Представители социализм – poligugn2005 / 20 Социализм

Содержание

Социализм и Марксизм

Страница 1 из 2

Возникновение социализма

Социализм — широкое общественно-политическое движение, которое включало в себя различные течения, группы, партии.

Термин «социализм» возник во Франции в 1-й половине 1830-х годов. Включает совокупность разнородных течений левого толка, которые стремятся к созданию таких общественно-политических форм существования человеческого сообщества, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для всестороннего развития отдельной личности и социума в целом.

Социалистическая идея ведет свою историю с 16 века, когда были написаны первые социальные утопии Томаса Мора (1478-1535 гг.) и Томазо Компанеллы (1568-1639 гг.). Но как идейное течение и социальное движение социализм возникает в период перехода от традиционного общества к индустриальному, на рубеже 18-19 веков. Он появился как реакция на обострение социальных противоречий в результате утверждения буржуазных общественных отношений, отражал недовольство пролетаризирующихся масс результатами промышленного развития.

Период раннего капитализма, который осуществлял этот переход хаотически, был отмечен разорением миллионов людей, всплеском массовой нищеты, усилением поляризации общества. Либеральная идеология нач. 19 века не смогла предложить реальных путей устранения либо смягчения общественных противоречий. Сформировавшись во многом из сходных с либеральными идейных источников, социализм обозначил слабые места либеральной концепции. Поэтому ранние социалисты уделяли внимание не столько описанию конструктивного идеала, сколько разоблачению язв капитализма, социальных последствий промышленного переворота. Они отражали взгляды тех общественных слоев, которые были уверены в неспособности утверждающегося социального устройства обеспечить гармонию интересов общества и личности, создать реальные условия достойного существования и развития личности.

Социализм как широкое направление общественной мысли выступил в качестве альтернативной концепции развития европейской цивилизации. Большинство социалистов были приверженцами мирных, ненасильственных методов совершенствования социальных отношений, возлагая основные надежды на убеждение и воспитание широких масс.

Многочисленные и разнообразные социалистические течения и учения 19 веке можно привести к «единому основанию», выделив сближающие их идеи. Если внимание различных национальных либеральных школ и мыслителей было приковано к проблеме индивид-общества, выяснению допустимой степени влияния общества на жизнь индивида, то социалисты делают акцент на соотнесении понятий личность, свобода, коллектив. Термин «коллектив» всегда увязывается с термином «равенство».

В центре внимания социалистов стоит проблема угнетения большинства людей узкой элитой; поэтому главным требованием социалистов различных течений является построение такого общества, где отсутствует эксплуатация, угнетение одними социальными слоями (элитой, эксплуататорскими классами) других (трудящихся, эксплуатируемых), где нет классового угнетения.

Основные социалистические течения увязывали преодоление классового деления также с преодолением государства как организованного насилия. Если магистральной идеей либералов было сохранение и приумножение частной собственности, в чем и заключался смысл общественного прогресса, то социалисты всегда выступали против ее приоритета, за огосударствление средств производства. Обращаясь к понятию «свобода», социалисты понимали ее прежде всего как свободу от эксплуатации, а не свободу экономического, политического и правового выбора, на чем настаивали либералы. Различные модели социализма также предлагали реализовать идею равенства по отношению к обществу, что контрастировало с либеральным равенством прав, возможностей и равенством перед законом.

Сам термин «социализм» происходит от слова «социум», «социальный», т. е. общество, общественный. Это означает, что важнейшие процессы, происходящие в обществе, должны находиться под общественным контролем, а не под контролем социальной элиты. Т. е. речь шла об усилении коллективного начала в обществе. Таким образом, социализм как идеология, течение общественно-политической мысли не отказывается от либеральных ценностей свободы, равноправия, демократии. Он лишь выявляет непоследовательность либерализма, который подчиняет эти принципы господству частной собственности, и доказывает неспособность обеспечить их выполнение. Социализм провозглашает установление общественной собственности.

Но провозгласив основным путем развития общества коренное изменение существующих порядков, социалисты предлагают различные принципы, формы, способы движения вперед для достижения намеченных целей. Если ранние социалистические идеи опирались на морально-этические и религиозные принципы, то с 1840-х гг. социализм стал оперировать научной аргументацией, превратился в важный фактор общественной жизни.

Многообразные течения социалистической мысли можно группировать по разным основаниям. Наиболее очевидным нам видится разделение социализма на революционный и реформистский типы в зависимости от предложенного пути движения к прогрессивному обществу. Социалисты-утописты выступали против любых политических и революционных действий и практически не уделяли внимания политике, государственным институтам. Основной акцент в учениях Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье был сделан на критике современного им буржуазного общества; утописты предлагали установить общественную собственность, равенство прав и обязанностей всех составляющих общество индивидов.

К иному революционному типу социализма можно отнести утопических коммунистов 1830-1840-х гг. О. Бланки и Т. Дезами (Франция), В. Вейтлинга (Германия), Д. О’Брайна (Англия) и других, выступивших от имени рабочего класса с требованием коренного переустройства общества. Их идеи о необходимости ликвидировать частную собственность путем революции легли в основу революционных движений 1848-1849 гг.

Известным идейным направлением к середине 19 века стал анархизм, в котором выделялось реформистское и революционное течения. Первое было представлено известным французским мыслителем, идеологом мирного анархизма И. Ж. Прудоном, ставшим знаменитым после выпуска работы «Что такое собственность» (1840 г.). На этот поставленный в название книги вопрос автор недвусмысленно отвечал; «Собственность — это кража». Прудон аргументировал свою точку зрения, отметив, что собственность большинства была либо получена по наследству, либо присвоена в результате перераспределения, но в любом случае не создана, а украдена. Автор подверг резкой критике крупный капитал, финансовую аристократию, католическую церковь; трудящиеся симпатизировали взглядам французского мыслителя, который защищал трудовую собственность мелкого производителя, колебавшегося между пролетариатом и капиталистами. В интересах мелких собственников Прудон предлагал ввести дешевый или даровой кредит, подоходно-прогрессивный налог на капитал, создать ассоциации мелких производителей при поддержке государства.

Одновременно с реформаторским складывается революционный, бунтарский анархизм, социальную основу которого составили не мелкие собственники, а потерявшие экономическую самостоятельность мелкие буржуа, влившиеся в ряды рабочего класса. Идеологом этих слоев стал М. Бакунин, веривший в революционный инстинкт народа, который нуждается лишь в боевом призыве и всегда готов к решительным действиям независимо от социально-политической ситуации. Бакунин отрицал государственную власть, считал государство источником зла; государство, по его мнению, должно быть немедленно ликвидировано после свершения революции. А освободившийся от политического гнета народ сможет реализовать свою природную склонность к дружескому сотрудничеству через небольшие добровольные ассоциации, которые станут ячейками будущего прогрессивного общества.

worldhis.ru

Социализм — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

История формирования социализма

Традиции социалистической мысли имеют многовековую историю. Соци­альное неравенство и несправедливость существовали на всём протяжении человеческой истории, поэтому во все эпохи являлись мыслители, пытавшие­ся наметить пути к построению более справедливого общества. Достаточно вспомнить имена греческого философа Платона, английского гуманиста Т. Мора, итальянского монаха Т. Кампанеллы, не говоря уже о социальной мысли раннего христианства.

Новое время

Особую популярность социалистические идеи приобрели в эпоху промышленного переворота, когда неравенство в обществе достигло небывалых масштабов. Именно в этот исторический пе­риод французские мыслители и политики ввели в широкое упот­ребление понятия «социализм» и «коммунизм».

Представители социализма

Французский социализм

см. Представители французского социализма

Английский социализм

Роберт Оуэн. Основоположник английского социализма Р. Оуэн главное зло видел в частной собственности, которая «отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постоянной причиной возникновения вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества». Он верил, что на смену существующей «дурной системе лжи, бедности и несчастья» придёт «благая система истины, богатства и счастья». На своей фабрике он старался всемерно облегчить по­ложение рабочих, надеясь «открыть способы, посредством кото­рых можно было бы улучшить условия труда и жизни бедных и ра­бочего класса с пользой для предпринимателей». Оуэн пытался проводить практические эксперименты по воплощению в жизнь своих идей, однако все они завершились неудачей.

Идеология социализма

Французский социализм

Ранний французский социализм представлял со­бой совокупность различных учений, выдвигавших проекты преобразования существующего порядка и построения нового общества, в котором осущест­вится полное социальное равенство.

По мнению социалистов, для улучшения положения трудящихся следовало передать землю и ору­дия производства в собственность всего общества, которое должно было взять в свои руки надзор как за производством, так и за рас­пределением производимых продуктов. Вместо всеобщего сопер­ничества между людьми, которое стало отличительной чертой бур­жуазной цивилизации, социалисты призывали к общественному со­трудничеству и коллективному труду.

Виды социализма

Коммунизм

см. Представители коммунизма Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Последователи крайнего направления в социализме, получившего название коммунизм, вообще отрицали частную собственность в лю­бых её формах и требовали, чтобы даже потребление продуктов про­изводства было подчинено общественному контролю.

Коммунистиче­ские воззрения исходили из принципа социального равенства на основе полной общности имущества.

Социал-демократия

Социалистические партии

см. Социалистические партии

Картинки (фото, рисунки)

  • Р. Оуэн
На этой странице материал по темам:
  • Представители социалистов

  • Французский социализм кратко

  • История нового времени социализмом короткие

  • Социализм охарактеризуйте по плану время формирования идей

  • История социализма кратко основные направления и разновидности

Вопросы к этой статье:
  • Каковы причины возникновения социалистических учений?

  • Определите общие черты социалистических учений.

wikiwhat.ru

СОЦИАЛИЗМ — это… Что такое СОЦИАЛИЗМ?

(от лат. soсialis — общественный, товарищеский) — политическая и экономическая система, характеризующаяся контролем со стороны общества процессов производства и распределения доходов.

Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая заменяет собой частную собственность. Аргументация передачи собственности на средства производства из частных рук под общественный контроль основывается на декларации устранения эксплуатации человека человеком, снижении отчуждения человека от результатов его труда, снижении дифференциации доходов, обеспечении свободного и гармоничного развития личности. При этом на практике сохраняются элементы экономического неравенства, но они не декларируются как временные.

Социализмом также называют идеологию, обеспечивающую построение социалистического общества. Разделяют:

государственный социализм — в социалистических странах — тип общественного устройства, характеризующийся государственной собственностью на средства производства и централизованной политической властью, осуществляемой партийногосударственным аппаратом;

демократический социализм — концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность;

катедер-социализм — толкование социализма как реализации идеи разума, справедливости путем просвещения и социального законодательства без классовой борьбы;

утопический социализм — концепция социального устройства, основанная на утопии идеального бесклассового общества;

христианский (клерикальный) социализм — направление социальной мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. Христианский социализм выводит социалистические идеи из мировоззрения ранних христиан;

этический социализм — теория, обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов, и утверждающая, что переход к социализму может осуществляться путем нравственной эволюции человечества, достигаемой в результате выявления «идеи социализма», присущей людям, независимо от их социальной принадлежности.

Термины «социализм» и «социалистический» впервые употребил Роберт Оуэн (1771–1858), просвещенный промышленник из Уэльса, создавший образцовые условия труда на своих фабриках в Нью-Ланарке и стремившийся сплотить всех британских рабочих в едином профсоюзе, который смог бы парализовать экономику страны всеобщей забастовкой, а затем мирно взять власть в свои руки, чтобы преобразить общество на основе общего труда и процветания.

Почти в то же время (1830–40) эта терминология появилась и во Франции. У истоков французского социализма стояли граф Анри де Сен-Симон (1776–1825), веривший в мирный и рациональный государственный строй, при котором, учитывая влияние технического прогресса, народом будут руководить высокообразованные управленцы, и Шарль Фурье (1772–1837), проповедовавший, в духе Роберта Оуэна, жизнь в «фаланстерах» — общинах на основе самоуправления.

В дальнейшей истории социализма подобные коренные различия во взглядах проявлялись не раз, приводя к резким спорам и столкновениям между сторонниками того, что рабочие должны сами решать, как им жить, и приверженцами доктрины о пользе профессионального руководства. На сегодняшний момент в социализме существует 2 основных направления: марксизм и анархизм.

Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства. Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма.

По мнению анархистов, при государственном социализме, к которому стремятся марксисты, сохраняются эксплуатация, отчуждение человека от результатов его труда, а потому подлинный социализм возможен только при отсутствии государства.

На будущее социалистического учения существенное влияние оказала работа немецких философов Карла Маркса (1818–83) и Фридриха Энгельса (1820–95) «Манифест Коммунистической партии» (1848), провозгласившая неизбежность революции, изменяющей общественный и экономический строй, и переход власти к пролетариату.

По Марксу, переход власти к пролетариату возможен лишь в результате насильственного переворота. Победившим рабочим придется на время установить диктатуру пролетариата до окончательной победы мирового социализма. Все средства производства и распределения материальных благ будут под контролем рабочих. Затем, когда социализм принесет всеобщее изобилие, общество выйдет на новый, высший этап развития — коммунизм.

В 1864 г. Карл Маркс создает Первый Интернационал трудящихся для координации рабочего движения. Первый Интернационал распался в 1872 г. после острейших дебатов между Марксом и русским революционером Михаилом Бакуниным (1814–76), одним из основателей анархизма.

Теория анархистов отрицала марксистский взгляд на государство как на орудие угнетения, которое пролетариат должен отвоевать у эксплуататоров и обратить против них же. Анархисты желали устранить все формы государственного управления, полагая, что субъекты политических и экономических процессов могут осуществлять управление без посредничества со стороны государства.

Учение анархистов не завоевало такого влияния, какое имели социалисты, но сторонники одного из его направлений встали на путь насилия и террора, громко заявив о себе в последнее десятилетие XIX в. убийствами целого ряда видных политиков, включая президента США Мак-Кинли.

Второй Интернационал, созданный в 1889 г., также не избежал внутренних раздоров: в 1890-х гг. отдельные немецкие марксисты выступили с идеей пересмотра учения Маркса. Немецкие социал-демократы полагали, что социализм сможет взять верх мирным, парламентским путем. Второй Интернационал распался в 1914 г.

Дальнейшее развитие социалистической идее обеспечила победа в вооруженном восстании в октябре 1917 г. пролетариата в России под руководством Российской социал-демократической партии (см. Октябрьская революция). Результатом революции стало образование СССР с официальной государственной социалистической идеологией, ликвидацией оппозиции и установлением однопартийной политической системы, просуществовавшей до 1990-х гг.

В 1919 г. в Москве состоялся международный съезд коммунистов. Этот съезд основал Третий Коммунистический Интернационал — Союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах. Экспансия советской идеологии была распространена на целый ряд стран в Восточной Европе, Азии, Африке, Центральной и Латинской Америке, образовав лагерь социалистических стран и стран социалистической ориентации, к настоящему моменту практически распавшийся. Сегодня к социалистическим государствам можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.

Партии социалистической ориентации представлены практически во всех странах, где установлен демократический политический режим. В России к партиям социалистического толка, оказывающим влияние на политические процессы, в настоящее время можно отнести КПРФ — Коммунистическую партию Российской Федерации (лидер партии Геннадий Зюганов) и партию «Справедливая Россия» (лидер партии Сергей Миронов).

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.

greater_political.academic.ru

СОЦИАЛИЗМ — Новая философская энциклопедия

СОЦИАЛИЗМ (от лат. socialis – общественный) – 1) комплекс определенных социально-философских и идейно-политических концепций, доктрин, установок; 2) совокупность социально-политических движений; 3) предполагаемый в будущем или существовавший в СССР, странах Восточной Европы, Китае и некоторых странах Азии общественно-политический строй.

В социально-философском плане социализм представляет собой нечто большее, нежели конкретное идейно-политическое течение, а именно – особый тип понимания социально-политического мира, систему воззрений, установок, ориентации, теорий, доктрин. В совокупности они призваны обосновать и защищать идеал общественного устройства, основанного на приоритете общественной собственности на средства производства, отсутствии эксплуатации, справедливом распределении материальных благ и т.д.

Социализм при всей его многовариантности имеет единые истоки и определенный комплекс концепций, идей, принципов и идеалов, присущих любой разновидности этого типа общественно-политической мысли. Социалистическое мировоззрение вобрало в себя утопические идеи древности и средневековья (см. напр., «Государство» Платона [ПЛАТОН],«Утопия» Т.Мора и др.), некоторые установки и ценности хилиастических, или милленаристских сект и движений, европейского просветительства и т.д.

В современном понимании социализм является историческим феноменом, возникшим в Новое время в качестве реакции на социальные и экономические отношения становящегося капиталистического общества, особенно на реальности, вызванные промышленной революцией. Поэтому естественно, что как более или менее отчетливо сформулированное течение социально-философской и идейно-политической мысли социализм начал формироваться с кон. 18 в. Показательно, что само понятие «социализм» впервые появилось около 1830. В 1827 он был использован для обозначения сторонников кооперативного движения Р.Оуэна [ОУЭН]в Англии, а в 1832 – для характеристики учения социалистов-утопистов А.К. де Сен-Симона, Ф.М.Ш.Фурье во Франции. Считается, что в научный оборот это понятие было введено П.Леру [ЛЕРУ]в работе «Об индивидуализме и социализме» (1834), как противоположное по смыслу термину «индивидуализм».

Для всех этих авторов было характерно критическое отношение к существовавшей в тот период общественно-политической системе, которая, по их мнению, основывалась на принципах несправедливого распределения материальных благ, социального неравенства, духовного и физического порабощения людей. Противопоставив эгоистическому индивидуализму своего времени идеал нового сообщества людей, связанных между собой чувством коллективизма, социального равенства и братской солидарности, приверженцы социализма претендовали на то, чтобы заменить капитализм [КАПИТАЛИЗМ]и индивидуализм общественной и коммунальной формами производства и распределения, эгоизм альтруизмом, а конкуренцию сотрудничеством.

Исходя из того, что современное ему общество страдает от нездорового и разнузданного индивидуализма, порожденного разрушением порядка и иерархии, Сен-Симон, напр., утверждал, что залогом его спасения является развитие науки и техники, а также появление класса промышленников и технических работников, которые уже начали строить новый индустриальный порядок. Соединение научного и технологического знания с индустриализмом приведет к обществу, управляемому экспертами. Это новое общество, считал Сен-Симон, не может быть эгалитарным, поскольку люди не равны по своей природе, однако, оно обеспечит всем равные возможности, чтобы каждый мог занять в обществе положение, соответствующее его способностям. Искоренив источники общественного беспорядка, можно будет ликвидировать государство как принудительный институт. Будущее общество будет управляться подобно гигантскому предприятию, где правление людьми будет заменено управлением вещами. Последователи Сен-Симона модифицировали его доктрину в несколько ином направлении. Они провозгласили несовместимость частной собственности с новой индустриальной системой. По их мнению, передача власти и собственности по наследству враждебна духу рационально организованного общества.

Будучи решительным противником капиталистической системы, Фурье утверждал, что новое общество будет характеризоваться изменениями не только в социальной сфере, но и в естественной среде его существования, в животном и растительном мире. Он создал проекты образцовых общин, т.н. фаланстеров – своеобразных ячеек совершенного общества. Предполагалось, что в этих общинах люди будут выполнять лишь те работы, которые соответствуют их характеру и наклонностям. Если Сен-Симон призывал к системе управления экспертов, Фурье был убежден в том, что любовь и симпатии объединят людей в гармонический союз, для которого характерно отсутствие конфликтов и принуждения.

Р.Оуэн, который оказал большое влияние на социалистическое движение в Великобритании, придерживался более умеренных позиций. Осознав недостатки капитализма, он пришел к выводу, что новые производительные силы, порожденные индустриализмом, могут использоваться во благо всего человечества, если будет уничтожена конкуренция, а результаты дурного образования будут уравновешены рациональным просвещением. Он защищал кооперативный контроль над промышленностью и создание деревень на основе единства и сотрудничества, в которых наряду с полевыми работами люди будут заниматься совершенствованием своих физических и умственных способностей. Однако эксперименты Оуэна по созданию общин в колонии «Новая гармония» в штате Индиана и др. местах в США, потерпели неудачу, как и его попытки соединить кооперативное и профсоюзное движения в «великий профессиональный союз».

Весомый вклад в разработку социалистических идей в 19 в. внес Л.О.Бланки,который считал, что капитализм, как внутренне нестабильная система, вскоре будет заменен кооперативными ассоциациями. Приверженец волюнтаризма и идеи прямых революционных действий, Бланки стал известен скорее своими попытками организовать восстания, нежели теоретическими разработками. Следует отметить также Э.Кабе [КАБЕ],написавшего работу «Путешествие в Икарию» (1840), Л.Блана [БЛАН],который в книге «Организации труда» (1839) отстаивал идею создания национальных цехов с капиталом, предоставленным правительством, и системой управления, избранной самими работниками. Блан известен также своей деятельностью по защите права граждан на труд. Описание социалистических доктрин 19 в. невозможно без имени П.Ж.Прудона – одного из создателей анархо-социализма. Его атаки на частную собственность и созданные на ее основе институты, а также его идеи о справедливом обществе, исповедующем принципы взаимопомощи и справедливости, стимулировали развитие и распространение социалистической мысли.

Наибольший вклад в развитие социалистического мировоззрения внесли основатели марксизма К.Маркс [МАРКС]и Ф.Энгельс [ЭНГЕЛЬС],а также их последователи. Более того, во 2-й пол. 19 и в 20 вв. марксизм стал мировоззренческой основой современного социализма, причем сами эти понятия зачастую использовались как синонимы. В марксистской пятичленной формационной схеме социализм рассматривался в качестве первой фазы высшей – коммунистической – общественной формации (см. Формации общественные [ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ]). Составными элементами социализма предполагались коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком и т.д. Достижение такого положения вещей возможно лишь в ходе классовой борьбы, апогеем которой должна стать социалистическая революция (насильственная или мирная) и установление диктатуры пролетариата.

Социалистическое учение формировалось и развивалось в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. При близком рассмотрении в нем обнаруживается весьма причудливое разнообразие оттенков, переходных ступеней, противоречий и т.д. Учитывая этот факт, говорят о существовании многих теорий социализма. Еще Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) выделили несколько социалистических течений: «утопический», «христианский», «мелкобуржуазный» с его немецкой разновидностью «истинным социализмом» и, наконец, «научный социализм», отождествляемый с марксистским социализмом. Однако в самом марксистском социализме вскоре после его формирования постепенно стала обнаруживаться тенденция к разному толкованию и пересмотру ряда ключевых установок. Определились разночтения по таким вопросам, как диктатура пролетариата, революционный или эволюционный путь перехода к социалистическому строю, национализация, соотношение общественной и частной собственности, свободы и равенства и т.д. Соответственно стали выкристаллизовываться два основных течения социализма, в которых со временем также стали выделяться свои разновидности.

Первоначально реальным воплощением марксистского социализма в общественно-политической жизни была социал-демократия, возникшая в последней трети 19 – нач. 20 вв. в качестве выразительницы интересов рабочего класса. В настоящее время под социал-демократией, как правило, подразумевают теорию и практику всех партий, входящих в Социалистический интернационал. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение. Причем внутри нее существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений. Напр., применительно к социалистическим партиям Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии используются понятия «социализм», «латинский социализм» или «средиземноморский социализм». Существуют «скандинавская» или «шведская» модели социализма, «интегральный социализм», основывающийся на австромарксизме. Выделяют «фабианский социализм», «гильдейский социализм» и т.д. Но тем не менее все названные разновидности социал-демократии с теми или иными оговорками, как правило, объединяются общим понятием «демократический социализм».

Это течение возникло как альтернатива капитализму [КАПИТАЛИЗМ]и в таком качестве первоначально разделяло важнейшие установки марксизма относительно обобществления средств производства, всеобщего равенства, социальной справедливости и т.д. Отдельные представители социал-демократии также считали возможным революционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму. Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в общем и целом отвергла эти установки, признала приемлемыми существующие общественно-политические институты и общепринятые в западных странах того времени правила политической игры. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать как историю постепенного отхода от марксизма.

Для большинства социал-демократических партий было характерно совмещение революционных лозунгов в теории с оппортунизмом, прагматизмом, реформизмом на практике. Особенно ускоренными темпами этот процесс пошел после большевистской революции в России 1917. Именно по основополагающим принципам марксизма, касающимся революции, непримиримой классовой борьбы, диктатуры пролетариата, в первые два десятилетия 20 в. обозначился великий раскол в рабочем движении и социал-демократии. Реформистская социал-демократия и революционный социализм, выросшие практически из одной и той же социальной базы, одних и тех же идейных источников, оказались по противоположным сторонам баррикад по важнейшим вопросам мироустройства.

Руководители реформистского крыла социал-демократии провозгласили своей целью построение демократического социализма. Само понятие «демократический социализм» вошло в научный и политический лексикон в кон. 19 в. и включало в себя идею политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую систему. Для представителей этого течения с самого начала было характерно признание правового государства как позитивного фактора в постепенном реформировании и трансформации капиталистического общества.

Немаловажный вклад в разработку идей демократического социализма внесли представители английского фабианского и гильдейского социализма, поссибилизм и др. реформистские течения во французском социализме, австромарксизм, особенно его идейные руководители О.Бауэр [БАУЭР О.], М.Адлер [АДЛЕР М.],К. Реннер и др. Особенно велика была роль Э.Бернштейна [БЕРНШТЕЙН],главная заслуга которого состояла в отказе от тех установок марксизма, реализация которых в России и ряде др. стран привела к установлению авторитарных режимов, известных под названием реального социализма. Речь идет прежде всего об установках на разрушение старого мира, на диктатуру пролетариата, непримиримую классовую борьбу, социальную революцию и т.д. Перед социал-демократией постоянно вставал вопрос: как добиться того, чтобы социалистическое общество стало обществом наибольшей экономической эффективности и наибольшей свободы, не отказываясь при этом от равенства всех членов общества. В решении этого вопроса Бернштейн видел главную задачу социал-демократии. Вся последующая история социал-демократии была по сути дела поиском путей разрешения этой антиномии: как, отвергая революционный путь замены капитализма социализмом, строить справедливое общество, ликвидируя эксплуатацию человека человеком, оставить в неприкосновенности основные либерально-демократические институты и свободы.

После 2-й мировой войны наступил новый этап в судьбах демократического социализма. Исходя из опыта фашизма [ФАШИЗМ]в Германии и большевизма в СССР, европейская социал-демократия в реальной политике пошла на окончательный разрыв с марксизмом и на признание непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма, самого демократического социализма. Этот выбор был зафиксирован в Венской программе Социалистической партии Австрии (1958) и Годесбергской программе СДПГ (1959), в которых решительно отвергались основополагающие постулаты о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности, обобществлении средств производства и т.д. В последующем по этому же пути пошли остальные национальные отряды социал-демократии. Немаловажную роль в этом процессе сыграли такие выдающиеся деятели социал-демократии 20 в., как В.Брандт, У.Пальме, Б.Крайский, Ф.Миттеран и др.

В целом демократический социализм придерживается постепенности, конкретности мер, осуществляемых в процессе выполнения повседневной рутинной работы, т.н. малых дел и т.д., которые в совокупности и составляют движение к социализму. В этом смысле движению отдается приоритет перед отдаленной абстрактной целью. Такой подход в сущности стал стратегической установкой политических программ большинства партий демократического социализма.

Марксистский социализм подвергся также существенной ревизии слева в направлении конкретизации и ужесточения заложенных в нем революционных принципов. На этом пути отдельные его положения были использованы для разработки в кон. 19 – нач. 20 вв. политической доктрины левого варианта социализма, послужившего идейно-политической основой т.н. реального социализма, утвердившегося в СССР и большинстве др. стран социалистического содружества. Инициатива в этом деле принадлежала русской левой социал-демократии во главе с В.И.Лениным [ЛЕНИН],заложившим фундамент нового течения – марксизма-ленинизма (или большевизма), которое, в свою очередь, стало идеологической основой реального социализма.

Ключевые идеи и принципы этого течения были сформулированы в работах самого Ленина, а также его приверженцев – И.В.Сталина, Н.И.Бухарина [БУХАРИН]и др., в программных документах КПСС. Центральное место в нем занимали установки на всеобщую национализацию и обобществление средств производства, огосударствление экономики, централизованное государственное распределение материальных благ, монополию единственной партии на государственную власть, запрет оппозиции, господство одной идеологии и т.д. Вместе с тем нельзя не отметить и тот факт, что страны, претендовавшие на строительство социалистического строя, добились довольно заметных успехов в целом ряде сфер общественной жизни, таких, как индустриализация, образование, здравоохранение, культура и т.д. Тем не менее марксистско-ленинский или реальный социализм в конечном счете не выдержал испытания историей и потерпел поражение в споре с демократическим социализмом.

Литература:

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.;

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч.;

3. Шумпетер Й. Капитализм, социализм, демократия. М., 1995;

4. Berki R.N. Socialism. L., 1975;

5. Gole G.D. A History of Socialist Thought, 7 v. L., 1953–60;

6. Socialist Thought: a Documentary History. Edinburgh, 1964;

7. Laidler H.W. History of Socialism. L., 1948;

8. Landauer C. European Socialism: a History of Ideas and Movements. Berk. – Los Ang., 1959;

9. Lichtheim G. A Short History of Socialism. L., 1970.

К.С.Гаджиев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

gufo.me

Социализм — Циклопедия

Дугин: социализм — религия антилиберализма Леон Вайнштейн про социализм в Калифорнии

Социализм — экономическая, социально-политическая система, которая характеризуется общественной собственностью на средства производства и совместного управления экономики, а также теорией защиты таких принципов.[1] Общественная собственность может относиться к любому из следующих сочетаний, как то кооперативные предприятия, общая собственность, прямая государственная собственность либо автономные государственные предприятия.[2][3] Социалистическая экономика основана на производстве для использования и имеет прямое распределение экономических взносов для удовлетворения экономических потребностей и потребностей человека, в зависимости от физических объемов ресурсов, некоторых физических величин или прямого измерения рабочего времени.[4]

Как политическое движение, социализм сочетает в себе разнообразные политические философии, начиная реформизмом и заканчивая революционным социализмом. Сторонники государственного социализма выступают за национализацию средств производства, распределение и обмен, как стратегии реализации социализма. Социал-демократы выступают за перераспределение налогообложения и государственного регулирования капитала в рамках рыночной экономики.[5] В отличие от анархистского движения, которое является сторонником контроля прямого контроля работников средств производства, не опираясь на государственную власть, социализм опирается на государственную собственность и промышленность.

Современный социализм происходит из политических движений интеллигенции и рабочих XVIII века, которые критиковали последствия индустриализации и частной собственности на общество. Несмотря на то, что в начале XIX века термин «социализм», относился к социальным проблемам капитализма, вне зависимости от их решения, к концу XIX века, социализм стал альтернативной системой капитализму, основанной на некоторых формах общественной собственности.[6] Социалисты-утописты, как Роберт Оуэн, предлагали идею трудовых коммун, чтобы выйти из капиталистического общества. Социалисты советской модели экономического развития, как марксисты-ленининисты, выступали за создание централизованной плановой экономики в однопартийной государстве, которое обладает средствами производства. Югославское, венгерское, восточногерманское и китайское коммунистические правительства ввели различные формы рыночного социализма, сочетая кооперативные и государственные структуры владения свободного валютного рынка и свободной системы цен, но не свободы ценообразования на средства производства.[7]

Оригинальная концепция социализма является экономической системой, при которой производство организовано таким образом, чтобы товары и услуги непосредственно производились по себестоимости, а также существовало прямое распределение ресурсов в соответствии с удовлетворением экономических требований без финансовых расчетов в отличие от подчинения к экономическим законам капитализма, как закон стоимости. Социализм зачастую влечет за собой конец таким факторам, как арендная плата, проценты, прибыль и деньги.

Это понятие очень контрастирует с капитализмом, где производство осуществляется с целью получения прибыли, и, следовательно, основан на косвенном распределении. В идеальном капитализме, основанном на свободной конкуренции, усиление конкурентного давления заставляет коммерческие предприятия реагировать на потребности потребителей.

Рыночный социализм относится ко множеству различных экономических теорий и систем, использующих рыночные механизмы, чтобы организовать производство и выделение факторов производства среди социальных предприятий с экономическим доходом, который получает общество как социальные дивиденды, а не частный капитал владельцев.

Право собственности на средства производства могут быть основаны на прямой собственности пользователей, производительной собственности через рабочий кооператив, или совместной собственности всего общества с управлением и контролем делегированными трудовому коллективу средств производства, или государственной собственности от государственного аппарата. Государственная собственность может проявляться через создание государственных предприятий, национализации или муниципализации. Основной особенностью социалистической экономики является то, что предприятия, имеющие формы государственной собственности, производящих товары и услуги, по крайней мере по доведенным планам сверху, что является по сути командной экономикой.

Роль и использование денег в гипотетической социалистической экономике является спорной проблемой. Такие социалисты, как Карл Маркс, Роберт Оуэн и Пьер-Жозеф Прудон выступали за различные виды трудовых расписок или трудовых кредитов, которые, как и деньги могут быть использованы для приобретения предметов потребления, но в отличие от денег они не могут быть способны стать капиталом и использоваться для распределения ресурсов в процессе производства.

  1. ↑ «Home : Oxford English Dictionary». Oed.com.
  2. ↑ O’Hara, Phillip (September 2003). «Encyclopedia of Political Economy, Volume 2». Routledge. p. 71. ISBN 0-415-24187-1.
  3. ↑ Nove, Alec. «Socialism». New Palgrave Dictionary of Economics, Second Edition (2008)
  4. ↑ David Schweickart, James Lawler, Hillel Ticktin, Bertell Ollman (1998) «The Difference Between Marxism and Market Socialism». pp. 61-63
  5. ↑ Frank Roosevelt, David Belkin (1994). «Why Market Socialism?» M. E. Sharpe, Inc. p. 314. ISBN 1-56324-465-9.
  6. ↑ Phillip Gasper (October 2005). «The Communist Manifesto: a road map to history’s most important political document». Haymarket Books. p. 24. ISBN 1-931859-25-6.
  7. ↑ «Market socialism» Dictionary of the Social Sciences. Craig Calhoun, ed. Oxford University Press 2002

cyclowiki.org

Социализм — это… Что такое Социализм?

1) система политических и экономических идей (и основанный на ней экономический и общественно-политический строй), подчеркивающая коллективную основу современного общественного производства и необходимость достижения социального равенства;

2) обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Термин «социализм» появился во 2-й пол. 19 в. (П. Леру), однако представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о «золотом веке», они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях утопического социализма. Так называемая теория научного социализма рассматривала социализм как низшую фазу (ступень) коммунизма, приходящего на смену капитализму в результате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата. После Октябрьской революции 1917, провозгласившей своей целью воплощение на практике идей научного социализма, социализм развивался в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение, — коммунистическом и социал-демократическом. В социал-демократическом течении утвердилась ориентация на реформирование капитализма, опиравшаяся на идеи Э. Бернштейна (см. Реформизм). Претерпев значительную эволюцию, отказавшись от марксизма как единственной идейной основы, социал-демократия выработала современную концепцию демократического социализма, по которой социализм может быть осуществлен в длительном процессе реформирования капитализма, утверждения политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства. Политика социал-демократии оказала влияние на демократизацию отношений власти и собственности, на рост уровня и качества жизни наемных работников и в совокупности с др. факторами привела к значительной трансформации капиталистического общества. В коммунистическом движении получили распространение представления о социализме, связанные с утверждением с кон. 20-х — нач. 30-х гг. тоталитарного строя в СССР, а после 2-й мировой войны и в др. странах (мировая социалистическая система). Характерные черты такого строя, который был объявлен социалистическим (реальный социализм, зрелый, развитой социализм), — монополия государственной собственности, директивное централизованное планирование, диктатура верхнего слоя партийно-государственного аппарата, опиравшегося на аппарат насилия и массовые репрессии, насаждавшего произвол, беззаконие, нетерпимость к инакомыслию. Господство тоталитарной системы привело к экономическому, политическому и духовному кризису, значительному отставанию от развитых стран мира, изоляции от мировой культуры. Преобразования, начавшиеся с кон. 80-х нач. 90-х гг. в СССР, России и др. странах, направлены на переход к рыночной экономике и демократии.

dic.academic.ru

Утопический социализм и его представители.


КРЫМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА.

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

  План:
1) Утопический социализм и его основные черты.
2) Основные представители.
а) Деятельность Р.Оуэна.
б) Учение А.Сен-Симона.
в) Учение Ш.Фурье.
г) Учение В.Вейтлина.
3) Заключение. Вывод.

 11) Утопический социализм и его основные черты.

Трудно сказать точно ,когда и кем впервые было употреблено слово
«социализм».Принято считать,что это произошло в 1834 г.,когда была
опубликована книга французского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме
и социализме».Тогда же воспользовался этим термином и один из «героев»
данной темы Роберт Оуэн.
Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания.Оно
обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установ-
ление справедливого общественного порядка,в котором эгоизм и своеко-
рыстие владельческих классов будут преодолены на началах,исключающих
неравенство в распределении собственности и доходов.
Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием
«утопических».Слово утопия впервые было произнесено автором одноимен-
ной книги Томасам Мором в 16 в,Он придумал это слово, в буквальном пе-
реводе с греческого оно означает — «место ,которого нет».Словом «уто-
пический» характеризуют идеи и представления ,осуществление которых
либо невозможно,либо крайне затруднено.
В чем причины появления этих идей и их популярности ? Историки объ-
ясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями
19 века: в экономике развитых государств Европы утверждался капита-
лизм.Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ
жизни многих слоев населения (крестьянства,мелких торговцев,дворянс-
тва).Рождался рабочий класс,положение которого в те годы было чрезвы-
чайно тяжелым.Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости
социальной поддержки обездоленных слоев населения.Социалистический
идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс
европейского населения,из желания создать общество,в котором гарантии
благополучия были представлены всем.

а 1) Деятельность Роберта Оуэна.

Роберт Оуэн (1771-1858) был совладельцем текстильной фабрики в Шот-
ландии.Первые его шаги состояли в: сокращении продолжительности рабо-
чего дня (до 10.5 часов),повышение заработной платы,введение пенсий по
болезни и старости,запрещение детского труда,организации шко-
лы,ясель,детского сада для детей рабочих.
Постепенно он пришел к определенным выводам о причинах тяжелого по-
ложения рабочих.Он считал,что основным из них являются частная собс-
твенность и деньги.Он полагал ,что необходимо упразднить деньги,заме-
нить их трудовыми квитанциями и создать особые самоуправляющиеся тру-
довые общины,в которых средства и материальные блага распределяются
по потребностям.
В середине 20-х гг. 19 в. он попытался построить такую общину в
США.В штате Индиана была создана колония «Новая гармония».Эксперимент
провалился,Р.Оуэн был вынужден вернуться в Англию,где он делал
все,чтобы привлечь внимание к своей деятельности европейских монархов
и государственных деятелей.

б 1) Учение А.Cен-Симона.

А.Сен-Симон (1760 — 1825) принадлежал к высшей французской аристок-
ратии.Целью своей жизни он считал создание учения,научно объясняющего
общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного
устройства.
А.Сен-Симон первым употребил понятие «индустриального общества»,под-
метив то обстоятельство,что промышленное машинное производство стано-
вится основой экономической системы капитализма.Все общество он делил
на 3 класса — «бесплодных» (дворянство,духовенство),бесполезных для
общественного прогресса,- и «индустриалов» (предпринимателей,рабочих
крестьян,ремесленников), производителей материальных благ.
Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкурен-
цию,обнищание широких масс населения ,бедственное положение рабо-
чих.Этой системе был противопоставлен проект так называемый «новой
промышленной системы», в которой :люди будут трудиться сообща,в тесном
взаимодействии,на основе плановой организации производства и распреде-
ления материальных благ по потребностям.
А.Сен-Симон полагал,что путь к «новой промышленной системе» лежит
через осознание предпринимателями необходимости опекать ,поддерживать
рабочих,выделять на их социальное обустройство часть прибыли.Частную
собственность А.Сен-Симон считал необходимым сохранить.

в 1) Учение Шарля Фурье.

Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее попу-
лярным в России было учение француза Шарля Фурье (1772-1837).Участники
знаменитого кружка Петрашевского пытались пропагандировать его идеи в
России.
Главный порок капитализма он видел в том,что капитализм извратил че-
ловеческие способности и влечения.Он считал необходимым построить та-
кое общество,в котором труд будет организован на началах соревнова-
тельности,привлекательности,перемене занятий по потребностям людей.
Он выдвинул проект создания _ производственно-трудового объединения  . —
«фаланги».Люди вне будут совместно заниматься сельскохозяйственным и
промышленным трудом,свободно выбирать себе занятия,меняя время от вре-
мени.Так исчезнут различия между умственным и физическим трудом,горо-
дом и деревней.Материальные блага он предлагал распределять по тру-
ду,талантам и вложенному капиталу.

г) Учение Вильгельма Вейтлина.

Видным представителем утопического социализма в Германии был Вильгельм
Вейтлин (1808-1871) учение которого было первым самостоятельным теорети-
ческим движением Германского пролетариата.
Вслед за французскими утопистами Вейтлинг требовал создания социалисти-
ческого общества, считая, что основным его принципом будет равное для всех
распределение труда и одинаковое для всех пользование жизненными благами.
Его коммунистический идеал был ограничен уравнительными идеями,
попытками ограничить людей в будущем социалистическом обществе.
В отличии от французских утопистов Вейтлинг не возлагал надежд
на господствующие классы и считал, что трудящиеся могут освобо-
дить себя только сами, путем борьбы.
В своей роботе «Человечество, каково оно есть и каким оно долж-
но быть» он писал, обращаясь к рабочим:»Не надейтесь на то, что
соглашением с вашими врагами вы чего-небудь достигните. Ваша на-
дежда только на собственный меч. Всякое соглашение между вами и
ими будет только во вред вам. История показывает нам,что истина
принуждена прокладывать себе дорогу через потоки крови…»

3) Вывод. Заключение.

Таковы в основных чертах учения социалистов-утопистов первой половины
19 века.Легко заметить то общее ,что было в них:критика современного
строя основанного на погоне за прибылью ,сочувствие трудящимся,стрем-
ление облегчить их жизнь, распределение по потребностям или по тру-
ду,планирование производства.Многие идеи утопистов-социалистов вошли в
идейный фонд сторонников и продолжателей социалистических учений.

Защищен 17.03.99г на ОТЛИЧНО. СЕРЕГА.

Дата добавления: 03.07.2000

www.km.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *