Практической деятельности – Практическая деятельность человека :: BusinessMan.ru

Практическая деятельность человека :: BusinessMan.ru

Практическая деятельность человека может быть настолько многообразной, что затрагивает все сферы жизни. Причем неважно, чем именно занимается личность. Практическая деятельность, как правило, связана с самоорганизацией и самовыражением. Люди ходят на работу не только для того, чтобы обеспечивать себя питанием и платить за жилье. Прежде всего каждый из нас хочет стать преуспевающей личностью, чтобы можно было гордиться самим собой. Данная статья посвящена вопросу предназначения, в ней будут рассмотрены основные виды практической деятельности.

Игровая деятельность

Конечно, в первую очередь, это прерогатива маленьких детей. Они любят моделировать различные жизненные ситуации и обыгрывать их. Игровая деятельность позволяет малышам лучше узнавать окружающий мир и самих себя, определять границы возможного. Одни дети любят играть вместе, другие предпочитают коллективному взаимодействию одиночный тур. Нужно видеть, с каким воодушевлением малыши строят города и замки из конструктора, играют в куклы, проводят много времени за компьютерными играми. Вся эта деятельность иногда воспринимается ими значительно ярче и реальнее, чем сама действительность.

Практическая деятельность была бы совершенно неполной без данного вида. Игра считается началом любого становления, в том числе истоком формирования личности. С помощью данной деятельности дети получают представления об имеющихся профессиях, образе жизни, вариантах выбора.

Творчество

С давних времен считалось, что умение сочинять, создавать новые произведения — это удел избранных. Творческий человек всегда работает с чувствами. И чаще всего он вынужден торговать собственными эмоциями. Зрители, слушатели, читатели наслаждаются тем, что рождает из себя неординарная личность. А то, каким огромным трудом все это достается, часто не берется в расчет. Талантливых людей, которые зарабатывают своим призванием, иногда считают лентяями, неприспособленными к нормальной жизни, излишне эпатажными особами и тунеядцами. Конечно, это далеко не так. Да и участь подлинного творца способны разделить лишь немногие: вторая половинка и верные друзья. Даже родственники часто отказываются понимать своих домочадцев.

Практическая организация деятельности креативного художника напрямую зависит от его работоспособности и умения оставаться верным самому себе. Чувство ответственности у него в крови. Такой человек не позволит себе подвести партнера или сделает это в редком случае, прекрасно осознавая, что подставляет самого себя.

Творчество как таковое заложено в человеческой природе. Каждому из нас время от времени хочется привнести что-то новое в свою жизнь, как-то раскрасить серые будни. С таким намерением и поступает поистине творческий человек. Он постоянно создает вокруг себя новую реальность, которая со временем становится его собственным мироощущением.

Научная деятельность

Этот вид социальной занятости считается наиболее уважаемым. Научно-практическая деятельность подразумевает наличие определенных жизненных устремлений и установок, а также характеризует высокий уровень развития интеллектуальных способностей. Науке обычно посвящают себя те люди, которые в той или иной степени неравнодушны к проблемам развития и становления общественных открытий. Практическая деятельность в сфере медицины, математики, физики и т. д. заинтересовывает небольшой процент населения, но, как правило, это те личности, которые остаются ей верными до самой пенсии.

Интеллектуалов отличает глубокий взгляд на мир. Они всякое понятие пытаются подвергнуть научному анализу и выдвинуть свою собственную концепцию. Построение научных гипотез, сбор практического материала, проведение эксперимента, анализ полученных данных – все это требует большого количества времени и ежедневной самоотдачи.

Общение

Данный вид деятельности, пожалуй, стоит особняком, поскольку он не связан непосредственно с работой человека. Это то, чем мы пользуемся каждый день вне зависимости от рода занятий. Надо сказать, без социального взаимодействия стала бы невозможной никакая деятельность. Для того чтобы сотрудничество было крепким и плодотворным, людям необходимо постоянно контактировать друг с другом. И чем больше взаимодействий, тем лучше развивается общее дело.

Общение подразумевает постоянное присутствие оппонента. Здесь нет места философской сосредоточенности на своем мире и одиноким размышлениям о жизни. В результате социального взаимодействия люди иногда меняют собственную точку зрения и заменяют ее новым взглядом. Ни один человек не может жить без общения с другими людьми. Просто одни личности нуждаются в ней больше, другие меньше. Если кому-то достаточно раз в неделю встретиться с друзьями, то это не значит, что остальные люди не хотят делать это каждый день. Есть особенно общительные личности, которые не могут и нескольких часов находиться наедине с самими собой.

Трудовая деятельность

Она относится к обычной среднестатистической занятости, которая подразумевает постоянное хождение на работу с целью выполнения ряда необходимых задач. Трудовой деятельностью занимается большинство людей. Некоторые из них не наделены особенными талантами. Они просто освоили ту или иную профессию и теперь стараются соответствовать заявленному уровню. За хорошо выполненную работу начальство, как правило, поощряет своих подчиненных. Трудовая деятельность, как и всякая другая, требует от человека сосредоточенности, ответственности и самоотдачи.

Духовная деятельность

Эта категория относится к самопознанию и самосовершенствованию. Духовной деятельностью люди занимаются, чтобы очистить душу, стать лучше, познать абсолютную истину.

Сюда относятся священники, мыслители, отчасти писатели. Главной отличительной характеристикой всех этих людей является то, что они почти беспрерывно размышляют над проблемами бытия и смысла жизни, хотят измениться сами к лучшему. Их внутренний закон – служить правде, быть духовными учителями.

Таким образом, практическая деятельность действительно может быть различной. Каждый человек вправе выбирать то, что подходит конкретно ему.

businessman.ru

практическая деятельность — это… Что такое практическая деятельность?


практическая деятельность
практическая деятельность

сущ., кол-во синонимов: 2


Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

.

Синонимы:
  • практицизм
  • практически

Смотреть что такое «практическая деятельность» в других словарях:

  • практическая деятельность — praktinė veikla statusas T sritis fizika apibrėžtis Juridinių asmenų ir įmonių, neturinčių juridinio asmens teisių, veikla su jonizuojančiosios spinduliuotės šaltiniais ar su radioaktyriosiomis atliekomis, kuri lemia papildomą darbuotojų ir… …   Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

  • практическая деятельность — Syn: практика, действие, применение Ant: теория …   Тезаурус русской деловой лексики

  • практическая деятельность (практика) — Любая деятельность человека, при осуществлении которой вводятся дополнительные источники облучения или создаются дополнительные пути облучения, либо увеличивается число людей, подвергающихся облучению, либо изменяется структура путей облучения от …   Справочник технического переводчика

  • Деятельность организаторская — практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совместных действий и управлению ими …   Педагогический словарь

  • Деятельность — Деятельность  процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает …   Википедия

  • деятельность практическая (внешняя) — деятельность, цель которой – изменение окружающего мира; ее результат обычно материален …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА — деятельность, направленная на приобретение практических навыков в процессе прохождения производственной (профессиональной) практики, выполнения лабораторных работ, практических занятий, курсовых проектов и работ …   Профессиональное образование. Словарь

  • Деятельность — процесс жизненного, активного отношения субъекта к окружающей действительности. Включает в себя мотив, цель, способы, условия, результат. Состоит из действий, каждое из которых имеет свою цель или задачу. По форме различают внешнюю и внутреннюю Д …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • организаторская деятельность — практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совмесных действий и управлению их деятельностью …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • установки и деятельность — Общий термин, охватывающий ядерные установки, применения всех видов источников ионизирующих излучений, всех видов деятельности по обращению с радиоактивными отходами, перевозку радиоактивных материалов и любую другую практическую деятельность или …   Справочник технического переводчика

Книги

  • Джордж Стефенсон. Его жизнь и научно-практическая деятельность, Яков Васильевич Абрамов. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре… Подробнее  Купить за 2243 руб
  • Роберт Фултон. Его жизнь и научно-практическая деятельность, Яков Васильевич Абрамов. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре… Подробнее  Купить за 2243 руб
  • Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии., Губер Ж.. Книга представляет собой репринтное издание 1898 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Подробнее  Купить за 1691 руб
Другие книги по запросу «практическая деятельность» >>

dic.academic.ru

3. Структура практической деятельности и ее основные формы

Практика как единство объективной и субъективной сторон.

Структуру практической деятельности, которую можно представить как единство двух сторон: «субъектной» ( человек с его способностями, целями и целесообразными действиями ) и «объектной» ( средства, исходные материалы и продукты, получаемые из исходных материалов благодаря воздействию средств деятельности ). Надо иметь в виду, что в функции объекта практической деятельности могут выступать не только фрагменты природы, преобразуемые в

производстве, но и люди, «свойства» которых меняются, совершенствуются, развиваются. Поэтому человек может выступать и как субъект и как объект практического действия. Взятая в качестве общественно-исторического процесса, практика предстает как единство предметно-материального изменения природы и изменения общественных отношений, в процессе которого происходит развитие самого человека как субъекта практики.

Формы практической деятельности.

Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного развития.

Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми.

Наряду с производственной и социальной практикой можно выделить также ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но тем не менее необходимую в современном обществе. Все большую роль в обществе начинает играть наука, превращающаяся в непосредственную производительную силу и становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание по своей природе нацелено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах практической деятельности, но и обладает проективно-конструктивной функцией, т.е. дает знание о таких объектах, которые можно освоить в производственной и социальной деятельности только в будущем. Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики, в качестве которой выступает научный эксперимент.

Особое значение в современных условиях приобретает такая форма практики, как техническая деятельность.

Техника и техническая деятельность.

Термин «техника» происходит от греческого «techne»- что означает искусство, навык, умение. Оно двойственно по своему смыслу. Техника в первом смысле — это совокупность различных устройств, созданных человеком (машин, инструментов, транспортных средств), предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования в целях развития производства и удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника в этом смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный продукт. Техника во втором смысле представляет собой совокупность различных навыков, устойчивых образцов деятельности, особого рода умений. Примером этого рода может служить техника рисования, балетная техника, техника программирования и т. д. В самой сердцевине технической деятельности заложено диалектическое единство между материальными артефактами — те или иные устройства, созданные человеком — с одной стороны, и навыками, умениями, стандартами деятельности и соответствующими техническими знаниями — с другой.

Развитие техники и технической деятельности, с одной стороны, совершается под сильным воздействием творческой, конструктивной и проективной деятельности человека, а с другой стороны, служит ее объективной основой.

В современной западной философии существуют разные, практически противоположные, концепции техники. Одна из них, получившая название концепции » технологического детерминизма «, считает технику и технологию решающими факторами развития человечества. Политика, искусство, наука и культура оказываются целиком подчиненными механизму научно-технического прогресса. Вся власть в такой технологизированной цивилизации сосредотачивается в руках технической элиты — технократии. Другая концепция — антитехницизм — рассматривает технику, техническую деятельность как злого демона, созданного человеком и подчинившего себе своего создателя.

Обе концепции, при всей их видимой противоположности друг другу, имеют общую философскую предпосылку — признание неразрешимости противоречия между человеком с его притязаниями на свободу и неповторимую индивидуальность, с одной стороны, и техникой и технологией, уничтожающими индивидуальность, свободу и независимость, — с другой.

На протяжении тысячелетий, создавая необходимые материальные блага и искусственную среду обитания человека, техника в качестве своих негативных последствий приводила к разрушению естественной среды обитания и к дегуманизации труда. Однако эта же техника в новых общественных условиях может и должна служить базой для гуманизации технической деятельности, для использования современных наукоемких технологий в качестве средства реабилитации и сохранения естественной среды и освобождения человека от тяжелого рутинного, нетворческого труда. В этом коренится возможность соединить профессиональное, технологизированное мастерство с индивидуальным творчеством, гармонизировать и гуманизировать научно-технический прогресс.

ОБЩЕСТВО.

Поставим вопрос: что мы понимаем под обществом? Ответ напрашивается вроде бы сам собой: это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества. И все же такой ответ носит поверхностный характер, ибо он сводится к эмпирически констатируемому факту наличия совокупности людей. При этом остаются в тени присущие обществу связи, которые соединяют разрозненные элементы в единую целостную систему. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие поколения могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается.

Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Так, производственная деятельность протекает всегда в той форме, которая придает этой деятельности устойчивый характер и благодаря наличию которой организуется производство в масштабах общества. Именно такую организующую роль внутренней структуры, активной формы выполняют производственные отношения.

Сказанное справедливо в отношении не только производственной, но и других видов деятельности. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т. д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т. д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Социализация человека происходит по мере того, как социальность активно осваивается им, переводится в его внутренний мир, становится общей схемой действия, заданной ему обществом и пропущенной через его индивидуальный опыт. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.

Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность.

Термин «общественное сознание» характеризует и реальное сознание конкретного общества, и идеальную модель общественного сознания. Первое иногда определяют как массовое сознание (в котором также могут быть внутренние разграничения, обусловленные отражением в сознании интересов различных общественных групп, классов), выражением состояния которого служит общественное мнение, или как духовную жизнь общества, отражающую его проблемы, противоречия, интересы, столкновения идей, взаимодействие индивидуального и общественного сознания и т.д.

Задача философии — дать методологический ключ к познанию тех многообразных процессов, которые происходят в сознании конкретных обществ. Чтобы эту задачу выполнить, философия также должна создать некую идеальную модель общественного сознания, исследование которой и позволяет выработать методологические принципы подхода к научному анализу реального общественного сознания.

Общественное сознание является весьма сложным образованием, включает в себя разнообразные взаимодействующие друг с другом, взаимосвязанные элементы, каждый из которых имеет свою специфику- Поэтому идеализированная модель общественного сознания должна быть представлена как модель структурная, как абстрактное выражение структуры реального общественного сознания, позволяющее выделить каждый ее элемент «в чистом виде». Из каких же элементов складывается структура общественного сознания и как они соотносятся между собой?

В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровни: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Относительно четкое разграничение форм общественного сознания прослеживается на его теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатым становится на его обыденно-психологическом уровне.

Гносеологические предпосылки различения теоретического и обыденного уровней общественного сознания следует искать в разведении повседневного и теоретического уровней познания, которые и закрепляются в общественном сознании. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности. Теоретическое сознание представляет собой отражение ее существенных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах сознания, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредствованного теоретического познания.

В реальной жизни теоретическое и обыденное сознание тесно переплетаются, но для философского их анализа необходимо оба эти элемента сознания выделить и представить, так сказать, «в чистом виде». Теоретическое и обыденное сознание не могут заменить друг друга, но взаимно воздействуют друг на друга.

Обыденное сознание есть низший по сравнению с теоретическим уровень сознания, но этим вовсе не принижается его значение, не отрицается его необходимость для повседневной жизни. Речь идет лишь о том, что если с позиции обыденного сознания, в котором отражается действительность на ее эмпирическом уровне, рассматриваются те вопросы, которые могут быть правильно решены только с научно-теоретических позиций, то в общественном сознании возникают иллюзии и заблуждения. Важно, чтобы общественная наука оставалась на теоретическом уровне, чтобы ее понятия не подменялись обыденными понятиями и представлениями, в ином случае она теряет свой научный статус.

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Критерий разграничения форм сознания носит комплексный характер. Поскольку не существует какого-то одного признака по которому можно было бы отделить все формы сознания друг от друга, предстоит выявить несколько таких признаков, которые в совокупности, в комплексе могли бы послужить искомым критерием разграничения форм общественного сознания. Таких признаков можно насчитать четыре.

Во-первых, формы общественного сознания отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти. В религиозном сознании реальная зависимость человека от земных сил принимает форму зависимости от сил неземных, сверхъестественных, божественных.

Если же обратиться к таким разным формам знания, как наука и философия» то различить их по предмету отражения практически невозможно. Обычно ссылаются на то, что наука имеет своим предметом «особенное», конкретные законы различных форм движения материи, а предметом философии являются всеобщие законы бытия и познания. Из этого следует, однако, лишь то, что конкретные науки и философия имеют разные предметы познания, но почему они являются разными формами общественного сознания, на основе данного критерия определить невозможно. Поэтому предмет отражения является лишь одним из признаков, отделяющих одну форму общественного сознания от другой.

Во-вторых, формы общественного сознания различаются по формам отражения. Так, наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей и т.д., искусство — в форме художественных образов, в религии исходными являются церковные догматы, в морали — нравственные чувства и нравственные нормы, ценности, идеалы. Очевидно, что различия по формам отражения, и весьма существенные, имеются, но далеко не всегда можно провести здесь четкое различие.

В-третьих, формы общественного сознания различаются по особенностям своего развития, что можно наглядно проследить на сопоставлении развития науки и искусства. В науке осуществляется прогресс познания, и в этом состоит ее движение вперед. Но, скажем, применительно к искусству прогресс познания вряд ли может рассматриваться в качестве основного показателя развития.

В-четвертых, формы общественного сознания различаются также по выполняемым ими социальным функциям. Здесь на первый план выступают практические различия между ними. Именно различия функций прежде всего выявляют своеобразие каждой формы общественного сознания.

Социальные функции, таким образом, характеризуют место и роль каждой формы общественного сознания в жизни общества. По этому признаку, являющемуся как бы итоговым, все формы общественного сознания можно разделить на две большие группы. К первой относятся политическое сознание, право и мораль, которые связаны с регулированием человеческих отношений и поэтому выступают как формы духовно-практического освоения социальной действительности. Ко второй группе относятся наука, искусство и философия, которые в большей степени представляют собой именно формы духовного и духовно-практического освоения всей окружающей человека действительности, конечно, посредством общественных отношений и практической деятельности людей.

Таковы основные признаки, которые в совокупности позволяют отграничить одну форму общественного сознания от другой. Причем каждый последующий признак как бы в снятом виде включает в себя предыдущие, а не является просто рядоположенным с ними. Поэтому из них и формируется целостный критерий выделения отдельных форм общественного сознания.

ПРОГРЕСС.

В данной главе общество рассматривается преимущественно в его динамике, в процессе развития.

studfiles.net

Формы практической деятельности — Философия

Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного развития. Именно возникновение материальной производственно-практической деятельности явилось исходной предпосылкой становления специфически человеческого отношения к миру, преодоления рамок животного существования.

Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди одновременно строят свои собственные общественные отношения, преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми.

Важно еще раз подчеркнуть, что эта форма практики органически связана с материальной производственной практикой. По существу, имеется единая практическая деятельность, включающая две стороны — отношение людей к природе и отношение людей к самим себе. Однако в процессе общественного развития эти стороны практической деятельности дифференцируются. Деятельность, направленная на преобразование общественных отношений — социальная, классовая борьба, революционное движение и т. д.,— выступает как особая форма практики.

Важнейшей формой социальной практической деятельности в современных условиях является осуществляемая в нашем обществе перестройка. Перестройка носит революционный характер и направлена на реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных отношений, самих людей.

Наряду с производственной и социальной практикой можно выделить также ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но тем не менее необходимую в современном обществе. В этом обществе все большую роль начинает играть наука, превращающаяся в непосредственную производительную силу и становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание по своей природе нацелено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах практической деятельности. Оно обладает проективно-конструктивной функцией, то есть дает знания о таких объектах, которые можно освоить в производственной и социальной деятельности только в будущем.

Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики, в качестве которой выступает научный эксперимент. Научное экспериментирование, хотя оно и опирается на возможности производства и социального опыта, достигнутые на данном этапе развития общества, часто выходит за пределы существующего уровня и предвосхищает принципы технологии и способов управления и организации общественной жизнедеятельности, которые могут быть реализованы в будущем. Современное научное экспериментирование, таким образом, выступает в качестве важнейшего средства осуществления проективно-конструктивной функции научного познания. Особое значение в современных условиях приобретает такая форма практики, как техническая деятельность.

filosofka.ru

Мышление в практической деятельности

Практическое мышление не является особым самостоятельным познавательным процессом. Вместе с тем, подчиняясь большинству закономерностей, свойственных мышлению в целом как общему психологическому процессу, оно приобретает ряд специфических черт, обусловленных особенностями практической деятельности. Наличие этих черт определяется тем, что основная задача мышления в практической деятельности — это не познание как таковое, а изменение, преобразование действительности. Специфика практического мышления, не отменяя наличия у него познавательной мотивации, переводит ее в разряд вторичной по отношению к преобразовательной мотивации. Данное обстоятельство, представляя собой интегральную особенность мышления в практической деятельности, обусловливает ряд более частных его характеристик.

Обозначим этапы функционирования практического мышления: возникновение проблемной ситуации, формулирование задачи как результат изучения проблемной ситуации, решение задачи (выработка решения), реализация решения. В реальной ситуации практической деятельности названные этапы могут частично меняться местами и пересекаться друг с другом.

Возникновение проблемной ситуации. Проблемная ситуация рассматривается как момент в деятельности профессионала, когда эта деятельность не может продолжаться дальше с помощью старых средств и способов. Такая ситуация требует создания некого нового продукта, что и является сутью мышления как процесса. В практической деятельности проблемная ситуация обладает некоторыми особенностями, отличающими ее, например, от аналогичного образования в учебной деятельности. В последней задача ставится перед учащимся учителем, и этот момент знаменует собой возникновение проблемной ситуации. Профессионал же самостоятельно выделяет проблемную ситуацию в потоке деятельности, ориентируясь на выработанные и усвоенные в процессе профессионализации признаки таковой. Выделение проблемной ситуации — наиболее важный и сложный момент процесса профессионального мышления. Чем более опытным является субъект деятельности, тем выше его чувствительность к проблемным ситуациям. Профессионал высокого класса не сталкивается с ними, а активно ищет их признаки, обеспечивая тем самым повышение качества своей деятельности.

Проблемная ситуация — субъективное образование. Бессмысленно, будучи сторонним наблюдателем, фиксировать момент ее выделения профессионалом, так как внешне этот момент может никаким образом не проявляться. То, что явилось основанием возникновения проблемной ситуации для одного субъекта деятельности, может оказаться незамеченным или же замеченным, но не послужившим толчком к развитию проблемной ситуации для другого. В любой деятельности происходит огромное количество различных изменений ситуации, каждое из которых потенциально несет в себе проблемкость. Если профессионал, обнаруживший то или иное изменение, начинает анализировать сложившиеся обстоятельства, рассматривать варианты продолжения деятельности, соизмерять их со своими возможностями, это данный эпизод стал для него проблемной ситуацией, даже если процесс ее анализа и разрешения протекает настолько быстро, что почти не фиксируется сознанием индивида. В противном случае деятельность продолжается на основе имеющихся у субъекта ресурсов, и поиска новых вариантов ее осуществления не требуется.

Чувствительность к проблемным ситуациям детерминируется не только опытом профессионала, но и его индивидуальными чертами. Например, люди, остро реагирующие на вторжение посторонних в свой внутренний мир, испытывают затруднения в ходе собеседования при приеме на работу. Эта процедура может вызвать у них целый ряд проблемных ситуаций. Личность противоположного склада обусловливает относительно беспроблемное в данном случае взаимодействие с собеседником. Индивидуализация является одной из основных особенностей мышления в практической деятельности. Это связано с тем, что в ней не так много правил, регламентирующих поиск решения задачи, как в учебной деятельности, которая оставляет мало возможностей для проявления индивидуальности.

Индивидуальные особенности профессионала влияют не только на количество, но и на качественный состав выделяемых проблемных ситуаций. В практической деятельности действие этой детерминанты сливается с влиянием другой — требованиями самой деятельности. Совместное воздействие этих детерминант на характеристики практического мышления объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, профессия выбирается человеком в соответствии с его индивидуальными склонностями; во-вторых, трудовая деятельность активно формирует личность. Человек в процессе профессионализации приобретает личностные свойства, способствующие успешному осуществлению деятельности. В результате профессионалы одинакового профиля выделяют сходный набор проблемных ситуаций, однако этот набор различается у представителей различных профессий.

В исследовании, посвященном изучению особенностей проблемных ситуаций, характерных для разных видов деятельности, принимали участие врачи, школьные учителя, преподаватели вузов и следователи. Специфика профессиональной деятельности проявилась, в частности, в том, что значительная доля проблемных ситуаций преподавателей вузов относится к типу, условно названному «нечеткость установленных правил, возможность их варьирования». Такой результат объясняется нерегламентированностью (по сравнению с другими профессиями) деятельности преподавателя. Ситуации данного типа возникают, например, при решении вопроса о допуске или недопуске студента к экзамену. В других профессиях подобные проблемные ситуации практически отсутствуют, тогда как в деятельности преподавателя они занимают самое значительное место по сравнению с другими видами. Аналогичным образом в деятельности следователя присутствует не встречающийся в других профессиях тип ситуаций «противоречие между требованиями инструкции и выполнением служебного долга».

Формулирование мыслительной задачи. Название этого этапа в значительной мере условно. Профессионал не формулирует решаемую задачу. Слабая вербализуемость процесса мышления в практической деятельности — одна из его особенностей, затрудняющих научные исследования, в данной области. Сущность рассматриваемого этапа — сбор информации, конкретизирующей проблемную ситуацию. Исследователи практического мышления отмечают необходимость учета в ходе решения задачи очень широкого круга сведений. Однако в реальной деятельности человек в силу ограниченности объема памяти и внимания не может оперировать всем спектром данных о ситуации. Процесс отбора необходимой информации облегчается наличием у субъекта особых когнитивных образований, получивших в теории практического мышления название заготовки синтезов. Заготовки синтезов — это некоторые представления о будущем результате решения задачи, которые задают определенное направление и отбору информации, и поиску решения. Данные образования могут выступать, например, в форме требования к будущему результату, т. е. в форме некоторых параметров, которым этот результат должен соответствовать. Таким образом, этап решения практической мыслительной задачи начинается раньше, чем бывает собран необходимый для этого материал. Требование к результату определяется как индивидуальными чертами профессионала, так и условиями деятельности, в которую он включен. Так, результаты исследования, о котором уже упоминалось в этой главе, показали, что требования представителей разных профессий к результату своего решения относятся к шести типам: сохранение авторитета профессионала; сохранение хороших отношений с партнером; следование индивидуальному подходу, поддержка проявлений индивидуальности; следование формальным требованиям; обеспечение высокого качества деятельности; сохранение хороших отношений с коллегами и администрацией.

Следующий пример показывает, как требования к решению задачи влияют на процесс решения. Больной, находящийся на лечении в стационаре, заявляет палатному врачу, что не будет принимать назначенное ему лекарство. Такой эпизод рассматривается как проблемный большинством врачей. При разрешении этой проблемной ситуации профессионалы могут руководствоваться разными требованиями к результату. Это может быть требование обеспечения высокого качества деятельности (в данном случае — эффективного лечения). Для выработки решения, отвечающего этому требованию, врач должен располагать ответами на следующие вопросы. Уверен ли он сам в необходимости для больного принимать этот препарат? Есть ли альтернатива этому лекарству? Какое воздействие на других больных палаты окажет согласие врача с мнением этого больного? Насколько он восприимчив к аргументам? Каков уровень его медицинской грамотности? и т. д.

Другой профессионал в этой же ситуации может ориентироваться на иной результат. Если это защита собственного авторитета, то на первый план выступает необходимость доказать больному, что он, врач, не может ошибиться, что пациент не должен оспаривать лечение. Соответственно, и набор информации, необходимой для решения, будет другой.

Роль заготовок синтезов может выполнять и какой-либо иной прием, хорошо удающийся профессионалу и широко применяемый в различных ситуациях. Например, руководитель может использовать для стимулирования активности подчиненных ту или иную форму психологического давления. В этом случае сбор информации для решения задачи будет состоять в анализе подверженности партнера психологическому давлению вообще, имеющихся у него психологических слабостях и т. д. Использование готового средства воздействия не означает отсутствия мыслительного процесса как такового, поскольку это происходит каждый раз в новых условиях и требует соответствующей модификации приема, однако его наличие способствует значительному сужению круга анализируемой информации, что немаловажно с точки зрения экономии времени и психических усилий профессионала.

Реализация решения в некоторой степени начинается еще до его выработки, так как направленность на реализацию представляет собой важнейшее свойство практического мышления. Профессионал изначально настроен на то, чтобы искать не принципиально возможное, как в исследовательской деятельности, а возможное в данной ситуации решение. В данной ситуации — значит именно в этих условиях и силами именно этого человека, поэтому принимаемое решение может быть объективно не самым лучшим и не самым «красивым» из возможных. Однако оно, как правило, оптимально учитывает внутренние условия его предстоящего осуществления. В некоторых случаях реализация принятого решения становится самостоятельной мыслительной задачей. Предположим, учитель считает, что ребенок не справляется-с учебной программой, и это обстоятельство является для учителя проблемной ситуацией. В результате ее решения педагог приходит к выводу, что необходимо поговорить с родителями ученика по поводу его перевода в класс коррекции. Сама организация общения с родителями может представлять собой проблемность, так как допускает большое количество вариантов: поставить собеседника перед фактом, не подлежащим обсуждению, и объяснить, какие документы необходимо собрать; обрисовать ситуацию и дать возможность самим принять решение, предложить несколько вариантов на выбор; сочетать разные стратегии и т. д. Такая двухэтажность проблемной ситуации типична для деятельности руководителя, который, как правило, реализует управленческие решения через своих подчиненных, что требует специальных усилий по доведению до них необходимой информации.

Выработка и реализация решения в практической деятельности немыслимы без учета последствий, которые может повлечь за собой претворение решения в жизнь. Кроме того, в ходе его реализации ситуация не остается неизменной и так или иначе влияет на действия профессионала, что также необходимо учитывать в ходе разрешения мыслительной задачи. Поэтому практическому мышлению присуща такая особенность, как прогностичность — способность предвидеть ближайшие и отдаленные перспективы развития ситуации, в том числе и под влиянием предпринимаемых профессионалом действий.

На этапах развития проблемной ситуации и решения задачи функционирует особая операция, свойственная лишь мышлению в практической деятельности и называемая оцениванием. Оценивание — это своеобразное приблизительное измерение различных параметров ситуации с целью определения возможностей воздействия на нее. Действие оценивания начинается еще на этапе выделения проблемной ситуации: субъект мышления определяет, насколько происшедшее в деятельности изменение может повлиять на ее протекание и качественное осуществление. В процессе выработки решения с помощью оценивания выясняется, например, в достаточной ли степени собеседник расположен к взаимодействию, до какой степени возможно отступление от общепринятой производственной технологии и т. д.

Необходимость оценивания практической ситуации вызвана тем, что большинство ее элементов не имеет четкой за-данности, как бывает, например, в учебной задаче. Часть параметров (такие, как агрессивность партнера) в принципе не поддаются точному измерению. Другие, казалось бы, количественно определены, однако в некоторых пределах подвержены произвольному варьированию, т. е. обладают тем свойством, которое в психологии практического мышления принято называть податливостью. Преподаватель может принять у студента экзамен не три, как положено, а четыре или пять раз, но вряд ли допустимо это делать восемь или десять раз. Определение границ податливости также является функцией оценивания. При этом профессионал ориентируется на критерии, которые вырабатываются в ходе накопления профессионального опыта.

С помощью операции оценивания происходит и определение реализуемости решения. Оцениванию подлежит не одна из сторон ситуации — возможности субъекта решения или свойства объекта, — а взаимодействующая система субъект—объект или субъект—субъект. В профессиях субъект—субъектного типа (врач, учитель, руководитель) анализ взаимодействующей системы является сложнейшим процессом. Необходимо учитывать не только обширный ряд психологических свойств человека как партнера по общению, но и связи этих свойств между собой, их взаимовлияния друг на друга, диапазон их изменений вследствие различных воздействий. Это, в свою очередь, требует от профессионала развитого умения выделять в ходе общения соответствующие признаки внешности и поведения партнера. Такая способность в значительной степени определяет успешность человека при выполнении деятельности субъект—субъектного плана.

На всем протяжении решения мыслительной задачи в практической деятельности так или иначе проявляются основные черты практического мышления: направленность на реализацию, индивидуализированность, слабая осознавае-мость и низкая вербализуемость, функционирование взаимодействующей системы, прогностичноеть, податливость объектов, которыми оперирует мышление, и связанная с этим необходимость использования операции оценивания.

Свойственные разрешению проблемных ситуаций в практической деятельности черты профессионал переносит в мыслительную деятельность вне рабочего места, в бытовую, обыденную сферу. Перенос состоит, прежде всего, в том, что субъект выделяет в обычной жизни схожие с трудовой деятельностью мыслительные задачи и использует аналогичные приемы их решения. Даже максимально нейтральная экспериментальная ситуация способствует проявлению особенностей, свойственных решению мыслительных задач в профессиональной сфере. Это еще одно выражение влияния профессиональной деятельности на функционирование психики индивида.

studfiles.net

Материальная (практическая) деятельность

непосредственное преобразование природы и социума (включая человека).

1. Практическую деятельность принято разделять на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества).

2. Практическая деятельность людей позволяет удовлетворять материальные потребности общества.

Духовная деятельность

создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей с целью изменения сознания человека.

1. Духовную деятельность принято разделять на духовно-практическую (отражение действительности в художественной форме, мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую (отражение действительности в науках, законах природы и общества).

2. Духовная деятельность включает в себя ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.

Игровая деятельность

вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе

1. Игровая деятельность носит условный характер, в ней используются замещающие предметы.

2. Игровая деятельность готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Учебная деятельность

деятельность, основной целью которой является приобретение знаний, умений и навыков.

1. Учебная деятельность является общественной по своему содержанию, т.к. в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством.

2. Учебная деятельность является общественно значимой и общественно оцениваемой.

3. В результате учебной деятельности происходят изменения в самом субъекте данной деятельности.

Трудовая деятельность

одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ

1. В структуре трудовой деятельности выделяют:

1) сознательно поставленные цели ;

2) предметы труда;

3) средства труда;

4) используемые технологии

2. О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.

Общение

процесс обмена информацией, идеями, эмоциями, конкретными действиями между равноправными субъектами деятельности.

1. Общение выполняет социальные функции: обмен информацией, передача опыта, объединение и управление людьми.

2. Общение определенным образом воздействует на психическое состояние человека.

3. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом.

Коммуникация

процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.

1. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает).

2. Обратная связь между субъектами коммуникации, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Познание

активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего, практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование

1. Процесс познания имеет два уровня – чувственный и рациональный.

2. К видам познания относят житейское, научное, практическое, художественное, социальное.

3. Познание всегда носит творческий характер.

4. Познание является основным способом существования сознания.

5. Процесс познания всегда предполагает наличие субъекта и объекта познания.

 

Чувственное познание

способ познания, осуществляемый с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

1. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление.

2. Чувственный способ познания нередко искажает действительность, неточно и однобоко ее воспроизводит.

Рациональное познание

способ познания, осуществляемый с помощью мышления. разума.

1. Основными формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.

2. Рациональное познание связано со стремлением субъекта познания понять закономерности явлений.

Интуиция

способность непосредственного постижения истины, в результате озарения, наития, прозрения

1. Интуиция выступает своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального познания.

2. В интуиции ясно осознается лишь результат, а процесс его получения лежит в области бессознательного.

Истина

процесс адекватного (правильного, верного) осознания действительности в сознании человека.

1. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

2. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.

3. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Абсолютная истина

Полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки

1. Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, носящим постоянный характер.

2. В абсолютной истине воплощается бесконечность процесса познания, предел, к которому стремится человеческое знание.

Относительная истина

ограниченное, верное знание о чем-либо

1. Относительная истина зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент).

2. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

3. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или оказаться заблуждением.

Критерии истины

чувственный опыт

разум

практика – материальная предметно-чувственная деятельность человека (материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент)теория

1. Практика, как критерий истины, всегда носит конкретно-исторический характер.

2. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно.

Заблуждение

Знание, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

1. С точки зрения нравственности заблуждение является добросовестной неправдой.

2. Заблуждением может стать относительная истина.

Житейское познание

вид познания, которое основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

1. Житейское познание основано на здравом смысле.

2. Житейское знание является результатом обобщения жизненного опыта.

Художественное познание

особый тип познания, связанный с художественным освоением мира.

1. Особенностью художественного познания является использование художественного образа.

2. Особенностью художественного познания является оригинальность, присущая творчеству и проявляющаяся через разные виды искусства.

Социальное познание

вид познания, в ходе которого общество познает себя.

1. Особенностями социального познания являются

совпадение субъекта и объекта познания.

сложность изучаемого объекта

ограниченность таких методов познания, как наблюдение и эксперимент.

2. Источниками получений знаний об обществе являются социальная действительность, исторический опыт, общественная практика.

3. Социальное познание начинается с установления социальных фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей

Научное познание

процесс получения объективного, истинного знания

1. Задачей научного познания является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

2. Специфика научного познания состоит в том, что оно обращено к объективным процессам и явлениям, существующим независимо от человека.

3. Научное познание использует эмпирический (наблюдение, сравнение, эксперимент) и теоретический (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение) методы познания.

4. Научное познание имеет эмпирический и теоретический уровни.

5. Формами научного познания являются вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция.




infopedia.su

20 Практика как основа и цель познания. Виды практической деятельности

Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика какматериальная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика —

материальную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание — практическую. Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того,

вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений,

восприятий, представлений. Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее

потребности выступают как важнейшая движущая сила познания. Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание последнее обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается

собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику. Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого

параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности — и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую «чистую» науку,

нежелание работать над решением практических задач.

Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу,играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни. Практика — основная движущая сила познания. Главным стимулом для развития знания служат практические потребности людей. Практика та же сфера приложения знания. Позднее знания получали из такой формы практического взаимодействия как эксперимент. Эксперимент — форма материального

взаимодействия вещей, при котором они искусственно ставятся человеком в определенные взаимоотношения, и на их основе выявляются те или иные свойства.

Дуальная цель художественной деятельности: творчество и оценка

Художественная деятельность включает в себя два аспекта: творчество и восприятие (оценку). Эти два аспекта художественной деятельности нераздельны, а точнее, едины. Занимаясь творчеством, человек также участвует в оценке, а, занимаясь оценкой, человек использует свои творческие способности, добавляя собственное отношение к произведению искусства (это называется субъективным действием, которое будет рассмотрено ниже).

Почему творчество и оценка должны существовать бок о бок? С точки зрения философии Объединения, творчество и оценка являются видами практической деятельности, реализуемой на основе дуального желания создать ценность и обрести ценность. В частности, творчество возникает на основе стремления создать ценность, а восприятие (оценка) происходит на основе желания найти ценность. Откуда происходят эти желания? Их порождает дуальная цель, то есть желание создать ценность возникает из всеобщей цели, а желание обрести ценность — из индивидуальной цели.

Всеобщая цель скрыта в подсознании личности, даже если последняя не осознает ее. Поэтому каждый сознательно или бессознательно стремится служить в первую очередь целому — стране, человечеству, Богу, в связи с чем старается вести праведную жизнь, совершать хорошие дела и создавать красоту. Соответственно творчество представляет собой акт, направленный на осуществление всеобщей цели. Однако люди живут и для самих себя. А это значит, что каждый стремится получить радость через открытие ценности в объекте. Здесь и осуществляется оценка. В соответствии с этим оценка представляет собой акт, направленный на достижение индивидуальной цели.

Всеобщая и индивидуальная цели исходят из Божьей Цели творения. Бог создал человека, чтобы получить радость. Это Цель творения с точки зрения Бога. Однако с точки зрения человека, цель заключается в том, чтобы быть сотворенным, чтобы доставить удовольствие Богу и радость себе самому. Вместе же — это всеобщая цель и индивидуальная цель.

Таким образом, в искусстве творчество является актом, в котором художник, занимающий позицию объекта, создает ценность во имя Бога и человечества, тогда как оценка является актом, в котором реципиент, занимающий позицию субъекта, обнаруживает ценность в произведении искусства. Оба акта возникают из Божьей цели творения. Однако сегодня нередко приходится сталкиваться с тем, что художники отклоняются от изначальной должной позиции и тяготеют к эгоцентрическому искусству. Эта ситуация является поистине прискорбной. Если художники поймут подлинное значение творчества и оценки, то осознают свою миссию и направят художественную деятельность в русло, соответствующее изначальному идеалу.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *