Преимущества и недостатки командной экономики – — . —

Содержание

Преимущества и недостатки современной рыночной экономики и административно- хозяйственной системы

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ  ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

Реферат по экономической теории

Тема реферата: Преимущества и недостатки современной рыночной экономики и административно-командной системы (сравнительный анализ)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1-го курса

1 группа

Анисимов Илья Игоревич

Проверил: Р.Ф. Волков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2004г

Москва

 

 

 

План реферата:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Введение             

 

 

2)Понятие экономической системы

 

 

3)Основные элементы экономической системы

 

 

4)Современная рыночная экономика

 

 

5)Административно-командной системы

 

 

6)Преимущества и недостатки административно-командной и современно-рыночной экономики

 

 

7)Выводы

 

 

8)Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История экономики в той или иной степени связана со сменой экономических систем. Ввиду особых обстоятельств данная динамика происходит в разных странах по-разному. Это может быть связано с менталитетом людей, так как существуют индивидуалисты, ставящие перед собой цели получения прибыли всеми способами, стремящиеся к экономическому росту, богатствам. А есть категория людей, ставящие перед собой менее весомые цели, они считают, что конкуренция, частная собственная и прочие элементы, присущие рыночной экономике – это всё лишнее и ненужное, поскольку есть такое понятие как государство, способное наилучшим способом распоряжаться средствами производства и заботиться в равной степени о всех без исключения людях вне зависимости от их потребностей и возможностей. Конечно, становление той или иной экономической системы обусловлено и многими другими факторами как, например,  давность традиций, идеологической мировоззрение, затуманенность идеями  одного человека, обладающего большой властью, что в конечном итоге проявляется в навязывании идей рыночной или нерыночной экономики. Сравнение двух полностью противоположных систем – административно-командной и   современной рыночной – позволяет взглянуть на суть проблемы еще глубже: почему государство Х выбирает один вид хозяйствования, а государство Y – другой? Кроме того, исследуя данный вопрос, можно объяснить, в чем причина того, что большинство государств переходят к смешанной экономике и в чём плюсы данной системы. Изучению темы о видах экономических систем посвящено огромное количество работ экономистов. И по сей день, не угасают споры о том, какой же всё-таки тип хозяйства лучше, находящийся в «руках» государств, как наилучшего распорядителя землей, трудом, капиталом; или же всё следует, как говорится, «пустить на самотек» рыночной экономики частным лицам и как можно меньше вмешиваться в регулирование, а может вообще следует всё поделить между государством и обществом, отдав наиболее важные отрасли государству и остальных пустить в  русло саморегулирующийся рынок? На все эти вопросы нет четкого и конкретного ответа, вот именно и из-за этого я решил изучить данную тему и попытаться сделать вывод, почему же рыночная (смешанная) система, присущая  большинству стран мира, олицетворяет  экономический рост и прогресс тогда, как административная система олицетворяют государства «третьего мира», то есть развивающиеся.          

 

 

 

Экономические системы и их сущность

 

 

 

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни общества.  

 

 

Элементы экономической системы

 

 

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование ресурсов, имеют место их потоки наряду с потоками товаров и услуг. Важные элементы любой экономической системы:

1)социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

2)организационные формы хозяйственной деятельности;

3)хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также

система стимулов и мотиваций, которым руководствуются участники хозяйственной жизни;

4)конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

 

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство,- рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) – и две нерыночные системы – традиционная и административно-командная.

Кроме того, переход бывших социалистических стран – России, других стран СНГ, стран восточной и центральной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа. Остановится на двух, интересующих на системах, современной рыночной и административно-командной и рассмотрим их характерные  черты.

 

 

Современная рыночная экономика (современный капитализм)

 

 

Данная система является наиболее гибкой, так как она способна подстраиваться и приспосабливаться к  внутренним изменениям и внешним условиям.

Во второй воловине прошлого столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и начала особо быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало активнее  воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменились хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами.

В развитой рыночной экономике большие изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления.  В то же время развитие плановых методов связано с государственным регулированием на уровне макроэкономики.

            Планомерность проявляется в виде активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объёме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потреблений на уровне макроэкономики. Прогноз рынка позволяет в определенный момент времени сокращать выпуск устаревших товаров и переходить к качественно новым  видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного типа, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

            Государственные отраслевые и общенациональные программы также оказывают большое влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их  соответствие изменяющимся общественным потребностям.

            Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных  и международных программ, проведения НИОКР и приоритетных направлений НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «ЭВРИКА», «ЭСПРИТ» и другие.

            Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением всё больших ресурсов как крупными

компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовка работников различных квалификаций, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

            В развитых странах с рыночной экономикой на социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 40-50% всех государственных бюджетных ассигнований. В тоже время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работы персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени  и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.

 

В большинстве стран современного мира переплетаются элементы разных экономических систем хозяйствования, что позволило определить в качестве самостоятельного типа экономической системы смешанную экономику.

 

Современная экономика развитых стран (США, страны Западной Европы и Японии) – смешанная экономика. Но страны отличаются по соотношению частного сектора и государства (правительства) в экономике. Вот почему в отличие от модели чистого капитализма, где господствует только частная собственность, современная модель капитализма – смешанный капитализм – господство частной собственности и государственного сектора.

            Частный сектор в смешанной экономике развитых стран несёт на себе основную экономическую нагрузку: его доля в экономике колеблется от 60-70%. Он господствует в прибыльных секторах экономики, производит основную массу продуктов и услуг индивидуального пользования (автомобили, компьютеры, производственные и жилые дома, уголь, нефть и т.д.), то есть создаваемые материальные блага для удовлетворения безграничных потребностей, в том числе и для осуществления государственной деятельности.

            При этом общество:

— возлагает на государство задачу создания широкого ассортимента так называемых общественных благ;

— поручает государству решение задач ослабления внешних эффектов частнопредпринимательской деятельности;

-доверяет государству перераспределение части ресурсов и доходов граждан и фирм;

Иными словами, в смешанной экономической системе государство берет на себя решение тех задач, которые рынки либо вообще не могут решить, либо решают не лучшим образом. При этом основная масса товаров и услуг реализуются через свободные рынки,  и государство не пытается действовать на основании общеобязательного плана   

 

 

Административно-командная система

 

 

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать её обобщенную характеристику.

            Характерными чертами данной системы являются общественная ( а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

            Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

1) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высший эшелон государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов.

2)  государство постоянно контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

3)  государственный аппарат руководит хозяйственной деятельность с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

 

При чрезвычайной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело  в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех отраслях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения  сбалансированности народного хозяйства.

            В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, колхозам, совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

            Центральное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными целями и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов согласно господствующим идеологическим установкам направляется на развитие военно-промышленного комплекса.

            Разделение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами  посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств, направляемых в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда.

            Нежизнеспособность этой системы, её негибкость и инертность в  отношении достижений НТР, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития послужили причиной социально-экономических преобразований  во всех бывших социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, но полностью зависит от внутренних возможностей каждого государства.

             Иными словами, при командной системе объем производства, ее структура, размеры потребления и уровень цен устанавливаются централизованно, посредством государственного планирования.

            Общегосударственное планирование возможно благодаря господству общественной собственности на средства производств, создаваемые блага и услуги. Планы составляются для национальной экономики в целом, для региональных структур и отдельно взятых предприятий. Процесс составления планов включает два встречных движения: снизу вверх и сверху вниз. Первоначально планы разрабатываются первичными звеньями экономики, причём за основу берутся достижения и механизм функционирования производства прошлых лет. Эти планы передаются вышестоящим структурам, где они взаимосвязываются и в виде единого плана министерств или ведомств адресуются государственным плановым органам, где проходят корректировку и взаимосвязку и утверждаются как единый общегосударственный план социально-экономического развития, обязательный для выполнения всеми структурными звеньями экономики.

            Процесс составления планов и их реализация предполагают использование инструментов рыночного механизма (цены деньги). Однако важным здесь  считается то, что рыночный механизм не выступает регулятором установления народно-хозяйственных пропорций и определения уровня цен.

            Плановая экономика позволяет централизованно учесть и распределить производственные ресурсы по сферам экономики и регионам страны, но не в состоянии обеспечить их рациональное использование, ибо ни один орган государственного управления не в состоянии определить запросы в ресурсах каждого производства. С учетом этого формируются общественные запросы к централизации экономической деятельности или к свободе рыночных отношений.  

Рождение этой системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых была теория под названием «марскизм-ленинизм». Её разработали немецкий политический деятель К.Маркс и Ф.Энгельс, а реализовали на практике в нашей стране руководители коммунистической партии В.И.Ленин и И.С.Сталин. В соответствии с этой теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к высотам благосостояния и устранить различия в индивидуальном благосостоянии граждан путем:

— ликвидации частной собственности, передачи всех производственных ресурсов в общую совместную собственность всех граждан страны

— ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху средневековья, в так называемые социальные утопия, но её практическая реализация пришлась именно на 20век, когда возник, а затем рухнул так называемый социалистический лагерь. В период расцвета социалистического лагеря (50-80-е годы) в его странах жило более 1/3 населения земного шара, так что это, пожалуй, крупнейший экономический эксперимент, который знает история человечества. Эксперимент, который закончился неудачей, несмотря на огромные жертвы нескольких поколений этих стран.

 

 

Преимущества и недостатки административно-командной и современно-рыночной экономики

 

 

Распад социалистического лагеря в конце  80х-90х годов и переход народов этих стран к воссозданию разрушенных рыночных механизмов  стали доказательствами исторической победы смешанной системы. В чем же состоит преимущества смешанной системы над системой плановой? Для ответа на этот вопрос сравним, как эти системы решают главные проблемы экономики: ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ, КАК ПРОИЗВОДИТЬ, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ.

            Административно-командная система. При ней ответы на главные вопросы экономики должны даваться на основе директивного народнохозяйственного плана, разрабатываемого центральными органами управления государством.

            Директивный народнохозяйственный план — способ распределения ограниченных ресурсов на основе заданий по производству и распределению продукций и услуг, обязательных для исполнения всеми предприятиями страны.

            Сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в масштабах предприятия или фирмы, когда план:

— составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за успех выполнения плана;

— реализуется в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделке и согласования с ними цены продажи;

-проверяется спросом покупателей, и когда вся существующая экономическая информация собирается и осмысливается именно тем,  кто принимает решения и отвечает за них.

            Планирование в масштабах  страны порой бывает полезным в условиях

военного времени, когда обычные экономические законы отступают в тень ради защиты страны от внешнего врага. В мирное время использование планов менее эффективное, особенно, если государство превращает план не в рекомендацию, а пытается добиться его неукоснительного исполнения, заставляя люде строго действовать в соответствии с плановыми заданиями.  

            Жизнь показала, что попытка добиться строгого выполнения единого плана для целой страны, как правило, ведет к негативным последствиям:

— снижение личной заинтересованности людей в сфере экономики, низкая продуктивность и качество труда. Дело в том, что государство запретив частую собственность, запретило и частную инициативу. Жесткое регулирование заработной платы не придает работникам стимула. В СССР не любили изобретателей и рационализаторов – их деятельность вела к росту производительности труда, и поначалу они лично стати получать намного больше остальных работников. Но государство тут же корректировало нормы выработки, повышая объём  продукции, которую должен был изготовить каждый работник, а не только рационализатор. В итоге зарплата вновь выравнивалась на прежний уровень, но теперь за те же день приходилось работать куда интенсивнее;

-запаздывание с принятием решений в сфере экономики. Ни один директор фабрики или магазина в социалистической стране не волен самостоятельно изменить структуру выпуска или продажи либо их цены – даже если видит, что это необходимо. Такие решения могли принимать только высшие органы управления экономикой. Естественно, что в таких условиях решения всегда принимались очень медленно;

— ослабление восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу. Государственные предприятия в командной экономике не заинтересованы в использовании разработок ученых и конструкторов – ведь планы гарантировали сбыт их продукции, и тратить время, усилия и нервы на освоение новых технологий  и товаров было незачем;

— подавление свобод граждан и гибель демократии (идея государства: «план превыше всего»). Неэффективность экономики порождает недовольство граждан низким уровнем своей жизни. Чтобы это недовольство не выливалось в открытый протест, создается система запугивания и террора против тех, кого запугать. В  СССР во время правления Сталина миллионы людей отправлялись в сталинские концлагеря от придуманных обвинениям, а многих вообще расстреливали. Так в 1962 в  Новочеркасске была стихийная демонстрация горожан по поводу повышения уровня цен на мясо, их всех расстреляли прямо напротив здания горкома КПСС – погибли более 100 человек, в том числе и дети.  

            Всё это привело к тому, что даже такая богатая природными и людскими ресурсами страна, как Россия, к началу 21века пришла с уровнем жизни граждан куда более низким, чем в Европе.

            Почему же социализм так жестоко обманул ожидания многих народов? Дело в том, что командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частной собственности. Но если никто ничем не владеет, если все средства производства объявляются общенародной собственностью, а реально ими подвластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечёт очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсами, насколько результат их труда действительно нужен обществу.

            Куда важнее становятся другие категории:

А) для предприятий – степень повышения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это директоров предприятий награждали орденами и назначали министрами. И неважно, что эти товары могли быть совсем не интересны для покупателей, которые — будь у них свобода выбора – предпочли бы совершенно иные блага. Покупатель вынужден был, в конце концов, покупать, скажем, уродливый мебельный гарнитур или плохой станок.

Б)  для людей  — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяет наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель и тд).

            В результате в странах с административно-командной системой:

— даже элементарное благо стало дефицитом. Привычной картиной того времени в СССР были так называемые «парашютисты», то есть жители малых населенных пунктов, которые приезжали в крупные города за покупками с большими рюкзаками;

— массы предприятий постоянно  несли убытки, и даже существовала такая поразительная категория, как «планово-убыточные предприятия». При этом работники этих предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

— самой большой удачей для граждан и предприятий было достать какой-нибудь импортный товар;

            Вот почему в начале 90-х годов плановые развития СССР и стран Восточной Европы оказались весьма неутешительными. Подавляющее большинство производимой продукции этих стран было не только низкого качества и устаревшей конкуренции, но и производилось с непомерно высокими затратами. Продукция не пользовалась спросом не на внутреннем, не на мировом рынке. Новейшие технологии, например непрерывная разливка стали, которые были созданы советскими учеными и могли улучшить ситуацию, десятилетиями не использовались, тогда как в государствах с рыночной экономикой их осваивали очень быстро и  огромных масштабах. Особенно явно слабости административно-командной системы проявились при решении вопроса, ДЛЯ кого производить блага, то есть, как распределять ограниченный объём этих благ между гражданами. Начав с реализации идей утопистов об уравнительного распределении, плановая экономика пришла в конце концов к тому, что главными критериями распределения стали послушность власти и служебное положение. Подавляющая часть населения должна была «выслуживать» дефицитные блага годами послушного труда, независимо от производительности и реальной полезности этого труда. Так, для получения талона на право покупки мебели нужно было отработать без конфликтов 5 лет, а талон на покупку легкового автомобиля или ордена на квартиру – 15-20 лет. Таким образом, страны с плановой экономикой полностью проиграли экономическое соревнование странам со смешанно-рыночной экономикой.

            Современная рыночная экономика. В условиях рыночного хозяйства ответы на главные экономические вопросы даются с помощью одного-единственного механизма – цен, формирующихся на рынках ресурсов и товаров (услуг). Именно цены подают сигнал покупателю – что выгодно покупать, а производителю – что выгодно изготовлять для продажи. Именно цены подсказывают производителю, какой способ изготовления стоит избрать, а всем действующим лицам экономики – какую часть своих ресурсов потратить сегодня, а какую зарезервировать на будущее.

            Естественно, цены могут играть роль таких универсальных сигналов лишь при определенных условиях своего формирования и в определенной экономической среде.

            Отметим, что использование механизма рыночных цен для решения главных проблем экономики возможно потому, что поведение людей в сфере хозяйственной деятельности обладает тремя особенностями:

— люди стремятся к выгоде

— люди обычно действуют рационально, то есть ищут способы действий, обеспечивающих получение наибольшей прибыли

-люди склоны к обмены благами ради увеличения своей выгоды.

            Рынок создает наилучшие возможности для деятельности людей на основе такой логики в силу своей природы: получить нужные блага можно, только предложив в обмен нечто желанное для других.

            Иными словами, рынок заставляет каждого думать об интересах других: иначе его товар может оказаться ненужным и вместо выгоды получаться одни убытки. Каждый день и продавцы, и покупатели ищут лучшие варианты компромисса и рождаются рыночные цены.

            К сожалению, рынок как механизм распределения ограниченных ресурсов при производстве экономических благ тоже не безупречен – он вовсе не обеспечивает идеального решения всех проблем. Вот почему во всем мире постоянно идет поиск способов совершенствования рыночных механизмов. Даже в тех странах, которые избежали социалистических революций и последующих экспериментов с планированием, рынок конца 20в сильно отличается от способов хозяйствования начала века.

            И все же, как ни упорядочена, как ни регулируема государством экономическая жизнь в развитых  странах мира, её основой остаются все те же три элемента: частная собственность, частная инициатива  и рыночное распределение ограниченных ресурсов. Именно на рынках проверяется правильность хозяйственных решений производителей товаров и их право на получение прибыли как вознаграждения за свои усилия. Механизмом формирования такой оценки является сопоставление затрат на производство товаров и рыночных цен, по которых реально их можно продавать.

 

 

Выводы

 

 

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы в очередное раз отметить, что сменная система, присущая большинству современных стран, является наиболее прогрессивной формой хозяйствования, поскольку, не исключая частной собственности на средства производства, оставляет решение наиболее важных задач государству. И как показывает практика, именно эти государства достигают больших показателей экономического роста и жизни людей. Административно-командная система из-за планирования и общественной, а фактически государственной собственности приводит к застою во всех сферах хозяйственной деятельности. Таким образом, на мой взгляд, смешанная экономика – наиболее динамичная форма, командная экономика – это экономика «прошлого», печальный исторический опыт которой нельзя забывать. 

 

Список использованной литературы:

1) Экономическая теория. Булатов

2) Введение в экономику и бизнес. Липцис

3) Основы экономики. Носова

4) Экономическая теория. Базылев

 


Теги: Преимущества и недостатки современной рыночной экономики и административно- хозяйственной системы   Другое  Финансы, деньги, кредит

dodiplom.ru

2.2 Преимущества и недостатки плановой экономики. Сравнительная характеристика административно-командной и рыночной систем экономики

Похожие главы из других работ:

Административно-командная экономическая система

2.1. Преимущества и недостатки рыночной экономики

Рыночная экономика — хозяйство, в котором господствует частная форма собственности…

Административно-командная экономическая система

2.2. Преимущества плановой экономики

Дав определение административно-командной экономической системе (см. п. 1.1.), необходимо охарактеризовать её основные преимущества над наиболее важной альтернативной ей системе — рыночной экономикой [13, 14]. Несмотря на то…

Виды лизинга и его особенности как способ инвестирования в Республике Беларусь

1.4 Преимущества и недостатки лизинга

Лизинговая операция, как экономическая форма деятельности, имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны (экономической), сочетает в себе элементы кредита, аренды и инвестиций…

Влияние дедолларизации российской экономики на развитие предприятий малого бизнеса

2.1 Преимущества и недостатки процесса дедолларизации российской экономики

Постепенная дедолларизация означает позитивные изменения экономики России…

Значение капитальных вложений в деятельности предприятия

1.3 Преимущества и недостатки лизинга

Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгод всем участникам договорных отношений. Преимущества лизинга для лизингополучателей: 1…

Лизинг в России

1.2 Преимущества и недостатки лизинга

Финансовая аренда (лизинг) является важным источником долгосрочного и среднесрочного финансирования для предприятий во многих странах, независимо от их величины или уровня развития…

Лизинг как вид аренды основных фондов

2.2 Преимущества и недостатки лизинга

Общие преимущества лизинга заключены в том…

Лизинг. Основные положения и роль в современной экономике

2.2 Преимущества и недостатки лизинга

Лизинг имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами финансирования. Вот перечень тех видимых преимуществ, описанных в литературе, которые могут получить субъекты лизинговых отношений…

Основные черты и сущность плановой экономики

1.4 Преимущества плановой экономики

Не смотря на весомые недостатки, нельзя сказать, что плановая экономика вообще не имеет преимуществ перед рыночной. Не будь этого, известное государство с плановой системой не могло бы существовать много десятилетий на планете…

Основные черты и сущность плановой экономики

1.5 Недостатки плановой экономики

Попытка добиться строгого выполнения единого директивного плана для целой страны, как правило, ведет к таким негативным последствиям как: § Запаздывание с принятием решений в сфере экономики…

Преимущества и недостатки приватизации

3. Преимущества и недостатки приватизации

С разных точек зрения приватизация как одна из значимых реформ в законодательстве страны имеет свои положительные и отрицательные качества. Существует множество проблем, которые проявились в ходе приватизации: 1…

Преимущества и недостатки рыночного механизма хозяйствования

1.3 Преимущества и недостатки рынка

Преимущества рынка. В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя…

Проблемы оптимального соотношения рынка и государства

1.1 Сущность рыночной экономики. Ее преимущества и недостатки

Рыночная экономика является самой распространенной экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХI вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. Необходимость перехода к рыночной экономике объясняется тем…

Развитие малого бизнеса на основе франчайзинга

1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга

Преимущества франчайзинга Преимущества для франчайзера Для франчайзера приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объём продаж своей продукции…

Рыночная экономика: необходимость, сущность, преимущество и недостатки

Глава 4. Преимущества и недостатки рыночной экономики

Определим достоинства рынка, к которым можно отнести следующие: Эффективное распределение ресурсов на производство необходимых обществу товаров. Рынок выполняет распределительную функцию…

econ.bobrodobro.ru

Тема 2. Теория экономических систем и их моделей


⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 50Следующая ⇒

2.1 Типы экономических систем: традиционная экономика и рыночная экономика – характеристика, преимущества и недостатки

2.2 Типы экономических систем: административно-командная экономика и смешанная экономика – характеристика, преимущества и недостатки

2.3 Модели экономических систем: американская, шведская, японская — характеристика, преимущества и недостатки

2.4 Модели экономических систем: китайская, российская модель переходного периода (90-е гг. ХХ века), российская модель периода относительной стабилизации (2000-е гг.) — характеристика, преимущества и недостатки

2.5 Основные экономические проблемы общества: Что производить? Как производить? Для кого производить? – сущность и методы их решения в рамках каждой экономической системы – традиционной, рыночной, административно-командной и смешанной

2.6 Сущность, основные черты переходной экономики России (1990-е гг.). Позитивные и негативные результаты развития экономической системы РФ переходного периода.

Типы экономических систем: традиционная экономика и рыночная экономика – характеристика, преимущества и недостатки

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные– рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) идве нерыночные систем– традиционная и административно-командная.

Традиционная экономика– это тип экономической системы, в которой научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. он вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

Основными чертами традиционной экономики являются:

1. Основой экономики являются частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев.

2. Крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов.

3. Общинное ведение хозяйства.

4. Натуральный обмен товарами.

5. Преобладание ручного труда.

6. Неразвитость денежно-кредитных отношений.

Рыночная экономика– это тип экономической системы, которая основана на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща тем социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной. Основные характеристики рыночной экономики:

1) основой экономики является частная собственность на средства производства;

2) многообразие форм хозяйствования;

3) наличие механизма свободной конкуренции;

4) рыночный механизм ценообразования;

5) саморегулирование рыночной экономики;

6) договорные отношения между хозяйствующими субъектами;

7) минимум вмешательства государства в экономику.

Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась вXVIIIв., но значительная часть её элементов вошли в современную рыночную экономику. Основными чертами рыночной экономики свободной конкуренции являются следующие:

o частная собственность на экономические ресурсы;

o рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;

o большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Современная рыночная экономика (современный капитализм)оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Её основными чертами являются:

o многообразие форм собственности;

o развитие научно-технического прогресса;

o активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

Типы экономических систем: административно-командная экономика и смешанная экономика – характеристика, преимущества и недостатки

Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика)– это тип экономической системы, в которой основные экономические решения принимаются государством, «берущим» на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства.

Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

Основными чертами административно-командной экономики являются:

1. основой экономики является государственная собственность;

2. абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;

3. жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4. существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства;

5. активно используется концентрация производства для достижения стратегических целей и других передовых позиций;

6. социальные стабильность и справедливость;

7. устойчива в критические периоды развития общества (война, природная или техногенная катастрофа и т.п.).

Смешанная экономикаорганически соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

Смешанная экономика– тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер, ее основу составляет частная собственность, которая взаимодействует с государственной собственностью (20 – 25%).

Основными чертами смешанной экономики являются:

1. основой экономической системы является взаимодействие частной и общественной форм собственности;

2. многообразие форм хозяйствования;

3. функция производства «возложена» на частный бизнес, а процесс реализации – и на государственные (муниципальные) и частные предприятия;

4. высокий уровень налоговых ставок;

5. высокий уровень пособий гражданам и субсидий и дотаций предприятиям;

6. достаточно высокое развитие предприятий социальной сферы.

На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения).

Смешанная экономика – это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, например, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь в значительно меньшей степени, чем в других странах, так размер государственной собственности невелик. Главная позиция в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому в значительно меньшей степени, чем в Европе, распространены здесь смешанные предприятия. Тем не менее, в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов.

Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

2. Командная экономика достоинства и недостатки. Рыночная экономика

Похожие главы из других работ:

Виды экономических систем

2.2 Административно-командная (плановая) экономика

Административно-командная система (плановая экономика) — это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность…

Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в его функционировании

1.3 Достоинства и недостатки рыночной экономики

предпринимательство государство бизнес безработица Необходимость вмешательства государства в экономику Адам Смит, а также многие видные экономисты XIX и начала ХХ веков (Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.) полагали…

Доходный подход в оценке нематериальных активов и объекта интеллектуальной собственности

1.4 Достоинства и недостатки доходного подхода

Достоинство доходного подхода в том, что он универсален, теоретически обоснован и позволяет определить именно ту стоимость актива (рыночную, инвестиционную и т.п.)…

Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике

3 Достоинства и недостатки экономического кластера

Координация выбора в различных хозяйственных системах

ГЛАВА 1. РЫНОЧНАЯ И КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Международное разделение труда в банковском бизнесе

3. Оффшоринг: достоинства и недостатки.

Следует отметить, что оффшоринг, в сущности, был знаком американским банкам и компаниям: десятилетиями промышленные компании США переводили часть своего производства за рубеж, в основном, в Мексику или Китай…

Монополистическая конкуренция

3. Достоинства и недостатки монополистической конкуренции

Есть динамическая и статическая теории монополистической конкуренции и монополии…

Основные характеристики государственного монополизма в Российской Федерации

2.2 Достоинства и недостатки государственного монополизма в РФ

Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой в монополистических отношений в нашей экономике. Монополистическая структура экономики России…

Особенности меркантилизма в России

2.2 Достоинства и недостатки меркантилизма в России

Еще в последней трети XV в. возник «меркантилизм» (от фр. «mercantilisme» — «торговец», «купец») как Первая школа политической экономии. Это учение отражало интересы торговой буржуазии в период первичного накопления капитала…

Рынки электроэнергии и регулирование: анализ подходов к организации электроснабжения

2.2 Недостатки и достоинства регулирования

электроэнергия товар регулирование рынок Регулирование является альтернативой конкурентному ценообразованию и, в идеале…

Система национальных счетов и межотраслевой баланс Леонтьева

3.1 Достоинства и недостатки СНС

1. Одним из основных достоинств СНС, является единство системы статистических показателей экономической деятельности и ее результатов, теоретических и методологических основ их расчета…

Фискальная политика как инструмент макроэкономики

1.3 Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести: · Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска…

Фискальная политика Российского государства

1.4 Достоинства и недостатки фискальной политики

Подводя итог, можно выделить достоинства и недостатки фискальной политики. К достоинствам следует отнести: 1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики…

Экономическая теория и практика

9.2 Достоинства и недостатки рынка

Рынок как эффективный механизм координации экономической системы характеризуется тем, что через механизм цен: 1) приводит в соответствие спрос и предложение; 2) эффективно распределяет ресурсы в соответствии с потребностями…

Экономические системы общества

2.2 Командная экономика

Эта система образуется в результате тотального доминирования сферы — процесса распределения над сферой — процессом обмена, когда взаимодействие между производством и потреблением опосредуется главным образом распределением…

econ.bobrodobro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *