Потребности и нужды – 7.Потребности и нужды. Их отличие

7.Потребности и нужды. Их отличие

Какова разница между нуждами и потребностями? Нужда – это ощущаемая человеком необходимость в получении материального блага. К ним относятся лишь базовые запросы, без удовлетворения которых существование живого существа будет поставлено под угрозу. Это питание, дыхание, сохранение нужной температуры, безопасность и тому подобное. Все нужды объединяет одно: жизнь без них крайне затруднительна или невыносима.

Потребность – это необходимость в удовлетворении материального или духовного запроса человека и личности. Сюда входит широкий спектр желаний, начиная от физиологических и заканчивая духовными. И тем не менее, потребности – субъективны и зависят от конкретного человека. Они развиваются на протяжении всей жизни и имеют временную привязку.

Как нужды, так и потребности могут быть первостепенными и вторичными. Всё зависит от конкретной ситуации и условий. Так, все мы испытываем нужду в качественном медицинском обслуживании, но можем обойтись и без него. Потребность в теплой одежде и еде, неудовлетворенная в нужное время, неизбежно приведёт к тяжким последствиям для человека. По Котлеру, именно нужды являются важнейшими запросами, которые подлежат скорейшему удовлетворению во избежание смерти или других негативных событий.

Нужды существуют объективно и призваны удовлетворять запросы организма. 

8.Ёмкость рынка и спрос

Емкость рынка определяется как совокупный объем спроса на продукт или услугу.

Емкость рынка — это возможный объем реализации товара / услуги при определенном уровне цен. Показатель емкости рынка исчисляется в деньгах (рублях, долларах, евро, тугриках и т.д.) — т.е. это максимальная сумма, которую может получить продавец (продавцы) на данном рынке при неизменных обстоятельствах (объеме предложения, уровне спроса, ценах и т.д.). В отдельных случаях емкость рынка может быть выражена в натуральном выражении (например, по данным статистики), но бизнес интересует обычно не то, сколько штук шмыговертов он может продать, а какую он может выручить за это сумму. Поэтому формула расчета емкости рынка обычно выглядит так:

E = К х Ц

где: E — емкость рынка, К — количество товара, Ц — цена товара

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене.  Спрос (ёмкость рынка в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), который покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

9. Признаки сегментации различных рынков

Сегментация рынка – деление (дифференциация) любого рынка на отдельные части (сегменты) с учетом множества критериев и факторов.

Сегмент рынка – группа потребителей, продуктов или предприятий, обладающих общими характеристиками.

Признаки сегментации рынков – это способы выделения сегментов рынка (например, географические сегменты, ценовые сегменты, сегмент рынка по уровню доходов потребителей и т.п.).

Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, личностные, поведенческие и др. характеристики. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков. В идеальном случае сегмент рынка – это группа потребителей, которые сходны по своим специфическим нуждам и потребностям и одинаково реагирующие на комплекс маркетинга.

Признаками сегментации рынка по группам продуктов могут быть функциональные и технические параметры продукта, цена и т.п.

Признаками сегментации рынка по предприятиям-конкурентам являются величина предприятия, качественные показатели продукта, цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке и т.п.

Признаками сегментации предприятий-покупателей (промышленные рынки, рынки товаров производственного назначения) могут выступать организационно-провавая форма предприятия, отрасль или сфера деятельности, география и т.п.

studfiles.net

Чем отличается нужда от потребности 🚩 Дети 🚩 Другое

Самое известное разграничение понятий «нужда» и «потребность» принадлежит Карлу Марксу. Под «нуждой» он понимал настоятельное желание человека получить жизненно важное благо, например, пищу, одежду, жилье и пр. Сюда же можно отнести желание огородить себя от таких нежелательных ситуаций, как одиночество, смертельные опасности, болезни и т.д.

«Потребностью» называется уже нужда, принимающая конкретную форму. Например, испытывая нужду в еде, человек имеет потребность в употреблении макарон, консервов или других блюд и продуктов, которые нравятся ему больше всего, либо он имеет возможность употреблять исключительно их по причине определенного денежного достатка, здоровья и самочувствия, проживания в определенном регионе и т.д. Таким образом, потребность – личная характеристика человека, отличающая его от других людей.

Потребности Карл Маркс подразделял на индивидуальные и коллективные, на материальные, которые удовлетворяются с помощью товаров, и нематериальные, удовлетворяемые путем получения тех или иных услуг.

Одно из главных отличий нужд и потребности заключается в ненасыщаемости первых и насыщаемости вторых. Это означает, что человек нуждается в пище, воде, крове на протяжении всей жизни, что делает эти нужды ненасыщаемыми. Потребности же зачастую удовлетворяются единожды: приобретя тот или иной товар или получив определенную услугу, человек перестает испытывать необходимость в них на определенное время или навсегда.

В настоящее время ведутся споры об отнесении определенных человеческих желаний к нуждам или потребностям. Сюда можно отнести желание общения. По сути дела, общение составляет неотъемлемую часть жизни человека, но в то же время человек может существовать без него и без негативных последствий. То же самое касается любви, интимной близости и создания потомства – для одних людей это жизненно важная нужда, а для других – обычная потребность.

Нужды и потребности человека занимают одно из центральных мест в философии, обществознании, правовых и других дисциплинах, поскольку являются важными факторами бытия человека. На них чаще всего строятся образ и смысл жизни человека, его цели и стремления, отношение к другим членам общества и т.д. Важно осознавать свои желания, отличать положительные потребности от отрицательных и стараться достигать желаемого.

www.kakprosto.ru

Чем отличается нужда от потребности

Существование состоит из бесконечной цепи появления потребностей и их удовлетворения. Мы постоянно испытываем необходимость в материальных и духовных благах, без которых наша жизнь либо невозможна, либо крайне затруднительна. В то же время, в литературе и СМИ потребности часто называют нуждами. Можно ли отождествлять данные понятия и в чем разница между ними? Разделять данные категории особенно важно для экономического анализа и маркетинга, где они используются для обозначения различных феноменов и построения теорий.

Нужда – это ощущаемая человеком необходимость в получении материального блага. К ним относятся лишь базовые запросы, без удовлетворения которых существование живого существа будет поставлено под угрозу. Это питание, дыхание, сохранение нужной температуры, безопасность и тому подобное. Все нужды объединяет одно: жизнь без них крайне затруднительна или невыносима.

Потребность – это необходимость в удовлетворении материального или духовного запроса человека и личности. Сюда входит широкий спектр желаний, начиная от физиологических и заканчивая духовными. И тем не менее, потребности – субъективны и зависят от конкретного человека. Они развиваются на протяжении всей жизни и имеют временную привязку.

Как нужды, так и потребности могут быть первостепенными и вторичными. Всё зависит от конкретной ситуации и условий. Так, все мы испытываем нужду в качественном медицинском обслуживании, но можем обойтись и без него. Потребность в теплой одежде и еде, неудовлетворенная в нужное время, неизбежно приведёт к тяжким последствиям для человека. По Котлеру, именно нужды являются важнейшими запросами, которые подлежат скорейшему удовлетворению во избежание смерти или других негативных событий.

Нужды существуют объективно и призваны удовлетворять запросы организма. Так, в древние времена люди питались тем, что найдут в дикой природе: сырое мясо, насекомые, немытые фрукты. Нужда в питании сохранилась, но сегодня она поглощена потребностью употреблять вкусную еду, которая прошла термическую обработку и безопасна для нашего организма. Попадая в экстремальные условия, люди вновь возвращаются к истокам. Им уже неважно, каким образом обработана еда: потребность в этом отпадает.

При этом возможны и более сложные формы взаимодействия понятий. Так, потребность в инсулине для диабетика со временем становится нуждой, так как он не может без существовать без данного препарата. И напротив, отдельные школы учат человека обходиться без целого ряда вещей. Буддисты не испытывают нужды в определённой температуре воздуха и показывают чудеса концентрации, высушивая на своём теле мокрую простыню. Йоги, уходя в особое состояние глубокого сна, могут обходиться без еды и воды несколько недель.

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятий. Потребность – понятие широкое, которое включает в себя в том числе и нужду. На пирамиде потребностей Маслоу нуждам отводится лишь нижние 2 ступени.
  2. Значимость. Потребность – это те блага, без которых жизнь человека затруднительна, но возможна. Нужда выступает в качестве первостепенного объекта, без которого невозможно обойтись.
  3. Возникновение. Нужда существует объективно и её наличие обусловлено самой природой. Потребность ощущается субъективно и формируется в сознании человека.
  4. Относительность. Нужды бывают у любого живого существа, будь то человек или кошка. Потребности могут быть только у животных с высокоорганизованным сознанием, прежде всего – у людей.

thedifference.ru

Потребности и нужды — Здоровье и долголетие — Мастер жизни

Общаясь с людьми, я часто затрагиваю вопрос о стратегической цели жизни человека, так как считаю его гиперважным для каждого из нас.

Уже сама по себе постановка человеком  этого вопроса  способна кардинально изменить его жизнь, наполнить ее большим смыслом, энергией и балансом. Однако, следует честно признать, что подавляющее большинство собеседников либо вообще не задумывались над смыслом жизни, либо «благополучно» предали его забвению после ряда неудачных попыток осмыслить стратегическую цель своего существования.

Цель данной статьи, — подтолкнуть читателя вернуться к осмыслению смысла своего существования, а также существования всех других людей.
Предлагаю сделать это через призму нужд и потребностей в жизни каждого из нас. Я хорошо помню главный лозунг коммунизма – «от каждого по труду, каждому по потребностям». Прекрасный лозунг, смысл которого – работай с полной отдачей и бери, потребляй, что хочешь и сколько хочешь. Все было бы хорошо, но нет. Не получится так, как написано в этом красивом лозунге недавнего прошлого. Почему?

Если внимательно посмотреть на  промышленно развитые европейские страны, США, нетрудно заметить, что в них достаточно много людей, которые по своим доходам могут позволить себе «коммунистическое» существование. Я имею в виду уровень их потребления.

Значит ли это, что для богатых людей наступил этакий капиталистический коммунизм. Думаю, что нет. По форме, может быть, но по содержанию нет.

Потребность – это осознанное или неосознанное ощущение человеком недостаточности чего-либо. Сформировавшаяся (осознанная) потребность выражается в жизни людей в виде желаний, т.е. эмоционально подкрепленных мыслей (образов) обладания объектом желания.

Заметьте, это важно, — удовлетворение потребностей занимает подавляющую часть жизни каждого из нас.
Человек все время, что то хочет, чего то добивается, куда то спешит. Чем успешнее человек, тем выше его темп жизни, количество и качество потребления, желаний. Образно говоря, на жизнь просто не остается времени. Люди все больше работают, больше едят, ездят отдыхать во все новые и новые страны, меняют автомобили, одежду, половых партнеров… И что? Счастливы ли они, ощущают ли они полноту жизни или растет разочарование ощущение пустоты и одиночества? Думаю последнее. Современного человека можно сравнить с персонажем Эллочки-людоедочки из романа И.Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», которая заочно соревновалась с дочерью американского мультимиллионера.

Я неоднократно писал, и это не секрет, что современное капиталистическое общество зиждется на раздувании индивидуальных потребностей человека, которые обеспечивают рост потребления в обществе. Грубо говоря, если люди мало едят, — надо заставить, чтобы ели больше. Худым – надо поправиться, толстым – похудеть, курильщикам – бросить курить, некурящим – закурить. Сегодня нас агитируют за обезжиренное молоко, а завтра, наоборот, за молоко повышенной жирности и т.д. и т.п. Так работает реклама и вся манипуляционная технология в современном мире.

Задача одна, — нарастить потребление, чтобы обеспечить прибыль власть имущим, чтобы люди работали не покладая рук ради, искусственно растущих как на дрожжах потребностей.

Я не против удовлетворения потребностей, но в их числе следует различать нужды – это то, без чего ваша жизнь невозможна или крайне затруднительна.
К нуждам относится: воздух, вода, еда, жилье, одежда, образование, образование, медицина, безопасность. Все остальное в большей или меньшей степени надумано, внедрено в сознание современными технологиями потребления. Я не за аскетизм, но я против безудержного роста потребностей, по мотивам роста комфортности и получения удовольствия. Это пустая трата жизненных сил и времени. По определению, потребности стремятся к бесконечности, их невозможно удовлетворить. Потребности можно только ограничить. В ином варианте — рост страданий неизбежен.

Удовлетворять нужды – это наш долг. Ограничивать потребности – наш долг тоже.

Итак, прошу просто подумать и ответить себе на вопрос: на что я трачу свое время, во имя чего? Что из того, на что я трачу свою жизнь, я смогу взять с собой, когда наступит час смерти?

У каждого человека есть стратегическая цель, смысл жизни. Найти и следовать к ней – наш долг.

masterlife.su

2.1. Понимание потребности как нужды

Слово «нужда» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1985) имеет два значения: недостаток необходимого (дефицит) и

потребность в чем-нибудь. Близко к этому и понимание нужды как надобности. В таком значении сло­во «нужда» используется в различных сферах общественной и личной жизни, что создает, с одной стороны, условия для различного его толкования, а с другой —толкает некоторых авторов на поиск единого критерия для определения «нужды», а за ней — и «потребности».

Можно, например, постоянно слышать и читать о нужде государства в квали­фицированных кадрах для управленческого аппарата, о нужде предприятий в элек­троэнергии, сельского хозяйства — в удобрениях, животных — в корме и т. д. Но использование общего слова в различных сферах общественной и личной жизни еще не означает, что за этим словом скрываются тождественные феномены и что обыденное употребление его равнозначно научному и тем более психологическо­му. И прежде всего потому, что способ реагирования на отсутствие или необ­ходимость, нужность чего-то у разных объектов и систем будет разным. Ка­мень при отсутствии оптимальных метеорологических условий трескается и раз­рушается, но он не ощущает и не переживает этого эмоционально, как животные с высокоразвитой нервной системой в случае возникновения у них нужды. Поэтому при рассмотрении нужды как потребности требуется дифференцированный под­ход.

В психологии нужда чаще всего понимается как дефицит, нехватка чего-то в орга­низме, и именно в таком значении она принимается за потребность. Д. Н. Узнадзе (1966, 1969), например, пишет, что понятие «потребность» касается всего, что яв­ляется нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает. При таком понимании наличие потребности признается не только у человека и животных, но и у растений.

Несомненно, что у человека нужда и потребность тесно связаны друг с другом. Но это не означает, что они тождественны. К. К. Платонов (1986) замечает, что от­ношения между потребностью человека и нуждой — это отношения между отра­женным и отражаемым.

Мешает отождествлению нужды и потребности и зауженное понимание нужды только как дефицита. В связи с этим В. С. Магун (1983), Ю. В. Шаров (1970) и дру­гие справедливо отмечают, что потребности человека связаны не только с дефици­том, но и с избытком чего-то, вредного для нормального функционирования организ­ма, и появляется потребность в ликвидации этого избытка. О физиологических нуж­дах такого рода распространяться не стоит, они знакомы каждому. Но нужда появляется и в отношении психологических раздражителей, возникающих спонтан­но, без предшествующего переживания дефицита, а из-за соблазнительности по­явившегося объекта. У ребенка появляется страстное желание получить увиденную в витрине магазина игрушку, хотя до этого ни о каких игрушках он не думал. Да и конфету он хочет не из-за дефицита глюкозы в организме, а потому, что вспоминает приятную сладость, увидев ее.

Таким образом, зауженное понимание нужды как дефицита неизбежно приводит к такому же пониманию потребности как психологического явления. В связи с этим следует упомянуть представления А. Маслоу о потребностях человека. Он называ­ет «дефицитом» те потребности, неудовлетворение которых создает в организме «пустоты»; они должны быть заполнены для сохранения здоровья организма. А. Маслоу кроме обычных витальных нужд к «дефициту» относит нужду в безопас­ности, сопричастности, любви, уважении, признании. При этом он оговаривает, что далеко не все физиологические потребности можно отнести к этой группе, напри­мер потребность в сексе, выведении экскрементов, сне и отдыхе. Устранение дефицита приводит к снятию напряжения, восстановлению гомеостаза, равновесию и самозащите, т. е. к самосохранению. Но есть, отмечает А Маслоу, и потребность в развитии, самосовершенствовании. Это вторая группа по­требностей, связанных с самоактуализацией, которую он понимает как непрерыв­ную реализацию потенциальных возможностей, способностей, как совершение своей миссии, призвания, как более полное познание. Дети, отмечает он, получают удовольствие от своего развития и движения вперед, от обретения новых навыков И это прямо противоречит теории 3. Фрейда, согласно которой каждый ребенок от­чаянно жаждет приспособиться и достичь состояния покоя или равновесия. По мне­нию последнего, ребенка, как существо неактивное и консервативное, следует по­стоянно подгонять вперед, выталкивая из предпочитаемого им уютного состояния покоя в новую пугающую ситуацию. Благодаря же потребности в развитии ничего подобного не наблюдается. В то же время А. Маслоу отмечает, что развитие лично­сти складывается в зависимости от того, на чем она «зациклена»: на «ликвидации дефицита» или же на самоактуализации.

Итак, основным препятствием в толковании нужды как потребности является по­нимание ее только как дефицита. В то же время справедливо и замечание В. С. Магуна, что если нужда и потребность означают одно и то же, одно из них (у него — нуж­да) становится ненужным.

Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой потреб­ность — это не сама нужда, а ее отражение в сознании человека. Так, К. К. Плато­нов пишет, что потребность — это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма (биологические потребности) и личности (социальные и духовные потребности). М. М. Филиппов (1968) рассматривает потребность как психический образ нужды.

Но и вопрос об отражении нужды в сознании решается психологами неоднознач­но. У разных авторов результатом отражения являются различные психологические феномены: ощущения, переживания, состояние напряжения, испытываемая необ­ходимость. С. Л. Рубинштейн (1946) писал, что конкретной формой существования потребности является эмоция. Многие психологи за потребность принимают пред­мет ее удовлетворения. У некоторых же потребность выступает сразу в нескольких качествах: как деятельность и как напряжение, как состояние и как свойство лично­сти. Рассмотрим эти точки зрения.

studfiles.net

Потребности нужды и потребности роста.

Поделись с друзьями

К органическим побуждениям индивида, имеющим видотипичный характер, относятся побуждения голода, жажды, половое побуждение, выступающие как органические предпосылки осуществления деятельности. «В психологии потребностей нужно с самого начала исходить из следующего капитального различения: различения потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как того, что направляет и регулирует деятельность субъекта в предметной среде» ( Леонтьев А. Н.).

Потребность как органическая предпосылка деятельности субъекта относится к индивидным свойствам, проявляющимся в формально-динамических характеристиках деятельности человека. После встречи органического побуждения с тем или иным объектом потребность преобразуется в мотив деятельности личности и начинает определять направленность поведения. Формально-динамическая характеристика побуждения при этом не исчезает, а начинает выступать в иной форме — в форме побудительной силы мотива личности.

В психологии личности основное внимание уделяется изучению мотивов поведения, в то время как побуждения индивида, т. е. те органические предпосылки, которые определяют диффузную поисковую активность, изучены недостаточно. Эти побуждения характеризуют как потребности нужды (А. Маслоу) или потребности сохранения (П. В. Симонов), которые подчинены принципу «редукции напряжения», стремлению к достижению равновесия, гомеостаза. За расчленением потребностей на «потребности нужды», присущие индивиду, и «потребности роста», присущие личности, стоит представление об иерархической уровневой организации личности, в основе которой размещены базальные биологические потребности, а на вершине — социальные потребности.

Органические побуждения индивида не представляют характеристику особи как таковой, а выражают отношения, системные структурно-функциональные качества индивида в обществе (В. А. Иванников). Социально-исторический образ жизни личности в обществе преобразует как побуждения индивида, так и способы их удовлетворения. Сфера человеческих потребностей не может быть разведена на «потребности нужды» и «потребности роста», а тенденцию к сохранению и изменению развивающейся системы относят к любым проявлениям мотивации человека. Граница проходит не между биологическими и социальными потребностями человека, а между потребностями человека и потребностями животных, так как исторические преобразования охватывают всю сферу потребностей человека в обществе (А. Н. Леонтьев).

Зависимость механизмов регуляции органических побуждений от того, какое место занимают они в структуре деятельности человека — место мотива, цели, условия осуществления деятельности, — выступает при рассмотрении такого «естественного» побуждения, как голод.

Основатель гуманистической психологии XX века А. Маслоу составил примерное описание “самореализующейся личности”. Этого психолога глубоко интересовал тип людей, которые часто естественным образом оказываются в числе интеллектуальной и нравственной элиты человечества.

По Маслоу, самореализующимся личностям присущи следующие черты:

 Более эффективное восприятие реальности. Что человек чаще видит окружающую реальность, какова она есть, что он в меньшей степени подвержен навязанным стереотипам восприятия и понимания.

Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью не относиться к себе сверхкритично и не особенно отягощать себя чувствами стыда, вины и тревоги. Они также весьма довольны своей физической природой и радуются жизни. Их сексуальная жизнь не обременена запретами и доставляет им удовольствие. Таким же образом они воспринимают других людей и не имеют склонности их поучать и контролировать. Их мировосприятие включает в себя понимание необходимости страданий, старения и смерти. Они спокойно переносят слабости других и не боятся их силы.

Непосредственность, простота и естественность. Им чужда демонстративность. При необходимости они следуют установленным правилам и традициям, чаще всего из-за нежелания причинять неудобства другим и не тратить жизнь на зряшные конфликты.

Сосредоточенность на проблеме. Все без исключения самоактуализирующиеся личности, по мнению Маслоу, центрированы на идеях, которые выходят за пределы их личностных потребностей и составляют экзистенциальную ценность. Они полагают, что это их жизненная миссия и ради нее следует упорно работать. Они мало обращают внимание на проблемы, которые кажутся им незначительными, и на этой основе способны четко отличать важное в этом мире от неважного.

Независимость, потребность в уединении. Самоактуализирующиеся личности очень оберегают свой внутренний мир от различного рода посягательств, и в этом плане предпочитают одиночество. Вместе с тем они не стремятся устанавливать отношения в зависимости от социального статуса личности. Это позволяет им быть независимыми, устанавливать отношения с другими людьми на основе искренней дружбы и Взаимного расположения. Подобного рода поведение весьма часто воспринимается другими людьми как высокомерие, равнодушие и пр.

Автономия: независимость от культуры и окружения. Понимание человеческой культуры как мифа вынуждает толтека использовать ее лишь как ограниченный инструмент. Это не отрицание культуры, но дистанцированность от нее, устранение социального гипноза, неминуемо стоящего за процессом “окультуривания” человека.

Свежесть восприятия. Способность к восприятию даже обыденности в качестве объекта удовольствия.

Вершинные или мистические переживания.

Глубокие межличностные отношения. Это качество реализуется в стремлении установить глубокие отношения с себе подобными. Круг их друзей бывает небольшим из-за серьезных нравственных и временных затрат, необходимых для поддержания столь высокого уровня межличностных отношений.

Демократический характер. Отсутствие предубеждения к людям любых рас, национальностей, религиозной принадлежности, пола, возраста, происхождения, профессии и пр.

Разграничение средств и целей. Самоактуализирующиеся личности четко определяют границы между добром и злом (с их точки зрения), дозволенными и недозволенными средствами достижения целей.

Креативность. Это может выразиться в создании произведений науки и искусства, философских трактатов, монографий, романов, стихов, картин, музыки. Но Маслоу расширяет это понятие и полагает, что креативность может распространяться на самые незначительные и повседневные действия.

Сопротивление окультуриванию.

students-library.com

2.1. Понимание потребности как нужды. Мотивация и мотивы

2.1. Понимание потребности как нужды

Слово «нужда» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1985) имеет два значения: недостаток необходимого (дефицит) и потребность в чем-нибудь. Близко к этому и понимание нужды как надобности. В таком значении слово «нужда» используется в различных сферах общественной и личной жизни, что создает, с одной стороны, условия для различного его толкования, а с другой — толкает некоторых авторов на поиск единого критерия для определения «нужды», а за ней — и «потребности».

Можно, например, постоянно слышать и читать о нужде государства в квалифицированных кадрах для управленческого аппарата, о нужде предприятий в электроэнергии, сельского хозяйства — в удобрениях, животных — в корме и т. д. Но использование общего слова в различных сферах общественной и личной жизни еще не означает, что за этим словом скрываются тождественные феномены и что обыденное употребление его равнозначно научному и тем более психологическому. И прежде всего потому, что способ реагирования на отсутствие или необходимость, нужность чего-то у разных объектов и систем будет разным. Камень при отсутствии оптимальных метеорологических условий трескается и разрушается, но он не ощущает и не переживает этого эмоционально, как животные с высокоразвитой нервной системой в случае возникновения у них нужды. Поэтому при рассмотрении нужды как потребности требуется дифференцированный подход.

В психологии нужда чаще всего понимается как дефицит, нехватка чего-то в организме, и именно в таком значении она принимается за потребность. Д. Н. Узнадзе (1966, 1969), например, пишет, что понятие «потребность» касается всего, что является нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает. При таком понимании наличие потребности признается не только у человека и животных, но и у растений.

Несомненно, что у человека нужда и потребность тесно связаны друг с другом. Но это не означает, что они тождественны. К. К. Платонов (1986) замечает, что отношения между потребностью человека и нуждой — это отношения между отраженным и отражаемым.

Мешает отождествлению нужды и потребности и зауженное понимание нужды только как дефицита. В связи с этим В. С. Магун (1983), Ю. В. Шаров (1970) и другие справедливо отмечают, что потребности человека связаны не только с дефицитом, но и с избытком чего-то, вредного для нормального функционирования организма, и появляется потребность в ликвидации этого избытка. О физиологических нуждах такого рода распространяться не стоит, они знакомы каждому. Но нужда появляется и в отношении психологических раздражителей, возникающих спонтанно, без предшествующего переживания дефицита, а из-за соблазнительности появившегося объекта. У ребенка появляется страстное желание получить увиденную в витрине магазина игрушку, хотя до этого ни о каких игрушках он не думал. Да и конфету он хочет не из-за дефицита глюкозы в организме, а потому, что вспоминает приятную сладость, увидев ее.

Таким образом, зауженное понимание нужды как дефицита неизбежно приводит к такому же пониманию потребности как психологического явления. В связи с этим следует упомянуть представления А. Маслоу о потребностях человека. Он называет «дефицитом» те потребности, неудовлетворение которых создает в организме «пустоты»; они должны быть заполнены для сохранения здоровья организма. А. Маслоу кроме обычных витальных нужд к «дефициту» относит нужду в безопасности, сопричастности, любви, уважении, признании. При этом он оговаривает, что далеко не все физиологические потребности можно отнести к этой группе, например потребность в сексе, выведении экскрементов, сне и отдыхе.

Устранение дефицита приводит к снятию напряжения, восстановлению гомеостаза, равновесию и самозащите, т. е. к самосохранению. Но есть, отмечает А. Маслоу, и потребность в развитии, самосовершенствовании. Это вторая группа потребностей, связанных с самоактуализацией, которую он понимает как непрерывную реализацию потенциальных возможностей, способностей, как совершение своей миссии, призвания, как более полное познание. Дети, отмечает он, получают удовольствие от своего развития и движения вперед, от обретения новых навыков. И это прямо противоречит теории З.Фрейда, согласно которой каждый ребенок отчаянно жаждет приспособиться и достичь состояния покоя или равновесия. По мнению последнего, ребенка, как существо неактивное и консервативное, следует постоянно подгонять вперед, выталкивая из предпочитаемого им уютного состояния покоя в новую пугающую ситуацию. Благодаря же потребности в развитии ничего подобного не наблюдается. В то же время А. Маслоу отмечает, что развитие личности складывается в зависимости от того, на чем она «зациклена»: на «ликвидации дефицита» или же на самоактуализации.

Итак, основным препятствием в толковании нужды как потребности является понимание ее только как дефицита. В то же время справедливо и замечание В. С. Магуна, что если нужда и потребность означают одно и то же, одно из них (у него — нужда) становится ненужным.

Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой потребность — это не сама нужда, а ее отражение в сознании человека. Так, К. К. Платонов пишет, что потребность — это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма (биологические потребности) и личности (социальные и духовные потребности). М. М. Филиппов (1968) рассматривает потребность как психический образ нужды.

Но и вопрос об отражении нужды в сознании решается психологами неоднозначно. У разных авторов результатом отражения являются различные психологические феномены: ощущения, переживания, состояние напряжения, испытываемая необходимость. С. Л. Рубинштейн (1946) писал, что конкретной формой существования потребности является эмоция. Многие психологи за потребность принимают предмет ее удовлетворения. У некоторых же потребность выступает сразу в нескольких качествах: как деятельность и как напряжение, как состояние и как свойство личности. Рассмотрим эти точки зрения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *