11) Предельный спектр шума. Различая в предельных спектрах шума для различных видов деятельности.
Нормирование по предельному спектру шума является основным для постоянных шумов. Предельный спектр шума – это совокупность нормативных значений звукового давления на следующих стандартных среднегеометрических частотах: 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц. В табл. 17.3 представлены допустимые уровни шума на различных рабочих местах.
Сокращенно предельные спектры шума обозначаются ПС (предельный спектр) с указанием допустимого уровня звукового давления на частоте 1000 Гц, например: ПС-45, ПС-55, ПС-75 и др.
12) Уровень звука. Физический смысл показателя. Связь нормируемого уровня звука с предельным спектром.
Уровень громкости звука — относительная величина. Она выражается в фонах и численно равна уровню звукового давления (в децибелах — дБ), создаваемого синусоидальным тоном частотой 1 кГц такой же громкости, как и измеряемый звук (равногромким данному звуку).
Уровень звука связан с предельным спектром зависимостью L (дБА) = ПС + 5дБ.
В зависимости от характера шума и длительности его воздействия в нормативные уровни шума вводятся поправки, приведенные в табл. 8. Полученный уровень шума называется допустимым.
13) Звукоизоляция и звукопоглощение. Принципы снижения шума. Примеры материалов и конструкций.
Звукоизоляцией называется величина, обратная звукопроводимости. Звукоизоляция обозначает процесс отражения звука и служит для того, чтобы не пропускать звук через преграду.
Звукоизоляционные материалы, как правило, твердые ,не пропускающие звук из одного объема в другой. Поглощение звука в изолирующей конструкции может быть небольшим,ее действие основано на отражении звука от конструкции.
Механизм прохождения звука через ограждение заключается в том, что под воздействием падающих звуковых волн ограждение приводится в колебатнльное движение и само излучает звук.
Звукоизоляция следует так называемому закону масс, показывающему, что она возрастает с увеличением поверхностной массы преграды. Возрастание составляет 6дБ на каждое удвоение массы.эта же закономерность возрастания звукоизоляции проявляется при двукратном увеличении частоты.
m=pпрhпр
m-поверхностная масса
pпр-удельна ямасса преграды,кг/м3
hпр-ее толщина в м.
Зависимость звукоизоляции от массы и частоты:
ЗИ=20lg(mf)-60.
На определенных частотах закон массы нарушается вследствие так называемого пространственного резонанса, связанного с усилением звукоизлучения ограждения и с влиянием помещения, в котором расположена звукоизолирующая преграда.
Наибольший провал звукоизоляции наблюдается на резонансной(граничной) частоте fгр
Значение резонансной частоты, когда длина звуковой волны в воздухе равна длине изгибной волны в преграде(Гц):
fгр=c2/(1.8cпhпр)
cп-скорость продольной волны в преграде ,м/с.
Когда звукоизоляция ухудшается, значение fгр возрастает с уменьшением толщины преграды, а также с увеличением ее изгибной жесткости.например, для стали fгр=12000/hп.
Увеличения звукоизоляции в области fгр можно добиться внесением потерь в изолирующую пластину(ограждение) за счет изменения жесткости материала или покрытия пластины вибродемпфирующими материалами.
Дополнительная звукоизоляция достигается при замене одностенных ограждений двустенными(равной поверхностной массы) за счет появления дополнительной звукоизоляции воздушного промежутка. Звукоизоляция ухудшается при наличии в ограждении ребер жесткости(кроме области инфразвуковых частот), а особенно при наличии щелей, отверстий,проемов(снижение звукоизоляции ЗИ зависит от их площади).
В качестве примеров звукоизолирующих материалов можно привести сталь, силикатное стекло, органическое стекло.
studfiles.net
7 лаба Фадеев
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ульяновский Государственный Технический Университет
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и промышленная экология»
Лабораторная работа № 7
Защита от производственного шума.
Выполнил:
студент группы ПГСбд-31
Фадеев А. А.
Проверил:
Кудрин А. Н.
Ульяновск 2013г.
Цель работы:
Ознакомление с основными понятиями о производственном шуме, его влиянием на организм человека, нормированием и методами борьбы, приобретение практических навыков измерения шума, расчета и экспериментального исследования звукоизолирующих свойств конструкций.
Теоретическая часть:
1. Какими физическими параметрами характеризуется шум?
2. Что такое децибел (дБ) и децибел “А”(дБА)?Чем объясняется введение этих единиц для характеристики шума?
Максимальные значения (порог болевого ощущения) соответствуют звукам, которые вызывают в органах слуха болевые ощущения и при частоте 1000 Гц равны Рб = 2•102 Па и Iб=102 Вт/м2. Таким образом, величины звукового давления и интенсивность звука, которые различает человек, могут меняться в широком диапазоне: по давлению до 107 раз, по интенсивности до 1014 раз. Естественно, что оперировать такими цифрами неудобно. Кроме того, по закону Вебера-Фехнера раздражающее действие шума на человека пропорционально не квадрату звукового давления, а логарифму от него.
При измерении шума для того, чтобы приблизить результаты объективных измерений к субъективному восприятию, используют корректированный уровень звукового давления (уровень интенсивности). Коррекция заключается в том, что вводятся зависящие от частоты звука поправки к уровню соответствующей величины (путем коррекции частотной характеристики шумомера). Эти поправки стандартизованы в международном масштабе.
Наиболее употребительна коррекция А. Корректированный уровень
звукового давления
LA = L − ∆LA
называется уровнем звука и измеряется в дБА.
3. Как классифицируется шум по спектральным и временным характеристикам?
Согласно ГОСТ 12.1.003-83 шум классифицируется по его спектральным и временным характеристикам.
По характеру спектра шум подразделяется на: – широкополосный с непрерывным спектром шириной более одной октавы;
– тональный, в спектре которого имеются выраженные дискретные тона.
По временным характеристикам шум подразделяется на: – постоянный, уровень звука которого за 8-часовой рабочий день изменяется во времени не более чем на 5 дБА;
– непостоянный, уровень звука которого за 8-часовой рабочий день изменяется во времени более чем на 5 дБА.
В свою очередь непостоянный шум подразделяется на: – колеблющийся во времени, уровень звука которого непрерывно изменяется во времени; – прерывистый, уровень звука которого ступенчато изменяется (на 5дБА и более), причем длительность интервалов, в течение которых уровень остается постоянным, составляет 1 с и более;
– импульсный, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, каждый длительностью менее 1 с.
4. Каково воздействие шума на человека?
В зависимости от уровня и характера шума можно выделить несколько ступеней его воздействия на человека:
Шума нет – полное отсутствие шума противоестественно. Абсолютная тишина угнетает. Пребывание в полной тишине более нескольких суток ведет к психическим расстройствам.
Шум 20…60 дБА – шумовой фон, постоянно действующий на человека в повседневной деятельности. Степень вредности такого шума во многом зависит от индивидуального отношения к нему. Привычный шум или шум, производимый самим человеком, не беспокоит. Шум свыше 40дБА может создавать повышенную нагрузку на нервную систему,особенно при умственной работе. Воздействие на психику возрастает сувеличением частоты и уровня шума, а также с уменьшением ширины полосы частот шума.
Шум 60…80 дБА оказывает психологическое воздействие,создавая значительную нагрузку на нервную систему человека (особеннопри умственной работе). В результате наблюдается повышенная утомляемость, раздражительность, ослабляется внимание, замедляются психические реакции, как следствие, снижается производительность и качество труда. При импульсных и нерегулярных шумах степень воздействия шума повышается.
Шум 80…110 дБА оказывает физиологическое воздействие на человека, приводя к видимым изменениям в его организме. Под влиянием шума свыше 80 дБА наблюдается ухудшение слуха (снижение слуховой чувствительности в первую очередь на высоких частотах).
Шум выше 110 дБА оказывает травматическое действие на органы слуха. При шуме более 140 дБА возможен разрыв барабанной перепонки.
5. Как нормируется постоянный шум на рабочих местах? Что такое предельный спектр?
Нормируемой характеристикой постоянного шума являются уровни звуковых давлений в децибелах в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000Гц.
Предельный спектр – совокупность восьми допустимых уровней звукового давления в октавных полосах частот, а указанный метод нормирования – нормированием по предельному спектру шума.
Предельные спектры обозначают сокращением ПС с цифровым индексом, соответствующим уровню звукового давления в октавной полосе со средне-геометрической частотой 1000 Гц. Например, ПС-80 обозначает предельный спектр, имеющий в указанной октавной полосе допустимый уровень звукового давления 80 дБ. Значения предельно допустимых уровней звукового давления в нормируемых октавных полосах частот установлены с учетом одинакового физиологического и психологического воздействия шума на человека.
8. Поясните эффекты звукоизоляции и звукопоглощения.
Звукоизолирующие свойства конструкций обусловлены способностью отражать звук и характеризуется коэффициентом звукопроницаемости τ, представляющего собой отношение звуковой мощности, прошедшей через ограждение, к падающей:
τ = Рпр / Рпад
Поглощение звука обусловлено переходом колебательной энергии в теплоту из–за потерь на трение в порах материала. Способность материалов поглощать звук оценивается коэффициентом звукопоглощения а, который представляет собой отношение звуковой мощности, поглощенной материалом, к мощности, падающей на него:
а =Рпогл/Рпад
9. Чем определяются звукоизолирующие свойства преград?
Звукоизолирующие свойства конструкций обусловлены способностью отражать звук и характеризуется коэффициентом звукопроницаемости τ, представляющего собой отношение звуковой мощности, прошедшей через ограждение, к падающей τ = Рпр / Рпад . Звукоизолирующие преграды в виде стен, перегородок, кожухов, кабин, выгородок служат для того, чтобы не пропускать звук из шумного помещения в более тихое.
10. Перечислите основные средства и методы борьбы с шумом.
ГОСТ 12.1.003 – 83 снижение шума до значений, не превышающих допустимые значения, должны достигаться разработкой шумобезопасной техники:
– применение технологических процессов и оборудования, не создающих чрезмерного шума, заменой ударных воздействий деталей безударными, возвратно-поступательного движения вращательным.
ГОСТ 12.1.029 – 80 применение средств и методов коллективной защиты:
– Средства коллективной защиты по отношению к источнику возбуждения шума подразделяются:
Средства, снижающие шум в источнике его возникновения.
Средства, снижающие шум на пути его распространения от его источника до защищаемого объекта.
– Средства и методы коллективной защиты от шума в зависимости от способа реализации подразделяются на:
Акустические
Архитектурно-планировочные
Организационно-технические.
11.Назовите защитные средства, снижающие шум в источнике его возникновения
Снижение шума в источнике является основным и наиболее рациональным направлением по снижению шума , правильное проектирование конструкций машин позволяет уменьшить шум на 20…25 дБ . Это может быть достигнуто применением технологических процессов и оборудования, не создающих чрезмерного шума, заменой ударных воздействий деталей безударными, возвратно-поступательного движения вращательным, демпфированием отдельных узлов машин путем сочленения их с материалами, имеющими большое внутреннее трение ( резиной, пробкой, битумными картонами, асбестом, войлоком и др.), заменой металлических деталей пластмассовыми, тщательным уравновешиванием всех движущихся деталей агрегатов, повышением их класса чистоты и точности изготовления, улучшением смазки, применением подшипников скольжения вместо подшипников качения и т.п.
12. Поясните эффекты звукоизоляции и звукопоглощения?
Звукоизолирующие свойства конструкций обусловлены способностью отражать звук и характеризуется коэффициентом звукопроницаемости τ, представляющего собой отношение звуковой мощности, прошедшей через ограждение, к падающей:
τ = Рпр / Рпад
Поглощение звука обусловлено переходом колебательной энергии в теплоту из–за потерь на трение в порах материала. Способность материалов поглощать звук оценивается коэффициентом звукопоглощения а, который представляет собой отношение звуковой мощности, поглощенной материалом, к мощности, падающей на него:
а =Рпогл/Рпад
13. Чем определяются звукоизолирующие свойства преград?
Звукоизолирующие свойства конструкций обусловлены способностью отражать звук и характеризуется коэффициентом звукопроницаемости τ, представляющего собой отношение звуковой мощности, прошедшей через ограждение, к падающей τ = Рпр / Рпад . Звукоизолирующие преграды в виде стен, перегородок, кожухов, кабин, выгородок служат для того, чтобы не пропускать звук из шумного помещения в более тихое.
Экспериментальная часть:
Материал преграды | Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц. | ||||||||
63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | ||
Уровни звукового давления без преграды L. дБ | шифер | 94 | 94 | 94 | 94 | 94 | 94 | 94 | 94 |
Уровни звукового давления с преградой Lизм, дБ | 82 | 78 | 74 | 71 | 66 | 66 | 67 | 66 | |
Измеренная звукоизоляция преграды Lизм, дБ | 12 | 16 | 20 | 23 | 28 | 28 | 27 | 28 |
m=11кг
частота звукоиз. | Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц. | |||||||
63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | |
Расчетная звукоизоляция Lрасч, дБ для преграды из пенопласта | 9,31 | 15,27 | 21,29 | 27,31 | 33,33 | 39,35 | 45,37 | 31,39 |
С увеличением частоты, увеличиваются звукоизоляционные свойства преграды.
Вывод:
В ходе выполнения лабораторной работы, мы ознакомились с основными понятиями о производственном шуме, его влиянием на организм человека, нормированием и методами борьбы, приобрели практические навыки измерения шума, расчета и экспериментального исследования звукоизолирующих свойств конструкций.
studfiles.net
Предельный спектр и уровень звука. Их связь.
Предельный спектр – совокупность восьми допустимых уровней звукового давления в октавных полосах частот, а указанный метод нормирования – нормированием по предельному спектру шума.
Предельные спектры обозначают сокращением ПС с цифровым индексом, соответствующим уровню звукового давления в октавной полосе со средне-геометрической частотой 1000 Гц. Например, ПС-80 обозначает предельный спектр, имеющий в указанной октавной полосе допустимый уровень звукового давления 80 дБ. Значения предельно допустимых уровней звукового давления в нормируемых октавных полосах частот установлены с учетом одинакового физиологического и психологического воздействия шума на человека.
Уровень звука – это общий скорректированный по шкале А уровень звукового давления, LA (дБа)
LA=20lg(ṕA/p0) , дБа
p0 – пороговое значение звукового давления = 2*10-5 Па
ṕA – среднеквадратичное значение звукового давления скорректированный по шкале А
Его можно выразить через уровни звукового давления в октавных полосах частот Lpi
LpAi =Lpi+ ΔLAi , дБа
16. Оптимизация пути снижения шума машин.
Фактор и показатель направленности акустического излучения и их оценка.
Направленность характеризует неравномерность излучаемого источником шума в различных направлениях.
Определяется фактором направленности
Фа=DIa=Ia/Icp
a- угол, опр. Направление наблюдения
Ia – интенсивность звука в направлении угла а
Icp – средняя по всем направлениям I
Наряду с этим используется показатель направленности
ПНα=10lgФα, дБ
Диаграмма направленности – зависимость показателя направленности от угла наблюдения за источником.
Показатель направленности зависит от частоты звука. Также ПН есть и для источников звука.
18. Методы определения шумовых характеристик машин и используемые показатели.
Определение шумовых характеристик машин в свободном звуковом поле.
Критерий свободного звукового поля.
Расчет шума для открытого пространства.
Расчет шума в помещении. Постоянная помещения.
Расчет шума на территории жилой застройки.
24. Средства защиты от шума. Общие требования и классификация.
Общие требования к средствам защиты от шума:
· Снижать шум
· Не вмешиваться в работу оборудования и персонала
· Требование эргономичности
· Требования пожарной безопасности и взрывобезопасности
Средства защиты делятся на коллективные и индивидуальные
Методы борьбы с шумом.
1. Наушники ( от прямого и отраженного)
2. Звукопоглощающее ограждение ( прямой и отраженный шум)
3. Экран (прямой)
4. Увеличение расстояния (прямой)
5. Звукоизоляция (отраженный)
6. Звукоизолирующая перегородка (прямой и отраженный)
7. Виброизолирующая опора (структурный? Шум)
Наиболее радикальны технические меры, которые направлены на источники шума. Однако эффективность мероприятий по снижению шума эксплуатируемых машин, механизмов и оборудования довольно мала. Снижения или устранения шума в источнике следует добиваться прежде всего в процессе проектирования.
infopedia.su
11. Предельный спектр шума. Различия в предельных спектрах шума для различных видов деятельности.
Одним из способов санитарного нормирования шума является нормирование по предельному спектру(ПС) в октавных полосах частот.
Нормируемыми параметрами шума являются уровни звуковых давлений (дБ) в октавных полосах со средней частотой 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц.
Семейство нормировочных кривых шума (пс), рекомендованных iso:
Номера спектры получают в соответствии со значением допустимого уровня звукового давления на частоте 1000 Гц.
12. Уровень звука. Физический смысл показателя. Связь нормируемого уровня звука с ПС.
Шум – вредный производственный фактор, влияющий на нервную и сердечно-сосудистую системы человека. Он является одним из видов загрязнения окружающей среды. Ограничению его вредного воздействия служат санитарное нормирование шума – установление допустимых параметров шума на рабочем месте. Нормируемым параметром является уровень звукового давления. Уровнем звукового давления в децибелах называется величина
,
где P– среднеквадратичное значение звукового давления, дБ,P0– опорное значение звукового давления, равное 2*10-5дБ.
Допустимые значения уровней звукового давления устанавливаются для частотного интервала, который называется октавой. Октава – это частотный интервал, в котором верхняя граничная частота fвгбольше нижней граничнойfнгв 2 раза:
fвг /fнг = 2.
Октаву характеризуют среднегеометрической частотой
.
Как правило, допустимые уровни представляют в виде кривых, называемых предельными спектрами (ПС). Предельный спектр получает номера по числу децибел, которые допускаются в октавной полосе со среднегеометрической частотой 1000 Гц (рис. 1).
Рис.1. Кривая предельного спектра ПС-80
В зависимости от рода выполняемой работы различаются ПС-45, ПС-55, ПС-60, ПС-75. Для того, чтобы определить, удовлетворяет ли шум на рабочем месте санитарным нормам, нужно снять спектрограмму шума в октавных полосах и сравнить с допустимыми для данного вида работы ПС.
Для ориентировочной оценки шума введены допустимые уровни звука в децибелах по шкале А шумомера (дБА). Так, предельному спектру ПС-45 соответствует допустимый уровень звука 50 дБА, предельному спектру ПС-75 – 80 дБА.
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
V. Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных пэвм
5.1. В производственных помещениях при выполнении основных или вспомогательных работ с использованием ПЭВМ уровни шума на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений, установленных для данных видов работ в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами. 5.2. В помещениях всех образовательных и культурно-развлекательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПЭВМ, уровни шума не должны превышать допустимых значений, установленных для жилых и общественных зданий. 5.3. При выполнении работ с использованием ПЭВМ в производственных помещениях уровень вибрации не должен превышать допустимых значений вибрации для рабочих мест (категория 3, тип «в») в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами. В помещениях всех типов образовательных и культурно-развлекательных учреждений, в которых эксплуатируются ПЭВМ, уровень вибрации не должен превышать допустимых значений для жилых и общественных зданий в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами. 5.4. Шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т.п.), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ.
studfiles.net
Общие сведения
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») |
ОТЧЕТ
по лабораторной работе № 7
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ОТ НЕГО
Дисциплина
БЕЗОПАНОСТЬ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для подготовки бакалавров по направлению
«Электроэнергетика и электротехника»
Профиль подготовки
«Электропривод и автоматика»
Факультет Электротехники и автоматизации
Кафедра Робототехники и автоматизации производственных систем
Выполнили: | Студент группы 3404 |
Плотников Д. И. Буравова Д.Г. Султанов Р.М. Ф.И.О. подпись | |
Проверил: | |
Демидович О. В. _____________ Ф.И.О. подпись « » ___________ 201__г. |
Санкт-Петербург
2016
Мешающий или нежелательный для человека звук, или шум является вредным фактором, влияющим как на органы слуха человека, что вызывает шумовую болезнь, так и на нервную и сердечно-сосудистую системы, что вызывает другие, неспецифические для человека виды болезней. Шум является одним из видов загрязнения окружающей среды. Ограничению его вредного воздействия служит санитарное нормирование шума — установление допустимых его параметров в месте обитания человека. Нормируемыми параметрами шума по ГОСТ 12.1.003-83* и СН 2.2.4/2.1.8.562-96 являются уровень звукового давления и уровень звука.
Уровнем звукового давления L, дБ, называется величина, определяемая выражением
где ро — пороговая величина звукового давления, равная 2-10-5 Па (порог слышимости на частоте 1000 Гц).
Допустимые значения уровней звукового давления устанавливаются для частотного интервала, который называется октавой. Октава — это частотный интервал, в котором верхняя /в и нижняя /н граничные частоты отличаются в два раза (fв /fн= 2). Определяющей для этих частотных интервалов является среднегеометрическая частота fср=
Как правило, допустимые уровни представляют в виде кривых, называемых предельными спектрами (ПС). Предельный спектр получает номер по числу децибел, которые допускаются в октавной полосе со среднегеометрической частотой 1000 Гц (рис.1). В зависимости от вида жизнедеятельности предельные спектры могут быть от ПС-25 (сон человека или палаты больных) до ПС-75 (работа на шумном производстве). Для того чтобы определить, удовлетворяет ли шум нормативным требованиям, нужно снять спектрограмму шума в октавных полосах и сравнить с допустимым ПС.
Рис. 1. Семейство нормировочных кривых шума (ПС)
В качестве характеристики постоянного широкополосного шума принимается уровень звука LА, дБА, измеренный на временной характеристике “медленно” шумомера, а непостоянного шума эквивалентный (по энергии) уровень звука, Lа.экв. , определяемые, соответственно, по формулам:
где Pа — среднеквадратическое значение звукового давления с учётом коррекции “А” шумомера.
Уровень звука является корректированным уровнем звукового давления, измеряемым шумомером с помощью характеристики “А”, в которой снижена чувствительность на низких частотах, так же, как и человеческого уха. С помощью коррекции “А” осуществляется ослабление звуковых сигналов, соответствующее следующим частотным характеристикам:
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | 31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 |
Стандартная частотная характеристика «А» шумоммера, дБ | -40 | -26 | -16 | -9 | -3 | 0 | +1 | +1 | -1 |
Уровень звука позволяет ориентировочно оценить, соответствует ли шум допустимым уровням или нет, не производя спектрального анализа данного шума. Предельному спектру ПС—45 соответствует допустимый уровень
звука 50 дБА, предельному спектру ПС-75 — 80 дБА.
Доза шума Д, Па2 *ч (допустимая доза для человека за 8 ч работы со-
ставляет 1 Па2 *ч) — интегральная величина, учитывающая акустическую энергию, воздействующую на человека за определённый период времени т:
где рА{т) — текущее значении среднеквадратического звукового давления с учётом коррекции “А” шумомера.
Структурная схема шумомера (рис. 2), как правило, включает в себя микрофон 1, преобразующий звуковые колебания в электрические, которые усиливаются усилителем 2. Прибор должен работать в широком динамическом диапазоне. Чтобы обеспечить достаточное усиление самых слабых сигналов и избежать перегрузки при прохождении наиболее интенсивных, шумомер снабжен аттенюаторами (делителями) 4, позволяющими переключать усиление шумомера ступенями по 10 дБ. Считывание показаний прибора производится сложением показаний аттенюаторов и стрелочного прибора шумомера 6.
Рис. 2. Структурная схема шумомера:
1- микрофон; 2 — предварительный усилитель; 3 — корректирующие цепи; 4 — аттенюатор; 5 — усилитель; 6 — показывающий прибор
Шумомер имеет четыре частотные характеристики — А, В, С и линейную, которые создаются корректирующими цепями 3. Линейная характеристика используется при подключении к шумомеру набора фильтров для определения распределения уровней звуковых давлений по частотам. Характеристика “А” шумомера предназначена для измерений уровней звука по шкале А (дБА).
Снижение шума на рабочем месте до соответствующего требованиям нормативных документов может быть обеспечено различными путями.
Наиболее эффективным является снижение шума в самом источнике шумообразования. Общими рекомендациями по ограничению шума в источнике являются разнесение частот собственных колебаний деталей от частот возмущающих сил; замена металлических деталей деталями из пластмасс; установка гибких связей (упругих прокладок, пружин) между деталями и узлами агрегата, возбуждающими вибрации; демпфирование вибраций соударяющихся деталей путём сочленения их с материалами, имеющими большое внутреннее трение (резина, пробка, асбест).
Другим способом борьбы с шумом является звукопоглощение.
Звукопоглощение. Звукопоглощающие материалы и конструкции служат для поглощения звука как в объёме, где расположен источник звука, так и в соседних объёмах. В качестве звукопоглощающих материалов, как правило, используются материалы, в которых происходит процесс перехода звуковой энергии в тепловую. Чаще всего в качестве звукопоглощающих материалов применяются пористые материалы (например, маты из супертонкого стекловолокна, базальтового волокна, плиты “Акмигран”). Падающие звуковые волны вызывают колебания воздуха в порах вещества. Вследствие вязкости воздуха колебания его в таких порах сопровождаются трением и кинетическая энергия колеблющегося воздуха переходит в тепловую.
Звукопоглощающие конструкции характеризуют коэффициентом звукопоглощения а, который равен отношению энергии поглощенной к энергии падающей. Он зависит от частоты звуковой волны и от угла её падения. Поэтому звукопоглощающие конструкции принято характеризовать частотной характеристикой так называемого диффузного (реверберационного) коэффициента звукопоглощения. Последний получается усреднением коэффициентов звукопоглощения по разнообразным углам падения.
Увеличение толщины материала приводит к увеличению коэффициента звукопоглощения на более низких частотах. Объясняется это тем, что для звукопоглощения важна не абсолютная длина пути звука в материале L, а длина пути по отношению к длине звуковой волны L/X. При увеличении толщины звукопоглощающего материала понижается частота, на которой сохраняется то же отношение ЫХ.
Снижение шума в зоне прямого звука в области средних частот (от 100 до 800 Гц) не превышает 4…5 дБ, в зоне отражённого звука это значение составляет 10…12 дБ. При необходимости снижения шума на большую величину звукопоглощающие облицовки следует применять совместно с другими мероприятиями по шумоглушению.
Звукоизоляция. Для звукоизоляции применяют твёрдые материалы, рассчитанные на то, чтобы не пропустить звук из одного объёма в другой за счёт отражения звука. Простейшим видом звукоизолирующего ограждения является однородная стена (перегородка), разделяющая два помещения с различным шумом.
Собственная звукоизоляция, или звукоизолирующая способность стены Rсоб, дБ, определяется соотношением
Rсоб=10lg
где т — коэффициент звукопроводности, равный отношению энергии, прошедшей через стену, к энергии падающей.
Для снижения шума машины могут быть использованы звукоизолирующие кожухи на шумный узел или на всю машину в целом. Эффективность кожуха (фактическая звукоизоляция) оценивается разностью уровней звуковых давлений, создаваемых в помещении до и после устройства кожуха.
Фактическая звукоизоляция кожуха Rф, дБ, изготовленного из одного звукоизоляционного материала (металла, дерева, твёрдых пластмасс) и покрытого изнутри звукопоглощающим материалом, имеющим один и тот же диффузный коэффициент звукопоглощения адиф для всей внутренней поверхности, определяется соотношением
Rф=Rсоб+10lgaдиф
Поскольку обычно а.дИф <1, Rф < Rсоб . Физически это объясняется тем,
что при заключении машин в кожух за счёт многократных отражений от стенок кожуха уровни звукового давления возрастают.
Наличие щелей и отверстий звукоизоляцию существенно ухудшает. В лабораторной работе предлагается исследовать перегородку со щелями.
Акустическое экранирование. Акустический экран — это преграда ограниченных размеров с определённой звукоизолирующей способностью, устанавливаемая между источником шума и защищаемым от шума местом.
При распространении прямого звука от источника шума за экраном возникает звуковая тень, то есть снижение уровней звукового давления. Экраны наиболее эффективны для снижения шума высоких и средних частот и плохо снижают низкочастотный шум, который легко огибает экраны за счёт эффекта дифракции. Снижение уровня звукового давления прямого звука AL3Kp в расчётной точке, расположенной за экраном, называется акустической эффективностью экрана.
Акустические экраны целесообразно применять, когда в рассматриваемой точке уровень звукового давления прямого звука существенно выше, чем уровни звукового давления, создаваемого в той же точке отражённым звуком.
Экраны обычно изготовляются из оргстекла, стальных или алюминиевых листов толщиной 1.5…2 мм. Эффективность экрана зависит от его геометрических размеров, частоты звука, взаимного расположения источника, экрана и точки измерения. В помещениях, где вклад отражённых сигналов велик, применение акустических экранов малоэффективно. В этом случае они должны применяться совместно с акустической обработкой помещения.
Эффективность любого мероприятия по шумоглушению Lэ, дБ, определяется как
Lэ=L1—L2
где L1 — уровень звукового давления в рабочей зоне до проведения мероприятия по шумоглушению; L2 — уровень звукового давления в рабочей зоне после проведения мероприятий по шумоглушению.
Цель работы: исследование параметров производственного шума на соответствие требованиям санитарных норм и изучение основных принципов защиты от шума.
studfiles.net
Предельный спектр — шум — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Предельный спектр — шум
Cтраница 1
Предельные спектры шума выражены в октавных полосах ( см. табл. 4), поэтому спектрограммы для гигиенической оценки шума, полученные при помощи полуоктавных и третьоктавных анализаторов, должны приводиться к среднегеометрическим частотам октавных полос. [2]
По предельному спектру шума — при этом устанавливаются уровни звукового давления в основном для постоянных шумов в стандартных октавных полосах частот ( от 31 5 до 8000 Гц) для различных видов трудовой деятельности. [3]
Для помещения с предельным спектром шума ПС-30 допустимая скорость движения воздуха в площади свободного сечения шумоглушителя и 5 м / с ( находим интерполированием, см. стр. [4]
На предприятиях ряда ведущих отраслей промышленности уровни звукового давления нередко значительно превышают предельные спектры шума, установленные санитарными нормами. Шум большой интенсивности, действуя на органы слуха, приводит к частичной или даже к полной глухоте. Травмируются центральная нервная и сердечно-сосудистая системы, желудочно-кишечный тракт, что в конечном счете приводит к хроническим заболеваниям. Шум также увеличивает энергетические затраты организма человека, вызывая его утомление, и способствует снижению производительности труда и увеличению брака. [5]
Скорость движения воздуха через глушитель не должна превышать определенной величины УДОП с тем, чтобы сам глушитель не являлся генератором шума. Значение идоп определяют по индексу предельных спектров шума. [6]
Спектры шума большинства металлорежущих станков имеют средне — и высокочастотный характер. Общие уровни звукового давления находятся в пределах от 85 до 100 дб и выше, что в большинстве случаев превышает предельный спектр шума. Наиболее высокие уровни шума зарегистрированы у крупногабаритных токарных, револьверных, фрезерных и шлифовальных станков. Ниже приведены характеристики высокочастотных шумов некоторых станков. [7]
Допустимая скорость воздуха в шумоглушителе зависит от уровня шумообразования в глушителе. При длине воздуховода от шумоглушителя до помещения 5 — 8 м скорость воздуха в шумоглушителе ( для общественных зданий) принимают в зависимости от индекса предельного спектра шума в помещении. [8]
Акустический комфорт системы человек — машина при субъективной-оценке состоит в том, что при эксплуатации системы человек-машина оператор испытывает минимальное раздражение и утомление. Количественная оценка акустического комфорта может быть получена при регламентировании следующих параметров шума: уровня звука [ дБ ( А) ], имеющего хорошую корреляцию с субъективной оценкой шума и характеризующего общий уровень для спектра внутреннего шума на данном режиме эксплуатации; уровня основной ( первой) гармоники, характеризующего низкочастотную часть спектра частот внутреннего шума; индекса артикуляции, позволяющего численно охарактеризовать высокочастотную часть спектра; предельных спектров шума. Эти параметры, фиксируемые на рабочем месте оператора при различных условиях эксплуатации, дают полную картину по акустическому комфорту. На рис. 20 приведены критерии акустического комфорта легковых автомобилей различных классов при плавном разгоне по дороге с гладким покрытием. [10]
Акустический комфорт системы человек — машина при субъективной оценке состоит в том что при эксплуатации системы человек-машина оператор испытывает минимальное раздражение и утомление. Количественная оценка акустического комфорта может быть получена при регламентировании следующих параметров шума: уровня звука [ дБ ( А) ], имеющего хорошую корреляцию с субъективной оценкой шума и характеризующего общий уровень для спектра внутреннего шума на данном режиме эксплуатации; уровня основной ( первой) гармоники, характеризующего низкочастотную часть спектра частот внутреннего шума; индекса артикуляции, позволяющего численно охарактеризовать высокочастотную часть спектра; предельных спектров шума. Эти параметры, фиксируемые на рабочем месте оператора при различных условиях эксплуатации, дают полную картину по акустическому комфорту. На рис. 20 приведены критерии акустического комфорта легковых автомобилей различных классов при плавном разгоне по дороге с гладким покрытием. [12]
Процесс ПМО сопровождается повышенным шумом, поскольку к обычному спектру звуков, вызванных работой металлорежущего станка, добавляется шум аэродинамического происхождения, вызванный работой плазмотрона. Исследования, проведенные ВНИИОТ и ВНИИЭСО, позволили установить зависимость звукового давления от различных факторов процесса. По оси ординат отложены уровни звукового давления по шкале А, Дб, а по осям абсцисс — сила тока в цепи плазмотрона /, длина соплового канала I, длина дуги h и расход плазмообразующего газа G. Измерения проводили при работающем плазмотроне ПВР-402, сохраняя в отдельных сериях опытов постоянство остальных параметров процесса. Наибольшее влияние на уровень звукового давления оказывает расход плазмообразующего газа. Особенностью шума аэродинамического происхождения является широкий спектр с размещением максимальной энергии в области высоких частот. На рис. 103 приведены предельные спектры шума при точении с плазменным нагревом заготовок на карусельном станке в условиях обычного ( кривая 2) и пониженного ( кривая 3) расхода плазмообразующего газа по сравнению с предельно допускаемым спектром ( кривая 1) по ГОСТ 12.1.009 — 76, Таким образом, необходимо создавать плазмотроны с минимальным расходом плазмообразующего газа. С другой стороны, необходимо-все защитные устройства, используемые при ПМО, покрывать звукопоглощающей облицовкой. Такой же облицовкой должны быть снабжены ограждения, отделяющие участки с плазменным оборудованием от остального цеха. [13]
Страницы: 1
www.ngpedia.ru
ГОСТ 20296-2014 Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шума, ГОСТ от 17 октября 2014 года №20296-2014
ГОСТ 20296-2014
МКС 49.100
Дата введения 2015-01-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45-2014)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2014 г. N 1354-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 20296-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 января 2015 года
5 ВЗАМЕН ГОСТ 20296-81
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на пассажирские и транспортные вновь разрабатываемые самолеты и вертолеты гражданской авиации.
Настоящий стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума и методы его измерения на крейсерских режимах полета в салонах, кабинах экипажа и на рабочих местах бортпроводников.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 17187-2010 Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ 23941-2002 Шум машин. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Допустимые уровни шума
3.1 Шум в салонах и кабине экипажа самолета (вертолета), а также на рабочих местах бортпроводников нормируется предельными спектрами (ПС) уровней звукового давления (дБ) в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц и уровнями звука в дБ А.
3.2 Уровни звукового давления на крейсерских режимах полета не должны превышать значений, соответствующих предельным спектрам, указанным в таблице 1. Уровни звукового давления в октавных полосах частот, соответствующие этим предельным спектрам, приведены в таблице 2.
Таблица 1
Место измерения шума | Номер предельного спектра самолетов | Номер предельного спектра вертолетов | ||
дальних магистральных | средних и ближних магистральных и сверхзвуковых | местных воздушных линий | ||
Салон первого класса | ПС-70 | ПС-75 | ПС-80 | ПС-85 |
Салон туристского класса | ПС-75 | ПС-80 | ||
Салон экономического класса | ПС-80 | ПС-80 | ||
Кабина экипажа | ПС-75 | ПС-85 | ||
Рабочее место бортпроводника | ПС-80 | ПС-85 | ||
|
Таблица 2
Номер предельного спектра | Уровень звукового давления, дБ, при среднегеометрических частотах октавных полос, Гц | ||||||||
31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | |
ПС-65 | 99 | 87 | 78 | 72 | 68 | 65 | 63 | 61 | 59 |
ПС-70 | 103 | 91 | 83 | 77 | 73 | 70 | 68 | 66 | 64 |
ПС-75 | 107 | 95 | 88 | 82 | 78 | 75 | 73 | 71 | 69 |
ПС-80 | 110 | 99 | 92 | 87 | 83 | 80 | 78 | 76 | 74 |
ПС-85 | 113 | 103 | 96 | 91 | 88 | 85 | 83 | 81 | 79 |
|
3.3 Значение уровня помех речи (УПР) в кабине экипажа самолетов совпадают с номером ПС. УПР определяют как среднеарифметическое значение уровней шума в октавных полосах частот 600-1200, 1200-2400 и 2400-4800 Гц.
3.4 Для повышения комфорта самолетов рекомендуется принять меры по снижению уровней шума до значений, соответствующих предельному спектру ПС-65.
3.5 При контрольных измерениях допускается оценка шума по уровням звука в дБ А. При этом уровни звука А не должны превышать уровней, указанных в таблице 3.
Таблица 3
Место измерения шума | Уровень звуков самолетов, дБ А | Уровень звука вертолетов, дБ А | ||
дальних магистральных | средних и ближних магистральных и сверхзвуковых | местных воздушных линий | ||
Салон первого класса | 75 | 80 | 85 | 90 |
Салон туристского класса | 80 | 85 | ||
Салон экономического класса | 85 | 85 | ||
Кабины экипажа | 80 | 80 | ||
Рабочее место бортпроводника | 85 | 90 | ||
|
3.6 Измерения уровней шума в кабине экипажа, на рабочих местах бортпроводников и в салонах самолетов (вертолетов) проводят в заданных контрольных точках.
3.7 В кабине экипажа и на местах бортпроводников контрольными точками являются рабочие места каждого члена экипажа.
3.8 В каждом салоне самолета (вертолета) контрольными точками являются пассажирские места у левого и правого бортов, а также пассажирские места, ближайшие к продольной оси самолета (вертолета). При симметричном расположении кресел в салонах измерения проводят на ближайших к продольной оси креслах с правой стороны.
Если число рядов в салоне не превышает девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на первом, среднем и последнем рядах.
Если число рядов в салоне более девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на пяти рядах, взятых через равные интервалы вдоль салона (в том числе на первом, среднем и последнем рядах).
Если число рядов в салоне четное, то за средний принимают ряд, расположенный ближе к хвостовой части самолета (вертолета).
В вертолетах с числом пассажирских мест до десяти контрольными точками являются все пассажирские места.
3.9 Контрольные точки в салонах обозначают номером, соответствующим номеру пассажирского кресла. Следует точно указывать положение контрольных точек на плане самолета (вертолета). Примеры размещения контрольных точек в самолетах и вертолетах даны в приложении А.
4 Методы измерения уровней шума
4.1 Требования к отбору объекта
Измерения акустического шума выполняют на одном самолете или вертолете при государственных, эксплуатационных или сертификационных испытаниях и распространяют на все самолеты и вертолеты, имеющие неизменную конструкцию планера, тип двигателя и подвески. Результаты измерений рассматривают как техническую характеристику самолета (вертолета) данного типа с заданной компоновкой кабин, теплозвукоизолирующей конструкцией, внутренним оборудованием и типом двигателей.
4.2 Требования к средствам измерений
4.2.1 В комплект измерительной аппаратуры для определения уровня шума в салонах и кабинах экипажа самолетов (вертолетов) должны входить приборы, обеспечивающие измерения и регистрацию уровней шума в процессе испытаний в течение всего полета. Аппаратура должна обеспечивать измерение звукового давления в диапазоне частот 25-11200 Гц.
4.2.2 Общая погрешность измерений уровней звукового давления с учетом градуировочных поправок не должна превышать ±2 дБ.
4.2.3 Микрофон должен быть ненаправленным и удовлетворять следующим требованиям:
— частотный диапазон измерения 12,5-16000 Гц;
— динамический диапазон измерения 20-135 дБ;
— неравномерность частотной характеристики ±1 дБ;
— температурный диапазон эксплуатации от минус 40 до плюс 60 °С.
Микрофон с усилителем должен иметь характеристики, соответствующие характеристикам шумомера 1-го класса по ГОСТ 17187.
4.2.4 Регистратор должен удовлетворять следующим требованиям:
— неравномерность частотной характеристики в диапазоне частот 25-11200 Гц должна быть не более ±1 дБ;
— в любой октавной полосе частот уровни собственных шумов должны быть не менее чем на 45 дБ ниже номинального уровня записи.
4.2.5 Для измерений может быть использован шумомер 1-го класса по ГОСТ 17187 с набором октавных электрических фильтров, удовлетворяющих требованиям ГОСТ 17168.
Примечание — Допускается измерение уровней шума в 1/3-октавных полосах частот с последующим энергетическим суммированием уровней для получения соответствующих значений в октавных полосах частот.
4.2.6 Измерительный тракт должен иметь действующее свидетельство о поверке, выданное компетентным органом.
4.2.7 Шумомеры следует проверять на соответствие требованиям ГОСТ 17187 не реже одного раза в год.
4.2.8 Калибровку амплитудно-частотной характеристики микрофона в диапазоне частот 25-11200 Гц следует выполнять не реже одного раза в год.
Примечание — Если микрофон подвергался сотрясениям или в случае подозрения в повреждении микрофона, следует проводить дополнительные калибровки.
4.3 Подготовка к измерениям
4.3.1 Измерения проводят в салонах и кабинах экипажей самолетов (вертолетов), подготовленных для эксплуатации на авиалиниях.
4.3.2 Внутренняя отделка самолета (вертолета) должна полностью соответствовать эксплуатационным условиям. Спинки кресел должны быть установлены как можно ближе к вертикальному положению.
4.3.3 Во время измерений система кондиционирования воздуха должна работать на эксплуатационном режиме при полностью включенной системе обдува остекления кабины экипажа. Индивидуальная вентиляция на всех пассажирских местах должна быть полностью включена. Громкоговорящая система должна быть отключена.
4.3.4 Перед полетом и после каждого полета необходимо проводить акустическую калибровку измерительного тракта с помощью пистонфона, который выдает калибровочный сигнал (КС) с уровнем, равным 94 дБ на известной частоте из диапазона 200-1000 Гц. Производят определение частотных характеристик и оценку их соответствия паспортным данным.
Примечание — Если на борту работает ВСУ, то для таких точек измерения следует использовать пистонфон с КС, равным 124 дБ.
4.3.5 Установка микрофонов
В контрольных точках в кабине экипажа микрофон устанавливают на уровне головы члена экипажа на расстоянии 10 см сбоку от уха, расположенного ближе к центру кабины.
На рабочих местах бортпроводников (середина буфета) микрофон устанавливают на высоте 1,65 м от пола.
В контрольных точках в салонах микрофон устанавливают так, чтобы его рабочий центр был на высоте (0,65±0,05) м над точкой пересечения плоскости симметрии кресла со свободной поверхностью сиденья и передней поверхностью спинки кресла. Схема установки микрофона на пассажирском кресле показана в приложении Б.
Во всех случаях главную ось микрофона направляют вверх.
4.4 Проведение измерений
4.4.1 Измерения проводятся в выбранных точках в полете от начала взлета и до окончания посадки. Одновременно регистрируют следующие параметры режимов полета: приборную скорость полета и в числах Маха, высоту полета, температуру наружного воздуха, режим работы двигателя, давление в кабине, расход воздуха в кабине экипажа и салонах, температуру воздуха в кабине экипажа и салонах. Синхронность записей параметров шума и параметров режимов полета должна быть не менее 1 с.
4.4.2 Во время измерений в пассажирском салоне число пассажиров не должно превышать 15% максимального числа пассажирских мест в салоне. Кресла, на которых проводят измерения, и соседние с ними кресла должны быть свободными.
4.4.3 В каждой контрольной точке измерения выполняют не менее, чем в трех полетах.
4.4.4 Следует периодически проводить контроль источников тока всех используемых батарейных приборов.
4.4.5 Необходимо следить за тем, чтобы на результаты измерений не оказывали влияния помехи от вибраций, электромагнитных полей. Это проверяют путем надевания на микрофон плотно облегающего жесткого стального колпачка и регистрацией сигналов с этого микрофона.
4.5 Обработка результатов
4.5.1 В показания измерительных приборов должны быть внесены поправки (градуировочные, барометрические, температурные и др.).
4.5.2 По записанной на регистраторе информации для каждой точки измерения вычисляют суммарный уровень шума в диапазоне частот 25-11200 Гц и представляют в виде графика изменения этой величины по времени полета. На графике изменения этой величины по времени выделяют участки установившегося горизонтального полета на крейсерском режиме, при котором приращение перегрузки не превышает ±0,2 и отсутствуют маневры, которые отклоняют самолет от прямолинейного горизонтального полета. Длительность таких участков, по которым вычисляются уровни шума в октавных полосах частот для сравнения их с допустимыми уровнями, должна быть не менее 50 с. Вычисления общего уровня шума в течение всего полета выполняют с шагом по времени, равным 1 с, с дальнейшим усреднением по времени, равным 5 с. Полученные после усреднения значения являются параметрами шума в конкретной точке измерения и конкретном режиме полета.
4.5.3. Результаты каждой серии измерений оформляют протоколом, форма которого дана в приложении В.
4.5.4. Для каждой контрольной точки вычисляют средний уровень звукового давления в каждой октавной полосе и уровень звука А, определяемые как среднеарифметическое измеренных на каждом режиме уровней, с осреднением до целых значений децибел.
4.5.5. Результаты измерений представляют на бланке, форма которого дана в приложении Г.
4.5.6. Полученные в каждой контрольной точке значения уровней звукового давления в октавных полосах частот сравнивают с указанными в разделе 3 максимально допустимыми уровнями для данного типа самолета (вертолета).
4.5.7. Результаты оформляют отчетом, который должен содержать информацию об измерительной аппаратуре и ее калибровке, условиях измерений, положении контрольных точек, введенных поправках, полученных уровнях звукового давления и результатах сравнения измеренных уровней с максимально допустимыми для данного типа самолета (вертолета).
Приложение А (рекомендуемое).
Приложение А
(рекомендуемое)
Рисунок А.1 Расположение контрольных точек при асимметричной установке кресел и размещении двигателей в хвостовой части самолета
А.1 Расположение контрольных точек при асимметричной установке кресел и размещении двигателей в хвостовой части самолета показано на рисунке А.1
Рисунок А.1
Рисунок А.2 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел и размещении двигателей в хвостовой части самолета
А.2 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел и размещении двигателей в хвостовой части самолета показано на рисунке А.2
1 — салон первого класса; 2 — салон туристского класса
Рисунок А.2
Рисунок А.3 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел и размещении двигателей в хвостовой части самолета
А.3 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел и размещении двигателей в хвостовой части самолета показано на рисунке А.3
1 — салон первого класса; 2 — салон туристского класса; 3 — салон туристского и экономического классов
Рисунок А.3
Рисунок А.4 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел и размещении двигателей под крылом самолета
А.4 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел и размещении двигателей под крылом самолета показано на рисунке А.4
1, 3 — салоны туристского класса; 2 — салон туристского и экономического классов
Рисунок А.4
Рисунок А.5 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел в вертолете
А.5 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел в вертолете показано на рисунке А.5.
1 — кабина экипажа; 2 — салон
Рисунок А.5
Приложение Б (справочное). Расположение микрофона на пассажирском кресле
Приложение Б
(справочное)
Б.1 Расположение микрофона на пассажирском кресле показано на рисунке Б.1
Рисунок Б.1
Приложение В (рекомендуемое). Протокол измерений уровней шума в самолете
Приложение В
(рекомендуемое)
«____»____________________20________г. | ||||||||||||||||||||||||||
Бортовой номер | ||||||||||||||||||||||||||
Тип и заводские номера двигателей | ||||||||||||||||||||||||||
Параметры полета | ||||||||||||||||||||||||||
, м | , км/ч | , °С | , кг/ч | , кг/ч | , Па (мм рт.ст.) | , °С | , °С | ,°C | ||||||||||||||||||
Номер контрольной точки | Уровень звука, дБ А | Уровень звукового давления, дБ, при среднегеометрических частотах октавных полос, Гц | ||||||||||||||||||||||||
31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | ||||||||||||||||||
Тип и номера приборов | ||||||||||||||||||||||||||
Измерения в соответствии с ГОСТ | ||||||||||||||||||||||||||
провел | ||||||||||||||||||||||||||
(должность, Ф.И.О.) |
Приложение Г (рекомендуемое). Бланк осредненных значений
Приложение Г
(рекомендуемое)
Г.1 Бланк осредненных значений показан на рисунке Г.1.
Рисунок Г.1
__________________________________________________________________________
УДК 629.7.08:006.354 МКС 49.100
Ключевые слова: шум, методы измерения шума, допустимые уровни шума, измерения уровней шума, расположение контрольных точек
__________________________________________________________________________
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2014
docs.cntd.ru