Принадлежность законодательной власти абсолютная монархия – 2. Форма государственного правления

2. Форма правления

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах вза­имодействуют форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем форми­руются, например, высшие органы государства при наслед­ственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формирова­нии.

Существуют двеосновные формы правления –монар­хия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компе­тенции.

Монархия (гр. Monarchiu единовластие) – форма правления, где высшая государствен­ная власть принадлежит единоличному главе государст­ва – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), ко­торый занимает престол по наследству и не несет от­ветственности перед населением.

Монархии бывают двух видов: абсолютные (неограниченные) и ограниченные.

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха не ограничена конституцией.

Признаки:

– верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю (королю или шейху): он издает законы; назначает чиновников без всякого участия народа в законодательстве и контроле за управлением;

– монарх руководит органами исполнительной власти;

– контролирует правосудие;

– отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства.

При неограниченной (абсолютной)воля монарха –ис­точник права и закон; по Воинскому уставу Петра I госу­дарь –«самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Абсолют­ная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного пре­одоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее вре­мя к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока –Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты.

При ограниченноймонархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. К ог­раниченным относятся сословно-представительная монархия (наличие при монархии сословных учреждений – Земских соборов, Кортесов, Генеральных штатов) и современная конституционная монархия (Вели­кобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

К видам конституционноймонархии относятся:

Дуалистическая или двойственная

Парламентская

Возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту власти

Чисто буржуазная форма правления. Ее наличие обусловлено историческим стечением обстоятельств (сила традиций, особенности политического противоборства различных сил и т.п.)

Признаки:

Признаки:

1. Наличие двухпалатной структуры. Нижняя палата формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии. Верхняя палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов.

1. Наличие праламента.

2. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.

2. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах.

3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

3. Ни парламент, на правительство перед монархом не ответственны.

4. Монарху принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной. Это выражается в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Одновременно монарх обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих законы, либо имеющие даже большую нормативную силу по сравнению с ними (Иордания, Марокко).

4. Монарх «царствует, но не правит».

Имеют место выборные монархии (Малайзия, где глава государства – монарх – выбирается на 5 лет султанами штатов данного государства). В ОАЭ существует своеобразная «коллективная монархия» (Совет 7 эмиров).

В историческом контексте можно говорить о существовании:

Древневосточной монархии – Вавилон, Индия, Древний Египет;

Римскойцентрализованной монархии– Рим вI–IIIвв. до н.э.

Средневековой раннефеодальной монархии – Древнерусское государство, монархия Меровингов;

Сословно-представительной монархии – Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании;

Абсолютной монархии – Франция при ЛюдовикеXIY, Россия при ПетреI, современная Саудовская Аравия;

современной конституционной монархии – Великобритания, Дания, Япония.

Республика (лат. Respublika общее дело, государство) – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответствен­ность перед избирателями.

Республика это форма правления, при которой государственная власть делегируется народом коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единоличному органу власти, избираемому на определенный срок.

Республике присущ демократичный способ образова­ния верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Признаки республики:

1)выборность и сменяемость представительной власти;

2)коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечи­вать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдержи­вание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

3)законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятель­ности.

В современном мире республика стала наиболее распространенной формой государст­венности. Она представлена

двумя ее основными разновидностямипарламентской и президентской республиками.Главное различиемежду ними состоит в особенностях политической ответственности правительств (совета, кабинета министров). Различаются они, главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент –формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – пра­вительство несет ответственность.

Парламентская (парламентарная)

Президентская

Признаки:

Признаки:

1. Верховенство парламента.

1. Президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования или голосования выборщиков.

2. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.

2. Президент по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.

3. Парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом тре­бовать отставки правительства. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов. Тогда они уходят в отставку. То есть Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

3. Правительство несет ответственность только перед президентом, парламент не может выразить вотум недоверия правительству. Парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом.

4. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом, но не имеетправа роспуска парламента.

5. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.

5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами государства. Президент – глава государства, представляет страну на международной арене.

6. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства.

6. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и про­тивовесов (США, Сирия, Зимбабве).

Последние десятилетия показывают, что классические формы пар­ламентской и президентской республик не всегда способствуют согла­сованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политичес­кой системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные,«гибридные» формы современной государствен­ности. Это выражается в том, что на основе демократизации политичес­ких режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуальный или даже коллегиальный) не на­следует трон, а переизбирается через определенный период времени (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время в неко­торых современных республиках при тоталитарных режимах проявля­ется монархический признак –несменяемый глава государства.

Достаточно широкое распространение и признание получила прак­тика государственного строительства, когда на основе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в пар­ламентской республике создаются полупрезидентские, полупарла­ментские республики. В дополнение к президентской республике президент имеет право роспуска парламента, а парламент – право вотума недоверия правительству. К таким странам можно отнести: Австрию, Ир­ландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Францию.

Конституция Российской Федерации, устанавливая смешанную форму правления, призвана обеспечить стабильность и работоспособ­ность правительства за счет его подконтрольности парламенту при ус­ложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.

В ряде стран Латинской Америки существуют суперпрезиденские республики (с обширными полномочиями глав государства).

Социалистическая государственность по своей сути может сущест­вовать только в форме республики. Впервые социалистическая респуб­ликакак форма государства возникла в 1871г. в Париже и просущест­вовала всего 72дня. Однако это не помешало Парижской Коммуне стать прообразом будущих пролетарских государств, создатели кото­рых, анализируя ошибки и достижения коммунаров, пытались постро­ить государство трудящихся.

Советская социалистическая республика как государственная форма народовластия возникла в России на рубеже столетий. Впервые к

управлению обществом и государством были допущены широкие слои населения. Однако тоталитарный режим коммунистической пар­тии, не допускавший инакомыслия, использующий жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и политическому кризису, дискредитировал саму идею социализма.

Народно-демократическая республикакак форма социалистичес­кого государства возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии в конце 40-х –начале 50-х годов (Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария, Китай, Вьетнам и др.). В этих странах, как и в советской России, несмотря на формальное признание политического плюрализ­ма, устанавливалось монопольное правление коммунистических пар­тий как руководящих и направляющих сил, осуществляющих догмати­ческую по содержанию политику марксистско-ленинского государст­венного строительства.

Форма государственного правления: рабовладельческий, феодальный, буржуазный строй

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым ис­торическим обстоятельствам.

Рабовладельческая государственностьсуществовала в форме мо­нархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монар­хической формы к республиканской.

Среди монархий значительное распространение получили восточ­ные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократичес­кий аппарат.

Особо следует сказать и об империях, которые явились такой слож­ной формой государственного устройства, которая создавалась насиль­ственно при различной степени зависимости объединяемых террито­рий от верховной власти.

Республиканская форма правления существовала в виде аристокра­тической и демократической республик.

В аристократической республикеосновная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов госу­дарственной власти. Таковыми были Спарта и Римская республикаV—11вв. до н.э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

В демократической республикек формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V—IVвв. до н.э.ведущая роль среди властных органов принад­лежала демократическим коллегиальным органам (Народному собра­нию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполня­ли второстепенные функции.

При феодализметакже существовали монархические и республи­канские формы правления. Здесь монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были раннефеодальная монархия, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная монархия и абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственни­ков. В результате разрушительных войн, при опоре на народное опол­чение, сердцевину которого составляла господствующая этническая группа (монголы у Чингисхана), монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но нераз­витыми экономическими, политическими и иными связями между за­воеванными регионами.

Монархия периода феодальной раздробленности завершала про­цесс феодализации земель и населения. В этих условиях некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное экономи­ческое, политическое и военное влияние. Поэтому монарх вынужден был довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.

Развитие товарно-денежных отношений, консолидация средних и мелких земельных собственников, а затем и горожан в борьбе против феодальной раздробленности привели к созданию единой, централизованной сословно-представительной монархии, в которой формально полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земского собора России, Генеральные штаты во Франции).

Укрепление экономически и политически независимой центральной власти, создание единого, иерархически построенного государственного аппарата, сильной армии, подчиненной монарху, привели к формированию абсолютной монархии, основным признаком которой являлось отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть.

Республики при феодализме носили городской характер. Они со­здавались по мере роста могущества и независимости некоторых круп­ных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция).

Развитие буржуазной государственностишло на основе провозгла­шения демократических прав и свобод, разделения властей (на законо­дательную, исполнительную, судебную), при котором законодательная власть осуществлялась органом народного представительства (парла­ментом) при опоре на широкое местное самоуправление. Эти новеллы политической жизни предопределили специфику традиционных форм государственности.

Монархия как форма буржуазного государства стала в значитель­ной степени лишь отражением национальных традиций государствен­ного строительства. Власть монарха в буржуазной (парламентарной, конституционной) монархии ограничена законом и парламентом. Он царствует, но не правит.

studfiles.net

Абсолютная монархия.

Глава государства (монарх) – лицо юридически безответственное и на всём протяжении своего царствования не может быть по праву ни привлечён к какой-либо правовой ответственности, ни отстранён от царствования. В руках монарха сосредоточена вся полнота власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, творится правосудие. Ему принадлежит право отмены приговора и помилования. Монарх представляет своё государство на международной арене. Он пользуется специальным титулом, получает содержание от государственной казны и имеет право на особый церемониал.

В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представительного органа, король является одновременно верховным судьёй. Отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман – Коран. Королевская (султанская) власть усилена теократической, поскольку монарх считается высшим духовным лицом страны.

В настоящее время наиболее близко черты этой формы правления воплощены в государствах Катар, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия.

Дуалистическая монархия.

В дуалистической конституционной монархии устанавливается разделение властей такого рода, что монарх как минимум лишается законодательных и судебных прерогатив. Дуалистическая монархия представляет собой такую форму правления, при которой монарх делит власть с парламентом, отдавая ему функцию законотворчества, но сохраняет контроль над правительством (имеет право единолично назначать и сменять правительство).

В дуалистической монархии законодательную власть осуществляет избираемый народом парламент, а исполнительную – правительство, ответственное перед парламентом. Здесь власть монарха существенно ограничена прерогативой парламента принимать государственный бюджет. Но в случае конфликта между правительством и парламентом монарх выступает на стороне формируемого им правительства. В частности, в конфликтной ситуации он вправе распустить неугодный ему парламент, а правительство фактически законодательствует до тех пор, пока не будет избран новый парламент. Право монарха распускать парламент не ограничивается.

В настоящее время ближе всего к дуалистическим монархиям стоят Бутан, Тонга, Иордания, Марокко.

Парламентарная монархия.

Здесь монарх – номинальный глава государства, т.е. такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Фактические полномочия высших государственных органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Правительство ответственно перед парламентом. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. Повеление монарха приобретает юридическую силу лишь при контрасигнатуры, означающей, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства. Это означает, что в своих решениях монарх полностью зависим от правительства.

За монархом остаются лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии его очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, формальное подписание официальных документов.

В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония и др.

Республикаэто такая форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают парламентскую, президентскую и смешанную (президентско-парламентскую или полупрезидентскую) республики.

studfiles.net

Абсолютная монархия — это… Что такое Абсолютная монархия?

Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

История

Монархия — форма правления, которая исторически предшествует диктатуре и республике. Её пережили практически все существовавшие до XVIII в. государства (исключением являются, например, Сан-Марино и некоторые кантоны Швейцарии, всегда бывшие республиками). Многие историки рассматривают её как естественную фазу исторического развития. В широком смысле монархией называется форма правления, при которой власть правителя наследуется[источник не указан 895 дней]. В узком смысле монархией называют лишь такую наследственную форму правления, при которой власть государя ограничена[источник не указан 895 дней], например, представительными органами (земские соборы в России, кортесы в Испании, генеральные штаты во Франции и т. д.). Однако даже при неограниченной монархии государям приходилось так или иначе считаться с мнением подданных, часто выражавшемся через рекомендации советчиков, народные восстания, угрозу дворцовых переворотов и цареубийств. В марксизме неограниченную монархию называют по-разному в зависимости от общественно-экономической формации: для азиатского способа производства используют термин «деспотия», а для эпохи перехода от феодализма к капитализму — «абсолютная монархия».

В эпоху Просвещения такая форма правления впервые получила своё идеологическое подкрепление. Этой форме государственного устройства благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Замечательно сформулировал смысл абсолютной монархии Людовик XIV в своей афористической фразе «Государство — это я». (фр. «L’Etat c’est moi»)

На протяжении всего девятнадцатого века, после Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Однако этот процесс проходил неравномерно, например в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до двадцатого века.

Особенности

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII — начале XX веков С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства — монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.

Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет.

На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.

В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610—1715).

В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор (1558—1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах.

Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию.

В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а в рамках отдельных княжеств.

Особенности абсолютизма в различных странах определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции, и особенно в Англии влияние буржуазных элементов на политику было значительно больше, чем в Германии, Австрии и России. Характерным явлением для Европы второй половины XVIII века стал просвещенный абсолютизм, тесно связанный с идеями и практикой эпохи Просвещения. В целом абсолютистская система управления усиливала ощущение государственной общности у представителей различных сословий и социальных групп, способствуя тем самым формированию нации.

По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии, которая консервировала архаичные феодальные порядки и сословные перегородки, стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

Современность

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 декабря 2011.

В настоящее время в мире осталось только 5 государств, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией — это Ватикан, Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.

Объединенные Арабские Эмираты — федеративное государство, состоящее из семи эмиратов — абсолютных монархий.

В Тонга официальная форма правления — конституционная монархия, но до 2010 года король имел большой контроль над парламентом.

Литература

См. также

dic.academic.ru

Формы правления монархия В условиях абсолютной монархии

Формы правления монархия

В условиях абсолютной монархии монарх сосредотачивает всю полноту верховной государственной власти законодательной, исполнительной, судебной. в современных абсолютистских монархиях при монархе иногда образуется представительный или исполнительный орган, имеющий совещательный характер. Абсолютный монарх может даровать конституцию

Ограниченная (конституционная) монархия это форма правления, при которой прерогативы короля как главы государства ограничены представительным органом и, зачастую, конституцией. Эта форма правления может иметь две разновидности — дуалистическая и парламентская монархии.

Дуалистическая монархия характеризуется четким разделением властей, при котором законодательная власть является прерогативой парламента, а исполнительная и судебная монарха. Монарху в данном случае полностью подконтрольно и правительство.

Признаками парламентской монархии являются: юридическое ограничение власти монарха во всех сферах, законодательная власть принадлежит только парламенту, но монарх осуществляет юридическую процедуру промульгации законов (санкционирование закона главой государства и обнародование им же в установленном законом порядке), исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом; правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах и имеющей преимущество в парламенте; правительство обладает правом контрассигнации («скрепления») решений монарха главой кабинета или ответственными министрами.

Республика это форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально органами, избираемыми населением на определенный срок.

Для республиканской формы правления определяющими являются следующие черты: 1. Производность государственной власти от суверенитета народа 2. Выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный, коллективный характер их деятельности. 3. Наличие выборного главы государства. 4. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок. 5. Юридическая ответственность всех ветвей власти, в том числе главы государства.

Среди республиканских форм правления выделяется три разновидности: президентские, парламентские, смешанные (президентскопарламентские).

Президентская республика предполагает высокую степень децентрализации государственной власти (но не государственного управления!). Политическая активность исполнительной власти является преобладающей, но ограниченной влиянием представительных органов. Тем самым, появляется возможность для «сдерживания» государством себя же, уравновешивания управленческих возможностей высших государственных органов.

Устройство президентских республик характеризуются следующими чертами: законодательная и исполнительная власти избираются в отдельном порядке (на основе прямых, всеобщих выборов или, в отдельных случаях, коллегией выборщиков) — т. е. одна власть не может быть избрана другой. президент одновременно является главой государства и правительства, обладая правом самостоятельно формировать правительство в качестве своей администрации или отдельной ветви исполнительной власти; правительство ответственно непосредственно перед президентом и подконтрольно ему в своей текущей деятельности.

реализация наиболее последовательного и жесткого варианта разделения властей — на основе «сдержек и противовесов», включая отсутствие или существенное ограничение права президента на роспуск парламента, отсутствие права парламента на смещение правительства, чрезвычайный характер права парламента на смещение президента (процедура импичмента). сохранение преобладания парламента в области законодательной деятельности при существовании значительных прерогатив президента в этой сфере (включая право суспенсивного, или отлагательного вето на законы, требующее преодоления квалифицированным большинством парламента).

Парламентарная республика представляет собой форму правления, основанную на наиболее последовательной реализации идеи народного представительства. Парламент, избираемый на основе всеобщего, прямого избирательного права и отражающий весь спектр влиятельных партийно-политических группировок, обладает верховенством в системе разделения властей.

Устройство парламентской республики характеризуется следующими чертами: преобладание принципа верховенства парламента, в т. ч. в системе разделения властей, политическая ответственность правительства перед парламентом, что в частности предполагает формирование правительства законодательным органом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте), право парламента выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра.

премьер-министр, возглавляющий правительство и представляющий наибольшую фракцию в парламенте, является наиболее влиятельной политической фигурой; право парламента на смещение правительства затруднено с точки зрения процедуры его принятия, президент, как глава государства, избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых парламентом, т. е. не избирается на основе прямых выборов, президент является главой государства, но не главой правительства, его прерогативы сокращены, в том числе в области законодательного процесса, роспуска парламента, контроля над деятельностью правительства и его составом.

Смешанная (президентскопарламентская) республика Ее отличительная особенность заключается в двойной ответственности правительства — и перед президентом, и перед парламентом. президент и парламент избираются при такой форме правления, как правило, на основе всеобщих прямых выборов и не обладают широкими возможностями по взаимному контролю.

Территориально-политическая организация государства Федерация

Форма государственного политикотерриториального устройства это способ территориальной организации государственной власти, основанный на внутреннем делении государства на национальнотерриториальные и административнотерриториальные единицы.

Федеративное предполагает организации устройство обычно следующие особенности государственной власти: 1. Наличие двухуровневой системы органов государственной власти (система законодательной, исполнительной и судебной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации). 2. Разграничение компетенции федеральных органов власти и субъектов федерации на основе союзной (федеральной конституции) или федерального договора. 3. Принадлежность высшей законодательной, исполнительной и судебной власти федеральным государственным органам. 4. Двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации. 5. Наличие (в большинстве современных федераций) двойного гражданства. 6. Наличие двойной системы налогообложения.

В зависимости от правовой основы федерации могут быть конституционными (факт образования таких федераций и основные принципы федерального устройства определяются Основным законом страны) и договорными (правовой основой федерации является договор субъектов). федерации делятся на симметричные (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричные (с неравным правовым положением субъектов). федерации делятся на административнотерриториальные (образованные на основе территориального принципа) и национальногосударственные (образованные по национальному признаку).

Конфедерация отличается от федеративной иной правовой природой и отсутствием развитой системы центральных органов власти. Конфедерации образуются, как правило, на основе договора, а не конституции. Каждый субъект конфедерации при этом полностью сохраняет свой суверенитет Субъекты конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления. в составе конфедерации не существует единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы.

Унитарное государство — это государство, чье внутреннее территориальное деление имеет лишь административный характер и которое обладает единой властной системой с неделимым суверенитетом.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты: 1. Наличие одной конституции как основного закона страны. 2. Единство законодательной, исполнительной и судебной власти, образование общей для всей страны системы высших и центральных органов власти. 3. Наличие одного гражданства. 4. Существование единой денежной системы, системы налогообложения.

возможны централизованные унитарные государства (для них свойственно отсутствие избираемых органов местного самоуправления) и децентрализованные (с образование выборных органов на всех уровнях административного управления). Особым видом территориальных образований являются автономии. Унитарные государства, включающие в свой состав автономии, называются сложными.

Различаются три основных вида автономий: персональная, корпоративная национально-территориальная.

Персональная автономия (культурная ) образуется в случае распыленного проживания национальных, культурных меньшинств и основывается на их национально-культурных прерогативах (сохранение национального языка, школы средств массовой информации, культурных учреждений). в некоторых случаях персональная автономия предполагает закрепление определенных политических прав меньшинств (например, фиксированные нормы представительства в центральных органах власти).

Корпоративная автономия связана с языковым пространством и проведением охранительной языковой политики. закрепляется представительство языковой общности в органах власти, привилегированное положение данного языка на территории автономии (например, через гарантии двуязычного культурного, информационного пространства, обязанность чиновников, представляющих центральную власть в регионе, знать оба языка и т. п. ).

Национально-территориальная автономия образуется при компактном расселении национальных меньшинств. Она может иметь две разновидности: политическая и административная автономия. Политическая автономия характеризуется наличием местного парламента, обладающим правом на издание местных законов по вопросам, относящимся к компетенции автономии. Эти законы не могут противоречить общегосударственным, а представитель центрального правительства (губернатор, комиссар, министр) имеет право вето для отмены нарушающих этот принцип местных законов. Правовой статус автономии и границы ее компетенции утверждается центральным парламентом.

Административная автономия не предполагает образование местных парламентов. В национально-автономных областях образуются такие же органы, как и в обычных административно-территориальных единицах. Но они наделяются более широкими полномочиями в области правового регулирования статуса самой автономной области, корректировки подзаконных актов центральных органов власти), вопросах регионального экономического развития, природоохраны, культуры.

При сочетании двух принципов автономизации образуются т. н. регионалистские государства. Организация власти и территориальное деление в каждой из таких стран очень специфичны.

present5.com

Форма государственного правления — WiKi

Парламентская республикаПрезидентская республикаСмешанная республика
1. Статус президентадолжность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрасигнатурыодновременно глава государства и глава исполнительной властиглава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции
2. Способ избрания главы исполнительной властимандат получает от парламентамандат получает от народа в ходе всеобщих выборов
3. Порядок формирования правительствапарламентом на основе парламентского большинствапрезидентомсовместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает)
4. Ответственность правительстваперед парламентомперед президентом (парламент не может выразить вотум недоверия)одновременно перед президентом и парламентом
5. Наличие у президента законодательной инициативыотсутствуетобладаеткак правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть[9]
6. Право вето президента на решения парламентаотсутствуетсильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента)как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето[9]
7. Право президента распустить парламентиспользуется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможноотсутствуетобладает
8. Наличие поста премьер-министраимеетсяотсутствуетимеется
9. Современные страныФРГ, Италия, АвстрияСША, Аргентина, МексикаФранция, Румыния, Россия

ru-wiki.org

Глава 2. Абсолютная монархия. Монархия как форма правления

Похожие главы из других работ:

Виды монархий в современном мире

2.1 Абсолютная монархия

Абсолютная монархия возникла в рабовладельческом обществе и достигла своего расцвета в средневековье, в XVI-XVIII вв. На Востоке абсолютная монархия приобрела форму восточных деспотий и теократических монархий…

Виды монархий в современном мире

2.1 Абсолютная монархия

Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной)…

Виды монархической формы правления в зарубежных странах

2.1 Абсолютная монархия

Абсолютные монархии имели наибольшее распространение в XIV-XIX вв., когда была преодолена феодальная раздробленность и созданы централизованные государства (особенно в период позднего феодализма…

Монархическая форма правления. Понятие и признаки

2.1. Абсолютная монархия

— представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной)…

Монархическая форма правления. Понятие и признаки

. абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия — как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства…

Монархия как форма правления

Глава 2. Абсолютная монархия

В исторической ретроспективе такая форма монархии является наиболее распространенной. Она приходит на смену сословно-представительной, однако это историческое «правило» не всегда соблюдалось. Существует целый ряд стран…

Монархия, ее понятие и виды

2.2 Абсолютная монархия

Абсолютная монархия характеризуется юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха…

Форма (устройство) государства

2.1. Монархия

Форма правления рассматривается как организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними…

Форма государства

2.1 Монархия

Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, императора и. т. д.)…

Форма государства

2.1 Монархия

Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству, то есть народ не имеет отношения к формированию власти. Монарх — высшее должностное лицо…

Форма государства

§ 1. Монархия

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е…

Форма государства: общая характеристика

2.1 Монархия

государство устройство унитарный правление Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру…

Форма государственного правления

2.1 Абсолютная монархия

При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие…

Формы государств в зарубежных странах

2.1. Монархия

Монархия — это такая форма правления, где глава государства монарх обладает особым юридическим ста-тусом: его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо другой власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило…

Формы государства

2.1.1 .Монархия

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия…

pravo.bobrodobro.ru

25.Становление абсолютной монархии в России, ее правовое закрепление.

Термины «абсолютизм» и «самодержавие» являются синонимами и применяются в учебнике для характеристики монархии в России со второй половины XVII в. до ее свержения в ходе Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.

Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов.

Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных, политических предпосылок.

Абсолютизм делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым свою социальную базу. Этому во многом способствовали начатое еще Соборным уложением 1649 г. уравнение в правовом положении поместья и вотчины, завершенное в 1714 г. Указом Петра I «О единонаследии», а также отмена местничества в 1682 г. и издание в 1722 г. Табели о рангах. В результате светские феодалы были превращены в единое сословие, получившее при Петре I название «шляхетства», а в дальнейшем именуемое дворянством. Все командные должности в государственном аппарате замещались представителями дворянства.

Обстоятельством, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, была борьба внутри самого господствующего класса феодалов, между духовными и светскими феодалами, между боярами и дворянами.

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия.

Таким образом, возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время. Абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них. Однако еще происходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по различным вопросам: о ценах на товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве и т.д.

Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска. Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продажу водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать все увеличивающийся государственный аппарат.

В первой четверти XVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716 г.) говорится следующее: «… его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благомнению управлять

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *