Представительная и прямая демократия – — : .

Прямая и представительная демократия

Прямая и представительная демократия

Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым: непосредственная демократия — это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

Наиболее распространёнными методами прямой демократииявляются:

1) выборы — избрание депутатов или судей гражданами. В большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) все депутаты выборные, в ряде стран назначаются только несколько членов верхней палаты парламента. Судьи могут могут как избираться народом, так и назначаться президентом или монархом (в Российской Федерации судьи назначаются президентом). Также в разное время в разных государствах выборными могли быть выборными командующие вооружённых формирований (например командиры Национальной гвардии во Франции в 1790-е годы) и различные полицейские должности. Также в выборность входит право граждан выдвигать кандидатов на выборные должности и право вносить отвод кандидатов. В данный момент в большинстве государств обсуждение кандидатов проводится на собрании выдвинувших их групп избирателей (съездов партий, съездов общественных организаций, собраний инициативных групп), избирательные собрания на которых происходит обсуждение кандидатов в большинстве государств не созываются, созывались они во Французской Республике в 1791 — 1799 гг. и в Лигурийской Республике 1797 — 1799 гг.

2) народное голосование (референдум) — принятие постановлений путём голосования граждан. Данные постановления носят обязательный характер, но в последнее время в самых разных странах могут народом могут приниматься постановления не имеющие обязательный силы (консультативный референдум). В некоторых государствах низшие местные единицы могут не иметь представительного органа а управление данной местной единицей может осуществлять общее собрание её жителей. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народ не может принимать или отклонять бюджет, вводить или отменять налоги и сборы, ратифицировать и денонсировать международные договоры, объявление войны и заключение мира, объявление амнистии. При этом в ряде государств на референдум может быть вынесен вопрос (в Российской Федерации не может) о роспуске парламента или отзыве президента.

3) народное обсуждение — право группы избирателей вносить предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов или разделов постановлений парламента. В данный момент большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народное обсуждение не прописано в конституции и законах.

4) народная инициатива — право группы избирателей вносить проекты постановлений с обязательством парламента его принять, изменить, дополнить или отклонить. Частный случай народной инициативы — встречное предложение — право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума, при этом в некоторых государствах принятие такого предложения народом может влечь роспуск парламента. Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

5) императивный мандат — право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них. В данный момент в большинстве государств народ не может отзывать отдельных депутатов, принимать обязательные наказы для отдельных депутатов, а отдельные депутаты не должны давать отчёты народу (в Российской Федерации императивный мандат не запрещён, но и не прописан).

К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе простых граждан — очень сильно ограничены законодательно или на практике. При этом народное голосование и народная инициатива существует в большинстве государств, однако основные политические вопросы из рассмотрения на референдуме изъяты. Императивный мандат существует в Китайской Народной Республике, Социалистической Республике Вьетнам, Народно-Демократической Республике Лаос и Корейской Народно-Демократической Республике, а также в некоторых штатах США.

Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России к основам конституционного строя:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

— ст. 3 Конституции РФ

Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

— ст. 32 Конституции РФ

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

— Ст. 130 Конституции РФ

Порядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом.

Представительная демократия— политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Проявлениями представительной демократии являются:

1) принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом; В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы может быть ограничен (в Российской Федерации такого ограничения нет).

2) формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;

3) право законодательной инициативы — в большинстве государств принадлежит только группам из нескольких депутатов при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств (в том числе и Российской Федерации) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.

4) парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.

studfiles.net

5) Прямая и представительная демократия

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции,демократия делится на:

Прямая демократия

Прямая демократия — это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия

Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

6) Субстанциональный и процедурный подходы к интерпретации демократии

  Современные трактовки демократии могут быть сведены к двум интерпретациям ее сути. Американские политологи К. Джанда, Дж. Берри и Дж. Голдман определили эти подходы как процедурный и субстанциональный6(Аним. 5).      Процедурный подход исходит из того, что демократия — это форма правления, и акцентирует внимание на процедурах, которые позволяют народу проявить свою волю (выборы, митинги, собрания общественности). Эти процедуры указывают на то, кто участвует в принятии важнейших решений, как учитывается каждый голос и сколько голосов необходимо для достижения решения. Соответственно выделяются критерии демократии: универсальное политическое участие, политическое равенство («один человек — один голос»), принцип большинства. Эти принципы распространяются как на прямую, так и на представительную демократию. В отношении последней сторонники процедурного подхода настаивают на четвертом принципе — принципе реагирования (отклика) власти на общественное мнение.      Субстанциональный подход фокусирует внимание на том, что делает избранная власть, видя сущность демократического правления в государственной политике в сфере обеспечения свобод и прав личности. Сторонники этого подхода указывают на существенный недостаток первой теории — правительство обязано делать то, что требует большинство. Но возникает вопрос: как обеспечить права меньшинств (религиозных, этнических и др.)? Согласно субстанциональной модели, основным критерием демократии является политика правительства, которая гарантирует свободы (свободу вероисповедания, свободу выражать собственное мнение) и права граждан, в том числе право на отсутствие дискриминации по каким-либо признакам.      В зависимости от того, как понимается участие индивида в политике (непосредственное участие либо через какую-либо группу), в рамках процедурного подхода выделяют мажоритарнуюплюралистическую теории демократии7.      Мажоритарная теория исходит из классического представления о демократии (Аним. 6). Правление народа понимается как правление большинства народа. В этой интерпретации демократия должна быть максимально приближена к прямым формам, а правительство обязано реагировать на мнение народа. В свою очередь, граждане имеют возможность контролировать своих представителей в органах власти, избирать мудрых и компетентных, вновь переизбирая их или отказывая им в доверии.      Слабым моментом этой теории является изначальное предположение, что все граждане хорошо осведомлены о политической жизни, желают участвовать в политическом процессе и руководствуются рациональными мотивами при голосовании.      Теория партисипаторной демократии (демократии участия). Подобные представления о демократии нашли продолжение и конкретизацию в теории партисипаторной демократии, или демократии участия. Сама теория, разработанная в 60-х гг. была очень популярна среди идеологов левых партий и движений.

Не отрицая необходимости в современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной системе, с прямой демократией у основания и демократией представителей на каждом уровне выше основания. Утверждается, что депутат обязан выражать волю конкретных избирателей, которые имеют право «отозвать» депутата.      Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, — это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы8 (Аним. 7).

Уязвимым местом плюралистической теории является представление о том, что все политические силы способны сплотиться и принять решение с учетом интересов всех групп. Эта теория абсолютизирует нейтральность государства и игнорирует тот факт, что экономически сильные группы интересов лучше организованы, более активны, а следовательно, имеют больше возможностей влияния на власть, чем наименее обеспеченные группы населения.      Теория полиархии. Одной из наиболее известных теорий плюралистической демократии является теория полиархии, разработанная Р. Далем. По мнению ученого, то, что называют демократическими режимами, —полиархии (с греч. arhe — суверенитет, начало, poly — много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия — это идеал, к которому следует стремиться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять.

Эта трактовка плюрализма является наиболее доработанной, т.к. критерий публичной соревновательности групп и лидеров в борьбе за власть сочетается требованием широкой вовлеченности граждан в политический процесс. В работе «Плюралистическая демократия в США» американский политолог обосновал фундаментальную аксиому плюралистической теории о существовании разнообразных центров власти, ни один из которых не обладает монопольной властью.      Теория консенсуальной демократии. У политологов большой интерес вызывает концепция консенсуальной демократии, разработанная А. Лейхартом. Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решения, позволяющих учесть интересы различных меньшинств. Подобная модель, по мысли ученого, может быть эффективна в многосоставных обществах, т.е. в обществах с выраженными сегментными противоречиями религиозного, культурного, регионального, расового и этнического характера. Так же как и в других плюралистических теориях, политический процесс рассматривается через взаимодействие сегментов, на основе которых возникают партии, группы интересов.

Теория элитарной демократии. Спорным является и вопрос о масштабе политических атрибутов представительной демократии. Родоначальниками минималистских трактовок демократии, развиваемых в рамкахэлитарных теорий, были М. Вебер и Й. Шумпетер. М. Вебер предложил модель плебисцитарной демократии, в которой демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Й. Шумпетер: демократия — это соперничество элит за голоса избирателей. Таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Идея Шумпетера получила дальнейшее развитие и была дополнена критериями либерализма.

studfiles.net

ПОЛИТИКА. Термины. Прямая и представительная демократия. |

 

Демократия – (от греч. «власть народа» — это политический режим, при котором граждане лично или через своих представителей участвуют в осуществлении власти. Демократия предполагает народовластие, равенство всех перед законом.

Формы демократии.

Прямая (непосредственная)— при ней народ лично принимает основные политические решения, участвуя в выборах, референдумах.

Методы прямой демократии:
  • Выборы – избрание депутатов в парламент страны.
  • Референдум— принятие определённых решений, документов путём голосования граждан. Например, Конституция РФ была принята в результате референдума 12 декабря 1993 г.
  • Народное обсуждение — право группы избирателей вносить предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов или разделов постановлений парламента. В Конституции РФ не отражён данный метод.
  • Народная инициатива — право группы избирателей вносить проекты постановлений с обязательством парламента его принять, изменить, дополнить или отклонить. В Конституции РФ не отражён данный метод.
  • Императивный мандат — право народа принимать наказы, обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них. В Конституции РФ данный метод не отражён, хотя и не запрещён.

Представительная – при ней народ принимает решения через своих представителей, избранных народом, например, в парламент. Представители народа призваны выражать  его интересы, от его имени издавать законы и отдавать распоряжения.

Проявления представительной демократии:
  • принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом;
  • формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом (как в РФ) или монархом;
  • право законодательной инициативы;
  • парламентский контроль над правительством(регулярные отчёты министров перед правительством).В РФ правительство может быт отправлено в отставку, если оно вызвало недоверие парламента.

 

В Конституции РФ отражены обе формы демократии.
Статья № 3.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья № 32.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Статья №130.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

 

obschestvoznanie-ege.ru

16. Прямая и представительная демократия

Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым: непосредственная демократия — это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

Наиболее распространёнными методами прямой демократииявляются:

1) выборы — избрание депутатов или судей гражданами. В большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) все депутаты выборные, в ряде стран назначаются только несколько членов верхней палаты парламента. Судьи могут могут как избираться народом, так и назначаться президентом или монархом (в Российской Федерации судьи назначаются президентом). Также в разное время в разных государствах выборными могли быть выборными командующие вооружённых формирований (например командиры Национальной гвардии во Франции в 1790-е годы) и различные полицейские должности. Также в выборность входит право граждан выдвигать кандидатов на выборные должности и право вносить отвод кандидатов. В данный момент в большинстве государств обсуждение кандидатов проводится на собрании выдвинувших их групп избирателей (съездов партий, съездов общественных организаций, собраний инициативных групп), избирательные собрания на которых происходит обсуждение кандидатов в большинстве государств не созываются, созывались они во Французской Республике в 1791 — 1799 гг. и в Лигурийской Республике 1797 — 1799 гг.

2) народное голосование (референдум) — принятие постановлений путём голосования граждан. Данные постановления носят обязательный характер, но в последнее время в самых разных странах могут народом могут приниматься постановления не имеющие обязательный силы (консультативный референдум). В некоторых государствах низшие местные единицы могут не иметь представительного органа а управление данной местной единицей может осуществлять общее собрание её жителей. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народ не может принимать или отклонять бюджет, вводить или отменять налоги и сборы, ратифицировать и денонсировать международные договоры, объявление войны и заключение мира, объявление амнистии. При этом в ряде государств на референдум может быть вынесен вопрос (в Российской Федерации не может) о роспуске парламента или отзыве президента.

3) народное обсуждение — право группы избирателей вносить предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов или разделов постановлений парламента. В данный момент большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народное обсуждение не прописано в конституции и законах.

4) народная инициатива — право группы избирателей вносить проекты постановлений с обязательством парламента его принять, изменить, дополнить или отклонить. Частный случай народной инициативы — встречное предложение — право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума, при этом в некоторых государствах принятие такого предложения народом может влечь роспуск парламента. Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

5) императивный мандат — право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них. В данный момент в большинстве государств народ не может отзывать отдельных депутатов, принимать обязательные наказы для отдельных депутатов, а отдельные депутаты не должны давать отчёты народу (в Российской Федерации императивный мандат не запрещён, но и не прописан).

К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе простых граждан — очень сильно ограничены законодательно или на практике. При этом народное голосование и народная инициатива существует в большинстве государств, однако основные политические вопросы из рассмотрения на референдуме изъяты. Императивный мандат существует в Китайской Народной Республике, Социалистической Республике Вьетнам, Народно-Демократической Республике Лаос и Корейской Народно-Демократической Республике, а также в некоторых штатах США.

Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России к основам конституционного строя:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

— ст. 3 Конституции РФ

Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

— ст. 32 Конституции РФ

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

— Ст. 130 Конституции РФ

Порядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом.

Представительная демократия— политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Проявлениями представительной демократии являются:

1) принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом; В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы может быть ограничен (в Российской Федерации такого ограничения нет).

2) формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;

3) право законодательной инициативы — в большинстве государств принадлежит только группам из нескольких депутатов при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств (в том числе и Российской Федерации) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.

4) парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.

studfiles.net

Прямая и представительная демократия в управлении государством

§ 1. Понятие прямой и представительной демократии

Институты прямой (непосредственной) и представительной демократии предусмотрены конституциями, другими правовыми и неправовыми актами (например, уставами общественных организаций). Они применяются в партиях, кооперативах, производственных коллективах (собрания, выборы их органов и т.д.). В данной речь идет о государственной демократии.

Демократия называется прямой, если граждане непосредственно реализуют свою волю в управлении государством. Эта воля может иметь либо решающее значение, либо консультативный характер.

Формами решающей прямой демократии являются выборы, т.е. определение путем голосования граждан — избирателей партий и должностных лиц общей компетенции, которые в течение определенного срока будут управлять государством или местными делами, досрочный отзыв избирателями своего представителя, решающий референдум, принятие решений на собраниях и сходах граждан небольших населенных пунктов.

Консультативная прямая демократия осуществляется путем общегосударственных и местных обсуждений (например, проекта конституции, устава муниципального образования, консультативного референдума). Это выражение мнения населения, которое может быть учтено, а может быть не учтено соответствующими решающими органами государства и должностными лицами.

Представительная демократия осуществляется народом не прямо, а через своих представителей, которые от имени всего народа (на местах — от имени народа субъектов федерации или территориального коллектива) принимают решения. В общегосударственных масштабах органом представительной демократии является парламент, на местах органы представительной демократии — это местные выборные коллегиальные органы (обычно они называются советы, муниципалитеты). Местные органы самоуправления — это представительная демократия в рамках территориального коллектива.

Промежуточное положение между двумя разновидностями демократии (прямой и представительной) занимает народная законодательная инициатива, когда определенное число граждан-избирателей вправе предложить проект общегосударственного закона или решения на местном уровне, соответствующий представительный орган обязан этот проект рассмотреть, но решение принимает он.

§ 2. Выборы

Понятие избирательного права. Термин «избирательное право» имеет два значения.

Избирательное право в объективном смысле этих слов — это определенная подотрасль права в системе конституционного права, т.е. совокупность (система) правовых норм, содержащихся в конституциях, законах, иных правовых актах и регулирующих порядок организации и проведения выборов в представительные органы государства и должностных лиц общей компетенции, если такие выборы осуществляются непосредственно гражданами-избирателями или если представительные органы избираются путем косвенных или многостепенных выборов. Нередко вместо термина «подотрасль» используется термин «институт права».

Избирательное право в субъективном смысле — это конкретное право, принадлежащее (или не принадлежащее) определенному лицу. В России, например, такого права не имеют иностранцы, находящиеся в стране, граждане, не достигшие 18 лет, а в Японии — не достигшие 20 лет.

Различается активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право — это право гражданина-избирателя участвовать в выборах путем голосования за определенную кандидатуру, партийный список, т.е. право избирать. Совокупность лиц, пользующихся активным избирательным правом, называется избирательным корпусом.

Пассивное избирательное право — это право быть избранным в тот или иной представительный орган, на государственную должность. Гражданин России, достигший 18 лет, при соблюдении прочих условий, предусмотренных законом, может голосовать на выборах Президента России, но не обладает пассивным избирательным правом на этих выборах, т.е. не может быть избран Президентом, поскольку он не достиг 35 лет. Понятия избираемого корпуса в литературе нет.

Принципы избирательного права. В различных странах избираются многие органы государства: президент (в Малайзии — даже король), парламент (во всяком случае — его нижняя палата), органы местного самоуправления, губернаторы субъектов федерации в некоторых странах, иногда — судьи, в некоторых странах — прокуроры и т.д. Некоторые из этих органов избираются гражданами непосредственно, путем прямых выборов (в Израиле с 1996 г. прямыми выборами граждан избирается премьер-министр, что составляет уникальный случай в мировой практике), другие — избираются особыми коллегиями (например, президент в Германии), путем многостепенных выборов (Всекитайское собрание народных представителей, парламента (президент в Турции).

Рассматриваемые ниже принципы избирательного права распространяются не на всякие выборы. Прежде всего имеются в виду те органы и должностные лица, которые избираются путем голосования граждан-избирателей. Некоторые из этих принципов могут иногда относиться и к косвенным выборам (например, тайное голосование выборщиков при избрании президента США).

В конституциях обычно названы принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Все чаще в новых конституциях называется и принцип свободных выборов.

О всеобщем избирательном праве почти всегда (за редчайшими исключениями) говорится в конституциях. Этот принцип, однако, вовсе не означает, что все жители страны и даже все граждане вправе голосовать на выборах. Избирательных прав не имеют иностранцы и лица без гражданства (есть некоторые исключения, о чем говорится ниже), душевнобольные (этот факт устанавливается решением суда), приостанавливаются избирательные права лиц, находящихся под стражей по решению суда (в законах многих стран говорится не о лишении, а о приостановлении избирательных прав таких лиц). В некоторых странах, однако, приостанавливаются избирательные права лишь лиц, осужденных на срок более одного года заключения (Великобритания). Подследственные и обвиняемые в подавляющем большинстве стран пользуются избирательными правами (в некоторых странах Востока им не предоставляется возможность голосовать). В некоторых постсоциалистических странах есть ограничения в зависимости от прежней профессиональной деятельности: не допускаются к голосованию бывшие работники органов государственной безопасности (например, в Латвии по закону о выборах 1995 г. не допускаются к участию в выборах не только такие лица, но и люди, сотрудничавшие с ними).

