Предмет административного права понятие – , . —

1. Понятие и предмет административного права как отрасли права и как науки.

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Признаки отрасли административного права:

• является одной из основополагающих отраслей публичного права;

• представляет собой совокупность юридических норм;

• имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

• имеет свой метод правового регулирования;

• обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

• имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.

Административное право как наука — это система взглядов, представлений, теорий, концепций и позиций по вопросам возникновения, реализации, развития административного права как отрасли права и составляющих ее предмет общественных отношений. Основной задачей административно-правовой науки является выявление проблем и сложностей в функционировании отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов решения данных проблем и вопросов. Результаты научных исследований используются также при толковании норм административного права, а также в ходе правотворческой работы в части использования универсальной правовой терминологии, способствующей единообразному применению норм административного права.

Предмет науки административного права:

1) деятельность специалистов в данной области знаний, выражающаяся в изучении, истолковании и объяснении административно-правовых явлений;

2) определенная сумма накопленных, осмысленных и систематизированных знаний о нормах административного права, административно-правовых институтах понятиях и категориях.

Исследования в области административного права материализуются в монографиях, статьях учебниках и учебных пособиях, а в теоретическом плане получают выражение в различных научных построениях, концепциях, определениях классификациях.

2. Исполнительная власть в рф: понятие, функции и характерные черты.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ делится:

1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации полномочий исполнительно-распорядительного характера.

Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных черт:

1) являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;

2) основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;

3) специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;

4) данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер. По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему– распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти. Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.

Функции исполнительной власти:

— подзаконодательное регулирование;

— осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

— административное правоприменение;

— осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

— административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

— охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

— информационное обеспечение органов государственной власти.

studfiles.net

1. Понятие и предмет административного права как отрасли права и как науки.

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Признаки отрасли административного права:

• является одной из основополагающих отраслей публичного права;

• представляет собой совокупность юридических норм;

• имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

• имеет свой метод правового регулирования;

• обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

• имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.

Административное право как наука — это система взглядов, представлений, теорий, концепций и позиций по вопросам возникновения, реализации, развития административного права как отрасли права и составляющих ее предмет общественных отношений. Основной задачей административно-правовой науки является выявление проблем и сложностей в функционировании отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов решения данных проблем и вопросов. Результаты научных исследований используются также при толковании норм административного права, а также в ходе правотворческой работы в части использования универсальной правовой терминологии, способствующей единообразному применению норм административного права.

Предмет науки административного права:

1) деятельность специалистов в данной области знаний, выражающаяся в изучении, истолковании и объяснении административно-правовых явлений;

2) определенная сумма накопленных, осмысленных и систематизированных знаний о нормах административного права, административно-правовых институтах понятиях и категориях.

Исследования в области административного права материализуются в монографиях, статьях учебниках и учебных пособиях, а в теоретическом плане получают выражение в различных научных построениях, концепциях, определениях классификациях.

2. Исполнительная власть в рф: понятие, функции и характерные черты.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ делится:

1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации полномочий исполнительно-распорядительного характера.

Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных черт:

1) являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;

2) основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;

3) специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;

4) данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер. По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему– распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти. Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.

Функции исполнительной власти:

— подзаконодательное регулирование;

— осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

— административное правоприменение;

— осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

— административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

— охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

— информационное обеспечение органов государственной власти.

studfiles.net

1.Понятие и предмет отрасли административного права

Административное правоэто отрасль российской правовой системы, нормы которой регулируют общественные отношения, склады­вающиеся в процессе организации и деятельно­сти системы исполнительной власти.

           Предмет любой отрасли права— это обществен­ные отношения, которые регулируются ее норма­ми. Административное право регулирует обще­ственные отношения, связанные с государствен­но-управленческой деятельностью. Изначально латинский термин означает управ­ление, руководство (чем-либо, кем-либо). В самом общем виде административное право можно опре­делить как управленческое право.

      Предметом административного права являет­ся совокупность общественных отношений, скла­дывающихся в процессе организации и деятельно­сти органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятель­ность. Другими словами, предмет административного права — это совокупность обществен­ных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности системы исполни­тельной власти.

Особенности административного права:

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие прежде всего в связи с деятельностью органов исполнительной власти.

Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников.

Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства.

2. Понятие и предмет и метод науки административного права

Наука административного права — это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сферах административного права как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти.

Предметом науки административного права является исследование законов, закономерностей и особенностей в управленческой деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных лиц и осуществляемых при этом управленческих отношений в иных сферах, эффективности административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования.

Метод — Методологической основой науки административного права являются совокупность общенаучных и частно-научных методов и средств познания, с помощью которых исследуются закономерности, законы и особенности специфических (управленческих) отношений в отрасли административного права, процесса законотворчества и правоприменительной деятельности, а также изучаются категории, понятия и институты самой науки административного права.

К общенаучным методам относятся: анализ; синтез; индукция; дедукция; гипотеза; аналогия; обобщение; абстрагирование; эксперимент; системный подход; системный анализ; математические методы; моделирование; диалектический; исторический и др.

studfiles.net

Понятие, предмет и метод административного права

Административное право – публичная отрасль права, представляющая собой взаимосвязанную систему правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере государственного управления особыми способами, присущими только для данной группы общественных отношений.




Предмет административного права

Предмет административного права – общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, урегулированные нормами административного права.

Полностью раскрыть весь комплекс отношений, входящих в предмет административного права достаточно сложно, но традиционно предмет административного права разграничивают по следующим признакам:

По субъективному признаку

  • Между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения)
  • Между субъектами государственного управления, не находящимися в соподчинении (горизонтальные отношения)

По признаку государственно-территориального устройства

  • Между центральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
  • Между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
  • Между органами исполнительной власти субъектов

В зависимости от направления воздействия

  • Внешние отношения – отношения, возникающие в связи с реализацией функций органов исполнительной власти вовне
  • Внутренние отношения – внутрисистемные, внутриорганизационные отношения

Метод административного права

Метод административного права – совокупность приемов, средств и способов воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, составляющие предмет административного права.

В теории права выделяют 2 основных типа правового регулирования:

  • Императивный – метод властных предписаний. Данный метод в основном характерен для публичных отраслей права, в частности административного.
  • Диспозитивный – метод юридического равенства участников. Данный метод в основном характерен для частных отраслей права, в частности гражданского, трудового, семейного. Диспозитивный метод может использоваться в определенных случаях и в административном праве, например при заключении административных договоров о распределении функций между органами публичного управления.

Согласно другой классификации в системе административного права используются следующие методы правового регулирования:

  • Предписание – предполагает возложение обязанностей совершения определенных действий
  • Запрет – предполагает возложение обязанностей воздерживаться от совершения определенных действий
  • Дозволение – представляет участникам правоотношений самим выбирать вариант поведения

okrainaruneta.ru

Понятие и предмет административного права

Административное право можно понимать в трояком смысле: а) как отрасль российской пра­вовой системы; б) как правовую (юридическую) науку; в) как учебную дисциплину.

Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего тем, какой вид общественных отношений они регулируют. Особенности этих общественных отношений и определяют предмет правового регулирования.

Административное право — это отрасль российской правовой системы, нормы которой регулируют общественные отношения, склады­вающиеся в процессе организации и деятельно­сти системы исполнительной власти.

           Предмет любой отрасли права— это обществен­ные отношения, которые регулируются ее норма­ми. Административное право регулирует обще­ственные отношения, связанные с государствен­но-управленческой деятельностью. Изначально латинский термин означает управ­ление, руководство (чем-либо, кем-либо). В самом общем виде административное право можно опре­делить как управленческое право.

      Предметом административного права являет­ся совокупность общественных отношений, скла­дывающихся в процессе организации и деятельно­сти органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятель­ность. Другими словами, предмет административного права — это совокупность обществен­ных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности системы исполни­тельной власти.

         При этом административное право включает две группы общественных отношений управлен­ческого характера.

Первая группа—это отноше­ния, связанные с реализацией функций исполни­тельной власти, т.е. управленческой деятельно­сти, осуществляемой органами исполнительной власти и исполнительными органами в рамках местного самоуправления.

Вторая группа обще­ственных отношений связана с осуществлением внутриорганизационной деятельности админист­раций предприятий, учреждений, иных организа­ций, в том числе общественных объединений. Од­нако административное право не регулирует отно­шения между гражданами, между гражданами и общественными объединениями, между обще­ственными объединениями друг с другом, так как в этих отношениях не участвуют органы исполни­тельной власти и их должностные лица.

admin-laws.ru

1. Понятие, предмет и метод административного права.

ВОПРОСЫ к экзамену

2. Соотношение административного права с другими отраслями права.

3. Система административного права.

4. Понятие административно-правовой нормы. Особенности ее содержания и структуры

5 Понятие и источники административного права.

6. Административно-правовые отношения, структура, виды. 7.Особенности административно-правовых отношений, их отграничения от других видов правоотношений

8 Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

9. Понятие и виды субъектов административного права.

10. Общая характеристика органов исполнительной власти и,ее система в РФ.

11. Виды и структура органов исполнительной власти в РФ.

12. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

13. Компетенция Правительства РФ.

14. Центральные федеральные органы исполнительной власти.

15. Федеральные территориальные органы исполнительной власти.

16. Компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ.

17Административно-правовой статус юридических лиц.

18Общественные объединения как субъекты административного права.

19Понятие и административно-правой статус должностного лица.

20. Административно-правовой статус граждан РФ.

21. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Специальные административно-правовые статусы.

22 Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

23Гарантии обеспечения административно-правого статуса человека в РФ.

24Формы и методы защиты нарушенных прав и свобод человека от неправомерных действий должностных лиц.

25. Понятие, задачи и принципы государственной службы.

26. Понятие государственной должности и способов зяменения

27. Понятие и виды федеральных государственных служащих.

28 Обязанности и права государственного служащего.

29Прохождение государственной службы: поступление на службу, аттестация, перемещение по службе, классные чины, прекращение служебных отношений.

30Дисциплинарная ответственность государственных служащих.

31Понятие административно-правовых форм и методов деятельности органов исполнительной власти.

32Формы осуществления исполнительной власти.

33Понятие и виды актов исполнительной власти.

34. Требования, предъявляемые к актам государственного управления, и последствия их несоблюдения.

35Методы осуществления исполнительной власти.

36Процессуальная деятельность органов исполнительной власти.

37. Понятие и сущность убеждений в государственном управлении.

38Понятие, признаки и виды административно-правовых режимов

39Виды специальных административно-правовых режимов.

40 Чрезвычайное положение. Военное и особое положение.

41 Режим закрытого территориального образования.

42 Режим охраны государственной границы РФ.

43. Понятие и виды административно-правового принуждения.

44. Дисциплинарное принуждение по административному праву.

45. Понятие, основание и виды юридической ответственности по административному праву. Ее отличие от других видов юридической ответственности.

46. Понятие и юридический состав административного правонарушения.

47. Субъекты административного правонарушения.

48. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении..

49. Понятие и цели административного наказания.

50. Виды административных наказаний.

51. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

52. Общий порядок (общие правила) наложения административных наказаний.

53. Задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях.

54. Освобождение от административной ответственности, его основания и условия.

55. Категории дел об административных правонарушениях подведомственные рассмотрению судьям.

56. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.

57. Предмет доказывания и доказательства.

58. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.

59. Порядок возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении.

60. Пересмотр постановлений и решений об административном правонарушении.

61. Право на обжалование постановления.

62. Исполнение постановлений об административном правонарушении.

63. Сроки давности исполнения. Исполнение постановлений о штрафе, аресте.

64. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан.

65. Составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, их квалификация.

66. Составы административных правонарушений, посягающих на социально-экономические права граждан, их квалификация.

67. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

68. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)

69. Административные правонарушения против порядка управления

70. Составы административных правонарушений в сфере регистрационного режима.

71. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.

72. Составы административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность, их квалификация

73. Сущность и система способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти.

74. Государственный контроль и его виды.

75. Судебный контроль в сфере исполнительной власти.

76. Надзор прокуратуры за исполнением законов и соответствием актов управления действующему законодательству.

77. Понятие, содержание и виды административного надзора за деятельностью организаций и граждан.

78. Административное право в зарубежных станах.

79. Система органов и организация государственного управления в области безопасности.

80. Государственное управление в области обороны.

81. Система органов и организация государственного управления в области внутренних дел.

82. Государственное управление в области юстиции.

83. Государственное управление в области иностранных дел

84. Административно-правовое регулирование въезда и выезда граждан за границу.

85. Государственное управление в сфере экономики, финансов и банковско-кредитного дела.

86. Система органов и организация деятельности государственной таможенной службы.

87. Система органов и организация государственного управления образованием.

88. Государственное управление в области науки и технологий.

89. Система органов и организация государственного управления культурой.

90. Система органов и организация государственного управления в области здравоохранения.

1. Понятие, предмет и метод административного права.

Глава 1. Предмет административного права

административное право имеет свой предмет — тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

говоря о предмете административного права как отрасли, выделим следующие группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли:

отношения в системе «государство — общество — человек». Для этих отношений в большинстве случаев характерно обязательное участие государства в лице его органов, прежде всего исполнительной власти, и должностных лиц. Во многих случаях эти отношения возникают по инициативе государства, например при привлечении лица к административной ответственности;

отношения в системе не только государственной власти, прежде всего исполнительной, но и законодательной и судебной ветвей единой государственной власти;

наконец, особую группу отношений, урегулированных административным правом, составляют отношения, условно говоря, благочиния, обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности. Эти отношения имеют специфику, и, на наш взгляд, было бы некорректно «растворять» их в системе общих отношений в сфере исполнительной власти.

studfiles.net

8. Наука административного права (понятие, предмет, метод, система)

Наука административного права как разновидность юридической науки представляет собой деятельность, связанную с изучением административно-правовых явлений, а также сумму накопленных знаний об отрасли административного права, механизме и предмете его управления.

Предметом науки административного права – является то, что она изучает, т. е. административное право как отрасль права, его предмет, метод, элементы системы, источники, механизмы регулирования. Кроме того, наука административного права изучает практику органов государственного управления, включая их регулятивную и правоохранительную деятельность.

Наука административного права использует систему методов, среди которых основополагающими являются сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-догматический, социологический, статистический. Все эти методы называются частно-научными.

В основе этих методов лежат всеобщие методы познания – диалектический и общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, моделирование, выдвижение гипотез и др.).

Система науки административного права представляет собой совокупность взаимодействующих элементов или административно-правовых институтов, которые она изучает. Однако система науки административного права не совпадает с системой отрасли административного права, поскольку охватывает не только нормы и институты этой отрасли, но и проблемы эффективности их действия и т. п.

Не совпадает система науки административного права и с системой курса административного права как учебной дисциплины, поскольку последний включает в себя систему отрасли и науки административного права.

Механизм административно-правового регулирования и его элементы.

1. Понятие и сущность механизма административно-правового регулирования

Механизм административно-правового регулирования представляет собой систему юридических средств, при помощи которых данная отрасль воздействует на общественные отношения в сфере государственного управления.

К элементам механизма административно-правового регулирования относятся:

  • нормы административного права;

  • нормативный административно-правовой акт;

  • акты официального толкования;

  • юридические факты;

  • правоотношения;

  • акты реализации права;

  • правоприменительные акты;

  • правосознание и режим законности.

Нормы административного права являются основой всего механизма административно-правового регулирования, потому что они выступают как предписания и как общие правила поведения людей, установленные и обеспечиваемые государством.

Нормативный административно-правовой акт содержит нормы права, с помощью которых государство осуществляет воздействие на поведение людей путем установления их правового положения.

Акты официального толкования — это акты, издаваемые органами, уполномоченными разъяснить смысл правовых норм.

Юридические факты — это действия (бездействие), события, на основе которых возникают, изменяются или прекращаются административно- правовые отношения.

Административно-правовые отношения позволяют реализовать нормы административного права, т.е. издавать акты применения, непосредственного влияния на поведение людей.

Акты реализации норм административного права – это действия участников правоотношений по воплощению в жизнь предписаний норм права, определяющих их права и обязанности.

Акты применения – это акты индивидуализированного правового регулирования, имеющие конкретный адресат.

Правосознание и режим законности призваны обеспечивать эффективность действия всех элементов механизма административно- правового регулирования.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *