Предприятия реального сектора экономики это – Реальный сектор экономики — это… Что такое реальный сектор экономики: РСЭ Российской Федерации, особенности реального сектора в России, метод анализа реального сектора, индикаторы реального сектора экономики, реальный сектор экономики и интернет

Предприятия реального сектора экономики в современных условиях

Ключевые слова: реальный сектор, экономика, макроэкономики, модель.

 

Рассматривая широко проблему наличия (а также вообще необходимости наличия) антикризисных мер на предприятиях реального сектора экономики, необходимо прежде всего определиться для себя в некоторых принципиальных вопросах внешнего и внутреннего фактора, существенно влияющих на деятельность этих предприятий.

Внутренних факторов можно выделить множество, но для целей рассмотрения вопроса необходимости наличия антикризисных мер на предприятии, наиболее существенными являются выбранная модель управления, состояние материально-технической и кадровой базы, отношение собственника к своему бизнесу.

Нетрудно понять, что к внешнему фактору, прежде всего, относится текущее состояние экономики региона, и несколько шире — экономического сообщества и макроэкономики в целом. Полезно анализировать и понимать здесь и тенденции в развитии экономического сектора.

Рассмотрим с учетом выбранной задачи более подробно оба фактора.

Модель управления предприятием выбирается собственником исходя из совокупности факторов — прежде всего его пониманием текущей маркетинговой обстановки, анализом возможностей с точки зрения наличия материальных ресурсов и текущих потребностей рынка, возможностей организации и управления своей бизнес структурой.

Таким образом, первая и наиболее важная, с моей точки, зрения стадия формирования и развития предприятия реального сектора экономики опирается прежде всего на уровень миропонимания (мировоззрения) собственника бизнес структуры.

И это действительно так, и находит свое подтверждение в многочисленны работах современных ученых. Так наиболее подробно данную проблему разработал в науке Виктор Алексеевич Ефимов.

Как известно, например банки при принятии решения о выдаче кредита в последнее время стали исследовать прежде всего личность заемщика и во вторую очередь обеспеченность возврата и иные экономические факторы.

На данном примере становится понятно, что с одной стороны рынок и экономическое сообщество развиваются, и тенденции этого развития можно проанализировать и руководствоваться ими, а с другой стороны — формирование правильного (грамотного) мировоззрения будет оказывать существенное влияние на выстраивание антикризисных (а равно и иных) мер на конкретном предприятии.

Из рассматриваемого вопроса вытекает и еще очень важная проблема: настоящее научно-техническое развитие общества достигло не бывалых ранее высот. В частности доступ к информации стал настолько открытым и быстрым, что это кроме явной пользы для знающих и умеющих, породило целый ряд проблем для остальных пользователей информационных ресурсов.

Ученые философы даже выделяют целое современное направление в науке — философия информационной цивилизации. В ней рассматриваются в частности такие вопросы как: соединение информатики, кибернетики и синергетики с теорией развития, мировоззренческое освоение нелинейности реальных процессов, обоснование новой концепции спирали развития, раскрывающей диалектику скачков и макро динамику процессов развития, раскрытие механизма самоорганизации материи и социума, выявление «рычагов» интенсификации и познание механизма ускорения темпов общественного прогресса.

Традиционный источник информации — книги уходят из повседневного обихода и перестают быть основой для получения информации (а соответственно и формирования мировоззрения). Однако книгоиздание всегда находилось под контролем государства, научных и деловых кругов и информация, поступающая в свет, всегда была так или иначе «просеяна» через сито компетенции и профессионализма.

Молодое поколение «воспитанное» на интернете совершенно по иному видит окружающую реальность, и, соответственно выстраивает свою жизненную концепцию. Многие аналитики уже сейчас предрекают кардинальную смену формации общественного устройства. Однако прогнозы о перспективах пока расходятся.

В этом стремительно меняющемся и развивающемся «рынке» менеджеру необходимо всегда быть «на волне», иначе его деятельность и плоды его труда, положенные в развитие бизнеса очень легко могут стать жертвой в лучшем случае конкурентов, а в худшем — мошеннических или явно криминальных структур и элементов.

Из сформированного у менеджера мировоззрения, его оценки текущей маркетинговой ситуации, собственно и будет вытекать выбор модели управления, и отношение собственника к бизнесу.

Соответственно и будет понятна эффективность наличия мер и механизмов антикризисного управления или точнее необходимость иметь в арсенале менеджера объективную систему постоянного мониторинга возможности банкнотной (кризисной) ситуации и рычаги по выравниванию таких негативных состояний.

При наличии признаков или угроз кризиса, компьютерный учет главных пользователей (руководитель, главный бухгалтер и т. п.) должен выдавать сигнал о возможном и перспективном негативном развитии ситуации. Идеально, если бы этот сигнал мог бы и выдать некий анализ причин или рекомендации по нивелированию ситуации.

Или возможно, например, создание системы своего рода страхования текущей деятельности предприятия (в размере добровольных отчислений) и использование этого страхового запаса для позиционирования устойчивости контрагента при вхождении в договорные обязательства (например — установление лимитов наличия застрахованной ответственности при заключении госконтрактов). В данном случае страховые компании берут на себя ответственность за анализ хозяйственной деятельности субъекта бизнеса, оценку его управленческих кадров и потенциальных возможностей.

Давно назрел вопрос разрешения ситуации с «мертвым» уставным фондом. Его наличие и размер уже давно никому практически ни о чем не говорит. То, что собственники понесут риск утраты этого вклада (большой он или маленький) для кредиторов ни как успокоением не является. А вот если бы эта сумма депонировалась или хотя бы так же страховалась, для целей несения ответственности по обязательствам организации, то это возможно внесло бы какое-то оживление в коммерческие отношения.

Имеются уже несколько случаев, когда собственник бизнеса намеренно не занимается им, и предприятие или уже «заморожено» или банкротится или еле-еле живет. К сожалению, у нас имеются два весьма крупных таких примера — Алюминиевый завод, и Авиационный. По неподтвержденным данным — в обоих случаях истинной причиной были происки конкурентов, которые не желают, чтобы предприятие работало (пусть даже под их контролем). В первом случае — производство полностью остановлено, и перспектив восстановления не наблюдается, во втором — только колоссальными усилиями государственных мер поддержки удается хоть как-то поддерживать работоспособность.

Прежде всего, постепенно приходит информация, а с ней и понимание того, что ссудный процент (банковская ставка) не может быть сколько-нибудь большим. По общему мнению, при наличии ставки рефинансирования свыше 24 % годовых развитие реального сектора экономики «сжимается» и не представляет перспектив.

Вероятно, эта причина является одной из важных в том, что отечественные бизнес-структуры не показывают практически ни в одной отрасли хороших темпов развития. И это при том, что российский рынок по сравнению с европейским еще далеко не насыщен.

Однако в обществе реакция на эту деятельность не однозначная. По-прежнему нет доверия к органам власти, социальные лифты вообще не работают, и негативное отношение к бюрократическому аппарату безусловно отрицательно сказываются на действиях бизнес сообщества.

Соответственно, предприниматели понимают, что их деятельность не застрахована от многочисленных возможных внешних влияний, которые могут негативно отразиться на их бизнесе, а подчас и стать причиной банкротства.

Подводя итог рассмотренным выше факторам, хотелось бы сказать, что все изложенное подтверждает необходимость выработки некоего механизма (системы мер) антикризисного мониторинга предприятий реального сектора экономики. Такая система мер должна прежде всего работать на предупреждение опасностей кризисных состояний, а при их наступлении — максимально помочь нивелировать отрицательную динамику.

Необходимо учитывать, что разработка и реализация системы антикризисных мероприятий в условиях, когда банкротство стало очевидным и предприятие несет большие потери, являются весьма дорогостоящими.

Практически все затраты, направляемые на вывод предприятия из данной ситуации, являются непроизводительными, то есть не связаны с развитием производства.

По сути можно сказать, что тушение пожара, который уже разгорелся, всегда будет дороже и не продуктивнее чем проведение мероприятий противопожарной безопасности.

По этой причине развитие механизма обеспечения антикризисной устойчивости предприятий с точки зрения проведения мониторинга и оценки возможных рисков банкротства и (или) анализ возможных последствий отдельных крупных финансовых и управленческих решений будут приобретать реальную практическую ценность.

С целью нивелирования допуска к управления предприятием откровенно неподготовленных кадров, можно рассмотреть введение некоего образовательного ценза для определенного уровня руководства (в зависимости от численности сотрудников, и (или) оборота капитала за определенный период). Или даже ввести обязательное обучение основам предпринимательства (работа с кадрами, налоговый и бух учет, основы финансов и маркетинга и т. д.) для определенной категории руководителей.

Возможно предложение и внедрение иных форм и мер направленных на создание простого, и понятного механизма антикризисной устойчивости предприятий реального сектора экономики. Такой механизм позволит предпринимателям чувствовать себя более уверенно в современном бурном развивающемся бизнес мире, и обеспечит государству снятие проблемы (или хотя бы ее нивелирование), а соответственно благоприятно скажется на формировании здорового общественного строя государства.

 

Литература:

 

1.             Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.

2.             А. Паршев, Почему Россия не Америка Книга для тех, кто остается здесь. 1999 Крымский мост-9Д.

3.             Мухин Ю. И. Сталин против кризиса, Эксмо, Москва, 2009.

4.             Бушков А. А. «Сталин Ледяной трон» Издательский дом «Нева»; Санкт- Петербург; 2005.

5.             Манин М.Ю., Антикризисные меры на предприятиях реального сектора экономики в современных условиях, Вестник ИЭАУ №7

moluch.ru

Проблемы реального сектора экономики

Сущность деления экономики на сектора

Изучение хозяйственной системы страны является одной из важнейших задач теоретической экономики. На этом уровне формируются совокупные показатели деловой активности, соотношения спроса и предложения, общего дохода и других величин, дающих понимание об успешности системы и тенденциях к ее росту. Сама национальная экономика является сложным структурным объектом, состоящим из множества элементов и взаимосвязей между ними. Для удобства изучения процессов и закономерностей хозяйственной системы страны принято ее разбивать на сектора.

Определение 1

Сектор в экономике является условным объединением схожих по целям, функциям, методам осуществления хозяйственной деятельности, источникам финансирования, институциональных субъектов.

В зависимости от целей исследования могут применяться различные методы классификации секторов. Например, по типу собственности выделяют государственный и частный сектора. Если за основу берется производственный цикл товара, то говорят о первичном, вторичном, третичном и четвертичном секторах. Так же классификация может осуществляться относительно рода хозяйственной деятельности. Здесь речь идет о производственном, непроизводственном и финансовом секторах.

Наиболее часто сектора экономики классифицируются по субъекту, вступающему в хозяйственные отношения. Выделяют следующие виды секторов:

  1. Государственный – сектор, занимающийся созданием общественных благ, защищающий права каждого участника системы.
  2. Домашних хозяйств – сектор, который формирует предложение факторов производства. Этот сектор так же является основным потребителем экономических благ.
  3. Предприятий – сектор, производящий основную массу продукции и услуг. Он обеспечивает доходы казны, потребляет услуги населения, удовлетворяет потребности общества в материальных благах.
  4. Внешних экономических агентов — сектор, представленный хозяйствующими субъектами иностранных государств, которые имеют экономические связи с резидентами страны.

Понятие и особенности реального сектора экономики

Реальный сектор экономики представляет собой подсистему хозяйства страны, где происходит создание, распределение, последующий обмен и конечное потребление продукции или услуг. Как известно, производственный процесс всегда сопровождается встречным движением финансовых средств, поэтому реальный сектор экономики всегда отделяется от финансового сектора. Однако, результаты хозяйственной деятельности субъектов реального сектора всегда определяются в денежных единицах, так как их целью является получение прибыли.

Работу реального сектора обеспечивает инфраструктура, представленная двумя направлениями:

  1. Производственным, занимающимся непосредственным созданием благ и их последующей реализацией.
  2. Непроизводственным, т. е. не создающим благ.

Непроизводственное направление занимается научными разработками, которые впоследствии могут быть внедрены в работу предприятий, тем самым повысив производительность труда. К этой сфере так же относят государственное оказание услуг по защите интересов хозяйствующих субъектов. Сюда входят предприятия социальной сферы, которые повышают потребительский уровень общества, способствуют формированию новых отношений между покупателем и продавцом. Таким образом, непроизводственный подсектор обслуживает интересы хозяйственных субъектов реального сектора, а так же позволяет сохранять относительный баланс в экономике страны.

Замечание 1

Совокупное производство в рамках одного государства может объединять субъекты, производящие однородную продукцию, либо имеющих схожий рынок сбыта. Такое объединение называется отраслью. В зависимости от процентного соотношения тех или иных отраслей народного хозяйства можно сделать выводы о направленности экономики страны и тенденциях ее развития.

Кроме того, структура реального сектора во многом определяет экономическую устойчивость страны. Наибольший доход приносят отрасли ориентированные на экспорт. Спрос на внутреннюю продукцию страны говорит о ее высоком уровне конкурентоспособности, что так же является показателем эффективности национальной экономики. Другие отрасли ориентированы на удовлетворение потребностей собственного общества, как правило, сюда входят сферы деятельности, не приносящие сверхдоходов.

Проблемы реального сектора экономики России

Успешность реального сектора российской экономики во многом зависит от его структурного устройства. В зависимости изменений в соотношении долей отраслей народного хозяйства, меняется состав и система реального сектора. При этом в долгосрочном периоде он сохраняет относительную устойчивость и стабильность функционирования. Стоит так же отметить, что система всегда находится под влиянием факторов внешней среды и своих внутренних изменений.

Замечание 2

Если рассматривать реальный сектор России, то в настоящий момент он переживает этап интеграции в мировую экономическую систему. На отставание данного сектора от аналогичных секторов западных стран, прежде всего, повлиял недавний переход к рыночным отношениям. Стихийная приватизация привела в упадок научную сферу, сферу технических разработок, а так же отрасли социального обеспечения, что сказалось на успешности производства и защищенности населения.

Другая проблема сектора заключается в том, что российская экономика является зависимой от первичного производства, то есть добычи, экспорта нефти и газа, а так же электроэнергии. В развитых странах взят ориентир на переход к наукоемким отраслям, что делает экономику более устойчивой и не зависящей от хозяйственных кризисов мировой системы.

Продукцию реального сектора отличает низкая конкурентоспособность. Множество отраслей работает на внутренний рынок и не может экспортировать свою продукцию, так как она уступает по качеству и цене тем продуктам, которые представлены на международном рынке. Все это влияет на снижение инвестиционной привлекательности реального сектора России. Кроме того, иностранные инвесторы сталкиваются с несовершенством законодательной системы, затрудняющей работу на фондовом рынке страны.

Для преодоления вышеперечисленных проблем необходимо решить следующие задачи:

  • провести модернизацию технологического оснащения производственного сектора;
  • внедрить изменения в отраслевой структуре;
  • реформировать территориальное размещение предприятий;
  • совершенствовать законодательную базу для предпринимателей;
  • обеспечить защиту интересов хозяйствующих субъектов.

Эти изменения приведут к структурным сдвигам во всем реальном секторе экономики, позволят повысить производительность труда, внедрить новые технологии и более совершенные продукты.

spravochnick.ru

Особенности развития реального сектора экономики России

Специфика реального сектора экономики в России

12345678910Следующая ⇒

Место реального сектора экономики в экономической структуре

Реальный сектор экономики является частью региональной экономики, которая включает в себя:

Реальный сектор экономики

социальный (не приносящий прибыли): социальная сфера, научно-образовательный комплекс, здравоохранение;

обеспечение общественной безопасности (не приносящий прибыли): в т.ч.

Ничего непонятно?

армия, правопорядок, гражданская оборона, др.;

спекулятивный (приносящий прибыль): финансово-банковских и кредитных операций, фондовый рынок, торговля и потребительский рынок, рынок недвижимости, реклама, рекрутинг и др.;

средства массовой информации;

сектор жилищно-коммунального хозяйства;

сектор общественного питания;

сектор развлечений: досуг, спорт, туризм и развлечения.

др.

Реальный сектор экономики (определение) — экономический, законодательно не определённый термин, обозначающий совокупность малых, средних, крупных (индустриальных) предприятий территории[8], деятельность которых ориентирована на производство коммерциализуемых продуктов и товаров (серийное и массовое производство изделий, в том числе зданий и сооружений, др.), услуг (связь, телекоммуникации, транспортировка, перевозки и т. д.). В результате процесса коммерциализации продуктов появляется устойчивая прибыль этих предприятий, из которой стабильно платятся налоги и формируется региональный, государственный бюджет.

Таким образом РСЭ можно определить как совокупность отраслей экономики, производящих материально-вещественные и нематериальные продукты и услуги, за исключением видов деятельности, относящихся к иным секторам.

Реальный сектор является основой российской экономики, определяющей ее уровень и специализацию. В нем доминируют отрасли по добыче сырья и топлива и производству энергии и материалов. На внешний рынок ориентированы ТЭК, металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса, ОПК и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт), остальные отрасли ориентированы на внутренний рынок.

Специфика реального сектора экономики в России

Как и в остальных странах мира, в России реальный сектор является основой национальной экономики, определяющей ее уровень и специализацию. В нем занято населения и производится примерно такая же часть ВВП.

Реальный сектор представлен широким набором отраслей. Однако в нем доминируют отрасли по добыче сырья и топлива и производству энергии и материалов. С одной стороны, это следствие природных ресурсов, особенно минеральных, что позволяет России активно использовать ее естественное конкурентное преимущество. С другой стороны, это результат деиндустриализации России: сохранение или небольшое сокращение сырьевых отраслей в последние два десятилетия сопровождалось, в отличие от советских времен, не ростом остальных (несырьевых) отраслей, а их сильным падением. Сырьевым отраслям удалось лучше перенести катастрофу 1990-х гг. и активнее воспользоваться подъемом начала 2000-х гг. из-за высокого спроса мирового рынка на их продукцию. Продукция остальных отраслей российского реального сектора в своей массе недостаточно конкурентоспособна (хотя есть исключения, особенно ОПК). Перед кризисом 2008-2010 гг. объемы выпуска продукции во многих отраслях реального сектора были радикально меньше дореформенных, особенно в машиностроении (производство машин и оборудования достигло только половины дореформенного уровня).

В результате реальный сектор остается расколотым на две части:

§ отрасли, ориентированные на внешний рынок — экспортно- ориентированные (ТЭК и металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса и ОПК) и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт). Эта часть реального сектора невелика по числу занятых (около 5%), но приносит более половины всей прибыли в стране, обеспечивая за этот счет основную часть доходов госбюджета и очень заметную часть платежеспособного спроса на внутреннем рынке;

§ отрасли, ориентированные на внутренний рынок (все остальные). Эта часть реального сектора малорентабельна из-за своей невысокой конкурентоспособности (кроме торговли и строительства, активно удовлетворяющих внутренний спрос работников первого сектора), доходы ее работников поэтому невелики, что определяет в целом невысокий внутренний платежеспособный спрос основной массы населения и предприятий в России.

Подобная ситуация типична для «голландской болезни» с ее перераспределением доходов и экономических ресурсов в пользу экспортно-ориентированных сырьевых и обслуживающих их отраслей, а также замещением местного производства импортом.

Эта болезнь поражает не все страны с большими запасами сырья (его много в США, Канаде, Австралии, Норвегии), а страны с несовершенными экономическими и политическими институтами (bad governance), элита которых не способна противостоять «большим деньгам» от экспорта сырья и согласна отложить проведение модернизации и активной промышленной политики (в Нигерии и Саудовской Аравии нефтяной экспорт даже затормозил экономический рост, породив так называемое ресурсное проклятие).

Лекарством от «голландской болезни является» активная поддержка обрабатывающей промышленности, особенно наукоемкой, однако российское правительство мало занималось промышленной политикой и лишь в последние годы больше обращается к ней в рамках стратегии модернизации страны. Так, в Концепции-2020 выделены высокотехнологичные отрасли, в которых Россия обладает или претендует на обладание серьезными конкурентными преимуществами — авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроение, атомный энергопромышленный комплекс, радиоэлектронная промышленность, информационно-коммуникационные и медицинские технологии, а также энергоэффсктивность и энергосбережение.

Реальный сектор экономики России включает:

§ агропромышленный комплекс;

§ машиностроительный комплекс;

§ топливно-энергетический комплекс;

§ оборонно-промышленный комплекс.


12345678910Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-05-06; просмотров: 780 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


laservirta.ru

СЕКТОР ЭКОНОМИКИ • Большая российская энциклопедия

СЕ́КТОР ЭКОНО́МИКИ, часть эко­но­мич. сис­те­мы, в ко­то­рую вхо­дят от­рас­ли, имею­щие сход­ные об­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, эко­но­мич. це­ли, ха­рак­тер функ­цио­ни­ро­ва­ния. В сис­те­ме нац. сче­тов С. э. рас­смат­ри­ва­ет­ся как ин­сти­ту­цио­наль­ная еди­ни­ца, од­но­род­ная с точ­ки зре­ния вы­пол­няе­мых ею функ­ций и ме­то­дов фи­нан­си­ро­ва­ния за­трат. Вы­де­ля­ют сек­тор пред­при­ятий (не­фи­нан­со­вые и фи­нан­со­вые кор­по­ра­ции, не­ком­мерч. ор­га­ни­за­ции, об­слу­жи­ваю­щие до­маш­ние хо­зяй­ст­ва), сек­тор до­маш­них хо­зяйств, сек­тор гос. уч­ре­ж­де­ний и внеш­ний сек­тор.

В за­ви­си­мо­сти от форм соб­ст­вен­но­сти эко­но­ми­ка под­раз­де­ля­ет­ся на гос. и част­ный сек­то­ры. Го­с. сектор пред­став­ля­ет со­бой часть эко­но­ми­ки, субъ­ек­том ко­то­рой вы­сту­па­ет го­су­дар­ст­во как эко­но­мич. агент. К ча­ст­но­му сек­то­ру от­но­сят не­фи­нан­со­вые и фи­нан­со­вые кор­по­ра­ции и пред­при­ятия, при­над­ле­жа­щие ча­ст­но­му ка­пи­та­лу, до­мо­хо­зяй­ст­ва.

В за­ви­си­мо­сти от кон­крет­ных ви­дов эко­но­мич. дея­тель­но­сти раз­ли­ча­ют ре­аль­ный С. э., сфе­ру (сек­тор) ус­луг и фи­нан­со­вый сек­тор. Ре­аль­ный сек­тор под­раз­де­ля­ют на от­рас­ле­вые ком­плек­сы и ук­руп­нён­ные от­рас­ли, среди них – аграр­но-пром. ком­плекс; то­п­лив­но-энер­ге­тич.; обо­рон­но-про­мыш­лен­ный; ма­ши­но­строи­тель­ный; лёг­кая пром-сть; ме­тал­лур­ги­че­ский; стро­ит. ком­плекс. Воз­мож­но и бо­лее про­стое де­ле­ние ре­аль­но­го сек­то­ра: с. х-во, пром-сть (до­бы­ваю­щая и об­ра­ба­ты­ваю­щая), строи­тель­ст­во, транс­порт и связь, тор­гов­ля. Сфе­ра ус­луг – со­во­куп­ность от­рас­лей, пре­до­став­ляю­щих ус­лу­ги эко­но­мич. аген­там. В сфе­ру ус­луг при­ня­то вклю­чать куль­ту­ру, об­ра­зо­ва­ние, здра­во­охра­не­ние, бы­то­вое об­слу­жи­ва­ние. К фи­нан­со­во­му сек­то­ру (фи­нан­со­вой сфе­ре) от­но­сят на­ло­го­вую, бюд­жет­ную, де­неж­ную, кре­дит­ную (бан­ков­скую и не­бан­ков­скую, т. е. пен­си­он­ную, стра­хо­вую сис­те­му) сис­те­му и фон­до­вый ры­нок. Час­то фи­нан­со­вый сек­тор вклю­ча­ют в сфе­ру ус­луг как фи­нан­со­вые ус­лу­ги.

По ви­ду про­из­во­ди­мой про­дук­ции раз­ли­ча­ют пер­вич­ный, вто­рич­ный, тре­тич­ный и чет­вер­тич­ный С. э. Пер­вич­ный объ­е­ди­ня­ет от­рас­ли, свя­зан­ные с до­бы­чей сы­рья и его пе­ре­ра­бот­кой в по­лу­фаб­ри­ка­ты, т. е. сель­ское хо­зяй­ст­во, ры­бо­лов­ст­во, ле­со­во­д­ст­во, охо­та, до­бы­ча при­род­ных ис­ко­пае­мых. Вто­рич­ный С. э. вклю­ча­ет об­ра­ба­ты­ваю­щую пром-сть и строи­тель­ст­во. Тре­тич­ный С. э. – сфе­ра ус­луг. Чет­вер­тич­ный (ин­фор­ма­ци­он­ный) С. э. вклю­ча­ет ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии, об­ра­зо­ва­ние, на­уч. ис­сле­до­ва­ния.

Все С. э. тес­но свя­за­ны ме­ж­ду со­бой, а пре­об­ла­да­ние то­го или ино­го ха­рак­те­ри­зу­ет со­от­вет­ст­вую­щий ук­лад в раз­ви­тии эко­но­ми­ки – до­ин­ду­ст­ри­аль­ный, ин­ду­ст­ри­аль­ный и по­стин­ду­ст­ри­аль­ный.

bigenc.ru

Что такое реальный сектор экономики

Экономический сектор

Cтраница 1

Первичный экономический сектор включает в себя сельское хозяйство, садоводство, лесное и рыбное хозяйства, добычу нефти, минералов и натурального газа, разработку недр и каменных карьеров, водную промышленность. Все они могут определяться как отрасли добывающей промышленности.  

Вторичный экономический сектор часто называется производственным сектором и включает отрасли обрабатывающей промышленности. Строительная промышленность также включается в этот сектор, но иногда трактуется как отдельная категория на том основании, что она охватывает наряду со строительством различные виды сервиса. Отметим, что понятие первичного и вторичного секторов используется в ином значении в теории сегментации рынка труда.  

Анализ функционирования экономического сектора за последние годы показывает, что одним из главных средств восстановления и развития рыночных методов хозяйствования все чаще выступают ценные бумаги, фиксирующие право собственности на капитал. Представляется, что это чрезвычайно важный фактор в системе правовых начал в экономической жизни страны. Он свидетельствует и в пользу того, что в государстве складываются цивилизованные рыночные отношения, и что законодательство о ценных бумагах хотя и нуждается в совершенствовании, но в целом уже сформировано.  

Ван Сюэвэнь отождествлял общественно-экономический уклад и экономический сектор.  

Перспективы подготовки специалистов по конкретным специальностям экономического сектора, возможности расширения специализации учебных заведений, определенные проектом, основные тенденции развития профильных для них предприятий установлены на основе анализа, проведенного специально созданными группами в пилотных образовательных учреждениях.  

Для обеспечения соответствия между счетами накопления в текущих операциях экономических секторов и страны и балансом накопленных экономических нефинансовых активов последние должны оцениваться по восстановительной стоимости за вычетом износа ( остаточной стоимости) и по текущей рыночной стоимости. Для анализа динамики изменения объема накопленных активов необходима их оценка в ценах определенного базового года.  

Как быстро и когда повышаются цены, а также какие экономические секторы затрагиваются больше или меньше и до какой степени, зависит от ряда факторов. Во-первых, и это главное, технологические нововведения могут замедлить повышение цен за счет снижения производственных затрат. Во-вторых, критически важно, где и кому вьщают новые займы кредитные учреждения. Например, между 1927 и 1929 годами происходила огромная кредитная экспансия, но производственные и потребительские цены поднялись незначительно.  

При расчете вторым методом ВВП получают путем сложения расходов всех экономических секторов на конечное потребление и валовое накопление, а также чистого экспорта. При этом расходы на конечное потребление подразделяются на расходы домохозяйств, государственных учреждений ( организаций бюджетной сферы) и некоммерческих организаций ( НКО), обслуживающих домохозяйства. В расходах на конечное потребление выделяются расходы на товары, индивидуальные и коллективные услуги. Валовое накопление складывается из валового накопления основного капитала и изменения запасов материальных оборотных средств.  

В целом медленно, но верно комплекс воспроизводства человека становится существенным экономическим сектором, занимая все большую часть сферы услуг. Вместе с тем он нередко обесценивается транспортными затруднениями, переутомлением отдыхающих, низкой культурой обслуживания и антиэкологичностыо самих курортных комплексов. Огромные скопления народа делают пляжи очень мало пригодными для отдыха и центрами антисанитарии.  

В большинстве стран существуют общие индексы стоимости акций и индексы стоимости акций различных отраслей экономических секторов. Эти индексы можно использовать для того, чтобы отслеживать изменения рынка внутри страны, и, что более важно, для сравнительных измерений эффективности. К важным индексам относятся Financial Times-Stock Exchange 100 Index ( известный так же, как FT-SE) Лондонской фондовой биржи; Nikkei 225 Average Токийской фондовой биржи и TSE 300 Composite Index Торонтской фондовой биржи.  

В большинстве стран существуют общие индексы стоимости акций и индексы стоимости акций различных отраслей экономических секторов. Эти индексы можно использовать для того, чтобы отслеживать изменения рынка внутри страны, и, что более важно, для сравнительных измерений эффективности. К важным индексам относятся Financial Times-Stock Exchange 100 Index ( известный так же, как FT-SE) Лондонской фондовой биржи; Nikkei 225 Average Токийской фондовой биржи и TSE 300 Composite Index Торонтской фондовой биржи.  

Насколько разнообразны и развиты рынки продукции вашей компании, географическая дистрибьюция продаж, а также число и тип экономических секторов, обслуживаемых вашими видами бизнеса.

Промышленная сила международного рабочего движения заключается в международных ассоциациях конкретных профсоюзов, обычно вышедших из одного отраслевого, промышленного или экономического сектора. Известные как Секретариаты международной торговли ( ITSs) или Международные профсоюзы ( TUIs), они могут быть независимы, присоединены или управляться международными профсоюзами. Например, в 1995 году имелось 13 действующих Секретариатов международной торговли, присоединенных к Международной конфедерации свободных профсоюзов, распределенных следующим образом: строительство и деревообработка; химическая и горная промышленность, энергетика; коммерческая, конторская, профессиональная и техническая деятельность; образование; развлечения; продовольствие, сельское хозяйство, рестораны и доставка на дом; графические работы; журналистика; обработка металлов; почта и телекоммуникации; государственная служба; текстиль, одежда и кожные работы; транспорт. Секретариаты международной торговли в основном сосредоточены на вопросах, относящихся к отрасли промышленности, таких как промышленные споры и ставки заработной платы, но также на применении положений безопасности и гигиены труда в определенном секторе. Они предоставляют информацию, образование, обучение и другие услуги присоединенным профсоюзам. Они также помогают координировать международную солидарность между профсоюзами в различных странах и представлять интересы рабочих на различных международных и региональных форумах.  

Экономическая деятельность империалистического государства, несомненно, предполагает, во-первых, государственную собственность на средства производства, во-вторых, роль государства по отношению к другим экономическим секторам. Данная функция характеризует активное отношение буржуазного государства к производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Однако государственно-монополистическое, военно-бюрократическое, антидемократическое регулирование хозяйственной жизни, соответствующее воле и интересам монополистического капитала и направленное на сохранение его господства, не в состоянии обуздать стихийные силы капиталистического рынка.  

В состав абразивного отдела первого вида входят: бюро снабжения абразивных и алмазных инструментов; планово-диспетчерское бюро, бухгалтерия; бюро технадзора за эксплуатацией абразивных, алмазных инструментов и алмазозаменителей; управление абразивного цеха с технической частью, экономическим сектором и сектором нормирования и зарплаты.  

Страницы:      1    2

kvartal-sobitii.ru

I. Реальный сектор экономики и его правовое регулирование

Глава 1. Понятие реального сектора экономики

В законодательстве нет определения реального сектора экономики. Однако термин «реальный сектор экономики» употребляется в различных нормативных правовых актах, особенно это характерно для правового регулирования экономики в условиях экономического кризиса. Так, например, данный термин неоднократно используется в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год <1>.

———————————

<1> Российская газета. 20 марта 2009 г.

В то же время в литературе применяются и другие термины, подчеркивающие реальность тех или иных экономических явлений, например «реальная экономика», «реальный капитал». Понятие «реальный капитал» используется, в частности, в связи с введенным К. Марксом понятием «фиктивный капитал», под которым понимается капитал, выраженный в ценных бумагах <2>.

———————————

<2> А.Т. Ковальчук, подчеркивая спекулятивный характер фиктивного капитала, утверждает, что рынок ценных бумаг должен регулироваться на принципах финансового права (см.: Ковальчук А.Т. Рынок фиктивно-спекулятивного капитала: эксклюзивность финансово-правового позиционирования // Государство и право. 2009. N 1. С. 57 — 64). Однако в действительности рынок ценных бумаг регулируется главным образом предпринимательским (хозяйственным) правом, и нет оснований говорить об «эксклюзивности финансово-правового позиционирования» этого рынка (подробнее см. гл. 2).

В рыночной экономике важнейшим видом ценных бумаг являются акции. Основную массу хозяйствующих субъектов в нашей стране составляют акционерные общества, другие хозяйственные общества и товарищества, т.е. корпоративные предприятия. Собственниками их имущества являются сами эти предприятия, их участникам принадлежат лишь права на акции, доли участия и другие корпоративные права. Наряду с «реальной экономикой», основанной на материально-вещественных средствах производства и предметах труда, используемых в производственно-хозяйственной деятельности, существует «виртуальная экономика», основанная на акциях и других ценных бумагах.

Однако предметом нашего исследования является не «реальная экономика» в таком понимании, а реальный сектор экономики с точки зрения его правового регулирования.

Реальный сектор экономики — понятие экономическое. В экономической литературе понятие реального сектора определяется обычно через относящиеся к нему отрасли экономики. Так, в учебнике «Экономика» указывается, что реальный сектор — это «прежде всего промышленность, сельское хозяйство, строительство и транспорт» <3>. Таким образом, в этом определении перечисляются основные отрасли экономики, относящиеся к реальному сектору.

———————————

<3> Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория». Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. М., 1997. С. 777.

С учетом юридического характера нашего исследования важно рассмотреть, как раскрывается понятие реального сектора экономики в законодательстве. Несмотря на то, что общего определения этого понятия в законодательстве нет, в некоторых нормативных актах, в частности посвященных антикризисным мерам, указывается на необходимость поддержки прежде всего хозяйствующих субъектов реального сектора и перечисляются относящиеся к нему отрасли экономики. Так, в пункте 4.1 Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год в общем плане говорится о поддержке реального сектора, а в пункте 4.2 перечисляются отдельные отрасли экономики, подлежащие поддержке: промышленность, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, транспорт, строительство. В Программе об этих отраслях говорится с разной степенью детализации и с особым выделением тех вопросов, которые являются наиболее важными в современных условиях. Так, применительно к промышленности выделяются задачи поддержки автомобильной промышленности, оборонно-промышленного комплекса, металлургической промышленности. Применительно к строительной индустрии подчеркиваются задачи в области жилищного строительства, что объясняется важным социальным значением этого вопроса и существенным сокращением промышленного строительства. Есть и другие нюансы при регулировании в Программе различных сфер хозяйственной деятельности, но они не влияют на перечисленный выше состав отраслей, которые относятся к реальному сектору экономики.

Речь идет о выделении в особую группу хозяйствующих субъектов в сфере материального производства. Такое положение является традиционным для нашей страны, оно имело место и в условиях плановой экономики в период существования Советского Союза. Здесь может возникнуть вопрос, уместно ли проводить параллель между экономическими понятиями, относящимися к плановой и рыночной экономике. Думается, такое сравнение и учет опыта регулирования хозяйственной деятельности в условиях плановой экономики вполне допустимы и полезны, когда речь идет не об административно-командной или рыночной основе экономических мероприятий, а о вопросах профессионального и эффективного ведения хозяйства, производительности труда, рационального хозяйствования. В противном случае могут быть утрачены положительные экономические и хозяйственно-правовые традиции, которые существовали, наряду с недостатками, в нашей стране в условиях плановой экономики. Особенно это относится к периодам экономического реформирования, когда в условиях централизованного планового руководства развивались экономические методы регулирования хозяйственной деятельности.

При проведении экономической реформы 1965 года большое внимание уделялось улучшению деятельности предприятий, для чего были расширены их права в рамках государственных плановых заданий. Речь шла тогда о государственных предприятиях, хозяйственная самостоятельность которых была расширена путем сокращения количества плановых показателей, утверждаемых вышестоящими органами, и отнесения решения ряда вопросов к компетенции самих предприятий, которые определяли их по согласованию с потребителями продукции посредством заключения с ними хозяйственных договоров, использовавшихся в качестве инструмента планирования.

Основополагающим нормативным актом о предприятиях было тогда Положение о социалистическом государственном производственном предприятии (далее — Положение), утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731 <4>, которое распространялось на предприятия промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи. Иными словами, данное Положение охватывало только предприятия отраслей материального производства. По существу это были отрасли реального сектора экономики, хотя в Положении такой термин не применялся. Можно прийти к выводу о том, что и в современных условиях реальный сектор экономики охватывает отрасли материального производства. Функционирующие в нем предприятия и другие хозяйствующие субъекты изготавливают продукцию, производят работы и оказывают услуги, которые носят производственно-хозяйственный характер. Реальный сектор охватывает промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь. В него могут входить и межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, например агропромышленный комплекс.

———————————

<4> СП СССР. 1965. N 19 — 20. Ст. 155.

В законодательстве термин «реальный сектор экономики» применяется обычно без разъяснения его содержания, что не способствует последовательной реализации правовых норм, относящихся к реальному сектору, создает почву для нарушений законодательства. Конечно, правовые нормы нарушаются главным образом не из-за нечеткости понятийного аппарата, а по другим причинам. Так было, например, в случае неправомерного использования банками бюджетных средств, выделенных для поддержки реального сектора в условиях кризиса, когда банки использовали эти средства для различных спекуляций в целях собственного обогащения. Однако четкое законодательное определение понятия реального сектора экономики, несомненно, помогло бы, наряду с другими мерами, борьбе с подобными правонарушениями и строгому соблюдению законодательства. Поэтому представляется необходимым установить четкое законодательное определение понятия реального сектора как совокупности отраслей экономики, относящихся к сфере материального производства.

Отрасли экономики, относящиеся к реальному сектору, едины в том, что все они носят производственный характер. Ведущее значение среди них имеет промышленность, поэтому последующее рассмотрение правовых проблем реального сектора строится в основном применительно к ней.

Рассмотрение этих проблем на примере промышленности объясняется не только важной ролью данной отрасли экономики, но и тем, что именно промышленность более всего пострадала при переходе от плановой к рыночной экономике. Дело в том, что в начале развития рыночной экономики в нашей стране была сделана попытка применить так называемую шоковую терапию, т.е. организовать экономику по принципу полного саморегулирования. Эта попытка полностью провалилась — многие отрасли промышленности были разрушены, сохранились лишь сырьевые отрасли (нефть, газ, металлургия), возникло огромное социальное неравенство.

Причины такого положения, как отмечают некоторые экономисты, во многом определялись тем, что Россия, как и бывшие социалистические страны Восточной Европы, после ликвидации Советского Союза механически восприняла существующую на Западе либеральную экономическую систему, не учитывая сложившиеся ранее традиции <5>. Иначе был осуществлен переход к рыночной экономике в Китае, где элементы рыночной экономики внедряются постепенно с учетом национальных особенностей, что дает положительные результаты. Приватизация государственных предприятий в нашей стране была проведена таким образом, что эффективность производства не повысилась, а, наоборот, снизилась <6>.

———————————

<5> См.: Глинкина С. Трансформационные процессы в посткоммунистических странах: попытка развенчания некоторых мифов // Мир перемен. 2008. N 2. С. 8.

<6> См.: Тульский М. Социальная ответственность и экономическая эффективность приватизации // Экономическая газета. Специальный выпуск. Декабрь 2005 г.

Принижение роли государственного регулирования на первых этапах развития рыночной экономики, монетаристский подход к осуществлению и оценке хозяйственной деятельности особенно отрицательно сказались на отраслях реального сектора экономики. Оценивая отрицательные явления в экономике того периода, академик Д.С. Львов писал, что основной причиной некоторых из них являлась «догматическая приверженность правительства монетаристскому курсу Вашингтонского консенсуса» <7>.

———————————

<7> Львов Д.С. Перспективы долгосрочного социально-экономического развития России // Вестник Российской академии наук. 2003. N 8. С. 682.

Однако постепенно в нашей стране возникает осознание того, что для развития рыночной экономики и, особенно, ее реального сектора необходимо усиление роли государства в регулировании хозяйственной деятельности. Для предприятий промышленности и других отраслей реального сектора важное значение имеет прогнозирование и программирование социально-экономического развития, осуществляемые на основе Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» <8>. Планирование хозяйственной деятельности в промышленности необходимо, но до сих пор недооценивается, а иногда даже отрицается как якобы присущее только социалистическому строю. «Понятие планирования необходимо как можно скорее и полностью освободить от идеологической нагруженности, которая связана с директивным планированием в варианте упрощенной догмы советских лет» <9>. Развивается индикативное (рекомендательное) планирование (впервые получившее распространение во Франции), применяются целевые комплексные программы и проекты, в качестве инструмента планирования используются государственные контракты. В основном планирование регулируется экономическими методами, но применительно к государственным и муниципальным предприятиям могут применяться и обязательные предписания.

———————————

<8> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2871.

<9> Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2008. С. 20.

Для реального сектора важное значение имеет инновационное развитие экономики. Оно объективно приводит к повышению роли технического регулирования в промышленности. Характеризуя стратегию намечаемого технического прорыва, академик С.Ю. Глазьев пишет: «В последние годы произошли существенные изменения в целеполагании экономической политики Российского государства. Вместо либерализации экономики и бессмысленного ее реформирования в качестве целей государственной политики провозглашены переход на инновационный путь развития, подъем благосостояния народа, построение высокоэффективной социально ориентированной экономики» <10>.

———————————

<10> Глазьев С.Ю. Возможности и ограничения социально-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике. М., 2008. С. 75.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации указывается: «Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы» <11>. В Послании определены приоритетные направления модернизации экономики и технического развития.

———————————

<11> Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 13 ноября 2009 г.

При переходе к инновационной экономике возрастает роль государственного регулирования хозяйственной деятельности. Е.М. Примаков пишет об особой роли государства в стимулировании бизнеса работать в инновационном режиме в условиях недостаточно развитой конкуренции в нашей стране. «В отсутствие достаточного уровня конкуренции, подталкивающей предпринимателей к инновациям, резко возрастает роль государства в качестве стимулятора научно-технического прогресса. Методы и меры такого стимулирования должны на данном этапе составлять основную часть функции государства как регулятора экономики» <12>.

———————————

<12> Примаков Е.М. Россия перед выбором // Российская газета. 14 января 2010 г.

В таких условиях существенное значение имеет улучшение хозяйственного законодательства как важнейшей формы и юридической основы государственного регулирования экономики в нашей стране. Эти вопросы рассматриваются в последующих главах применительно к правовому регулированию реального сектора экономики.

studfiles.net

Развитие секторов экономики России

Понятие экономического сектора

Национальная экономика страны представляет собой сложную хозяйственную, социальную, организационную и научно-техническую систему. В ее основе лежит исторически сложившаяся структура общественного воспроизводства.

Национальная экономика любого государства состоит из ряда секторов.

Определение 1

Под экономическим сектором в общем виде следует понимать крупную часть национальной экономики, обладающую общими (сходными) целями, функциями, характеристиками и поведением, что, в целом, дает возможность отделить ее от других частей экономики.

Сектор экономики есть ни что иное, как совокупность институциональных единиц, которые характеризуются сходными экономическими целями и функциями, а также однотипным поведением.

Экономические сектора различны по своему содержанию Все они группируются по различным основаниям, наиболее часто по типу производимой продукции.

Классификация секторов экономики

В современном мире сектора экономики поддаются множественной классификации по различным основаниям. Рассмотрим наиболее распространенные подходы к их группировке.

По характеру отношений собственности все сектора экономики делятся на две большие подгруппы:

  • государственный сектор;
  • частный сектор.

Государственный сектор представляет собой часть национальной экономики, охватывающую деятельность властей (центральных и местных, федеральных и муниципальных).

Частный сектор представлен той частью национальной экономики страны, которая не находится под контролем государства. В его состав входят индивидуальный, корпоративный и финансовый сектора.

В соответствии с международным подходом к секторальному делению экономики выделяется четыре основных сектора (рисунок 1).

Рисунок 1. Общепринятое секторальное деление экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В первую секторальную группу входят финансовые и квази- корпорации, а также НКО (некоммерческие организации), которые финансируются ими. Их основополагающей функцией выступает оказание услуг в области финансового посредничества. Сектор нефинансовых корпораций нацелен на производство товаров и оказание услуг нефинансового характера, то есть не связанных с распределением денежных средств.

В состав второй секторальной группы входят институциональные единицы, основным видом деятельности которых выступает исполнение функций органов государственной власти.

Третья группа представлена домохозяйствами и некорпорированными семейными предприятиями (семейные фермы, подсобные хозяйства и пр.).

Наконец, четвертая группа сформирована на счет НКО, обслуживающих домохозяйства.

В зависимости от характера экономической деятельности различают реальный, непроизводственный и финансовый сектора экономики.

Также совокупность экономических секторов поддается группировке на основании содержания создаваемых ценностей (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура экономической системы по модели К. Кларка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первичный сектор экономики объединяет в себе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, связанную со сбором и добычей сырья, а также его последующей переработкой в полуфабрикаты.

Вторичный сектор представлен отраслями, которые преобразуют первичное сырье в продукцию конечного потребления.

Третичный сектор непосредственно связан со сферой услуг.

Основные тенденции развития секторов российской экономики

Каждый из экономических секторов, сгруппированных по признаку содержания создаваемых ценностей, имеет свои исторические особенности развития: первичный сектор был наиболее развит в доиндустриальной эпохе, вторичный проявил себя в эпоху индустриальной революции, когда активизировалось промышленное производство, а третичный – в наибольшей степени характерен для современного постиндустриального мира.

Все сектора национальной экономики развиваются неравномерно. При этом каждый из них вносит свой вклад в развитие национальной экономики в целом. Рассмотрим основные тенденции развития экономических секторов России более подробно.

Замечание 1

Для российской экономики характерно преобладание первичного и вторичного экономических секторов. Именно они получили наиболее активное развитие в последние годы.

Индекс промышленного производства демонстрирует тенденцию к росту. Основополагающими факторами его стимулирования выступает импортозамещение в отдельных секторах обрабатывающей промышленности. Положительная динамика наблюдается секторах инвестиционного спроса. В результате оживления экономической активности происходит расширение производства строительных материалов и машиностроительного комплекса. Положительный рост демонстрирует пищевая промышленность и энергетическая отрасль.

Сфера услуг развивается неравномерно. Фактически она представлена неоднородными группами отраслей экономики, которые выполняют существенно различающиеся между собой функции: образование, здравоохранение, торговля, транспорт и пр.

Особого внимания заслуживает развитие реального сектора экономики.

Развитие реального сектора экономики

Реальный сектор играет важнейшую роль в экономике страны. Именно он выступает экономической базой создания прибавочного продукта, обеспечивающего функционирование сектора финансов.

Определение 2

Реальный сектор экономики представляет собой часть национального хозяйства, обеспечивающую создание товаров и услуг материального и нематериального характера, способных удовлетворять потребности населения страны.

Государственная политика, направленная на регулирование реального сектора экономики проводится по двум направлениям: структурному и промышленному.

В первом случае речь идет о реализации государством долгосрочных мер, направленных на разработку и освоение научно технических достижений, развитию экспорта готовой продукции и улучшению отраслевой структуры экономики страны. Основными инструментами промышленной политики выступают:

  • регулирование налогово-тарифной сферы;
  • прямое финансирование отраслей из госбюджета;
  • поддержка смежных с приоритетными отраслями направлений;
  • институциональные инструменты.

Структурная политика направлена на участие государства в адаптации экономики к меняющимся условиям долгосрочного характера. Ее базовыми инструментами выступают субсидии на первоначальных этапах становления бизнеса, помощь частному сектору в проведении научных исследований, воздействие на цены ряда отраслей, а также поддержка спроса на продукцию отдельных отраслей.

Таким образом, государство играет огромную роль в регулировании развития отраслей экономики страны.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *