Правовые принципы в системе социальных принципов – Принципы трудового права в системе социальных и правовых принципов (понятие, классификация, конкретные принципы, их краткая характеристика)

Содержание

Принципы трудового права в системе социальных и правовых принципов (понятие, классификация, конкретные принципы, их краткая характеристика)

под принципом понимается основополагающая, главная идей направления развития чего-либо. Помимо правовых принципов выделяют: экономические, политические, моральные и т.д. Их содержание, как правило, зависит от 2х условий:

1) от содержания реально развивающихся общественных отношений в обществе;

2) от представления субъектов, разрабатывающих, либо вырабатывающие данные принципы.

Т.к. процесс выработки и обоснования правовых принципов доступен лишь отдельным личностям.

Понятие и виды правовых принципов

Правовой принцип – это закрепленное в действующем законодательстве, основная идея, руководящее начало, выражающее сущность, направление развития и закономерности правового регулирования общественных отношений.

Правовые принципы могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) в зависимости от уровня регулирования:

А) международные общепризнанные принципы ТП. В теории ТП нет определенности по вопросу о том, что понимать под общепризнанными принципами международного ТП.

Б) отечественные принципы, выражающие сущность российского права;

В) межотраслевые принципы – выражают сущность 2х или более отраслей Российского права;

Г) отраслевые;Д) принципы, выражающие отдельные институты;

Е) принципы отдельных законодательных актов;

2) В зависимости от сферы их практического применения:

А) применяемые в правоприменительной деятельности и в правотворчестве; необходимо отметить, что в процессе правотворчества широко используются правовые принципы. В правоприменительной деятельности, правовые принципы используются при наличии пробелов в праве, в процессе применения основных средств преодоления пробелов в праве, широко используются правовые принципы.

Б) при наличии оценочных понятий в праве: «добросовестное выполнение труда», «грубое нарушение трудовых обязанностей» и т.д. ;

Г) в тех случаях правоприменения, когда законодатель предусматривает выбор варианта поведения для субъекта 3)Правовые принципы также классифицируются в зависимости от стадии развития трудового правоотношения:



А) стадия возникновения трудовых отношений, из принципа равенства человека и гражданина перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), вытекает принцип о запрещении необоснованных отказов в приеме на работу в связи с дискриминационными обстоятельствами. Из принципа свободы труда (ст.37 Конституции РФ) вытекает принцип деятельности работодателя Также отсюда вытекает принцип деятельности работников, которые вправе в любое время по собственному желанию расторгать трудовой договор. Также из ст. 37 Конституции РФ вытекает принцип деятельности работодателя и профсоюза о недопустимости увольнения работников, по основаниям, не указанным в законе.

Б) Стадия действия трудовых отношений. Из ст.20 Конституции РФ, закрепляющее право на жизнь вытекает принцип деятельности работодателя и профсоюза, которые обязаны обеспечит всемерную охрану жизни и здоровья работников в процессе труда. Из ст. 37 Конституции РФ, закрепляющее право на труд в условиях гигиены, выходит принцип обеспечения всех надлежащих условий. Еще из Конституции РФ выходит принцип, по которому работник может в любое время отказаться от выполнения работ, которые угрожают жизни и здоровью работника. Из ст. 37 конституции РФ вытекает принцип запрещения выполнения работ, не обозначенных в трудовом договоре, за исключением случаев прописанных в законе. Равенство прав, свобод и возможностей (ст.18 Конституции РФ) вытекает принцип деятельности руководителя и председателя профсоюза об оплате труда, как индивидуальных так и коллективных условий труда, не ниже установленного законом МРОТ.

В) стадия участия работников в управлении работников. Из общего права участвовать в управлении делами государства, ст. 32 Конституции, вытекает принцип деятельности трудового коллектива по обсуждению производственных и непосредственно связанных с производством вопросов по участии работников в управлении организации. Из этого же права вытекает принцип деятельности работника и работодателя по созданию необходимых условий для участия работников в правлении государства. Из конституционного права на объединении (ст.30 Конституции РФ) вытекает принцип деятельности профсоюза как представителя деятельности работников, в том числе их обязанность добросовестно выполнять, возложенные на них обязанности законных представителей. Из ст. 31 Конституции РФ вытекает принцип деятельности трудового коллектива по возможности собираться в любое время, мирно проводить собрания и конференции трудового коллектива.

Г) стадия защиты трудовых прав. Из конституционного права на индивидуально-трудовые споры (ст. 37 Конституции) вытекает принцип деятельности суда и других юрисдикционных органах о недопустимости отказов в защите нарушенного трудового права.

4) в зависимости от видов правового регулирования:

А) нормативное регулирование – принцип создания правовых норм на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Принцип закрепления минимального уровня трудовых прав и льгот на централизованном уровне с предоставлением возможности их повышения на более низких уровнях (отраслевой, местный, локальный). Принцип сочетания императивного и индивидуально-договорного регулирования. Принцип сочетания единства и дифференциации при установлении норм права

Б) индивидуальное регулирование – принцип сочетания индивидуального регулирования и правоприменительной деятельности работодателя. Принцип регулирования индивидуальных прав работника и обговоренных сторонами функций работников.

megaobuchalka.ru

Глава 3. Принципы права социального обеспечения

§ 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения.

§ 2. Содержание принципов права социального обеспечения. § 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды ученых стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки

1. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы – это принципы «права своего времени»1

При данной позиции авторов возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.

Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы

2.

Вместе с тем, различая эти понятия, следует отметить тесную связь между ними, поскольку принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу вряд ли возможно, поскольку эффективность и целесообразность многих правовых положений, принимаемых в такой период, не носит устойчивого, проверенного опытным путем характера. Одно из основных назначений правовых принципов – гарантировать стабильность руководящих начал в настоящей и будущей национальной правовой системе, в связи с чем они не могут быть краткосрочными. Так, например, в ст. 4 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»

3 закреплены и конкретизированы основные принципы обязательного социального страхования, отражающие общепризнанные мировым сообществом основополагающие, руководящие идеи, которые должны пронизывать правовое регулирование данной организационно – правовой формы социального обеспечения работающих по найму. Они содержатся в целом ряде международных актов, посвященных вопросам обязательного социального страхования, а также в российских федеральных законах. К ним относятся:

— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

— всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

— государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

— паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

— обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

— ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

— обеспечение надзора и общественного контроля;

— автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Реализация указанных принципов должна гарантироваться всей системой нормативных правовых актов, нормы которых регулируют различные виды общественных отношений, возникающих в сфере обязательного социального страхования.

Система принципов права имеет свою структуру. Так, по сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

— общеправовые, свойственные всем отраслям права;

— межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;

— отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

— внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им социально-экономических прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека; гарантированность охраны его жизни и здоровья; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, они пронизывают содержание норм таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения1.

Общеправовые и межотраслевые принципы, отражая специфику предмета и метода правового регулирования права социального обеспечения, находят свою конкретизацию в отраслевых принципах.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта (основ или кодекса), где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены выводить их из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось, что государственное страхование рабочих должно:

— обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;

— страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;

— все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;

— всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных1.

Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы – одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой – указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов.Например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит: связь обеспечения, как правило, с трудом; обеспечение не только граждан, но и их семей; свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими; приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан; зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума1. Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы: всеобщность; дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков и иных социально значимых обстоятельств, установленных законом; ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни.2

Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие отрасли права социального обеспечения.

Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложенные Э. Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

— осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

— дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

— обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

— гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

— многообразие видов социального обеспечения;

— участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав1.

Очевидно, что среди основных отраслевых принципов в указанной выше системе должен содержаться и такой как принцип всеобщности социального обеспечения.

Выше уже говорилось, что в структуре принципов, классифицируемых по сфере их действия, выделяют также принципы отдельных институтов той или иной отрасли – внутриотраслевые принципы.

В российском социально — обеспечительном законодательстве последних лет прослеживается тенденция закрепления непосредственно в нормах права внутриотраслевых принципов. Так, в ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2015 г., закреплены, например, принципы института социального обслуживания.

Неоднократно предпринимались попытки закрепить в нормативных правовых актах принципы одного из основных институтов отрасли – института пенсионного обеспечения. Например,постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой были сформулированы следующие принципы:

— каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

— каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

— каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

— финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики;

— средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета1.

Указанные выше принципы нельзя признать универсальными, поскольку они не отразили, например, таких основополагающих идей как гарантированности получателям пенсий достойного уровня жизни, позволяющего удовлетворять основные потребности человека; дифференциацию в пенсионном обеспечении каждого «как члена общества» и того, кто трудился. Другими словами, не была подтверждена приверженность нашей страны некоторым, очень важным социальным стандартам в области пенсионного обеспечения, закрепленным в различных международных актах.

В то же время, руководящие начала, раскрывающие основные общепризнанные сущностные признаки обязательного социального страхования, включая пенсионное страхование, в них отражены. Это принципиально важно, поскольку в последующих решениях, направленных на «совершенствование пенсионной системы», четко просматривается основная и, по существу, единственная цель — сокращение расходов на пенсионное обеспечение. Такая тенденция «реформирования» не может не привести уже в обозримом будущем к снижению достаточно низкого и в настоящее время общего уровня пенсионного обеспечения, а в итоге и к девальвации общепризнанных принципов обязательного пенсионного страхования. Такой процесс уже начался. Так, например, один из основных страховых принципов – принцип солидарности поколений при финансировании страховых пенсий подвергся корректировке в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности, в ней указывалось, что «в целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования»1.

Введение обязательного накопительного механизма в пенсионную систему, которая сформировалась на основе принципов обязательного социального страхования, привносит в эту систему элементы коммерциализации, поскольку размер пенсий будет зависеть не столько от таких юридических фактов как размер страхуемого заработка и длительность страхового стажа, сколько от конъюктуры финансовых рынков в стране, которые видят в пенсионных накоплениях «длинные деньги», так необходимые для ведения финансового бизнеса. Средства, идущие на будущие накопительные пенсии, изымаются из Пенсионного фонда РФ, гарантирующего функционирование распределительной пенсионной системы, тем самым нарушается один из основополагающих принципов обязательного пенсионного страхования «принцип солидарности поколений», поскольку резко сокращаются возможности повышения общего уровня пенсионного обеспечения сегодняшних пенсионеров. Формирование накопительных пенсионных систем, в отличие от социально-страховых, требует не публичного, а частно-договорного регулирования, обеспечиваемого нормами гражданского права.

Замена распределительного пенсионного обеспечения накопительным расценивается специалистами как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные интересы десятков миллионов людей1.

Накопительная модель не характерна для европейских стран и не поддерживается МОТ. В связи с повышением уровня инфляции большинство стран после первой мировой войны отказались от накопительной пенсионной системы. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Инфляция за несколько лет (1917-1918 гг.) съела весь резерв и оставила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца2.

При реализации накопительной модели в Чили «доходность пенсионных сбережений оказалась вдвое ниже расчетной, что привело к необходимости государственной помощи пенсионным фондам»3.

Обязательный накопительный компонент в национальной пенсионной системе, действующий в России с 2002 г., завел ее в тупик, поскольку изъятие из распределительной системы средств на накопительные пенсии приводит к дефициту бюджета Пенсионного фонда РФ и необходимости выделения недостающих средств из федерального бюджета страны, что дискредитирует принципы обязательного пенсионного страхования.

Принципы правового регулирования общественных отношений – это не застывшая догма, а развивающаяся правовая категория, на которую оказывают влияние многочисленные факторы1, однако при всей их динамичности они не могут низвергать те основополагающие начала, которые сформировались в результате развития того или иного явления – в данном случае института обязательного социального страхования, – на протяжении достаточно длительного исторического пути и являются общепризнанными на международном уровне.

studfiles.net

Глава 1 «Понятие принципов права социального обеспечения»

    1. Общая характеристика принципов социального обеспечения

Самостоятельность данной правовой отрасли характеризует не только наличие собственного предмета, а также метода регулирования права общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, которые по своей сути объединяют отдельные нормы в отраслевую систему, которые в последствие выражают саму сущность норм этой отрасли, которые определяют положение правовых субъектов и присущие им систему прав и обязанностей.

При изучении вопроса, касающегося принципов права социального обеспечения, требуется знание общих теоретических положений, которые определяли бы понятие принципа права. В теории права под принципами права понимаются руководящие идеи, выражающие сущность, свойства и направленность развития норм права в рамках всей правовой системы или же каких-либо её отдельных отраслей или институтов.

Довольно долгое, продолжительное время данная формулировка о принципах права являлась традиционной, однако, если заметить, в последние годы взгляды учёных на этот счёт изменились. Споры в конечном итоге сводятся к тому, что, вообще являются ли правовые принципы только лишь «руководящими идеями» и вследствие этого будет достаточным вывести их из смысла норм права, или же они в обязательном порядке должны закрепляться в этих нормах. По мнению некоторого ряда учёных, определение принципа права только как некой основной, руководящей идеей без закрепления её в праве, перенесло бы эту категорию в область правосознания или, как вариант, в область правовой науки. Идеи права могут довольно сильно опережать право, находящееся в действии, и появиться за столетия до их реального воплощения в нормах права. Принципы права же- это принципы « права своего времени».1

1.2 Понятие принципов в системе права

Принципы права – это основополагающие идеи, так называемые руководящие начала, которые определяют саму суть и направление развития норм права в какой-либо определённой сфере общественных отношений, данные принципы закреплены в нормах права, или же исходят из их содержания. Может возникнуть вопрос: если в законодательстве закреплены принципы, то в чем есть отличие их от правовых норм? Отличие принципов от правовых норм состоит в том, что правовые принципы, которые устанавливают общее правило поведения, руководствуясь основными идеями, не содержат всех элементов правовой нормы, а это:

 Гипотеза

 Диспозиция

 Санкция

И вот поэтому, с помощью принципа нельзя урегулировать всесторонне какое-либо конкретное правоотношение, касающееся субъектов права. Так же принципы права являются более долговечны, нежели правовые нормы. Ведь они определяют саму сущность и содержание правовых норм не только тех, которые действуют, но и тех, которые будут действовать, таким образом, сами тенденции законодательного развития. В соответствии с принципами и осуществляется толкование норм, особенно в случаях, когда имеются в них противоречия или же пробелы. Принципы имеют своё проявление в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать принципам права.

Перейдем непосредственно к самим принципам.

По действию правовые принципы классифицируют на:

•общеправовые

•межотраслевые,

•отраслевые

•внутриотраслевые.

Перейдем к общеправовым принципам.

Общеправовые принципы представляют собой основополагающие идеи, начала, которые непосредственно определяют наиболее существенные черты права какой- либо конкретной страны. К их числу таких принципов, принято относить:

•принцип социальной справедливости

•принцип гуманизма

•принцип равноправия

•принцип законности, а также некоторые другие. Данные принципы сформированы общепризнанными принципами и нормами международного права. Так же общеправовыми принципами являются:

■ Гарантированность и признание в Российской Федерации свобод и прав человека и гражданина

■ Неотчуждаемость основных свобод и прав человека, которые должны принадлежать каждому от рождения

■ права и свободы человека и гражданина признаются непосредственно действующими

■ Все равны перед законом и судом

■ Равенство свобод и прав женщины и мужчины, а также равенство возможностей для реализации их

■ Право человека и гражданина на объединение для защиты своих интересов

■ Гарантированность защиты со стороны государства защиты свобод и прав, включая судебную защиту и другую.

Межотраслевые принципы — данные принципы характеры для ряда правовых отраслей, нормы межотраслевых принципов являются регулятором общественных отношений, которые связаны с реализацией предоставленных гражданам прав. Такие принципы относят к межотраслевым:

■ Обеспечение со стороны государства свободного развития человека и предоставление достойного уровня жизни

■ Обеспечение со стороны государства поддержку семьи, детства, материнства, отцовства, недееспособных граждан и пожилых людей

■ Запрет на принудительный труд.

Вышеперечисленные принципы являются более характерными для таких отраслей права как: трудовое право, право социального обеспечения и семейное право. Отраслевые принципы характеризуют, как правило, наиболее существенные черты определённой отрасли права. Через данные принципы образуются общеправовые и межотраслевые принципы права.

По мнению Э.Г. Тучковой можно выделить следующие отраслевые принципы:

■ Социальное обеспечение в стране осуществляется за счёт платежей страховых, а так же и за счет средств Федерального бюджета

■ Дифференциация видов, уровня и условий обеспечения гражданина со стороны государства, которое зависит от трудового вклада, причин нуждаемости и других социально — значимых обстоятельств

■ Обязанность со стороны государства гарантировать уровень социального обеспечения, который составлял бы не ниже прожиточного минимума

■ Гарантированность со стороны государства социальной помощи человеку, которая ему необходима, в силу возникших обстоятельств, которые признавались бы социально значимыми

■ Многообразие видов

■ Участие объединений общественных, которые представляют интересы граждан, в принятии, разработке и осуществлении на деле их решений, вопросов касающихся социального обеспечения а также защиты их прав.1

То, какое имеют выражение принципы советского права социального обеспечения можно найти в трудах А.Д.Зайкина, В.С. Андреева, А.Н. Егорова, Р.И. Ивановой, В.А. Тарасовой. Рассматривались принципы отрасли права социального обеспечения, ученые указывали:

• Всеобщность социального обеспечения

•Многообразие видов и всесторонность социального обеспечения как отрасли права

•Обеспечение граждан за счет общественных и государственных средств.

•Высокий уровень обеспечения социальными средствами

•Дифференциация и единство правовых норм и условий о социальном обеспечении

•Участие граждан занимающихся трудовой деятельностью в осуществлении социального обеспечения Внутриотраслевые принципы.

В законодательстве Российской Федерации, которое регулирует отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция, которая закрепила внутриотраслевые принципы в нормах права.

В послесоветский период сформулированные принципы права стали одним из направлений деятельности в сфере социального обеспечения. В Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» были закреплены принципы предоставляющие социальные услуги гражданам. В законе были указаны такие принципы социального обслуживания, это:

•Адресность

•Доступность

•Добровольность

•Гуманность

•Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

•Конфиденциальность

•Профилактическая направленность.

До принятия этого закона вышеперечисленные принципы были сформулированы в виде основных прав граждан пожилого возраста, а также инвалидов, при получении ими социальных услуг. Ученые, которые занимаются исследованиями в области социального обеспечения, каждый по-новому находят формулирование к отраслевым принципам права социального обеспечения.

К числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе как раз таки относится право социального обеспечения. На сегодняшний день пока нет общего нормативного акта такого типа как Основ или Кодекса, где фиксировались бы сами принципы права социального обеспечения. Исходя из этого те, кто исследуют данную проблему вынуждены выводить их из сути правовых норм социального обеспечения. Важно учесть, как указано в статье 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права а также международные договоры Российской Федерации есть часть системы права России.

Проанализировав различные позиции, непосредственно можно отнести к принципам отрасли права, следующие принципы: •Всеобщность социального обеспечения; •Дифференциацию регулирования права, зависящую от условий труда (тяжелые, вредные работы), природно-климатические зоны, продолжительность трудового (страхового) стажа, причины нуждаемости, также факторов

• Гарантированность социального обеспечения в случае наступлении социальных рисков, установленных законом •Ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Помимо общеполагающих принципов, еще есть принципы специфические, предназначенные для различных организационных и правовых форм социального обеспечения, это социальной помощи и социального страхования. В статье 4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплялись принципы, являющиеся основой осуществления этого закона, большая часть из которых отображает особенности управления обязательного социального страхования и финансирования. К принципам права социального обеспечения возможно отнести всеобщий обязательный характер страхования социального и гарантированность со стороны государства выполнения обязательств по обязательному социальному страхованию в независимости от финансового положения страховщика.1

studfiles.net

Глава 3 Роль принципов права в системе социального обеспечения

Роль принципов права заключается в следующем:

■ Правовые принципы позволяют осмыслить законодательство, а также связи законодательства с экономической системой и моральными нормами

■ Понять направленность и развивающиеся тенденции систем права и соответственно, их частей

■ Осуществить помощь практическим работникам в непосредственном применении правовых норм и разрешении вопросов, которые не отрегулированы правовыми нормами

■ Обеспечение единства отраслевых норм.

По своей природе правовые принципы отличаются именно всеобъемлемостью, всеобщностью, а также им характерна стабильность. Принципы как таковые не имеют набора характеристик и признаков, которые были бы свойственны логической форме, но и не всегда закреплены в какой- либо норме, или же предписании. Принципы представляют собой правовые начала, положения, которые являются базисными, основными, которые определяют единство права, сущностные черты го структуры, направленность развития норм права в рамках правовой системы, или же каких- либо отдельных отраслей.

Принципы тесно связаны с законодательством по социальному обеспечению, таким образом показывая его наиболее важные, существенные свойства. Именно поэтому необходимо иметь правильное понимание и верно применять законодательные нормы по социальному обеспечению, что возможно только лишь, если учитывать основополагающие правовые принципы. 1

В праве социального обеспечения принципы вырабатываются путём анализирования объективных закономерностей а также обобщённой практики применения законодательства в целом, которые являются регулятором отношения по социальному обеспечению граждан. Правовые принципы и принципы регулирования права отношений в сфере обеспечения социального необходимо рассматривать как идеи, которые несут в себе основное начало, которые пронизывают структуру норм права о социальном обеспечении. Данные нормы по своему содержанию носят идеи, которые отражают социальную направленность политической власти, а также являются приоритетом общечеловеческих ценностей. Правовые принципы являются «скелетом», вокруг которого произрастают нормы права, касающиеся социального обеспечения и их целостности, которые регулируют близкие по составу отношения являющиеся однородными.

Анализируя законодательство, которое сейчас действует, есть основание полагать, что правовые принципы социального обеспечения в современном варианте можно охарактеризовать следующим:

■ Экономико — политической и социальной обусловленностью

■ Общностью содержания (имеют выражение самой сути групп правовых норм)

■ Предметной определённостью (имеют выражение природы системных норм, которая как раз таки в качестве самого предмета регулирования имеет определённый вид общественных отношений)

■ Нормативностью со стороны государства, так как правовые принципы это руководящие идеи, закрепленные в нормах права, которые установлены государственной властью, и которые в последствие, обладая обязательностью и всеобщностью носят за собой регулятивное значение

■ Целенаправленностью

■ Системностью

■ Стабильностью

Перечень общих принципов правовой системы ,имеющих отражение в праве социального обеспечения, это также :

■ Верховенство закона

■ Равноправие среди граждан, в независимости от расовой принадлежности, пола и вероисповедования

■ Дифференциация и единства законодательной системы

■ Единство обязанностей граждан и их прав (права и свободы человека, которые закреплены в конституции солидарны с обязанностями которые на него возложены)

■ Социальная справедливость (Правовое равенство, не иначе как справедливость не исключает формально — определённый характер закрепляемых им свобод, обязанностей и прав)

■ Формальное равноправие (в данном случае не фактическое равенство в сферах различного рода общественных отношений, что является утопией в условиях конкуренции рыночной, а равенство всех перед законом, одним из проявлений которого является наличие равных первоначальных условий

■ Ответственность за вину

■ Социальная контролируемость

■ В системе управления и власти подконтрольности

■ Разделение властей

■ Многообразие форм собственности

■ Общегосударственный и местный интересы

■ Право участия граждан в управлении делами государства и общественными делами и другое.1

studfiles.net

3. Принципы права: понятие, виды

Принципы праваэто исходные нормативно-руководящие начала, отличающиеся общей значимостью, универсальностью и определяющие общую направленность правового регулирования12(Цыганов В.И.).

Принципы права – ведущие идеи, определяющие начала права, которые вырабатываются в сознании субъектов гражданского общества и составляют основу процесса формирования, реализации и обеспечения норм права, всей системы правового регулирования13(Петров А.В.).

Принципы права идеологически объединяют всю правовую систему, а не только систему права, лежат в основе правотворческой и правоприменительной деятельности. Принципы права закреплены в нормативно-правовых актах. Принципы права отличаются от норм права более высоким уровнем обобщения и абстрагирования. Они не содержат санкций. Принципы права могут закрепляться в нормах права, в частности, в нормах-принципах, которые содержатся в конституциях, преамбулах законов, кодексах или составляют саму материю права.

Принципы права обычно делят на социально-правовые и специально-правовые.

Социально-правовые принципы выражают начала, на основе которых регулируются различные сферы общественной жизни, то есть это своеобразные приоритеты соответствующих сфер (экономической – равноправие всех форм собственности, свобода предпринимательской деятельности и т.д.; социальной – справедливость, гуманизм, равноправие и т.д.; политической – демократизм, политический плюрализм, многопартийность и т.д.; духовной – идеологический плюрализм, свобода мысли, слова и печати и т.д.).

Специально-правовые принципы делятся на общеправовые, отраслевые, межотраслевые, принципы правовых институтов.

Виды принципов права в зависимости от сферы распространения:

1. Общеправовые принципы, то есть свойственные всем отраслям права.

Законность – точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов (ст. 15 Конституции РФ).

Демократизм выражается в широком участии граждан в формировании государственных органов путем прямой и представительной демократии

(ст. 3 Конституции РФ).

Гуманизм выражается в правовом признании ценности человека, его прав и свобод (ст. 2, 18, ст. 21 Конституции РФ). В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Справедливость выражается в требовании соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны права и обязанности, труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание.

Разделение властей в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).

Федерализм присущ только тем правовым системам, которые характерны для федеративных государств. Он означает, что в данном государстве действуют две системы законодательства: общефедеральная и региональная. Существует четкое распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами (ст. 71, 72, 73 Конституции РФ).

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан (ч.2 ст. 19 Конституции РФ).

Принцип гласности выражается, с одной стороны, в том, что юридическая деятельность всех компетентных органов должна быть открытой и доступной для граждан, с другой, в том, что все государственные учреждения, органы местного самоуправления и должностные лица в соответствии с законом обязаны предоставлять гражданам (их коллективам, объединениям и организациям) по требованию последних полную и достоверную информацию о своей деятельности за исключением данных, выдача которых запрещена законом (ст. 24, 29, 33 и др. Конституции РФ).

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ закреплено: “Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод”.

Единство прав и обязанностей означает, что не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию.

Ответственность за вину. Юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. При отсутствии вины в деянии лица, к нему не могут быть применены меры юридической ответственности.

Взаимная ответственность государства и личности состоит в том, что юридическую ответственность должна нести не только личность за нарушение норм права, но и государство за нарушение своих обязанностей.

2. Отраслевые принципы охватывают только одну отрасль права.

Нет преступления, без указания на то в законе действует в уголовном праве.

Оплата по количеству и качеству труда действует в трудовом праве.

Презумпция невиновности действует в уголовном праве.

Всеобщность защиты гражданских прав действует в гражданском праве.

Принцип свободы труда действует в трудовом праве.

Принцип полного восстановления нарушенного положения субъектов гражданского права.

Принцип целевого характера использования земли действует в земельном праве.

Принцип равенства супругов в семейном праве.

3. Межотраслевые принципы охватывают две или более отрасли права (преимущественно смежные), но не все отрасли.

Принцип состязательности действует в гражданском и уголовном процессах.

Принцип материальной ответственности действует в гражданском, финансовом, трудовом и других отраслях права.

Равенство сторон действует в гражданском и семейном праве.

4. Принципы правовых институтов охватывают какой-либо правовой институт.

Принцип равенства всех форм собственности охватывает институт права собственности.

Принцип неотвратимости ответственности охватывает институт юридической ответственности.

studfiles.net

Принципы ПСО. Классификация принципов права социального обеспечения

Принципы права социального обеспечения представляют собой основополагающие идеи государственной поддержки незащищенных слоев населения. Эти руководящие начала определяют суть норм, регулирующих данную сферу. Кроме прочего, они отражают общественную направленность политики государства. Далее в статье будут рассмотрены такие вопросы, как понятие, общая характеристика и классификация принципов ПСО.

Особенности отрасли

Принципы ПСО, понятие и их содержание текстуально законодательством не закрепляются. В настоящее время отсутствует объединяющий их нормативный акт или Кодекс. В этой связи исследователи вынуждены определять принципы и источники ПСО, анализируя действующие в данной отрасли законодательные положения. При этом необходимо учесть, что в силу 15 статьи Конституции, элементом юридической системы страны являются международные нормы и договоры.

Понятие и классификация принципов ПСО

В рамках государственной политики выработана программа поддержки населения. Она предполагает гарантию соцобеспечения в случае наступления того или иного события. Речь, в частности, о болезни, трудовом увечье, безработице, многодетности, старости, беременности, родах, инвалидности, бедности, потере кормильца и пр. Принципы права социального обеспечения являются фундаментом, на котором выстраивается система норм, регулирующая сферу поддержки населения со стороны государства. При этом данное направление деятельности власти находится под влиянием событий, происходящих в экономической и политической сферах. Дифференциация фундаментальных положений осуществляется по разным признакам. В зависимости от сферы действия выделяют:

  1. Общеправовые принципы. Они свойственны всем юридическим сферам.
  2. Межотраслевые положения. В них отражаются общие черты нескольких областей функционирования.
  3. Отраслевые принципы. Они выражают специфику отдельной сферы.
  4. Внутриотраслевые положения. Они касаются конкретных институтов.

Общеправовые принципы

К ним следует относить такие положения, как:

  1. Гарантированность и признание свобод и юридических возможностей человека и гражданина в соответствии с международными нормами.
  2. Неотчуждаемость неимущественных прав, принадлежность их каждому с момента рождения.
  3. Равенство всех перед судом и законом.
  4. Право каждого субъекта создавать объединения для защиты собственных интересов.
  5. Равенство свобод и юридических возможностей женщины и мужчины, способов их реализации.
  6. Гарантированность защиты государства.

Межотраслевые положения

Эти принципы ПСО относятся к нескольким сферам. Их нормы регламентируют отношения, касающиеся реализации гражданами их юридических возможностей. Межотраслевыми положениями являются:

  1. Обеспечение свободного развития и достойной жизни человека.
  2. Запрещение принудительного привлечения к труду.
  3. Обеспечение господдержки семьи, отцовства, детства, материнства, пожилых лиц, инвалидов.

Отраслевые начала

Эти принципы ПСО формулируются многими авторами по-разному. Отличается и их количество. Например, Мачульская выделяет такие принципы ПСО, как:

  1. Финансирование из средств страховых взносов и госбюджета.
  2. Всеобщность.
  3. Дифференциация соцподдержки в соответствии с условиями трудовой деятельности, природно-климатических условий, длительности стажа и прочих факторов.
  4. Комплексность и универсальность. Эти принципы ПСО предполагают гарантированность государственной поддержки в случае наступления любого общественно-значимого обстоятельства, предусмотренного законодательством.

По мнению Тучковой, в перечень фундаментальных положений входят:

  1. Реализация поддержки за счет бюджета и страховых взносов.
  2. Дифференциация условий, видов, уровня обеспечения в соответствии с трудовым вкладом, причинами нуждаемости и прочими существенными обстоятельствами.
  3. Обязанность государства предоставлять гарантированную поддержку, не ниже прожиточного минимума.
  4. Многообразие видов соцобеспечения.
  5. Гарантированность помощи в случаях нуждаемости в силу обстоятельств, относящихся к категории социально значимых.
  6. Участие общественных организаций, представляющих интересы населения, в разработке, утверждении и реализации решений, касающихся поддержки граждан и их защиты.

Внутриотраслевые положения

В отечественном законодательстве просматривается тенденция закрепления этих основ непосредственно в нормативных актах. Например, статья 5 ФЗ №195 включает в себя такие принципы ПСО, как:

  1. Адресность.
  2. Добровольность.
  3. Гуманность.
  4. Доступность.
  5. Приоритетность поддержки несовершеннолетним, которые находятся в сложной жизненной ситуации.
  6. Профилактическая направленность.
  7. Конфиденциальность.

Суть положений

Содержание принципов ПСО в первую очередь отражено в Конституции. В Основном Законе предусмотрено, что при наступлении объективных значимых обстоятельств все обладают равной и одинаковой возможностью получать определенные выплаты или услуги. В Конституции употребляется формулировка: «Каждому гарантировано социальное обеспечение». Ее суть в том, что возможность получить помощь не может ограничиваться по признакам расы, пола, языка, происхождения, имущественного, должностного статуса и пр. При этом равными правами с гражданами России на соцобеспечение обладают и постоянно живущие на территории страны иностранцы, если в международных нормах не предусмотрен иной порядок. Между тем, не следует понимать принцип всеобщности как безусловную возможность получить льготы, выплаты или услуги. Они предоставляются только по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, право получать трудовую пенсию наступает при достижении конкретного возраста, наличия стажа определенной продолжительности.

Финансирование

Функционирование системы соцобеспечения осуществляется за счет страховых взносов и бюджета. Концентрация средств осуществляется в централизованных фондах внебюджетного характера. Они выступают в качестве самостоятельных финансово-кредитных учреждений. Основными источниками средств являются поступления от работодателей, ПБЮЛ, а также других категорий физлиц. Кроме этого, пополнение фондов осуществляется ассигнованиями из федерального бюджета. Средства, которые являются временно свободными, могут инвестироваться. Полученный от этого доход направляется на обеспечение уставной деятельности фондов.

ПФР

Тарифы по страховым взносам устанавливаются ежегодно. Величина определяется в процентах от всех поступлений, в том числе по гражданско-правовым договорам о предоставлении услуг и производстве работ. Список выплат, с которых взносы в ПФР не начисляются, утвержден правительственным постановлением № 546 от 07.05.1997 г. В задачи Пенсионного фонда входит:

  1. Целевой сбор и накопление взносов.
  2. Финансирование затрат на государственные пенсии всех видов и прочие выплаты.
  3. Выполнение мероприятий по взысканию с граждан, нанимателей в том числе, виновных в причинении ущерба здоровью работникам и иным лицам, сумм компенсаций за профзаболевание, трудовое увечье, по случаю потери кормильца.

В Положении о ПФР могут предусматриваться и иные функции.

Дифференциация уровня и условий обеспечения

Она состоит в применении особых норм, которыми устанавливаются дополнительные права по соцобеспечению для граждан отдельных категорий. В частности, это лица, у которых нет возможности реализовать общие положения либо есть особые заслуги перед страной. Дифференциация необходима для сбалансирования материального состояния граждан из отдельных групп, нуждающихся в дополнительной защите. К примеру, это лица, доходы которых меньше прожиточного минимума. Дифференциация обеспечивает также восстановление полноценного статуса незащищенных в социальном плане групп (к примеру, инвалидов).

Универсальность поддержки

Этот принцип реализуется через выполнение комплекса мероприятий, заложенный государством в специальные целевые программы. Они принимаются на местном, региональном и федеральном уровнях. При этом в последнее время практикуется участие в сфере соцзащиты населения и коммерческих предприятий – социальное партнерство. Организации разрабатывают специальные программы, ориентированные на поддержку нуждающихся слоев граждан.

Заключение

В настоящее время Россия находится в достаточно сложной ситуации. Негативное влияние на экономику оказывают внешнеполитические события. Соответственно, внутри государства постоянно появляются новые обстоятельства, вследствие которых определенные категории граждан теряют средства к существованию, попадают в сложные жизненные ситуации, несут дополнительные затраты и риски. Все эти люди нуждаются в краткосрочной соцподдержке. Реагируя на все новые виды неблагополучия, возникающие вне зависимости от воли граждан, законодательство быстро изменяется. Государство ведет постоянную работу над программами поддержки, изыскивает средства для их реализации.

fb.ru

Основные принципы права

Принципами права являются основные идеи и положения, которые выражают сущность и социальную обусловленность права.

Определение 1

Принципы права – это обязательные для всех нормативные положения, которые отличаются универсальностью, имеют общую значимость и высшую императивность, определяют содержание правового регулирования и выступают критерием правомерного поведения участников правоотношений.

Принципы права – это, по сути, обобщенное отображение объективных закономерностей развития общества. Это основополагающие идеи, составляющие основу права и отражающие его предназначение.

Принципы права характеризуются определенными свойствами:

  1. Отражают наиболее значимые стороны экономической, политической и нравственной сферы общественной жизни.

  2. Отображаются в действующем законодательстве и в первую очередь в Конституции, определяя тем самым основное содержание подзаконных актов и юридически значимое поведение людей.

  3. Обладают устойчивостью, системообразующими свойствами и способствуют органичному развитию общества.

  4. Раскрывают природу и сущность права, показывая специфику правовой системы определенной социальной среды.

  5. Имеют регулятивное значение для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Определение 2

Итак, принципы права – это закрепленные законодательством основополагающие начала, которые отражают сущность правовых предписаний и определяют их содержание и порядок реализации.

Существует большое количество принципов права, но основная их классификация производится по объему охватываемого ими правового пространства. На основании этого критерия принципы делятся на:

  • общеправовые;
  • межотраслевые;
  • отраслевые.

Общеправовые принципы – это исходные нормативные начала, определяющие сущность и социальную природу права. К ним относятся:

  • принцип демократизма;
  • принцип гуманизма;
  • принцип законности;
  • принцип равноправия;
  • принцип справедливости;
  • принцип единства прав и обязанностей.

Принцип демократизма выражается в предоставлении широким массам возможности обсуждать и принимать нормативные акты, влиять на их содержание и правоприменительную практику.

Принцип гуманизма в закреплении правом отношений между обществом, государством и индивидом, основанных на человеколюбии и уважении личности.

Суть принципа законности заключается в обязанности всех субъектов общественных отношений неуклонно соблюдать законы. Законы же в свою очередь должны соответствовать Конституции и не противоречить друг другу.

Принцип равноправия определяет равенство всех граждан в осуществлении своих прав и обязанностей. Согласно этому принципу все граждане, независимо от национальной, половой или религиозной принадлежности несут одинаковую ответственность перед законом.

Сущность принципа справедливости состоит в том, что регулирование правоотношений осуществляется на основе убеждения, правонарушение человека оценивается членами общества на основании их моральных воззрений и убеждений, а наказание осуществляется в соответствии с характером содеянного.

Принцип единства прав и обязанностей – это направление поведения участников правоотношений с помощью детально сбалансированных прав и обязанностей.

Межотраслевые принципы права – это исходные положения, подчеркивающие общие и специфические черты нескольких смежных отраслей права.

Например, принцип личной ответственности в административном и уголовном праве; принцип состязательности – в процессуальных отраслях права.

Замечание

Межотраслевые принципы нужны для внутрисистемного согласования юридических предписаний, для предупреждения и поддержания гибкости в регулировании права. Роль этих принципов заключается в конкретизации общих принципов права и обеспечении их внутреннего единства.

Межотраслевые принципы распространяются на несколько смежных отраслей права.

К примеру, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное право имеют общие принципы:

  • процессуальное равенство участников сторон;
  • гласность;
  • состязательность;
  • презумпция невиновности.

Для отраслей, входящих в уголовно-правовой комплекс: уголовное право, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное характерны такие принципы:

  • неотвратимость наказания;
  • индивидуализация наказания.

Отраслевые принципы права включают основные положения, отражающие специфику отношений в определенных отраслях права. Примером может служить принцип разделения властей в конституционном праве или принцип свободы труда — в трудовом.

Отраслевые принципы отражают специфику отношений в какой-то определенной отрасли права:

  • в гражданском праве – принцип равенства сторон;
  • в уголовном праве – презумпция невиновности;
  • в административном праве – принцип субординации;
  • в трудовом – принцип свободы труда;
  • в земельном праве – принцип целевого использования земли.

Схематично основные принципы права изображены на рис. 1.

Рисунок 1. Основные принципы права

Замечание 1

В правовой науке самостоятельными общеправовыми принципами считают равноправие граждан, сочетание убеждения и принуждения, ответственность за вину, равноправие рас и наций. Но имеет место мнение, что все эти принципы отражают отдельные аспекты вышеуказанных общеотраслевых принципов права.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *