После аспирантуры что идет – После аспирантуры какая степень | Университет СИНЕРГИЯ

Содержание

После аспирантуры какая степень | Университет СИНЕРГИЯ

За магистратурой следует аспирантура – выбор тех, кто ощущает в себе тягу к научным знаниям. Сроки обучения аспирантов отличаются в зависимости от выбора формы учебы. Очники подходят к защите диссертации через 3 года, заочники готовятся на год дольше.

Подать заявку на обучение

Какую работу необходимо проделать на протяжении всего обучения

Ограничений по срокам защиты диссертационного труда законами не предусмотрены. Он может стать как первой серьезной заявкой молодого ученого, так и работой всей его жизни. А вот к периоду самой учебы аспиранта предъявляются жесткие требования.

Попасть на последипломный уровень высшего образования в аспирантуру можно только при соблюдении 2 условий.

  • Прохождение первых ступеней обучения с высоким баллом (вуз определяет его самостоятельно).
  • Успешная сдача испытаний (профильный предмет, философия/история науки, иностранный язык).

Проходной балл определяет вуз. Для тех, кто не оказался среди аспирантов, открыт «обходной путь» – соискателя научной степени. Последний должен сдать кандидатские экзамены и прикрепиться на 6 месяцев максимум к учебному заведению.

Практика подготовки будущих ученых/педагогов предполагает огромный пласт самостоятельной работы. За 3–4 года обучения студент должен:

  • Заниматься созданием/продвижением авторских/соавторских научных работ. Приветствуются оформление патентов, разработка авторских проектов, формирование отчетов по исследованиям.
  • Публиковать статьи. Определен минимальный набор публикаций (от 4 из перечня ВАК, от 3 из индекса РИНЦ). Желательно расширить его статьями научных журналов, газет, каталогов, не индексируемых РИНЦ, вне перечня ВАК.
  • Выступать на конференциях с докладом о собственных исследованиях. Активность участия в подобных мероприятиях во многом определяет перспективы дальнейшей научно-исследовательской практики.
  • Проводить практические, лабораторные занятия студентам, читать лекции. Аспиранты-очники сдают экзамен по педагогике.
  • Сдавать кандидатские экзамены, проходить промежуточную аттестацию.
  • Посещать занятия (в нашем вузе они проводятся вечером для удобного совмещения работы с учебой).
  • Собирать материал (эмпирический, научный, теоретический) будущей диссертации.

 

Какой ступенью образования является аспирантура

Стандартная программа Болонской системы присваивает аспирантуре третий уровень образования после бакалавриата и магистратуры. Но здесь есть уточнения, связанные с относительно недавним переходом на международную программы подготовки профессиональных кадров.

Так, бакалавры не могут стать аспирантами без магистерского диплома, а выпускники специалитета могут. Для последних это вторая ступень. Студенты, закончившие аспирантуру, вправе поступать повторно как соискатели (это уже второе высшее или 4-я ступень).

 

Какая степень присваивается выпускнику аспирантуры

В отличие от бакалавров, специалистов, магистрантов, аспиранты не получают квалификационного диплома. Им присваивается степень кандидата наук. Она дает право вести педагогическую деятельность, принимать участие в совместных научных работах, претендовать на государственную поддержку при проведении исследований.

 

Возможно ли дальнейшее повышение уровня квалификации

Статус кандидата наук – «пропуск» в докторантуру. Она является следующей ступенью подготовки ученых кадров и доступна только держателям диплома магистранта/специалиста, успешно сдавшим кандидатские экзамены, защитившим перед комиссией диссертацию.

Докторантура, как и аспирантура – уровень послевузовского последипломного повышения квалификации. Заканчивается докторской диссертацией, присвоением степени доктора наук.

Подать заявку на обучение

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01

E-mail: [email protected]

График работы приёмной комиссии:
Пн – Пт: 08:30 – 22:10;
Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

synergy.ru

Бакалавры, специалисты, магистры, аспиранты | Молодежный кадровый центр

Начнем по порядку.

Забегая вперед отвечу на важные вопросы: «Бакалвр — это высшее образование?», «А магистратура?»

Бакалавриат, магистратура, специалитет – это всё высшее образование, 

а аспирантура и докторантура – получение ученой степени, т.е. занятие научной и преподавательской деятельностью.

Существует еще интернатура и ординатура, подробней об этом можно узнать в интернете. 

Например, неплохо написано здесь: http://thedifference.ru/otlichie-ordinatury-ot-internatury/

Итак, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. БАКАЛАВР

  • квалификация (степень), подтверждающая получение высшего профессионального образования
  • присваивается тому, кто отучился в высшем учебном заведении (институте, академии или университете) 4 года
  • прошел в завершении обучения итоговую аттестацию (сдал «госэкзамены»)
  • по окончании можно поступить в магистратуру

2. СПЕЦИАЛИСТ

  • квалификация (степень), подтверждающая получение высшего профессионального образования
  • присваивается тому, кто отучился в высшем учебном заведении (институт, академия, университет) не менее 5 лет
  • прошел в завершении обучения итоговую аттестацию («госэкзамены») и защитил «дипломную работу»
  • по окончании можно поступить в магистратуру или аспирантуру

3. МАГИСТР

  • квалификация (степень), подтверждающая получение высшего профессионального образования
  • присваивается тому, кто сначала получил квалификацию (степень) бакалавра или специалиста, а затем окончил магистратуру, где нужно учиться 2 года
  • в завершении обучения защитил «магистерскую диссертацию»
  • по окончании можно поступить в аспирантуру
УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ

4. АСПИРАНТ/ ПО ОКОНЧАНИИ АСПИРАНТУРЫ МОЖНО СТАТЬ КАНДИДАТОМ НАУК

  • степень кандидата наук достигается защитой диссертации
    после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре)
  • а это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности.
  • дает возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.
  • по окончании можно поступить в докторантуру

5. ДОКТОРАНТ/ ПО ОКОНЧАНИИ ДОКТОРАНТУРЫ МОЖНО СТАТЬ ДОКТОРОМ НАУК

  • согласно законодательству, срок обучения в докторантуре в России не должен превышать 3 лет
  • чтобы получить степень доктора наук, сначала нужно получить степень кандидата наук, т.е. окончить аспирантуру

www.profirk.ru

Кем работать после аспирантуры?

Как выяснилось, диплом специалиста или магистра – это еще не предел всех мечтаний для амбиционного выпускника, ведь «аспирант» — куда более почетное звание для учащегося высшего учебного заведения. Однако здесь у студента имеются большие и радужные перспективы в плане будущей карьеры, да и предлагаемые должности «почетные и прибыльные», так сказать. И, тем не менее, обязательно стоит разобрать данный вопрос по порядку, подбираясь к главной теме, кем работать после аспирантуры?

Что такое аспирантура?

Итак, аспирантура – это, прежде всего, самостоятельная форма обучения, которая обеспечивает качественную подготовку научно – педагогического состава высшей квалификации. Полученные на занятиях знания и навыки, скорее, практические, а лекции преобладают в незначительном количестве.

Проще говоря, студент долгие пять лет углубленно изучает теорию в выбранной специальности, а теперь в аспирантуре он может применить полученные знания непосредственно на практике. В данном случае приветствуются многочисленные эксперименты, а также углубленное изучение практического материала в рамках выбранной специальности.

Аспирантура необходима для получения научных знаний и оформления собственных разработок. Если опять-таки говорить простым и доступным языком, то каждый заинтересованный аспирант должен готовиться к своей будущей докторской диссертации.

Для этого желательно обратить внимание на такие аспекты знаний, как:

1.​ Создание и продвижение собственных научных работ;

2.​ Публикация своих работ в научных журналах;

3.​ Выступление аспиранта с докладом на научных конференциях;

4.​ Ведение практических и лабораторных работ для отдельных групп студентов;

5.​ Подготовка будущей докторской диссертации.

Так что занятий на три года учебы предостаточно, главное – своевременно расставить приоритеты и поставить цель, которой неустанно следовать.

Как поступить в аспирантуру?

Теперь всем становится понятно, что уже дипломированный магистр не достиг поставленных целей, поэтому основательно готовится к высокому званию «кандидат наук». Однако добиться таких высот не так уж и просто, а поступление в аспирантуру для многих и вовсе остается несбыточной мечтой.

Советуем почитать: Идти ли в аспирантуру или нет?

Например, рассчитывать на данное обучение могут исключительно выпускники с присвоенным статусом «магистр» или «специалист», блестяще сдавшие несколько вступительных кандидатских экзаменов. Для остальных категорий выпускников данная категория обучения и вовсе остается недоступной и заоблачной.

Форма обучения в аспирантуре традиционно бюджетная и по контракту. В первом случае магистр блестяще сдал вступительные экзамены и набрал проходной балл, поэтому последующие годы нести гордое звание «аспирант» может абсолютно бесплатно. Если по каким–либо причинам поступить на бюджет так и не удалось, но перспективы у такого абитуриента самые радужные, то руководство аспирантуры предлагает ему платную фору обучения. Соглашаться на такое предложение или нет – выбор каждого выпускника.

Обязательными экзаменами при поступлении считаются иностранный язык (привилегированно английский) и философия, а также профилирующий по специальности предмет и предмет по направлению вуза.

Кстати, можно изменить освоенную специальность в аспирантуре, однако такие нюансы необходимо будет оговаривать в индивидуальном порядке с руководством вуза (не все высшие учебные заведения идут выпускнику на такие уступки).

Что важно знать в аспирантуре?

Если вы считаете, что в аспирантуре важен процесс, то сильно ошибаетесь, поскольку немаловажную роль играет именно результат такого обучения, то есть успешная сдача кандидатских экзаменов точно в срок.

Для успешности в данном вопросе крайне важно регулярно посещать лекции не только по предмету будущей кандидатской работы, но и для общего развития социологию, экономику, психологию, статистик и даже педагогику. Однако основным по-прежнему остается именно профильный предмет.

Обучаться в аспирантуре несложно в течение семестра, а вот на кандидатских экзаменах придется попотеть и максимально продемонстрировать глубину своих познаний в каждом предмете.

На протяжении семестра аспирант ходит на лекции, выполняет практические занятия, но главное отличие от студенческой жизни – уникальная возможность педагогической практики с правом оценивания работ студента. В последнем случае педагогическая деятельность аспиранта оговаривается с деканом или заведующим кафедры индивидуально, а часы практики строго ограничены.

Отдельно стоит уточнить, что аспирантура – это путь к профессиональной педагогической деятельности, причем не исключено, что протекать она будет в стенах родного университета. Именно поэтому, будучи еще аспирантом, можно всегда завести полезные знакомства и наладить связь с преподавателями, которые теперь отчасти считаются коллегами.

Такой умный подход обязательно поможет «зацепиться», ведь не исключено, что в скором времени какой-нибудь профессор замолвит за вас пару приятных словечек в кабинете ректора, например. Конечно, штурмовать вуз необходимо исключительно знаниями, но и полезные связи в данном вопросе уж точно не повредят.

Совмещение работы и аспирантуры: законно или нет?

На одну стипендию аспиранту явно не прожить, а то минимальное количество часов преподавания, которое ему выделяет вуз, не оплачивается должным образом. Вот поэтому и возникает острая необходимость в дополнительном источнике доходов, не связанным с педагогикой и профессиональным обучением. Однако вот здесь имеется одно, но очень существенное НО.

Согласно официальным правилам, которые должен знать любой учащийся аспирантуры, аспирант очной формы обучения не имеет права работать в каком-либо другом месте, несвязанным со стенами вуза и наукой.

Советуем почитать: Подработка в стенах ВУЗа: за и против

Правило, конечно, строгое, но, как известно, все правила созданы для того, чтобы их нарушать. Именно поэтому все аспиранты пренебрегают такими рекомендациями и запретами, а для улучшения своего материального состояния подыскивают денежную подработку.

В аспирантуре об этом знать не должны, хотя по неофициальным данным профессора понимают финансовые трудности и закрывают глаза на некоторые нарушения.

На аспирантов – заочников и соискателей такие правила не распространяются, однако и обучение для них включает более продолжительный период времени. Защита кандидатской диссертации становится тем финишем, который обеспечивает хорошую должность и вполне приличную заработную плату.

Сроки обучения индивидуальны, но результат, по сути, один и тот же, как и перспективы молодого, но уже квалифицированного специалиста.

Соискатель или заочник?

Далеко не все желающие становятся аспирантами дневного отделения, поскольку количество бюджетных мест строго ограничено. Зато шансов стать аспирантом – заочником или соискателем гораздо больше. Кто-то спросит, а в чем отличие? Вот в данном вопросе и необходимо внести определенную гласность!

Итак, заочная аспирантура, прежде всего, избавляет от посещения лекций, прекрасно сочетается с работой, а также оставляет время на подготовку к диссертации. Аспирант имеет определенное место работы, где ему предоставляют 30-тидневный оплачиваемый отпуск. Учиться в данном случае необходимо четыре года, тогда как при очной форме обучения этот срок составляет всего три года.

А вот соискатель – это творческий человек, который по-прежнему пребывает в поиске себя и своего я. Его основная задача сдать кандидатские экзамены, как соискатель, и только после этого можно поступить без вступительных экзаменов в аспирантуру.

Обучается он по индивидуальному плану, но при этом единожды в год на плановом заседании кафедры отчитывается о проделанной работе. Кстати, человек, окончивший аспирантуру на бюджете, быть соискателем уже не может.

Кем стать, выпускник вуза в состоянии эйфории решает самостоятельно, но при этом важно взвесить все за и против такого судьбоносного решения. Второго такого шанса в будущем может уже не представиться, так что самое время воспользоваться нужным моментом и «оказаться в нужное время в нужном месте», так сказать. Треть выпускников решаются на столь ответственный шаг, но не более!

Кем можно работать после аспирантуры?

Как показывает тенденция нескольких лет, многие выпускники вузов очных отделений выбирают вместо определенной профессии аспирантуру, чтобы повысить уровень своих знаний до почетной отметки «профессионал». Конечно, придется еще поучиться и вовсе не год, зато результат таких стараний обеспечит перспективное будущее.

Если интересно знать, кем можно стать после аспирантуры, то вариантов несколько. Чаще всего выпускники остаются в стенах родного вуза в качестве уже квалифицированных преподавателей и также обучают желторотых студентов.

Советуем почитать: Как получить второе высшее образование?

Какая бы специальность не была выбрана, аспирант связывает ее с научной деятельностью, которая в дальнейшем становится смыслом его жизни. Не бывает случайных аспирантов, а каждый осознанно выбирает профессию, связанную с наукой!

Вывод: Если ты – выпускник вуза, но стремишься продолжить обучение и через несколько лет стать квалифицированным преподавателем, то просто обязан знать, кем работать после аспирантуры.

На информативном сайте советстуденту.рф описаны все тонкости и нюансы данного вопроса, которые в будущем помогут определиться с окончательным выбором будущей профессии.

Теперь ты знаешь, кем работать после аспирантуры.

C уважением, команда сайта советстуденту.рф

Автор: Анна Кислякова

xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai

Кем работать после аспирантуры? Советы специалистов!

«Аспирант» — звучит гордо! Это возможность проявить себя, связать дальнейшую жизнь с научной деятельностью, стать настоящим профессионалом в своей отрасли. Некоторые студенты решают продолжить обучение просто потому, что не знают, куда идти дальше. Но кем работать после аспирантуры? Как закончить ее так, чтобы открыть перед собой все возможные двери? Есть ли какие-то секреты в обучении? Давайте разберемся.

Содержание статьи:

Как проходит обучение?

Аспирантура – это возможность применить на практике знания и навыки, полученные за предыдущие годы обучения. У каждого студента есть свой научный руководитель, вместе с которым выбирается тема исследований и направление дальнейшей работы.

Во время обучения отпадает необходимость в ежедневном посещении большого количества лекций, как это было на младших курсах. Количество теоретических занятий сводится к минимуму, а вот практики как раз достаточно для того, чтобы полностью освоить выбранную тему.

Основа обучения в аспирантуре – самостоятельные исследования, экспериментальные методы и огромное количество возможностей проявить себя. Студент не только готовится к написанию и защите своей кандидатской диссертации, но и может проводить практические и лабораторные занятия у обучающихся на младших курсах, создавать свои собственные научные работы и выступать с ними на конференциях, публиковать результаты исследований в научных журналах.

Самое главное для будущего научного работника – выбрать интересную для себя тему, поставить четкую цель в начале трехлетнего обучения и постепенно следовать ей. Только тогда у него будет возможность получить достойную высокооплачиваемую работу в дальнейшем.

Можно ли устраиваться на работу во время учебы?

Официальные правила аспирантуры запрещают студенту очного отделения устраиваться на работу, несвязанную с родным вузом и преподавательской деятельностью. На заочников и соискателей это правило не распространяется.

Но в большинстве случаев оплата за выделенные вузом часы преподавания слишком низкая, и будущие научные деятели вынуждены искать подработку в любой сфере, где не требуется предъявлять диплом. На кафедре об этом знать не должны, но многие руководители хорошо понимают ситуацию и закрывают на нее глаза.

Как проявить себя?

Воспользуйтесь этими советами, чтобы зарекомендовать себя как лучшего аспиранта и получить хорошую работу в дальнейшем:

  • Старайтесь завести полезные знакомства в кругах специалистов и преподавателей, которые теперь являются вашими коллегами. Конечно, на одних только связях карьеру не построишь, но и лишними они точно не будут.
  • Уделите большое внимание выбору направления ваших исследований. Работа должна иметь научную новизну и практическую ценность, именно тогда она будет оценена по достоинству.
  • Не упускайте возможности опубликовать свои работы в научных журналах или поучаствовать в конференции. Многие работодатели обращают на это внимание.
  • Самое главное – ваша кандидатская диссертация должна быть идеальной! Она является основным показателем проделанной работы и может как скрыть некоторые огрехи в обучении, так и полностью свести все старания на нет. Огромное влияние имеет и ее защита. Вы должны быть уверены в себе и уметь ответить на все вопросы. Поэтому, если время поджимает и вам кажется, что ваших собственных сил недостаточно – обратитесь к профессионалам, которые помогут не только написать отдельные части или целую работу, но и подготовиться к выступлению на кафедре.
Кем работать после аспирантуры?

У аспиранта, который успешно закончил обучение, есть несколько путей дальнейшего развития. Он может устроиться преподавателем в ВУЗ, в том числе и свой родной, и продолжать свою научную деятельность параллельно с чтением лекций и ведением практики у студентов младших курсов.

Второй вариант – воспользоваться своим дипломом и успешно защищенной диссертацией, чтобы устроиться работать по специальности или в любой научно-исследовательский центр. Так или иначе, большинство аспирантов связывают свою дальнейшую жизнь именно с наукой и развиваются в этой отрасли.

Подведем итоги

Теперь вы знаете все о том, как закончить аспирантуру, чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу в дальнейшем. Выбор деятельности зависит только от вас. Чтобы перед вами были открыты все двери, и вы легко могли выбрать любой желаемый вариант, уделите максимальное внимание качеству и своевременности сдачи всех практических работ и кандидатской диссертации. Или лишите себя проблем и переживаний, обратившись к мастерам своего дела! (Лабораторные, семестровые, чертежи, контрольные, курсовые)

Материалы по теме:

Поделиться с друзьями:

Загрузка…

matemonline.com

Чем отличается магистратура от аспирантуры: сравнение и отличия

Срок обучения на бакалавра составляет четыре года, на магистра – шесть лет. В данной статье мы рассмотрим понятия каждого уровня образования, а также отличие магистратуры от аспирантуры.

Магистратура

На магистратуре идет подготовка профессионалов в заведениях, работающих по специальным программам обучения. Это вторая ступень после бакалавриата. Студенты вправе выбрать общие направления обучения и углубленного изучения отдельных предметов.

Преимущества магистратуры:

  • применение практических знаний;
  • осуществление профессиональной деятельности;
  • изучение острых практических проблем;
  • возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Диплом магистра соответствует европейским стандартам обучения, поэтому предполагает беспроблемное трудоустройство за границей. Не во всех российских ВУЗах можно получить эту степень. А только в учебных заведениях, работающих по обязательным программам. Они включают в себя обучающую и исследовательскую деятельность. Длительность обучения на магистратуре зависит от формы (на очной – 2 года, на заочной – 3 года).

Что такое аспирантура

Аспирантура – третья ступень высшего образования. Обучение предоставляют непосредственно в ВУЗах или НИИ площадках. Учиться здесь обязательно при желании преподавать в дальнейшем или заниматься научной работой. Аспирантом может стать любой студент, имеющий диплом бакалавра или магистра. За время обучения на кандидата наук придется хорошо потрудиться: написать и опубликовать несколько научных работ, проводить семинары и принимать экзамены у студентов, сдать специальные экзамены. О вас должно быть положительное мнение у комиссии и своего научного руководителя. Перед получением степени кандидата наук необходимо защитить работу перед диссертационным советом и пройти повторную проверку у высшей аттестационной комиссии. Одобрительное решение обеих сторон свидетельствует о принятии вашей работы и присвоение нового статуса – кандидата наук.

Читайте также: Как можно получить кандидата наук в России

Особенности обучения на аспирантуре:

  1. Обучение как платное, так и бесплатное, в зависимости от ВУЗа и выбранной специальности.
  2. Обязательное владение иностранным языком.
  3. Обучение на очной форме составляет 3 года, на заочной – 4 года.
  4. Предполагается отсрочка от армии на три года для аспирантов (но только для тех учащихся, кто находится на очной форме обучения).
  5. Аспирантура вполне способна выступать в качестве второго высшего образования.

Защита кандидатской диссертации не является обязательной, вы можете окончить обучение, сдав специальные экзамены. Но завершение аспирантуры без ученой степени совершенно ничего не дает при устройстве на работу. Оно равно повышению квалификации специалиста по специальной программе. Другое дело, звание «кандидата наук» открывает новые двери:

  1. Надбавки к зарплате и финансовые поощрения. Здесь следует заметить, что не во всех организациях предусмотрено материальное вознаграждение за наличие ученой степени.
  2. Получение высокой должности.

Несмотря на все привилегия, которые дает наличие ученой степени процесс обучения имеет ряд особенностей:

  • длительность обучения;
  • финансовые вложения;
  • моральные и интеллектуальные затраты.

Поэтому прежде, чем решиться на обучение в аспирантуре, взвесьте все нюансы с перспективой на будущее. И тогда вы поймете – стоит ли овчинка выделки.

Чем отличается магистратура от аспирантуры

Итак, подводя итог между 2 образовательными ступенями, можно выделить следующее:

  1. Обучение на аспирантуре дольше, чем в магистратуре.
  2. Выпускники магистратуры могут заниматься преподавательской деятельностью в средних специальных образовательных учреждениях.
  3. Магистратура существует только при высшем учебном заведении, в то время как аспирантура имеет место как при ВУЗе, так и иных исследовательских организациях.
  4. Отучившись на аспирантуре, гражданин имеет право преподавать в ВУЗах, а защитив диссертацию, получает ученую степень кандидата.
  5. Деятельность магистра направлена на практическое изучение специальности, в то время как аспирант занимается более углубленным изучением отдельных предметов.
  6. Внушительные размеры грантов и стипендий. Для аспирантов, обучающихся в официальных учреждениях, предусмотрены стажировки за границей, участие в международных научных конференциях.

Разница между магистратурой и аспирантурой очевидна – все равно, что говорить о возможности учащихся 9 и 11 классов поступить в ВУЗ. Стать кандидатом наук, не пройдя ступень обучения в аспирантуре, не получится. И так ли вам необходима ученая степень, вы должны решить исходя из вложений, которые требует аспирантура. Возможно, вам будет достаточно получить образование второго уровня и получить диплом специалиста.

uchebasovet.ru

зачем нужна и что дает, кто такой аспирант и кандидат наук

Возможность поступить в аспирантуру для многих является серьезным шагом, на который нужно решиться. Человек, идущий на это, должен четко понимать, чего он хочет достичь. Следует понимать, что обучение в аспирантуре является не просто следующей ступенью образования после окончания вуза. Поступление в нее выводит вас на качественно новый уровень. Аспирантура служит не просто местом для получения знаний. Она дает возможность человеку получить ученое звание.

Ознакомьтесь с подразделами…

Обучение

Все о процессе поступления и будущей учебы.

Вузы

Учеба в высших учебных заведениях страны.

… и дочитайте этот материал

Оглавление

Для того, чтобы учиться в аспирантуре, человек должен иметь способности к аналитической, творческой и исследовательской работе, а также у вас должен быть талант. Людей, обладающих такими способностями, среди выпускников вызов, очень мало. Из-за этого перед тем, как принять решение, вы должны разобрать в себе и понять, есть ли у вас способности для обучения и научной работы. Без способностей и таланта вы просто зря проведете время, и от этого не будет пользы. Лучше найти себя в чем-то другом, где вы можете принести пользу.

Что представляет собой данное обучение

Аспирантура представляет собой форму профессионального послевузовского обучения. Она является главным этапом подготовки научных и научно-педагогических кадров. На сегодняшний день она служит самостоятельной формой для получения образования. Основной целью ее является приобретение навыков для занятия научными работами самостоятельно. Образование в основном ведеться при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях.

Специалист, который закончил обучение, должен обладать всем необходимым, чтобы эффективно решать задачи в научной среде и качественно выполнять научно-исследовательские работы. Аспирантура, по сути, является формой повышения квалификации для желающих получить ученую степень кандидата наук. В ходе обучения человек получает опыт, который ему будет нужен, чтобы в дальнейшем выбрать актуальное научное направление. Он учится обосновывать те, темы исследований, которыми занимается. Аспирант также получает требуемый опыт для правильной организации и проведения эксперимента. Приобретает навыки умелой работы с литературой, способность грамотно получать и обрабатывать данные исследования, выполнять их сравнительный анализ. Учится правильно обобщать данные своих исследований в форме выводов. Завершающим этапом обучения является написание кандидатской диссертации. Написанную диссертацию аспирант должен будет предварительно защитить на заседании кафедры, а также на заседании научного отдела, который обязательно должен соответствовать его профилю.

Кто такой аспирант

Аспирантом является человек, у которого есть высшее профессиональное образование. Его целью является подготовка к защите диссертации для получения ученой степени кандидата наук. Для осуществления этой цели он должен пройти обучение в аспирантуре, которая находится при научно-исследовательских учреждениях и вузах. Им стать может человек, который имеет квалификацию магистра или специалиста и при этом является гражданином своей страны. Для зачисления в аспирантуру необходимо будет сдать вступительные экзамены на конкурсной основе. Кандидату необходимо будет подготовить научную публикацию, реферат и заявление на поступление. Очень помогают участия в научных конференциях, на основе которых дается рекомендация к поступлению.

Каждому аспиранту назначается научный руководитель, под наблюдением которого он пишет диссертацию. Кроме подготовки к написанию диссертации аспирант занимается индивидуальным планом работы. Этот план предусматривает сроки, по которым сдаются экзамены на кандидатский минимум. Также там указываются даты, по которым сдаются отдельные части диссертации. В обязанности аспиранта также входит посещение дополнительных занятий. Эти занятия проводятся на первом курсе обучения. Участие в работе кафедры, к которой он непосредственно закреплен, тоже входит в его обязанности. Если он не выполняет свой календарный план, его могут отчислить.

Для аспирантов очной формы предусмотрена выплата стипендий. У обучающихся на заочной форме обучения стипендии нет, но им можно каждый год брать дополнительный отпуск в размере тридцати дней. Этот отпуск они должны брать по месту своей работы. Аспирантам заочной формы обучения также может быть предоставлен один день в неделю, для проведения занятий, который оплачивается в размере 50%. Человек, поступающий в аспирантуру, имеет право выбрать направление, по которой будет проходить обучение. Поэтому не обязательно поступать в аспирантуру по специальности вашего диплома. В этом случае не стоит забывать, что необходимо будет освоить больше информации.

Что дает

Аспирантура предоставляет возможность человеку заниматься научной деятельностью. Также вам открывается возможность выступления на разнообразных конференциях и возможность участия в разных конкурсах. Она позволяет человеку самосовершенствоваться. Это происходит благодаря получению знаний по одному направлению, которое вы выбрали. Благодаря аспирантуре, вы можете заниматься преподавательской деятельностью. Итогом обучения является написание и защита кандидатской диссертации.

Зачем нужна

В первую очередь аспирантура нужна тем, кто планирует заниматься научной деятельностью или же преподавать в вузе. Некоторые люди идут учиться для того, чтобы повысить свою квалификацию или поменять область своей деятельности. Некоторые люди поступают продолжают обучение потому, что у них большое желание учиться и этот процесс им нравится.

edunews.ru

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается журнал «Молодой ученый».

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.

Ступень Квалификация/
Степень
Срок обучения Требования для присвоения квалификации Где можно продолжить обучение
Высшее образование
Бакалавриат Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура
Специалитет Дипломированный специалист / Специалист Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура
Магистратура Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура
Аспирантура

Адъюнктура

Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации Докторантура
Подготовка научных кадров
Докторантура Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что — первым?

Бакалавр — это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе — это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист». В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.

Магистр против специалиста

Магистр, как и специалист может заниматься научной деятельностью, преподавать в вузах, а также продолжить обучение в аспирантуре.

В чем же тогда разница между специалистом и магистром? Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов — к профессиональной деятельности. Магистры получают более глубокие профессиональные знания и навыки, дающие им преимущества перед специалистами.

Для получения диплома специалиста требуется меньше времени и усилий: поступив в вуз один раз, через 5 лет выпускники получают заветную корочку.

В магистратуру на бюджет принимают на конкурсной основе уже после окончания бакалавриата. Для поступления в магистратуру требуется сдать комплексный междисциплинарный экзамен.

Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра можно поступить в магистратуру другого вуза — здесь нет ограничений. Можно даже сменить направление, если вдруг понял, что интересы изменились. Чтобы получить диплом магистра, требуется уже как минимум 6 лет: не менее 4 лет бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию, предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией. Например, если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в дипломе магистра — более узкая специализация: «Психологическое консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик», «Клиническая психология». Специалист получит квалификацию «Физика», а магистр — «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика», «Радиофизика», «Электромеханика» и т. п. Хотя на деле можно встретить магистра с широкой квалификацией, такой как «Педагогическое образование», «История», «Экономика». Это лишний раз свидетельствует о том, что критерии присвоения степеней еще до конца не разработаны.

Аспирантура — третья ступень высшего образования

Реформирование образовательной системы затронуло и последующие ступени образования. Если еще недавно аспирантура считалась послевузовским образованием, то вступивший в силу 1 января 2013 года закон «Об образовании» сделал аспирантуру третьей ступенью высшего образования, которая реализует программу подготовки научно-педагогических кадров. Срок обучения в аспирантуре, как правило, составляет 3 года в очной форме и 4 — в заочной. Приказом Минобрнауки от 12 августа 2011 года № 2202 были утверждены специальности технических и естественнонаучных отраслей наук, срок обучения для которых в аспирантуре и адъюнктуре может составлять 4 и 5 лет соответственно.

Раньше аспирант был нацелен на защиту кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук. Теперь же времени на подготовку диссертации в аспирантуре отведено гораздо меньше за счет введения обязательных учебных занятий, а защита диссертация становится необязательной опцией. В результате, по словам главы ВАК Владимира Филиппова, диссертации защищают лишь 25–30% закончивших аспирантуру.

Единых для всех вузов и научных институтов требований к поступлению в аспирантуру больше нет. То, какие экзамены сдают поступающие в аспирантуру, решают сами учебные заведения: если раньше их было три, то с 2017 года их может быть и меньше.

Вузы самостоятельно определяют не только количество и перечень экзаменов, но и шкалу оценивания и проходной балл. Дополнительные баллы можно получить за личные достижения: патенты, публикации, участие в научных мероприятиях и конкурсах. Эти баллы складываются с баллами, полученными на экзаменах, либо могут учитываться вместо них. То есть вступительный экзамен может быть заменен конкурсом портфолио.

В 2017 году также впервые выданы дипломы об окончании аспирантуры, которые свидетельствуют об «освоении программы подготовки научно-педагогических кадров» по определенному направлению и о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Что касается докторантуры, то с 2013 года она полностью стала формой подготовки научных кадров, а не послевузовской подготовки.

Итак, реформирование системы высшего образования России привело к параллельному существованию двух систем: традиционной пятилетней подготовки квалифицированных специалистов и двухуровневой, по европейскому образцу, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Также заметно изменились функции аспирантуры, которая теперь встроена в общую систему высшего образования и направлена на подготовку научно-педагогических кадров. Меньше всего реформа затронула докторантуру, которая в целом сохранила свои функции.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *