Примеры парламентских и президентских республик – примеры стран. Парламентские республики: список

Содержание

Парламентско-президентские (полупрезидентские, смешанные) республики — Студопедия.Нет

ИДЕЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

Одним из первых теоретиков теории разделения властей является средневековый мыслитель XIV века Марсилий Падуанский. В своём трактате «Защитник мира». Марсилий теоретически обосновывает необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную, хотя основную часть его труда занимает обоснование отделения церкви от государства.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Д. Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескье, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Разделение властей — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Шарль Луи Монтескье выделил следующие положения своей теории. Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, функции которых должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, следовательно, свободы граждан будут нарушаться.

Локкразличает власть законодательную, имеющую право определять, как должна быть применима сила государства для охранения общества и его членов; власть исполнительную, постоянно действующую и ведающую исполнение законов, и, наконец, власть федеративную, ведающую международные отношения.

Локк вовсе не считает необходимым их разделение. Напротив, он считает даже нормальным соединение исполнительной и федеративной власти в одних руках. Законодательная и исполнительная власть обыкновенно бывают разделены. Но при этом Локк считает необходимым предоставление исполнительной власти прерогативы, которую он определяет, как дискреционную власть, действовать для общественного блага вне закона и даже иногда вопреки закону. Следовательно, и он не придает особенного значения строгому разделению различаемых им функций государственной власти.

Монтескье не только различает функции законодательства, суда, исполнения, но и считает необходимыми строгое разъединение их так, чтобы каждая из этих функций всецело была вверена особому учреждению. Такое разъединение представляется действительно очень важным условием правильного осуществления этих функций. Если они смешаны, невозможно обеспечить, чтобы при отправлении правосудия не влияли и соображения целесообразности, чтобы при исполнении действительно соблюдался закон, как обязательная норма, чтобы при издании закона имелось в виду только общее, а не частное или даже личное.

Стоить отметить, что теория Монтескье выдержала проверку временем и нашла отражение во многих конституциях разных стран, в том числе и в ст. 10 Конституции РФ 1993 года, согласно которой государственная власть в России разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть необходимо едина. Имея в виду единство государственной власти, заметим, что единство присуще государственной власти в любом государстве. Другое дело, что в тоталитарных государствах такое единство достигается путем насилия и построенной для этой цели системой власти, а в демократических странах единство государственной власти зиждется на ее организации в соответствии с принципом разделения властей. Отсюда:при осуществлении принципа разделениявластей ни одной из ветвей власти не можетпринадлежать вся власть в полном объеме.

Власть в данном случае достигает своего единства, базируясь на согласованных действиях и консолидированном подходе.

При этом одна из властей тем не менее должна получить главенствующее положение. В терминах классической теорииразделения властей такое положение должно принадлежать законодательной властии, действительно, парламенты многих республик обладают мощными рычагами воздействия на исполнительную власть.

Не всегда правомерно, как видится, утверждать «правильность» и «неправильность» той или иной модели управления государством, тем более проводить параллели между ним и его экономической состоятельностью или, скажем, социальной либо правовой защищенностью граждан в нем.

Рассмотрим варианты государственного устройства по признаку разделения властей:

1) парламентарные или конституционные монархии;

2) парламентарные республики;

3) президентские республики;

4) парламентско-президентские (полупрезидентские, смешанные) республики;

 

5) государства с отсутствием системы разделения властей

Парламентарные|конституционные монархии

Поддержание в государствах этого типа монархии – в значительной степени дань определенной исторической традиции: основная государственно-политическая роль в таких государствах принадлежит парламентам. Странам с монархической парламентарной формой правления присуще наличие монарха – формальной главы государства, законодательного органа, правительства и суда. Главенствующее значение в них имеет законодательная власть, в полномочия которой входит формирование правительства и контрольные функции. Действительно исполняет функции главы государства, как правило, глава исполнительной власти – премьер-министр.

К государствам с такой формой правления относят Великобританию, Бельгию, Данию, Испанию, Нидерланды, Швецию, Японию. Как видно, большинство таких стран находится в Европе. Формальным главам этих государств – монархам – принадлежат определенные полномочия, однако в силу традиции они не применяют их либо применение таких полномочий связано серьезными ограничениями. В конституциях таких стран, как Испания, Швеция и Япония даже юридически не предусмотрено наложение монархом вето на законопроекты, одобренные парламентом. В Великобритании, вообще не имеющей конституции, основные законодательные акты декларированы парламентскими статутами.

Несмотря на то, что в конституции Испании предусмотрены полномочия монарха в сфере законодательства и безопасности, королевские правовые указы не могут иметь юридической силы без контрасигнатуры правительства. В то же время монархи обладают в большинстве случаев большим политическим влиянием и авторитетом.

 

Парламентарные республики

Характерной чертой парламентарных республик является наличие значительных полномочий парламента, закрепленных в конституции. В республиках такого типа, как и в парламентарных монархиях, решающее значение приобретают политические партии, влияющие на деятельность государственных институтов.

Для парламентарной республики свойственно и то, что на правительство, сформированное на парламентской основе, ложится политическая ответственность перед парламентом, всецело контролирующим исполнительную власть. Формально все члены правительства назначаются президентом, в то же время такие назначения совершаются им не по своему усмотрению, а на основании решения парламента о формировании правительства из числа представителей партии (коалиции партий), располагающей большинствоммест в парламенте (одной из его палат).

 

В таких республиках президентские полномочия, носящие преимущественно церемониальный, представительский характер, в значительной степени аналогичны полномочиям монарха в конституционных (парламентарных) монархиях и реализовываются с согласия либо по инициативе правительства.

Президент может избираться или парламентом, иногда дополненным представителями субъектов федерации (Венгрия, Германия, Индия, Италия, Латвия, Чехия, Швейцария и другие страны), или населением (Австрия, Ирландия, Исландия, Литва, Португалия, Сингапур, Эстония и другие страны), однако в последнем случае характер республиканского правления позволяет отнести эти страны к смешанному типу.

Президент, полномочия которого ограничены парламентом или правительством, обладает правом отлагательного, но не относительного вето. Президентом издаются правовые акты, нуждающиеся в письменной (например, в Италии) или в устной (в Индии) контрасигнатуре, без чего они недействительны. Принимаемые парламентом законы подписывает президент, но в то же время они должны быть заверены главой правительства либо ответственным министром.

Исполнительную власть в парламентарной республике осуществляет правительство, на которое ложится политическая ответственность перед парламентом, что вступает в некоторое противоречие с идеями Ш. Монтескье о значении относительной самостоятельности исполнительной власти.

Однако по мнению В.Е. Чиркина,«ответственность правительства и контроль в отношении его политической линии со стороны парламента или главы государства не исключает независимости (самостоятельности) в деятельности правительства (как и органов исполнительной ветви власти в целом) в определенной для него сфере и в пределах его компетенции.

В этих пределах правительство, другие органы исполнительной власти, должностные лица действуют самостоятельно, выбирая соответствующие формы и методы деятельности (в пределах закона). В этом смысле исполнительная власть независима от законодательной».

Вместе с тем, как отмечает А.И. Черкасов, «в странах с парламентарными формами правления имеет место большая взаимосвязь и взаимозависимость различных ветвей власти, что делает барьеры между ними менее четкими»

Президентские республики

С точкизрения строгого соответствия концепцииразделения властей, предложенной Монтескье, президентская республика из всехвидов республиканской формы правлениябольше других отвечает ее основнымпринципам. Главой государства в президентской республике является президент,возглавляющий исполнительную власть.

Довольно часто конституции президентских республик содержат положения о том,что исполнительная власть возлагается исключительно на президента, а министрыиграют лишь вспомогательную роль.

Однако в отдельных случаях в конституциях президентских республик закреплено, что президент осуществляет исполнительную власть вместе с министрами (в частности, ст. 88 Конституции Боливии 1996 г.). В некоторых странах (например, в Бразилии, Мексике и других) президентами создаются кабинеты президента (совещательные органы, не принимающие коллегиальных решений; прерогатива их принятия принадлежит президенту).

В президентской республике наиболее четко воплощается принцип разделения властей, что выражается в строгом обособлении всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Наряду с этим президентская республика располагает эффективной системой «сдержек и противовесов», специфической чертой которой является то, что парламент в президентской республике обыкновенно не вправе отправить правительство в отставку.

В свою очередь президент не может распустить парламент (одну из его палат), что позволяет последнему безбоязненно осуществлять контроль за исполнительной властью.

Исключение же возможности для парламента отправлять в отставку отдельных должностных лиц, представляющих исполнительную власть, создает условия для стабильности как самой исполнительной власти, так и власти вообще. Все это обеспечивает исполнительной ветви независимость от парламента, что наиболее полно отвечает идее, высказанной Монтескье о принципиальном значении относительной независимости исполнительной власти от законодательной. Кроме того, президент в целях эффективного исполнения своих обязанностей по некоторым ключевым вопросам должен заручиться поддержкой парламента. В особенности это проявлено в США: там президент многие свои полномочия может осуществлять «с совета и согласия Сената».

Президентские республики наиболее распространены в странах Латинской Америки.

 

Парламентско-президентские (полупрезидентские, смешанные) республики

Отличительная черта парламентско-президентской республики состоит в том, что президент, возглавляя государство, как правило, не является главой исполнительной власти (которая в такой республике обязательно представляет собой коллегиальный орган), тем не менее в исполнительной сфере ему отводится существенная роль. Не часто в конституциях республик со смешанной формой правления устанавливается бицефальная (двуглавая) исполнительная власть, принадлежащая одновременно главе государства (президенту) и правительству с оговоренными специально пределами самостоятельности последнего (Финляндия, Франция). Система «противовесов» в таких странах своеобразна.

Например, исполнительная власть там носит двойственный (бицефальный) характер. Она поделена между президентом республики и правительством»- считает Л.М. Энтин. О «двуглавой» природе исполнительной власти применительно к России пишет и Д.А. Авдеев: «…властные полномочия, осуществляемые Президентом с одной стороны, и полномочия, исполняемые Правительством с другой, в совокупности образуют дуалистическую природу исполнительной власти».

В ряде стран (главным образом со смешанными формами правления) в последнее время прослеживается движение в сторону формального отделения главы государства от исполнительной власти, акцентирования его арбитражных функций. Подчеркивая арбитражные функции президента и говоря о причинах его вывода за пределы традиционных ветвей власти, В. Суворов полагает: «Вообще, если президентская и парламентская формы правления в плане взаимодействия законодательной и исполнительной властей в основном выступают как «саморегулирующиеся системы», то смешанные формы предполагают наличие внешнего арбитра, который стоит над этими властями, обеспечивает их нормальное взаимодействие и способствует разрешению конфликтовмежду ними»

Такое понимание статуса президента составило базу самостоятельной доктрины, так называемой «теории арбитража».

studopedia.net

Классификация республик: президентская и парламентская

Ключевые слова: классификация, республик, президентская, парламентская

Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую и парламентскую.

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей.

Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом.

Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышленно, грубо нарушает конституцию.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда, кроме распределения полномочий, закрепленных конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов – государственных и общественных – при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным. Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью.

Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила довольно широкое распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

По-видимому, потребность централизованного управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические вызовы конца XX века, другие факторы лежат в основе этой тенденции.

Но нельзя не учитывать и недостатки президентских республик: сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам.

Одному человеку непросто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» – структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности.

Понятие «команда» все шире входит в политический лексикон, используется в юридическом языке. Речь идет, как правило, о формирующихся во время избирательной кампании группах доверенных и преданных кандидату в президенты людей (избирательный штаб), которые впоследствии, при победе кандидата, занимают ключевые посты в администрации президента, правительства.

«Команда» как новая политическая структура в системе президентских республик становится предметом пристального внимания современной теории государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент.

Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.

Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).

Иногда встречаются смешанные формы правления – парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (например, Франция). Кроме того, история знает еще один вид республики – Советскую республику, которая будет рассмотрена в отдельной главе.

Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом.

Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некоторых социалистических государствах).

Также не следует однозначно, примитивно привязывать те или иные формы правления к типу государственности, например, по схеме рабовладельческое, феодальное государство – монархия, буржуазное, а тем более социалистическое государство – республика. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и от многих иных факторов.

Особенно относительной бывает эта связь между тем или иным типом государства и теми или иными разновидностями форм правления. Например, обширные размеры России всегда требовали сильной исполнительной власти для эффективного управления, для преодоления волокиты, для защиты прав граждан на периферии и т.п.

Адекватной этим политическим и экономическим потребностям, по-видимому, может быть только сильная президентская или иная авторитарная власть. Кроме того, формы правления могут иметь и весьма субъективный характер, отражать представления об организации власти тех или иных политических партий, их лидеров.

Итак, вопрос о форме государства – это, прежде всего, вопрос о форме правления. Но не только. Это еще и вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий. … читать далее …

newinspire.ru

Характеристика и черты президентской и парламентской республик

В современной теории и практике государственного республиканского управления выделяют два основных вида республики: президентскую и парламентскую.

Президентская республика предполагает определенное соотношение объема и характера полномочий президента, парламента и правительства. При этом в руках президента соединены правомочия главы государства и правительства (Аргентина, Бразилия, Мексика, США и т.д.). В президентских республиках государственное управление построено по принципу четкого разделения властей.

Президент организует управление государством, а основной функцией парламента выступает рассмотрение и принятие законодательной базы. В президентских республиках высшие органы власти имеют структурную обособленность и значительную самостоятельность.

Как правило, президентская республика характеризуется внепарламентским механизмом избрания президента через всенародное голосование и формирования правительства, а также отсутствием ответственности правительства перед представительным органом. Оно несет ответственность перед президентом.

У президента отсутствует право на роспуск парламента. Отсутствие права на роспуск парламента лишает президента и правительство возможности оказывать давление на парламент, что устраняет конъюнктурность представительного органа при рассмотрении и принятии им законов.

В свою очередь парламент вправе инициировать против президента процесс импичмента (отстранения от власти). Данная процедура обычно запускается в случае, если президент злоупотребляет властью, совершает тяжкие преступления, умышленно нарушает положения конституции.

Имеется и другая модель президентской республики. В ней президент выступает главой государства, но не совмещает эту должность со статусом руководителя правительства. В такой ситуации президент формирует при себе систему органов (например, в России – администрация Президента РФ), основной функцией которых является содействие президенту в выполнении им своих полномочий как главы государства и гаранта конституции.

Таким образом, президентская республика предполагает создание благоприятных юридических предпосылок для концентрации у президента множества властных полномочий и рычагов.

В ряде случаев президентское правление повышает эффективность управления в случае проведения значимых реформ в странах, которые имеют обширную территорию либо сложную конфессиональную структуру и т.д.

Таким образом, президентская республика при условии соблюдения конституции способствует повышению стабильности в работе правительства, при этом парламент наделен более существенными полномочиями. Президентская республика выступает достаточно гибкой формой правления, что способствовало её широкому распространению. В настоящее время большинство государств реализует именно президентскую систему правления.

К преимуществам президентских республик следует отнести возможность оперативного реагирования на экономические, социальные, экологические и иные вызовы современного времени.

К числу недостатков президентских республик относят то, что сосредоточение чрезмерной власти у президента приводит к существенному снижению качества и эффективности государственного управления при неэффективности, недобросовестности, болезни и возрастных проблемах руководителя.

В силу концентрации власти в руках президента плохое управление может быть сохранено в течение очень долгого периода времени и фактически отбросить государства в своем развитии на долгие десятилетия назад.

Парламентской республике свойственно провозглашение принципа верховенства парламента.

Правительство несет перед ним полную политическую и юридическую ответственность за эффективность собственной деятельности. Формальной отличительной чертой парламентской республики выступает наличие должности премьер-министра, которого выбирает и назначает парламент.

При этом правительство создается лишь парламентским способом из числа членов партии, которая получила большинство мест в парламенте. Представители данной партии сохраняют властные полномочия до того времени, пока они пользуются поддержкой парламентского большинства. Как правило, в парламентской республике руководитель победившей партии получает пост председателя правительства.

Президент принимает только номинальное участие в формировании правительства. Формально он наделен определенными полномочиями, однако в реальности имеет незначительное влияние на процесс реализации государственной власти. В парламентской республике политическое действие президента обычно реализуется лишь с согласия правительства. Нормативные акты президента получают юридическую силу только после их одобрения правительством либо парламентом, которые после этого несут за них полную политическую ответственность.

Парламентская республика представляет собой менее распространенную форму управления государством, нежели президентская республика. Тем не менее и она имеет популярность среди современных государств и реализуется в следующих государствах: Германия, Финляндия, Индия и т.д.

В настоящее время существуют смешанные формы правления: парламентско-президентские и президентско-парламентские. Они выступают результатом своеобразного синтеза принципов построения президентской и парламентской республик (например, Франция).

lecu.ru

Чем отличается президентская республика от парламентской? Понятия и примеры

Республиканская система на данный момент является самой популярной формой правления в мире. Существует две основные формы республики. В этой статье все они будут рассмотрены. Будет также предоставлен ответ на вопрос о том, чем отличается президентская республика от парламентской.

Что известно о парламентской республике?

Как уже понятно из наименования представленной формы, основную роль в управлении и формировании государственного уклада играет парламент. Парламент, в свою очередь, выбирает премьер-министра (председателя правительства). Этот процесс происходит на основании большинства голосов от той или иной парламентской фракции. Исполнительная власть в парламентской республике, таким образом, возглавляется премьер-министром, а не президентом.

Помимо этого, любая парламентская республика обладает рядом важнейших признаков. Здесь стоит выделить:

  • избрание главы государства парламентским большинством;
  • президент остается, строго говоря, в стороне: за ним закреплены лишь редкие представительские функции;
  • правительство находится под контролем парламента.

Прежде чем рассказывать о том, чем отличается президентская республика от парламентской, необходимо выделить основные факты о президентской форме правления.

Что известно о президентской республике?

Глава государства (президент) в государствах с президентским типом управления считается еще и главой правительства, то есть исполнительной ветви власти. Он полностью независим от парламента. Выбирается президент путем народного голосования.

Признаки президентской формы правления выглядят следующим образом:

  • президент формирует правительство;
  • президент не может формировать парламент;
  • президент имеет право наложения вето на парламентские законопроекты;
  • президент руководит внешней и внутренней политикой.

Основные отличия

Какие страны обладают парламентской формой управления? Стоит отметить, что государств с подобным устройством не так уж и много. Однако наиболее классические формы парламентского устройства зафиксированы в Германии, Австрии, Индии, Италии, Греции и некоторых других странах. Примеры президентской республики выделяются в США, Беларуси, Казахстане, Мексике и многих других странах.

Чем отличается президентская республика от парламентской? Стоит выделить самые основные и важные различия:

  • парламентская республика предполагает избрание президента парламентским большинством, а не народным голосованием — как в республике президентской;
  • в президентской республике глава государства обладает гораздо большими и обширными полномочиями, чем в парламентской;
  • в президентской республике главой государства избираются председатель правительства и различные министры; при парламентской форме правления эти должностные лица избираются специальным парламентским аппаратом.

Что общего?

В вопросе о том, чем отличается президентская республика от парламентской, разобраться не так уж и сложно. Теперь же стоит поговорить об основных моментах, которые присутствуют в ровной степени как в президентской, так и в парламентской форме правления. Здесь стоит выделить следующие основные моменты:

  • должность главы государства присутствует в странах как того, так и иного типа;
  • при обоих устройствах действует парламент, а формируется он народным голосованием;
  • в обоих случаях парламент формирует правительство, хоть и немного различными способами.

Стоит также отметить, что существует и третья форма правления: так называемая смешанная республика.

Классический пример подобного государственного устройства можно наблюдать во Франции или России. Такое устройство является, наверное, самым эффективным типом управления: это, что называется, «золотая середина». Сильная власть главы государства здесь сочетается с качественным парламентским контролем. Существует и принцип так называемой двойной ответственности, позволяющий крайне эффективно реализовывать государственную власть.

fb.ru

Виды республик. Чем отличается парламентская и президентская республика? :: SYL.ru

Самой распространенной формой правления государства является республика. Она возникла еще до нашей эры, но наиболее актуальной стала только к XIX веку. Сегодня эта форма правления характерна для 140 стран мира. Какие виды республик существуют? Чем они отличаются друг от друга? Ответы на эти вопросы вы найдете далее.

Республика: понятие и виды

В различных формах первые республики существовали еще в древности, например, аристократическое государство Рима и демократическое в Афинах и Коринфе. В Средневековье они существовали в виде самостоятельных городов-государств, таких как Новгород, Дубровник, Бремен и т. д. В Новое время первой республикой стали Соединенные Штаты Америки.

Эту форму правления можно назвать противоположностью монархии. Прежде всего она предполагает, что государством управляет не один человек, а специальный коллегиальный орган – сенат, народное собрание, парламент, рада или должностное лицо. В отличие от монарха, который наследует власть и правит пожизненно, правительство республики избирается на определенный срок. Глава государства тоже выбирается или назначается специальным представительным учреждением. За все свои решения он несет юридическую ответственность и может быть отстранен от должности за преступления.

Одной из характерных особенностей такой формы правления (за исключением некоторых примеров) является разделение власти между несколькими независимыми друг от друга ветвями (исполнительной, законодательной и судебной).

Существует три основных вида республик:

  • Президентская.
  • Парламентская.
  • Смешанная.

Различия между ними связаны с нюансами, которые определяют, как именно осуществляется государственная власть, а также – кто стоит во главе и обладает большими полномочиями – парламент или президент. Подробнее виды республик и их признаки рассмотрим ниже.

Президентская форма

Этот вид республики предусматривает большую ответственность и полномочия для должности президента. Президентская форма правления существует в США, Казахстане, Беларуси, Камеруне, большинстве стран Центральной и Южной Америки.

В такой системе президент избирается населением или коллегией выборщиков, парламент при этом не участвует. Он является главой государства и главой правительства, сосредотачивая в своих руках всю исполнительную власть. Он самостоятельно формирует кабинет министров, который ему подконтролен. Правительством страны становится партия, которую он возглавляет, при этом президент может распустить правительство, если на это будут основания.

Основными его обязанностями является утверждение и подписание законов. Зачастую президент также является главнокомандующим военных сил, может объявлять военное или чрезвычайное положение, может сам назначать на должность верховных судей. Как правило, он не обладает полномочиями для роспуска парламента, не имеет права выбирать премьер-министра. За свою деятельность он несет ответственность и в случае нарушения законов лишается должности процедурой импичмента.

Парламентская форма

В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.

В таком виде республики правительство ответственно только перед парламентом и осуществляет свою деятельность лишь с его одобрения. Как правило, оно не избирается, а формируется из депутатов, партии которых имеют большинство голосов в парламенте.

Президент во всех странах избирается по-разному. В некоторых государствах, таких как Мальта, Чехия, Словакия, его назначает парламент, в других для этого существует отдельный орган. В Германии выбор главы государства предоставляется Федеральному собранию, которое состоит из депутатов парламента и депутатов региональных земель. В Австрии и Турции его выбирает население государства.

Смешанная форма

Смешанный вид республики также называют полупрезидентским. Он сочетает в себе черты обеих форм. Так, никто из органов не получает перевес в полномочиях, а исполнительная и законодательная власть обладают рычагами взаиморегулирования и контроля.

Смешанная форма правления характерна для Франции, Португалии, Ирландии, Болгарии, Киргизии, Румынии, Финляндии, Литвы и т. д. Правительство в такой республике формируется президентом, но парламент может высказать ему недоверие и потребовать роспуск. Сам парламент может быть распущен президентом. Правда, в некоторых странах такой возможности нет, и он должен работать столько, сколько предполагает конституция.

Другие виды

Республики могут делиться не только на парламентские, президентские и смешанные. По форме государственного устройства они, как и монархии, бывают федеративными (Швейцария, Россия, Германия) и унитарными (Италия, Венгрия, Исландия, Франция). В первом случае они содержат в составе субъекты (области, края, кантоны), которые обладают определенной самостоятельностью, но не являются суверенными. Во втором случае таких субъектов нет.

Кроме того, некоторые республики не вписываются в три основных вида и обладают своими нюансами. В истории таким примером является Советский Союз, где принцип разделения отсутствовал, и вся власть принадлежала Советам.

В современном мире ярким примером являются Афганистан, Пакистан, Мавритания, Иран. Они представляют собой исламские республики – что-то среднее между теократической монархией и европейской республикой. В них также есть президент и парламент, которые избираются. Но к власти может прийти только представитель мусульманской религии, и все законы и права в государстве осуществляются только на ее основе.

www.syl.ru

«Сравнительный анализ президентской, парламентской и полупрезидентской республик» (стр. 1 из 4)

Академия Бюджета и Казначейства Министерства Финансов

Российской Федерации

Кафедра « Политологии »

Реферат на тему:

« Сравнительный анализ президентской, парламентской

и полупрезидентской республик».

Выполнила ст.гр. 1ФК2: Максимова З. М.

Научный руководитель: Скрипкина Ж. Б.

Москва – 2003 год

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Глава первая . Власть президента в президентской, парламентской и полупрезидентских республиках (на примере стран США, Германии и Франции)………………………………………………………….6

Глава вторая. Власть парламента в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции)……………………………………………………….11

Глава третья . Исполнительная власть в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции)……………………………………………………….19

Заключение ……………………………………………………23

Литература……………………………………………………25

Введение.

Современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Как правило, определить форму государства помогает полное его наименование, например Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Княжество Лихтенштейн, Государство-город Ватикан, Федеративная Республика Германия, Королевство Швеция и т.д.

Политологический анализ типологии государств зависит от того, по какому критерию проводится их классификация. Впервые типологию форм государственного устройства дали Платон и Аристотель. Они дифференцировали государства в зависимости от того, кто представлял собой источник власти, кто стоял у власти. Если один человек, то монархия, которой соответствовала «неправильная форма», названная тиранией. Если несколько человек возглавляли государство, то это была аристократия; с «неправильной» формой – олигархия. Если многие граждане — то полития; с «неправильной» формой – демократия.

Начиная с Ренессанса, типичным стало деление государств на монархии и республики. Такое деление сохранялось вплоть до XIX в. Не утратило оно своего значения и сегодня, хотя в наши дни центр тяжести сместился, и главным критерием классификации государств являются методы осуществления власти.

Итак, типология современных государств зависит от критерия, в соответствии с которым осуществляется их классификация. Я в своем реферате рассмотрю государства в зависимости от формы правления.

«Форма правления – это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти (прежде всего главы государства, парламента и правительства) их роли в управлении страной, а также способов обратных связей управляемых и управляющих».[1]

По формам правления государства делятся на монархии и республики . Институт монархии сохранился в настоящее время более чем в 30 странах, а если учесть, что в ряде государств (Канада, Австралия, Новая Зеландия) главой юридически считается королева Великобритании, то это число еще больше.

Но меня больше интересует республиканская форма правления, где органы власти выбираются народом.

Республикой (лат. Res publica — общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. В свою очередь, современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные (полупрезидентские).

1. Президентские республики – республики, где президент выбирается независимо от парламента (в результате прямых или смешанных выборов), правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом. Полномочия правительству делегируются президентом, и подтверждаются парламентом.

2. Республики смешанные – республики с правительством двойной ответственности. Президент выбирается в результате прямых или смешанных выборов, формирует правительство, но парламент может выразить вотум недоверия, как отдельному министру, так и всему правительству.

3. Парламентские республики – правительство формируется победившей на парламентских выборах партией. Президент назначается парламентом. Акты президента, имеют силу лишь после контрасигнатуры главы правительства (премьер-министра, канцлера).

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. Республиканская форма правления является такой же древней формой правления, как и монархия. То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования собраний (советов) определяют различные республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа.

Глава первая. Власть президента в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции).

Юридически отличительными чертами президентской республики (США, Мексика, Казахстан и др.) служит то, что избираемых на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти. Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство).

В отличие от президентской, парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.

Третьей разновидностью республиканской формы правления является республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Ей характерно, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Он осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия. Особенно широкое распространение такая форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова).

Логично будет начать рассмотрение полномочий президента в различных типах республик на примере государства, в котором эта власть существует уже долго и проверена временем. Одной из таких стран является США . Ведь уже на протяжении двух столетий американское президентство развивается, если можно так сказать, в рамках классической системы разделения властей и за этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию.

Президент США по своему государственно-конституционному статусу выступает одновременно в трех лицах. Он — глава государства, глава правительства (кабинета министров) и главнокомандующий вооруженными силами страны. Президенту как главе исполнительной власти подчинен громоздкий аппарат федеральных министерств и ведомств, насчитывающий более 3 млн. государственных служащих. Руководство внешней политикой по конституции сосредоточено в руках президента. Ему принадлежат прерогативы «заключать международные договора при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов»[2] . Эти полномочия фактически закрепляют за президентом роли главного дипломата страны. Президент также наделен правом заключать международные договора в форме исполнительных соглашений, которые не требуют ратификации сената. Ему принадлежит право признавать или не признавать иностранные правительства.

Президент, по закону, имеет право сам, без просьбы властей штатов использовать Национальную гвардию и регулярные армейские подразделения на территории любого штата, когда, по его мнению, «противозаконные действия организации или объединения либо восст

mirznanii.com

Чем отличается парламентская республика от президентской

Большинство современных стран мира — республики. Чаще всего они бывают президентскими либо парламентскими. В чем особенности тех и других?

Факты о парламентских республиках

В парламентской республике ведущую роль в системе государственного управления играет высший законодательно-представительный орган власти. Он формируется при непосредственном участии граждан страны — в ходе выборов. В большинстве современных стран парламент представлен депутатами, которые принадлежат к какой-либо политической партии. Но в его структуре, конечно же, могут быть и беспартийные представители интересов народа.

Ведущая роль парламента в политической системе соответствующего типа республик заключается в том, что его депутаты назначают правительство (как минимум его главу, часто — также и министров). При этом кандидатура премьер-министра, как правило, выдвигается из числа депутатов лидирующей партии.

Пример типичной парламентской республики — ФРГ. Глава немецкого правительства, федеральный канцлер, назначается Бундестагом — высшим органом законодательной власти ФРГ. Он руководит министрами, а также напрямую участвует в их назначении, предлагая их кандидатуры федеральному президенту. Канцлер также определяет количество глав ведомств, сферу их полномочий. Глава правительства ФРГ формулирует ключевые направления национальной политики Германии, которых должны придерживаться и министры.

к содержанию ↑

Факты о президентских республиках

В президентской республике ведущую роль в системе государственного управления, в свою очередь, играет президент — глава исполнительной ветви власти и одновременно — государства. Он получает свою должность также посредством всенародных выборов. В зависимости от демократической традиции, сложившейся в конкретной стране, кандидат на должность президента может находиться в составе какой-либо партии (как в США) либо быть беспартийным (как в России).

Ведущая роль главы государства в президентских республиках выражается в разных аспектах. Как правило, это связано с очень широким кругом его полномочий в части внутренней и внешней политики.

Что касается назначения правительства и министров — в президентских республиках, как и в парламентских, данная процедура, как правило, требует участия высших законодательных органов власти. Однако кандидаты на должность премьер-министра, а также глав ведомств обычно предлагаются президентом страны.

Примеры типичных президентских республик — Россия и США. В РФ в руках главы государства сосредоточены огромные полномочия. Иногда Россию называют «суперпрезидентской» республикой. Можно отметить, к слову, что Президент РФ формально не относится к исполнительной ветви власти. Но на практике он оказывает очень большое влияние на деятельность Правительства и министров.

Так, по предложению Президента РФ на свою должность утверждается Премьер-министр (его кандидатуру должны одобрить депутаты Госдумы — нижней палаты российского Парламента), по прямому его распоряжению — заместитель Председателя Правительства, а также главы министерств (их кандидатуры предлагаются, в свою очередь, Премьер-министром).

В свою очередь, Президент США формирует Кабинет США, согласуя должности работающих в нем Секретарей (их полномочия близки к тем, что имеют российские министры) с Сенатом — верхней палатой американского парламента. Отметим, что должность Премьер-министра или близкая к ней (которая могла бы, к примеру, звучать как «глава Кабинета») в США не учреждена.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие парламентской республики от президентской в том, что в государстве первого типа ведущую роль в системе государственной власти играет ее высший законодательный орган, назначающий главу правительства — лицо, обладающее наибольшей полнотой политической власти. В странах второй категории максимальные полномочия — у президента, возглавляющего исполнительную ветвь (или непосредственно влияющего на ее работу).

В парламентских республиках население страны принимает прямое участие — на уровне общенациональных выборов — чаще всего только в формировании высшего законодательного органа. В президентских — народом напрямую избирается также и глава исполнительной ветви власти.

В современных парламентских республиках, как правило, тоже есть должность президента. Но он играет роль, существенно отличающуюся от той, что характерна для глав государств второго типа. Президент в парламентской республике, во-первых, не всегда избирается народом, а во-вторых, его деятельность подотчетна высшему законодательному органу власти. Полномочия президента в парламентских республиках часто сводятся к выполнению формальных функций — подписанию уже согласованных другими органами власти договоров или, например, открытию первых заседаний только что избранных палат законодательного органа власти.

Стоит отметить, что роль парламента, в свою очередь, в президентской республике может оказаться очень значимой. Как мы отметили выше, Госдума как одна из палат, формирующих высший законодательный орган власти РФ, утверждает Премьер-министра. В США сенат — верхняя палата национального парламента — утверждает Секретарей Кабинета. Но в обоих случаях кандидатов на соответствующие должности в исполнительной ветви власти выдвигает глава государства. В этом смысле у него полномочий больше, чем у высшего законодательного органа.

Изучив то, в чем разница между парламентской и президентской республикой, зафиксируем ее основные критерии в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Парламентская республикаПрезидентская республика
Что между ними общего?
В парламентских республиках может быть предусмотрена должность президента
В обоих типах республик есть парламент, и граждане страны принимают участие в его формировании
Парламент так или иначе принимает участие в формировании Правительства — с большим или меньшим объемом полномочий
В чем разница между ними?
Президент, как правило, назначается парламентом, имеет относительно немного полномочийПрезидент — глава государства, который избирается населением и имеет большой объем полномочий
Глава правительства и министры назначаются парламентом, как правило, без согласования с президентомГлава правительства (если его должность предусмотрена), а также министры назначаются президентом по согласованию с Парламентом (иногда главы ведомств назначаются президентом напрямую — как в России)
Ведущую роль в политической системе государства играет глава ПравительстваВедущую роль в политической системе страны играет президент

thedifference.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *