Пример мотива – Урок 4. Мотивация деятельности человека

Содержание

Мотив и мотивация. Мотивационная сфера человека. Виды мотивации.

Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы — это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

Мотив(от лат. movere — двигать, толкать) – означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

Мотив достижения успеха– стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи– относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Локус контроля– характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.

Интернальный(внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе;

Экстернальный(внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Мотивы— это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивация– это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивация может быть интровертной — как бы исходящей изнутри (ожидание успеха от учебы, например; еще больший стимул — сознание того, что мы услышим что-то замечательное). Мотивацияэкстравертная — в противоположность первой, то есть внешняя мотивация обуславливается поставленными целями, например, вознаграждением.

Мотивационную сферу человека как побудителя его поведения можно оценивать также по следующим параметрам: развитость игибкость.

Развитость. Чем больше у человека разнообразных потребностей, мотивов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость. Более гибка та, в которой человек для удовлетворения одной и той же потребности может использовать более разнообразные предметы. Скажем, для одного индивидапотребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством его удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У такого человека мотивационная сфера по определению будетболее гибкой.

Виды мотивации:

Внешняя мотивация– обусловленная внешними обстоятельствами. Например, сосед купил новый автомобиль, у вас рождается мотивация заработать достаточно денег и тоже купить новый автомобиль.

Внутренняя мотивация– связанная не с внешними обстоятельствами, а возникшая внутри самого человека. Например, вам захотелось уехать в отпуск на Кипр. Причем ваша внутренняя мотивация может служить чьей-то внешней мотивации.

Положительная мотивация– основанная на положительных стимулах. Например, буду хорошо работать получу премию.

Отрицательная– основанная на отрицательных стимулах. Например, буду опаздывать на работу — получу выговор и штраф.

Устойчивая мотивация– которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Неустойчивая– которая постоянно требует дополнительное подкрепление.

Мотивация – одна из главных движущих сил человеческого поведения и достижения поставленных целей. Поэтому создание и поддержка мотивации — ценные качества успешного человека.

studfiles.net

Виды и примеры мотивации

04.01.2016

На Земле проживает 7 миллиардов человек и каждый отдельно взятый уникален. У каждого из нас свои взгляды на жизнь, мысли, свои желания, принципы, потребности, чувства и т.д. Мы разные и этим все сказано. Даже если несколько человек будут читать одну и ту же книгу, у них сложатся разные мнения о прочитанном. Да что там говорить – даже читая один и тот же абзац в книге, у каждого возникнут абсолютно разные мысли. А потому как у каждого человека, проживающего на этой Земле свои собственные жизненные установки, то и способ достижения успеха у каждого, соответственно, уникальный, не похожий на любой другой. В процессе достижения цели мы вырабатываем свой собственный мотиватор и мотивацию. Давайте рассмотрим некоторые виды и примеры мотивации.

Различают следующие виды мотивации:

  1. Внешняя мотивация – эта мотивация может быть спровоцирована какими-либо внешними обстоятельствами. Например, это может быть повторение аффирмаций, процесс визуализации, чтение чужих историй о достижении жизненного успеха и т.д. Одним словом все то, что мы увидели или услышали, и в нас зародилось желание совершенствования.
  2. Внутренняя мотивация – эта мотивация начинается с внутреннего побуждения к достижению цели. То есть, если Вам чего-то захотелось самому, у Вас появилось внутреннее желание и оптимизм, которое греет душу изнутри, то этот смело можно назвать внутренней мотивацией.
  3. Положительная мотивация – эта мотивация несет в себе заряд бодрости и позитива. По-другому положительную мотивацию можно назвать мотивацией достижения успеха. Она толкает нас к активности и совершению действия в пользу успеха.
  4. Отрицательная мотивация – это полная противоположность положительной мотивации. В этом случае в основе достижения лежит пессимизм. Он несет в себе негативный заряд. По-другому отрицательную мотивацию называют мотивацией избегания неудачи.
  5. Устойчивая мотивация – эта мотивация основана на основных нуждах и потребностях человека. К ним относятся физиологические, познавательные, эстетические, потребности в самоактуализации, уважении и любви.
  6. Неустойчивая мотивация – та мотивация, которая требует постоянной внешней подпитки.
  7. Материальная мотивация – это стимуляция самого себя при помощи денег.
  8. Нематериальная мотивация – сюда можно отнести потребность в принадлежности, общении, уважении, развитии, самоактуализации.

Ну, а теперь давайте рассмотрим примеры мотивации.

Примеры мотивации в реальной жизни

Давайте начнем рассматривать примеры мотивации по порядку, начиная с внешней мотивации. Как уже было упомянуто, внешняя мотивация – это результат внешнего воздействия на наше сознание. Сюда можно отнести визуализацию, тренинги, семинары, чтение и прослушивание чужих историй успеха, и даже дань моде может стать отличным стимулом внешней мотивации. Давайте рассмотрим на конкретном примере действие внешней мотивации.

«Когда мы с моей подружкой были еще довольно маленькие, однажды попали в страшную (как нам тогда показалось) ситуацию. В нашем районе жила женщина-алкоголик, которая ходила по квартирам и просила денег на выпивку. Она выглядела довольно непрезентабельно – старая обвисшая и грязная одежда, мешки и синяки под глазами, волосы грязные и не расчесанные… Она была похожа на самую настоящую ведьму. Как-то мы с подругой играли у нее дома, а дверь забыли запереть на замок.

Так вот, как раз в тот самый момент эта женщина решила зайти и попросить денег у ее родителей. А потому как дверь была открытой, она вошла и захрипела пропитым голосом: «Кто есть дома?». Если сказать, что мы до смерти перепугались, значит, ничего не сказать. Мы закричали во весь голос и бросились под кровать. Наверное, она сама напугалась от нашего истошного крика, потому что когда мы выглянули через определенное время, ее уже не было.

После этого случая, мы записались с подружкой в секцию каратэ, чтобы в любой непредвиденный случай мы смогли за себя постоять и защититься».
Потребность в безопасности – вот тот стимул, который побудил нас записаться в спортивную секцию.

Внутренняя мотивация – самая эффективная мотивация. Она зарождается внутри нас и для ее возрождения абсолютно не нужны какие-либо внешние мотиваторы. Внутренняя мотивация – это сугубо личное желание чего-то добиться. Что может дать нам внутренняя мотивация? Активную, яркую, интересную жизнь, наполненную приятными моментами. Любимую работу, карьерный рост, высокой уровень дохода. Добродушное и позитивное отношение к себе и окружающим людям. Гармонию с самим собой и окружающим миром. Вообще в целом позитивную, насыщенную приятными эмоциями реальность вокруг себя.

«Проснувшись однажды утором Елена поняла, что ее жизнь буквально стоит на месте, а она сама ходит по замкнутому кругу – работа-дом. И ничего интересного в жизни не происходит, друзья не зовут на вечеринки, любимый человек никак не хочет повстречаться на жизненном пути, а сама жизнь с каждым днем становится мрачнее и тоскливее. И поняв, что дальше так продолжаться не может, Елена решила изменить свою жизнь к лучшему.

Она приняла душ, напевая любимую песенку, затем посмотрела забавный видеоролик по телевизору, улыбнулась своему отражению в зеркале и отправилась на УЖЕ любимую работу. Она изменила свое отношение к окружающей ее реальности с негатива на позитив, и она ответила ей взаимностью. Из буки Елена превратилась в позитивного человека, к которой потянулись радость и любовь. Теперь у нее много друзей и недавно она встретила молодого человека, который ее очень любит и уважает»

Положительная мотивация или мотивация достижения успеха. Такое определение эта мотивация получила благодаря внутреннему настрою по отношению к окружающей реальности. Люди, нацеленные на успех, проявляют стремление во что бы то ни стало его достичь. Каждую минуту они думают об успехе, живут в постоянном ожидании успеха. Эти люди находятся в активном поиске какой-либо деятельности, достаточно быстро в нее включаются и с самого начала уверены, что у них обязательно все получится. Настроившись на позитив и заранее предсказав себе успех, данный вид деятельности вызывает у них только положительные эмоции.

Люди с положительной мотивацией правильно оценивают свои возможности, успехи и неудачи. А если неудачи встречаются на пути достижения успеха, то их интерес только возрастает и раззадоривает.

«Когда Марина выходила замуж, она четко знала, что это ее первый и последний брак. Она сделает все возможное, чтобы стать для супруга самой любимой и незаменимой. Марина поставила перед собой цель – стать супружеской парой, которой будут восхищаться знакомые и друзья. На деле быть женой оказалось немного труднее, чем в воображении, но Марина стойко переносила неприятности и держалась изо всех сил. Она постоянно видела перед собой цель и упорно шла к ее достижению. В этом году супружескому союзу Марины исполнилось 10 лет, но супруги по-прежнему любят и ценят друг друга, и воспитывают двух очаровательных детей. Муж Марины души в ней не чает и говорит, что она самая лучшая супруга на свете. Конечно, ведь она столько сделала для этого!»

Отрицательная мотивация или мотивация избегания неудачи. Это полная противоположность положительной мотивации. Главная задача человека, замотивированного на избегание неудачи – избежать трудностей и проблем во время деятельности, но не достижение поставленной цели. Отличие этого человека от того, кто мотивирован на успех, заключается в следующем: тот, кто уверен в себе смотрит в будущее и видит цель, которую он с легкостью достигнет, а второй, который не уверен в себе, смотрит в будущее, но постоянно придумывает различные трудности на пути к цели и заранее продумывает, что нужно предпринять, чтобы избежать их.

Этот человек уже с самого начала мотивирован на неудачу, думает только о неудаче и тем самым привлекает ее в свою жизнь. Как правило, эти люди неуверенны в себе, боятся критики, которая выбивает их из состояния равновесия. Они постоянно боятся трудностей, работа, за которую они берутся, их тяготит и вызывает негативные эмоции. А когда появляются реальные трудности, их интерес в решении задачи просто напросто пропадает и они бросают дело. Но, если дело имеет определенный успех, то это служит отличным стимулом двигаться дальше.

«Когда маленькая Надя баловалась и не слушалась своих родителей, они говорили ей с угрозой: «Если ты не будешь слушаться, то мы не купим тебе новую куклу, которую ты просила». Надя очень хотела новую куклу, но чтобы ее получить, ей нужно было научиться слушаться маму и папу. И она стала думать, что если она не будет слушаться, тогда не получит куклу». Обратите внимание, в основе отрицательной мотивации лежит частица «не».

Устойчивая мотивация – эта мотивация основана на реальных потребностях, которые мы испытываем ежедневно. К ним можно отнести жажду, голод, желание быть признанным, иметь авторитет, находиться рядом с людьми, быть компетентным, получать знания, умения и навыки, быть в гармонии с окружающим, быть красивым, здоровым и т.д. Одним словом, то, в чем мы нуждаемся ежедневно, ежеминутно, является устойчивой мотивацией. Ее не нужно поддерживать и подогревать.

Неустойчивая мотивация – это достаточно слабая мотивация, которую нужно постоянно поддерживать. Такое может случаться у людей, которые не уверены в собственных силах, в том случае, когда желания сменяют друг друга со скоростью света. В этом случае нужно ответить на несколько вопросов: Чего я хочу? Как сильно я этого хочу? Чего я хочу добиться? Что я получу в итоге?

Материальная и нематериальная мотивация – здесь, в принципе, все понятно. Каждый выбирает свой способ мотивации. Кого-то возбуждают деньги, а кого-то, например, уважение окружающих и собственный авторитет.

Выше приведены самые актуальные виды мотивации и каждый человек в силу собственных способностей и потребностей выбирает для себя подходящий способ создания мотивации. Каждый из этих способов по-своему эффективен.

Арина Могучая

money.violet-lady.ru

21 Мотив мотивация

21. Явление мотивации. Понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью. Внешняя и внутренняя мотивация.

Мотивация в психологии выступает в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение исходя из его ожидаемых последствий. Целенаправленность поведения, его возобновление после прерывания, конфликт между различными целями и его различения – все это относится к мотивации.

Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне него. Главная характеристика потребности – ее предметность (Леонтьев).

Предмет потребности – то, что лежит вне организма, необходимое для удовлетворения.

Другая важная характеристика потребности — ее специфическая динамика (способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь). Эта динамика регулируется при помощи внешних и внутренних сигналов. По соображениям Леонтьева динамика потребностей отражается на поведенческом уровне. При отсутствии предмета потребности во внешнем поле – активизируется поисковое поведение. У животных поисковое поведение имеет форму внешней активности, не направленной на тот или иной наличный предмет (это выражается в гиперкинезе). Потребность, которая еще не обнаружила своего предмета (этот предмет еще отсутствует или не выделен во внешнем поле) – активизирует поведение направленное на опредмечивание этой потребности. Разворачиваемое при этом поведение отражает процесс опредмечивания потребностей (выделено несколько этапов: возникновение нужды; обнаружение нужды (актуализация потребности), поисковое поведение). Следующий этап: узнавание объекта потребности. Субъект должен как бы идентифицировать данный объект относительно актуализированной потребности (т.е. открыть, может ли данный объект удовлетворить данную потребность). Если этот вопрос получил положительный ответ, то срабатывает механизм закрепления данного объекта за данной потребностью.

Потребности регулируются с помощью сигналов (поиск помощи в ответ на внутренние раздражители до того, как объект-состояние обострилось). Развитие потребностей через развитие их объектов – при появлении в среде новых объектов и исчезновении прежних потребности продолжают удовлетворяться.

У человека потребности приобретают идеаторный характер, т.е. их предметы выступают для человека в значении удовлетворяющих потребность, следовательно, становятся психологическими инвариантами (человек не только добывает пищу, но и заранее заготавливает орудия её добывания).

Высшие потребности не накладываются на элементарные . Человек удовлетворяет свои витальные потребности ради достижения целей, отвечающих его высшим потребностям.

Функциональные потребности – особый класс состояний, складывающийся «во внутреннем хозяйстве» организма (покой после деятельности), либо являются производными, возникающими в процессе реализации предметной потребности.

Мотив деятельности – предмет потребности, который несет в себе содержательную характеристику потребности; в теории деятельности Леонтьева мотив это опредмеченная потребность, предмет, могущий удовлетворить эту потребность.

Мотив – гипотетический конструкт, что-то мыслимое, а не наблюдаемое непосредственно. Субъективные переживания не мотивы, сами по себе они не способны вызвать направленной деятельности.

Тенденция к воспроизведению прочно сформировавшихся стереотипов поведения, завершение начатого действия – не мотивы.

Для гедонистической концепции (максимизация положительных и минимизация отрицательных эмоций) эмоции являются мотивами деятельности.

Эмоции – «ситуационные» аффективные состояния, выполняющие роль внутренних сигналов. Эмоции – не мотивы, но обладают мотивационной функцией.

Мотивация деятельности человека представляет собой весьма сложный процесс, и прежде всего надо отличать мотивы от сознательных целей, мотивы «стоят за целями», побуждают к достижениям цели. Мотивы, в отличие от целей, которые естественно являются сознательными , как правило, актуально не осознаются субъектом. Хотя мы можем дать их мотивировку. Однако мотивы не отделены от сознания – хоть и не осознаются, но несут предметное содержание, которое воспринимается субъектом.

Таким образом, помимо своей основной функции – побуждения- мотивы несут в себе еще и вторую функцию – функцию смыслообразования (человек осознаёт цели своих действий, когда действует) – переживание желания достигнуть цель.

Такое распределение функций между смыслообразующими мотивами и мотивами-стимулами единой полимотивированной деятельности воспроизводят иерархические отношения мотивов.

Принцип функциональной автономии мотивов (Олпорт). Взрослые мотивы – разнообразные самоподдерживающиеся актуальные системы, которые вырастают из предшествующих систем, но функционально от них не зависимы.

2 вида функц. автономий:

  • Персеверативная – более низкий уровень, зависимости, привычки

  • Проприативная – возникают интересы, ценности, установки, чувство ответственности за свою жизнь; высшие человеческие потребности (по этой концепции нельзя объяснить высшие через низшие).

Хекхаузен: мотив – гипотетический конструкт, нельзя наблюдать его внешне.

Потребность указывает на объективную нужду.

Мюррей: Гипотетический конструкт: потребность со стороны личности + давление со стороны среды.

Потребность – результат взаимодействия альфа – давления (извне) и бета –давления (изнутри).

Потребности:

А) Первичные – висцерогенные: пища + секс

Б) Вторичные – психогенные: унижение, достижение, афиллиация, агрессия, независимость, противодействие, уважение, защита, доминирование, привлечение к себе внимания, избегания вреда, покровительство, порядок, игра, неприятие, осмысление, сексуальном сношении, зависимости (поиск помощи), понимании.

Мотивация – то, что определяет, управляет и поддерживает поведение.

Внутренняя и внешняя бывает.

Внешняя и внутренняя мотивация

Поведение может быть описано как мотивированное «изнутри» (интринсивно), либо «извне» (экстринсивно). Однако до сих пор нет не существует единства взглядов по вопросу о том, чем различается внутренне и внешне мотивированное поведение, и можно выделить как минимум шесть различных концепций, выдвигающих на первый план разные аспекты различий. Общим для всех них является лишь понимание внутренне мотивированного поведения как совершающегося ради самого себя или ради тесно связанных с ним целевых состояний, а не просто как средство достижения инородной по отношению к такому поведению цели.

Хекхаузен: 6 видов:

  • Влечение без редукции влечения. Внутренне мотивированное поведение не направлено на удовлетворение физиологических потребностей типа голода, жажды, избегание боли; восстановление гомеостаза.

  • Свобода от цели: мотивирующим является ощущение эффективности, деятельность становится самоцелью. Мак-Рейнолдс: Интринсивно –ради процесса, а где есть цель –экстринсивно.

  • Оптимальный уровень активации или рассогласования: регуляция, направленная на поддержание оптимального уровня функционирования. То или иное поведение считается интринсивно мотивированным в том случае, когда наличествует регуляция, направленная на поддержание или восстановление некоторого оптимального уровня функционирования. Хебб определяет преследуемое поведением оптимальное состояние на нейрофизиологическом уровне посредством понятия среднего уровня активации, Берлайн делает это на психологическом уровне через понятие «средний потенциал возбуждения», т. е. через средний уровень рассогласованности входящего потока информации, что соответствует не среднему уровню активации (как у Хебба ), а низкому. Когда оптимальная величина рассогласования превзойдена, то, с точки зрения Берлайна , степень рассогласования, а тем самым и повышенный уровень активации регулируются в сторону понижения посредством специфического обследования; когда же она не достигается, то для повышения рассогласованности включается варьирующее обследование. Близкие положения можно найти даже в первоначальном варианте теории мотивации Мак-Клелланда], согласно которой малые отклонения «восстановленных» ключевых стимулов от некоторого релевантного им уровня адаптации [Н. Helson , 1964] приводят к положительным эмоциям и, следовательно, к поисковому поведению, а сильные отклонения — к отрицательным эмоциям и тем самым к поведению избегания.

Помимо Берлайна свой вклад в разработку теории интринсивной мотивации сделал Хант [J. McV . Hunt , 1965], привлекший большое количество данных, прежде всего из психологической теории Пиаже. Хант рассматривает человека как систему по переработке информации, для наиболее продуктивного функционирования которой требуется наличие некоторого оптимального уровня рассогласования. Внутренняя мотивация возбуждается в том случае, когда рассогласование между воспринимаемой информацией и некоторым внутренним стандартом (в форме уровня адаптации или ожидания) оказывается не слишком большим и не слишком малым. Актуализованная посредством такого рассогласования внутренняя мотивация должна запускать редуцирующее это рассогласование поведение и поддерживать активность до тех пор, пока рассогласование не будет ликвидировано. Как указал Деси концепция Ханта недостаточно последовательна и закончена. Поскольку Хант постулировал потребность в рассогласовании, должна существовать не только мотивация к снижению обнаруженного рассогласования, но и мотивация к поиску или восстановлению оптимальной величины такого рассогласования (которое затем снова будет преодолеваться в ходе компенсаторной активности).

  • Радостная поглощенность действием. При внутренне мотивированном поведении человек с радостью отдается данному делу, он полностью погружен в переживание продвигающегося вперед действия (Вертгеймер). При таком внутренне мотивированном поведении индивид получает радость от активности – enjoyment (Чиксентмихайи- цыпочки и Михай=). Пример художника, увлекшегося написанием картины, он полностью погружается в эту деятельность – не спит, не ест, но после завершения работы теряет к ней всякий интерес и просто ставит ее в угол комнаты = он писал эту картину для себя, не собираясь ее ни продать, ни повесить на стену. Переживание потока. Депривация потока — люди утомленные, рутина в тягость, уменьшение творческих проявлений.

  • Самоутверждение. Чем больше человек ощущает себя хозяином положения, тем больше он получает радости, тем значительнее внутренняя мотивация. Первичная мотивация в том, чтобы чувствовать себя эффективным.

Требования окружения, наказания и вознаграждения уменьшают внутреннюю мотивацию (Де Чармс):

  1. Если человек вознагражден за то, что он сделал по собственному желанию – будет способствовать ослаблению интринсивной мотивации.

  2. Если человек вознаграждается за скучную работу, предпринятую только ради вознаграждения, то интринсивная мотивация может усилиться.

Липпер (теория Бема): если за некоторую активность, которую человек и так охотно проявляет, получает вознаграждение, то своё действие он воспринимает как сверхподтверждённое и сомневается, в том, совершил ли он его по доброй воле.

(Пример Гулевич про старика с монетами и детьми, играющими у него за окном – играли сами по себе, захотел от них избавиться, стал платить им деньги за то, чтобы они у него под окном играли, потом перестал платить – ушли играть в другое место)

  • Однородность тематики (эндогенность) действия и его цели. Самоатрибуция мотивации – действие является внутренне мотивированным в том случае, когда средство (действие) и цель (цель действия) тематически связаны друг с другом, иными словами, когда цель тематически однородна с действием, так что последнее осуществляется только ради собственного содержания. В частности, действие будет внутренне мотивированным, если оно предпринимается только ради результата, которого предстоит добиться, поскольку тем самым будет решена задача или осуществлена оценка собственных возможностей.

И наоборот, действие будет внешне мотивированным, если средство и цель тематически не совпадают друг с другом, так что действие и результат оказываются лишь средством на пути к некоторой содержательно отличной от них цели. Например, агрессия будет внешне мотивированной, если человек нападает на кого-то не для того, чтобы отомстить (это было бы внутренней мотивацией), а для того, чтобы завладеть его деньгами.

Внутренняя мотивация, конечно же, круче=)

Наиболее ярко концептуализация внешнего типа мотивации представлена в

  • бихевиористских теориях (основной акцент в детерминации поведения делается на подкреплении — положительных (награды, поощрения) или отрицательных (наказания)) последствиях, которые следуют за выполнением определенного поведенческого акта. Главной особенностью всех вариантов бихевиористского подхода является признание того, что основным инициатором и регулятором поведения является внешнее по отношению к нему подкрепление;

  • и в теориях инструментальности (Левин – когда ведущими регулирующими факторами поведения являются валентность внешнего по отношению к поведению последствия и связь между поведением и этим последствием.)

Примеры из интернета для понимания — Чирков 🙂

Внешняя мотивация

Ученик стал более добросовестно выполнять все домашние задания после того, как родители пообещали купить ему велосипед. Работа над домашними заданиями в этом случае — внешне мотивированное поведение, так как направленность на уроки и интенсивность (в данном случае — добросовестность) задаются внешним по отношению к самой учебе фактором: ожиданием получения велосипеда. Все приятели пошли в спортивную секцию, и наш ученик пошел. Поход в секцию для него внешне мотивированный акт, так как его инициация и направленность находятся полностью под контролем приятелей, т.е. вне собственного Я ученика. Представим ситуацию, когда приятели перестали ходить в секцию. Скорее всего, и наш внешне мотивированный друг оттуда уйдет. Общепризнанным является положение, что внешняя мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение.

Внутренняя мотивация

Если ученик приходит домой и с восторгом говорит, что в школе был интереснейший урок и он хочет почитать энциклопедию, чтобы завтра участвовать в обсуждении, то он демонстрирует пример внутренне мотивированного поведения. В данном случае направленность на выполнение урока проистекает из содержания самого урока и связана с интересом и удовольствием, которые сопровождают процесс познания и открытия нового. Когда все приятели бегут записываться в секцию каратэ-до, потому что это стало модным (пример внешней мотивации), а наш ученик направляется в городошную секцию, потому что только это ему интересно, он вновь демонстрирует внутренне мотивированное поведение.

studfiles.net

Что такое мотивация и ее компоненты. Примеры мотивации. Теории мотивации

Определение мотивации

Мотивацией называют процесс, инициирующий движение и поддерживающий целеустремленное поведение (о роли мотивации). Именно она:

  • заставляет нас взять стакан воды, чтобы утолить жажду;
  • подталкивает к прочтению книги, которая даст новые знания;
  • побуждает отказаться от вредных привычек, избавиться от лишнего веса, чтобы выглядеть лучше и т.д.

Мотивация затрагивает биологические, эмоциональные, социальные и познавательные силы, которые активизируют поведенческие процессы. В повседневной жизни понятие мотивации применяется для объяснения причин тех или иных человеческих поступков.

Примеры мотивации

Вы могли бы сказать, что рабочий мотивирован на исполнение своих обязанностей потому, что желает получить заработную плату. И по этой же причине человек работает с полной самоотдачей.

Аналогичным образом может быть мотивирован студент, которых хочет сдать экзамены для прохождения курса обучения. С этой целью студент способен не спать ночами, работая с книгами и задачами.

Точно так же спортсмен может просыпать рано утром, чтобы совершить пробежку и поддержать физическую форму, например, для победы на предстоящих соревнованиях или просто, чтобы лучше выглядеть.

Таким образом, понятие мотивации прямо связано с причинами, обуславливающими конкретное целенаправленное поведение человека. Несложно заметить, что в слове «мотивация» присутствует корень «мотив», то есть причина, объясняющая те или иные поступки. Мотивация — единственное объяснение всех человеческих действий!

Теории мотивации

По теме мотивации в научном мире имеется несколько теорий. Наиболее распространенные из них:

  • теория влечений
  • теория инстинктов
  • гуманистическая теория возбуждения

А) Инстинкты. Теория инстинктов считает, что влечения человека являются врожденными и неизменными. По данной теории человек стремится раскрыть собственную личность, для чего и преследует определенные цели, которые внешне выглядят надуманными, пришедшими извне.

Б) Влечения. Теория влечений говорит, что поведением человека управляют потребности, а мотивация лишь отражает их суть. И многие человеческие действия на самом деле вызваны только биологическими факторами. Суть же теории заключается в представлении мотивации в виде набора необходимых установок, которые стремится реализовать человек на протяжении собственной жизни.

В) Возбудители. Еще одна группа специалистов по психологии уверенна, что мотивация – это стремление человека к возбуждению. Подразумевается, что личность стремится к новым эмоциям и переживаниям, тоскует по острым ощущениям и деятельности, а потому совершает различные поступки, придумывает цели, ставит задачи, достигает результатов, как бы повышая уровень собственного эмоционального возбуждения.

Компоненты мотивации

Каждый человек, который хоть единожды задавался целями, прекрасно понимает, что для достижения успеха одного желания мало. В разных ситуация для получения результата может понадобиться:

  • самоконтроль и работа над собою
  • выносливость и сила воли
  • специальные знания и опыт
  • помощь других людей и терпение
  • концентрация и внимательность
  • пересмотр жизненных установок и целей
  • смена распорядка дня и режима
  • целеустремленность и пунктуальность
  • работа над ошибками и прочее.

Достижение цели (особенно труднодоступной) — это тяжелая работа, подразумевающая активацию всех человеческих ресурсов, а в основе этого всякий раз лежит мотивация!

Тот же механизм, по сути, может как начать движение, так и прекратить его. В процессе жизни мотивация человека может полностью сменить ориентацию, к примеру, после каких-нибудь важных и неординарных событий, после переосмысления целей. Как бы то ни было, но движение всегда подразумевает затрат сил и энергии, какую-то протяженность во времени.

Считается, что чем выше мотивация человека, тем больше сил и времени он готов отдать движению к результату, т.е. конкретным действиям и поступкам.

Так, к примеру, мотивированный рабочий может работать без выходных и с переработками, тогда как лишенный мотива, наоборот, больше времени проходит в отпусках. И это вовсе не значит, что второй человек лишен мотивации вообще. Просто его установки направлены в другое русло. Человек интересуется другими целями, стремится к другим результатам, а работу выполняет только механически, на автомате, без особого рвения.

Внешняя и внутренняя мотивация

Считается, что мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю часть. Внутренняя мотивация рождается в мыслях человека, а внешняя – навязывается извне.

Например, начальник мотивирует рабочего на совершение конкретной операции, которую тот выполняет. Однако человек выполняет поручение начальника лишь потому, что желает испытать собственные силы и возможности, что и является примером одновременного воздействия двух мотивирующих факторов (внешнего и внутреннего).

todid.ru

суть, примеры и цели в картинках

Привет, с вами снова Павел Ямб!

А поговорить я сегодня хочу про одну составляющую успеха, без которой все наши усилия легко сдуются, так и не дав нужного результата: про мотивацию. Что это такое, как ее поддерживать, чем усиливать. Короче – мотивация, как она есть!

Содержание статьи

•Мечты бывают разные
•Слабенький, затухающий огонек
•Как пнуть себя в нужном направлении
•Самый большой демотиватор и немного юмора

Мотивация – это причина, по которой мы не сдаемся, идем вперед, не останавливаемся, не сворачиваем с выбранного пути. Будь это подъем на гору либо победа в соревновании, обучение иностранному языку или же карьерный рост – чтобы достичь желаемого, нужна мотивация.

Мотивацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внешняя мотивация – когда мы сами изменяем себя, хотя вроде бы этого и не хочется. Внутренняя зарождается сама, это страсть, стремление, которое существует помимо, а часто и вопреки всему.

Мечты бывают разные

Например, вы ведете спокойный и размеренный образ жизни, не любите изматывать себя в спортзале – и вдруг вам предлагают покорить Эверест. Согласитесь ли вы? Не думаю. У вас нет никакой внутренней мотивации это сделать.

Тогда как у альпиниста-любителя – о-о-о! Ради этого он годами тренируется, оттачивает свои навыки скалолазания в других экспедициях, поднимаясь на разные менее высокие и опасные горы. Надеясь, что в один прекрасный момент он окажется на узкой площадке… да какой там площадке – нет там ее – на неудобной для стояния скале при температуре -60°, под порывами ветра до 200 км в час и в обедненном воздухе, количество кислорода в котором составляет всего лишь 30% от нормы.

С момента признания Эверест самой высокой вершиной мира в попытках покорить его погибло 200 человек, а достигли вершины около 7000 человек из десятков и сотен тех, кто ежегодно штурмует эту гору, из них всего лишь 2800 поднимались несколько раз.

От историй этих подъемов стынет кровь в жилах: люди проходят мимо раненых и замерзающих, только чтобы не отказываться от своей мечты. Немногих погибших вернули родственникам, останки других либо погребены под толщей льда и снега, либо так и остаются в труднодоступных местах, «приветствуя» новых покорителей.

Так какой же мотивацией должны обладать люди, которые не только тратят годы жизни, деньги и бешеные усилия, готовы пройти мимо умирающего и даже самому умереть ради того, чтобы постоять пару минут на самой высокой точке земной тверди?

copirayter.ru

Мотивация это в психологии что? Чем мотив отличается от цели и потребности? Чито такое мотивация? Примеры положительной и отрицательной мотивации. Tеории мотивации

Что такое мотивация в психологии? Мотивация в психологии ведущий термин. Она выражается в особом само побуждении. Мотивация — это в психологии стимул, желание, движение, способ заставить себя, побороть себя, подвигнуть себя, нацелена на способы начать ДЕЙСТВОВАТЬ и добиваться результатов.

Мотивация в психологии достаточно популярна. Какая психология способна справиться без мотивации?

Давайте рассмотрим что такое мотив и мотивация в психологии.

Что такое мотивация в психологии? Это:

[[$yandexInsideHorizontalCommon]]

  • Побуждение к действию;
  • Динамический процесс;
  • Психофизиологического плана;
  • Управляющий поведением человека;
  • Определяющий его направленность;
  • Организованность;

  • Активность;
  • Устойчивость;
  • Способность человека деятельно;
  • Удовлетворять свои потребности.

Что такое мотив в психологии?

  • Это материальный предмет;
  • Или идеальный предмет;
  • Достижение предмета является смыслом деятельности;

  • Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний;
  • Он характеризуется либо положительными эмоциями;
  • Либо отрицательными;
  • Эмоции всегда связаны с неполнотой настоящего положения;
  • Внутренняя работа требуется для осознания мотива.

Чем мотив отличается от потребности и от цели?

  • Жажда, еда — это потребность.
  • Желание утолить жажду, голод – мотив
  • Цель это бутылка с водой к которой тянется человек, шоколадка.

Мотивация в психологии играет большую роль. Главное это стремление и желание действовать и удовлетворять свои потребности и желания. Если есть мотив, значит есть цель.

Выделяют:

  • Положительную мотивацию.
  • Отрицательную мотивацию.
  • Устойчивую мотивацию.

Примеры положительной мотивации.

  • Если я не буду баловаться, я получу конфету.
  • Если я закончу школу на 10-11 балов я получу конфету.
  • Если я уберу квартиру, меня похвалят.
  • Если я приготовлю ужин, то я заслужу комплимент.
  • Если я похудею, то буду востребована мужским внимание и буду нравиться себе.

Примеры отрицательной мотивации:

  • Если я не буду баловаться, я не получу подзатыльник.
  • Если я закончу школу на 10-11 балов я не буду наказан отсутствием летних каникул от родителей.
  • Если я уберу квартиру, то меня не накажут.
  • Если я приготовлю ужин, то я не заслужу криков в свой адрес от второй половины.
  • Если я похудею, не буду постоянно находится под критикой и оценкой своей второй половины.

Примеры устойчивой мотивации:

  • Она основана на нуждах человека.
  • Она не требует дополнительного подкрепления.

Два типа мотивации:

  • Метод кнута.
  • Метод пряника.

Индивидуальная мотивация:

  • Голод.
  • Поддержание гомеостаза.
  • Жажда.
  • Избегание боли.
  • Стремление к температурному оптимуму.

Групповая мотивация:

  • Забота о cсобственном потомстве.
  • Поиск места в групповой иерархии.
  • Поддержание присущей данному виду структуры сообщества.

Читайте »Нет ничего плохого и хорошего в этой жизни, главное, как мы к этом относимся!»

Читайте »Тренинг личностного роста, причины его актуальности и причины не желания отдельных людей использовать его возможности.»

Читать »Личностный рост. Тренинг личностного роста нужен каждому, даже если вы полагаете обратное. Он необходим даже психологам.»

Познавательная мотивация:

  • Исследовательское поведение.
  • Игровая деятельность.

Читайте »Потребности человека. В чем они заключаются? Как их понять?»

Читайте »Потребности и человек. Кто управляет нами? Они или мы сами? Как достичь гармонии с самим собой?» 

 Читать »Что такое успех? Как его достичь? Топ 10 шагов к успеху.»

  Читайте »Как мотивировать себя? Что такое мотивация? Как она проявляется? Синонимы к слову мотивация.»

Читайте »Пирамида Маслоу 7 уровней. Интернет главная физиологическая потребность современности.»

Автор
Александрова Алина
Добавить в избранное

Чтобы добавить страницу в избранное, нажмите Ctrl+D

motivyspexa.ru

Что такое мотив деятельности? Мотивы учебной деятельности учащихся

Нужды людей относительны и живут в движении. Среди всех потребностей человека берет верх именно та, которая мощнее мотивирована. Побуждения и мотивы деятельности подробно рассматриваются в статье.

Мотив и потребность

Путь от потребности к практике — это путь выхода потребности к внешней среде. Деятельность основывается на мотиве, благодаря которому она образуется. Но мотив может быть удовлетворен не всякой деятельностью. Такой путь состоит из:

  • выбора и мотивации предмета потребности;

  • на пути от потребности к деятельности трансформация потребности в интерес и цель, точнее осознанную потребность.

Отсюда следует, что мотивация и потребность непрерывно связаны. Потребность ведет человека к деятельности, которая и основывается на мотиве.

Мотив деятельности

Мотивом деятельности называется то, что толкает индивида к деятельности, ведя его к утолению конкретных нужд. Мотив деятельности — это рефлексия потребности.

К примеру, мотив деятельности — это как активная увлеченная работа, так и отказ от нее в несогласии.

Как мотив деятельности могут выступать мысли, потребности, чувства и психические формирования другого порядка. Для того, чтобы деятельность была осуществлена, мало внутренних толчков. Важно наблюдать объект деятельности и сопоставлять побуждения и цели, которые должны быть выполнены.

Мотивационно-потребностная сфера личности — это вся сумма мотивов, сформировавшихся в течение человеческого существования. Эта сфера имеет развитие, но выделяются несколько основных устойчивых мотивов, которые образуют направленность индивида.

Мотивация

Мотивация — это объединение внешних и внутренних направляющих сил, которые толкают человека к определенным действиям. Это путь побуждения человека к практике для осуществления целей.

Мотивация охватывает больше, чем мотив. Мотив деятельности — устойчивое личностное качество, принадлежащее индивиду. Мотивация же — совокупность факторов, которые определяют линию поведения индивида, его мотивы, цели, потребности, намерения, прочее. Также это процесс, поддерживающий и движущий активность.

Мотивационная сфера состоит из:

  • мотивационной системы личности, включающей стимулирующие силы деятельности, то есть сами мотивы, интересы, потребности, цели, убеждения, установки, нормы, стереотипы, и другое;

  • мотивации достижения — нужды завоевания высокого уровня поведения и утолении других нужд;

  • мотивация самоактуализации находится на высшей ступени иерархии мотивов, заключается в нужде индивида к реализации собственных возможностей.

Правильные планы, цели, высокоорганизованность ни к чему не приведут, если отсутствует мотивация. Она возмещает ущербы в других сферах, например, планировании. Нельзя возместить ничем мотивы деятельности, способности важны, но их, зачастую, недостаточно.

Мотивация также определяет успех в практическом исполнении, которого нельзя добиться только с наличием знаний и способностей. Необходимо стремление к работе, к достижению результата. Количество усилий зависит от уровня активности и мотивации. Люди с высоким уровнем мотивированности выполняют больше работы и чаще других добиваются большего.

Неправильно наблюдать сферу мотивов индивида как зеркало суммы его индивидуальных нужд. Потребности личности соединены с общественными потребностями, их возникновение и развитие определено социумом. Мотивационная сфера включает как индивидуальные, так и общественные нужды.

Мотивирование

Мотивирование — это осознанное влияние на индивида, которое осуществляется обращением к конкретным мотивам для склонения его к чему-либо.

Мотивирование имеет два типа:

  1. Формирование мотивационной структуры человека в образовательном и воспитательном ключе. Для этого необходимы знания, усилия и способности, зато есть возможность добиться долгосрочного результата.

  2. Внешнее влияние на индивида для осуществления им определенных действий. Тип мотивирования, напоминающий сделку по структуре.

Существуют различные мотивы: самоутверждение, обязанности перед социумом, интерес к учебному процессу, так далее. К примеру, рассмотрим мотивы ученого к занятиям наукой: самоутверждение, самореализация, материальные стимулы, познавательный интерес, социальные мотивы.

Мотивы и мотивация деятельности человека — это некие атрибуты личности, они устойчивы. Говоря, что индивид проявляет познавательный мотив, мы имеем в виду, что мотивация к получению знаний присуща ему во многих ситуациях.

Мотив деятельности, определение которого не имеет объяснения отдельно от общей системы психической жизни и факторов, ее составляющих — действий, образов, отношений, прочего, направлен на придание деятельности импульсу.

Мотивы учебной деятельности учащихся

Лидия Божович, советский психолог, при наблюдении структуры мотивационной сферы личности в общем особо внимательно рассматривала мотивы учебной деятельности учащихся. Она предлагает две обширных группы:

  1. Интересы детей к познанию, необходимость интеллектуальной деятельности и получения новых навыков, умений и знаний, то есть познавательные мотивы.

  2. Нужда ребенка достичь конкретного места в знакомой ему общественной иерархии — социальные мотивы.

Эти две группы в объединении поддерживают эффективную учебную деятельность. Мотивы, вызванные самой деятельностью, совершают прямое влияние на индивида, а социальные мотивы служат толчком для его деятельности с помощью осознанных целей и решений.

Структура мотивов учебной деятельности

М. В. Матюхина, взяв за основу классификацию Божович, предлагает такую структуру. Мотив учебной деятельности учащихся состоит из:

  1. Мотивы, на которых базируется учебная деятельность, прямо относящиеся к ее продукту. Категория делится на две подгруппы:

  • Относящиеся к сути учения. Ученик стремится к получению новых знаний, владению новой информацией, способами практического выполнения, осознанием структуры окружающих его вещей. Это мотивация содержания.
  • Относящиеся к процессу обучения. Ученик хочет стать активным интеллектуально, выражать свои мысли на уроке, ставить и решать задачи в учебном процессе. Это мотивация процесса.

2. Мотивы, которые связаны с результатом учения, с тем, что находится за границами процесса учебы. В эту категорию входят такие подгруппы:

  • Широкие социальные мотивы: самоопределения (жажда быть готовым к будущей работе, осознание важности навыков и умений, т.д), самосовершенствования (необходимость развиваться в процессе учебы), ответственности и долга перед учителем, классом, обществом, т.д.

  • Узколичностные мотивы — позыв к получению одобрения от родителей, учителей, сверстников, к положительным отметкам. Это мотивация благополучия. Престижной мотивацией называется выраженное желание находиться на первых местах по успеваемости, быть лучшим. Мотивация избегания неприятностей включает все отрицательные мотивы, необходимость обойти минусы и опасности, которые могут возникнуть со стороны вышестоящих, если ученик не будет прикладывать должных усилий.

Типы деятельности

Психологи выделяют разные формы организации типов деятельности, каждый из которых влечет за собой свою мотивацию деятельности. Мотив игры — это получение удовольствия. Для учения и труда мотивом служит чувство ответственности и долга. Это не менее сильные чувства, чем обычный интерес. Но при учебе и трудовой деятельности необходимо вызвать у индивида интерес к ходу практического выполнения или его исходу. Также важна сама привычка трудиться, как и мотивы творческой деятельности, которые должны быть развиты в ребенке.

Изучение мотивов учебной деятельности показало, что различные типы деятельности взаимосвязаны, они дополняют друг друга и перетекают из вида в вид. Во время пребывания в детском саду ребенок кроме игр учится рисовать и считать. Школьник после уроков проводит время в играх.

Игровая деятельность

Моменты игр прекрасно дополняют структуру урока, элементы игровых ситуаций увлекают детей. Игра — это придуманное путешествие по карте мира, к примеру. Это игровые роли учителя, продавца, гида для овладения иностранным языком в диалоге.

Виды деятельности не могут существовать отдельно, хотя в определенный период жизни какой-то из них может взять верх. В один период жизни основная деятельность — это игра, в другой — учение, в третий — труд. До прихода детей в школу ведущим типом деятельности является игра, в школе превалирует учение. Для взрослых людей основная деятельность — труд.

Мотивы деятельности учителя

А. К. Байметов, подробно рассматривая мотивы деятельности учителя, разделил их на три категории:

  • мотивы заинтересованности общением с детьми;

  • мотивы увлечения предметом преподавания;

  • мотивы долженствования.

Как выяснилось, учителя без главенствующего мотива со сбалансированными тремя показателями обладают развитой квалификацией и высоким авторитетом. Категория мотивации влияет на характер требований педагога к ученикам. Сбалансированная мотивация педагога ведет за собой небольшое количество и гармоничность этих требований.

Также стоит учесть, что превалирование конкретного вида мотивации взаимосвязано со стилем руководства педагога. Мотив долженствования преобладает у учителей с авторитарным стилем управления, мотив общения — у либералов, а педагоги без преобладания конкретного мотива относятся к демократическому стилю руководства.

Людмила Николаевна Захарова, работая над профессиональной мотивацией педагога, из широкой сферы факторов выделила такие:

  • профессиональные мотивы;

  • самоутверждение;

  • личностная самореализация;

  • материальные стимулы.

Все это вместе образует мотивационное поле деятельности всех участников учебного процесса.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *