основания, порядок применения, правовые нормы
Криминогенная обстановка в Российской Федерации продолжает ухудшаться с каждым годом. Чтобы сотрудники милиции и иные должностные лица, на законных основаниях ведущие охранную деятельность, в полной мере могли гарантировать безопасность граждан и свою личную, им разрешили применение оружия и специальных средств. Конечно, это вовсе не означает, что сотрудникам полиции и охранникам разрешено свободно стрелять в подозреваемых или применять другие виды оружия, включая резиновые палки и слезоточивый газ. Однако разрешение на применение физической силы и специальных средств дало возможность им оперативно действовать в тех случаях, когда имеется реальная угроза применения насилия со стороны преступников. В этой статье будет подробно рассмотрено, что представляют собой специальные средства, а также порядок и условия их применения, согласно существующему российскому законодательству.
Историческая справка
Порядок применения оружия и специальных средств в российском законодательстве четко определен относительно недавно. На грани распада Советского Союза (в 1988 году) он впервые был закреплен в правовых актах СССР и его республик. В современном законе «О полиции» четкого определения, что такое специальные средства, до сих пор не существует, поскольку многочисленные специалисты по-своему пытались дать им трактовку.
Сейчас на вооружении у органов внутренних дел есть 13 различных видов специальных средств, применение которых четко регламентируется законом. Это относится и ко множеству их модификаций, о которых более подробно будет рассказано далее.
Определение
Перед тем как приступить к рассмотрению порядка применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, требуется понять, что подразумевает законодатель под специальными средствами. На данный момент под этот термин подпадают все технические изделия и служебные животные, которые состоят в перечне вооружения полиции, таможенных служб, внутренних войск и иных структур.
Все они могут быть применены только в тех случаях, когда необходимо оказать принудительное физическое воздействие на человека или иной объект в установленных законом ситуациях. Как видно из данного определения, подобное применение специальных технических средств и животных регламентируется достаточно строго. Использоваться они могут только тогда, когда закон полностью это разрешает, а не по собственному желанию должностных лиц.
Предназначение
Существует ряд оснований для применения специальных средств, которые могут иметь место в следующих ситуациях:
- Если требуется защита личного состава от враждебного нападения при помощи холодного или огнестрельного оружия, а также от ударов металлическими прутьями, палками и другими травматичными предметами.
- При оказании воздействия на нарушителей правопорядка, отражении их нападения и ограничении сопротивления.
- Если есть необходимость немедленного открывания запертых дверей и разрушения различных преград с целью проникновения в помещение.
- Для воздействия на преступника при помощи раздражения слизистых оболочек глаз, верхних дыхательных путей, а также подавления его сопротивления при помощи мощной вспышки света или громкого звука.
- При принудительной остановке небольших транспортных средств, если на то есть веские причины.
Кроме того, использование специальных средств разрешено абсолютно во всех случаях, в которых сотрудники полиции имеют полное право применять огнестрельное оружие. Это прямо закреплено федеральным законом, поскольку огнестрельное оружие несет гораздо более ощутимую опасность для правонарушителя, чем специальные средства.
Классификация
Применение сотрудниками специальных средств имеет свой строго установленный порядок, который зависит от того, какой именно тип средств используют представители правоохранительных органов. На данный момент все специальные средства подразделяются на 3 вида:
- Для индивидуальной защиты — к данной категории относятся шлемы, бронежилеты, бронещиты, комплект «Щиток» и другие.
- Для активной обороны — сюда входят резиновые палки, наручники и газовые гранаты категории «Черемуха» и «Сирень».
- Для обеспечения специальных операций — это служебные собаки, светозвуковые гранаты, ранцевый аппарат «Облако», водометная машина, а также устройства, которые помогают экстренно открывать двери.
Условия применения специальных средств
В зависимости от сложившейся ситуации сотрудники правоохранительных служб по закону могут воспользоваться следующими видами вооружения:
- Слезоточивый газ, резиновые дубинки, собаки, а также средства, использующие свет и звук, применяются для отражения нападения граждан.
- Применение полицией специальных средств, которые могут помочь пресечь оказываемое сопротивление, ограничивается резиновыми дубинками, наручниками или иными средствами связывания, слезоточивым газом и собаками.
- Для задержания преступника при совершении им правонарушения или при попытке скрыться используются служебные собаки и наручники.
- Для задержания человека в тех случаях, когда имеются неопровержимые и достаточные доказательства того, что он намеренно может оказать вооруженное сопротивление, используются слезоточивый газ, водометы, бронемашины, резиновые пули и иные средства отвлекающего действия.
- В тех случаях, когда транспортное средство, здание или иное сооружение захвачено преступниками, для их захвата можно применять светозвуковые средства, предметы, помогающие разрушить преграды, резиновые пули, бронемашины, водометы и собак.
- Чтобы выявить лиц, которые непосредственно совершили правонарушение, используются специальные химловушки, то есть окрашивающие средства.
Порядок применения специальных средств, как и основание для этого, существует абсолютно для каждого из них. Это позволяет в полной мере реализовывать законность полицейского принуждения по отношению к правонарушителям.
Выдача специальных средств
Сотрудники личного состава ОВД в надлежащий момент обязаны быть оснащены рядом специальных средств, применение которых они впоследствии могут осуществить. Их выдают различные органы, к которым относятся:
- Средства индивидуальной защиты (пулезащитная экипировка, резиновые патроны, резиновые палки и многие иные предметы) выдаются непосредственно дежурным сотрудником органов внутренних дел.
- Специальный карабин с патронами, газовый пистолет, малогабаритные взрывные устройства, ручные газовые гранаты, устройства для остановки транспорта выдаются только начальником ОВД, а в его отсутствие — заместителем.
- Бронемашины, водометы, ранцевые аппараты выдавать (предоставлять разрешение на это) может только Министр внутренних дел России, его заместитель, начальники ГУ.
Выдача индивидуальных средств защиты и оружия производится с записью в специальном журнале. Получающий экипировку должен в этом журнале расписаться.
Непосредственное количество специальных средств и огнестрельного оружия, применение которых предполагается во время проведения операции, решается непосредственно ее руководителем. Если сотрудник полиции в случае необходимости самостоятельно принимает решение об использовании подобных средств, то после своих действий он обязан предоставить письменный рапорт начальнику.
Как только проведение операции заканчивается, сотрудники ОВД обязаны осмотреть местность или помещение, чтобы выявить и собрать все специальные средства, которые попросту не сработали. Эти действия призваны предотвратить возможные негативные последствия. Бракованные средства ни в коем случае нельзя использовать, как и те, у которых уже истек срок годности, поскольку последующий эффект может быть непредсказуемым.
Резиновые палки
Согласно имеющемуся порядку применения физической силы и специальных средств, в случаях наступательной атаки сотрудники полиции не имеют права бить человека по голове, шее, ключице, половым органам или животу. Однако данное правило не действует в тех случаях, когда полицейский обороняется, поскольку в таких обстоятельствах он может самостоятельно принимать решение на основании характера и степени тяжести нападения, а также собственных сил, которые он может приложить для обороны.
Но и в этих ситуациях обязательно должны учитываться различные сторонние обстоятельства, такие как числовое соотношение сторон, наличие у противника оружия, возраст и физическая сила нападающего, а также многие иные факторы, которые дают основание определить уровень самообороны.
Слезоточивый газ
В настоящее время сотрудники полиции все чаще при исполнении своих должностных обязанностей начинают использовать слезоточивый газ, поскольку он помогает в кратчайшие сроки отразить нападение или пресечь сопротивление.
Для применения специальных средств подобного вида также существует ряд правил:
- Ни в коем случае сотрудник ОВД не может вести прицельную стрельбу по преступникам газовым оружием, а также повторно применять его в предыдущей зоне поражения, так как там может образоваться повышенная концентрация опасных химических веществ.
- Достаточно многие специальные средства со слезоточивым газом можно использовать исключительно на открытом воздухе, поскольку их концентрация в помещении, достигающая слишком высокого уровня, несет угрозу жизни.
Самым часто используемым подобным средством на данный момент является газ «Сирень». Согласно правилам его применения, этот газ необходимо распылить в направлении правонарушителя на расстоянии 90 см от него. При применении обязательно учитывается направление ветра и меры безопасности. После применения оружия сотрудник полиции обязан проверить результат, поскольку слезоточивый газ может нанести очень серьезную травму органам зрения.
Если у преступника не исчезла боль через четверть часа после применения средства, то полицейский обязан оказать первую помощь пострадавшему.
На данный момент слезоточивый газ относится к разряду газового оружия, а потому нужно внимательно относиться к его применению.
Наручники
Для задержания преступника и доставления его в отделение достаточно часто сотрудники правопорядка используют обычные наручники. В их отсутствие разрешено использовать и иные средства связывания, которые могут ограничить действия правонарушителя.
При использовании наручников сотрудник ОВД должен периодически проверять замок данного специального средства, чтобы точно знать, не открылся ли он случайно или в результате манипуляций задержанного. Также следует проверять, не слишком ли стянули запястья подозреваемого наручники или другие средства ограничения его движений.
Наручники следует надевать исключительно на руки, поскольку пристегивание человека к батарее или иному предмету, а также ограничение движений ног является антигуманным. Эти способы фиксации запрещены, а потому считаются превышением служебных полномочий. Следует отметить, что это не зависит от поведения задержанного.
На самом деле, срок, на который разрешено надевать наручники, нигде законодательно не закреплен. Потому здесь все зависит от внутренних актов правоохранительных служб. В основном, этот срок составляет 2 часа.
Любое применение наручников требует юридической фиксации данного факта в протоколе. Также в этом документе нужно указывать время снятия и надевания наручников, причину их использования. Но несмотря на то, что ведение учета в письменной форме требуется по закону, достаточно часто сотрудники правопорядка подобные документы попросту не составляют, поскольку считается, что использование наручников никаких негативных последствий для задержанного не несет.
Порядок применения иных средств
Помимо вышеперечисленных специальных средств, в законодательных актах определен порядок использования и иных. К ним относятся:
- Светозвуковые средства, которые направлены на отвлечение противника. Они должны применяться на расстоянии не менее двух метров от человека, чтобы ему не было нанесено увечье.
- Средства для разрушения преград ни в коем случае нельзя применять в помещениях, где находятся заложники, чтобы не спровоцировать преступников на более агрессивные действия и исключить возможность травмирования людей, поскольку минимальное расстояние для применения составляет два метра.
- Средства принудительной остановки транспорта применяются исключительно в отношении тех водителей, которые проигнорировали приказ сотрудника полиции остановиться. Во всех остальных случаях используются сигналы руками, жезлом или иные. Также нельзя останавливать авто на подъемах, около перекрестков или в иных местах, которые можно причислить к опасным. Подобные средства нельзя использовать для автобусов, дипломатических машин или мотоциклов. Кроме того, предварительно полицейский должен дать водителю однократное предупреждение об остановке, а только потом использовать средство. В тех случаях, когда водитель создает на дороге аварийную ситуацию, способную привести к смерти или угрожать здоровью других граждан, транспортное средство может быть остановлено при помощи огнестрельного оружия, на основании статьи 15 ФЗ «О полиции».
- Применение водометов и бронемашин разрешено исключительно по приказу начальника ОВД. После этого в течение суток о данном действии обязательно должен быть уведомлен прокурор. Водометы не должны использоваться, если на улице температура воздуха ноль градусов и ниже. Ранее в целях рассредоточения массовых беспорядков часто использовались пожарные машины, однако после принятия ФЗ «О пожарной безопасности» данные действия стали невозможными.
Заключение
Как можно понять из содержания данной статьи, применение специальных средств и оружия является одним из важнейших критериев правильного обеспечения безопасности. Они не только предназначены для защиты обычных законопослушных граждан, но и для собственной защиты полицейских или иных должностных лиц, которые находятся при исполнении своих служебных обязанностей. Это позволяет им своевременно задерживать преступников, охранять права физических лиц и обеспечивать общественный порядок в Российской Федерации.
Существует не только перечень средств, которые могут быть отнесены к специальным, по и порядок их применения. Все правила четко аргументированы. Они разработаны с учетом опасности, которая создается правонарушителем. Для использования специальных средств всегда должны быть достаточные основания, а не просто собственное решение сотрудника правоохранительных органов.
fb.ru
порядок применения — это… Что такое порядок применения?
- порядок применения
modalità di applicazione
Русско-итальянский юридический словарь.
- порядок осуществления
- порядок проведения выборов
Смотреть что такое «порядок применения» в других словарях:
Порядок применения налоговых вычетов по акцизам — по общему правилу налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров, либо предъявленных налогоплательщиком собственнику давальческого… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Порядок применения налоговых вычетов по НДС — по общему правилу: налоговые вычеты производятся на основании счетов фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС, документов, подтверждающих… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Порядок применения метода — 5.4.3 Порядок применения метода . 5.4.3.1 По выделенным критериям оценки устанавливаются шкалы измерения характеристик предложений, в том числе единицы измерения критериев. 5.4.3.2 Если по рассматриваемому критерию оценки в конкурсной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Порядок применения метода. — 5.3.3 Порядок применения метода. Для использования данного метода при оценке технико коммерческих предложений необходимо: 5.3.3.1 Разработать перечень затрат на обслуживание и эксплуатацию предмета конкурса. 5.3.3.2 Разработать перечень возможных … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 1.9-2004: Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения
— Терминология ГОСТ Р 1.9 2004: Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения оригинал документа: 3.3. заявитель: Юридическое или физическое лицо, в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документацииРД 45.123-99: Порядок применения технологии асинхронного режима переноса на Взаимоувязанной сети связи России — Терминология РД 45.123 99: Порядок применения технологии асинхронного режима переноса на Взаимоувязанной сети связи России: 2.4 Аппаратура ATM Аппаратура оперативного переключения ATM аппаратура ATM, обрабатывающая информационные потоки,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОСТ 45.180-2000: Отраслевая система стандартизации. Сокращения в нормативных документах отрасли. Порядок применения
Порядок ценообразования — соответствие процесса формирования и применения цен (надбавок, скидок) федеральному законодательству и законодательству города Москвы, регламентирующим его… Источник: ЗАКОН г. Москвы от 28.01.2004 N 5 О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ… … Официальная терминология
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ НАЧАЛА И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УСН — порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения (УСН), установленные в ст. 346.13 НК. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Применения RFID — Содержание 1 Промышленность 2 Транспортная и складская логистика … Википедия
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА В ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — определяется в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (в ред … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
law_ru_it.academic.ru
Порядок применения специальных средств
Определения термина «специальные средства», впервые получившего «прописку» в законодательных актах бывшего СССР в 1988 г. и воспринятого законодательством составляющих его республик, Закон «О полиции» не дает.
Специальные средства можно было бы определить как состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.
В настоящее время на вооружении органов внутренних дел состоит 13 видов специальных средств и множество их модификаций: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, резиновые пули ударного непроникающего действия, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, специальные окрашивающие средства, водометы, бронемашины, служебные собаки, спирали (сети), электрошоковые устройства.
Разрешение на вооружение сотрудников ОВД специальными средствами дают:
палками резиновыми, наручниками и аэрозольными распылителями, средствами индивидуальной бронезащиты – старший дежурной смены (оперативный дежурный);
специальными палками, наручниками, патронами и выстрелами ударного непроникающего действия, аэрозольными распылителями, аэрозольными распылителями высокого давления, ручными гранатами раздражающего (слезоточивого) действия, газовыми пистолетами, газовыми генераторами раздражающего (слезоточивого) действия, светозвуковыми средствами отвлекающего воздействия, средствами разрушения преград, средствами принудительной остановки транспорта, сетями, специальными окрашивающими средствами, электрошоковыми устройствами, служебными собаками – начальник органа внутренних дел или его заместитель;
любыми специальными средствами, включенными в Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, –
Количество и типы специальных средств, необходимых для проведения конкретной специальной операции, а также решение о непосредственном их применении принимает ее руководитель.
Сотрудники ОВД, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно с последующим докладом рапортом непосредственному начальнику.
По окончании специальной операции сотрудники ОВД обязаны произвести осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, сбора или уничтожения несработавших специальных средств, выявления возможных очагов возгораний и повреждений объектов жизнеобеспечения (энергетики, электросвязи, жилищного, коммунального хозяйства и других объектов), установления и устранения негативных последствий.
Запрещается использовать техническинеисправные специальныесредства, а также светозвуковые средства отвлекающего действия и средства разрушения преград с истекшими сроками хранения.
В точном соответствии с Основными принципами применения cилы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка российский Закон «О полиции» запретил вооружение полиции «специальными средствами, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска». Вместе с тем ч. 6 ст. 14 этого Закона предусмотрено, что «перечень специальных средств, состоящих на вооружении полиции, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации». Отсюда казавшийся исчерпывающим перечень специальных средств, содержащийся в Законе «О полиции», таковым на самом деле не является и может быть дополнен подзаконными актами. Так, Перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и иных средств вооружения, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.09. 2007 г. № 1310-р, наделяет полицию правом использовать специальные средства, не указанные в законе, – в частности резиновые пули ударного непроникающего действия и спирали, и определил порядок применения этих, не указанных в законе, специальных средств.
Помимо этого, Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Прокуратурой Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации предоставлено право в отдельных случаях принимать на вооружение органов внутренних дел специальные средства соответствующего назначения, огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, состоящие на вооружении правоохранительных органов зарубежных стран (см. приказ МВД России, ФСБ России, Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 647/541/406 «О создании межведомственной экспертной комиссии по образцам вооружения и специальным средствам»).
В данном случае речь идет о таких зарубежных средствах, как пластиковые пули, «тайзер» (устройство, позволяющее стрелять тонкими стрелами, соединенными с ним проводами, через которые посредством электрического тока вызывается паралич), «флэш-бол» (устройство для стрельбы снарядами величиной примерно с теннисный мяч, воздействие которых сравнимо с ударом боксера), пейнтбольное оружие (желатиновые шарики с несмываемым красителем, отстреливаемые с помощью пневматического оружия, которыми можно помечать, например, участников массовых беспорядков), и других.
В результате соблюдение полицией прав граждан при применении специальных средств, не указанных в Законе «О полиции», обеспечивается лишь минимумом юридических гарантий, а именно: обязанностью действовать в соответствии с положениями законодательства о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, и крайней необходимости.
В настоящее время на вооружении органов внутренних дел имеются несколько модификаций резиновых палок (ПР – 73, ПР – 89, ПР – 90 и др.), которые предназначены для применения в различных условиях сотрудниками разных подразделений органов внутренних дел: патрульно-постовой службы, в том числе отрядами полиции особого назначения, сотрудниками ГИБДД, участковыми уполномоченными полиции и др.
Резиновые палки могут применяться в следующих случаях:
— для отражения нападения на граждан и сотрудников полиции;
— для пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления;
— для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций.
При применении резиновой палки запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключичной области, животу и половым органам. Следует оговориться, что эти ограничения распространяются лишь на инициативный, наступательный характер применения палки сотрудником полиции. Если же палка используется в качестве средства защиты в состоянии необходимой обороны, то удары могут наноситься по усмотрению защищающегося в зависимости от характера и степени опасности нападения, сил и возможностей сотрудника полиции по отражению посягательств. В этих условиях удары могут наноситься в том числе по голове, шее, в живот и т. д. При этом должны учитываться все обстоятельства, влияющие на реальное соотношение сил посягающей и защищающейся сторон (количество посягавших и оборонявшихся сотрудников полиции, возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т. д.). При совершении посягательства группой лиц обороняющийся сотрудник полиции вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.
В настоящее время в распоряжении органов внутренних дел имеются следующие виды специальных средств, содержащих слезоточивые вещества: ручные гранаты раздражающего (слезоточивого) действия «Дрейф», «Рулет – ВВ» и другие их модификации, патроны и выстрелы раздражающего (слезоточивого) действия для «Черемуха – 7М», «Сирень – 7», аэрозольные распылители «Зверобой – 10», «Зверобой – 10М», ранцевый жидкостный аппарат.
Слезоточивый газ может применяться в следующих случаях:
— для отражения нападения на граждан и сотрудников полиции;
— для пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления;
— для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций.
Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение спецсредств в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.
Некоторые виды специальных средств, содержащих слезоточивые вещества (например, «Дрейф», «Дрейф – 2»), разрешается применять только на открытой местности.
Наиболее часто в деятельности сотрудников полиции используется слезоточивый газ «Сирень» – CS (ортохлорбензальмалононитрил), в аэрозольной упаковке массой 100 мл, температурный диапазон хранения которого от -10 до +40°С. Дальность выброса активного состава 1,5–2 м, время воздействия на нарушителя – 2–3 секунды. В летнее время его действие эффективнее, чем зимой. При сильном ветре и осадках эффективность действия снижается. Применяется как на открытой местности, так и в помещениях с целью лишить нарушителя возможности совершения активных действий в течение короткого времени.
В соответствии с тактико-техническими данными этого спецсредства эффективность его применения обусловлена направлением на конкретного человека при оптимальном расстоянии не более 0,9 метра. Необходимо соблюдать меры безопасности, учитывая направление ветра, наличие открытого огня и т. п.
Указанное специальное средство может причинить серьезную травму глаз. Поэтому в случае, если через 10–15 минут после применения у правонарушителя не исчезла резкая боль в глазах, сотрудник полиции должен принять меры к оказанию доврачебной или медицинской помощи.
Необходимо отметить, что по Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» рассматриваемые специальные средства относятся к газовому оружию. Именно такой подход воплощен в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 46 которого посвящена применению газового оружия в местах содержания под стражей.
Наручники (БР и БР – С), состоящие на вооружении в органах внутренних дел, применяются:
— для пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления;
— для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;
— для доставления задерживаемых лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие сотруднику полиции.
При отсутствии наручников сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания. Цель применения наручников заключается в ограничении противоправных или опасных действий нарушителя. Требуется периодическая (не реже одного раза в два часа) проверка состояния фиксации замков. Такая проверка проводится с целью установить, не расстегнулись ли замки или, наоборот, не затянуты ли они чрезмерно, что может привести к травме рук. Само название «наручники» говорит о том, что их следует застегивать на руках. На практике иногда человека пристегивают к каким-либо предметам (батарее, дереву), надевают их на ноги, пристегивают ногу к руке или даже разные руки и ноги за спиной. Эти формы использования наручников антигуманны и должны расцениваться, по общему правилу, как превышение должностных полномочий. Некоторые сотрудники полиции оправдывают такие формы фиксации необходимостью эффективного пресечения буйства и бесчинства задержанных. Однако и к таким гражданам надо применять обычные способы связывания. Представляется, что наручники различных модификаций должны служить лишь составной частью группы спецсредств, ограничивающих действия человека.
Срок одноразового применения наручников не ограничен, хотя согласно некоторым ведомственным нормативным актам он составляет два часа (см., например, Положение о специальных приемниках при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту за мелкое хулиганство).
Юридическая фиксация факта применения наручников предусмотрена установленными формами правоприменительных актов. Так, в протоколеоб административном задержании указываются факт применения наручников, время их надевания и снятия. При этом следует непременно указывать основания, которые послужили причиной применения наручников.
Документального отражения применения наручников путем составления рапорта требует Устав патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности Российской Федерации.
Следовательно, юридическое оформление необходимо, хотя на практике во многих случаях применения наручников при конвоировании, задержании и доставлении в автомобиле, пешим порядком такие документы не составляются. Аргументируется это обычно тем, что применение наручников не может повлечь опасных последствий.
Светозвуковые средства отвлекающего воздействия (ручная светозвуковая граната «Заря – 2» и стационарное оперативно-техническое средство «Пламя – М»), состоящие на вооружении органов внутренних дел, применяются в следующих случаях:
— для отражения нападения на граждан и сотрудников полиции;
-для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций.
Такие средства применяются на расстоянии не ближе 2 метров от людей.
Средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ» и «Импульс»), состоящие на вооружении органов внутренних дел, применяются:
— для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.
Запрещается их применение в помещениях, где находятся заложники, и на расстоянии ближе 2 метров от человека.
Средство принудительной остановки транспорта применяется для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться.
Для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.
Действия водителя, не выполнившего требование сотрудника полиции остановиться, квалифицируются как невыполнение водителями законного требования работника полиции об остановке транспортного средства. Исходя из смысла закона, средства принудительной остановки транспорта могут быть применены после невыполнения однократного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства. В случае, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции остановиться, возможно применение огнестрельного оружия для остановки транспортного средства путем его повреждения на основании п. 1 ч. 2 ст. 15Закона «О полиции».
Средства принудительной остановки транспорта запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.
Водометы («Лавина», автоцистерна пожарная АЦ – 40), бронетранспортер (БТР – 60ПБ, БТР – 70, БТР – 80), боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ – 2), специальная полицейская машина СПМ – 1 применяются полицией:
— для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные
основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций.
Водометы и бронемашины применяются только по указанию начальника органа внутренних дел, начальника криминальной полиции, начальника полиции общественной безопасности с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения.
Водометы используются для рассредоточения участников массовых беспорядков и ликвидации пожара с помощью струи воды под давлением. Запрещается их применение при температуре ниже 0оС. При рассредоточении участников массовых беспорядков обычно использовались пожарныемашины военизированных пожарных частей, но с принятием Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором говорится, что «к действиям по предупреждению, ликвидации межнациональных, социально-политических конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается» (ст. 4), их участие в ликвидации массовых беспорядков стало проблематичным.
Бронемашины применяются для проведения операций по задержанию вооруженных преступников, блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, доставки личного состава в труднодоступные районы.
Специальные окрашивающие средства (спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина и т. п.) применяются для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления. На объектах собственности специальные окрашивающие средства устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица.
К служебным собакам относятся сторожевые, караульные, разыскные и патрульные собаки разных пород.
Служебные собаки применяются в следующих случаях:
— для отражения нападения на граждан и сотрудников полиции;
— для пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления;
— для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;
— для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
— для доставления задерживаемых лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному арестy и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие сотруднику полиции;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления.
Электрошоковые устройства – относительно новый вид специальных средств, принятый в 1999 г. на вооружение сотрудников полиции. Он может применяться:
— для отражения нападения на граждан и сотрудников полиции;
— для пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления;
— для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;
— для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление.
Интересно отметить, что по Федеральному закону «Об оружии» электрошоковыеустройства отечественного производства относятся к разряду гражданского оружия самообороны.
Резиновые пули ударного непроникающего действия («Волна – Р») применяются для:
— задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
— освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций.
Патроны с резиновой пулей «Волна – Р» отстреливаются на расстоянии не ближе 40 метров от человека и только по нижней части его ног.
Спирали применяются для проведения операций по задержанию преступников, блокирования путей движения групп правонарушителей и усиления защиты охраняемых объектов.
Все виды специальных средств, кроме того, могут применяться во всех случаях, когда возможно применение огнестрельного оружия на поражение человека:
1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
2) для отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
6) для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
Запрещается применять специальные средства в отношении:
— женщин с видимыми признаками беременности,
— лиц с явными признаками инвалидности,
— малолетних (малолетним в соответствии со ст. 28 ГК РФ признается лицо, не достигшее 14 лет).
Исключение составляют случаи:
— оказания указанными лицами вооруженного сопротивления,
— совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.
Сотрудникам полиции необходимо помнить также о существовании строгого запрета на применение всех видов специальных средств при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций. При этом сотрудники полиции защищены в правовом отношении при отказе выполнять незаконный приказ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О полиции» «при получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом».
Следует учитывать, что, как правило, массовые мероприятия политизированы и находятся в фокусе общественного внимания. Любое отступление от правил и порядка применения специальных средств, игнорирование психологии людей, участвующих в массовых мероприятиях, могут спровоцировать толпу на совершение преступлений и иных действий, влекущих тяжкие последствия, открытое противодействие полиции.
magref.ru
Глава 4 Порядок применения и использования огнестрельного оружия
Российское законодательство, закрепляя основания «применения» и «использования» огнестрельного оружия, устанавливает также порядок его применения сотрудниками государственных военизированных организаций.
Правда, остается непонятным, почему законодатель, разграничив перечисленные в статутных федеральных законах случаи на «применение» и «использование» огнестрельного оружия, урегулировал только порядок его применения.
Думается, что сама по себе идея разграничения перечисленных, к примеру, в ст. 15 Закона «О милиции» случаев на «применение» и «использование» огнестрельного оружия является удачной, однако, к большому сожалению, в законе о милиции она так и не получила своего дальнейшего развития и четкой детальной проработки. В частности, это касается порядка его использования. Более того, внеся Федеральным законом от 31 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О милиции”» изменения в основания использования огнестрельного оружия, законодатель так и не счел нужным четко урегулировать порядок его использования. К примеру, до сих пор Закон «О милиции» обязывает сотрудника милиции представлять рапорт только о случаях применения огнестрельного оружия. А запрет открывать огонь на поражение из огнестрельного оружия «при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица» также распространяется только на случаи его применения. Учитывая данное обстоятельство, в данной главе речь пойдет не только о порядке применения огнестрельного оружия, но и о порядке его использования.
Порядок применения (использования) огнестрельного оружия включает в себя предусмотренный законом перечень действий сотрудника при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к огнестрельному оружию.
Если основания применения оружия указывают на то, когда, в каких случаях можно к нему прибегнуть, то порядок применения заключается в том, как, каким образом это должно делаться. Он состоит из трех основных этапов, а именно: действий сотрудника милиции непосредственно перед применением, в сам момент и после применения огнестрельного оружия[299].
Отдельные исследователи считают, что порядок применения огнестрельного оружия как элемент правовых основ применения огнестрельного оружия включает в себя только действия сотрудника милиции, юридически значимые для оценки правомерности выстрела из огнестрельного оружия, т. е. действия сотрудника милиции, совершаемые непосредственно перед применением и в момент применения огнестрельного оружия[300].
Однако с такой позицией трудно согласиться, поскольку, как справедливо отмечается в литературе, «сам факт применения огнестрельного оружия не исчерпывает конфликтную ситуацию во времени»[301]. Именно поэтому действия сотрудника милиции после применения огнестрельного оружия в Законе Российской Федерации «О милиции» урегулированы также детально, как и действия перед и в момент его применения.
Необходимость и последовательность совершения отдельных действий на каждом из перечисленных этапов зависит от особенностей складывающейся ситуации на месте происшествия во время пресечения общественно опасного деяния и наступивших после применения огнестрельного оружия последствий.
Порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками государственных военизированных организаций рассмотрим на примере соответствующих положений Закона Российской Федерации «О милиции».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru
Приложение 6. Порядок применения мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке
Приложение 6
к Дисциплинарному уставу
Вооруженных Сил
Российской Федерации
(к статьям 50, 51, 79, 85)
1. Доставление, то есть принудительное препровождение, военнослужащего осуществляется в служебное помещение воинской части или военной полиции.
Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
2. Задержание, то есть кратковременное ограничение свободы, может быть применено к военнослужащему в исключительных случаях, если это необходимо для установления личности нарушителя, подготовки материалов о грубом дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения.
О задержании военнослужащего уведомляется командир воинской части, в которой данный военнослужащий проходит военную службу (военные сборы). По просьбе задержанного военнослужащего о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляется защитник, а по просьбе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, кроме того, уведомляются указанные им родственники.
Срок задержания военнослужащего исчисляется с момента его доставления, а военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления и не должен превышать трех часов, а в случае, если к военнослужащему может быть применен дисциплинарный арест, — 48 часов.
Задержанный военнослужащий может быть освобожден до истечения этого срока командиром воинской части (начальником гарнизона, начальником органа военной полиции, помощником начальника гарнизона по организации гарнизонной службы).
Задержанный военнослужащий содержится в изолированном помещении воинской части, либо в комнате (камере) для задержанных военнослужащих, либо на гауптвахте.
Условия содержания задержанных военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, определяются Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Срок задержания засчитывается в срок дисциплинарного ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы на определенный срок в случае их применения к военнослужащему по основаниям, связанным с его задержанием.
Должностные лица, осуществившие задержание, немедленно сообщают об этом командиру воинской части, в которой задержанный военнослужащий проходит военную службу (военные сборы), для принятия им решения о дальнейшем содержании задержанного военнослужащего или о его освобождении.
В случае жалоб задержанного военнослужащего на плохое состояние здоровья или при явных признаках заболевания (травмы) вызывается дежурный фельдшер (врач), который проводит медицинское освидетельствование задержанного и дает заключение о возможности его содержания в комнате (камере) для задержанных. В необходимых случаях задержанному военнослужащему оказывается медицинская помощь.
3. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, и досмотр транспортного средства, то есть обследование вещей (транспортного средства), проводимое без нарушения конструктивной целостности вещей (транспортного средства), осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения предметов совершения дисциплинарного проступка или предметов, использованных при его совершении, либо предметов, сохранивших на себе следы дисциплинарного проступка.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, и досмотр транспортного средства производятся должностными лицами воинской части (гарнизона), органа военной полиции в помещении (на территории) воинской части или органа военной полиции в присутствии не менее двух понятых. При этом личный досмотр осуществляется лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии должностного лица воинской части, которой принадлежит транспортное средство. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть произведен в отсутствие указанного должностного лица.
4. Изъятие вещей, явившихся предметами дисциплинарного проступка или предметами, использованными при его совершении, либо предметами, сохранившими на себе следы дисциплинарного проступка, и (или) документов, имеющих значение доказательств при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности и обнаруженных на месте совершения дисциплинарного проступка или при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при военнослужащем, и (или) досмотра транспортного средства, осуществляется в присутствии не менее двух понятых.
В случае необходимости изъятые вещи и (или) документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.
Изъятие вещей и (или) документов осуществляется должностными лицами воинской части (гарнизона), органа военной полиции.
Изъятые вещи и (или) документы (вещественные доказательства) до рассмотрения дела о совершении грубого дисциплинарного проступка хранятся в местах, определяемых командиром воинской части или начальником гарнизона (начальником органа военной полиции). При этом:
— вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возврату их законному владельцу, а если он не установлен, передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожаются;
— документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в материалах о дисциплинарном проступке в течение всего срока хранения указанных материалов или передаются заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР и СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не установлен, передаются в Администрацию Президента Российской Федерации;
— изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боеприпасы хранятся в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации.
5. Временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей может быть применено к военнослужащему в случаях, когда совершенный военнослужащим дисциплинарный проступок препятствует исполнению им его должностных обязанностей или исполнению обязанностей военной службы другими военнослужащими либо когда исполнение военнослужащим должностных и (или) специальных обязанностей препятствует (может препятствовать) всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств совершения им дисциплинарного проступка, выявлению причин и условий, способствовавших его совершению.
О временном отстранении военнослужащего от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей незамедлительно докладывается в установленном порядке командиру (начальнику), имеющему право назначения на данную воинскую должность.
Временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей оформляется приказом командира воинской части и осуществляется на срок не более чем до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке, а в случае назначения дисциплинарного взыскания — не более чем до окончания исполнения дисциплинарного взыскания.
6. Отстранение от управления транспортным средством применяется к военнослужащему, если имеются достаточные основания полагать, что этот военнослужащий находится в состоянии опьянения либо совершил иной грубый дисциплинарный проступок, связанный с управлением транспортного средства или его эксплуатацией. Отстранение от управления транспортным средством применяется до устранения причины отстранения.
Военнослужащий, который отстранен от управления транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, подлежит направлению (доставлению) на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствии с пунктом 7 настоящего приложения.
Должностное лицо воинской части, гарнизона или органа военной полиции, отстранившее военнослужащего от управления транспортным средством, обязано обеспечить сохранность этого транспортного средства до окончания отстранения. Порядок хранения транспортных средств, от управления которыми отстранены военнослужащие, определяется Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
7. Медицинское освидетельствование осуществляется в целях обнаружения на теле военнослужащего особых примет, следов правонарушения, телесных повреждений и (или) выявления состояния опьянения.
Медицинское освидетельствование и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. В случае необходимости при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при военнослужащем, досмотра транспортного средства и (или) при изъятии вещей и документов могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись и (или) иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
9. О применении к военнослужащему меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, за исключением меры, указанной в пункте 5 настоящего приложения, составляется протокол.
Протокол подписывается составившим его лицом и военнослужащим, к которому данные меры были применены, а в случае участия при применении таких мер понятых или других лиц — также этими лицами.
В случае отказа военнослужащего подписать протокол в нем делается соответствующая запись. Протокол приобщается к материалам о дисциплинарном проступке.
voenservice.ru
порядок использования — это… Что такое порядок использования?
- порядок использования
- n
gener. kasutamisviis, kasutusviis
Русско-эстонский универсальный словарь. 2013.
- порядок заключения брака
- порядок передачи
Смотреть что такое «порядок использования» в других словарях:
Порядок использования объектов нежилого фонда — совокупность норм и правил, установленных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, регулирующими учет, владение, пользование и распоряжение объектами… … Официальная терминология
порядок использования исправных элементов повреждённой техники для ремонта других изделий — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN cannibalization procedure … Справочник технического переводчика
Разрешительный порядок использования воздушного пространства — 113. Разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков)… … Официальная терминология
Уведомительный порядок использования воздушного пространства — 123. Под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения… Источник: Постановление Правительства … Официальная терминология
ПОРЯДОК КУЛЬТУРНЫЙ — определенная связь между окружающим миром и человеком, характеризующаяся устойчивостью, структурной определенностью, последоват. ходом развития, а также приобретающая для человека смысл и выражающаяся через символы в языке культуры (в… … Энциклопедия культурологии
Порядок официального использования Государственного флага РФ — Порядок официального использования Государственного флага России установлен Федеральным конституционным законом О Государственном флаге Российской Федерации от 25 декабря 2000 года. В соответствии с законом флаг постоянно должен быть поднят на… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Порядок Энтомофторовые (Entomophthorales) — В этот порядок грибов входит одно семейство энтомофторовые (Entomophthoraceae), почти все представители которого паразиты насекомых. Характер паразитизма и особенности биологии этих грибов давно привлекали внимание. Несмотря на то … Биологическая энциклопедия
Порядок хлорококковые (Chlorococcales) — К этому порядку относится огромное большинство представителей класса протококковых водорослей. Их обычно называют собственно протококковыми водорослями. Они характеризуются наиболее полно выраженной коккоидной структурой тела, т. е.… … Биологическая энциклопедия
Порядок Спорыньевые или Клавицепсовые (Саvicipitales) — Спорыньевые образуют перитеции в хорошо развитых стромах, состоящих только из гиф гриба. Стромы обычно мясистые, светло или яркоокрашенные, у некоторых представителей порядка темные. Их форма разнообразна, от распростертых но субстрату… … Биологическая энциклопедия
Порядок Предоставления Отпусков — отпуск работнику должен предоставляться, в соответствии с КЗоТ, ежегодно в установленный срок (ст.74). Правило о ежегодном предоставлении отпуска означает, что каждый работник в течение своего рабочего года должен получить отпуск за этот рабочий… … Словарь бизнес-терминов
Порядок (математика) — Порядок в широком смысле слова гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего либо. Специализированные варианты использования слова: Порядок (физика) Порядок (биология) Математика Порядок величины количество цифр в числе. О … Википедия
russian_estonian.academic.ru
Порядок применения административного задержания
Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.
Что такое административное задержание
Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.
Кто может осуществлять административное задержание?
Сотрудники полиции.
Сотрудники таможни.
Сотрудники УИС.
Пограничники.
Должностные лица ВАИ.
Сотрудники вневедомственной охраны МВД.
Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.
Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.
Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.
По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.
Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.
Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.
Гражданину должны быть разъяснены следующие права:
воспользоваться помощью защитника;
знать, почему его задержали;
давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.
Срок административного задержания
Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.
Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов. К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:
посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ;
совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах;
нарушение таможенных правил;
применение к лицу наказания в виде административного ареста.
Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.
Административное задержание: основания и порядок применения
Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.
То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.
После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.
В документе указываются:
время составления;
данные о должностном лице, которое заполняет документ;
информация о гражданине;
данные об административном задержании;
причины задержания.
Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.
По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.
Задержание в уголовном праве
Административное задержание отличается от задержания лица при подозрении в совершении преступления.
Последнее возможно при следующих обстоятельствах:
лицо застигнуто на месте правонарушения;
на личных вещах обнаружены следы преступления;
на гражданина указали свидетели, видевшие, как он совершил преступление;
при наличии иных сведений, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления.
Такое задержание допускается на срок до 2 суток с возможностью дальнейшего продления на 72 часа по решению суда.
Как защитить свои права при административном задержании
Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.
В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.
Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.
Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.
Далее с заявлением можно обратиться в прокуратуру или в суд.
Что еще нужно знать?
Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.
Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.
Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.
Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.
А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.
И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.
www.webohrannik.ru