Президент госдума совет федерации правительство таблица – Полномочия Президент, Государственной думы и Совета федерации

Содержание

Полномочия Правительства Российской Федерации

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Полномочия Совета Федерации

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

studfiles.net

Парламент российской федерации – федеральное собрание российской федерации структура и функции парламент

Тема 5

Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание Российской Федерации: структура и функции

Важнейшим демократическим институтом, без которого немыслима демократия, является парламент. Суверенитет народа воплощается вгосударственном суверенитете именно через представительный орган власти, выражающий коллективную волю избирателей. Характерными особенностями парламента являются выборность и коллегиальность при принятии решений. Предполагается, что депутаты, избранные в состав законодательного органа власти, являются представителями народа и руководствуются, в первую очередь, общественными и госу­дарственными интересами.

Среди основных функций парламента следует выделить следующие:

  • законодательная, суть которой заключается в том, что только парламент принимает законы, являющиеся всеобщими и верхо­венствующими над всеми другими правовыми актами;

  • контроль за правительством, который может выражаться в раз­личных формах — утверждение членов правительства, заслуши­вание отчетов о работе правительства, принятие вотума недове­рия правительству и т. д.

Полномочия и функции парламента различаются в зависимости от национальных особенностей государства, формы правления и террито­риального устройства. В парламентских республиках правительство формирует победившая на выборах в парламент политическая партия или коалиция партий и по существу (формально это делает глава государства) утверждает председателя правительства. В президентских республиках президент формирует правительство и возглавляет его. В данном случае в конституции закреплена система сдержек и про­тивовесов, препятствующих узурпации власти какой-либо ее ветвью. В смешанных республиках президент формирует правительство с уче­том расклада политических сил по результатам выборов в парламент.

Парламенты бывают однопалатные и двухпалатные. В федератив­ных государствах верхняя палата реализует интересы субъектов фе­дерации, в унитарных государствах вторая палата рассматривается как дань традициям и выражает интересы административно-террито­риальных образований. Основной смысл парламентской деятельнос­ти заключается в максимальном представительстве не только интере­сов отдельных граждан, но и интересов общества как единого целого (интересов субъектов федерации, территорий, социальных групп).

Принцип формирования верхней палаты парламента также разли­чен: она может избираться или формироваться иным способом. В боль­шинстве стран, где существует двухпалатный парламент, значимость нижней палаты больше, чем верхней. В частности, прослеживается следующая тенденция: сильные, обладающие реальной властью па­латы избираются всеобщим прямым голосованием, поэтому чем «бли­же» палата к населению, тем шире и полнее ее компетенция, и на­оборот, чем «дальше» палата от избирателей, тем менее значима она в практических делах.

Двухпалатный парламент выполняет еще одну важную задачу: он демонополизирует законодательную власть, сводит к минимуму опас­ность возникновения парламентского диктата. Если не ограничивать власть парламента, он может стать деструктивной силой, так как приня­тие решений на основе мнения большинства — это не гарантия конст­руктивности и демократичности принимаемого решения.

В Российской Федерации законодательную власть осуществляет федеральное собрание. Так, в ст. 94 Конституции России говорится: «Федеральное собрание — парламент Российской Федерации — яв­ляется представительным и законодательным органом Российской федерации». Данное определение характеризует сущность, юри­дическую природу и функции этого органа государственной власти.

Из определения Федерального собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли российского народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент представля­ет законодательную ветвь государственной власти в России.

Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерациии Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два предста­вителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Государствен­ную Думу входят 450 депутатов, избираемых на основе пропорцио­нальной избирательной системы. Каждая из палат обладает своими Полномочиями, которые в основном соответствуют компетенции за­рубежных парламентов.

Представление о функциях Совета Федерации и Государственной Думы дает Таблица 2.

Таблица 2. Функции Совета Федерации и Государственной Думы

Функции Совета Федерации

Функции Государственной Думы

Изменение границ между субъектами Федерации

Решение вопроса о доверии Правительству

Утверждение военного положения и чрезвычайного положения

Дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства

Использование Вооруженных сил за границей

Объявление амнистии

Назначение выборов Президента и отрешение его от должности

Выдвижение обвинений против Президента при отрешении его от должности

Назначение судей Конституционного суда

Назначение на должность председателя Центрального банка, председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека

(Источник: Конституция Российской Федерации. М, 1993. С. 42-44. С. 102–103.)

Кроме функций, присущих каждой палате Федерального собрания в отдельности, в Конституции РФ оговорены совместные функции, выполняемые обеими палатами.

К совместным функциям Совета Федерации и Государственной Думы относятся:

  • обсуждение и принятие законов;

  • обсуждение и принятие бюджета;

  • установление налогов и сборов;

  • финансовое регулирование;

  • ратификация международных договоров;

  • вопросы войны и мира;

  • статуса и защиты государственных границ.

Очень важной с политической точки зрения является дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, связанная с некоторыми ус­ловиями. В частности, решение Государственной Думы должно быть принято не позднее недельного срока со дня внесения Президентом предложения о кандидатуре Председателя Правительства. Помимо этого устанавливается, что после трехкратного отклонения представ­ленных кандидатур Председателя Правительства Российской Феде­рации Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Государственная Дума может быть распущена Президентом также в случае повторного в течение трех месяцев выражения недоверия Правительству и в случае отрицательного ответа на вопрос о доверии Правительству.

Очевидно, что некоторые функции и полномочия, связанные с вза­имоотношением Федерального собрания с Президентом и Прави­тельством, требуют уточнения. Так, роспуск парламента может быть спровоцирован рядом обстоятельств: может быть выдвинута заведо­мо неподходящая кандидатура на пост Председателя Правительства Российской Федерации, а в Конституции не оговорено, что каждый раз Президентом должна предлагаться новая кандидатура Председа­теля Правительства. В связи с такими неопределенностями парла­мент превращается в зависимый орган, над которым нависает угроза его досрочного роспуска. Это влияет на поведение и правосознание депутатов, подталкивает их к популистской деятельности. В ситуа­ции политической нестабильности данная парламентская модель

Даже при усиленных полномочиях Президента может сопровождать­ся частыми государственными кризисами, что позволяет говорить об усилении тенденций авторитаризма в государственном управлении.

ТЕМА 6

Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации. Администрация Президента. Совет безопасности Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Система государственных органов Российской Федерации

Государственные органы — это один из каналов, через который на­род, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.

Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

  • они наделены государственно-властными полномочиями;

  • образуются и действуют в установленном государством порядке;

  • уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;

  • являются составной частью единой системы органов государ­ственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности государственные органы Российской Феде­рации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и орга­ны государственной власти ее субъектов. Единство системы государ­ственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы про­является в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органа­ми государственной власти ее субъектов. В соответствии со ст. 11 Кон­ституции государственную власть в Российской Федерации осуще­ствляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящуюся ни к од­ному из ранее названных видов органов государственной власти, образуют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизован­ную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Основной ви­довой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполни­тельными органами субъектов Федерации, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Кроме названных, в систему государственных органов Российской Федерации входят также ряд других органов, осуществляющих вспомо­гательные, совещательные и иного рода функции, которые опреде­ляются органами государственной власти. К числу этих органов отно­сятся, например, Администрация Президента Российской Федерации, Совет безопасности Российской Федерации.

Администрация Президента

Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятель­ности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства — эти и другие факторы предполагают существо­вание специального органа, создающего условия для реализации Пре­зидентом его конституционных полномочий. Таким органом являет­ся Администрация Президента.

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы го­сударства, создает условия для реализации Президентом его консти­туционных полномочий. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Госдуму в порядке законодательной инициативы. Администрация готовит проекты ука­зов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных доку­ментов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Феде­ральному собранию.

Администрация контролирует и проверяет исполнение федераль­ных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады; обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединени­ями, профессиональными и творческими союзами в России, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и обществен­ными деятелями, международными организациями. В Администрации анализируются: информация о социально-эко­номических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и ор­ганов местного самоуправления. На основе обрабатываемых матери­алов готовятся доклады Президенту.

За время существования структура и состав Администрации Пре­зидента многократно менялись. Общее руководство Администраци­ей осуществляет Президент. Непосредственно управляет работой Администрации ее глава — Руководитель Администрации. С 14 но­ября 2005 г. Руководителем Администрации Президента является С. С. Собянин. Нынешняя структура Администрации Президента утверждена Указом «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25 марта 2004 г.

В соответствии с этим указом у Руководителя Администрации есть два заместителя. Высокопоставленными должностными лицами Администрации являются также: пресс-секретарь Президента, руководитель протокола Президента, помощники и советники главы государства, полномочные представители Президента в органах государственной власти, уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, руководители самостоятельных подразделе­ний Администрации. Полномочные представители Президента в фе­деральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президент­ских полпредов во всех семи федеральных округах.

К числу самостоятельных подразделений Администрации относят­ся управления, Референтура Президента, Канцелярия Президента.

В состав Администрации входит также аппарат Совета безопас­ности. Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте. В президентской Администрации насчитывается около двух тысяч государственных служащих.

Администрация Президента — государственный орган, но при этом органом власти не является. Материально-техническим и финан­совым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента — самостоятельный фе­деральный орган исполнительной власти. Управление делами не вхо­дит в состав Администрации.

Совет безопасности Российской Федерации

Совет безопасности Российской Федерации(СБ) является конститу­ционным органом, осуществляющим подготовку решений Президен­та Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной по­литики в области обеспечения безопасности.

Он действует на основе Конституции Российской Федерации, За­кона Российской Федерации «О безопасности» от 1992 г. и других нормативно-правовых актов и состоит из постоянных и сменяемых членов СБ, назначаемых указом президента. В ст. 83, п. «ж» Консти­туции Российской Федерации говорится о том, что Президент фор­мирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, ста­тус которого определяется федеральным законом. Текущей работой СБ руководит секретарь Совета безопасности.

В число постоянных членов Совета безопасности по должности входят Председатель Правительства и Секретарь Совета безопаснос­ти. Постоянными членами Совета безопасности, как правило, назна­чаются Министр обороны Российской Федерации, Министр иност­ранных дел Российской Федерации, директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Основными задачами Совета безопасности являются:

  • определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

  • разработка основных направлений стратегии обеспечения без­опасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

  • подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней по­литики Российской Федерации в области обеспечения безопас­ности личности, общества и государства;

  • подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвы­чайных ситуаций, которые могут привести к существенным соци­ально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

  • разработка предложений по координации деятельности феде­ральных органов исполнительной власти и органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации в процессе реали­зации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

  • совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Организация регионального управления в России и характер ис­пользования местными властями социальных технологий регули­рования общественно-экономических процессов сегодня в значи­тельной мере предопределены нормативными отношениями между Центром и субъектами Федерации.

Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из респуб­лик, краев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти, автономных округов как равноправных субъектов в их отно­шениях с федеральными органами государственной власти.

В России существует единая система государственной власти, то есть федеральная власть распространяется на всю ее территорию. Кроме того, на территорию каждого субъекта Российской Федерации распространяется государственная власть этого субъекта, носящая ре­гиональный характер.

Конституция создает правовую основу для разграничения полно­мочий и предметов ведения государства и регионов, которые конкре­тизируются в индивидуальных договорах между Российской Феде­рацией и ее субъектами. Поэтому отдельным субъектам Российской Федерации могут быть предоставлены такие права, которыми не располагают другие субъекты.

Конституция не устанавливает систему органов государственной власти субъектов Федерации.Она предоставляет возможность субъек­там самостоятельно определять их, требуя лишь соответствия систе­мы региональных органов государственной власти основам консти­туционного строя и общим принципам организации государственной власти в стране.

Представительными (законодательными) органами государствен­ной власти в субъектах Федерации являются думы, собрания и т. п. Органами исполнительной власти выступают администрации (пра­вительства). Деятельностью администрации руководит глава адми­нистрации (губернатор), а его первый заместитель иногда является главой правительства. В систему исполнительной власти области, края входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятель­но определяет их компетенцию и утверждает Положение о них.

Региональные органы власти разделяются также на законодатель­ную, исполнительную и судебную ветви.

Общим для всех субъектов Российской Федерации является то, что их законодательные органы государственной власти состоят из депу­татов, избираемых населением на основе всеобщего равного и прямо­го избирательного права при тайном голосовании на срок не более четырех лет.

Главы исполнительной власти субъектов Федерации избираются органами законодательной власти субъекта по представлению Пре­зидента России.

Конституция определяет предметы совместного ведения Россий­ской Федерации и ее субъектов (ст. 72), а также устанавливает (ст. 73), что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Рос­сийской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Россий­ской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

Например, в соответствии с уставами субъектов Федерации, в ис­ключительное их ведение входят: принятие, изменение и дополнение устава, региональных законов и иных правовых актов, контроль за их соблюдением; установление системы органов законодательной и ис­полнительной власти в регионе, определение порядка формирования, организации и деятельности этих органов, исходя из общих принципов, закрепленных законодательством Российской Федерации; разработ­ка и исполнение региональных социально-экономических, научно-технических, экологических программ; распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансовыми ресурсами региона; решение вопросов административно-территориального деления региона, орга­низация и развитие местного самоуправления; учреждение и присво­ение почетных региональных званий и премий; иные полномочия.

Взаимоотношения между федеральным центром и субъектами Фе­дерации в России носят амбивалентный (двойственный) характер, свойственный всем институтам переходного общества. С одной сто­роны, многие аналитики отмечают слабость центральной власти и от­сутствие продуманной стратегии, в том числе в сфере регионального управления. С другой стороны, государство, представляя собой глав­ную общественную силу, зачастую пытается регламентировать те области региональной жизни, которые и с точки зрения конституци­онного права, и из соображений целесообразности должны были бы находиться исключительно в компетенции региональных властей.

Это ведет к дроблению объектов социально-экономического управ­ления, их двойному подчинению — региональной администрации и федеральному центру, что усложняет структуру управления и про­цесс принятия решений. С одной стороны, необходимость решения вопросов региональной жизни в центре сдерживает инициативу и са­мостоятельность региональных властей. С другой стороны, стремле­ние центра к всеохватывающему контролю приводит к чрезмерной загрузке федерального правительства текущими вопросами вместо сосредоточения его на проблемах стратегического управления.

textarchive.ru

Чем отличается Совет Федерации от Государственной Думы

В России на сегодняшний день можно встретить огромное число политических партий, самые известные из которых входят в состав Государственной Думы. Наряду с данным политическим органом также функционирует Федеральное Собрание, вместе же они составляют Парламент РФ.

Совет Федерации

Советом Федерации принято называть верхнюю палату Федерального собрания (Парламент) России.

Во 2-й части 95 статьи такого весомого документа, как Конституциия РФ указано, что данный государственный объект составляют представители из всех российских субъектов (по 2 человека: один от законодательного органа, другой – от исполнительного), а также люди, назначаемые непосредственно президентом, их число не может превышать 10% от количества членов, входящих в Совет Федерации. Эти 10% составляют сотрудники законодательной и исполнительной систем государственной власти, относящейся непосредственно к субъектам Федерации.

На сегодняшний день насчитывается 170 сенаторов от всех 85-ти субъектов. С 1993 года данное количество неоднократно изменялось, что связано в свою очередь со слиянием некоторых субъектов и образованием новых.

Совет Федерации, или Палата регионов, представляет интересы отдельно взятых субъектов на уровне Федерации, он также является отражением федеративного принципа РФ. Данный государственный орган представлен в виде института консолидации и интеграции, присущего региональной политике. Он должен обеспечивать баланс во время принятия каких либо решений не только в сфере регионального интереса, но также и общефедерального, этот интерес в свою очередь направлен на осуществление главнейших целей развития государства.

Формирование Совета Федерации происходит исключительно по непартийному принципу. Его представители не могут создавать ни фракций, ни различного рода партийных объединений.

Деятельность Совета Федерации осуществляется постоянно. Заседания проходят ежемесячно, не менее 2-х раз и являются основной рабочей формой парламента.

Парламент собирается для заслушивания указов и посланий Президента, выступлений глав других государств, а также дипломатов и Конституционного суда РФ.

Рабочая деятельность членов Совета Федерации осуществляется на постоянной основе. Сами члены данной палаты Парламента обладают политической неприкосновенностью. Их не имеют права:

  • Задерживать.
  • Арестовывать.
  • Подвергать досмотру их личное имущество.

Исключение составляет лишь тот факт, если член Парламента будет непосредственно пойман на месте преступления, в таком случае он становится фигурантом преступления, будь оно уголовное, политическое, либо экономическое.

Полномочия:

  1. Изменение территориальных границ среди субъектов Федерации.
  2. Утверждение президентского указа в государстве о необходимости введения чрезвычайного положения.
  3. Назначение выборов на должность Президента РФ.
  4. Отрешение руководителя государства в порядке импичмента (для этого должны быть выдвинуты необходимыеобвинения).
  5. Назначение и отставка Генерального Прокурора государства и так далее.

Государственная Дума

Нижняя палата Федерального Собрания, более известная, как Государственная Дума считается высшим органом законодательной власти в РФ, наравне с Советом Федерации. Ее правовой статус подкреплен 5-й статьей Конституции.

Данный государственный орган является выборным. Выборы осуществляются посредством тайного голосования. Срок действия – 5 лет.

Государственная Дума была сформирована еще в период правления печально известного венценосного монарха Николая II Романова. После событий Февральской революции 1917 года она была устранена за ненадобностью и заменена Временным Правительством.

Она снова получила важное государственное значение в период президентства Бориса Ельцина, который возродил Думу в 1993 году.

В состав современной Государственной Думы входит

450 депутатов, первая половина из которых выбирается из кандидатов одномандатных округов в один тур, вторую составляют политические партии РФ, перешедшие порог в 5% по результатам всероссийского голосования.

Депутатом данного законодательного органа может стать любой гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста, он имеет личное право участвовать в выборах. Депутатов избирают сроком на 5 лет.

Государственная Дума формируется исключительно по итогам выборов, порядок проведения которых устанавливает ряд федеральных законов.

Полномочия:

  1. Отстранения Президента от занимаемого кресла путем предъявления ему ряда обвинений.
  2. Заслушивание правительственных отчетов о решении государственных вопросов.
  3. Назначение и смещение председателя Счетной палаты и так далее.

Общее между Советом Федерации и Государственной Думой

  1. Один и тот же человек не может одновременно быть выбранным в Совет Федерации и Государственную Думу.
  2. Обладают неприкосновенностью.
  3. Имеют право повлиять на работу Президента.

Отличие Совета Федерации от Государственной Думы

  1. Президент не имеет права распускать Совет Федерации, в отличие от Думы.
  2. Совет Федерации – государственный орган, членов которого назначают, в Думу – выбирают.
  3. Депутат – должность выбираемая раз в 5 лет, сенатор – постоянная.
  4. Совет Федерации подчиняется с точки зрения законотворчества Государственной Думе.
  5. Деятельность депутатов заключается в постоянном рабочем функционировании, кроме их профессиональной деятельности они не имеют права более ничем не заниматься.
  6. Верхняя и нижняя палаты Парламента различаются имеющимися у них компетенциями.

vchemraznica.ru

Таблица полномочий Президента РФ, Госдумы и Совета Федерации — Мои статьи — Каталог статей

— Определяет основные направления внутренней и

внешней политики государства

— Назначает с согласия Государственной думы

Председателя Правительства РФ

-Принимает решение об отставке Правительства РФ

-Утверждает военную доктрину

-Формирует Администрацию Президента РФ

-Представляет Государственно думе кандидату для

назначения на должность Председателя

Центрального банка РФ. Ставит перед

Государственной думой вопрос об освобождении от

должности Председателя Центрального банка РФ

-Назначает на должность и освобождает от

должности заместителей Председателя

Правительства РФ, федеральных министров

-Представляет Совету Федерации кандидатуры для

назначения на должности судей Конституционного

Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего

Арбитражного Суда РФ и других федеральных

судов, а также кандидатуру Генерального

прокурора РФ

— Назначает и освобождает полномочных

представителей Президента РФ

— Назначает и отзывает дипломатических

представителей РФ в иностранных государствах и

международных организациях

-Назначает Выборы Государственной думы в

соответствии с Конституцией РФ и федеральным

законом

— Распускает Государственную думу в случаях и

порядках, предусмотренных Конституцией РФ

— Осуществляет руководство внешней политикой

Российской Федерации

— Ведет переговоры и подписывает международные

договоры Российской Федерации

-Подписывает ратификационные грамоты

— Принимает верительные и отзывные грамоты

аккредитуемых при нем дипломатических

представителей

— Решает вопросы гражданства Российской

Федерации и предоставления политического

убежища

— Награждает государственными наградами

Российской Федерации, присваивает почетные

звания Российской Федерации, высшие воинские и

высшие специальные звания

— Осуществляет помилование

— Издает указы и распоряжения, которые

обязательны для исполнения на всей территории

Российской Федерации

uchltel-lstoria.ucoz.org

Структура, роль, определение, характеристики и функции Госдумы :: BusinessMan.ru

Реализация власти как таковой без действующего представительского органа невозможна в любом современном государстве. Обеспечивая демократическую составляющую управленческого процесса в стране, подобные учреждения формируются избирательным путем.

Федеральное Собрание в России: избрано населением

Развитие представительства народа (жителей всех регионов, независимо от уровня и качества жизни, возраста и пола) – основная форма гарантирования народовластия. Его принципы закреплены в Конституции РФ. Главный закон российской державы подразумевает наличие единственного представительного и законодательного органа государства, которым является Федеральное Собрание.

Снова обращаясь к Конституции РФ, стоит отметить, что данный аппарат власти представлен двумя палатами. Одной из них является Государственная Дума, второй – Совет Федерации. Как и во многих цивилизованных странах, государственная власть в нашей стране реализуется по принципу разделения на три ветви. В частности, органы представительства, выполняющие задачи по развитию достойной державы на демократических началах, являются и гарантами осуществления народовластия. Функции Госдумы заключаются в первую очередь в создании максимально подходящих условий для существования многопартийной системы и многообразия идеологических направлений. Только так можно способствовать политико-правовой активности граждан.

Об основных функциях Государственной Думы

Функции Госдумы и Совета Федерации как представительского органа законодательной ветви государственной власти предопределены их назначением. Конституция РФ дает подробное разъяснение по поводу полномочий данного управленческого аппарата. В частности, ст. 103 выделяет следующие функции Госдумы:

  • Предоставление согласия или запрета Президенту РФ для назначения на должность Председателя Правительства РФ.
  • Уточнение всех вопросов, что касаются доверия к этому органу.
  • Ознакомление с ежегодными отчетами Правительства РФ об итогах и результатах работы за календарный год. При этом учитываются задачи, решение которых было поставлено Госдумой (в процессе открытого заслушивания).
  • Утверждение на должность и освобождение от занимаемого поста Председателя ЦБ РФ, руководителя Счетной палаты, 50 % состава аудиторов, а также омбудсмена, руководствующегося в своей деятельности федеральными конституционными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
  • Предоставление амнистии.
  • Организация процедуры импичмента Президента РФ при выдвижении основательного обвинения.

Роль Думы во взаимоотношениях с другими органами власти

Госдума, функции и полномочия которой заключаются в возможности внесения квоты недоверия центральному органу исполнительной власти в стране, является активным участником принятия судьбоносных решений, касаемых правительства. Последнее слово, сказанное большинством представителей нижней палаты Федерального Собрания, определяет вероятность его роспуска или, напротив, продолжения деятельности. Кроме того, фактическое воздействие сдерживающих механизмов в противовес одной ветви власти другой позволяет расценивать его как стабилизационный элемент правоотношений в цепочке «Президент – Госдума – правительство». Функции каждого из центральных звеньев подразумевают оказание друг другу взаимоконтролирующего внимания.

Значение президентского решения в деятельности Госдумы

В частности, выражение Государственной Думой недоверия правительству – на практике явление довольно редкое. Однако в соответствии с процедурой постановление государственных депутатов о недоверии правительству не может являться беспрекословным поводом для роспуска центрального исполнительного органа. Президент РФ, не разделяя мнения большинства депутатов Думы, предоставляет им трехмесячный срок для повторного выражения недоверия.

Дальнейшее развитие событий во много предопределено ролью главы государства. Будучи до конца не согласным с решением Госдумы, он может распустить представительский аппарат. Подтверждая постановление Госдумы о недоверии правительству, президент обязан объявить об отставке этого органа.

Другие полномочия Госдумы

Важно отметить, что функции Госдумы на этом не заканчиваются. В других статьях Конституции РФ, федеральных законах, а также Регламенте Госдумы Федерального Собрания РФ определяется дополнительный набор властных полномочий. Особенно важным считается право принятия и утверждения федеральных законодательных актов и собственного регламента. Круг вопросов, возникающих в процессе политико-правовой деятельности Госдумы, требует четкого рассмотрения с целью создания рационального внутреннего распорядка, графика работы, депутатских полномочий и т. д. Регламентом Госдумы обозначены и другие моменты, среди которых:

  • Утверждение планирования международного сотрудничества нижней палаты Федерального Собрания с парламентами государств-партнеров.
  • Рассмотрение вопросов внешнеполитического значения.
  • Участие и консультативные переговоры с Президентом РФ по поводу назначений и рекомендаций на должности дипломатических представителей в других государствах и международных организациях.
  • Подача запросов в Конституционный суд РФ и т. д.

Совместная работа Госдумы и Совета Федерации

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания. Его деятельность имеет свои особенности. Они отличаются от реализации полномочий второго представительского органа. Однако совместные функции Госдумы и Совета Федерации (таблица представлена для наглядности) позволяют считать обе структуры единым институтом государственного управления под названием «Федеральное Собрание РФ».

Функции Государственной ДумыФункции Совета ФедерацииСовместные полномочия обеих палат
Решение вопросов по поводу доверия исполнительным органамУтверждение изменений территориальных границ отдельных субъектов РФОбсуждение, внесение коррективов в принимаемые законы
Дача согласия Президенту или отказ при назначении лица на должность Председателя Правительства РФОбъявление о военном или чрезвычайном положенииОбсуждение и принятие бюджета на следующий календарный год
Самостоятельное назначение на должности Председателя ЦБ РФ, Счетной палатыПрименение армии Вооруженных сил РФ за пределами государстваУстановление размера сборов и механизма налогообложения
Объявление амнистииНазначение новых президентских выборов и отрешение президентаРатификация международных документов, непосредственное участие в решении вопросов войны и мира
Инициатива проведения процедуры импичментаНазначение судей Конституционного СудаВопросы положения государственных границ и их статуса

Депутаты Государственной Думы

Не требуется отдельно рассматривать функции депутата Госдумы как народного представителя, избранного демократическим путем народного всеобщего волеизъявления. Перед широчайшим количественным составом из 450 человек стоит задача выполнения первоочередных задач внутренней и внешней политики государства.

В соответствии с Конституцией РФ каждый из депутатов избирается на 5-летний срок. При тайном голосовании народа, имеющего возможности для реализации своего законного избирательного права, определяются лучшие из кандидатов. Депутатов выбирают по избирательному округу федерации в прямом пропорциональном отношении с числом голосов, отданных за предложенные в бюллетенях списки кандидатов.

Заключение

Функции Госдумы, обозначенные на политико-правовом уровне, обеспечивают в первую очередь соблюдение принципа совместного существования и функционирования трех ветвей власти и Президента РФ. Принимая наиболее важные решения в жизни страны, Государственная Дума РФ и Совет Федерации возлагают на себя весь объем возможной ответственности, предоставленной им народом.

businessman.ru

§ 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

§ 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами конституционного права является орган, в европейской политической традиции именуемый парламентом.

Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от parler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции. Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших в ряде европейских стран в XIII–XV вв. Земский собор, впервые созванный Иваном Грозным в 1549 г., был именно таким учреждением. Большое распространение парламенты как представительные законодательные собрания получили после буржуазных революций конца XVIII–XIX в. Вплоть до XX в. преобладали двухпалатные парламенты, в XX в. большинство парламентов состоят из одной палаты.

Общепринятый способ формирования представительных органов государственной власти – выборы. Верхние палаты формируются и иными способами, например путем назначения или наследования. Состав нижних палат определяется волеизъявлением избирателей.

Главная функция современного парламента – разработка и принятие законодательства. Конституция строго регламентирует порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации (§ 24).

В России парламентом является Федеральное Собрание. Согласно статье 94 Конституции РФ, «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации». «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы» (ст. 95).

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Они делегируются в Совет Федерации субъектами РФ. Главы субъектов РФ вошли в Государственный Совет Российской Федерации, возглавляемый Президентом РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью: не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления.

Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ заседают раздельно. Заседания Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ являются открытыми. Палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

Конституция четко разделяет функции обеих палат Федерального Собрания. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и др.

К ведению Государственной Думы относятся дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьей 111 (трехкратное отклонение Думой кандидатуры Председателя Правительства РФ) и статьей 117 (несогласие Президента с выраженным Думой недоверием Правительству РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль играют органы представительной власти в демократических государствах?

2. Что такое парламентаризм?

3. Как определяет Конституция статус Федерального Собрания РФ?

4. Из каких палат состоит Федеральное Собрание?

5. Как формируется Совет Федерации?

6. Как избирается Государственная Дума?

7. Каковы предметы ведения Совета Федерации?

8. Каковы предметы ведения Государственной Думы РФ?

Информация к размышлению

Неприкосновенность парламентариев призвана гарантировать им возможность беспрепятственного осуществления их мандата. Она должна защитить их от силовых воздействий исполнительной и судебной власти. Ведь бывает достаточно задержать парламентария по пути на заседание палаты, где должно состояться голосование по важному вопросу, чтобы лишить его возможности принять участие в этом голосовании и тем самым порой предопределить исход голосования и характер принимаемого палатой решения…

В статье 98 Конституции РФ очерчен объем неприкосновенности парламентариев. Он охватывает: а) недопустимость задержания, б) недопустимость ареста, в) недопустимость обыска, г) недопустимость личного досмотра…

В то же время Конституция допускает два исключения из установленной для парламентариев неприкосновенности.

Во-первых, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы может быть задержан на месте преступления…

Во-вторых, они могут быть подвергнуты личному досмотру в случаях, когда федеральный закон предусматривает необходимость такого досмотра для обеспечения безопасности других лиц (Б. Страшун, правовед).

Исследуем документы и материалы

Конституция Российской Федерации (Извлечения)

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

   а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

   б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

   в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

   г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

   д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

   е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

   ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

   з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

   и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

   а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

   б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

   в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

   г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

   д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

   е) объявление амнистии;

   ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Темы для проектов и рефератов

1. Государственную Думу РФ, впервые собравшуюся в соответствии с Конституцией 1993 г., назвали V Государственной Думой. Почему?

Обсуждаем, спорим

1. Как критика представительной власти влияет на изменения в работе Госдумы? Эффективна ли она?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Вопрос 51. Государственная Дума: состав, порядок формирования, полномочия.

Госдума — нижняя палата Федерального собрания, высший законодательный орган властив Российской Федерациинаряду с Советом Федерации, правовой статус которой определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.

Аппарат Государственной думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

В соответствии со статьями 95 и 96 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на пятилетний срок полномочий. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция РФ, Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и другие. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, по смешанной системе. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства, но не менее одного округа в субъекте РФ (мажоритарная система), 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки, выдвинутые избирательными объединениями и блоками (пропорциональная система). Проведение выборов депутатов Государственной Думы в установленные сроки является обязательным. Президент РФ за 4 — 5 месяцев до дня голосования, а в случае роспуска Государственной Думы — одновременно назначает выборы депутатов Государственной Думы, день голосования определяется в соответствии со статьёй 5 Федерального закона. В случае если Президент РФ в установленные сроки не назначит выборы, решение о проведении выборов принимаются Центральной избирательной комиссией РФ.

Депутатом Государственной Думы (статья 97 КРФ) может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года (не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным или отбывающий лишение свободы по приговору суда). Кандидаты в депутаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего округа, в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями и блоками. Федеральные списки кандидатов могут быть выдвинуты избирательными объединениями и избирательными блоками. Все кандидаты обладают равными правами и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Кандидат может баллотироваться только в составе одного федерального списка и только в одном избирательном округе. Для регистрации кандидата по одномандатному округу необходимо собрать подписи не менее одного процента избирателей округа, для регистрации федерального списка кандидатов — не менее 200 тысяч подписей избирателей, причём не более 14 тысяч подписей в одном субъекте РФ. Допускается внесение избирательного залога вместо сбора подписей. Для регистрации кандидаты представляют также сведения о доходах и имуществе. Если все требования, предусмотренные федеральным законом, соблюдены, окружная избирательная комиссия (Центральная избирательная комиссия) принимают решение о регистрации соответственно кандидата, федерального списка кандидатов. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами, несут равные обязанности и осуществляют предвыборную агитацию, в том числе и через средства массовой информации, на равных основаниях. Расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счёт федерального бюджета. Кандидаты, избирательные объединения и блоки обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной компании. За существенные нарушения федерального закона избирательная комиссия может отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, а также отменить регистрацию. При голосовании избиратель получает два бюллетеня, по федеральному округу и по одномандатному округу.

Выборы по одномандатному округу признаются несостоявшимися, если наибольшее число избирателей проголосовало против всех кандидатов, по федеральному округу — если ни один федеральный список кандидатов не получит 5 процентов голосов или если все избирательные списки, которые могут претендовать на получение мандатов, не получат в совокупности 50 процентов голосов, и как в федеральном, так и в одномандатном округе, если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей. Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей. Центральная избирательная комиссия распределяет депутатские мандаты пропорционально поданным за них голосам между федеральными списками кандидатов, получивших 5 и более процентов избирателей. Если за такие списки подано в совокупности менее 50 процентов голосов или если за один список подано более 50 процентов голосов, а за другие менее 5 процентов, то в установленном порядке к распределению мандатов допускаются и другие федеральные списки. Не позднее чем через две недели со дня голосования Центральная избирательная комиссия РФ устанавливает общие результаты выборов депутатов Государственной Думы. Если выборы признаны не состоявшимися, недействительными или их результаты аннулированы, проводятся повторные выборы. Если досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному округу, проводятся дополнительные выборы. Дополнительные и повторные выборы не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока полномочий Государственной Думы. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по федеральному округу, его депутатский мандат, как правило, передаётся зарегистрированному кандидату из того же федерального списка.

Конституция Российской Федерации(статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

  • дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;

  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

  • назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

  • объявление амнистии;

  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *