы налогового права подкрепляются ст. 8 Конституции. В частности, в ч. 2 указанной нормы установлено, что каждый субъект имеет равные обязанности. Граждане должны исполнять их в соответствии с законом. Этот принцип выступает в качестве формального, но не фактического равенства. Он состоит в том, что плательщики определенного типа сбора либо налога, в соответствии с общим правилом, обязаны уплачивать установленные суммы на одинаковых основаниях.

Справедливость

В юридических изданиях этот принцип зачастую связывают с равным налоговым бременем. С момента принятия ч. 1 НК положение о справедливости нашло закрепление в ст. 3, п. 1 кодекса. Согласно норме установление налогов осуществляется в соответствии с фактической способностью субъекта производить обязательные выплаты по принципу справедливости.

Публичность целей

Взимание сборов и налогов осуществляется для финансового обеспечения работы власти (государственных и муниципальных структур). Публичность целей формирует прямую связь между НК и бюджетным законодательством. В рамках последнего парламентарии, выступая в качестве представителей плательщиков, утверждают планы по расходованию средств. Ими же обеспечивается контроль над исполнением соответствующими органами бюджетных статей.

Должная юридическая процедура

Этот принцип также закреплен Конституцией. В Основном законе, в частности, сформулирован запрет на установление обязательных платежей, не соответствующих действующим отраслевым нормам. В ряде стран обеспечение этого предписания осуществляется посредством формирования более жесткой процедуры внесения законопроектов в парламент. В РФ это правило закреплено в ст. 104, п. 3 Конституции.

Экономическое обоснование

Основные принципы налогового права направлены не только на установление справедливых платежей по возможностям субъектов. Устанавливаемые суммы, кроме этого, должны иметь экономического обоснование, то есть не являться произвольными. Это правило закрепляется статьей 3 в п. 3 НК.

Презумпция толкования

Этот принцип гарантирует, что все неясности, противоречия и сомнения будут истолкованы в пользу плательщика налогов. Речь идет о неустранимых обстоятельствах, то есть тех, которые не разъясняются Кодексом или иными нормами. Это правило фиксируется в ст. 3, п. 7 НК.

Определенность обязанности

Этот принцип указывает на то, что все нормативные акты, регламентирующие налоговую сферу, должны формулироваться так, чтобы плательщик точно знал и понимал, какие именно суммы, в каком порядке и когда ему необходимо отчислять. При возникновении неясностей, противоречий или сомнений, не устранимых иными правилами, они толкуются в пользу субъекта. Определенность обязанности подразумевает и то, что при установлении платежей должны определяться и все обязательные элементы обложения. Они указываются в ст. 17, п. 1 и п. 2 НК.

Единство бюджетной политики и экономического пространства

Это положение, как и прочие принципы налогового права, имеет конституционное закрепление. В частности, оно фиксируется ст. 8, ч. 1. Кроме этого обеспечение его реализации осуществляется посредством ст. 3, ч. 4 НК, ст. 1, п. 3 ГК. По данному положению законодательство запрещает устанавливать сборы и налоги, которыми нарушается единое экономическое пространство России. В частности, не допускается, чтобы платежи ограничивали косвенно либо прямо свободное перемещение услуг, продукции, денег или работ в пределах территории государства.

Единство института

Юридическое значение необходимости формулирования этого принципа обусловливается задачей по унификации налоговых отчислений. Она нужна для обеспечения равновесия между полномочиями регионов страны устанавливать обязательные платежи с одной стороны, и с другой – соблюдением конституционных возможностей человека и гражданина, сформулированных статьями 34 и 35 Конституции. Вместе с этим реализуется положение о едином экономическом пространстве. В этой связи закрепленный НК перечень местных и региональных сборов и налогов имеет закрытый, то есть исчерпывающий характер.

Субъекты

Принципы налогового права выступают в качестве гаранта соблюдения конституционных интересов и возможностей лиц, выступающих в качестве плательщиков. Субъектами выступают все участники соответствующих отношений. В эту категорию входят:

  1. Налоговые агенты.
  2. Граждане и юрлица.
  3. Министерство по сборам и налогам и его территориальные представительства.
  4. Госкомитет по таможенному делу и его подразделения.
  5. Минфин РФ и региональные отделения.
  6. Финансовые управления в администрациях областей и краев, автономных в том числе, городов федерального значения.
  7. Прочие уполномоченные структуры.

Принципы налогового права в деятельности указанных субъектов выступают в качестве фундаментальных положений. Именно в соответствии с ними формулируются порядок и условия, размеры, назначение, даты платежей и прочие существенные аспекты, связанные с рассматриваемой сферой. В соответствии с принципами формулируются обязанности и права плательщиков, возможность защиты их интересов, ответственность всех субъектов, участвующих в отношениях. Уголовный кодекс предусматривает наказания за уклонение лиц от погашения своих обязательств перед бюджетом.

www.syl.ru

Основные принципы налогового права

Понятие принципов налогового права

Традиционно в юридической науке в качестве принципов принято рассматривать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие начала, руководящие идеи, которые отражают сущность норм конкретного сектора права, а также основные направления государственной деятельности в сфере правовой регулировки соответствующих общественных правоотношений.

Принципы налогового права предполагают собой некую систему координат, в масштабах которой оно развивается, и одновременно вектор, определяющий направление развития налоговой сферы.

В современных условиях весьма динамичной налоговой системы РФ, реформах и преобразованиях в сфере налогового права, именно принципы становятся ценностными ориентирами такого сложного направления как налоговое право. Свое отражение они находят непосредственно в нормах налогового права.

Замечание 1

Согласно Конституции РФ, общие основы налогообложения и сборов устанавливаются федеральными законами. Эти основы-принципы относятся к ключевым гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, главных прав и свобод человека и гражданина, основ федерализма в РФ. Таким образом, обозначена общеценностная и гуманитарная правовая природа отраслевых принципов налогового права.

Особенности классификации принципов налогового права

Принципы налогового права включают в себя и единые принципы налогообложения.

В целом же основные принципы налогового права подразделяются на два вида:

  1. социально-правовые;
  2. специально-правовые.

Принципы первого вида, как правило, имеют общеправовое значение, к ним относят свойственные и прочим отраслям права принципы:

  • законности,
  • гуманизма,
  • демократизма,
  • равенства.

Принципы второго вида иногда называют отраслевыми, так как они характеризуют специфику именно налогового права.

В связи с определенной классификацией в отдельных случаях в литературе различают:

  • финансовые принципы налогообложения,
  • принципы налогового права,
  • принципы организации налоговой системы.

Замечание 2

Однако при этом следует отметить, что ключевые для юридической науки финансовые принципы налогообложения и организационные принципы налоговой системы считаются и принципами налогового права.

Виды принципов налогового права

Основные принципы налогового права, налогообложения и налоговой системы Российской Федерации представлены в следующем виде:

  1. Принцип справедливости. Он предполагает всеобщное налоговое обложение и равномерное распределение налогов между гражданами.
  2. Принцип определенности. Он требует, чтобы сумма, прием и время платежа были конкретными и заблаговременно известны плательщику.
  3. Принцип удобности. Здесь имеется в виду, что налог обязан взиматься в удобное для плательщика время и удобным для этого методом.
  4. Принцип экономии. Данный принцип заключается в урезании потерь взимания налога, а также в рационализации всей налоговой системы.
  5. Принцип множественности объектов налогообложения. Этот принцип обусловливает с психологической точки зрения выбор нескольких мелких налогов вместо одного налога достаточно большого размера. Надо подчеркнуть, что при этом расширяется поле налогообложения.
  6. Принцип изъятия налогов по различным уровням налоговой системы РФ:

    • федеральный,
    • региональный,
    • местный уровень.
  7. Законодательный принцип. Установлено, что виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов или же ошибочное их исчисление утверждаются исключительно в рамках закона.

  8. Принцип однократности налогообложения. В данном принципе заложена идея о том, что никто не может облагаться налогом два раза одновременно.
  9. Принцип устойчивости правоприменения налогов. Он касается как наименования ставок налогов, так и сроков по их уплате .

Рисунок 1.

Ответственность за нарушение принципов и совершение налогового правонарушения

За нарушение принципов налогового законодательства и совершение налогового правонарушения предусмотрена налоговая ответственность. Однако к ней привлекаются только лишь по причинам и в порядке, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, исключается возможность повторного привлечения к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Рисунок 2.

Каждый налогоплательщик или же другое обязанное лицо имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия либо бездействия их должностных лиц в том случае, если они не соблюдают их права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в том порядке, который предусмотрен федеральным законодательством.
В России налогоплательщики получают на свой адрес письменное извещение о неуплаченной сумме налога и об обязанности уплатить ее в установленный срок. Кроме того, там могут быть прописаны неуплаченные ранее суммы налога и надлежащие за них пени. Такое налоговое извещение направляется не позднее десяти дней до наступления заключительного срока уплаты налога. А срок выполнения обязанности по уплате налога исчисляется именно с того момента, как налогоплательщику было отправлено извещение об этом.

Замечание 3

За уклонение от уплаты налогов могут быть предусмотрены пени, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество налогоплательщика.

spravochnick.ru

понятие, система и источники налогового права; налоговая система; налоговые правоотношения

Налоговое
право
России


отрасль финансового права как совокупность
финансово-правовых норм,
регу­лирующих
общественные отношения по установлению
и взиманию в
бюджеты разных уровней и государственные
внебюджетные фонды обязательных,
индивидуальных и безэквивалентных
денежных платежей.

Система
налогового права

включает
общую и
осо­бенную
части.

В Общую
часть
включаются
финансово-правовые нормы определяющие:
понятия налога и налогообложения;
закрепляющие принципы и функции налогов,
пол­номочия Российской Федерации,
субъектов РФ и местного самоуправ­ления
по их установлению; определяющие понятие
и состав налоговой системы
РФ; основные права и обязанное сторон
налоговых правоот­ношений;
устанавливающие состав налоговых
правонарушений, нало­говые санкции
и основы порядка их применения.

Особенная часть
включает
нормы, регламентирующие: порядок
взима­ния
налоговых платежей; круг плательщиков
по каждому налогу; объекты налогообложения,
порядок исчисления и уплаты.

Источники
налогового права
классифицируются
по тем же основаниям, что и источники
финансового права:

1)
Конституция РФ, уставы субъектов РФ и
муниципальных
образований, определяющим основ­ные
начала их налоговой деятельности. Кроме
того, все нормативно-правовые акты,
принимаемые органами представительной
и исполнительной влас­ти
всех уровней в рамках установленных им
полномочий, которые хотя бы частично
содержащие нормы налогового
права;

2) общепризнанные
нормы и принципы международного права
и международные договора Российской
Федерации, ратифицированные Россией;

3)
налоговое законодательство
все
нормативно-правовые акты, основное
содержание
которых составляют налоговые нормы.
Это федеральные зако­ны
(законы РФ), указы Президента РФ,
постановления Правительства РФ, приказы,
письма и инструкции Министерства РФ,
Федеральной налоговой службы РФ,
Федеральной таможенной службы РФ по
применению законов РФ о конкретных
налогах, а также по регулированию порядка
реализации отдельных прав налого­вых
и других уполномоченных органов по
взиманию налогов и др.

Налоговое
правоотношение


вид финансового правоотношения, то есть
общественное
финансовое отношение, урегулированное
нормами налогового
права, субъекты которого
наделяются определенными правами и
обязанностями, возникающими в связи с
взиманием налогов.

Налоговое
правоотношение, как и любое другое
правоотношение, со­стоит
из следующих
элементов: субъектов, объекта и содержания.

Субъекты
налоговых правоотношениях:
налого­плательщики
(юридические и физические лица), органы
Федеральной налоговой службы РФ и
Федеральной таможенной службы РФ,
кредитные
организаций. В налоговых отношениях в
определенных случаях участвуют
и другие субъекты, например, работодатели
(юридические лица
и предприниматели, действующие без
образования юридического лица),
которые перечисляют налоги с заработной
платы своих
сотруд­ников
(налоговые агенты).

Объектом
налогового
правоотношения является то, по поводу
чего воз­никает
данное правоотношение — обязательный
безвозмездный платеж (взнос), размер
которого определяется в соответствии
с установленны­ми налоговым
законодательством и правилами.

Содержание
налогового
правоотношения раскрывается через
права и обязанности субъектов налоговых
правоотношений.

Законодатель
предусматривает факты, наступление
которых влечет за собой прекращение
налогового правоотношения.

studfiles.net

5. Понятие, предмет и метод налогового права

Налоговое
право
 —
совокупность правовых норм, регулирующих
общественные отношения по установлению,
введению и взиманию налога путем
императивного метода воздействия на
соответствующих субъектов.

Характерной чертой
налоговых отношений служит их имущественный
характер — выполнение налоговой
обязанности, которая означает передачу
в распоряжение государства определенных
денежных средств их собственником.
Указанные общественные отношения
(налоговые правоотношения) и составляют
предмет налогового права.

Предмет
налогового права
 —
это совокупность правовых отношений,
складывающихся между государством,
налогоплательщиками и иными обязанными
лицами по поводу установления, исчисления,
уплаты и взимания налогов и сборов,
осуществлению налогового контроля и
ответственности за нарушения налогового
законодательства, защиты прав и
имущественных интересов налогоплательщиков,
государства и органов местного
самоуправления.

Отношения,
которые входят в предмет
регулирования налогового права
,
могут быть разделены на несколько групп:

1) отношения,
связанные с установлением налогов и
сборов на федеральном, региональном и
местном уровне соответственно;

2) отношения,
связанные с введением налогов и сборов
на федеральном, региональном и местном
уровне соответственно;

3) отношения по
взиманию налогов и сборов, которые
проявляются в процессе исполнения
налоговых и квазиналоговых отношений,
т.е. при исчислении и уплате конкретных
видов налоговых платежей налогоплательщиками
и плательщиками сборов, а также при
исполнении обязанностей иными обязанными
лицами — налоговыми агентами, банками
и т.д.;

4) отношения по
осуществлению налогового контроля со
стороны соответствующих государственных
органов;

5) отношения,
возникающие в процессе привлечения
соответствующих лиц к ответственности
за совершение налоговых правонарушений.

Кроме того, в
предмет налогового права могут входить
и некоторые группы отношений, регулируемых
таможенным законодательством, однако
для этого необходимо специальное
указание на это в налоговом законодательстве.

Участниками
общественных отношений в сфере
налогообложения
,
составляющими предмет правового
регулирования налогового права, выступают
физические и юридические лица, в том
числе:

1) налогоплательщики,
налоговые агенты, налоговые органы,
финансовые органы, таможенные органы,
органы налоговой полиции, органы
внебюджетных фондов и др.;

2) органы,
осуществляющие регистрацию организаций
и индивидуальных предпринимателей,
места жительства физического лица, учет
и регистрацию имущества и сделок с ним
(регистраторы), социальные учреждения,
процессуальные лица, участвующие в
мероприятиях налогового контроля, и
кредитные организации.

Предмет правового
регулирования, его границы могут быть
уточнены с помощью метода. Метод правового
регулирования любой отрасли права
обычно определяется как совокупность
юридических средств, посредством которых
обеспечивается регламентация общественных
отношений. Каждый метод правового
регулирования имеет свои характерные
черты, в совокупности которых и достигаются
цели и решаются задачи правовой
регламентации.

В
налоговом
праве

выделяют два
метода
:

1) публично-правовой
метод
(или
метод власти и подчинения, авторитарный
метод, императивный метод). Основной
чертой этого метода регулирования
налоговых отношений выступают
государственно-властные предписания
одним участникам налоговых отношений
со стороны других, выступающих от имени
государства;

2) гражданско-правовой
метод
(или
диспозитивный метод, метод координации,
метод автономии). Применение этого
метода в налоговом праве предполагает
использование рекомендаций, согласований
и права выбора в поведении подчиненного
субъекта налогоплательщика (метод
координации). Например, налоговые органы
могут предоставить предприятиям на
условиях, установленных законодательством
России, налоговый кредит, отсрочку или
рассрочку платежа на основе специального
соглашения.

Так как отношения,
регулируемые налоговым правом, по
большей части относятся к сфере публичного
права, императивный метод правового
регулирования применяется в налоговом
праве чаще. Диспозитивный метод
используется, например, при регулировании
отношений по заключению договоров о
предоставлении налогового и инвестиционного
налогового кредита.

studfiles.net

Определение принципа налогового права. Роль принципов налогового права и проблема обоснования их приоритета. Классификация и характеристика видов принципов налогового права.

Поделись с друзьями

Под принципом налогового права соответственно следует понимать исходное нормативно–руководящее начало (императивное требование), определяющее общую направленность правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и сборов и связанных с ними отношений.

Правовые принципы могут быть прямо закреплены в нормах права (нормы–принципы) либо выводиться из содержания норм права путем их толкования.

В силу ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Соответственно, иными нормативными актами (в том числе принятыми на уровне субъектов РФ или муниципальных образований) общие принципы налогообложения и сборов не устанавливаются. Следует отметить, что п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ предусматривает, что установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Однако, как справедливо полагают Н.М. Чепурнова и Т.Н. Затулина, анализируя правовые позиции КС РФ, данный институт следовало бы отнести к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ). На практике происходит именно так – общие принципы налогообложения и сборов обозначены только на федеральном уровне.

В постановлении КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5‑П отмечается, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.

Обоснование приоритета принципов налогового права в России. Практически все принципы, предусмотренные сейчас в ст. 3 НК РФ, ранее были закреплены на уровне правовых позиций КС РФ. При этом, преодоление правовой позиции КС РФ запрещено ст. 29, 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1‑ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В постановлении КС РФ от 16 июня 1998 г. № 19‑П разъяснено, что постановления этого Суда являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми позициями КС РФ.

Авторы учебного пособия «Налоговое право» предлагают разделить основные принципы налогообложения в зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач на три группы:

• принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя;

• принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков;

• принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма.

Отметим, что любая классификация тех или иных объектов является относительной и чаще всего носит условный характер. Ни Конституция РФ, ни НК РФ не содержат классификационных рядов правовых принципов налогового права. Указанная классификация — предмет научных исследований и не всегда имеет непосредственное значение для правоприменительной практики.

Во-первых, все принципы налогового права следует подразделить на правовые и неправовые. Тем самым исключить из сферы применения неправовые принципы, являющиеся идеями правосознания, научными выводами. Особенно это важно на фоне усиливающейся тенденции к расширению круга правовых принципов за счет включения в данный перечень неправовых принципов.

Во-вторых, плодотворна попытка вычленить правовые принципы, которые прямо не сформулированы в Конституции РФ и НК РФ, но их можно установить из постановлений Конституционного Суда РФ. Поэтому предлагаем принципы налогового права классифицировать на явно выраженные и подразумеваемые в силу закона.

В-третьих, принципы налогового права, будучи отраслевыми началами по своей принадлежности, образуют единую систему, в состав которой входят основные и специальные принципы. В числе последних можно выделить процессуальные принципы, принципы налоговой ответственности, ведения налогового учета и др.

students-library.com

Принципы налогового права РФ и источники. Понятие принципов налогового права :: BusinessMan.ru

В основе любой отрасли права лежат определенные постулаты, которые являются ядром, первоосновой всех предписаний нормативных актов. На этих догматах построена вся система законодательства. Принципы налогового права являются базовыми нормами, содержащими в себе общие правила, которые впоследствии уточняются в отдельных статьях НК. Некоторые из них закреплены в законодательстве, отдельные содержатся в актах публичных органов власти или Конституционного суда. Значение принципов права сложно переоценить. Ведь они являются концентрацией всего содержания права, ввиду чего имеют важнейшее значение для органов государства, осуществляющих властную деятельность. Все нормы права опираются при создании на принципы. Они являются стержнем всей налоговой системы. Кроме того, принципы права помогают в ситуациях обнаружения пробелов в законодательстве, с их помощью применяется аналогия права. Еще одна их особенность: они отражают своеобразие и специфику национальных юридических требований.

Что такое принципы налогового права?

В науке существует масса вариантов определений этой категории. Для того чтобы вывести понятие принципов налогового права, необходимо установить ряд признаков, которые им присущи. Во-первых, это стабильность. В принципы права, как правило, реже вносятся изменения и дополнения, чем в конкретные юридические нормы. Во-вторых, они представляют собой базовые, исходные начала. В-третьих, принципы налогового права играют роль стержня всего законодательного массива этой отрасли и детализируются в отдельных нормах. В-четвертых, они отражают существующие в реальности общественные отношения. И, в-пятых, они относятся к налоговому праву. Если соединить все признаки воедино, то получится цельное определение. Так, принципы налогового права – это фундаментальные базисные стабильные правила, которые определяют содержание и направления регулирования общественных связей, возникающих в данной сфере.

Где их найти?

Отдельные принципы налогового права определены в ст. 3 НК РФ. Однако в ней содержатся лишь основные начала законодательства. Но принципы рассматриваемой правовой отрасли включают в себя не только этот аспект. В указанной выше статье не предусмотрены базовые правила функционирования налоговых органов, а также основы правосознания людей. Не учитываются в ней и фундаментальные правила фискального контроля. На более детальном уровне система принципов налогового права анализируется в трудах ученых – в диссертациях, статьях, учебных пособиях. В России над данной проблемой работали Е. М. Ашмарина, Д. В. Винницкий, A. B. Демин, С. В. Запольский, Н. И. Химичева, А. И. Худяков и другие представители науки.

Принципы и источники налогового права

Эти две категории соотносятся как часть и целое. К источникам налогового права РФ традиционно принято относить в первую очередь Конституцию. Следом за ней идут специальное законодательство в этой сфере, которое включает в себя федеральные акты (НК РФ и законы, посвященные этой отрасли), региональные документы и акты органов местного самоуправления. Дальше – общие нормативные тексты, выраженные в форме законов. К источникам также относят и иные документы (указы, декреты, постановления) органов публичной власти. Содержат налоговые предписания и решения Конституционного суда, и нормы международного права. Принципы могут содержаться в любом из этих актов. В качестве отдельного источника налогового права они не представлены ввиду того, что закреплены нормативно и, по сути, являются статьей или пунктом перечисленных выше документов.

Принцип законности

Этот постулат является основой регулирования не только налоговых связей, но и правоотношений любой другой отрасли права. Он означает беспрекословное и точное выполнение всеми субъектами, будь то государство, организация или человек, нормативных предписаний. С одной стороны, этот принцип касается сферы правотворчества. В законодательстве предусмотрено, каким образом могут устанавливаться налоги и сборы. Также прямо указывается, в каком нормативном документе они должны фиксироваться. С другой стороны, законность является обязательным требованием и при реализации установленных правил. Это положение является главенствующим среди остальных. Если будет нарушаться любой из принципов налогового права, то автоматически попирается и законность. Для того чтобы это правило соблюдалось, в нормативных актах должны быть четко и детально определены все элементы сборов.

Недискриминация

Это правило фиксируется в ст. 3 НК, где указаны принципы налогового права РФ. Оно предусматривает, что недопустимо увеличивать размер налога либо устанавливать отдельный сбор для лиц определенного пола, социального происхождения, национальности, расы, религии или по другому подобному критерию. Этот принцип, как и предыдущий, является общеправовым. Кроме того, постулат недискриминации запечатлен и на страницах Конституции РФ. В главном законе государства закреплено положение о равенстве всех имеющихся форм собственности (ч. 2 ст. 8), а также о равноправии людей вне зависимости от гражданства, пола и других признаков (ст. 19).

Отрицание обратной силы закона

Принципы налогового права и налогообложения неотделимы от общих требований, предъявляемых в нормативным правовым актам. Так, по общему правилу, предписания законов не имеют обратной силы. Это значит, что новая правовая норма не может распространять свое влияние на отношения, которые возникли до того, как она была принята. Это правило действует в уголовном, административном и других отраслях права. В рассматриваемой нами юридической сфере не допускается перерасчет ранее уплаченных сумм налогов, если ставка изменилась после осуществления расчетов. То же самое касается и других правил, закрепленных в НК.

Всеобщность

Основные принципы налогового права включают в себя и правило обязательности. Всеобщность предполагает, что каждое без исключения лицо должно участвовать в финансировании государства. Несмотря на то что в Конституции эта обязанность предусмотрена только для физических лиц, НК распространяет это требование также и на организации. Правило всеобщности не означает, что человек или юридическое лицо должен уплачивать в казну все из существующих сборов, а лишь те, в отношении которых оно признается налогоплательщиком. Еще одним требованием этого принципа является недопущение необоснованных льгот каким-либо участникам налоговых правоотношений.

Стабильность

Правовые принципы налогового права РФ, которые зафиксированы в ст. 3 НК, не предусматривают это правило в качестве базового. Однако в доктрине стабильность рассматривается как приоритетное направление развития общественных отношений этой юридической сферы. Ведь неизменность норм, которые регулируют налоговые связи, позволяет в полной мере реализовывать функции фискальной политики. Кроме того, нежелательно вносить изменения в законодательные акты в течение финансового года.

Однократность

Этот принцип подразумевает, что отдельный объект налогообложения может облагаться налогом либо сбором лишь одного вида и единожды за период, установленный в законодательстве. Однако соблюдение этого правила в России стоит под сомнением. Спорным вопросом является подобие НДС и налога с продаж. Они взимаются с одного и того же объекта. Принцип однократности не закреплен в ст. 3 НК РФ, однако признается обязательным в актах Конституционного суда.

Соразмерность

Это правило включает в себя несколько требований, которые закреплены в ст. 3 НК. Первым из них является пропорциональность. П. 1 указанной статьи предписывает учитывать при установлении ставок и размеров налогов и сборов фактическую способность человека или организации к их уплате. Следующее требование – обоснованность. Так, налоги должны обязательно иметь экономическое основание. Это правило содержится в п. 3 ст. 3 НК. В этом же пункте закреплено и третье требование – допустимость. Если установленные налоги мешают гражданам осуществлять свои конституционные права, то этот критерий считается нарушенным. Данный принцип существует не в целях поддержания наилучшего финансового положения граждан. Соразмерность в данном случае означает защиту не экономических интересов налогоплательщиков, а социально-политических прав.

Приоритет финансовой цели налога

Этот принцип, в отличие от предыдущего, защищает экономические интересы граждан. Он закрепляет положение о том, что налоги устанавливаются лишь в фискальных целях, т. е. государство таким образом получает доход. При создании или изменении сборов законодатель не должен использовать такие модели, которые понуждали людей к определенному поведению. Таким образом, если налоговое обязательство заставляет граждан отказываться от занятия какого-либо рода деятельности, приносящей доход, можно вести речь о нарушении данного принципа.

Публичность

Этот принцип затрагивает одну из важнейших целей налогообложения. Ею является обеспечение платежеспособности государства, которое, в свою очередь, удовлетворяет потребности, тождественные с общественными нуждами. Российская Федерация – государство социальное. Таким образом, принцип публичности означает, что налоговая обязанность воплощает интересы всех членов общества, при этом не только непосредственно налогоплательщиков. Кроме этого, принцип публичности означает, что право взимать налоги — это исключительная привилегия государства.

businessman.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о