Понятие потенциал безопасности означает – Д) обеспечение обороны страны и охраны ее границ, защита суверенитета, снижение экономической зависимости страны.

Тема 6. Угрозы экономической безопасности предприятия (организации) — МегаЛекции

Цель изучения: определить основные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности российских предприятий; рассмотреть методические основы диагностики кризисных ситуаций на предприятии.

 

Признаки классификации угроз ЭБП (по источникам возникновения; по функциональной принадлежности). Внешние угрозы ЭБП (утеря ниши на рынке товара; негативное изменение финансовой ситуации; условия кредитования; платежная недисциплинированность покупателей). Внутренние угрозы ЭБП (массовое выбытие устаревших элементов основного капитала, утеря производственного потенциала; отставание техники и технологии; высокие издержки производства).

Диагностика кризисных ситуаций корпорации с помощью пороговых значений ЭБП (отношение прогнозируемого спроса на продукцию предприятия и объема производства к величине его производственных мощностей; доля инновационной продукции во всей продукции предприятия; конкурентоспособность компании и ее продукции на внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг; износ основных фондов предприятия; соотношение между приростом разведанных запасов полезных ископаемых и их добычей; сумма ежегодного обслуживания кредитов; рентабельность продукции и активов; наличие оборотных средств; доля работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума).

Мониторинг факторов, вызывающих угрозы ЭБП и кризисные ситуации.

Лекция «Диагностика кризисных ситуаций на предприятии»

1. Внутренние и внешние угрозы ЭБП.

2. Метологические основы диагностики кризисных ситуаций на предприятии.

3. Мониторинг факторов, вызывающих угрозы ЭБП и кризисные ситуации на предприятий.

Семинар «Анализ уровня экономической безопасности предприятия»

Самостоятельная работа слушателей

1. Составление карт функционального анализа экономической безопасности предприятия.

2.1. Эссе: «Внешние угрозы ЭБП»

2.2. «Внутренние угрозы ЭБП».

 

Тема 7. Безопасность предпринимательства как функция инфраструктуры рыночной экономики



 

Основные функции цивилизованного предпринимательства и его безопасность. Структура управления в области защиты предпринимательства. Служба безопасности на предприятии: цели, задачи и функции. Основные подразделения СБП. Коммерческая тайна и организация ее защиты. Безопасность интеллектуальной собственности.

Лекция «Безопасность предпринимательства как функция инфраструктуры рыночной экономики»

1. Структура управления в области защиты предпринимательства.

2. Служба безопасности на предприятии: цели, задачи, функции и основные подразделения.

3. Организация защиты коммерческой тайны предприятия.

4. Безопасность интеллектуальной собственности.

 

Семинар: Круглый стол «Обеспечение ЭБ российских предприятий»

Самостоятельная работа слушателей

Рефераты.

1. Информация в системе защиты предпринимательства.

2. Личная безопасность бизнесмена.

3. Законодательно-правовая охрана интеллектуальной собственности.

4. Защита научно-технических идей и решений при внедрении.

5. Ноу-хау и организация его защиты.

6. Служба безопасности предприятия.

7. Коммерческая тайна (фирменные секреты) и организация ее защиты.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ ПО КУРСУ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Тема 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

1. Контрольные вопросы

1. Что такое опасность?

2. В чем отличие угрозы от опасности?

8. Назовите виды источников опасности по природе их происхождения.

4. Поясните, в чем разница между объектами национальной безопасности США и России.

5. Расскажите о декомпозиции (упрощенной структуре) понятия «безопасность».

6. В чем заключаются национальные интересы России?

7. В чем заключаются национальные приоритеты России?

Тесты

1. Синтезирующим понятием в области безопасности в нынешних условиях является:

а) геостратегический регион;

б) геополитический регион;

в) геополитическая обстановка;

г) геополитика. (г)

2. В зависимости от типа угрозы для национальной безопасности выделяют следующую область ее проявления:

а) федеральная безопасность;

б) общественная безопасность;

в) военная безопасность;

г) локальная безопасность. (в)

3. Угроза — это:

а) вполне осознаваемая, объективно существующая, но не фатальная вероятность (возможность) негативного воздействия на социальный организм;

б) совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реагировать на них с целью предупреждения и/или снижения возможного ущерба;

в) наиболее конкретная и непосредственная форма опасности;

г) возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных действий самого субъекта. (в)

4. Источники опасности — это:

а) показатели, которые при определенных условиях обнаруживают вредоносные свойства;

б) экономически опасное воздействие;

в) повышение уровня жизни людей;

г) условия и факторы, при определенных условиях сами по себе или в различной совокупности обнаруживающие вредоносные свойства. (г)

5. К числу коренных, основополагающих национальных интересов не относятся:

а) территориальная целостность страны;

б) принятие энергичных мер, препятствующих неэффективному использованию ресурсов России;

в) достойное место в мировом сообществе;

г) государственное самоопределение и политическое самоуправление народа. (б)

6. Для оценки выживаемости государства не может быть использован следующий индикатор:

а) географическое положение;

б) оборонный потенциал;

в) национальная мораль;

г) способность навязывать свои национальные интересы. (г)

7. Комплексный, агрегированный индекс национальной силы СССР оценивался по отношению к американскому в размере:

а) 110 %;

б) 77 %;

в) 39 %;

г) 0 %. (б)

8. Понятие «потенциал безопасности» означает:

а) совокупность существующих источников, средств, запасов, социальных ресурсов, научно-технического задела, оборонного комплекса страны.

б) способность мобилизовать ресурсы, возможность противодействовать причинам возрождения негативных условий и управлять общественным сознанием.

в) совокупность всех элементов экономической системы;

г) общую способность экономики страны реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного, социального и экологического развития в случае их нарушения. (а)

Логические схемы

1. Индекс «комплексной национальной силы государства».

2. Система правового обеспечения национальной безопасности.

Рефераты

1. Россия в мировом сообществе.

2. Национальные интересы России.

3. Сравнительная оценка национальной силы государств (Япония, США, Англия, Франция, Германия, Россия).

4. Трансформация понятия «безопасность» в отечественной общественной науке в период с начала 80-х годов XX века.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Тесты к итоговому тестированию

1. Национальная экономическая безопасность – это …

а) формирование самодостаточной экономики, независимой от мирового рынка

б) защита экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов

в) участие в таможенных союзах

г) преимущественное развитие военно-промышленного комплекса для защиты от внешних угроз

 

2. Когда мы говорим о неравномерности экономического развития, мы имеем в виду:

а) разницу в уровне жизни населения

б) неодинаковые уровни индустриального развития и технической вооруженности труда

в) разные стадии социально-политического развития страны

г) различную степень открытости национальной экономики

 

3. Открытость национальной экономики выражается показателем:

а) объемом национальных инвестиций в национальную экономику

б) величиной импортной квоты

в) числом занятых в экспортном производстве

г) производительностью труда на экспортно-ориентированных предприятиях

 

4. Показатель экспортной квоты свидетельствует о:

а) уровне кооперации производства

б) характере внешнеэкономических связей страны

в) степени ориентации отдельных отраслей национальной экономики на внешние рынки

г) уровне развития международной миграции

 

 

5. Взаимозависимость национальных экономик означает, что:

а) рост дохода в одной стране стимулирует рост дохода в другой

б) обязательна координация макроэкономической политики

в) страны участвуют в интеграционных объединениях

г) страны участвуют в международных экономических организациях

 

6. Главным противоречием, возникающим в процессе глобализации является противоречие между:

а) странами и интеграционными региональными структурами

б) странами с рыночной экономикой и странами с переходной экономикой

в) странами с развитой экономикой и наименее развитыми странами мирового хозяйства

г) ведущими странами мирового хозяйства

д) развивающимися странами

 

7. От процесса глобализации менее всего выигрывают:

а) страны, которые обмениваются с миром возобновляемыми ресурсами

б) страны, в структуре обмена которых доминируют ноу-хау, патенты, технологии

в) страны, которые поставляют на рынок минеральные ресурсы

г) страны с высоким уровнем социально-экономического развития

 

8. Дефицит продовольствия испытывают …

а) страны Европы и Средней Азии, некоторые страны Латинской Америки

б) развивающиеся страны (в Африке - южнее Сахары)

в) Западная и Северная Европа, Северная Америка, Австралия и Япония

г) Восточная Европа, СНГ и Прибалтика, Индия, Египет, Индонезия

 

9. Наиболее значительной тенденцией второй половины ХХ - начала ХХI вв. является …

а) демографический взрыв в промышленно развитых странах

б) сокращение численности населения городов в странах «третьего мира»

в) рост населения городов в странах «третьего мира»

г) «старение» населения в странах «третьего мира»

 

10. Осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных преступных путем, вменена в обязанность такому федеральному ведомству как:

а) Федеральная служба по финансовым рынкам

б) Федеральная служба по финансовому мониторингу

в) Федеральное казначейство

г) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

 

11. Внешнеторговый оборот страны - это …

а) весь экспорт страны, за исключением гуманитарных поставок и помощи

б) сумма экспорта и импорта

в) все экспортные поставки

г) весь экспорт, за исключением необлагаемых налогом товаров

 

12. Верным утверждением можно считать заявление о том, что:

а) таможенные тарифы почти всегда улучшают уровень благосостояния страны

б) можно найти приносящий выигрыш уровень тарифа, если страна-производитель товаров может влиять на их мировые цены

в) импортные и экспортные пошлины могут оправдываться интересами обеспечения обороноспособности страны

г) экспортные пошлины характерны для стран с развитой рыночной экономикой

 

13. Если при режиме фиксированных валютных курсов уровень инфляции в Японии окажется выше, чем в других странах, то:

а) японский экспорт и импорт снизятся

б) японский импорт и экспорт вырастут

в) японский экспорт вырастет, а импорт снизится

г) японский экспорт снизится, а импорт вырастет

 

14. Признаком «открытой экономики» является:

а) свобода перемещения капитала и иностранных инвестиций

б) свобода движения всех факторов производства

в) повсеместное учреждение свободных экономических зон

г) благоприятный инвестиционный климат

 

15. Торговый и политический режим, включенный как основополагающий принцип ВТО, называется …

а) внутренний режим

б) национальный режим

в) режим наибольшего благоприятствования

г) режим свободного предпринимательства

 

16. Мировой кризис внешней задолженности возник потому, что….

а) развивающиеся страны не были в состоянии обслуживать свою внешнюю задолженность

б) произошло перераспределение капитала внутри развитых стран

в) произошло падение процентных ставок в США

г) развитые страны не были в состоянии обслуживать свою внешнюю задолженность

 

17. Открытая экономика характеризуется тем, что ...

а) экспорт страны превышает импорт

б) внешнеторговый оборот достигает 25% от ВВП

в) импорт превышает экспорт

г) внешнеторговый оборот достигает 10% от ВВП

 

18 . Способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами – это …

а) платежеспособность страны

б) международная валютная ликвидность

в) кредитоспособность страны

г) паритет национальной валюты

 

19. Угроза безопасности национальной экономике принимающих стран от деятельности ТНК (транснациональная корпорация) заключается в том, что …

а) увеличивается безработица

б) снижается ВНД на душу населения

в) снижается налогооблагаемая база налогообложения страны

г) предпочтения со стороны потребителей обуславливают отток капитала

 

20. В системе экономической безопасности такой компонент как … является основным (центральным):

а) угрозы экономическим интересам;

б) условия взаимодействия интересов и угроз;

в) экономические интересы

г) в этой системе нет центрального компонента.

21. Носителями мировой финансовой глобализации выступают:

а) многонациональные корпорации

б) транснациональные банки

в) транснациональные корпорации

г) центральные банки

 

22. Следствием укрепления российского рубля является:

а) повышение эффективности экспорта

б) снижение эффективности экспорта

в) увеличение реальной суммы внешнего долга

г) уменьшение импорта

 

23. Угроза - это:

а) вполне осознаваемая, объективно существующая, но не фатальная вероятность (возможность) негативного воздействия на социальный организм

б) совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реагировать на них с целью предупреждения и/или снижения возможного ущерба

в) наиболее конкретная и непосредственная форма опасности

г) возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных действий самого субъекта

 

24. В состав пороговых значений индикаторов экономической безопасности страны в социальной сфере не входит:

а) продолжительность жизни населения

б) уровень безработицы по методологии МОТ

в) доля населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума

г) соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения

 

25. Какая экономическая цель преследуется, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов:

а) экономическая безопасность

б) экономическая эффективность

в) достижение полной занятости

г) поддержание экономического роста

 

26. Понятие «потенциал безопасности» означает:

а) совокупность существующих источников, средств, запасов, социальных ресурсов, научно-технического задела, оборонного комплекса страны

б) способность мобилизовать ресурсы, возможность противодействовать причинам возрождения негативных условий и управлять общественным сознанием

в) совокупность всех элементов экономической системы

г) общую способность экономики страны реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного, социального и экологического развития в случае их нарушения

 

27. Практика экономического регулирования развития национальных хозяйств должна быть направлена на:

а) сохранение состояния равновесия

б) пресечение отклонений от состояния равновесности развития экономики

в) возвращение к состоянию равновесия

г) недопущение сильных отклонений от равновесного состояния

 

28. Главным признаком наступления кризиса внешней задолженности обычно является …

а) девальвация национальной валюты

б) превышение объема импорта над экспортом

в) нарушение графика погашения кредитов и займов

г) количество взятых кредитов

 

29. Понятие «потенциал безопасности» означает:

а) совокупность существующих источников, средств, запасов, социальных ресурсов, научно-технического задела, оборонного комплекса страны.

б) способность мобилизовать ресурсы, возможность противодействовать причинам возрождения негативных условий и управлять общественным сознанием.

в) совокупность всех элементов экономической системы;

г) общую способность экономики страны реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного, социального и экологического развития в случае их нарушения.

30. Для оценки выживаемости государства не может быть использован следующий индикатор:

а) географическое положение;

б) оборонный потенциал;

в) национальная мораль;

г) способность навязывать свои национальные интересы

 

31.Стратегический альянс - это ...

а) объединение со сменой формы собственности

б) объединение транснациональных корпораций со сменой формы собственности

в) объединение транснациональных корпораций без смены формы собственности

г) объединение менеджмента транснациональных корпораций

 

32. Состав «корзины» SDR определяется по набору валют, включающему:

а) доллар США, японскую йену, фунт стерлингов, юань

б) доллар США, японскую йену, фунт стерлингов, евро

в) доллар США, юань, фунт стерлингов, евро

г) доллар США, японскую йену, евро, юань

доллар США, евро, фунт стерлингов, юань,

швейцарский франк.

 

33. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации была утверждена Указом Президента РФ в:

а) 1992 г.

б) 1996 г.

в) 1997 г.

г) 2000 г.

 

34. Если экспорт РФ в 2010 г. составлял 400 млрд. долл., импорт - 248 млрд. долл., а ВВП - 1479 млрд. долл., то внешнеторговая квота РФ:

а) менее 10%, экономика закрытая

б) более 10%, экономика открытая

в) менее 25%, экономика закрытая

г) более 25%, экономика открытая

 

35. Политика автаркии заключается в …

а) в усилении ориентации национальной экономики на внутренние ресурсы

б) в установлении экономических санкций в отношении данной страны со стороны других стран

в) в добровольной самоизоляции экономики страны от мировой экономики

г) в отказе от участия в интеграционных объединениях

 

36. Безопасным уровнем внешнего долга страны по нормам Европейского союза считается:

а) 20% к ВВП

б) 40% к ВВП

в) 60% к ВВП

г) 80% к ВВП

д) 100% к ВВП

 

37. Понятие «экономическая безопасность» было впервые введено в оборот:

а) в Китае

б) в России

в) в США

г) в Германии

д) в Великобритании

 

38. Исключительное право применять санкции в международных экономических отношениях принадлежит:

а) руководству НАТО

б) руководителям стран «большой восьмерки»

в) Совету Безопасности ООН

г) Экономическому и Социальному совету

 

39. . Если у какой-либо страны увеличилась её экспортная квота, это означает:

а) повышение уровня конкурентоспособности международно-специализированной продукции

б) повышение производительности труда

в) повышение уровня заработной платы рабочей силы

г) улучшение конъюнктуры мировых товарных рынков

 

40. Эффективные таможенные пошлины:

а) эффективно защищают внутренний рынок от импорта;

б) устанавливаются только на критически важную с точки зрения национальной безопасности продукцию;

в) устанавливаются в случае начала торговой войны;

г) вычисляются с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали конечной продукции;

 

41. Если экспорт США в 2010 г. составлял 1289 млрд. долл., импорт – 1936 млрд. долл., а ВВП 13336 млрд. долл., то внешнеторговая квота США оставляла:

а) менее 10%, экономика закрытая

б) более 10%, экономика открытая

в) менее 25%, экономика закрытая

г) более 25%, экономика открытая

42. Мировой внешнеторговый оборот рассчитывается как сумма …

а) только импорта товаров и услуг

б) товарного экспорта и импорта за минусом услуг

в) экспорта и импорта товаров и услуг

г) только экспорта товаров и услуг

 

44. К глобальным проблемам мировой экономики не относится ...

а) энергетическая

б) экологическая

в) финансовая

г) продовольственная

 

45. Источники опасности — это:

а) показатели, которые при определенных условиях обнаруживают вредоносные свойства;

б) экономически опасное воздействие;

в) повышение уровня жизни людей;

г) условия и факторы, при определенных условиях сами по себе или в различной совокупности обнаруживающие вредоносные свойства.

 

46. С позиции экономической безопасности предприятия угрозой, исходящей от фондового рынка, является:

а) страхование рисков;

б) снижение капитализации корпорации;

в) снижение ставки рефинансирования;

г) рост доходности акций.

 

Вопросы к зачету.

1. Перечислите показатели экономической безопасности и раскройте их содержание.

2. Каковы взаимосвязи между устойчивостью, развитием, расширенным воспроизводством и экономической безопасностью?

3. Сформулируйте причины и негативное влияние теневой экономики на развитие страны.

4. Перечислите положительные и отрицательные последствия прямых иностранных инвестиций для стран-доноров.

5. Перечислите положительные и отрицательные последствия прямых иностранных инвестиций для стран-реципиентов.

6. Дайте определение понятия «продовольственная безопасность» на уровне отдельной страны и мира в целом.

7. Для чего необходимы и в чем состоят критерии финансовой безопасности?

8. Что такое «голландская болезнь»? Каковы пути ее лечения?

9. Перечислите перспективы и проблемы реализации Киотского протокола.

10. Расскажите о классификациях экономических угроз международной и внешнеэкономической безопасности.

11. Дайте характеристику пороговых значений экономической безопасности РФ на современном этапе.

12. Назовите основные теоретические подходы к формированию экономической безопасности и дайте им характеристику.

13. Дайте оценку протекционистской политике государств с переходной экономикой современном этапе.

14. Охарактеризуйте последствия воздействия коррупции на экономику и общество страны.

15. Дайте характеристику современной инвестиционной политики России в части формирования благоприятного делового и инвестиционного климата.

16. Какие последствия для страны имеет значительная дифференциация доходов различных групп населения?

17. Как взаимосвязаны состояния финансовой системы и финансового рынка с точки зрения экономической безопасности страны?

18. Какие критерии финансовой безопасности РФ применяются в настоящее время для мониторинга экономической безопасности страны?

19. Проанализируйте эффективность тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны.

20. Дайте оценку последствий процесса глобализации мировой экономики с точки зрения укрепления международной экономической безопасности.

21. Расскажите об непосредственных и опосредованных угрозах. Приведите примеры.

22. Дайте оценку протекционистской политике развитых государств на современном этапе.

23. Дайте оценку протекционистской политике развивающихся государств на современном этапе.

24. Перечислите и опишите основные показатели международной экономической безопасности.

25. Расскажите о непосредственных и опосредованных типах угроз. Приведите примеры.

26. Дайте характеристику проблемы бедности и отсталости стран на современном этапе. Каковы пути укрепления международной экономической безопасности необходимы в связи с этой проблемой?

 

Типовые задания к зачету

Задание 1.

Охарактеризуйте модели социального экономического развития стран мира на современном этапе и составьте перечень задач укрепления экономической безопасности в рамках каждой модели.

 

Задание 2.

Приведите примеры того, как уже сказывается и еще скажется вступление РФ в ВТО на состоянии экономической безопасности страны. Постройте прогноз на ближайшее будущее.

 

Задание 3.

Расскажите (с примерами) об основных направлениях и первых итогах решения задач модернизации экономики РФ. Каковы роль и место модернизации экономики РФ в системе мер укрепления экономической безопасности страны?

 

Задание 4.

Какими должны быть, на Ваш взгляд, параметры экономической безопасности при составлении и исполнении бюджета Российской Федерации?

 

Задание 5.

Дайте характеристику состояния торгового баланса РФ и покажите комплекс задач по укреплению экономической безопасности России в свете состояния ее внешней торговли.

 

Задание 6.

Дайте характеристику проблемы бедности и отсталости стран на современном этапе. Каковы пути укрепления международной экономической безопасности Вы могли бы наметить в связи с этим?

 

Задание 7.

В чем содержание и каковы различия между национальной, мировой, иностранной, региональной и международной валютой? Сформулируйте задачи укрепления национальной безопасности в условиях существования глобальной валютной системы.

 

Задание 8.

Вспомните, к каким эффектам приводит применение специфических и адвалорных пошлин во внешней торговле. Если в странах – крупнейших торговых партнерах России в течение ближайшего года ожидается экономический спад, какой вид пошлин Вы бы рекомендовали правительству применять более активно и почему?

 

Задание 9.

Государственные резервы всех стран мира включают 30,7 тыс. тонн золота. Рассчитайте возможность возвращения к золотому стандарту в США, если золотой запас США составляет 8130 тонн золота, а денежная масса 2,66 трлн. долларов при рыночной цене золота 1600 долларов за унцию. Сделайте обоснованные выводы о реальных возможностях возвращения к золотому стандарту в мировом хозяйстве.

 

Задание 10.

Осенью 2013 г. в США внешний экономический долг впервые превысил 17 трлн. долл., в то время как ВВП страны составлял около 15 трлн. долл. Является ли это угрозой экономической безопасности? К какому уровню экономической безопасности относится данный факт? Ответ обоснуйте.

 

Задание 11.

Объясните и дайте оценку следующим утверждениям (по каждому пункту):

а) «главной причиной бедности развивающихся стран является рост рождаемости их населения»;

б) «Россия сможет добиться достойного места в системе мирового хозяйства, следуя практике США по использованию мирохозяйственных связей»;

в) «порочный круг бедности не возможен для России».

 

Задание 10.

Еще в конце 80-х гг. в большинстве стран преобладали ограничения в отношении прямых иностранных инвестиций. С тех пор и по настоящее время преобладает отход от ограничений ПИИ.

Объясните:

а) преимущества ПИИ для страны-доноры и для страны-реципиента;

б) какие негативные последствия имеет привлечение иностранного капитала для страны-реципиента?

в) преимущества и недостатки прямых иностранных инвестиций для России.

 

Задание 11.

Приведите примеры, которые, по Вашему мнению, свидетельствуют о вовлеченности РФ в глобализацию мировой экономики, и дайте оценку состояния экономической безопасности России в связи с этим.

 

Задание 12.

В условную интеграционную группировку входят 28 стран. При этом у 6 стран превышены пороговые значения экономической безопасности по уровням внешнего долга и дефицита бюджета, еще у 8 стран эти индикаторы находятся практически на грани пороговых значений. Является ли, по Вашему мнению, такое положение угрозой экономической безопасности всей интеграционной группировки и какие меры Вы можете предложить для исправления ситуации?

Задание 13.

Предположим, в государстве N доля населения с доходом ниже прожиточного минимума составляет 15%. Какой уровень угрозы экономической безопасности вы можете присвоить такой проблеме? Какие негативные или позитивные явления может вызвать такое значение индикатора экономической безопасности?

 

Задание 14.

Осенью 2013 г. в США внешний экономический долг впервые превысил 17 трлн. долл., в то время как ВВП страны составлял около 15 трлн. долл. Является ли это угрозой экономической безопасности? К какому уровню экономической безопасности относится данный факт? Ответ обоснуйте.

Задание 15.

Простейшей и чаще всего применяемой мерой вовлеченности стран в МЭО, а также измерителем степени открытости экономики является отношение стоимости экспорта товаров к величине ВВП страны (экспортная квота). Причем этот показатель выше у промышленно развитых стран (порядка 50%). Однако США, передовая страна мировой экономики, на протяжении ряда лет имела относительно небольшую экспортную квоту – чуть более 10%. Чем это объяснить?

 

Задание 16.

Чем, по Вашему мнению, обусловлено чередование автаркических признаков и черт открытой экономики на протяжении ХХ в.? Какая тенденция характерна для современного периода? Какими причинами это объясняется?

Задание 17.

В 70-80-е гг. ХХ в., а затем в 2008-09 гг. в международной торговле была отмечена волна «нового» протекционизма (неопротекционизма). В чем причины его появления, и чем меры «нового» протекционизма отличаются от традиционных форм ограничения нежелательного импорта товаров?

Задание 18.

Дайте характеристику проблемы технологической взаимозависимости стран на современном этапе. Какие пути укрепления международной экономической безопасности Вы могли бы наметить в связи с этим?

Задание 19.

Прокомментируйте следующие утверждения: России следует незамедлительно рассчитаться и отказаться от внешних займов; внешние займы - удел отсталых стран; вывоз капитала характерен лишь для развитых стран.

 

Задание 20.

Приведите примеры, известные Вам из средств массовой информации, уголовных коррупционных дел, возбужденных в РФ в последнее время. В каких отраслях экономики наиболее заметно проникновение коррупции? Объясните почему.

 

[1] ТКУ – текущий контроль успеваемости

[2] ПА – промежуточная аттестация

[3] В данном разделе приводятся методические указания по всем видам учебной деятельности, предусмотренным для преподавания данной дисциплины учебным планом и рабочей программой.

[4] Если тестирование как средство оценивания предусмотрено рабочей программой дисциплины.




infopedia.su

потенциал безопасности - это... Что такое потенциал безопасности?


потенциал безопасности

Тематики

  • электросвязь, основные понятия

Справочник технического переводчика. – Интент. 2009-2013.

  • потенциал активации
  • синтетическое биотопливо

Смотреть что такое "потенциал безопасности" в других словарях:

  • Потенциал защитный — – потенциал металла, при котором достигается определенная степень защиты. Защитный потенциал может задаваться анодной или катодной поляризацией от внешнего источника или путем соединения с протектором. [ГОСТ 5272 68] Рубрика термина: Защита …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал коррозии — – потенциал металла, установившийся в результате протекания сопряженных анодного и катодного процесса без внешней поляризации. [ГОСТ 5272 68] Потенциал коррозии – уровень напряжения, ниже которого время до коррози­онного… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал активации — – потенциал, соответствующий переходу металла из пассивного состояния в активное при смещении потенциала к более отрицательным значениям. В большинстве случаев соответствует потенциалу пассивации. [ГОСТ 5272 68] Рубрика термина: Общие,… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал полной пассивации — – потенциал, соответствующий переходу металла в пассивное состояние. [ГОСТ 5272 68] Рубрика термина: Общие, коррозия Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал — [лат. potentia сила, мощь] – физическая величина, характеризующая силовое поле (электрическое, тяготения и т. п.) в данной точке. Разность потенциалов между двумя точками поля, определяющая работу тела (вещества) при движении из одной точки …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал седиментационный — мера оседания дисперсных частиц в жидкости под действием сил притяжения. Обусловливает разницу потенциалов между двумя электродами, установленными в разных местах столба жидкости. [Ушеров Маршак А. В. Бетоноведение: лексикон. М.: РИФ… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал течения — разность потенциалов, возникающая при продавливании жидкости через капилляр или пористое тело. [Ушеров Маршак А. В. Бетоноведение: лексикон. М.: РИФ Стройматериалы. 2009. – 112 с.] Рубрика термина: Общие термины Рубрики энциклопедии:… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал электрокинетический — мера интенсивности электрокинетических явлений на гипотетической поверхности, разделяющей внутренний (плотный) и внешний (дифференциальный) адсорбционные слои; играет большую роль в механизмах действия добавок на основе ПАВ в цементах и бетонах.… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ГОСТ Р 12.1.009-2009: Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 12.1.009 2009: Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения оригинал документа: 22 PEL проводник [195 02 14] Проводник, совмещающий функции защитного проводника и линейного проводника… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 50571.20-2000: Электроустановки зданий. Часть 4. Требования по обеспечению безопасности. Глава 44. Защита от перенапряжений. Раздел 444. Защита электроустановок от перенапряжений, вызванных электромагнитными воздействиями — Терминология ГОСТ Р 50571.20 2000: Электроустановки зданий. Часть 4. Требования по обеспечению безопасности. Глава 44. Защита от перенапряжений. Раздел 444. Защита электроустановок от перенапряжений, вызванных электромагнитными воздействиями… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


technical_translator_dictionary.academic.ru

Что такое потенциальная опасность 🚩 потенциальная опасность это 🚩 Безопасность

Потенциальная опасность – вероятность воздействия на организм человека вредных и опасных для жизни факторов, которые могут привести к травмам, внезапным и резким нарушениям здоровья.

Потенциальная опасность – это универсальное свойство взаимодействия человека со средой обитания и ее компонентами. Ее характер меняется от природных и естественных факторов жизнедеятельности человека до всевозможных негативных антропогенных факторов, часто связанных с научно-техническим прогрессом (электричество, всевозможные излучения, высокие и низкие температуры, энергосистемы).

Производственная среда дополняется все более мощными технологиями и техническими системами, которые облегчают труд человека, делают его более производительным, а в некоторых случаях позволяют обойтись и вовсе без участия человека. Однако, чем больше высокотехнологичность среды, с которой взаимодействует человек, тем выше потенциальная опасность для него. Все производственные процессы потенциально опасны для здоровья, а также могут стать причиной гибели человека.

Вероятность потенциальной опасности можно оценить с помощью риска. На практике полная безопасность недостижима до тех пор, пока существует источник опасности. Однако можно снизить риск опасности до минимума, обеспечив максимальную безопасность. Вследствие чего риск длительное время остается нереализованным или может проявиться в форме несчастного случая.

Основная характеристика уровня безопасности – величина допустимого (остаточного) риска для человека. Используя всевозможные статистические данные, появляется возможность предварительно оценить риск в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, риск пострадать в автомобильной катастрофе можно охарактеризовать так: на протяжении года 1 из 10-ти человек рискует попасть в автокатастрофу.

Допустимый риск на практике устанавливается в соответствии с достигнутым в наиболее благополучных аналогичных системах «техническая система – человек». Например, вероятность тяжелой аварии на АЭС не должна превышать 10-ти (10 на 1 реакторогод). Допустимый риск необходимо обеспечить комплексом необходимых мероприятий (технологических, технических, организационных), которые сведут к минимуму вероятность возникновения опасности.

www.kakprosto.ru

потенциал безопасности - это... Что такое потенциал безопасности?


потенциал безопасности
  1. security capabilities

Русско-английский словарь нормативно-технической терминологии. academic.ru. 2015.

  • потенциал (силы) тяжести
  • потенциал возбуждения

Смотреть что такое "потенциал безопасности" в других словарях:

  • потенциал безопасности — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN security capabilities …   Справочник технического переводчика

  • Потенциал защитный — – потенциал металла, при котором достигается определенная степень защиты. Защитный потенциал может задаваться анодной или катодной поляризацией от внешнего источника или путем соединения с протектором. [ГОСТ 5272 68] Рубрика термина: Защита …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал коррозии — – потенциал металла, установившийся в результате протекания сопряженных анодного и катодного процесса без внешней поляризации. [ГОСТ 5272 68] Потенциал коррозии – уровень напряжения, ниже которого время до коррози­онного… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал активации — – потенциал, соответствующий переходу металла из пассивного состояния в активное при смещении потенциала к более отрицательным значениям. В большинстве случаев соответствует потенциалу пассивации. [ГОСТ 5272 68] Рубрика термина: Общие,… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал полной пассивации — – потенциал, соответствующий переходу металла в пассивное состояние. [ГОСТ 5272 68] Рубрика термина: Общие, коррозия Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал — [лат. potentia сила, мощь] – физическая величина, характеризующая силовое поле (электрическое, тяготения и т. п.) в данной точке. Разность потенциалов между двумя точками поля, определяющая работу тела (вещества) при движении из одной точки …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал седиментационный — мера оседания дисперсных частиц в жидкости под действием сил притяжения. Обусловливает разницу потенциалов между двумя электродами, установленными в разных местах столба жидкости. [Ушеров Маршак А. В. Бетоноведение: лексикон. М.: РИФ… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал течения — разность потенциалов, возникающая при продавливании жидкости через капилляр или пористое тело. [Ушеров Маршак А. В. Бетоноведение: лексикон. М.: РИФ Стройматериалы. 2009. – 112 с.] Рубрика термина: Общие термины Рубрики энциклопедии:… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Потенциал электрокинетический — мера интенсивности электрокинетических явлений на гипотетической поверхности, разделяющей внутренний (плотный) и внешний (дифференциальный) адсорбционные слои; играет большую роль в механизмах действия добавок на основе ПАВ в цементах и бетонах.… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ГОСТ Р 12.1.009-2009: Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 12.1.009 2009: Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения оригинал документа: 22 PEL проводник [195 02 14] Проводник, совмещающий функции защитного проводника и линейного проводника… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 50571.20-2000: Электроустановки зданий. Часть 4. Требования по обеспечению безопасности. Глава 44. Защита от перенапряжений. Раздел 444. Защита электроустановок от перенапряжений, вызванных электромагнитными воздействиями — Терминология ГОСТ Р 50571.20 2000: Электроустановки зданий. Часть 4. Требования по обеспечению безопасности. Глава 44. Защита от перенапряжений. Раздел 444. Защита электроустановок от перенапряжений, вызванных электромагнитными воздействиями… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


normative_ru_en.academic.ru

Энергетическая безопасность. Интерпретация понятия энергетической безопасности

Современная система международных отно­шений в условиях обострения глобальной кон­куренции, усиления взаимозависимости стран и регионов, оказалась менее стабильной и более восприимчивой к нарастающим угрозам гло­бального и регионального характера. Наряду с поиском эффективного ответа на традиционные и новые вызовы международной стабильности и безопасности, в новом столетии многократно повысилась значимость обеспечения глобаль­ного энергетического баланса. 

В XXI веке в структуре мировой энергетики происходят качественные изменения. Страны, прежде всего, развивающиеся, становятся главными динамическими факторами, которые порождают и замыкают на себе основную долю и прирост потребления энергетических ре­сурсов.

Вопросы энергетического характера при­обретают не только важное актуальное значе­ние, они становятся фактором формирования новой геополитической и геоэкономической структуры мира.

Энергоресурсы имеют критически важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей для всех государств. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные прин­ципы рыночной экономики, признается одним из важнейших вызовов для всего мирового сообщества.

Неотъемлемой частью экономик мировых держав становится сотрудничество в энергети­ческой сфере, как двустороннее, так и много­стороннее. Создаются многочисленные проекты, подписываются соглашения, заключаются договоры, производится крупномасштабная торговля энергоносителями.

В современном мире идет явное углубление и регионализация мировой энергетики, форми­руются новые энергетические пространства, расширяются рынки энергоносителей. Вместе с тем аналитики все чаще развивают глобальные подходы к проблемам энергоресурсов.

Все чаще в публикациях исследователей о проблемах мирового масштаба вводятся такие термины, как энергетическая безопасность, энергетическая стабильность, модель энергети­ческого мира. В определениях этих терминов содержится идея защищенности стран от угроз нехватки энергетических ресурсов, также говорится о недоступности энергоносителей или об опасности потребления некачественного сырья.

В последнее время можно наблюдать и определенную смену акцентов в трактовке самого понятия энергетической безопасности. Если раньше под энергобезопасностью пони­малось исключительно стабильное снабжение основных потребителей углеводородными ре­сурсами, то теперь оно трактуется значительно шире и включает в себя добычу, транспор­тировку и продажу на мировых рынках. Соот­ветственно, не только страны-поставщики, но и транзитные государства, потребители, а также транснациональные энергетические корпорации, то есть представители всех звеньев энергети­ческой цепи, должны нести свою долю соли­дарной ответственности.

В современном мире снижается роль оружия, конкуренция между государствами все чаще осуществляется на ином уровне - энергети­ческом, в связи с чем обеспечение безопасности энергетических комплексов становится одной из основных задач государства.

Одной из характерных черт системы энерго­обеспечения в настоящее время стала ее инте-грированность и глобальный уровень, что в свою очередь объясняет неизбежные послед­ствия, ощутимые во всем мире, при любом нарушении в ее функционирующей цепи. Являясь составной частью глобальной системы безопасности, энергетическая безопасность призвана решать вопросы глобального харак­тера экономики как бедность, эпидемия, низкий уровень образования, угрозы экологии.

Большинство определений безопасности тесно связано с защитой суверенных интересов государства военными средствами. На наиболее фундаментальном, базовом уровне безопасность понимается как усилия по защите населения и территории против организованной силы. До 70-х гг. XX века эти угрозы традиционно вос­принимались как носящие военный характер, главным и порой единственным способом противостояния, которым служили вооружен­ные силы. При этом основное внимание уделялось военным угрозам и ответам или "высокой политике", а другие факторы, такие, как международные экономические отношения и окружающая среда, рассматривались как вторичные проблемы для безопасности госу­дарств. 

Нефтяной кризис 1970-х гг. наглядно продемонстрировал уместность экономических вопросов и проблемы дефицита ресурсов для безопасности государств. С точки зрения гене­зиса концепция "энергетической безопасности" во многом порождена перебоями в снабжении и трудностями в финансировании подорожавшей вследствие энергетического кризиса нефти, которые в конце 70-х годов испытывали раз­витые страны Запада. Именно поэтому в этих странах была разработана концепция энерге­тической безопасности, которая имела сле­дующие цели:

1)         ускоренное развитие традиционных вну­тренних источников энергии (угля, нефти и особенно природного газа) для ослабления зави­симости от импорта;

2)         сокращение удельного потребления энергии за счет повышения его эффективности, освоения энергосберегающих технологий;

3)         развитие экологически чистых энерго­технологий, создание альтернативной энер­гетики;

4)         обеспечение стабильности развития на­ционального энергохозяйства при разумном сочетании рыночных отношений с государ­ственным регулированием, включая перспектив­ное планирование развития его отраслей;

5)         немаловажную роль в обеспечении энер­гетической безопасности должны были сыграть стратегические запасы топливно-энергети­ческих ресурсов, создаваемые на случай раз­личного рода кризисов и форс-мажорных обстоятельств.

Очевидно, что приоритеты стран-экспортеров нефти в области энергетической безопасности отличаются от приоритетов стран-импортеров. К числу наиболее часто встречающихся фор­мулировок целей энергетической безопасности стран-экспортеров нефти и газа относятся:

  1. энергетический суверенитет;
  2. создание стабильного и долговременного источника формирования доходной части госу­дарственных бюджетов различных уровней;
  3. содействие экономическому развитию страны за счет активного использования оте­чественного производственно-технического потен­циала;
  4. минимизация ущерба, наносимого окру­жающей среде в результате эксплуатации углеводородного потенциала; 
  5. поддержание эффективной производ­ственно-технологической структуры в рамках нефтегазового сектора экономики;
  6. использование финансово-экономического потенциала добычи невоспроизводимых ре­сурсов углеводородного сырья для создания более современной экономики, основанной на передовых технологиях и воспроизводимых производственно-технологических и природных ресурсах.

Весьма емко и точно сформулировал основ­ную цель государства собственника ресурсов углеводородного сырья - А. Нуйстад: "Увели­чение и продление во времени социальной ценности углеводородов - это основная цель страны - владелицы данных ресурсов. Одним из элементов государственной стратегии должно стать создание механизма, который бы позволил превратить нефтяные капиталы в долгосрочные активы страны".

Очевидно, что из-за значительных размеров территории и неравномерного размещения ресурсов нефти и газа решение проблем энергетической безопасности многих государств сочетает подходы, свойственные как странам-импортерам, так и экспортерам энергетических ресурсов.

Существует несколько определений энер­гетической безопасности. Мировой энергети­ческий совет (МИРЭС) определяет ее как " уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях". В опубликованной в 1985 году МЭА " Энергетической политике в области техноло­гий" энергетическая безопасность была опре­делена как "адекватные поставки энергии по разумной цене". Европейская Комиссия (1990 г.) дает более полное определение: "безопасность поставок означает, что существенно необходи­мые энергетические потребности будут удов­летворены как за счет использования адекват­ных внутренних ресурсов, разрабатываемых экономически целесообразным способом или поддерживаемых в качестве стратегического резерва, так и за счет доступных и стабиль­ных внешних источников, дополняемых в случае необходимости за счет стратегического резерва".

Уже в середине 70-х годов, по мере того как мировое сообщество стало все глубже осознавать степень взаимозависимости совре­менного мира и всех существующих в нем проблем,   энергетическая   безопасность стала пониматься значительно шире, чем только как процесс обеспечения непрерывности поставок энергоносителей и достижения максимальной "энергетической независимости". 

Все больше распространяется мнение, что односторонние действия государств по обес­печению своей энергетической безопасности, а в целом и экономической безопасности, могут привести - и при отсутствии соответствую­щей координации и согласованности, как показывает практика, часто приводят - к транс­граничной передаче экономических потрясений и различного рода "внешних шоков", а в конечном итоге - к межгосударственным, в т. ч. военно-политическим конфликтам. Иными словами, реальная односторонняя национальная энергетическая безопасность невозможна.

Именно это подчеркивали в своей концепции специалисты Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира и разоружения (СИПРИ), расширив понятие энер­гетической безопасности до понятия "между­народной энергетической безопасности" и включив в него проблемы снабжения топливом не только развитых, но и развивающихся стран-импортеров нефти и других ресурсов.

Трудности в достижении международной энергетической безопасности, равно как и постепенный переход к созданию альтер­нативной энергетики, т. е. к развитию прин­ципиально новых источников и технологий, формированию энергоэкономического типа хозяйства, диверсификации энергобаланса, -напрямую связаны с положением на рынке нефти и ее ценой. При растущей взаимо­зависимости ни одна страна мира не может без ущерба для себя оставаться во внешнеэко­номической самоизоляции, тем более экспор­тируя большие объемы энергоносителей по весьма нестабильным ценам мирового рынка. Практически невозможна долгосрочная энер­гетическая стратегия, которая, во-первых, не имеет соответствующей системы быстрого реагирования на "внешние шоки" и, во-вторых, не располагает широкой координацией в рамках мирового сообщества.

Анализ такого сложного явления, как между­народная энергетическая безопасность, требует проведения его структуризации, построения "дерева целей", выяснения "доминантных" проблем и т.д.

По мнению китайского аналитика Джао Даожин, энергетическая безопасность не тре­бует военных гарантий, но больше связана с геополитическими факторами и национальной политикой стран, влияющих на контроль раз­вития энергетических ресурсов и их транспор­тировки за пределы [1, c.3]. Так, например увеличивающаяся с каждым годом разница между внутренним обеспечением и потреб­ностью Китая в энергетических ресурсах, вынудила правительство страны выделить во­просы обеспечения энергетической безопас­ности в ряд основных национальных интересов. На государственном уровне, под энергети­ческой безопасностью являющейся неотъем­лемой частью национальной безопасности страны, подразумевается состояние защищен­ности населения и экономики страны от угроз дефицита экономически доступных топливно-энергетических ресурсов приемлемого качества и угроз нарушения стабильного топливоэнерго-снабжения [2, c.142].

Следует отметить, что до настоящего вре­мени мировое сообщество не выработало единого понимания самого понятия энергети­ческой безопасности, порой вкладывая в него значения, прямо противоположные значения друг другу. Проблема состоит в том, что разные страны по-разному предпочитают обеспечивать энергетическую безопасность и соответственно интерпретировать ее.

Анализ официальных документов главных акторов мирового энергетического рынка в сфере энергетики, в частности, таких, как «Национальная энергетическая политика США на период до 2020 года», «Зеленая книга. Евро­пейская стратегия устойчивой, конкуренто­способной и безопасной энергетики», «Энер­гетическая стратегия России на период до 2020 года» и «Долгосрочная стратегия ОПЕК» показывает немалую специфику в энергети­ческих стратегиях государств, в силу особен­ностей их энергетического потенциала и стра­тегии [3, c.116]. Так, страны-нефтеимпортеры после «нефтяных шоков» 70-х годов прошлого века под термином «энергетическая безопас­ность» стали понимать безопасность поставок по разумной цене. В то время как страны-нефте-экспортеры, чья экономика полностью зависит от нефтяных доходов, заботятся непосред­ственно о стабильности своих рынков сбыта [4].

Но в контексте понимания этого понятия как глобального, энергетическая безопасность озна­чает не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между поставщиками и потребителями, внутри группы стран-постав­щиков и внутри группы стран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ре­сурсам. 

Углеводородные ресурсы, являющиеся базовыми на сегодняшний день, ввиду их особенностей, относятся к группе исчерпаемых. Все чаще на повестке дня стоит вопрос о необходимости структуры топливно-энергети­ческого баланса и переходе к альтернативным источникам энергии. Несмотря на разницу в подходах ведущих государств, существуют и объективные точки сближения в понимании энергетической безопасности. Выделяя основ­ные принципы, можно отметить, что энергети­ческая безопасность является взаимной ответ­ственностью потребителя и поставщика энер­гетических ресурсов, взаимозависимых друг от друга. Принимая во внимание фактор кон­куренции между поставщиками энергети­ческих ресурсов, их диверсификация и посте­пенный переход к изменению структуры топливно-энергетического баланса становятся краеугольными вопросами. Многие эксперты склоняются к принципу деполитизации энер­гетических ресурсов и к конкуренции, построен­ной на экономических принципах. Необходи­мость деполитизации лежит в основе избежания непредсказуемых конфликтов, ставших одним из вызовов глобальной системы энергетической безопасности.

Само же употребление термина энергети­ческая безопасность, по мнению российских экспертов, невозможно без ссылки на процесс глобализации. Глобальный аспект касается подхода к энергетическим ресурсам не только как к средству торговли и получения прибыли отдельными игроками, но и как к одной из основ экономического и гуманитарного развития мира в целом. В исследованиях ряда российских специалистов таких, как А.Г. Коржубаева [5, c. 142], Я.А. Ляшок [6, c.13], и Н.И. Пляскиной [7, c.98], решение энергетических проблем лежит в основе создания международного механизма глобальной энергетической безопасности целью которого станет предотвращение и разрешение конфликтов путем согласия всех государств наделенных полномочием управлять глобаль­ным сбалансированным энергетическим потен­циалом.

Энергетической безопасностью российские исследователи называют состояние защищен­ности страны, ее граждан, общества, государ­ства, экономики от угроз нехватки энергоно­сителей. Угрозы определяются как внеш­ними (геополитическими, макроэкономи­ческими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны [8, c. 8]. В стратегии энергетической безопасности РФ также освещается формулировка междуна­родной энергетической безопасности. Она трактуется как состояние защищенности энер­гетических отношений, энергетических систем и энергетических процессов от разного вида угроз, способных вызвать дестабилизацию энер­гетической обстановки, энергетические кон­фликты, нарушение энергетических процессов на региональном и глобальном уровнях.

Энергетические ресурсы стали приобретать все большую значимость в политике государств, они представляют важную роль в интерпретации государственных интересов, их политических и экономических действий.

Немалый интерес представляет развитие энергетической системы КНР. Его колоссальные успехи, достигнутые за четверть века после таких тяжелых событий, как "большой скачок" и "культурная революция", являются впечатляю­щим международным событием на рубеже XX и XXI вв. Во многих странах Китай восприни­мается, как страна, удачно проводящая рыноч­ные реформы и демонстрирующая выдающийся пример динамичного развития. Несмотря на то, что достижения на пути реформ Китая рассматривают и оценивают очень высоко, все же до сих пор ведутся многочисленные дискус­сии и размышления о причинах и существе предпринятых в Китае мер, сделавших воз­можным такое мощное экономическое развитие.

Особенности энергетической политики Китая.

На сегодняшний день Китай, с самой быстро развивающейся экономикой и наиболее перс­пективным емким рынком в мире, становится значительным игроком на мировом рынке энергоресурсов. Экономическое развитие Китая в значительной степени определяется состоя­нием топливно-энергетического комплекса страны, который в настоящее время находится в стадии реформирования. Среди наиболее значимых проблем ТЭК Китая являются высокая зависимость энергоснабжения страны от потребления угля на 70%, загрязнение окружающей среды, низкая эффективность энергопотребления, неразвитая инфраструк­тура. Большая часть углеводородов в Китай импортируется ежегодно, с ростом которой увеличивается и зависимость от импорта нефти. Принимая во внимание нестабильность ре­гионов Ближнего Востока и Африки, прави­тельство Китая с образованием ШОС в 2001 году пересмотрело свою политику в отношении РФ и стран Центральной Азии, осуществляя партнерство не только в двустороннем формате, но и в формате интеграционных группировок. 

По мнению Р. Кларка, зависимость Китая от международных поставок энергоресурсов стре­мительно меняется от относительной зави­симости к абсолютной. Немаловажным фак­тором играющим в обеспечении энергетических ресурсов является их транспортировка ко­раблями в Китай. Несмотря на немалые китайские инвестиции за рубежом, Кларк считает, что нет никаких гарантий обеспечения энергетической безопасности КНР. Так как большинство нефтяных и иных энергетических ресурсов доставляется в Китай на кораблях других государств.

Зависимость Китая от импорта энергоре­сурсов в последние годы резко возросла. И эта тенденция в ближайшие десятилетия сохранится или даже усилится в силу беспрецедентных по своим масштабам процессов индустриальной модернизации и урбанизации в Поднебесной. Такая перспектива вызывает у китайского пра­вительства беспокойство, связанное с рисками сбоя в международных поставках, хронической нестабильностью в регионах, экспортирующих энергоносители, и превратностями глобальной энергетической геополитики.

Устойчивый и гарантированный импорт энергии по приемлемым ценам рассматривается правительством Китая как жизненно важное условие обеспечения дальнейшего развития страны, политической и социальной стабиль­ности. В этой связи энергетический вопрос перешел из категории «низкой» (внутренней энергетической политики) в категорию «высо­кой политики» (политики национальной без­опасности). Так, Лю Цянь отмечает, что резкое увеличение потребления энергоресурсов при­водит к серьезным осложнениям в развитии экономики КНР, сопровождающийся структур­ными, технико-экономическими и экологи­ческими проблемами. Китай придает междуна­родному сотрудничеству важное значение, выделив его в ряд основных стратегических направлений энергетического развития.

Что касается отношений Китая с государ­ствами Центральной Азии, что отношения характеризуются большей дифференцированностью и прагматичностью. Пекин активно использует в национальных интересах потен­циал каждого государства в отдельности, закрепляя за регионом статус сырьевого придатка, что, по мнению китайских исследо­вателей, объясняется объективной природой развития центральноазиатских экономик.

Энергетическая политика КНР, по мнению К. Л. Сыроежкина, также направлена на под­ключение среднеазиатских углеводородных ресурсов к обслуживанию своих энергетических нужд в среднесрочной и долгосрочной перс­пективе [9, c.14].

Вопросы, связанные с проблемами энер­гетического сотрудничества между Китаем и странами-членами ШОС, рассматривались в работах целого ряда китайских, российских и экспертами центральноазиатских государств.

Согласно Лю Цянь, процесс осмысления энергетической политики Китая до сих пор не завершен, что позволяет корректировать ряд положений ныне действующих программ и вносить новые положения в «Энергетическую стратегию Китая».

По мнению К. Сыроежкина, несмотря на отсутствие прямых стремлений Пекина кон­тролировать энергоресурсы в Центральной Азии, близлежащем регионе являющегося ос­новным источником поступления нефти в страну, важной задачей Китая является противо­стояние любым попыткам другой внешней державы монополизировать добычу и экспорт энергетических ресурсов [9, c.15].

Энергетическая безопасность ЕС прошла свой долгий путь развития. В 50-е годы двадцатого столетия, под энергетической без­опасностью понималась обеспеченность Евро­пейских государств углем, основным видом топлива, обеспечивающим энергию для домов, коммерческих организаций, фабрик и транспорта. Государства Европы зависели от добычи угля, переработки и его транспор­тировки, это и положило началу Европейского объединения угля и стали в 1950 г.

Все больше стали говорить о том, является ли энергетическая безопасность фактором мира или она способствует углублению конфликта. В некоторых регионах мира проблема доступа к энергии явно усугубляет разногласия, а в отдельных случаях может становиться их непосредственной причиной. Для современного ЕС, по мнению Андриса Пиебалгса, бывшего комиссара ЕС по вопросам энергетики, как и в 1950-е годы, энергетическая безопасность яв­ляется основным двигателем мирного раз­вития.

ЕС занимает второе место в мире по потреблению энергии и является крупнейшим ее импортером. Пятьдесят четыре процента всей энергии, потребляемой ЕС, импортируется, из них 60 процентов приходится на газ и 84 процента - на нефть [10, c.9]. 

За последние годы мировой спрос на энергию за пределами Европы вырос быстрее, чем когда-либо раньше. Одна из главнейших задач, стоящих перед ЕС, состоит в обеспечении необходимых мер для того, чтобы растущая энергетическая зависимость не стала фактором риска для более широкой экономической или международной безопасности. Энергетическая безопасность ЕС зависит от наращивания сотрудничества, диалога и переговорного про­цесса со всеми заинтересованными сторонами на основе взаимного уважения и доверия. В пределах ЕС, 27 государств-членов и почти 500 миллионов граждан объединились в единый внутренний энергетический рынок, созданный на основе общих согласованных задач, поли­тических целей и законодательных норм.

Традиционно существовала ориентация на давних поставщиков энергии, таких, как Организация стран-экспортеров нефти и Россия. Но, ввиду российско-украинского противостоя­ния в 2006 году по вопросу цены за газ и его транспортировки в другие страны, прежде всего в ЕС, а также российско-белорусского противоборства в 2007 году постепенно на повестке дня ЕС стал вопрос обеспечения бесперебойного и прозрачного функциониро­вания международных энергетических рынков в больших объемах, а также о необходимости диверсификации поставок.

В связи с этим ЕС стал уделять особое внимание развитию энергетических отношений с новыми партнерами, поставщиками энерго­ресурсов как Азербайджан и Туркменистан, транзитными государствами, как Украина и Турция, и крупными потребителями энергии, как Соединенные Штаты и Китай.

Интересы ЕС направлены на создание надежной и предсказуемой системы поставок энергоресурсов, в том числе, на строительство новой энергетической инфраструктуры. Наи­большую актуальность в данном вопросе приобретает Каспийский регион и Центральная Азия. В рамках данного подхода, ЕС под­писал межгосударственное соглашение между странами ЕС - Болгарией, Румынией, Венгрией и Австрией - и Турцией об участии в строи­тельстве газопровода «Набукко». Данная ини­циатива ЕС, проект «южного коридора», призван укрепить энергетическую безопасность стран от Каспия до Ближнего Востока и Турции, а также для ЕС.

Обеспечение доступа к энергоресурсам, без сомнений, является важнейшим политическим вопросом. Большинство стран стремятся разра­батывать национальные энергетические стра­тегии, позволяющие выявить наиболее жела­тельные направления деятельности государства в сфере энергетики, повысить уровень энер­гетической безопасности и экономическую эффективность использованя энергоресурсов, исходя из внутренней потребности в них и использования внешних источников.

Казахстан, будучи одним из динамично развивающихся экспортеров энергетических ресурсов, роль которого в перспективе будет неуклонно возрастать, в полной мере при­держивается позиции диверсификации путей транспортировки углеводородов на мировой рынок и максимально эффективного функцио­нирования трубопроводных систем.

Энергетическая безопасность как ключевой фактор международной стабильности, является одним из важнейших политико-экономических приоритетов Казахстана. Казахстан является важным элементом глобальной энергетической инфраструктуры, поэтому существенная состав­ляющая внешней политики страны направлена на решение задачи обеспечения стабильных и безопасных маршрутов экспорта отечествен­ного углеводородного сырья. В основе энергети­ческой стратегии лежит принцип экономи­ческой целесообразности и минимизации техно­генного воздействия энергетики на окружаю­щую среду.

Приоритетным направлением внешней по­литики Казахстана является расширение взаимо­действия в рамках Шанхайской организации сотрудничества, в том числе в сфере энергетики. ШОС объединяет крупнейших мировых произ­водителей углеводородов, а также ведущих импортеров энергоресурсов. В этой связи, сторонами обсуждается идея формирования в рамках Шанхайской организации единого энергетического рынка. Важным условием сотрудничества государств-членов ШОС в этом направлении должны стать координация стра­тегий освоения ресурсов и реализация эффек­тивных транспортных маршрутов.

Залог международной энергетической ста­бильности не только в сочетании интересов потребителей и поставщиков ресурсов, но и в гармонизации подходов глобальных геополи­тических игроков, а также транснациональных энергетических корпораций.

Глобальный энергетический сектор в начале XXI века претерпел значительные изменения в силу появления новых игроков и перерас­пределения влияния среди его участников. В этой связи новая энергетическая обстановка требует корректировки, для того, чтобы обес­печить новым игрокам место на рынке, а также условия для развития эффективного и взаимо­выгодного сотрудничества.

 

Само понятие энергетической безопасности интерпретируется многими государствами по-разному. Однако вопросы энергетической без­опасности должны решаться с учетом интересов производителей и потребителей. В противном случае геополитическое соперничество и жесткая конкуренция за доступ к ограниченным ресурсам, вероятно, усилятся, приведя к безвыигрышной конфронтации.

 

Литература

  1. Воропай Н.И., Пяткова Н.И., Сендеров С.М., Славин Г.Б., Чельцов М.Б. Энергетическая безопасность России в условиях глобализации и либерализации мировой экономики // Экономика XXI века: Условия развития, технологии, прогнозы. Отв.ред.Н.И. Воропай - Новоси­бирск: Наука, 2004. - С. 135-147.
  2. Лю Цянь. Страны шанхайской организации сотруд­ничества в энергетической стратегии Китая: диссертация к.э.н. 08.00.14: защищена 2009 г./ Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Экон. фак. - 185 С.
  3. Блохина А.Д. Геополитическая ситуация в Каспий­ском регионе: проблемы энергетической безопасности. ­18.12.2006 // analitika.org/articles.php? story= 20061218020735996
  4. Коржубаев А.Г. Закономерности глобального энер­гообеспечения и нефтегазовая политика России // ЭКО. - Новосибирск, 2005. - С. 140-150)
  5. Ляшок Я.А., Ляшок Н.Ю., Вознесенский В.В. Реализация концепции энергетической и эконологической безопасности //Изд. Донецкого горн. ин-та. - 2002. - С. 13-16.
  6. Пляскина Н. И. Минерально-сырьевая безопасность ТЭК и правовое регулирование недропользования // Прогнозирование перспектив развития промышленности в регионах России: Сб.науч. трудов. Институт экономики и орг. пром. производства СО РАН. - Новосибирск, 2005. - С. 93-114. 
  7. Анненков. В.И., Лахтовский Н.М.. Энергетическая безопасность в условиях глобализации // Обозреватель. - 2010 год.- № 1.- 37 c.
  8. Сыроежкин К.Л. Политика Китая в отношении государств Центральной Азии (концептуальные подходы) //Информационно-аналитический журнал Analytic. - 2010. -1(53). -18 c.
  9. Пиебалгс А. Почему энергетическая безопас­ность важна для Европы и Евразии // per Concordiam. -март, 2010. - № 1, Том 1. - С.8-10

Фамилия автора: А. Е. Елибаева

articlekz.com

защитный потенциал - это... Что такое защитный потенциал?


  • защитный портал
  • защитный провод

Смотреть что такое "защитный потенциал" в других словарях:

  • защитный потенциал — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN protection potentialprotective potentialprotection voltage …   Справочник технического переводчика

  • защитный потенциал — 3.13 защитный потенциал: Потенциал, при котором электрохимическая защита обеспечивает необходимую коррозионную стойкость металла. Источник: СТО 17330282.27.060.001 2008: Трубопроводы тепловых сетей. Защита от коррозии. Условия создания. Нормы и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • защитный потенциал — apsauginis potencialas statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. protective potential vok. Schutzpotential, n rus. защитный потенциал, m pranc. potentiel protecteur, m …   Radioelektronikos terminų žodynas

  • защитный потенциал (в коррозии металлов) — защитный потенциал Потенциал металла, при котором достигается определенная степень защиты. Примечание Защитный потенциал может задаваться анодной или катодной поляризацией от внешнего источника или путем соединения с протектором. [ГОСТ 5272 68]… …   Справочник технического переводчика

  • Минимальный защитный потенциал — наименьший по абсолютной величине отрицательный потенциал металла сооружения, при котором обеспечивается полная защита его от электрохимической коррозии. Источник: snip id 5429: Руководство по проектированию и защите от коррозии подземных… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • максимальный защитный потенциал — 3.14 максимальный защитный потенциал: Максимально допустимый потенциал, обеспечивающий защиту сооружения от коррозии, но не оказывающий отрицательного влияния на адгезию изоляционного покрытия. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Максимально допустимый защитный потенциал — наибольший по абсолютной величине отрицательный потенциал, при котором не происходит отслаивания противокоррозионного покрытия на защищаемом металле и не вызывается интенсивная катодная коррозия свинца. Источник: snip id 5429: Руководство по… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • минимальный защитный потенциал кабеля местной связи — Наименьший по абсолютному значению отрицательный потенциал металлической оболочки кабеля местной связи, при котором обеспечивается полная защита последнего от коррозии. [ГОСТ Р 50889 96] Тематики телефонные сети Обобщающие термины защита… …   Справочник технического переводчика

  • минимальный защитный потенциал кабеля местной связи — 156 минимальный защитный потенциал кабеля местной связи: Наименьший по абсолютному значению отрицательный потенциал металлической оболочки кабеля местной связи, при котором обеспечивается полная защита последнего от коррозии Источник: ГОСТ Р… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Минимальный защитный потенциал кабеля местной связи — 1. Наименьший по абсолютному значению отрицательный потенциал металлической оболочки кабеля местной связи, при котором обеспечивается полная защита последнего от коррозии Употребляется в документе: ГОСТ Р 50889 96 Сооружения местных телефонных… …   Телекоммуникационный словарь

  • Потенциал защитный — – потенциал металла, при котором достигается определенная степень защиты. Защитный потенциал может задаваться анодной или катодной поляризацией от внешнего источника или путем соединения с протектором. [ГОСТ 5272 68] Рубрика термина: Защита …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *