Правила выработанные и принятые группой которые обязаны выполнять – Онлайн тест МФПУ Лидерство |

Онлайн тест МФПУ Лидерство |

Онлайн тест МФПУ Лидерство

(часть вопросов с готовыми ответами) на оценку 87-93 балла

Помощь в сдаче этого теста студентам МФПУ
Нужна помощь? Жмите ЗДЕСЬ!
Этап развития команды, на котором возникает конфронтация между ее членами, называется стадией …
  • зарождения
  • функционирования
  • бурления
  • равновесия
… – это характеристика единства, прочности и устойчивости взаимодействий в группе
  • Привязанность 
  • Конформизм
  • Коллективизм 
  • Сплоченность 
  • Идентификация
Основой власти … выступает возможность руководителя наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей
  • харизмы
  • эталона
  • принуждения
  • традиций
  • вознаграждения
Повышение эффективности деятельности, а также скорости ее выполнения в присутствии других людей, называется …
  • эффектом социальной ингибиции
  • гирперактивностью
  • эффектом социальной фасилитации
  • эффектом установки
Ваша студенческая группа является разновидностью … группы
  • официальной 
  • неформальной
  • лабораторной 
  • условной
Основанием для выделения карьерного коучинга, бизнес-коучинга, коучинга личной эффективности и лайф-коучинга служит …
  • характеристика клиента
  • формат проведения
  • область применения
Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми …
  • мнениями
  • целями 
  • нормами
  • ценностями
Свойства общей моторики различных частей тела изучает …
  • кинесика
  • просодика
  • лингвистика
  • проксемика
  • такесика
К предпосылкам сплоченности можно отнести …
  • срабатываемость
  • совместимость 
  • враждебные отношения 
  • совместную деятельность членов группы
  • наличие общей территории
Форма наставничества, к которой относится высказывание «Делай, как я», – это …
  • коучинг
  • прямая передача личного опыта
  • формирование опыта через короткую обратную связь
  • сопровождение ученика
Одним из условий образования малой группы является …
  • изолированность членов группы друг от друга
  • групповая открытость
  • наличие общей территории
  • дифференциация
Вопрос «Что ты будешь делать?» в индивидуальном коучинге относится к этапу …
  • постановки целей
  • наработки вариантов
  • анализа текущей ситуации
  • реализации и контроля
Власть, построенная на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера, – это …
  • власть вознаграждения
  • харизматическая власть 
  • власть информации
  • традиционная власть 
  • власть примера
Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон включает … стили руководства
  • диктаторский, коллективный, пессимистический, организационный 
  • диктаторский, попустительский, коллегиальный
  • демократический, авторитарный, либеральный
  • диктаторский, демократический, пессимистический, организаторский и манипулятивный
Ситуационная теория лидерства нашла свое отражение в работах …
  • Д. МакКлелланда
  • П. Херси и К.Х. Бланшара
  • Д. МакГрегора
  • У. Бенниса
Одна из форм обучения на рабочем месте, акцент в которой делается на практическую составляющую, называется …
  • стажировкой
  • наставничеством
  • коучингом
  • практикой
Мы знаем все вопросы теста Лидерство и ответы на них,
но открыто выкладываем только их часть.
Если у Вас возникли трудности со сдачей данного теста, или у Вас нет времени его проходить, то доверьте его сдачу нам!…
Условия ЗДЕСЬ!

xn--4-7sbqf2d.com

Лидерство тесты

1. Этап развития команды, на котором возникает конфронтация между ее членами, называется стадией …
зарождения
функционирования
бурления +
равновесия

2. … – это характеристика единства, прочности и устойчивости взаимодействий в группе
Привязанность 
Конформизм
Коллективизм 
Сплоченность 
Идентификация

3. Основой власти … выступает возможность руководителя наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей
харизмы
эталона
принуждения
традиций
вознаграждения

4. Повышение эффективности деятельности, а также скорости ее выполнения в присутствии других людей, называется …

эффектом социальной ингибиции
гирперактивностью
эффектом социальной фасилитации
эффектом установки

5. Ваша студенческая группа является разновидностью … группы
официальной +
неформальной
лабораторной 
условной

6. Основанием для выделения карьерного коучинга, бизнес-коучинга, коучинга личной эффективности и лайф-коучинга служит …
характеристика клиента
формат проведения
область применения

7. Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми …
мнениями
целями 
нормами
ценностями

8. Свойства общей моторики различных частей тела изучает …
кинесика +
просодика
лингвистика
проксемика
такесика

9. К предпосылкам сплоченности можно отнести …
срабатываемость
совместимость 
враждебные отношения 

совместную деятельность членов группы
наличие общей территории

10. Форма наставничества, к которой относится высказывание «Делай, как я», – это …
коучинг
прямая передача личного опыта
формирование опыта через короткую обратную связь
сопровождение ученика

11. Одним из условий образования малой группы является …
изолированность членов группы друг от друга
групповая открытость
наличие общей территории +
дифференциация

12. Вопрос «Что ты будешь делать?» в индивидуальном коучинге относится к этапу …
постановки целей
наработки вариантов
анализа текущей ситуации
реализации и контроля

13. Власть, построенная на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера, – это …
власть вознаграждения
харизматическая власть 
власть информации
традиционная власть 
власть примера

14. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон включает … стили руководства
диктаторский, коллективный, пессимистический, организационный 
диктаторский, попустительский, коллегиальный
демократический, авторитарный, либеральный
диктаторский, демократический, пессимистический, организаторский и манипулятивный

15. Ситуационная теория лидерства нашла свое отражение в работах …
Д. МакКлелланда
П. Херси и К.Х. Бланшара +
Д. МакГрегора
У. Бенниса

16. Одна из форм обучения на рабочем месте, акцент в которой делается на практическую составляющую, называется …
стажировкой
наставничеством
коучингом
практикой

kursar.ru

Групповые нормы

Реальное поведение индивида, выполнение своей роли в группе может соответствовать групповым ожиданиям, но может и противоречить им. Для того, чтобы такое рассогласование было очевидным, система групповых ожиданий должна быть как-то эксплицирована, как-то определена. Необходимую для этого оформленность групповые ожидания приобретают в двух чрезвычайно важных для функционирования группы образованиях: в групповых нормах и санкциях.

Десятки миллионов женщин ежедневно красят помадой губы, наносят на свои веки тени, одевают серьги и красивые платья. Затем они отправляются на работу, в магазины, путешествуют, отдыхают, занимаются спортом и т. д. При этом лишь немногие из них и лишь на короткое время становятся предметом повышенного или всеобщего внимания окружающих. Однако, если то же самое делает мужчина, он почти наверняка привлекает всеобщее внимание. В чем же дело? Что позволяет нам безошибочно почувствовать, что является нормальным, а что обращает на себя внимание, а порой вызывает возмущение окружающих, как нечто недопустимое, неправильное или безобразное? Этими «подсказками» являются общественные или групповые нормы.

Нормы — исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида и группы необходимым условием их включения в определенное социальное целое. Именно в нормах фиксируются критерии функционирования группы как целостного образования.

Нормы регулируют отношения между людьми. Большинство норм настолько прочно вошло в жизнь, что люди не осознают их до тех пор, пока не обнаружится их нарушение или непонимание. Нормы позволяют индивиду оценивать свои и чужие поступки, ситуацию, партнеров по общению, соотносить оцениваемые явления с эталонами, отбирать, отсеивать, формировать, направлять и регулировать деятельность и общение.

В более узком смысле групповые нормы — это правила, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию не только по отношению к поведению, но и по отношению к групповой деятельности.

Представленные в сознании нормы используются личностью как эталоны, масштабы, меры, критерии, по которым ведется сравнение своего и чужого поведения. Формирование и принятие норм делает личность ответственной за выбираемые варианты поведения.

Функционирование норм непосредственно связано с социальным или групповым контролем над поведением индивида. Любая группа, существующая достаточно продолжительное время, вырабатывает для себя определенную систему специфических норм. Признаком сформированности определенных групповых норм выступает однозначное реагирование членов группы на поведение ее участников. В групповых нормах находит отражение то, что, по мнению членов группы, должно быть сделано или не сделано в конкретных ситуациях. Нормы выражают собой сложившуюся в группе систему требований, в которой фиксируются основные моменты, регулирующие деятельность и общение, взаимные права и обязанности, образцы поведения и границы их возможных вариаций.

Формы проявления групповых норм исключительно разнообразны и охватывают широкий диапазон возможных типов поведения: от внешних ритуалов до морального и эстетического выбора.

Различные группы, общности и общества имеют разнообразные нормы, однако у каждой из них они обязательно существуют. После того, как нормы приняты группой, они становятся могучим средством управления индивидуальным поведением, не требующим значительного внешнего контроля. Формализованные нормы отражены в организационных инструкциях, определяющих правила и процедуры, которым должны следовать служащие.

Основная сложность в понимании и изучении групповых норм состоит в том, что большинство из норм в организациях являются неформальными. Никому не нужно объяснять, что долгие перекуры или разгадывание кроссвордов не совсем подходящее поведение на рабочем месте и уже вовсе немыслимое занятие в то время, когда шеф собирается навестить отдел. Аналогичным образом, устраиваясь на новую работу, каждый человек знает, что, объясняя причины своего ухода с предыдущей работы, совсем не стоит рассказывать о своих натянутых отношениях с бывшим руководством, а лучше акцентировать неудовлетворенность своим профессиональным ростом или заработной платой.

Даже первоклассники в школе мгновенно усваивают школьные нормы. В зависимости от того, какой климат создает учитель на уроке, нормы могут способствовать молчаливому, пассивному восприятию предложенного материала или же, наоборот, стимулировать активность в том случае, если ученики ощущают, что учитель ожидает от них вопросов и размышлений над каждой сложной проблемой.

studfiles.net

Тема 5. Групповые нормы и санкции

Тема 5. Групповые нормы

Групповые (ролевые) ожидания

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система групповых ожиданий.

Всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими.

В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций.

Группа через систему этих ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов.

В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли.

Для того, чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют два образования: групповые нормы и групповые санкции.

Групповые нормы

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».

В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна; это согласие по поводу оценки тех или иных жизненных явлений и ситуаций.

Функции норм:

  • достижение групповых целей

  • регуляция деятельности

  • трансляция требований общества

  • помощь группе в сохранении себя как целого

  • выработка группой позиции для соотнесения своих мнений

  • выработка группой своего отношения к социальному окружению

Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов, группы опираются на групповые ценности.

Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества.

Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества.

Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой. Специфика отношения к каждой и таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений.

Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы и специфические, выработанные именно данной группой.

Важная проблема — это мера принятия норм каждым членом группы:

  • как осуществляется принятие индивидом групповых норм,

  • насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм,

  • как соотносятся социальные и «личностные» нормы.

Групповые санкции — реакция группы на реализацию человеком групповых норм.

Групповые санкции могут быть двух типов:

Давление и отвержение возрастают в зависимости от степени сплоченности группы и значимости нарушенной нормы для интересов группы.

Статус” либо “позиция” — место индивидума в системе групповой жизни.

Источники статуса:

Статус придается индивидуму группой, и в этом смысле определятеся групповой ценностью.

В качестве статусной свойства может выступать любая социальная либо индивидуальная черта: внешняя привлекательность либо уродливость (к примеру, шрамы на лице), юность и старость, высокий рост и т. д.

Ex: Среди борцов сумо, к примеру, ценится большой вес. Он владеет несомненной статусной ценностью в данной профессиональной группе. В то же время посреди профессиональных жокеев таковой ценностью, напротив является миниатюрность.

То, чем индивидум обладает, что он знает либо умеет, может иметь либо не иметь статусной ценности. Все зависит от той системы групповых координат, на основании которой делается оценка.

Организации и группы снабжают индивидов статусными атрибутами различными способами. В случае, если группа занимает высокое место в более широкой социальной системе, сама принадлежность к ней служит статусным различием.

Статусным значением могут обладать престижная профессия, положение в организационной иерархии, заработная плата, организационные льготы и т. Д. Не считая того, статусом могут быть личностные свойства, воспринимаемые организацией либо группой как ценные. Это могут быть образование, пол, национальность, религиозность, общительность, опыт либо компетентность.

Функции статуса:

  • вознаграждение (статусные знаки действуют как заслуги за достижение, полученные методом напряженной работы либо благодаря огромным способностям)

  • мотивация (выступают как мотивирующие причины, заставляя индивидов напряженно трудиться ради возможного продвижения в группе)

  • облегчение общения (описывает, какова позиция индивидума по отношению к иным внутри группы, каков его ранг для посторонних лиц, кто начинает коммуникацию, к кому она адресована, как распределена ответственность и т.д., т.е. статусные знаки придают общению определенность)

Соответствие статусов

Каждый статус может сравниваться с другими по тому либо иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей и, в конечном счете, обязан быть привязан к вкладу каждого индивидума в групповую либо организационную деятельность.

Соответствие статусных знаков настоящим заслугам индивидума перед группой является принципиальным фактором групповых действий.

Когда члены группы сталкиваются со статусным несоответствием, они показывают поведение, направленное на его корректировку.

Несмотря на то, что группы в целом без труда приходят к согласию о статусных критериях, часто появляются конфликтные ситуации. Эго происходит, к примеру, когда индивиды передвигаются в группы с другими статусными критериями либо же когда группы сформированы из индивидов с неоднородным опытом.

Групповое давление:

Члены группы, индивидуально или коллективно, могут оказывать давление на других в данной группе с целью подчинения их задачам, требующим безотлагательного решения.

Такие давления могут оказываться чрезвычайно эффективными, влияя не только на выбор индивидуумом задачи, но и на индивидуальные убеждения, аттитюды и даже на восприятие действительности.

Стремление к соц. одобрению настолько глубоко укоренилось у большинства людей, что они скорее с готовностью подчинятся ожиданиям других, чем рискнут вызвать их неодобрение. Потребность индивидуума в принятии др. в группе может быть такой сильной, что будет распространяться на совершенно незнакомых людей.

Генри Израел — механизмы, посредством которых индивидуумы оказывают давление на других и, в свою очередь, сами подвергаются их влиянию.

Индивидуумы устанавливают 3 основных вида отношений друг с другом, а именно:

  • «требуемые» взаимоотношения,

  • «избегаемые»

  • «катастрофические».

В требуемых взаимоотношениях индивидуумы взаимодействуют способами, которые, как они полагают, отвечают ожиданиям др. В ответ на это каждый из них хочет, чтобы др. тоже отвечали его ожиданиям. Люди избегают вести себя способами, которые могли бы не отвечать ожиданиям др. и в свою очередь оказывают на них давление.

Требуемые взаимоотношения существуют как результат убеждения в том, что непосредственное выражение «избегаемых» мыслей или чувств могло бы повлечь за собой катастрофу.

3

studfiles.net

Глава 11. Групповые нормы, ценности.

Функционирование и развитие группы невозможно без норм и правил внутреннего общения. Государственные нормы складываются спонтанно в процессе взаимодействия и представляют систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются на базе общности взглядов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит ее образование. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы является достаточно сложным и противоречивым. В ходе него происходит естественный отбор людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев»2 тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов.

Чем сплоченнее группа, тем строже она контролирует исполнение норм и требований, и тем острее может быть конфликт в случае их нарушения. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе в целом, так и в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он с читается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы выполняют жизненно важные для группы функции:

обеспечивают единообразие поведения и способствуют координации деятельности;

направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведение членов группы;

выполняют функции интеграции, упорядочения и сохранения стабильности в группе;

обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;

избавляют человека от тревоги и неопределенности;

создают индивидуальное лицо каждой группы.

Групповые нормы являются не единственным регулятором внутригруппового общения. В ходе функционирования группа вырабатывает свои традиции, свою систему и иерархию ценностей, особый язык внутригруппового общения. Все это представляет определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

Глава 12. Причины возникновения групповых конфликтов и их классификация.

Любая социальная группа – сложное социальное, социально-психологическое образование. В ней одновременно могут функционировать формальная и неформальная системы отношений. В свою очередь, неформальные отношения в группе включают ценностно-нормативную систему, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей и предпочтений. Такая группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды, отражается все многообразие общества. Поэтому в ней, в той или иной степени, могут возникать самые разнообразные конфликты. Наиболее характерными из них являются:

Внутриличностный конфликт:

а) вызванный внутригрупповыми проблемами;

б) привнесенный из вне и вызывающий внутригрупповую напряженность.

2. Межличностный конфликт:

а) ценносто-нормативный;

б) статусно-ролевой;

в) психологической несовместимости.

3. Конфликт между группой (подгруппой) и членом группы.

4. Конфликт между подгруппами в отдельной группе.

5. Конфликт между формальной и неформальной системами отношений.

6. Межгрупповые конфликты.

Классификацию групповых конфликтов можно рассматривать также в зависимости от разновидностей социальных мотивов внутригруппового взаимодействия. Ч. Макклинток выделил шесть разновидностей таких мотивов:

Мотив максимилизации общего выигрыша (кооперация).

Мотив максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм).

Мотив мксимилизации относительного выигрыша (соперничество).

Мотив максимилизации выигрыша другого (альтруизм).

Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

Минимизация различий между собственными и чужим выигрышем (равенство).

Каждый из перечисленных мотивов предполагает свои причины возникновения противоречий, свою конфликтную установку и свои способы конфликтного взаимодействия.

Причины возникновения групповых конфликтов

В основе групповых конфликтов, как правило, лежат определенные изменения (попытки изменений) в группе и во вне. Например, изменение групповых норм и ценностей, структуры, числа членов группы, форм и способов взаимодействия между отдельными членами и т.д. При этом конфликт может быть как следствием, так и причиной этих изменений, а сами изменения – реакцией на возникновение каких-либо проблем.

Рассмотрим некоторые причины групповых конфликтов, связанные с изменением (нарушением, несоблюдением) групповых норм.

Групповые нормы выполняют двойственную роль в функционировании группы. С одной стороны, они обеспечивают стабильность и предсказуемость групповой деятельности, а с другой – могут стать препятствием на пути дальнейшего развития группы. Поэтому периодически возникает необходимость в изменении групповых норм. Такая необходимость может быть обусловлена как внешними, так и внутригрупповыми причинами. Внешние причины связаны с изменениями во внешней среде и необходимостью приспособления групповых норм к изменившимся условиям. Внутренние причины стимулируются внутригрупповыми процессами, например, изменениями в интересах и целях совместной деятельности, сменой лидера, структуры управления, желанием отдельных членов группы (подгруппы) изменить нормы для достижения личных целей.

Изменения групповых норм – процесс сложный и, как правило, связан с внутригрупповыми противоречиями и конфликтами. Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их, то отдельные члены группы по разным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы. Если же нормы пытается изменить отдельный член группы (или подгруппа) без поддержки других членов, то к нему будут применены соответствующие санкции, вплоть до исключения из группы3.

Само членство индивида в группе является конфликтным. С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личных целей и интересов, а с другой – он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его планам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов. Можно выделить несколько причин, вследствие которых член (члены) группы нарушает нормы и требования.

Индивид преднамеренно нарушает групповые нормы, преследуя (защищая) свои личные цели, интересы, ценности.

Индивид нарушает групповые нормы случайно или вследствие того, что еще не в полной мере освоил эти нормы (например, новый член группы).

Индивид не в состоянии по тем или иным причинам выполнить предписываемые нормами требования.

studfiles.net

Групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, которым должно подчиняться

Вид организационной культуры, приспособленной к управлению в экстремальных условиях и постоянно меняющихся ситуациях, — это культура
(*ответ*) задачи
 ролевая
 личности
 административная
Вид психологического влияния, представляющего собой способность вызывать стремление быть подобным себе, которое может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться, – это
(*ответ*) пробуждение импульса к подражанию
 формирование благосклонности
 способность к самосохранению
 склонность к манипулированию
Вид управленческой деятельности, когда определенное количество участников собирается в заранее оговоренном месте в обусловленное время для обсуждения и принятия решений по заранее поставленным вопросам, – это
(*ответ*) совещание
Виды полноценной рефлексии – это мотивационная, задачная, а также
(*ответ*) ситуативная
(*ответ*) проблемная
 интерактивная
 адаптивная
Воздействие лидера на объект управления, осуществляемое вопреки интересам управляемых, которое служит общепризнанным фактором социальной дезорганизации, снижает уровень рациональности в поведении людей, ведет их к социальной и культурной деградации, — это
(*ответ*) манипулирование
 дезориентация
 информационная война
 дискредитация
Вопросы, касающиеся персонала, которые должен рассмотреть руководитель, прежде чем решить, какими должны быть действия – демократичными или автократичными, – это
(*ответ*) уровень знаний
(*ответ*) стремление быть вовлеченными в процесс принятия решений
 компетенция группы по данному вопросу
 тип и история развития организации
Встречающиеся в коммуникационном процессе ошибки, обусловленные различиями в социальных, профессиональных и жизненных установках людей, вступающих в коммуникативный обмен, — это _ ошибки
(*ответ*) диспозиционные
 концептуальные
 статусные
 интерпретационные
Вся совокупность внешних (из среды) и внутренних помех, искажающих информацию, предназначенную для коммуникации, – это
(*ответ*) шум
Главное понятие, необходимое для анализа организационно-управленческого конфликта, — это
(*ответ*) интересы
Главные области развития человеческого потенциала – это организация, а также
(*ответ*) социальные группы
(*ответ*) отдельные работники
 культурная среда
 экономические отношения
Готовность участвующих в конфликте сторон уважать чужие интересы и совместно искать выход из положения – это _ тип взаимоотношений между сторонами конфликта
(*ответ*) кооперативный
 компромиссный
 конгруэнтный
 комбинированный
Графическое изображение взаимосвязи и соподчинения целей профессионального коллектива – это _ целей
(*ответ*) дерево
Групповые нормы – это
(*ответ*) определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы стала возможной их совместная деятельность
 сочетание психологических особенностей членов группы, составляющих ее коллективное своеобразие, отличие от других групп
 структурные элементы внешней среды, способные оказывать воздействие на различные стороны жизни и деятельности группы рыночными методами
 социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, соответствующих официально установленным правилам

www.soloby.ru

22. Нормативная регуляция поведения. Групповые нормы. Классификация норм. Функционирование норм в группе. Функции норм. Социальные санкции.

Групповые нормы. Основные характеристики групповой нормы. Последствия отклонения от групповых норм.

Групповые нормы ( от лат. Руководящее начало, точное предписание, образец ) – совокупность правил и требований, вырабатываемых реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Групповые нормы являются специфическим видом и своеобразной призмой преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших и малых групп и всего общества в целом.

Основные характеристики групповых норм.

Основными характеристиками функционирования норм в малой группе можно считать следующие:

-нормы есть продукт социального взаимодействия, возникающий в процессе жизнедеятельности группы, а также вводятся в нее более крупной социальной общностью.

— группа не устанавливает нормы для каждой ситуации, а формирует их лишь относительно действий и

ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы.

— нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к

отдельным участвующим в ней членам группы, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях.

— нормы различаются по степени принятия их группой.

— нормы различаются по степени и широте допускаемой ими девиантности (отклонения) и диапазону применяемых санкций.(3).

Поведение – форма связи, взаимодействия организма с окружающей средой. Источником поведения явл потребности.

.Социальное поведение явл интегральной и доминирующей формой поведения и проявления личности.

Нормы

Правовые нормы– вырабатываются, формулируются, утверждаются спец гос учреждениями, устанавливаются спец законным путем, поддерживаются государством. Всегда вербализированы, отражены в словесных конструкциях, объективированы в сводах законов, кодексах, уставах, отражены в нормативных актах.

Групповые нормы – регулирующие поведение отдельных групп и личностей.

Этические нормы – нормы морали и нравственности, складываются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами (добра и зла), эталонами, идеалами (справедливости. Основным критерием нравственности тех или иных норм явл проявление в них отношения чела к другому челу и к самому себе, как к личности.

Моральные нормы – как правило, ненаписанные нормы поведения. Моральные нормы регулируют общественное поведение, групповое и личное.

Религиозные нормы – похожи по своему психологическому содержанию на этические нормы. Отличает более узкая общность. Различаются по степени их нормативности (жесткости), действия религиозных норм фиксируются в церковных уставах, канонах, священных писаниях, заповедях. Иногда норма действует в пределах одной местности (в каждом приходе свой устав).

Ритуалы – конвенциональные формы поведения, видимое действие лица или лиц, призывающих всех, кто присутствует, обратить внимание на какое-то явление или факты и выразить определенное эмоциональное отношение, содействовать общественному настрою. При этом обязательны: общепринятая условность действия, общественная значимость явления или факта, на кот концентрируется ритуал, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активному сопереживанию или признанию важности факта или явления.

Групповые нормы

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».

В более узком смысле групповые нормы— это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна; это согласие по поводу оценки тех или иных жизненных явлений и ситуаций.

Функции норм:

  • достижение групповых целей

  • регуляция деятельности

  • трансляция требований общества

  • помощь группе в сохранении себя как целого

  • выработка группой позиции для соотнесения своих мнений

  • выработка группой своего отношения к социальному окружению

Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов, группы опираются на групповые ценности.

Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Важнейшим из них является различная значимостьразного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества.

Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества.

Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой. Специфика отношения к каждой и таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений.

Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы и специфические,выработанные именно данной группой.

Важная проблема — это мера принятия нормкаждым членом группы:

  • как осуществляется принятие индивидом групповых норм,

  • насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм,

  • как соотносятся социальные и «личностные» нормы.

Групповые санкции— реакция группы на реализацию человеком групповых норм.

Групповые санкции могут быть двух типов:

Давление и отвержение возрастают в зависимости от степени сплоченности группы и значимости нарушенной нормы для интересов группы.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *