Права и свободы граждан в авторитарном режиме – 4. Авторитарный режим.

4. Авторитарный режим.

Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

Среди ученых до сих пор продолжаются споры по вопросу о соотношении авторитарного и тоталитарного режимов. Некоторые рассматривают тоталитарный режим как особую, наиболее реакционную разновидность авторитарного режима, другие считают эти режимы самостоятельными типами.

Конечно, нельзя не отметить, что они имеют как значительное сходство, так и существенные различия. Объединяет их диктатура, а различает то, что тоталитаризмдиктатура государства, а авторитаризмдиктатура личности. Это главное отличие рождает и целый ряд других особенностей, которые позволяют рассматривать их как самостоятельные типы политических режимов.

Авторитарные режимы не уничтожают все альтернативные базы власти в обществе. Сохранение «рассеянной» экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарный и обеспечивает возможность их трансформации (Бразилия, Аргентина, Чили в конце 80-х годов XX века).

Основные признаки авторитарного режима:

Характер и мера осуществления власти. Контроль и насилие не носят всеобщий характер. Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако уже есть сферы, не контролируемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан.

Формирование власти. Как и тоталитарный, авторитарный режим не имеет механизма преемственности власти. В современных условиях часто заканчивается тем, что объявляются свободные выборы.

Отношение людей к власти

. Также как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее.

Роль идеологии в обществе. Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.

Характер лидерства. Складывается режим личной власти. Роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматический. На него распространяется представление об отчуждении от власти.

Сфера допустимого и запретного. Разрешено все, кроме политики.

Положение средств массовой информации. Частичный контроль над средствами массовой информации.

Наличие демократических прав и свобод. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.

Изменения в социальной структуре общества

. Авторитарный режим не стремится к формированию особой структуры общества.

Изменения в политической системе общества. Запрещена или ограничена деятельность политических партий. Главная роль принадлежит исполнительным органам власти. Представительные учреждения ликвидированы или их роль сильно ограничена. Из общественных организаций действуют те, которые не носят политического характера.

Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. При авторитаризме возможны скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью.

Выделяют четыре основных вида авторитарных режимов: тирания, абсолютистские диктатуры, военные режимы и однопартийные режимы.

Тирания – это режим личной власти, направленный на удовлетворение эгоистических желаний тирана. Она гибнет, как правило, вместе со смертью диктатора.

Абсолютистские диктатуры (или династические режимы) отличаются от тираний тем, что власть организована и осуществляется на основе строгих правил и процедур. Обычно власть разделяется между членами семьи монарха, передается по наследству и является легитимной в силу традиций (Саудовская Аравия, Султанат Бруней, Объединенные Арабские Эмираты).

Военные режимы являются достаточно распространенной формой авторитарных диктатур. По некоторым данным, это две трети молодых государств. Военные могут управлять государством как прямым путем, беря на себя все функции правительства, так и косвенным, осуществляя контроль за гражданским правительством.

Авторитарные однопартийные режимы используют единственную политическую партию как средство для мобилизации массовой поддержки правительству. Однако партия не превращается в самодовлеющую силу, как при тоталитаризме, и конкурирует за влияние с другими центрами власти (армией, церковью, корпорациями).

Все формы авторитаризма, за исключением династического правления, не имеют легальных механизмов преемственности власти. Поэтому ее передача из одних рук в другие осуществляется бюрократическим путем, нередко путем переворотов с использованием насилия.

studfiles.net

Политические режимы.

Критерии. Тоталитаризм. Авторитаризм. Демократия.
Степени политической свободы(наличие прав и свобод личности). Разрешено все,что приказано.Культивируется коллективизм(человек в условиях господства этого принципа уважаем, если он принимает общественные цели,отождествляет себя с группой). Преданность вождю, полная беспринципность,готовность выполнить любое приказание,отсутствие собственных целей и идеалов,привычка повиноваться властям. Индивидуальные достоинства, права и свобода превращаются в социальные и становятся удобными для власть имущих.Строжайшее подчинение всех и деспотия избранных. Отчуждение масс от политики(разрешено все, что вне политики). Но в силу того, что люди испытывают потребность участия в политике, они самостоятельно формируют к ней свое отношение. Одномыслие(при тоталитаризме) — двоемыслие(при авторитаризме): неприятие официальной политики по внутреннему убеждению и вынужденное подчинение спущенным сверху решениям. Демократия. Разрешено все, что не запрещено законом.Все взрослое население обладает политическими свободами, верховенство закона и признание неотъемлемых прав человека и личности. Равенство всех перед законом, свобода совести,слова,собраний,организаций.
Степень принуждения и насилия. Насилие. Абсолютная власть проявляется в самой крайней форме, прибегая к массовым репрессиям,геноциду и т. п. Осуществляется насилие не только социально — экономическое,политическое,духовное,физическое, но и идеологическое,пропагандисткое,извращающее видение мира,деформирующее религиозное сознание и блокирующее проявления здравого смысла народа. Завуалированное и смягченное насилие(помещение неугодных и инакомыслящех в психлечебницы), в менее жестоких формах в физическом смысле (вместо массовых репрессий и расстрелов-высылка за рубеж, лишение гражданства), рагон демонстраций(не без жертв!)запрещение забастовок и т. д. Насилия быть не может! Должны действовать принципы взаимной ответственности индивида,общества,государства друг перед другом. Действие этого принципа основано не на принуждении, а на основе развитого демократического сознания.
Принципы организации власти(разделение власти или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования,ответственность власти перед законом. Отсутствие разделения властей.Господство абсолютной и бесконтрольной власти, сосредоточенной в руках одной личности. Идеалом этой власти объявляется ее могущество и неприкосновенность.Вождь тоталитарного режима недосягаем.Положение его устойчиво и укрепляется за счет отсутствия независимых от него людей Компентентность власти и профессионализм исполнителей.Осуществляется абсолютная власть в ключевых сферах.Господствует пренебрежительное отношение к законам, которые формально декларируются, но система функционирует согласно должностным приказам и инструкциям, нередко противоречащим законам, что означает по сути- правовой нигилизм и полное бесправие. Выборность власти, лидер избирается, получая кредит доверия и должен его оправдаь.Представительная власть избирается и контролируется народом. Она подотчетна парламенту и другим противовесам.Разделение власти на 3 независимых ветви:законодательную(Гос. дума, Совет Федераций), исполнительную (правительство), судебную(суды,прокуратура). Правозаконнасть, единство экономического и политического рынков.Власть ответственна перед законом.
Место и роль государства. Государство формирует любовь народа к вождю мощной целенаправленной пропагандой. Монопольная государственная собственность, жесткая дисциплина и контроль сверху всех сфер жизнедеятельности человека. Государство сводит многообразие способностей человека к нескольким простым категориям, устанавливает единые для всех стандарты. Человек превращается в средство достижения целей. Государство осуществляет абсолютную власть в ключевых сферах. Регламентирует общественную жизнь, ведет контроль за размежеванием сил и интересов, обеспечивает строгое исполнение инструкций. Сильная власть лидера, но уже зависящая от правящей элиты. Лидер не может не учитывать ее интересы и осуществляет абсолютную власть лишь в области собственной безопасности, обороны,внешней политики, социального обеспечения,стратегического развития. Государство не допускает конкуренции в политике. Государство не может вмешиваться в действия индивида. Исключаются законы, нацеленные на определеные группы людей. Правительство так же ограничено в своих действиях законом. Слабость демократического государства заключается в хрупкости демократии, которая нуждается в постоянном совершенствовании. Укрепление демократии — одна из важнейших целей государства.
Зрелость гражданского общества. Гражданское общество не развито, т. к. происходит слияние власти с народом, отсутствуют условия для саморазвития общества и личности. Попытки создания гражданского общества, но т. к. потребности в политической деятельности у подавляющего большинства людей не удовлетворяются, то многие компенсируют удовлетворение этой потребности в других сферах и нередко — с негативными последствиями, как для личности, так и для общества(теневая экономика,мафия,экстремизм,терроризм, алкоголизм,наркомания, рост уголовной преступности и т. д.). Постоение гражданского общества. Приоритет интересов граждан перед интересами государства.Развитие демократического сознания, сотрудничество в рамках самоорганизующихся социальных структур,сознательная дисциплина и организованность масс,приоритет культуры во всех сферах общественной жизни. Самосвобода как высшая ценность, становится гарантом, обеспечивающим право каждого беспрепятственно стремиться к осуществлению как общественных, так и личных идеалов и целей.
Наличие оппозиции,инакомыслящих,многообразие идеалогий или господство одной из них. В тоталитарном обществе люди превращаются в безликую массу, уничтожаются всякие связи инакомыслие,многообразие идеалогий и у людей возникает особая необходимость в бюрократии, заменяющей эти связи псевдосвязями. Все многообразие межчеловеческих отношений сводится к одной казарменной зависимости. Терпимость власти к неподконтрольным законам в экономике и других сферах(кроме политики).Есть оппозиция, но любое инакомыслие подавляется.Многообразие идеалогий переводится из политической сферы в духовную,культурную(более свободное развитие мысли и творческой инициативы). Политическое инакомыслие — невозможно! Существует оппозиция власти, многообразие идеологий.Споры решаютс в рамках закона, путем диалога или политической борьбы. Наличие оппозиции — стимул для партии, находящейся у власти, (стремление правящей партии к улучшению развития всех сфер жизни человека, общества).
Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии. Монополия единой партии. Отсутствие самостоятельных субъектов политики. Авторитарная власть допускает элементы демократии, парламентскую борьбу,выборность, если это не ведет к серьезной конкуренции в политике. Монополия единой партии. Политический плюрализм,существует конкурентная партийная система, многопартийность,наличие независимых субъектов политики, имеющих право претендовать на власть.Повышенная ответственность и нравственность партий,верховенство закона.

domaschneee.ru

Политические режимы общества

Содержание
Введение                                        2
  1.Типология политических режимов                    5
2.1  Демократический политический режим                5
2.2  Авторитарный политический режим                    9
2.3  Тоталитарный политический режим                    11
Заключение                                    16
  Список использованной литературы                    17

Введение

В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления  и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX — начала XX в.
 Политический режим  означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип  политической системы, существующей в стране.
    Режим — управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.
В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество.  Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.
Политический режим каждой страны не только влияет на политическое  развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических,  внешнеэкономических  отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности;  в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.
Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.
    В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
    
    Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
по тому, в чьих руках власть
по тому, как эта власть используется
Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая и разнообразная нравственная  природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как  свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.
Нравственная природа авторитарного режима – это, наоборот, навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и правом. Эта идеология соединяется силой государства, гарантируется его репрессивными органами и стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности  тоталитарное, государство активно и прямо вторгается вне принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.
Анализ различными школами политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов — деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

2 Типология политических режимов

демократический политический режим
авторитарный политический режим
тоталитарный политический режим

2.1 Демократический политический режим

Он основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:           

1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от про­извола власти и власть от произвола отдельных людей.
2. Политическая власть носит легитимный характер и осущест­вляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Ос­новной принцип политической жизни демократического общест­ва — «гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами».        

3. Для демократического режима характерно разделение вла­стей (отделение друг от друга законодательной, ис­полнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом изда­вать законы. Выс­шая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом оп­ределять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

4. Демократический режим характеризуется правом народа вли­ять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой ин­формации, демонстраций или лоббистской деятельности,  участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие на­рода в выработке принимаемых решений гарантируется консти­туцией страны, а также международными правовыми нормами.

5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий воз­можность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оп­позиции как в парламенте и вне его.

6. Демократический политический режим характеризуется высо­кой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

В контексте изложенного, раскрывая понятие политический режим, можно рассмотреть форму государственного устройства на примере Испании.
Испания – последнее государство современной Европы, где фашистская диктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна, в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну и в которой авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти генерала Франко. Современная политическая организация Испании создана после смерти этого диктатора, последовавшей в ноябре 1975г. В то время в течение нескольких лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима.
Избранные 15 июня 1977г. новые Кортесы разработали конституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808г. В декабре 1978г., на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико–административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц – автономных сообществ и демократический политический режим.
 Конституция Испании восприняла, как испанские конституционные традиции, так и опыт других стран – доктринальный, выражающийся в заимствовании идей, и нормативный – в конкретном закреплении ряда институтов. В преамбуле и первых статьях этот акт закрепил идеологические и политические основы государства, приняв в качестве его основы – демократическую модель. Краеугольными принципами конституция провозгласила права человека, демократический, социальный и правовой характер государства. Все полномочия государства опираются на национальный суверенитет, от которого они исходят. Национальный суверенитет реализуется через участие избирателей в выборах в центральные и местные представительные органы и через участие в голосовании на референдумах на национальном и местном уровне. Принцип правового государства установлен в статье 9, Основного закона: «Граждане и государственная власть подчинены нормам Конституции и другого законодательства». Для обеспечения этого принципа создан орган конституционного контроля – Конституционный суд.
Конституция учредила в стране иерархию правовых норм. Ниже основного закона находятся органические законы, регулирующие основные права и свободы, статуты автономных сообществ, всеобщее избирательное право, статус ряда государственных органов – Государственного совета, Счетной палаты, Конституционного суда и т.д. Конституция выделяет делегирующие (уполномочивающие) законы, которые позволяют правительству в определенный промежуток времени и в определенных областях принимать акты, имеющие силу закона. В качестве отдельно категории можно назвать простые законы, но из их числа нужно выделить законы о делегировании, ведущие к преобразованию нескольких существующих актов в один (ст. 82, п.2), и законы, принимаемые комиссиями парламента на основе статьи 75 конституции.
Конституция Испании по способу изменения относится к числу «жестких». Ее пересмотр осуществляется различными способами в зависимости от того, является ли он частичным или полным.  В первом случае для изменения конституции требуется 3/5 голосов каждой из палат Генеральных кортесов. Полный пересмотр или изменение наиболее важных положений конституции, могут быть осуществлены 2/3 голосов каждой из палат Генеральных кортесов, после чего они распускаются. Вновь избранные Кортесы рассматривают проект и должны принять его большинством в 2/3 голосов в каждой из палат.
Во всех случаях инициатива изменения конституции принадлежит правительству, парламентским палатам и 2/3 членов ассамблеи автономного сообщества.             
    Закрепленная в основном законе структура государственных органов Испании, относительно проста. Она строится на принципе разделения властей. Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным кортесам, исполнительная – правительству; Конституционный суд – орган конституционной юстиции.
    Таким образом на примерах свыше, можно убедиться, что Испания – государство с демократическим режимом.
    Реализуя принципы политического плюрализма, на сегодняшний день в Испании, действует более 200 всевозможных партий, из которых основными являются: Испанская социалистическая рабочая партия, Коммунистическая партия Испании, Коммунистическая партия народов Испании, Народная партия, Демократический и социальный центр, Реформистская демократическая партия.      
               Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и т.д.
В качестве одной из важнейших задач,  связанной с формированием демократического государства,  следует рассматривать развитие и совершенствование  законодательства,  формирование новой по существу правовой системы.
Необходимым фактором,  определяющим во многом успех многих преобразований  в  государственной  и политической жизни нашего общества,  является уровень политической и правовой культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан,  но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции,  закона всеми членами, всеми должностными лицами — неотъемлемая черта демократического государства.

2.2 Авторитарный режим (авторитаризм)

    Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора  выступает  индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.
Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот,  держатся на виду.
Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.
Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме «Государство – это я», высказанном Людовиком XIV.
 Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.
Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального  или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть – принцип авторитаризма. Вместе  с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.
    В мировом обществе в XX веке имели место различные  виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странах Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказать монократический режим (характерный для некоторых стран Африки и отдельных государств Азии). Отмечаются  также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.
    Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.
    Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и правителей, так и формально – демократические процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная легитимности. Непременная духовная база авторитаризма – господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий.

2.3 Тоталитарный режим (тоталитаризм)

    Крайняя форма авторитарного режима – тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и  тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.
    Первые тоталитарные режимы  были сформированы после  первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).
    Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV  вв. до н. э. теоретики рационализации  китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего  все стороны общественной и частной жизни.  В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.
    Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее  как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.
    Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима.  В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном  политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.
    Западная концепция тоталитаризма, в том числе  и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых государств «третьего мира».
    Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что  тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.
    Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры.  Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и  региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.
Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:
—    глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
господство репрессивных аппаратов;
упразднение представительных органов власти;
—  монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.
Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.
Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С ним связано во первых, распространение в таких странах мессианской моноидеологии – социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.
Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией, партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.
Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.
    На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие  правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т.п.
    Массовое истребление целых групп населения во время Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.
    Для тоталитарных режимов характерно монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.
    Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.
    Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим системам (Германия, Испания, Италия и др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).
Заключение

    Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.
    Политический режим как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.
    Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом и каждого человека в отдельности.
    Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений.
    Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что следующее столетие станет окончательной ее победой. Следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое.

Список использованной литературы

1. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 — № 8.
2. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит. иссл. 1993- №5.
3.  Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
4.  Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.
5. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск., 1989.
6. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. М., «Дрофа», 1996

bankreferatov.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *