Глава 2. Понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения
§ 1. Понятие права социального обеспечения
§ 2. Предмет права социального обеспечения
§ 3. Метод права социального обеспечения
§ 4. Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права
§ 5. Система права социального обеспечения
§ 6. Право социального обеспечения как научная и учебная дисциплина
§ 1. Понятие права социального обеспечения
Выше уже говорилось о том, что функционирование социального обеспечения как социально-экономической системы опосредуется системой общественных отношений. Многофункциональность системы социального обеспечения обусловливает многоплановый характер этих отношений, который объективно предопределяет отраслевую принадлежность правовых норм, их регулирующих. Так комплекс норм, регулирующих отношения по поводу аккумуляции средств в соответствующих финансовых источниках, относится к такой отрасли как финансовое право, а отношения по поводу управления системой социального обеспечения – к административному праву.
Правовое образование, консолидирующее нормы, которые определяют: круг обеспечиваемых, виды социальных рисков, при наступлении которых предоставляется социальное обеспечение, виды социального обеспечения и условия их получения гражданами, порядок реализации права на тот или иной вид обеспечения, его нормы и размеры, не могут быть отнесены ни к одной из классических отраслей в силу особой специфической природы регулируемых ими общественных отношений. Эта специфика заключается в том, что указанные отношения, отражая экономическую сущность самой системы социального обеспечения, носят распределительный характер, а их субъектами выступают граждане, с одной стороны, и само государство в лице компетентных органов – с другой. К каким структурным элементам правовой системы должно быть отнесено указанное правовое образование – один из основных вопросов, без ответа на который невозможно определить его место в общей системе российского права, как и дать научное обоснование отраслевой самостоятельности данного правового образования.
Учитывая доктринальный общетеоретический подход к праву как системному явлению, следует иметь в виду, что главным элементом в системе признается отрасль. Однако совокупность обособленных правовых образований, нормы которых регулируют в принципе разнородные общественные отношения, как это имеет место в социальном обеспечении, может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли права, если она отвечает обоснованным в теории права признакам, присущим отрасли. К их числу относят, в частности, следующие: 1) наличие особого предмета и метода правового регулирования; 2) специфические отраслевые принципы; 3) способность взаимодействовать с другими отраслями права «на равных», т.е. быть одного с ними уровня; 4) потребность общества в регулировании данной социальной сферы именно на уровне отрасли; 5) количество юридических норм, достаточное для перехода их в особое отраслевое качество; 6) наличие обособленного, как правило, кодифицированного законодательства; 7) другие признаки.
В самом понятии отрасли предмет и метод правового регулирования выделяются как основополагающие критерии, которые позволяют отграничивать одну отрасль от другой в общей системе права.
Под отраслью права понимается обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих специфическим методом определенную группу родовых общественных отношений, возникающих в сфере социального обеспечения. Однако, общественные отношения в данной сфере охватывают различную по характеру деятельность – финансовую, управленческую и собственно распределительную, в связи с чем не могут быть признаны однородными. Именно поэтому правовые образования, о которых говорилось выше, не образуют в совокупности единой самостоятельной отрасли. Эта совокупность правовых норм не обладает и другими признаками, свойственными отрасли. Так, комплекс норм, регулирующих порядок аккумуляции денежных средств в рамках бюджетов и внебюджетных фондов, и отношения по их финансированию на нужды социального обеспечения, по предмету и методу регулирования, как уже указывалось, представляет неотъемлемую часть финансового права, а нормы, регулирующие отношения в связи с организационно – управленческой деятельностью в сфере социального обеспечения, относятся к административному праву.
Совокупность же правовых норм, регулирующих отношения, одним из субъектов которых выступает государственный орган (либо уполномоченный государством), а другим – гражданин (иностранец, лицо без гражданства), реализующий конституционное право на социальное обеспечение, обладает всеми основными признаками, характерными для самостоятельной отрасли.
Во-первых, это однородность общественных отношений, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами соответствующих видов социального обеспечения по нормам и в порядке, определенным законодательством.
Во – вторых, это применяемые законодателем специфические приемы регулирования общественных отношений, учитывающие однородность и распределительный характер этих отношений, а также специфику их субъектов.
В – третьих, это очевидная потребность общества в регулировании данного блока общественных отношений на уровне самостоятельной отрасли.
В – четвертых, в основу регулирования распределения положены общие основополагающие идеи – отраслевые принципы, призванные отражать представления общества о социальной справедливости.
В – пятых, это количественная достаточность правовых норм, позволившая им приобрести новое качество – признаки отраслевого образования.
В – шестых, это наличие законодательного регулирования отношений, создающее необходимые предпосылки для формирования кодифицированного законодательства.
Таким образом, общность правовых норм, обладающая рассмотренными выше признаками, представляет собой самостоятельную отрасль – право социального обеспечения.
Образование новой отрасли – это не самопроизвольный процесс, а, как правило, следствие определенных изменений в социально – экономической сфере, когда постепенно накапливается однотипный нормативный материал, нуждающийся в унификации и обособлении. Именно это происходило с формированием права социального обеспечения как самостоятельной отрасли. До 60-х годов отношения по социальному обеспечению различных категорий трудящихся регулировались нормами нескольких отраслей права: рабочих и служащих – трудовым, членов колхозов – колхозным, государственных служащих – административным правом. В то же время отраслевая принадлежность ряда правовых образований вообще не определялась. К их числу относились, например, нормы, регулировавшие обеспечение граждан ежемесячными и единовременными пособиями; предоставление бесплатной медицинской помощи и лечения; содержание детей в детских учреждениях и др.
Научные обоснования самостоятельности права социального обеспечения как отрасли в общей системе права впервые прозвучали на состоявшемся в 1966 г. в Праге симпозиуме по социальному обеспечению, на котором присутствовали ученые из стран так называемого социалистического лагеря. В работе симпозиума принимал участие известный советский ученый В.С. Андреев. Впоследствии им были сделаны глубокие теоретические разработки таких проблем, как понятия данной отрасли, ее предмета, метода, принципов правового регулирования. Многие из этих разработок до настоящего времени не утратили своего теоретического значения. Поэтому В.С. Андреева по праву можно считать основоположником учения о праве социального обеспечения как самостоятельной отрасли в системе советского, а сейчас и российского права. На современном этапе в науке права социального обеспечения понятие данной отрасли формулируется по-разному либо вообще не рассматривается.
Понятие права социального обеспечения – это, прежде всего, научная дефиниция, которая должна охватить лишь наиболее общие признаки, характерные для данного явления, отвлекаясь от частностей.
Под правом социального обеспечения следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального обеспечения и социального страхования денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.
Данная отрасль права, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования. Предмет – это то, что регулируется отраслью, а метод – то, как, какими способами регулируется однородный комплекс общественных отношений.
Признание права социального обеспечения самостоятельной отраслью вовсе не означает, что процесс ее формирования уже завершен. Очевидно, завершение этого процесса должно сопровождаться принятием обособленного кодификационного законодательного акта, цементирующего систему отрасли. Такой акт еще не принят. Непрерывные изменения в социально – экономической сфере объективно обусловливают трансформационные процессы, происходящие в системе права. Их результатом становится образование новых подсистем внутри отрасли, новых отраслей и даже комплексных межотраслевых правовых образований1.
Достаточно актуальным является также вопрос о делении системы права на отрасли частного и публичного права. Научные разработки в теории права социального обеспечения также не могут игнорировать эту проблему. В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят: государственное, административное, финансовое, уголовное, процессуальное прав, а к отраслям частного права – гражданское, трудовое, семейное право и такие комплексные отрасли, как торговое, предпринимательское, банковское право и др. Возникает вопрос, к какой из этих групп может быть отнесено право социального обеспечения? Если исходить из того, из недр каких отраслей выделились нормы, впоследствии отнесенные к праву социального обеспечения, то однозначного ответа на данный вопрос дать нельзя. Выше говорилось, что такие нормы включались в трудовое и в административное право. Очевидно, необходимо при этом учитывать, что при всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное, как отмечают теоретики права, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты.
Для публичного права характерны жесткая централизация правового регулирования и императивность, не оставляющие места для усмотрения субъектов. Одним из критериев признания отношений публично-правовыми является участие в них в качестве одной из сторон государства. С этих позиций можно говорить о праве социального обеспечения как об отрасли публичного права. В то же время на современном этапе развития общества появляются новые приемы регулирования, допускающие сочетание централизованного регулирования отношений по социальному обеспечению граждан не только с региональным и территориальным, но и корпоративным. Одним из проявлений такого регулирования могут быть социально-партнерские соглашения, заключаемые на всех уровнях – от федерального до локального.
studfiles.net
1.2. Предмет права социального обеспечения.
Самостоятельную отрасль права характеризуют наличие собственного предмета и метода правового регулирования.
Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.
Предмет ПСО составляет несколько групп общественных отношений:
— отношения по социальному обеспечению в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации)
— отношения по предоставлению различных специальных услуг ( социальное обслуживание престарелых, детей, беженцев)
— процессуальные и процедурные отношения, связанные с установлением юридических фактов и реализацией права на тот или иной вид социального обеспечения.
В структуре предмета ПСО можно выделить ядро и примыкающие к нему отношения.
Ядро образуют материальные отношения, т.е. отношения по социальному обеспечению в денежной форме и отношения по предоставлению различных услуг.
Процессуальные и процедурные отношения рассматриваются как примыкающие к «ядру» и только во взаимосвязи с «ядром».
Процедурные — это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой юридических фактов, имеющих значение для возникновения материальных отношений (факт инвалидности), а также отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения (назначение пенсии ).
Процессуальные — это отношения по разрешению споров, возникающих в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например в случае отказа в назначении пособия).
1.3. Метод права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.
Особенностями метода ПСО являются:
— сочетание централизованного и локального способов правового регулирования общественных отношений;
— права и обязанности субъектов могут устанавливаться как нормативным, так и договорным путем;
— в ПСО отражена специфика юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение, прекращение правоотношений;
— в ПСО установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом.
— специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов и способа защиты нарушенного права (имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно получили суммы полагающихся выплат в большем объеме; санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер). Не исключается привлечение граждан к уголовной ответственности за мошенничество.
1.4. Принципы права социального обеспечения.
К принципам ПСО относятся:
— всеобщность социального обеспечения (равная для каждого возможность получить социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независимо от пола, расы, национальности, языка и пр.)
— предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью.
— установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека.
— многообразие оснований и видов социального обеспечения.
— дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально-значимых обстоятельств. Периодическая индексация основных видов социального обеспечения.
— участие в общественных объединениях, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты прав.
studfiles.net
2. Предмет, метод и система права социального обеспечения.
Как известно из курса теории государства и права, предмет любой отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующихся определенным внутренним единством.
Предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:
1 – отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты), представляющие собой ядро предмета ПСО (в литературе их еще принято называть материальными). В данный вид отношений включаются:
А) пенсионные отношения, включающие отношения по обеспечению пенсией по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.
Б) отношения по обеспечению пособиями, включающие отношения по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, женщин, вставшим на учет в ранние сроки беременности и т.д.
В) отношения по обеспечению компенсационными выплатами, включающие компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет, компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом 1 группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе и т.д.
2 – отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинской обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан).
3 – процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют, сопутствуют, либо вытекают из первых двух групп отношений.
А) процедурные отношения включают отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материального отношения (например, пенсионное правоотношение), а также отношения, связанные с предоставлением гражданину какого-либо вида социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы.
Б) процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения.
Метод – совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли права.
Виды: императивный (что это?) и диспозитивный (что это?).
В правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению граждан применяется, преимущественно, императивно – диспозитивный метод, выражающийся в сочетании предписания с дозволением. Так, например, с одной стороны, перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на тот или иной вид социального обеспечения жестко определен законодателем и расширительному толкованию не подлежит, а с другой стороны, у гражданина есть право на выбор наиболее выгодного варианта обеспечения.
Система права социального обеспечения – это научно обоснованное расположение правовых норм внутри данной отрасли права.
В системе права социального обеспечения различаются Общая и Особенная части.
Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.
Особенная часть состоит из устойчивого комплекса самостоятельных институтов: трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, институт юридической ответственности.
studfiles.net