Правила пожарной безопасности для школьников
Содержание статьи:
- По каким причинам возникают пожары
- Методики обучения школьников правилам пожарной безопасности
- Основные правила поведения при пожаре
Самыми незащищенными от огня являются дети, причем не только малыши, но и довольно подросшие ребята, которые уже давно учатся в школе. Каждый год во всем мире много людей погибает от огня, и среди них оказывается немало детей. Очень часто причинами пожара становятся игры детей и подростков с огнем, но не реже беда случается из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Для школьников младших классов учителя готовят программы, направленные на обучение малышей этим правилам. Но детей постарше этому уже не учат, по крайней мере, не во всех школах. А ведь пожарная безопасность в школе должна быть на высочайшем уровне, а правила пожарной безопасности для школьников должны быть всегда на слуху. Поэтому детей, как на занятиях, так и дома необходимо системно обучать тому, как пользоваться огнеопасными предметами, и что делать во время пожара, чтобы избежать больших неприятностей.
По каким причинам возникают пожары
Прежде чем говорить о том, каким правилам пожарной безопасности в школе должны учить детей, расскажем о наиболее частых причинах возникновения пожаров. Как вы понимаете, возникают они не только потому, что дети играют со спичками. Причин возгораний множество, а к основным из них относятся:
- • Нарушение правил эксплуатации электрических приборов.
- • Использование электроприборов и розеток даже с незначительной поломкой.
- • Использование нескольких мощных электроприборов одновременно.
- • Неосторожное обращение с огнем (разведение костров, использование для их разжигания горючих веществ и т.д.).
- • Забытые включенные электроприборы.
- • Неаккуратное обращение с огнеопасными игрушками (петарды, хлопушки и др.).
- • Использование аэрозолей и других баллонов под давлением вблизи огня (аэрозоль от комаров у костра).
- • Не затушенный окурок.
И это далеко не все причины, по которым возникают пожары, уносящие человеческие жизни. Согласно статистике, более 90 % пожаров возникает по вине человека, а поэтому все мы – не только учащиеся, должны изучать и запоминать правила пожарной безопасности. Школьники обязаны их повторять из года в год, а учителям это необходимо контролировать.
Методики обучения школьников правилам пожарной безопасности
Преподаватели младших классов начинают учить детей мерам безопасности, начиная с первых дней посещения школы. Дети узнают, что такое огонь, зачем он нужен, чем он опасен. Также учителя рассказывают первоклассникам о том, как нужно обращаться с огнем, что делать при пожаре и т.д. Так как младшие школьники еще не способны усваивать много информации, преподаватели проводит уроки по безопасности в форме игр и экскурсий в пожарную часть. Кроме того, детям предоставляется возможность увидеть все своими глазами. То есть школьникам показывают видео- и диафильмы, в которых они могут увидеть, по каким причинам возникают пожары, и как от них спасаться.
Учащиеся младших классов обязательно должны знать: что такое пожар, его причины, номер телефона пожарной службы и МЧС. Школьники должны уметь: пользоваться электроприборами, тушить костры, выводить малышей из помещения, где случился пожар. Пожарная безопасность для школьников начальных классов заключается в следующих простых правилах:
- Нельзя трогать спички.
- Нельзя играть возле открытого огня и раскаленных предметов.
- Нельзя сушить возле них одежду.
- Нельзя разводить костры без присутствия взрослых.
- Нельзя забывать о включенных электроприборах.
- При пожаре сразу сообщать взрослым.
Правила противопожарной безопасности для школьников среднего звена заключаются в том, что они должны знать: как обращаться с электрическими приборами, какие материалы легко возгораются, как пользоваться огнетушителями и другими средствами от огня и дыма, как спасать себя и детей. Занятия с учениками среднего звена проводятся в форме игр – викторин, конкурсов, а также наглядных практических занятий.
Правила пожарной безопасности в школе преподаются детям до окончания школы. Старшеклассники учатся тушить огонь самостоятельно. Для этого в школе проводятся специальные учения, благодаря которым старшие школьники овладевают элементарными правилами тушения пожара, спасения людей и т.д. К концу обучения в школе подростки должны знать: где расположены запасные выходы из здания и огнетушители, от чего может произойти возгорание, чтобы предотвратить его, как оказывать первую медицинскую помощь. Противопожарная безопасность в школе для учащихся старших классов сводится к следующим правилам:
- Следить за детьми, чтобы они не играли с огнем.
- Не нагревать предметы из неизвестного материала.
- Не оставлять включенные электроприборы без присмотра, а уходя из дома выключать их из сети.
- Не использовать горючие средства для разжигания костров, печей.
- Тушить костры до конца.
- Не поджигать сухую траву или тополиный пух.
- Не кидать в урны горящие спички.
- Не протирать включенные электроприборы влажной тряпкой.
- Не вешать корзины с цветами над электроприборами или проводами.
- Не тушить загоревшиеся электроприборы водой.
- Звонить в пожарную службу при обнаружении даже самого мелкого пожара.
Это самые основные правила пожарной безопасности. В школе и дома детей нужно проверять и контролировать на их знание. Ведь не все школьники одинаково посещают занятия, и вполне может получиться так, что ребенок пропустит урок по пожарной безопасности. Поэтому все родители сами должны учить детей тому, как обращаться с огнем и как от него спасаться.
Пожарная безопасность в школе – это не только правила, которые детки должны заучивать наизусть. Тем более выучить правила это не значит уметь ими пользоваться. Детей нужно воспитывать и рассказывать о том, какие ситуации бывают в жизни. Школьники должны знать реальные истории, связанные с пожаром. Но главное, о чем важно знать каждому ребенку, это то, как вести себя во время пожара, и чего в этот момент делать нельзя.
Основные правила поведения при пожаре
Когда возникает пожар, нередко в панику бросает не только детей, но и взрослых. Но если последние хотя бы в общих чертах знают, что делать при пожаре, то школьники могут испугаться не на шутку и растеряться. Чтобы этого не было, ребенка нужно учить тому, как вести себя при малейшем признаке пожара, чтобы спасти себя и детей помладше.
В первую очередь ребенку необходимо сразу позвонить в пожарную службу «01» или службу спасения «112» и дать по телефону точную информацию о местонахождении здания.
Нельзя оставаться в горящем помещении и прятаться в шкафы или иные предметы мебели. Если пожар случился в квартире, нужно срочно ее покинуть, закрыв за собой дверь. Если в помещении есть дети, их необходимо вывести. Если путь к выходу лежит через горящую комнату, то необходимо закрыть в нее дверь и звать на помощь через окно.
Если пожар возник в подъезде, нужно оставаться в квартире и не открывать дверь до тех пор, пока огонь не будет потушен. При проникновении дыма в квартиру необходимо открыть окна.
Эти простые правила, которые помогут человеку не растеряться при пожаре и спастись от огня, должны знать все школьники, начиная с младших классов. Теоретические и практические занятия по пожарной безопасности в школах необходимо проводить как можно чаще, но не менее важную роль в обучении детей обращению с огнем должны выполнять родители школьников.
love-mother.ru
Правила пожарной безопасности для школьников. Капланецкий детский сад
Правила пожарной безопасности для школьников
1. Общие требования безопасности
1.1. При проведении занятий и в свободное время учащиеся должны знать и соблюдать требования пожарной безопасности установленные «Правилами пожарной безопасности в РБ» и настоящей инструкцией разработанной на их основании.
1.2. Старшеклассники обязаны знать места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими
1.3. Учащиеся обязаны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, утвержденный руководителем учреждения
1.4. При возникновении возгорания или при запахе дыма немедленно сообщить об этом преподавателю или работнику учреждения
1.5. Учащиеся обязаны сообщить преподавателю или работнику учреждения о любых пожароопасных ситуациях
2. Запрещается
2.1. Приносить и пользоваться в учреждении легковоспламеняющимися, взрывоопасными, горючими материалами
2.2. Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы
2.3. Разводить костры на территории учреждения
2.4. Использовать пиротехнические средства
2.5. Курить на территории учреждения
3. Действия учащихся в случае возникновения пожара
3.1. При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику учреждения
3.2. При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения
3.3. Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по учреждению и действовать согласно указаниям работников учебного заведения
3.4. По команде учителя (преподавателя) учреждения эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам
3.5. При выходе из здания находиться в месте, указанном учителем (преподавателем)
3.6. Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества
3.7. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения.
Что делать во время пожара
ПОЖАР В КВАРТИРЕ
Пожары в жилом секторе — самые многочисленные. При пожаре в квартире надо:
1. Если пожар начался из-за электроприбора или горит проводка, отключите электроэнергию. Тушить горящий прибор лучше не водой, а накрыв его одеялом.
2. Если от плиты загорелась кухонная утварь, шторы или полотенца, тушите огонь тряпками, обернув руки мокрым полотенцем. Небольшое возгорание на кухне можно ликвидировать с помощью крупы, соли или стирального порошка.
3. Звоните пожарным по тел. 101. Сообщите адрес, причину вызова и наиболее короткую дорогу к вашему дому.
4. Срочно покиньте горящее помещение. Если это невозможно, уплотните двери и окна в одной из комнат мокрой тканью, чтобы не дать просочиться едкому дыму. Это исключит еще и доступ кислорода, если в помещении есть открытый огонь. Самое безопасное место в горящем жилище — балкон (если дверь плотно закрыта).
ГОРИТ МАШИНА
Автолюбители могут стать погорельцами в нескольких случаях: если загорелось разлитое под автомашиной топливо, загорелся мотор, пожар возник в салоне, автомобиль вспыхнул в результате ДТП.
При возникновении огня нужно:
1. Применить автомобильный огнетушитель. Им тушат вспыхнувшую лужицу бензина, пожар под капотом, салон. Если горит мотор, открывайте капот машины осторожнее: доступ воздуха может заставить огонь вспыхнуть с новой силой. Лучше открывать капот на расстоянии, используя палку или монтировку. Пену из огнетушителя нужно направлять в сам очаг возгорания.
2. Если это не помогло, накройте машину брезентом, сбейте пламя, забросайте его песком, землей, залейте водой.
3. ОСТОРОЖНО! Если вам не удалось потушить огонь быстро, срочно отходите на безопасное расстояние, иначе может взорваться бензобак. Опасная зона — 10-15 метров. Ни в коем случае не садитесь в горящее авто и не заводите его!
4. Если горит чужой автомобиль, а в его салоне находится человек (двери заклинило или водитель без сознания), срочно взломайте двери машины, выбейте стекла — нужно немедленно вызволить пострадавшего из огненной ловушки!
5. Если рядом с горящей машиной находятся другие автомобили, поливайте их водой до приезда пожарных, чтобы пламя не перекинулось на них.
ГОРИТ ЧЕЛОВЕК
Вернее, конечно, горит не сам человек, а сначала его одежда. Ни в коем случае не давайте ему бежать! От этого огонь только сильнее разгорится. Человек от боли впадает в состояние шока и не контролирует свои действия. Нужно помочь ему:
1. Повалите его на землю, сбейте пламя. Можно залить огонь водой, забросать горящего человека снегом, если дело происходит зимой, накрыть несчастного плотной тканью или одеждой, оставив голову открытой, чтобы человек не задохнулся от продуктов горения. Если под руками ничего нет, катайте горящего по земле, чтобы сбить огонь.
2. После этого немедленно освободите пострадавшего от тлеющей одежды! Не мажьте ожоги, просто наложите сухую марлевую повязку и вызовите «скорую».
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ
· Открывать окна и двери: приток свежего воздуха поддерживает горение. Разбивать окно нужно только в том случае, если собираетесь из него выскочить (если этаж невысокий).
· Тушить водой электроприборы, включенные в сеть.
· Ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться или лечь на пол, закрыв нос и рот платком.
· В задымленном подъезде двигаться, держась за перила: они могут привести в тупик.
· Пытаться покинуть горящий подъезд на лифте (он может выключиться в любой момент, и вы окажетесь в ловушке).
· Прятаться во время пожара (под диван, в шкаф): от огня и дыма спрятаться невозможно.
· Смазывать ожоги маслом.
· Бороться с огнем самостоятельно, не вызывая пожарных.
ПАНИКА — ДРУГ ПОЖАРА
Не паникуйте! Это главный принцип поведения в чрезвычайной ситуации. Действуйте четко, быстро, спокойно. Сообщите пожарным ваш адрес, короткую дорогу к вашему дому (офису), назовите этаж, где произошло возгорание. Четко расскажите, что конкретно горит (кабинет, квартира, подвал, чердак, подъезд), сколько людей в здании, представьтесь, назовите номер своего телефона.
upk-kaplanec.schools.by
Правила пожарной безопасности в школе.
ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
По каким причинам возникают пожары
Методики обучения школьников правилам пожарной безопасности
Основные правила поведения при пожаре
Самыми незащищенными от огня являются дети, причем не только малыши, но и довольно подросшие ребята, которые уже давно учатся в школе. Каждый год во всем мире много людей погибает от огня, и среди них оказывается немало детей. Очень часто причинами пожара становятся игры детей и подростков с огнем, но не реже беда случается из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Для школьников младших классов учителя готовят программы, направленные на обучение малышей этим правилам. Но детей постарше этому уже не учат, по крайней мере, не во всех школах. А ведь пожарная безопасность в школе должна быть на высочайшем уровне, а правила пожарной безопасности для школьников должны быть всегда на слуху. Поэтому детей, как на занятиях, так и дома необходимо системно обучать тому, как пользоваться огнеопасными предметами, и что делать во время пожара, чтобы избежать больших неприятностей.
По каким причинам возникают пожары
Прежде чем говорить о том, каким правилам пожарной безопасности в школе должны учить детей, расскажем о наиболее частых причинах возникновения пожаров. Как вы понимаете, возникают они не только потому, что дети играют со спичками. Причин возгораний множество, а к основным из них относятся:
• Нарушение правил эксплуатации электрических приборов.
• Использование электроприборов и розеток даже с незначительной поломкой.
• Использование нескольких мощных электроприборов одновременно.
• Неосторожное обращение с огнем (разведение костров, использование для их разжигания горючих веществ и т.д.).
• Забытые включенные электроприборы.
• Неаккуратное обращение с огнеопасными игрушками (петарды, хлопушки и др.).
• Использование аэрозолей и других баллонов под давлением вблизи огня (аэрозоль от комаров у костра).
• Не затушенный окурок.
И это далеко не все причины, по которым возникают пожары, уносящие человеческие жизни. Согласно статистике, более 90 % пожаров возникает по вине человека, а поэтому все мы – не только учащиеся, должны изучать и запоминать правила пожарной безопасности. Школьники обязаны их повторять из года в год, а учителям это необходимо контролировать.
Методики обучения школьников правилам пожарной безопасности
Преподаватели младших классов начинают учить детей мерам безопасности, начиная с первых дней посещения школы. Дети узнают, что такое огонь, зачем он нужен, чем он опасен. Также учителя рассказывают первоклассникам о том, как нужно обращаться с огнем, что делать при пожаре и т.д. Так как младшие школьники еще не способны усваивать много информации, преподаватели проводит уроки по безопасности в форме игр и экскурсий в пожарную часть. Кроме того, детям предоставляется возможность увидеть все своими глазами. То есть школьникам показывают видео- и диафильмы, в которых они могут увидеть, по каким причинам возникают пожары, и как от них спасаться.
Учащиеся младших классов обязательно должны знать: что такое пожар, его причины, номер телефона пожарной службы и МЧС. Школьники должны уметь: пользоваться электроприборами, тушить костры, выводить малышей из помещения, где случился пожар. Пожарная безопасность для школьников начальных классов заключается в следующих простых правилах:
Нельзя трогать спички.
Нельзя играть возле открытого огня и раскаленных предметов.
Нельзя сушить возле них одежду.
Нельзя разводить костры без присутствия взрослых.
Нельзя забывать о включенных электроприборах.
При пожаре сразу сообщать взрослым.
Правила противопожарной безопасности для школьников среднего звена заключаются в том, что они должны знать: как обращаться с электрическими приборами, какие материалы легко возгораются, как пользоваться огнетушителями и другими средствами от огня и дыма, как спасать себя и детей. Занятия с учениками среднего звена проводятся в форме игр – викторин, конкурсов, а также наглядных практических занятий.
Правила пожарной безопасности в школе преподаются детям до окончания школы. Старшеклассники учатся тушить огонь самостоятельно. Для этого в школе проводятся специальные учения, благодаря которым старшие школьники овладевают элементарными правилами тушения пожара, спасения людей и т.д. К концу обучения в школе подростки должны знать: где расположены запасные выходы из здания и огнетушители, от чего может произойти возгорание, чтобы предотвратить его, как оказывать первую медицинскую помощь. Противопожарная безопасность в школе для учащихся старших классов сводится к следующим правилам:
Следить за детьми, чтобы они не играли с огнем.
Не нагревать предметы из неизвестного материала.
Не оставлять включенные электроприборы без присмотра, а уходя из дома выключать их из сети.
Не использовать горючие средства для разжигания костров, печей.
Тушить костры до конца.
Не поджигать сухую траву или тополиный пух.
Не кидать в урны горящие спички.
Не протирать включенные электроприборы влажной тряпкой.
Не вешать корзины с цветами над электроприборами или проводами.
Не тушить загоревшиеся электроприборы водой.
Звонить в пожарную службу при обнаружении даже самого мелкого пожара.
Это самые основные правила пожарной безопасности. В школе и дома детей нужно проверять и контролировать на их знание. Ведь не все школьники одинаково посещают занятия, и вполне может получиться так, что ребенок пропустит урок по пожарной безопасности. Поэтому все родители сами должны учить детей тому, как обращаться с огнем и как от него спасаться.
Пожарная безопасность в школе – это не только правила, которые детки должны заучивать наизусть. Тем более выучить правила это не значит уметь ими пользоваться. Детей нужно воспитывать и рассказывать о том, какие ситуации бывают в жизни. Школьники должны знать реальные истории, связанные с пожаром. Но главное, о чем важно знать каждому ребенку, это то, как вести себя во время пожара, и чего в этот момент делать нельзя.
Основные правила поведения при пожаре
Когда возникает пожар, нередко в панику бросает не только детей, но и взрослых. Но если последние хотя бы в общих чертах знают, что делать при пожаре, то школьники могут испугаться не на шутку и растеряться. Чтобы этого не было, ребенка нужно учить тому, как вести себя при малейшем признаке пожара, чтобы спасти себя и детей помладше.
В первую очередь ребенку необходимо сразу позвонить в пожарную службу «01» или службу спасения «112» и дать по телефону точную информацию о местонахождении здания.
Нельзя оставаться в горящем помещении и прятаться в шкафы или иные предметы мебели. Если пожар случился в квартире, нужно срочно ее покинуть, закрыв за собой дверь. Если в помещении есть дети, их необходимо вывести. Если путь к выходу лежит через горящую комнату, то необходимо закрыть в нее дверь и звать на помощь через окно.
Если пожар возник в подъезде, нужно оставаться в квартире и не открывать дверь до тех пор, пока огонь не будет потушен. При проникновении дыма в квартиру необходимо открыть окна.
Эти простые правила, которые помогут человеку не растеряться при пожаре и спастись от огня, должны знать все школьники, начиная с младших классов. Теоретические и практические занятия по пожарной безопасности в школах необходимо проводить как можно чаще, но не менее важную роль в обучении детей обращению с огнем должны выполнять родители школьников.
multiurok.ru
Пожарная безопасность в школе: требования, инструктаж, мероприятия
Ситуация в нашей стране такова, что в последний год именно пожарная безопасность стала одной из самых животрепещущих тем, которые особенно волнуют осознанных родителей. Неудивительно, что самые строгие требования тут же стали предъявлять именно к школам, ведь в школах дети самых разных возрастов проводят по семь – десять часов ежедневно в течение рабочей недели.
Комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности включает в себя организацию внешнего и внутреннего пространства школы, а также обучение сотрудников и учащихся основам безопасного поведения, которое поможет предотвратить пожар или избежать неприятных последствий для жизни и здоровья, если пожар все-таки возникнет.
Требования к современным школам
Перед началом каждого учебного года специальная комиссия должна проверить, все ли противопожарные меры соблюдены администрацией школы. Требований к зданию школы, к внутренним помещениям и прилегающей территории существует немало. Вот основные:
- Прилегающая территория должна быть чистой, сухая листва должна постоянно убираться и вывозиться с территории. Разжигание костров, а также курение на территории школы должно быть строго запрещено.
- Дороги и подъезды к зданию всегда должны быть свободными, чтобы в случае пожара спасательные службы могли беспрепятственно подъехать к школе.
- В многоэтажных зданиях кабинеты, в которых обучаются ученики младшей школы, должны располагаться не выше второго этажа.
- Эвакуационные выходы должны сопровождаться указательными знаками, проход к ним должен быть всегда открыт. Расстановка мебели не должна препятствовать доступу к эвакуационным выходам или пожарным объектам.
- Все двери должны быть оснащены исправными доводчиками.
- В зависимости от общей площади школы высчитывается количество огнетушителей. Они должны быть установлены на всех этажах здания.
- Все здание должно быть оснащено звуковой сигнализацией.
Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция).
Ответственные за пожарную безопасность в школе
В первую очередь за соблюдение мер пожарной безопасности во всей школе отвечает директор. При этом, разумеется, любая система работает более слаженно, если ею руководит не один человек, а целая команда. Директор может назначить ответственного за пожарную безопасность из числа сотрудников. Важно доверить эту должность человеку, который работает в отрасли как минимум три года, дополнительным плюсом будет наличие технического образования. Ответственному необходимо пройти соответствующее обучение, чтобы разбираться во всех требованиях как к помещениям школы, так и к сотрудникам учреждения. Пройти обучение по пожарно-техническому минимуму (ПТМ) можно и после назначения на должность, но перед переходом к основным обязанностям. Обучение необходимо пройти в специальном учреждении, имеющем лицензию. Каждые пять лет ответственный за пожарную безопасность школы должен проходить переквалификацию с постоянным повышением уровня.
После прохождения обучения ответственный за пожарную безопасность приступает к своим обязанностям: он следит за соблюдением соответствующих мер во всей школе. О правильном оснащении школьных кабинетов самым необходимым ответственному за ПБ должны сообщать классные руководители, за которыми закреплены определенные школьные кабинеты.
Еще одна важная часть работы ответственного за ПБ – ведение документации. Этот сотрудник должен следить за тем, чтобы все необходимые документы были в наличии. Например, отчеты о проведении плановых инструктажей или документы, подтверждающие наличие и исправность противопожарных объектов. После каждого проведенного мероприятия, связанного с пожарной безопасностью, ответственный за ПБ составляет отчет, к концу учебного года должны быть представлены отчеты о всех проведенных мероприятиях. Полный перечень документов, которые должны быть в образовательном учреждении, можно найти в федеральном законе о пожарной безопасности.
Важно, что потребовать доступ к этим документам могут не только члены пожарной комиссии, но и, например, представители родительского комитета. Ведь родителям очень важно знать, что школа, в которой их дети проводят так много времени, максимально безопасна.
Обучение сотрудников школы. Проведение вводного инструктажа
В среднем в обычной российской школе одновременно проходят обучение от 500 до 1 500 учеников, возраст которых, как правило, колеблется от 6 до 18 лет. Прибавьте к этому числу преподавателей и прочих сотрудников учебного заведения. В любом случае получится немаленькое количество. Чтобы при возникновении пожара избежать самых страшных последствий, сотрудники школы должны быть обучены всем правилам поведения и помощи детям в этой жизненно опасной ситуации.
Все без исключения сотрудники школы должны проходить инструктаж по пожарной безопасности. Вводный инструктаж проводится:
- при поступлении на работу;
- при смене должности, перед выполнением новой работы;
- перед командировкой в другую организацию.
Цель вводного инструктажа – познакомить сотрудников с правилами профилактики пожаров, с правилами поведения и личной безопасности во время ситуации пожара. Проводит этот инструктаж руководитель школы или ответственный за пожарную безопасность. Даты проведения инструктажей должны фиксироваться в специальном журнале и подтверждаться подписями тех, кто провел и прошел инструктаж.
После прохождения вводного инструктажа сотрудники школы обязаны проходить плановые инструктажи не реже одного раза в год. Кроме того, все сотрудники учебного заведения должны ознакомиться с новыми требованиями к пожарной безопасности, если в законодательстве страны такие появляются. В этом случае все сотрудники проходят внеплановый инструктаж.
Раз в год в школе проводятся учебные тренировки, во время которых сотрудники учреждения (в первую очередь классные руководители) демонстрируют собственные навыки эффективного поведения во время пожара. Во время учебной тревоги (а значит, и реальной пожарной ситуации) учителю необходимо быстро организовать детей и вывести их из здания. При этом дети оставляют все личные вещи в кабинете, а учитель должен взять с собой аптечку, классный журнал или полный список детей, для того чтобы проверить, все ли оказались эвакуированы.
Если в процессе этой тренировки или учебной тревоги выясняется, что тот или иной сотрудник продемонстрировал низкий показатель эффективности, ответственный за пожарную безопасность должен инициировать новое обучение и аттестацию этого сотрудника. Низким показателем эффективности считается, к примеру, слишком длительная эвакуация учеников во время учебной пожарной тревоги.
Обучение школьников
По данным МЧС, в течение 2018 года в массовых пожарах погибло не менее 300 детей. Да, не все из этих пожаров возникали и разгорались в школах. Но именно в школе ребенок узнает основы пожарной безопасности, следовать которым продолжает и во внеучебное время. Вот почему мероприятия по обучению школьников пожарной безопасности так важны.
Обучение основам пожарной безопасности должно осуществляться в соответствии с возрастом в рамках такой школьной дисциплины, как ОБЖ. В начальной школе дети могут читать стихи о том, как «лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли», и под руководством учителя узнавать, какие неосторожные действия могут привести к возгоранию. На данном этапе важнее всего закрепить у детей понимание, что в случае обнаружения пожара нужно незамедлительно обратиться к взрослым. Ученики средней школы уже готовы к получению более комплексной информации. На этой ступени дети учатся различать горючие и легковоспламеняющиеся вещества, правильно обращаться с электроприборами и пользоваться огнетушителями. Ученики среднего школьного возраста во время уроков ОБЖ должны узнать, как действовать в такой опасной ситуации, чтобы сохранить собственную жизнь и здоровье. Старшеклассники же получают множество практических навыков по работе с огнем и помощи не только себе, но и ближнему.
Для эффективной работы с детьми учитель ОБЖ при проведении уроков, посвященных пожарной безопасности, может использовать совершенно разные формы предоставления информации: таблицы, фильмы, книги и т. д. Тему пожарной безопасности также стоит поднимать классному руководителю – хотя бы единожды во время учебного года. Многие школы регулярно приглашают с открытыми лекциями для детей представителей МЧС и пожарных служб.
Мероприятия по пожарной безопасности в школе
Образовательные мероприятия, посвященные культивированию ответственности учеников, могут происходить не только внутри классов, но и на общешкольном уровне. Во многих школах регулярно (то есть хотя бы раз в учебном году) принято проводить неделю пожарной безопасности, организовывать спектакли, викторины, творческие конкурсы (как внутри одной школы, так и среди нескольких школ).
Важной и полезной практикой является также проведение мероприятий внутри школы, например, экскурсии в музеи, посвященные пожарной безопасности, посещение тематических спектаклей в театрах или кинопоказов.
О том, как провести урок пожарной безопасности мы писали здесь.
Пожарная безопасность в школе: ссылки на обучающие фильмы
Пожарная безопасность в школе. Фильм от МЧС
Правила безопасности для детей на природе, в городе, при пожаре Обучающий мультфильм
Уголок пожарной безопасности
Чтобы ежедневно, но в то же время ненавязчиво напоминать как ученикам, так и учителям о важности соблюдения пожарной безопасности, во многих школах обустраивают так называемые пожарные уголки или уголки пожарной безопасности. Обычно это небольшой стенд, его заполняют яркими плакатами, методичками, рисунками, которые могут быть созданы учениками разных классов. Цель всех этих визуальных материалов в том, чтобы доступным языком рассказать о чем-то, что в ситуации опасности может помочь нам сохранить самое важное – собственную жизнь и здоровье.
Конечно, мы надеемся, что вам никогда не придется столкнуться с пожаром. Но всегда лучше быть во всеоружии.
Примеры плакатов, информирующих о правильном поведении во время пожара
Плакат №1
Плакат №2
Источники плакатов: плакат 1, плакат 2
activityedu.ru
Урок ОБЖ для начальных классов «Пожарная безопасность»
Разделы: ОБЖ
Тема: «Пожарная безопасность» (Приложение 1, слайд 1).
Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.
Задачи:
- Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
- Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
- Обучать действиям при возникновении пожара;
- Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.
Форма урока: эвристическая беседа.
Методы:
- наглядно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- диалог;
- игры.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Введение в тему занятия
Учитель: Отгадайте загадку: (Приложение 1, слайд 2)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)
Учитель:Мы все с вами знаем, что огонь
может быть другом, а может быть врагом.
Огонь – друг. (Приложение 1,
слайд 3)
Овладение этой величайшей стихийной силой
природы дало возможность человеку обеспечить
себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться
по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни
человека климатические условия,
господствовавшие в отдельных областях земного
шара.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен
всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на
фермах и в сельскохозяйственном производстве.
Огонь плавит руду, помогая человеку получить
металл. Работа двигателей внутреннего сгорания,
полеты реактивных лайнеров и космических
кораблей стали возможными благодаря освоению и
умелому применению могучей силы огня.
Огонь – символ. (Приложение
1, слайд 4)
С обнаженными головами люди смотрят на вечный
огонь у памятников героям, беззаветно
сражавшимся за Родину.
Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой
Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны,
велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты,
отдавая дань благородным традициям античного
мира.
Огонь – враг, (Приложение
1, слайд 5) оставивший свои следы в
истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел
исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные
творения, созданные разумом и талантливыми
руками предыдущих поколений, превратились в
прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней.
По своим трагическим последствиям пожары не
уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
Огонь – враг, если к нему относятся
небрежно.
3. Цели и задачи занятия (Приложение 1, слайд 6)
4. Работа над новым материалом
Причины возникновения пожара
Учитель. Значительную часть своей
жизни человек проводит в своем доме или квартире.
Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
«Мой дом – моя крепость», – гласит известная
поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми
элементарными правилами предосторожности и
допускаем непростительную беспечность.
– Кто, ребята, из вас догадался, как называется
тема нашего урока?
Дети. Тема нашего урока « Пожарная
безопасность». (слайд 7)
Учитель. Ребята, подумайте и
назовите, по каким причинам может возникнуть
пожар?
Дети. Игры со спичками, непотушенный
костер, невыключенный телевизор и т.д.
Учитель обобщает. (Приложение
1, слайды 8, 9)
- Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;
- Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
- Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
- нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
- Утечка бытового газа;
- Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)
Правила пожарной безопасности в городской квартире
Учитель: Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности. (Приложение 1, слайды 10, 11)
- Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.
- Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
- Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
- Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.
- Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.
Правила пожарной безопасности в деревне
Учитель: Это все мы говорили сейчас об
опасностях в городской квартире. А в
деревне, где нет ни электрических,
ни газовых плит, что может стать причиной пожара?
Дети. Печка
Учитель. Ребята, а кто из вас читал книги
о пожаре?
Дети. С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Рассказ
о неизвестном герое», «Пожар».
(Чтение отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар»)
Учитель.
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Учитель: Ребята, как вы думаете,
почему возник пожар?
Дети. Пожар возник, потому что Лена не
послушалась маму. Она открыла дверцу печки,
уголек упал на пол и начался пожар. Лена нарушила
правила пожарной безопасности.
Учитель. Правильно.
Печь является одной из самых распространенных
причин пожаров и несчастных случаев.
Учитель обобщает (Приложение
1, слайд 12)
– Никогда не прикасайтесь голыми руками к
металлическим частям печи. Вы можете получить
серьезный ожог.
– Не трогайте без разрешения взрослых печную
заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме
скопится угарный газ, и вы можете задохнуться.
– Не открывайте печную дверцу. Оттуда могут
выскочить раскаленный уголек или искра и стать
причиной пожара.
Действия при возникновении пожара
Учитель. А знаете ли вы, что нужно
делать при возникновения пожара?
Дети. Позвать на помощь взрослых,
вызвать пожарную машину по номеру 01 и т.д.
Учитель. Молодцы, правильно.
– Сейчас мы поделимся на три группы.
Каждая группа получит карточки, подготовится по
ним и расскажет о том, что нужно делать при
возникновении пожара в жилище.
(Класс разбивается на три группы)
1 группа – ваши действия при загорании телевизора.
1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из
розетки).
2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 01.
3. Если горение продолжается, накрыть телевизор
плотной тканью, подходя к телевизору с боку,
можно его облить водой.
4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть
помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить
соседям. (Приложение 1,
слайд 13)
2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода.
1. Позвонить в службу спасения «01».
2. Дышать через мокрую ткань.
3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.
4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.
5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль
стены к лестнице. (Приложение 1,
слайд 14)
3 группа – ваши действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу.
1. Позвонить в службу спасения «01»
2. Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать
дверь водой.
3. Создать запас воды в ванной комнате.
4. Находиться лучше на полу около окна, дыша через
мокрую ткань, или выйти на балкон.
5. Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься
от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую
тряпку для сигнала спасателям. (Приложение
1, слайд 15)
Учитель:
Чтобы с пожаром бороться умело,
Знать каждому нужно пожарное дело!
Пожарные навыки вам пригодятся,
Затем чтобы знать, как с огнем обращаться.
Физминутка.
Игра «Огонь – вода» (Приложение 1, слайд 16)
Выбирается ведущий по желанию, либо по считалке или другим способом. Когда ведущий громко говорит: «Огонь» – все начинают приседать, когда говорит: «Вода» – все начинают прыгать. Ведущий старается запутать игроков, повторяя иногда подряд одно и тоже слово, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другому слову
Первичные средства тушения пожара
Учитель. Ребята, кто из вас больше всех
назовет первичных средств тушения пожара.
Дети. Вода, песок, земля, огнетушители,
мыльный раствор, порошок. (Приложение
1, слайд 17)
5. Закрепление
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, а вы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.
- Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
- Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
- Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
- Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
- Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает
Чайнворд (Приложение 1, слайд 18)
Вопросы:
1. Светит, но обжигает.
2 и 3. Средства тушения огня.
4. Бытовой прибор, из-за которого, если он будет
оставлен включенным, может произойти пожар.
5. Чем подают воду при пожаре.
6. Сигнал, издаваемый пожарным автомобилем.
7. Откуда набирают воду в пожарные машины для
тушения пожара.
8. Основное средство для борьбы с огнем.
Учитель. Какое слово получилось в
закрашенном прямоугольнике?
Дети. Лестница.
Учитель. Для чего применяют пожарные
лестницу?
Дети. Если дом многоэтажный и пожарным
невозможно подняться в подъезде по лестнице, то
они используют пожарную лестницу и влезают в
горящую квартиру в окно.
6. Итог занятия
Учитель. С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.
7. Рефлексия
Учитель. Ребята, что вам запомнилось? Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке? Кто не очень доволен своей работой на уроке? Поднимите руку, кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?
Спасибо за урок! (Приложение 1, слайд 19)
29.07.2009
urok.1sept.ru
Классный час на тему: «Пожарная безопасность в школе»
«Пожарная безопасность в школе»
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения при эвакуации во время пожара в школе.
Задачи:
- повторить с детьми правила пожарной безопасности;
- выработать алгоритм действий при пожаре в школе как у класса в целом, так и у каждого учащегося;
- развивать чувство коллективизма, взаимовыручки;
- воспитывать уважение к труду пожарных.
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, дети! Сегодня на мероприятии мы познакомимся с правилами поведения при пожаре. А скажите, кто приходит нам на помощь в случае пожара?
Дети. Пожарные!
Ведущий. Правильно. Но почему-то пожарных мы приглашаем не в гости на чай, а зовем только тогда, когда случается беда. А от чего может случиться пожар?
Дети перечисляют возможные причины пожаров.
Вы молодцы, что знаете, от чего возникают пожары. Видите, как часто их причиной становится детская шалость! И раз вы знаете эту опасность, то, надеюсь, что никогда ее не допустите. Я права?
Дети. Да!
Ведущий. Сейчас мы и проверим, кто говорит правду. Я буду задавать вам вопросы, а вы, если согласны, отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья». А если не согласны, то машете руками над головой.
Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым,
Говорит: пожар, горим!
Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем?
Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
А теперь признайтесь в том,
Кто из вас шалит с огнем?
Кто поджог траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел?
Молодцы! Вы доказали, что знаете, как вести себя с огнем. Но, к сожалению, не все соблюдают правила пожарной безопасности.
Давайте представим страшную картину: в школе случился пожар. Как мы узнаем о возгорании?
Дети. Увидим огонь, почувствуем дым.
Ведущий. А что страшнее – огонь или дым?
Дети. В огне можно получить ожоги, а от дыма – задохнуться.
Ведущий. Действительно, самый опасный враг при пожаре – дым. Он проникает всюду, даже если гореть будет в коридоре. Ребята, как вы думаете, что следует сделать, чтобы не пустить дым в класс, оставить его, как плохого ученика, за дверью?
Дети. Закрыть плотно дверь. Заткнуть тряпками все щели.
Ведущий. Совершенно верно. Это необходимо сделать в первую очередь.
Итак, первое правило гласит: закрой все двери по пути и прегради огню дорогу! |
Второе правило: сообщи о возгорании учителю! |
Но не следует ждать, когда огонь усилится. Нужно эвакуироваться из помещения. Для этого необходимо знать правила поведения при эвакуации в случае пожара.
Порядок эвакуации при пожаре в школе:
- Вызов пожарной охраны.
- Эвакуация.
- Сбор.
- Перекличка.
О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.
Ребята, а как можно вызвать пожарных?
Дети. Позвонить по телефону 01 или 112!
| Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер – 01! |
Услышав сигнал тревоги, вы должны встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс, покинуть классную комнату по одному и идти к сборному пункту. |
Классы должны идти ровным, размеренным шагом. Необходимо закрыть дверь классной комнаты и все остальные двери по пути эвакуации, которыми во время эвакуации больше никто не будет пользоваться.
Ребята, а что важно при эвакуации?
Дети. Не потеряться самому и не потерять товарищей.
Ведущий. Правильно. Лучше, если вы при эвакуации положите руки на плечо идущего впереди и последуете цепочкой за преподавателем к месту сбора.
Сейчас мы потренируемся при помощи игры.
Вызывается несколько детей. Они встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди идущего. Идут под музыку за ведущим и копируют все его движения (ходьба гусиным шагом, прыжки, ходьба на носках, на пятках и т. д.)
Место сбора должно быть заранее согласовано. Придя на место сбора, каждый отдельный класс должны занять определенное место и находиться там, не расходясь.
Немедленно по прибытии классов на место сбора должна быть проведена перекличка.
А как вы думаете, зачем она нужна?
Дети. Чтобы убедиться в том, что все покинули здание.
Ведущий. Правильно, иначе пожарные пойдут искать, а огонь уже разгорелся и может случиться беда.
Все мы должны уважать труд пожарных и помнить о важности их работы. Ведь быть пожарным – это подвиг! Об этом и прочитает свое стихотворение ученик 4 «А» класса Матвейчук Дима.
«Быть пожарным – это подвиг!» Вот пожар случился в доме: Загорелся в кухне шкаф. Наша Маша испугалась, Побежала, спряталась. Дым окутал все вокруг, Ничего не видно. Маша стала задыхаться, Тяжело стало дышать. И огонь уже пробрался К нашей Маше под кровать. Тут пожарный забегает, Машу на руки берет. Нашей Маше жизнь спасает И в огонь опять идет: «Не остался ли кто в доме, Кому помощь оказать?» Быть пожарным – это подвиг, Жизни каждый день спасать! Ведь не каждый сейчас сможет, Жизнь свою огню отдать! |
Ведущий. Ребята, надеюсь, что сегодня вы еще раз убедились, насколько опасен бывает огонь и запомнили, как вести себя в случае пожара.
Будьте с огнем всегда очень осторожны! Знайте и соблюдайте правила пожарной безопасности!
nsportal.ru
Как школа учит детей пожарной безопасности
Вы находитесь здесь: Главная страница » Пожарная защита » Общие положения
Перед тем, как начинается учебный год, в любой школе проводится огромный объем работы, направленной на обеспечение безопасности всех участников учебного процесса.
Оснащение средствами противопожарной безопасности, перезарядка огнетушителей, проверка и размещение средств пожаротушения в необходимых для этого местах, изготовление стендов с правилами, инструкциями и требованиями их соблюдения являются только небольшой частью принимаемых мер для предотвращения возможного возникновения в школах экстренных ситуаций.
Чтобы обеспечить в школах пожарную безопасность, государственными структурами разработан целый комплекс правил и инструкций, которыми необходимо руководствоваться при возникновении в учебном заведении пожароопасных ситуаций. Обеспечение школы средствами, предназначенными для тушения пожаров, технически грамотно разработанные и расположенные на видных местах правила и схемы эвакуации, наличие правил поведения в таких ситуациях является залогом безопасности не только учеников, но и всего коллектива школы.
Нормативные документы
Существование целого ряда обязательных государственных нормативных документов помогают администрации учебного учреждения правильно организовать работу в направлении безопасности школы и во многом предупредить возможность возникновение пожароопасных ситуаций.
Среди нормативной пожарной документации государственных структур РФ следует выделить:
- действующий ФЗ №69 от 21 декабря 1994 «О пожарной безопасности»;
- приказ МЧС №313 от 18 июня 2003 «Об утверждении правил пожарной безопасности»;
- приказ Министерства № 190/1668 от 17 апреля 2003 «О повышении пожарной безопасности в образовательных учреждениях»;
- ППБ-101-89 для школ и других учреждений из области образования.
Особенности защиты от пожаров в школах
Пожаробезопасность школ во многом зависит от учета особенностей общеобразовательных заведений, которые предполагают размещение внутри учебного здания кабинетов и помещений с разными дисциплинами обучения. В некоторых из них хранятся легковоспламеняющиеся вещества и существует повышенная опасность возможных возгораний. Несмотря на то, что школы регулярно проходят проверки на предмет соблюдения правил противопожарной безопасности, сотрудники школы не должны ждать проверки и заблаговременно укомплектовать учреждение требуемыми средствами для тушения пожаров и предупреждения их возникновения.
Кабинеты химии и физики находятся рядом с лабораториями, в которых сохраняются опасные с точки зрения пожарной безопасности препараты и проводятся опыты. В классе информатики присутствует много электронной техники, необходимой для обеспечения учебного процесса. Библиотека и музей на небольшой площади сконцентрировали большое количество легковоспламеняющихся материалов. Мастерские, кабинеты трудового образования изобилуют электрооборудованием и электробытовыми приборами. В спортивном зале сохраняются туристические палатки, форма, мячи, различные виды спортивного инвентаря, изготовленного из горючих плавящихся материалов, а в хозяйственном помещении кухни располагается пожароопасное оборудование для приготовления пищи.
Школьная противопожарная документация
Учитывая все особенности расположенных внутри здания учебных помещений и находящихся на его территории объектов, администрацией школы на основании нормативной документации государственных органов власти разрабатываются документы, которые обеспечивают пожарную безопасность школьных территорий.
К утвержденным нормативным документам, которые относятся к разделу школьной защиты от пожаров, относятся:
- приказ руководителя школы об установлении на протяжении учебного года противопожарного процесса обучения;
- приказ директора о назначении руководством школы ответственных за соблюдение противопожарной безопасности;
- приказ руководителя о создании в школе пожарной дружины;
- план проведения в учреждении противопожарных учебных мероприятий;
- инструкция с разработанными мерами противопожарной безопасности;
- план эвакуации учащихся и работников школы при пожаре;
- инструкция к разработанному плану эвакуации;
- инструкция, указывающая на действия руководства школы при пожаре;
- инструкция, указывающая на действия коллектива учебного заведения при эвакуации;
- положение о созданных пожарных комиссиях;
- журнал регистрации противопожарных средств;
- расчет приспособлений для тушения пожаров в школе;
- нормативы установки огнетушителей в кабинетах;
- акт осмотра кранов пожарного свойства;
- памятка по правильному применению сигнализации против пожаров;
- журнал обучающих уроков по защите от пожаров в школе;
- протокол регулярного мониторинга знаний школьников по предотвращению взрывопожарных ситуаций;
- порядок согласованных действий коллектива школы при возгорании;
- план учебных занятий по противопожарной безопасности;
- приказ руководителя школы о назначении ответственного за пожаротушение человека;
- акт обработки в школьном учреждении огнезащитным составом деталей деревянных конструкций;
- акт проверки показателей изоляции и сопротивления.
Вся вышеперечисленная документация хранится в кабинете руководителя, который персонально несет ответственность за их сохранность и выполнение.
Обязанности директора школы
К обязанностям директора школы, который обеспечивает порядок, контроль и организацию учебного процесса, относится и выполнение предписаний, установленных нормативными актами государственных органов власти.
В обязанности руководителя входит:
- контроль за тем, как соблюдаются правила защиты от пожаров всеми учениками и работниками школы;
- принятие неотложных мер по устранению всех имеющихся недостатков, приводящих к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- проведение предусмотренных графиком инструктажей с внесением фамилий проинструктированных лиц в журнал;
- разработка, утверждение и размещение внутри здания школы планов эвакуации школьников, преподавателей и всех сотрудников школы;
- вручение инструкций работникам школы с действиями служащих при пожаре;
- составление приказов, определяющих группу ответственных за школьную безопасность.
Инструкция
Для предотвращения пожаров руководство учебного заведения на основании нормативных документов разрабатывает общую инструкцию, которая является основным предписанием для учеников и сотрудников школы. Инструкция содержит в себе общие положения, а также важные требования в области защиты от пожаров и перечень необходимых действий при возможном его возникновении. Документ согласовывается с председателем профсоюзного комитета и утверждается директором школы.
Раздел общих положений обращает внимание коллектива школы на ознакомление и изучение требований инструкции, а также указывает на первоначальные действия человека в случае экстренных ситуаций.
В разделе правил указывается на требования, выдвигаемые к безопасности всех объектов и помещений, которые находятся на территории учебного заведения. Отдельными пунктами раздела обращается внимание на запрещение пользования взрывоопасными зажигательными и легковоспламеняющимися предметами, не допускается разжигания костров на прилегающей к школе территории.
Правила указывают на открытый доступ к необходимому для пожаротушения инвентарю, свободным, ничем не заставленным выходам из помещений и доступным подъездам к зданию школы.
Схематически представленному плану эвакуации уделяется особое внимание – все учащиеся, а также работники учебного заведения должны хорошо знать и изучить разработанный план.
Раздел, указывающий на конкретные действия при возникновении пожара, предусматривает совместные организованные действия работников школы и учащихся в случае непредвиденной чрезвычайной ситуации.
Первые пункты раздела призывают к быстрому информированию администрации школы и пожарной части о возникновении очага возгорания.
Следующими пунктами предусматривается организация эвакуации людей из учебного заведения согласно имеющихся в каждом классе инструкций и схематического плана действий, расположенного на всех этажах учебного здания. Директор школы (при отсутствии – его заместитель) участвует в процессе вывода детей из школы и встречает пожарные машины.
Блок в 50% от начала статьи статьи
Очень важным элементом является неукоснительное соблюдение всех без исключения пунктов разработанной инструкции призванной предотвращать возникновение пожароопасных ситуаций и сохранять человеческие жизни.
Действия работников школы при пожаре
Пожарная тревога в здании учебного учреждения оповещается установленной сигнализацией или речевым сообщением. Обнаружив в школе очаг возгорания, работник должен:
- оповестить пожарную охрану, ответив дежурному на все поставленные вопросы;
- продублировать отправленное дежурному сообщение по школьному оповещению;
- сообщить о возгорании руководителю учебного заведения или его заместителю;
- учитывая ситуацию, приступить к быстрому тушению пожара.
Учитывая сложившуюся ситуацию, руководитель школы должен:
- проверить возможность включения находящейся в школе системы пожаротушения;
- организовать быстрое отключение всех сетей газо- и электроснабжения, а также работающую систему вентиляции;
- проконтролировать направление эвакуации детей в безопасную зону;
- обеспечить эвакуацию необходимых материальных ценностей;
- организовать руководство процессом эвакуации людей.
Заместитель директора школы вместе с дежурным учителем должны:
- открыть в школе запасные выходы;
- включить аварийное освещение тамбуров.
Сотрудник охраны, который находится на посту, обязан:
- открыть основной центральный выход;
- открыть главные ворота для проезда пожарных машин.
План эвакуации из учебного заведения
При наличии в классах средств защиты учителя раздают детям марлевые повязки, при отсутствии таковых можно воспользоваться смоченными водой носовыми платками или любой мокрой тканью. Преподаватель кратко напоминает учащимся, что после сигнала оповещения необходимо сохранять спокойствие и выдержку, а также организовано покинуть помещение в направлении предусмотренного схемой выхода. Дети должны идти по коридорам ровным шагом, учитель следует за группой с классным журналом.
Услышав сигнал тревоги, ответственные за безопасность при пожаре открывают запасные и главные выходы для эвакуации учеников. Место сбора, благодаря проводимым учебным тренировочным занятиям, должно быть известно заранее. Группа выстраивается на определенном для них месте, после чего следует перекличка согласно классному журналу. Результат о присутствии всей группы преподаватели сообщают директору. Если кто-нибудь из учеников отсутствует, персонал школы должен незамедлительно начать поиски.
При прибытии пожарной команды директор учебного заведения докладывает начальнику караула о результатах эвакуации и дает полную информацию об очаге возгорания.
Обучение противопожарной безопасности в школе
Профилактика возникновения пожаров в учебных заведениях является первоочередной задачей школьного педагога-воспитателя в начальных классах общеобразовательной школы. С детьми из 1-4 классов следует проводить занятия для приобретения ими знаний, которые помогут детям правильно понимать и ориентироваться в создавшейся сложной обстановке. Но методика младших возрастных категорий существенно отличается от старших групп обучения.
С маленькими детьми нужно рассмотреть такие вопросы:
- что такое огонь, чем он полезен и почему бывает опасен;
- почему не стоит играть со спичками, зажигалками, свечами;
- какие приемы техники безопасности нужно соблюдать при использовании электричества и газа;
- почему может произойти возгорание;
- как действовать во время пожара;
- как и чем можно потушить пожар;
- как работают пожарные и что именно они делают.
При занятиях с малышами нужно учитывать особенности их восприятия действительности и умственные способности детей. Ребята и девочки из младшей возрастной группы крайне энергичны, они не могут надолго концентрировать внимание на чем-то одном.. Исходя из этого, занятия для детей формируют в виде фильмов, сказок, стихотворений, экскурсий в пожарные отделения, викторин, увлекательных конкурсов.
Блок в 75% от начала статьи статьи
Дети постарше (5-9 классы) обладают своеобразным мышлением и определенными утвердившимися в сознании знаниями, программа их обучения этой дисциплине будет существенно отличаться от младшей группы.
Подростков нужно посвящать в более сложные темы:
- внимательное обращение с бытовыми электроприборами и опасными горючими веществами;
- как быстро предотвратить возгорание в помещении;
- как можно спасти жизнь человека;
- связь курения с риском возникновения пожара;
- особенности поведения при пожарах;
- средства для тушения огня и возможности их использования;
- уровень ответственности человека за несоблюдение установленных правил;
- подробные правила противопожарной защиты.
Теоретическую базу обучения подростков педагоги совмещают с практическими занятиями, проводят учебные конкурсы по защите от пожаров, учат осторожности при использовании огня в туристических походах.
Для учащихся старших классов (10-11) изучение норм противопожарной безопасности вступает в завершающую фазу. Этот завершающий этап обеспечивает возможность изучения учениками наиболее непростых и важных тем:
- использование приборов для тушения пожара;
- принципы работы противопожарного оборудования;
- опасность электричества и газа в связи с пожаром;
- принципы работы сигнализации;
- нормы поведения в случаях возгораний;
- предупредительные меры, оберегающие от удара током, дымового отравления, ожогов;
- нормы экстренной помощи пострадавшим;
- действия старшеклассников в момент эвакуации детей помладше.
Когда старшеклассники изучают противопожарные нормы, их нужно ориентировать также и на будущую профессию. Знания, которые дети приобрели на школьных занятиях, пригодятся им и во взрослой жизни.
Два раза в году каждое учебное учреждение с целью подготовки учеников к возможному возникновению экстренных ситуаций проводит на своей территории учения по противопожарной безопасности. Для проведения таких мероприятий назначенные приказом руководителя школы ответственные лица подготавливают план и проводят тщательную подготовку к его успешной реализации.
План мероприятия предусматривает изучение правил, инструкций, проведение инструктажей, практические занятия. Перед учителями, которые преподают основы безопасности жизнедеятельности, поставлена задача научить своих учеников предотвращать пожары, а при возгорании выбрать верное решение и проявить умелые действия.
Только приобретенные знания, согласованные, мудрые и правильные действия всего коллектива учебного заведения позволят предотвратить возможное возникновение пожара и обеспечить безопасность всем, кто находится в школе.
И в заключении представляем вашему вниманию ролик о том, как правильно и как неправильно вести себя при возникновении возгорания в образовательном учреждении.
keysafety.ru