Примеры инфраструктуры – Что такое инфраструктура и какие существуют объекты инфраструктуры? :: SYL.ru

Содержание

Информационная инфраструктура — это… Что такое Информационная инфраструктура?

Информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем,[1] обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.[2]

Включает в себя:

  • совокупность информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.[1]

Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам.[2]

Глобальная информационная инфраструктура

Это информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

[2]

Информационная инфраструктура в России

Президент Российской Федерации посредством документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» обозначил задачу перехода страны на инновационный путь развития. Но для этого нашей стране необходима информационная инфраструктура, которая на данный момент активно развивается, а потому привлекает к себе огромное внимание. В России ещё не сложилась информационная инфраструктура, которая обеспечила бы информационное сопровождение инновационного цикла от возникновения идеи до её внедрения в жизнь.

Примеры информационной инфраструктуры

В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:

Вышеуказанные примеры являются общими для всех стран. В то же время есть примеры-результаты работы конкретных организаций:

  • Science Citation Index от фирмы Institute for Scientific Information.

Science Citation Index — это индекс цитирования, введенный в 1961 году и охвативший на тот момент информацию порядка 600 журналов. Сегодня данный индекс является одним из крупнейшим и охватывает более 16 000 источников информации.

  • STN от фирмы Thomson Scientific.

STN (Scientific and Technical Network) — европейская база данных, содержащая более 10 млн документов по самым разным наукам: физика, биофизика, химия, технологии, медицина и др. База является одной из самых крупных в мире.

Scopus — это библиографическая и реферативная база данных, отслеживающая публикации более 18 000 источников, выпускаемых более, чем 5 000 издательствами. Следует отметить, что база учитывает как технические, так и гуманитарные и медицинские науки, а разработчик проекта, компания Elsevier, позиционирует Scopus как наиболее полный и исчерпывающий ресурс для поиска научной информации.
В России большой вклад в развитие информационной инфраструктуры вносят компании из сферы телекоммуникационного бизнеса. Например, оператор связи «МегаФон» инвестирует в развитие сети Центров обработки данных. Этот же оператор приобрел одного из крупнейших операторов фиксированной связи, что позволит создать единую магистральную сеть протяженностью более 100 тыс. км. вместе с обширной спутниковой инфраструктурой.

Формирование информационной инфраструктуры

В зарубежном пути создания информационной инфраструктуры можно выделить два этапа:

  1. Создание ИИ на основе внутренних стандартов,
  2. Модернизация ИИ с использованием уже международных стандартов и перевод ИИ из разряда внутренней в разряд международной ИИ как одной из ячеек глобальной ИИ.

Однако опыт показал, что этот путь заключает в себе несколько проблем, которые встают по мере формирования информационной инфраструктуры страны:

  • Несовместимость большинства информационных систем, созданных различными компаниями, так как они создавались каждая по своему стандарту.
  • Длительный переход информационных систем на государственный уровень, их приведение в соответствие единым государственным стандартам
  • Несовместимость государственных стандартов между собой. Это создало проблемы при объединении информационных инфраструктур различных стран. Потребовались огромные финансовые вложения и длительное время на их унификацию. Результатом стало появление международных стандартов ИСО (ISO).

Как видно, основой всех проблем явился индивидуальный подход к формированию информационной инфраструктуры, который впоследствии заменялся всё более общими методами. Очевидно, что причиной этому было отсутствие опыта в создании подобной инфраструктуры, различия во взглядах на её функционал и конкуренция вместо совместного подхода.

Говоря о России, как о стране с ещё не сложившейся, но активно развивающейся информационной инфраструктурой, необходимо отметить, что есть реальная возможность учесть опыт зарубежных стран и сократить как финансовые, так и временные затраты на её формирование. В связи с этим оптимистичным выглядит тот факт, что в нашей стране уже внедряется система стандартизации ISO.

Взаимодействия информационной инфраструктуры и потребителей

В социально-политическом проекте «Актуальные проблемы безопасности социума»[3] взаимодействие информационной инфраструктуры и пользователей (потребителей: человека, отдельных групп людей и общества в целом) рассматривают в виде иерархии отдельных слоев[3]:

  • Слой 1. Пользовательский (потребительский) слой — слой потребителей информационного ресурса с правилами их взаимодействия с информационной структурой.
  • Слой 2. Функциональный слой с совокупностью услуг, предоставляемых пользователям (потребителям) различными поставщиками информации.
  • Слой 3. Информационный слой, в котором непосредственно содержится информационный ресурс.
  • Слой 4. Коммуникационный слой, рассматриваемый как единая информационная магистраль (информационная сеть).

Примечания

  1. 1 2
    Система обеспечения информационной безопасности Взаимоувязанной сети связи РФ. Термины и определения (OCT 45.127-99).
  2. 1 2 3 Глоссарий.ru
  3. 1 2 Информационная безопасность (2-я книга социально-политического проекта «Актуальные проблемы безопасности социума»). М.: «Оружие и технологии», 2009.

См. также

dic.academic.ru

от абстрактного понятия к конкретике

Ни одно выступление политика последнего времени не обходится без призыва к тому, что необходимо развивать инфраструктуру, реализовывать крупные инфраструктурные проекты и тому подобное.  Соответственно, под эти проекты выделяются огромные средства, а результаты видны не всегда, точнее редко. Между тем, для многих граждан страны остается непонятным, что  подразумевается под понятием инфраструктуры. До сих пор оно остается чем-то абстрактным и не имеющим отношения к реальной действительности. На самом деле, это не так. Потому я бы хотел дать понимание этого термина и на примерах объяснить, почему инфраструктура, действительно, важна, а также почему от ее наличия и качества будет зависеть развитие страны. Само собой разумеется, что речь будет идти в статье об экономической инфраструктуре.

Экономическая инфраструктура представляет собой необходимое обеспечение (в том числе в виде конкретных объектов и структур) для осуществления воспроизводственного процесса в экономике. Хозяйственная деятельность в экономике состоит из четырех этапов: производство, распределение, обмен и потребление. Для того, чтобы экономические субъекты (государство, граждане, и также финансовые учреждения и фирмы (организации)) могли беспрепятственно, с наименьшими издержками взаимодействовать между собой на каждом из этих этапов, их деятельность должна базироваться на определенной структуре экономики, являющейся для них основой. Эта базисная структура и является инфраструктурой. Если инфраструктура не развита, взаимодействие, конечно, осуществляется, но оно затруднено. Издержки, которые по этой причине возникают, имеют вполне конкретное выражение, измеримы в конкретных суммах. И каждый из нас прямо или косвенно вынужден оплачивать несовершенство инфраструктуры, пусть даже не замечая этого. Общество в целом несет потери. 

Почему разговоры об инфраструктуре появляются в ключе возможности осуществить рывок в экономике, появляются в период спада в экономике? Да потому, что в условиях, когда на другие виды издержек влиять невозможно, то их снижение за счет развития инфраструктуры вполне осуществимо. Кроме того, это приводит к перестроению всей структуры экономики экономической системы. А если кризис носит структурный характер, как сейчас, то развитие инфраструктуры необходимо вдвойне. Кроме того, вложения в инфраструктуру – вложения долгосрочные. Не каждый частный инвестор готов инвестировать в надежде получить отдачу только через десятилетия. По этой причине, разговоры, осуществляемые на уровне государства, должны поддерживаться и доводиться до конкретных действий. Развитие инфраструктуры имеет выраженный положительный эффект для всего общества на протяжении очень длительного периода времени.

Теперь рассмотрим примеры. Тут следует оговориться, что ряд предприятий, участвующих в создании соответствующей инфраструктуры, одновременно относятся к той или иной отрасли, например, предприятия, производящие асфальт, относятся к строительной отрасли. 

Итак, первый блок – это транспортная инфраструктура. Первое, конечно, это дороги. Здесь много аспектов. Дороги – это, прежде всего, улучшение транспортной доступности, а значит, развитие рынков сбыта для каждого отдельного предприятия, т.е. при прочих равных условиях это означает увеличение объемов продаж со всеми положительными последствиями для предприятия и его сотрудников. Дороги – это увеличение мобильности трудовых ресурсов. Работник будет готов работать дальше от места проживания при наличии возможности добраться до места работы и домой быстрее. У предприятия при этом появляется возможность выбирать сотрудников не только из «местных» жителей, но и граждан других регионов. Если мы говорим о развитии дорог внутри региона или города, то это мотивирует людей к переезду. Хороший пример – поэтапный запуск ЗСД – Западного скоростного диаметра  — дороги вокруг Санкт-Петербурга. Добраться из южной части города в северную и назад теперь можно быстрее. Еще один пример – Федеральная трасса М4. Тот факт, что она проходит через Ростов-на-Дону, дает мощный импульс развитию самого города, а также всей области. Особенно больной вопрос – это дороги областного значения – между деревнями и селами. Ни для кого не секрет, что многих дорог попросту нет, хотя есть острая необходимость в их наличии. Дороги в данном случае – это стимул развития сельского хозяйства. Еще один момент – это качество дорожного полотна. Здесь обратная зависимость между количеством поломок транспорта и качеством дорог. Плохие дороги – это бОльшие расходы на ремонт. Конечно, есть микроэкономический положительный эффект – множество автосервисов, шиномонтажных мастерских, но эффект на макроуровне, эффект для всего общества все равно в регионе с плохими дорогами отрицательный. Плохие дороги и их отсутствие – это еще и имидж региона, а также показатель качества государственного управления, о чем многие и не догадываются. Инвестор, принимая решение, будет это обязательно учитывать при принятии решения об осуществлении инвестиций. Я бы еще отнес к транспортной инфраструктуре предприятия, обслуживающие дороги (например, создание ливневой канализации, своевременный ремонт), а также такие объекты, как вокзалы, мосты, тоннели, виадуки. Простой пример: в Волгограде есть два железнодорожных переезда, разделяющих город на две части (т.н. район Тулака). Многие проводят на них по 2-3 часа в день в пробках. Отсюда нарушается нормальный режим труда и отдыха. Приходится уезжать на работу рано, приезжать поздно. Следствие – низкая эффективность каждого отдельного работника, низкая продуктивность. При этом, увязать это именно с наличием переезда (а не тоннеля (моста)) представляется достаточно сложным. Думаю, житель каждого города, сможет привести подобные примеры.

Следующий большой блок – это социальная инфраструктура. К ней относятся школы, детские сады, больницы, поликлиники. Второй подблок этого блока – это библиотеки театры музеи, столовые, рестораны. Отчасти, к социальной инфраструктуре можно отнести и некоторые магазины. Из названия все понятно: к такого рода инфраструктуре относятся предприятия и организации, обеспечивающие нормальное функционирование и восстановление человеческого капитала, то есть нас с вами. Почему  я говорю «человеческого капитала»? Потому что с позиций экономики мы представляем из себя человеческий капитал, то есть ресурс, участвующий в процессе производства товаров и услуг. Медицинские предприятия – это своевременное лечение и профилактика заболеваний, образовательные предприятия – это повышение профессионального уровня работников, рост квалификации, развитие необходимых навыков и умений. Подвергать сомнению важность этих объектов, думаю, никто не будет. Что касается второго подблока: музеи, библиотеки и т.д. Эти учреждения обеспечивают досуг жителей. Я убежден, что основная причина приобщения граждан, начиная с подросткового возраста к алкоголю и наркотикам, и связанному с этим деструктивным подведением является скука и невозможность найти себе применения. Как это связано с инфраструктурой? В ее отсутствие действительно заняться нечем, разве что «пивка попить». Последствия те же: деградация человека. Он становится неспособным к труду, его эффективность падает. И это опять же общественная проблема, проблема общегосударственная. Учреждения социальной инфраструктуры обеспечивают Развитие с большой буквы человека, а не его существование. Если в регионе ситуация с социальной инфраструктурой обстоит хорошо, это притягивает квалифицированные кадры, инвесторов, готовых платить «хорошие» деньги за ценные кадры.

Третий блок: инженерная инфраструктура. Предприятия данного вида инфраструктуры обеспечивают технические условия существования общества. К ним можно отнести гидроэлектростанции, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), водоканал, ЖЭУ и ЖЭК, предприятия, обслуживающие лифтовое хозяйство и прочие. Технические условия работы предприятий – важнейший фактор при принятии решения об открытии бизнеса. Инженерная инфраструктура, ее развитость, коррупциогенность связаны и с  такой отраслью, как строительство. Инвестор – Застройщик вряд ли придет в регион, где существуют огромные сложности не только с выделением земельного участка под строительство, но и с подключением коммуникаций, осуществлением всех необходимых согласований, на которые могут уйти месяцы, а то и годы. Все это сказывается на стоимости квадратного метра и влияет уже опосредованно на качество социальной инфраструктуры – обеспеченность жильем жителей. При этом нужно не забывать, что строительство – это такая отрасль, которая дает огромную занятость на предприятиях смежных отраслей. Поэтому от того, как организован процесс развития инженерной инфраструктуры, поддержания ее работоспособности будет зависеть состояние всей экономики. И здесь не бывает мелочей. Если у кого-то прорвало трубу и невозможно дозвониться до аварийной службы, то о чем можно говорить? Как построена работа? Износ труб водоснабжения, перебои с электричеством, отсутствие газоснабжения – это недополучение бизнесом дохода, более высокие издержки, потери дохода из-за простоя, связанного, например, с ремонтом

И еще один блок: информационная инфраструктура. К ней я отношу СМИ: телевидение, радио, газеты, интернет-провайдеров. Предприятия этого блока создают и поддерживают некий информационный фон, облегчают и обеспечивают доступ граждан к новой и нужной информации. Простой пример: нет, наверное, в стране ни одного телевизора, который бы не принимал Первый канал. В деревнях и селах, в большинстве, там, где нет соответствующей инфраструктуры, это единственный канал получения информации. Вы представляете, как можно влиять на сознание, когда нет альтернативы? В каком информационном вакууме находятся жители, какая информационная политика формируется? За счет неразвитости информационной инфраструктуры становится невозможным критически воспринимать получаемую информацию, за счет отсутствия альтернативы. Такое общество становится более управляемым, движимое чьими-либо интересами. Такому обществу проще навязать выгодную кому-то точку зрения. Такое общество не в состоянии сравнивать и анализировать. Конечно, пример с Первым каналом несколько утрированный, но все равно имеет место. Развитие информационной инфраструктуры также обеспечивает дистанционное развитие человека, обмениваться опытом, если правильно использовать соответствующие инструменты. Сюда также можно добавить возможность работать дистанционно (по «удаленкке»), а также искать клиентов, а по сути, расширять рынки сбыта. Информационная инфраструктура обеспечивает выход бизнеса на новый уровень – в сеть Интернет. А развитие каждого отдельного человека – это мультипликационный эффект для всего общества.

Наверняка, прочитав статью, Вы сделали вывод о том, основная масса предприятий различных объектов инфраструктуры формирует положительных эффект на уровне государства, всего общества. При этом с точки зрения каждого отдельного предприятия целесообразность наличия того или иного предприятия может ставиться под сомнение. Это приводит к тому, что предпринимателю/бизнесмену может быть просто не выгодно заниматься такими видами деятельности. 

Другими словами, для некоторых предприятий инфраструктуры их эффективность как организации не стыкуется с их эффективностью для общества. Из этого следует вывод, что основную часть работы по обеспечению и созданию инфраструктуры берет на себя государство, а именно в тех многих случаях, когда предприниматель не будет браться за такой вид бизнеса, который не принесет ему ощутимой прибыли в ближайшей перспективе и при таких масштабах функционирования.

finik.me

3. Понятие информационной инфраструктуры

Инфраструктура — это термин, служащий для обозначения совокупности связанных между собой структур, отраслей или объектов, служащих для нормального функционирования любой системы в целом. Информационная инфраструктура — это система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. Информационная инфраструктура — это совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающих доступ потребителей к информационным ресурсам. Информационная инфраструктура — это совокупность отраслей хозяйства, организационно не входящих в информационную индустрию, но обеспечивающих ее эффективное функционирование: библиотечное дело, издательское дело и полиграфическая промышленность, книжная торговля, почтовая и телефонно-телеграфная и электронная связь, телевидение и т.д. Информационная инфраструктура — это система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. !!!

Информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Включает в себя:

  • совокупность информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам.

Глобальная информационная инфраструктура

Это информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Примеры информационной инфраструктуры

В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:

Вышеуказанные примеры являются общими для всех стран.

7. Сущность и содержание цензуры

Цензу́ра (лат.censura) — контроль власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведенийизобразительного искусства,киноифотопроизведений, передачрадиоителевидения,веб-сайтовипорталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными.

Цензура — это форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленная нормами защиты интересов государства, общества и общественных институтов.

Исследователи отмечают существенную разницу между цензурой в демократическихитоталитарныхгосударствах. В демократическомправовом государствецензура обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность страны, стабильность государства и политического строя при максимальном соблюдении прав и свобод человека[2].

При тоталитарном характере власти роль цензуры существенно меняется. В таком государстве цензура осуществляет контрольно-запретительные, полицейские и манипулятивные функции, во многом совпадающие с функциями репрессивных органов. Цензура в тоталитарных странах не только ограничивает распространение нежелательных сведений, но и вторгается в творческий процесс, профессиональную сферу и частную жизнь граждан.

studfiles.net

Развитие инфраструктуры современного города: социальные и экономические аспекты

Изучение инфраструктуры современных городов. Разновидности инфраструктуры. Выявление социальных и экономических проблем, влияющие на комфортность проживания в городской среде. Определены возможные пути решения благоустройства городов.

Понятие «инфраструктура» достаточно обширное. К инфраструктуре относится объединение структур, организаций и предприятий, деятельность которых носит определенный ориентир. Они направлены на создание условий для качественной работы производства, а также нормальной жизнедеятельности людей. По сути, инфраструктура – это некий комплекс отраслей, направленный на удовлетворение потребности населения. Существуют вариации инфраструктуры: социальная; транспортная; инженерная; финансовая; информационная; военная; рыночная; инновационная.

На сегодняшний день все отрасли испытывают трудности и проблемы, требующие кардинальных перемен.

Социальная инфраструктура — объединение отраслей и предприятий, ответственных за хорошую жизнедеятельность населения. Это строительство жилья, готовое жилье, социальные и культурные объекты, сфера ЖКХ, здравоохранения, образования; сфера услуг, отдыха, учреждения спорта; общественный транспорт и другое. Примерно с середины 20 –го века в странах с развитой экономикой резко увеличился процесс развития данной инфраструктуры.

Социальную инфраструктуру делят на 2 части: социально-бытовую и социально-культурную. Социально-бытовая инфраструктура нацелена на создание условий для жизнедеятельности человека и удовлетворения его потребностей. Социально-культурная инфраструктура способствует развитию духовных, интеллектуальных свойств.

Например, в России нехватка дошкольных учреждений привела к тому, что в очереди на получение места в детском саду состоят 1,5 миллиона граждан. Также было прикрыто порядка 2900 детских лагерей. Недоступной стала первичная медицинская помощь во многих населенных пунктах, а особенно в сельской местности и другое.

Транспортная инфраструктура — объединение отраслей и предприятий, обеспечивающие выполнение и обслуживание перевозки, а также перемещение людей и товаров.

Роль транспорта очень велика. От развития транспортной сферы зависит экономическое благосостояние страны в целом. Ведь она считается важной базовой отраслью.

По результатам всемирного банка, объем недофинансирования ремонта и содержания дорожной отрасли в России составляет 1,2% ВВП в год. В рейтинге Россия находится на 48 месте в мире по показателю общедоступности и качества транспортной инфраструктуры. По качеству железнодорожной инфраструктуры занимает 33-е место в мире, по качеству автодорожной 111-е место. По качеству инфраструктуры воздушных и водных портов – 87-е и 82-е места соответственно.

Инженерная инфраструктура — объединение сооружений и коммуникаций, используемых в процессе газо-, тепло-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции. Инженерная инфраструктура имеет комплекс предприятий по выработке инженерной продукции. Главное назначение данной отрасли состоит в снабжении на определенной территории водой, энергией, топливом, в создании теплового режима в зданиях и условий для проживания.

Финансовая инфраструктура — объединение отраслей и подвидов деятельности, обеспечивающих производство и хозяйство в целом.

Информационная инфраструктура — комплекс специальных структур, обеспечивающих работу и динамичный рост информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. В наше время управлять любой деятельностью нельзя без анализа огромного объема информации и ее обработки с помощью новых технологий. Также развитие глобальных сетей – большой шаг вперед.

Военная инфраструктура — комплексы стационарных объектов и отдельных сооружений, являющихся основанием для расположения вооруженных сил, ведения военных действий и обеспечения боевой и оперативной подготовки войск.

Рыночная инфраструктура — комплекс учреждений и организаций, обеспечивающих вольный оборот товаров и услуг на рынке.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

  • обеспечение процесса купли-продажи;
  • распределение потока товара;
  • создание конъюнктуры рынка;
  • повышение продуктивности работы рынка.

Инновационная инфраструктура — объединение субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и другое обслуживание инновационной деятельности.

Сегодня комфортность проживания, благоустройство городов является актуальной проблемой. Перед нами стоит цель сделать среду обитания наиболее благоприятной и комфортной. Комфортность проживания понимается как система оценок качества жизни населения, которая базируется на основе удовлетворения потребностей человека. Степень комфортности проживания населения является важным показателем конечного эффекта воздействия на людей факторов окружающей среды. В больших городах живет почти 50% населения всей нашей страны, поэтому вопрос формирования среды в этих городах является наиболее важным.

В населённых пунктах обостряются негативные последствия с ростом урбанизации. Под урбанизацией понимают рост городов, увеличение доли населения, повышение роли городов во всех сторонах жизни общества, а также распространение городского образа жизни на сельскую местность и степень хозяйственного освоения.

Города делятся на малые, средние, крупные и крупнейшие в зависимости от количества населения:

  • до 50 тысяч жителей — малые города и поселки городского типа;
  • от 50 до 100 тысяч жителей — средние города;
  • от 100 до 1000 тысяч жителей — крупные города;
  • более 1 миллиона жителей — крупнейшие города;

Перемещение людей из малых городов вызвано поиском работы и плохими условиями жизни населения в сельской местности. Ведь, уровень безработицы в крупных городах ниже на 30-40%, чем в малых городах.

В сельской местности фактически отсутствует благоустройство. Крупные города стали местом сосредоточения потоков людей, сырья, информации. Основными факторами современного города является человек и природная среда. Взаимодействие этих двух элементов и создает городскую среду. В сущности, городская среда формируется на стыке двух основных условий:

  1. положительных — способствующих прогрессу в городах и развитию личности;
  2. ограниченных — состояние природных компонентов, жизненно важных для жизнедеятельности.

Геосистема и экосистема – составные городской среды. Экосистема исследует проблемы взаимоотношения человека со средой обитания и его жизнеобеспечения. Именно человек является главной силой, меняющей природную среду и создающей обновленное качество данной среды. Город — это природно-техногенный объект, функционирование которого определяется взаимодействием природных условий и хозяйственной нагрузки [1].

Территории современного города включают следующие функциональные зоны: жилую; промышленную; коммунально-складскую; зону внешнего транспорта; пригородную зону; прочие земли в городской черте.

Комфортная городская среда обитания – это пространство в определенных административных границах и всей застройки этого пространства зданиями и сооружениями, наполнив его предметами, которые позволяют удовлетворить индивидуальные и социальные потребности населения, что в результате приведет к повышению качества жизни горожан [2]. Для создания такой среды помимо власти, экономики, социума, необходимо эффективное действие таких сфер как архитектура, искусство, наука и дизайн. «Качество городской среды в итоге определяется способностью городов, с одной стороны, быть фокусами творческих сил общества, реализовывать, концентрировать в себе творческий потенциал и, с другой — создать необходимые условия для приобщения каждой личности к различным формам жизни города» [3].

Комфортность проживания в современном городе складывается из следующих показателей:

  1. Природная среда: геологическое строение и рельеф; микроклимат; ландшафт; почвенный покров;
  2. Экологическая среда: уровень загрязнения почв; уровень загрязнения воздуха; уровень загрязнения воды;
  3. Социальная среда: плотность и структура численности населения; обеспеченность объектами сферы услуг; обеспеченность транспортом;
  4. Уровень благоустройства городской среды: уровень элементов благоустройства; транспортная инфраструктура; озеленение.

С древних времен люди заселялись в местах, где доступно ведение хозяйственной деятельности. Наличие рек, болот, мерзлоты, степень сейсмичности, увеличивают или уменьшают затраты на создание комфортных условий для населения. Здоровье населения, быт и отдых напрямую зависит от природных условий.

Плотность населения зависит от рельефа местности и природной зоны. В каждой зоне сложились относительно однородные условия для ведения разного вида хозяйственной деятельности. С точки зрения экологической и социальной среды комфортность проживания населения создается при воздействии природных, а также социально-экономических условий. Население выступает основным потребителем комфортности.

Рекомендации по управлению социально-экономическим развитием города:

  • сохранить стабильность городского населения;
  • повысить уровень комфортности города населения путем улучшения экологии, качества дорог, увеличение рекреационных зон;
  • увеличение количества рабочих мест;
  • поддержка малого и большого бизнеса;
  • работа органов городской власти с гражданами города;
  • информирование граждан о мероприятиях по благоустройству города.

Развитие инфраструктуры решает такие вопросы, как создание комфортных и благоприятных условий жизни горожан. Сейчас большое значение имеет внешний облик города, дизайн ландшафта. Ведь, постройка жилья осуществляется на основе коммерческого спроса, не учитывая природную и экологическую обстановку, по принципу сужения существующей жилой застройки, в основном это территории с крупными автодорогами и зонами с высоким уровнем развития транспортной и социальной инфраструктурой. Город имеет благоприятные в природном и экологическом отношении площади, но они заняты ветхим и аварийным жильем и слабо обеспечены социальной инфраструктурой, что снижает коммерческую привлекательность данной территории и препятствует ее развитию. Трудности воссоздания чистых городов и защита памятников исторического и культурного наследия народа остаются актуальными в настоящее время. Градостроительство неразрывно связано с благоустройством городов. Условия труда и отдыха населения зависит от уровня благоустройства. Благоустройство и озеленение – это система, которая соединяет в себе комплекс подпрограмм и идей, направленных на организацию и рост эстетичности городской среды.

Из-за большой изношенности и неправильной эксплуатации большинства объектов и возникают проблемы развития инфраструктуры. Автодороги и дворы нуждаются в срочном ремонте. Садов, газонов, парков становятся всё меньше и меньше. Много рек, пляжей замусорены. Качество воды и экологическое состояние почвы ухудшается.

К примеру, первое место по рейтингу самых экологически грязных городов России занимает Норильск, находящийся в Красноярском крае. Количество выбросов в атмосферу Норильска составляет 1959,5 тысяч тонн в год. Большой вклад в загрязнении города вносит предприятие «Норильский никель».

Качество жилищно-коммунального обслуживания также влияет на комфортность проживания в городе. Ресурсоснабжающие организации должны были направлены на стабильную работу систем тепло-, водо- и электроснабжения, сокращение объёмов потерь теплоносителя, а также своевременно проводить текущие и капитальные ремонты зданий и сетей.

К экономическим трудностям относят излишний монополизм, отсутствие конкурентов.

Стоит отметить, что существуют финансовые препятствия, которые связанны с дефицитом бюджета на содержание и развитие этой сферы, кредитные средства по причине большой инфляции и нестабильности нет возможности использовать.

Мероприятиями по улучшению городской среды:

  • устранение негативных факторов, ухудшающих окружающую среду,
  • улучшение порядка в дворовых фасадах зданий;
  • освещение территорий, зданий, сооружений;
  • озеленение территории общего пользования: парки культуры и отдыха,

сады жилых кварталов и групп домов, скверы, бульвары, набережные;

  • архитектурно — планировочные решения;
  • реконструкция;
  • улучшение внешнего облика города и дизайна;
  • размещение рекламы;
  • улучшение качества дорог;
  • приоритетное развитие общественного транспорта;
  • повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг;
  • доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения;

Зеленые насаждения, парковые зоны имеют огромное культурно-бытовое значение, играют большую роль для здоровья населения как средство воздействия на микроклимат города или района, и являются органической частью архитектурного решения города. Необходимо проводить работы по озеленению территории, вывозу и переработке мусора, строительство новых полигонов для твердо-бытовых отходов, увеличению количества и качества уличного освещения. Культура также имеет большое значение для создания благоприятной среды обитания. Чистота, опрятность, комфорт и уважение к месту проживания — вот основные составляющие той культуры, которой часто не хватает современному городу.

В сущности, население интересует ценность территории, которая определяется основными параметрами:

  1. набор материальных благ (человек может приобрести при определенном доходе). Главными финансовыми показателями будут уровень доходов и расходов. Они определяются средней зарплатой и средней стоимостью основных товаров и услуг для населения. Первоначально, города конкурируют в области стоимости жизни. Для населения важны также доступность медицинских, транспортных, образовательных, юридических, развлекательных и других видов услуг, и их качество;
  2. набор нематериальных благ (человек может получить профессиональные услуги. Для населения также важны: исторические традиции, атмосфера города, исторические традиции, культура;
  3. уникальность (местоположение города, ландшафт, особенность архитектуры, экология).
  4. адаптация — приспособленность к быстрым изменениям меняющихся требований потребителя.

Города имеют сегодня много очень глобальных проблем. Это проблемы демографии, экологии, транспорта; проблемы социальные. Выявив эти проблемы, люди смогут решать их, предупреждая тем самым их катастрофические последствия для всего человечества в целом.

С первого взгляда, города – это огромное преимущество. Они являются местами сосредоточения культуры, искусств, науки и образования. Но другой стороны, города – это и недостаток: так как в больших городах плохая экология, которая, в свою очередь, плохо сказывается на здоровье окружающих людей. По статистике самые комфортные для проживания города, это: Санкт-Петербург, Тюмень, Казань, Пенза, Оренбург, Ярославль, Кемерово, Воронеж, Томск, Набережные Челны.

Подводя итоги можно сказать, что для развития инфраструктуры необходимо:

  1. воспитание культуры быта и почтительность к месту проживания;
  2. совершенствование общественного транспорта;
  3. проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки;
  4. внедрять новые архитектурные решения для благоустройства города;
  5. повышение качества ЖКХ;

В заключении хотелось бы сказать, что надо любить свой город, уважать и беречь его. Чтобы не оказаться в хвосте мирового сообщества необходимо значительно увеличить инвестиции во все секторы инфраструктуры от коммунального хозяйства до современных транспортных систем и энергетики.

novainfo.ru

Объект транспортной инфраструктуры — это что такое? Категории объектов транспортной инфраструктуры

Уровень технологичности транспортных магистралей, качество правового регулирования обращения соответствующих коммуникаций, а также управления различными инфраструктурными объектами в данной сфере — ключевые факторы успешного развития экономики государства. Поэтому обеспечение функционирования инфраструктуры — важнейший приоритет властей страны. Но в чем заключаются ее особенности? Какие объекты транспортной инфраструктуры могут выстраиваться на тех или иных уровнях коммуникаций между различными субъектами правоотношений в государстве?

Общая характеристика

Прежде чем рассматривать, какие категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств выделяют современные эксперты, изучим сущность соответствующего хозяйственного элемента. Что он представляет собой?

Под транспортной инфраструктурой понимается совокупность различных типов ресурсов, посредством которых обеспечивается движение машин, осуществляющих пассажироперевозки, транспортировку различных грузов. К данной сфере можно отнести, таким образом, как дороги и магистрали, так и непосредственно машины, а также обслуживающие их предприятия (но на этот счет в среде экспертов появляются дискуссии — далее мы изучим их специфику). Соответствующая инфраструктура может коммуницировать с большим количеством смежных отраслей — например, с объектами снабжения, предприятиями топливно-энергетического комплекса, банками, охранными организациями, государственными органами. Все они могут играть важную роль в развитии транспортной инфраструктуры. В свою очередь, она сама по себе является важнейшим ресурсом, обеспечивающим работу различных субъектов экономики.

Сущность объектов и субъектов

В соответствии с распространенной точкой зрения, объект транспортной инфраструктуры — это часть технологического комплекса, который может состоять из: магистралей, вокзалов, станций, метрополитенов, терминалов, аэропортов, вертолетных площадок, морских и речных портов, космодромов, различных военных объектов — например, авианосцев.

В свою очередь, субъектами транспортной инфраструктуры можно назвать граждан и юридических лиц, которые на законном основании — например, на праве собственности или исходя из наличия разрешенного доступа, пользуются транспортной инфраструктурой.

Объекты и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают, прежде всего, эффективное взаимодействие между гражданами и организациями, участвующими в различных правоотношениях. Для того чтобы коммуникации между людьми осуществлялись, они должны иметь возможность, прежде всего, оперативно перемещаться с одного места на другое, а также обладать необходимыми ресурсами для перемещения различных вещей — имущества, материалов, сырья. Уровень развития транспортной инфраструктуры — один из ключевых критериев определения уровня экономической диверсификации государства. Наличие достаточного количества высокоскоростных магистралей на территории государства может быть важнейшим фактором обеспечения высокой динамики хозяйственного развития различных отраслей экономики.

Роль государства в развитии отрасли

Объекты транспортной инфраструктуры — это ресурсы, которые стоят, как правило, огромных средств. Их выстраивание зачастую под силу только государству, имеющему возможность распределять бюджетные средства, использовать политический ресурс. Частные структуры во многих случаях не имеют возможности выстраивать транспортную инфраструктуру — хотя бы даже в масштабах региона, не говоря о стране в целом.

Поэтому в том, чтобы объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, столь необходимые экономике, появлялись в распоряжении хозяйствующих субъектов, должно быть заинтересовано, прежде всего, государство. В свою очередь, в компетенции частных структур может быть, к примеру, обеспечение безопасности инфраструктуры, поддержание ее в функциональном состоянии. Изучим данный нюанс подробнее.

Обеспечение безопасности транспортной инфраструктуры

Итак, объект транспортной инфраструктуры — это во многих случаях результат реализации государственного инвестиционного проекта. В свою очередь, частные фирмы могут обеспечивать поддержание его функционального состояния в аспекте доведения условий его эксплуатации до оптимального состояния с точки зрения соблюдения критериев безопасности функционирования различных компонентов соответствующей инфраструктуры.

В такой сфере как обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры принято понятие зоны обеспечения стабильной работы — территории, в рамках которой обеспечивается оптимальное функционирование различных хозяйственных компонентов. Данное условие может потребовать организации строгого контроля доступа тех или иных лиц к соответствующим объектам. Границы зоны транспортной безопасности могут быть определены законодательно — в соответствии с нормативами, прописанными в отдельных источниках права.

Также на уровне нормативных актов могут определяться уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры, то, каким образом ответственным лицам необходимо обеспечивать соответствие хозяйственных компонентов установленным критериям.

Существует большое количество иных характеристик территорий безопасности. В числе таковых — степень уязвимости транспортной инфраструктуры. Ее критерии также могут устанавливаться на уровне нормативных источников права. В свою очередь, практическая оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры может осуществляться ответственными лицами также с учетом внутрикорпоративных норм, дополняющих те, что принимаются ведомствами.

Условия для развития транспортной инфраструктуры

Эксперты выделяют ряд условий, при которых возможно успешное развитие транспортной инфраструктуры. Прежде всего — это мониторинг и своевременная модернизация различных хозяйственных объектов. Данная сфера должна быть в достаточной мере технологичной для обеспечения запросов ее пользователей. Ресурсы, о которых идет речь, должны быть доступны для заинтересованных лиц. Так, например, предполагается, что платные магистрали будут тарифицироваться таким образом, чтобы проезд по ним не был обременительным для граждан.

Требования к объектам транспортной инфраструктуры должны устанавливаться исходя из потенциального уровня спроса на пользование ее ресурсами со стороны граждан и организаций. Так, постройка новых дорог может быть оценена с учетом более интенсивной динамики их эксплуатации — вследствие предполагаемого роста автомобилизации населения государства, возведение аэропорта — с учетом возможного использования его ресурсов международными авиакомпаниями, как следствие — с увеличением мощностей соответствующего объекта инфраструктуры.

Развитие ресурсов, о которых идет речь, должно осуществляться с учетом мнения заинтересованных лиц, социальных групп, общественных организаций — например, экологических. Объект транспортной инфраструктуры — это хозяйственный компонент, в ряде случаев предполагающий достаточно интенсивное использование ресурсов окружающей среды. Оно не должно быть чрезмерным по оценке населения, проживающего в непосредственной близости к данным объектам, специалистов-экологов, а также с точки зрения действующих экологических стандартов.

Классификация объектов

При выработке государственной политики в сфере развития транспортной инфраструктуры, при проведении различных экспертных оценок эффективности ее компонентов, важнейшую роль в повышении качества результатов соответствующих направлений деятельности может сыграть категорирование объектов транспортной инфраструктуры. Исходя из каких критериев соответствующие компоненты могут быть классифицированы? Таковые можно определять по разным основаниям. Так, если говорить о магистралях, то их можно классифицировать:

— на дороги общего пользования;

— на частные магистрали.

При этом первые могут быть бесплатными или платными. Дороги могут быть также классифицированы:

— по материалу покрытия;

— исходя из пропускной способности;

— по сроку службы;

— по климатическим характеристикам.

Категории объектов транспортной инфраструктуры могут определяться исходя из видов транспорта, применяемых на соответствующих магистралях: железнодорожного, морского, автомобильного, воздушного, космического. Безусловно, критерии классификации объектов транспортной инфраструктуры могут определяться и на иных основаниях — нами рассмотрены лишь некоторые примеры таковых.

Функции транспортной инфраструктуры

В соответствии с распространенным подходом, объект транспортной инфраструктуры — это хозяйственный компонент, который выполняет функции:

— экономическую;

— культурную;

— социальную;

— научную;

— оборонную.

С точки зрения экономики транспортная инфраструктура важна как необходимый ресурс для обеспечения связи между различными хозяйствующими субъектами. От того, насколько она будет развита, зависит динамика продвижения тех или иных предприятий на рынке, перспективы реализации совместных проектов с партнерами, инвестиционная привлекательность фирмы — хотя, казалось бы, прямого отношения соответствующий ресурс к бизнес-модели предприятия не имеет.

Культурная функция объектов транспортной инфраструктуры может заключаться в обеспечении условий для межнациональных, межкультурных коммуникаций. Собственно, архитектурные концепции, реализуемые в строительстве соответствующих объектов, также могут рассматриваться как часть национальной культуры в ряде контекстов.

Объект транспортной инфраструктуры — это значимый ресурс общества как совокупности коммуницирующих граждан, социальных групп, организаций. Используя его, люди могут интенсивнее общаться между собой, обмениваться различными ценностями, путешествовать и расширять свой кругозор. Развитая транспортная инфраструктура в государстве — важнейший фактор успешного развития общества, ресурс, который граждане могут использовать для обмена опытом между собой в различных сферах.

Значимую роль рассматриваемый ресурс также играет и в научной сфере. Так, он может быть использован в целях обеспечения обмена значимыми с точки зрения науки ценностями между различными структурами, организации поездок представителей научных учреждений в партнерские организации.

Еще одна важнейшая функция транспортной инфраструктуры — оборонная. Ее можно проследить в контексте обеспечения национальной безопасности, деятельности вооруженных сил государства. Несмотря на то, что инфраструктура рассчитана на применение преимущественно в гражданских целях, она может активно использоваться, к примеру, при организации военных учений, для перевозки боеприпасов, поставки сырья и материалов на оборонные предприятия. Ее технологичность может быть важным фактором динамики военного производства, как следствие — укрепления обороноспособности государства. Также необходимо, чтобы уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры военного назначения соответствовали установленным стандартам. Для этого может быть проведена масштабная работа с привлечением компетентных экспертов, подотчетных структурам власти или же нанятых крупными бизнесами.

Инфраструктура как часть транспортной системы

В среде экспертов распространен подход, в соответствии с которым транспортная инфраструктура рассматривается как часть более масштабной системы. При этом в нее также могут входить иные системы:

— правовая — устанавливающая нормы, на основе которых функционирует транспортная инфраструктура;

— управленческая — определяющая порядок работы рассматриваемой системы;

— финансовая — как источник ресурсов, за счет которых осуществляется выстраивание транспортной инфраструктуры и других компонентов рассматриваемой системы.

Транспортной инфраструктуре в соответствующей модели можно отвести важнейшую роль. Именно она будет объектом правового регулирования — при разработке норм или же стратегий управления указанной системой. Ее строительство, экспертиза, приемка, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры — основные виды расходов при распределении финансовых ресурсов в рамках всей системы.

Проработка правовых, управленческих, финансовых механизмов может быть сколько угодно детальной, но при некачественной транспортной инфраструктуре это не будет иметь большого значения. Таким образом, она является ключевым системным элементом в соответствующей модели. В транспортную инфраструктуру входят фактически все типы дорог, магистралей, контактных линий, а также объектов, которые на них расположены. Часто в качестве ее элементов рассматриваются системы связи и навигации, инструменты управления движением тех или иных транспортных средств, а также коммуникации с пользователями. Например, если таковыми являются пассажиры железнодорожной сети, то подобными инструментами коммуникации будут кассы, онлайн-сайты бронирования билетов, порталы транспортных железнодорожных компаний.

Законодательством, а также внутрикорпоративными стандартами предприятий в соответствующем сегменте экономики могут быть определены различные категории безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Это нужно, прежде всего, для создания лучших условий для работы, осуществляемой сотрудниками соответствующих организаций, а также непосредственно для потребителей их услуг — граждан, частных и государственных предприятий. Выделение категорий безопасности также может осуществляться в целях повышения эффективности управления данными объектами.

Инфраструктура и транспортные средства

Существует 2 точки зрения касательно того, относить ли к рассматриваемой инфраструктуре собственно транспортные средства. Первая предполагает, что они не должны включаться в нее. Это обуславливается тем, что использование транспортных средств носит хотя и относительно частый, но непостоянный характер. В свою очередь, инфраструктура — особенно если ее рассматривать как часть транспортной системы, рассчитана на постоянное выполнение возложенных на нее функций по обеспечению коммуникаций в различных областях социально-экономического развития государства.

Вторая точка зрения предполагает, что транспорт не следует рассматривать отдельно от соответствующей инфраструктуры, поскольку таковая создается не просто так, а именно с целью последующего задействования именно транспортных ресурсов человеком в рамках тех условий, что формируются на уровне инфраструктуры. Безопасность на объектах транспортной инфраструктуры, ее основные характеристики — например, пропускная способность, если вести речь о дорогах, будет напрямую влиять на возможности эксплуатации транспорта.

Еще один аргумент в пользу рассмотрения транспортных объектов и рассматриваемой инфраструктуры в общем контексте: строительство инфраструктурных объектов осуществляется, прежде всего, с учетом последующей интенсивности их эксплуатации, которая осуществляется при непосредственном задействовании человеком как раз-таки транспортных средств. Именно характеристики машин определяют то, какими должны быть дороги по качеству, по протяженности, по уровню технологичности. Уязвимость объектов транспортной инфраструктуры и определение иных критериев ее безопасности также определяется исходя из типичной динамики эксплуатации соответствующих ресурсов, которая может устанавливаться, опять же, с учетом характеристик транспортных средств.

Развитие инфраструктуры: задачи государства

Итак, государство, как мы определили выше, является ключевым субъектом в сфере развития инфраструктуры. Только властям страны под силу — исходя из наличия доступа к относительно объемным финансовым ресурсам — инвестировать в строительство дорог, их модернизацию, повышение безопасности, совершенствование механизмов выработки правовых норм и управленческих подходов в рамках транспортной системы. Какие же конкретно задачи необходимо решать властям страны при выработке приоритетов в развитии соответствующей инфраструктуры? К таковым правомерно отнести:

— мониторинг состояния инфраструктуры, инициирование ее своевременного ремонта, модернизации, обновления;

— повышение технологичности транспортных путей исходя из предполагаемой динамики ее использования гражданами и организациями;

— повышение доступности инфраструктуры для пользователей — с точки зрения обеспечения фактического оснащения территорий необходимыми коммуникациями, а также снижения затрат граждан и организаций на пользование соответствующими ресурсами.

Решение указанных задач требует планомерной работы самых компетентных специалистов на разных уровнях власти. Это будет главным условием обеспечения функционирования транспортной инфраструктуры как одного из ключевых ресурсов для социально-экономического развития страны.

fb.ru

78. Инфраструктура проекта. Пример требований к инфраструктуре офиса проекта (фрагмент). Пример процедуры создания инфраструктуры проекта.

Ответ:

Инфраструктура проекта

Планирование инфраструктуры начинается с формирования требований. Как правило, требования к компьютерному оборудованию и сопутствующей инфраструктуре.

Инфраструктуру необходимо оценить относительно задач различного профиля, и проводить ее оценку на следующих уровнях:

Пример требований к инфраструктуре офиса проекта (фрагмент)

  • Специальные помещения. Для осуществления рабочей группой проекта работ в группе компаний «Звездочка» заказчик предоставляет специальные помещения для размещения объединенной рабочей группы проекта.

  • Требования к помещениям. Помещение проектного офиса должно удовлетворять следующим требованиям: на одного сотрудника должно приходиться не менее 5 м2 [или: 5 кв. м.] площади рабочей комнаты.

  • Обеспечение членов рабочей группы проекта персональными компьютерами:

  • исполнитель, по возможности, привлекает к работе по проекту сотрудников, обеспеченных переносными компьютерами;

  • сотрудники заказчика, привлекаемые к работам по проекту, обеспечиваются заказчиком персональными компьютерами в кратчайшие сроки;

  • требования к характеристикам персональных компьютеров могут быть оговорены в зависимости от конкретных задач, выполняемых сотрудником.

  • Обеспечение рабочей группы проекта копировальной техникой.

  • Обеспечение рабочей группы проекта канцелярскими принадлежностями.

  • Обеспечение информационного обмена членов рабочей группы проекта.

Пример процедуры создания инфраструктуры проекта

Для создания инфраструктуры необходимо:

  • обеспечить поставки материальных ресурсов – требуется заказать или запросить необходимые ресурсы;

  • организовать установку оборудования – обеспечить доставку, провести установку и тестирование оборудования;

  • обеспечить сервисное обслуживание оборудования – разработать график сервисного обслуживания;

  • протестировать рабочую среду на предмет ее совместимости с требованиями к функциональности, совместимости и доступности.

79. Формирование базовой линии конфигурации проекта. Организация управления конфигурацией проекта.

Ответ:

Формирование базовой линии конфигурации проекта

Базовая линия (фиксированный срез конфигурации) – набор элементов конфигурации, формально определенный и зафиксированный по времени в процессе жизненного цикла ИС.

В определенных случаях базовая линия может изменяться только через формальную процедуру контроля изменений. Фиксированный срез в сочетании со всеми утвержденными изменениями в отношении его представляет собой текущую утвержденную конфигурацию.

Различные элементы конфигурации передаются под управление конфигурацией в различные моменты времени и включаются в базовые линии в определенных точках жизненного цикла. Инициирующим событием является завершение определенных форм формального утверждения задач, таких как формальная оценка.

Примерами элементов конфигурации могут служить настроенные модули ИС, руководство пользователя, планы тестирования, базы данных тестов и прочее.

Организация управления конфигурацией проекта

На стадии планирования ЖЦ ИС разрабатывается план управления конфигурацией (УК), где излагаются концепции и определяются средства для автоматизации процесса, а также расписываются все роли и деятельности в зависимости от стадии жизненного цикла ИС.

studfiles.net

4 Понятие инфраструктуры.

Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

В общепринятом смысле под инфраструктурой понимается совокупность объектов и форм деятельности, играющих вспомогательную роль по отношению к материальному производству и обеспечивающих общие условия нормальной жизнедеятельности общества. В связи с этим принято выделять четыре укрупненных вида инфраструктуры: производственную; транспортную; социальную; рыночную.

Понятие «рыночная инфраструктура» было введено в экономическую теорию всего лишь 15-20 лет назад российскими экономистами в связи с коренными преобразованиями экономических отношений в стране. В исследованиях зарубежных экономистов это понятие не используется. По нашему мнению, это объясняется тем, что потребности в его использовании в теории уже сформировавшихся развитых рыночных отношений и развитой экономики не было. Однако, несмотря на свое короткое существование, понятию рыночной инфраструктуры отводится значительное место в современных монографических исследованиях и учебных пособиях по экономической теории и микроэкономики в нашей стране.

Понятие «инфраструктура» было введено в экономическую литературу в 1955 году американским ученым П. Розенштейн-Розаном, определившим инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения. Потребность в понятии «инфраструктура» появилась, вероятно, в связи с необходимостью выделить отличие особого рода деятельности, обслуживающей основное производство, обеспечивающей социальные потребности населения.

Использование понятий «производственная инфраструктура», «социальная инфраструктура» указывает на то, что виды деятельности, составляющие содержание этих понятий, не относятся к основному производству, а предназначены для его обслуживания. В производственную инфраструктуру включают транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, энергоснабжение, т.е. виды деятельности, обслуживающие основное производство, сюда же относят и оптовую торговлю. В социальную инфраструктуру включают образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, которые удовлетворяют социальные потребности населения. Сюда же относят и розничную торговлю.

«Несмотря на широкое использование термина «инфраструктура» существуют различные трактовки понятия.

Одни понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

Рыночная инфраструктура – это весьма сложная экономическая категория. Профессор О.В. Иншаков и доцент Е.Г. Русакова утверждают, что следует отличать инфраструктуру рыночной экономики как исторически обусловленную конкретную форму хозяйства со всеми его сферами, уровнями, отраслями, секторами и сегментами от рыночной инфраструктуры, обслуживающей механизм рынка как способа регулирования производства и потребления через обмен и распределение факторов и продуктов. То, что в первом случае относится к хозяйству в целом, во втором – к механизму его функционирования. Поэтому содержание и формы этих инфраструктур различны, при этом первая включает в себя вторую.

В западной экономической теории, по нашему мнению, не было необходимости выделять особую, рыночную инфраструктуру, так как это предполагает обозначение, во-первых, основных участников рынка, во-вторых, вспомогательных, обслуживающих этих основных участников. С точки зрения западных экономистов, участники рыночных отношений действуют в совершенно равных условиях, по одинаковым правилам, с целью получения доходов путем обмена, и в их деятельности нет различий.

Транзитивная российская экономика, которая из административно-командного состояния преобразовывалась в регулируемое рыночное, потребовала и создания институтов цивилизованного рынка, институтов рыночной саморегуляции. Однако их возрождение и утверждение на российском рынке было и остается сложным, длительным процессом. Именно с целью эффективного управления столь важным процессом в трансфермационной экономике и было введено в экономическую теорию понятие «рыночная инфраструктура».

Академик Г.Л.Журавлева определяет рыночную инфраструктуру как «совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования». Важным достоинством такого определения является подчеркивание обслуживающего, обеспечивающего характера функционирования институтов рыночной инфраструктуры. Но одновременно рыночная инфраструктура трактуется как основание, базис, фундамент рынка, что, на наш взгляд, вводит лишь ненужную иерархию, нерациональное соотношение между участниками рыночных отношений, одни из которых якобы являются основой, базисом для других.

Рынок, как сфера взаимодействия продавцов и покупателей, связанных системой обменных, товарно-денежных отношений, включает в себя как непосредственных производителей и потребителей товаров, так и представителей рыночной инфраструктуры — посредников. С точки зрения участия в товарно-обменных отношениях все участники рынка абсолютно равноправны, никто из них не является основными или вспомогательными для рынка, базисом или не базисом для него. Однако характер участия посредников в рыночных отношениях принципиально иной, чем у непосредственных производителей или потребителей. Их роль на рынке особая — установление эффективных взаимоотношений между участниками рынка, повышение оптимальности и рациональности этих отношений, обеспечение их гармонизации.

Таким образом, инфраструктура рынка — это совокупность посредников на рынке, обеспечивающих эффективные взаимоотношения между непосредственными производителями и потребителями товаров, между конечными заемщиками и кредиторами.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т. е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

  • облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

  • повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

  • организационное оформление рыночных отношений;

  • облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

  • подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Изменение в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики: а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики, б) регулирование движения товарно-денежных потоков.

В настоящее время многие средние и крупные промышленные корпорации не желая обременить себя издержками, связанными с приобретением вспомогательных услуг на рынке (т.е. у институтов инфраструктуры), имеют их в своем составе. Это позволяет им освободиться от соответствующих трансакционных издержек, производя нужные услуги своими силами. Возникающая экономия при трансформации трансакционных издержек независимых рыночных субъектов в управленческие внутрифирменные издержки может быть довольно значительной. Таким образом, корпорации заинтересованы как в создании объектов рыночной инфраструктуры, в своем составе, так и в их эффективном функционировании.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *