Порядок признания гражданина безработным – 3. /

33. Правовой статус безработного. Порядок признания граждан безработными.

Гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, впоследствии может приобрести статус зарегистрированного в качестве безработного. Такое решение принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы эти граждане регистрируются в качестве безработного с первого дня предъявления указанных документов.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Закон о занятости указывает также на ряд обстоятельств, препятствующих приобретению гражданином статуса безработного. Так, безработными не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста; лица, которым в соответствии с законодательством РФ назначены определенные виды пенсий; лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера (а впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера) и др.

Лицам, имеющим статус зарегистрированного в органах службы занятости в качестве безработного, законодательство предоставляет большее число гарантий в сфере содействия их занятости (бесплатная профессиональная ориентации, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и др.). Их правовой статус дополняется также правом на пособие по безработице, а также обязанностями по соблюдению порядка регистрации и перерегистрации, активному содействию своему трудоустройству, информированию органа государственной службы занятости о своих действиях относительно самостоятельного поиска работы и др.

6.2.6. Особенности трудоустройства отдельных категорий

субъектов

Правовая организация трудоустройства с участием государственной службы занятости характеризуется существованием особенностей для отдельных категорий субъектов. Последние объединены понятием «особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы», их перечень следует из ст. 5 Закона о занятости и включает в себя инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и иных.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Одной из таких повышенных гарантий является квотирование рабочих мест. Квотирование — это установление минимального количества рабочих мест для субъектов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий. Так, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Законом о защите инвалидов. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок квотирования уточняется в нормативных правовых актах субъектов РФ. Так, Правительство Москвы Постановлением от 4 марта 2003 г. утвердило Положение о квотировании рабочих мест в г. Москве. Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах обязаны встать на учет в государственном учреждении г. Москвы «Центр квотирования рабочих мест». В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют на счет по учету доходов Фонда квотирования обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Российской Федерации на день внесения платы.

Законодательством установлены особенности трудоустройства молодежи. Известно, что до определенной поры трудоустройство выпускников учебных заведений гарантировалось государством посредством системы распределения и осуществлялось на плановых началах. Впоследствии была введена контрактная основа трудоустройства выпускников в определенных случаях (см. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», в целях реализации которого Минтруд России и Госкомитет РФ по высшему образованию приняли Постановление от 27 декабря 1995 г. «О типовых контрактах между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием»).

В соответствии с указанными нормативными актами, а также заключенными на их основе контрактами студент обязан при условии освоения им образовательной программы заключить по предложению ректора контракт с конкретным работодателем на срок до трех лет. На основании последнего работодатель обязуется принять студента на определенную должность на работу с заключением трудового договора, условия которого также могут быть заранее оговорены при заключении контракта о трудоустройстве. Контрактом предусматривается возмещение затрат в случае отказа студента вступить в трудовое правоотношение с оговоренным работодателем.

studfiles.net

16 Порядок признания граждан безработными и назначение им пособия по безработице.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане:

— не достигшие 16-летнего возраста;

— которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

— отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

— не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

— осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

— представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Условия и сроки выплаты пособия по безработице:

1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

3. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата, пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено Законом.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

studfiles.net

28.Порядок и условия признания граждан безработными.

На основании ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» — безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в Постановлении Правительства РФ от 22.04.1997 г. №458, добавлен ещё один критерий признания гражданина безработным, помимо перечисленных в Законе «О занятости» — это не трудоустроенность в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы.Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона «О занятости», либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь, орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

studfiles.net

Порядок и условия признания граждан безработными — КиберПедия

В п. 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» содержится перечень признаков, при одновременном наличии которых гражданин признается безработным, то есть лицом, не имеющим постоянного места работы и, соответственно, постоянного заработка. Всего можно выделить шесть таких признаков:

1) трудоспособность, то есть способность по возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и квалификации (при необходимости) выполнять ту или иную работу в соответствии с тем или иным объемом обязанностей;

2) отсутствие работы – в данном случае понятие работы, как представляется, следует трактовать с учетом положений ст. 2, определяющей категории граждан, признаваемых занятыми. В общем случае речь идет о том, что гражданин не состоит в трудовых правоотношениях;

3) отсутствие заработка – неполучение гражданином заработной платы и (или) иных видов заработка ввиду отсутствия у него работы;

4) регистрация в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы – постановка гражданина на регистрационный учет в целях его последующего трудоустройства на подходящую работу в соответствии со ст. 4Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»;

5) осуществление самостоятельного поиска работы – самостоятельные, без содействия органов государственной службы занятости населения, действия граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, по поиску для себя рабочего места в целях осуществления ими трудовой деятельности;

6) готовность приступить к работе – этот признак означает, что гражданин по физическому, психическому и социальному состоянию готов приступить к работе в любое время, когда она ему будет предложена. Иными словами, он не находится в отъезде, не занят уходом за ребенком, нетрудоспособным членом семьи, а также отсутствуют какие-либо иные обстоятельства, препятствующие тому, чтобы гражданин приступил к работе. В указанном подходе законодателя, по мнению В.В. Архипова, «мы видим понимание законодателем важности не факта заключения трудового договора, а факта преступления гражданина к работе»[8].

Согласно п. 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» для целей признания гражданина безработным не учитываются в качестве среднего заработка выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка. Выходное пособие – компенсация работнику в случае расторжения трудового договора по основаниям, установленным трудовым законодательством.



Средним заработком является сохраняемая за работником средняя месячная заработная плата, рассчитываемая в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия)[9].

Выходное пособие выплачивается, а средний месячный заработок сохраняется за гражданами, которые были уволены по инициативе работодателя по следующим основаниям:

— ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем.

— сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В п. 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» содержится перечень граждан, которые не могут быть признаны безработными. Обратим внимание, что такие граждане могут быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, но по истечению десяти календарных дней после их обращения в органы службы занятости населения и предоставления всех необходимых документов они не получат статус безработного гражданина, даже если для них не будет найдена подходящая работа.

Рассмотрим, кого рассматриваемый Закон относит к числу граждан, которые не могут быть признаны безработными.

Граждане, не достигшие 16-летнего возраста.

Эта категория установлена в связи с требованиями трудового законодательства о возрасте, с которого допускается заключение трудового договора с работником, то есть возрасте наступления трудовой правоспособности. Согласно ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. Таким образом, именно шестнадцать лет — общий возраст установления трудоспособности, поэтому лица, не достигшие этого возраста, то есть нетрудоспособные с точки зрения трудового законодательства, не могут быть признаны безработными.



Пенсионеры по старости, то есть граждане, которым назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Указанные граждане не относятся к категории безработных в целях ЗаконаРФ «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с тем, что они признаются нетрудоспособными согласно пенсионному законодательству и обладают правом на получение пенсии, то есть получают компенсацию за утраченную трудоспособность.

Оценивая конституционность рассматриваемой нормы, закрепленной абз. 3 п. 3 рассматриваемой статьи, Конституционный Суд РФ указал, что сама по себе оспариваемая норма, устанавливающая, что не могут быть признаны безработными лица, хотя и не имеющие работы и заработка, однако получающие пенсию, т.е. ежемесячную денежную выплату, предоставляемую гражданам, в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода), учитывает существование различных форм социальной защиты граждан и не может рассматриваться как нарушающая права лиц, реализовавших свое право на социальное обеспечение путем получения пенсий[10].

Граждане, в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы отказавшиеся от двух разных предложенных им вариантов подходящей работы.

При этом в п. 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не раскрываются критерии для признания предложенных вариантов отличными друг от друга при установлении запрета на повторное предложение гражданину одной и той же работы. Полагаем, что разные варианты работы должны предусматривать возможность заключения трудовых отношений с разными работодателями, в разных местах и сравнительно различающимся объемом и содержанием трудовых обязанностей.

Такие варианты работы должны быть предложены гражданам, которые зарегистрированы в органах государственной службы занятости в целях поиска подходящей работы, в течение десяти календарных дней со дня их регистрации в качестве таковых.

Граждане, не явившиеся без уважительных причин в органы государственной службы занятости для предложения им подходящей работы.

Срок для установления такой неявки составляет десять календарных дней, исчисляемых со дня регистрации граждан в целях поиска подходящей работы. Иными словами, истечение указанного срока означает, что такие граждане злоупотребляют предоставленным им правом на содействие органов занятости в поиске подходящей работы либо не заинтересованы в ее получении, не готовы к ней приступить.

На практике органы службы занятости в случае, если поступит информация о подходящей для гражданина работе, направляют ему уведомление в письменном виде либо посредством телефонной связи и назначают посещение в любой день из предусмотренных десяти календарных дней. Если гражданин не явился по вызову, то он теряет право на признание его безработным.

К данной категории граждан также относятся лица, не явившиеся в срок, определенный органами государственной службы занятости для их регистрации в качестве безработных. В данном случае речь идет о неисполнении гражданином обязанности явиться в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным.

Граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Согласно ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. При этом осужденному выплачивается заработная плата. Таким образом, указанные лица являются занятыми, поскольку отбывают наказание либо по месту работы, либо по специально определенному месту работы и при этом получают заработную плату, следовательно, не могут быть признаны безработными.

Лишение свободы согласно ст. 56 УК РФ заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. В данном случае граждане, осужденные к наказанию в виде лишения свободы, не могут быть признаны безработными вследствие особого статуса, предполагающего ограничение их прав и свобод со стороны государства по причине серьезного нарушения ими действующего в Российской Федерации правопорядка.

Анализ судебной практики показывает, что при рассмотрении дел о признании безработными граждан, осужденных к вышеуказанным видам наказания, суды исходят из того, что условное осуждение граждан к данным видам наказания не является основанием для отказа в признании их безработными, а также они не обязаны сообщать о себе в органы государственной службы занятости сведения о назначении им таких наказаний, поскольку перечень документов, которые они должны представить в органы государственной службы занятости, определенп. 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и является исчерпывающим.

Приведем пример: Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Центра занятости населения г. Ноябрьск по снятию его с учета в качестве безработного и о восстановлении нарушенного права. Он указал, что при постановке на учет в качестве безработного предупредил о наличии у него условного осуждения и по требованию сотрудника Центра занятости населения предоставил копию приговора Промышленного районного суда г. Самары. Однако после ознакомления с приговором суда заявителю в устной форме было заявлено, что он будет снят с учета в качестве безработного, поскольку не сообщил своевременно о наличии у него условного осуждения. Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа при рассмотрении данного дела указала, что ЗакономРФ «О занятости населения в Российской Федерации» не предусмотрена обязанность осужденного лица, обращающегося в орган занятости населения, предоставлять в отношении себя приговор суда, поэтому Л. нельзя вменить обман либо сознательное сокрытие информации о назначении ему наказания в виде лишения свободы с целью принятия на учет и получения пособия по безработице. Кроме того, рассматриваемой статьи содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании безработным и не содержит запрета в признании безработными лиц, которые осуждены к наказанию в виде лишения свободы условно[11].

Граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

В данном случае речь идет только о тех сведениях и данных, которые содержатся в документах, перечисленных в п. 2 рассматриваемой статьи и в Постановлении Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы». Перечень этих документов является исчерпывающим.

Граждане, являющиеся занятыми.

Сам факт занятости граждан не соответствует определению понятия «безработные», – такие граждане с точки зрения федерального законодательства не нуждаются в предоставлении им государственных гарантий по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Перечень указанных лиц исчерпывающим образом определен в п. 3 рассматриваемой статьи.

Пункт 4 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет гражданам, которым в соответствии с рассматриваемой статьей и Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»[12] было отказано в признании их безработными, право на повторное обращение в органы государственной службы занятости по истечении одного месяца со дня такого отказа для решения вопроса о признании их безработными. Указанный месяц исчисляется со дня отказа в признании гражданина безработным, то есть начинает течь со дня, следующего за днем принятия органом государственной службы занятости решения об отказе.

Министерство труда и социальной защиты РФ в информации от 5 марта 2013 г. «Ответы на вопросы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по применению Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан, требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891 «Опорядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»[13] разъясняет, что отказ в признании зарегистрированного гражданина безработным не является основанием для снятия его с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы, поскольку не влечет за собой прекращения предоставления ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

При этом указанным гражданам рекомендуется устанавливать даты посещения центра занятости населения для подбора подходящей работы и осуществлять регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» указанные зарегистрированные граждане вправе по истечении месяца со дня, следующего за днем отказа, обратиться в центр занятости населения для решения вопроса о признании их безработными.

Позиция Министерства воспринята судами, исходящими из того, что при наличии обращения зарегистрированного гражданина о решении вопроса признания его безработным и отсутствии в течение данного месяца отказов гражданина от подходящей работы, нарушений им условий и сроков посещения органы службы занятости должны рассматривать вопрос о признании данного гражданина безработным со дня регистрации указанного обращения[14].

 

cyberpedia.su

Порядок признания граждан безработными и назначение им пособия по безработице

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане:

– не достигшие 16-летнего возраста;

– которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

– отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

– не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

– осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

– представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Условия и сроки выплаты пособия по безработице:

1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

3. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата, пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено Законом.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

sdalna10.com

Порядок признания безработным

Порядок признания безработным

 Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

 

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина в случае невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления им следующих документов:

 

Документы, необходимые для предъявления в службу занятости

     Гражданам

Гражданам, имеющим 
    инвалидность

Впервые ищущим работу

Имеющим трудовой стаж

Впервые ищущим работу

Имеющим трудовой стаж


ПАСПОРТ

или документ, его заменяющий

 

 

    
      
+

 


       +

 


       +

 


       +


ДОКУМЕНТ,
удостоверяющий профессиональную квалификацию

 

 

 

     +

 

 

     +


ДОКУМЕНТ
об образовании

 

 

    +

 

    +


ТРУДОВАЯ КНИЖКА

или документ, её заменяющий

 

 


       +

 


       +


СПРАВКА О СРЕДНЕМ ЗАРАБОТКЕ

за последние три месяца по последнему месту работы

 

 


       +

 


       +


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА

выданная в установленном порядке

 

 


       +

 


       +

 

www.gczn.nsk.su

Правовой статус безработного. Порядок признания граждан безработными.

Гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, впоследствии может приобрести статус зарегистрированного в качестве безработного. Такое решение принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы эти граждане регистрируются в качестве безработного с первого дня предъявления указанных документов.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Закон о занятости указывает также на ряд обстоятельств, препятствующих приобретению гражданином статуса безработного. Так, безработными не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста; лица, которым в соответствии с законодательством РФ назначены определенные виды пенсий; лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера (а впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера) и др.

Лицам, имеющим статус зарегистрированного в органах службы занятости в качестве безработного, законодательство предоставляет большее число гарантий в сфере содействия их занятости (бесплатная профессиональная ориентации, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и др.). Их правовой статус дополняется также правом на пособие по безработице, а также обязанностями по соблюдению порядка регистрации и перерегистрации, активному содействию своему трудоустройству, информированию органа государственной службы занятости о своих действиях относительно самостоятельного поиска работы и др.

6.2.6. Особенности трудоустройства отдельных категорий

субъектов

Правовая организация трудоустройства с участием государственной службы занятости характеризуется существованием особенностей для отдельных категорий субъектов. Последние объединены понятием «особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы», их перечень следует из ст. 5 Закона о занятости и включает в себя инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и иных.



Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Одной из таких повышенных гарантий является квотирование рабочих мест. Квотирование — это установление минимального количества рабочих мест для субъектов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий. Так, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Законом о защите инвалидов. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок квотирования уточняется в нормативных правовых актах субъектов РФ. Так, Правительство Москвы Постановлением от 4 марта 2003 г. утвердило Положение о квотировании рабочих мест в г. Москве. Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах обязаны встать на учет в государственном учреждении г. Москвы «Центр квотирования рабочих мест». В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют на счет по учету доходов Фонда квотирования обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Российской Федерации на день внесения платы.



Законодательством установлены особенности трудоустройства молодежи. Известно, что до определенной поры трудоустройство выпускников учебных заведений гарантировалось государством посредством системы распределения и осуществлялось на плановых началах. Впоследствии была введена контрактная основа трудоустройства выпускников в определенных случаях (см. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», в целях реализации которого Минтруд России и Госкомитет РФ по высшему образованию приняли Постановление от 27 декабря 1995 г. «О типовых контрактах между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием»).

В соответствии с указанными нормативными актами, а также заключенными на их основе контрактами студент обязан при условии освоения им образовательной программы заключить по предложению ректора контракт с конкретным работодателем на срок до трех лет. На основании последнего работодатель обязуется принять студента на определенную должность на работу с заключением трудового договора, условия которого также могут быть заранее оговорены при заключении контракта о трудоустройстве. Контрактом предусматривается возмещение затрат в случае отказа студента вступить в трудовое правоотношение с оговоренным работодателем.

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *