Порядок применения оружия военнослужащими и сотрудниками полиции :: BusinessMan.ru
Применение физической силы, специальных средств и оружия должностными лицами и гражданами, в том числе состоящими в рядах ВС, регламентируется Уставами, ФЗ и прочими юридическими документами. В нормативных актах присутствует указание на наличие крайней необходимости. В частности, об этом говорит УВС (13 статья). Применение оружия считается крайней мерой. Рассмотрим далее подробно ситуации, в которых это допускается действующими в настоящее время нормативными актами.
Общие сведения
В уголовном законодательстве оговариваются случаи применения оружия. Эта мера может использоваться при задержании преступника или в условиях крайней необходимости. Между тем, как показывает анализ норм, порядок применения оружия, установленный ст. 13 УВС, определяет ряд ограничений и для ситуаций, формально подпадающих под необходимую оборону.
Отражение нападения
Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции допускается при наличии угрозы для охраняемых объектов. К ним в том числе относят расположения подразделений и в/ч, колонны машин, эшелоны, сооружения и здания, единичный транспорт и караулы. Нападение может быть как вооруженным, так и невооруженным групповым. По форме действия, по его отражению расценивается как необходимая оборона. Между тем вооруженное нападение обладает признаком угрозы для жизни. Ее наличие, в соответствии со ст. 37, ч. 1 УК, позволяет наносить любой вред субъекту, посягающему на указанные выше объекты. При этом невооруженное групповое нападение не связано с прямой угрозой для жизни. Согласно уголовным нормам, в такой ситуации не допускается причинение смерти как правомерного вреда. Соответственно, применение оружия военнослужащими может разрешаться после оценки соразмерности потенциального вреда и причиняемого в ответ ущерба.
Пресечение незаконного захвата техники и боеприпасов
В данной ситуации имеет место оборона объекта. Относительно этого условия вполне можно применить приведенную выше аргументацию. Военная техника и боеприпасы считаются меньшими ценностями, чем человеческая жизнь. В данной ситуации признак соразмерности вероятного и причиненного ущерба с уголовно-правовым критерием не совпадает.
Защита от нападения
Применение огнестрельного оружия полицией допускается при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, как мирных, так и находящихся в рядах ВС. При этом должно быть констатировано, что иными способами защиту указанных лиц осуществить невозможно. Условия необходимой обороны охватывают данную ситуацию, если исключить из нее угрозу здоровью. Она не позволяет осуществлять оборонительные действия, направленные на причинение смерти. Присутствующее в данном положении указание на иные способы обеспечения защиты ограничивает рамки законности необходимой обороны, предусмотренные в первую очередь в ст. 37, ч. 1 УК. По мнению экспертов, добавление в предписание фразы «если другими способами осуществить защиту не представляется возможным» является юридически избыточным.
Задержание
Применение огнестрельного оружия разрешается в отношении субъекта, оказывающего сопротивление. При этом должно выполняться одно условие. Субъект должен оказывать вооруженное сопротивление. Должностные лица могут осуществлять задержание гражданина, отказывающегося исполнить их требования. Пистолет, автомат и пр. могут использоваться, если гражданин вооружен и не хочет сдавать добровольно оружие. Данная ситуация по всем признакам внешне аналогична задержанию субъекта, который совершил преступление.
Сам факт незаконной вооруженности и оказания сопротивления можно квалифицировать как уголовно наказуемое деяние. Согласно ст. 38 УК, в качестве цели задержания выступает доставка гражданина в специально уполномоченные органы (правоохранительные) и пресечение совершения этим субъектом новых преступлений.
По смыслу нормы причинение смерти не допускается ни при каких обстоятельствах. При более глубоком анализе можно обнаружить, что вооруженное сопротивление, которое оказывается задерживаемым лицом с момента начала противодействия представителям правоохранительных органов, трансформируется в посягательство. Оно содержит угрозу для жизни должностного лица. Соответственно, возникает условие необходимой обороны. При этом наличие оружия у задерживаемого лица, даже если оно в момент пресечения его действий не использует, может считаться достаточным основанием для соответствующих ответных действий, которые могут повлечь его смерть.
Другие ситуации
В ст. 14, ч. 2 УВС предусматриваются иные случаи применения оружия. Например, оно может использоваться для вызова помощи либо подачи тревожного сигнала, а также для отпугивания животного, создающего угрозу для здоровья или жизни людей. Нормы, допускающие подобные ситуации, присутствуют и федеральных законах.
Запреты
- Несовершеннолетних, когда возраст известен либо очевиден.
- Женщин.
- Граждан с явными (внешними) признаками инвалидности.
Исключение составляют ситуации, когда указанные лица совершают групповое либо вооруженное нападение, которое создает угрозу для других лиц. Применение оружия в таких случаях допускается, если устранить опасность, исходящую от них, иными способами не представляется возможным.
В отличие от ст. 28, ч. 3 ФЗ, регламентирующего деятельность внутренних войск, в указанных запретах отсутствует ряд положений. В частности, нет указания на вооруженность сопротивления и на неприменение оружия при большом скоплении граждан. Между тем для полноты анализа необходимо сказать, что приведенные выше исключения, отменяющие запреты, не могут охватить всю широту ситуационного многообразия, когда угроза для жизни при посягательствах инвалидов, женщин и несовершеннолетних может проявляться в других, отличных от установленных в ст. 14, ч. 4 УВС формах. Это, в свою очередь, означает, что военнослужащие вправе применять оружие против указанных субъектов в ситуациях, выходящих за пределы ограничений, предусмотренных в норме. При этом должна иметь место опасность для жизни при их нападении в любой иной форме.
Порядок применения оружия
Общие положения предусматриваются в ч. 1 и 2 ст. 13 УВС. Установленные в них правила применения оружия наделяют должностных лиц определенными полномочиями. Реализовывать их допускается в процессе исполнения своих прямых обязанностей. При этом в случаях крайней необходимости допускается применять оружие во внеслужебное время. Кроме этого, в общих положениях установлены предписания, касающиеся его ношения и хранения. Порядок применения оружия определяется и в федеральном законе. Установленные положения не соотносятся с обстоятельствами, которыми исключается преступность деяния. Однако они ставят человека за пределы уголовного преследования при выявлении фактов ношения и хранения оружия, если в качестве фигуранта выступает должностное лицо.
Приказ или решение командира (начальника)
В ч. 3 ст. 13 УВС содержится порядок применения оружия уполномоченным субъектом лично. Кроме этого, в норме определены положения, по которым командиры вправе приказать использовать его подчиненным при необходимости защиты здоровья, собственности и жизни при условиях крайней необходимости и обороны.
Аналогичные указания присутствуют и в ч. 4 данной статьи. Подобные положения содержатся и в ФЗ, регламентирующем деятельность внутренних войск. Использование пистолетов, автоматов и пр. по приказу начальника (командира) должно осуществляться в первую очередь в соответствии с требованиями ст. 42 УК. Кроме того, принятие решения о применении оружия может указывать только на начало открытия огня.
Ответственность за обоснованность его использования несет конкретный исполнитель. Следует обратить внимание, что в указанном выше ФЗ принимается решение относительно начала открытия огня. В ч. 3 ст. 13 Устава говорится о приказе. В последнем случае имеет место некоторое смещение ответственности за обоснованность применения оружия на начальника (командира), без снятия ее с исполнителя при осознании им вероятности незаконности распоряжения.
Закон об оружии
В нормативном акте содержатся предписания, распространяющиеся на граждан страны. В первую очередь лица могут применять оружие, которое находится у них на законных основаниях, для защиты собственности, здоровья, жизни в крайних случаях и при необходимой обороне. Перед тем как его использовать, гражданин обязан предупредить субъекта, против которого оно направлено, о действиях, которые он собирается совершить. Исключение составляют ситуации, когда промедление создает непосредственную угрозу для жизни людей либо может спровоцировать другие тяжкие последствия. Применение оружия в условиях крайней необходимости при этом не должно причинять ущерб третьим лицам.
Ограничения
Как и в рассмотренных выше нормативных положениях, ФЗ устанавливает ряд запретов. Не допускается применять оружие против несовершеннолетних, если возраст их известен либо очевиден, женщин и граждан, которые имеют явные признаки инвалидности. Исключением являются ситуации, когда от данных субъектов исходит прямая угроза. Закон об оружии предписывает лицам, применившим его, сообщать о каждом таком случае в ОВД по месту происшествия.
Дополнительно
В законе устанавливаются запреты для владельцев оружия, касающиеся его ношения. В частности, оно не допускается, если:
- Лицо пребывает в состоянии опьянения.
- Субъект участвует в собрании, митинге, шествии, демонстрации, пикетировании, религиозной церемонии или обряде, спортивном, культурно-развлекательном или ином публичном мероприятии.
Для последнего случая установлено исключение. Указанное правило не распространяется на:
- Лиц, которые принимают непосредственное участие в соревнованиях с применением спортивного оружия.
- Казаков, находящихся на собраниях своих обществ, участвующих в религиозных церемониях и обрядах, культурных, развлекательных мероприятиях, связанных с обязательным ношением национального костюма, на территориях, где наличие холодного клинкового оружия является неотъемлемой его частью.
- Субъектов, уполномоченных обеспечивать общественную безопасность и порядок граждан.
Лица, выступающие в качестве организаторов культурно-массовых спортивных и развлекательных мероприятий, имеют право на временное хранение оружия, принадлежащего гражданам, в порядке, установленном в ФЗ.
Заключение
Необходимо сказать, что в ряде случаев применение оружия является единственным способом защиты жизни граждан. Это особенно актуально в свете последних событий в мире и в России. Между тем должностное лицо, равно как и гражданин, владеющий оружием, обязано соблюдать предписания законодательства и прочих нормативных актов. Необоснованное его использование влечет за собой уголовную ответственность.
В законодательстве присутствует запрет на обнажение оружия в случаях, если основания для его последующего применения, установленные в нормативных актах, отсутствуют. Его использование может повлечь смерть субъекта, против которого оно направлено. В этой связи необходимо правильно оценивать ситуацию и степень угрозы, которая исходит от лица.
businessman.ru
Статья 21. Применение оружия — с изменениями, проверено 29.08.2019 — ФЗ «О национальной гвардии» — Законы Российской Федерации
Статья 21. Применение оружия
1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:
- 1) для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;
- 2) для пресечения попытки завладеть оружием, боевой, специальной и иной техникой, собственными объектами войск национальной гвардии;
- 3) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;
- 4) для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающихся скрыться либо оказывающих вооруженное сопротивление;
- 5) для производства предупредительного выстрела, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;
- 6) для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на территории (акватории) (покинуть территории (акватории) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, а также постов и других мест несения войсками национальной гвардии боевой службы, если невозможно пресечь эти попытки иным способом;
- 7) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна) путем его повреждения, если водитель (капитан) отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии;
- 8) для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии;
- 9) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности по основаниям, предусмотренным статьёй 12 настоящего Федерального закона.
2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение боевой и специальной техники.
3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов.
4. Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.
5. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии.
6. Вооруженным сопротивлением или вооруженным нападением признаётся сопротивление или нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с оружием или внешне не отличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
dogovor-urist.ru
Статья 27. Применение оружия. Военнослужащие внутренних войск имеют право применять оружие лично или составом подразделения в следующих случаях:
а) для защиты граждан от нападения,
угрожающего их жизни или здоровью;
б)
для отражения нападения на военнослужащих,
сотрудников органов внутренних дел и
работников исправительно-трудовых
учреждений, когда их жизни или здоровью
угрожает опасность, а также для пресечения
попытки завладеть их оружием;
в) для
освобождения заложников, захваченных
охраняемых объектов, сооружений, грузов и
боевой техники;
г) для задержания лиц,
застигнутых при совершении преступления
против жизни, здоровья и собственности
граждан и пытающихся скрыться, а также
оказывающих вооруженное сопротивление;
д) для пресечения побега из-под стражи лиц,
задержанных по подозрению в совершении
преступления; лиц, в отношении которых
мерой пресечения избрано заключение под
стражу; лиц, осужденных к лишению свободы, а
также для пресечения попыток
насильственного освобождения указанных в
настоящем пункте лиц;
е) для остановки
транспортного средства путем его
повреждения, если водитель в условиях
правового режима чрезвычайного положения
отказывается остановиться, несмотря на
законное требование сотрудника милиции или
военнослужащего;
ж) для отражения
группового или вооруженного нападения на
военные городки, воинские эшелоны и
колонны, охраняемые объекты, сооружения и
грузы, жилища граждан, помещения
государственных органов, общественных
объединений, предприятий, учреждений и
организаций, в том числе с использованием
транспортных средств;
з) для подавления
противодействия вооруженных групп,
отказывающихся выполнить законные
требования о прекращении противоправных
действий и сдаче имеющихся у них оружия и
боевой техники;
и) для предупреждения
граждан о намерении применить оружие,
подачи сигнала тревоги и вызова помощи.
Без предупреждения оружие применяется при
отражении нападения с использованием
оружия, боевой техники, транспортных
средств, летательных аппаратов, морских и
речных судов, при побеге из-под охраны с
оружием либо при помощи транспортных
средств, летательных аппаратов, морских и
речных судов, а также при побеге в условиях
ограниченной видимости и при побеге из
транспортных средств, с морских или речных
судов во время движения.
Оружие
запрещается применять в отношении женщин,
лиц с явными признаками инвалидности и
несовершеннолетних, когда возраст
очевиден, кроме случаев оказания ими
вооруженного сопротивления либо
группового нападения, угрожающего жизни
людей.
Следующая статья »
К тексту закона »
www.lawmix.ru
Порядок применения оружия военнослужащими и сотрудниками полиции
Применение физической силы, специальных средств и оружия должностными лицами и гражданами, в том числе состоящими в рядах ВС, регламентируется Уставами, ФЗ и прочими юридическими документами. В нормативных актах присутствует указание на наличие крайней необходимости. В частности, об этом говорит УВС (13 статья). Применение оружия считается крайней мерой. Рассмотрим далее подробно ситуации, в которых это допускается действующими в настоящее время нормативными актами.
Общие сведения
В уголовном законодательстве оговариваются случаи применения оружия. Эта мера может использоваться при задержании преступника или в условиях крайней необходимости. Между тем, как показывает анализ норм, порядок применения оружия, установленный ст. 13 УВС, определяет ряд ограничений и для ситуаций, формально подпадающих под необходимую оборону.
Отражение нападения
Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции допускается при наличии угрозы для охраняемых объектов. К ним в том числе относят расположения подразделений и в/ч, колонны машин, эшелоны, сооружения и здания, единичный транспорт и караулы. Нападение может быть как вооруженным, так и невооруженным групповым. По форме действия, по его отражению расценивается как необходимая оборона. Между тем вооруженное нападение обладает признаком угрозы для жизни. Ее наличие, в соответствии со ст. 37, ч. 1 УК, позволяет наносить любой вред субъекту, посягающему на указанные выше объекты. При этом невооруженное групповое нападение не связано с прямой угрозой для жизни. Согласно уголовным нормам, в такой ситуации не допускается причинение смерти как правомерного вреда. Соответственно, применение оружия военнослужащими может разрешаться после оценки соразмерности потенциального вреда и причиняемого в ответ ущерба.
Пресечение незаконного захвата техники и боеприпасов
В данной ситуации имеет место оборона объекта. Относительно этого условия вполне можно применить приведенную выше аргументацию. Военная техника и боеприпасы считаются меньшими ценностями, чем человеческая жизнь. В данной ситуации признак соразмерности вероятного и причиненного ущерба с уголовно-правовым критерием не совпадает.
Защита от нападения
Применение огнестрельного оружия полицией допускается при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, как мирных, так и находящихся в рядах ВС. При этом должно быть констатировано, что иными способами защиту указанных лиц осуществить невозможно. Условия необходимой обороны охватывают данную ситуацию, если исключить из нее угрозу здоровью. Она не позволяет осуществлять оборонительные действия, направленные на причинение смерти. Присутствующее в данном положении указание на иные способы обеспечения защиты ограничивает рамки законности необходимой обороны, предусмотренные в первую очередь в ст. 37, ч. 1 УК. По мнению экспертов, добавление в предписание фразы «если другими способами осуществить защиту не представляется возможным» является юридически избыточным.
Задержание
Применение огнестрельного оружия разрешается в отношении субъекта, оказывающего сопротивление. При этом должно выполняться одно условие. Субъект должен оказывать вооруженное сопротивление. Должностные лица могут осуществлять задержание гражданина, отказывающегося исполнить их требования. Пистолет, автомат и пр. могут использоваться, если гражданин вооружен и не хочет сдавать добровольно оружие. Данная ситуация по всем признакам внешне аналогична задержанию субъекта, который совершил преступление.
Сам факт незаконной вооруженности и оказания сопротивления можно квалифицировать как уголовно наказуемое деяние. Согласно ст. 38 УК, в качестве цели задержания выступает доставка гражданина в специально уполномоченные органы (правоохранительные) и пресечение совершения этим субъектом новых преступлений.
По смыслу нормы причинение смерти не допускается ни при каких обстоятельствах. При более глубоком анализе можно обнаружить, что вооруженное сопротивление, которое оказывается задерживаемым лицом с момента начала противодействия представителям правоохранительных органов, трансформируется в посягательство. Оно содержит угрозу для жизни должностного лица. Соответственно, возникает условие необходимой обороны. При этом наличие оружия у задерживаемого лица, даже если оно в момент пресечения его действий не использует, может считаться достаточным основанием для соответствующих ответных действий, которые могут повлечь его смерть.
Другие ситуации
В ст. 14, ч. 2 УВС предусматриваются иные случаи применения оружия. Например, оно может использоваться для вызова помощи либо подачи тревожного сигнала, а также для отпугивания животного, создающего угрозу для здоровья или жизни людей. Нормы, допускающие подобные ситуации, присутствуют и федеральных законах.
Запреты
Они устанавливаются в ст. 14, ч. 4 УВС. В соответствии с нормой, не допускается применение оружия в отношении:
Исключение составляют ситуации, когда указанные лица совершают групповое либо вооруженное нападение, которое создает угрозу для других лиц. Применение оружия в таких случаях допускается, если устранить опасность, исходящую от них, иными способами не представляется возможным.
В отличие от ст. 28, ч. 3 ФЗ, регламентирующего деятельность внутренних войск, в указанных запретах отсутствует ряд положений. В частности, нет указания на вооруженность сопротивления и на неприменение оружия при большом скоплении граждан. Между тем для полноты анализа необходимо сказать, что приведенные выше исключения, отменяющие запреты, не могут охватить всю широту ситуационного многообразия, когда угроза для жизни при посягательствах инвалидов, женщин и несовершеннолетних может проявляться в других, отличных от установленных в ст. 14, ч. 4 УВС формах. Это, в свою очередь, означает, что военнослужащие вправе применять оружие против указанных субъектов в ситуациях, выходящих за пределы ограничений, предусмотренных в норме. При этом должна иметь место опасность для жизни при их нападении в любой иной форме.
Порядок применения оружия
Общие положения предусматриваются в ч. 1 и 2 ст. 13 УВС. Установленные в них правила применения оружия наделяют должностных лиц определенными полномочиями. Реализовывать их допускается в процессе исполнения своих прямых обязанностей. При этом в случаях крайней необходимости допускается применять оружие во внеслужебное время. Кроме этого, в общих положениях установлены предписания, касающиеся его ношения и хранения. Порядок применения оружия определяется и в федеральном законе. Установленные положения не соотносятся с обстоятельствами, которыми исключается преступность деяния. Однако они ставят человека за пределы уголовного преследования при выявлении фактов ношения и хранения оружия, если в качестве фигуранта выступает должностное лицо.
Приказ или решение командира (начальника)
В ч. 3 ст. 13 УВС содержится порядок применения оружия уполномоченным субъектом лично. Кроме этого, в норме определены положения, по которым командиры вправе приказать использовать его подчиненным при необходимости защиты здоровья, собственности и жизни при условиях крайней необходимости и обороны.
Аналогичные указания присутствуют и в ч. 4 данной статьи. Подобные положения содержатся и в ФЗ, регламентирующем деятельность внутренних войск. Использование пистолетов, автоматов и пр. по приказу начальника (командира) должно осуществляться в первую очередь в соответствии с требованиями ст. 42 УК. Кроме того, принятие решения о применении оружия может указывать только на начало открытия огня.
Ответственность за обоснованность его использования несет конкретный исполнитель. Следует обратить внимание, что в указанном выше ФЗ принимается решение относительно начала открытия огня. В ч. 3 ст. 13 Устава говорится о приказе. В последнем случае имеет место некоторое смещение ответственности за обоснованность применения оружия на начальника (командира), без снятия ее с исполнителя при осознании им вероятности незаконности распоряжения.
Закон об оружии
В нормативном акте содержатся предписания, распространяющиеся на граждан страны. В первую очередь лица могут применять оружие, которое находится у них на законных основаниях, для защиты собственности, здоровья, жизни в крайних случаях и при необходимой обороне. Перед тем как его использовать, гражданин обязан предупредить субъекта, против которого оно направлено, о действиях, которые он собирается совершить. Исключение составляют ситуации, когда промедление создает непосредственную угрозу для жизни людей либо может спровоцировать другие тяжкие последствия. Применение оружия в условиях крайней необходимости при этом не должно причинять ущерб третьим лицам.
Ограничения
Как и в рассмотренных выше нормативных положениях, ФЗ устанавливает ряд запретов. Не допускается применять оружие против несовершеннолетних, если возраст их известен либо очевиден, женщин и граждан, которые имеют явные признаки инвалидности. Исключением являются ситуации, когда от данных субъектов исходит прямая угроза. Закон об оружии предписывает лицам, применившим его, сообщать о каждом таком случае в ОВД по месту происшествия.
Дополнительно
В законе устанавливаются запреты для владельцев оружия, касающиеся его ношения. В частности, оно не допускается, если:
Для последнего случая установлено исключение. Указанное правило не распространяется на:
Лица, выступающие в качестве организаторов культурно-массовых спортивных и развлекательных мероприятий, имеют право на временное хранение оружия, принадлежащего гражданам, в порядке, установленном в ФЗ.
Заключение
Необходимо сказать, что в ряде случаев применение оружия является единственным способом защиты жизни граждан. Это особенно актуально в свете последних событий в мире и в России. Между тем должностное лицо, равно как и гражданин, владеющий оружием, обязано соблюдать предписания законодательства и прочих нормативных актов. Необоснованное его использование влечет за собой уголовную ответственность.
В законодательстве присутствует запрет на обнажение оружия в случаях, если основания для его последующего применения, установленные в нормативных актах, отсутствуют. Его использование может повлечь смерть субъекта, против которого оно направлено. В этой связи необходимо правильно оценивать ситуацию и степень угрозы, которая исходит от лица.
Источник
ideiforbiz.ru
Порядок применения оружия | prodhelp.ru
Порядок применения оружия военнослужащими устав 13 и 14 статьи: 13. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. Правила хранения оружия, условия и порядок применения его военнослужащими определяются настоящим Уставом и Уставом гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. При ношении и использовании оружия военнослужащие обязаны обеспечить его сохранность и исключить доступ к нему посторонних лиц.
Порядок применения оружия военнослужащими и сотрудниками полиции
Квалифицироваться его действия будут как превышение необходимой обороны. Травматическое оружие Процедура приобретения травматического оружие в нашей стране значительно проще, чем оформление лицензии на огнестрельное оружие.
Тем не менее необходимо знать какую ответственность накладывает на граждан закон о применении травматического оружия. 1. Административная ответственность может грозить тем, кто любит пострелять в местах, не предназначенных для этого.
Применение травматического оружия для стрельб правомерно только в тирах или на специально оборудованных полигонах. 2. Уголовное преследование ожидает, если стрельба привела к гибели человека или причинила тяжкий вред его здоровью.
В зависимости от обстоятельств действия будут квалифицированы как хулиганство, убийство или причинение тяжких телесных повреждений, если это не необходимая оборона. 3.
Условия и порядок применения оружия
ВниманиеВ последнем случае имеет место некоторое смещение ответственности за обоснованность применения оружия на начальника (командира), без снятия ее с исполнителя при осознании им вероятности незаконности распоряжения. Закон об оружии В нормативном акте содержатся предписания, распространяющиеся на граждан страны.
Важно
В первую очередь лица могут применять оружие, которое находится у них на законных основаниях, для защиты собственности, здоровья, жизни в крайних случаях и при необходимой обороне. Перед тем как его использовать, гражданин обязан предупредить субъекта, против которого оно направлено, о действиях, которые он собирается совершить.
Исключение составляют ситуации, когда промедление создает непосредственную угрозу для жизни людей либо может спровоцировать другие тяжкие последствия. Применение оружия в условиях крайней необходимости при этом не должно причинять ущерб третьим лицам.
Статья 14.2. порядок применения оружия, специальных средств и физической силы
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного или группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.
Правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Российской Федерации. 2. Закон РФ от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской.
Федерации».
Порядок применения оружия часовым.
Перед получением лицензии кандидат проходит специальную подготовку по программе обучения частных охранников, куда входит и медицинская подготовка, поэтому охранник обязан уметь оказывать доврачебную помощь. Нарушение требований закона, в том числе и этого требования, может повлечь за собой лишение статуса частного охранника или детектива.
Гражданин, не являющийся охранником, не обязан уметь оказывать доврачебную помощь. Но, несмотря на отсутствие в статье 24 Закона «Об оружии» обязанности оказания доврачебной помощи пострадавшим от применения оружия, его владелец может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности» независимо от того, является он охранником или нет.
Применение огнестрельного оружия: кто может применять и в каких случаях
Техника безопасности при обращении с огнестрельным оружием 1) Не приступать к стрельбе из огнестрельного оружия, не изучив его устройства, взаимодействия составных частей, приемов разборки и сборки, ТТХ, методов обращения и ведения стрельбы. 2) Строго соблюдать правила обращения, эксплуатации, технического обслуживания и хранения оружия. 3) Не применять патронов от других моделей оружия. 4) Без необходимости не направлять оружие в сторону, где могут находиться люди, даже в тех случаях, когда оружие не заряжено. 5) После выхода из опасной ситуации или окончания стрельбы немедленно удалить патрон из патронника и поставить оружие на предохранитель. 6) Во всех случаях, не связанных со стрельбой, оружие должно быть поставлено на предохранитель.
Она не позволяет осуществлять оборонительные действия, направленные на причинение смерти. Присутствующее в данном положении указание на иные способы обеспечения защиты ограничивает рамки законности необходимой обороны, предусмотренные в первую очередь в ст. 37, ч. 1 УК. По мнению экспертов, добавление в предписание фразы «если другими способами осуществить защиту не представляется возможным» является юридически избыточным. Задержание Применение огнестрельного оружия разрешается в отношении субъекта, оказывающего сопротивление. При этом должно выполняться одно условие. Субъект должен оказывать вооруженное сопротивление. Должностные лица могут осуществлять задержание гражданина, отказывающегося исполнить их требования. Пистолет, автомат и пр. могут использоваться, если гражданин вооружен и не хочет сдавать добровольно оружие.
Порядок применения оружия
Охранник имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность; для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить огнестрельное оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности.
Запрещается также применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда от его применения могут пострадать посторонние (третьи) лица.
Порядок применения оружия часовым
Начальнику (наименование ОВД по месту применения) Рапорт Докладываю Вам,что (дата, время, место, адрес применения) мною охранником (наименование ЧОП,СБ) при (нахождении на посту, следовании с поста(на пост) применено: оружие, спецсредство, физическая сила(указать нужное) (вид, модель, номер, калибр, расхд боеприпасов) при следующих обстоятельствах (подробно о нарушителях –действия, слова,приметы) (о своих действиях) (о потерпевших и свидетелях) (о соблюдении Вами оснований, порядка и правил применения мер силового воздействия или обоснования своих действий, как гражданина, в рамках ст.37,38,39 УК РФ) (ваши установочные данные) Подпись Дата Говоря об условиях применения частным охранником специальных средств и огнестрельного оружия, необходимо отметить, что само применение этих средств поражения является правом охранника, но не обязанностью.
Порядок применения оружия устав
Статья 18 «Применение огнестрельного оружия»: Охранник имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: 1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; 2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность; 3) для предупреждения (выстрелов в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.
Порядок применения оружия военнослужащими внутренних войск
Действия охранника после применения огнестрельного оружия 1. Обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую неотложную помощь, уведомить о происшедшем органы здравоохранения. 2.
Уведомить о происшедшем в возможно короткий срок: органы внутренних дел по месту применения оружия; руководство предприятия, организации по месту работы охранника; прокурора во всех случаях смерти и причинения телесных повреждений. 3. Обеспечить свидетельскую базу. Особенности применения отдельных видов специальных средств Резиновые палки.
Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам. Наручники. Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков. Слезоточивые средства. Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.
prodhelp.ru
О порядке выдачи, хранения, ношения, применения, (использования) сотрудниками-военнослужащими федеральных органов государственной безопасности личного табельного оружия, Приказ МВД России от 31 августа 1992 года №252
О порядке выдачи, хранения, ношения, применения, (использования) сотрудниками-военнослужащими федеральных органов государственной безопасности личного табельного оружия (извлечение)
В целях эффективного выполнения оперативно-служебных задач, стоящих перед федеральными органами государственной безопасности, а также для обеспечения личной безопасности сотрудников в соответствии с Законом Российской Федерации «О федеральных органах государственной безопасности»
приказываю:
1. Утвердить Временную инструкцию о порядке выдачи, хранения, ношения, применения (использования) сотрудниками-военнослужащими федеральных органов государственной безопасности личного табельного оружия (прилагается).
4*. Считать утратившими силу абзац второй п.289 и п.297 Инструкции, утвержденной приказом КГБ СССР от 11 марта 1980 года N 38/ДСП, и п.1 приказа КГБ СССР от 1 марта 1990 года N 38/ДСП.
_____________
* Нумерация соответствует оригиналу. Приказ МБ РФ от 31.08.1992 N 252 опубликован в извлечении. — Примечание «КОДЕКС».
Дополнить Перечень (приложение к приказу МБ России от 4 февраля 1992 года N 03) пунктом 4.8 следующего содержания:
«4.8. О фактах применения (использования) сотрудниками-военнослужащими личного табельного оружия, повлекшими тяжкие последствия».
Временная инструкция о порядке выдачи, хранения, ношения, применения (использования) сотрудниками-военнослужащими федеральных органов государственной безопасности личного табельного оружия
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства безопасности
Российской Федерации
от 31 августа 1992 года N 252
I. Общие положения
1. Настоящая Временная инструкция регламентирует порядок выдачи, постоянного хранения и ношения личного табельного оружия, его применения и использования сотрудниками-военнослужащими* федеральных органов государственной безопасности**, имеющими право ношения и хранения огнестрельного оружия, при выполнении ими оперативно-служебных задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также в целях личной безопасности.
___________________
* Далее — военнослужащие.
** Под федеральными органами государственной безопасности имеются в виду органы государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, управления МБ России по краям и областям, органы военной контрразведки, органы пограничной охраны, учебные (кроме военно-учебных) заведения, самостоятельные управления, службы и отделы МБ России. В дальнейшем для краткости будут именоваться «подразделения».
2. Требования настоящей Временной инструкции основаны на Законе Российской Федерации от 8 июля 1992 года «О федеральных органах государственной безопасности», Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции» и воинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Личное табельное оружие и боеприпасы* к нему выдаются военнослужащим подразделений и сдаются обратно в соответствии с действующим порядком.
______________________
* В дальнейшем — «оружие».
4. Постоянное хранение и ношение оружия разрешается военнослужащим руководителями органов государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, начальниками управлений МБ России по краям и областям, начальниками управлений и отделов военной контрразведки по группам войск, округам, флотам и объединениям центрального подчинения, командующими войсками пограничных округов, начальниками пограничных отрядов, начальниками учебных (кроме военно-учебных) заведений, начальниками Администрации Министра, Штаба, Аппарата командующего пограничных войск, самостоятельных управлений, служб и отделов МБ России на основании рапортов этих военнослужащих и оформляется приказами. На рапорте военнослужащий обязан получить у непосредственного начальника отметку о сдаче зачета по материальной части оружия, мерам безопасности, владению приемами и правилами стрельбы и знанию положений настоящей Временной инструкции.
5. Нарушение порядка хранения, ношения, применения и использования оружия влечет за собой дисциплинарную, материальную или установленную законом уголовную ответственность, в зависимости от последствий такого нарушения.
II. Хранение оружия
6. Оружие, выданное военнослужащему для постоянного хранения и ношения, находится непосредственно у него или хранится в личном сейфе (металлическом шкафу). Военнослужащий обязан обеспечить надлежащие условия хранения оружия, исключающие возможность его хищения, утраты или потери.
7. Руководители подразделений обеспечивают постоянный контроль за наличием у подчиненных военнослужащих оружия и выполнением ими требований по его хранению, организуют проведение периодических осмотров оружия и мест его хранения, а также учет боеприпасов. Осмотры проводятся в присутствии военнослужащих, которым это оружие выдано.
8. При нахождении военнослужащего на излечении в стационарах медицинских учреждений, а также в иных случаях по усмотрению военнослужащего оружие может быть оставлено на хранение в личном сейфе, опечатанном личной металлической печатью, или передано на временное хранение дежурному по подразделению с уведомлением об этом непосредственного начальника.
При следовании военнослужащего с оружием в командировку или отпуск воздушным транспортом данные об оружии записываются в командировочное (отпускное) удостоверение, а запись скрепляется печатью подразделения.
9. О всех случаях хищения, утраты, порчи оружия или выхода его из строя военнослужащий немедленно докладывает по команде.
III. Ношение оружия
10. Военнослужащий, получивший оружие для постоянного ношения, в соответствии с обстановкой самостоятельно определяет целесообразность ношения оружия в служебное и внеслужебное время.
11. Ношение оружия военнослужащим, одетым в гражданскую одежду, должно быть скрытым от окружающих и исключающим возможность его хищения или утраты.
12. Ношение оружия военнослужащим в военной форме одежды осуществляется в порядке, предусмотренном воинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и правилами ношения военной формы одежды.
13. Демонстрация военнослужащим оружия окружающим, а также передача его другим лицам без служебной необходимости запрещается.
IV. Применение (использование) оружия
14. Военнослужащий в соответствии с конкретной обстановкой, исходя из задач, определенных Законом Российской Федерации «О федеральных органах государственной безопасности», положений ст.ст.13 (необходимая оборона), 14 (крайняя необходимость) УК РСФСР и ст.43 Устава внутренней службы Вооруженных Сил самостоятельно определяет необходимость применения (использования) оружия.
15. При применении оружия военнослужащий обязан:
предупредить о намерении его применения, в необходимых случаях произвести предупредительный выстрел вверх, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований военнослужащего, за исключением тех случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и военнослужащего, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого сопротивления к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;
обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи.
16. Военнослужащий вправе обнажить оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения.
Попытки лица, задерживаемого военнослужащим с обнаженным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют военнослужащему право применить оружие.
17. Запрещается применять оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен военнослужащему, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
18. О каждом случае применения оружия военнослужащий в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт непосредственному начальнику по месту службы или руководителю подразделения по месту применения оружия.
Руководитель подразделения принимает меры к уведомлению прокурора о всех случаях смерти или ранения, а также к уведомлению в возможно короткий срок родственников убитых и раненых.
19. Военнослужащий не несет ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.
Применение оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
14 сентября 1992 года,
регистрационный N 57
Текст документа сверен по:
«Бюллетень нормативных актов
министерств и ведомств
Российской Федерации»,
N 2, 1993
docs.cntd.ru
|
Статья 25. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники |
www.jurist-center.ru