Последствия процесса монополизации экономики – Глава 2. Последствия монополизации рынков.

Глава 2. Последствия монополизации рынков.

2.1. Социально-экономические последствия монополизации рынков.

Следствием свободной конкуренции по праву можно считать производственную эффективность, и эффективность размещения общественных ресурсов[6].

Производственная эффективность достигается тем, что предприятия, стремясь удержаться на рынке, работают при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства – минимальны. Цена продукта при этом находится на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками.

При монополии распределение ресурсов менее эффективно, т.к. отсутствует конкуренция за ресурсы, конкуренция между производителями, стимулы к снижению издержек и повышению эффективности минимальны

Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходит до той точки, в которой цена (мера стоимости продукта для общества) была бы равна предельным издержкам (менее альтернативной продукции, от которой отказалось общество, производя любой данный товар). При тех же издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного менее желательных результатов. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится.

Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы при монополистических рынках.

При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:

  • применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

  • выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

  • противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

В то же время, монополии имеют возможность:

  • увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

  • «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;

  • ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции.

Социальные последствия в основном состоят из «чистых потерь» (потерь, возникших в результате неэффективного распределения ресурсов), вследствие которых общество становится беднее.

Производственные ресурсы могли бы быть использованы более продуктивно в отрасли, сокращающей количество продукции, чем в отрасли, производящей товар-заменитель более низкого качества, для производства которого данные ресурсы используются на практике.

Ряд экономистов считают, что отсутствие конкуренции и желание монополиста полностью использовать имеющееся оборудование ослабляют стимулы к научно-техническому прогрессу и нововведениям. Другие полагают, что, имея огромные финансовые средства, монополия располагает большими возможностями вести научные исследования, внедрять достижения науки и техники.

2.2. Особенности регулирования монополизации и монополии в России.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией[11]:

  • поощрение создания товаров – заменителей

  • поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов)

  • привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли

  • финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов

  • государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Во всех странах рыночной экономики имеются законы:

  • запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;

  • не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;

  • предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же наиболее давнюю историю. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в 1890 г.[3]. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Параграф 2 Закона Шермана гласит: «Любое лицо, которое будет или пытается монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли.., будет считаться виновным в совершении преступления…».

Весьма сложной проблемой является определение факта монополизации. Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, на долю трех – 50%, на долю пяти – 66,6% рыночного оборота. Вообще считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурируют не менее 10 продавцов.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы[10].

  Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России — федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ.

Руководитель ФАС России – Игорь Юрьевич Артемьев.

Монополии в России[10]:

  1. Электроэнергетика.

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.

Основной целью образования РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО «ЕЭС России» поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей).

  1. Газовая промышленность.

Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО «Газпром», в 1999 г. оно преобразовано в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» — крупнейший кредитор российской экономики. ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershall» (дочернем предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

  1. Железнодорожный транспорт. В России главным железнодорожным перевозчиком является ОАО «РЖД».

На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями — железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 — 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).

В конце 1991 г. в России был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков[1]. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности был создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет). Согласно российскому законодательству доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. Однако доминирующим может быть признано по решению Антимонопольного комитета положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Закон предполагает целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение. В то же время Законом предусматриваются меры по развитию конкуренции. Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона «О естественных монополиях», который «определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий»[2].

Вывод: Негативные последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а, следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры для вхождения в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке научно-технического прогресса. Все это тесно связано с жизнью общества, и оно играет здесь немаловажную роль.

Но редко мы можем встретить монополию, которая совершенно негативно влияет на экономику данной страны. Я думаю, что большую роль здесь играет репутация. Вряд ли фирма-монополист, которая нерационально использует производство, позволяет падения качества своей продукции, а также не проявляет никакой заботы о своих же потребителях, будет иметь уважение на рынке. Как нам известно, потребитель доверяет проверенной фирме, даже если у нее нет аналогов. Для самой монополии неэффективно иметь плохую репутацию, ведь если потребители недовольны продукцией, но все равно вынуждены покупать ее, это приводит к угнетению общества, застою во многих областях жизнедеятельности общества и к полной беззащитности потребителя.

Заключение

На основе проделанной работы, можно сказать, что монопольная власть над рынком весьма относительна. Верно, что многие фирмы обладают «некоторой» монопольной властью. Не менее справедливо, что их активность вынуждены ограничить.

Мы рассмотрели концептуальные аспекты монополизации, выявив, что монополии имеют как случайный так и закономерный способ появления. Также мы видим, что существуют монополии по различным признакам. Есть и такие монополии, которые закреплены государством, и не несут в себе особых негативных последствий. Следует упомянуть и о патентных монополиях, которые создают патент на свою продукцию, что также обеспечивает монопольное положение на рынке.

И все же фирмы, обладающие действительно монопольной властью над рынком, встречаются довольно редко, так как немногие товары являются уникальными. Монополии возникают в тех случаях, когда фирме удается овладеть какой-либо новейшей идеей, заполучить у правительства исключительные права на поставку товара или удовлетворить рыночной спрос с более низкими издержками, чем нескольким фирмам.

Когда монополист назначает цену выше предельных издержек, некоторые потребители, оценивающие товар выше предельных издержек, но ниже установленной монопольной цены, отказываются от его покупки. В результате деятельность монополии ведет к безвозвратным потерям для общества. Последствия подобной политики могут быть смягчены посредством разумных действий правительства или, в некоторых случаях, самим монополистом посредством ценовой дискриминации. Таким образом, мы видим, почему государство борется с монополизацией.

Мы подробно рассмотрели последствия для общества, определив, что в основном монополизация порождает безработицу, стимулирует темпы инфляции, не дает выбора потребителю, предлагая лишь свой товар. В случаях, когда монополия прочно занимает свою позицию, она не стремится улучшить качество товара, уменьшить издержки или применить еще какие-либо новшества для своей продукции. Этот факт однозначно тормозит развитие экономики.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Библиографический список.

studfiles.net

4. Формы монополий и последствия монополизации экономики

Мочерний. Основы экономических знаний (2001)

Монополия — отдельные мощные предприятия или объединения нескольких предприятий, которые производят подавляющее количество определенной продукции, благодаря чему влияют на процесс ценообразования и присваивают высокие (монопольные) прибутки.
Первой монополизируется сфера обращения. На этой основе возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикати.
Картель — объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, цену, рынки збуту.
Синдикат — объединение нескольких предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостийнисть.
В синдикатах сбыт товаров осуществляет загальнозбутова контора. Сейчас синдикаты существуют преимущественно в сфере торговли, реже — в сфере производства. Так, алмазный синдикат контролирует мировой рынок необработанных алмазив.
В процессе монополизации производства появляются такие формы монополистических объединений, как трест и концерн.
Трест — объединение предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостийнисть.
То есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибутку.
Концерн многоотраслевой — объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет финансовый контроль за другими участниками объединения.
Среди 500 самых мощных монополий США свыше 90% существуют в форме многоотраслевых концернив.
В 60-е годы в США и некоторых других странах появились и начали расти конгломерати.
Конгломерат — монополистическое объединение, которое образуется в результате поглощения прибыльных разноотраслевых предприятий, которые не имели производственной и технической спильности.
Так, крупнейшая американская телефонная монополия «АТТ» начала скупать гостиницы, автопрокатные станции и т.д.. Кроме желания присвоить доходы рентабельных компаний конгломеративни поглощения имели также целью избежать различных колебаний конъюнктуры рынка во время криз.
Конгломерат наибольшей степени касается высказывания японцев о том, что крупная компания подобна дракону, голова которого узнает отрубленный хвост лишь через несколько лет после того, как это сталося.
Термин «монополия» происходит от греческих слов mono — один и роиео — продаю. Поэтому, по мнению западных ученых, монополия означает наличие одного продавца определенного товара или услуги или ситуацию, когда одна фирма обеспечивает полный выпуск товаров. Такой тип является монополией отдельного предприятия, или продавца, и называется абсолютной монополией; случается ридко.
Более распространена заговор или соглашение (гласная или негласная) нескольких крупных фирм, что позволяет им быстро получить господствующее положение на рынке и получить высокие прибыли. Такую ситуацию в производстве и на рынке называют олигополией (от греч. Олигос — мало, немного). В экономике развитых стран типичным является доминирование в отдельных отраслях 3-4 крупных фирм. Так, доля четырех ведущих автомобильных фирм в национальном производстве Японии составляет почти 70%, в Великобритании — 90, во Франции — 99,8%.
Если монополия осуществляется только со стороны продавца (а не производителя товаров), то эту ситуацию характеризуют как монопсония (моно — один, псония — закупка продовольствия). Более распространенной в этой сфере деятельности является олигопсония — наличие небольшой группы покупателей определенного товара или послуги.
Отдельный тип монополии связан с дифференциацией продуктов, наличием у них специфических свойств. Кроме того, это может быть оригинальная упаковка, особенность обслуживания и т.д., благодаря чему отдают предпочтение определенному товару. Такую монополию способны получить и малые пидприемства.
Процесс монополизации имеет положительные и отрицательные наслидки.
Позитивные последствия:
большие возможности гигантских предприятий и их объединений развивать современное производство, финансировать крупные научно-исследовательские лаборатории, получать новые научные результаты, внедрять новейшие технику и технологию, осуществлять переквалификацию работников, а следовательно, приспосабливаться к уровню развития производительных сил, к структурным сдвигам в экономике ;
расширение масштабов планомерного и организованного развития экономики, сознательного регулирования экономической системы вследствие возникновения и развития крупных хозяйственных единиц, координации их деятельности;
наличие возможности у гигантских предприятий благодаря массовому производству экономить на издержках производства, обеспечивать потребителей дешевыми качественными товарами.
Негативные последствия:
практика установления монопольных цен, создания искусственного дефицита. Покупатели вынуждены покупать товары по более высоким ценам, поскольку крупные компании изготавливают подавляющую массу продукции. По подсчетам американских экономистов, население США ежегодно переплачивает почти 70 млрд. дол. из-за завышенных групповыми монополиями цены;
торможение научно-технического прогресса. Это происходит потому, что монополизация производства и сбыта дает возможность крупным компаниям получать определенное время высокие прибыли, даже не внедряя новых достижений науки и техники в производственный процесс, сдерживая полное использование ресурсов, максимально возможное снижение издержек производства и соответствующий рост его эффективности;
вложения в погоне за прибылью крупными компаниями средств в проекты, которые дают наивысшую отдачу, с изъятием или существенным уменьшением при этом инвестиций в важные с точки зрения широких слоев населения производства. Американский ученый Ф. Шерер доказал, что потери от монополистического нерационального распределения ресурсов примерно на 2% (несколько десятков миллиардов долларов) уменьшают валовой национальный продукт США;
расходования монополии и олигополии значительных ресурсов для сохранения и укрепления монополистических позиций, власти (путем использования гипертрофированной рекламы, подкупа государственных чиновников с целью создания выгодной законодательной базы, сложности в получении от них малыми и средними фирмами разрешения на соответствующий вид деятельности, установление такими чиновниками разных бар ‘интерьеров — лицензионных, патентных и др..)
подавление конкуренции — важной движущей силы экономического прогресса. Поэтому П. Самуэльсон называет монополию экономическим злом. В сочетании положительных и отрицательных черт заключается одна из важнейших сущностных сторон монополии как экономической категории.


econbooks.ru

Формы монополий и последствия монополизации экономики

Монополия — это отдельные мощнейшие предприятия или объединения нескольких предприятий

, которые производят подавляющее количество определенной продукции, благодаря чему влияют на процесс ценообразования и присваивают высокие (монопольные) прибыли.


Монополии проникают во все сферы общественного воспроизводства — непосредственное производство, обмен, распределение и потребление. Первой монополизируется сфера обращения. На этой основе возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.


Картель — это объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, но договариваются о доле каждого в общем объеме производства, цену, рынки сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. В синдикатах сбыт товаров осуществляет общее сбытовая контора.


Сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. Возникает необходимость объединения в рамках одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств нескольких отраслей промышленности, т.е. вертикальной интеграции, или комбинирования. Например, в рамках гигантских автомобильных корпораций могут объединяться предприятия, добывающие сырье, выплавляют сталь, производят автомобили и др.. На этой основе появляется такая форма монополистических объединений как трест.


Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли.


С помощью механизма межотраслевой конкуренции и переливание капиталов вертикальная интеграция перерастает в диверсификацию, которая является процессом проникновения капитала той или иной монополии в отрасли, которые непосредственно не связаны с основной сферой ее деятельности.


На основе диверсификации возникает такая современная основная форма монополистических объединений, как многоотраслевой концерн — объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет по другим участниками объединения. Среди 500 мощнейших монополий США свыше 90% существуют в форме многоотраслевых концернов. Только 5% этих гигантских корпораций выпускают однопрофильных продукцию, подавляющее большинство их имеет в своем составе в среднем предприятия 11 отраслей, а мощные монополии — около 30-50 отраслей.


В 60-е годы в США и некоторых странах капитала появились и начали расти конгломераты — монополистические объединения, образовавшиеся вследствие поглощения прибыльных разноотраслевых предприятий, которые не имели производственной и технической общности. Так, крупнейшая американская телефонная монополя «АТТ» начала скупать гостиницы, автопрокатные станции и т.п.. Кроме желания присвоить прибыли рентабельных компаний, конгломеративни поглощения имели также целью избежать резких колебаний конъюнктуры рынка во время кризисов.


Помимо различных форм монополий, существуют отдельные типы и виды.
Различают три основных типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как заговор;
3) монополия, основанная на дифференциации продукта.
Термин «монополия» происходит от греческих слов моно — один и poleo — продаю. Поэтому, по мнению западных ученых, монополия означает наличие одного продавца определенного товара или услуги или ситуацию, когда одна фирма обеспечивает полный выпуск товаров. Такой тип является монополией отдельного предприятия, или монополией продавца и называется абсолютной. Случается редко.


Более распространена сговор или соглашение (гласная или негласная) нескольких крупных фирм, что дает им возможность быстро получить господствующее положение на рынке и получать высокие прибыли. Такую ситуацию в производстве и на рынке называют олигополией (от греч. Олигосмало, немного). Действительно, в экономике развитых стран является доминирование в отдельных отраслях 3-4 крупных фирм. Так, доля четырех ведущих автомобильных фирм в национальном производстве Японии составляет около 70%, в Великобритании — почти 96%, во Франции — 99,8%. В олигополии кроется опасность перерастания в монополию, поскольку ей присущи некоторые черты монополий (например, осуществляет единую ценовую политику). Олигополию называют групповой монополией.


Если монополия осуществляется только со стороны продавца (а не производителя товаров), то эту ситуацию характеризуют как монопсония (моно — один; опсония — закупка продовольствия). Более распространенной в этой сфере деятельности является олигопсония — наличие небольшой группы покупателей определенного товара или услуги.


Третий тип монополии связан с дифференциацией продуктов, наличием у них специфических свойств. Кроме того, это может быть оригинальная упаковка, особенность обслуживания и т.п., благодаря чему отдают предпочтение тому или иному товару. Такую монополию способны получить и малые предприятия.


Процесс монополизации (прежде всего в форме групповых монополий) приобрел в развитых странах значительных размеров. Так, в начале XX ст. в США почти половина всего производства всех предприятий страны была сосредоточена в руках 0,01 предприятий. В 1991 г. на 0,003 количества предприятий приходилось более половины всего производства США. К числу гигантов в тот период принадлежали предприятия с производством в 1 млн. дол. и более. Сейчас такие предприятия относятся преимущественно к категории мелких. Минимальный размер оборота по продажам промышленных корпораций, которые в 1990 г. вошли в список 500 самых мощных, составил более 1 млрд. дол. Признаком монополизации экономики в современных условиях является также сокращение количества конкурирующих предприятий в ряде отраслей. Так, если в США в начале XX ст. насчитывалось 1600 автомобильных компаний, то в середине 90-х годах их стало 4, причем на 3 мощнейшие приходилось 93,9% выпуска автомобилей.
Кроме перечисленных типов и форм монополий, выделяют еще естественную монополию, что является экономически целесообразной. Она образуется в сфере энергообеспечения, связи, трубопроводного транспорта и др.. Эти отрасли концентрирует, как правило, в своих руках государство.


Параллельно с концентрацией и централизацией промышленности и прежде всего промышленного капитала аналогичные процессы происходят в финансово-кредитной сфере. В основе концентрации и централизации банковского капитала лежат соответствующие процессы, которые осуществляются в рамках промышленного капитала. Это обусловлено тем, что, во-первых, от размеров промышленных предприятий зависит масса присваиваемой ими прибыли, а следовательно, и величина денежных капиталов, которые у них высвобождаются, а затем сосредотачиваются в банках. Во-вторых, у крупных предприятий возрастает потребность в больших масштабах банковских операций по выдаче ссуд.


Процесс монополизации капиталистического производства сопровождается усиленной концентрацией и централизацией банковского капитала, поскольку с ростом масштабов промышленных монополий и присваиваемой ими массы прибавочной стоимости у них высвобождается все больше денежных капиталов, которые сосредоточиваются в крупных банках. Так постепенно на смену мелким банкам приходят банковские монополии. Время только крупные банки могут удовлетворять потребности промышленных монополий в кредитах. Так, крупные банки являются важным фактором концентрации и централизации промышленного капитала.


В современных условиях монополия в банковской сфере усиливается вследствие проникновения НТР в эту сферу. В частности, внедрение дорогих ЭВМ, переход к системе электронных счетов требует все большего укрупнения банков. Кроме того, возрастает роль кредитно-банковской сферы в мобилизации сбережений части населения, в перераспределении капиталов между отраслями, во внешнем финансировании промышленных, транспортных, торговых монополий, в обеспечении механизма государственных займов и т.д. Поэтому уровень монополизации банковского капитала превышает уровень монополизации в промышленности. Об этом свидетельствует общее количество предприятий и банков. Если, например, в США в 1994 г. насчитывалось около 20 млн. предприятий, то количество банков составила всего около 12 тыс. В Украине в 1996 г. функционировали около 215 банков. Банковские монополии — это объединения крупных банков или отдельные банки-гиганты, которые играют решающую роль в банковском деле и присваивают монопольно высокие прибыли. Они развиваются в следующих формах:
1) банковские картели — соглашения между крупными банками с целью проведения единой дивидендной политики, установлении одинаковых процентных ставок и др.;


2) синдикаты, или консорциумы — соглашения между несколькими крупными банками с целью совместного осуществления крупных прибыльных финансовых операций, как правило, для выпуска ценных бумаг;
3) тресты — соглашения между несколькими крупными банками с целью объединения их капиталов и совместного управления ими;
4) банковские концерны — объединения формально независимыми банками под финансовым контролем могущественного из них с помощью скупки контрольного пакета акций.
Их разновидностью являются банковские группы как совокупность банков, которые контролирует одно акционерное общество, специально созданное для скупки контрольных пакетов банковских акций. Они получили название банковских холдингов.


Процесс монополизации имеет положительные и отрицательные последствия. Положительным является то, что в гигантских предприятий и их объединений больше возможностей развивать современное производство, финансировать крупные научно-исследовательские лаборатории, получать новые научные результаты, внедрять новую технику и технологию, осуществлять переквалификацию работников, а следовательно, приспосабливаться к уровню развития производительных сил , к структурным сдвигам в экономике. Поэтому неудивительно, что на современном этапе развиваются такие формы сотрудничества гигантских корпораций, как организация совместных предприятий, фирм, обмен патентами, научно-технической информацией и т.п.. Образование таких межфирменных объединений, консорциумов связан прежде всего с реализацией крупных научно-технических программ. Создаются также корпоративные исследовательские организации.


В последние годы одним из направлений вертикальной интеграции и диверсификации (т.е. увеличение числа отраслей, в которые осуществляет экспансию та или иная монополия) стало формирование торгово-промышленных комплексов, интеграция крупных промышленных корпораций с торговыми компаниями. В 80-е годы такая вертикальная интеграция охватывает сферу внешней торговли.


Гигантские предприятия благодаря массовому производству имеют возможность экономить на издержках производства, обеспечивать потребителей дешевыми качественными товарами.
Отрицательной чертой монополизации экономики является прежде практика установления монопольных цен. Покупатели вынуждены покупать товары по высоким ценам, поскольку крупные компании производят подавляющую массу продукции.


Монополия тормозит научно-технический прогресс. Это происходит потому, что монополизация производства и сбыта дает возможность крупным компаниям получать определенное время высокие прибыли, даже внедряя новые достижения науки и техники в производственный прогресс.


В погоне за прибылью крупные компании вкладывают средства в проекты, которые дают наивысшую отдачу, изымая или существенно уменьшая при этом инвестиции в важные с точки зрения широких слоев население производства.
Монополии подавляют конкуренцию — важную движущую силу экономического прогресса.


worldofscience.ru

48. Негативные последствия монополизации

Монополия играет противоречивую роль в экономике страны. С одной стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу. С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов. Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития. Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям. Учитывая определенный ущерб, который наносит монополизация, и размер которого в ряде случаев превышает экономические преимущества крупного производителя, государство вынуждено принимать антимонопольные меры. Таким образом, монополия имеет не только положительную, но и отрицательную стороны. Она тормозит научно-технический прогресс, завышает цены, что плохо сказывается на потребителях (ведь не каждый способен купить товар по таким ценам), а так же увеличивает спрос за счет минимального выпуска продукции.

В условиях совершенной конкуренции выпуск продукции и ее цена определяются точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения (рис. 11.6а).

При этом кривая рыночного предложения — это кривая общественных предельных затрат (МС). Дело здесь в том, что производители соглашаются предлагать рынку каждую следующую единицу продукции только в том случае, если ее цена как минимум покрывает затраты на ее производство — предельные затраты. Таким образом, при совершенной конкуренции рыночная цена в точности совпадаете предельными затратами на производство последней выпускаемой единицы продукции: Р = МС.

studfiles.net

Последствия монополизации экономики

Монополия — отдельные мощные предприятия или объединения нескольких предприятий, которые производят подавляющее количество определенной продукции, благодаря чему влияют на процесс ценообразования и присваивают высокие (монопольные) прибыли.
Первой монополизируется сфера обращения. На этой основе возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, цену, рынки сбыта.
Синдикат — объединение нескольких предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую значимость.
В процессе монополизации производства появляются такие формы монополистических объединений, как трест и концерн.

Трест — объединение предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую значимость.
То есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли.
Концерн многоотраслевой — объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет финансовый контроль за другими участниками объединения.

При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность: применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены; выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса; противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность: увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства; «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня; ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства. Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.Хайек, «…плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции».

Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.

Для монополиста по сравнению с конкурентными фирмами выгодно ограничивать объем продаж, реализуя меньше продукции, но по более высокой цене, т.е. использовать на производство данного вида продукции меньше ресурсов, чем необходимо для общества.

Чистая монополия способствует увеличению неравенства в распределении доходов в обществе в результате монопольной рыночной власти и установления более высоких цен при тех же издержках, чем в условиях совершенной конкуренции, что позволяет получить монопольную прибыль.

В условиях рыночной власти возможно использование монополистом ценовой дискриминации, когда назначаются разные цены для различных покупателей. Такая возможность связана с тем, что существуют покупатели, платежеспособный спрос которых позволяет им приобретать товар монополиста по цене более высокой, чем Р,». В то же время есть покупатели, которые не в состоянии заплатить за товар цену Р,», но могут приобрести его за более низкую цену.

Конечно, лучшие условия для проведения ценовой дискриминации существуют в отраслях, которые занимаются не производством товаров, а оказанием услуг. Это связано с тем, что реализация товаров по относительно низким ценам может привести к их последующей перепродаже по более высоким ценам. Продукция сферы услуг в меньшей степени пригодна или вообще непригодна для последующей перепродажи. Невозможно, например, перепродать полученную транспортную услугу или потребленную электроэнергию. Ценовая дискриминация достаточно широко распространена в России и используется в ряде отраслей при продаже различных видов продукции: электроэнергии, транспортных услуг, услуг телефонной связи, коммунальных услуг и т.д.

Ценовая дискриминация, во-первых, способствует увеличению прибыли монополиста, так как позволяет ему продать часть продукции по цене более высокой, тем покупателям, которые в состоянии заплатить за нее повышенную цену; во-вторых, ведет к росту выпуска продукции за счет ее продажи по более низким ценам менее платежеспособным покупателям и за счет расширения рынка сбыта.

www.posledstviya.ru

это… Понятие, основные формы, последствия :: BusinessMan.ru

Рыночная экономика с ее механизмами регулирования свободной конкуренции и предпринимательства во многом поспособствовала становлению той картины мира, которую мы имеем на сегодняшний день. Преимущества данного вида системы неоспоримы, но так было не всегда. Более того, до сих пор некоторые сектора экономики разных стран имеют монополистическую основу. Это является единственно возможным вариантом их эффективного функционирования. Так что же такое монополия? В чем ее суть?

Раскрываем понятие

Монополия – это рыночная ситуация, когда в отрасли господствует крупное предприятие или их объединение, занимающееся производством и продажей уникальной продукции. Такой хозяйствующий субъект защищен от конкуренции. Он является единственным представителем рынка, производящим определенный товар.

Поскольку монополистическое предприятие находится в привилегированных условиях существования и является единственным источником предложения, то и опасаться за размеры спроса не приходится. Это дает ему возможность самостоятельно формировать цены и осуществлять планирование производственных процессов по качественным и количественным характеристикам. Таким образом, монополизация – это захват всего рынка или его большей доли одной крупной компанией.

В современном законодательстве такая деятельность определяется как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим положением против экономики и существующих законов.

Характерные черты монополизированного рынка

Среди них следующие:

  • Наличие только одного продавца.
  • Продукт или технология уникальны и незаменимы. Поэтому у покупателей нет выбора.
  • Для входа в рынок конкурентов существуют непреодолимые барьеры.
  • Компания диктует свою цену рынку.
  • Юридические. Когда монополия целенаправленно создается государством, она находится под ее тотальным контролем. А во избежание появления конкуренции на законодательном уровне объявляется запрет на вхождение аналогичных предприятий в конкретную отрасль.
  • Естественные. Барьеры для вхождения конкурентов образуются сами собой. К примеру, коммунальное хозяйство регулируется государством, и по совершенно естественным причинам здесь не допускается конкуренция.
  • Экономические. Данный вид барьеров на рынке организует сам монополист либо они появляются в силу политической или экономической ситуации в стране.

Виды барьеров при входе на монополистический рынок

Причины возникновения монополий:

  • Есть ряд секторов экономики, управлением которых экономически эффективнее лучше всего заниматься одной компании или государству. К таким секторам относятся: энергообеспечение, газо- и водоснабжение, трубопроводный транспорт, почта, железнодорожный транспорт, метрополитен и т. д. Экономия на масштабах в отсутствии конкуренции делает монополию в данных отраслях финансово обоснованной.
  • Владение уникальным ресурсом или технологией. Монополизация – это временное явление, пока конкуренты не догонят вырвавшуюся вперед компанию.
  • Пониженная потребность в товаре. Низкий уровень спроса также приводит к образованию естественной монополии, поскольку каждый понимает нецелесообразность создания конкуренции в связи с маленьким спросом.
  • Объединение крупнейших компаний отрасли. Фирмы могут добровольно объединиться с целью устранения конкурентов. Также может произойти вынужденное слияние или даже поглощение, когда более успешная компания покупает менее крупного или прибыльного конкурента.

Классификация

Монополизация – это многогранное сложное явление, поэтому выделяют много ее видов в зависимости от того, что брать за основу. Самыми распространенными критериями для классификации являются следующие.

По форме собственности виды монополий бывают:

  • государственные;
  • частные.

По характеру и причине возникновения:

  • Естественные. В силу ограниченности ресурсов или особенностей производства товара экономически выгоднее и эффективнее создать монополию.

Например, управление такими природными ресурсами как нефть и газ, осуществляется исключительно государством.

  • Искусственные. Данный вид монополии возникает в случае объединения компаний или при отсутствии конкурентов.
  • Временные, когда компания является временным монополистом до тех пор, пока обладает уникальным товаром или технологией и не имеет конкурентов. Данное положение продлится, пока другие предприятия не начнут производить аналогичный продукт.
  • Легальные. Разрешены государством. Охраняются от конкуренции правовым полем.

По уровню государственного регулирования:

  • Опосредованно контролируемые. Создаются субъектами предпринимательства и находятся под наблюдением государства.
  • Непосредственно регулируемые. Монополии создаются и упорядочиваются по воле государства в общественных интересах.

По территориальному характеру: локальные, региональные, национальные и транснациональные.

Виды монополий – целый раздел в экономической теории. В связи с разносторонностью существует также разделение по формам. Рассмотрим их разновидности.

Формы монополий

Самая простая – это картель, поскольку экономическая самостоятельность сохраняется за каждой из участниц. Основной смысл сводится к обмену информацией и заключению соглашения относительно цен и разделения рынков сбыта.

Синдикат – объединение нескольких компаний из одной отрасли, в результате которого сохраняется контроль каждой из них над собственными производственными мощностями, но коммерческая деятельность осуществляется по согласованию сторон. Как правило, для упрощения функционирования создается общий департамент сбыта.

Трест – объединение нескольких компаний-представительниц одного или нескольких секторов экономики. Происходит слияние производства, сбыта и финансового управления. В соответствии с процентным вкладом каждой из организаций в общее дело происходит распределение акций, а впоследствии и прибыли.

Концерн – объединение компаний из разных отраслей на основе диверсификации. Юридическая самостоятельность участников сохраняется, при этом создается единый финансовый центр. Это увеличивает потенциал развития производства.

Конгломерат – слияние или поглощение разноотраслевых компаний с целью единого финансового контроля. Предприятия могут находиться в совершенно никак не связанных между собой отраслях. Основная цель этого – диверсификация.

Оценка степени монополизации рынка

Она зависит преобладания в экономике того или иного вида отношений. С целью оценки уровня монополизации и конкуренции выделяют:

  • Рынок чистой борьбы. Это ситуация, когда функционирует много компаний с разнообразной продукцией в масштабах массового производства. Более того, для вхождения новых участников экономических отношений практически не существует никаких барьеров.
  • Рынок монополистической конкуренции. В отрасли присутствует много продавцов с взаимозаменяемым дифференцированным товаром, поэтому есть риск, что при неадекватном завышении цены покупатель может уйти к более дешевому конкуренту. Это самый распространенный вид рыночный структуры на сегодняшний день. Сюда можно отнести производителей известных марок спортивной одежды, косметические бренды и т. д.

  • Олигополия. Данный тип рыночной структуры возникает, когда количество компаний, производящих аналогичные и взаимозаменяемые товары, не превышает пяти. Барьеры на вход очень высоки. Поэтому зачастую, но не всегда, присутствует согласованность между конкурентами. В таком случае они могут договориться разделить между собой рынок сбыта. Примерами являются компании, занимающиеся выпуском самолетов, автомобилестроением.
  • Монополия. В данном случае конкуренции нет, это полная противоположность первому типу рыночного устройства.

Показатели монополизации

Одним из них является количество производителей, выпускающих конкретный товар, и их разделение по группам в зависимости от размера и специализации. Чтобы оценить уровень монополизации, также смотрят на объем доли рынка по производителям.

Другие показатели:

  • Определение того, какая доля от общего объема рынка приходится на маленькие, средние и крупные предприятия.
  • Индекс Хиршмана-Херфинделя как главный коэффициент монополизации выражается суммой квадратов долей компаний в процентах. Рынок не захвачен, когда показатель ниже 1800. В таком случае допускается возможность осуществления слияния и поглощения компаний. Если этот коэффициент находится в диапазоне между 1800 и 2500, то существует определенный риск захвата крупным предприятием слишком большой доли рынка, что позволит ей диктовать свои правила оставшимся конкурентам и покупателям. В таком случае для объединения компаний требуется согласие государства. Если же показатель индекса окажется свыше 2500, то любое укрупнение предприятия за счет поглощения или слияния запрещены.

Положительные стороны: есть ряд секторов экономики, где недопустимо наличие конкуренции. Присутствие монополии в данных сферах способствует рациональному распределению ресурсов и экономии за счет фактора массового производства и снижения издержек. Контроль над природными ресурсами, высокотехнологическими и военными разработками, коммунальными службами, предприятиями с уникальным направлением категорически нельзя отдавать в частные руки. Наиболее эффективным будет управление одной компанией.

Главные отрицательные последствия монополизации связаны с отсутствием конкуренции. Из этого вытекает длинный перечень негативных факторов, сказывающихся на развитии экономики страны.

Следствие монополизации

  1. Установление завышенных цен.
  2. Неэффективное распределение ресурсов.
  3. Отсутствие стимулов для обновления производственных мощностей и внедрения новых технологий.
  4. Снижение эффективности производства.
  5. Риск для эффективно функционирующего сектора экономики.

Регулирование монополий

Государство неустанно следит за состоянием рынка. Оно соблюдает баланс между конкуренцией и монополизацией. Иначе чрезмерный рост количества господствующих компаний может ухудшить функционирование всей отрасли. Как и любая другая составляющая экономики, деятельность монополий находится под контролем специализированного органа власти. Его основными целями являются:

  • Регулирование цен.
  • Создание и поддержание здоровой конкуренции.
  • Обеспечение экономической свободы всем хозяйственным субъектам рынка.
  • Формирование и поддержание единства экономического пространства.

Таким образом, конкуренция и монополизация – это два кардинально разных понятия, противовес друг друга. Однако оба имеют двойственную характеристику, что подразумевает наличие у данных рыночных структур как положительных, так и отрицательных сторон. Конкуренция необходима для прогрессивного развития всех отраслей экономики. Однако, как показывает практика большинства государств, без монополистических структур тоже не обойтись.

Монополизация – это экономически обоснованное явление в определенных секторах рынка. Но без ее регулирования возможно проявление негативного влияния на развитие отрасли. Именно поэтому было разработано антимонопольное законодательство, которое позволяет держать ситуацию под контролем и сохранять баланс между этими двумя видами экономических отношений.

businessman.ru

14. Монополизм в экономике, его формы, последствия. Особенности монополизации российской экономики.

Представим себе, что в результате концентрации производства и путем поглоще­ния одних фирм другими одной из фирм удалось монопо­лизировать производство некоторого товара. Рассмот­рим некоторые формы конкуренции, которые все же будут оказывать влияние на поведение монополиста при этих условиях:

1. Потенциальная конкуренция (возможность появле­ния в отрасли новых производителей). Если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми, то всегда существует возможность проникно­вения в отрасль новых фирм. При этом, чем выше будет монопольная прибыль действующей фирмы, тем сильнее будет опасность потенциальной конкуренции.

2. Конкуренция нововведений. Этот вид конкуренции особенно важен в настоящее время, в усло­виях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара. В силу этих причин монополист не может чувствовать себя в без­опасности, так как угроза конкуренции может возникнуть с самой неожиданной стороны — от небольшой исследо­вательской фирмы, разработавшей усовершенствованный вариант товара, или из какой-либо весьма далекой в тех­нологическом отношении отрасли, где внедрено, тем не менее, производство близкого по назначению товара. Единственное, что может сделать монополист в этих условиях — это попытаться опередить при внедрении но­вовведений возможных конкурентов, то есть он вынуж­ден заниматься как качественным совершенствованием товара, так и внедрением новых, более экономичных спо­собов его производства с последующим снижением цены.

3.Конкуренция со стороны товаров заменителей. Существует целый ряд товаров, в той или иной степени заменяющих данный товар. Очевидно, что все производи­тели взаимозаменяемых товаров являются конкурентами, причем, даже если производство любого из этих товаров контролируется только одной фирмой, конкуренция все же сохраняется.

4. Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможно­сти доступа на этот рынок товаров иностранного производ­ства. Ясно, что в условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной (несколь-ких)страны, все же не будет ограждена от конкуренции и не добьется абсолют­ного контроля над рынком.

Со всеми перечисленными выше формами конкурен­ции сталкивается возникшая из концентрации производ­ства и не защищенная государственной властью монополия в условиях рыночной экономики, что весьма ограничивает силу этой монополии.

Иной характер носит монополия в условиях команд­но-административной системы (имеется в виду отечествен­ная экономика весьма недавнего прошлого). Такая система характеризуется абсолютной государственной монопо­лией, в основе которой лежат три монопольных права:

монополия на собственность, монополия на предпринима­тельскую деятельность и монополия внешней торговли. Свои монопольные права в той или иной области произ­водства государство осуществляет через специально со­зданные органы управления — министерства и ведомства. Монопольная сила отраслево­го министерства значительно выше, чем у экономической монополии в условиях рыночной экономики.

Изменения, происходящие в экономике за последние годы (отмена монополии на собственность и предприни­мательскую деятельность, увеличение прав предприятий по реализации продукции и распоряжению доходом и т.д.), значительно снизили роль министерств и ведомств как мо­нопольных производителей продукции. Процесс этот можно было бы назвать процессом перехода от монополии административной к монополии экономической, так как монополия предприятий поддерживается государ­ственными органами лишь с точки зрения централизован­ных поставок материальных ресурсов и оборудования, а также все еще сохраняющейся в значительной степени изолированностью от внешнего рынка.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *