Потребность называется опредмеченной если – , . 1

Потребности и мотивы. Понятие опредмечивания потребностей. Виды и функции мотивов в деятельности. Полимотивация в деятельности.

«Теперь обратимся к связи потребностей с деятельностью. Здесь сразу же необходимо выделить два этапа в жизни каждой потребности. Первый этап — период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; второй этап — после этой встречи. На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не «расшифрована» для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап в «жизни» потребности. Эта встреча часто протекает очень драматично. Вспомним слова пушкинской Татьяны: Ты чуть вошел, я в миг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название

опредмечивания потребности.

В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Вторая черта — в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете.
Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе — как опредмеченная потребность. Важно осознать, что самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определенной, потребностью, потребностью именно в данном предмете. Именно множество, или «гнездо», действий, которые собираются вокруг одного предмета, — типичный признак мотива. Ведь согласно еще одному определению, мотив — это то,

ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, производит много разных действий. И вот эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее, особенной деятельностью или особенным видом деятельности.»

Мотивация – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели. Мотивация и различные виды мотивов делают человека целеустремленным, поскольку цель в большинстве случаев удовлетворяет возникшую в чем-либо потребность.

Различные виды мотивов в психологии рассматриваются как явления, которые становятся поводом для действия. Мотив дает человеку массу переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями, связанными с ожиданиями, либо отрицательными эмоциями из-за неудовлетворения сложившимся положением. Некоторые виды мотивов личности характеризуются наличием материального или идеального предмета, достижение которого является смыслом деятельности. Помимо мотивов существует и такое понятие как стимулы. Это те рычаги, с помощью которых вызываются мотивы. Например, стимулом для человека может являться премия, надбавка к зарплате, а для ребенка стимул это хорошая оценка в школе, за которую родители обещали что-то купить.

Виды мотивов человека делятся на два уровня: мотивы сохранения и мотивы достижения. Чаще всего в своей жизни человек использует мотивы сохранения, где сила эмоций действует незначительное время, а активность направлена в основном на то, чтобы не потерять то, что уже создано. Мотивы достижения требуют от человека постоянной активности, для того чтобы получить желаемое. Для полноты картины рассмотрим существующие функции и виды мотивов.

Функции и виды мотивов

Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:

  1. Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.
  2. Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.
  3. Положительные мотивы.Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.
  4. Отрицательные мотивы.Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.
  5. Устойчивые мотивы.Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.
  6. Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.

Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:

  • побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;
  • направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет добиться цели и удовлетворить свою потребность;
  • контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения.

Кстати, что касается деятельности, то и здесь существует свой набор мотивов. Он зависит не только от внутренних потребностей человека, но и от его взаимодействия с социальной средой.

Виды мотивов деятельности и взаимодействия с социумом

Деятельность человека является важнейшей жизненной функцией. Мотивы деятельности формируются на основе потребностей человека к достижению определенных жизненных целей. Поведение человека формируется в зависимости от того, какой конечный итог своих действий он видит. Поскольку нашим основным видом деятельности является работа, то и мотивы здесь ориентированы на сам процесс работы и на ее результат. В первом случае мотивы будут обусловлены определенных условий труда, содержанием работы, качеством взаимоотношений между сотрудниками и возможностью развития способностей. Во втором случае, результат труда будет зависеть от трех основных мотивов:

  • материальное вознаграждение – это, прежде всего, денежные доходы и уверенность человека в обеспеченности работой и социальной защищенности;
  • значимость работы — здесь учитывается мнение о работе семьи, друзей и средств массовой информации, проще говоря, престижность профессии;
  • свободное время – важный мотив для творческих людей, а также для тех, кто имеет маленьких детей или совмещает работу с учебой.

Поскольку любая деятельность неразделима с социумом, то не стоит забывать, что существуют и различные виды мотивов взаимодействия. Иными словами, своей деятельностью каждый человек преследует цель каким-либо образом повлиять на поведение других людей, объединенных в социум. Виды социальных мотивов могут быть различны. Наиболее важным из них является феномен, называемый социальной сопоставимостью. Это попытка человека анализировать и оценивать свои способности сравнивая их с другими людьми. Отсюда проистекают такие виды социальных мотивов взаимодействия как симпатия к другому человеку или влечение к нему.

Однако превыше всех видов мотивов, формирующих поведение человека, стоит «самомотивация». Это внутреннее самоощущение человека, которым он руководствуется в каждом поступке. Для успешной деятельности человеку необходимо контролировать себя, обеспечить режим, в котором любая деятельность будет плодотворной. Именно из самомотивации рождаются другие виды мотивов, способствующих достижению поставленных целей.

Специфическое предметное содержание деятельности.

Предмет может быть идеальным и материальным.

Независимо от своего предметного содержания любая деятельность характеризуется своей уровневой структурой. Эти уровни используются как уровни анализа этой деятельности.

Уровневая структура:

  1. Первый уровень анализа – деятельность в целом, деятельность, которая характеризуется предметом. Предмет деятельности есть ее мотив.
  2. Второй уровень анализа – уровень действий. Действие – основная структурная единица анализа любой деятельности.
  3. Третий уровень – уровень операций. Операции – средства и способы деятельности.
  4. Четвертый уровень — уровень психофизиологических функций. Самый глубокий уровень, находится на стыке интересов двух наук – психологии и физиологии. Это средства и способы деятельности. В отличие от операций они врожденные, природные особенности человека.

Эти уровни могут быть объединены в более крупные слои:

  1. Верхний слой – объединяет первые 1 и 3 уровни деятельности. Отвечает на вопрос «кто осуществляет деятельность?». Субъектный слой (уровень). Анализ этого слоя позволяет ответить на вопрос «ради чего человек ввязывается в деятельность?», это вопрос к мотиву. Потребностно-мотивационный слой деятельности.
  2. Нижний слой. Объединяет 2, 3 и 4 уровни деятельности. Отвечает на вопрос «как?». Как реализовать мотив. Операционально-технический слой.

Чиксент-Михай flew theory

Потребностно-мотивационный слой.

По Леонтьеву: потребность – состояние объективной необходимости (нужды) в каком-то внешнем благе. Благо – предмет потребности. Напряженное состояние, когда субъект испытывает дефицит благ. Объем –кол-во благ, которое необходимо, чтобы снять напряженность. Нужда может быть постоянной и актуальной.

Потребности различаются по содержанию. Некоторые потребности имеют особое значение, принципиально важное значение для развития человеческой психики:

  1. Потребность в познании;
  2. Потребность в общении.

Потребность в социальных контактах с себе подобными, прежде всего со взрослыми индивидами проявляется у ребенка очень рано, на первом этапе его жизни (Д. Б. Эльконин выявил концепцию развития ребенка). Ведущая деятельность (ВД):

От 0 до 1 года — непосредственно-эмоционально общение ребенка со взрослым.

1.5-2 месяца – первая социальная реакция ребенка на ухаживающего за ним взрослого (маму) – «

комплекс оживления». Он включает: двигательные, речевые и положительные эмоциональные реакции в ответ на прикосновение, голос, лицо взрослого. От этого зависит психическое развитие ребенка. Дети в детских домах вследствие отсутствия достаточного внимания и непосредственного общения отстают в развитии, позже начинают говорить и т.п.

У подростков ведущая деятельность – интимно-личностное общение в референтной группе сверстников.

Ведущая деятельность пожилых людей – общение. (корень проблем найден)

Потребность в познании – потребность в новых впечатлениях. Проявляется очень рано, в первые часы жизни ребенка. Ребенок активно добывает информацию из окружающего мира. Впоследствии эта потребность меняет свои формы – это могут быть перцептивные манипуляции (исследования) (ребенок зрительно отслеживает передвижения объекта), практические манипуляции (ребенок бросает панамку из коляски).

С 3 до 5 лет проявляется возраст интеллектуальных познавательных потребностей. «Почемучки».

Потребности в общении и познании 1. ненасыщаемы.

2.взаимосвязаны

Рубинштейн: потребности имеют субъективную психическую представленность (они могут быть представлены в сознании, в эмоциях). Наличие потребности проявляется в отрицательных эмоциях. Получение блага вызывает положительную эмоциональную реакцию.

Потребности человека могут быть амбивалентными, и тогда их представленность в сознании и эмоциях не может быть прямой.

Некоторые потребности могут быть осознанны, но не адекватно. Это не подлинные потребности.

Нужда имеет определенный объем и психическую представленность.

Потребность – объективная необходимость (нужда) во внешнем благе имеющая определенный объем (постоянный или актуальный) и представленная психически (прямо или косвенно).

Специфика человеческих потребностей.

Потребности низшие + высшие потребности (духовные).

Потребности человека отличаются от потребностей остальных живых существ тем, что они удовлетворяются с помощью специальных культурных средств. Все потребности человека опосредованы культурой.

Потребность может распредметиться (например, от вида). Главный признак потребностиопосредованность, использование культурных средств.

От рождения человеку не задан способ удовлетворения его потребностей, формирование потребностей происходит при жизни человека, в процессе присвоения культурных средств с помощью психологического взрослого. Так, в процессе присвоения культурных средств происходит овладение и управление своими потребностями, то есть их очеловечивание. Человек может управлять своими потребностями и подавлять их.

2 этапа развития потребности. Конечная цель потребности – снять потребность. Путь поиска можно разделить на 2 этапа:

Первый этап.

  1. Общая ненаправленная активность потребности.
  2. Имеется широкий диапазон благ.
  3. Негативные эмоции (печаль, депрессия).
  4. Потребность вызывает активность.

Второй этап:

  1. Встреча потребности с предметом. Происходит драматично, эмоционально окрашено.
  2. Опредмечивание потребности.
  3. Предметонаправленная направленность активности.
  4. Резкое сужение диапазона благ, которые могут снять потребность.
  5. Бурный всплеск положительных эмоций.

Акт встречи потребности со своим предметом является границей между двумя этапами в развитии потребности. В этот момент рождается мотив соответствующей деятельности. Деятельность становится направленной именно на этот предмет. Появляется предмет – появляется содержание.

В акте опредмечивания потребности рождается мотив соответствующей деятельности. Мотив – предмет деятельности, то содержание, которое определяет деятельность. Мотив – предмет потребности.

Потребность вызывает активность, активность находит свой предмет и появляется деятельность.

Деятельность порождается мотивом. Потребностью порождает активность. Результатом активности является опредмечивание.

Любая деятельность мотивирована.

АКТИВНОСТЬ и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ не являются синонимами.

Мотив может не осознаваться, может осознаваться, цель действия осознается всегда.

Цель – осознаваемый образ желаемого результата.

Функции мотива в деятельности:

  1. Направляющая. Направляет деятельность человека.
  2. Побуждающая.

Любая деятельность полимотивированна. Есть главные мотивы, ведущие, смыслообразующие.

Мотивы-стимулы выполняют только побуждающую функцию. Они подталкивают, когда уже «нет сил».

Главный, ведущий, смыслообразующий мотив

 

 

Мотивы-стимулы

 

 

Любое действие побуждается одним и тем же мотивом. Но при этом каждое действие направлено на достижение особой, своей цели.

Цель, заданная в определенных условиях – задача. Мы получаем возможность различать действие идеальное. Реальное действие требует учета условий, в которые погружены действия.

От условий зависит выбор средств для достижения цели. Операции – это и есть те самые условия. Психофизиологические функции – первичные операции.

Динамика уровней: один и тот же мотив определяет реализацию сразу многих действий.

Уровень деятельности отличается от уровня действий.

Если мотив верно осознается – он называется мотив-цель.

Сдвиг мотива на цель.

Превращение цели действия в мотив новой, самостоятельной деятельности. Пример: учебное действие, имевшее цель научиться чему-либо .

 

38. Понятие действия: основные определения и их обсуждение. Идеальное и реальное действие.

Действие – это основная единица анализа деятельности. Это процесс, направленный на реализацию цели (цель – образ желаемого результата).

Характеризуя понятие «действие», можно выделить 4 момента:

1. Действие содержит в себе акт сознания. Действие направлено на достижение цели, цель всегда сознательна, образ результата удерживается в сознании, пока осуществляется действие.

2. Действие – это акт поведения. Внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием.

3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Эти принципы различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма.

4. Понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Цель может быть любой, не только биологической (получение пищи, избегание опасности), но и производством какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний.

Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека отражается им как сознание.

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании – превращается в идеальное, а сознание как идеальное претворяется в действия, в реальное.

Сознание определяет предварительное, мысленное, построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способностью отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире. Использование сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеальный. В отличие от животных, человек не просто реализует заложенную видовым опытом программу поведения, определяемую чисто биологическими потребностями, а вырабатывает свою программу путем выдвижения новых целей и задач.

Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность – представление последствий поступков до их совершения – и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей.

Преимущества внутренней модели перед необходимостью реально опробовать все намеченные действия проявляются и в том, что она допускает перенос обучения, то есть правильное решение новой задачи в неизвестной ранее сфере, где у человека нет опыта, если по некоторым критериям новая задача имеет сходные со старой черты. Такой положительный перенос исключает необходимость накопления собственного практического опыта в каждой конкретной области и тем улучшает адаптацию человека к среде. Однако обращение к мысленному эксперименту и к предсказаниям на основе учета динамических процессов и модели может давать хорошие результаты только в том случае, если внешняя среда меняется не слишком быстро: ведь любая модель инерционна, и если внешняя среда слишком изменчива, прогноз на модели может приводить к ошибкам.



infopedia.su

Лекция 3.

Потребности и мотивы.

Влечения, стремления, желания – относятся к потребностной сфере человека. Концепция деятельности в Российской психологии всегда рассматривается в полемике 2 психологов: Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Хотя они дополняли друг друга.

А.Н. Леонтьев.

Рассматривал ПОТРЕБНОСТЬ как необходимую объективную необходимость организма в чём-то внешнем. Рождённый организм уже ориентирован на потребление (пищевая потребность). У потребности есть свой предмет «БЛАГО» в широком смысле, это предметное содержание потребности.

ПОТРЕБНОСТЬ – есть состояние нужды организма в каком-то предметном содержании. Иногда нужды нет, а потребности есть. Введём понятие «объём потребностей» (количество благ, необходимых для удовлетворения потребности). Есть объём постоянный, который существует всегда (организмический уровень), и актуальный, который можно переживать при дефиците благ.

Рубинштейн.

Психолог начинает анализировать потребности тогда, когда она представлена в психике, прежде всего, в виде эмоций. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребности. Простейшие эмоции – организмические. Дефицит благ, животное, например, голодно, возникает эмоция фрустрации. Негативное эмоциональное состояние возникает при невозможности удовлетворения потребности.

П.В. Симонов – чтобы возникли эмоции, нужна неудовлетворённая потребность. Эмоция может быть представлена в психике косвенно, так как потребности личности амбивалентны. Подлинные потребности могут отличаться от тех, которые проникают в психику. Подлинные потребности могут быть опасны. В романе Стругатских «Сталкер» есть описание комнаты, в которой удовлетворяются все потребности. Герой попросил одного, а комната выполнила то, что он на самом деле хотел.

Потребности – это субъективная необходимость во внешнем благе, имеющем постоянный и актуальный объём, и представленная прямо или косвенно психически – в форме эмоций, желаний, стремлений.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ПОНЯТИЕ МОТИВА,

Опредмечивание – это когда потребность есть, а в чём она – неизвестно. Потребность есть, а предмета нет. Когда потребность находит свой предмет – происходит опредмечивание, как Конрад Лоренц (зоопсихология), когда за ним шли цыплята. «Давай опредметимся»! писали девушки на своей палатке в летнем лагере.

ИТАК, ПОТРЕБНОСТ ЕСТЬ, А ПРЕДМЕТА НЕТ:

  1. Общая, не направленная активность. Например, кошка в клетке в экспериментах Торндайка. Деятельность появляется тогда, когда появляется направленная активность.

  2. Широкий спектр возможных благ при наличии ключевых раздражителей.

  3. Наличие фрустрации (негативное эмоциональное состояние).

Акты опредмечивания каждый может подобрать себе сам. Ю.Б. Гиппенрейтер приводила в пример Онегина – «Ты чуть вошёл – я вмиг узнала»! Вот он предмет потребности.

Что радикально меняется после опредмечивания:

  1. Появляется направленная активность (деятельность).

  2. Резкое изменение возможных благ. Например, если ребёнку в определённом возрасте не вводить прикорм соков, овощей, то он так и будет питаться молоком матери и это отразится на его здоровье не лучшим образом. Подросток находит себе друга, другие тоже остаются, но он близкий самый.

  3. Аффективное закрепление предмета потребности, который направляет деятельность.

Леонтьев отказывался рассматривать эмоциональную субъективную деятельность у людей и животных. Мотив – предмет потребности и предмет деятельности по А.Н. Леонтьеву.

В мотиве встречаются потребление благ и производство благ.

Предмет потребности МОТИВ

Предмет деятельности

Функции мотива:

Мотив находится на пересечении потребностной сферы и сферы направленной активности.

  1. Побуждающая Функция мотива связывает мотив с потребностью. Берётся она от активности, связанной с потребностью. Иногда нам кажется, что чем сильнее нас пинают, тем быстрее мы движемся к чему-то. При слишком высоком побуждении получается отрицательный результат, если задача сложная. Для простых и стандартных задач оптимально сильное побуждение. Для творческих, сложных задач, должно быть лёгкое побуждение. Это побуждение держит мотив на таком уровне, чтобы чуть-чуть зашкаливало.

  2. Смыслообразующая функция мотива связывает мотив с деятельностью (деятельность «коллективной охоты). Когда человек понимает смысл собственных действий – он может победить все трудности и страдания. Как повысить продуктивность действий с помощью смыслообразования? Например, разделить процесс деятельности на отдельные действия. Эксперимент в конце 40-х годов. Детям 4-5 лет предложили стоять по стойке смирно. Просто стоять они могли несколько секунд. А как наполнить смыслом эту деятельность? Нужно вспомнить, что основным ведущим видом деятельности этого возраста является сюжетно-ролевая игра. Их роль – часовой, охраняющий мирный труд своих граждан. Дети видят смысл и стоят долго.

  3. Строение потребностно-мотивационной сферы.

Допустим, мотивов 2, они рядоположены, потом один победил другого («феномен горькой конфеты»). Начнем анализ данного феномена с описания экспериментальной ситуации, в кото­рой он был обнаружен. Ребенок дошкольного возраста должен был решить задачу: достать удаленный от него предмет, не вставая со сво­его места. Как только ребенок приступал к решению задачи, экспериментатор переходил в соседнюю комнату, откуда за ребенком велось скрытое наблюдение. Однажды, после безус­пешных попыток достать предмет, мальчик нарушил инструкцию: он достал предмет, встав со своего места. Тотчас экспериментатор вер­нулся обратно, похвалил ребенка за достигну­тый успех, и в качестве награды предложил ему злополучную конфету. Однако ребенок не взял конфету, а когда экспериментатор стал уговари­вать его взять свою награду, тот тихо заплакал.

Чтобы выяснить, что находится за обнару­женным феноменом, А. Н.Леонтьев выделил три следующих момента: 1) общение ребенка с эк­спериментатором при постановке задачи; 2) про­цесс решения задачи; 3) общение ребенка с экспериментатором после того, как он достал предмет. «Действия ребенка, — разъясняет А. Н.Леонтьев, — отвечали, таким образом, двум различным мотивам, т. е. осуществляли двоякую деятельность: одну — по отношению к экспери­ментатору, другую — по отношению к предмету (награде). Как показывает наблюдение, в то время, когда ребенок доставал предмет, ситу­ация не переживалась им как конфликтная, как ситуация «сшибки». Иерархическая связь между обеими деятельностями обнаружилась только в момент возобновившегося общения с экспери­ментатором, так сказать, post factum: конфета оказалась горькой, горькой по своему субъек­тивному, личностному смыслу» (Леонтьев, 1983, т. П, с.203). У ребенка изменилось отношение к конфете: он отказался от того, ради чего нару­шил правила выполнения задания. Образно го­воря, в ходе развития ситуации сладкая конфета превращается в горькую, в чем и состоит фе­номенология феномена горькой конфеты.

Теперь мы сформулируем важное положе­ние, которое обоснуем в ходе дальнейшего ана­лиза феномена «горькой конфеты«: Трансфор­Мация отношений ребенка, образование иерар­хий связей, характеризующих его личность, происходят не сами по себе, не автоматически, а в работе его личности. Сшибка» двух жизненных отношений го­ворит о начале процесса соподчинения отноше­ний, иерархизации деятельностей, т. е. образо­вания связующего «узла»- личностного новооб­разования. Независимо от причин и механиз­мов формирования соподчинения связей, перед нами — бесспорный факт переворачивания отно­шений ребенка, их фундаментальная трансфор­мация. Ребенок отказывается от того, на что он был направлен, и это еще не все: он активно оценивает то, что произошло, выполняя опре­деленную работу самоотношения. http://www.vash-psiholog.info/t/229-2012-10-16-19-07-19/18866-glava-viii-fenomen-gorkoj-konfety.html

studfiles.net

Механизмы опредмечивания потребности. — Студопедия.Нет

Существует несколько механизмов опредмечивания потребности

1. В рамках инстинктивного поведения: проявляется механизм запечатления ориентиров инстинктивного поведения. Т.е. животное наделено определенными инстинктивными установками, которые предполагают уточнение их содержания уже в онтогенезе. При удовлетворении этих установок происходит заучивание раздражителей (это происходит быстр и легко)

2. Импритинг. Признаки объекта, удовлетворяющие какие-либо потребности , заложенные генетически. На основе запечатления этого объекта происходит так же быстро и легко, мгновенно. Импритинг проявляется у человека при влюбленности, контакте матери и ребенка, половом запечатлении.

3. В условиях сложной, многообразно изменяющейся среды предмет потребности может выступать в разных оболочках, поэтому жесткая фиксация признаков потребности не всегда оправдана. Необходим механизм выработки условных связей. Главное событие в процессе обуславливания – формирование мотивационного отношения к новому раздражителю. Отмечается свойство генерализации – схожесть с обусловленным фактором другого фактора так же вызывает реакцию.

 

Проблема базовых потребностей человека

Базовые потребности человека – потребности, являющиеся решающими для развития человека.

Существуют разные точки зрения на базовые потребности.

1. Базовых потребностей нет.Человек не отличается своими потребностями от животных (Точка зрения бихевиористов)

2. Существует только одна базовая потребность – познавательная. Это потребность в новых впечатлениях. Она вторична и не насыщаема. В филогенезе проявляется поздно, в онтогенезе прогрессирует, как правило, при увеличении жизненного опыта.

3. Базовая потребность – потребность в общении. Майя Ивановна Лисина считает потребность в общении базовой, поскольку общение необходимо для нормального развития человека. При отсутствии общения у ребенка развивается задержка познавательного и эмоционального развития – госпитализм. Мотивационная значимость потребности в общении подтверждается особенностями поведения некоторых типов личности. Например, шизоидный тип личности имеет слабовыраженную потребность в общении, не имеет тяги к контактам, замкнут в себе.Представитель истероидного типа личности наоборот имеет особый мотив общения – любой ценой привлечь к себе внимание.

4. Потребность в защищенности. Такой точки зрения придерживались неофрейдисты. Эта потребность выражается в состоянии тревоги. Тревожность – последствие родовой травмы. Мотивационные функции тревоги – поддерживать состояние организма к готовности к самозащите и активизации поиска опасности в окружающем мире.

5. До определенного возраста базовой потребностью считают игру. Эстетическая потребность – «взрослый» аналог детской игры.

 

Таким образом, базовые потребности имеют биологические корни. Их человеческая специфика определяется социальными условиями жизни. Базовые потребности используются для формирования новых мотивационных отношений.

Вопрос №23

Категория мотива в психологии. Определение и классификация мотивов. Мотив и мотивация. Типы мотиваций.

Мотив –побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта.

Классификация мотивов

Общепризнано то, что не существует единственной верной классификации мотивов. Классификаций столько, сколько существует оснований для классификаций.

1. По содержанию потребностей:

Ø Биологические;

Ø Социальные;

Ø Мотивы достижения успеха;

Ø Мотивы избегания неудач;

Ø Самоуважение;

Ø Самоактуализация;

2. По личностным установкам:

Ø Личные;

Ø Общественные;

Ø Эгоистические;

Ø Общественно-значимые;

Ø Идейные;

Ø Нравтсвенно значимые;

3. По видам деятельности:

Ø Общения и игры;

Ø Учения;

Ø Профессиональной деятельности;

4. По времени проявления:

Ø Постоянные;

Ø Ситуативные;

Ø Кратковременные;

Мотив и мотивация

Мотив – относительно устойчивые проявления, атрибуты личности.

Мотивация – Мотивация — это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности.

Термин «мотивация» в широком значении используется во всех областях психологии, которые исследуют причины и механизмы поведения человека и животных. Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

1) потребностей и инстинктов как источников активности;

2) мотивов как причин, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Типы мотиваций

1. Внешняя мотивация

Один из двух основных видов мотивации. Внешняя мотивация обеспечивается внешним вознаграждением и подкреплением. Общие примеры мотивов поощрения являются деньги, приз, похвала и т.д. Внешние мотивы категории подкрепления – законы, предписания, штрафы и т.п.

2. Внутренняя мотивация

Второй основной тип мотивации. Обеспечение с помощью внутреннего вознаграждения и подкрепления. Веселость, радость и т.п. – награда за достижение успеха в чем-либо. Угнетение, грусть – последствия совершения ошибок. Общие примеры внутреннего подкрепления –«должен», «обязан», совесть, чувство вины. Вероятно внутренняя мотивация более сильна, когда м делаем что-либо ради удовольствия.

3. Зависимость.
Здесь мотивом может служить желание получить удовольствие от встречи с любимым человеком, получение похвалы, принятие новой дозы наркотика. В общем все то, без чего мы чувствуем определенный дискомфорт. Потребность в еде/воде так же относится к этому типу мотивации. Чувство подкрепления в этой ситуации – чувство голода, чувство вознаграждения – удовольствие от поглощения еды.

4. Ориентация «от» и «к»
Более известное название этой мотивации – «метод кнута и пряника». Одних людей проще мотивировать поощрением – «пряником», других наказанием – «кнутом». Люди, легко мотивируемые наказанием – ориентация «от» — они хотят уйти от наказания, боли, которая может быть им причинена. Легко мотивируемые поощрением – ориентированы «к», т.е. стремятся получить удовольствие.

 

Вопрос №24

Общие представления об ощущении. Классификация видов ощущений. Основные свойства.

Ощущение –психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, воздействующий на наши органы чувств. Ощущение – простейший, далее неразложимый психический процесс. Ощущение – чувствительность к физико-химическим свойствам среды.

Ощущение присуще и человеку, и животным. Однако они различны. Ощущения человека опосредованы его знаниями, общественно-историческим опытом человечества. Выражая какое-либо свойство предмета через слово, человек совершает обобщение этих свойств.

В ощущениях отражаются объективные качества явлений, их интенсивность и продолжительность. Ощущение – превращение энергии внешнего взаимодействия в акт сознания.

Классификация ощущений

Разделяют ощущения по критерию принадлежности к специализированным анализаторам. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприоцептивные, двигательные. По расположению рецепторов, ощущения делятся на 3 группы:

1. Экстерорецептивные ощущения, связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вкусовые.

2. Интерорецептивные ощущения. Они связаны с рецепторами внутренних органов.

3. Проприорецетивные ощущения – кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, сухожилиях, связках.

Так же различают контактные и дистантные ощущения.

Основные свойства

1. Качество – специфическая особенность данного ощущения, отличающая его от все других видов ощущений. Качества зрительных ощущений: яркость, насыщенность.

2. Интенсивность – характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

3. Длительность ощущения – временная характеристика, определяемая длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью и функциональным состоянием анализатора. Ощущение возникает не сразу, а через некоторый промежуток времени. Этот промежуток называется «латентным периодом ощущения». Так же ощущение и не исчезает сразу. Отрезок времени от прекращения раздражения анализатора до замечания этого называется «инерцией ощущения»

4. Пространственная локализация – характеристика ощущения, позволяющая определить местонахождение раздражителя.

 

Вопрос №25

Общее представление о восприятии. Классификация видов. Свойства восприятия

Восприятие – сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (perception –восприятие). Иногда этим термином обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств. А.Н. Леонтьев считал, что, переход от ощущения к восприятию в филогенезе был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно неоформленной среде к жизни вещно-оформленной. Поскольку любой предмет как раздражитель является составным, сложным, то в формировании его образа задействованы сразу несколько анализаторов. Таким образом, восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей.

Различие восприятия ведут по ведущему анализатору – зрительное восприятие, слуховое, осязательное и др. важную роль во всех видах восприятия играют двигательные ощущения, хотя они не всегда осознаются человеком. Так, зрительное восприятие помимо собственно зрительных ощущений (цвет, яркость, …) включает так же и кинестезические (двигательные) ощущения, возникающие при движении глаз (конвергенция, дивергенция и т.д.)человек, владеющий речью может опосредовать восприятие, обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность. Речь создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов путем и словесного обозначения (называния).

studopedia.net

Потребность как источник мотивации (опредмечивание потребностей).

Выделяют два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

На первом этапепотребность не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Потребность для субъекта оказывается, скрыта, «не расшифрована». Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Опредмечивание потребности — процесс «узнавания» потребностью своего предмета. Актом опредмечивания потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это запечатление (импринтинг).

Опредмечивание — очень важное событие. В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. С появлением мотива получает свое направление, потому что мотив — это то, ради чего совершается действие. Как правило, ради чего-то человек совершает много отдельных действий. Совокупность действий, вызванных одним мотивом — деятельность, а конкретнее — особенная деятельность, или особенный вид деятельности.

В процессе опредмечивания обнаруживаются важные черты потребностей:

1.Первоначально широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность.

2.Быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью. Варианты изменения мотивации в процессе реализации потребности отображены на рис.:

Штриховыми линиями показана эволюция мотивации при невозможности удовлетворения потребности.


Похожие статьи:

poznayka.org

Классификация потребностей человека, их опредмечивание

Опредмечивание. При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи. На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечиванием потребности. Самим актом опредмечивания потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).

Опредмечивание — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечиванием деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечивания обнаруживаются важные черты потребностей:

· первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;

· быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете

Иерархия потребностей

Пирамида потребностей по Маслоу

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.). Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности.

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным

Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.



biofile.ru

Потребности. Гомеостатическое поведение — Мегаобучалка

Потребность —это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо.Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его исоставляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде — первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия. Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называетсягомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение — это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека. Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меняет свои формы. Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения.Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции, воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям. Выбор наших ближайших действий направляют и поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели важнее для нас, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.



Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Иерархическую пирамиду потребностей разработал известный психолог Маслоу. От врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира ипр.) — к потребностям в безопасности. Далее к потребностям в привязанности, любви, к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности. Далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справедливости, симметрии). Наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации. Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т. е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности. Мотив — это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.Мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл — переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Ведущая деятельность — вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период, например игра в период дошкольного детства.

Игра (детская) — вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

Учение — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.

 

Практические и семинарские занятия 1 час. Типы (сочетание): кейс-метод, тренинг, групповое решение творческих задач (метод развивающейся кооперации), проектирование.

megaobuchalka.ru

23.3. Две формы существования потребности

 

Опорные слова к вопросу №23 — здесь

Две формы существования потребностей: влечение — беспредметная форма и мотив (желание) — опредмеченная форма.

В психологии в качестве источников, побудителей поведения человека используются понятия «нужда», «потребность», «желание», «мотив». Исходным для объяснения источников активности поведения человека является понятие нужды и потребности.

Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и, поскольку он вынужден поддерживать свою жизнь, ему присущи органические потребности.

Потребность — это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект — в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.

Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо — это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно включает в себя стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить.

Но одно дело — испытывать стремление, а другое — осознавать его. В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения или желания. Неосознанная потребность выступает сначала в виде влечения.

Влечение неосознанно и беспредметно. Пока человек лишь испытывает влечение, не зная, какой предмет это влечение удовлетворит, он не знает, чего он хочет, перед ним нет осознанной цели, на которую он должен бы направить свое действие. Субъектное переживание потребности должно стать осознанным и предметным — влечение должно перейти в желание.

По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Это значит, что в психике человека потребность соотнесена с предметом, который способен её удовлетворить, произошло опредмечивание потребности.

Опредмеченная потребность есть мотив или желание.

Приведенный механизм рождения опредмеченной потребности описывается в различных психологических исследованиях. Психолог Алексей Николаевич Леонтьев писал: «… в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жёстко записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом».

Святитель Феофан так описывает побудительную сторону поведения человека: «Ход раскрытия сей стороны душевной таков. В душе и теле есть потребности, к которым привились и потребности житейские — семейные и общественные. Эти потребности сами по себе не дают определенного желания, а только нудят искать их удовлетворения. Когда удовлетворение потребности тем или другим способом дано однажды, то после того вместе с пробуждением потребности рождается и желание того, чем удовлетворена уже была потребность. Желание всегда имеет определенный предмет, удовлетворяющий потребность. Иная потребность разнообразно была удовлетворена: потому с пробуждением ее рождаются и разные желания — то того, то третьего предмета, могущего удовлетворить потребность. В раскрывшейся жизни человека потребностей за желаниями и не видно. Роятся в душе только сии последние и требуют удовлетворения, будто сами для себя».

Итак, потребность в зависимости от степени её осознания выступает в двух формах:

  • как влечение, до открытия предмета, который может удовлетворить потребность, т.е. до её опредмечивания,
  • как мотив и, в частности, желание, после опредмечивания.

Опредмечивание и осознание потребности, превращение влечения в желание являются основой для постановки человеком сознательной цели и организации деятельности по ее достижению. Цель и есть осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено желание человека.

Осознанная связь между потребностями и предметами устанавливается в реально-практическом опыте удовлетворения этих потребностей. Включаясь в процесс осознания субъектом своих потребностей, предметы становятся объектами желаний и возможных целей его действий.

 

vestishki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *