Преимущества и недостатки современной рыночной экономики и административно- хозяйственной системы
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат по экономической теории
Тема реферата: Преимущества и недостатки современной рыночной экономики и административно-командной системы (сравнительный анализ)
Выполнил: студент 1-го курса
1 группа
Анисимов Илья Игоревич
Проверил: Р.Ф. Волков
2004г
Москва
План реферата:
1)Введение
2)Понятие экономической системы
3)Основные элементы экономической системы
4)Современная рыночная экономика
5)Административно-командной системы
6)Преимущества и недостатки административно-командной и современно-рыночной экономики
7)Выводы
8)Список использованной литературы
Введение
История экономики в той или иной степени связана со сменой экономических систем. Ввиду особых обстоятельств данная динамика происходит в разных странах по-разному. Это может быть связано с менталитетом людей, так как существуют индивидуалисты, ставящие перед собой цели получения прибыли всеми способами, стремящиеся к экономическому росту, богатствам. А есть категория людей, ставящие перед собой менее весомые цели, они считают, что конкуренция, частная собственная и прочие элементы, присущие рыночной экономике – это всё лишнее и ненужное, поскольку есть такое понятие как государство, способное наилучшим способом распоряжаться средствами производства и заботиться в равной степени о всех без исключения людях вне зависимости от их потребностей и возможностей. Конечно, становление той или иной экономической системы обусловлено и многими другими факторами как, например, давность традиций, идеологической мировоззрение, затуманенность идеями одного человека, обладающего большой властью, что в конечном итоге проявляется в навязывании идей рыночной или нерыночной экономики. Сравнение двух полностью противоположных систем – административно-командной и современной рыночной – позволяет взглянуть на суть проблемы еще глубже: почему государство Х выбирает один вид хозяйствования, а государство Y – другой? Кроме того, исследуя данный вопрос, можно объяснить, в чем причина того, что большинство государств переходят к смешанной экономике и в чём плюсы данной системы. Изучению темы о видах экономических систем посвящено огромное количество работ экономистов. И по сей день, не угасают споры о том, какой же всё-таки тип хозяйства лучше, находящийся в «руках» государств, как наилучшего распорядителя землей, трудом, капиталом; или же всё следует, как говорится, «пустить на самотек» рыночной экономики частным лицам и как можно меньше вмешиваться в регулирование, а может вообще следует всё поделить между государством и обществом, отдав наиболее важные отрасли государству и остальных пустить в русло саморегулирующийся рынок? На все эти вопросы нет четкого и конкретного ответа, вот именно и из-за этого я решил изучить данную тему и попытаться сделать вывод, почему же рыночная (смешанная) система, присущая большинству стран мира, олицетворяет экономический рост и прогресс тогда, как административная система олицетворяют государства «третьего мира», то есть развивающиеся.
Экономические системы и их сущность
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни общества.
Элементы экономической системы
В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование ресурсов, имеют место их потоки наряду с потоками товаров и услуг. Важные элементы любой экономической системы:
1)социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
2)организационные формы хозяйственной деятельности;
3)хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также
система стимулов и мотиваций, которым руководствуются участники хозяйственной жизни;
4)конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство,- рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) – и две нерыночные системы – традиционная и административно-командная.
Кроме того, переход бывших социалистических стран – России, других стран СНГ, стран восточной и центральной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа. Остановится на двух, интересующих на системах, современной рыночной и административно-командной и рассмотрим их характерные черты.
Современная рыночная экономика (современный капитализм)
Данная система является наиболее гибкой, так как она способна подстраиваться и приспосабливаться к внутренним изменениям и внешним условиям.
Во второй воловине прошлого столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и начала особо быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменились хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами.
В развитой рыночной экономике большие изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время развитие плановых методов связано с государственным регулированием на уровне макроэкономики.
Планомерность проявляется в виде активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объёме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потреблений на уровне макроэкономики. Прогноз рынка позволяет в определенный момент времени сокращать выпуск устаревших товаров и переходить к качественно новым видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного типа, в соответствие с общественно необходимыми затратами.
Государственные отраслевые и общенациональные программы также оказывают большое влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их соответствие изменяющимся общественным потребностям.
Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и международных программ, проведения НИОКР и приоритетных направлений НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «ЭВРИКА», «ЭСПРИТ» и другие.
Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением всё больших ресурсов как крупными
компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовка работников различных квалификаций, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.
В развитых странах с рыночной экономикой на социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 40-50% всех государственных бюджетных ассигнований. В тоже время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работы персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.
В большинстве стран современного мира переплетаются элементы разных экономических систем хозяйствования, что позволило определить в качестве самостоятельного типа экономической системы смешанную экономику.
Современная экономика развитых стран (США, страны Западной Европы и Японии) – смешанная экономика. Но страны отличаются по соотношению частного сектора и государства (правительства) в экономике. Вот почему в отличие от модели чистого капитализма, где господствует только частная собственность, современная модель капитализма – смешанный капитализм – господство частной собственности и государственного сектора.
Частный сектор в смешанной экономике развитых стран несёт на себе основную экономическую нагрузку: его доля в экономике колеблется от 60-70%. Он господствует в прибыльных секторах экономики, производит основную массу продуктов и услуг индивидуального пользования (автомобили, компьютеры, производственные и жилые дома, уголь, нефть и т.д.), то есть создаваемые материальные блага для удовлетворения безграничных потребностей, в том числе и для осуществления государственной деятельности.
При этом общество:
— возлагает на государство задачу создания широкого ассортимента так называемых общественных благ;
— поручает государству решение задач ослабления внешних эффектов частнопредпринимательской деятельности;
-доверяет государству перераспределение части ресурсов и доходов граждан и фирм;
Иными словами, в смешанной экономической системе государство берет на себя решение тех задач, которые рынки либо вообще не могут решить, либо решают не лучшим образом. При этом основная масса товаров и услуг реализуются через свободные рынки, и государство не пытается действовать на основании общеобязательного плана
Административно-командная система
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать её обобщенную характеристику.
Характерными чертами данной системы являются общественная ( а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:
1) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высший эшелон государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов.
2) государство постоянно контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.
3) государственный аппарат руководит хозяйственной деятельность с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
При чрезвычайной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех отраслях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, колхозам, совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.
Центральное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными целями и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов согласно господствующим идеологическим установкам направляется на развитие военно-промышленного комплекса.
Разделение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств, направляемых в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда.
Нежизнеспособность этой системы, её негибкость и инертность в отношении достижений НТР, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития послужили причиной социально-экономических преобразований во всех бывших социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, но полностью зависит от внутренних возможностей каждого государства.
Иными словами, при командной системе объем производства, ее структура, размеры потребления и уровень цен устанавливаются централизованно, посредством государственного планирования.
Общегосударственное планирование возможно благодаря господству общественной собственности на средства производств, создаваемые блага и услуги. Планы составляются для национальной экономики в целом, для региональных структур и отдельно взятых предприятий. Процесс составления планов включает два встречных движения: снизу вверх и сверху вниз. Первоначально планы разрабатываются первичными звеньями экономики, причём за основу берутся достижения и механизм функционирования производства прошлых лет. Эти планы передаются вышестоящим структурам, где они взаимосвязываются и в виде единого плана министерств или ведомств адресуются государственным плановым органам, где проходят корректировку и взаимосвязку и утверждаются как единый общегосударственный план социально-экономического развития, обязательный для выполнения всеми структурными звеньями экономики.
Процесс составления планов и их реализация предполагают использование инструментов рыночного механизма (цены деньги). Однако важным здесь считается то, что рыночный механизм не выступает регулятором установления народно-хозяйственных пропорций и определения уровня цен.
Плановая экономика позволяет централизованно учесть и распределить производственные ресурсы по сферам экономики и регионам страны, но не в состоянии обеспечить их рациональное использование, ибо ни один орган государственного управления не в состоянии определить запросы в ресурсах каждого производства. С учетом этого формируются общественные запросы к централизации экономической деятельности или к свободе рыночных отношений.
Рождение этой системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых была теория под названием «марскизм-ленинизм». Её разработали немецкий политический деятель К.Маркс и Ф.Энгельс, а реализовали на практике в нашей стране руководители коммунистической партии В.И.Ленин и И.С.Сталин. В соответствии с этой теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к высотам благосостояния и устранить различия в индивидуальном благосостоянии граждан путем:
— ликвидации частной собственности, передачи всех производственных ресурсов в общую совместную собственность всех граждан страны
— ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху средневековья, в так называемые социальные утопия, но её практическая реализация пришлась именно на 20век, когда возник, а затем рухнул так называемый социалистический лагерь. В период расцвета социалистического лагеря (50-80-е годы) в его странах жило более 1/3 населения земного шара, так что это, пожалуй, крупнейший экономический эксперимент, который знает история человечества. Эксперимент, который закончился неудачей, несмотря на огромные жертвы нескольких поколений этих стран.
Преимущества и недостатки административно-командной и современно-рыночной экономики
Распад социалистического лагеря в конце 80х-90х годов и переход народов этих стран к воссозданию разрушенных рыночных механизмов стали доказательствами исторической победы смешанной системы. В чем же состоит преимущества смешанной системы над системой плановой? Для ответа на этот вопрос сравним, как эти системы решают главные проблемы экономики: ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ, КАК ПРОИЗВОДИТЬ, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ.
Административно-командная система. При ней ответы на главные вопросы экономики должны даваться на основе директивного народнохозяйственного плана, разрабатываемого центральными органами управления государством.
Директивный народнохозяйственный план — способ распределения ограниченных ресурсов на основе заданий по производству и распределению продукций и услуг, обязательных для исполнения всеми предприятиями страны.
Сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в масштабах предприятия или фирмы, когда план:
— составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за успех выполнения плана;
— реализуется в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделке и согласования с ними цены продажи;
-проверяется спросом покупателей, и когда вся существующая экономическая информация собирается и осмысливается именно тем, кто принимает решения и отвечает за них.
Планирование в масштабах страны порой бывает полезным в условиях
военного времени, когда обычные экономические законы отступают в тень ради защиты страны от внешнего врага. В мирное время использование планов менее эффективное, особенно, если государство превращает план не в рекомендацию, а пытается добиться его неукоснительного исполнения, заставляя люде строго действовать в соответствии с плановыми заданиями.
Жизнь показала, что попытка добиться строгого выполнения единого плана для целой страны, как правило, ведет к негативным последствиям:
— снижение личной заинтересованности людей в сфере экономики, низкая продуктивность и качество труда. Дело в том, что государство запретив частую собственность, запретило и частную инициативу. Жесткое регулирование заработной платы не придает работникам стимула. В СССР не любили изобретателей и рационализаторов – их деятельность вела к росту производительности труда, и поначалу они лично стати получать намного больше остальных работников. Но государство тут же корректировало нормы выработки, повышая объём продукции, которую должен был изготовить каждый работник, а не только рационализатор. В итоге зарплата вновь выравнивалась на прежний уровень, но теперь за те же день приходилось работать куда интенсивнее;
-запаздывание с принятием решений в сфере экономики. Ни один директор фабрики или магазина в социалистической стране не волен самостоятельно изменить структуру выпуска или продажи либо их цены – даже если видит, что это необходимо. Такие решения могли принимать только высшие органы управления экономикой. Естественно, что в таких условиях решения всегда принимались очень медленно;
— ослабление восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу. Государственные предприятия в командной экономике не заинтересованы в использовании разработок ученых и конструкторов – ведь планы гарантировали сбыт их продукции, и тратить время, усилия и нервы на освоение новых технологий и товаров было незачем;
— подавление свобод граждан и гибель демократии (идея государства: «план превыше всего»). Неэффективность экономики порождает недовольство граждан низким уровнем своей жизни. Чтобы это недовольство не выливалось в открытый протест, создается система запугивания и террора против тех, кого запугать. В СССР во время правления Сталина миллионы людей отправлялись в сталинские концлагеря от придуманных обвинениям, а многих вообще расстреливали. Так в 1962 в Новочеркасске была стихийная демонстрация горожан по поводу повышения уровня цен на мясо, их всех расстреляли прямо напротив здания горкома КПСС – погибли более 100 человек, в том числе и дети.
Всё это привело к тому, что даже такая богатая природными и людскими ресурсами страна, как Россия, к началу 21века пришла с уровнем жизни граждан куда более низким, чем в Европе.
Почему же социализм так жестоко обманул ожидания многих народов? Дело в том, что командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частной собственности. Но если никто ничем не владеет, если все средства производства объявляются общенародной собственностью, а реально ими подвластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечёт очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсами, насколько результат их труда действительно нужен обществу.
Куда важнее становятся другие категории:
А) для предприятий – степень повышения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это директоров предприятий награждали орденами и назначали министрами. И неважно, что эти товары могли быть совсем не интересны для покупателей, которые — будь у них свобода выбора – предпочли бы совершенно иные блага. Покупатель вынужден был, в конце концов, покупать, скажем, уродливый мебельный гарнитур или плохой станок.
Б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяет наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель и тд).
В результате в странах с административно-командной системой:
— даже элементарное благо стало дефицитом. Привычной картиной того времени в СССР были так называемые «парашютисты», то есть жители малых населенных пунктов, которые приезжали в крупные города за покупками с большими рюкзаками;
— массы предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная категория, как «планово-убыточные предприятия». При этом работники этих предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;
— самой большой удачей для граждан и предприятий было достать какой-нибудь импортный товар;
Вот почему в начале 90-х годов плановые развития СССР и стран Восточной Европы оказались весьма неутешительными. Подавляющее большинство производимой продукции этих стран было не только низкого качества и устаревшей конкуренции, но и производилось с непомерно высокими затратами. Продукция не пользовалась спросом не на внутреннем, не на мировом рынке. Новейшие технологии, например непрерывная разливка стали, которые были созданы советскими учеными и могли улучшить ситуацию, десятилетиями не использовались, тогда как в государствах с рыночной экономикой их осваивали очень быстро и огромных масштабах. Особенно явно слабости административно-командной системы проявились при решении вопроса, ДЛЯ кого производить блага, то есть, как распределять ограниченный объём этих благ между гражданами. Начав с реализации идей утопистов об уравнительного распределении, плановая экономика пришла в конце концов к тому, что главными критериями распределения стали послушность власти и служебное положение. Подавляющая часть населения должна была «выслуживать» дефицитные блага годами послушного труда, независимо от производительности и реальной полезности этого труда. Так, для получения талона на право покупки мебели нужно было отработать без конфликтов 5 лет, а талон на покупку легкового автомобиля или ордена на квартиру – 15-20 лет. Таким образом, страны с плановой экономикой полностью проиграли экономическое соревнование странам со смешанно-рыночной экономикой.
Современная рыночная экономика. В условиях рыночного хозяйства ответы на главные экономические вопросы даются с помощью одного-единственного механизма – цен, формирующихся на рынках ресурсов и товаров (услуг). Именно цены подают сигнал покупателю – что выгодно покупать, а производителю – что выгодно изготовлять для продажи. Именно цены подсказывают производителю, какой способ изготовления стоит избрать, а всем действующим лицам экономики – какую часть своих ресурсов потратить сегодня, а какую зарезервировать на будущее.
Естественно, цены могут играть роль таких универсальных сигналов лишь при определенных условиях своего формирования и в определенной экономической среде.
Отметим, что использование механизма рыночных цен для решения главных проблем экономики возможно потому, что поведение людей в сфере хозяйственной деятельности обладает тремя особенностями:
— люди стремятся к выгоде
— люди обычно действуют рационально, то есть ищут способы действий, обеспечивающих получение наибольшей прибыли
-люди склоны к обмены благами ради увеличения своей выгоды.
Рынок создает наилучшие возможности для деятельности людей на основе такой логики в силу своей природы: получить нужные блага можно, только предложив в обмен нечто желанное для других.
Иными словами, рынок заставляет каждого думать об интересах других: иначе его товар может оказаться ненужным и вместо выгоды получаться одни убытки. Каждый день и продавцы, и покупатели ищут лучшие варианты компромисса и рождаются рыночные цены.
К сожалению, рынок как механизм распределения ограниченных ресурсов при производстве экономических благ тоже не безупречен – он вовсе не обеспечивает идеального решения всех проблем. Вот почему во всем мире постоянно идет поиск способов совершенствования рыночных механизмов. Даже в тех странах, которые избежали социалистических революций и последующих экспериментов с планированием, рынок конца 20в сильно отличается от способов хозяйствования начала века.
И все же, как ни упорядочена, как ни регулируема государством экономическая жизнь в развитых странах мира, её основой остаются все те же три элемента: частная собственность, частная инициатива и рыночное распределение ограниченных ресурсов. Именно на рынках проверяется правильность хозяйственных решений производителей товаров и их право на получение прибыли как вознаграждения за свои усилия. Механизмом формирования такой оценки является сопоставление затрат на производство товаров и рыночных цен, по которых реально их можно продавать.
Выводы
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы в очередное раз отметить, что сменная система, присущая большинству современных стран, является наиболее прогрессивной формой хозяйствования, поскольку, не исключая частной собственности на средства производства, оставляет решение наиболее важных задач государству. И как показывает практика, именно эти государства достигают больших показателей экономического роста и жизни людей. Административно-командная система из-за планирования и общественной, а фактически государственной собственности приводит к застою во всех сферах хозяйственной деятельности. Таким образом, на мой взгляд, смешанная экономика – наиболее динамичная форма, командная экономика – это экономика «прошлого», печальный исторический опыт которой нельзя забывать.
Список использованной литературы:
1) Экономическая теория. Булатов
2) Введение в экономику и бизнес. Липцис
3) Основы экономики. Носова
4) Экономическая теория. Базылев
Теги: Преимущества и недостатки современной рыночной экономики и административно- хозяйственной системы Другое Финансы, деньги, кредит
dodiplom.ru
2.2 Преимущества и недостатки плановой экономики. Сравнительная характеристика административно-командной и рыночной систем экономики
Похожие главы из других работ:
Административно-командная экономическая система
2.1. Преимущества и недостатки рыночной экономики
Рыночная экономика — хозяйство, в котором господствует частная форма собственности…
Административно-командная экономическая система
2.2. Преимущества плановой экономики
Дав определение административно-командной экономической системе (см. п. 1.1.), необходимо охарактеризовать её основные преимущества над наиболее важной альтернативной ей системе — рыночной экономикой [13, 14]. Несмотря на то…
Виды лизинга и его особенности как способ инвестирования в Республике Беларусь
1.4 Преимущества и недостатки лизинга
Лизинговая операция, как экономическая форма деятельности, имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны (экономической), сочетает в себе элементы кредита, аренды и инвестиций…
Влияние дедолларизации российской экономики на развитие предприятий малого бизнеса
2.1 Преимущества и недостатки процесса дедолларизации российской экономики
Постепенная дедолларизация означает позитивные изменения экономики России…
Значение капитальных вложений в деятельности предприятия
1.3 Преимущества и недостатки лизинга
Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгод всем участникам договорных отношений. Преимущества лизинга для лизингополучателей: 1…
Лизинг в России
1.2 Преимущества и недостатки лизинга
Финансовая аренда (лизинг) является важным источником долгосрочного и среднесрочного финансирования для предприятий во многих странах, независимо от их величины или уровня развития…
Лизинг как вид аренды основных фондов
2.2 Преимущества и недостатки лизинга
Общие преимущества лизинга заключены в том…
Лизинг. Основные положения и роль в современной экономике
2.2 Преимущества и недостатки лизинга
Лизинг имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами финансирования. Вот перечень тех видимых преимуществ, описанных в литературе, которые могут получить субъекты лизинговых отношений…
Основные черты и сущность плановой экономики
1.4 Преимущества плановой экономики
Не смотря на весомые недостатки, нельзя сказать, что плановая экономика вообще не имеет преимуществ перед рыночной. Не будь этого, известное государство с плановой системой не могло бы существовать много десятилетий на планете…
Основные черты и сущность плановой экономики
1.5 Недостатки плановой экономики
Попытка добиться строгого выполнения единого директивного плана для целой страны, как правило, ведет к таким негативным последствиям как: § Запаздывание с принятием решений в сфере экономики…
Преимущества и недостатки приватизации
3. Преимущества и недостатки приватизации
С разных точек зрения приватизация как одна из значимых реформ в законодательстве страны имеет свои положительные и отрицательные качества. Существует множество проблем, которые проявились в ходе приватизации: 1…
Преимущества и недостатки рыночного механизма хозяйствования
1.3 Преимущества и недостатки рынка
Преимущества рынка. В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя…
Проблемы оптимального соотношения рынка и государства
1.1 Сущность рыночной экономики. Ее преимущества и недостатки
Рыночная экономика является самой распространенной экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХI вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. Необходимость перехода к рыночной экономике объясняется тем…
Развитие малого бизнеса на основе франчайзинга
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга
Преимущества франчайзинга Преимущества для франчайзера Для франчайзера приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объём продаж своей продукции…
Рыночная экономика: необходимость, сущность, преимущество и недостатки
Глава 4. Преимущества и недостатки рыночной экономики
Определим достоинства рынка, к которым можно отнести следующие: Эффективное распределение ресурсов на производство необходимых обществу товаров. Рынок выполняет распределительную функцию…
econ.bobrodobro.ru
Тема 2. Теория экономических систем и их моделей
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 50Следующая ⇒
2.1 Типы экономических систем: традиционная экономика и рыночная экономика – характеристика, преимущества и недостатки
2.2 Типы экономических систем: административно-командная экономика и смешанная экономика – характеристика, преимущества и недостатки
2.3 Модели экономических систем: американская, шведская, японская — характеристика, преимущества и недостатки
2.4 Модели экономических систем: китайская, российская модель переходного периода (90-е гг. ХХ века), российская модель периода относительной стабилизации (2000-е гг.) — характеристика, преимущества и недостатки
2.5 Основные экономические проблемы общества: Что производить? Как производить? Для кого производить? – сущность и методы их решения в рамках каждой экономической системы – традиционной, рыночной, административно-командной и смешанной
2.6 Сущность, основные черты переходной экономики России (1990-е гг.). Позитивные и негативные результаты развития экономической системы РФ переходного периода.
Типы экономических систем: традиционная экономика и рыночная экономика – характеристика, преимущества и недостатки
В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные– рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) идве нерыночные систем– традиционная и административно-командная.
Традиционная экономика– это тип экономической системы, в которой научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. он вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.
Основными чертами традиционной экономики являются:
1. Основой экономики являются частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев.
2. Крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов.
3. Общинное ведение хозяйства.
4. Натуральный обмен товарами.
5. Преобладание ручного труда.
6. Неразвитость денежно-кредитных отношений.
Рыночная экономика– это тип экономической системы, которая основана на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща тем социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.
Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной. Основные характеристики рыночной экономики:
1) основой экономики является частная собственность на средства производства;
2) многообразие форм хозяйствования;
3) наличие механизма свободной конкуренции;
4) рыночный механизм ценообразования;
5) саморегулирование рыночной экономики;
6) договорные отношения между хозяйствующими субъектами;
7) минимум вмешательства государства в экономику.
Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась вXVIIIв., но значительная часть её элементов вошли в современную рыночную экономику. Основными чертами рыночной экономики свободной конкуренции являются следующие:
o частная собственность на экономические ресурсы;
o рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;
o большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.
Современная рыночная экономика (современный капитализм)оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Её основными чертами являются:
o многообразие форм собственности;
o развитие научно-технического прогресса;
o активное воздействие государства на развитие национальной экономики.
Типы экономических систем: административно-командная экономика и смешанная экономика – характеристика, преимущества и недостатки
Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика)– это тип экономической системы, в которой основные экономические решения принимаются государством, «берущим» на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства.
Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.
Основными чертами административно-командной экономики являются:
1. основой экономики является государственная собственность;
2. абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;
3. жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;
4. существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства;
5. активно используется концентрация производства для достижения стратегических целей и других передовых позиций;
6. социальные стабильность и справедливость;
7. устойчива в критические периоды развития общества (война, природная или техногенная катастрофа и т.п.).
Смешанная экономикаорганически соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.
Смешанная экономика– тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер, ее основу составляет частная собственность, которая взаимодействует с государственной собственностью (20 – 25%).
Основными чертами смешанной экономики являются:
1. основой экономической системы является взаимодействие частной и общественной форм собственности;
2. многообразие форм хозяйствования;
3. функция производства «возложена» на частный бизнес, а процесс реализации – и на государственные (муниципальные) и частные предприятия;
4. высокий уровень налоговых ставок;
5. высокий уровень пособий гражданам и субсидий и дотаций предприятиям;
6. достаточно высокое развитие предприятий социальной сферы.
На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения).
Смешанная экономика – это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.
Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, например, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь в значительно меньшей степени, чем в других странах, так размер государственной собственности невелик. Главная позиция в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому в значительно меньшей степени, чем в Европе, распространены здесь смешанные предприятия. Тем не менее, в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов.
Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
2. Командная экономика достоинства и недостатки. Рыночная экономика
Похожие главы из других работ:
Виды экономических систем
2.2 Административно-командная (плановая) экономика
Административно-командная система (плановая экономика) — это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность…
Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в его функционировании
1.3 Достоинства и недостатки рыночной экономики
предпринимательство государство бизнес безработица Необходимость вмешательства государства в экономику Адам Смит, а также многие видные экономисты XIX и начала ХХ веков (Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.) полагали…
Доходный подход в оценке нематериальных активов и объекта интеллектуальной собственности
1.4 Достоинства и недостатки доходного подхода
Достоинство доходного подхода в том, что он универсален, теоретически обоснован и позволяет определить именно ту стоимость актива (рыночную, инвестиционную и т.п.)…
Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике
3 Достоинства и недостатки экономического кластера
…
Координация выбора в различных хозяйственных системах
ГЛАВА 1. РЫНОЧНАЯ И КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
…
Международное разделение труда в банковском бизнесе
3. Оффшоринг: достоинства и недостатки.
Следует отметить, что оффшоринг, в сущности, был знаком американским банкам и компаниям: десятилетиями промышленные компании США переводили часть своего производства за рубеж, в основном, в Мексику или Китай…
Монополистическая конкуренция
3. Достоинства и недостатки монополистической конкуренции
Есть динамическая и статическая теории монополистической конкуренции и монополии…
Основные характеристики государственного монополизма в Российской Федерации
2.2 Достоинства и недостатки государственного монополизма в РФ
Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой в монополистических отношений в нашей экономике. Монополистическая структура экономики России…
Особенности меркантилизма в России
2.2 Достоинства и недостатки меркантилизма в России
Еще в последней трети XV в. возник «меркантилизм» (от фр. «mercantilisme» — «торговец», «купец») как Первая школа политической экономии. Это учение отражало интересы торговой буржуазии в период первичного накопления капитала…
Рынки электроэнергии и регулирование: анализ подходов к организации электроснабжения
2.2 Недостатки и достоинства регулирования
электроэнергия товар регулирование рынок Регулирование является альтернативой конкурентному ценообразованию и, в идеале…
Система национальных счетов и межотраслевой баланс Леонтьева
3.1 Достоинства и недостатки СНС
1. Одним из основных достоинств СНС, является единство системы статистических показателей экономической деятельности и ее результатов, теоретических и методологических основ их расчета…
Фискальная политика как инструмент макроэкономики
1.3 Достоинства и недостатки фискальной политики
К достоинствам фискальной политики следует отнести: · Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска…
Фискальная политика Российского государства
1.4 Достоинства и недостатки фискальной политики
Подводя итог, можно выделить достоинства и недостатки фискальной политики. К достоинствам следует отнести: 1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики…
Экономическая теория и практика
9.2 Достоинства и недостатки рынка
Рынок как эффективный механизм координации экономической системы характеризуется тем, что через механизм цен: 1) приводит в соответствие спрос и предложение; 2) эффективно распределяет ресурсы в соответствии с потребностями…
Экономические системы общества
2.2 Командная экономика
Эта система образуется в результате тотального доминирования сферы — процесса распределения над сферой — процессом обмена, когда взаимодействие между производством и потреблением опосредуется главным образом распределением…
econ.bobrodobro.ru