Понятие унитарное предприятие – понятие, правовое регулирование, виды, особенности управления.

понятие, виды, порядок создание, управления и ликвидации, правовое регулирование.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Деятельность унитарных предприятий регламентирована ГК РФ и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, то есть наделено специальной правоспособностью.

Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства. Унитарное предприятие может выступить в качестве участника другой коммерческой или некоммерческой организации только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Учредитель унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не несет ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Собственник же казенного предприятия (то есть предприятия, основанного на праве оперативного управления) несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав унитарного предприятия утверждается уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

доходов унитарного предприятия от его деятельности;

иных не противоречащих законодательству источников.

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Казенное же предприятие вправе распоряжаться как движимым, так и недвижимым имуществом только с согласия собственника. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами.

Руководитель унитарного предприятия назначается на должность и освобождается от должности собственником имущества предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано в по решению собственника его имущества. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда.

studfiles.net

1. Понятие, признаки и формы унитарных предприятий

Министерство образования Республики Беларусь

Витебский государственный университет им.П.М.Машерова

Кафедра гражданского права и гражданского процесса

Реферат по дисциплине

«Правовая служба предприятия»

на тему: «Унитарные предприятия»

Работу выполнила:

студентка 41 группы

заочной (сокращенной)

формы обучения

Мачульская Е.В.

з/к 1211013162

Витебск, 2015

Содержание

Введение

1. Понятие, признаки и формы унитарных предприятий

1.1 Понятие и признаки унитарных предприятий

1.2 Формы унитарных предприятий

2. Порядок образования и учредительные документы унитарных предприятий

2.1 Порядок образования унитарных предприятий

2.2 Учредительные документы унитарных предприятий

3. Прекращение деятельности унитарных предприятий

Заключение

Список использованных источников

Введение

Внедрение высокоточных и емких технологий, реализация крупных проектов требуют огромных материальных затрат. Решить такого рода задачу в условиях рыночных отношений можно путем объединения капиталов самих участников рыночных отношений. Появление коллективных образований, называемых юридическими лицами, обусловлено их возможностью быстро концентрировать в значительном количестве капитал, что не под силу одному физическому лицу. В свою очередь, концентрация капитала у коллективных образований способствует более быстрому внедрению новых технологий реализации крупных проектов, то есть тому, что может быть осуществлено коллективом.

Унитарные предприятия как юридические лица являются важнейшими субъектами хозяйствования, участвующие в рыночных отношениях. Унитарные предприятия вносят огромный вклад в экономику страны. В связи с этим последнее время к унитарным предприятиям уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют имеющиеся теоретические и практические наработки в гражданском законодательстве. Например, разрабатывается проект Закона «Об унитарных предприятиях» [17].

Целью реферата явялется: исследовать теоретическое понятие унитарного предприятия как юридического лица, рассмотреть практические наработки в гражданском законодательстве, относящиеся к унитарным предприятиям.

Рассмотрение реферата ставит следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие, признаки и формы унитарных предприятий.

2. Рассмотреть порядок образование и учредительные документы унитарных предприятий.

3. Прекращение деятельности унитарных предприятий.

В ходе написания курсовой работы мной использовались следующие методы: изучение литературы; обобщение материалов периодической печати; работа с нормативно-правовыми актами в области гражданского законодательства; изучение и обобщение нормотворческой деятельности органов государственного управления при регулировании вопросов касающихся унитарных предприятий.

1.1 Понятие и признаки унитарных предприятий

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия [3, ч.1 п.1 ст.113].

Унитарное предприятие является юридическим лицом и обладает всеми признаками юридического лица:

1. Организационное единство. Унитарное предприятие имеет единую организационную структуру, то есть внутреннее устройство, которое определяет структурные подразделения юридического лица и их подчиненность единому руководящему органу [8, с.125].

Например, руководящим органом предприятия является — руководство предприятия, а структурными подразделениями будут отделы, цеха производственные единицы предприятия.

2. Имущественная обособленность. Имущество унитарного предприятия в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, уставом предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Имущество унитарного предприятия составляет его основные фонды и оборотные средства и другие ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия.

Например, унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, предоставленным ему собственником для осуществления хозяйственной деятельности в пределах, установленных действующим законодательством [7, с.224].

3. Имущественная ответственность. В соответствии с действующим законодательством юридическое лицо, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание [3, ст.52].

К примеру, согласно п.5 ст.113 Гражданского кодекса Республики Беларусь унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

4. Выступление в гражданском обороте и суде от своего имени. Самостоятельность унитарного предприятия, как юридического лица в гражданском обороте означает его право заключать без доверенности сделки, самому отвечать по долгам.

При возникновении споров унитарное предприятие само выступает в качестве истца или ответчика в суде, хозяйственном, третейском суде и другом суде.

5. Наличие самостоятельного баланса. Баланс — это финансовый план юридического лица, выражающий в денежной форме доходы, поступления, расходы и отчисления денежных средств, взаимоотношения с государственным бюджетом, кредитные отношения (получение и погашение ссуд, уплаты процентов) [22, с.39, 387].

Баланс отражает результаты финансовой и хозяйственной деятельности юридического лица. Наличие самостоятельного баланса является подтверждением имущественной обособленности юридического лица. Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Республики Беларусь, является Закон от 18 октября 1994 г. № 332-XII (ред. от 17 мая 2004 г. № 278-З)»О бухгалтерском учете и отчетности» [7, с.117].

Таким образом, из выше сказанного делаем вывод, что унитарное предприятия обладает всеми признаками юридического лица: организационным единством, имущественной обособленностью, имущественной ответственностью, выступает в гражданском обороте и суде от своего имени и имеет самостоятельный баланс.

Так же надо отметить, что выступление в гражданском обороте от своего имени является одним из основных признаков в определении юридического лица. Унитарное предприятие обладает данным признаком, что подчеркивает его характерную особенность проявления самостоятельности и гражданскую правосубъектность.

studfiles.net

Что такое унитарное предприятие? | База ответов на любые вопросы

В народном хозяйстве существует множество организационно-правовых форм юридического лица, различающихся по способу создания, функциям, видам деятельности.

Большая их часть построена на полном вещном праве и членстве участников, но есть среди них и такие, которые обладают не общей, а целевой правоспособностью. Эти хозяйствующие субъекты называются унитарными предприятиями и имеют ряд отличий, выделяющих их на фоне остальных компаний.

Унитарное предприятие – что это?

Унитарное предприятие относится к специфическому юридическому лицу, которое не является владельцем закрепленного за ним недвижимого имущества. Как и прочие коммерческие структуры, оно создается для получения прибыли, однако его имущество остается в собственности государства и не делится по паям либо долям. В процессе своей деятельности оно использует чужую собственность и перечисляет владельцу часть собственной прибыли.

Унитарное предприятие создается одним учредителем, за которым сохранено право собственности на недвижимость, тогда как сама организация имеет только ограниченные вещные права. Понятие «унитарности» в данном случае указывает на неделимость собственности по вкладам, в том числе среди коллектива, поскольку никто из работников, помимо самого учредителя, не принимал непосредственного участия в его образовании.

Особенности унитарных предприятий

Организации унитарной формы имеют ряд характерных особенностей, отличающих их от прочих юридических лиц:

— управлением структурой занимается единоличный руководитель, устанавливаемый владельцем либо уполномоченным им лицом;

— учредительным документом подобной компании признается устав;

— собственность фиксируется за организацией согласно правам оперативного управления либо хозяйственного ведения;

— в ее названии присутствует указание на владельца имущества;

— в уставе, кроме общей информации, указывается цель и характер деятельности предприятия;

— владелец не отвечает своей собственностью по долгам компании, созданной на основе хозяйственного ведения, но привлекается к ответственности, если она образована на правах оперативного управления;

— владелец вправе изымать имущество, если оно не используется, является излишним либо применяется не по назначению.

Для чего создаются унитарные предприятия?

При образовании предприятия учредитель преследует цель решать задачи государства на коммерческой основе. Такая необходимость чаще всего появляется в связи с невозможностью приватизации объектов недвижимости.

Иногда подобные компании создаются для того, чтобы обеспечить убыточные производства или отдельные направления деятельности, дотируемые государством. В некоторых случаях они основываются для решения каких-либо социальных вопросов, включая продажу определенной продукции либо оказание услуг.

В качестве примеров унитарных юридических лиц можно привести «Почту России», концерн «Мосфильм» и Российскую телевизионную и радиовещательную сеть.

Какие бывают унитарные предприятия?

В соответствии с имущественными правами унитарные организации подразделяются на два вида. К предприятиям, образованным на хозяйственном ведении, относятся муниципальные и федеральные, а также государственные предприятия субъекта РФ. УП, открытыми на правах оперативного управления, могут быть казенные муниципальные, государственные или федеральные предприятия.

В отличие от других государственных либо муниципальных структур, казенные не имеют возможности распоряжаться имуществом, включая движимое, и не располагают уставным фондом.

В чем разница между унитарным и бюджетным учреждением?

Унитарные предприятия могут показаться схожими с традиционными бюджетными учреждениями, дотируемыми государством.

Однако между ними есть некоторые различия. И бюджетным, и унитарным организациям собственность передается на правах управления, но первые относятся к некоммерческим и открываются для осуществления социальных либо управленческих функций. Унитарные же являются коммерческими, а их главная цель – это получение прибыли.

www.mnogo-otvetov.ru

Понятие унитарного предприятия — Комментарии к нормативным актам


Понятие унитарного предприятия
Унитарным предприятием согласно п. 1 ст. 113 ГК признается коммерческая организация-несобственник. Такая особая организационно-правовая форма сохранена новым Кодексом только для государственной и муниципальной собственности.
Данный подход законодателя объясняется тем, что фигура юридического лица, не являющегося собственником своего имущества, не свойственна нормальному товарному обороту, участниками которого всегда являются самостоятельные собственники. Наличие в нашем имущественном обороте юридических лиц («предприятий» и «учреждений»), не являющихся собственниками, но выступающих в качестве его самостоятельных участников, представляет собой прямое следствие переходного характера этого оборота, сохранения в нем элементов огосударствленной экономики, к числу которых относятся и названные виды юридических лиц.
В прежней, огосударствленной экономике появление юридических лиц-несобственников, прежде всего — государственных предприятий, вызывалось тем очевидным обстоятельством, что само государство как основной, а нередко монопольный собственник важнейших видов имущества не могло непосредственно хозяйствовать с ним. Для этих целей оно и создавало свои «предприятия», сохраняя за собой право собственности на их имущество. Сами же эти юридические лица получали от него особое вещное право («оперативного управления», а впоследствии — «полного хозяйственного ведения»), неизвестное ни одному развитому правопорядку.
Не будучи собственниками, такие «предприятия» в определенной мере самостоятельно участвовали в гражданских правоотношениях. При этом собственник, как известно, утверждал их уставы, определял объем и характер их правоспособности, назначал органы управления, но не отвечал перед их контрагентами по обязательствам своих «предприятий». Более того, последние сами отвечали по своим долгам лишь денежными средствами, поскольку их основные фонды были забронированы от взыскания кредиторов (отказ от этого ограничения последовал лишь в 1990-1991 годах сначала в союзном, а затем в российском законах о собственности). Наконец, государство-собственник в лице своих органов в любой момент могло изъять у своего «предприятия» часть имущества и передать его другому.
Для прежнего внутреннего оборота все эти обстоятельства не влекли отрицательных последствий, ибо его основными участниками выступали такого рода организации (а во внешнем обороте иметь дело с нормальными контрагентами-собственниками они, естественно, не могли). По сути, в их лице государство имело дело само с собой, поскольку никакого отчуждения имущества из государственной собственности при этом не происходило. Такой весьма условный имущественный оборот вызывал к жизни и соответствующие ему искусственные конструкции предприятий-несобственников с ограниченным вещным правом на свое имущество. Ясно, что такое порождение нерыночной экономики не могло сохраниться при переходе к рыночному хозяйству.
Тем не менее ранее действовавший Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешил создавать «предприятия»-несобственники не только государству, но и всем другим собственникам: общественным и религиозным организациям, фондам и даже отдельным гражданам. Он исходил при этом из демагогического лозунга «равенства всех форм собственности», не имеющего юридического смысла (ибо в действительности речь должна идти не о равенстве неведомых гражданскому законодательству «форм собственности», а о равенстве прав всех собственников — граждан, юридических лиц, публично-правовых образований, как и отмечено теперь в п. 2 ст. 212 ГК).
Результатом стало появление в обороте «индивидуальных (или семейных) частных предприятий» (ИЧП), строившихся по модели госпредприятий, то есть не имевших права собственности на свое имущество и полностью контролировавшихся собственниками-учредителями, которые при этом не несли фактически никакой ответственности по долгам своих организаций (требование дополнительной ответственности собственника по долгам ИЧП парализовалось указанием на то, что размер такой ответственности определяется уставом ИЧП, утверждаемым самим собственником, то есть целиком зависит от его усмотрения). ИЧП нередко не имели даже минимального уставного фонда, поскольку требования к его размеру в законодательстве отсутствовали, и представляли собой фигуру, с помощью которой учредитель-собственник ограничивал либо вовсе исключал свою ответственность по долгам перед третьими лицами контрагентами созданного им ИЧП, которое представлялось им в качестве «самостоятельного», имущественно обособленного субъекта.
Опасность существования фигуры предприятия-несобственника для нормального товарного оборота очевидна. Не случайно ее не знает законодательство ни одной страны с развитой рыночной экономикой. Имеющиеся и там государственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с полным или иным решающим участием государства-учредителя.
Учитывая реалии отечественной экономики и традиции общественного сознания, приученного к данной категории за долгие годы действия административно-командной экономики, Кодекс сохранил данную конструкцию не только для государственных и муниципальных «предприятий», но и для тех «предприятий», которые были созданы частными лицами и общественными организациями до 8 декабря 1994 года, то есть до введения в действие гл. 4 ГК. Согласно п. 5 ст. 6 Вводного закона такие «предприятия» могут действовать до 1 июля 1999 года, однако уже на праве оперативного управления, а не хозяйственного ведения, что с позиций имущественного оборота означает прежде всего появление дополнительной ответственности их учредителей-собственников по всем их обязательствам при отсутствии у них денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Собственник такого «предприятия» вправе преобразовать его в этот же срок в товарищество, общество или в производственный кооператив, в том числе в хозяйственное общество с единственным участником, в соответствии с п. 1 ст. 87 и п. 6 ст. 98 ГК, что позволит ему сохранить полный контроль над имуществом такой организации.
С 8 декабря 1994 года право создавать коммерческие организации-несобственники (то есть «предприятия») сохранено только за государственными и муниципальными образованиями (абз. 3 п. 1 ст. 113 ГК). При этом п. 1 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 года N 1003 «О реформе государственных предприятий»<101> предусматривает начиная с 1994 года «прекращение создания новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения», рекомендуя также эту меру другим субъектам государственной и муниципальной собственности (п. 11). Такого рода организации объявлены законом «унитарными», что подразумевает неделимость их имущества ни на какие вклады, паи или доли, в том числе его работников, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю. Этим исключена всякая почва для имевшихся ранее демагогических рассуждений о наличии некоей «коллективной» или иной «собственности работников» или иных лиц на имущество государственных или муниципальных организаций. Все эти лица могут заинтересовываться в улучшении результатов своего труда дополнительно через создание разного рода фондов участия в прибылях (экономического стимулирования и т. п.). Но такие фонды могут создаваться лишь по прямому указанию собственника и не становятся объектом долевой или иной собственности работников, а принадлежат собственнику до момента осуществления из них соответствующих выплат или выдач конкретным лицам.
Форма унитарного предприятия предполагает наличие у такой коммерческой организации определенного уставного фонда, размер которого не может быть менее минимума, определенного специальным законом. В отсутствие такого закона сохраняет силу правило подп. «г» п. 3 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с ним размер уставного капитала государственного или муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством на дату представления устава предприятия для регистрации.
Устав является единственным учредительным документом такого юридического лица. Помимо сведений о размере и источниках формирования его уставного капитала в уставе унитарного предприятия обязательно должны содержаться сведения о предмете и целях его деятельности (абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК). Ведь унитарное предприятие является единственным видом коммерческих организаций, имеющим специальную (целевую), а не общую правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК).
Органом такого предприятия является его единоличный руководитель (директор), назначаемый собственником и подотчетный ему, а не общему собранию коллектива или какому-либо иному аналогичному органу (п. 4 ст. 113 ГК). Унитарное предприятие обязано иметь фирменное наименование с указанием собственника его имущества, например «федеральное государственное предприятие», «областное государственное предприятие», «муниципальное предприятие».
Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам своего учредителя-собственника. Последний же не несет ответственности своим имуществом по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к дополнительной ответственности по долгам предприятия, основанного на праве оперативного управления («казенного»). По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом, вплоть до банкротства (если опять-таки речь не идет о казенном предприятии, основанном на праве оперативного управления имуществом собственника-учредителя). Это не исключает действия общих правил ГК о возможной дополнительной ответственности собственника-учредителя по долгам созданной им организации в случаях, когда такая организация стала банкротом из-за выполнения обязательных для нее указаний собственника (п. 8 ст. 114, п. 3 ст. 56).
Унитарные предприятия могут выступать в двух формах — основанные на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, или казенные. Особенности правового статуса унитарных предприятий будут предусмотрены специальным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

glossword.info

Статья 73. Понятие государственного унитарного предприятия :: MegaLib.com.ua

1.Государственное унитарное предприятие образуется компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке на базе обособленной части государственной собственности, как правило, без разделения ее на доли, и входит в сферу его управления.

1.Орган государственной власти, в сферу управления которого входит предприятие, является представителем собственника и выполняет его функции в пределах, определенных настоящим Кодексом и другими законодательными актами.

3.Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления.

4.Наименование государственного унитарного предприятия должно содержать

государственное предприятие».

5.Государственное унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника и органа власти, в сферу управления которого оно входит.

6.Органом управления государственного унитарного предприятия является руководитель предприятия, назначаемый органом, в сферу управления которого входит предприятие, и подотчетный этому органу.

7. Законом могут быть определены особенности статуса руководителя государственного унитарного предприятия, в том числе установлена повышенная ответственность руководителя за результаты работы предприятия.

8. Государственные унитарные предприятия действуют как государственные коммерческие предприятия или казенные предприятия.

I. Частью 1 комментируемой статьи определено образование государственного унитарного предприятия компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке на базе обособленной части государственной собственности, обычно без деления ее на доли, которая входит в сферу его управления. Государственное унитарное предприятие представляет собой организационно-правовую форму предприятия, основанного на государственной собственности. Определение «государственное» указывает, что данное предприятие имеет особенности положения по сравнению с негосударственными предприятиями. Эти особенности обусловлены способом разграничения функций собственника от функций управления имуществом в государственном унитарном предприятии. Именно государственное унитарное предприятие как имущественный комплекс является объектом права государственной собственности. Предприятию как субъекту права это имущество принадлежит на праве полного хозяйственного ведения. Государственное унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом «по своему усмотрению, совершая любые действия, которые не противоречат действующему законодательству и уставу предприятия». Поскольку государственное унитарное предприятие является субъектом права полного хозяйственного ведения имуществом, а не субъектом права собственности, относительно государственных предприятий действует специальная категория — правовой режим имущества государственных предприятий (ст. 37 Закона Украины «О собственности»). Она определяет, что государственные унитарные предприятия руководствуются специальными правилами учреждения, образования их имущества при учреждении, определении целей и предмета деятельности (уставы государственных унитарных предприятий разрабатываются на основании Типового устава государственного предприятия, утвержденного 22 апреля 1993 г. Минэкономики, Минтруда, Минфином и Фондом государственного имущества Украины), управления имуществом, распределения прибыли и т. п.

2. Часть 2 комментируемой статьи говорит о том, что представителем собственника является орган государственной власти, в сферу управления которого входит предприятие и выполнение его функций в пределах, определенных настоящим Кодексом и другими законодательными актами. Государственное унитарное предприятие создается одним учредителем, который выделяет необходимое для этого имущество, формирует в соответствии с законом уставный фонд, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы непосредственно или через руководителя, который назначается, руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на принципах трудового найма, решает вопрос реорганизации и ликвидации предприятия. В сферу управления соответствующего органа государственной власти входит государственное унитарное предприятие. Функции собственника имущества, то есть органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, относительно государственного унитарного предприятия осуществляет отраслевое министерство, в сферу деятельности которого входит предприятие. Объем полномочий государственных унитарных предприятий определен настоящим Кодексом и специальными законодательными актами. В частности, некоторые особенности деятельности государственного унитарного предприятия и государственного органа, которые занимаются производством электроэнергии путем эксплуатации атомной электростанции, закреплены в законах Украины «О гражданской ответственности за ядерный вред и финансовое обеспечение», «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности».

3. Часть 3 комментируемой статьи отмечает, что имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения или права оперативного управления. Право хозяйственного ведения является правовой формой, применяемой для установления правового режима имущества, закрепленного лишь за субъектом предпринимательства. Право оперативного управления является вещественным правом субъекта хозяйствования, который осуществляет некоммерческую деятельность, то есть самостоятельную систематическую хозяйственную деятельность, направленную на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли (часть 1 ст. 52 ХК Украины). Собственник имущества, создавая государственное унитарное предприятие и наделяя его необходимой имущественной базой, не теряет прав на него. Таким образом, это имущество остается в государственной собственности, а государственное унитарное предприятие имеет право хозяйственного владения — государственного коммерческого предприятия или право оперативного управления — казенного предприятия.

4. Часть 4 комментируемой статьи говорит о том, что наименование государственного унитарного предприятия должно содержать слова «государственное предприятие». Определение «государственное» указывает, что это предприятие имеет особенности правового статуса по сравнению с негосударственными предприятиями. Эти особенности обусловлены способом разграничения функций владельца от функций управления имуществом в государственном унитарном предприятии. Именно государственное унитарное предприятие как имущественный комплекс является объектом права государственной собственности.

5. Государственное унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам государства или уполномоченного им органа, который является государственным органом исполнительной власти. Государственное унитарное предприятие как имущественный комплекс является объектом права государственной собственности. Предприятию как субъекту права это имущество принадлежит на праве полного хозяйственного ведения. Государственное унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. В уставе предприятия закреплен объем прав и обязанностей предприятия, поскольку оно является самостоятельным хозяйствующим субъектом, имеет собственную правоспособность и обособленное имущество. Орган, который уполномочен управлять от имени государства государственным унитарным предприятием, действует на основе собственного положения, имеет статус юридического лица и несет ответственность по своим обязательствам самостоятельно.

6. Государственное унитарное предприятие создается одним учредителем любой формы собственности. При создании государственного унитарного предприятия учредитель выделяет из собственного имущества какую-либо его часть и закрепляет его в уставном фонде создаваемого предприятия на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Став собственником переданного, унитарному предприятию имущества, основатель утверждает устав предприятия, определяя при этом цель и задачу деятельности предприятия, назначает руководителя, формирует трудовой коллектив на основах трудового договора, распределяет доходы, решает вопрос реорганизации и ликвидации предприятия. Как собственник имущества, закрепленного за предприятием, только он один имеет право определять основные условия, цель и задачи функционирования своего предприятия. Если собственник имущества созданного им предприятия как руководитель сам предприятие не возглавляет, он (уполномоченный им орган) может назначить руководителя предприятия. Владелец (уполномоченный им орган) в случае

найма руководителя предприятия заключает с ним трудовой контракт в порядке, установленном законодательством. Контракт содержит подробную регламентацию взаимоотношений его участников (нанимателя и работника). Он может содержать, кроме обязательных условий трудового найма, любые дополнительные условия, согласованные сторонами (ст. 21 КЗоТ Украины).

7. Принимая во внимание, что последствия работы государственного унитарного предприятия могут существенно влиять на экономическое развитие страны, к руководителям таких хозяйствующих субъектов предъявляются повышенные требования, им может быть предоставлен особенный статус (например, отдельные предприятия оборонного комплекса возглавляют военнослужащие).

8. Последняя комментируемая часть статьи говорит о том, что государственные унитарные предприятия действуют как государственные коммерческие предприятия или казенные предприятия, что отмечено в ст.ст. 74-77 ХК Украины.

megalib.com.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о