Для участия в выборах (активное избирательное право) в некоторых странах по сравнению с обычным (18 лет) установлен пониженный избирательный возраст: 15—16 лет (Иран, Никарагуа, Бразилия, Куба и др.). Однако в этом случае, если в стране установлено обязательное голосование (с санкциями за неучастие в выборах), на молодых граждан, не достигших 18 лет, обязательное участие в выборах не распространяется, они голосуют факультативно. В Бразилии не обязаны голосовать и лица старше 70 лет. Иногда возраст для активного избирательного права повышен: в Японии, Турции — 20 лет, в Кении, Танзании — 21 год. Возраст может быть различным и в зависимости от того органа, в выборах которого участвует избиратель. Например, в Италии в выборах нижней палаты парламента участвуют граждане с 18 лет, а верхней (Сената) — с 25 лет.

Во многих зарубежных странах имеется ценз оседлости. Для того чтобы быть включенным в списки избирателей (их составляет мэрия), нужно проживать в данной общине (низовом территориальном коллективе) несколько месяцев: в Японии — 3, во Франции — 6 и т.д. В США тоже законами разных штатов установлен определенный срок (самое большое — 50 дней, если гражданин переехал в другой штат на постоянное место жительства). В России ценза оседлости нет.

В некоторых мусульманских странах действует ценз пола (например, на выборах в парламент в Кувейте), женщины лишаются избирательных прав. Имущественного ценза сейчас нет нигде. Ликвидирован в 90-х гг. и расистский ценз, существовавший в ЮАР.

Некоторые лица не имеют избирательных прав, хотя отвечают всем другим условиям. Это — пэры в Великобритании (поскольку у них есть своя Палата лордов, где они занимают места в соответствии со своими титулами — по наследству или пожизненно в связи с дарованием титула королевой), вожди племен в тех странах Африки и Океании, где при парламентах существует особая палата вождей (Ботсвана, Соломоновы острова и др.), которая, однако, имеет совещательный характер и только по некоторым вопросам (культура, обычаи и др.). Во многих странах существует ценз для военнослужащих, они не голосуют и не могут быть избраны. Это объясняют тем, что армия должна быть вне политики, но в данном случае может быть своего рода дискриминация: офицеры могут голосовать, а сержанты и солдаты не могут (например, в Турции).

Для пассивного избирательного права обычно установлен повышенный возраст. Почти всегда для депутата нижней палаты требуемый возраст составляет 23—25 лет, для члена верхней палаты возраст более высок по сравнению с нижней, для президента — еще выше. В Италии сенатор должен быть не моложе 40 лет, президент — 50 лет. Нередко требуется, чтобы кандидат на должность президента был рожденным в данной стране, а не натурализованным гражданином, он должен постоянно проживать в стране определенное число лет (в Болгарии — 5, в США — 14, в Грузии — 15), иметь возраст не старше 65 лет (Намибия). До 1993 г. последнее правило существовало и в России.

В некоторых странах суды вправе лишать граждан активного и пассивного избирательного права за недостойное поведение в деловых отношениях (злостное банкротство, мошенничество и др.). Кроме того, там, где существует обязательное участие в выборах, одной из мер наказания по суду также может быть лишение гражданина избирательных прав на несколько лет за неучастие в выборах. Это суровое наказание: такому лицу не разрешается занимать должность на любой государственной и муниципальной службе (например, быть учителем в муниципальной школе).

Пассивное избирательное право может быть ограничено по мотивам неизбираемости и несовместимости. Неизбираемость означает, что определенные категории лиц не могут выдвигать свою кандидатуру (она не будет зарегистрирована), если они не оставили заранее занимаемую должность, которая дает им возможность оказывать определенное влияние на избирательный процесс. Это относится обычно к губернаторам, судьям, прокурорам, офицерам и генералам, государственным служащим определенных рангов. Если эти лица желают участвовать в выборах, они должны за несколько месяцев, а то и за год до даты выборов подать в отставку. Эта мера, однако, касается не всех выборов и должностных лиц в равной степени. Губернаторы не могут участвовать в выборах в парламент, но могут — в выборах на должность президента, судьи иногда ограничены только в отношении местных выборов.

Понятие несовместимости не исключает возможности избрания лица, занимавшего государственную должность, в парламент или иной представительный орган. Такое лицо может быть зарегистрировано в качестве кандидата и избрано до ухода в отставку с государственной должности, но после выборов избранный должен решить (обычно по закону в течение двух недель): останется он на государственной службе или будет членом представительного органа. Министр во Франции может выдвигать свою кандидатуру и баллотироваться в парламент, но если он будет избран, он обязан в течение 15 дней решить: остается он министром или слагает эти обязанности и становится парламентарием. С 1995 г. такое правило существует и в России.

Пассивное избирательное право во многих зарубежных странах ограничивается также институтом избирательного залога. Там, где существует избирательный залог, пассивное избирательное право гражданина может быть полностью реализовано только после внесения такого залога. Лицо может быть выдвинуто кандидатом, но оно регистрируется в качестве кандидата избирательной комиссией (другим органом, выполняющим ее обязанности, например, во Франции органами министерства внутренних дел) только после внесения соответствующей денежной суммы на счет государства. В подавляющем большинстве стран избирательный залог не является чрезмерным — 500 ф. ст. в Великобритании, 1000 франков во Франции для кандидата а депутаты парламента, 10 тыс. франков — для кандидата в президенты (при минимальной месячной оплате труда во Франции более 3 тыс. франков). В России избирательный залог не применяется.

Другой принцип избирательного права, часто (но не всегда) называемый в конституциях — равное избирательное право. Это — предоставляемые законом равные возможности каждого избирателя влиять на результаты выборов. Абсолютное равенство невозможно, так как невозможно до единицы уравнять численность избирателей всех одномандатных округов (например, сделать все округа по 112 523 чел., разделив число избирателей на число избираемых депутатов парламента) или сделать абсолютно равными все многомандатные округа. Это нельзя осуществить еще и потому, что закон при образовании избирательных округов не разрешает нарушать границы административно-территориальных единиц, в противном случае организация выборов технически очень затруднена. Поэтому законодательство допускает известное неравенство населения избирательных округов (в России разница составляет, как правило, 10% , в труднодоступных местностях — для мест обитания коренных и малочисленных народов — до 30%, в Германии — до 25%). На выборах верхних палат парламента, когда округами являются субъекты федерации, неравенство округов презюмируется. В США от каждого штата избираются два сенатора, хотя по численности населения штат Калифорния во много десятков раз превосходит штат Аляску. В России также от каждого субъекта Федерации в Совете Федерации имеются два представителя, а самый большой субъект превосходит по населению самый малый более чем в сотню раз.

Избирательное право считается равным, если: 1) каждый избиратель имеет равное число голосов (обычно один голос, но может быть и два, как это и имело место на выборах Государственной Думы России в 1995 г.). Если имеется больше чем один голос, важно, чтобы все избиратели имели такое же число голосов; 2) существует единый избирательный корпус, т.е. совокупность избирателей страны или административно-территориальной единицы, автономии, субъекта федерации и т.д. не делится на группы с неодинаковым, заранее фиксированным представительством; 3) один депутат избирается от равного в своей основе числа жителей или избирателей, т.е. избирательные округа должны быть в основном равными по численности населения. Это относится не только к одномандатным избирательным округам (т.е. к тем, от которых избирается один депутат, но и к многомандатным округам, от каждого из которых избираются несколько депутатов). Число депутатов, избираемых в них, должно быть пропорционально численности населения.

Принцип прямых выборов не относится в ряде стран к выборам президентов, верхней палаты и некоторых других органов. Почти всегда прямыми выборами избираются депутаты нижней палаты и однопалатного парламента. Но в первом случае может оказаться, что в их числе есть лица, избранные косвенными выборами (например, 30 женщин-депутатов, избираемые самими парламентариями в Бангладеш). Во втором случае могут быть депутаты, назначенные в состав парламента президентом (например, не более 10 депутатов назначает президент Египта). Во многих странах прямыми выборами избираются сенаторы верхней палаты (Бразилия, США), президенты (Франция, Египет). Прямыми выборами избираются органы местного самоуправления (советы общин, регионов), иногда — мэры городов, общин (но во Франции мэры избираются косвенными выборами — советами). В России нижняя палата парламента (Государственная Дума), представительные органы субъектов Федерации (за исключением единичных республик, где существует двухпалатный представительный орган), представительные органы административно-территориальных единиц (муниципальных образований), президент, главы администрации субъектов Федерации и административно-территориальных единиц, мэры городов избираются прямыми выборами. Вместе с тем для избрания многих высших органов государства, должностных лиц, в том числе в демократических странах, применяются непрямые выборы.

Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. Косвенные выборы применяются в тех случаях, когда выборы производит какая-либо коллегия, создаваемая специально для этой цели, или лица, избранные только для осуществления такой функции. Примером первого рода может быть Федеральное собрание в Германии, формируемое только для цели избрания президента ФРГ. Оно состоит из членов нижней палаты парламента и такого же количества представителей земель, избираемых для указанной цели (количество представителей земель должно быть равно численности депутатов бундестага — нижней палаты парламента). Примером второго рода являются выборщики, избирающие президента США (они голосуют в столицах своих штатов, документы посылаются в Вашингтон, там результаты подсчитывает председатель Сената и официально объявляет избранного президента, хотя на деле результат известен заранее, он зависит от того, какая из двух партий имеет большее число выборщиков).

Многостепенные (многоступенчатые) выборы организуются иначе. В этом случае нижестоящие представительные органы избирают депутатов в вышестоящие, и так до членов парламента. В настоящее время такой порядок избрания местных представительных органов и парламента существует в Китае.

Тайное голосование — четвертый принцип, который обычно называют конституции. Отступления от него использовались в прошлом в Африке (Ангола, Мозамбик и др.), при выборах сельских советов (низового звена), в Китае. В некоторых странах англосаксонского права избирательные бюллетени и их остающиеся корешки имеют номера, по которым в принципе можно установить, как голосовал тот или иной избиратель. Но в условиях демократии это не имеет никакого значения, да и вряд ли кто-то будет заниматься установлением таких фактов: должностные лица, члены избирательных комиссий подлежат за это ответственности.

Наконец, принцип свободных выборов. Он имеет несколько аспектов и толкуется по-разному в разных странах. С одной стороны, это право любого гражданина участвовать или не участвовать в выборах. Логическое завершение он получает в праве англосаксонских стран: выборы действительны при любом количестве голосовавших — не пришли избиратели, это их дело. Теоретически выборы могут быть признаны состоявшимися, даже если пришел один избиратель. С другой стороны, это запрет оказывать любое давление на волю избирателей. На деле, однако, психологическое давление, например путем агитации, всегда имеет место в ходе избирательной кампании. Запрет относится к незаконным, недопустимым методам воздействия. В избирательных законах каждой страны детально указаны недопустимые меры не только физического (насилие), но и психологического давления на волю избирателей: шантаж, угрозы, раздача подарков избирателям и т.д., хотя некоторые подарки допустимы. Например, в России разрешается дарить избирателям книги, написанные кандидатом.

Подготовка и проведение выборов.

Подготовка и проведение выборов составляют избирательную кампанию. Официально она начинается с назначения даты выборов, что делается обычно главой государства (в России — Президентом, в Испании — королем, в Бразилии — Высоким судом избирательной юстиции, в Болгарии дата выборов Президента назначается парламентом, а выборы в парламент — Президентом). Неофициальная избирательная кампания подспудно начинается гораздо раньше, обычно вскоре после завершения очередных выборов. Потенциальные кандидаты вербуют своих сторонников, создают партии, блоки, различными способами стремятся повысить свой авторитет у избирателей, заручиться их голосами. Такая деятельность проводилась многими потенциальными кандидатами на должность Президента России задолго до выборов 2000 г.

Официальная избирательная кампания имеет несколько стадий: создание избирательных округов и избирательных участков, составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, предвыборная агитация и т.д. Завершается избирательная кампания голосованием и определением результатов выборов в соответствии с той избирательной системой, которая действует в данной стране.

Избирательный округ — наиболее распространенная разновидность избирательных единиц (при многостепенных выборах такими единицами могут стать нижестоящие представительные органы, как, например, в Китае, при косвенных — избирательные коллегии, как, например, Федеральное собрание при избрании президента Германии).

Избирательный округ — единица избрания. Он объединяет избирателей определенной территории или определенного коллектива для выборов одного или нескольких депутатов, того или иного должностного лица. В первом случае — это территориальные избирательные округа, во втором, в частности, производственные, создаваемые по месту работы. Они создавались в первые годы советской власти в России, были в Польше, существуют в Китае, но в целом создаются очень редко. Число и границы избирательных округов определяются различными органами. Для выборов парламента это делается законом, специальными комиссиями по выборам, правительством, на местных выборах — актами соответствующих органов. В России округа по выборам в Государственную Думу определяются парламентом, по выборам местных органов самоуправления — местными представительными органами.

Существуют три вида территориальных избирательных округов: одномандатные, многомандатные и общегосударственные. Последние в зарубежных странах обычно называют национальными (имеется в виду не национальный, а государственный признак), в России — это федеральный избирательный округ.

От одномандатного округа избирается один депутат в парламент или местный представительный орган (баллотироваться могут несколько кандидатов, но избиратель вправе голосовать только за одного или против всех), от многомандатного всегда избираются несколько депутатов (обычно избиратель голосует за тот или иной список кандидатов от разных партий). Общегосударственный округ всегда создается при прямых выборах президента (все избиратели, где бы они ни жили, голосуют за того или иного кандидата из общего списка претендентов), а также на выборах в парламент (обычно для избрания части его депутатов по партийным спискам кандидатов (избиратель голосует за партию, то или иное избирательное объединение). Нередко для выборов одного и того же органа применяется смешанная система округов: в Венгрии часть депутатов парламента избирается по одномандатным округам, а часть — по многомандатным, в России половина депутатов Государственной Думы избирается по одномандатным округам, а половина — по единому федеральному округу (по спискам партий).

Избирательный участок — это не единица избрания, а пункт голосования. Избиратели приходят сюда, чтобы выразить свою волю, проголосовать. Здесь же производится первичный подсчет поданных голосов. Избирательный участок охватывает обычно небольшое число жителей (в России — до 3 тыс. человек, хотя в больницах, на судах, находящихся в плавании, в гористых местностях могут создаваться очень мелкие участки). Как правило, участок меньше избирательного округа, но при выборах местного органа самоуправления в небольшом населенном пункте ситуация может быть обратной: единственным участком может быть помещение, скажем, школы, а избирательными округами — улицы.

Избирательные органы — это во многих странах избирательные комиссии, в большинстве государств Латинской Америки — избирательные трибуналы (суды), избирательные советы, гражданский регистр (орган, который ведет списки избирателей), специальные чиновники по выборам (регистраторы). Во многих странах задачи избирательных комиссий могут быть возложены на другие органы (Министерство внутренних дел и его органы во Франции, должностных лиц органов местного самоуправления — шерифов графств в Великобритании). Избирательные органы составляют списки избирателей (данные для этого представляют органы местного самоуправления), ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, ведут подсчет голосов (участковые комиссии), определяют результаты выборов, выдают удостоверения об избрании. Избирательные трибуналы (вплоть до верховного) рассматривают также споры по выборам.

По общему правилу, голосовать могут только лица, включенные в список избирателей (в том числе дополнительный). Лишь в отдельных странах (Сирия и др.) нет списков избирателей, предъявляются удостоверения личности, в которых делается отметка, что избиратель проголосовал.

При составлении списков избирателей используются два способа: обязательная регистрация и необязательная. Обязанность или отсутствие обязанности относится не к избирателю, а к избирательной комиссии или чиновнику-регистратору. При необязательной регистрации комиссия (чиновник) не обязана сама установить всех избирателей на данной территории, она включает гражданина в список только по инициативе последнего (Испания, США). Если же закон предусматривает обязательную регистрацию, избирательные органы (должностные лица) обязаны установить всех избирателей, которые автоматически включаются в список (Италия, Великобритания). Порядок обязательной регистрации существует и в России. Во многих зарубежных странах лицам, включенным в список избирателей, выдается особый документ — карточка избирателя. Иногда она используется при электронном голосовании. Если лицо, включенное в список, в этот день по каким-то причинам не может проголосовать в своем избирательном участке, ему может быть выдано разовое удостоверение на право голосования или, что в России делается чаще, он может проголосовать досрочно (после окончания срока регистрации всех кандидатов). Запечатанный бюллетень вскрывается комиссией в день голосования.

Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное выдвижение кандидатов и последующая регистрация их избирательными органами начинаются с даты, указанной в акте (законе, указе) о назначении выборов. Кандидат может быть выдвинут различными способами: партиями (в США — на так называемых первичных партийных собраниях, в Египте, Австрии и др.), путем самовыдвижения (Франция), группой избирателей (2 в Канаде, 10 в Великобритании, 200 в Германии, 500 в Болгарии на выборах в парламент), путем сбора подписей избирателей, что составляет частный случай выдвижения группой избирателей. В России для выдвижения кандидата на выборах по одномандатному округу в Государственную Думу нужно собрать 5 тыс. подписей избирателей данного округа, в поддержку списка, выдвинутого по федеральному избирательному округу избирательным объединением, — 200 тыс., в поддержку кандидата на должность Президента — 1 млн.

В настоящее время в России после поправок, внесенных в законодательство в 1997 г., кандидатов также могут выдвигать не всякие, а политические объединения. Незарегистрированные и нелегальные партии от своего имени кандидатов выдвигать не вправе.

Кандидатами выдвигаются лица, обладающие пассивным избирательным правом. В некоторых странах сюда входят особые требования. В африканской стране Малави кандидаты в парламент до регистрации их должны сдать экзамен по английскому (государственному) языку, в Эстонии по Закону 1996 г. кандидаты в органы местного самоуправления сдают экзамен на эстонском языке (в него входит знание элементов истории страны и конституции).

В России и некоторых других странах законом запрещено баллотироваться на одно место одному кандидату (обязательные альтернативные выборы). В этом случае срок выдвижения кандидатур может быть продлен. В Великобритании, Индии, некоторых других странах с влиянием англосаксонского права возможно выдвижение единственной кандидатуры. После окончания срока регистрации кандидатов такое лицо объявляется избранным без голосования.

Регистрация осуществляется избирательными органами, в частности, в России проводится при этом тщательная проверка подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов). Отказ в регистрации можно обжаловать в суд. В 1995 г. Верховный Суд России рассмотрел несколько таких жалоб на выборах в Государственную Думу, в 1996 г. — на выборах Президента.

Агитация за возможных кандидатов ведется в скрытой, а часто и в открытой форме задолго до их регистрации, но официально предвыборная агитация разрешена с момента регистрации. Агитация ведется в печати, по радио, телевидению, путем расклейки афиш и в других формах, разрешенных законом. Она подвергается довольно жестким законодательным ограничениям. Их цель состоит в том, чтобы исключить давление на волю избирателей, подкуп, вмешательство государственного аппарата, должностных лиц в ход избирательной борьбы, поставить всех кандидатов в этой борьбе в равные условия. Для обеспечения «равенства шансов» закон устанавливает предел финансовых затрат на ведение избирательной кампании (в 1996 г. в России на президентских выборах «потолок» для каждого кандидата составлял 250 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных законом). Однако это правило обычно нарушается. В США Комитет содействия может пожертвовать кандидату не более 5 тыс. долл., а гражданин — не более 1 тыс. долл., но избрание одного сенатора в США обходится в 3 млн. долл., а некоторые кандидаты в Сенат затрачивали на избирательную кампанию до 26 млн. долл. Запрещаются пожертвования иностранных государств, зарубежных и международных организаций, от компаний с участием иностранного капитала, если его доля превышает 25—30%. Во многих странах предусматривается гласность сделанных крупных (в США более 200 долл.) пожертвований (публикация сведений о жертвователе).

Нередко государство выделяет равную сумму из бюджета избирательным объединениям (кандидатам) на избирательные расходы. Но в большинстве случаев сумма, предоставляемая каждой партии, зависит от числа голосов, полученных партией на предыдущих выборах в парламент (обычно не менее 2—3% общего количества поданных голосов) или избранных от партии депутатов (обычно 5 членов парламента), как в Японии, или от числа выдвинутых партией кандидатов, как во Франции. Мелким партиям, не имеющим заметного влияния среди избирателей (обычно получающим в разных странах 0,5—2% общего числа голосов), государственные субсидии не выдаются. В России равная сумма из бюджета выделяется непосредственно в избирательный фонд кандидата.

Закон устанавливает объем и виды бесплатных, за счет государства, публикаций в поддержку кандидата, предоставляет каждому одинаковое время для бесплатных выступлений по государственному и муниципальному радио и телевидению (например, во Франции для кандидатов в нижнюю палату парламента 7 мин в первом туре и 5 мин во втором). Дополнительное время должно быть оплачено кандидатом, но его тоже должны предоставлять без дискриминации, примерно в одинаковое время, удобное для зрителя (слушателя). Нередко устанавливается число и размеры афиш для каждого кандидата (Украина), места их расклейки (Япония).

Голосование.

Голосование может быть очным, когда сам избиратель заполняет бюллетень, и заочным — голосование по доверенности (Испания), по почте (Германия). В большинстве стран избиратели голосуют бюллетенями: официальными, если они изготовлены государством, неофициальными, если они изготовлены партиями по установленному государством образцу. В некоторых странах для голосования используют специальные избирательные машины (Нидерланды, США, в тех округах Индии, где наблюдается мошенничество на выборах). В отдельных странах с большим числом неграмотного населения используют урны с портретами кандидатов и специальные жетоны, которые нужно опускать в эти урны. Иногда не вычеркивают кандидатов и не ставят специальный знак против фамилии (партии), за которую голосуют, а вписывают фамилии кандидатов (партий) из списков зарегистрированных кандидатов (Сирия, Япония).

Голосование может быть обязательным и необязательным. В последнем случае, независимо от того, зарегистрировался или нет избиратель, он вправе прийти или не приходить голосовать. Никакой официальной санкции за это не предусматривается (в странах тоталитарного социализма неявка избирателя на голосование не влечет официальных санкций, но может повлечь неблагоприятные последствия на работе). Во многих странах избиратели не приходят голосовать. В демократических странах на выборах в парламент участвуют немногим более 50% избирателей, на выборах президента и больше, и меньше (в США в 1996 г. — 43%), на выборах органов местного самоуправления явка еще ниже. В России на выборах парламента в 1995 г. голосовали 65% избирателей, но на выборах представительных органов субъектов Федерации часто не удается достигнуть требуемой по закону 25%-ной явки избирателей (голосуют 20—22% зарегистрированных избирателей, в результате чего выборы признаются несостоявшимися). В последние годы многие субъекты Федерации вообще сняли всякую планку явки: выборы, как в Великобритании или Индии, признаются действительными при любом количестве голосующих. Массовое уклонение избирателей от участия в выборах называется абсентеизм. Для противодействия этому проводится широкая разъяснительная кампания, а в ряде стран установлено обязательное голосование. Участие в выборах рассматривается не только как моральный долг гражданина, но и как юридическая обязанность (Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Греция, Дания, Италия и многие другие страны). В соответствии с законом возможен штраф, налагаемый судом (в Египте около 1 долл. США, в Турции приблизительно 14 долл., в Бельгии — до 25 франков и т.д.). Самое серьезное наказание — краткое тюремное заключение применялось в Пакистане для неявившихся на президентские выборы.

После завершения голосования производится подсчет голосов и в соответствии с той или иной избирательной системой, предусмотренной законом данной страны, определяются результаты выборов: устанавливаются победители — партии (избирательные объединения) и персонально — кандидаты.

studfiles.net

Прямая и представительная демократия

Количество просмотров публикации Прямая и представительная демократия — 873

 

Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населœением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым: непосредственная демократия — это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населœения (граждан государства), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединœения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:

1) выборы — избрание депутатов или судей гражданами. В большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) всœе депутаты выборные, в ряде стран назначаются только несколько членов верхней палаты парламента. Судьи могут могут как избираться народом, так и назначаться президентом или монархом (в Российской Федерации судьи назначаются президентом). Также в разное время в разных государствах выборными могли быть выборными командующие вооружённых формирований (к примеру командиры Национальной гвардии во Франции в 1790-е годы) и различные полицейские должности. Также в выборность входит право граждан выдвигать кандидатов на выборные должности и право вносить отвод кандидатов. В данный момент в большинстве государств обсуждение кандидатов проводится на собрании выдвинувших их групп избирателœей (съездов партий, съездов общественных организаций, собраний инициативных групп), избирательные собрания на которых происходит обсуждение кандидатов в большинстве государств не созываются, созывались они во Французской Республике в 1791 — 1799 гᴦ. и в Лигурийской Республике 1797 — 1799 гᴦ.

2) народное голосование (референдум) — принятие постановлений путём голосования граждан. Данные постановления носят обязательный характер, но в последнее время в самых разных странах могут народом могут приниматься постановления не имеющие обязательный силы (консультативный референдум). В некоторых государствах низшие местные единицы могут не иметь представительного органа а управление данной местной единицей может осуществлять общее собрание её жителœей. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народ не может принимать или отклонять бюджет, вводить или отменять налоги и сборы, ратифицировать и денонсировать международные договоры, объявление войны и заключение мира, объявление амнистии. При этом в ряде государств на референдум должна быть вынесен вопрос (в Российской Федерации не может) о роспуске парламента или отзыве президента.

3) народное обсуждение — право группы избирателœей вносить предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов или разделов постановлений парламента. В данный момент большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народное обсуждение не прописано в конституции и законах.

4) народная инициатива — право группы избирателœей вносить проекты постановлений с обязательством парламента его принять, изменить, дополнить или отклонить. Частный случай народной инициативы — встречное предложение — право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума, при этом в некоторых государствах принятие такого предложения народом может влечь роспуск парламента. Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая должна быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

5) императивный мандат — право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них. В данный момент в большинстве государств народ не может отзывать отдельных депутатов, принимать обязательные наказы для отдельных депутатов, а отдельные депутаты не должны давать отчёты народу (в Российской Федерации императивный мандат не запрещён, но и не прописан).

К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум ʼʼснизуʼʼ, то есть по инициативе простых граждан — очень сильно ограничены законодательно или на практике. При этом народное голосование и народная инициатива существует в большинстве государств, однако основные политические вопросы из рассмотрения на референдуме изъяты. Императивный мандат существует в Китайской Народной Республике, Социалистической Республике Вьетнам, Народно-Демократической Республике Лаос и Корейской Народно-Демократической Республике, а также в некоторых штатах США.

Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России к основам конституционного строя:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

— ст. 3 Конституции РФ

Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителœей:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителœей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

— ст. 32 Конституции РФ

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

— Ст. 130 Конституции РФ

Порядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом.

Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делœегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть состоит в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителœей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Проявлениями представительной демократии являются:

1) принятие законов, бюджета͵ установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом; В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы должна быть ограничен (в Российской Федерации такого ограничения нет).

2) формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;

3) право законодательной инициативы — в большинстве государств принадлежит только группам из нескольких депутатов при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств (в том числе и Российской Федерации) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.

4) парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всœех слоёв населœения.

referatwork.ru

Демократия прямая и представительная — это… Что такое Демократия прямая и представительная?


Демократия прямая и представительная
— две основные формы народовластия, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Это непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через сформированные им органы государственной власти и органы местного самоуправления. Основными формами прямого народовластия являются референдум и выборы. См. Выборы, Референдум.

Референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением народовластия. Конституция Российской Федерации устанавливает наивысший авторитет решений, принятых непосредственно народом.

Формы непосредственной демократии используются как для решения общегосударственных задач — федеральные выборы и референдум Российской Федерации, так и для решения вопросов регионального и местного значения — выборы и референдумы субъектов Российской Федерации, муниципальные выборы и местные референдумы.

Выборы и референдум являются самостоятельными формами непосредственной демократии, они не могут подменять друг друга. Также нельзя говорить о приоритете одной формы над другой, поскольку Конституция Российской Федерации обе эти формы провозглашает высшим непосредственным выражением народовластия. Посредством каждой из форм непосредственной демократии решаются определенные задачи. Выборы являются способом формирования органов власти. При этом вопросы формирования состава органов государственной власти и органов местного самоуправления не могут являться предметом референдума.

Важной формой народовластия является представительная — осуществление народом власти опосредованно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. См. Выборный орган, Выборное должностное лицо. Эти органы образуются и формируются народом для повседневного осуществления власти от его имени. Способ формирования — посредством прямых свободных выборов. Контроль граждан за деятельностью органов составляют демократическую основу системы органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Представительная форма народовластия присутствует на всех уровнях. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на федеральном уровне образуются и действуют федеральные органы государственной власти (См. Федеральные органы государственной власти) — Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством учреждаются законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (См. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации). На местном уровне законодательством также предусматривается обязательность наличия выборных органов (См. Органы местного самоуправления).

Российское избирательное право: словарь-справочник. 2013.

  • Дебаты
  • Депутат

Смотреть что такое «Демократия прямая и представительная» в других словарях:

  • Прямая демократия — Демократия Ценности Законность · Равенство Свобода · Права человека …   Википедия

  • Представительная демократия — Демократия Ценности Законность · Равенство Свобода · Права человека …   Википедия

  • Демократия — У этого термина существуют и другие значения, см. Демократия (значения). Запрос «Народовластие» перенаправляется сюда; см. также другие значения …   Википедия

  • Демократия (значения) — Демократия: Демократия  вид политического устройства государства, при котором народ осуществляет законодательные и исполнительные функции власти непосредственно (прямая демократия) либо через своих представителей (представительная… …   Википедия

  • Демократия — (Democracy) Понятие демократии, возникновение и формы демократии Информация о понятии демократии, возникновение и формы демократии, развитие и принципы демократии Содержание Термин “демократия” происходит от греческого слова… …   Энциклопедия инвестора

  • Демократия в России — Герб ЦИК России …   Википедия

  • ДЕМОКРАТИЯ — (democracy) (от греческого, означающего народовластие ) в новое время такие формы правления, при которых все зрелые, взрослые члены общества либо организации составляют осуществляющую политику орган прямая демократия или представлены выбираемыми… …   Большой толковый социологический словарь

  • ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ — непосредственное участие каждого гражданина (1 человек = 1 голос) в управлении и законодательской деятельности. Демократия как форма общественной власти, признающей народ в качестве ее источника, возникла еще во времена доклассового общества, еще …   Большая актуальная политическая энциклопедия

  • Демократия в Швеции — Лагман Торгни объясняет шведскому королю Олафу необходимость согласования решений со своими подданными (1018 год) …   Википедия

  • Демократия в США — Здание Капитолия в Вашингтоне …   Википедия


suffrage.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *