Правоприменительные органы примеры – Правоприменение и правоприменительные органы — Мегаобучалка

Содержание

Правоприменение и правоприменительные органы — Мегаобучалка

Применение права отличается сложностью, многоаспектностью.

Главное и определяющее в применении права – социально-политический аспект, характеризующий его в качестве важнейшего компонента правового регулирования . Применение права, рассматриваемое с социально-политической стороны, конкретизированно, по отношению к данному случаю дополняет властность юридических норм своей властностью, обеспечивает реализацию норм права, доведение ее до конца, активно гарантирует, продолжает и завершает в индивидуально-правовом, поднормативном порядке регулирование соответствующих отношений.

На основании социально-политической характеристики раскрывается и другая сторона применения права – его организационный, технико-юридический аспект. С этой стороны применение права выступает в виде правоприменительной деятельности.

Правоприменительная деятельность представляет собой систему разнородных действий основного и вспомогательного характера, имеющих творческое, организующее содержание. По своей сути Правоприменительная деятельность состоит в разработке и фактическом осуществлении организационных мер, направленных на то, чтобы обеспечить претворение предписаний правовых норм в жизнь.

Правоприменительные органы — Гос организации которые в пределах своей компетенции имеют право налагать административную уголовную ответственность на юр. и физ лиц. Глава 23 АПК.

Правоприменительную деятельность осуществляют как органы правосудия, так и органы исполнительной власти. Судебные органы, рассматривая конкретные юридические дела, тем самым создают условия для реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Применение норм права в сфере социального управления осуществляется посредством властных действий органов исполнительной власти. Во многих случаях возникает необходимость содействия органов исполнительной власти в реализации субъективных прав граждан. Как отмечает В. А. Туманов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии, правосудие – охраняет эти права от нарушителей, от кого бы они ни исходили, то создание необходимых материальных, организационных и иных условий (в той мере, в какой они зависят от государства) реализации прав и свобод – сфера деятельности исполнительной власти».



Необходимо отметить, что не всегда правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных органов. Так, в некоторых случаях, чтобы начать правоприменительный процесс, гражданин должен обратиться в компетентный (правомочный) орган государственной власти. Например, гражданско-правовые особенности правоприменительной деятельности предопределены в целом особенностями метода правового регулирования, диспозитивным характером подавляющего большинства юридических предписаний.

Правоприменительный орган, распространяя юридические нормы на тот или другой конкретный жизненный случай, решает юридическое дело, принимает необходимые организационные меры по практической реализации норм права.

В соответствии с этим применение права представляет собой деятельность, осуществляемую в специальных, законом установленных формах . В условиях режима социалистической законности применение права облекается в процедурно-процессуальные

формы, которые обеспечивают достижение истины при реализации юридических норм, охрану прав заинтересованных лиц, защиту от возможных правонарушений[2].

Значение специально-юридического, технико-юридического аспекта применения права обусловлено тем, что здесь оно выступает в виде такой деятельности, которая относится к технике юриспруденции и потому самым непосредственным образом связана с практической работой юристов.

Рассматривая правоприменительную деятельность как часть техники юриспруденции, нельзя вместе с тем упускать главное и определяющее в применении права – его социально-политический аспект. Отсюда – качественное различие правоприменительной деятельности в эксплуататорском и социалистическом обществах.

Содержание правоприменительной деятельности так же, как и содержание права, может быть рассмотрено под углом зрения его интеллектуально-волевых характеристик.

Интеллектуальная сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в том, что в процессе ее происходит отражение фактов объективной действительности и, следовательно, их познание. Последнее включает установление фактических обстоятельств дела, а также уяснение путем толкования содержания правовых предписаний, применяемых к данным обстоятельствам.

Волевая сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в самом государственно-властном решении юридического дела. Наиболее ярко и выпукло она выражается в решениях, направленных на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений (например, в приговорах по уголовным делам, содержащих конкретную меру наказания за совершенное преступление).

megaobuchalka.ru

это что такое? Понятие, стадии и процесс правоприменения

В теории понятием правоприменения обозначают организационно-правовую форму деятельности государства, направленную на претворение в жизнь правовых предписаний. Эта формулировка считается общепризнанной. В статье рассмотрим подробно особенности правоприменения.

Общие сведения

Правоприменение – это реализация норм в рамках правоотношений и воздействие на обязанных субъектов. Последнее осуществляется посредством совершения гражданами и организациями действий, обладающих юридическим значением.

Без правоприменения зачастую невозможно возникновение многих отношений. Оно необходимо, если требуется:

  • Разрешить спорную ситуацию, когда стороны не могут прийти к согласию самостоятельно.
  • Обеспечить государственный контроль.
  • Официально установить отсутствие/наличие конкретных фактов, признать их юридически значимыми.
  • Пресечь ненадлежащее исполнение обязанностей и осуществления прав.
  • Определить меры ответственности при совершении правонарушений.

Властный характер

Существует ряд признаков, по которым определяется специфика правоприменения. Это, в первую очередь, государственно-властный характер. Правоприменение можно рассматривать как форму управленческой деятельности. Посредством ее осуществления происходит индивидуальное и детализированное воздействие на определенные жизненные ситуации, которые требуют властного контроля или вмешательства. Правом правоприменения наделяются органы, входящие в систему госвласти.

Необходимо понимать, что такая деятельность осуществляется исключительно в рамках полномочий, предоставленных конкретной структуре в конкретной области общественной жизни.

Интеллектуально-волевой аспект

Правоприменение – это своего рода форма перевода общих предписаний, принципов в поведение конкретных лиц, имеющее юридическое значение. Субъекты наделяются определенными обязанностями и правами в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации.

Правоприменение – это деятельность, обладающая интеллектуально-волевым, познавательным характером. Она требует не только знания и понимания действующего законодательства, но и некоторого жизненного опыта, нравственных установок. Соответственно, к правоприменителям предъявляются повышенные требования в отношении их профессиональных качеств.

Процессуальная форма

Она дисциплинирует участников процесса правоприменения, обеспечивает предсказуемость и согласованность их поступков. Процессуальный характер деятельности, таким образом, обуславливается необходимостью синхронизации действий субъектов, их многоэтапностью и повышенной социальной значимостью.

Процессуальная форма выступает как гарантия принятия справедливых и обоснованных решений.

Практический результат

Правоприменение законодательства завершается принятием юридически значимого, индивидуально-властного решения. В нем приводится не только правовая оценка конкретной ситуации, но также определяется последующее поведение ее участников.

Решения, принятые в результате правоприменения, обязательны не только для непосредственных адресатов, но и для неопределенного числа субъектов, косвенно или прямо причастных к их выполнению. К примеру, приказ ректора университета о зачислении выпускника школы на 1 курс является юридически значимым не только для него самого, но и для разных служб образовательного учреждения, военкомата.

Этапы

Практика правоприменения достаточно обширна и разнообразна. Этот процесс довольно сложный, продолжительный по времени. Реализуется правоприменительная деятельность в несколько этапов. На каждом из них выполняются конкретные задачи, которые последовательно приводят к единой цели – принятию обоснованного решения, регламентирующего определенную ситуацию.

Стадиями правоприменения называют сравнительно обособленные совокупности действий. Они связаны с обеспечением надлежащего исполнения нормы, регулирующей проблемную ситуацию.

Условно выделяют следующие этапы:

  1. Определение фактической основы.
  2. Выбор и исследование юридической нормы.
  3. Принятие и документальное оформление решения.

Определение основы

Каждую ситуацию можно охарактеризовать огромным числом разных фактических обстоятельств. Однако большая часть из них не влияет на юридическую оценку. В этой связи в конкретном деле для решения вопросов правоприменения устанавливают только 2 категории фактических обстоятельств:

  1. Основные. Они вытекают из диспозитивных частей материально-правовых норм. Эти обстоятельства оказывают непосредственное влияние на юридическую оценку конкретной ситуации. К примеру, это могут быть факты наличия субъективных прав, их нарушения и пр. неустановление либо неверное определение таких обстоятельств влечет отмену решения, вынесенного по делу.
  2. Вспомогательные. Их именуют также факультативными. Такие факты непосредственно на квалификацию ситуации не влияют, но способствуют установлению истинного положения дел. В их число входят разные доказательственные факты. После их установления в суде они могут стать подтверждением обстоятельств, включенных в предмет доказывания. В эту же группу входят процессуальные и проверочные факты. Первые используются для определения подведомственности спора, вторые – для опровержения или подтверждения доказательств.

Выбор и анализ нормы

На этом этапе правоприменения осуществляется квалификация ситуации. Она предполагает деятельность уполномоченных субъектов, направленную на сопоставление и юридическую констатацию фактических обстоятельств, реально происходивших в конкретный момент, типовой их модели, отраженной в норме.

Уполномоченный субъект сначала определяет область правоприменения – отрасль, нормы которой регламентируют конкретную ситуацию. Далее устанавливается институт права и конкретное нормативное положение. При этом проводится своего рода «критика» нормы. В частности, устанавливается, имеет ли она силу в данный период времени, распространяет ли она свое действие на данную территорию и пр. После этого уполномоченный субъект устраняет вероятные коллизии и определяет точный смысл нормативного предписания, толкует его содержание и сравнивает с другими нормами.

Необходимо учитывать, что юридическая квалификация зачастую предполагает не только правовую, но и общественно-политическую, а в ряде случаев и нравственно-психологическую оценку.

Принятие и оформление решения

Этот этап правоприменения считается основным. Предыдущие стадии рассматриваются как подготовительные. На этапе принятия и оформления решения объединяются:

  • Сведения о фактических обстоятельствах, которые подвергаются юридической квалификации.
  • Правовая информация, закрепленная в нормах (юридический состав) и отражающая отношения к данной и аналогичным ситуациям со стороны уполномоченных правотворческих структур и всего государства в целом.
  • Социальные сведения. Они выражаются в разных социальных нормах: политических, моральных, религиозных и пр. Эта информация содержит оценку ситуации со стороны общества.

На основе информации, полученной в достаточном объеме законными способами, правоприменителем дается итоговая юридическая оценка, которая и оформляется официальным правовым актом, реализация которого влечет правовые последствия.

Формы

На практике различаются:

  • Бесспорное, простое, упрощенное правоприменение. Оно не предполагает специальное изучение норм и привлечение к процессу других лиц. Примером можно назвать издание приказа директора предприятия о приеме гражданина на работу.
  • Правоприменение, осложненное спором или конфликтом. В этом случае для принятия решения необходимо провести полное исследование ситуации и собрать доказательства.

Юридически значимый спор

Такой конфликт можно рассматривать как своего рода противостояние субъектов права, имеющих разную юридическую позицию для защиты своих интересов. Между участниками правоотношений возникает спор, выраженный в совместном состязании. Оно может быть устным либо письменным. При этом каждая сторона отстаивает свою позицию и отвергает доводы противоположной стороны.

Гарантией объективного и справедливого разрешения спорной ситуации является ее публичность, состязательность и равенство участников. Обоснование позиции осуществляется в форме доказывания. Оно предполагает подачу информации с подтверждением. В результате сведения становятся убедительными и достоверными.

Установление истины

Оно считается одной из ключевых проблем правоприменения. Истиной считается свойство знаний о действительности. Выражается оно в соответствии с событиями, имевшими место реально.

В рассуждениях человек отражает мир таким, каким видит, а не таким, каким он является на самом деле. В этой связи истина зависит от субъективных способностей и возможностей конкретного индивида, средств и условий познания. Она может искажаться под влиянием множества объективных и субъективных факторов. Существующие погрешности в рассуждениях устраняются путем доказывания. В содержательном плане оно выступает не столько мысленным процессом, сколько коллегиальной процессуальной деятельностью.

Виды правоприменения

Классификацию можно проводить по разным признакам: в зависимости от проблем правоприменения, субъектов, объектов и пр.

Если говорить о субъектном составе, то можно выделить следующие виды:

Исполнительно-распорядительный. В эту категорию включают такие направления правоприменения, как контроль и конкретизация. Соответствующую деятельность осуществляют уполномоченные служащие, замещающие разные должности в исполнительных структурах. Суть их работы заключается в гармонизации публичных и частных интересов. В своей деятельности служащие должны следовать закону и отвечать ряду требований (обладать соответствующим уровнем профессионализма и компетентности).

Правоохранительный. В данном случае речь об установлении фактов, рассмотрении споров, применении санкций за нарушение закона. Эту деятельность осуществляют правоохранительные органы, которые не зависят ни от административных, ни от политических структур. Ключевое место среди них отведено судам.

Правоприменительные акты

Как выше говорилось, они выступают результатом реализации права. Правоприменительные акты представляют собой документы, закрепляющие государственно-властные, индивидуально-конкретные решения уполномоченных органов по определенному юридическому делу. Они рассматриваются как разновидность правовых актов. При этом правоприменительные документы имеют ряд особенностей:

  • Утверждаются уполномоченными госструктурами.
  • Обладают государственно-властным характером.
  • Имеют обязательную силу.
  • Закрепляют индивидуально-конкретные предписания.
  • Их реализация обеспечивается мерами государственного принуждения.

Виды актов

Классификация может осуществляться по:

  • Субъектам, которые принимают акты. В соответствии с этим признаком, выделяют решения исполнительных структур (к примеру, акт о начале призыва в ряды ВС, диплом о получении звания профессора и пр.) и правоохранительных институтов (например, постановления об открытии уголовного производства, об отказе в возбуждении дела и пр.).
  • Ключевым направлениям государственной деятельности в разных сферах. К примеру, акты могут издаваться в экономической области (постановление о выделении дотаций какому-то региону), военного дела (решение о предоставлении отсрочки от службы), культуры (решение о создании культурно-исторического центра народов России), охраны порядка (постановление о вменении денежного взыскания за нарушение ПДД).
  • Специфике предписания. По этому признаку различают регулятивные (они предназначены для фиксации, оформления, реализации правомерных действий) и охранительные акты (направленные на защиту интересов и прав субъектов).
  • Процедуре утверждения. Акты могут приниматься коллегиально (к примеру, решения Высшей комиссии Минобрнауки о присуждении научной степени) или единолично (указ о снятии с должности министра).
  • Времени действия. Существуют акты однократного (постановление о формировании комиссии по организации празднования юбилея города) и длящегося применения (решение о регистрации организации).
  • Значению. По этому признаку различают основные (к примеру, судебные приговоры), вспомогательные (определения о приобщении к делу материалов, предоставленных истцом), дополнительные акты (протокол заседания комиссии).

Правоприменительные документы также классифицируют в зависимости от территории. Акты могут приниматься на федеральном (к примеру, постановления правительства) и региональном уровне (решения областной администрации).

fb.ru

41. Понятие и виды правоприменения.

Правоприменение это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресата правовых норм реализацию принадлежащих и прав и обязанностей, а так же гарантировать контралл за данным процессом. Применение норм права осуществляется применительно к конкретным жизненным ситуациям путем вынесения индивидуальных решений в отношение индивидуально определенных лиц.

Правоприменение бывает двух видов — позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение — это то, которое осуществляется не по по­воду правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выде­ление земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное при­менение — это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение — это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

42. Соотношение материального и процессуального права в правоприменительной деятельности.

Так, к материальным регулятивным нормам принято относить те правовые нормы, которые непосредственно регулируют различные социальные сферы, формируя позитивное поведение их участников. Материальными будут и те охранительные нормы, которые обеспечивают действие материальных регулятивных норм. Например, нормы уголовного права по своей природе являются охранительными, и при этом общепризнано, что уголовно-правовые нормы — материальные. К материальным следует отнести и те процедурные нормы, которые регламентируют порядок реализации материальных регулятивных норм (или, по-другому, диспозиций материальных норм). С точки зрения близости к исходной социальной структуре эти процедурные нормы даже «более материальны», чем материальные охранительные (например, уголовно-правовые). С большей эффективностью границу между материальным и процессуальным в правовой системе можно провести, начав с предварительного установления общих признаков процессуально-правовых явлений. При этом следует исходить из той методологической предпосылки, что все процессуальные явления — процедурные. В самом общем виде процедуру в праве можно определить как порядок осуществления той или иной юридической деятельности. Все юридические процедуры можно поделить на две большие группы: правотворческие и правореализующие. В свою очередь, правореализующие процедуры бывают материальные и процессуальные. Процессуальная процедура — это порядок реализации материальных охранительных норм (по-другому — санкций). Соответственно, нормы, регламентирующие процедуру реализации санкций, являются процессуальными. Так, гражданское процессуальное право целиком представляет собой процедурную отрасль, назначение которой — регламентировать порядок реализации санкций гражданско-правовых норм, а уголовно-процессуальное право определяет порядок реализации норм уголовного права, которое в целом имеет охранительную природу и состоит из охранительных норм. Процессуальные нормы способны и имеют тенденцию к законодательному обособлению (что мы и видим на примере с гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным правом). Такое обособление может иметь место и в рамках единого нормативного акта, как это сделано с административно-процессуальными нормами в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Материально-процедурные нормы, будучи нормальным и обязательным условием (формой) реализации некоторых материальных регулятивных норм, существуют с ними в единых «связках» и законодательно никаким образом от них не могут быть обособлены.

studfiles.net

виды и структура :: BusinessMan.ru

Процедура введения правоприменительных актов является важнейшей функцией компетентных государственных органов. Выносятся правовые предписания, имеющие конкретно-индивидуальный характер. Речь идет об очень сложном юридическом процессе, который будет подробно рассмотрен в этой статье.

Применение права: что это за процесс?

В правовой науке применением права называют особую деятельность компетентных инстанций по реализации юридических норм. Осуществляется эта деятельность путем вынесения отдельных государственных предписаний.

Далеко не все властные структуры наделены возможностью правоприменения. Не применяет юридические нормы и гражданин — за исключением разве что случаев самозащиты. Так кто же занимается деятельностью правоприменительного характера? Закон указывает на правоохранительные органы. Это инстанции по внутренним делам, полиция, судебные приставы, ФСКН и ФСИН, таможни и т. д. Основными формами правоприменения являются законное насилие и принуждение. Реализуются эти формы непосредственно. Основной их целью является предотвращение правонарушения или преступления.

Ярким примером применения права является деятельность судебных инстанций. Именно эти органы выносят решения по гражданским делам, реализуя свои властные полномочия.

Правоприменительный акт

Особую роль в системе применения правовых норм играет документ правоприменительного характера. Это специальный документ, имеющий официальный правовой характер. Акт содержит в себе индивидуальное властное предписание компетентной инстанции, выносимое по итогу юридического дела.

Акты правоприменения призваны обеспечивать действие закона, то есть претворять его в жизнь. Такие документы являются важнейшими элементами юридической государственной системы. Стоит также дополнить, что правоприменительный акт определяет отсутствие или наличие юридических обязанностей или субъективных прав. Документ позволяет обнаружить меру воздействия полномочий и функций того или иного лица.

Признаки актов правоприменения

Первым признаком правоприменительного акта или правового акта является властный характер, обеспечиваемый принудительной государственной силой. Все закрепленные в документе предписания должны обладать обязательным для всех значением. Простой пример — судебное постановление. Человеку возвращается изъятое ранее имущество. За нарушение этой нормы на соответствующее лицо будет возложена ответственность.

Второй признак — это индивидуальность правоприменительного акта. В отличие от сборников законов, акты применения норм направлены на конкретных лиц и на конкретные случаи.

Третий и, наверное, самый очевидный признак — это законность. Выносимое постановление не должно противоречить установленным правовым нормам. Здесь же стоит выделить и четвертый признак, в котором говорится о необходимости издавать акты правоприменения в установленной законом форме с точным наименованием.

Структура правоприменительного акта

Как должен быть оформлен акт применения права? Суды, органы прокуратуры, приставы и прочие правоохранительные инстанции должны издавать документы, в которых содержались бы следующие элементы:

  • Введение. Здесь указывается наименование акта и издавшего его органа, место, время, адресат и прочие общие положения.
  • Описание. Тут излагаются факты по делу, что являются предметом рассмотрения. Фиксируется, когда, кем и как были совершены те или иные действия.
  • Мотивировочные положения. Здесь предоставляются обоснования принимаемого решения, анализируются доказательства, подтверждающие отсутствие или наличие выявленных фактов.
  • Результативная часть. Тут приводится содержание решения.

Таким образом, документы применения права должны состоять из четырех конкретных частей. Акты, составленные в иных формах, не будут признаваться правоприменительными.

Разновидности актов

Специалисты в области юриспруденции разработали огромное количество классификаций, по которым можно определить разновидности актов правоприменения. При этом большинство таких актов представляют собой классические документы, в которых есть текст, четко установленная структура, юридическая терминология и правовые конструкции. Могут также выделяться типизированные формуляры актов. Они упорядочивают юридическую работу, вносят некоторую определенность и строгость. Виды и примеры правоприменительных актов целиков зависят от того, в какой именно сфере такие бумаги были составлены. Например, гражданской, уголовной, административной и т. д.

Стоит отметить, что нормативно-правовые и правоприменительные акты — это совершенно разные группы документов. В группу нормативных актов могут входить, например, указы. Их необходимо отличать от актов правоприменения. Основным же отличием правоприменительных документов является их направленность на конкретных индивидов. Простые же нормативные документы всегда имеют общий характер, так как адресованы группам лиц, общественным объединениям или даже всему населению.

Первая группа классификаций

Специалисты в области юриспруденции разработали немалое количество классификаций, отражающих основные виды правоприменительных актов. Первая и самая распространенная классификация повествует об актах по областям воздействия. Так, документы могут существовать во времени в виде актов однократного (штрафы) и продолжительного (зачисление в университет) воздействия. Есть также акты в пространстве. Определяются они в зависимости от того, где именно было совершено рассматриваемое должностными лицами деяние. Такие акты могут работать как в кругу лиц, так и применяться к отдельным индивидуумам.

Вторая классификация связана с тем, какие именно субъекты формируют акты правоприменения. Это могут быть контрольно-надзорные органы, а также исполнительные или законодательные инстанции.

Третья классификация определяет виды актов в зависимости от их названия. Это могут быть президентские указы, протоколы, резолюции, представления, приказы, постановления и т. д.

Вторая группа классификаций

Акты применения права делятся также на разновидности в зависимости от отраслевой принадлежности. Здесь стоит выделить уголовное право (судебный приговор), гражданскую сферу (постановление об изъятии имущества), и другие правовые отрасли.

Следующая классификация связана с функциональными признаками нормативных и правоприменительных актов. Документы бывают регламентирующими, правообеспечительными и правонаделительными.

На коллегиальные и единоначальные делятся документы по классификации, связанной со способами принятия актов. Коллегиальный документ применения права — это, например, постановление нижней палаты Парламента о формировании комиссии согласительного характера. Самый распространенный тип единоначального документа — это приказ директора о принятии на рабочее место нового сотрудника.

По способу выражения документы делятся на акты в виде символов, действий и простых документов. По характеру содержания документы бывают управомочивающими (поощрительными), обязывающими и запрещающими.

Третья группа классификаций

Само понятие правоприменительного акта предполагает регулирование общественных отношений. При этом содержание таких отношений может иметь различный характер. Так, акты могут выполнять функции юридического регулирования следующего рода:

  • охранительные — издаются в связи с совершением правонарушения;
  • регулятивные — устанавливают обязанности и права граждан.

Все акты обладают особым юридическим значением. В данном случае документы делятся на вспомогательные и основные. Основными актами именуют документы, содержащие в себе веление. Как правило, это приговор — соответствующее судебное решение. Вспомогательные документы содержат предписания, которые готовят издание основных актов.

Последняя классификация связана с правовыми последствиями применения актов. Последствия бывают правопрекращающие, правообразующие или правоизменяющие. При этом подобное деление несколько условно: один акт может отражать в себе все представленные последствия.

Требования к правовому акту

Первым и основным требованием к актам правоприменительного характера является законность. При разрешении конкретной ситуации правоохранительная инстанция должна основываться на определенной правовой норме или же их совокупности. Действовать государственные органы обязаны в строжайших рамках своей компетенции. Законность включает в себя четыре требования:

  • соблюдение норм процессуального характера;
  • вынесение решение по делу в соответствии с законными санкциями;
  • соблюдение органами требований подсудности, подведомственности и т. д.;
  • применение верной юридической квалификации.

Обоснованность и целесообразность также являются требованиями. В случае с обоснованностью все просто: выявленные факты должны относиться к рассматриваемому делу. Целесообразность же предполагает выражение воли народа — прямой или опосредованной, а также точное определение необходимых с точки зрения законодателя требований.

businessman.ru

3.3. Понятие правоприменительного акта и его виды.

Правоприменительный актэто государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.

Правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность поскольку выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений, реализуют определенные социальные цели одновременно с нормативными правовыми актами.

Признаки акта применения права:

  1. Государственное решение властного субъекта по конкретному юридическому делу компетентного органа государственной власти ли должностного лица.

  2. Содержит властное волеизъявление, обязательное для соблюдения и исполнения теми субъектами права, кому оно адресовано.

  3. Исполнение акта обеспечивается государственным принуждением.

  4. Имеет процессуальную форму выражения (приговор, решение, и т. д.).

  5. Носит персонифицированный характер и регулирует конкретные общественные отношения.

Различают следующие виды правоприменительных актов.

  1. По субъектам, осуществляющим применение права, выделяют акты:

• федеральных органов государственной власти.

• органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

• органов местного самоуправления.

• органов судебной власти.

• органов исполнительной власти.

• издаваемые администрацией предприятий, учреждений, организаций.

  1. По предмету правового регулирования, то есть по отраслям применяемых норм, различают акты:

• конституционно-правовые.

• гражданско-правовые.

• административно-правовые.

• уголовно-правовые.

• процессуально-правовые.

  1. По форме правоприменительной деятельности выделяют акты:

• регулятивные, связанные с реализацией диспозиции правовых норм.

• правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за

совершенное правонарушение, а также с применением мер по их

предупреждению.

3.4.Структура правоприменительного акта

Правоприменительный акт обычно включает четыре части – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.

Вводная часть содержит наименование акта (приказ, решение, приговор, постановление, определение, распоряжение и т.д.), место и дату его принятия, наименование властного органа или уполномоченного лица, принявшего решение.

В описательной части приводятся факты, являющиеся предметом исследования, рассматриваются обстоятельства и способы совершения определенных действий, т.е. когда, где и кем они совершены.

В мотивировочной части излагается анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств юридического дела, обоснование данной правовая квалификация, официальное разъяснение применяемого нормативно-правового акта и процессуальные нормы, которыми руководствовался уполномоченный субъект.

Резолютивная часть содержит принятое решение по конкретному юридическому делу (формулируются права и обязанности сторон, мера юридической ответственности).

studfiles.net

Тема 16. Государственные правоприменительные органы — Студопедия.Нет

Учебные вопросы:

1. Понятие и виды государственных правоприменительных органов, содействующих правоохране

2. Налоговые и иные финансовые органы

3. Судебно-экспертные учреждения

4. Государственные нотариальные органы

5. Органы записи актов гражданского состояния

Тема 17. Негосударственные правоприменительные органы

Учебные вопросы:

1. Понятие и виды негосударственных правоприменительных органов, содействующих правоохране

2. Понятие и значение органов судейского сообщества. Виды органов судейского сообщества и их основные характеристики

3. Правовой статус квалификационных коллегий судей

4. Третейские суды

5. Товарищеские суды

6. Адвокатура

7. Частный нотариат

8. Частные детективные и охранные службы

9. Негосударственные судебно-экспертные учреждения

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа предполагает работу со СПС «Гарант» и «Консультант +»: приобретения навыков исследования нормативно-правовых актов и кодифицированного законодательства.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Проведение лекционных и семинарских занятий, тестирование студентов на предмет определения остаточных знаний по пройденным разделам дисциплины, решение ситуационных задач для наработки навыков использования правовых и моральных норм в процессе административной деятельности правоохранительных органов. В рамках внеаудиторной работы, для приобретения навыков работы с нормативно-правовыми актами, кодифицированным законодательством предусмотрена подготовка докладов и рефератов по актуальным вопросам и их правовая оценка.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Вопросы к экзамену по дисциплине «Правоохранительные органы»

 

1. Понятие правоохранительной деятельности и её основные признаки.

2. Система правоохранительных органов, их задачи и основные направления деятельности.

3. Предмет дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации», её соотношение с другими юридическими дисциплинами.

4. Общая характеристика законов и иных нормативных правовых актов о правоохранительных органах.

5. Судебная власть и ее соотношение с законодательной и исполнительной ветвями государственной власти. Общая характеристика полномочий судебной власти.

6. Понятие, структура и отличительные черты судебной системы Российской Федерации.

7. Понятие и виды звеньев судебной системы и судебных инстанций.

8. Принцип законности при осуществлении правосудия.

9. Принцип осуществления правосудия только судом.

10. Принцип независимости судей и подчинения их закону.

11. Принцип гласности судебного разбирательства.

12. Принцип обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда.

13. Принцип равенства всех перед законом и судом.

14. Принцип состязательности и равноправия сторон.

15. Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту.

16. Принцип презумпции невиновности.

17. Принцип языка судопроизводства.

18. Конституционный Суд Российской Федерации и его место в российской судебной системе.

19. Решения Конституционного Суда РФ: виды, порядок принятия и юридическое значение.

20. Виды федеральных судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия.

21. Верховный Суд Российской Федерации: состав, структура, порядок формирования и компетенция.

22. Пленум Верховного Суда РФ: состав, порядок формирования, полномочия. Разъяснения Пленума по вопросам формирования судебной практики; их значение для правоохранительной деятельности.

23. Президиум Верховного Суда РФ: состав, порядок формирования, полномочия.

24. Судебные коллегии Верховного Суда РФ: состав, порядок формирования, полномочия. Особенности компетенции Военной коллегии. Кассационная коллегия, её полномочия.

25. Верховные суды республик; краевые, областные, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) суды; суды автономных объединений: состав, структура, порядок формирования, компетенция. Их место в судебной системе.

26. Районный (городской) суд, порядок образования, полномочия и роль в судебной системе страны. Состав районного (городского) суда. Председатель суда, его права и обязанности. Организация работы в районном (городском) суде. Аппарат суда, его состав и задачи.

27. Мировые судьи. Порядок назначения на должность и их полномочия.

28. Военные суды и их место в судебной системе РФ. Принципы организации и деятельности. Система военных судов: порядок формирования, компетенция. Подсудность военных судов различных звеньев.

29. Система арбитражных судов и их место в судебной системе Российской Федерации. Виды арбитражных судов, их задачи и полномочия.

30.Состав, структура и полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Компетенция Пленума, Президиума и судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ. Судебные составы.

31. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его полномочия.

32. Совет председателей арбитражных судов при Высшем Арбитражном Суде РФ, его компетенция. Научно-консультативный совет Высшего Арбитражного Суда РФ.

33. Состав, структура и полномочия федеральных арбитражных судов округов (арбитражные кассационные суды). Президиум, судебные коллегии и судебные составы федерального арбитражного суда округа.

34. Состав, структура и компетенция арбитражных апелляционных судов. Председатель арбитражного апелляционного суда, его компетенция.

35. Состав и структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Полномочия арбитражных судов основного звена.

36. Судейское сообщество: понятие и состав. Органы судейского сообщества, их задачи и компетенция.

37. Статус судей Российской Федерации. Формирование судейского корпуса. Условия и порядок наделения кандидатов в судьи судейскими полномочиями. Срок этих полномочий.

38. Механизм обеспечения независимости судей, гарантии их неприкосновенности. Особые условия приостановления и прекращения полномочий судей.

39. Квалификационные коллегии судей: порядок формирования и полномочия. Квалификационная аттестация судей: понятие и основания проведения.

40. Статус присяжных заседателей, их права и обязанности; порядок наделения полномочиями.

41. Судебный департамент при Верховном Суде РФ: Система органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Функции и полномочия органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Администраторы судов, их функции.

42. Судебные приставы: их категории, полномочия и обязанности по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных решений. Структура Службы судебных приставов.

43. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

44. Прокуратура Российской Федерации: понятие и положение в системе государственных органов. Задачи прокуратуры, принципы её организации и деятельности.

45. Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры. Общий надзор прокуратуры. Акты реагирования прокурора на нарушения закона.

46. Система органов прокуратуры и их организация. Прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Природоохранная прокуратура. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Задачи, функции, компетенция.

47. Генеральная прокуратура РФ, её структура. Коллегия Генеральной прокуратуры РФ, порядок её образования, состав, компетенция. Научно-консультативный совет.

48. Порядок наделения прокуроров полномочиями и освобождение их от должности. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей прокуратуры.

49. Военная прокуратура, её функции, задачи, компетенция. Система органов военной прокуратуры, особенности её структуры.

50. Меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей. Гарантии неприкосновенности прокуроров и следователей.

51. Оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие: их задачи и общая характеристика.

52. Круг органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность; пределы их полномочий. Взаимодействие с органами дознания и предварительного следствия по раскрытию и расследованию преступлений.

53. Органы дознания: понятие, виды, полномочия при расследовании уголовных дел. Производство неотложных следственных действий. Компетенция начальника органа дознания и дознавателя.

54. Правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя. Начальник следственного отдела. Структура органов предварительного следствия.

55. Система органов Министерства внутренних дел.

56. Организация милиции в России.

57. Федеральная миграционная служба.

58.Понятие безопасности и система обеспечения безопасности в Российской Федерации.

59. Федеральная служба безопасности РФ. Иные органы обеспечения безопасности.

60. Общая характеристика таможенных органов. Федеральная таможенная служба и система ее органов. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями.

61. Функции нотариата. Нотариальные органы: государственные нотариальные конторы и нотариусы, занимающиеся частной нотариальной практикой; должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий; должностные лица консульских учреждений.

62. Нотариальные палаты, их состав и полномочия. Федеральная нотариальная палата: её полномочия. Государственный контроль за деятельностью нотариусов.

63. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность нотариуса. Порядок назначения на должность. Права и обязанности нотариусов.

64. Виды нотариальных действий и правила их совершения. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой.

65. Понятие адвокатской деятельности и адвоката. Права и обязанности адвоката. Статус адвоката.

66. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры. Формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Порядок их учреждений.

67. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации: понятие, цели и порядок образования.

68. Собрание (конференция) адвокатов как высший орган адвокатской палаты субъекта Федерации. Совет адвокатской палаты, ревизионная комиссия, квалификационная комиссия: понятие и полномочия.

69. Понятие и виды негосударственных правоприменительных органов, содействующих правоохране. Третейские суды. Товарищеские суды. Частный нотариат. Частные детективные и охранные службы. Негосударственные судебно-экспертные учреждения.

70. Основные функции Следственного комитета Российской Федерации.

71. Реформирование органов внутренних дел Российской Федерации.          

72. Основные задачи и функции Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

73. Каковы задачи и функции Федеральной таможенной службы.

74. Каковы состав, задачи, функции, права таможни.

75. Каковы состав, задачи, функции и права таможенных постов.

76. Частные детективы в РФ.

77. Таможенные органы в РФ.

78. Понятие правоохранительной государственной службы.

79. Внутренние войска МВД России.

80. Уголовно-исполнительная система в РФ.

81. Статус Конституционного (Уставного) суда в субъекте Российской Федерации и виды принимаемых решений.

82. Правоохранительные органы зарубежных стран (на примере стран Содружества Независимых Государств).

83. Федеральные органы государственной охраны.

84. Понятие безопасности, ее основные объекты.

85. Правовой статус МВД России.

86. Полномочия Следственного комитета РФ.

87. Система органов Следственного комитета РФ.

88. Основные направления реформирования органов внутренних дел.

89. Компетенция Судебного департамента по организации деятельности мировых судей.

90. Система органов входящих в милицию общественной безопасности.

 

 

studopedia.net

«Правоведение»

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н. Э. БАУМАНА

Домашнее задание по курсу

Вариант 1

Выполнил: Репин Олег

группа РЛ1-81

Москва, 2008 Содержание

Содержание 2

1. Понятие, основания правоприменительной деятельности 2

2. Основные стадии правоприменительной деятельности 4

3. Правоприменительные акты, их виды 6

4. Толкование норм права 7

5. Пример правоприменительного акта. Основание необходимости его появления 9

Список литературы 10

1. Понятие, основания правоприменительной деятельности

Правоприменительная деятельность – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы не возможна при использовании непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи можно сгруппировать в несколько больших групп:

  • когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лице компетентных органов (например, назначение пенсии или призыв на военную службу).

  • когда нужно установить наличие или отсутствие конкретных юридических фактов или официально зарегистрировать определенные юридические действия (например, признание человека умершим или нотариальное удостоверение какой-либо сделки).

  • когда правовой спор не может быть разрешен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества при разводе).

  • когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания).

С помощью правоприменительной деятельности устраняются противоречия не только во всех сферах общественной жизни, но и в самой правовой системе. Например, при столкновении компетентного органа с той или иной проблемой в области применения права, внимание должностных лиц обращается на несовершенство законодательства в данном вопросе, на опыте правоприменительной деятельности базируются законодатели при разработке новых и доработке действующих правовых норм. Материалы правоприменения говорят об определенных недостатках в работе самих компетентных органов и показывают пути их устранения.

Применение права обладает рядом существенных признаков.

  • Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством (остальными формами реализации права могут заниматься все субъекты права). К числу таких органов относятся законодательные, исполнительные, судебные, надзорно-контрольные, негосударственные организации.

  • Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того, какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения.

  • В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах. Необходимость соблюдения процессуальной формы при правоприменении вытекает, прежде всего, из соблюдения требования законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском процессах). Соблюдение процедуры правоприменения служит важной гарантией охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и государства.

  • В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний, в которых определены права и обязанности участников какого-либо правоотношения. Оформляются они индивидуально-конкретными актами применения права.

  • В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только федерального, но и местного уровней

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *