Право хоз ведения – 19. , /

Содержание

Статья 136. Право хозяйственного ведения :: MegaLib.com.ua

1. Право хозяйственного ведения является вещным правом субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочности распоряжения относительно отдельных видов имущества с согласия собственника в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.

2.Собственник имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за субъектом предпринимательства, осуществляет контроль за использованием и сохранением принадлежащего ему имущества непосредственно или через уполномоченный им орган, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия.

3. Относительно защиты права хозяйственного ведения применяются положения закона, установленные для защиты права собственности. Субъект предпринимательства, осуществляющий хозяйственную деятельность на основе права хозяйственного ведения, имеет право на защиту своих имущественных прав также от собственника.

1. Вместе с правом собственности ХК Украины закрепляет институт права хозяйственного ведения и права оперативного управления, в отличие от ГК Украины, который выделяет лишь право собственности и другие вещные права на чужие вещи. В соответствии с частью 1 ст. 133 ХК Украины основу правового режима имущества субъектов хозяйствования, на которой базируется их хозяйственная деятельность, составляет право собственности и другие вещные права — право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также право оперативного использования имущества.

На современном этапе развития Украины с целью эффективного и рационального использования государственного имущества не следует безоговорочно отказываться от права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поскольку продолжают существовать государственные и казенные предприятия. Отказ от этих институтов может привести к непредсказуемым последствиям в государственном секторе экономики. Учитывая такие обстоятельства, законодатели не исключали право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Право полного хозяйственного ведения — это право юридического лица владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, которое предоставлено ему собственником для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 37 Закона «О собственности» имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, на основе которого предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом, совершая относительно него любые действия, не противоречащие закону и целям деятельности предприятия. К праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве собственности, если другое не установлено законодательными актами Украины.

Таким образом, появление этой правовой категории обусловлено необходимостью разграничения права собственности государства и права государственного предприятия относительно выделенного ему имущества.

При сравнении права полного хозяйственного ведения с правом собственности привлекает внимание идентичность их содержания: как в одном, так и в другом случае субъект соответствующего права имеет правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом. Отличие заключается в первую очередь в характере прав.

Право собственности является основным, самостоятельным правом, в то время как право полного хозяйственного ведения вторично и зависит от права собственности. Если право собственности может существовать без права полного хозяйственного ведения, то последнее не возможно без права собственности.

2-3. Вторичным характером права полного хозяйственного ведения обусловлены и такие его ограничения: собственник может контролировать использование имущества путем аудиторских и других проверок; получать долю прибыли от использования этого имущества; принимать решение о ликвидации или реорганизации юридического лица, в полное хозяйственное ведение которого было предоставлено имущество и т. п.

megalib.com.ua

особенности права хозяйственного ведения, имущественный учет, договор, регистрация

Содержание статьи:

Хозяйственное ведение – одна из форм владения муниципальным или федеральным имуществом. Данное юридическое понятие характерно исключительно для стран бывшего Советского Союза. Впервые оно было прописано в законодательстве СССР в 1990 году – в это время страна бурно переходила от централизованной плановой экономики к рыночной.

Благодаря данному праву госпредприятия, в то время составлявшие основу производственных мощностей страны, постепенно переводились на рыночные рельсы. В современной Российской Федерации основные положения права хозяйственного ведения регламентированы положениями гл. №19 Гражданского законодательства (ГКРФ).

Основные положения

По своей форме хозяйственное ведение является разновидностью владения не принадлежащей распорядителю собственностью. Данная процедура предполагает передачу собственником своего имущества в ограниченное управление стороннему лицу. Ограничения устанавливаются в соответствии с нормами действующего законодательства. При этом оно исключается из фактического владения собственника и ставится на баланс нового владельца.

Главное отличие хозяйствующего субъекта от оперативных управителей собственностью (арендаторов) заключается в разных правовых статусах. Такие субъекты наделены особыми правами и обязанностями в отношении находящегося в их временном владении имущества. Так, к нему применяются положения вещного права, где он выступает отдельным лицом.

Субъекты отношений

Субъектами отношений в данном случае могут выступать исключительно унитарные предприятия, принадлежащие федеральным (ГУП) или муниципальным (МУП) властям – с одной стороны, и собственно муниципалитет или государство – с другой. К хозяйственному ведению не допускаются никакие организации с частной формой собственности, или индивидуальные предприниматели. Унитарными являются организации, имущество которых не подлежит какому-либо разделу – по акциям, паям или долям.

Согласно закону, собственник передаваемого в управление имущества, — государство или муниципалитет, — имеет право:

  • Самостоятельно создавать управляющие унитарные организации, реорганизовывать и ликвидировать их.
  • Назначать руководителей, работников бухгалтерии и прочих ответственных лиц, а также расторгать трудовой контракт с ними.
  • Утверждать устав внутренней и внешней деятельности создаваемого унитарного предприятия.
  • Осуществлять полный надзор за их деятельностью, использованием по назначению и сохранностью переданного имущества.
  • Получать долю от прибыли данной организации. Данная денежная сумма, в установленных собственником размерах, перечисляется хозяйствующим субъектом в федеральный бюджет.
  • Согласование заключения МУП/ГУП договоров по крупным финансовым сделкам.

Хозяйствующий субъект должен использовать полученную в управление собственность согласно установленным в договоре целям. Нецелевое использование её запрещается нормами действующего законодательства. Временный владелец имеет право распоряжаться своей долей прибыли по собственному усмотрению.

При передаче унитарного предприятия от одной государственной структуры к другой, условия хозяйственного ведения не подлежат изменению. То же самое относится и к случаям, когда к новому владельцу переходит имущественный комплекс, ранее взятый организацией во владение — статус и права ведения остаются неизменными.

МУП/ГУП не может без разрешения собственника участвовать в каких бы то ни было коммерческих предприятиях – паевых товариществах, акционерных обществах. Кроме этого, оно не имеет права выдавать банковские гарантии, денежные займы, уступать финансовые требования третьим лицам и так далее.

Статус имущества

Объектом права при хозяйственном ведении является имущественная собственность, закреплённая на балансе предприятий, участвующих в процедуре передачи. Её собственником является либо непосредственно государство, либо муниципалитет. Переданная в управление предприятию собственность юридически отделяется от прочего имущества данных организаций, и становится отдельной базой, на которую распространяется ответственность предприятия.

Статья №295 ГКРФ регламентирует права и обязанности сторон в отношении передаваемого во владение имущества. Так, новый владелец не имеет права производить с ним следующие действия:

  • Продавать третьим лицам.
  • Сдавать в аренду.
  • Предоставлять в залог.
  • Вносить в виде имущественного пая или вклада при создании долевых товариществ или обществ.

Собственник не может в одностороннем порядке изымать переданное МУП имущество, даже в качестве наказания за нарушение некоторых статей договора. Он также не может самостоятельно распоряжаться данной собственностью без согласия хозяйствующей организации – передавать её в аренду третьему лицу или продавать её.

Особенности имущественного учёта предполагают, что переданным в ведение МУП/ГУП движимым имуществом они могут распоряжаться самостоятельно, в рамках оговорённых выше полномочий. Права распоряжаться по своему усмотрению недвижимостью они лишены – для этого им требуется получить разрешение собственника.

Юридические аспекты

Гражданское законодательство не прописывает необходимость заключать договора о передаче имущественных комплексов в хозяйственное ведение. На деле данный договор часто заключается по личной инициативе правовых субъектов. В нём оговариваются цели и сфера деятельности унитарной организации, перечень передаваемого ему имущества, права и обязанности обеих сторон, прочие нюансы взаимоотношений.

Данная форма владения и распоряжения собственностью настолько специфична, что при заключении договоров требует особой, высококвалифицированной юридической помощи. Порядок регистрации МУП и ГУП чётко прописан нормативно-правовыми актами российского законодательства. В связи с этим, любые отступления от норм могут служить причиной признания договора недействительным.

Также нередки случаи предъявления претензий к хозяйствующим субъектам со стороны собственников имущественных комплексов по поводу их нецелевого использования. В этих случаях наилучшим выходом для руководителей МУП/ГУП является обращение за правовой поддержкой к квалифицированным юристам.

Профессионалы, в правовом поле хозяйственных взаимоотношений, смогут грамотно представить интересы клиента в административных инстанциях. А при необходимости – оказать эффективную защиту своего доверителя в суде.

Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!






www.myjus.ru

Права хозяйственного ведения и право оперативного управления. Гражданский кодекс РФ :: BusinessMan.ru

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления обеспечивают самостоятельное участие субъектов, не являющихся собственниками, в вещных отношениях. Возникновение этих категорий обусловлено планово-регулируемой экономикой.

Историческая справка

Государство, выступая в качестве собственника основного объема имущества, не может осуществлять непосредственное хозяйствование со всеми принадлежащими ему объектами. Не желая утрачивать своих возможностей, власть вынуждена была вводить самостоятельных субъектов в гражданский оборот. За последними закреплялось ограниченное вещное право. В СССР в 60-е годы его наименование было изменено, а затем разделено на две категории. Так возникло право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Нормативная база

Основным документом, регулирующим оборот объектов, выступает Гражданский кодекс. Вещные права на материальные ценности, в соответствии с пунктом вторым ст. 216 ГК, могут принадлежать субъектам, которые не являются их собственниками. Соответственно, получать те или иные возможности такие лица могут от законных их хозяев. Это закрепляется в ст. 209 Кодекса. Права хозяйственного ведения устанавливаются в ст. 294, 299, 295 и 300. Рассмотрим их подробнее.

Сущность

Право хозяйственного ведения ГК раскрывает в ст. 294. В соответствии с нормой, субъект, не выступающий в качестве собственника, имеет возможность пользоваться, распоряжаться вверенными ему материальными ценностями. Он также может ими владеть на праве хозяйственного ведения. Таким образом, собственник закрепляет за субъектом возможности, аналогичные тем, которые сам имеет. Являясь производными от основной категории, они тем не менее отличаются ограничительным статусом. Это отражается в упомянутой выше ст. 294. В норме указано, что право хозяйственного ведения юридических лиц реализуется в пределах, установленных Кодексом. В ст. 295 приводится конкретный перечень ограничений, предусмотренный для субъектов, не являющихся собственниками, но имеющими в распоряжении материальные ценности законного хозяина.

Характер ограничений

Субъект, которому вверяются материальные ценности собственника, не может их:

  1. Продать.
  2. Сдать в аренду.
  3. Отдать в залог.
  4. Внести в виде вклада в уставной капитал обществ или товариществ.
  5. Иным способом распорядиться материальными ценностями без разрешения собственника.

Таким образом, становится ясно, что законодатель не приравнивает субъектов права хозяйственного ведения и собственников, не отождествляет их. Ограниченность этой категории возможностей преимущественно касается лишения самостоятельности при распоряжении материальными ценностями.

Субъекты

Без них суть рассматриваемого института не будет полностью раскрыта. Право хозяйственного ведения принадлежит только конкретным субъектам. При этом они должны обладать специальной организационной формой. Такими субъектами выступают унитарные предприятия. В соответствии со ст. 113, они являются коммерческими структурами. Унитарное предприятие создается в установленном законодательством порядке. В нормах предусматриваются условия, при выполнении которых субъект приобретает именно этот статус. Они могут создаваться только на основе муниципальной либо госсобственности. В пункте первом ст. 114 Кодекса определены субъекты, которые могут являться их учредителями. Ими выступают местное самоуправление либо государство через уполномоченные органы.

Возможности субъектов

Муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения фактически выбывает из обладания собственника, являющегося учредителем. Оно зачисляется на баланс субъекта. При этом собственник не может реализовывать ряд возможностей. В частности, учредитель не пользуется и не распоряжается ценностями. Необходимо отметить и тот факт, что субъект права хозяйственного ведения отвечает по своим долгам переданными ему вещами, но не несет ответственности по обязательствам собственника. Данное положение зафиксировано пунктом пятым ст. 113 Кодекса. Это обуславливается тем, что имущество в рамках обязывающего порядка становится распределенным.

Возможности учредителя

Собственник в отношении переданного имущества сохраняет правомочия, установленные пунктом первым ст. 295. То есть учредитель может создать субъекта-несобственника. Он также обладает возможностью назначить его директора, утвердить устав, цели работы. Учредитель может реорганизовать либо ликвидировать субъект, контролировать использование по назначению и сохранность вверенных ценностей. Кроме того, собственник может получать доход от их использования. Последнее было закреплено еще в законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. Тем не менее на практике эта возможность не получила широкого распространения. Это, впрочем, не означает, что учредитель либо уполномоченный им субъект не будут заключать договоры или вносить соответствующие условия в учредительную документацию о перечислении части доходов в их распоряжение.

Важный момент

Из приведенных выше положения следует, что местное или региональное (республиканское) государственное предприятие на праве хозяйственного ведения не может полностью самостоятельно распоряжаться вверенными материальными ценностями. В ранее действующем законе допускалось применение правил о собственности. Это отражалось в ст. 5 п. 2 указанного выше нормативного акта РСФСР. В настоящее же время из возможностей, по п. 2 ст. 295 действующего Кодекса, изъята возможность самостоятельно, без получения предварительного согласия учредителя (через соответствующий комитет управления, если вопрос касается госсобственности) распоряжаться недвижимостью. Субъекту могут передаваться и движимые объекты. Право хозяйственного ведения предполагает возможность самостоятельного распоряжения такими ценностями, если законодательным либо другим нормативным актом не установлены какие-либо ограничения. Это положение присутствует в ст. 295, п. 2 абзаце 2. Из этого следует, что и под законным документом федеральной власти унитарное предприятие может быть ограничено в возможности распоряжаться материальными ценностями, движимыми в том числе.

Дополнительно

В Кодексе не предусматривается возможность для собственника-учредителя произвольным образом ограничивать возможности организации на праве хозяйственного ведения. Это, в частности, проявляется в недопущении изъятия переданных ценностей без согласия пользователя. Исключением являются случаи реорганизации и ликвидации субъекта. Произвольные ограничения не могут устанавливаться другими нормативными (подзаконными) актами. Это предписание закреплено в пункте пятом ст. 3 Кодекса. Для реализации этого положения законодательство уравнивает субъектов права хозяйственного ведения и собственников в возможности обеспечить защиту своих интересов. Она предусматривается в ст. 305 Кодекса.

Одним из важнейших элементов правомочия субъекта-несобственника выступает и то, что возможность пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом на праве хоз. ведения он может и при смене учредителя. Это установлено в ст. 300 п. 1 ГК. Субъект, имеющий право на ведение хозяйственной деятельности с вверенными ему материальными ценностями собственника, может самостоятельно создавать дочерние структуры. Они должны обладать той же организационной формой. Создание дочернего субъекта осуществляется путем передачи части имущества, находящегося в хозяйственном ведении, утверждения устава, назначения директора. Эти возможности закрепляются в ст. 114, п. 7 Кодекса.

Момент возникновения права

Возможности субъекта появляются при фактической передаче материальных ценностей от собственника, если другое не предусматривается в законе, ином нормативном акте либо в решении самого учредителя. Это положение зафиксировано в пункте первом ст. 299 Кодекса. В качестве момента фактической передачи объектов можно считать дату, в которую утвержден баланс субъекта права. Важность данной процедуры обуславливается тем, что после ее окончания к учреждению переходят обязательства по обеспечению сохранности соответствующих материальных ценностей, закрепленных за ним собственником. И оно может и должно отвечать этим имуществам перед собственными кредиторам. Исключение составляют случаи, установленные в ст. 56, п. 3, абз. 2. В свою очередь, учредитель, в соответствии с общими правилами, не рассчитывается по своим обязательствам этими материальными ценностями перед своими кредиторами.

Прекращение прав

Оно имеет место не только в соответствии с установленными общими правилами. К примеру, в качестве одного из оснований, предусмотренного в законодательстве, выступает банкротство субъекта. Прекращение права хоз. ведения имеет место и в случаях правомерного изъятия собственником материальных ценностей. Основания для его осуществления установлены тем не менее в законе. В ст. 299 пунктом 3 предусматривается, в частности, что изъятие имущества у субъекта допускается по тем же основаниям, что изъятие его у собственника. Законодательство при этом устанавливает одно важное условие. Субъект не может прекратить правомочия посредством отказа от права на имущество по тому же порядку, который предусмотрен для собственника по ст. 236 Кодекса. Этот запрет обуславливается тем, что в противном случае будут нарушены интересы учредителя.

Специфика института

Анализируя содержание и юридическую суть права хоз. ведения, возникает вопрос — с какой целью законодатель, ставя этот институт в один ряд с правом собственности, существенно сужает его действие в сравнении с принятой первоначально в 60-е годы прошлого столетия категорией? Такая позиция обуславливается в первую очередь необходимостью обеспечить более строгий контроль регионального и госсобственника над целенаправленным характером работы созданных им субъектов. В рамках рыночных условий и возникновения частного экономического сектора конструкции вещных прав ограниченного типа, равно как и самих несобственников, выявили явные слабости, которые ранее были скрыты.

В качестве одного из недостатков выступает возможность значительного злоупотребления созданными предприятиями, а точнее, их административными органами, экономической свободой, которую они получают от учредителей. Она реализовывалась во многих случаях не в интересах собственника, а подчас даже не во благо самого созданного субъекта, а для последующей передачи имущества в частный сектор на условиях, убыточных для законных хозяев. В этой связи власть еще до вступления в силу Гражданского кодекса, вынуждена была поставить определенные ограничения рядом нормативных актов. К ним, в частности, можно отнести Указ президента от 14 октября 1992 г., регламентировавшего арендные отношения и порядок приватизации арендованных материальных ценностей, Постановление от 10 февраля 1994 г., регулировавшего правила передачи полномочий Правительства по распоряжению и управлению федеральной собственностью. Установленные в этих нормативных актах ограничения впоследствии были закреплены Гражданским кодексом.

Распоряжение результатами использования

В Кодексе этот вопрос оговаривается отдельно. В нем предусмотрено, что результаты, полученные при использовании имущества, которое находится в хозяйственном ведении, в виде доходов, плодов и продукции поступают в хоз. ведение несобственника. Это же правило распространяется на материальные ценности, приобретенные субъектом по договору либо иным основаниям. Из этого положения вытекает, что результаты, полученные от использования вверенного имущества, переходят в собственность учредителя.

Это обуславливается тем, что в качестве основания их появления выступают материальные ценности собственника. Это не противоречит положениям статьи 136 Кодекса, в которой регламентируется статус поступлений, которые получены по результатам использования материальных ценностей. Таким образом, унитарное предприятие не может ни при каких условиях стать субъектом прав собственности. Это, в свою очередь, исключает и другие моменты. Что касается права хоз. ведения, оно не может возникать коллективной собственности либо собственности сотрудников на какую-либо часть материальных ценностей. Оно не возникает и в отношении фондов участия в прибыли и экономического стимулирования. Все имущество, переданное и впоследствии полученное от использования вверенных ценностей, остается в собственности учредителя.

Предпринимательство

Необходимо обратить внимание на существенное условие возникновения права хоз. ведения. О нем в законодательстве прямо не сказано. В Кодексе закрепляется право исключительно за конкретными субъектами с определенной организационной формой. При этом от рассматриваемых возможностей отделяются учреждения. Следует предположить, что это обуславливается тем, что такие субъекты имеют статус некоммерческих и получают финансирование от собственника-учредителя. Между тем законодательство разрешает учреждениям осуществлять предпринимательскую деятельность и получать от нее доход.

Она должна вестись в соответствии с учредительными положениями по закрепленному в них разрешению собственника. Доходы, поступившие от предпринимательства, а также имущество, купленное на них, переходят в самостоятельное распоряжение субъекта и учитываются на отдельном балансе. Таким образом, возникает два вида материальных ценностей. Они закрепляются по разным правовым режимам и оформляются по различным правилам. Так, одна часть имущества, которая поступает от собственника по смете, находится у субъекта в оперативном управлении, а другая, полученная в ходе предпринимательства, находится на другом вещном праве. Последнее не называется прямо в законодательстве. Однако понятно, что это не может быть собственностью. По всем признакам это право хоз. ведения.

businessman.ru

Право хозяйственного ведения — Гражданское право. Лекции.

Поделись с друзьями

Право хозяйственного ведения – это вещное право юридического лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом.

Субъектами права собственности являются государство или муниципальные образования, а субъектами права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные унитарные предприятия.

На праве хозяйственного ведения  имущество принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ и иным действующим законодательством

Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не является собственником закрепленного за ним имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности. Право владения и пользования  присутствует у унитарного предприятия в полном объеме, а право распоряжения ограничено.  Недвижимым имуществом оно не может самостоятельно распоряжаться, для этого необходимо согласие собственника.

Оно создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления, который утверждает учредительный документ – устав. Размер уставного фонда определяется  законом и до государственной регистрации должен быть оплачен собственником.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении имеет право на:

  1. Решение вопросов  о создании предприятия.
  2. Определение предмета и целей деятельности предприятия.
  3. Принятие решения о его реорганизации и ликвидации.
  4. Назначение директора предприятия.
  5. Контроль использования по назначению имущества.

Предприятие не вправе без согласия собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении:

  1. Продавать недвижимое имущество.
  2. Сдавать в аренду.
  3. Отдавать в залог.
  4. Вносить в качестве вклада в капитал хозяйственных обществ и товариществ.

Остальным имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, а собственник имеет право лишь на часть прибыли от использования этого имущества. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по свои обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества, а он, в свою очередь не отвечает по обязательствам этого предприятия. Исключение:
банкротство такого предприятия, вызванное собственником.

students-library.com

Право хозяйственного ведения.




⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 27Следующая ⇒

Это вещное право в силу ст. 294 ГК признается за другой группой юридических лиц — государственными и муниципальными унитарными предприятиями и состоит во владении, пользовании и распоряжении имуществом, полученным этими субъектами гражданского права от их собственника — Российской Федерации, ее субъекта или муниципалитета. В отличие от права оперативного управления институт хозяйственного ведения используется только в сфере государственной и муниципальной собственности.
В ряде изданных до принятия ГК законов говорится о наличии права хозяйственного ведения у юридических лиц некоторых других видов. Эти нормы надлежит считать утратившими свое значение в силу п. 5 ст. 6 Вводного закона к ч. 1 ГК, согласно которому такие юридические лица подлежат преобразованию в хозяйственные общества или кооперативы либо должны быть ликвидированы.
В своем содержании право хозяйственного ведения шире рассмотренного права оперативного управления, поскольку задачи и правоспособность государственных и муниципальных предприятий в меняющихся условиях современного рынка должны давать достаточную свободу и самостоятельность в распоряжении выделенным им имуществом при осуществлении порученной предпринимательской деятельности.
Приведенная выше общая характеристика права хозяйственного ведения, содержащаяся в ст. 294 ГК, текстуально совпадает с правомочиями собственника, названными в п. 1 ст. 209 ГК. Однако из последующих статей Кодекса следует, что пределы правомочий носителя права хозяйственного ведения значительно уже и, кроме того, могут ограничиваться последующими законами и решениями собственника имущества, переданного в хозяйственное ведение.
Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в общей форме названы в п. 1 ст. 295 ГК. Собственник решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя), осуществляет контроль за использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник вправе получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.
Согласно п. 2 ст. 295 ГК предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им без согласия собственника.
Движимым имуществом носитель права хозяйственного ведения распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Такие случаи предусмотрены, прежде всего, Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, который устанавливает при решении этих вопросов ряд ограничений, единых для государственных и муниципальных предприятий.
Во-первых, в названном Законе установлено, что движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом предприятия; сделки, совершенные с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Во-вторых, по Закону согласие собственника требуется на совершение сделок о предоставлении займа, поручительства, получении банковских гарантий, уступке требований, переводе долга, а также заключение договора простого товарищества. Кроме того, действуют правила о крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, когда необходимо также получить согласие собственника. Наконец, в уставе предприятий могут быть названы и другие виды сделок, совершение которых требует такого согласия.
В отношении прав собственника на имущество, являющееся объектом права хозяйственного ведения, в п. 40 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 было разъяснено, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты таких органов по распоряжению имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, должны признаваться недействительными по требованию предприятий. Это разъяснение заметно укрепляет хозяйственную самостоятельность государственных и муниципальных предприятий.





Право оперативного управления.

1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Сервитуты.

Как вещное право сервитуты возникли в условиях частной собственности на землю и отражают необходимость в постоянном пользовании чужим, обычно соседним, земельным участком для прохода, проезда, прогона скота, прокладки линий связи и их последующего обслуживания и т.д. Установление сервитута в аналогичных целях возможно в отношении лесных и водных участков, а также зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, когда возникает необходимость устойчивого пользования ими. Наконец, гражданскому праву издавна известны сервитуты в пользу определенного лица (личные сервитуты), когда предоставляется пожизненное, а иногда и наследуемое право пользования недвижимостью, например для проживания или работы (художественная мастерская).
В условиях перехода к рынку и отношениям частной собственности сервитуты, которые отечественному гражданскому праву в годы плановой экономики были практически неизвестны, стали получать заметное распространение и потребовали регламентации. Нормы о сервитутах содержатся в ГК, многих других актах гражданского права, а Закон о государственной регистрации прав на недвижимость дает в ст. 1 легальное определение сервитута.
Сервитут создает постоянное или достаточно длительное по сроку право пользования чужим земельным участком или иной недвижимостью*(262), собственник которых сохраняет свои правомочия в отношении этой недвижимости и может ею свободно распоряжаться, в частности продать. При этом для нового собственника сервитут сохраняет свою силу, что отражает его вещный характер.
Сервитут устанавливается законом (публичный сервитут), по соглашению заинтересованных сторон или по решению компетентного государственного органа либо суда, вынесенному по требованию заинтересованных лиц для защиты как индивидуальных (частных), так и общественных (публичных) интересов. Возможны судебные споры также в отношении объема прав, предоставляемых сервитутом, и других его условий (периодичность и время пользования, необходимость предварительного уведомления и т.д.).
Собственник обремененного сервитутом земельного участка согласно п. 5 ст. 274 ГК вправе требовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соответствующей платы за пользование участком, если иное не установлено законом*(263). Надо полагать, что на получение соответствующей компенсации вправе претендовать также собственники иного недвижимого имущества, обремененного сервитутом. Публичные сервитуты обычно являются безвозмездными.
ГК не содержит в отношении сервитутов развернутого общего регулирования и определяет их режим применительно к отдельным их разновидностям, причем достаточно кратко. Для устранения пробелов в правовом регулировании некоторые нормы ГК о праве собственности могут применяться к сервитутам в порядке аналогии закона, например нормы о прекращении права собственности.
Более подробно сервитуты регламентируются нормами Земельного кодекса, Водного кодекса и Лесного кодекса, которые проводят различие между двумя их разновидностями: публичными и частными сервитутами. Земельный кодекс подчиняет частные сервитуты нормам гражданского законодательства, а в отношении публичных сервитутов содержит ряд норм в ст. 23, которая называет возможные цели установления таких сервитутов. При этом указывается, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он устанавливается. При невозможности использовать земельный участок вследствие установления сервитута землевладелец вправе требовать изъятия этого участка путем выкупа с возмещением ему убытков или предоставления равноценного участка.
Нормы Лесного кодекса и Водного кодекса о сервитутах близки правилам Земельного кодекса, различают частный и публичный сервитуты и содержат некоторые дополнительные правила, отражающие особенности регулируемых ими отношений. Граждане имеют право свободного пребывания в лесах (публичный лесной сервитут), а также пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами (публичный водный сервитут), если иное не предусмотрено законодательством*(264).
Установление публичного сервитута предусматривает также Закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ст. 31 Закона публичным сервитутом может быть обязанность собственника приватизируемого имущества обеспечивать беспрепятственный допуск, проход, проезд, возможность размещения геодезических и других знаков, прокладку и использование линий электропередачи, связи и водоснабжения. Основанием установления таких сервитутов будут условия сделки о приватизации соответствующего имущества, заключенной с новым его собственником.
Особенность сервитута состоит в обязательности его государственной регистрации, без чего это вещное право не возникает. Порядок регистрации сервитута определен в ст. 27 Закона о государственной регистрации прав на недвижимость. Обязательность государственной регистрации личных сервитутов законами прямо не предусматривается; имеющиеся практические пособия склонны считать ее необходимой*(265).

Виндикационный иск.

Этот иск представляет собой один из наиболее распространенных способов защиты вещных прав. Как rei vindicatio он был известен еще римскому частному праву, где считался главным иском для защиты права собственности. Его название происходит от лат. «vim dicere» — «объявляю о применении силы» (т.е. истребую вещь принудительно). Виндикационный иск установлен на случай незаконного выбытия (утраты) вещи из фактического владения собственника и заключается в принудительном истребовании собственником своего имущества из чужого незаконного владения.

Виндикационный иск — иск не владеющего вещью собственника к незаконно владеющему ею несобственнику.

Субъектом права на виндикацию является собственник (или иной титульный, т.е. законный, владелец), который, следовательно, должен доказать свое право на истребуемое имущество, т.е. его юридический титул. Такое доказывание облегчается в случаях, когда речь идет о недвижимом имуществе, права на которое подлежат государственной регистрации*(438).

Субъектом обязанности (ответчиком по иску) здесь является незаконный владелец, фактически обладающий вещью на момент предъявления требования. Если к этому моменту вещи у ответчика не окажется, то Виндикационный иск к нему предъявлять нельзя, ибо исчез сам предмет виндикации. Можно, однако, предъявить к такому лицу иск о возмещении причиненных им собственнику убытков (ст. 15 и 1064 ГК).

Объектом виндикации во всех без исключения случаях является индивидуально-определенная вещь, сохранившаяся в натуре. Невозможно предъявить Виндикационный иск в отношении вещей, определенных родовыми признаками или не сохранившихся в натуре (например, в случае, когда спорное строение капитально перестроено, а не просто отремонтировано фактическим владельцем и по сути стало новой недвижимой вещью). Ведь содержание такого иска — возврат конкретной вещи, а не ее замена другой вещью или вещами того же рода и качества.



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Право хозяйственного ведения




⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 13Следующая ⇒

 

Действующим законодательством предусмотрена возможность осуществления самостоятельной производственно-хозяйственной деятельности определенным юридическим лицом с использованием чужого имущества, передаваемого ему собственником. Между лицом, использующим имущество, и собственником складываются специфические отношения.

Эти отношения и охватываются группой вещных прав отдельных юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника. Существование вещных прав вызвано наличием таких крупных собственников имущества, как государство, негосударственные организации и другие собственники, которые не в состоянии непосредственное вести хозяйственную деятельность со всем принадлежащим им имуществом и вынуждены создавать для этого обособленные, самостоятельные хозяйственные организации с правами юридических лиц.

Имущественная обособленность таких организации от создавших их собственников, дающая им возможность самостоятельного участия в товарно-денежных отношениях, влечет признание за ними особых прав на переданное им имущество собственников, но при одновременном сохранении прав собственности за их создателями.

С помощью конструкции иных (ограниченных) вещных прав и создается такое положение, когда имущество, сохраняясь в собственности учредителя, передается для самостоятельного использования юридическому лицу. Сохранение права собственности служит интересам собственника, а абсолютный характер вещного права, защищаемого в определенных случаях и от самого собственника, охраняет интересы и самостоятельность пользователя.

Не случайно в зарубежных странах в государственном секторе экономики правовое положение государственных организаций, в первую очередь государственных предприятий, все чаще решается с помощью конструкции особого вещного права, а не путем двух «одинаковых» прав собственности (государства и предприятия) на одно и то же имущество.

По мере укрепления имущественного положения других крупных собственников необходимость в использовании этой конструкции возникала и будет возникать. Идея вещных прав доказала свое соответствие и таким ситуациям, когда несколько собственников по договору создавали новую правоспособную организацию при одновременном сохранении долевого права собственности на ее имущество. Более того, когда несколько организаций – не собственников добровольно создавали новую организацию — юридическое лицо для каких-либо общих хозяйственных целей, стало возможным говорить о «производных» и даже «общих» вещных правах.


В новом законодательстве вещные права лиц на хозяйствование с имуществом собственника как бы образуют особую группу. К ней можно отнести несколько вещных прав, в том числе право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Характеризуя право хозяйственного ведения, следует отметить, что оно является наиболее широким по своему содержанию видом вещных прав, максимально приближенным по объему к правам собственника.

Право хозяйственного ведения является вещным правом государственного предприятия, получившим имущество от государства как собственника и осуществляющим права владения, пользования и распоряжения переданным имуществом в пределах, установленных ГК РК и иными законодательными актами (ст. 196 ГК РК).

В общих чертах разницу между содержанием прав собственника и предприятия удачно отметил М.К. Сулейменов: «… в отличие от собственника, который подчиняется только закону, предприятие на праве хозяйственного ведения подчиняется закону и собственнику»[21].

Это означает, что юридическое лицо, в хозяйственном ведении, которого имущество находится, осуществляет не только триаду правомочий, но и делает это в рамках, не противоречащих закону и установлениям собственника.

Сравнивая приведенную норму со ст. 4 «Закона о собственности» 1993 г., нетрудно заметить, что ГК РК сузил круг субъектов права хозяйственного ведения. Если ранее субъектами отношений, связанными с правом хозяйственного ведения, могли быть любые собственники и предприятия, то с введением в действие нового ГК такая возможность предоставлена только государственному предприятию.



Таким образом, все остальные крупные собственники (кроме государства) лишены возможности использования наиболее приближенного к праву собственности по объему своих правомочий вещного права – права хозяйственного ведения.

Гражданин может создавать юридические лица самостоятельно или с другими гражданами и юридическими лицами (ст. 14 ГК РК). В том случае, когда гражданин, являющийся собственником, не мог реализовать сам правомочия собственника раньше, он мог делегировать часть своих прав на принадлежащее ему имущество предприятию, не являющемуся собственником, используя возможности права хозяйственного ведения. Очевидно, что если поставленная проблема стала неразрешимой посредством вещного права, она должна решаться с помощью обязательственного права. И это находит свое подтверждение в п. 2 ст. 36 ГК РК, устанавливающем, что к юридическим лицам, на имущество которых их участники (учредители) сохраняют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и производственные кооперативы.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О государственном предприятий», основываясь на нормах Гражданского кодекса, детально регулирует правовое положение государственных предприятий, в том числе и казенных. Поэтому содержание норм данного указа используется в дальнейшем для правовой характеристики вещного права рассматриваемых нами субъектов.

Государственные предприятия подразделяются на республиканские государственные предприятия и коммунальные государственные предприятия, в зависимости от того, на базе какой из разновидностей государственной собственности они создаются.

Республиканское государственное предприятие создается по решению Правительства Республики Казахстан; коммунальное государственное предприятие – по решению главы местной администрации в порядке, установленном Правительством.

Основным назначением деятельности государственных предприятий является решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества, и государства, в сферах материального обеспечения обороноспособности государства и защиты общества; производства товаров (услуг) первой необходимости, не производимых или недостаточно производимых частным сектором экономики; осуществление деятельности, относящейся к государственной монополии или к функции государства. Правительством и главами местных администраций утверждаются поименные перечни соответствующих республиканских и коммунальных государственных предприятий. Государственные предприятия, не включенные в поименные перечни, подлежат приватизации.

«Объектом права хозяйственного ведения может быть любое имущество, которое необходимо ему для обеспечения деятельности предусмотренной его уставными целями, либо оказалось продуктом его деятельности.

Имущество государственного предприятия состоит из основных фондов и оборотных средств, а также ценностей, отражаемых на его самостоятельном балансе. Оно формируется из имущества, переданного предприятию собственником-государством, приобретенного в результате своей деятельности, а также поступившего из иных источников не запрещенных законом. В случаях передачи предприятия из республиканской в коммунальную собственность и наоборот, а также из одного органа государственного управления другому, такое предприятие сохраняет соответствующее право хозяйственного ведения или право оперативного управления.

Государственное предприятие является субъектом вещно-правовых отношений. Вместе с тем государственное предприятие может быть рассмотрено в качестве имущественного комплекса, т.е. объекта вещно-правовых отношений. В целом такой объект признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, право требования долга, а также права на обозначение, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарный знак) и другие исключительные права.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения.Права хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого государством-собственником принято решение о передаче его уже созданному государственному предприятию, возникает у последнего в момент закрепления имущества на самостоятельном балансе предприятия, если иное не установлено законодательством или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное предприятием по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности. В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РК поступления, полученные в результате использования имущества в виде плодов, продукции, доходов, принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании. В рассматриваемом нами случае плоды, продукция и доходы поступают в хозяйственное ведение предприятия.

Право хозяйственного ведения у предприятия может возникнуть на имущество, приобретенное в результате сделок купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, а также по завещанию гражданина и другими способами.

Право хозяйственного ведения на имущество прекращается по тем же основаниям и в том же порядке, как и право собственности.

Согласно ст. 249 ГК РК право собственности, а значит и право хозяйственного ведения прекращается при отчуждении имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и утрате права собственности и иных случаях, предусмотренных законодательными актами. Пунктом третьим этой же статьи предусмотрено, что в случаях, на условиях и в порядке, предусмотренных законодательными актами о приватизации, имущество, находящееся в государственной собственности, отчуждается в частную собственность граждан и негосударственных юридических лиц. Прекращение права собственности у государства на приватизируемое имущество влечет прекращение у предприятия права хозяйственного ведения с этим же имуществом.

Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении.Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательными актами решает вопросы: 1) создания предприятия; 2) определения предмета и целей его деятельности; 3) его реорганизации и ликвидации; 4) осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия (ст. 199 ГК РК).

Условия осуществления имущественных прав государственного предприятия.«Государственное предприятие, осуществляющее деятельность на праве хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника или уполномоченного им государственного органа совершать следующие виды предпринимательской деятельности:

1) продавать и передавать иным лицам, обменивать, сдавать в долгосрочную аренду (свыше трех лет), предоставлять во временное безвозмездное пользование принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование и другие основные фонды предприятия;

2) создавать филиалы и дочерние предприятия, учреждать совместно с частными предпринимателями предприятия и совместные производства, вкладывать в них свой производственный и денежный капитал;

3) предоставлять частным предпринимателям ссуды с выплатой процента по ним ниже утвержденной Национальным банком Республики Казахстан ставки процента по кредитам» (п. 1 ст. 200 ГК РК).

«Государственное предприятие самостоятельно распоряжается движимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено законодательством» (п. 2 ст. 200 ГК РК).

На имущественные отношения с участием государственных предприятий распространяются положения ГК РК о праве собственности, если иное не вытекает из положений данного кодекса и иных законодательных актов (ст. 201 ГК РК). Представляется, что эта норма дает возможность предприятию на праве хозяйственного ведения вступать в имущественные отношения и осуществлять их на правах, предусмотренных для собственника, кроме ограничений, установленных законом и управомоченными государственными органами.

Следует подчеркнуть, что широкие правомочия субъекта права хозяйственного ведения сочетаются с его полной имущественной ответственностью за результаты деятельности.

Здесь важны два обстоятельства. Во-первых, сохраняется принцип раздельной ответственности собственника и созданного им юридического лица по обязательствам, если иное не предусмотрено законодательством республики (п. 2 ст. 44 ГК РК). Это означает, что по долгам юридического лица, получившего от собственника право хозяйственного ведения его имуществом, кредиторы данного юридического лица не могут обратить взыскание на иное имущество собственника, ссылаясь на то, что обязательство возникало на базе имущества, принадлежащего собственнику.

Во-вторых, по обязательствам юридического лица, взыскание может быть обращено на любое имущество, принадлежащее ему (п. 1 ст. 44 ГК РК). В силу этого не действуют все традиционные для нашего гражданского законодательства правила об ограничении ответственности организаций перед кредиторами только их денежными и оборотными средствами. Прежде основные фонды законодательно были забронированы от взыскания кредиторов (ст. 91, 94, 98 ГК КазССР).

Изложенное означает, в частности, что при отсутствии у государственного предприятия денежных средств на уплату неустойки и убытков за ненадлежащее исполнение обязательств, кредитор вправе потребовать продажи иного имущества предприятия, включая основные фонды и удовлетворения требований за счет вырученных сумм.

Вместе с тем, если банкротство юридического лица вызвано действием учредителя, он отвечает по обязательствам юридического лица при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов (п. 3 ст. 44 ГК РК).

Таким образом, в соответствии с положениями Гражданского кодекса, право хозяйственного ведения представляет собой вещное право юридического лица – государственного, производственного предприятия по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государства в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями деятельности данной организации, закрепленными в учредительном документе.

 



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Право Хозяйственного Ведения

Значение термина Право Хозяйственного Ведения в Энциклопедии Юриста

Право Хозяйственного Ведения — способ осуществления хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями с вверенным им имуществом. при котором предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с условиями, предметом и целям’и деятельности. установленными собственником при передаче имущества предприятию. В лице собственника выступает государство или муниципалитет, который сохраняет за собой правомочия собственности и после передачи имущества предприятию. Субъектами Право Хозяйственного Ведения не могут быть казенные предприятия, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления. Объект Право Хозяйственного Ведения — любое имущество, переданное собственником и зачисленное на баланс предприятия. Это имущество неделимо и не может быть распределено как вклады между работниками при приватизации. Уставный 4юнд создаваемого предприятия на Право Хозяйственного Ведения должен быть оплачен собственником полностью до государственной регистрации. В соответствии со ст. 295 ГКРФ ограниченные вещные права на переданное предприятию имущество (Право Хозяйственного Ведения) возникают по воле учредителя-собственника, который принимает решение о создании предприятия, его реогра-низации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Дополнительное основание для установления режима Право Хозяйственного Ведения — соглашение собственника с субъектами Право Хозяйственного Ведения В таком соглашении существенны следующие условия: о размере части прибыли, которые получает собственник за использование его имущества; о формах и порядке контроля за сохранностью и использованием объекта Право Хозяйственного Ведения В настоящее время ГК РФ не содержит требований об обязательности заключения таких договоров, но практика развивается в этом направлении. Право Хозяйственного Ведения возникает у предприятия с момента передачи ему имущества, если иное не предусм. отрено законом. Право Хозяйственного Ведения предполагает два режима распоряжения имуществом в зависимости от его назначения. Недвижимое имущество не может быть отчуждено предприятием без согласия собственника. Движимостью предприятие распоряжается под контролем учредителя, в частности, может внести ее в уставный фонд при создании Дочернего предприятия.При создании унитарным предприятием своего дочернего предприятия с передачей части имущества в его хозяйственное ведение собственник решает вопрос о соответствии размеров частей разделенного имущества минимально допустимым размерам, определенным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Вновь созданное предприятие также становится унитарным.Прибыль в виде плодов и доходов от хозяйственной деятельности предприятия поступает в собственность учредителя и находится у предприятия на Право Хозяйственного Ведения, поскольку создана на основе имущества, собственником которого предприятие не является. Таким образом, унитарное предприятие ни при каких условиях не становится собственником находящегося у него имущества. И только при приватизации предприятия Право Хозяйственного Ведения прекращается вместе с правом государственной и муниципальной собственности,.Несм. отря на то что законодатель отнес Право Хозяйственного Ведения (вместе с правом оперативного управления) к вещным правам наряду с правом собственности (ст. 206 ГК РФ), т.е. включил в их состав те же правомочия владения, пользования и распоряжения. такая юридическая конструкция является противоречивой по следующим причинам. Право собственности может быть тождественно только само себе. Поэтому признавать, что в том случае, когда собственник по своей воле передал другому лицу имущество, все три правомочия, входящие в состав собственности, возникли у этого лица. и называть эту совокупность правомочий иначе, чем право собственности, — значит грешить против правил формальной логики.Вещные права делятся на две категории: а) право собственности; б) право на чужую вещь. Поскольку на условиях Право Хозяйственного Ведения предприятие использует имущество только в известном направлении и для определенных учредителем целей, то. по определению, это право является правом на чужую вещь.Право Хозяйственного Ведения является сравнительно новой правовой конструкцией. Ее возникновение обусловлено переходом от государственно-монополистической к капиталистической модели управления обществом.Реструктуризация системы управления постсоциалистическим обществом В РФ выразилась в стремлении государства дистанцироваться от непосредственно предпринимательской деятельности, сохранив за собой свойственные капиталистическому государству властные формы управления. Необходима была переходная форма хозяйствования от государственной монополии к частной форме предпринимательства. Известная в советское время форма оперативного управления имуществом для решения поставленной задачи была непригодна по той причине, что, во-первых, предусм. атривала передачу государственного имущества только государственному предприятию, во-вторых, не предоставляла предприятию возможности распоряжаться закрепленным за ним имуществом и. в-третьих, доходы от деятельности предприятия распределялись государством как собственником имущества по своему усм. отрению. Понятно, что в условиях, когда характер деятельности такого предприятия, состав имущества и величина отчислений от его доходов выведены из сферы компетенции предприятия. это не создает стимулов для повышения эффективности производства.Право Хозяйственного Ведения является юридическим инструментом для ограничения ответственности собственника в лице государственного или муниципального образования за результаты предпринимательской деятельности объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведение учрежденному предприятию, подобно тому, как гражданин может зарегистрировать юридическое лицо на свое имя с тем, чтобы ограничить имущественную ответственность за результаты предпринимательской деятельности только внесенным в уставный фонд капиталом. Однако законодательством предусм. отрена субсидиарная ответственность учредителя при недостаточности имущества предприятия для удовлетворения требований кредиторов, если будет доказано, что несостоятельность предприятия вызвана действиями учредителя (п. 3 ст. 56 ГК РФ).,.Таким образом, Право Хозяйственного Ведения в ее нынешнем варианте является правовой формой, при помощи которой в рамках государственной собственности на имущество предприятий предпринята попытка повышения эффективности их деятельности путем экономического стимулирования, основанного на договорном характере распределения полученной прибыли между предприятием и государством.Необходимо отметить, что такое существенное ограничение прав предприятий по распоряжению государственным или муниципальным имуществом, находящимся у них на Право Хозяйственного Ведения, не сняло всех недостатков этой переходной формы предпринимательской деятельности. В частности.установленная в п. 5 ст.113 ГК РФ ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам всем наличным имуществом создает каналы для злоупотребления экономической свободой путем взятия на себя предприятием заведомо невыполнимых обязательств с последующей передачей государственного имущества в частный сектор в счет погашения долгов.Иностранное законодательство не знает аналога Право Хозяйственного Ведения Например, страны общего права пошли по пути договорного регулирования отношений по управлению имуществом собственника (договор траста), при котором в качестве доверительного управляющего приглашается профессионал в соответствующей сфере предпринимательской деятельности.Лист,; Иванов А.А. Вещное право// Правоведение. 1992, № 1; Хохл о в С.А. Право собственности и другие вещные права//Вестник ВАС РФ, 1995. № 8.: Павлов В.П.

Рядом со словом Право Хозяйственного Ведения в Энциклопедии Юриста

Статья про Право Хозяйственного Ведения была прочитана 18588 раз

eyu.sci-lib.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о