В каких случаях сотрудники полиции имеют право применять физическую силу в отношении гражданина?
Применение физической силы сотрудниками полиции в отношении граждан регламентирует глава 5 Закона «О полиции».
Согласно ст. 20 Закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
При этом сотрудник полиции обязан предупредить о намерении использовать физическую силу, предоставив при этом достаточное время для выполнения требований (ч. 1 ст. 19 Закона «О полиции»). Без предупреждения сотрудник полиции имеет право действовать, когда промедление в применении силы создает опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным (ч. 2 ст. 19 Закона «О полиции») (например, если нарушителем совершаются насильственные действия в отношении граждан, и даже тогда, когда вред еще не причинен, но есть реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан и сотрудника полиции).
Таким образом, применение физической силы сотрудником полиции является правомерным, если является реакцией на противоправное поведение (сопротивление), отсутствует реальная возможность несилового воздействия, после предупреждения сотрудника лицо не выполнило его законных требований.
Кроме того, важным условием правомерности применения силы является ее соразмерность конкретному противоправному поведению. При этом правила действий в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, при задержании лица, совершившего преступление, распространяются и на сотрудников полиции. Так, при превышении пределов необходимой обороны сотрудник, применивший силу, подлежит привлечению к уголовной ответственности.
76.xn--b1aew.xn--p1ai
Применение сотрудниками полиции физической силы. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О полиции». Статья 20
Применением физической силы сотрудниками полиции являются действия служащих, не сопровождающиеся использованием оружия и спецсредств, направленные на отдельных лиц или имущество. Они заключаются в нарушении неприкосновенности субъектов, ограничении свободы их передвижения или распоряжения предметами. Такие действия совершаются для прекращения противоправного поведения или бездействия указанных лиц, а также для принуждения исполнения законных требований служащих. Далее рассмотрим порядок применения сотрудниками полиции физической силы.
Общие сведения
Применение сотрудниками полиции физической силы представляет собой специфическое принудительное воздействие. Оно основывается на использовании мускульных индивидуальных возможностей служащих. При этом полицейский вступает в непосредственный физический контакт с объектом этого воздействия. Им может быть человек, предмет, животное, механизм и пр.
Применение физической силы сотрудником полиции может сопровождаться причинением вреда здоровью, боли, смерти, повреждением или разрушением имущества, временным изъятием предметов.
Нормативная база
Условия применения физической силы сотрудниками полиции закреплены в ФЗ № 3, ст. 20.
Согласно норме, служащий вправе оказать воздействие в составе подразделения или лично, если несиловые методы не позволяют обеспечить исполнение обязанностей, возложенных на него.
Согласно статье 20, применение физической силы допускается для:
- Пресечения административных нарушений и уголовных посягательств.
- Задержания лиц, совершивших противоправные действия, и доставления их в служебное помещение подразделения ОВД, муниципального органа и пр.
- Преодоления сопротивления законным требованиям служащего.
Перечень случаев применения сотрудником полиции физической силы является закрытым. В локальных нормативных документах (инструкциях, положениях, распоряжениях и пр.) их содержание может конкретизироваться в зависимости от той или иной ситуации.
Необходимо отметить, что ФЗ «О полиции» не устанавливает ограничений на применение силы по субъектному составу.
Пресечение правонарушений и преступлений
Это первое основание для применения физической силы сотрудником полиции. Воздействие в этом случае осуществляется на лицо, совершающее активные противоправные действия.
Если субъект находится в состоянии незаконного бездействия, то сотрудник полиции имеет право использовать силу для преодоления противодействия или для задержания.
Доставление виновного в служебное помещение
Применение физической силы сотрудником полиции направлено в этом случае на беспрепятственный привод субъекта в место разбирательства. Им может быть, к примеру, дежурная часть, участковый пункт ОВД.
Доставление как мера принуждения может применяться к лицам, совершившим преступление или административный проступок.
Задержание
Оно предполагает действия служащего, направленные на захват гражданина, совершившего противоправный поступок. Задержание предшествует доставлению. Применение силы обеспечивает в таких случаях ограничение движений виновного, предотвращение его побега и совершение иных незаконных действий.
Преодоление противодействия
Предусмотренные в ФЗ № 3 права сотрудников полиции реализуются в целях исполнения обязанностей, на них возложенных. Так, служащий для пресечения противоправного поведения может выдвинуть гражданину определенные требования. Применение силы обуславливается в таких ситуациях бездействием лица. Оно выражается в неисполнении законных требований служащего. Необходимость применить силу возникает, к примеру, в случае отказа гражданина:
- Обеспечить доступ к другим лицам, предметам или документам.
- Проследовать в служебное помещение ОВД, остановиться или покинуть определенное место.
- Обеспечить беспрепятственный доступ на территорию, объект, в транспортное средство и пр.
Вместе с тем нельзя считать оправданным применение силы в случае отказа субъекта от дачи объяснений, проведения ревизии деятельности предприятия и пр.
Неповиновение может выражаться в форме, указывающей на явное неуважение к должностным лицам, обеспечивающим общественный порядок.
Общие правила
Законом закреплен перечень действий, которые служащий может совершить при наступлении соответствующих условий. В ст. 20 ФЗ «О полиции» закреплены конкретные ситуации, в которых допускается применение силы. Однако необходимо знать, как правильно это делать.
Во избежание негативных последствий (как для самого служащего, так и для окружающих) разработан порядок совершения необходимых действий, направленных на пресечение противоправного поведения.
Служащий совершает 3 вида действий: до применения силы, во время физического контакта с субъектом (объектом) и после него. Последовательность и необходимость в их осуществлении на каждом этапе зависит от обстановки, которая складывается на месте во время пресечения деяния, и последствий (в том числе вероятных).
Предупреждение
Перед применением физической силы сотрудник полиции сообщает гражданам о том, что он является служащим правоохранительных органов и о своих требованиях. Таким образом, он предоставляет лицам время для их выполнения. Если задержание производится оперативной группой, предупреждение делает любой из ее членов.
Сообщение о требованиях и применении силы в случае их невыполнения должно быть озвучено громко и четко.
Следует отметить, что правом сотрудника полиции является совершение действий без предупреждения, если промедление может вызвать негативные последствия. Это допускается в частности в случае, когда существует реальная угроза жизни служащего или окружающих граждан.
Предписания
При применении силы полицейский обязан руководствоваться следующим:
- Действовать необходимо с учетом сложившейся обстановки, степени и характера опасности граждан, в отношении которых будут применяться принудительные меры. Немаловажное значение имеет и оценка уровня сопротивления, оказываемого лицами.
- Служащий должен стремиться минимизировать любой ущерб. Действия полицейского должны быть соразмерны действиям/бездействиям гражданина. Кроме этого, при применении силы необходимо стараться не причинять ущерб имуществу и не создавать опасность для жизни окружающих.
- Если субъект получил телесные повреждения от действий служащего, ему необходимо оказать первую помощь и предпринять меры по предоставлению квалифицированной медпомощи в сжатые сроки.
Действия служащего после применения силы
Полицейский обязан сообщить родственникам гражданина, получившего телесные повреждения, о том, что он был задержан. Это необходимо сделать в максимально короткие сроки, не позднее суток с момента пресечения противоправного поведения.
В течение 24 ч. прокурор уведомляется о каждом случае гибели или ранения лица при применении полицейским силы. При этом место происшествия служащий по возможности должен сохранить без изменений.
В течение суток полицейский сообщает своему непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего подразделения ОВД о причинении материального или физического вреда лицу при исполнении им своих обязанностей. Обстоятельства происшествия должны быть отражены в рапорте в полном объеме.
Находясь в составе оперативной группы служащий при применении силы обязан руководствоваться положениями федерального закона, приказами и распоряжениями непосредственного руководителя подразделения.
Ответственность сотрудника полиции
Как правило, решение о применении силы служащий принимает самостоятельно. Соответственно, он в полной мере отвечает за возможные последствия своих действий.
В случае превышения своих полномочий при применении силы служащий может быть привлечен к ответственности, предусмотренной в законодательстве. В зависимости от характера действий и тяжести последствий ему могут вменяться дисциплинарные, гражданско-правовые, материальные или уголовные санкции.
Противоправное применение силы служащим при исполнении им своих обязанностей квалифицируется как превышение полномочий только в тех случаях, когда его действия не были вызваны крайней необходимостью или необходимой обороной, и не было предпосылок для принудительного задержания преступника.
Кроме уголовного наказания, в отношении служащего может быть возбуждено исковое производство и предъявлены требования о компенсации имущественного и морального вреда гражданину, получившему телесные повреждения.
За нарушения предписаний, закрепленных в федеральном законе, локальных актах ОВД, служащий несет дисциплинарную ответственность. Самой строгой санкцией является увольнение из ОВД.
Ограничения
Законодательство предусматривает ряд случаев, при которых физическая сила применяться не может. Соответствующие действия запрещены в отношении женщин, имеющих явные признаки беременности, граждан-инвалидов, а также малолетних. Исключение составляют ситуации, когда указанные субъекты оказывают вооруженное сопротивление, совершают групповое или иное нападение, угрожающее здоровью/жизни окружающих или непосредственно сотрудников полиции.
Не допускается использовать силу при пресечении незаконных митингов, собраний, демонстраций, пикетирования, шествий ненасильственного характера, не нарушающих общественный порядок, нормальное функционирование транспортной инфраструктуры, предприятий и средств связи.
Профпригодность
Все сотрудники полиции должны проходить периодическое обучение, подготовку и проверку своей квалификации. Содержание программ по повышению профпригодности определяется МВД.
Служащие должны знать правила поведения в условиях, связанных с применением силы, порядок действий, ограничения, пределы крайней необходимости и обороны.
Служащие, не прошедшие проверку на профпригодность, проходят аттестацию на соответствие должности. До принятия решения по ее итогам такие сотрудники отстраняются от исполнения обязанностей.
Крайняя необходимость
Под ней следует понимать ситуацию, когда полицейский причиняет ущерб интересам другого лица с целью устранения угрожающей ему или иным гражданам опасности. Применение силы при крайней необходимости допускается в случае, когда иными способами устранить угрозу не представляется возможным.
При совершении действий в таких ситуациях служащий должен адекватно оценивать обстановку. Применение силы должно соответствовать характеру и степени угрозы, исходящей от другого субъекта. Превышение пределов необходимости квалифицируется как уголовное деяние, если было совершено умышленно.
Стоит сказать, что в отличие от состояния необходимой обороны, в которой служащий может нанести больший вред, при крайней необходимости не допускается даже равный ущерб. В противном случае действия полицейского могут быть расценены как умышленные.
Необходимая оборона
Как устанавливает 18 статья ФЗ № 3, служащий подразделения ОВД вправе применить физическую силу в порядке и случаях, закрепленных законодательством. В состоянии необходимой обороны служащий при отсутствии у него оружия или спецсредств может использовать любой подручный предмет.
При применении силы особое значение имеют уголовно-правовые нормы. Однако на практике многие служащие руководствуются исключительно ФЗ № 3, а также локальными актами, изданными структурами МВД.
При пресечении преступлений служащие действуют в условиях, исключающих преступность поведения. Профессиональная деятельность полицейских далеко не всегда может быть спланирована, поскольку обстановка может измениться в любой момент. Следовательно, всегда существует вероятность возникновения нежелательных последствий.
Учитывая это, в уголовном законе должны закрепляться четкие пределы реализации служащими ОВД их полномочий. Эти рамки позволяют существенно минимизировать риск совершения полицейскими противоправных действий. Для этого, в свою очередь, необходимо привести в соответствие отдельные положения ФЗ № 3, локальные правовые документы, изданные структурами МВД, с уголовно-правовыми нормами.
Заключение
Применение силы считается одной из принудительных мер, которые может использовать полицейский при реализации своих должностных полномочий. Разумеется, всегда служащий должен действовать, руководствуясь нормами права. Только в исключительных случаях возможен выход за пределы законодательных предписаний.
Следует понимать, что действующие нормы обеспечивают защиту интересов всех граждан, в том числе совершающих противоправные действия. Осознанное превышение служащим своих полномочий повлечет негативные последствия для него вплоть до уголовной ответственности.
fb.ru
Основания применения полицией физической силы
Часть 1 ст. 20 Закона «О полиции» определяет, что сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда Законом «О полиции» разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия (ч. 2 ст. 20 Закона «О полиции»).
К сожалению, Федеральный закон «О полиции» не раскрывает понятие «применение физической силы». Следует отметить, что ч. 1. ст. 20 Президентского проекта Федерального закона «О полиции»[1] давала право сотруднику полиции «совершать вопреки воле какого–либо лица или группы лиц физические действия, направленные против этих лиц или их имущества, сопряженные с причинением по необходимости физического, имущественного и морального вреда, в целях пресечения преступлений и административных правонарушений, захвата, удержания и доставления совершивших преступления, административные правонарушения лиц для дальнейшего разбирательства, а также в целях преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения полицией возложенных на нее обязанностей».
Ю.П. Соловей и В.В. Черников применением физической силы в соответствии с Законом РФ «О милиции» считали не сопровождающиеся применением спецсредств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника милиции, направленные против отдельных лиц либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими–либо предметами в целях прекращения активного противоправного поведения данных лиц или, в случае их противоправного бездействия, самостоятельного исполнения сотрудниками полиции своего законного требования.
Следует отметить, что ограничений по кругу лиц на применение физической силы Закон «О полиции» не устанавливает.
Для пресечения преступлений и административных правонарушенийфизическая сила применяется прежде всего в отношении деяний, которые совершаются путем действия. При совершении деяний путем бездействия физическая сила может применяться для преодоления противодействия нарушителя, либо для его задержания. Речь в Законе «О полиции» идет только о прекращении административно или уголовно наказуемых деяний.
Для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц
Физическая сила применяется для доставления (препровождения) нарушителей к месту разбирательства (например, в дежурную часть органа внутренних дел).
Под задержанием в данном случае следует понимать, в частности, действия сотрудника полиции по захвату лица, совершившего преступление, административное правонарушение.
Для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полициифизическая сила применяется, прежде всего, в отношении деяний, совершаемых в форме бездействия. К примеру, для преодоления такой формы противодействия, как неповиновение работнику полиции, исполняющему обязанности по охране общественного порядка (ч.1. ст. 19.3 КоАП РФ), выражающейся в отказе от обязательного исполнения законных, как правило, неоднократно повторенных распоряжений и требований сотрудника полиции, а равно в воспрепятствовании исполнению им служебных обязанностей. Необходимость применения физической силы возникает тогда, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие законные требования сотрудника полиции:
а) проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его;
б) обеспечить свободный доступ в какое–либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект;
в) обеспечить свободный доступ к каким–либо лицам, предметам или документам;
г) нарушение запрета проследовать в определенное место или находиться в определенном месте.
Как применение физической силы сотрудником полиции следует расценивать такие его действия, как:
– доставление в дежурную часть органа внутренних дел лица, подозреваемого в совершении правонарушения, когда сотрудники полиции удерживают его за руки;
– принудительное помещение (или перенос) лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, в специальный автомобиль;
– взлом замка входной двери квартиры, когда находящиеся в ней лица отказываются выполнить законное требование сотрудников полиции впустить их;
– извлечение из салона транспортного средства управляющего им водителя, имеющего внешние признаки опьянения, который отказывается пройти медицинское освидетельствование;
– извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором водитель пытается скрыться;
– физические усилия, направленные на сдерживание, оттеснение или рассредоточение толпы входе поддержания правопорядка на митингах, демонстрациях.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» физическая сила в местах содержания под стражей может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого для пресечения совершаемого им правонарушения или преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей, если ненасильственные способы не обеспечивают прекращения правонарушения либо выполнения законных требований.
Сотрудник полиции, причинивший гражданину вред здоровью в результате применения физической силы, обязан оказать первую помощь лицу, получившему телесные повреждения, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности от внезапного нападения.
[1]РГ. — Федеральный выпуск № 5254. – 2010. — 9 авг.
magref.ru
Понятие и основания применения сотрудниками полиции физической силы
Термин «физическая сила» впервые был употреблен в законе РФ «О милиции». До этого в различных ведомственных нормативных правовых актах присутствовало понятие «приемы самбо». Например, Устав патрульно-постовой службы советской милиции, утвержденный приказом МВД СССР в 1974 г., разрешал сотрудникам милиции применять в определенных случаях «приемы самбо» (самозащиты или самообороны без оружия). Но, со временем стало ясно, что этот термин чрезмерно узок, неточен.
В научной литературе также мало внимания уделялось рассмотрению проблем правового регулирования, понятия, особенностей применения физической силы в отличие, например, от применения огнестрельного оружия.
Исходя из содержания ст. 20 федерального закона «О полиции» физическую силу, можно определить, как совокупность не сопровождающихся применением специальных средств и огнестрельного оружия физических действий сотрудника полиции, направленных против отдельных лиц либо имущества и состоящих в ограничении телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества в целях прекращения активного противоправного поведения этих лиц, а в случае их противоправного бездействия, самостоятельного исполнения сотрудником полиции своего законного требования.
Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты. Например, применением физической силы является взлом замка входной двери для проникновения в жилые помещения; принудительное помещение (или перенос) лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, в специальный автомобиль; принудительное изъятие образцов слюны, крови с целью выявления фактов потребления алкоголя, наркотических или токсических веществ лицами, подозреваемыми в совершении преступления; сдерживание потока людей на митингах, демонстрациях, концертах; извлечение из салона транспортного средства управляющего им водителя, отказывающегося предоставить данный автотранспорт для проезда к месту происшествия; удержание каким-либо образом собаки, пытающейся напасть на людей и т.д.
Боевые приемы борьбы (боевые приемы рукопашного боя) как разновидность физической силы, применяемой должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации, могут относиться к любым видам боевых искусств — боксу, самбо, каратэ, дзюдо, айкидо и т.п., либо не входить ни в одну из них.
Исходя из изложенного, все проявления физической силы можно классифицировать следующим образом:
1. По объекту воздействия физическая сила может быть применена в отношении:
— людей; животных;
— предметов, веществ, механизмов.
2.По способу воздействия физическая сила может быть осуществлена:
— непосредственно, т.е. без применения механизмов, предметов, устройств;
— опосредованно, т.е. с применением разнообразных механизмов, предметов, устройств (например, при взломе замка входной двери может быть использован ломик, металлический прут, труба, молоток; при отражении нападения — подручные средства и т.д.).
3. По характеру воздействия применение физической силы может носить:
— оборонительный характер;
— инициативный (наступательный) характер.
4. По наступившим последствиям при применении физической силы:
— причиняется боль или вред здоровью, наступает смерть людей, животных, разрушаются, повреждаются предметы, вещества, механизмы;
— не наступают указанные последствия, но ограничивается телесная неприкосновенность людей, животных, свобода их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, веществами, механизмами, происходит временное изъятие принадлежащих кому-либо предметов, веществ, механизмов.
Таким образом, можно дать следующее определение понятия физической силы. Под физической силой понимается основанное на законодательстве Российской Федерации не сопровождающееся применением специальных средств, оружия, боевой и специальной техники прямое физическое воздействие должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации на людей, животных или предметы при помощи мускульной силы и состоящее в причинении боли, вреда здоровью либо смерти людям и животным, разрушении, повреждении предметов, веществ, механизмов или временном их изъятии, в ограничении телесной неприкосновенности людей, животных, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, веществами, механизмами.
В отличие от понятия «физической силы», правовые основания ее применения сотрудниками органов внутренних дел четко сформулированы законодателем и, сведены к следующим:
— для пресечения преступлений и административных правонарушений;
— для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
— для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда Федеральным законом «О полиции» разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Применение силы в иных случаях является неправомерным и, следовательно, лицо допустившее такие действия, а равно превысившее пределы применения физической силы подлежит привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
megaobuchalka.ru
Основания и порядок применения физической силы и специальных средств (по Закону РФ «О полиции», ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ и др.).
Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы)
Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).
Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.
Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.
Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.
Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные
2) специальные газовые средства
3) средства ограничения подвижности
При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) специальные окрашивающие и маркирующие средства
5) электрошоковые устройства
6) светошоковые устройства
7) служебных животных
8) световые и акустические специальные средства
9) средства принудительной остановки транспорта
10) средства сковывания движения
11) водометы
12) бронемашины
13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия
14) средства разрушения преград
Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.
Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:
1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;
2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:
1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;
2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;
3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;
4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.
Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.
Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику
Военнослужащие внутренних войск обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, и на умение оказывать первую помощь пострадавшим.
При применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники военнослужащий внутренних войск обязан:
предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, военнослужащих или сотрудников органов внутренних дел, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является неуместным или невозможным;
обеспечить оказание первой помощи лицам, получившим телесные повреждения;
доложить своему непосредственному командиру (начальнику) о каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.
Соответствующие должностные лица внутренних войск обязаны незамедлительно уведомить прокурора о всех случаях ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.
Применение военнослужащими внутренних войск физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники с превышением их полномочий влечет ответственность, установленную законом.
Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления законным требованиям военнослужащих внутренних войск, если иные способы пресечения преступлений и административных правонарушений не обеспечивают исполнения военнослужащими внутренних войск своих служебных обязанностей.
Военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства для:
а) отражения нападения на граждан, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел;
б) пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему внутренних войск при исполнении им своих служебных обязанностей;
в) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления, пытающихся скрыться или оказать сопротивление;
г) задержания лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
д) доставления задержанных лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают сопротивление военнослужащему внутренних войск;
е) отражения нападения на военные городки, воинские эшелоны (транспорты) и транспортные колонны, охраняемые внутренними войсками объекты;
ж) освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности;
з) пресечения массовых беспорядков и действий, нарушающих работу транспортных средств, средств связи, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также дезорганизующих работу исправительных учреждений;
и) остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников полиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.
В качестве специальных средств, используемых военнослужащими внутренних войск, могут применяться:
резиновые палки
слезоточивый газ
наручники
светозвуковые средства отвлекающего воздействия
средства разрушения преград
средства принудительной остановки транспорта
служебные собаки
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.
В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости военнослужащий внутренних войск при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства.
cyberpedia.su