Понятие об образовательной системе – —

3 Понятие образовательной системы

Определение образовательной системы

Образовательная система – совокупность связанных между собой образовательных и инновационных процессов (происходящих как внутри объекта, так и вне его), и деятельности по управлению этими процессами, направленными на удовлетворение учащихся. Населения образовательными потребностями.

Образовательная система характеризуется:

— инновационной деятельностью – обновлением содержания образования (базисного и дополнительного компонентов, программ обучения и воспитания), обновлением педагогических технологий, методов и форм работы; Процесс диверсификации в системе образо­вания привел к организационному разнообразию образовательных учреждений. Их основным сущностным отличием яв­ляется реализация различных образовательных программ, поскольку именно образовательной программой определяется уровень подготовки, способ формирования контингента, применяемые формы и методы, учебно-методический комплект и даже материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение. Таким образом, общее для образовательных учреждений — реализация образовательных программ на уров­не, определяемом образова­тельными стандартами, а особенное — набор (композиция) конкретных образовательных про­грамм.

— организацией учебно-воспитательного и других процессов – самоуправлением, сотрудничеством учителей, учащихся, родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; высоким уровнем мотивации участников педагогического процесса; правом выбора содержания, профиля, форм получения образования.;

— эффективностью деятельности системы (сравнение конечных результатов запланированным.)

Основой ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ можно назвать:

— учебные заведения, классы, группы различных профилей, направлений, специализаций. Они обеспечивают образовательные потребности и учитывают возможности всех детей на данной территории.

— создаётся столько их, сколько действительно нужно. Создаются совместными усилиями образовательных учреждений. Органов управления образованием и на основе социального заказа, с учётом реальных потребностей, местных условий.

— знать и понимать образовательную политику, участвовать в её формировании.

Образовательная система создаётся на основе глубокой диагностики каждого ребёнка (участвуют педагоги, психологи, нейрофизиологи, медики, социальные работники, специалисты по диагностике одарённости)

Каждая образовательная система характеризуется ориентацией на определённые социальные функции. Они могут различаться в зависимости от общественных условий, социокультурного окружения, типа и вида образовательного учреждения

Наиболее общей образовательной системой может служить федеральная образовательная система.

Однако ряд образовательных систем может обладать набором отличительных качеств, вне зависимости от наличия властной структуры. Они определяются географическими, демографическими, экономическими и др. особенностями региона

Особенностью образовательных систем можно выделить социальную замкнутость образовательных систем, которая может быть обусловлена различными особеннос­тями формирования как городских застроек, так и сети образовательных учреждений. Например, районы исторической застройки города (центр), где сконцентрировано максимальное количество высокостатусных об­разовательных учреждений с максимальной до­ступностью, районы застройки средней открытости и новостройки, а также «спальные» районы, расположенные на окраине города, с практически закрытыми образовательными систе­мами.

Открытыми можно считать те образова­тельные системы, в которых возможен свобод­ный обмен кадрами и контингентом учащих­ся.

Такое деление образовательных систем со­впадает с делением на районы с различным социокультурным окружением образовательных учреждений. Открытые районные образователь­ные системы (районы центра) характеризуются высоким уровнем концентрации научных, куль­турных образовательных учреждений (в том чис­ле и вузов), исторических памятников, архитек­турных шедевров. Для нас представляется су­щественным тот факт, что в открытых системах образовательные учреждения значительно лег­че решают такие проблемы, как:

— кадровая;

— привлечение дополнительных материаль­ных средств из бюджетных и внебюджетных ис­точников;

— уменьшение уровня конфликтности в шко­ле как на уровне «школа—родитель», в силу социальной гомогенизации контингента родите­лей, так и на уровне «школа—система управле­ния», «учитель—ученик»;

— получение школой выхода на международные связи;

— сохранение старого и привлечение нового контингента учащихся. Такое неоднородное положение в образовательных системах горо­да требует учета и специфики интерпретации получаемых в результате исследования дан­ных.

Определение ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – непрерывно развивающийся образовательный процесс, в основе которого — постоянный обмен информацией образовательной системы с другими подсистемами, в том числе через глобальные сети телекоммуникаций, а также обмен интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами; доступность и учёт всех педагогических, научных, социологических, экономических инноваций.

В условиях крупного города говорить о закрытости системы можно с известной долей услов­ности, поскольку, даже будучи относительно изолированными и небольшими, образовательные системы имеют возможность кадрового обновления. Иная ситуация складывается в сельс­кой местности, где можно говорить о полностью закрытых образовательных системах .

Любая образовательная система характеризуется набором образовательных услуг, качеством реализации и их доступностью.

studfiles.net

Понятие, особенности и структура образовательной системы России

Независимо от степени развития экономики, религии, политического строя, приоритетной задачей каждого государства является создание условия для гармоничного и всестороннего развития личности. Ответственность за реализацию этой задачи возлагается на образовательную систему, существующую в отдельно взятом государстве.

Понятие «Система образования»

Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.

Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение. Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения. Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности. На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе. Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию. Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и пос

zaochnik.com

2.5. Понятие об образовательной системе. Образовательные учреждения

Если нормальный человек ни в одном предмете

не достиг успехов, если у него нет любимого

предмета, значит, школа не настоящая.

В.А. Сухомлинский

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».

По мнению Б.С. Гершунского, система образования может быть представлена в виде двумерной матрицы, каждая «ячейка» которой соответствует учебно-воспитательной (или образовательно-воспитательной) системе того или иного уровня и профиля: вертикальная ось отражает уровень образования, а горизонтальная – профили получаемого образования.

Учебно-воспитательная система характеризует педагогический аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля. Любая такая система – это совокупность взаимосвязанных компонентов: целей и содержания учебно-воспитательной и развивающей деятельности, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания. Для каждого уровня и каждого профиля образования существует своя специфическая учебно-воспитательная система.

Наряду с понятием учебно-воспитательной системы существует понятие педагогической системы, которое нередко персонифицируется и используется для характеристики плодотворной научной деятельности крупных педагогов (системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ского, В.Ф. Шаталова, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнера и др.).

К образовательным системамотносятся все социальные институты, целью которых является образование человека. Характер системы образования определяется социально-экономическим, политическим строем страны, ее культурно-историческими и национальными особенностями.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. К числу таковых можно отнести следующие.

  1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

  2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональных государств.

  3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

  4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

  5. Свобода и плюрализм в образовании.

  6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Названные принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики в России.

Образовательное учреждение ведет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе. В Законе РФ «Об образовании» определены следующие виды образовательных учреждений:

  • общеобразовательное (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии;

  • учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, академии, университеты) и послевузовского профессионального (аспирантура, докторантура) образования;

  • специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и др.;

  • учреждения дополнительного образования детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и др.;

  • учреждения дополнительного образования взрослых;

  • учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;

  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и др.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Граждане могут использовать различные формы получения образования: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Системы образования России и зарубежных стран претерпевают серьезную и всеохватывающую перестройку, происходит реформирование имеющегося, разрабатываются и внедряются новые проекты. Модернизируются содержание образования, методы и средства обучения. Продолжающиеся интеграционные процессы в мире, такие, как создание Евросоюза, Европарламента, введение евро в качестве единой валюты, принятие различных соглашений политического и экономического характера оказывают ощутимое воздействие на систему образования.

Интеграцию в образовательном процессе необходимо оценивать с двух важнейших сторон. С одной стороны, наблюдается стремление к интеграционным процессам, постепенное добровольное устранение межгосударственных ограничений при сохранении противоречий между странами. С другой – интеграцию следует рассматривать как процесс и результат объединения компонентов содержания образования в единую дидактическую систему.

studfiles.net

Тема 2.1. Понятие «образовательная система», ее виды

В научной литературе содержится множество формулировок понятия «система». При этом выделяется два основных подхода к ее формированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;

2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

Под системой понимается «целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой».

В специальной литературе (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, В.А. Якунин и др.) отмечается, что любая система имеет: цель, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии .

Среди многих видов социальных систем выделяют педагогические системы. По своим характеристикам педагогические системы имеют реаль-ный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами, что проявляется в их постоянной изменчивости. Педагогические системы являются открытыми, т.к. между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы .

Многие видные ученые посвятили свои работы системному подходу, в которых в разной степени полноты рассматривается такое явление, как педагогическая система. Разные авторы дают следующие формулировки понятия «система»:

1) множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании (С.И. Архангельский) ;

2) определенная общность элементов, функционирующих по внутренне присущим ей целям (Ю.К. Бабанский) ;

3) выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное единство (Т.А. Ильина). В качестве педагогической системы рассматривается и учебный процесс, и средства, методы, организационные формы обучения;

4) любой процесс, проходящий в определенных условиях, в совокупности с этими условиями (В.П. Беспалько). Системы, в которых протекают педагогические процессы, определяются как педагогические системы, обладающие определенными элементами или объектами и их взаимосвязями или структурами и функциями. В качестве системы может выступить вуз, техникум и т.д., в составе которых подразделяются административная, хозяйственная и др. подсистемы. Но ведущим элементом в них является педагогическая подсистема, она же одновременно и система. Педагогическая система, как и любая другая система, имеет свою структуру (дидактическая задача, технология обучения, общественно-государственный заказ, субъекты образовательного процесса). Также под педагогической системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Педагогическая система есть «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности». Это «относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека».

В рамках системного подхода (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.К. Чекмарева, Т.И. Шамова, С.В. Яблонский и др.) образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, т. е. как совокупность взаимосвязанных между собой элементов. В ней можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой систему. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как образовательная система. Учебное занятие — подсистема процесса обучения и, в свою очередь, представляет собой сложную образовательную систему.

Каждая отдельно взятая педагогическая система (в частности, ВУЗ как образовательная система) является сложной потому, что сама в своем составе имеет подсистемы в виде групп, классов и т.п., но и сама эта система входит в качестве подсистемы в систему образования.

Педагогическую систему относительно закрытого типа характеризует четко выраженная внутренняя структура, часто иерархическая; она строится по определенным правилам, и индивид подчиняется в ней группе. Наоборот, для открытой педагогической системы характерны высокая степень индивидуализма, минимум стремления членов коллектива к поддержанию как внутренних, так и внешних границ.

Функционирование, развитие и саморазвитие образовательного процесса как педагогической системы — главное условие его существования. Развитие и саморазвитие — это, в основном, реальное средство функционирования, то есть в широком понимании — следствие целенаправленной деятельности. Например, развитие любого человека есть следствие его деятельности и общения. Всякая образовательная система создается с целью обеспечения развития роста качественного изменения учащихся, в первую очередь, на основе их взаимодействий с преподавателем, друг с другом, с учебником, с ЭВМ и так далее.

Известно, что элементы всякой педагогической системы могут быть системами низших порядков. Для образовательного процесса как системы характерно наличие отношений между его объектами и между их свойствами.

Структура, или организация, системы — важнейшее условие ее существования и столь же необходимый признак. К образовательному процессу как педагогической системе это положение относится самым непосредственным образом, так как бессмысленно вообще говорить о ее наличии без взаимодействия реальных людей, в реальных условиях среднего учебного заведения, учебных занятий и тому подобных.

Образовательный процесс как система имеет конкретные цели, функции и свойства, которые отличаются от целей, функций и свойств составляющих его объектов, отношений и атрибутов. Объекты всякой системы — это просто ее части, компоненты, а атрибуты — это свойства объектов системы. Отношения — это то, с помощью чего система объединяется в одно целое, в нашем случае — это взаимодействие субъектов образовательного процесса в целом.

Наличие двух и более типов связи — также важнейший признак, характеристика, условие существования образовательного процесса как деятельной системы.

Целостность — это важнейшее условие существования образовательного процесса как педагогической системы, главное его свойство и главный признак. Нарушение целостности приводит к распаду вообще деятельностной системы как таковой. Свойство целостности обусловливает взаимосвязь, взаимовлияние, взаиморазвитие всех компонентов и системообразующих факторов педагогической системы в целом.

Таким образом, образовательный процесс, как деятельная система находится постоянно в непрерывном развитии, обладая колоссальной способностью к совершенствованию при условии четкой, научной организации управления им и наоборот, — проявляет склонность к деградации при отсутствии или плохой организации управления этим процессом. Никакого человека в принципе ничему научить нельзя, если он того сам не захочет. Управлять познавательным и самообразовательным процессом — это значит, в первую очередь, направлять, помогать, поправлять на основе четкого планирования организации и контроля процесса в целом.

studfiles.net

Понятие об образовательной системе — Общая и профессиональная педагогика

Подготовка подрастающего поколения к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области образования и воспитания, немыслимы без системы образования. Система образования формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, функционирующие при монастырях, храмах и церквях, которые спонтанно возникали и закрывались. Никакой системы контроля за качеством образования не было.

Первые просветительские реформы связаны с именем Петра I. Им была заложена основа для дальнейшего просвещения, науки. Открыв в 1701 г. в Москве первую светскую государственную и профессиональную «Школу математических и навигационных наук», Петр I положил начало отечественной системе образования. Принятие школьных уставов в 1786 и 1804 гг., деление страны на учебные округа и создание первого в истории России Министерства народного просвещения (1802), превращение университетов в лидеров всех других учебных заведений означали становление государственной системы образования.

Система образования — это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений (независимо от организационно-правовых форм, типов и видов), органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (Закон РФ «Об образовании»).

По мнению Б.С. Гершунского, система образования может быть представлена в виде двумерной матрицы, каждая «ячейка» которой соответствует учебно-воспитательной (или образовательно-воспитательной) системе того или иного уровня и профиля: вертикальная ось отражает уровень образования, а горизонтальная — профили получаемого образования.

Учебно-воспитательная система характеризует педагогический аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля. Любая такая система — это совокупность взаимосвязанных компонентов: целей и содержания учебно-воспитательной и развивающей деятельности, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания. Для каждого уровня и каждого профиля образования существует своя специфическая учебно-воспитательная система.

Наряду с понятием учебно-воспитательной системы существует понятие педагогической системы, которое нередко персонифицируется и используется для характеристики плодотворной научной деятельности крупных педагогов (системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнера и др.).

Педагогические системы представляют собой разновидность социальных систем. Под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности.

Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (В.П. Беспалько).

Педагогическая система — целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и развития человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств.

Педагогическая наука различает общую педагогическую и частно-методическую систему в работе преподавателя (мастера производственного обучения).

Под общей педагогической системой понимается совокупность применяемых педагогом методических приемов и методов обучения и воспитания, охватывающих все стороны педагогического процесса и определяющих стиль его работы.

При изучении общей педагогической системы работы преподавателя его уроки рассматриваются как звенья единого педагогического процесса; оцениваются качественные отличия одного урока от другого; показывается, как гармоническое сочетание методов и приемов работы влияет на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса; объясняется, почему он использует те или иные методы обучения; определяются содержание урока (организационная часть, форма проведения урока, средства, способы и приемы активизации учащихся), методы и средства обучения.

По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциальному (сущностному) признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер.

Частно-методической системой является такая система, при которой методические приемы и методы обучения касаются только какой-либо одной стороны педагогического процесса. Обычно для изучения выделяются следующие частно-методические системы: планирование учебно-воспитательной работы; подготовка преподавателя к занятиям; методические приемы, средства и методы обучения, улучшающие учебно-воспитательный и производственный процессы; воспитательная работа в процессе преподавания предмета; работа с отстающими или слабоуспевающими учащимися.

К образовательным системам относятся все социальные институты, целью которых является образование человека. Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, в которой можно выделить большое количество образовательных систем. Например, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой образовательную систему. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, следует рассматривать как образовательную систему. Учебное занятие, с одной стороны, подсистема процесса обучения, а с другой — сложная образовательная система.

ifreestore.net

Образование в России как система

Л-2 Общая характеристика образовательных систем

План

  1. Образование в России как система

  2. Понятие педагогической системы

  3. Понятие образовательной системы

  4. Территориальная образовательная система

  5. Муниципальная образовательная система

В условиях обновления общества предъявляются новые требования к личности будущего члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Поэтому происходит обновление деятельности всех звеньев системы образования.

Под системой образования понимается: совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов; сети образовательных учреждений их реализующих; органов управления образованием. (Закон об образовании).

В новых социокультурных условиях остро стоит проблема формирования целостной системы непрерывного образования в России.

Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующих образовательных учреждениях.

Принцип непрерывности предполагает, что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни. В этой системе все образовательные учреждения (государственные, негосударственные, общественные и дополнительные) взаимосвязаны между собой.

Контуры связи по вертикали:

Дошкольное образование;

Общее среднее и профессиональное образование;

Высшее образование;

Повышение профессиональной квалификации;

Переподготовка;

Повышение общеобразовательного уровня и общекультурного кругозора.

Связаны эти элементы и по горизонтали, например, школьное – внешкольное – дошкольное – семейное воспитание.

Основой непрерывного образования является базовое образование, осуществляемое различными типами образовательных учреждений.

Органы управления образованием

Государственный образовательный стандарт.

  1. Понятие педагогической системы

Определение педагогической системы

Среди многих видов социальных систем выделяют ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ системы.

По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный, социальный, сложный, открытый динамический, самоуправляемый характер.

Существует множество трактовок понятия ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Одним из первых к определению сущности педагогических систем в своих работах обратился Владимир Павлович Беспалько. В его понимании – это некоторая упорядоченная совокупность средств и методов реализации алгоритмов управления педагогическим процессом.

Н.В.Кузьмина: «Педагогическую систему определяет как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей».

В Советском энциклопедическом словаре:- «Социально-обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и её духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности»

В.С.Лазарев – «Совокупность особым образом связанных между собой человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов входа, учебно-воспитательного процесса и результатов образования»

Ю.К.Бабанский — утверждает, что педагогическая система — это: «Система, в которой осуществляется педагогический процесс».

Как сложную динамическую систему управления, в которой осуществляются воспитательные цели, понимают Л.Ф.Спирин, М.А.Степинский, М.Л.Фрумкин. Они считают, что педагогическая система возникает всякий раз, когда какая-либо деятельность рассматривается с точки зрения осуществления педагогических целей, когда эта деятельность становится источником педагогических целей и средством воспитания одновременно. (Здесь отождествляются педагогическая система и педагогическая деятельность).

В педагогической системе в непрерывном взаимодействии находятся субъекты и объекты воспитания, а также средства процесса воспитания.

Как искусственная, специально организованная педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, т.е. системы, частью которой она является. Педагогическая система испытывает определённое воздействие на себя со стороны общества. В связи с этим происходит изменение или перестройка педагогической системы. Данное изменение находится в зависимости от того, на какой или какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о социально-правовом положении учителя и т.д. Характерным является то, что природа взаимодействия компонентов системы является ключом понимания многих типичных ошибок в принятии управленческих решений в сфере образования на всех уровнях. Обычно требование общества локализуется на каком то одном элементе, что приводит к ошибкам, а порой к разрушению системы. Поэтому причиной многих неудачных попыток совершенствования педагогической системы кроется в несистемном, локальном подходе к преобразованию элементов. На это указывали Ф.Ф.Королёв, Т.И.Ильина и др.

Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система

Структурные элементы педагогической системы

Структурные компоненты – это основные базовые характеристики педагогической системы, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других педагогических систем.

Наукой выделено шесть взаимосвязанных структурных элементов педагогической системы:

  1. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В Т.Ч. ПО ВОСПИТАНИЮ, ОБУЧЕНИЮ.

  2. УЧАЩИЕСЯ;

  3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

  4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ) ПРОЦЕССЫ;

  5. УЧИТЕЛЬ И (ИЛИ) ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ;

  6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

  1. Педагогические системы различаются между собой целями. Например, ЦЕЛЬ:

ДЕТСКОГО САДА –

ШКОЛЫ —

ПТУ —

Но для всех имеется общая цель: передача знаний, опыта, воспитание определённых свойств личности, поведения, отношений. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ — это важнейший компонент любой педагогической системы. Одним из признаков эффективности управления — умение руководителя наметить частные цели и соотнести их с общей целью.

  1. Обязательным для возникновения и существования педагогической системы является наличие накопленной информации, которая должна усваиваться людьми. Например, школа, коррекционные классы, новые специальности создаются при возникновении в обществе потребности в обучении.

  2. Возникновение педагогической системы обусловлено не только наличием цели, но и определением способов достижения этих целей, а именно: имеются средства, формы и методы педагогического воздействия, т.е. имеются средства педагогической коммуникации. Например, открытие коррекционных образовательных учреждений (классов) стало возможным, когда был найден необходимый арсенад воздействий.

  3. Бессмысленно говорить о существовании педагогической системы, если нет учащихся.

  4. Педагогическая система может возникнуть тогда, когда имеются педагоги

Функциональные компоненты педагогической системы

Функциональные компоненты — это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся. Структурные компоненты вступают в сложное взаимодействие между собой.

Выделяются (Н.В.Кузьмина) следующие функциональные компоненты:

  • гностический;

  • проектировочный;

  • конструктивный;

  • коммуникативный;

  • организаторский.

Функциональные компоненты характеризуют педагогическую систему в действии.

Функциональные компоненты могут быть выделены в деятельности участников педагогического процесса разных педагогических систем (в деятельности руководителей, педагогов, учащихся).

Каждый из функциональных компонентов имеет свою специфику и играет свою роль в деятельности педагогического процесса.

Гностический компонент (с греческого gnosis — познание) — включает действия, связанные с накоплением новых знаний о целях педагогической системы и средствах их достижения, о состоянии субъектов и объектов педагогического воздействия. Включает умения извлекать новые знания из исследования собственной деятельности, а также освоения новой учебной и научной информации.

Проектировочный компонент (проект — замысел…, план. ПРОЕКТИРОВАНИЕ — процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого объекта) — включает действия связанные с перспективным планированием заданий (стратегических, тактических, оперативных)и способов их решений в будущей деятельности участников педагогического процесса в направлении достижения цели.

Конструктивный компонент (с латинского constructio — составление, построение) — включает действия по отбору и композиционному построению содержания учебной и воспитательной информации, определению особенностей предстоящей деятельности педагогов и учащихся.

Коммуникативный компонент — включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между руководителями, педагогами, учащимися как по вертикали, так и по горизонтали.

Организаторский компонент — включает действия по реализации педагогического замысла конкретной системой в направлении достижения искомого педагогического результата.

Все выделенные компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Однако содержание компонентов деятельности (функциональных компонентов) участников педагогического процесса различно.

Например, ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ УМЕНИЯ:

директор

заместитель

Преподаватель

  • исходя их комплексного развития МОС планировать развитие ОУ на длительный срок;

  • проектировать работу педагогического коллектива в области совершенствования учебных планов, программ;

  • анализировать;

  • изучать спрос

  • проектировать учебно-воспитательную работу со школьниками;

  • проектировать методическую работу с преподавателями;

  • проектировать систему заданий учащихся;

  • проектировать способы организации учебной деятельности с учащимися;

  • возбуждать у учащихся интерес к знаниям

Выделить и рассмотреть педагогическую систему можно в зависимости от рассматриваемого объекта (системы).

studfiles.net

понятие, общая характеристика. Министерство образования РФ :: BusinessMan.ru

Образовательные системы представляют собой основной объект обновления и реформирования в условиях переходного периода при развитии общества. Содержание образования, а также его дальнейшая реализация позволяют воплотить цели, которые ставятся обществом перед новым поколением, и укрепить незыблемые ценности. Но при этом успешная реализация установленных реформ представляет собой достаточно сложную и труднодостижимую задачу, которая подразумевает тщательное планирование, грамотно разработанную стратегию, особое внимание к ресурсам и, конечно же, приверженность данной цели тех людей, которые занимаются ее реализацией.

Реформы, затрагивающие образовательные системы, затрудняются в реализации еще и тем, что их проведение осуществляется в таком обществе, где инфраструктура и преподаватели не обеспечиваются соответствующим количеством ресурсов.

Как было раньше

Предыдущая советская система отличалась наличием достаточно жестких учебных планов, составление которых осуществлялось централизованно. Такие планы основывались на том, что ученики постоянно зарабатывали факто-логические познания в различных предметах, направленных на узкие специализации. Основной акцент делался на науку, а также на инженерное дело, в то время как каким-либо педагогическим инициативам со стороны учителей или школьного руководства практически не отводилось никакого места.

Образовательные системы СССР предусматривали наличие общего учебного плана для всех обслуживаемых школ, и его составление осуществлялось под пристальным руководством со стороны правительственных учреждений. Производство учебников осуществлялось монопольно государством, и при этом они были абсолютно бесплатными. Таким образом, полностью отсутствовала структурированная система оценки образовательных стандартов в масштабе нации, а все потребности определялись в соответствии с централизованным планированием распределения рабочих сил.

Как сейчас

Российское общество постоянно перестраивается и параллельно старается переоценивать свои цели и ценности, что влечет за собой демократизацию в образовательной сфере. Индивидуализация, гуманизация, а также использование новых концепций гражданского образования – образовательные системы нынешнего времени выделяют место для указанных этих факторов. Во многом это обеспечивается за счет широчайшего разнообразия доступных типов общеобразовательных заведений (наподобие ФРГ), а также вариативности образовательных программ, что имеет непосредственную связь с развитием нынешней сети негосударственных общеобразовательных учреждений.

Особенности образования в РФ

На сегодняшний день Министерство образования РФ использует такую систему, которая является предельно схожей с немецкой, но все-таки представлена в гораздо более упрощенном виде:

  • Дошкольное образование, которое должно обеспечивать детей элементарными знаниями, не приравнивается к первой ступени школьного образования. В детский сад малыши отдаются приблизительно с возраста года или полутора лет, и находятся там вплоть до достижения шестилетнего возраста (также добровольно при наличии желания со стороны родителей).
  • Начальное образование стартуе с достижения ребенком возраста полных шести лет и длится на протяжении четырех лет (в соответствии с результатами последних реформ в области образования). В отличие от Германии Министерство образования РФ позволяет получить детям начальное образование уже в лицеях или же гимназиях, так как в России эти типы заведений имеют комплексное представление и предлагают обучение с 1 по 11 классах.
  • Неполное среднее образование в гимназиях, лицеях, а также любых общеобразовательных школах длится на протяжении пяти лет. Окончание девяти классов любого из перечисленных учебных заведений дает ученику право на аттестат о получении общего среднего образования.
  • Производственно-техническое, или полное среднее образование, дающее возможность человеку поступать в дальнейшем в колледж, техникум или какие-либо другие профессиональные учреждения допускается после завершения обучения в 10 и 11 классах гимназий, школ или лицеев с получением диплома о среднем образовании. Данное право также распространяется на тех людей, которые уже закончили любые профессиональные учреждения, в то время как в Германии подобное считается неприемлемым.
  • После получения высшего образования человеку вручают диплом специалиста, а также присваивают степень бакалавра, магистра или же мастера, и при этом ему дается право повышения своей квалификации в НИИ или университете, чтобы получить степень кандидата или даже доктора наук.

Помимо всего прочего, в последнее время проводится активная индивидуализация обучения, что также сказывается на качестве образовательной системы.

Дошкольное образование

В России достаточно давно уже используется расширенная система обеспечения знаниями детей дошкольного возраста. На данный момент управление образовательными системами уделяет ей достаточно большое внимание, поэтому она по-прежнему играет огромную роль в процессе решения различных вопросов раннего воспитания и образования детей. Сегодня система построена таким образом, чтобы полностью соответствовать запросам детей в возрасте 3-7 лет, при этом ясли могут посещаться малышами возрастом от 1 до 3 лет, а в редких случаях допускается даже уход за детьми в возрасте от двух месяцев до года. В преимущественном большинстве детские сады финансируются государством, а также муниципальными или ведомственными органами.

Какие сады выбрать?

В последнее время управление образовательными системами привело к тому, что люди начали открывать большое количество частных или же получастных детских садов, но их объем на данный момент составляет еще менее 8% от общего. Даже в современных муниципальных садах сохраняется тенденция к тому, чтобы родители оплачивали приблизительно 10-15% от предоставляемых услуг, причем система их посещения является достаточно гибкой, и при желании взрослые всегда могут выбрать какой-то определенный вид посещения их ребенком, который они посчитают наиболее удовлетворительным – это полный или неполный рабочий день, полная или неполная рабочая неделя и т. п.

Также стоит отметить, что сохраняется тенденция построения откровенных и доверительных отношений между родителями и персоналам, благодаря чему воспитатели могут узнать множество интересных факторов о личности и каких-либо индивидуальных потребностях конкретного ребенка. За счет этого постепенно выстраивается и индивидуализация обучения.

Зачем они нужны?

Достаточно важным является тот факт, что детские сады представляют собой многофункциональные учреждения, которые вдобавок к образовательным берут на себя социальные, попечительские и здравоохранительные функции.

Немало внимания уделяется тому, чтобы стараться выявлять различные недостатки в интеллектуальном и физическом развитии учеников. Серьезную роль в разработке всевозможных учебных программ и планов, а также в дальнейшей диагностике детей отводится профессиональным психологам. Для лечения ребят, имеющих какие-либо физические отклонения, принято приглашать физиотерапевтов, в то время как в некоторых садах предусмотрено наличие бассейнов и спортзалов, где проводятся коррекционные работы. Также могут привлекаться логопеды, оказывающие помощь в области коррекции глотания и дефектов речи.

Начальные школы

Система образовательных организаций рассматривает начальную школу как первую ступень образования, когда детям даются фундаментальные знания, необходимые им для последующего обучения. На данный момент в школе представлены три основные системы начального образования, основывающиеся на традиционной системе и различных теориях, разработанных видными отечественными педагогами. Все эти системы в основном направляются на нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, а доступ в школу открыт для всех детей, достигших возраста шести лет. На данный момент будущие первоклашки в обязательном порядке должны проходить процедуру тестирования перед зачислением в школу, где они проходят проверку интеллектуального уровня.

Вместе с различными общепринятыми образовательными предметами многие современные школы уже со второго класса начинают преподавать детям иностранные языки, что в дальнейшем собираются сделать повсеместно. Также стоит отметить, что в недалеком будущем уже планируется введение такой системы, при которой дети со второго класса будут обучаться навыкам работы на компьютере.

Общее среднее образование

Развитие образовательной системы привело к тому, что общее среднее образование включает в себя начальное, пять классов общей средней школы, а также два старших класса. Таким образом, уже в возрасте десяти лет, то есть после полного завершения начальной школы, ребенок переходит на младшую ступень средней, где получает знания на протяжении пяти лет. В соответствии с действующим законодательством, данная ступень должна заканчиваться в пятнадцать лет, после чего ребенку выдается аттестат о неполном среднем образовании. После этого он может или продолжить свое обучение в школе, или же поступить в средние или начальные профессиональные училища.

Постепенно в РФ установился обновленный алгоритм получения знаний, существенно трансформировалось и само образование (образовательные системы, конечно же, изменились со времен СССР). Обязательное образование на протяжении одиннадцати лет вводилось в Москве, с течением времени данная практика распространилась и на другие области. Ранее в качестве обязательного воспринимался исключительно девятилетний курс школьного образования. Обучаются школьники совместно шесть дней в неделю, и дифференциация в данном случае затрагивает только уроки труда и физкультуры в старших классах. Общее количество часов в неделю составляет от 30 до 36.

За последние несколько лет система образовательных учреждений претерпела массу изменений, что привело к значительному расширению доступных школ на базовом уровне среднего образования. Все современные школы полностью отвечают за освоение базовых программ, а аттестат, который получает ученик, впоследствии признается всеми регионами России, а также различными республиками СНГ.

Образование в лицее

Среди современных видов учебных заведений наиболее популярными в России являются гимназии, лицеи и общеобразовательные школы.

Лицей представляет собой тип учебного заведения, который активно начал внедряться еще с начала 90-х годов прошлого века. При этом стоит отметить, что такое название достаточно часто носят различные средние учебные заведения, в которых организовано углубленное изучение дисциплин по определенному профилю.

Формирование системы образования привело к тому, что у лицеев и гимназий появилось достаточно большое количество схожих особенностей, но в то же время они принципиально различаются в некоторых моментах. В основном лицейское образование актуально в УО, имеющих физико-математический уклон.

Гимназии

Государственная образовательная система построена таким образом, что у преимущественного большинства людей понятие «гимназия» ассоциируется с определенной элитарностью, то есть с такими престижными учреждениями, в которых дети могут получить образование за счет связей и богатства, и где их стараются активно подготавливать к работе на различных руководящих постах.

На самом деле характеристика образовательных систем показывает, что такой формат используется в закрытых учебных заведениях, которые в большинстве случаев являются частными. Именно они предоставляют возможность на основной и старших ступенях школьного обучения вносить в образовательные планы новые предметы, среди которых логика, экономика, филология или какие-либо другие, необходимые для более эффективного ведения конкретной деятельности (например, предпринимательской). При этом гимназии в большинстве своем представляют собой государственные образовательные учреждения среднего типа, и здесь получают знания дети, имеющие повышенную мотивацию к обучению.

Точно так же, как и в остальных типах таких заведений, здесь предлагается возможность получения такого образования, которое будет достаточным для дальнейшего обучения в университете. Стоит отметить, что именно это составляет существенное различие между гимназиями России и Германии, так как в последней их окончание позволяет только поступать в вуз. Помимо того, формирование коллективов учащихся в таких заведениях в России начинается еще с первого класса. При желании можно перейти из другого формата школы в подобные учебные заведения, причем переводиться можно как на основной ступени образования, так и по ее завершении. В таком случае выпускникам девятого класса также вручают аттестаты о получении основного среднего образования, после чего они уже самостоятельно принимают решение о том, нужно ли им оставаться здесь для получения полного среднего или отправиться в какое-нибудь учреждение с профессиональным уклоном.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *