Приказ это нормативно правовой акт или нет, лна расшифровка
Приказ: нормативный или правоприменительный акт?
Бошно С.В., кандидат юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории права и государства Московского государственного открытого университета.
Пытикова Т.А., специалист Фонда «Консалтинга и правовой защиты населения».
Подзаконные акты представляют собой объемную, разнородную совокупность. В десятки раз превышая количество законов, именно эти акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию. Актуальность научной проработки системы подзаконных актов предопределяется неуклонным ростом количества такого рода документов. Так, в 2004 г. их было принято вдвое больше, чем в 1994 г. В 2005 г. тенденция роста продолжается.
Единство этой увеличивающейся разнородной системе должно придавать единообразие форм актов и соответствующего им содержания.
Руководство обществом в современном мире невозможно без широкого использования правовых актов. В принимаемых государственными органами законах, указах, постановлениях и распоряжениях, приказах и инструкциях выражается воля государственной власти по управлению обществом. Эти решения воплощаются в правовых актах и становятся наглядными для широкого круга лиц и организаций, обязанных исполнять данные решения или получающих в силу их принятия определенные права.
Обоснованным представляется мнение С.С. Алексеева о том, что в правовых актах находит внешнее выражение воля государства, что именно через акты люди получают первичные знания о самом праве, правовых нормах и правоотношениях <*>.
<*> Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1965. Ст. 7 — 8.
Российской Федерации присуща довольно сложная система нормативных правовых актов. Результатом правотворческой деятельности государственных органов выступают акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов Федерации, в которых изменяются, устанавливаются или отменяются нормы права.
В системе нормативных правовых актов существуют не только законы, но и множество других нормативных актов, объединяемых понятием «подзаконные нормативные правовые акты». В идеале регулирование обществом осуществлялось бы одними лишь законами (без многоступенчатой и запутанной системы подзаконных нормативных правовых актов), но в современном мире это невозможно из-за высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений.
Подзаконные акты издаются на основании и в соответствии с законами, призваны развивать и конкретизировать положения законов. В этих актах содержится значительная часть всех правовых предписаний, поэтому так важно, чтобы в них не содержались противоречивые решения.
Существует множество видов подзаконных нормативных правовых актов. Каждый из них имеет соответствующую юридическую силу, различную форму, но все они находятся в иерархической зависимости от закона.
Исследованию подвергались природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права. Эти свойства изучались советскими учеными, например А.К. Яхлаковым «К вопросу о разработке унификационной системы классификации законодательных актов», А.А. Федосеевым «Нормативные акты советского государства и формы их выражения», а также современными российскими правоведами. Это, например, работы В.И. Сенчищева «Виды нормативных актов», В.А. Толстика «Иерархия источников российского права», Р.Ф. Васильева «О понятии правового акта», Н.В. Сильченко «Научные основы типологии нормативно-правовых актов» и некоторые другие <*>. Также подвергались исследованию подзаконные правовые акты.
<*> Смотри подробнее: Бошно С.В. Нормативные правовые акты.
Разнообразие видов подзаконных актов урегулировано Постановлением Правительства РФ N 1009 от 13 августа 1997 г. Данным документом установлен закрытый перечень, и он включает постановления, правила, инструкции, положения, распоряжения, указы, приказы. В данной работе будет рассмотрен приказ как вид нормативного правового акта.
Издание приказов соответствует общей тенденции правотворчества: принятие законов ведет к увеличению количества подзаконных актов, увеличение количества подзаконных актов, в свою очередь, ведет к увеличению количества приказов как вида подзаконных актов.
Приказ представляет собой «официальное распоряжение руководителя, начальника подчиненным» <*> или «официальное распоряжение того, кто облечен властью» <**>. В энциклопедических определениях данного термина подчеркивается, что он служит отражением власти одного лица над другими, находящимися от него в зависимости. Приказ — это «правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом (федеральным министром, начальником УВД, директором завода и т.п.) в порядке осуществления единоначалия» <***>. Единство приведенных определений состоит во внутриорганизационном предназначении приказов, что исключает их нормативный характер.
<*> Российская юридическая энциклопедия. С. 513.
<**> Словарь русского языка. С. 512.
<***> Российская юридическая энциклопедия. С. 811.
Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий. Если основанием к изданию приказа является законодательный, иной правовой акт или поручение вышестоящих органов, то в констатирующей части указывается его вид, дата, номер, заголовок и передается содержание той его части, которая непосредственно касается данного министерства.
Распорядительная часть начинается словом «приказываю». В пунктах распорядительной части приказа указываются исполнители, конкретные действия и сроки исполнения предписываемых действий. Если приказ дополняет, изменяет или отменяет ранее изданные приказы или их отдельные пункты, это оговаривается в тексте приказа. В последнем пункте распорядительной части приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.
Проекты приказов представляются на подпись руководителем службы, который несет ответственность за правильность их оформления, включая юридические службы. Приказ подписывает министр (руководитель ведомства) или по его поручению заместитель министра (заместитель руководителя ведомства). Приказы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.
Представляется, что отнесение приказов, как, впрочем, и распоряжений, к разновидности нормативных правовых актов является ошибочным. Как следует из литературы, в том числе словарей разного характера, приказ — документ локального характера. Приказ должен использоваться для осуществления власти должностного лица по отношению к лицам, подведомственным ему. Он имеет дисциплинарный характер, что предопределяется наличием властно-подчиненных отношений. С гражданами органы власти в такого рода отношениях не состоят, что, впрочем, не лишает их возможности при помощи других актов издавать нормативные предписания для сторонних, т.е. независимых субъектов. Тем не менее приказная практика выходит за узковедомственные границы, чему имеется огромное количество доказательств. Так, например, Министерство образования РФ осуществляет приказное регулирование всех видов деятельности и различных субъектов образовательных услуг, включая образцы документов <*>, организацию работы диссертационных советов <**> и другие предметы.
<*> Приказ от 15.10.1999 N 568 «Об утверждении образца государственного документа о послевузовском профессиональном образовании».
<**> Приказ от 07.06.2000 N 1707 «Об утверждении Положения о диссертационном совете, инструкций и форм документов».
Правовые акты федеральных органов могут издаваться коллективно, т.е. в сотрудничестве и в соответствии с другими органами государственной власти. Примеров этому сотрудничеству великое множество, в том числе совместные Приказы МВД России, МЧС России, Минобороны России, ФСБ России и т.д.
Отметим, что некоторые ученые оправдывают возможность наличия нормативных приказов, которые, по их мнению, отличаются «неконкретностью адресатов, возможностью неоднократного применения правового предписания» <*>. Именно эта позиция нашла закрепление в действующем законодательстве. Так, министрам вновь образуемых на основе Указа Президента РФ N 314 от 9 марта 2004 года министерствам предоставляется право издавать приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности министерства — приказы ненормативного характера <**>.
<*> Российская юридическая энциклопедия. С. 811.
Высказывается мнение, что приказы могут носить и надведомственный характер, т.е. регулировать отношения федерального органа власти и граждан. Отмечается, что федеральные органы власти принимают, как правило, смешанные акты, содержащие разнородные по юридической природе предписания — как нормативные, так и индивидуальные, в связи с нецелесообразностью применения нескольких актов, регулирующих один и тот же вопрос. Научно-обоснованными правилами законодательной техники установлен запрет на включение в нормативные правовые акты разовых (индивидуальных) норм <*>.
<*> См. по этому вопросу: Суходрев В.Н. О некоторых вопросах теории и практики систематизации советского законодательства // Сов. гос. и право. 1960. N 8. С. 101; Бахчисарайцев Х.Э. О законодательной технике и языке нормативных актов // Правоведение. 1960. N 4. С. 6 — 7.
Сочетание в одном документе постоянных и разовых (временных) предписаний может вводить в заблуждение относительно действия их во времени. Прекращение норм временного характера требует их исключения из акта, нормативная часть которого продолжает действовать, что практически весьма затруднительно.
Представляется, что локальный характер приказного акта соответствует природе данного документа. Эта концепция приказа находит закрепление в действующем законодательстве. Так, совершенно обоснованно в Дисциплинарном уставе таможенной службы РФ отмечается, что приказ — это «письменное или устное распоряжение начальника таможенного органа, отданное в пределах его должностных полномочий и обязанностей для исполнения подчиненными сотрудниками».
Таким образом, форма приказа предполагает, что он адресован тем, кто непосредственно подчинен издавшему лицу, входит в соответствующую систему, аппарат органа. Использование формы приказа в качестве нормативного правового акта, адресованного гражданам, организациям и учреждениям, недопустимо. Тем не менее такая практика широко распространена.
Приказ: нормативный или правоприменительный акт?
Например, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 1996 г. N 405 «О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников» адресован непосредственной группе лиц, работающих или трудоустраивающихся на предприятия с вредными, опасными условиями труда независимо от подчинения и форм собственности.
С другой с
accountingsys.ru
что это такое, какие акты работодатель должен принять обязательно, как их применять — Бухонлайн
Как отличить локальный нормативный от других кадровых документов
О возможности работодателя самостоятельно принимать локальные нормативные акты говорится в статье 8 Трудового кодекса, согласно части 1 которой такое право есть у организаций и ИП-работодателей. Однако определения локального нормативного акта данная статья не содержит, отмечая, лишь, что они в обязательном порядке должны содержать нормы трудового права.
Собственно, именно это уточнение и позволяет отделить локальные нормативные акты от прочих кадровых документов, издаваемых работодателем. Ведь норма права — это общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (п. 2 приложения к Постановлению Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781-II ГД).
Оттолкнувшись от приведенной цитаты, можно дать определение локальному нормативному акту.
Это внутренний документ работодателя (организации или ИП), который рассчитан на неоднократное применение. Он устанавливает права и обязанности как самого работодателя, так и его работников (либо всех, либо отдельных категорий) в той части трудовых правоотношений, которая напрямую трудовым законодательством не урегулирована.
В том, что данный документ рассчитан на многократное применение, заключается отличие локальных актов от прочих кадровых документов, оформляемых организацией. Так, различные приказы (о приеме на работу, увольнении, переводе, премировании, направлении в командировку и т.п.) используются только один раз в отношении конкретного работника в конкретной ситуации, и на многократное применение не рассчитаны. Именно поэтому приказ, скажем, о приеме на работу не относится к локальным правовым актам, хотя он и устанавливает права и обязанности. Такой приказ является актом применения права.
А вот, к примеру, положение о премировании, или положение о командировках — акты, которые могут и должны использоваться каждый раз при назначении премии или при направлении в командировку. Причем, эти акты работодатель может применить к любому работнику и в любой момент. Так что названные документы определенно рассчитаны на многократное применение и устанавливают взаимные права и обязанности работодателя и работников. А значит, положение о премировании или командировках может служить классическим примером локального нормативного акта.
Что «сильнее»: трудовой договор или локальный акт?
Итак, с правовой природой и признаками локальных актов мы разобрались. Теперь необходимо определиться с его юридической силой, т.е. местом в иерархии других актов, регулирующих трудовые отношения. В статье 8 ТК РФ прямо сказано, что локальные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с тем, что зафиксировано в трудовом законодательстве, а также в коллективных договорах и соглашениях. В случае, если локальный акт содержит подобные нормы, то они не применяются.
Из этого очевидно, что юридическая сила локального акта меньше, чем у Трудового кодекса, законов и иных нормативных правовых актов, изданных органами государственной власти или местного самоуправления. И ниже, чем у коллективных договоров и соглашений.
Обобщим. Локальные акты, как документы, действующие только в рамках одной организации (или ИП-работодателя), по своему юридическому статусу стоят на две ступени ниже законов и подзаконных актов, которые определяют права и обязанности всех работодателей в стране, и отраслевых и межотраслевых соглашений, которые регулируют отношения определенных групп работодателей. А по отношению к коллективному договору (для заключения которого предусмотрена весьма сложная процедура) локальные акты стоят на ступень ниже.
Что же касается соотношения между локальным актом и трудовым договором, то четкой нормы о том, какой из документов главнее в Трудовом кодексе мы не найдем. При этом, согласно ст. 9 ТК РФ, трудовой договор не может содержать условий, ограничивающих права, или снижающих уровень гарантий по работникам по сравнению с тем, что установлен в локальном акте. Из этого следует, что локальный акт, действующий на момент заключения трудового договора (или внесения в него изменений), имеет бо́льшую юридическую силу.
А вот обратная ситуация, когда новый локальный акт вступает в противоречие с трудовым договором, в Трудовом кодексе не урегулирована. Однако, учитывая, что утверждение работодателем локального акта в силу ст. 72 ТК РФ не является основанием для внесения изменения в трудовой договор, можно предположить, что в данном случае приоритет будет за трудовым договором.
Таким образом, в отношениях между локальными актами и трудовыми договорами действует принцип более ранней даты: приоритет имеет тот документ, который принят (подписан) первым.
Какие локальные акты работодатель обязан принять
Перейдем к следующему вопросу: когда работодатель может издать тот или иной локальный акт? В статье 8 ТК РФ прямого ответа на этот вопрос нет. Там говорится, что акты принимаются работодателем «в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями».
Из данной цитаты можно сделать следующие выводы. Во-первых, работодатель может (а иногда — должен) принимать подобные акты в случаях, прямо указанных в Трудовом кодексе, или иных нормативных правовых актах. Таких случаев в ТК РФ не мало. Причем, в некоторых из них речь идет именно об обязанности работодателя по принятию соответствующего локального акта. Например, работодатель обязан принять следующие локальные акты:
1. Штатное расписание (ст. 15 и 57 ТК РФ).
2. График отпусков (ст. 123 ТК РФ).
3. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
4. Документы, регламентирующие порядок хранения и использования персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ).
5. Положение об оплате труда и премировании, если соответствующих условий нет в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 135 ТК РФ).
6. Порядок индексации зарплаты, если данный момент не отражен в положении об оплате труда (ст. 134 ТК РФ).
7. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, если работникам организации трудовым договором установлен такой режим и соответствующего перечня нет в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 57 и ст. 101 ТК РФ).
8. Локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ), если такое практикуется в организации и указанные положения не включены в Правила внутреннего трудового распорядка.
9. Документ об утверждении формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ).
10. Положение об аттестации, если в организации осуществлялись (или планируются) увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
11. Правила и инструкции по охране труда (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
12. График сменности, если в организации применяется сменная работа (ст. 103 ТК РФ).
13. Порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, если данные положения не включены в коллективный договор (ст. 168 ТК РФ).
Есть подобные требования и в других законодательных актах. В частности, в силу п. 1 и 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» работодатель обязан утвердить. Положение об охране коммерческой тайны, если в трудовой договор хотя бы с одним работником включены условия о работе с информацией, составляющей коммерческую тайну.
Абзац 6 п. 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.03 № 1/29) обязывает работодателя утвердить Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Этот акт принимается, если работодатель решил не проводить такой инструктаж в отношении работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.
Наконец, не стоит забывать про требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.12 № 390). Согласно п. 2 Правил, в компании должна быть утверждена Инструкция о мерах пожарной безопасности.
В других случаях утверждение локального акта, даже прямо упомянутого в ТК РФ, может быть правом, а не обязанностью работодателя. К примеру, если в компании не создается производственный совет, то и утверждать соответствующий локальный акт не требуется (ст. 22 ТК РФ). Приведем и другой пример. Если представлять работодателя при заключении коллективного договора будет непосредственно руководитель, то утверждать специальный локальный акт, содержащий перечень уполномоченных на ведение переговоров лиц, не обязательно (ст. 33 ТК РФ).
Отдельную группу локальных актов составляют те, которые посвящены вопросам, в принципе не урегулированным трудовым законодательством. Решение о необходимости разработки и утверждения подобных документов, а также об их содержании работодатель принимает самостоятельно. Так, работодатель может принять локальный акт, регулирующий порядок уведомления сотрудником работодателя об использовании личного имущества в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Или положение, регулирующее порядок обеспечения иногородних сотрудников жильем.
Как принять локальный акт
В Трудовом кодексе зафиксированы только самые общие положения, касающиеся порядка принятия локальных нормативных актов. Так, согласно ст. 8 ТК РФ, если в организации имеется профсоюз, то в случаях, прямо указанных в ТК РФ, при принятии локального акта работодатель обязан запросить мнение профсоюза. Например, такая обязанность возникает при утверждении Правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), Положения об оплате труда (ст. 135 ТК РФ), Правил компенсации расходов для работников, занятых в районах Крайнего Севера (ст. 325 ТК РФ).
В остальных случаях (либо во всех, если организация профсоюзом не обременена), локальные акты принимаются работодателем самостоятельно. Что касается формы, то на практике локальные акты чаще всего принимаются в виде различных положений, порядков, инструкций. Порядок подготовки и согласования текста документа внутри организации может быть любой, но вот утверждать готовый документ должен либо непосредственно руководитель организации, либо иное уполномоченное им лицо. Утверждение может происходить как отдельным распорядительным документом —приказом или распоряжением об утверждении локального акта, так и в виде соответствующего реквизита «Утверждаю», или «Утверждено» на самом локальном акте. Каких-либо ограничений, связанных с этим вопросом, трудовое законодательство не содержит.
О порядке вступления в силу локальных актов и о том, как правильно вносить в них изменения и отменять ставшие ненужными нормы, мы поговорим отдельно в следующей статье.
www.buhonline.ru
Локальные нормативные акты организации: перечень основных документов
Чтобы учесть специфику деятельности и адаптировать существующие нормы законодательства в отношении компании, ответственные лица на предприятии могут оформлять локальные нормативные акты. Эти документы конкретизирует положения законов и устанавливают правила, которые не были рассмотрены в них, но необходимы для урегулирования трудовых отношений. Существует обязательный локальные нормативные акты организации перечень.
Что такое локальные нормативные акты (ЛНА)
Локальные нормативные документы это правила, которые создаются и утверждаются внутри строго определенного субъекта бизнеса для регулирования взаимоотношений между администрацией фирмы и ее наемного персонала.
Чтобы улучшить условия труда работников, обезопасить их деятельность, максимально качественно задействовать трудовые ресурсы оформляются локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права.
При необходимости эти документы помогают разрешать возникающие споры с сотрудниками и избегать ситуаций, когда организацию могут привлечь к соответствующим мерам ответственности.
Локальные нормативные акты разрабатываются на основании положений законов и не могут им противоречит. Если они ухудшают положение работающих на предприятии лиц, то тогда они признаются недействительными либо в указанных рамках, либо полностью в целом.
Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов определяются законодательно в связи с важностью данных нормативов. Создают их, как правило, специалисты разных сфер деятельности — экономисты, правоведы, кадровики и т. д.
Многие часто путают внутренние нормативы организации с кадровой документацией. Однако, между ними существует значительное различие.
Внимание! Документы кадровой службы лишь фиксируют и учитывают происходящие на предприятии моменты, а локальные нормы осуществляют регулирование взаимоотношений администрации компании с наемным персоналом.
Например, табель учета рабочего времени сотрудников или регистрационные журналы не являются локальными нормативными документами.
ООО и ИП – должны ли формировать ЛНА
Законодательно закрепляется, что локальные нормативные акты предприятия должны существовать у хозяйствующего субъекта, если он зарегистрирован в налоговых органах в качестве юрлица и у него существуют заключенные с работниками трудовые договора. Поэтому если деятельность осуществляется в виде организации, подобные документы придется создавать.
Освобождаются от создания внутренних нормативов только субъекты, отнесенные к микропредприятиям. Они, в соответствии с законодательством, должны включать эти правила в трудовые соглашения с каждым работником.
Предприниматели могут создавать внутренние нормативные акты на добровольной основе. На них распространяется правило, согласно которому при отсутствии локального документа, соответствующие нормы должны включаться в подписываемые с работником договора.
Внимание! Только физлица, не зарегистрированные в качестве ИП, но заключившие договора с другими физлицами освобождены в полной мере от локальных нормативов.
Какие нормативные документы должны быть в ООО или ИП
Строгий локальные нормативные акты организации перечень не существует, так как законодательством не предусмотрено прямо, какие из них должны обязательно существовать. Кроме того надо учитывать размеры предприятия, так как в зависимости от этого, локальные нормативы могут быть объединены в одном документе, либо разрабатываться по каждому рассматриваемому вопросу.
Также надо учитывать специфику направления деятельности компании в целом, либо отдельных ее структурных подразделений. Только учитывая эти моменты можно определить какой нормативный акт для этой фирмы обязателен, а какой может существовать на основании добровольной воли хозяйствующего субъекта.
Перечень обязательных документов
Этот список является условно обязательным, и определяется по тому какие документы наиболее часто запрашиваются при проверке, а также существуют законодательные ссылки к ним.
К таким нормативам можно отнести:
Внимание! В зависимости от вида деятельности компании он может быть расширен.
Перечень не обязательных документов
Сюда включаются все остальные акты, которые создаются на предприятии и используются для регулирования трудовых отношений:
- Положение о структурных подразделениях фирмы.
- Положение по премированию сотрудников компании.
- Нормативный акт по персоналу компании.
- Акт по отпускам на предприятии.
- Положение о выдаче материальной помощи.
- Нормативный акт о добровольном медицинском страховании.
- Нормативный документ о работе вахтовым методом.
- Положение по адаптации сотрудников.
- Нормативный акт организации обучения, повышения квалификации сотрудников.
- Нормативный акт о материальной и дисциплинарной ответственности сотрудников.
- Нормативный акт об установлении испытательного срока для работников.
- Положение о медосмотрах сотрудников предприятия.
- Положение о социальных гарантиях работникам.
- И другие.
Внимание! Все эти документы могут разрабатываться по мере возникновения в них необходимости . Создавать эти локальные документы или нет, администрация фирмы решает сама на добровольной основе. При этом процесс их ввода в действие такой же, как и у любого другого локального нормативного акта.
Нужно ли знакомить с данными документами сотрудников
Если в организации действует локальный акт, то с ним должен быть ознакомлен под роспись каждый сотрудник, который трудится здесь. Это можно делать несколькими способами:
- Непосредственно в самом нормативном акте. Для этих целей на последнем листе документа можно создать специальную таблицу, где будут проставляться фамилии работников, даты и личные подписи. Такого рода ознакомление вызывает наибольшую степень доверия у проверяющих и судебных органов, поскольку не позволяет администрации каким-либо образом изменить документ в одностороннем порядке, либо вообще заменить его на новую версию.
- Подписи проставляются на отдельном листе ознакомления работников. Такой лист можно прикладывать к каждому нормативному акту, либо заводить один единый для всех действующих документов в компании. В таком листе очень важную позицию занимает графа с указанием даты ознакомления, поскольку это в дальнейшем позволит соотнести факт ознакомления с действующей на тот момент редакцией документа. Фактически, подписи с каждого работника необходимо брать при каждом случае внесения изменений в локальный акт.
- Вместо листка ведется отдельный журнал ознакомления с локальными нормативными актами. Его листы необходимо прошить, пронумеровать, а записи вносить в каждую строчку без пропусков, либо производить сквозную нумерацию строк. Одна строка должна соответствовать ознакомлению с одним нормативным актом.
- Внесение в трудовое соглашение пункта о том, что при его подписании работником ознакомился с действующими нормативными актами. Особенностью указанного способа является то, что в организации не предусмотрены ни журналы для ознакомления с актами, ни опросные листы, ни другие способы. Работник в момент подписания соглашения и проставления отметки о получении его на руки, делает еще одну отметку о том, что с действующими локальными актами он ознакомлен. При инициации судебного разбирательства, суд признает данный способ правомочным и считает, что работник принял на себя обязательства, указанные в нормативных документах.
Cм. как правильно оформить лист ознакомления с локальными нормативными актами, скачать бланк.
Как утверждаются ЛНА
Для каждого локального нормативного акта необходимо соблюдать необходимую процедуру его ввода в действие, даже если он не относится к числу обязательных.
Проект локального акта обязательно нужно отправить в профсоюзный орган и произвести его согласование в установленном порядке. Профсоюз либо соглашается с проектом, либо оформляется протокол разногласий. В последнем случае между администрацией компании и представителями профсоюза должны проводиться переговоры.
Должностное лицо может утвердить локальный акт и в таком виде, однако в случае возникновения споров, профсоюз может оспорить его действие через суд. Если такого органа на предприятии нет, то данный шаг опускается.
Кроме этого необходимо учитывать, что должностное лицо, которое будет осуществлять ввод документа в действие, должно обладать на это необходимыми полномочиями. Последние определяются уставными документами.
Только после этого можно производить его ввод в действие, это выполняется один из способов:
- На самом документе проставляется специальная резолюцию «Утверждаю», после чего руководящее лицо ставит свою подпись. Если проект документа согласовывался с профсоюзом либо другими ответственными лицами, их подписи также должны стоять рядом.
- Издается отдельный приказ о введении в действие нормативного акта. В нем необходимо точно указать, на каких условиях и с какой даты начинает действовать документ. На обложке самого акта ставится резолюция «Утверждено», и указываются реквизиты приказа.
buhproffi.ru
3 Локальные нормативные акты организации
3.1 Сущность и виды локальных актов организации
Система правового регулирования деятельности организаций складывается из законодательных, иных правовых актов и внутренних документов, принимаемых самой организацией в рамках локального нормотворчества безотносительно к форме собственности. В современном законодательстве сужение сферы госрегулирования влечет расширение сферы локального нормотворчества.
Организациям дано право создавать нормативно-правовую базу для своей деятельности, а также устанавливать необходимое их количество. Если работодатель является физическим лицом, он утверждает эти акты самостоятельно. Если же работодатель — юридическое лицо, то его локальное нормотворчество осуществляется посредством деятельности коллегиальных или единоличных органов управления организацией, к компетенции которых отнесены соответствующие полномочия.
Работодатель реализует свои нормотворческие полномочия в пределах своей правосубъектности, устанавливаемой законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Содержание данной компетенции указывается в законодательстве, регулирующем деятельность юридических лиц определенной организационно-правовой формы (например, акционерного общества, производственного кооператива, унитарного предприятия и др.), а также в Уставе конкретной организации.
Локальные акты издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.
Приказ — локальный нормативный (распорядительный) документ, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач (Приложение 4, 5, 6, 7).
Решение — локальный акт, применяемый общим собранием для реализации права на участие в управлении организацией, предприятием, учреждением (Приложение 8). Решения не носят нормативного характера.
Положение — локальный акт, устанавливающий правовой статус органа управления организацией или порядок, процедуру, правила, реализации организацией какого — либо из своих правомочий (Приложение 9, 10).
Инструкция — локальный акт, устанавливающий порядок и способы чего-либо. Для инструкции характерны повелительные нормативные предписания (Приложение 11, 12 , 13, 14).
Правила — локальный акт, регламентирующий порядок деятельности организации, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора.
Локальные нормативные акты не следует смешивать с организационно-распорядительной документацией и индивидуальными правоприменительными актами работодателя. От тех и других локальный нормативный акт отличается, как минимум, шестью признаками.
1 Локальный правовой акт несет волевое содержание. Содержание локальных актов составляет воля организации или профсоюза.
2 Внутриорганизационный характер. Локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, являются лишь те, которые регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, складывающиеся в данной конкретной организации. В соответствии со ст. 13 ТК РФ локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации. Именно в организации происходит разработка, согласование и принятие локальных норм трудового права.
3 Динамизм и устойчивость — разнонаправленные свойства. Динамизм означает изменчивость, развитие, а устойчивость, напротив, консерватизм, стабильность.
Стабильность локальных правовых актов — необходимое условие для обеспечения непрерывных, длящихся общественных отношений. Гарантией стабильности является их соответствие нормативным правовым актам.
4 Локальные акты рассчитаны на многократное применение.
Государство наделяет организации правом создавать свои собственные внутриорганизационные акты. Сколько бы работников в организации ни было, на них на всех распространяется единый локальный акт.
5 Локальные акты обеспечиваются государственным принуждением. Однако следует заметить, что оно зачастую носит опосредованный и дополнительный характер. Так, например, руководитель предприятия может самостоятельно решить вопрос об увольнении работника, поставив об этом в известность профсоюзный орган (если таковой на предприятии имеется). Но если уволенный работник не согласится с решением об увольнении и предъявит иск, то суд будет обязан исследовать все обстоятельства дела. Проверке, в том числе будет подвергнут и локальный правовой акт. Если этот внутриорганизационный акт соответствует законодательству, то увольнение будет оценено как основательное, правомерное. Если нет, то последует восстановление работника. Таким образом, государство поддерживает законные локальные акты при помощи своего механизма принуждения.
6 Производный от законодательства характер означает, что все локальные акты возникают в силу непосредственного указания закона. Закон указывает, что по данному вопросу должен быть принят локальный правовой акт.
Таким образом, локальные нормативные акты – это документы, разрабатываемые для регламентации отношений между органами управления организации, работодателем и работниками для установления работодателем условий труда в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями.
О составе локальных нормативных актов, обязательных для каждой организации, говорится в ТК РФ:
Штатное расписание (ст. 57 ТК РФ)
Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56, 189, 190 ТК РФ)
Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области (п. 8 ст. 86 ТК РФ)
При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (ст. 103 ТК РФ)
График отпусков (ст. 123 ТК РФ)
Наряду с прямо предусмотренными ТК РФ локальными актами работодатель может принимать и другие документы, содержащие нормы права, необходимые для решения возникающих проблем во взаимоотношениях с работниками, например: положение о персонале, положения о структурных подразделениях (отделах), должностные инструкции.
К локальным актам также относятся:
— контракт с руководителем;
— контракт с главным бухгалтером;
— должностные инструкции;
— положение об охране труда;
— приказ о приеме на работу;
— приказ о поощрении;
— приказ о наложении взыскания;
— приказ о материально ответственном лице;
— приказ об увольнении;
— инструкция по противопожарной безопасности;
— приказ о командировке;
— приказ об отпуске и так далее.
Вышеназванные документы могут иметь иное название. Этот вопрос законодатель не регулирует, но при их разработке следует учитывать, что в конечном итоге они должны представлять собой единую систему локальных нормативных актов организации. Перечень действующих локальных актов организации может быть отражен в Номенклатуре дел предприятия, которая в свою очередь является локальным актом (Приложение 15).
Среди документов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, законодатель устанавливает:
— локальные нормативные акты (статья 8 ТК РФ),
— коллективный договор (статья 40 ТК РФ) и коллективные соглашения (статья 45 ТК РФ),
— трудовой договор (статья 56 ТК РФ).
К локальным нормативным актам отнесены акты, принимаемые работодателем в пределах его компетенции и содержащие нормы трудового права. Таким образом, законодательно закреплено право работодателя принимать подобные акты самостоятельно.
Некоторые локальные нормативные акты работодатель должен принимать, учитывая мнение представительного органа работников, что предусмотрено ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. Примерами таких актов могут служить Правила внутреннего трудового распорядка организации (статья 190 ТК РФ), графики отпусков (статья 123 ТК РФ). Перечень локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, может быть дополнен коллективным договором, отраслевыми и иными соглашениями.
Локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями. Если локальный нормативный акт ухудшает положение работников, то он является недействительным. Недействителен и локальный нормативный акт, принятый без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников. Если представительный орган работников отсутствует в организации, то в этом случае работодатель посредством коллективного (с участием работников) и индивидуального договоров (с участием представителя работников) устанавливает и согласовывает условия труда. Если локальный нормативный акт недействителен, то применяются законы или иные локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (статья 8 ТК РФ).
В соответствии со статьей 68 п. 3 ТК РФ работодатель при приеме на работу обязан ознакомить работника с действующими в организации локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника.
К разработке локальных нормативных актов следует привлекать сотрудников кадрового, юридического и иных отделов. Действующие в организации локальные нормы существенным образом влияют на налогообложение организации, поэтому в разработке локальных нормативных актов должны также участвовать финансовые службы организации.
Часто в организациях порядок разработки, утверждения и вступления в силу локальных нормативных актов регулируется отдельным документом, утверждаемым высшим органом управления организации. Пример такого положения представлен в Приложениях 16, 17.
Государственная инспекция труда РФ при проверке организации проверяет наличие и порядок ведения кадровой документации. За нарушение трудового законодательства на руководителя организации могут быть наложены штрафные санкции.
Некоторые отношения между работодателем и работником могут оказаться неурегулированными. Это, в свою очередь, может привести к конфликтным ситуациям между работниками организации и работодателем.
Рассмотрим некоторые виды локальных нормативных актов, принимаемых в организациях.
studfiles.net
Как правильно утвердить локальный нормативный акт? | Вопросы подписчиков
Я не получила ответа на спой вопрос.Согласно ГОСТу гриф утверждения документа бывает двух видов:1. УТВЕРЖДАЮ и дальше дата и подпись должностного лица, утвердившего документ2. УТВЕРЖДЕНО и дальше реквизиты утверждающего документа.В моем случае выбран вариант 2. То есть гендир принимает отдельный приказ об утверждении лна.Реквизиты этого приказа указываются на титульном листе лна в правом верхнем углу — то есть в грифе утверждения.Приложения к лна НЕ будут утверждаться отдельно от самого лна. Они следуют за последним листом лна. И даже нумерация листов лна и его приложений сплошная.У меня вопрос что указать в правом верхнем углу приложений к лна. Можно ли просто указать Приложение # 1 к Положению об аттестации такой-то компании. И все. То есть не указывать снова реквизиты приказа, которым утвержден лна. Ведь приложения являются неотъемлемой частью самого лна, так?
Ответ на вопрос:
В данном случае, рекомендуется издать соответствующий приказ об утверждении приложения к положению об аттестации.
По общим правилам, приложение к документу, является составной частью соответствующего документа. При этом, документы утверждаются полностью. Если необходимо дополнить документ, то производиться его изменение или утверждение в новой редакции. Отдельное утверждение составных частей документа не предусмотрено существующими правилами документооборота. Соответственно, Вы не можете утвердить отдельным приказом или записью в самом документе, приложение к положению об аттестации. Вы можете дополнить соответствующее положение приложением к нему. Поэтому, проставление реквизита утверждения в приложении к документу, который был утверждён отдельным приказом, является некорректным. Рекомендуется утвердить ЛНА в новой редакции, с соответствующим приложением (см. приложение к ответу ниже).
Подобные правила следуют по общему смыслу пунктов 3.16, 3.21 ГОСТ Р 6.30-2003 и пунктов 60, 61, 68 ГОСТ Р 7.0.8-2013.
Вы узнаете больше о локальных нормативных актах предприятия, если перейдете в материал.
Подробности в материалах Системы Кадры:
Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»
(ООО «Альфа»)
ПРИКАЗ № 5
об утверждении и введении в действие
новой редакции Правил внутреннего трудового распорядка
г. Москва 05.08.2014
В целях приведения локальных нормативных актов ООО «Альфа» в соответствие с действующим
законодательством РФ,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Правила внутреннего трудового распорядка ООО «Альфа» (далее – ПВТР) в новой редакции № 3.
2. Ввести новую редакцию ПВТР в действие с 1 ноября 2014 года.
3. Считать 31 октября 2014 года последним днем действия ПВТР в редакции № 2 от 15 февраля
2010 года.
Мы рекомендуем почитать о прекращении действия локального нормативного акта материал по этой ссылке.
Популярные вопросы
4. Поручить руководителю отдела кадров Е.Э. Громовой в срок до 1 ноября 2014 года ознакомить всех сотрудников ООО «Альфа» под подпись с ПВТР в редакции № 3 от 1 ноября 2014 года.
5. Назначить ответственным за исполнение настоящего приказа руководителя отдела кадров
Е.Э. Громову.
Статья о перечне локальных нормативных актов организации поможет вам не допускать ошибок в работе.
Приложение: Правила внутреннего трудового распорядка ООО «Альфа в редакции № 3 от
1 ноября 2014 года.
Генеральный директор ______________ А.В. Львов
С приказом ознакомлен:
Руководитель отдела кадров ______________ Е.Э. Громова
30.03.2016
С уважением и пожеланием комфортной работы, Игорь Иванников,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
в каждом монастыре свой устав
Роль законов в компании выполняют локальные нормативные акты. Как определяются эти документы, что входит в их состав и каков порядок пересмотра ЛНА, расскажем в настоящей статье.
Из статьи вы узнаете:
Что такое локальный нормативный акт
Локальный нормативный акт – это «нормативный правовой акт, действие которого ограничивается издавшей его организацией». Деятельность государства регулируется кодексами, законами, подзаконными актами. Если кто-то нарушает закон, то его привлекают к ответственности. В организации роль законов исполняют локальные нормативные акты. Их основная функция: регулировать все сферы деятельности, устанавливать правила поведения в разных рабочих ситуациях. За нарушение ЛНА работника с полным правом могут привлечь к ответственности.
Как определить, что документ является ЛНА? По виду документа. ЛНА – это практически всегда организационно-правовой документ: положение, инструкция, регламент, правила. И по ряду характерных признаков. Их вы найдете в статье 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 № 48. В постановлении идет речь о нормативных актах государственного уровня, но на его основе можно вывести характерные черты ЛНА негосударственной организации.
ЛНА:
- издан в установленном порядке;
- в нем есть нормы или правила выполнения видов деятельности и бизнес-процессов;
- он обязателен для определенного круга лиц и создан с целью неоднократного применения.
Если приказ по основной деятельности отвечает этим критериям, то он тоже является ЛНА.
Каков состав ЛНА компании и правила их формирования
Стандартный состав документального фонда компании представлен организационно-распорядительными документами: приказы, положения, инструкции, правила, протоколы совещаний, акты, докладные и служебные записки, договоры, деловая переписка и др. Общие правила оформления реквизитов представлены в третьем разделе Инструкции (См. Справочник секретаря и офис-менеджера, № 5, 2016).
Правила форматирования текста согласуйте с отделом, отвечающим за фирменный стиль организации: возможно, в вашей компании уже действует документ, в котором подробно описано, каким видом, цветом, размером шрифта набираются тексты документов.
В разделах, посвященных отдельным видам документов, описываются нюансы оформления их реквизитов и текста.
Читайте по теме в электронном журнале
Приказ и распоряжение
Главный организационно-распорядительный документ в компании – приказ по основной деятельности. В нем фиксируются директивы руководства. За неисполнение этих директив работодатель с полным правом может привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Приказы по основной деятельности большинство организаций создают в бумажном виде, хотя они стремятся перевести внутреннюю письменную коммуникацию в электронный вид. И не без оснований: пока работник не поставит на документе собственную электронную подпись (ЭП), его знакомство с ним в электронном виде никто не докажет. Наделять каждого работника квалифицированной, обладающей юридической силой ЭП – дорогое удовольствие. Дешевле и привычнее использовать традиционную бумажную форму для приказов.
Поскольку в организации действуют и другие приказы – по личному составу, рекомендуем вам один раз сообщить, что за подготовку последних отвечает кадровая служба, и к этому не возвращаться. В Инструкции по делопроизводству идет речь только о приказах по основной деятельности и о приказах по личному составу, составляемых в свободной форме (см. п. 9.3.2 в примере).
Распоряжение – самостоятельный организационно-распорядительный документ, но рангом пониже, чем приказ. Если приказ издает только генеральный директор и документ действует на уровне всей организации, то распоряжение подписывает руководитель структурного подразделения. Действует документ на уровне одного подразделения. В нем конкретизируют директивы, полученные от руководства, или фиксируют оперативные задания.
Читайте также:
Положение, правила, инструкция
Следующий фрагмент раздела Инструкции по делопроизводству посвящен созданию локальных нормативных актов в компании: положения, инструкции и правил. Требования к составлению этих документов начните с определений.
Пример. Пользователи Инструкции по делопроизводству должны отличать положения от правил, правила от инструкции, инструкцию от положения. Это предохранит организацию от появления недоразумений вроде «Положения о правилах делопроизводства» или «Инструкции по отделу кадров». После определений в Инструкции приводятся нюансы оформления текста ЛНА, согласования, утверждения и внесения изменений.
Справка
Протокол совещания
Протоколы составляют полные и краткие. В первом случае ход совещания фиксируется буквально дословно, во втором в документ попадают только задания и решения, принятые по тому или иному вопросу. В нашем примере используют оба вида протоколов, но с оговорками: полные протоколы оформляют только для внешних совещаний, на которые приглашают представителей других компаний или государственных органов. Что касается внутренних совещаний, то здесь достаточно и краткого протокола.
Еще одна особенность, которую могут себе позволить технически продвинутые компании, использующие системы электронного документооборота (СЭД): внешние протоколы оформляются на бумажных носителях. Только в крайнем случае, если это прописано в договоре между организациями, протокол предоставляют в электронном виде. Краткие протоколы, напротив, существуют только в электронном виде, подписываются ЭП, а задачи по ним направляются в СЭД. Это – одна из мер по развитию электронного документооборота в организации, и нужно сказать, что мера полезная.
В примере Инструкции по делопроизводству описывается порядок подготовки двух видов протоколов: полного и краткого, на электронном и бумажном носителях.
Пример. Приказ «О назначении ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях»: издан в установленном порядке; устанавливает ответственных за выполнение процессов делопроизводства; обязателен для назначенных ответственными; создан на длительный срок, следовательно, является ЛНА.
В каких ситуациях пересматривают ЛНА
Если в регламентируемый процесс вносят коррективы. Например, на производстве поменялось оборудование. Очевидно, что процесс изменился, а значит, нужно менять и документы, которые описывают порядок выпуска продукции. Или компания переходит на электронный документооборот, а все ЛНА ориентированы на бумажный.
Если принят нормативный или методический документ федерального уровня.Самый яркий пример: к июлю 2018 года ожидается, что вступит в силу новый государственный стандарт по оформлению документов. Все предприятия России, в которых действуют инструкции по делопроизводству или другие подобные регламенты, должны внести в них изменения, которые вступят в силу именно 1 июля 2018 года.
Если поменялись сотрудники – участники процесса. Часто в ЛНА включают перечень должностей работников, которые в нем участвуют. Например, состав экспертной комиссии, совета, рабочей группы и любого другого коллегиального органа. Одна должность была сокращена, другая – введена, и в связи с этим ЛНА о деятельности коллегиального органа перестанет соответствовать действительности.
Но такие серьезные изменения происходят довольно редко. Локальные нормативные акты морально устаревают постепенно. Это происходит незаметно, и однажды оказывается, что в инструкции написано одно, а работаем мы давно по-другому. Чтобы этого не произошло, все ЛНА ежегодно просматривают, и в них так же ежегодно вносят актуальные изменения. По результатам просмотра ЛНА может быть и отменен.
Как секретарю отследить изменения в ЛНА
Один секретарь, конечно, не сможет помнить обо всех ЛНА, действующих в компании. Но вы и не должны: у каждой инструкции, правила или положения есть автор в структурном подразделении. Как узнать обо всех ЛНА, действующих в организации?
Ведите базу ЛНА организации. Все документы организации должны быть зарегистрированы. ЛНА утверждаются, как правило, генеральным директором, а значит, проходят через руки секретаря. Рекомендуем вам вести подробную базу данных ЛНА организации. Один из вариантов ее оформления представлен в таблице 1 ниже. В нашем случае это таблица Excel, но если в компании внедрен электронный документооборот, то лучше вести такую базу в СЭД.
Обратите внимание на графы базы данных ЛНА «Ответственный работник подразделения» и «Члены коллегиальных органов, рабочих групп, ответственные лица». В эти графы вносят Ф.И.О. работников компании. Нужно взять за правило при увольнении кого-то из работников прогонять его фамилию по базе данных, чтобы выяснить: не является ли он ответственным за какой-то из ЛНА и не состоит ли в какой-либо комиссии. Если база данных отозвалась на фамилию увольняемого, то придется принимать меры: назначать другого ответственного за ЛНА, а в положение о коллегиальном органе вносить изменения.
Таблица 1. База данных ЛНА по организации
Номер |
Дата утверждения |
Последняя редакция |
Вид ЛНА |
Заголовок |
Структурное подразделение – автор |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
564-П |
12.05.2014 |
Правила |
Корпоративной этики |
Управление по персоналу |
|
178/ОРД |
22.10.2015 |
10.07.2017 |
Приказ |
О назначении ответственных за делопроизводство в подразделениях |
Отдел ДОУ |
4/Инст |
01.04.2016 |
Инструкция |
По делопроизводству |
Отдел ДОУ |
|
П23-СП |
17.05.2016 |
Положение |
Об отделе стратегического планирования |
Управление по персоналу |
|
6/Инст |
20.07.2016 |
16.12.2016 |
Инструкция |
По ведению архивного дела |
Отдел ДОУ |
П10-КО |
10.10.2016 |
Положение |
Об экспертной комиссии |
Отдел ДОУ |
|
… |
Ответственный |
Члены коллегиальных органов, |
Файл актуальной |
Примечание |
---|---|---|---|
7 |
8 |
9 |
10 |
Шикунова Д.Г. |
Правила корпоративной |
||
Тарасова В.С. |
Афанасьева Г.Н., Ветров Н.Н., Ковальчук К.Е., Локтева Т.А., Петренко В.С., Рыбакина С. В., Тимофеева А.В. |
Приказ о назначении ответственных за делопроизводство в подразделениях |
Внесены изменения |
Тарасова В.С. |
Инструкция по делопроизводству |
||
Зимина К.В. |
Положение об отделе стратегического планирования |
||
Баранова И.М. |
Инструкция по ведению архивного дела |
Внесены дополнения |
|
Баранова И.М. |
Головлев С.А., Петрушина Р.В., Захарова Л.Е., Баранова И.М. |
Положение об экспертной комиссии |
|
Скачать таблицу.
Сделайте запрос в структурные подразделения с просьбой предоставить перечень ЛНА (образец ниже). Информацию внесите в базу данных ЛНА, а впредь все ЛНА, которые утверждает руководитель компании, вносите в нее сразу после регистрации.
Образец. Служебная записка
Попросите внести вашу должность в обходные листы. «Бегунки» выдаются увольняемым и работницам, которые идут в декрет, как раз для того, чтобы все ответственные должностные лица были в курсе, что через пару дней этого сотрудника уже не будет. Секретарь руководителя может пополнить этот список. Но имейте в виду: обходной лист не предусмотрен трудовым законодательством и заполнять его работник не обязан.
Читайте также:
www.sekretariat.ru
Порядок принятия локальных нормативных актов
Основные локальные нормативные акты — регламентирующие документы, которые необходимо разработать, утвердить и принять на каждом предприятии. К их содержанию и оформлению предъявляются требования, соблюдение которых гарантирует юридическую силу нормативных актов.
Из статьи вы узнаете:
Локальный нормативный акт — это нормы трудового права, действующие на данном предприятии
В общем случае взаимоотношения работника и работодателя регламентируются положениями Трудового кодекса. Этот сборник законодательных актов содержит все необходимые для осуществления этого взаимодействия нормы трудового права. Вместе с тем, каждый работодатель вправе дополнять такие нормы собственными локальными регламентами, не противоречащими ТК РФ, учитывающими специфику и производственной деятельности конкретного предприятия, и установленные на нем правила и требования, регулирующие внутренние управленческие процессы. Такие регламенты оформляются как отдельные локальные нормативные трудовые акты.
Локальные нормативные акты принимаются на уровне конкретного работодателя. При их разработке учитываются не только нормы действующего трудового законодательства и иных федеральных или отраслевых правовых актов, но и иные локальные регламенты, уже утвержденные и действующие на данном предприятии. Такие как, например, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка или другие соглашения, которые были заключены между работодателем и работниками.
Читайте по теме в электронном журнале
Локальные нормативные правовые акты: понятие, виды
Итак, локальные нормативные акты работодателя действуют на территории только одного предприятия. Чтобы их положения можно было квалифицировать как обязательные для применения и исполнения администрацией и работниками организации, эти документы должны отвечать следующим требованиям:
- локальные нормативные акты работодателя могут приниматься им единоличном порядке, а в оговоренных законом случаях — при согласовании с представительным органом работников;
- нормы, содержащиеся в локальных нормативных актов не отменяют установленные законами гарантии и не ухудшают положение работников по сравнению с тем, что установлено законодательством или ранее принятыми на предприятии нормативными актами и иными регламентами;
- локальные нормативные акты принимаются работодателем в установленном порядке и под подпись доводятся до сведения всех работников предприятия, которых они касаются; новички знакомятся с ними при приеме на работу;
- локальные нормативные акты в трудовом праве это требования, обязательные для исполнения, нарушение их работником чревато дисциплинарным взысканием, работодателю за их нарушение грозит административная ответственность.
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, можно подразделить на несколько видов. По способу принятия они могут подразделяться на те которые принимаются работодателем в единоличном порядке и те, которые могут быть приняты только при согласовании с комитетом профсоюзом или иным представительным органом работников.
По степени обязательности они могут быть общего и выборочного действия. Так, например, Положение об оплате труда и Правила внутреннего трудового распорядка — это локальные нормативные акты обязательные для исполнения всеми сотрудниками организации, а Положение о вахтовом методе работы касается только тех сотрудников, кто работает таким методом.
Основные локальные нормативные акты
Кроме того, эти документы могут подразделяться на основные локальные нормативные акты и неосновные К первым относятся те, наличие которых в организации является обязательным и установлено законом. Основные локальные нормативные акты перечислены в таблице.
Наименование локального нормативного акта |
Основание его принятия (ТК РФ) |
Положение об оплате труда |
ч.4, ст. 135 |
Правила внутреннего трудового распорядка |
ч. 4 ст. 189, ст. 190 |
Положение о сборе, обработке и хранении персональных данных |
п. 8 ст. 86, ст. 88 |
Положение и инструкции по охране труда |
ч. 2 ст. 212 |
Положение об аттестации работников |
ч.2 ст. 81 |
Положение о нормировании труда работников |
ст. 162, ст. 270 |
Положение о делегировании полномочий руководителем |
ч. 6 ст. 20, ч.1 ст. 33 |
Положение о выполнении работы в ночное время |
ч. 3 ст. 96 |
Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем |
ст. 101 |
График сменности |
ч. 3 ст. 103 |
Положение о дополнительных отпусках работников |
ч. 2 ст. 116 |
Положение о командировках |
ч. 2 ст. 168 |
Положение о разделении рабочего дня на части |
ст. 105 |
Положение о возмещении расходов, обусловленных служебными поездками работников |
ч.2 ст. 168.1 |
Положение о профессиональное подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников |
ч. 3 ст. 196 |
Положение о труде беременных сотрудниц |
ст. 252 |
Положение о генеральном директоре |
ст. 252 |
Положение о работе по совместительству |
ст. 252 |
Положение о работе вахтовым методом |
ч. 4 ст. 297 |
Читайте также:
Что содержит локальный нормативный акт
Основная цель, с которой работодатель принимает локальные нормативные акты, это, прежде всего, защита его интересов. Чтобы иметь законные рычаги административного воздействия на работников, он вправе дополнить действующее законодательство теми нормами, которые, по его мнению, будут способствовать повышению производительности и трудовой дисциплины.
Поскольку локальный нормативный акт содержит адаптированные к конкретному производственному процессу и форме управления нормы трудового права, работодателю есть прямой смысл оговорить должностные обязанности и установить этим документом и конкретные требования к работникам. Трудовым кодексом не оговаривается какая-то единая форма этого документа, поэтому работодатель волен выбирать ее по своему усмотрению, исходя из потребности. Чаще всего локальные нормативные акты принимают в виде правил, положений и инструкций с соответствующим смысловым содержанием.
Так, положение является локальным нормативным правовым актом, которым определяется порядок какой-либо производственной процедуры — аттестации работников или, например, оплаты их труда. Правилами устанавливаются обязательные для соблюдения всеми сотрудниками регламенты поведения или проведения каких-либо конкретных работ. Инструкции, например должностные, устанавливают функционал для каждой позиции, фигурирующей в штатном расписании организации.
Порядок принятия локальных нормативных актов
Такой порядок также не регламентирован на уровне закона, поэтому для тех компаний, где принятие локальных нормативных актов осуществляется часто, есть смысл разработать отдельный документ, регламентирующий процедуру их разработки, принятия и утверждения, например, Положение и принятии и внесении изменений в локальные нормативные акты.
Справка
Локальные нормативные акты принимаются в следующем порядке:
- разработка, к которой привлекаются специалисты, непосредственно занимающиеся данным вопросом и которые впоследствии будут осуществлять контроль выполнения положения данного документа;
- согласование, порядок которого определяется в соответствии с законом и внутренними регламентами. Согласующие подписи могут потребоваться как от выборных представителей работников, так и от экспертов или представителей вышестоящей организации;
- утверждение, обязательное условие юридической значимости данного документа, виза руководителя, которая ставится от лица работодателя;
- введение в действие, которое начинается с ознакомления работников в данным документом.
Локальные нормативные акты: утверждение
Гриф утверждения является обязательным реквизитом локального акта. Он заполняется после того, как поставлены все согласующие подписи, если их наличие на документе предусмотрено регламентом. Действие локального нормативного акта начинается сразу после утверждения его руководителем или же с той даты, которая оговорена в его текстовой части. На оригинале документа подпись руководителя должна быть заверена печатью организации.
Гриф утверждения располагается в правом верхнем углу титульного листа локального нормативного акта, как это показано ниже, на образце должностной инструкции.
Скачать бланк должностной инструкции >>>
После того, как локальный нормативный акт утвержден, документ должен быть зарегистрирован. Для регистрации этих документов на предприятии ведется специальный журнал. После того, как документ зарегистрирован с ним должны быть ознакомлены те сотрудники компании, которых он касается. Факт того, что работник ознакомился с текстом данного локального нормативного акта обязательно должен быть подтвержден его собственноручной подписью, проставленной с указанием даты ознакомления.
Читайте также:
www.sekretariat.ru