Предмет и метод муниципального права – 1 Понятие, предмет и метод муниципального права

1. Понятие муниципального права, его предмет и методы правового регулирования.

Муниципальное правоэто комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации МСУ и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие ОМС вопросы местного значения.

Предмет муниципального права — отношения в сфере осуществления МСУ, а именно:

  • возникающие в результате организации МСУ;

  • возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования на МСУ;

  • возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов;

  • связанные с регулированием статуса членов выборных органов, должностных лиц муниципальных служащих;

  • связанные с наделением отдельными государственными полномочиями ОМС;

  • возникающие в процессе взаимодействия ОМС с органами государственной власти;

  • возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

Метод правового регулирования в муниципальном праве — совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе МСУ.

В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный.

1. Императивный метод состоит в том, что в системе МСУ принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, которые обязательны для исполнения всеми субъектами правоотношений. В случае невыполнения наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Диспозитивный метод 

заимствован из сферы частного права. ОМС являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений. При формировании муниципальной собственности органы приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т.д.

3. Предписание, дозволение, запрет. Дозволение используется при установлении правовых возможностей граждан, местного населения. Предписания служат для определения компетенции ОМС. Запреты вводятся во взаимоотношения государства и местного самоуправления для обеспечения самостоятельности последнего.

4. Метод гарантий — широко применяется на федеральном уровне правового регулирования МСУ. Государство, признав МСУ, установив, что ОМС не входят в систему органов государственной власти, что местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения, приняло на себя обязанность обеспечить судебную защиту от нарушений прав МСУ, его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность.

Источники:

http://sfedu3845.mybb.ru/viewtopic.php?id=1531

http://www.aup.ru/books/m234/2_1.htm

2. Источники муниципального права.

Источники муниципального права — правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы.

1. Федеральный уровень

* Конституция:

  1. закрепляет МСУ как самостоятельный институт, относящийся к основам конституционного строя,

  2. устанавливает принципиальное положение о невхождении ОМС в систему органов государственной власти,

  3. фиксирует исходные начала и принципы местного самоуправления, гарантии его прав.

* Федеральные законы:

  1. ФЗ, специально регулирующие вопросы организации и функционирования МСУ.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г.,

«Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в ОМС» от 26 ноября 1996 г.,

«О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 г.;

* ФЗ, составляющие законодательную основу других отраслей права (административного, жилищного, налогового и т.д.), но в той или иной мере затрагивающие вопросы местного самоуправления.

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»,

«О несостоятельности (банкротстве)»,

«О гражданской обороне»,

«О воинской обязанности и военной службе»,

Градостроительный кодекс РФ,

Налоговый кодекс РФ,

Бюджетный кодекс РФ и др.

* Федеральные подзаконные акты:

  1. указы Президента РФ;

  2. постановления Правительства РФ;

  3. нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти.

  1. Постановления палат Федерального Собрания РФ;

  2. Постановления Конституционного Суда РФ.

  3. Законы, принятые до Конституции РФ 1993 г., которые применяются в части, не противоречащей ей.

studfiles.net

Муниципальное право России (В. И. Васильев, 2012)

Глава I. Предмет и метод муниципального права

Понятие муниципального права как отрасли права, регулирующей общественные отношения, связанные с местным самоуправлением, – относительно новое для российской правовой системы. Оно возникло в связи с утверждением и развитием в нашей стране демократического института, существовавшего до октября 1917 г., но затем упраздненного советской властью. Как самостоятельная отрасль муниципальное право полностью не сложилось. Еще предстоит принять немало законодательных актов на федеральном и региональном уровнях, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, чтобы закрыть пробелы в правовом регулировании местного самоуправления. Должны появиться новые акты, регулирующие формы участия граждан в решении вопросов местного значения, в распоряжении ими муниципальной собственностью, формы межмуниципального сотрудничества и др. По-видимому, возникнет надобность в выделении правового статуса таких категорий муниципальных образований, какими являются сельские поселения и крупные города.

Предстоит осмыслить и решить ряд вопросов, касающихся методов регулирования общественных отношений муниципальным правом. Стоит прежде всего уяснить содержание самого понятия муниципального права, истолкование которого в ряде опубликованных трудов далеко не однозначно. Хотя при всем различии частностей в главном, в основном многие авторы едины: муниципальное право – это комплексная отрасль права, и отношения, составляющие его предмет, имеют комплексный характер[1]. Но как соотносится муниципальное право с другими отраслями права, как сочетаются их предметы и методы? Четких ответов на эти вопросы нет. Отсутствует и ответ на вопрос: почему, ради чего, с какой целью муниципальному праву некоторые авторы присваивают «звание» комплексного?

Неопределенность, неоправданная расширенность предмета муниципального права, так называемая «комплексность» отрасли негативно сказываются не только на теории, но и на практике местного самоуправления. Они препятствуют осмыслению системного законодательного регулирования местного самоуправления, затрудняют кодификацию законодательства по этим вопросам. В правоприменении возникают проблемы, связанные с неоправданным использованием методов одной отрасли права, там, где нужно применять методы другой отрасли, иные способы регулирования. Это, в частности, сдерживает развитие гражданско-правовых отношений, использование рыночных рычагов в сферах экономической жизни, участниками которых выступают органы местного самоуправления.

Если муниципальное право – суть комплексная отрасль права, то авторам этой конструкции надо ответить хотя бы на два основных вопроса. Первый: есть ли какая-то часть норм в данном комплексном правовом образовании, предмет которой дает основание для формирования этого образования как муниципального, т. е. относящегося непосредственно к организационно-правовой стороне властного института местного самоуправления? Или ее нет вообще, и данная «отрасль» представляет собой собрание других, не относящихся в указанном смысле к местному самоуправлению, отраслей.

Второй: если такая часть все-таки есть, то как она соотносится с остающейся частью комплексного предмета регулирования муниципального права? Другими словами, в какой степени использует «собственно муниципальное право» другие отрасли права?

На первый вопрос большинство авторов (Н.С. Бондарь, Н.В. Выдрин, А.Н. Кокотов, В.И. Фадеев и др.) дают в общем единый положительный ответ: да, существует некая часть «собственно муниципального права»[2], которая регулирует организацию местного самоуправления. Но есть и другая его часть. Но вот по поводу соотношения в комплексной отрасли «собственно муниципального права» и других ее частей единое мнение отсутствует.

Общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений[3]. В сущности, все, что происходит на местном уровне, – это и есть предмет муниципального права. Отношения, составляющие предмет муниципально-правового регулирования, имеют комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни[4]. Предмет муниципального права образуют комплексные общественные отношения различных сфер – финансов, налогов, землепользования и др. – вот типичные суждения о предмете муниципального права[5].

Во многих изданиях повторяются утверждения о том, что нормы и институты других отраслей права получают в муниципальном праве как бы повторное признание. Какие нормы и институты, в какой мере? Все или только некоторые? Точный ответ отсутствует. Правда, в учебнике О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева, третье издание которого, переработанное и дополненное, рекомендовало Министерство образования и науки РФ в качестве учебника для вузов, говорится, что в муниципальном праве «в силу специфики его предмета доля правовых норм, которые имеют как бы два адреса «прописки», весьма значительна»[6]. Но что такое «весьма значительна»? Три четверти, четыре пятых нормативного материала? Слова «весьма значительна», по сути, никак не ограничивают включение норм других отраслей права в муниципальное право. Его предмет становится в этом случае крайне расплывчатым. Вряд ли можно говорить об отрасли права, если ее предмет как таковой не имеет определенных границ. Возникает некая всеобъемлющая «сфера» действия муниципального права, в которой отношения регулируются правовым массивом, который если и систематизирован, то главным образом по предметам других отраслей права – конституционного, гражданского, финансового, административного, трудового и т. д.

Каждая сложившаяся отрасль права структурирована как по горизонтали, таки по вертикали. Нельзя считать, что нормы гражданского права, действующие на территории поселения, городского округа или муниципального района, входят в предмет муниципального права, а «остальные» продолжают действовать в лоне собственно гражданского права. Нормы гражданского права действуют на всех уровнях государственной системы. И их совершенно не обязательно вторично «признавать», чтобы «официально» ввести в состав муниципального права, они действуют без всякого такого признания. Точно так же и нормы финансово-бюджетного права. Они тоже представляют собой единую систему норм, и выделять из этой системы локальные ее части, включая их в муниципальное право, нет никакой нужды.

Надо полагать, без этих отраслей права содержание муниципального права сократится. Но это не надолго. Муниципальное право, как уже сказано, – отрасль новая, и ее не нужно искусственно расширять. Всему свое время. Развивается, становится на ноги местное самоуправление и одновременно пополняется собственным содержанием муниципальное право, призванное регулировать складывающиеся в сфере местного самоуправления общественные отношения в их определенном содержании.

Один из авторов, раздвигая рамки муниципального права, утверждает, что предмет муниципального права значительно шире, чем сама по себе система местного самоуправления. Ну что же, если берегов муниципального права не видно, оно, естественно, разливается за пределы местного самоуправления. Есть и иная точка зрения – о том, что новую отрасль российского права следует по существу считать правом местного самоуправления. Таким образом, предмет муниципального права предлагается уравнять с системой местного самоуправления.

С нашей же точки зрения, предмет муниципального права уже, чем местное самоуправление, хотя и связан с ним самым непосредственным образом. И это не только потому, что нет никаких оснований включать в этот предмет какие-то части предметов других отраслей права. Дело еще и в том, что местное самоуправление, будучи по природе институтом, основанным в значительной степени на инициативе населения, может в порядке творческой самодеятельности этого населения создавать и использовать такие формы самоуправления, которые не укладываются, да и не должны укладываться, в правовые рамки. Муниципальное право регулирует лишь основные, главные стороны устройства муниципальной власти. А кроме того, задачи самоуправления на местах решаются на основе обычаев, чрезвычайно разнообразных для различных регионов страны, поддерживаемых не правом, а общественным мнением.

С нашей точки зрения, предмет муниципального права включает в себя нормы права, регулирующие систему местного самоуправления: территориальное устройство местной власти, виды муниципальных образований, взаимоотношения местного самоуправления и государственной власти.

Кроме того, в предмет муниципального права включаются нормы, регулирующие организацию местного самоуправления как разновидности народовластия. Это нормы, регулирующие право граждан на осуществление самоуправления, формы муниципальной прямой демократии, принципы строения, структура и порядок деятельности органов местного самоуправления, отношения органов местного самоуправления между собой.

Далее, нормы муниципального права определяют компетенционный статус муниципальных образований и органов местного самоуправления. В предмет муниципального права входит совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с институциональными и функциональными характеристиками местного самоуправления.

В Конституции РФ говорится об общих принципах организации системы органов местного самоуправления, установление которых федеральными законами и законами субъектов Федерации (п. «н» ст. 72, п. 4 ст. 76) относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Организация – ключевое понятие, характеризующее предмет отрасли законодательства о местном самоуправлении. И это законодательство должно иметь свой собственный предмет регулирования, будучи отраслью муниципального права, поскольку слишком значительны особенности этой подсистемы социального управления, которая не входит в систему органов государственного права и реализуется в специфической форме публичной власти.

При этом неправильно сводить муниципальное право к системе норм, существующих и самостоятельно развивающихся вне связи с содержанием деятельности органов местного самоуправления. Организационные отношения, регулируемые муниципальным средством, не самоцель, а средство достижения оптимальных результатов в решении вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.

В предмет муниципального права входят также порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и сами эти полномочия, общие принципы финансового и имущественного обеспечения компетенции органов местного самоуправления, порядок подготовки и принятия муниципальных правовых актов, ответственность (исключая гражданскую, уголовную и административную, регулируемые другими отраслями права).

Содержательно муниципальное право следует, с нашей точки зрения, рассматривать не как комплексную отрасль права, а как подотрасль конституционного права, регулирующую одну из форм народовластия, а именно – муниципальную власть.

Предмет правового регулирования муниципального права, как и любой другой отрасли права, отвечает на вопросы, что, какие именно отношения регулируются этой отраслью. Ее предмет не может совпадать с предметом другой отрасли. Каждая отрасль права имеет свойственный только ей одной предмет, которым определяется ее самостоятельность и от которого зависят своеобразие и особенности правового регулирования ею общественных отношений. Практически самостоятельность и особенность отрасли права выражается в неприменимости к предмету ее регулирования норм других отраслей права[7]. Конечно, не следует закрывать глаза на реальность, которая определяет возможность вхождения в предмет одной отрасли права норм другой отрасли. «Стерильных» отраслей права не бывает. Только эта возможность на деле используется в меру, поскольку в ином случае будет размываться одна из важнейших категорий права, заключающаяся в системном структурировании правового пространства.

В случае с муниципальным правом можно признать наличие в данной отрасли права норм другой конкретной отрасли права. Однако это далеко не одно и то же, что и «весьма значительное» совпадение, о котором говорилось выше. Речь идет о соотношении предметов муниципального и конституционного права. Как известно, являясь ведущей отраслью права, конституционное право представляет собой фундамент для всей правовой системы, в том числе и для муниципального права. Конституция РФ содержит нормы-принципы, заключающие в себе главные характеристики местного самоуправления, которые составляют «статический» правовой образ местного самоуправления. Эти характеристики, будучи нормами конституционного права, входят и в предмет муниципального права, многие из них раскрываются и детализируются именно в муниципальном праве. Вместе с тем – так сложилось исторически – некоторые нормы-принципы, определяющие важнейшие параметры муниципального права, одновременно входят и в состав других отраслей права, и именно этими отраслями конкретизируются и развиваются. В самом деле, трудно представить себе местное самоуправление без муниципальной собственности или без самостоятельного утверждения и исполнения местного бюджета. И эти институты закрепляются вслед за Конституцией муниципальным правом, определяя экономический каркас местного самоуправления. Но подробно регулируют и опосредствуют общественные отношения, связанные с муниципальной собственностью и местными бюджетами, гражданское и финансово-бюджетное право. Тоже и с другими отраслями права. Например избирательное право, по крайней мере предположительно, отраслью права в общепринятом смысле не является, а представляет собой относительно самостоятельную подотрасль конституционного права.

Место муниципального права в общей системе российского права можно существенно прояснить, если анализ соотношения муниципального и других отраслей права перенести в плоскость соотношения муниципального законодательства и других отраслей законодательства, памятуя, что отрасль законодательства и отрасль права – разные правовые феномены. «Если отрасль права, – отмечает М.И. Байтин, – это элемент системы права, представляющий собой основанную на единых принципах и функциях подсистему правовых норм, которые с использованием свойственных им специфических юридических способов и средств регулируют определенную широкую сферу общественных отношений, то отрасль законодательства — это форма выражения во вне существования в правовой системе отрасли права, сложного отраслевого или комплексного правового института, образованная и функционирующая в соответствии с определенным направлением деятельности государства»[8]. Или, добавим от себя, местного самоуправления.

В отношении законодательных актов вполне можно говорить об их комплексности, имея в виду включение в акты муниципального законодательства (а таковыми можно называть законодательные акты, по преимуществу состоящие из норм муниципального права) норм других отраслей права и введение в законодательные акты других отраслей права норм муниципального права. Это вполне естественный и широко применяемый прием, имеющий целью в одном документе урегулировать разные по своей «правовой окраске» отношения, поскольку такой путь оказывается наиболее простым с учетом целей, ставящихся законодателем.

Задача «формирования муниципального права как комплексной отрасли права» ставилась в Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ 15 октября 1999 г.[9] Эта задача вряд ли решаема, если исходить из сложившегося не только в доктрине, но и на практике понятия отрасли права. По-видимому, Основные положения подразумевали создание комплекса законодательных актов о местном самоуправлении. Задача формирования «комплексной отрасли права» решается не административным путем, а путем издания законов, посвященных проблемам местного самоуправления, а также межотраслевых актов, соединяющих нормы разных, включая муниципальное, отраслей права.

Так сейчас и происходит: издается все больше актов, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией местного самоуправления, определяющих систему «собственно» муниципального права. При этом в актах «по преимуществу» муниципального права содержатся нормы других отраслей права, а в актах других отраслей права наличествуют нормы муниципального права в «собственном» содержании его предмета.

Возьмем, например, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ). Это, конечно, акт муниципального права. Большая его часть регулирует статусные вопросы местного самоуправления. Здесь есть нормы, определяющие общественные отношения, касающиеся компетенции органов местного самоуправления, его территориальной организации, порядок наделения органов местной власти отдельными государственными полномочиями, форм муниципальной прямой демократии, органов местного самоуправления, муниципальных правовых актов и др. Вместе с тем здесь наличествует гл. 8, посвященная экономическим основам местного самоуправления, которая если не вся, то в значительной части состоит из норм других отраслей права.

Можно понять замысел законодателя, включившего в Федеральный закон № 131-ФЗ финансово-бюджетную составляющую муниципальной реформы: реальное местное самоуправление невозможно, если оно не обеспечено с финансовой стороны. Но попав в закон о местном самоуправлении, нормы о местных бюджетах и межбюджетных отношениях не стали нормами муниципального права, а сохранили свои качества норм финансово-бюджетной отрасли права. Принятый вскоре Федеральный закон о поправках в Бюджетный кодекс «вернул себе» многие нормы Федерального закона № 131-ФЗ, развил их, обеспечил процедурами исполнения. Так и должно было случиться. Ведь Федеральный закон № 131 – ФЗ по всем правилам законодательной техники, определяя нормы бюджетного законодательства, снабдил их отсылками к Бюджетному кодексу, следуя правилу, согласно которому смежные правовые институты, создаваемые на стыке двух отраслей законодательства, относящихся к разным отраслям права, координируются именно таким путем.

Не случайно в процессе применения Федерального закона № 131-Ф3 как государственные, так и муниципальные органы ориентируются прежде всего на Бюджетный кодекс, к которому отсылает Федеральный закон № 131-ФЗ, и мало вспоминают о бюджетных нормах самого этого Закона. Вся дискуссия, развернувшаяся в связи с нехваткой средств на осуществление полномочий органов местного самоуправления, ведется вокруг изменения именно Бюджетного и Налогового кодексов РФ, а затем уже Федерального закона № 131-Ф3.

Местный бюджет – это, конечно, институт муниципального права, но реализуется он средствами другой отрасли права – финансово-бюджетной. Включая его в муниципальное право, мы должны были бы не только согласиться с разрушением сложившейся общей системы права, но и намного и неоправданно расширить предмет муниципального права, поскольку в него надо было бы включить нормы бюджетного законодательства, касающиеся местных бюджетов со всеми сопровождающими их инструкциями, методиками и другими рабочими документами, а также общие принципы и нормы бюджетного законодательства, без которых невозможно правильное понимание и применение частных норм данной отрасли законодательства и соответствующей ей отрасли права.

То же самое с гражданским правом. Муниципальная собственность – важнейший институт местного самоуправления. Но считать на этом основании, как это делают некоторые авторы, Гражданский кодекс источником муниципального права – значит смешивать совершенно разные правовые категории. Объекты муниципальной собственности составляют имущественную основу местного самоуправления, но обращение с ними происходит по нормам как муниципального, так и гражданского права. Причем когда речь идет об использовании муниципального имущества в гражданском обороте, применяются нормы гражданского права в чистом виде. Им не нужно при этом становиться структурно-отраслевыми элементами муниципального права. Они действуют в своем собственном первичном качестве, обеспечивая в нужных случаях субъекты публичного права, каковыми являются органы местного самоуправления, средствами и методами частного права.

Нельзя отрицать, что существование на практике многочисленных законодательных межотраслевых институтов объективно обусловлено задачами практики. Федеральный закон № 131-ФЗ, ставя цель «всеохватного» определения путей муниципальной реформы, естественно, включает в себя нормы гражданского права. Одни из норм Закона являются простым воспроизведением норм ГК РФ, другие их уточняют и конкретизируют. Кроме того, Закон предусматривает действие сложных правовых институтов, в которых проявляется взаимосвязь муниципального и гражданского законодательства, предопределенная функциональным единством этих институтов, тесной объективной взаимосвязью воплощенных в них общественных отношений.

Например, в ст. 54 Федерального закона № 131-ФЗ говорится о муниципальном заказе на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется, согласно ст. 54 Федерального закона № 131-ФЗ, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[10]. Это гражданско-правовой акт. Процедуры размещения государственных и муниципальных заказов определены им в соответствии с Гражданским кодексом (в который внесены изменения в связи с принятием указанного Закона, направленные на включение муниципального заказа в систему гражданско-правовых отношений).

В той же ст. 54 Федерального закона № 131-Ф3 (в ее новой редакции) установлено, что порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Очевидно, что те части этих муниципальных нормативных актов, которые связаны с формированием муниципального заказа (т. е. с порядком определения того, что нужно данному муниципальному образованию) или контролем за исполнением заказа, в частности путем проверок хода работ, относятся к муниципальному праву. Та же часть муниципальных правовых актов, которая связана с размещением и исполнением муниципального заказа, будет, в сущности, воспроизводить нормы гражданского права, содержащиеся в ГК РФ и в Федеральном законе № 93-Ф3.

Это не значит, что муниципалитет, принимая свой акт, будет как бы повторно «признавать» нормы федерального гражданского законодательства. На своем уровне муниципалитет в этом случае в одном акте объединит разнопорядковые по своей юридической силе и методам применения нормы, отнюдь не присваивая себе то, что установлено на федеральном уровне и не используя при этом свои методы регулирования. Метод регулирования в этой части муниципального заказа будет диспозитивный, договорный с исковым порядком защиты, т. е. метод гражданского права.

Федеральный закон № 131-ФЗ существенно изменил возможности участия муниципальных образований и органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях. С одной стороны, он расширил эти возможности. В частности, в ч. 4 ст. 51 Закона установлено, что органы местного самоуправления могут участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе муниципальных; в ч. 4 ст. 8 определено, что могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации; в ст. 68 говорится, что представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, действующих в соответствии с ГК РФ, другими федеральными законами.

Иными словами, способы обращения с муниципальным имуществом стали значительно разнообразнее, муниципалитеты получили свободу в использовании объектов своей собственности для решения вопросов местного значения, усилились их позиции в гражданско-правовой сфере. Однако предмет муниципального права как отрасли права, регулирующей организацию местного самоуправления, не изменился. Просто расширилось «обслуживание» муниципальной власти другой отраслью права – гражданского.

Далеко не все хозяйственно-экономические отношения, участниками которых выступают муниципальные образования или их органы, можно считать муниципально-правовыми. Даже в тех случаях, когда закон предусматривает издание нормативных муниципальных актов, но по вопросам, регулируемым в значительной мере гражданским правом. Это касается, например, категории приватизации муниципального имущества (ч. 3 ст. 51 Федерального закона№ 131-Ф3), привлечения заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (ст. 64 того же Закона). Здесь надо иметь в виду, что органы местного самоуправления своими нормативными актами не могут что-либо изменить, уточнить, исправить в гражданско-правовых установлениях, они могут их воспроизвести, конкретизировать в той мере, в которой это дозволено законом, дополнить нормами властно-директивного характера, обеспечивающими режим, установленный законом. Но не более того. Поэтому в содержании таких нормативных правовых актов, хотя они и являются по форме и субъекту их издания муниципальными, следует выделять нормы гражданского и муниципального права.

При этом не будем забывать, что местное самоуправление является публичной властью, поэтому его право на участие в хозяйственной деятельности реализуется с ограничениями, учитывающими природу публичной власти. Содержание этого права определяется социальной ролью местного самоуправления – решением вопросов местного значения. Как публично-правовые субъекты муниципальные образования обладают не общей, а специальной гражданской правоспособностью, специфику которой еще предстоит урегулировать в должной степени федеральным законодательством. Поэтому разграничение норм гражданского и муниципального права в одних и тех же нормативных актах – задача не простая. Тем не менее, выделяя предмет собственно муниципального права, решать ее можно и нужно.

Федеральный закон № 131-ФЗ, расширяя возможность органов местного самоуправления участвовать своим имуществом в гражданском обороте, ограничивает сам состав этого имущества, потому что имущество, состоящее в собственности публично-правового образования, должно отвечать его публичной функции. Статья 124 ГК РФ устанавливает равное положение субъектов публичного права с другими участниками гражданского оборота, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Именно исходя из этой нормы, Федеральный закон № 131-ФЗ установил закрытый пообъектный перечень муниципального имущества. Таким образом, общее правило, установленное гражданским законодательством, ограничено в предусмотренном этим законодательством возможном случае нормами другой отрасли права – муниципального.

В связи с этим же актуализировался вопрос об ограничениях в приватизации муниципального имущества. Какие объекты муниципальной собственности могут быть приватизированы, а какие – нет? В разных странах этот вопрос решается неодинаково. В одних пассажирский городской транспорт, предприятия, производящие тепловую энергию или обеспечивающие благоустройство территории, являются исключительно муниципальной собственностью. В других составляют частную собственность. Это соотношение может изменяться в зависимости от условий каждой страны. Закон призван в определенной мере ограничивать их самостоятельность в этом деле. В целях оптимизации удовлетворения коллективных нужд, гармоничного развития территориальных сообществ и обеспечения общественной безопасности он должен поставить пообъектный предел частной собственности в ее соотношении с муниципальной собственностью. В Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»[11] об этом идет речь в самой общей форме. Но вопрос о том, какие конкретные объекты муниципальной собственности именно в данных условиях нельзя приватизировать, переводить из муниципальной в частную собственность, остается спорным, до конца в законодательстве не решенным. Этим, в частности, объясняются крайности приватизации муниципальной собственности, когда в руках частников оказываются городские парки, пруды, а то и кладбища. И пока данный вопрос не будет четко решен в законодательстве, останутся трудности в определении гражданско-правовых возможностей органов местного самоуправления в разграничении предметов правовых отраслей муниципального и гражданского права.

В части 6 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ говорится, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом. Речь, по-видимому, идет о новом федеральном законе, который должен разрешить спорные вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Это, надо полагать, будет закон гражданского права, хотя не исключено содержание в нем и норм иных отраслей права, в том числе муниципального.

Вообще, выясняя, к какой отрасли права относится та или иная норма, надо выяснять, каким методом регулирования она снабжена. Метод – это «пробный камень», с помощью которого можно проверить, соединяются ли в одну отрасль правовые институты, отобранные по принципу единства предмета правового регулирования[12]. Не по субъекту – в таком случае все отношения, участниками которых выступают муниципальные образования или их органы, надо относить к предмету муниципального права, что на самом деле не отвечает реалиям. А именно по методу регулирования, ибо каждая отрасль права должна иметь свой, специфический метод или специфическое сочетание методов.

Для муниципального права как публичной отрасли права (подотрасли конституционного права) характерен прежде всего императивный метод – метод властного приказа. Но особенностью муниципального права является сочетание императивного метода с диспозитивным. Речь идет не о правовой автономии решений, связанных с участием органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях, а о вариативности предлагаемых нормами муниципального права решений организационных вопросов (порядка образования территории муниципального образования, создания органов местного самоуправления и др.). Кроме того, для муниципального права, регулирующего автономную сферу общественных отношений, характерен метод рекомендаций органам местного самоуправления со стороны органов государственной власти. Сравнивая метод муниципального права и метод гражданского права применительно к характеру действия той или иной нормы, можно определить, к какой отрасли права она относится.

Таким способом не всегда удается разделить нормы разных отраслей (или подотраслей) права, соединенных в одном законодательном акте. Тогда приходится ограничиваться различиями только в самом предмете регулирования. Это касается, в частности, норм избирательного права, содержащихся в Федеральном законе № 131-ФЗ. Не случайно в нем немало отсылок к федеральным законам и законам субъектов Федерации. И все же он не удерживается от того, чтобы напрямую урегулировать некоторые отношения, связанные с местными референдумами и муниципальными выборами. Конечно, в их организации есть свои особенности. Но это не исключает их из предмета конституционного права. Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ «заступает на территорию» избирательного законодательства и соответственно другой подотрасли конституционного права. В этом случае, как и в некоторых других, преследовалась цель комплексного определения путей муниципальной реформы. К сожалению, при этом законодательные новеллы вносились вопреки нормам действующего избирательного законодательства, были допущены неточности и ошибки, приведшие к коллизиям разных, однопорядковых по своей юридической силе и месту в системе законодательства нормативных актов, внесению серий исправлений и поправок в Федеральный закон № 131-ФЗ, которые, тем не менее, так и не разрешили до конца некоторые спорные моменты (например, о том, что число депутатов, избираемых от одного поселения в представительный орган муниципального района, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа района, или об избирательной комиссии муниципального образования, которая согласно новой редакции Федерального закона № 131-ФЗ хотя и является муниципальным органом, но не входит в структуру органов местного самоуправления). Вероятно, лучше, логичнее и, наверное, удачнее было бы вносить новеллы в порядок организации и проведения муниципальных выборов либо путем изменения соответствующих норм федерального избирательного законодательства, либо путем одновременного обновления избирательного законодательства и принятия Федерального закона № 131-Ф3.

Вопрос об отнесении норм о порядке муниципальных выборов к муниципальному праву достаточно спорен. Слишком близка материя этих выборов к предмету муниципального права «в собственном смысле», поскольку связана с формированием органов местного самоуправления. И все же в интересах стройности и ясности общей системы права и четкости разделения различных предметов правового регулирования следует отнести регулирование выборов муниципалитетов к избирательному праву в том виде, как оно сложилось и развивается на практике.

Муниципальное право в его «собственном» содержании складывается из нормативных актов, целиком регулирующих отношения, связанные с организацией муниципальной власти (пример – Федеральный закон о порядке регистрации уставов муниципальных образований, сами эти уставы), и нормативных актов, где нормы муниципального права составляют часть документа.

Примером может служить Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[13]. Этот Закон содержит нормы самых различных отраслей права, в том числе нормы, регулирующие отношения, связанные с организацией местного самоуправления, прежде всего с компетенционной частью статуса их органов. Можно было бы издать вместо одного закона несколько, посвятив один из них целиком муниципалитетам. Но законодателю, судя по всему, выгоднее было использовать именно ту форму закона, которая увидела свет.

То же самое с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Этот акт регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планированию территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства и их реконструкции. Предмет регулирования Кодекса близок к предмету муниципального права, но отнюдь не сливается с ним. Вместе с тем текст документа содержит ряд норм, связанных с полномочиями органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Более того, в Федеральном законе «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» содержится ряд правил, уточняющих Федеральный закон № 131-ФЗ, а также нормы Земельного кодекса, имеющие прямое отношение к полномочиям органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков для жилищного строительства.

Немало действует и других федеральных законов, не относящихся к муниципальному праву, но содержащих нормы, затрагивающие организацию местного самоуправления. Объединения этих норм достаточно, чтобы получить полноправную отрасль муниципального права. Не будем при этом забывать о законодательстве субъектов Федерации и существенно развивающемся правовом творчестве самих органов местного самоуправления. Поэтому не нужно никаких заимствований из других отраслей права для формирования достаточно искусственной межотраслевой, «вторичной» в значительной мере, отрасли права.

kartaslov.ru

7. Предмет муниципального права. Муниципальное право. Шпаргалки

7. Предмет муниципального права

Муниципальное право как отрасль права отличается от иных отраслей собственным предметом и методами регулирования. В силу того что муниципальное право – комплексная отрасль, она имеет некоторые особенности в предмете правового регулирования. Предмет правового регулирования выполняет роль первичного звена в построении целостной и самостоятельной отрасли муниципального права.

Предмет отрасли имеет первостепенное значение для идентификации отрасли, признания ее самостоятельности, определяет метод правового регулирования. Предмет – совокупность общественных отношений, подлежащих регулированию в рамках муниципального права.

В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических общественных отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются. Таким образом, вопрос о предмете муниципального права – это, прежде всего, вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений, которые регулируются нормами муниципального права.

Предмет муниципального права – это однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление. В рамках предмета муниципального права выделяют следующие группы правовых отношений:

1) возникающие в процессе формирования органов местного самоуправления;

2) связанные с разделением полномочий между представительными и исполнительными органами местного самоуправления;

3) связанные с организацией и деятельностью особых муниципальных органов.

Методы правового регулирования также являются отличительными признаками любой самостоятельной отрасли права.

Муниципальное право РФ, являясь отраслью публично-частного характера, использует в механизме правового регулирования сочетание публично-правового (императивного) и частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования. В основном для местного самоуправления как публично-правового института характерно, безусловно, преобладание публично-правовых методов правового регулирования.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Предмет и методы муниципального права. Система муниципального права

Большинство населенных пунктов в России имеет местные органы власти, которые обладают достаточно широким кругом полномочий в аспекте реализации направлений социально-экономического развития. Есть отдельная отрасль законодательства, которая регулирует данный процесс — муниципальное право. Каковы его особенности и структура?

Определение

Прежде чем говорить о том, что представляют собой методы муниципального права, определимся с основным предметом изучаемой нами темы. Термин, о котором идет речь — достаточно новый для российской юридической науки. И потому, чтобы понять его природу, сначала будет полезно узнать, что означает слово «муниципальный». Оно имеет латинское происхождение: municipium — это, если следовать распространенной трактовке, община, которая управляет собой сама. Таким образом, муниципалитет — это некое общественно-политическое образование (город, сельское поселение, район), наделенное функциями самоуправления.

Понятие муниципалитета практически не было распространено в советской юридической науке. Местное самоуправление так или иначе осуществлялось в рамках системы советов, которая была достаточно строго вертикализирована. Локальных полномочий у городов и районов было не так много. Поэтому муниципальное право РФ, как полагают многие исследователи, все еще претерпевает стадию становления. Хотя, как отмечают многие эксперты, наша страна — если говорить о развитии соответствующих политических институтов — в этом направлении делает значительные успехи. В России есть муниципальные бюджеты и законодательства. Локальные общественно-политические образования в РФ обладают в целом значительной самостоятельностью в принятии ключевых решений в аспекте самоуправления.

Что же такое муниципальное право? Сразу отметим — понимать этот термин можно в нескольких трактовках. В рамках первой его можно понимать как отрасль права, регулирующего отношения субъектов на локальных уровнях, то есть в процессах, отражающих механизмы самоуправления. Другая трактовка термина предполагает понимание под ним учебной дисциплины. Третья — соответственно, научного направления — в юриспруденции. Вместе с тем все три трактовки взаимосвязаны. Дело в том, что их объединяет основной предмет муниципального права — общественные отношения, которые возникают в ходе реализации административной единицей функции самоуправления. В каждой из интерпретаций данный аспект так или иначе затрагивается.

Предмет

Перед нами стоит задача подробно изучить муниципальное право именно в первой трактовке. Чем оно отличается от других отраслей законодательного регулирования? Прежде всего, есть особый предмет и специфические методы муниципального права как отрасли права. Рассмотрим соответствующие категории более подробно.

Сущность предмета мы, в принципе, изложили выше — это комплекс социальных отношений, возникающих в процессе реализации функций местного самоуправления. Вместе с тем можно несколько структурировать данное определение. Дело в том, что понятие «предмет», «метод муниципального права» — явления сложносоставные. В чем это проявляется? На примере предмета можно сказать, что его формируют несколько базовых структурных единиц. Во-первых, это субъекты муниципального права — люди, должностные лица, коллективы, организации и т.д. Во-вторых, это действия лиц, участвующих в процессе самоуправления. В-третьих, это предметы взаимоотношения субъектов муниципального права. Некоторые эксперты выделяют также и четвертый структурный элемент предмета соответствующей отрасли права — общественные события, которые формируют собой факторы возникновения взаимоотношений на уровне местного самоуправления.

Метод

Метод отрасли муниципального права, так же, как и аналогичный компонент других сфер законодательного регулирования, представляет собой способ, с помощью которого некий субъект воздействует на подконтрольный ему объект или взаимодействует на аналогичную себе структурную единицу. Таким образом, как таковых отдельных методов, задействуемых в муниципальном праве, на практике достаточно много. Поэтому перечислять их все не слишком целесообразно. Мы выделим только основные их категории.

Диспозитивный и императивный методы

В частности, базовые методы муниципального права — императивный, диспозитивный. Какой из них в соответствующей отрасли законодательного регулирования преобладает? Есть мнение, что, поскольку местное самоуправление в целом публичный институт, то для него в большей степени свойственны императивные методы. Их сущность в том, что, во-первых, предполагается неравенство между субъектами, формирующими взаимоотношения, а во-вторых, имеют место правила и нормы, обязательные к исполнению — обычно на уровне законов.

Как правило, система муниципального права включает следующие основные императивные методы. Во-первых, это предписание. Его сущность — в установлении норм и алгоритмов действий, адресованных субъектам правоотношений, нарушение которых (или заметное отклонение) будет противоречит законодательству. Во-вторых, это запрет. Его сущность — в установлении ограничений на действия, которые может осуществлять субъект правоотношений при наличии механизмов ответственности.

Диспозитивные методы муниципального права, в свою очередь, также делятся на несколько разновидностей. Во-первых, это дозволение. Его сущность в том, что субъекты правоотношений наделяются равными возможностями в аспекте совершения некоторых действий (а также принятия решений о том, чтобы не производить никаких активностей). Дозволение может носить характер определенного. В этом случае субъект может выбирать действие из предложенного спектра. Возможно также и неопределенное дозволение — когда субъект может делать то, что желает. Во-вторых, это согласование. Данный метод правового регулирования муниципального права предполагает, что два субъекта должны прийти к общему пониманию по некоторому вопросу. В-третьих, это рекомендации. Этот метод подразумевает, что субъекты правоотношений имеют некие желательные к исполнению модели поведения с точки зрения законодателя. В-четвертых, это поощрение. Его суть: если субъект правоотношений изберет некоторую модель поведения, то он может рассчитывать на некие преференции и льготы от законодателя.

По мнению некоторых экспертов, есть также еще один метод, который содержит муниципальное право как отрасль права. Речь идет о механизме гарантий. Но сущность данного метода, главным образом, характеризует взаимоотношения не столько субъектов, локализованных внутри муниципалитета, сколько самой общественно-политической единицы, занимающейся самоуправлением, и государства. Основная идея здесь — федеральная или общенациональная власть гарантирует муниципалитету право реализовывать соответствующие полномочия.

Муниципальное право как система

По мнению современных юристов, муниципальное право формирует собой отдельную систему норм и отношений. Даже при сравнительно молодой конфигурации структуры государственного устройства в РФ в нашей стране данная закономерность также наличествует. Система муниципального права — это сложносоставное явление. В его структуре выделяют следующие основные компоненты.

Во-первых, это демократические механизмы, формирующие процесс местного самоуправления. На этом уровне определяются основные субъекты правоотношений. Во-вторых, это ресурсы местного самоуправления — бюджетные, территориальные, кадровые и т.д. На этом уровне, как правило, определяется потенциал для совершения субъектами правоотношений неких активностей. В-третьих, это полномочия местных органов. На этом уровне в значительной степени определяется то, какие методы муниципального права могут применяться в преимущественном порядке.

Законодательные источники

Муниципальное право как отрасль права подразумевает наличие соответствующих законодательных источников, формирующих совокупность норм, которые фиксируют и регулируют отношения между субъектами самоуправления. В числе таковых могут быть конституционные источники, федеральные, региональные и местные законы РФ, указы Президента, постановления Правительства.

Источники местного права классифицируются юристами на две основные группы.

Типы нормативных актов

Во-первых, это как таковые нормативные акты, которые представляют собой односторонние, волевые распоряжения в адрес всех или некоторых субъектов правоотношений, должностных лиц. Данного вида источники, в свою очередь, подразделяются на систематизированные, представляющие собой комплекс правовых норм, которые затрагивают ключевые, общие для большинства субъектов вопросы, а также на отраслевые — те, что регулируют процессы в отдельных сегментах. Некоторые юристы предпочитают подразделять нормативные акты, исходя из их юридической природы. В частности, источники могут быть изданы парламентами муниципалитетов или же быть подзаконными правовыми актами, которые издают органы исполнительной власти. Есть еще один критерий классификации нормативно-правовых актов — уровень, на котором они принимаются. Источник права может быть издан федеральным органом власти, региональным, муниципальным или же посредством одного из прямых демократических институтов — референдума, народного схода.

Во-вторых, это муниципально-правовые соглашения. Они представляют собой договоры, которые регулируют уровень полномочий муниципалитетов соотносительно с управлением на уровне государственной власти. Безусловно, природа нормативно-правовых актов второго типа во многом определяет сущность первых. Для того чтобы эффективно управлять какой-то сферой, муниципалитет должен иметь соответствующие полномочия. Если, скажем, у какого-то города или района власть отберет право решать вопросы, связанные, например, со сферой образования, то локальные нормативные акты, регулирующие соответствующую отрасль, муниципалитет разрабатывать в принципе не будет.

Есть предлагаемый некоторыми исследователями критерий классификации норм в зависимости от уровня их воздействия на процессы. В рамках данной концепции, регулирование осуществляются на следующих основных уровнях.

Во-первых, это правовые нормы, которые фиксирует положение муниципальных органов власти в национальной политической системе, определяют структуру органов власти в локальных общественно-политических единицах. Это могут быть конституционные источники, федеральные законы и подзаконные акты. Также к этой категории нормативных актов эксперты относят те, что раскрывают суть имеющих отношение к муниципальному праву терминов.

Во-вторых, это правовые нормы, которые фиксируют то, как должны формироваться ключевые институты власти в рамках муниципалитетов — посредством выборов или назначений, то, как долго выполняют свои функции должностные лица, какие полномочия есть у них, каковы их предметы ведения.

В-третьих, это нормы гарантирующего типа. Выше мы сказали, что такое метод правового регулирования муниципального права как гарантии. Речь здесь идет в большинстве случаев о нормах общенационального или регионального уровня, которые отражают самостоятельность местной власти в аспекте функционирования ключевых локальных политических институтов — парламента, исполнительных органов, судов.

Также существуют нормы, фиксирующие ответственность местных властей и должностных лиц. Муниципалитеты могут быть подотчетны как собственным гражданам, так и государству в целом. В некоторых случаях законом определяются механизмы ответственности местных властей также и перед организациями.

Цели муниципального права

Сущность и основные методы муниципального права мы изучили. Рассмотрим теперь иной нюанс — цели, определяющие необходимость функционирования институтов законодательного регулирования местного самоуправления. А также соответствующие им задачи.

Для начала изучим то, какова основная цель создания института муниципального управления. Согласно распространенной точке зрения, она заключается в повышении уровне жизнеобеспечения граждан, живущих в рамках локальной общественно-политической единицы — города, района, сельского поселения. Соотносительно с этой целью есть ряд ключевых задач, таких как, например, развитие социальной инфраструктуры, локальной экономики, охрана природы, совершенствование системы занятости и т. д. Для того чтобы указанные задачи выполнить и достигнуть, таким образом, цели, местными органами власти задействуются механизмы управления. Собственно, их правовое обеспечение определяется спецификой системы муниципального права. Таким образом, основная цель муниципального права — законодательное обеспечение деятельности местных органов власти, легитимизация процедур управления.

Муниципальное право и другие сферы регулирования

Каким образом соотносится муниципальное право и другие сегменты законодательства? Как считают многие юристы, отрасль, о которой идет речь, относится к категории дополнительных. Предмет и метод муниципального права, таким образом, вторичны по отношению к аналогичным явлениям для других сегментов законодательства. Они появились в результате эволюционных изменений в механизмах местного самоуправления. Взаимодействующие с муниципальным отрасли права — конституционное (оно определяет ключевые начала, влияющие на механизмы самоуправления), административное, гражданское, трудовое, финансовое и другие.

Если говорить о конституционном праве, то оно во многом отвечает за уровень полномочий, которым обладают местные органы власти. Выше мы назвали, перечисляя методы муниципального права, метод гарантий. Он во многом основан на действии конституционных положений. Административное право — также в числе наиболее близких отраслей соотносительно с муниципальным. С чем это связано? Дело в том, что один из ключевых признаков местных органов власти — административная правосубъектность. То есть мэрии, городские советы и прочие структуры власти на уровне муниципалитетов могут задействовать в своей работе административное законодательство, налагать соответствующие взыскания на граждан или же должностных лиц. Гражданское, в свою очередь, право также тесно взаимодействует с муниципальным. Основная область их взаимосвязи — нормативные положения законов, которые определяют гражданско-правовой статус общественно-политической единицы, а также конкретных органов управления, в ней учрежденных.

Муниципальное право как наука

Выше мы обозначили, что под термином «муниципальное право» может также пониматься научная дисциплина. Изучим и этот аспект. Муниципальное право — это область юридической науки. В России, как считают многие эксперты, оно выделилось в самостоятельный сегмент в 90-х годах. Хотя проблематика, связанная с процессами местного самоуправления, имеет долгую историю. Прообразы современных муниципалитетов существовали еще в Российской Империи, некоторого рода сходство с таковыми были также и у советов при СССР — соответствующий исторический опыт современными исследователями права также берется в рассмотрение. Более того, ключевыми источниками, отражающими сущность соответствующей отрасли, оказавшими влияние на критерии, позволившие современным исследователям выделить предмет и метод муниципального права, во многих российских юридических школах являются книги, изданные именно в Российской Империи. Вместе с тем ученые дореволюционного времени, как полагают эксперты, не выделяли отрасль, о которой идет речь, в самостоятельную научную дисциплину. Соответствующая проблематика затрагивалась, главным образом, при задействовании методов государственного, а также административного права.

Как мы уже сказали в начале статьи, в СССР муниципальные процессы в современном понимании фактически отсутствовали. Однако советские ученые также сформировали ценный для российских исследователей опыт в аспекте изучения проблематик, связанных с активностями субъектов правоотношений на локальном уровне. Какие методы муниципального права как науки задействуются современными российскими учеными? Как правило, они делятся на общенаучные — такие как диалектика, конкретизация, системный метод, и специальные — это статистика, историко-юридический анализ, нормативно-логическое исследование и т.д. Соответствующий инструментарий российских исследователей постоянно совершенствуется.

fb.ru

Шпаргалка — Предмет и метод муниципального права

Предмет и метод муниципального права

Муниципальное право, как и любая отрасль права, имеет свой предмет.

Под предметом муниципального права понимается совокупность общественных отношений, лежащих в основе организации и деятельности местного самоуправления.

В этой связи такие общественные отношения можно классифицировать следующим образом:

1) отношения, возникающие в процессе формирования местного

самоуправления и его органов;

2) отношения, связанные с пределами деятельности и предметами ведения местного самоуправления и его органов;

3) отношения, возникающие в процессе государственной поддержки местного самоуправления!

4) отношения, конкретизирующие деятельность органов местного самоуправления в результате наделения их определенными государственными полномочиями федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации;

5) отношения, связанные с судебной защитой прав органов местного самоуправления и гарантиями местного самоуправления как такового;

6) отношения, обусловленные ответственностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Метод правового регулирования муниципальных отношений — это правовые приемы, способы воздействия на общественные отношения. Среди них выделяются предписания, дозволения, запрет, содержание которых определяет метод или характер правового регулирования. В муниципальном праве используется сочетание различных методов правового регулирования. Основные: императивный и диспозитивный методы.

1. Императивный подход. С одной стороны, императивные, властные предписания, свойственные публично-правовому регулированию (конституционному, административному, финансовому праву), определяют многие вопросы местного самоуправления — в частности, порядок проведения выборов органов местного самоуправления; компетенцию выборных должностных лиц муниципалитетов; обязательность решений местных референдумов, собраний или сходов. Основанием возникновения муниципально-правовых отношений в таких случаях обычно выступает властное предписание.

2. Диспозитивный подход. С другой стороны, в муниципальном праве широко используются и диспозитивные нормы, основывающиеся на принципе юридического равенства субъектов общественных отношений, что характерно для частноправового регулирования (гражданского, семейного, торгового права). Так, органы местного самоуправления являются юридическими лицами и вправе самостоятельно выступать в гражданском обороте, в частности, они могут приобретать в собственность муниципального образования имущество. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в таких случаях, как правило, является договор.

ronl.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *