Потребности и человек – Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Потребности человека. Как их определять и управлять ими

Потребность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития человека. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

Потребность это то, что толкает человека к активным действиям. Это необходимость, которая побуждает человека к каким либо действиям, направленным на удовлетворение своего желания.

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму. Желание это то, как мы эту потребность понимаем, основываясь на наших чувствах и ощущениях.

Например: человек хочет есть. Это элементарная потребность, основанная на инстинкте самовыживания. Человек легко распознает эту потребность. Она проста в ощущениях, понятна и ее сложно спутать, с какой либо другой потребностью. Однако многие путают. Есть потребность в потреблении жидкости, и есть потребность в потреблении еды. Сосредоточенны они в одном месте. Но что именно человек хочет и в чем его потребность, он не может распознать в силу определенных обстоятельств или внутренних нарушений в ощущениях и чувствах. Ему чего-то хочется, но вот именно чего, он не понимает. Порой ощущения очень похожи и по ошибке человек может не пить а есть, в попытке удовлетворить свою нераспознанную потребность, нанося своему организму вред. В итоге состояние удовлетворения не приходит. А ощущения в большей степени негативны.

Желание это то, как мы понимаем свою потребность. Желание это наше понимание своей внутренней необходимости. Например: у человека есть желание достичь успеха в карьере. Это желание. То, что мы можем назвать и разработать, как план действий это есть желание. Потребность нельзя выразить иначе как через желание. Потребность это набор ощущений, которые находятся внутри организма. Потребности свойственно по мере ее реализации, приносить состояние удовлетворения, либо когда она реализована, на ее место приходит другая потребность.

Например: человек хочет достичь определенного уровня в карьере. Он делает для этого определенные шаги, процесс продвигается, но вот однажды он уже не чувствует этой потребности… она уже не существует. Человек чувствует усталость, напряженность, отсутствие желания это делать. Другими словами уже нет необходимости двигаться в этом направлении. Но как же так? Ведь человек еще не дорос до уровня генерального директора или владельца бизнеса? Это говорит о том, что потребность уже реализована, а дальше идти, уже смысла нет. Дальше это будет уже желание привнесенное.

Когда человек реализовал свою потребность на смену ощущению желания приходит ощущение удовлетворенности и радости. Когда же человек не реализует свою потребность у него совершенно противоположные ощущения. Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Неудовлетворенные потребности более высокого уровня несут в себе опасность всевозможных заболеваний, в том числе и психологических. Депрессия – одно из самых распространенных заболеваний связанных с неудовлетворенными потребностями человека.

Итак, человек построил в своем сознании карьерную лестницу и стал предпринимать действия по ее реализации. Он видел себя в верху этой карьерной лестницы, уж не меньше чем владельцем собственного Бизнеса!

Он чувствовал в самом начале пути в себе эту потребность, и все что он делал, у него хорошо получалось. Он себя мотивировал, и это приносило ему радость и удовлетворение. И он продолжает делать действия, ведущие его к желаемому. Но когда он начинает действовать и реализовывать дальше, оказывается, что состояние удовлетворения он достиг на какой то ступеньке, а дальше у него на первый план выходят совершенно другие потребности, а эта уже не активна. И то, что он делает дальше в направлении данного желания – это уже «Сизифов» труд, то есть становится катастрофически тяжело. На это уже нет энергии, нет сил и нет желания. И все чаще возникает вопрос: А зачем мне это надо? Выполнять привнесенные и не свои потребности, тяжело и сопряжено с потерями, которые приводят к серьезным проблемам.

Потребности – это проекция наших задач на земле. Под каждую потребность есть силы. Если у человека есть потребность, то есть силы и есть энергия для ее реализации. Если потребности нет, то реализация того желания, которое уже не актуально, или привнесенное (не его), пойдет за счет энергии «выделенной» на реализацию другой его потребности.

Мы живем в век всеобщего потребления и многое нам сегодня навязано чужой идеологией. Промышленность и торговля нуждаются в потребителе, обогащающего их, поэтому в нас и воспитывают этого потребителя, всячески популяризируя всякого рода «обладай», «имей больше, лучше». И на уровне государства в том числе. Особенно печально, когда вместо жизненно необходимого, тебя подталкивают владеть чем-то на грани (или вообще за гранью) твоих возможностей и твоих потребностей. Бери машину, потом оплатишь! Как, еще нет загородного дома?! А достаточно ли у тебя финансов, чтобы считать себя состоявшимся человеком? Все это навязывается нам в угоду тем или иным потребностям других. Зачастую это не то, что нам действительно нужно, и не то, что мы из себя представляем. Мы словно втянуты в эту всеобщую игру, в популяризацию чужих потребностей. Человек – явление социальное и эти социальные потребности нам навязаны. И мы берем на себя ответственность за реализацию этих потребностей. А в чем ответственность? В достижении чужих целей… Человек включается в эту игру, взамен он получает что-то материальное. Он проявил ответственность, вложил много труда, он использовал свое качество или свое умение для достижения какой-то цели, которая на самом деле может и вовсе не являться целью. Или является не его целью, поскольку ему вменена, навязана. Это не всегда приносит человеку удовлетворение в душе. Это часто приводит к неудовлетворенности и «сгоранию» как духовному, так и физическому.

В эпоху потребления все смешалось и нам нужно возвращаться к нашим основным ценностям, которые всегда были определяющими в человеке. В них не нужно убеждать, потому что человек интуитивно их выбирает и с ними соглашается.

Как отличить за ворохом всех потребностей, где свои, а где чужие? Надо просто начать действовать. Действие – это «лакмусовая бумажка» показывающая твоя это потребность или нет. Как только человек начинает действовать в направлении реализации потребности, у него возникает либо чувство удовлетворения, либо негативные ощущения. Либо ничего не выплывает – какое то оно никакое. Первых ощущений вполне достаточно, что бы понять, что человек занялся не своим делом. Достаточно сделать первый шаг и сразу становится видно твоя ли это потребность. Если при действии вдруг возникает ощущения нехватки сил, на то что бы продолжать и делать, нет состояния удовлетворения, нет желания. Если нет желания – значит — нет потребности. И даже если человеку говорят, внушают, манипулируют: «Ты должен! Ты просто обязан!» — но нет желания, нет сил, значит это не его потребность. Что делать в таком случае? – Каждый делает свой выбор. Если человек не против сделать это и чувствует что в принципе он ничего не теряет и это ему не в тягость, то он может позволить себе это сделать. Если же он не согласен – он имеет право сказать «НЕТ». Если человек может сказать «Нет» – он этого делать не будет. Он понимает, что ему навязали эту потребность. Но если он пообещал, либо он зависим, бывают и такие ситуации, как бы ему не рассказывали, что это не его, человек все равно это будет делать. Это выбор человека. И смысл заключается в том, что бы постепенно перейти к тому, что бы все-таки, реализовывать свои потребности.

Человек, устроившийся на работу, получивший работу как наемный служащий — реализует как ключевую — потребность владельца бизнеса или компании, а не свою. Бизнес, в большинстве своем, построен так, что потребность подчиненного, она удовлетворяется только в деньгах. Если же есть совпадение потребностей одного человека и другого и удовлетворяются несколько потребностей – тогда это хороший союз. Все силы складываются и реализуются потребности и быстрее и эффективнее.

На каждом этапе, по мере эволюционного развития человека, какая то потребность становится ведущей. Если мы рассмотрим пирамиду А. Маслоу, то мы видим, что потребности выстраиваются по мере развития человеческой личности. И по мере того как человек растет, какие то потребности становятся ведущими. И чем выше потребность по этой иерархической лестнице, тем меньше человек зависим от физиологических базовых потребностей. А. Маслоу описал основные. С точки зрения философии и медитативной техники йоги, можно увидеть, что уровень каждой чакры, уровень каждого позвонка в позвоночнике человека, дает очень много оттенков потребностей. Например, потребность иметь много денег — это потребность доминирования в обществе. Эта потребность ощущается с точки зрения медитативных техник в районе позвоночника на уровне пупа. Эта потребность, связана с карьерой, деньгами, бизнесом, и у человека именно в этом месте проявляется эта необходимость. Эти потребности выходят на первый план точно так же, как и физиологические потребности. Только частота физиологических потребностей чаще, в еде, в питье, каждый день. А такие потребности, как стабильность или желание определенного дохода, более сложные в ощущениях и чувствах, но они такие же важные и требуют реализации. Всегда есть среди всех потребностей человека ведущая, которая периодически напоминает о себе, настойчиво и упорно дает о себе знать.

Потребность – это ориентир – если говорить языком йоги – это ориентир к развитию самого человека. Физиологические потребности –побуждают человека постоянно заботится и нарабатывать новый опыт. В природе постоянно все меняется и даже для того, что бы решить вопрос с основными потребностями, человеку надо постоянно предпринимать определенные действия, зарабатывать, искать варианты решения и реализации ее. Но для того, что бы перейти к следующему уровню потребностей, которые так же есть у человека и которые необходимо удовлетворять, человеку надо оптимизировать работу по регулярному удовлетворению ежедневных базовых потребностей.

Сказка про Лягушонка.

Жил был в одном болоте маленький лягушонок. И вот как-то на большой праздник, лягушата организовали, соревнование по бегу и прыжкам. Цель этих соревнований была – забраться на высокую башню. Очень высокую. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над участниками. Ни кто из зрителей не верил в то, что кто то из лягушат сможет забраться на такую высокую башню. Слышны были реплики: «Это слишком сложно!», «Ни кто из них НИКОГДА не заберется на вершину!», «Нет шансов! Башня слишком высокая!». Но соревнования начались, и лягушата побежали вперед. Наш маленький лягушонок, очень захотел забраться на вершину башни. И он так же принял участие в этих соревнованиях. Спустя немного времени некоторые из лягушат начали падать с башни, один за другим, не удержавшись. Лишь некоторые, у которых «открылось второе дыхание», все еще стремились вперед. Зрители продолжали кричать: «Это не реально» Это слишком сложно! Они не смогут!». Еще больше лягушат стало падать с высоты башни. И лишь наш герой все прыгал и прыгал вперед. В конце концов, он остался один и добрался до вершины башни. Зрители примолкли, но всем было любопытно, как же он смог туда добраться??? И кто-то его спросил об этом. Но оказалось…. Что наш герой был просто глухой, и ему очень хотелось забраться на вершину башни и посмотреть оттуда на мир вокруг их болота. Мораль этой басни проста: если ты имеешь потребность и у тебя огромное желание, то и силы и энергия на реализацию данной потребности у тебя есть. И у многих не получится то, что получится у тебя. А слушать других пессимистов или не слушать – выбор каждого. Может и не слушать, но прислушиваться и не к пессимизму, а к рациональным подсказкам, помогающим реализовать потребность.

Умение осознавать свои потребности – это очень важно. При понимании и определении своей потребности надо быть осознанным. Тогда и ее реализация пройдет быстро и успешно.

Мой преподаватель по массажу рассказывал такую историю:

Он однажды сдавал экзамен по иглоукалыванию. Экзамен принимали прямо на практике. Надо было вставить иголку в большой палец ноги – это очень болезненная процедура. И преподаватель – китаянка – обучение проводили Китайские специалисты — она преподавала, но секреты не раскрывала. И условия экзамена было тем, что бы человек поставил иголку безболезненно. Ее просят – покажите – она показывает, потом следом ученик Берет и ставит – человеку больно. Пациент подпрыгивает от боли, чуть ли не до потолка. Мой преподаватель заинтересовался процессом. У него включилась потребность познавательная не потребность сдать экзамен – а потребность знать, как это делается. Его заинтересовало, а почему болит? И он подошел к этому с другой стороны. Если все скучились и смотрели на то, как она ставила иголку, а он подумал, что если все так смотрят и ничего не видят, значит надо изменить точку зрения – угол зрения. Он присел и стал смотреть снизу. И увидел, что преподаватель большим пальцем другой руки пережимала нерв под большим пальцем ноги и другой рукой ставила иглу сверху. А все кто смотрел сверху – этого не видели. И когда он уже подошел сдавать экзамен, и только положил палец и зажал нерв на большом пальце ноги пациента, преподаватель сказала: «Все, можете не ставить, вы свободны, вы сдали экзамен». Большую роль играет то, что нужно идти за своей потребностью. Если есть потребность познавательная, то надо идти за ней, а не бояться что вот не сдам экзамен. Его потребность было узнать, а как оно устроено, как оно действует, а не просто получить хорошую отметку и сдать экзамен. По сути то, что происходит в наших институтах, не совсем гармонично, потому что оно идет вразрез с основными потребностям человека, это привнесенные потребности. Ученику не интересно. Если ему не интересно преподали, то у него потребность просто сдать, а не получить результат или знания.

Автор: Наталия Бринькова

interesnyimir.com

Лекции — Человек и его потребности


Лекции — Человек и его потребности
скачать (753.5 kb.)

Доступные файлы (1):


содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6 Реклама MarketGid:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ


дисциплины

Человек и его потребности

для специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм

Воронеж 2009

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Человек и его потребности»

Раздел I. Введение. Человек как предмет познания

1. Становление предмета «Человек и его потребности»

2. Основные понятия теории потребностей

1.1.

Изучение потребностей человека связано с важными проблемами современного общества. Человек — су­щество биосоциальное, и в его становлении и развитии как об­щественного существа определяющими являются социальные факторы. Система социальных потребностей мобильно влияет на поведение различных социальных групп, усиливая или ос­лабляя их активность, направляя социальные потребности то в одно русло, то в другое. Изменения в сфере потребностей стали действенным фактором перемен в экономике, политике, идео­логии, фактором пересмотра жизненных ценностей и устрем­лений. Эти обстоятельства требуют внимательного изучения динамики потребностей с целью прогнозирования социаль­ных изменений и управления ими.

Современная наука о человеке и обществе, выявляя движу­щие механизмы социальной деятельности, опирается на идею о первенстве потребностей среди всех побуждений людей к действию. Сегодня возможности биосферы ставят жесткие пределы расширения материального производства, и жизнен­но важной задачей человечества становится рациональное ре­гулирование динамики потребностей — замедление роста мате­риальных и повышение удельного веса духовных потребностей.

Идее разумного регулирования потребностей и потребле­ния только предстоит интегрироваться в систему ценностей мировой культуры в качестве одного из ее императивов.

Формирование и развитие высших человеческих потребно­стей — главная задача общественных институтов и общества в целом. Эта социальная задача рассчитана на долговременную программу, и решение ее в массовом масштабе означало бы создание самого надежного фундамента социально ценной ак­тивности человека, в том числе творческой, а вместе с этим и развитие всех его сущностных сил. Важно не просто раскрыть внутренний «механизм» деятельности человека, чтобы на этой основе выявить потенциальные возможности личности, раз­вития ее разумных потребностей, но правильно формировать и развивать ее социально-ценностные характеристики.

Обучение является одной из главных форм общечеловече­ской деятельности. Оно служит основой воспитания и образо­вания. В процессе обучения происходит развитие человека.

Изучение потребностей человека и способов их удовлетво­рения должно привести к осознанию целостности системы природа—социум—потребности человека, зависимости сохра­нения этой системы от разумной деятельности человека, на­правленной на создание комфортной среды жизнедеятельно­сти для человеческого общества. В связи с этим перед сферой сервиса и ее работниками стоит задача не только откликаться качественными услугами на запросы потребителей, но и спо­собствовать формированию разумных потребностей человека и общества в целом. Все это требует от работников сервисной деятельности высокого профессионализма, не только знаний в области оказываемых услуг, но и развитой нравственной сфе­ры, понимание ими сущности человека как сложной биосоци­альной системы.

Дисциплина «Человек и его потребности» рассматривает комплексный подход исследования человека как целостности, дает представление о человеке как социально-природном су­ществе, об общности и в то же время различиях его социальной сущности и биологической природы, знание основных инди­видуальных потребностей и психофизиологических возмож­ностей человека и их связи с социальной активностью.

Мы рассматриваем человеческую деятельность, ее струк­туру как фактор, детерминирующий формирование потреб­ностей. Открытие учеными роли потребностей человека как определяющей причины его поступков, движущей силы его деятельности явилось началом научного объяснения целена­правленного поведения и психики. Все другие используемые при описании поведения понятия, такие, как установки, цен­ности, интересы, мотивы, являются производными от потреб­ностей, порождаются ими. В сущности, личность представляет собой индивидуально неповторимый набор и внутреннюю соподчиненность потребностей, а общество или способствует, или тормозит формирование и развитие такого набора (иерархии) потребностей. Поэтому глубокий анализ реального мно­гообразия человеческих потребностей должен был стать цен­тральной задачей современной науки, но этого пока не про­изошло. Сегодня практически отсутствует опыт комплексного исследования взаимосвязей потребностей и стимулов, потреб­ностей и ценностей, реального многообразия потребностей че­ловека, как звеньев социального механизма развития и станов­ления новых личностных потребностей.

Удовлетворение потребностей — это цель любой деятельно­сти человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Даже деяние, которое, казалось бы, не приносит никакой пользы человеку, на самом деле име­ет причину. Например, милостыня для того, кто ее дает, явля­ется удовлетворением его высших потребностей, связанных с его психикой. Человек без потребностей — мертвый человек.

В социологии различают нужду и потребность. Нужда — это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Понять различие нужды и потреб­ности позволяют простые факты повседневной жизни. Напри­мер, организм человека постоянно нуждается в кислороде, ко­торый поступает в кровь благодаря дыханию. Эта нужда стано­вится потребностью только тогда, когда возникает дефицит в кислороде из-за заболевания органов дыхания, снижения со­держания кислорода в атмосфере. В этих случаях человек, страдая от нехватки кислорода, предпринимает какие-то дей­ствия , чтобы ее устранить, радуется, когда может вдохнуть пол­ной грудью. Таким образом, объективное состояние — нужда — преобразовалось в потребность.

У всесторонне развитого человека представлены все чело­веческие потребности при доминировании высоких социаль­ных побуждений. На основе потребностей возникают интере­сы. Когда у человека есть интересы, он испытывает полноту и счастье жизни. Интерес активизирует состояние коры голов­ного мозга, отмечал И.П. Павлов, побуждает к деятельности, активизирует личность.

Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребности, призвания или общественного долга. Интерес может проявиться стихийно и неосознанно вследствие эмо­циональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение, которое может определяться многими причинами — потребностями, общественными тре­бованиями, способностями.

Потребности делятся на две основные противоположные по своему назначению группы — психические (духовные) и фи­зиологические (биологически обусловленные). В ходе разви­тия человека они дополняются совокупными (сдвоенными) и сознательно-социальными потребностями. Потребности че­ловека определяются состоянием общества, социальной груп­пы, которым он принадлежит. В зависимости от экономиче­ского и общественного строя, системы воспитания и принятых норм поведения человек приобретает разные культурные по­требности, осваивает разные способы и приемы их удовлетво­рения. Однако характерной особенностью всех человеческих потребностей является их фактическая ненасыщаемость нель­зя удовлетворить какую-нибудь потребность раз и навсегда. Будучи удовлетворенной, она возникает вновь, развивается и при этом побуждает человека создавать все новые и новые предметы материальной и духовной культуры.

Среди факторов, определяющих человеческую деятель­ность, наиболее значимы такие, как стимулы и интересы, цен­ностные установки и мотивы, намерения и цели, наконец, спо­собности и средства достижения цели. Все они возникают и действуют в сложной зависимости от существующих потреб­ностей субъектов и в свою очередь так или иначе, прямо или опосредованно влияют на процессы становления и формиро­вания новых потребностей. И если понятие «потребность», со­отнесенное с другими понятиями, фиксирующими способ де­терминации человеческой деятельности, будет устойчиво функционировать, описывая вместе с ними этот способ, мож­но считать, что мы в какой-то степени постигли и сам феномен потребности. Последовательно выделяя специфическую роль каждого звена в цепи связей, определяющих деятельность ин­дивида, можно установить, каким образом потребность, явля­ясь исходным звеном этой цепи, становится завершением од­ного и одновременно началом другого цикла деятельности. Ду­ховные потребности людей, духовная деятельность по созданию духовных ценностей, духовное потребление и духов­ные отношения между людьми — основные элементы духовной жизни. Духовные ценности — это своеобразный духовный ка­питал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют по­ведение человека в других системах ценностей. Самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Чело­век — это самоценность, абсолютная ценность.

Экономическая деятельность любого общества основана на производстве товаров и оказания услуг. Товар или услуга ориентированы на удовлетворение потребностей не самого производителя, а других людей – потребителей. Предметы и действия, не удовлетворяющие этим потребностям, не пользуются спросом и перестают быть товарами и услугами. Поэтому никакая сервисная деятельность – то есть деятельность по оказанию услуг – невозможна без знания человеческих потребностей и понимания способа их удовлетворения.

В современном обществе накоплен большой опыт организации конкретных сервисных программ в сфере торгового, бытового, информационного, медицинского, образовательного, туристического, анимационного и других видов сервиса. Анализ этого опыта показывает, что любая сервисная деятельность основывается не только на умение найти удачные технические решения конкретных проблем, но и на глубоких стратегических концепциях, определяющих общие направления работы. Для планирования сервисной деятельности и ее совершенствования необходимо представлять, какова природа человеческих потребностей, как они формируются и взаимодействуют друг с другом, каким образом влияют на поведение человека, какие способы удовлетворения этих потребностей использовались в прошлом, существуют в настоящее время и могут быть предложены в будущем.

1.2.

Любая научная концепция формулируется, как известно, с помощью системы понятий. Эти понятия, с одной стороны, обобщают име­ющиеся на данный момент знания об объекте исследования. С дру­гой стороны, только строгое определение научных понятий дает воз­можность корректно ставить, обсуждать и решать новые проблемы. Поэтому и рассмотрение человеческих потребностей целесообразно начать с точного определения основных понятий, которыми мы бу­дем пользоваться при дальнейшем изложении.

В обыденной речи с категорией потребности сближают прежде всего понятия «нужда», «желание», «прихоть», «стремление», «вле­чение». Уточним, в каком смысле мы будем использовать эти тер­мины.

Желание или стремление — это внешнее выражение потребно­сти, которая осознана человеком. Близкое к ним понятие прихоть обозначает желание, в котором преобладает субъективный момент, каприз. Иными словами, прихоть не имеет под собой достаточных объективных, разумных оснований. В противоположность желанию или прихоти, нужда — это обедненная, упрощенная потребность, имеющая чисто объективный неотлагательный и повелительный ха­рактер. В нужде преобладает объективный компонент, который оп­ределяется законами природы и человеческого организма, а не сознательным выбором или субъективными пристрастиями человека. Поэтому говорят, например, что потребности в пище, одежде, жи­лье — это нужды (человек нуждается в них), а потребность в изы­сканных блюдах, элитных автомобилях — это желания или капризы. Они зависят не от жесткой необходимости выживания организма, а от субъективных пристрастий и вкусов, не являющихся необходи­мыми для существования человека.

Наконец, саму потребность можно определить несколькими спо­собами. Так, ее рассматривают как «побуждающее к деятельности со­стояние субъекта, направленное на преобразование и присвоение предметов и явлений внешнего мира для поддержания оптимальных взаимосвязей со средой. Мы уже видели, что в потребности объе­динены два компонента — объективный и субъективный. Объектив­ная сторона потребности обусловлена свойствами внешнего мира и человеческого организма, а субъективная сторона определяется са­мим человеком, который осознает существующую объективно, т. е. независимо от его воли реальность. Понятно, что осознание тех или иных явлений и обстоятельств может быть разным — правильным или ошибочным, полным или неполным, своевременным или запо­здалым. Кроме того, потребность зависит от мировоззрения, системы ценностей данного человека и т. п. Наличие этого субъективного компонента и приводит к тому, что в одной и той же ситуации у раз­ных людей возникают разные потребности. Поэтому лучше всего рассматривать потребность как «единство объективной предраспо­ложенности и субъективного побуждения»2. Наиболее удачным яв­ляется такое определение потребности.

Потребность — это состояние человека, складывающееся на ос­нове противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

В нужде преобладает объективный компонент (нужды существу­ют независимо от того, осознаются они или нет). В желании преоб­ладает субъективный компонент, осознание человеком того, что он хочет. Поэтому желание — особенно принявшее форму каприза или прихоти — может быть сильно оторвано от реальных нужд личности. В потребности объединены, уравновешены объективный компонент (нужда) и то или иное осознание этой нужды человеком (в виде же­ланий, стремлений, прихотей).

Мотивы — это побудительные причины деятельности человека по удовлетворению потребностей. В психологии, социологии, юрис­пруденции, маркетинге считается, что понять человеческое поведе­ние без раскрытия его мотивов невозможно. Близким по значению к понятию мотива является понятие стимула.

Интерес определяют как проявление социальных потребностей, как осознанное выражение отношений человека или социальной груп­пы к своим потребностям и условиям их удовлетворения. Чаще всего понятие потребности применяют к отдельным людям («потребности личности»), а понятие интереса — к крупным социальным группам и организациям (интересы народов, государств, фирм, общественных классов, профессиональных и возрастных групп и т. п.). Осознание интересов, как и потребностей, может проявляться в разной степени. Так, социологи отмечают, что в постсоветской России предприни­матели и особенно представители крупного бизнеса осознали свои групповые интересы довольно быстро, а другие слои населения дела­ют это с опозданием.

Как уже отмечалось, потребности находятся в глубокой связи с мировоззрением и системой ценностей. Мировоззрение — это систе­ма взглядов человека на мир в целом и свое место в мире. На основе мировоззрения в каждом обществе и социальном слое формируется система ценностей. Ценность — это значение предметов и явлений для человека и общества, оценка явлений и событий как добра или зла, полезного или вредного, прекрасного или безобразного, допус­тимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. п. Знание о мире раскрывает объективные законы природы и общества, а оценка тех или иных явлений устанавливает, какое значение они имеют для человека и как следует к ним относиться. В истории евро­пейской цивилизации необходимость изучения человеческих интересов, пристрастий, потребностей и ценностей впервые глубоко осо­знали софисты. Возможность сопоставления окружающего мира с потребностями и ценностями человека с блестящей точностью вы­ражена в афоризме древнегреческого софиста Протагора (ок. 490 — ок. 420 гг. до н. э.): «Человек есть мера всех вещей». В этом высказы­вании ярко проявляется ценностный подход к миру.

^ — совокупность оценок человеком предметов и явлений окружающего мира — прямо указывает на то, как надо от­носиться к существующим потребностям, каким образом следует их формировать и корректировать. Формирование самой системы цен­ностей — результат сложного взаимодействия семейного воспитания, экономики, политики, культурных традиций, религии, науки, искус­ства и всего многообразия социальных процессов.

Существует несколько классификаций потребностей человека. Так, их делят на биологические и социальные. Биологические при­мерно одинаковы у человека и животных (хотя человек удовлетво­ряет их своими, особыми способами), социальные возникают только в обществе. Социальные потребности возникают на основе главных особенностей общества, принципиально отличающих его от приро­ды, — труда и мышления. Потребности, без удовлетворения которых (хотя бы частичного) человеческое существование вообще невозмож­но, называют насущными, или первичными. Вторичные, или нена­сущные, производные потребности могут и не удовлетворяться — человек от этого не погибнет, хотя может нести серьезные лишения. Принято выделять индивидуальные и общественные, материальные и духовные потребности. Далее мы будем обсуждать их подробнее. Как известно, сервис является деятельностью по удовлетворению потребностей клиента путем оказания услуг. Поэтому можно пред­положить, что структура сервисной деятельности в ее развитых фор­мах будет выражать структуру потребностей человека. Между по­требностями и услугами существует сложная взаимосвязь, которая имеет длительную историю, вплетающуюся в историю общества в целом. В историческом развитии человека и его потребностей про­слеживается ряд закономерностей. В своих наиболее развитых про­явлениях они действуют в сфере услуг современного общества.

Приведенные нами определения основных понятий теории по­требностей являются исходным теоретическим каркасом, позволяющим проследить главные этапы развития представлений о челове­ке и человеческих потребностях в истории цивилизации.

^

1. Охарактеризуйте предмет курса «Человек и его потребности».

2. Дайте определение понятия «потребность». Обоснуйте необходимость изучения и исследования человеческих потреб­ностей?

3. Охарактеризуйте понятия «потребность», «нужда», «желание», «прихоть». Как эти понятия взаимосвязаны между собой?

4. Мотив как предметное содержание потребности. Классификация мотивов.

5. Дайте определение понятию интерес. Отношение понятие интереса у человека и социальной группы.

6. Охарактеризуйте понятие «мировоззрение».

7. Что такое ценность? Структура системы ценностей человека.

8. Характеристика основных видов человеческих потребно­стей.

Раздел II. Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли

2.1. Человек в первобытном обществе

2.2. Первые цивилизации и «осевое время»

2.3. Библия о потребностях человека

2.4. Проблема потребностей у мыслителей античности

2.5. Взгляды на потребности в Средние века и в эпоху Возрождения

2.6. Человек и потребности в Новое время и в эпоху Просвещения

2.7. Концепция человека и его потребностей в философии XIX в.

2.1.

Проведенные в XIX–XX вв. этнографические исследования племен, до сих пор живущих в условиях первобытного общества, позволяют довольно полно и достоверно реконструировать образ жизни человека той эпохи.

Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. Задолго до ощущения своего «Я» возникло ощущение «Мы», чувство единства, слитности с другими членами группы. Наше племя — «Мы» — противостояло другим племенам, чужакам («Они»), отношение к которым обычно было враждебным. Кроме единства со «своими» и противопоставления «чужим» человек остро чувствовал свою связь с миром природы. Природа, с одной стороны, была необходимым источником жизненных благ, но, с другой стороны, таила массу опасностей и часто оказывалась враждебной к людям. Отношение к соплеменникам, к чужакам и к природе прямо влияло на понимание древним человеком своих потребностей и возможных путей их удовлетворения.

За всеми потребностями людей первобытной эпохи (как, впрочем, и наших современников) стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так называемых насущных, или витальных, первичных потребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребностей, как уже отмечалось, состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, ненасущным относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Насущные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение насущных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.

В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.

Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление. Для поддержания своего существования человек научился воздействовать на природу не только своим телом (ногтями, зубами, как делают животные), а с помощью особых предметов, стоящих между человеком и предметом труда и многократно усиливающих человеческое воздействие на природу. Эти предметы получили название орудий труда. Поскольку человек поддерживает свою жизнь с помощью продуктов труда, сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью общества. Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании. Если потребность в каких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является материальной потребностью, то потребность в познании — это уже духовная потребность.

В первобытном обществе возникает сложное взаимодействие между индивидуальными (личными) и общественными потребностями.

В XVIII в. французские философы-материалисты (П. А. Гольбах и др.) предложили для объяснения человеческого поведения теорию разумного эгоизма. Позже она была заимствована Н. Г. Чернышевским и подробно изложена в романе «Что делать?». Согласно теории разумного эгоизма, человек всегда действует в своих личных, эгоистических интересах, стремится удовлетворять только индивидуальные потребности. Однако если обстоятельно, логично проанализировать личные потребности человека, мы неизбежно обнаруживаем, что, в конечном счете, они совпадают с потребностями общества (социальной группы). Поэтому «разумный» эгоист, преследуя только правильно понятую личную выгоду, автоматически будет действовать в интересах всего человеческого сообщества.

В наше время стало ясно, что теория разумного эгоизма упрощает реальное положение вещей. Противоречия между интересами личности и сообщества (для первобытного человека это было свое племя) на самом деле существуют и могут достигать огромной остроты. Так, в современной России мы видим множество примеров, когда те или иные потребности различных людей, организаций и общества в целом исключают друг друга и порождают крупные конфликты интересов. Но общество выработало и ряд механизмов, позволяющих разрешать такие конфликты. Самый древний из этих механизмов возник уже в первобытную эпоху. Этот механизм — мораль.

Этнографам известны племена, у которых даже к XIX–XX вв. не успели возникнуть искусство и сколько-нибудь отчетливые религиозные представления. Но нет ни одного племени, у которого бы не было развитой и эффективно действующей системы моральных норм. Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Главный смысл всех моральных норм, традиций, предписаний состоял в одном: они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах группы, коллектива, удовлетворять сначала общественные, и лишь потом — личные потребности. Только такая забота каждого о благе всего племени — пусть даже в ущерб личным интересам — делала это племя жизнеспособным. Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей, управляющим распределением жизненных благ.

Моральные нормы предписывали распределять материальные блага в соответствии со сложившимся обычаем. Так, у всех без исключения первобытных племен действуют строгие правила раздела охотничьей добычи. Она не считается собственностью охотника, а распределяется среди всех соплеменников (или, по крайней мере, среди большой группы людей). Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль» в 1831–1836 гг. наблюдал у жителей Огненной Земли простейший способ раздела добычи: она делилась на равные части и раздавалась всем присутствующим. Например, получив кусок материи, туземцы всегда делили его на одинаковые кусочки по числу людей, находившихся в этом месте в момент дележа. В то же время при чрезвычайных обстоятельствах первобытные охотники могли получить последние куски пищи, так сказать, сверх своей доли, если судьба племени зависела от их выносливости и способности вновь добывать пропитание. Наказания за опасные для общества действия также учитывали потребности и интересы членов общины, а также степень этой опасности. Так, у ряда африканских племен укравший домашнюю утварь не несет строгих наказаний, но укравший оружие (предметы, особенно важные для выживания племени) жестоко умерщвляется. Таким образом, уже на уровне первобытного строя общество вырабатывало способы удовлетворения общественных потребностей, которые не всегда совпадали с личными потребностями каждого индивида.

Несколько позже морали в первобытном обществе возникают мифология, религия и искусство. Их появление — это крупнейший скачок в развитии потребности в познании. Древняя история любого известного нам народа показывает: человек никогда не довольствуется только удовлетворением первичных, базовых, насущных потребностей. Крупнейший специалист по теории потребностей Абрахам Маслоу (1908–1970) писал: «Удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не создает системы ценностей, на которые можно опереться и в которые можно верить. Мы поняли, что возможными последствиями удовлетворения базовых потребностей могут быть скука, отсутствие цели, моральное разложение. Судя по всему, наилучшим образом мы функционируем, когда стремимся к чему-то, чего нам недостает, когда мы желаем чего-то, чего не имеем, и когда мы мобилизуем наши силы, стремясь к удовлетворению этого желания». Все это можно сказать уже о первобытных людях. Существование у них общей потребности в познании легко объясняется необходимостью ориентироваться в природной среде, избегать опасности, изготовлять орудия труда. По-настоящему удивительно другое. У всех первобытных племен возникла потребность в мировоззрении, т. е. в формировании системы взглядов на мир в целом и место человека в нем. Сначала мировоззрение существовало в форме мифологии, т. е. легенд и сказаний, осмысливавших устройство природы и общества в фантастической художественно-образной форме. Затем возникает религия — система взглядов на мир, признающая существование сверхъестественных явлений, нарушающих обыденный порядок вещей (законы природы). В наиболее древних типах религий — фетишизме, тотемизме, магии и анимизме — понятие бога еще не сформировалось. Особенно интересным и даже дерзким видом религиозных представлений была магия. Это попытка найти наиболее простые и эффективные пути удовлетворения потребностей через контакт со сверхъестественным миром, активное вмешательство человека в происходящие события с помощью могущественных таинственных, фантастических сил. Только в эпоху возникновения современной науки (XVI–XVIII вв.) цивилизация окончательно сделала выбор в пользу научного мышления. Магия и колдовство были признаны ошибочным, неэффективным, тупиковым путем развития человеческой деятельности.

Возникновение эстетических потребностей проявилось в зарождении художественного творчества, создании произведений искусства. Наскальные рисунки, статуэтки людей и животных, всевозможные украшения, ритуальные охотничьи танцы, казалось бы, никак не связаны с удовлетворением насущных потребностей, не помогают человеку выжить в борьбе с природой. Но это только на первый взгляд. В действительности искусство — результат развития сложных духовных потребностей, опосредованно связанных и с потребностями материальными. Это, прежде всего, потребность в правильной оценке окружающего мира и в выработке разумной стратегии поведения человеческого сообщества. «Искусство, — отмечает известный специалист по эстетике М. С. Каган, — рождалось как способ осознания объективно складывавшейся в обществе системы ценностей, ибо укрепление социальных отношений и их целенаправленное формирование требовали создания таких предметов, в которых закреплялась бы, хранилась и передавалась от человека к человеку и от поколения к поколению эта единственно доступная первобытным людям духовная информация — информация о социально организовавшихся связях с миром, об общественной ценности природы и бытия самого человека». Даже в самых простых произведениях первобытного искусства выражено отношение художника к изображаемому объекту, т. е. зашифрована социально значимая информация о том, что важно и ценно для человека, как следует относиться к тем или иным явлениям.

Итак, в развитии потребностей первобытного человека обнаруживается ряд закономерностей.

1. Человек всегда был вынужден удовлетворять насущные, первичные, преимущественно биологические потребности.

2. Удовлетворение простейших материальных потребностей вело к формированию все более сложных, вторичных потребностей, имевших преимущественно социальный характер. Эти потребности, в свою очередь, стимулировали совершенствование орудий труда и усложнение трудовой деятельности.

3. Древние люди на опыте убедились в необходимости удовлетворения общественных потребностей и начали создавать необходимые для этого механизмы регуляции социального поведения — прежде всего мораль (нравственность). Удовлетворение индивидуальных потребностей могло жестко ограничиваться, если они вступали в конфликт с общественными.

4. Наряду с базовыми, насущными потребностями у всех племен древних людей на каком-то этапе их развития появляется потребность в формировании мировоззрения. Только мировоззренческие идеи (мифология, религия, искусство) могли придать смысл человеческой жизни, создать систему ценностей, выработать стратегию жизненного поведения отдельного человека и племени в целом.

Всю историю первобытного общества можно представить как поиск новых способов удовлетворения развивающейся системы материальных и духовных потребностей. Уже в это время человек попытался раскрыть смысл и цели своего существования, которое наши далекие предки не сводили к удовлетворению простых материальных нужд.

  1   2   3   4   5   6
Скачать файл (753.5 kb.)


gendocs.ru

Что такое потребности человека?

Если человек родился и пришел в этот мир, то уже от самых первых дней жизни он проявляет свои потребности. Соответственно, с возрастом и его развитием потребности увеличиваются и меняются. Мы затронули понятие «потребности». А, что такое потребности человека? В чем они выражаются? Какие бывают? Давайте рассмотрим это выражение более подробно.

Чего нам хочется с рождения?

Каждый из нас в жизни испытывал дискомфорт по поводу того, что не был удовлетворен к какой-то нужде. При этом, если нужда становилась сильной, то мы прилагали усилия, чтобы удовлетворить себя в том или ином случае. Это могли быть материальные, духовные, социальные и другие факторы. А нужда, которую мы испытывали в этих ситуациях, называется человеческими потребностями.

Потребности являются одной из причин активности человека. Удовлетворение потребностей человека помогают ему освоить окружающий мир, стать более изобретательным. Потребности всегда сопровождаются эмоциями. Если потребности не удовлетворены, то эмоции отрицательные, а если проходит удовлетворение человека, то соответственно, и эмоции стают более положительными.

Естественные и культурные – на такие две группы разделяют по происхождению потребности человека. Если первая группа уже сформирована при рождении, то вторая вырабатывается по мере взросления человека. Например, если ребенок подрастает, то он входит в социум. Его друзья, учителя, все, кто общается с ним, с кем проходит обмен информацией стают неотъемлемой частью жизни этого молодого человечка. Он развивается, стремится к знаниям и реализации себя как индивидуума. Таким образом, удовлетворяются социальные потребности человека. В ином случае, если ребенок растет в пространстве более закрытом, для него общество недоступно, то ребенок свои социальные потребности не удовлетворит.

Только человек родился, у него сразу же появляются биологические потребности. Нужно отметить, что биологические потребности человека играют в жизни самую главную роль. К ним относится – еда, воздух, сон, одежда и другие. На первых порах их удовлетворить ребенку помогают родители. Например, грудничка кормят, кладут спать, переодевают, а со временем он подрастает и может эти и другие потребности удовлетворить сам. И если эти потребности в человека, независимо от возраста, возникают, если у него есть стремление искать методы и источники их удовлетворить, то этот человек считается здоровым физически и как личность.

Мы растем, а с нами и наши потребности

Но, не хлебом единым жив человек… Ведь, духовные потребности человека – это один из видов потребностей, которые приносят удовлетвор

elhow.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *